Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Разделение людей по возрасту. Возрастная классификация всемирной организации здравоохранения

Еще в прошлом столетии женщина 30 лет считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили в категорию старородящих и одаривали неодобрительными взглядами. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями.

Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов ВОЗ.

Классификация ВОЗ

Согласно имеющимся данным, Всемирная Организация Здравоохранения делит людей на следующие группы и категории:

При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.

Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.

Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.

Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.

Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.

Влияние возраста на человека

Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.

Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.

В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.

Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.

Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.

Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.

Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.

Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.

В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Источник:

Распределения населения по возрастам часто рассматривается в разрезе групп, определяющих способность к труду. При этом выделяется трудоспособный возраст: от 16 до 60 лет для мужчин и от 16 до 55 лет для женщин, а также возраста моложе и старше трудоспособного. Изменение распределения по этим трем возрастным группам во второй половине XX в. показано в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Динамика распределения населения России по возрастным группам за период 19392002 гг. (%)

Источник: Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. М.: Госкомстат России, 2003.

Хорошо видно, что происходило постепенное постарение населения России: доля людей моложе трудоспособного возраста постепенно сокращалась, а людей старше трудоспособного возраста (пенсионеров)  увеличивалась. Наконец, к концу XX в. доля пенсионеров превзошла долю детей. Аналогичное соотношение людей старше и моложе трудоспособного возраста уже давно наблюдается в наиболее развитых странах мира. Увеличение доли пожилых людей в населении России и обусловило рост смертности начиная с 60-х годов. Старая возрастная структура населения страны практически неизбежно (кроме маловероятного случая массового притока молодежи из других стран) предопределяет естественную убыль в предстоящие десятилетия. При этом доля населения в трудоспособном возрасте оставалась довольно стабильной (5560%) на протяжении всех последних десятилетий, что являлось благоприятным фактором для экономики страны. Но в перспективе и она начнет снижаться, так как в трудоспособный возраст будут вступать малочисленные молодые поколения 90-х годов, а выходить из него  многочисленные послевоенные поколения.

Дифференциация возрастной структуры населения по регионам Российской Федерации связана со степенью их продвижения по демографическому переходу и миграционной ситуацией в предыдущие десятилетия. При этом общая тенденция изменения одинакова для всех регионов  постепенное постарение возрастной структуры с увеличением доли пенсионеров и сокращением доли детей.

Практически завершился демографический переход в наиболее урбанизированных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие). Соответственно здесь наиболее низка доля людей моложе трудоспособного возраста (18% и ниже), а доля людей старше трудоспособного возраста повышенная (более 22%). Доля людей в трудоспособном возрасте примерно соответствует среднероссийской (около 60%), но в перспективе она будет быстро сокращаться. Следовательно, рождаемость в таких регионах и дальше будет снижаться, а смертность  возрастать. Рост численности населения и стабилизация доли трудоспособных жителей возможны в таких регионах лишь за счет миграционного притока молодежи с других территорий.


В наименьшей степени продвинулись по демографическому переходу национальные автономии на юге страны (республики Ингушетия, Дагестан, Тыва и др.). В настоящее время здесь максимальна доля людей моложе трудоспособного возраста (свыше 30%), минимальна  в трудоспособном возрасте (менее 55%), а доля пенсионеров  пониженная (1015%). Соответственно и в ближайшие годы здесь следует ожидать довольно высокой рождаемости, низкой смертности и значительного естественного прироста населения. А доля людей в трудоспособном возрасте будет увеличиваться.

Демографическая ситуация в остальных регионах страны, находящихся на промежуточных этапах демографического перехода, связана с сальдо миграций в предыдущие десятилетия. При этом их можно разделить на две группы: 1) в которых наблюдался миграционный приток населения, 2) которые характеризовались оттоком населения.

Регионы нового освоения (Ханты-Мансийский АО, Магаданская область и др.), в которые шел интенсивный приток населения (в основном молодежи), выделяются в настоящее время самой высокой долей людей в трудоспособном возрасте (около 6570%) и самой низкой долей пенсионеров (менее 10%). Доля детей чуть выше средней (2025%), но их в несколько раз больше, чем людей в пенсионном возрасте. Поэтому рождаемость в таких регионах повышенная, а смертность  пониженная. В ближайшие годы в этих регионах скорее всего будет наблюдаться естественный прирост населения и стабильная доля людей в трудоспособном возрасте. Но возрастная структура жителей во многих из них может резко измениться из-за интенсивного миграционного оттока населения.

Регионы с длительным оттоком населения (менее урбанизированные регионы Центральной и Северо-Западной России  Псковская, Тверская и другие области) имеют самую старую возрастную структуру населения в стране. В них максимальна доля людей старше трудоспособного возраста (до 30% населения), и поэтому самая высокая смертность. Молодежи и трудоспособных жителей меньше среднего  1618% и 5558% соответственно. Поэтому и в ближайшие годы здесь будет наблюдаться значительная естественная убыль населения, а доля трудоспособного населения будет сокращаться очень быстро, чему поспособствует отток и так немногочисленной молодежи.

В связи с долголетним оттоком сельских жителей в городские поселения возрастная структура сельского населения страны является более старой, чем структура городского населения. В итоге доля людей старше трудоспособного возраста на селе больше, и поэтому смертность среди сельских жителей значительно выше. Но рождаемость в сельской местности чуть выше, так как в городских поселениях она очень низка вследствие влияния не только возрастной структуры, но и урбанизации . Поэтому доля детей среди сельского населения больше, чем среди городского. Доля населения в трудоспособном возрасте в городских поселениях заметно выше (около 63%), чем в сельских (55%).

При этом почти не различается возрастная структура городского и сельского населения в районах нового освоения, где большинство и сельских, и городских жителей являются недавними переселенцами из других районов страны. И наоборот, наибольшие различия имеются в регионах Центральной и Северо-Западной России, где миграционный отток из сельской местности (в том числе и в города этих же регионов) был максимальным. Соответственно городское население разных регионов России различается по демографическим показателям и возрастной структуре жителей не очень сильно. То есть урбанизация оказывает «унифицирующее» воздействие на демографические показатели. Городские жители разных частей страны характеризуются примерно одинаковыми показателями, сельские жители разных регионов в демографическом отношении различаются очень сильно.

