Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что такое стайлинг в парикмахерском искусстве. Новые технологии парикмахерского искусства

В учебнике впервые систематизированы все виды обработки волос в мужском и женском залах парикмахерских.

  • Введение

    Глава I. Кожный и волосяной покровы человека

    • § 1. Строение кожи и волос

      § 2. Болезни кожи и волос

      § 3. Санитарно-профилактические мероприятия

  • Глава II. Материалы санитарно-гигиенического назначения

    • § 1. Моющие и мылящие средства

      § 2. Средства ухода за кожей и волосами

      § 3. Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства

    Глава III. Современные парикмахерские

    • § 1. Оборудование парикмахерской. Аппаратура

      § 2. Парикмахерский инструмент

      § 3. Приспособления, парикмахерское белье

    Глава IV. Общие операции обработки волос

    • § 1. Подготовительные работы по обслуживанию посетителей

      § 2. Расчесывание волос

      § 3. Мытье головы

      § 4. Накручивание волос

      § 5. Сушка волос

      § 6. Начес и тупировка

      § 7. Причесывание, обработка волос лаком и заключительные работы

    Глава V. Окраска волос

    • § 1. Красители I группы

      § 2. Красители II группы (химические)

      § 3. Красители III группы

      § 4. Красители IV группы

    Глава VI. Стрижка волос

    • § 1. Виды стрижек

      § 2. Равномерное укорачивание волос

      § 3. Силуэтная стрижка

    Глава VII. Завивка волос на продолжительное время

    • § 1. Термическая завивка

      § 2. Химическая завивка

    Глава VIII. Укладка волос

    • § 1. Элементы укладки волос

      § 2. Укладка волос без применения бигуди и зажимов

      § 3. Укладка волос с применением бигуди и зажимов

      § 4. Укладка волос феном

    Глава IX. Горячая завивка волос щипцами

    • § 1. Завивка локонов

      § 2. Завивка волос волнами

      § 3. Завивка волос парика

    Глава X. Моделирование причесок

    • § 1. Типы причесок

      § 2. Силуэт и форма

      § 3. Художественное оформление причесок и стрижек

    Глава XI. Основы пастижерского дела

    • § 1. Инструменты и приспособления, необходимые для тресования

      § 2. Подготовительные работы

      § 3. Тресование волос

    Глава XII. Бритье

    • § 1. Общие сведения

      § 2. Бритье лица и головы

    Глава XIII. Техника безопасности и противопожарные мероприятия

    • § 1. Техника безопасности

      § 2. Противопожарные мероприятия

Глава I. Кожный и волосяной покровы человека

§ 1. Строение кожи и волос

Кожа. Каждый квалифицированный мастер-парикмахер обязан знать не только анатомическое строение кожи, но и сущность процессов ее жизнедеятельности. Требуется ему также иметь ясное представление о способах ухода за кожей и борьбы с кожными заболеваниями. Кожа выполняет ряд разнообразных функций и играет большую роль в жизни организма. Она защищает внутренние органы от внешних воздействий, предохраняет от механических повреждений, регулирует температуру тела, вырабатывает кожное сало, выводит из организма излишнюю влагу и некоторые продукты распада белков, накопление которых в организме недопустимо, защищает организм от инфекций, принимает всевозможные внешние раздражения, передает их в мозг и доводит до нашего сознания. Структура кожи достаточно сложна. Условно в коже можно различить три основных слоя: верхний слой - надкожица (эпидермис); средний - собственно кожа и подкожный слой или, как часто его называют, подкожная жировая клетчатка (рис. 1).

Каждый из трех основных слоев в свою очередь можно условно разделить на несколько составных.

Так, в надкожице из множества слоев необходимо выделить два наиболее важных: верхний роговой слой, состоящий из ороговевших (старых) клеток и более глубокий, так называемый зародышевый слой. Надкожица не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервных окончаний; в нижней части ее находятся мелкие пигментные зернышки, придающие коже окраску. На поверхности надкожицы регулярно происходит шелушение, причем у здорового человека оно выражается незаметно для глаза. В зародышевом слое надкожицы постоянно происходит размножение клеток.

В собственно коже (среднем основном слое) требуется различать пучки тончайших волокон соединительной ткани и упругие эластичные волокна, между которыми располагаются кровеносные сосуды, нервные окончания и потовые железы. Именно из-за обилия эластичных волокон кожа обладает способностью приходить в прежнее состояние после растяжения или сдавливания; этот слой кожи служит основанием роста волос.

Рис. 1. Строение кожи и корня волос: I - надкожица; II - собственно кожа; III - подкожная жировая клетчатка; 1 - потовая железа; 2 - волосяной сосочек; 3 - волосяная луковица; 4 - кровеносные сосуды; 5 - эластичные волокна; 6 - сальная железа; 7 - нервные окончания; 8 - наружная часть волоса; 9 - мышцы

Самый глубокий слой кожи (подкожная жировая клетчатка) можно представить как сетку, состоящую из волокон и петель, между которыми располагаются жировые клетки. Этот жировой слой защищает тело от ударов, давления и, самое главное, от холода.

