Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Международные экономические организации и союзы. Мировые экономические союзы

Экономический союз - один из видов экономической интеграции государств, имеющий следующие признаки :

· отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран (см. Таможенный союз),

· наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть финансового и человеческого капитала (см. Общий рынок),

· наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.

Типы:

По степени взаимодействия стран различаются несколько типов торгово-экономических блоков.

Преференциальный торговый клуб;

Зона свободной торговли;

Таможенный союз;

Общий рынок;

Экономический союз (полный экономический союз)

Полная экономическая интеграция (полностью интегрированная группировка).

Преференциальный торговый клуб (объединение). Две или более стран образуют преференциальный торговый клуб, если они сокращают пошлины на импорт всех товаров для каждого из участников клуба, сохраняя свои первоначальные тарифы для всего остального мира.

Зона свободной торговли: «группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли… практически для всей торговли между составными территориями зоны в отношении товаров, происходящих из этих территорий»

Таможенный союз: «замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией, таким образом, чтобы: пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли… были бы отменены в отношении практически всей торговли между составляющими территориями союза, или, по крайней мере в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий. ТС представляет собой достаточно логически завершенную форму экономической интеграции, но сам таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого порождает переход к более развитым формам экономической интеграции, по существу одни и те же пошлины и другие меры по регулированию торговли применялись бы каждым из членов союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз»



Общий рынок: представляет собой разновидность ТЭС, в рамках которого, наряду с сохранением условий функционирования таможенного союза, обеспечивается свободное движение факторов производства (капитала, рабочей силы). Полной реализации этого препятствуют различия в экономической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок

Экономический союз: представляет собой разновидность ТЭС, в рамках которого, наряду с сохранением условий функционирования общего рынка, обеспечивается определенная координация экономической политики стран-членов.

Полностью интегрированная группировка: представляет собой разновидность ТЭС, в рамках которого, наряду с сохранением условий функционирования менее сложных типов союзов, обеспечивается унификация экономической политики стран-членов.

38 Возможности экономической интеграции на постсоветском пространстве

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным.

Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и в первую очередь в областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства. В дальнейшем, усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших реалий.

Россия - естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

Разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

Длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах. Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения, в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи; технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами - членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное - со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран - членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду Абхазии.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоединения других стран.

Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей подготовки персонала и т.д. создавали хорошие возможности для взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню часто не соответствует требованиям мировых рынков, но торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и технический уровень продукции легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с другой стороны, регионализация означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран - членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран и многих других как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития экономики и системных реформ, политики руководства в России - естественного интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.

Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так Называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов.

Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. Участники девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

1. Европейский союз (ЕС) — Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада, Мексика.
3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
5. МЕРКОСУР — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
6. Южноафриканский комитет развития (САДК) — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.
7. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) — Кот-т’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) — Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
9. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство. Активизация таких процессов с одной стороны способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому формированию.
В частности, учреждение льготных тарифов в рамках регионального объединения приводит к тому, что торговля ведется неэффективно. Этот процесс в международной практике характеризуется как «торговое отклонение». Для получения наилучших результатов страна должна руководствоваться принципом «сравнительных преимуществ». Так, если США импортирует мексиканские товары только потому, что разрешен их беспошлинный ввоз, при том, что у Малайзии или Тайваня имеется сравнительное преимущество в производстве ряда товаров над мексиканскими, то торговля несомненно становится менее эффективной. При этом размах «торговых отклонений» может быть весьма существенным.
Решающим критерием оценки региональных соглашений является то, насколько существенное различие проводят они между странами-членами соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. Международная практика свидетельствует, что высокие внешние тарифы, например, рынка МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай импортируют товары друг у друга, даже если для них было бы выгоднее купить их где-то еще.
Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма «свободная торговля» или протекционизм не перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между некоторыми странами, перерастающие в так называемые «торговые войны» (например, тресковые, виноградные, масляные «войны» между странами-членами ЕС).
К концу 90-х годов происходит переход от «торговых войн» к внешнеэкономическим. Если торговые войны принимают форму жестких мер, направленных на противодействие или поощрение экспортной экспансии с помощью государственного регулирования (тарифного, нетарифного квотирования, лицензирования, налогов и т. п.), то во внешнеэкономической борьбе используются иные приемы и методы конкуренции.
Прежде всего, имеется в виду стремление поставить под контроль ключевые отрасли экономики какой-либо страны путем экспорта товаров в подготовленную для этого инфраструктуру. И как результат — угроза их «отторжения» либо последующее наращивание экспорта сопутствующих товаров и объектов. Завершающим шагом становится «кредитный удар», перекачка национального дохода, и др.
На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий интересов, которые будут возникать в ходе взаимодействия отдельных стран и торгово-экономических группировок друг с другом. Страны-участницы торгово-экономических блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий.
Региональные торговые группировки, по мнению Всемирной торговой организации, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения — открытыми для присоединения к ним других стран.

