Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Дочерние организации оон. Оон история создания и структура

Центральное место среди международных организаций занимает Организация Объединенных Наций (ООН).

Система Организации Объединенных Наций состоит из главных и вспомогательных органов, специализированных организаций и учреждений и автономных организаций, являющихся составной частью в системе ООН.

К числу главных органов относятся: Генеральная ассамблея (ГА); Совет безопасности (СБ); Международный Суд и Секретариат. Вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми, учреждаются в соответствии с Уставом.

Система ООН включает ряд программ, советов и комиссий, осуществляющих возложенные на них функции.

Рассмотрим внутреннюю структуру международных экономических организаций системы ООН.

Генеральная ассамблея является ее главным органом. Она уполномочена решать любые вопросы в рамках Устава организации. Генеральная ассамблея выносит резолюции, которые, хотя и не являются обязательными для ее членов, все же оказывают заметное влияние на мировую политику и развитие международного права. За время существования принято 10 тыс. резолюций. Генеральная ассамблея окончательно утверждает все международные конвенции по экономическим вопросам. В ее структуре экономическими проблемами занимаются:
1) Комитет по экономическим и финансовым вопросам, вырабатывающий резолюции к пленарным заседаниям Генеральной ассамблеи;
2) Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТ-РАЛ, занимающаяся гармонизацией и унификацией правовых норм в международной торговле;
3) Комиссия по международному праву, работающая над развитием и кодификацией международного права;
4) Комитет по инвестициям, оказывающий содействие в размещении инвестиций из средств фондов, находящихся под контролем ООН.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) является важнейшим органом ООН, отвечающим за экономические, социальные, культурные и гуманитарные аспекты политики ООН.

В функции ЭКОСОС входят:
проведение исследований и составление докладов по международным вопросам в области экономической и социальной сфер, культуры, образования, здравоохранения и представление по этим вопросам рекомендаций Генеральной ассамблее, членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям;
обсуждение международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработка рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств-членов и системы ООН в целом;
контроль и оценка осуществления общей стратегии политики и первоочередных задач, установленных Генеральной ассамблеей в экономической, социальной и смежных областях;
обеспечение согласования и последовательное практическое оперативное осуществление на комплексной основе соответствующих директивных решений и рекомендаций, принимаемых на конференциях ООН и других форумах в рамках системы ООН, после их утверждения Ассамблеей и/или ЭКОСОС;
обеспечение общей координации деятельности организаций системы ООН в экономической, социальной и смежных областях в целях осуществления первоочередных задач, установленных Генеральной Ассамблеей для системы в целом;
проведение всесторонних обзоров политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН.

ЭКОСОС имеет в своем составе комиссии, комитеты, специальные группы, которые занимаются экономическими вопросами. Это:
шесть функциональных комиссий и подкомиссий - социального развития, по контролю за наркотическими средствами, по науке и технике в целях развития, по поддержанию устойчивого развития, по статистике, по транснациональным корпорациям;
пять региональных комиссий - Европы, стран Азии и Тихого океана, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, Западной Азии;
два постоянных комитета - для программ и координации, по непосредственным организациям;
семь органов-экспертов - Комитет по развитию планирования, Специальная группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, комитеты по транспортировке опасных грузов, по экономическим, социальным и культурным правам, по национальным ресурсам, по новым и возобновляемым источникам энергии и использованию энергии и в целях развития, а также встречи экспертов по государственному управлению и финансам.

Целями региональных комиссий являются изучение экономических и технологических проблем соответствующих регионов мира, разработка мер и средств по оказанию содействия экономическому и социальному развитию региональных членов путем координации их действий и проведения согласованной политики, направленной на решение кардинальных задач развития отраслей экономики и внутрирегиональной торговли.

Кроме непосредственных органов ООН в ее систему входят специализированные учреждения и межправительственные организации включающие:
1) фонды и программы ООН;
2) специализированные учреждения ООН;
3) автономные организации, связанные с ООН. Остановимся на наиболее важных организациях первой группы.