Строение кожи на отдельных участках тела различно. Так, кожа туловища, в которой наиболее равномерно распределены эластичные волокна, отличается особой эластичностью и упругостью. В коже лица надкожица имеет меньшую глубину, отчего и вся кожа значительно тоньше, чем, например, на руках и ногах. Кожа ладоней и подошв отличается наибольшей плотностью.

В коже волосистой части головы слабо развит роговой слой и сравнительно тонкая подкожица. Кроме того, в ней содержится большое количество сальных желез.

Особо необходимо остановиться на роли желез, находящихся в коже человека. Потовыделение является результатом действия потовых желез. Оно помогает поддерживать постоянную температуру тела. При повышении температуры внешней среды испарение пота понижает температуру кожи.

Кроме того, вместе с потом из организма выводятся такие вредные вещества, как мочевая и масляная кислоты, окислы кальция, магния и др.

Потовые железы имеют вид свернутых в клубок трубочек, идущих вверх в виде спирали. Пот выделяется через поры - выводные протоки, которые выходят на поверхность кожи в виде мельчайших отверстий.

Роль сальных желез в коже человека также велика. Так, при понижении температуры внешней среды сальные железы покрывают кожу тонким защитным слоем жира. Кроме того, сальные железы выделяют кожное сало, делают кожу более эластичной и предохраняют от высыхания и появления трещин. Располагаются сальные железы на коже неравномерно. Так, на ладонях и подошвах их нет совсем, а на спине, лице и, как уже было сказано, на волосистой части головы их много. Выводные протоки сальных желез часто выходят на поверхность кожи вместе с волосом. Особенно богата сальными железами кожа носа, подбородка и лба.

Многим не раз приходилось слышать выражение "кожа дышит". Что это такое?

Под кожным дыханием нужно понимать регулярный обмен газов между кожей человеческого тела и окружающей средой. Этот обмен осуществляется через поры кожи.

Как орган осязания кожа наиболее приспособлена у слепых, у которых это чувство сильно обострено. Но у людей с нормальным зрением чувство осязания кожи достаточно велико и может использоваться, например, массажистами при ручном массаже.

Волосы. Знания функций и строения волос особенно необходимы парикмахерам. Известно, что основная функция волос - защита органов от воздействий внешней среды (от холода - волосы на голове, от проникания пыли и грязи в глаза--ресницы, в уши и в нос - волосы в ушах и в носу и т. д.).

Не последнюю роль волосы играют и в эстетическом облике человека.

Волосы представляют собой роговые образования. Расположение волос у человека неравномерно и зависит от пола, возраста, национальности и других особенностей.

Рассмотрим строение волоса. Часть волоса, находящаяся над поверхностью надкожицы (эпидермиса), называется его стержнем (см. рис. 1); часть волоса, расположенная внутри кожи, называется корнем волоса. Корень волоса находится в волосяном мешочке - фолликуле, а заканчивается он утолщением, называемым волосяной луковицей, в которую вдается соединительнотканый волосяной сосочек, представляющий собой густое сплетение различных нервных волокон и питающих волос сосудов.

Рост волоса начинается из волосяного сосочка, постоянно выделяющего новые клетки, которые продвигаются в волосяном мешочке вверх, выходя через отверстие поры наружу. На границе эпидермиса фолликул соединен с собственно кожей волосяной мышцей. Волосяные мышцы имеют способность сокращаться в результате сильных эмоций.

В поперечном сечении волос состоит из трех частей: кутикулы, коркового слоя и мякотного вещества, часто называемого мозговым веществом или сердцевиной (рис. 2).

Рис. 2. Поперечное сечение волоса: 1 - наружный слой (кутикула); 2 - корковый слой; 3 - сердцевина

Кутикула - внешний слой волоса, состоит из прямоугольных клеток с чешуйчатым строением.

Корковый слой состоит из веретенообразных клеток, содержащих пигмент (красящее вещество) и пузырьки воздуха; чем толще корковое вещество, тем эластичней и крепче волосы.

Сердцевина - мякотный или мозговой слой волоса, состоит из неполностью ороговевших сплющенных круглых клеток.

Различают волосы пушковые, длинные и щетинистые.

Пушковые волосы покрывают кожу туловища и конечностей. Отличительной особенностью пушковых волос является отсутствие в них сердцевины.

Длинные волосы - это волосы, растущие на голове, бороде, под мышками и на лобке. Эти волосы отличаются густотой, большой длиной и ускоренным ростом по сравнению с другими волосами.

К щетинистым волосам относятся брови и ресницы.

При рассмотрении волос головы необходимо выделить волосы трех групп.

Монголоидная (азиатская) этническая группа характерна толстыми и иногда слегка вьющимися волосами.

Европоидная (европейская) группа имеет волосы тонкие вьющиеся или локонообразные.

Негроидная (негритянская) отличается очень густыми курчавыми, сильно вьющимися волосами.

Различают несколько десятков оттенков цвета волос, среди которых необходимо выделить шесть основных цветов: черный, коричневый, рыжий, блондин, пепельный и седой. Окраска волоса зависит от присутствия в нем пигмента, называемого меланином, и количества пузырьков воздуха.