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР)

Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся и влиятельный — МЕРКОСУР, созданный в 1991 году на основе Асунсьонского договора. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли.
Организационная структура МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой и практичностью, которая предусматривает обязательное представительство правительства каждой из четырех стран-участниц, но не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения принимаются на основе консенсуса.
Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и экономики. Созывается он не реже одного раза в полгода. Его встречи завершаются проведением саммитов, утверждающих решения Совета.
Исполнительным органом является Группа общего рынка (ГОР), в состав которой входят четыре полномочных представителя и четыре их заместителя от стран-участниц, назначаемых правительствами и включающих представителей министерств иностранных дел, экономики и центральных банков. Координация деятельности ГОР осуществляется МИД стран-участниц.
При ГОР действует 10 рабочих групп по конкретным направлениям сотрудничества и Комиссия по торговле, призванная обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках таможенного союза. Возглавляют Совет и ГОР страны-участницы поочередно каждые полгода.
В систему МЕРКОСУР входят также Совместная парламентская комиссия, включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-экономический форум, созданный для обеспечения участия представителей бизнеса и профсоюзов в выработке рекомендаций для ГОР. Технические функции в МЕРКОСУР возложены на Административный секретариат, расположенный в Монтевидео (Уругвай).
Углубление экономической интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением МЕРКОСУР как политического образования. В 1996 г. саммит в Сан-Луисе (Аргентина) принял обязательство проводить совместные консультации и осуществлять меры политического давления в случае возникновения угрозы демократическому строю в одном из государств-членов объединения.
МЕРКОСУР придает большое значение вопросам создания системы, гарантирующей выполнение взятых странами-участницами обязательств как непременного условия успешного продвижения интеграционных начинаний.
Если прямые переговоры заинтересованных сторон не приводят к урегулированию спорного вопроса, он передается на рассмотрение ГОР, выступающей посредником и вырабатывающей рекомендации. В случае их неприятия сторонами образуется Арбитражный суд, решение которого является окончательным. Как свидетельствует практика функционирования МЕРКОСУР, урегулирование спорных вопросов, постоянно возникающих у его участников, осуществляется и без Арбитражного суда путем достижения взаимных компромиссов.

Восточно-африканское сообщество

Восточно-Африканское сообщество — межгосударственная организация, включающая Кению, Танзанию и Уганду. Сообщество было создано в 1967 году, а в 1977 году прекратило деятельность. В 1993 году Восточно-Африканское сообщество было заменено Восточно-Африканским сотрудничеством, а в 1999 году было подписано новое соглашение о создании Восточно-Африканского сообщества. С 2000 года соглашение вступило в силу. Основные цели организации — гармонизация таможенных тарифов и таможенных режимов стран-участниц, создание условий для свободного передвижения трудовых ресурсов и улучшение инфраструктуры в регионе.

Форум островов Тихого океана

Форум островов Тихого океана — межправительственное учреждение, основная цель которого — содействие развитию сотрудничества между странами региона и защита их интересов. Cтраны-участницы Форума: Австралия, Вануату, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, острова Кука, Палау, Папуа — Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу и Фиджи.
Форум островов Тихого океана создан в 1971 года под первоначальным названием «Южнотихоокеанский форум», а текущее название получило в 2000 году.