1. Фонд развития инвестиций оказывает содействие развивающимся странам путем дополнения существующих источников финансирования предоставлением помощи и займов. Ресурсы фонда образуются из добровольных взносов и оцениваются в 40 млн долл.
2. Программа развития ООП (ПРООН) представляет собой самую крупную организацию системы ООН, финансирующую многоотраслевую экономическую и техническую помощь. Ее ресурсы оцениваются в 1 млрд долл. и постоянно пополняются странами-донорами, в число которых входят большинство развитых и крупные развивающиеся страны. ПРООН занимается ключевыми аспектами устойчивого развития и основными глобальными проблемами: искоренением бедности, восстановлением окружающей среды, обеспечением занятости и т.д. Она организует глобальные форумы по этим проблемам, такие, как Форум по проблемам окружающей среды (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.), по социальному развитию (Копенгаген, 1995 г.). Деятельность программы охватывает в настоящее время более 150 стран, в которых осуществляется свыше 6500 проектов.
3. Программа ООП по окружающей среде (ЮНЕП) ведет постоянное наблюдение за окружающей средой и отвечает за координацию всех международных проектов в этой сфере. Ее деятельность направлена на решение глобальных экологических проблем.
4. Всемирная продовольственная программа (ВПП) координирует предоставление международной продовольственной помощи в случаях чрезвычайных ситуаций. Бюджет ВПП составляет свыше 1,2 млрд долл. и формируется в основном за счет взносов США (500 млн долл.), ЕС (235 млн долл.) и других развитых стран.

Среди связанных с ООН специализированных организаций можно выделить следующие.
1. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВО- ИС) объединяет усилия 18 межправительственных организаций по защите интеллектуальной собственности.
2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) объединяет 168 стран для содействия внедрению новых промышленных технологий, индустриализации развивающихся, особенно африканских, стран, оказания технической помощи. ЮНИДО создала Банк промышленной и технологической информации и систему обмена научно-технической информацией. К значительной части информационных массивов есть доступ в Интернет по адресу www.unido.org. Все организации системы ООН являются источниками бесплатной информации в Интернет. Их адреса практически всегда совпадают с аббревиатурой.
3. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) содействует инвестициям в сельское хозяйство, передаче новейших технологий развивающимся странам, аграрным реформам. На сайте www.fao.org. имеется информация об АПК всех стран.
4. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) кредитует сельское хозяйство в развивающихся странах.
5. Всемирный почтовый союз (ВПС) - старейшая организация в системе ООН, учрежденная еще в 1865 г. Занимается развитием и модернизацией почтовых служб.
6. Всемирная метеорологическая организация (ВМО) координирует международные усилия в сфере развития метеорологических наблюдений.
7. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объединяет усилия 190 стран для решения проблем охраны здоровья людей.
8. Международная организация труда (МОТ) - создана еще в 1919 г. согласно Версальскому договору, в ее составе 171 страна. МОТ разработала Международный трудовой кодекс. Она занимается проблемами занятости и роста уровня жизни населения, социальными и экономическими реформами в сфере труда.
9. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - одна из самых авторитетных международных организаций. Занимается развитием международного сотрудничества в сферах информации, знаний, культуры, коммуникаций и т.д.

Среди автономных организаций, связанных с ООН, отметим Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), в функции которого входит:
поощрение и содействие развитию ядерной энергетики и практическому применению атомной энергии в мирных целях, а также проведению исследований в этой области;
предоставление материалов, услуг, оборудования и технических средств в целях удовлетворения потребностей научно-исследовательской работы в области атомной энергии и практического ее использования в мирных целях;
содействие обмену научно-технической информацией;
поощрение обмена научными работниками и специалистами и их подготовку.

Другие организации системы ООН в той или иной степени были рассмотрены в других разделах учебника, в частности, посвященных регулированию торговых и финансовых международных отношений.

"История и цели деятельности OON"

  • Историческая сводка
  • еская сводка
  • Цели ООН
  • Права человека
  • Развитие экономической отрасти и гуманитарная помощь
  • Еще несколько слов об ООН

Организация Объединенных Наций (ООН) представляется межправительственной системой объединения, в целях создания комфортного интернационального общения. Стала сменой неэффективной Лиги Наций. Данное формирование начало существование 24 октября 1945 года , с целью не позволить повторения такого инцидента, как война мирового масштаба . Ее состав чуть меньше 200 государств.