Меланин нерастворим в воде, но достаточно хорошо растворяется в щелочах и концентрированных кислотах.

Пигмент содержится в корковом слое волос в двух состояниях: рассеянном и зернистом. Рассеянный пигмент окрашивает волосы от желтого до коричневого цвета; зернистый - от рыже-бурого до густо-черного. Цвет волос в значительной степени зависит от взаимного соотношения двух перечисленных родов пигмента в составе волос.

С течением времени цвет волос меняется: он может становиться более темным или более светлым и седым, причем посветление связано с увеличением в волосах пузырьков воздуха и уменьшением меланина.

Длина волос зависит от многих факторов, в том числе и от этнической принадлежности. Так, у монголов волосы длиннее, чем у европейцев, а у негров короче.

Установлено, что волосы на голове отрастают на 1,5 - 2 см в месяц. Продолжительность жизни волоса на различных частях тела неодинакова. Поскольку длина волос на голове у женщин не превышает 1,5 м, можно судить, что максимальная продолжительность жизни волоса составляет около 10 лет.

Толщина волоса зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей человека. У новорожденных толщина волоса колеблется от 20 до 40 микрон (1 микрон=0,001 мм), у взрослого - от 70 до 100 микрон, у старого - от 50 до 70 микрон. Волосы блондинов тоньше волос брюнетов.

Количество волос на голове у разных людей также неодинаково. Обычно оно колеблется от 30 до 150 тысяч. Волосяной покров головы у брюнетов ограничивается приблизительно 100 тысячами волос; у блондинов их значительно больше.

Растут волосы чаще всего небольшими группами (по 2 - 3). Углубляясь в кожу под некоторым углом, волосы укладываются в продольные ряды (пряди), идущие равномерно от затылка к макушке или лбу, а также на виски и в область темени.

Химический состав волоса достаточно хорошо известен. Молекулы волоса состоят из следующих элементов, %:

Основными составными частями волос являются белковые комплексы - кератин и меланин. Кроме того, волосы человека имеют определенное количество жирового вещества, холистерола, минеральных соединений и мышьяка.

Кератин характеризуется высоким содержанием серы и азота. Как и каждый белок, кератин состоит из аминокислот, наиболее важной и характерной из которых является цистин. Кератин, будучи очень эластичным и плотным белком, способствует ороговению клеток волос.

Меланин - белок, содержащий азот, серу, кислород, а также небольшое количество железа и мышьяка. Меланин, как это было указано выше,- пигмент, влияющий на окраску волос.

Физические свойства волос - это свойства на прочность, эластичность, гигроскопичность, электропроводность и т. п.

Нельзя не отметить достаточно большую устойчивость волоса к механическим воздействиям. Так, для разрыва волоса здорового среднего возраста человека требуется усилие до 160 Г.

Волосы обладают большой гибкостью и эластичностью. Известно, что длину сухого волоса при растяжении можно увеличить на 20 - 30%; смоченный же холодной водой волос можно растянуть до 100% первоначальной длины. После снятия растягивающей силы волос довольно быстро возвращается в первоначальное состояние.

Очень ценной является абсорбционная способность волос - задерживать на своей поверхности пыль. Происходит это в основном благодаря кожному жиру, покрывающему волосы.

Волосы характеризуются хорошей электропроводностью. В сухом состоянии при трении (часто при расчесывании) волосы легко наэлектризовываются.

Волосы обладают значительной сопротивляемостью к загниванию. Эта способность может характеризовать устойчивость волос к биологическим воздействиям.

Человеческий волос обладает гигроскопичностью - способностью впитывать влагу, а также глицерин, животные и растительные жиры; увеличение объема волоса при этом может достигать 10-25%.

Не проникают внутрь волоса и остаются на его поверхности такие вещества, как минеральные масла, вазелиновое масло и вазелин.

Щелочи и окисляющие средства уменьшают прочность волос, но усиливают их способность впитывать воду, отчего волосы могут увеличить свой объем в два-три раза. При натягивании и закручивании волос, смоченных щелочным раствором, происходит необратимое изменение формы волос. Отсюда появляется возможность перманентной завивки, о которой подробно будет рассказано в соответствующей главе.

Окисляющие средства (например, перекись водорода) утончают волосы, делают их менее эластичными, отчего они становятся более ломкими и пористыми.

Существенные изменения претерпевают волосы под действием высокой температуры. Деформация волоса, растягиваемого под действием водяного пара, носит также длительный характер. Именно на этих свойствах волос основывается принцип холодной и горячей завивки.

Вопросы для проверки

1. Кожа и ее функции в организме человека.

2. Структура кожи.

3. Роль потовых и сальных желез.

4. Функции волос.

5. Структура волос.

6. Разновидности волос.

7. От чего зависит окраска волоса?

8. Химический состав волоса.

9. Свойства волос.

10. Воздействие на волосы щелочей, окисляющих веществ и высокой температуры.

Научно-технический прогресс коснулся всех сфер жизни человека. С его помощью произошли головокружительные перемены в парикмахерском деле. Внедряемые повсеместно новые технологии парикмахерского искусства открывают широкие возможности в уходе за волосами и моделировании причесок.