Южно-Американское сообщество наций

В декабре 2004 года в перуанском городе Куско (Cuzco) представители 12 стран Южной Америки подписали декларацию о создании политического и социально-экономического блока Южноамериканское сообщество наций (South American Community of Nations). Согласно договоренностям, территорию стран сообщества объединит общий рынок с едиными правилами, в соответствии с которыми будет вестись торговля с остальным миром. Кроме того, у граждан нового союза в будущем появятся единые паспорт, валюта, парламент и суд.
В «Декларации Куско» указывается, что для принятия решений по проблемам региона главы государств сообщества будут проводить ежегодные встречи. Текущие вопросы формирования ЮСН будут решаться министрами иностранных дел.
Сообщество было создано на основе двух основных торговых объединений региона — Андского сообщества, куда входят Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор и Венесуэла, и Южноамериканского общего рынка (Mercosur), куда входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Кроме этих стран, в ЮСН вошли Чили, Суринама и Гайаны.
ЮСН станет одним из крупнейших в мире интеграционных объединений с населением около 360 миллионов человек и совокупным ВВП более 973 миллиардов долларов. Территория, которую охватывает союз, составляет 45 процентов от всего американского континента.
Лидеры стран блока заявляют, что при его создании они руководствовались опытом Евросоюза. Более того, они надеются, что Южноамериканское сообщество наций со временем составит конкуренцию США и Евросоюзу.

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) была создана 8 декабря 1985 года. В члены Южно — азиатской ассоциации регионального сотрудничества входят: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка и Афганистан. Афганистан был принят в СААРК последним в ноябре 2005 года. Странами-наблюдателями в СААРК являются Япония, Китай, Южная Корея, США и Европейский союз.
Основная цель Южно — азиатской ассоциации регионального сотрудничества ускорение процесса экономического и социального развития в государствах-членах посредством коллективных действий в областях сотрудничества. Такие области сотрудничества следующие:

* сельское хозяйство и поддержка сельских жителей;
* наука и технологии;
* культура;
* здравоохранение и контроль за рождаемостью;
* противодействие торговле наркотиками и анти-терроризм.

Первичная цель Ассоциации была «продвинуть благосостояние народов Южной Азии и улучшать их качество жизни, а также продвигать активное сотрудничество и взаимную помощь в экономических, социальных, культурных, технических и научных областях (полях)».
В конечном итоге, Ассоциация стать противовесом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Европейскому союзу. Участники СААРК в январе 2004 года подписали Договор о создании Южно-азиатской свободной торговой зоны. Договор о свободной торговле требует от стран Южной Азии с 2006 года начать снижать таможенные пошлины, ликвидировать таможенные барьеры и создать Южно-Азиатскую зону свободной торговли.

Наиболее активные региональные блоки

Региональные блоки 1 Площадь (км2) Население ВВП ($US млн) ВВП на душу населения Кол-во стран-участниц 1
Европейский союз 3,977,487 460,124,266 11,723,816 25,48 25
КАРИКОМ 462,344 14,565,083 64,219 4,409 14+1 3
ECOWAS 5,112,903 251,646,263 342,519 1,361 15
CEMAC 3,020,142 34,970,529 85,136 2,435 6
EAC 1,763,777 97,865,428 104,239 1,065 3
CSN 17,339,153 370,158,470 2,868,430 7,749 10
GCC 2,285,844 35,869,438 536,223 14,949 6
SACU 2,693,418 51,055,878 541,433 10,605 5
COMESA 3,779,427 118,950,321 141,962 1,193 5
НАФТА 21,588,638 430,495,039 12,889,900 29,942 3
АСЕАН 4,400,000 553,900,000 2,172,000 4,044 10
SAARC 5,136,740 1,467,255,669 4,074,031 2,777 8
Agadir 1,703,910 126,066,286 513,674 4,075 4
ЕврАзЭС 20,789,100 208,067,618 1,689,137 8,118 6
CACM 422,614 37,816,598 159,536 4,219 5
PARTA 528,151 7,810,905 23,074 2,954 12+2 3
Справочно блоки и страны 2 Площадь (км2) Население ВВП ($US млн) ВВП на душу населения Кол-во стран (субъектов)
ООН 133,178,011 6,411,682,270 55,167,630 8,604 192
Канада 9,984,670 32,507,874 1,077,000 34,273 13
Китай 4 9,596,960 1,306,847,624 8,182,000

2. «Большая семерка » - это семь ведущих с рыночной экономикой. В эту. группу входят США, Япония, Франция, Италия и Канада.

«Большая семерка» проводит ежегодные экономические совещания на высшем уровне с участием представителей стран Европейского Союза. От рассмотрения относительно узких вопросов (обменных курсов валют, контроля над экспортом и импортом) руководители «семерки» перешли сегодня к общему анализу , поиску путей воздействия на темпы и пропорции ее развития. Более 50% мирового валового внутреннего продукта приходится на долю стран - членов «большой семерки».

3. Европейский Союз .

Это экономическая группировка, куда входят 12 западноевропейских стран: Франция, Германия, Бельгия, Великобритания, и (перечень стран по состоянию на 1992 г.).