Место дислокации штаба межнационального объединения обосновалась в Манхэттене . Прочие важнейшие консульства имеют расположение в Женеве, Найроби и Вене. Финансирование бюджета происходит из ресурсов участвующих государств. Взносы имеют, как обязательный, так и добровольный характер. Задачами этого объединения служит содействие к мировому согласию и безопасности, соблюдению человеческого права, помощь социальному и экономическому развитию, охране природы, а также предоставление гуманитарной поддержки при возможности голода, стихийных бедствий и вооруженных конфликтов.

В период Второй мировой войны, Рузвельт инициировал переговоры о преемнике Лиги Наций. Устава нового органа был разработан на собрании в апреле-июне 1945 года. Этот устав вступил в силу 24 октября 1945 года, и ООН начала свое существование. Миссия ООН по сохранению мира во всем мире была сложной задачей в первые десятилетия. В мире развернулась холодная война между СССР и США и их союзниками соответственно.
Организация получила Нобелевскую премию мира в 2001 году, а также ряд его должностных лиц и учреждений также были удостоены премии. Другие оценки эффективности ООН были смешаны. Некоторые комментаторы считают, что организация является важным фактором мира и человеческого развития, в то время как другие называют организацию неэффективной, коррумпированной.

Историческая сводка
До начала создания ООН, некоторое количество интернациональных учреждений и конференций были сформированы, чтобы урегулировать конфликты между странами: Международный комитет Красного Креста и Гаагская конвенция 1899 и 1907 годов соответственно. После катастрофической людских потерь в Первой мировой войне, Парижская мирная конференция создала Лигу Наций, чтобы поддерживать гармонию между странами. Однако Лига не хватало представления для колониальных народов (тогда половина населения мира) и значительного участия от нескольких крупных держав, в том числе США, СССР, Германии и Японии. Орган не мог произвести ограничения для вторжения Японии в Манчжурию, японского вторжения в Китай, остановить немецкие планы Адольфа Гитлера, которые завершились Второй мировой войной.

Декларация Организации Объединенных Наций
Изначальный организационный план для новоиспеченного интернационального объединения начался под покровительством Госдепа США в 1939 году. Рузвельт стал автором "Декларации Организации Объединенных Наций», совместно с Чурчиллем и Хопкинсом. Во время встречи в Белом доме 29 декабря 1941 года были включены советские предложения, но не оставалось никакой роли для Франции. Рузвельт стал основоположником термина Организации Объединенных Наций.

Цели ООН
Операции по поддержанию мира и безопасности.
ООН, после утверждения Советом Безопасности, направляет миротворцев в регионы, где вооруженные конфликты недавно прекратились или сделали паузу. Это делалось для того, чтобы обеспечить соблюдение условий мирных соглашений и препятствовать возобновлению военных действий. Мировое объединение не имеет в своем распоряжении личной армии. Миротворческие операции производятся путем заимствования у государств в составе представленного сообщества.



Права человека.
ООН считается главном сообществом, которое ставит своими целями, поощрение и развитие уважения к правам человека, исключая различного рода дискриминации. Государства - члены в обязательном порядке принимают решения как общие, так и единоличные, дабы защитить их прав людей.
В 1948 году, Генеральная Ассамблея учредила Всеобщую декларацию человеческих прав, подготовленную комитетом, во главе с вдовой Франклина Д. Рузвельта-Элеонорой и французским юристом Кассином. Документ провозглашает основные гражданские, политические и экономические права, общие для всех людей, хотя его эффективность в достижении этих целей была обсуждена с момента его составления. Декларация служит в качестве общего эталона для всех народов и всех стран.

В 1979 году Генеральная Ассамблея установила Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации касательо представительниц слабого пола, а затем, Конвенцию о правах ребенка в 1989 году.
С окончанием холодной войны, толчок для действий в области человеческого права получил новый импульс. человеческому праву была создана в 1993 году для наблюдения за вопросы обеспечения прав человека.

Развитие экономической отрасти и гуманитарная помощь.
Другой главной целью ООН, служит контроль и организация сотрудничества государств и решение их проблем между собой. Многочисленные органы были созданы, чтобы работать для достижения этой цели. В 2000 году 192 государств - членов Организации Объединенных Наций согласились достичь восьми Целей развития тысячелетия к 2015 году.