Процедуры для улучшения состояния волос

Желаете придать прядям глянцевый блеск или окрасить их в модный сложный оттенок? Или хотите создать динамичную структуру, либо же избавиться от седины? С любой из поставленных задач помогают справиться новые технологии в парикмахерском деле. Самые популярные среди них — ламинирование и брондирование.

Ламинирование

Ламинирование – новинка в области ухода за локонами, которая дарит прядям потрясающее сияние и шелковистое «покрытие». В основе технологии лежит обработка волос протеиновым составом, который образует воздухопроницаемую пленку. Ламинирование обеспечивает комплексный эффект:

  • делает пряди мягкими и шелковистыми;
  • защищает их от агрессивного воздействия внешних факторов (солнечных лучей, пересушивания феном, повреждения холодом).

Сегодня многие салоны предлагают более усовершенствованный вариант популярной технологии – биоламинирование. Он задействование легкого геля из натуральных компонентов, который обволакивает волосинки за счет притяжения разнозаряженных ионов.

Брондирование

Брондирование – новый тренд современной колористики, позволяющий создать на локонах «творческий беспорядок» и достичь при этом максимально натурального эффекта.

Техника окрашивания основана на тонком подборе близких по гамме цветовых сочетаний с гармоничным дополнением антагоничных оттенков «brown» + «blond». Солнечные лучи, преломляющиеся под разным углом в светлых и темных прядях, создают завораживающую игру света, сопровождающуюся эффектными бликами. За счет многоспектральности цветовой гаммы новая технология в парикмахерском искусстве визуально придает объем ровным и редким волосам и помогает изменить имидж без радикальных перемен.

Наиболее выгодно такое окрашивание смотрится, если оттенки отдалены друг от друга не более, чем на 2-3 тона. Любая неточность может привезти к резкости образа. Поэтому создающий шедевр стилист должен прежде всего чувствовать цвета и грамотно соотносить их с типом внешности обладательницы прядей.

Выпускаемые ведущими производителями профессиональные стайлинговые средства предоставляют мастерам прекрасную возможность формировать и контролировать как глянцевые локоны из длинных волос, так и небрежные матовые текстуры коротко подстриженных прядей.

Новые технологии стрижки

Одной из самых распространенных услуг, к которой прибегают клиентки парикмахерских салонов, является стрижка. Ведь именно она способна как добавить женственному образу шарма, так и вовсе кардинально изменить внешность. Какие же новые технологии стрижек и укладок характеризует парикмахерское искусство 21 века?

Сегодня многие салоны предлагают своим клиенткам новую технологию стрижки, которая обеспечивает тройной эффект: здоровье, красоту и ускоренный рост волос. Он достигается за счет того, что термоножницы в момент отсечения концов запаивают места среза. Скошенные и оплавленные под углом кончики имеют гладкую и ровную поверхность, за счет чего отлично сохраняют внутреннюю влагу и микроэлементы.

Термострижка предполагает состригание с последующим запечатыванием секущихся и поврежденных в результате химического воздействия волос. Обрамленные полимерным или керамическим покрытием горячие ножницы нагреваются лишь в районе лезвий, поэтому они не могут повредить ни кожу, ни пряди.

При всей кажущейся простоте создание прически с помощью термоножниц – дело, которое подвластно лишь рукам настоящего профессионала. А потому проводить процедуру должен только опытный мастер.

«Железный ноготь»

Сегодня в моде индивидуализм. Настоящие профессионалы способны не только подобрать подходящую модель, но и «индивидуально» довести ее до совершенства, отталкиваясь от особенностей внешности клиентки. Одним из таковых является итальянский мастер-стилист Валентино ЛоСауро.

Главная «фишка» мастера в используемых им инструментах, которые внешне напоминают острые ногти. Жесткие черные ногти, надеваемые на кончики пальцев, выглядят несколько устрашающе и чем-то напоминают руки-ножницы Эдварда – героя популярного в 90-х годах фильма ужасов. На самом деле инструменты парикмахера, выполненные из твердого полимера и эластичной резины, а сердечник режущей поверхности – из нержавеющей стали.

Как уверяет мастер, такие ножницы очень удобны в работе. Чтобы подготовить волосы к стрижке и укоротить пряди на необходимую длину ему достаточно лишь провести ладонями по голове клиента, запустив пальцы в копну волос. Такой подход дает возможность придавать прическе зигзагообразную форму, делая ее тем самым более пышной, и к тому же в два раза меньше затрачивать время на стрижку.

Как видим, внедрение новых технологий в парикмахерском искусстве и творческий подход стилистов и парикмахеров позволяет при минимуме усилий создавать поистине обворожительный облик.

Парикмахерское дело начинает свою историю в древние времена - около 5 тысяч лет назад. Благодаря многочисленным раскопкам и древним рукописям удалось получить некоторое представление о развитии парикмахерского ремесла. На ранних стадиях развития человеческого общества уход за волосами объяснялся стремлением к удобству и чистоте и только гораздо позже - эстетическими мотивами.