Европейский Союз образован с целью создания общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы путем отмены таможенных пошлин в торговле между участниками сообщества, проведения согласованной торговой политики в отношении стран третьего мира, совместных мероприятий в области , энергетики, транспорта и координации общей экономической и социальной политики.

4. НАТО (Организация Североатлантического договора ).

Это военно-политический союз, возникший в 1949 году. В него входят: США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Греция, Португалия, . Официальная цель НАТО - обеспечение безопасности миролюбивых государств и поддержание всеобщего мира. Очевидно, что с распадом Организации Варшавского Договора (военно-политического союза бывших социалистических государств) участники НАТО должны стремиться к созданию в Европе системы коллективной безопасности.

Штаб-квартира этого военно-политического блока находится в Брюсселе.

5. Организация американских государств (ОАГ ).

Это крупнейшая группировка государств в Западном полушарии. В нее входит около 30 государств Северной и .

Цели, которые ставит перед собой ОАГ, заключаются в укреплении мира и безопасности в регионе, предотвращении разногласий и мирном разрешении спорных вопросов, совместных действиях в случае агрессии, содействии решению политических, экономических и правовых проблем американских стран, объединении усилий в целях научно-технического и культурного прогресса.

Штаб-квартира ОАГ находится в .

6. Организация африканского единства (ОАЕ ).

Это крупнейшая и влиятельнейшая группировка независимых стран . По своему характеру это межгосударственная политическая организация. Она объединяет свыше 50 государств континента. Основные ее цели - развитие всестороннего политического и экономического сотрудничества между странами Африки, укрепление их солидарности и единства на международной арене, ликвидация всех видов колониализма, защита независимости, суверенитета и территориальной целостности стран. Штаб-квартира ОАЕ находится в .

7. Организация Объединенных Наций (ООН ).

Наиболее влиятельная международная организация, объединяющая на добровольной основе суверенные государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами. Важными направлениями деятельности ООН являются также борьба с колониализмом, с грубыми и массовыми нарушениями прав человека.
Название этой организации было предложено президентом США Франклином Рузвельтом. Официальной датой создания ООН является 1945 год, когда Устав ООН был ратифицирован большинством подписавших его государств. В Уставе записано, что ООН создана для того, чтобы избавить грядущее поколение от бедствий войны, развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, способствовать разрешению международных проблем экономического, социального и культурного характера.

Членами ООН могут быть все миролюбивые государства, признающие его Устав и готовые его выполнять.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд и Секретариат.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

В рамках ООН действуют множество специализированных учреждений, таких, как:

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ ).

Главная цель его заключается в том, чтобы достичь более широкого использования атомной энергии странами мира и следить за тем, чтобы ее использование не могло быть переключено на военные цели. Агентство консультирует и оказывает помощь в осуществлении национальных программ . Штаб-квартира агентства находится в .

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО ).

Задачами организации являются борьба с в мире, содействие улучшению питания и повышению уровня жизни людей; повышение продуктивности сельского хозяйства, рыбоводства и лесоводства; совершенствование системы распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства.

Штаб-квартира организации находится в Риме.

Организация Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО ).

Диапазон деятельности этой организации охватывает широкий круг вопросов: это борьба с неграмотностью, содержание и планирование образования, создание в развивающихся странах центров по подготовке квалифицированных кадров, мероприятия по развитию международного сотрудничества в области науки; исследования в области прав человека и по проблемам укрепления мира; использование космической связи в целях образования. Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ ).

Это тоже специализированное учреждение ООН, ставящее целью достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. ВОЗ организует борьбу с болезнями, их ликвидацию на международном уровне, оказывает помощь различным странам в борьбе с инфекционными и другими болезнями, проводит международный контроль за качеством лечебных препаратов, контроль за наркотиками, международные акции в области карантина и эпидемиологического надзора. Штаб-квартира ВОЗ находится в Женеве.

Экономический союз ( Economic union ) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях –валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции . На этом этапе развития интеграции возникает потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

Примеры экономических союзов:

Экономический союз —Бенилюкс –существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург;

Союз арабского Магриба –образован в 1989 г. Страны-участницы:Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;

Лагосский план действий –создан в 1973 г., объединяет все страны Африки к югу от Сахары;

Союз реки Ману –договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне

Европейский союз, ЕС (с 1957 г., - Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) –наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы европейских экономических сообществ являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В конце 70-х и в 80-е годы членами Европейского сообщества, как тогда начали именовать все объединение в целом, стали также Греция, Испания и Португалия, а в 90-е годы —Австрия, Финляндия и Швеция. Таким образом, в настоящий момент в Европейском союзе, преобразованном из Европейского сообщества на основании Маастрихтского договора 1992 г., состоят 15 государств. Следующий этап расширения Евросоюза предполагается в мае 2004 года. К вступлению в ЕС приглашены Кипр, Чехия, Эс­тония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. Таким образом, Евросоюз будет объединять 25 стран.