Программа развития ООН (ПРООН), организация по гранту на основе технической помощи, основанной в 1945 году, является одним из ведущих органов в области межнационального формирования. Организация также контролирует индекс возрастания человеческих возможностей, сравнительного показателя ранжирования стран по бедности, грамотности, образованию, средней продолжительности жизни и других факторов. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), также основанная в 1945 году, способствует развитию сельского хозяйства и продовольственной безопасности. ЮНИСЕФ, имеет дату своего основания в 1946 году для оказывания помощи европейским детям после окончания военных действий. Фонд увеличил свою миссию, дабы оказать помощь во всем мире и поддерживать Конвенцию о правах ребенка.



Содействие между Всемирным банком и Международным валютным фондом, является самостоятельным, специализированным учреждением и играет роль наблюдателя, согласно тексту договоренности 1947 года. Они были первоначально сформированы отдельно от ООН через Бреттон - Вудское соглашение в 1944 году. Всемирный банк предоставляет кредиты для мирового развития, и параллельно МВФ содействует укреплению межнационального взаимодействия в экономике и дает чрезвычайные кредиты странам - должникам.
В рамках межнационального сотрудничества существует объединение, связанное со здоровьем населения. В коей ключевое значение уделяется международным проблемам со здоровьем и ликвидации болезней. Она является одним из крупнейших агентств ООН. В 1980 году агентство объявило, что ликвидация оспы была завершена. В последующие десятилетия, ВОЗ в значительной степени искоренила полиомиелит и проказу. Единый проект межнационального сообщества, по проблеме ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), взявшая старт в 1996 году, координирует вопрос эпидемии СПИДа.

Наравне с интернациональным объединением - Красный Крест, ООН нередко представляет основную значимость в осуществлении чрезвычайного содействия, в экстремальных ситуациях. Всемирная продовольственная программа (ВПП), учрежденная в начале 60х годов, производит продуктовую опору, как следствие «голодных» времен, природные несчастья и противоречия военного характера. Объединение сообщает, что кормит в среднем 90 миллионов жителей в 80 государствах, в ходе каждого года. Управление Верховного комиссара ООН по вопросам беженцев (УВКБ), утверждена в 1950 году, осуществляет работу, в направлении защиты нуждающихся, в рамках полномочий управления. Действия УВКБ и ВПП финансируются посредством добровольческих пожертвований государствами, корпораций и частных лиц, хотя административные расходы УВКБ оплачиваются за счет основного бюджета ООН.

Еще несколько слов об ООН
С момента создания ООН, более 80 колоний получили независимость. ООН работает в направлении деколонизации.

От становления программы ООН направлены в сторону предохранения и улучшения окружающей среды. ООН взирает за природоохранными вопросами. Изначально эта программа не имела большого успеха. В конце 80-х годов прошлого столетия ЮНЕП и Всемирная метеорологическая Организация (ВМО) стала еще одной частью ООН. ВОМ оценивает отчеты об исследованиях, касающихся глобального потепления.
Генеральная Ассамблея устанавливает сумму регулярного взноса. Эта сумма исходит из возможностей каждой страны (ВНД), с поправкой на внешней задолженности и низким уровнем дохода на душу населения. То есть для каждого отдельного государства сумма взносов варьируется. Двухлетний бюджет на 2012-13 годы составил $ 5,512 млрд в общей сложности.

Ассамблея установила принцип, согласно которому ООН не должна чрезмерно зависеть от любого одного члена для финансирования своей деятельности. Таким образом, существует норма "потолок", максимальной суммы, которую любой член может выделить для регулярного бюджета. В декабре 2000 года Ассамблея пересмотрела шкалу взносов в ответ на давление со стороны Соединенных Штатов. В рамках этого пересмотра, верхний предельный уровень бюджета был снижен с 25% до 22%. Для наименее развитых стран(НРС) применяется максимальная ставка в размере 0,01%.

Значительная часть расходов ООН решает свою основную миссию мира и безопасности, и этот бюджет оценивается отдельно от главного. Поддержание мирного существования обошелся за 2015-16 финансовые годы в 8270000000 $.

Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание причины появления всех ее элементов. Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.

Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций. По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течении целого века.

Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.
Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.

На правительственном уровне впорос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.
В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствие название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые».

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям. Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу. Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации».