Стремление к красоте - естественная потребность человека, и зависит она от степени его культурного развития; следовательно, парикмахерское ремесло не могло оставаться на месте. Жители античного мира обладали большим набором парикмахерских средств: мужчины брили бороды каменными или бронзовыми бритвами, женщины делали прически, применяя для этого различные кремы, гребни, заколки. Древние египтяне заменяли свои волосы искусственными париками. Парик вначале был головным убором жрецов, а позже служил украшением для представителей господствующих классов.

Считается, что наиболее развитым парикмахерское дело было в Греции. Культ человеческого тела в этой стране не мог не оказать влияния и на прически, без которых не могло быть полной гармонии. Известно, что греки знали много целебных косметических средств. Им было знакомо и искусство завивки волос на металлический стержень. А формы причесок и бород свидетельствуют о высокоразвитом художественном вкусе. В Греции же стали появляться украшения для волос в форме диадем, цветов, лент и пр. Для сохранения прически употреблялись сетки для волос и воск.

Влияние на развитие парикмахерского ремесла оказал и Рим. В период своего расцвета римляне знакомились с культурой побежденных народов и все лучшее перенимали для себя. Стали входить в моду массажи, которые делали парикмахеры. Разумеется, такую роскошь могли позволить себе только патриции. Выполняли эти работы рабы, которых называли косметами.

Отсюда впоследствии и произошло название "косметика". Завоевание Германии Римом подтолкнуло римских парикмахеров к изобретению специальной краски, что позволило окрашивать волосы в светлые тона. (Это объясняется тем, что черноволосые римлянки стали подражать белокурым германкам.) Секрет изготовления краски, к сожалению, не сохранился. В те времена римляне начали коротко стричь волосы. Появилось много забот и у дамских парикмахеров. Форма женских причесок на первых порах носила, несомненно, греческий характер, но затем был выработан свой римский стиль, особенностью которого явилась сжатость форм (для греческих причесок был характерен пучок, торчащий сзади).

В средние века (после X в.), когда начали основываться города, парикмахерское ремесло получило настоящее развитие. Рост населения городов вызывал и появление ремесленников. Так же как и в древнем Риме, парикмахеры работали банщиками. Последние брили, стригли и причесывали своих клиентов. Впоследствии появились ремесленники-брадобреи, которые стали конкурировать с банщиками.

Прически средневековья не дали интересных форм. Женщины носили длинные волосы (с пробором посредине), сзади заплетенные в косы. Прически были простые и скромные. Согласно указанию костелов, женщины носили чепцы, косынки, часто выполненные из дорогих материалов.

В конце средневековья наступает поворот к старым, классическим прическам греческого типа, правда, с небольшими изменениями. Греки закрывали лоб волосами, а новый стиль предусматривал искусственное увеличение его за счет сбривания некоторой части волос выше лба, при этом иногда сбривали и брови. Как и в Греции, применялись различные украшения для волос. Этот стиль относился главным образом к XV в. Законодателем был французский королевский двор.

В XVI в. появляется новый стиль - барокко. Модны были очень высокие прически. Этот стиль также основывался на древних формах. По-прежнему волосы украшались драгоценностями и покрывались шляпкой-беретом.

Жена Людовика XIII была законодательницей нового типа прически: мелких легких локонов над лбом и длинных локонов по бокам, спускающихся на плечи. Прически уже не делались высокими, но волосы продолжали украшать драгоценными заколками, шпильками и нитями. В 1680 г. вошла в моду новая форма прически в различных вариациях (в зависимости от страны). Эта мода продержалась около 30 лет. Называлась она "а ля фонтанж". Это - высокая прическа, которая со временем изменилась и стала еще выше. Она требовала специального каркаса из проволоки. Для украшения стали применяться банты и жемчуг.

В XVIII в. парикмахерские работы достигли небывалого совершенства. Значение прически в моде было признано главенствующим. Моды эпохи рококо отличались изысканностью, миниатюрными формами и изяществом. Красивые воздушные локоны обрамляли переднюю часть головы, задняя оставалась гладкой. По бокам, до плеч, свешивались крупные локоны. Позднее к этой прическе стали добавлять для украшения жемчужную диадему.

Затем стали появляться различные вариации причесок с применением пудры. Волосы со лба зачесывались вверх. Иногда они с затылка подымались кверху, завязывались и оформлялись трубчатыми или кольцевыми локонами. Этим успешно решалась гармония линий прически, для чего применялись не только естественные волосы клиентов, но и накладки из искусственных волос, чаще всего цвета блондин. В период позднего рококо стали входить в моду широкие прически различных форм, которые были несимметричными. Для устойчивости употреблялся проволочный каркас.

В период рококо стал широко применяться способ завивки на коклюшки и тупирование волос.

Конец XVIII в. явился переломным в стиле причесок. После Французской революции не стало стиля рококо. Начатые в то время раскопки Помпеи, выявившие произведения древних греков и римлян, обусловили тенденцию следовать великим и прекрасным, но в то же время простым и скромным образцам античного мира. Мода причесок стала принимать формы греческого стиля. Они стали проще и естественнее. Волосы слегка завивались, были свободно распущены или же закладывались одной брошью.