Занятость населения  это его вовлечение в народное хозяйство страны. При этом может быть выделено несколько групп (категорий) населения, по-разному охваченных процессом занятости. Самая широкая категория  трудовые ресурсы. Это люди, способные трудиться, что определяется в первую очередь возрастом. Так, в России к трудовым ресурсам относятся трудоспособные в трудоспособном возрасте  мужчины от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет, а также работающие пенсионеры и подростки. В трудоспособном возрасте часть населения является нетрудоспособной  инвалиды, льготные (досрочные) пенсионеры. Эти люди не входят в состав трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы, в свою очередь, состоят из двух категорий людей. Во-первых, это экономически активное население  люди, которые работают в народном хозяйстве страны (занятые) или стремятся найти работу, но не могут этого сделать (безработные). Во-вторых, это экономически неактивное население, состоящее из занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве (т. е. не вовлеченные в народное хозяйство страны) и учащихся с отрывом от производства (дневных образовательных учреждений).

Общая схема распределения населения России, по данным переписи 2002 г., с точки зрения занятости представлена на рис. 3.3. Из этой схемы видно, что уровень экономической активности населения России (т. е. доля экономически активного населения от численности трудовых ресурсов) довольно высок  около 75%. В развитых странах этот уровень обычно не превышает 70%, а в развивающихся часто находится даже ниже 50%. Данные различия связаны главным образом с вовлечением в народное хозяйство женщин. Так, в России занятыми в народном хозяйстве являются большинство женщин, в развитых странах  около половины, а в развивающихся странах женщины, как правило, работают только в домашнем и личном подсобном хозяйстве.

Рис. 3.3. Распределение населения России с точки зрения занятости

Источник : Общие данные переписи населения 2002 г. М.: Госкомстат России, 2003.

Высокий уровень экономической активности в России является наследием советских времен, когда в условиях всеобщего дефицита работников в народное хозяйство стремились вовлечь как можно больше людей, в том числе женщин. Высокий уровень занятости отвлекал женщин от воспитания детей и домашних дел, обеспечивал для них повышенную трудовую нагрузку и в конечном итоге способствовал быстрому снижению уровня рождаемости и естественного прироста в стране.

Но советский период в сфере занятости населения дал и положительное наследие  высокий уровень образования трудовых ресурсов. В начале XX в. в Российской империи неграмотными были около 70% населения (40%  в городах, 75%  в сельской местности). Люди с высшим или средним специальным образованием составляли лишь 0,2% населения страны.

В результате осуществления специальных образовательных программ для взрослого населения и полного охвата школьным образованием детей неграмотность на территории современной России удалось практически полностью ликвидировать к началу 50-х годов. Быстро росли и доли лиц с высшим и средним специальным образованием. По данным переписи 2002 г., люди с образованием высшим и неполным высшим составляют 19,3% взрослого населения страны, а люди с образованием начальным и ниже  7,7%. Между тем уровень образования городского населения по-прежнему заметно выше, чем сельского. Соответственно наиболее высоким уровнем образования в России выделяются самые урбанизированные регионы  в Москве более трети взрослого населения имеют высшее и неполное высшее образование, а также регионы нового освоения, куда в предыдущие десятилетия приезжала молодежь. Самый низкий уровень образования среди сельских жителей регионов Центральной России, в которых наблюдается самая старая возрастная структура населения, и большинство жителей имеют неполное среднее или начальное образование.

Максимальное число занятых в народном хозяйстве на территории современной России наблюдалось в конце 80-х годов, когда оно составляло 75 млн человек. На протяжении 90-х годов количество занятых снизилось на 13 млн человек, или на 18%. Это значительно меньше, чем сокращение валового внутреннего продукта (которое составило около 40%), что говорит о резком снижении производительности труда в экономике России вследствие социально-экономического кризиса.

С течением времени закономерно меняется структура занятости по отраслям и секторам экономики. Эти изменения показаны на рис. 3.4. Так, в начале XX в. в России подавляющее большинство занятых составляли крестьяне, работавшие в первичном секторе экономики (сельском хозяйстве). То есть Россия фактически являлась аграрной, слабо урбанизированной страной. К началу XXI в. доля занятых в сельском хозяйстве сократилась более чем в 5 раз. До 90-х годов увеличивалась доля занятых в отраслях вторичного сектора (индустриальных)  промышленности и строительстве. С 50-х годов эти отрасли доминировали в структуре занятости. Но в 90-х годах доля индустриальных отраслей значительно сократилась. Именно на них пришелся основной объем сокращения общего количества занятых в стране.

Постоянно возрастала доля отраслей непроизводственной сферы (бытового обслуживания, образования, здравоохранения, управления и других отраслей третичного сектора). Если в начале XX в. данная сфера находилась на последнем месте в структуре занятости, то в начале XXI в. она вышла на первое место. Рост занятости в непроизводственной сфере соответствует общемировым закономерностям.

Рис. 3.4. Изменение структуры занятости по секторам экономики России (%)

Источники: Гладкий Ю. Н., Доброскок В. А., Семенов С. П. Экономическая география России. М.: Гардарики, 1999; Российский статистический ежегодник-2003. М.: Госкомстат России, 2003.

В 90-е годы XX в.  в период социально-экономического кризиса и становления рыночных отношений  занятое население России столкнулось со многими специфическими проблемами, которые отсутствовали в предыдущие десятилетия. В частности, перманентно снижалась реальная (с учетом роста цен) заработная плата, большое распространение получили многомесячные задержки с ее выплатой, на многих предприятиях заработная плата выдавалась не деньгами, а различными товарами.

Наиболее острая проблема в сфере занятости, которая вновь проявилась в России в 90-е годы, это безработица. Официально она отсутствовала с 30-х годов, когда в СССР была закрыта последняя биржа труда. Хотя фактически скрытая безработица существовала и в советский период. Многие предприятия «на всякий случай» содержали избыточное количество работников, без которых могли бы обойтись при правильной организации труда.