Система управления ЕС включает ряд институциональных органов. Европейский парламент –общий законодательный и представительный орган ЕС. Совместно с Европейским советом (высший исполнительный орган ЕС) Европейский парламент принимает решения по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов и др. Европейский совет собирается в составе глав государств и правительств стран-участниц не реже двух раз в год. Здесь принимаются принципиальные решения относительно основных направлений экономической политики государств-членов. Совет ЕС (Совет министров) –орган, принимающий основные решения по вопросам текущей политики. Комиссия европейского сообщества —центральная институциональная структура, которой в системе органов ЕС принадлежат и исключительное право законодательной инициативы, и определенные исполнительные полномочия, и функция политического контроля за соблюдением основополагающих договоров прочими участниками процесса принятия решений в Евросоюзе. Суд ЕС следит за соблюдением законодательства ЕС на территории государств-членов, наблюдает за единообразием применения правовых документов, определяет соответствие законодательству правовых актов Комиссии и Совета и вносит решения по вопросам применения законодательных норм ЕС, если такие вопросы передаются на его рассмотрение национальными судами. Его постановления носят окончательный характер и обязательны к исполнению национальными органами власти.

Международные организации и союзы

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Международные организации и союзы
Рубрика (тематическая категория) Население

Международные организации - одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Возникают они на основании соглашения между участниками. Деятельность международных организаций регламентируется уставом, эффективность их зависит от степени согласованности между государствами. Главными целями и задачами всœех международных организаций являются создание конструктивной многосторонней базы международного сотрудничества, установление глобальных и региональных зон мирного сосуществования. Ныне в мире существует огромное количество разнообразных блоков и союзов стран, которые можно объединить в три группы: политические, экономические и смешанные.

Основная цель деятельности политических блоков – сотрудничество стран-участниц в политической и военной сферах, участие в создании системы коллективной обороны, сотрудничество относительно поддержки мира и безопасности на их территориях и вообще в мире, координация усилий для решения военно-политических и правовых проблем.

Организация Североатлантического договора – НАТО - военно-политический союз 18 стран, созданный 04.05.1949 ᴦ. в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии; в 1952 ᴦ. к нему присоединились Греция и Турция, в 1955 ᴦ. – ФРГ, в 1981 ᴦ. – Испания. В 1966 ᴦ. из военной структуры вышла Франция, в 1983 ᴦ. – Испания, а в 1999 ᴦ. вошли Чехия, Польша и Венгрия.

Цель: обеспечение свободы и безопасности всœех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; общие действия и всœестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-участников; обеспечения справедливого порядка в Европе на базе общих ценностей, демократии, прав человека. Штаб-квартира – Брюссель (Бельгия).

Межпарламентский союз. Международная правительственная организация, которая объединяет национальные парламентские группы. Создан в 1889 ᴦ. Цель – объединœение парламентеров всœех стран для укрепления мира и сотрудничества между государствами. Штаб-квартира – Женева (Швейцария).

Организация Африканского единства – ОАЕ . Создана 26.05.1963 ᴦ. на конференции глав государств и правительств африканских стран в Аддис-Абебе. Состав (52 страны Африки. Цель: содействие единства и солидарности между странами Африки, интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни; защита суверенитета͵ территориальной целостности и независимости; ликвидация всœех форм колониализма; согласования сотрудничества в сферах политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры. Штаб-квартира – Аддис-Абеба (Эфиопия).

АНЗЮС . Пятисторонний блок Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура. Цель – содействие коллективной обороны в Тихоокеанском регионе. Постоянной штаб-квартиры нет.

Организация Американских государств – ОАГ. Военно-политический союз, созданный в 1948 ᴦ. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, которая приняла Устав ОАГ. Состав (35 стран. Цель: поддержка мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками; организация общих действий для отпора агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц. Штаб-квартира – Вашингтон (США).

Усиления интеграционных процессов в мировой экономике укрепило статус экономических союзов и группировок стран, ставящих целью содействие экономическому развитию стран-участниц, повышению уровня жизни их населœения и защиты экономических интересов этих государств на мировой арене.