В начале XIX в., после прихода к власти Наполеона, появляется новый стиль в прическах и одежде, схожий с древнеримским. Прически делались преимущественно сверху. Волосы снова стали украшаться драгоценностями. Началось "нашествие" локонов - круглых, спиральных, трубчатых, плоских и т. д. Наряду с этим многие женщины еще носили пудреные прически. После поражения Наполеона все прически стиля "ампир" стали постепенно исчезать. Франция теряет свое положение законодателя мод.

С этого времени (1820 г.) тон в моде и искусстве задавала Вена. В прическе появились новые линии, которые с течением времени трансформировались в свой стиль. Наблюдался новый взлет парикмахерского искусства. Прически были очень сложные и требовали большого мастерства при выполнении. В 1830 г. возникает стиль "бидермайер". Новая прическа выглядела мещански по сравнению с начальным периодом, она была плоской и угловатой.

Во второй половине XIX в. началось бурное развитие капитализма, а следовательно, и техники. В работе дамских мастеров все шире применяются различные газовые и электрические аппараты. Появились завивка волос, механическая стрижка и другие виды работ, выполняемые с помощью механических и электрических приспособлений. В связи с этим искусство дамского парикмахера все больше обесценивалось. В России в эти годы парикмахерские работы велись, как правило, иностранцами. Законодателем мод по-прежнему была Франция.

Первая завивка была изобретена французом Марселем в 1885 г. В 1904 г. была применена уже 6-месячная завивка (перманент).

В 1916 г. в Германии организована первая выставка мод, где были представлены и образцы парикмахерских работ. В это время появляется мода на короткую стрижку (под мальчика), которую женщины встретили с одобрением, так как она экономила время и требовала меньших затрат.

В царской России в эпоху капитализма национальное парикмахерское дело развивалось медленно. В то время наблюдалось вообще преклонение перед заграничным. Дамские мастера-французы отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев. И хотя они не раз доказывали, что никакая сложность дамского парикмахерского искусства им не страшна, но укоренившаяся зависимость от заграницы продолжала довлеть над русскими мастерами вплоть до Октябрьской революции.

В первые годы Советской власти парикмахерское искусство, естественно, находилось на невысоком уровне. Советскому народу приходилось решать грандиозные задачи социалистического строительства в тяжелых условиях гражданской войны, послевоенной разрухи, капиталистического окружения. Однако по мере того как залечивались раны войны, восстанавливалось народное хозяйство, улучшалось благосостояние народа, партия и государство выделяли все больше средств на развитие службы быта.

В конце 30-х и 40-х годов довольно широкая сеть парикмахерских оказывала населению большой ассортимент услуг.

Наряду с модными в то время стрижками типа "фокстрот" женские парикмахеры с успехом выполняли довольно сложные прически методом укладки волос горячими щипцами. Популярна была и длительная завивка (перманент). На коротких волосах она выполнялась горизонтальным методом, на длинных - вертикальным.

Технологический процесс завивки осуществлялся паровыми и электрическими аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические красители.

В послевоенный период парикмахерские работы начали быстро развиваться. Изобретенный в 1937 г. химический метод завивки волос в 50-е годы был широко внедрен в парикмахерских нашей страны. Наряду с этим стала популярной холодная укладка волос на бигуди. Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцами, завивку паровыми аппаратами. А появление окислительных красителей из парафенилендиамина позволило упростить технологию и расширить гамму цветов (оттенков) при окраске волос.

Наша промышленность в достаточном количестве производит необходимое оборудование, а профессиональные училища готовят квалифицированных мастеров. Парикмахерские строятся по типовым проектам с учетом санитарных норм и требований. В 60-е годы система парикмахерских услуг стабилизировалась. Сейчас действуют лаборатории при научно-исследовательских институтах, которые разрабатывают новейшую технологию, оборудование и инструменты для парикмахерских работ.

Все это позволило коренным образом улучшить парикмахерское дело. Широкую популярность получили конкурсы парикмахеров на лучшую прическу. Мастерство парикмахеров широко известно. Они неоднократно завоевывали призовые места и награды на международных конкурсах парикмахерского искусства.

Модные прически как нельзя лучше подходят для современной, суматошной и быстро меняющейся жизни. Теперь разберемся, какими средствами легче всего поддерживать это нарочито небрежное великолепие.

Но для начала вопрос: у тебя уже есть утюжок? Не тот, которым приходится выглаживать горы белья по выходным, а маленький и аккуратный, на привычный утюг вовсе не похожий - для волос? Если еще нет, а волосы у тебя не идеально гладкие от природы, есть резон его приобрести. Пригодится, и не один раз. Если же утюжок у тебя имеется, то все равно не лишним будет прислушаться к советам знающих людей, например, руководителя службы обучения "Матрикс" Антона Ранчина:

Чем тоньше пряди вы берете для "вытягивания" феном или утюжком, тем более прямыми становятся ваши волосы.

Быстро проведите утюжком по каждой пряди 2-3 раза, удерживая расческу на концах волос для разглаживания волос по длине.