Существованию такой ситуации способствовала заниженная оплата труда в СССР, когда предприятия не были заинтересованы в повышении производительности труда и минимизации количества занятых, так как это требует значительных затрат (и очень большая часть работ выполнялась вручную). Одновременно люди не стремились занять низкооплачиваемые рабочие места с плохими условиями труда, что порождало дефицит кадров. Все это прикрывалось идеологическим лозунгом обеспечения полной занятости населения в противовес «капиталистической» безработице.

Вновь регистрация безработных, т. е. людей, не имеющих работы, но желающих трудиться и готовых приступить к работе в ближайшее время, началась государственной службой занятости в 1991 г. Максимальный уровень безработицы (доля безработных от численности экономически активного населения), зарегистрированный этой организацией, наблюдался в начале 1996 г., когда он составлял 3,8%. К 2003 г. уровень зарегистрированной безработицы в России снизился до 1,3%.

На практике не все безработные обращаются в государственную службу занятости с целью трудоустройства. Многие из них предпочитают искать работу самостоятельно, через знакомых, через негосударственные агентства по трудоустройству и другими способами. Поэтому Государственным комитетом по статистике с помощью опросов населения выясняется также уровень общей безработицы. Определение этого уровня соответствует международным стандартам (рекомендациям Международной организации труда  МОТ).

Максимальное значение общего уровня безработицы в России отмечено в начале 1999 г. (после финансового кризиса в августе 1998 г.), когда он составлял 14%. К началу 2006 г. уровень общей безработицы снизился до 7,0%, что связывается с оживлением экономики страны. При этом по международным стандартам высоким считается уровень безработицы выше 10%. Дифференциация уровня безработицы по территории России зависит в первую очередь от демографической ситуации и от отраслевой структуры хозяйства. В общем случае можно выделить два типа регионов с повышенным уровнем безработицы и два типа  с пониженным.

Во-первых, повышенный уровень безработицы наблюдается в регионах с высоким естественным приростом населения и аграрным перенаселением. Это национальные республики на юге страны (Ингушетия, Дагестан, Калмыкия и др.). В таких регионах в трудоспособный возраст постоянно вступает большое количество молодежи, для которой требуются новые рабочие места. Но возможности экономики (в которой преобладает сельское хозяйство, использующее ограниченные земельные ресурсы) в сфере трудоустройства населения исчерпаны. Поэтому безработных много, и это в основном молодежь. Напряженная ситуация с занятостью способствует развитию социальных конфликтов, росту преступности. В обозримой перспективе решить проблему можно только за счет выезда части населения в другие регионы станы. Самым высоким уровнем безработицы из таких регионов выделяется Чеченская Республика  до 80% в отдельные годы.

Во-вторых, повышенный уровень безработицы наблюдается в наиболее депрессивных регионах, таких, где в структуре хозяйства преобладают наиболее кризисные отрасли  легкая и оборонная промышленность (Ивановская, Псковская, Владимирская и другие области Центральной России). В таких регионах в связи с сильным падением производства прошли массовые сокращения работников в основном предпенсионного возраста. Уровень безработицы достигал 30%. Для решения проблемы необходимы развитие в депрессивных регионах новых производств и переподготовка безработных. Но возможно и разрешение ситуации без специальных мер, так как большинство безработных скоро перейдут (или уже перешли) в категорию пенсионеров.

Пониженный уровень безработицы наблюдается в регионах: 1) с преобладанием в структуре хозяйства нефтяной , газовой промышленности и металлургии, спад производства в которых относительно невелик (Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха (Якутия) и др.); 2) с развитием рыночных структур, которые постоянно создают большое количество новых рабочих мест (Москва, Санкт-Петербург и др.). В обоих случаях уровень безработицы не превышает 45% и безработица, как правило, является структурной, т. е. свободных рабочих мест больше, чем безработных, но они не подходят друг другу по характеристикам. Такая ситуация на рынке труда встречается довольно часто, потому что такой рынок  это соотношение быстро меняющихся спроса на рабочую силу со стороны работодателей и ее предложения со стороны экономически активного населения. В конечном итоге во многих регионах с пониженным уровнем безработицы существует абсолютный дефицит рабочей силы. Для его ликвидации привлекаются временные работники из регионов России с повышенной безработицей и даже из соседних стран (Украины, Белоруссии, закавказских государств и др.). В перспективе по мере экономического роста все более острой проблемой в России будет становиться именно дефицит рабочих рук, а не безработица.

Физическое развитие человека - это комплекс морфологических и функциональных свойств организма, которые определяют форму, размеры, массу тела и его структурно-механические качества.

Введение

Признаки физического развития изменчивы. Физическое развитие человека - это результат влияния наследственных факторов (генотип) и факторов внешней среды, а для человека - и всего комплекса социальных условий (фенотип ). С возрастом значение наследственности уменьшается, ведущая роль переходит к индивидуально приобретенным особенностям.
Физическое развитие детей и подростков связано с ростом. Каждый возрастной период - грудной, детский, подростковый и юношеский - характеризуется специфическими особенностями роста отдельных частей тела. В каждом возрастном периоде организм ребенка обладает рядом характерных особенностей, присущих только этому возрасту. Между организмом ребенка и взрослого существуют не только количественные различия (размеры тела, его масса), но и, прежде всего, качественные.
В настоящее время наблюдается ускорение физического развития человека. Это явление получило название акселерации.
В своей работе я постараюсь кратко охарактеризовать каждый из основных этапов индивидуального развития человека.

Основные этапы индивидуального развития человека

При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации. Схема возрастной периодизации развития человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, была принята на VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965). В ней выделяется двенадцать возрастных периодов (табл.1). Таблица 1

Индивидуальное развитие, или развитие в онтогенез е, происходит во все периоды жизни - от зачатия до смерти. В онтогенез е человека выделяют два периода: до рождения (внутриутробный, пренатальный - от греч. natos - рожденный) и после рождения (внеутробный, постнаталъный).