Амазонский пакт – торгово-экономический блок, созданный на базе Договора о сотрудничестве в Амазонии, приобрел силу в 1980 ᴦ. Состав (8 стран. Цель: ускоренное общее освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна Амазонии, защита ее от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры. Штаб-квартира – Лима (Перу).

Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР - сформировалась в 1961 ᴦ. как наследница Организации европейского экономического сотрудничества, образованной с целью оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы (план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами – получателями этой помощи. Состав (25 стран). Цель : вклад в развитие мировой экономики с помощью обеспечения оптимального экономического роста͵ повышения занятости и уровня жизни, сохранение финансовой стабильности государств-участников; содействие экономическому и социальному благосостоянию путем координации политики государств-участников; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам. Штаб-квартира – Париж (Франция).

Союз Арабского Магриба – САМ – создан в 1989 ᴦ. В состав вошли 5 стран: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Цель : содействие успешному решению вопросов экономического развития, обеспечение высокой конкурентоспособности товаров стран региона на рынках мира. Штаб-квартира – Рабат (Марокко).

Ассоциация Карибских государств – АКГ – основана представителями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 ᴦ. В состав вошли 24 страны. Цель : содействие экономической интеграции стран Карибского бассейна. Штаб-квартира – Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго).

Андский пакт – АП – торгово-экономический союз, образованный в 1969 ᴦ. Боливией, Колумбией, Чили, Перу, Эквадором, Венесуэлой. В 1976 ᴦ. из состава вышли Чили. С 1969 ᴦ. ассоциированным членом является Панама. Цель : либерализация региональной торговли и введение единых внешних тарифов; создание общего рынка; координация экономической политики относительно иностранного капитала; развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры с помощью общих программ; мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов; сбалансирование экономического влияния Бразилии, Аргентины и Мексики. Штаб-квартира – Лима (Перу).

Вышеградская четверка сформирована в 1991 ᴦ. Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией. Цель – ликвидация ограниченийи таможенных границ в торговле между членами четверки. Постоянной штаб-квартиры нет.

Европейская Ассоциация свободной торговли – ЕАСТ – создана в 1960 ᴦ. В состав вошли 9 стран. Цель – самостоятельная экономическая политика; беспошлинная торговля среди стран-участниц при сохранении ими самостоятельных тарифов по отношению других стран. Штаб-квартира – Женева (Швейцария).

Латиноамериканская ассоциация интеграции – ЛААИ – образована на базе Договора Монтевидео ІІ, подписанного странами-участницами, который приобрел силу в 1981 ᴦ. В состав вошли 11 стран. Цель – создание единого Латиноамериканского рынка. В границах ЛААИ сохраняются субрегиональные группы: Договор бассейна ᴦ. Ла-Плата (1969 ᴦ.), Картахенское соглашение (1969), Договор о сотрудничестве стран Амазонской зоны (1978). Штаб-квартира – Монтевидео (Уругвай).

Ла-Платская группа – торгово-экономический союз, образованный на базе Договора об экономической интеграции и общем освоении бассейна реки Ла-Платы в 1969 ᴦ. В состав вошли 5 стран: Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Цель: общее экономическое развитие, использование и охрана ресурсов бассейна Ла-Платы. В 1986 ᴦ. между Аргентиной и Бразилией была подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества – „акт интеграции”, к которой присоединился Уругвай, а в 1991 ᴦ. – Парагвай. Штаб-квартира – Буэнос-Айрес (Аргентина).

Организация стран-экспортеров нефти – ОПЕК – организована в 1960 ᴦ. на конференции в Багдаде. Устав принят в 1965 ᴦ., со временем испытал многоразовые изменения. Состав (12 стран): Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Индонезия, Ливия, Алжир, Нигерия, ОАЭ, Габон. Цель : координация и унификация нефтяной политики государств-участников; определœение наиболее эффективных средств защиты их интересов; поиск средств обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках; охрана окружающей среды. Контролирует до 50% мировой торговли нефтью. Штаб-квартира – Вена (Австрия).

Североамериканская ассоциация свободной торговли – НАФТА – соглашение о создании было подписано 17 декабря 1992 ᴦ. в Вашингтоне, приобрела силу 1 января 1994 ᴦ. Состав : США, Канада, Мексика. Цель: создание зоны свободной торговли в Северной Америке на протяжении 15 лет; предполагаются меры по либерализации движения товаров, услуг, капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В перспективе – объединœение всœех американских государств (подобно к ЕС в Европе). Постоянной штаб-квартиры нет.