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании. Советские представители высказывали мнение, что регулирование экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние экономические связи государств. Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-экономического развития. В конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на Экономический и Социальный Совет. В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие и вновь созданные специализированные межправительственные организации. Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН. Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда (Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация - Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году - Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).
В эти же годы образуются новые межправительственные структуры.

В 1944 году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями: сам ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН.

В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации - Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое» специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот статус.

В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в области торговли. В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было вызвано меняющимися потребностями международного экономического и социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению. Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной Ассамблеи, относятся: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред инвестиционной помощи развивающимся странам.

Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы:

Генеральную Ассамблею ООН,
Совет безопасности ООН,
Экономический и Социальный Совет ООН,
Совет по Опеке ООН,
Международный Суд ООН, Секретариат ООН.
В систему также включаются и специализированные учреждения:
Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития,
Международная финансовая корпорация,
Международная ассоциация развития,
Международная морская организация,
Международная организация гражданской авиации,
Международная организация труда,
Международный союз электросвязи,
Всемирный почтовый союз,
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,
Всемирная организация здравоохранения,
Всемирная организация интеллектуальной собственности,
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,
Всемирная метеорологическая организация,
Международный фонд сельскохозяйственного развития,
Международное агентство по атомной энергии

Если у Вас есть интересная статья для этого раздела, пришлите ее нам по

Организация объединенных наций (ООН) – это международное объединение, которое было создано для улучшения связей между государствами и безопасности содружества стран.

ООН – это:

  • Универсальная площадка для международных встреч.
  • Гарантия безопасности содружества стран.
  • Главное связующее звено существующей дипломатии.

Идея разработки этой организации была сформулирована еще в годы Второй мировой войны, в связи с укреплением позиций фашистской Германии. Первое упоминание об этом относится к 1 января 1942 года (Декларация Объединенных Наций). Вскоре был согласован устав ООН (середина 1945 года).

Первоначально в содружество страны были включены 50 государств. 24 октября 1945 года в силу уже вступил Устав ООН. Эту дату принято считать Днем Организации Объединенных наций.

Структура ООН.

Организация Объединенных Наций включает в себя следующие подразделения:

  1. Совет безопасности. Это главный правительственный орган ООН, который несет полную ответственность за все происходящее.
  2. Секретариат. Включает в себя исполнительную власть. Во главе секретариата – генеральный секретарь.

За все время существования организации сменилось всего 8 генеральных секретарей. В настоящий момент – это Пан Ги Мун (представитель Республики Корея).

  1. Международный суд. Включает в себя судебную власть. В данном случае, суду подвергаются не конкретные люди, а именно государства.
  2. Экономический и Социальный Совет. Отвечает за экономическую и социальную политику в сфере международного сотрудничества.
  3. Почтовая администрация. Занимается выпуском почтовых марок, специально для ООН.
  4. Специализированные учреждения. Это обособленные международные организации, которые были созданы ООН. Сюда можно включить: ЮНЕСКО (вопросы образования, науки и культуры), МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии) и другие.

Официальные языки ООН.

Для улучшения организации деятельности ООН были установлены некоторые официальные языки, на которых ведется общение внутри организации.

В связи с этим, были определены следующие официальные языки Организации Объединенных Наций:

  • Английский язык.
  • Русский язык.
  • Французский язык.
  • Испанский язык.
  • Арабский язык.
  • Китайский язык.

На этих, и только на этих языках ведутся все переговоры, пишутся отчеты о заседаниях и издаются официальные документы. Никакие исключения не предусмотрены.

Какие государства являются членами ООН?

Как уже было сказано, первоначально в Организацию входило 50 стран (1945 год). И уже в 1946 в ООН были включены еще 150 государств, ряд которых был разделен на независимые (к примеру, Чехословакия).

В настоящее время, Организация Объединенных Наций включает в себя 193 государства.

Но не все государства могут быть включены в ООН. Членом ООН можно стать только в том случае, если стране дадут международное признание. Все это прописано в главном документе Организации Объединенных Наций – Уставе ООН.

Важно, чтобы страна, вступающая в ООН, приняла этот Устав, а страны ООН были уверены в том, что все пункты Устава этой страной будут соблюдаться. Такие решения принимаются Генеральной Ассамблеей с разрешений Совета Безопасности.