Пренатальный онтогенез

Для понимания индивидуальных особенностей строения тела человека необходимо познакомиться с развитием человеческого организма во внутриутробном периоде. Дело в том, что каждый человек имеет свои индивидуальные особенности внешнего облика и внутреннего строения, наличие которых определяется двумя факторами. Это наследственность, черты, унаследованные от родителей, а также результат влияния внешней среды, в которой человек растет, развивается, учится, работает.
Во внутриутробном периоде, от зачатия и до рождения, в течение 280 суток (9 календарных месяцев) зародыш (эмбрион) располагается в теле матери (от момента оплодотворения и до рождения). В течение первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период получил название эмбрионального (зародышевого), а организм будущего человека - эмбрион {зародыш). С 9-недельного возраста, когда начинают обозначаться основные внешние человеческие черты, организм называют плодом, а период - плодным (фетальным - от греч. fetus - плод).
Развитие нового организма начинается с процесса оплодотворения (слияния сперматозоида и яйцеклетки), которое происходит обычно в маточной трубе. Слившиеся половые клетки образуют качественно новый одноклеточный зародыш - зиготу, обладающую всеми свойствами обеих половых клеток. С этого момента начинается развитие нового (дочернего) организма.
Оптимальные условия для взаимодействия сперматозоида и яйцеклетки обычно создаются в течение 12 ч после овуляции. Объединение ядра сперматозоида с ядром яйцеклетки приводит к образованию в одноклеточном организме (зиготе) характерного для человека диплоидного набора хромосом (46). Пол будущего ребенка определяется комбинацией хромосом в зиготе и зависит от половых хромосом отца. Если яйцеклетка оплодотворена сперматозоидом с половой хромосомой X, то в образующемся диплоидном наборе хромосом появляется две Х-хромосомы, характерные для женского организма. При оплодотворении сперматозоидом с половой хромосомой Y, в зиготе образуется комбинация половых хромосом ХY, характерная для мужского организма.
Первая неделя развития зародыша - это период дробления (деления) зиготы на дочерние клетки (рис.1). Непосредственно после оплодотворения в течение первых 3-4 дней зигота делится и одновременно продвигается по маточной трубе в сторону полости матки. В результате деления зиготы образуется многоклеточный пузырек - бластула с полостью внутри (от греч. blastula - росток). Стенки этого пузырька образованы клетками двух видов: крупными и мелкими. Из наружного слоя мелких клеток формируются стенки пузырька - трофобласт. В дальнейшем клетки трофобласта образуют внешний слой оболочек зародыша. Более крупные темные клетки (бластомеры) образуют скопление - эмбриобласт (зародышевый узелок, зачаток зародыша), который располагается кнутри от трофобласта. Из этого скопления клеток (эмбриобласта) развиваются зародыш и прилежащие к нему внезародышевые структуры (кроме трофобласта).

Рис.1. А - оплодотворение: 1 - сперматозоид; 2 - яйцеклетка; Б; В - дробление зиготы, Г - морубластула: 1 - эмбриобласт; 2 - трофобласт; Д - бластоциста: 1-эмбриобласт; 2 - трофобласт; 3 - полость амниона; Е - бластоциста: 1-эмбриобласт; 2-полость амниона; 3 - бластоцель; 4 - эмбриональная энтодерма; 5-амнионитический эпителий - Ж - И: 1 - эктодерма; 2 - энтодерма; 3 - мезодерма.
Между поверхностным слоем (трофобластом) и зародышевым узелком скапливается небольшое количество жидкости. К концу 1-й недели развития (6 - 7-й день беременности) зародыш попадает в матку и внедряется (имплантируется) в ее слизистую оболочку; имплантация продолжается около 40 часов. Поверхностные клетки зародыша, образующие пузырек, - трофобласт (от греч. trophe - питание), выделяют фермент, разрыхляющий поверхностный слой слизистой оболочки матки, которая подготовлена к внедрению в нее зародыша. Формирующиеся ворсинки (выросты) трофобласта вступают в непосредственный контакт с кровеносными сосудами материнского организма. Многочисленные ворсинки трофобласта увеличивают поверхность его соприкосновения с тканями слизистой оболочки матки. Трофобласт превращается в питательную оболочку зародыша, которая получила название ворсинчатой оболочки (хорион). Вначале хорион имеет ворсинки со всех сторон, затем эти ворсинки сохраняются только на стороне, обращенной к стенке матки. В этом месте из хориона и прилежащей к нему слизистой оболочки матки развивается новый орган - плацента (детское место). Плацента - орган, который связывает материнский организм с зародышем и обеспечивает его питание.
Вторая неделя жизни зародыша - это стадия, когда клетки эмбриобласта разделяются на два слоя (две пластинки), из которых образуется два пузырька (рис.2). Из наружного слоя клеток, прилежащих к трофобласту, образуется эктобластический (амниотический) пузырек. Из внутреннего слоя клеток (зачатка зародыша, эмбриобласта) формируется эндобластический (желточный) пузырек. Закладка ("тело") зародыша находится там, где амниотический пузырек соприкасается с желточным. В этот период зародыш представляет собой двухслойный щиток, состоящий из двух листков: наружного зародышевого (эктодерма), и внутреннего зародышевого (энтодерма).