Черноморский район экономического сотрудничества – ЧРЕС - создан в 1990-1992 гᴦ. В состав вошли 11 стран: Украина, Россия, Греция, Турция, Албания, Румыния, Болгария, Азербайджан, Грузия, Молдова, Армения. Цель: создание режима свободного перемещения товаров, услуг и капитала с целью расширения производственной кооперации и общего предпринимательства; расширение экономических связей в Азово-Черноморском регионе и близлежащих территориях. Предусматривает общие проекты в сфере транспорта͵ телœевидения, энергетики, экологии, науки и техники, сельского хозяйства, пищевой промышленности, создание СЭЗ. Возможное место штаб-квартиры Главного исполнительного комитета - Стамбул (Турция).

БЕНИЛЮКС – экономический союз, созданный на базе таможенного союза. Договор об учреждении подписан в 1958 ᴦ. сроком на 50 лет, начал действовать в 1960 ᴦ. Состав : Бельгия, Нидерланды, Люксембурᴦ. Штаб-квартира – Брюссель (Бельгия).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – АТЭС - создано по инициативе Австралии в 1989 ᴦ. в количестве 12 стран. В 2001 ᴦ. насчитывало 21 страну. В состав вошли: Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, США, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Мексика, Папуа-Новая Гвинœея, Чили, Китай, Сянган, Тайвань, Россия, Вьетнам, Перу. Цель : создание АТЭС; смягчение взаимных торговых барьеров; обмен услугами и инвестициями; распространение сотрудничества в сфере торговли, охраны окружающей среды и т.п. До 2010 ᴦ. планируется создание Зоны свободной торговли АТЭС. Постоянной штаб-квартиры нет.

К смешанным блокам принадлежат интеграционные группировки стран, целью которых является сотрудничество в нескольких сферах. Направление сотрудничества определяется целями создания организации.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – АСЕАН – политико-экономический союз, созданный в 1967 ᴦ. в Бангкоке. В составе 9 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. В 2005 году на очередном саммите присутствовал Президент России Путин В.В. Цель: содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе; ускорение экономического роста͵ социального прогресса и культурного развития в регионе с помощью общих действий по принципу равноправия и партнерства; сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговли, транспорте, связи с целью повышения уровня жизни населœения; укрепление мира и стабильности и т.п. Штаб-квартира – Джакарта (Индонезия).

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии – СААРС – политико-экономический союз, созданный в 1985 ᴦ. в Дакке. Состав (7 стран): Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивская Республика. Цель : ускорение экономического, социального и культурного развития стран-участниц, установление мира и стабильности в регионе. В 1987 ᴦ. в Дели были подписаны договор о создании регионального продовольственного фонда и конвенция по борьбе с терроризмом. Штаб-квартира – Катманду (Непал).

Карибское сообщество – КАРИКОМ – политическая и экономическая организация по сотрудничеству в сферах торговли, кредита͵ валютных отношений, координации экономической и внешней политики, создание общих объектов. Создана в 1973 ᴦ. на базе Договора в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго). В состав вошли 13 стран. Цель : политическое и экономическое сотрудничество; координация внешней политики; экономическое сближение общего таможенного режима; координация политики в сферах валюты и кредита͵ инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговли; сотрудничество в областях образования и здравоохранения. Штаб-квартира – Джорджтаун (Гайана).

Лига Арабских государств – ЛАГ – создана в 1945 ᴦ. в Каире на базе пакта Арабской лиги. Состав (21 страна). Цель: укрепление связей между государствами-участниками в разнообразных областях (экономика, финансы, транспорт, культура, здравоохранение); координация действий государств-участников для защиты национальной безопасности, обеспечение независимости и суверенитета; запрет использования силы для урегулирования споров. Отношения базируются на принципах уважения к существующим в других странах режимам и отказ от попыток их изменения. Штаб-квартира – Каир (Египет).

Организация „Исламская конференция” – ОИК – создана в 1971 ᴦ. на конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Раббате (Марокко). Состав (50 стран. Цель : содействие укреплению мусульманской солидарности; охрана святых мест; поддержка борьбы всœех мусульман за обеспечение независимости и национальных прав; поддержка борьбы палестинского народа; сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других сферах жизни. Штаб-квартира – Джидда (Саудовская Аравия).