Плюс ко всему, страны, которые являются постоянными членами ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) имеют возможность наложить на решение вето.

Организация Объединенных Наций (ООН ) – это межнациональная организация, которая была образована с целью поддержки сотрудничества и сохранения мира между государствами.

Также является уникальным собранием, обладающим особыми правами в сфере решения вопросов международной безопасности, важная составляющая нынешней дипломатии.

ООН представляет собой глобальный совет, форум на котором обсуждаются и находят свое решение различные проблемы народов мира.

Учредителями данной организации, ее строя, положений о деятельности, стали участники антигитлеровской коалиции. 1 января 1942 года была подписана и начала свое существование Декларация Объединенных Наций, в которой первый раз применили понятие «Объединенные Нации».

В 1945 году состоялась Сан-Францисская конференция, в ходе которой 26 июня был принят и подписан устав ООН.

В подписании этого документа участвовало 50 государств. Позже в число первоначальных участников ООН вступила Польша, подписав устав в октябре 1945 года. В законную силу устав организации вступил 24 октября 1945 года. С тех пор это дата считается официальным днем этой всемирно известной организации.

Структура ООН

Структура ООН устроена таким образом, что все органы, состоящие в ней, имеют свой профиль, свой круг решаемых ими вопросов и свою компетенцию, но оказывают тесное взаимодействие друг с другом.

Структура представлена такими органами как: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Совет по опеке, Экономический и социальный совет, Международный суд ООН, Секретариат.

ООН были созданы также отдельные организации для разрешения профильных задач, например, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВТО, ВОЗ и другие. Их можно назвать второстепенными, вспомогательными органами.

Совет Безопасности является органом, который призван следить за сохранностью мирного положения между участниками организации. В Уставе сказано, что в Совет Безопасности вступают пять несменяемых членов и десять непостоянных.

Постоянные члены, в отличие от непостоянных, обладают правом наложения Вето.

Процедура избрания временных членов Совета Безопасности оговаривается Уставом ООН. Решения, принятые Советом безопасности обязательны для исполнения всеми участниками организации.

Секретариат обеспечивает рабочие процессы органов ООН. На него так же возлагается обязанность по реализации программ, принятых организацией. Штат его достаточно велик – около 44 тысяч работников. По всему миру существуют учреждения, в которых работают представители Секретариата.

Крупнейшие филиалы Секретариата ООН находятся в городах Нью-Йорк, Женева, Вена и Найроби. Этот орган осуществляет такие важные функции как распространение, опубликование, издание и хранение материалов ООН.

Генеральный секретарь стоит во главе Секретариата, являясь главным представителем и лицом организации, а так же неизменным символом ООН. Обязанности Генерального Секретаря формируются главными органами ООН. Назначение на эту должность осуществляется Ассамблеей, но только по рекомендации Совета Безопасности. Так называемое «Джентльменское соглашение», действующее на данный момент, гласит о том, что представитель государства, являющегося неизменным участником Совета Безопасности, не может быть Генеральным Секретарем.

За все время существования ООН, на посту Генерального Секретаря побывало 8 человек. В настоящем эту должность занимает Пан Ги Мун (Республика Корея).

Международный Суд представляет собой высший судебный орган ООН. Деятельность Суда направлена на завершение споров и конфликтных ситуаций меж государствами. Соответственно истцами и ответчиками в нем могут выступать лишь государства, а не отдельные лица. В состав Суда входят 15 независимых судей, обладающих дипломатическими льготами и иммунитетами.

Экономический и Социальный совет состоит из пяти комиссий в регионах. Целью их деятельности является поддержка экономических и социальных взаимосвязей между государствами.

Совет по опеке является органом ООН, на который была возложена миссия по наблюдению за подопечными территориями с целью их развития и установления независимости. Совет приостановил свою деятельность в ноябре 1994 года с достижением независимости последней подопечной территории Палау. Однако существует договоренность о возобновлении работы данного органа в случае необходимости. Для этого достаточно будет решения самого Совета либо его председателя. Просьба участников иных органов организации также может стать причиной возобновления деятельности Совета по опеке.

Почтовая администрация ООН занимается выпуском почтовых марок. На марках обозначается номинал в долларах, франках и евро. Каждый из них соответствует валюте государства, в котором расположен офис организации.