Рис.2. Положение эмбриона и зародышевых оболочек на разных стадиях развития человека: А - 2-3 нед; Б - 4 нед: 1 - полость амниона; 2 - тело эмбриона; 3 - желточный мешок; 4 - трофоласт; В - 6 нед; Г - плод 4-5 мес: 1 - тело эмбриона (плода); 2 - амнион; 3 - желточный мешок; 4 - хорион; 5 - пупочный канатик.
Эктодерма обращена в сторону амниотического пузырька, а энтодерма прилежит к желточному пузырьку. На этой стадии можно определить поверхности зародыша. Дорсальная поверхность прилежит к амниотическому пузырьку, а вентральная - к желточному. Полость трофобласта вокруг амниотического и желточного пузырьков рыхло заполнена тяжами клеток внезародышевой мезенхимы. К концу 2-й недели длина зародыша составляет всего 1,5 мм. В этот период зародышевый щиток в своей задней (каудальной) части утолщается. Здесь в дальнейшем начинают развиваться осевые органы (хорда, нервная трубка).
Третья неделя жизни зародыша является периодом образования трехслойного щитка (зародыша). Клетки наружной, эктодермальной пластинки зародышевого щитка смещаются к заднему его концу. В результате образуется клеточный валик (первичная полоска), вытянутый в направлении продольной оси зародыша. В головной (передней) части первичной полоски клетки растут и размножаются быстрее, в результате чего образуется небольшое возвышение - первичный узелок (узелок Гензена). Место первичного узелка указывает на краниальный (головной конец) тела зародыша.
Быстро размножаясь, клетки первичной полоски и первичного узелка прорастают в стороны между эктодермой и энтодермой, так образуется срединный зародышевый листок - мезодерма. Клетки мезодермы, расположенные между листками щитка, называются внутризародышевой мезодермой, а выселившиеся за его пределы - внезародышевой мезодермой.
Часть клеток мезодермы в пределах первичного узелка особенно активно растет вперед от головного и хвостового конца зародыша, проникает между наружным и внутренним листками и образует клеточный тяж - спинную струну (хорду). В конце 3-й недели развития в передней части наружного зародышевого листка происходит активный рост клеток - образуется нервная пластинка. Эта пластинка вскоре прогибается, образуя продольную борозду - нервную бороздку. Края бороздки утолщаются, сближаются и срастаются друг с другом, замыкая нервную бороздку в нервную трубку. В дальнейшем из нервной трубки развивается вся нервная система. Эктодерма смыкается над образовавшейся нервной трубкой и теряет с ней связь.
В этот же период из задней части энтодермальной пластинки зародышевого щитка во внезародышевую мезенхиму (в так называемую амниотическую ножку) проникает пальцевидный вырост - алантоис, который у человека определенных функций не выполняет. По ходу алантоиса от зародыша к ворсинкам хориона прорастают кровеносные пупочные (плацентарные) сосуды. Содержащий кровеносные сосуды тяж, соединяющий зародыш с внезародышевыми оболочками (плацентой), образует брюшной стебелек.
Таким образом, к концу 3-й недели развития зародыш человека имеет вид трехслойной пластинки, или трехслойного щитка. В области наружного зародышевого листка видна нервная трубка, а глубже - спинная струна, т.е. появляются осевые органы зародыша человека. К концу третьей недели развития длина зародыша составляет 2-3 мм.
Четвертая неделя жизни - зародыш, имеющий вид трехслойного щитка, начинает изгибаться в поперечном и продольном направлениях. Зародышевый щиток становится выпуклым, а его края отграничиваются от окружающего зародыш амниона глубокой бороздой - туловищной складкой. Тело зародыша из плоского щитка превращается в объемный, эктодерма покрывает тело зародыша со всех сторон.
Из эктодермы в дальнейшем образуются нервная система, эпидермис кожи и ее производные, эпителиальная выстилка ротовой полости, анального отдела прямой кишки, влагалища. Мезодерма дает начало внутренним органам (кроме производных энтодермы), сердечно-сосудистой системе, органам опорно-двигательного аппарата (костям, суставам, мышцам), собственно коже.
Энтодерма, оказавшаяся внутри тела зародыша человека, свертывается в трубку и образует эмбриональный зачаток будущей кишки. Узкое отверстие, сообщающее эмбриональную кишку с желточным мешком, в дальнейшем превращается в пупочное кольцо. Из энтодермы формируются эпителий и все железы пищеварительной системы и дыхательных путей.
Эмбриональная (первичная) кишка вначале замкнута спереди и сзади. В переднем и заднем концах тела зародыша появляются впячивания эктодермы - ротовая ямка (будущая ротовая полость) и анальная (заднепроходная) ямка. Между полостью первичной кишки и ротовой ямкой имеется двухслойная (эктодерма и энтодерма) передняя (рото-глоточная) пластинка (мембрана). Между кишкой и заднепроходной ямкой имеется клоакальная (заднепроходная) пластинка (мембрана), также двухслойная. Передняя (рото-глоточная) мембрана прорывается на 4-й неделе развития. На 3-м месяце прорывается задняя (заднепроходная) мембрана.
В результате изгибания тело зародыша оказывается окруженным содержимым амниона - амниотической жидкостью, которая выполняет роль защитной среды, предохраняющей зародыш от повреждений, в первую очередь механических (сотрясения).
Желточный мешок отстает в росте и на 2-м месяце внутриутробного развития имеет вид небольшого мешочка, а затем полностью редуцируется (исчезает). Брюшной стебелек удлиняется, становится относительно тонким и в дальнейшем получает название пупочного канатика.
В течение 4-й недели развития зародыша продолжается дифференцирование его мезодермы, начавшейся на 3-й неделе. Дорсальная часть мезодермы, расположенная по бокам от хорды, образует парные утолщенные выступы - сомиты. Сомиты сегментируются, т.е. делятся на метамерные участки. Поэтому дорсальную часть мезодермы называют сегментированной. Сегментация сомитов происходит постепенно в направлении спереди назад. На 20-й день развития образуется 3-я пара сомитов, к 30-му дню их уже 30, а на 35-й день - 43-44 пары. Вентральная часть мезодермы на сегменты не подразделена. Она образует с каждой стороны две пластинки (несегментированную часть мезодермы). Медиальная (висцеральная) пластинка прилежит к энтодерме (первичной кишке) и называется спланхноплеврой. Латеральная (наружная) пластинка прилежит к стенке тела зародыша, к эктодерме, и получила название соматоплевры.
Из спланхно- и соматоплевры развиваются эпителиальный покров серозных оболочек (мезотелий), а также собственная пластинка серозных оболочек и подсерозная основа. Мезенхима спланхноплевры идет также на построение всех слоев пищеварительной трубки, кроме эпителия и желез, которые формируются из энтодермы. Пространство между пластинками несегментированной части мезодермы превращается в полость тела зародыша, которая подразделяется на брюшинную, плевральную и перикардиальную полости.