Содружество наций – добровольная ассоциация независимых государств, символом которой является британский монарх, признанный главой Содружества. Создано в 1947 ᴦ. Состав (51 страна). Цель : регулярные консультации стран по вопросам экономики, финансов, науки, образования, военной сферы; содействие благосостоянию народов. На встречах глав государств и правительств государств-участников Содружества обсуждаются международное положение, вопросы регионального развития, социально-экономическое положение, вопросы культуры, а также специальные программы Содружества. Штаб-квартира – Лондон (Великобритания).

Содружество Независимых Государств – СНГ – политико-экономический союз, созданный по соглашению от 8 декабря 1991 ᴦ. Состав (12 стран): Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Место пребывания Исполнительного Секретариата – ᴦ. Минск (Беларусь). Бюджет СНГ формируется из равных взносов государств-участников. Цель: формирование условий стабильного развития стран в интересах повышения жизненного уровня населœения; поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; создание равных возможностей и гарантий для всœех хозяйственных субъектов; общее осуществление экономических проектов; решение экономических проблем; политическое, военное, экономическое и культурное сотрудничество стран-участниц. Штаб-квартира – Минск (Беларусь).

Организация Объединœенных Наций – ООН – создана 24 октября 1945 ᴦ., на 2002 ᴦ. насчитывала 190 членов. Наблюдатели ООН: Ватикан, Палестина, Организация Африканского Единства, Европейский Союз, Организация „Исламская конференция”, Международный комитет Красного Креста и т.п.. Официально не входит в ООН одна страна – Ватикан. Цель : поддержка и укрепление международной безопасности; развитие отношений между нациями на базе уважения принципов равноправия и самоопределœения; международное сотрудничество по решению мировых проблем политического, экономического, социального, культурного характера; поощрение уважения к правам человека; преобразование ООН в центр согласования усилий наций и народов относительно достижения общих целœей. Штаб-квартира – Нью-Йорк (США).

Основные подразделы ООН следующие: Генеральная Ассамблея (ГА) главный орган ООН, который объединяет всœех ее членов (по принципу „одно государство – один голос”). Совет Безопасности (СБ) – единый орган ООН, который может принимать решения, обязательные для членов ООН. Экономический и социальный совет (ЕКОСОР) – отвечает за экономическое и социальное сотрудничество и решает задачи, связанные с реализацией рекомендаций ГА (исследования, доклады и т.п.). Координирует деятельность специализированных учреждений ООН. Совет поопеке состоит из постоянных членов Совета Безопасности и решает вопросы опеки США над некоторыми островами Микронезии. Международный суд – главный судебный и юридический орган ООН. Создан в 1945 ᴦ., местонахождение – Гаага (Нидерланды). Суд решает споры только между государствами. Секретариат ООН состоит из Генерального секретаря (избирается на 5 лет) и назначаемого им персонала, который отвечает за выполнение текущей работы ООН. Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем и отвечает за деятельность ООН в сфере прав человека. Официальные языки ООН – английский, испанский, китайский, русский, французский.

К специализированным подразделам ООН относятся: МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии (штаб-квартира - Вена); ВМО – Всемирная метрологическая организация (Женева); ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения (Женева) ; ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности (защищает авторское права в любых сферах - Женева ); ВПС – Всемирный почтовый союз (Берн ); ММО – Международная морская организация (безопасность на море и охрана океанов - Лондон ); ИКАО – Международная организация гражданской авиации (Монреаль ); МОТ – Международная организация труда (Женева ); МБРР – Международный банк реконструкции и развития; МВФ ; МСЭ Международный союз электросвязи (радио, телœефон, телœеграф - Женева) ; ИФАД Международный фонд сельскохозяйственного развития - Рим ; ЮНЕСКО – Организация ООН по вопросам образования, науки, культуры – Париж;ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН – Рим.

Тема 3. Населœение мира: черты и особенности развития

При изучении данной темы вы ознакомитесь: с динамикой численности населœения Земли и особенностями его природного и механического движения; с половой, возрастной, этнической и религиозной структурой и территориальными отличиями населœения; с характером расселœения и особенностями урбанизации; со структурой занятости и с уровнем использования трудовых ресурсов. Для изучения этих понятий крайне важно рассмотреть следующие вопросы темы.

1. Динамика численности населœения Земного шара.

2. Демографическая ситуация: воспроизводство населœения и его прогноз.

3. Размещение и расселœение населœения. Урбанизация и ее проблемы.

4. Показатели уровня жизни. Социальная и профессиональная структура населœения. Занятость.

5. Миграция населœения.

Международные организации и союзы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международные организации и союзы" 2017, 2018.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!