Специализированные учреждения

Роль специализированных учреждений заключается во вспомогательной миссии для организации. Каждый из главных органов может создавать дополнительные органы себе в помощь. Наиболее известными созданными ООН организациями являются ВОЗ, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, Всемирный банк и другие.

Члены ООН

Членами ООН являются государства, выступающие участниками международного права. Как утверждено в Уставе, в ООН могут вступать любые государства, проводящие миролюбивую политику, а также которые согласны с правилами ООН и имеющие готовность их выполнять. Вначале к членам ООН относилось 50 государств, на данный момент насчитывается 193 государства-члена.

Процедура принятия государства в состав ООН заключается в нескольких этапах. Совет Безопасности рассматривает возможность вступления в ООН. Государству, желающему стать членом необходима поддержка минимум 9 государств из 15, входящих в Совет Безопасности. Затем Совет Безопасности подает рекомендацию в Генеральную Ассамблею, где и принимается резолюция о вступлении. Для принятия данной резолюции потребно большинство голосов, составляющее две трети.

Наряду с понятием «член ООН» существует понятие «наблюдатель ООН».

Такой статус государство может обрести посредством голосования Генеральной Ассамблеи, где положительное решение принимается обычным большинством голосов. В отличие от процедуры принятия в члены ООН, где членом может стать только международно-признанное государство, то наблюдателем ООН могут становиться и отчасти признанные государства.

Официальные языки

Для осуществления полноценной работы органами ООН установлен исчерпывающий список официальных языков. Это английский, испанский, русский, французский, китайский и арабский языки. Вся документация ООН ведется с использованием официальных языков. Допускаются случаи выступлений делегаций на других языках, однако в этом случае должен быть предоставлен перевод доклада на один из официальных языков.

Устав ООН

Устав Организации Объединенных Наций – это основополагающий документ, на котором базируется вся деятельность организации. Устав является уникальным международным договором, в котором были зафиксированы основы сотрудничества и взаимоотношений между государствами. Такие как принцип равенства членов ООН; принцип невмешательства ООН в дела других государств; принцип решения конфликтов исключительно мирными путями и другие.

Основные декларации и конвенции

Помимо Устава ООН, существуют различные декларации и конвенции, принятые организацией. Они отличаются от Устава тем, что не носят бесспорного характера к ратифицированию их государствами-членами ООН. Одними из известнейших деклараций и конвенций ООН являются: Всеобщая декларация прав человека (1948г.); Конвенция о правах ребенка (1989г.); Киотский протокол (1997г.); Декларация тысячелетия (2000г.) и другие.

Общественное признание и награды

О работе ООН известно по всему миру. Однако деятельность этой организации не ограничивается только поддержанием мира между государствами и решением вопросов о предоставлении гуманитарной помощи. Деятельность ООН более разносторонняя, чем может казаться на первый взгляд. Проводиться масштабная работа в сферах поощрения и распространения демократии, борьбы с терроризмом, охраны окружающей среды и многих других сферах.

Все это оказывает глобальное влияние на обстановку в мире, тем самым улучшая качество жизни людей, живущих по всему миру.

На многочисленных форумах и конференциях обсуждаются и принимаются важные решения по вопросам экономики, экологии, науки и образования, семьи, здравоохранения и медицины, безопасности, статистики, коммуникации. Работа ООН оказывает благотворное влияние на социальное развитие многих стран, помощь и защита предоставляется государствам, нуждающимся в них.

ООН – это огромнейший аппарат, трудящийся на благо социума, следящий за надлежащим исполнением прав человека, борющийся за сокращение нищеты, болезней и финансового неблагополучия во всем мире.

Забота о настоящем и будущем человечества – вот одно из главенствующих намерений Организации Объединенных Наций.

В 2001 году ООН и Генеральный Секретарь (в то время Кофи Аннан) были удостоены Нобелевской премии. В 1988 году аналогичную премию получили миротворческие силы ООН.

Общественное признание организации оказывает положительное влияние на ее деятельность. Многие знаменитости выражали поддержку и оказывали посильную помощь в делах организации. Среди них такие известные имена как Мать Тереза, принцесса Диана, Анджелина Джоли, Шакира и другие.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!