Рис.3. Поперечный разрез через тело зародыша (схема): 1 - нервная трубка; 2 - хорда; 3 - аорта; 4 - склеротом; 5 - миотом; 6 - дерматом; 7 - первичная кишка; 8 - полость тела (целом); 9 - соматоплевра; 10 - спланхноплевра.
Мезодерма на границе между сомитами и спланхноплеврой образует нефротомы (сегментарные ножки), из которых развиваются канальцы первичной почки, половые железы. Из дорсальной части мезодермы - сомитов - образуется три зачатка. Переднемедиальный участок сомитов (склеротом) идет на построение скелетной ткани, дающей начало хрящам и костям осевого скелета - позвоночника. Латеральнее него лежит миотом, из которого развивается скелетная мускулатура. В заднелатерал ьной части сомита находится участок - дерматом, из ткани которого образуется соединительнотканная основа кожи - дерма.
В головном отделе на каждой стороне зародыша из эктодермы на 4-й неделе формируются зачатки внутреннего уха (вначале слуховые ямки, затем слуховые пузырьки) и будущий хрусталик глаза. В это же время перестраиваются висцеральные отделы головы, которые вокруг ротовой бухты образуют лобный и верхнечелюстные отростки. Кзади (каудальнее) этих отростков видны контуры нижнечелюстной и подъязычной (гиоидной) висцеральной дуг.
На передней поверхности туловища зародыша видны возвышения: сердечный, а за ним - печеночный бугры. Углубление между этими буграми указывает на место образования поперечной перегородки - одного из зачатков диафрагмы. Каудальнее печеночного бугра находится брюшной стебелек, содержащий крупные кровеносные сосуды и соединяющий эмбрион с плацентой (пупочный канатик). Длина зародыша к концу 4-й недели равна 4-5 мм.

Пятая-восьмая недели

В период с 5-й по 8-ю неделю жизни эмбриона продолжается формирование органов (органогенез) и тканей (гистогенез). Это время раннего развития сердца, легких, усложнение строения кишечной трубки, формирования висцеральных дуг, образование капсул органов чувств. Нервная трубка полностью замыкается и расширяется в головном отделе (будущий головной мозг). В возрасте около 31-32 дней (5-я неделя) длина зародыша равна 7,5 мм. На уровне нижних шейных и 1-го грудного сегментов тела появляются плавниковоподобные зачатки (почки) рук. К 40-му дню образуются зачатки ног.
На 6-й неделе (теменно-копчиковая длина зародыша - 12 - 13 мм) заметны закладки наружного уха, с конца 6-7-й недели - закладки пальцев рук, а затем ног.
К концу 7-й недели (длина зародыша - 19-20 мм) начинают формироваться веки. Благодаря этому глаза обрисовываются более четко. На 8-й неделе (длина зародыша 28-30 мм) заканчивается закладка органов зародыша. С 9-й недели, т.е. с начала 3-го месяца, зародыш (теменно-копчиковая длина 39-41 мм) принимает вид человека и называется плодом.

Третий-девятый месяцы

Начиная с трех месяцев и в течение всего плодного периода происходят дальнейший рост и развитие образовавшихся органов и частей тела. В это же время начинается дифференцирование наружных половых органов. Закладываются ногти на пальцах. С конца 5-го месяца (длина 24,3 см) становятся заметными брови и ресницы. На 7-м месяце (длина 37,1 см) открываются веки, начинается накапливаться жир в подкожной клетчатке. На 10-м месяце (длина 51 см) плод рождается.

Критические периоды онтогенез а

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития. Такими наиболее опасными периодами являются:
1) время развития половых клеток - овогенез и сперматогенез;
2) момент слияния половых клеток - оплодотворение;
3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);
4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);
5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);
6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);
7) момент рождения ребенка и период новорожденности - переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;
8) период раннего и первого детства (2 года - 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;
9) подростковый возраст (период полового созревания - у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет).
Одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

Постнатальный онтогенез . Период новорожденности

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней. Новорожденные в начальном периоде приспособления к условиям внеутробной жизни разделяются по уровню зрелости на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие доношенных детей длится 39-40 нед., недоношенных - 28-38 нед. При определении зрелости учитывают не только эти сроки, но и массу (вес) тела при рождении.
Доношенными считаются новорожденные с массой тела не менее 2500 г (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными - новорожденные, имеющие массу тела меньше 2500 г. Кроме массы и длины, учитывают и другие размеры, например обхват груди в соотношении с длиной тела и обхват головы в соотношении с обхватом груди. Считается, что обхват груди на уровне сосков должен быть больше 0,5 длины тела на 9-10 см, а обхват головы - больше обхвата груди не более чем на 1-2 см.

Грудной период

Следующий период - грудной - продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию "зрелым" молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В грудном возрасте ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором. В каждом месяце первого года жизни появляются новые показатели развития. В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 4 мес. настойчиво пытается встать на ножки (при поддержке), в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 - делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.

Период раннего детства

Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

Период первого детства

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.
Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Период второго детства

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек - с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом - в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем - полового члена.

Подростковый период

Следующий период - подростковый - называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста - пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела - между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела - между 14 и 15 годами. Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5-14 лет они обгоняют девочек по длине тела. В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.
В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. К 13 годам у них происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).
У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

Юношеский возраст

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек - от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.
В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.

Зрелый, пожилой, старческий возраст

В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят постепенные инволютивные изменения организма.

Индивидуальные различия в процессе роста и развития

Индивидуальные различия в процессе роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития послужило основанием для введения такого понятия, как биологический возраст, или возраст развития (в отличие от паспортного возраста).
Основными критериями биологического возраста считаются:
1) скелетная зрелость - (порядок и сроки окостенения скелета);
2) зубная зрелость - (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов);
3) степень развития вторичных половых признаков. Для каждого из этих критериев биологического возраста - "внешнего" (кожные покровы), "зубного" и "костного" - разработаны оценочные шкалы и нормативные таблицы, позволяющие определить хронологический (паспортный) возраст по морфологическим особенностям.