Всегда проводите утюжком по всей длине волос, не прерываясь. Никогда не держите утюжок на одном участке, так как волосы могут выгореть.

Для достижения более гладкого результата никогда не пропускайте ни шага.

Для того чтобы быстрее и легче разгладить волосы с помощью утюжка, нанеси средство для разглаживания, например, фирмы "Слик.лук". Оно защитит волосы от повреждающего теплового воздействия и надолго закрепит результат.

Для стайлинга волос изобретено такое огромное количество косметических средств, что разобраться в них совсем не легко. Но мы попробуем. И будем говорить о средствах укладки только лучших производителей. Разве наши волосы этого не заслуживают?

Пены/пенки

Предназначены для создания объема, фиксации прически, облегчения укладки. Они также поддерживают здоровый блеск волос, защищают волосы от воздействия тепла, влаги и потери насыщенности света.

Советуется: равномерно распредели пену на чистые влажные волосы и высуши феном или диффузором.

Гели

Предназначаются для моделирования прически и создания "мокрого эффекта" волос. Применяются для придания объема на корнях перед укладкой, а также для нанесения на кончики после укладки, чтобы подчеркнуть текстуру прически.

Советуется: если ты хочешь просто зафиксировать прическу, нанеси гель на сухие волосы. При этом создается так называемый "мокрый эффект". Если желаешь, чтобы прическа выглядела более пышной и объемной, нанеси гель на слегка влажные волосы и подсуши их феном.

Муссы

Помогают придать волосам пышность, дополнительный блеск и свободную фиксацию. Их можно наносить как на сухие, так и на влажные волосы. Некоторые муссы предназначены специально для укладки волос феном. Они защищают волосы от неблагоприятного воздействия горячего воздуха, увлажняя их и не допуская пересушивания.

Советуется: для создания пышной, но аккуратной прически равномерно распредели мусс по влажным чистым волосам и уложи их феном.

Кремы

Кремы смягчают текстуру волос, обеспечивают гибкую фиксацию, позволяя создавать разнообразные прически. Специальные выпрямляющие кремы помогают распрямить волосы при укладке феном.

Советуется: равномерно распредели небольшое количество крема на влажные волосы и высуши феном. Кремы также можно использовать на сухих волосах для выделения отдельных прядей.

Сливки

Густые сливки, предназначенные для моделирования причесок, создают мягкий фиксирующий контроль и сохраняют естественный блеск.

Советуется: с хорошими сливками вполне допустимо менять прическу несколько раз в течение дня без дополнительного мытья головы.

Воск

Воск используется для подчеркивания текстуры прически, делает волосы блестящими, сияющими. Он не должен утяжелять волосы, склеивать их или делать жирными. Воск прекрасно подходит для подчеркивания длины и кончиков волос.

Советуется: нанеси воск на сухие волосы для выделения прядей и/или подчеркивания текстуры.

Спреи

Спрей поможет легко зафиксировать прическу, придаст блеск волосам, создаст естественный эффект "мокрых волос", защитит волосы от воздействия ультрафиолетовых лучей. Хороший спрей легко смывается и не приводит к появлению хлопьев.

Советуется: распыли спрей на влажные волосы и уложи их феном либо при помощи диффузора.

Лаки

Фиксируют прически любой сложности, сохраняя их естественную подвижность и объем. В идеале они должны придавать блеск, оставляя волосы мягкими и сияющими.

Советуется: после любого самого легкого или самого креативного стайлинга, сбрызни волосы лаком, сделав образ более завершенным.

Кто-то подумает: а зачем вообще так много времени и денег тратить на укладку "небрежных" причесок этого лета, когда можно просто помыть голову, наскоро причесаться и в таком виде выйти на улицу? Логично. Только в этом случае придется уповать на то, что волосы сами собой улягутся так, как тебе нужно. У средств же для стайлинга с волосами разговор короткий: желания хозяйки исполняются беспрекословно. Только и всего.

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ДЕЛО
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................ 2

ИСТОРИЯ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА........ 3

КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ....................................... 11

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ...................................... 12

Характеристика волос....................................................................................... 12

Типы волос......................................................................................................... 12

Фактура волос.................................................................................................... 14

УХОД ЗА ВОЛОСАМИ................................................... 15

УХОД ЗА ВОЛОСАМИ КЛИЕНТА............................... 17

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОРУДОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО И УНИВЕРСАЛЬНОГО. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ....................................................................... 18

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ...................................................... 18

УХОД И ХРАНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ..................... 22

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ...................................... 23

Последовательность при выполнении данной работы............................... 23

Технология стрижки......................................................................................... 23

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ..... 25

Электроаппаратура и электроинструменты должны отвечать следующим требованиям....................................................................................................... 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......... 26

Часто ее компонентами становятся головные уборы, ленты, бусы, украшения. Вид и форма прически зависит от субъективных и объективных причин. Прическа как костюм является произведением искусства. При смене художественных стилей, направлений в искусстве меняет вид и форму прически. В моду вошла и завоевала свои пьедесталы женская короткая стрижка. Она изменяется чуть ли не каждый сезон, вносят в моду все новые и новые силуэты: короткая челка, удлиненный затылок или наоборот. Сложная окраска оригинальная укладка. Так же из моды не вышли и длинные волосы. Сейчас силуэт длинной прически приобретает все более четкие линии. Самая модная стрижка на данный момент «Сесун». В любом виде парикмахерского искусства проявляется влияние современных методов, происходит усовершенствование парикмахерского дела появление новых инструментов и приспособлений, и средств ухода за волосами. Новинок в парикмахерском деле появляется очень много: средств для укладки волос лаки, гели, пенки, муссы и крема. Крем - краски с одновременным уходом за волосами и при этом получается большой, яркий и стойкий цвет волос. Так же появляется очень много оттеночных средств, при чем нужно заметить что в их состав входят натуральные компоненты.