Факторы, влияющие на индивидуальное развитие

Факторы, влияющие на индивидуальное развитие (онтогенез ), подразделяются на наследственные и средовые (влияние внешней среды).
Степень наследственного (генетического) влияния неодинакова на разных этапах роста и развития. Воздействие наследственных факторов на тотальные размеры тела усиливается от периода новорожденное (тм) ко второму детству с последующим ослаблением к 12-15 годам.
Влияние факторов внешней среды на процессы морфофункционального созревания организма отчетливо прослеживается на примере сроков менархе (менструации). Исследования процессов роста у детей и подростков в различных географических зонах показали, что климатические факторы почти не оказывают влияние на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными. Адаптация к экстремальным условиям вызывает столь глубокую перестройку функционирования всего организма, что не может не сказаться на процессах роста.

Размеры и пропорции, масса тела

Среди размеров тела выделяют тотальные (от фр. total - целиком) и парциальные (от лат. pars - часть). Тотальные (общие) размеры тела - основные показатели физического развития человека. К ним относятся длина и масса тела, а также обхват груди. Парциальные (частичные) размеры тела являются слагаемыми тотального размера и характеризуют величину отдельных частей тела.
Размеры тела определяются при антропометрических обследованиях различных контингентов населения.
Большинство антропометрических показателей имеет значительные индивидуальные колебания. В табл.2 приведены некоторые Усредненные антропометрические показатели в постнатальном онтогенез е.
Пропорции тела зависят от возраста и пола человека (рис.4). Длина тела и ее возрастные изменения, как правило, индивидуальны. Так, например, различия в длине тела новорожденных при нормальной по срокам беременности лежат в пределах 49-54 см. Наибольший прирост длины тела детей наблюдается на первом году жизни и составляет в среднем 23,5 см. В период от 1 до 10 лет этот показатель постепенно уменьшается в среднем на 10,5 - 5 см в год. С 9-летнего возраста начинают появляться половые различия в скорости роста. Масса тела с первых дней жизни и примерно до 25 лет у большинства людей постепенно увеличивается, а затем остается без изменений.

Рис.4 Изменения пропорций отделов тела в процессе роста человека.
КМ - средняя линия. Цифры справа показывают соотношения частей тела у детей и взрослых, цифры внизу - возраст.
Таблица 2
Длина, масса и площадь поверхности тела в постиатальном ортогинезе



Табл.2
После 60 лет масса тела, как правило, начинает постепенно уменьшаться, главным образом в результате атрофических изменений в тканях и уменьшения содержания в них воды. Общая масса тела складывается из ряда компонентов: массы скелета, мускулатуры, жировой клетчатки, внутренних органов и кожи. У мужчин средняя масса тела 52-75 кг, у женщин - 47-70 кг.
В пожилом и старческом возрасте прослеживаются характерные изменения не только размеров и массы тела, но и его строения; эти изменения изучает специальная наука геронтология (gerontos - старик). Следует особо подчеркнуть, что активный образ жизни, регулярные занятия физической культур ой замедляют процессы старения.

Акселерация

Нельзя не отметить, что за последние 100-150 лет отмечается заметное ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков - акселерация (от лат. acceleratio - ускорение). Другой термин для обозначения той же тенденции - "эпохальный сдвиг". Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных морфологических, физиологических и психи ческих явлений. К настоящему времени определены морфологические показатели акселерации.
Так, длина тела детей при рождении за последние 100-150 лет увеличилась в среднем на 0,5-1 см, а масса - на 100-300 г. За это время увеличилась и масса плаценты у матери. Отмечается и более раннее выравнивание соотношений обхватов груди и головы (между 2-м и 3-м месяцем жизни). Современные годовалые дети на 5 см длиннее и на 1,5-2 кг тяжелее, чем их сверстники в XIX в.
Длина тела детей дошкольного возраста за последние 100 лет увеличилась на 10-12 см, а у школьников - на 10-15 см.
Помимо возрастания длины и массы тела, акселерация характеризуется увеличением размеров отдельных частей тела (сегментов конечностей, толщины кожно-жировых складок и т.д.). Так, увеличение обхвата груди по отношению к возрастанию длины тела было небольшим. Наступление сроков полового созревания современных подростков происходит примерно на два года раньше. Ускорение развития коснулось и двигательных функций. Современные подростки быстрее бегают, дальше прыгают в длину с места, большее число раз подтягиваются на перекладине (турнике).
Эпохальный сдвиг (акселерация) затрагивает все этапы человеческой жизни, от рождения до смерти. Например, длина тела взрослых людей также увеличивается, но в меньшей степени, чем у детей и подростков. Так, в возрасте 20-25 лет длина тела мужчин стала больше в среднем на 8 см.
Акселерация охватывает весь организм, отражаясь на размерах тела, росте органов и костей, на созревании половых желез и скелета. У мужчин изменения в процессе акселерации выражены сильнее, чем у женщин.
Мужчину и женщину отличают половые признаки. Это первичные признаки (половые органы) и вторичные (например, развитие волос на лобке, развитие молочных желез, изменение голоса и др.), а также особенности телосложения, пропорции частей тела.
Пропорции тела человека вычисляются в процентах по данным измерения продольных и поперечных размеров между пограничными точками, установленными на различных выступах скелета.
Гармоничность пропорций тела является одним из критериев при оценке состояния здоровья человека. При диспропорции в строении тела можно думать о нарушении ростовых процессов и обусловивших его причинах (эндокринных, хромосомных и др.). На основании вычисления пропорций тела в анатомии выделяют три основных типа телосложения человека: мезоморфный, брахиморфный, долихоморфный. К мезоморфному типу телосложения (нормостеники) отнесены люди, анатомические особенности которых приближаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола и т.д.). У людей брахиморфного типа телосложения (гиперстеники) преобладают поперечные размеры, хорошо развита мускулатура, они не очень высокого роста. Сердце расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. У гиперстеников легкие более короткие и широкие, петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально. Лица долихоморфного типа телосложения (астеники) отличаются преобладанием продольных размеров, имеют относительно более длинные конечности, слабо развитые мышцы и тонкую прослойку подкожного жира, узкие кости. Диафрагма у них расположена ниже, поэтому легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально. В табл.3 приведены относительные размеры частей тела у людей разных типов телосложения.
Таблица 3.