Можно много говорить о новинках в парикмахерском деле. Но одно можно сказать с точностью, что прическа была и будет своеобразным паспортом человека. Главное качество которым должен обладать парикмахер это предвидение.

Поэтому фирма « Велла» организовала в Лондоне творческую мастерскую из разных стран, где они могли бы работать над созданием определенного стиля. В этом году над созданием образа следующего сезона, « Велла « выбрала стилистов из шести стран.

Россию представлял Сергей Зверев. Россия выступала в столь престижном мероприятии впервые. Каждый день в мастерской работало два стилиста Сергей Зверев и Кристофор Даволли. При создании прически мастера не были ограничены цветом и формой стрижек. И что особенно важно стилистам представлялась возможность выполнять свои модели которые они сами оценивали как перспективные. Первые модели Зверев создал образ золотисто – рыжих, коричневых тонов. Работа была выполнена удивительно хорошо. Цвета подобраны удивительно точно, хотя все собравшиеся со знанием дела следили за работой мастера. Результат, которого добился Зверев стал для всех полной неожиданностью. Он показал абсолютно новую технику окраски волос. И цвета по мнению профессионалов были подобраны в таком идеальном сочетании. Внешность второй модели была значительно изменена. Перед тем как Зверев покрасил и подстриг ее волосы она выглядела вполне обыкновенно. Девушка на столько преобразилась, что в ней увидели новую модель. Обе модели принесли огромный успех нашему стилисту Сергею Звереву. Не смотря на то, что в нашей стране временные трудности, как и все временные неудачи приходят и уходят, а желание быть красивым будет всегда. Ибо красота вечна. Не смотря на все трудности в стране Зверев доказал, что и в нашей стране есть специалисты по парикмахерскому искусству.

Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность. Известно, что уже за 2-3 тысячи лет до новой эры нашим предкам было свойственно украшать свою внешность прической. Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе в прическу, свое представление о красоте, которое отражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретной эпохе. Но одежда и прическа оказываются также утилитарными и социальными. У разных народов сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с природными условиями страны и положением человека в обществе.

Изучение истории парикмахерского искусства представляет не только познавательный интерес, но и практическую ценность, так как некоторые детали можно использовать и в настоящее время.

Интересную форму причесок создали в Древнем Египте. Для выполнения такой сложной прически требовались услуги специально обученных рабов. Египтяне окрашивали свои волосы хной, украшали прически декоративными элементами.

Модным цветом волос в Древней Греции считался белокурый. В классический период повседневная прическа состояла из коротко остриженных волос, « полной « от виска до виска недлинной бороды и усов. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем. В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикадой.

Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый греческий узел – коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как, по эстетическим понятиям того времени, лоб должен быть невысоким. Далее волосы спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали изящное украшение – стефану. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.

Мужская прическа в различные периоды римской истории была разной. Волосы могли быть и завиты в локоны, и расчесаны гладко, с челкой надо лбом.

Обычно римляне брили лицо. Однако в моде были и небольшие завитые бородки

Очень многообразны и сложны были прически римских патрицианок. В некоторые периоды носили гладко причесанные волосы, разделенные на прямой пробор: иногда завивали волосы в длинные локоны, иногда носили « греческие» прически. Но истинно римскими были высокие прически из локонов, укрепленные на каркасе. Веерообразный каркас укреплялся надо лбом и по форме напоминал русский кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывались на затылке в виде корзиночки. Модными считались белокурые и русые волосы.

История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее «9 – 12» века и позднее «13 –15 века». Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить «греховную человеческую плоть».

В период раннего развития средневековья мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочки ушей, а спереди челка. В 11 веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.

Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица.

В 15 веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалось модной прической двух основных типов: волосы или гладко зачесаны назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.

У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.

В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы. Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветами, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах появились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически оказал последний король 16 столетия Генрих 4. В моду вошли зачесанные назад волосы, закрученные назад усы и маленькая острая бородка. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.

В первой половине 16 века прическа у женщин имела вид двух полукруглых валиков, уложенных надо лбом, и обычно украшалась бусами или небольшим выгнутым в форме прически чепчиком с вуалью. В конце 16 века форма женской прически существенно меняется. Появляется прическа двух типов. Волосы либо завивали рядами волн и зачесывали назад, либо поднимали высоко вверх, где закрепляли на проволочном каркасе. Иногда дамы носили парики.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!