Заключение

Какой итог можно подвести сказанному выше?
Рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегуном на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего "бега" лидер соревнования непрерывно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова. У двухмесячного плода голова по величине превосходит туловище. Это и понятно: в голове находится головной мозг, а он является важнейшим органом, согласующим и организующим сложную работу органов и систем. Так же рано начинается развитие сердца, кровеносных сосудов и печени.
У новорожденного ребенка голова достигает половины своего окончательного размера. До 5-7-летнего возраста идет быстрый прирост массы и длины тела. При этом руки, ноги и туловище растут поочередно: вначале - руки, затем - ноги, потом - туловище. Размер головы в этот период увеличивается медленно.
В младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет рост идет медленнее. Если раньше более быстро росли руки и ноги, то теперь лидером становится туловище. Оно растет равномерно, так что пропорции тела не нарушаются.
В подростковом возрасте руки растут так интенсивно, что организм не успевает приспособиться к их новым размерам, отсюда некоторая неуклюжесть и размашистость движений. После этого начинают расти ноги. Только когда они достигнут своего окончательного размера, включается в рост туловище. Сначала оно растет в высоту, а уже затем начинается рост в ширину. В этот период окончательно формируется телосложение человека.
Если сравнить части тела новорожденного и взрослого человека, то окажется, что размер головы вырос всего в два раза, туловище и руки - стали больше в три раза, длина же ног увеличилась в пять раз.
Важным показателем развития организма является появление менструаций у девушек и поллюций у юношей, оно говорит о наступлении биологической зрелости.
Наряду с ростом тела идет его развитие. Рост и развитие человека у разных людей происходят в разные сроки, поэтому анатомы, врачи, физиологи различают календарный возраст и биологический возраст. Календарный возраст исчисляется с даты рождения, биологический отражает степень физического развития субъекта. Последний для каждого человека свой. Может случиться, что люди, находящиеся в одном и том же биологическом возрасте, календарно могут различаться на 2-3 года, и это совершенно нормально. Девочки, как правило, развиваются быстрее.

Литература

1. Медицинский научный и учебно-методический журнал № 28 [Октябрь 2005]. Раздел - Лекции. Название работы - ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. Автор - П.Д. Ваганов
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4.
3. Выготский Л.С. статья "Проблемы возрастной периодизации детского развития"
4. Обухова Л.Ф. учебник "Детская (возрастная) психология". Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред.А.Г. Камкина и А.А. Каменского. - М.: "Академия", 2004.
5. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: Пер. с англ. - М.: Мир, 1996.
6. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004.
7. Сапин. М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
8. Чусов Ю.Н. Физиология человека: Учеб. пособие для пед. Училищ (спец. № 1910). - М.: Просвещение, 1981.
9. Энциклопедия "Кругосвет"
10. "Русмедсервис"
11. Энциклопедия "Википедия"

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТА, возрастная группировка, распределение возрастов людей по более или менее крупным группам, объединяющим их на основе сходства каких-либо социальных или демографических функций. Применяется обычно в отношении всего населения или больших совокупностей людей. В основе классификации возраста лежит представление о периодизации возраста. Классификация возраста позволяет разделять те или иные возрастные контингенты. Критерии классификации возраста зависят от цели исследования. В демографии предпочтительна классификация возраста по 1-годичным или 5-летним группам, в последнем случае часто (например, при расчете кратких таблиц смертности) первая 5-летняя группа ввиду ее особой важности подразделяется на 1-годичные. При изучении брачности и рождаемости выделяются бракоспособные возрасты и репродуктивный возраст женщин. С экономической точки зрения возрасты подразделяются на 3 группы - дорабочий, рабочий и послерабочий (дотрудоспособный трудоспособный и послетрудоспособный), границы которых различны наиболее употребительно членение на 3 группы с целым числом 5-летних групп в каждой (0-14, 15-59, 60 лет и старше или 0-14, 15-64, 65 лет и старше). Такая классификация возраста принята в международной практике. В СССР в практике планирования применяется группировка 0-15, 16-54, 55 лет и старше - для женщин 0-15, 16-59, 60 лет и старше - для мужчин. Классификация возраста, имеющая значение для анализа структуры трудовых ресурсов разработана Б. Ц. Урланисом. При этом население подразделяется на группы дорабочая - до 15 лет (в т. ч. дети ясельного возраста - до 2, лошкольного-3-6 и школьного - 7-15 лет) рабочая - 16-59 лет (в т. ч. юность - 16-24, зрелость - 25-44 и поздняя зрелость - 45-59 лет), послерабочая - 60 лет и старше (в том числе пожилой возраст - 60-69, ранняя старость-70-79, глубокая старость - 80 лет и более).

На основе анализа возрастных изменений в различных органах и тканях, а также оценки работоспособности организма решением Ленинградской конференции по геронтологии (1962) и семинара ВОЗ по социальным и клиническим проблемам в СССР принята так называемая рабочая классификация возрастных рубежей второй половины жизни человека. Возраст 45-59 определяется как средний, 60-74 - пожилой, старше 75 лет - старческий, в котором выделяются долгожители - люди в возрасте 90 лет и старше.

Попытки предложить универсальную классификацию возраста предпринимались издавна. Так русский статистик и демограф 1-й половины 19 века А. П. Росчавский-Петровский выделял подрастающее поколение - до 15 лет (в т. ч. малолетние - до 5 лет и дети - 5-15), цветущее поколение - 16-60 лет (в т. ч. молодые - 16-30, возмужалые - 30-45, пожилые - 45-60 лет), увядающее поколение - 61-100 лет и старше (в т. ч. старые - 61 - 75, долговечные- 75-100 и старше). Классификация возраста, предложенная в 1939 году секцией демографической статистики американской ассоциации здравоохранения, соответствует классификациям, принятым в современных международных сравнениях. В ней 8 периодов: младенчество - до 1 года, дошкольный возраст - от 1 до 4 лет, школьные годы - 5-14, юношеские годы - 15-24, годы наибольшей активности - 15-44, средний возраст - 45-64, ранний период старости - 65-74, старость - от 75 лет. Известны и другие универсальные классификации возраста, однако ни одна из них в настоящее время не стала общепринятой (см. также Возраст).

И.В. Калинюк.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!