Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Общество и государство: их взаимодействие. Система государственного управления

  • Научные основы системы государственного управления
    • Понятие и предмет системы государственного управления
      • Предмет системы государственного управления
    • Система государственного управления и формы государственного устройства
      • Формы государственно-политического устройства
      • Формы государственно-территориального устройства
      • Формы взаимодействия государства с гражданским обществом
      • Форма государственного устройства России
    • Функции государства и государственного управления
      • Экономические и социальные функции государства
      • Функции государственного управления
    • Виды и методы государственного управления
    • Государственное управление за рубежом
    • Государственное управление в России
  • Органы государственной власти
    • Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти
    • Органы законодательной власти (Федеральное Собрание)
    • Органы исполнительной власти
    • Органы судебной власти
    • Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ
    • Органы государственной власти субъектов РФ
    • Формирование и реализация государственной политики
    • Факторы и направления государственной политики
    • Принятие нормативных правовых актов
    • Планирование как инструмент государственной политики
    • Разработка политических решений
    • Реализация государственной политики
    • Государственная служба
    • Государственный контроль
  • Государственное регулирование экономики
    • Принципы и объекты государственного регулирования
    • Методы государственного регулирования экономики
      • Административные методы
      • Экономические методы
    • Регулирование материального производства
      • Государственное регулирование естественных монополий
      • Антимонопольная политика
      • Финансовое оздоровление предприятий
    • Регулирование фондового рынка
    • Регулирование денежного обращения
      • Структура денежно-кредитной системы
      • Регулирование денежной массы
      • Кредитование социально-экономического развития
    • Валютное регулирование
    • Управление основными хозяйственными комплексами
    • Государственная научная и промышленная политика
      • Государственная промышленная политика
    • Управление топливно-энергетическим комплексом
      • Управление электроэнергетикой
      • Управление газовой отраслью
      • Управление нефтяной отраслью
      • Управление угледобычей
    • Управление агропромышленным комплексом
    • Управление оборонно-промышленным комплексом
    • Управление транспортным комплексом
    • Управление государственным имуществом
      • Управление государственными предприятиями
      • Управление пакетами государственных акций
      • Приватизация и национализация государственного имущества
  • Региональное управление
    • Государственная региональная политика
      • Выравнивание экономического и социального развития регионов
      • Федеральные программы
      • Привлечение субъектов РФ к управлению федеральной собственностью
      • Укрупнение субъектов РФ
      • Север как объект управления
    • Организационные формы регионального управления
    • Местное самоуправление
    • Межбюджетные отношения
  • Власть и бизнес
    • Власть и бизнес
    • Основы взаимодействия власти и бизнеса
    • Влияние власти на бизнес
    • Влияние бизнеса на власть
    • Взаимодействие власти с бизнес-структурами
    • Лоббирование
    • Партнерство власти и бизнеса
  • Управление социальной сферой
    • Управление социальной сферой
    • Социальная политика государства
    • Регулирование доходов населения
    • Государственная политика в области занятости
    • Управление отраслями социальной сферы
    • Социальная защита населения
  • Управление жилищно-коммунальным комплексом
    • Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
    • Жилищно-коммунальное строительство
    • Жилищно-коммунальное обслуживание
    • Тарифное регулирование
    • Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
    • Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
  • Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями
    • Управление конфликтными ситуациями
      • Управление конфликтными трудовыми отношениями
      • Управление корпоративными конфликтами
    • Управление общественными чрезвычайными ситуациями
    • Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
    • Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Формы взаимодействия государства с гражданским обществом

Функционирование государства предполагает наличие гражданского общества, независимых объединений граждан как носителей определенной идеологии и культуры, склонных к проявлению инициативы и солидарности, к сотрудничеству и самоорганизации.

Гражданским обществом является совокупность естественных форм жизнедеятельности людей как реальных личностей через институты самоорганизации. Государственное управление и гражданское общество находятся в состоянии сообщающихся сосудов: если недостаточно развито гражданское общество, то общественные функции вынужденно берет на себя государственная власть.

Различают англосаксонскую и гегельянскую теории гражданского общества. Согласно англосаксонской теории гражданское общество функционирует независимо от государства, либерально, ему присущ политический плюрализм. Негосударственные организации способны и готовы решать возникающие общественные проблемы.

Например, налогоплательщики эффективно контролируют расходование бюджетных средств. Если государство не обеспечивает надлежащий уровень правозащиты, образования, здравоохранения, население может отказаться от содержания армии чиновников и управленцев и самостоятельно заняться этими проблемами с помощью создаваемых организаций.

Согласно гегельянской теории государство есть единство власти и гражданского общества, совместно идущих к единой цели. Здесь гражданственность героическая, человек самоотверженно служит обществу, жертвуя личными интересами, особенно при реализации крупных судьбоносных для страны проектов.

Во главе становится прогрессивный правитель, реформатор, патриот, заботящийся о народе. Простой народ его обожает, но есть еще правящий слой (бюрократия и т.д.), который ставит палки в колеса, отдаляет правителя от народа. Правитель опирается на народ, расширяется антиноменклатурное движение и задачи решаются. Гегельянская теория демонстрирует эффективность в странах, встающих на путь модернизации, и в ситуациях, сопряженных с угрозой национальной безопасности.

Представители разных слоев общества создают партии, ассоциации, союзы, лиги, клубы и другие общественные институты, чтобы участвовать в государственных делах, влиять на управление и государством, и обществом в целом. Но чтобы такое влияние было действительным, необходимы критическая масса личностей, готовых служить обществу, и способность элиты консолидироваться.

В России происходит смена модели гражданского общества, англосаксонская модель строится во многом с нуля, так как прежде не было такой традиции, не допускались неподконтрольные государству общественные институты.

Партии являются основой политической системы демократического государства. Партия создается для защиты интересов соответствующей части населения всеми доступными способами, в том числе путем взятия власти на очередных выборах органов власти. Партия выступает перед властью от имени социальных групп, участвует в демократических процедурах, продвигает своих членов во властные структуры. Свою программу партия может реализовать только имея рычат воздействия на высший орган власти.

В России функционирование партий регулируется Законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ. После 1991 г. число партий вначале быстро увеличивалось как реакция на длительно существовавшую однопартийную систему. Многие из них появились и исчезли с политической арены, не оставив никакого следа. Границы партий размыты. В парламенте представлены четыре партии, однако влияние на государственную политику даже самой крупной из них незначительное.

Закон запрещает членство Президента РФ в какой-либо партии. Российская буржуазия так напугана КПСС, что пошла на отмену обычной нормы для демократических стран. В то же время существование партии власти считается возможным.

Повышение роли партий возможно лишь при изменении всей конфигурации политической системы, заключающемся в переводе ее под контроль победивших на парламентских выборах политических сил.

В демократическом обществе всегда находится место для оппозиции действующей власти, в том числе верховной. Наличие оппозиции служит показателем полноты прав и свобод граждан. Какой бы радикальной оппозиция ни была, демократическая власть не может ее отменить, не может с ней не считаться.

Различают оппозицию системную и внесистемную. Системная оппозиция действует в интересах существующего общественного строя, а внесистемная борется за его замену другим общественным устройством. Для правящего класса системная оппозиция не опасна, так как сам класс в конечном счете определяет, кто будет защищать его интересы во власти. Для персональных носителей власти, в том числе и для высшего лица государства, опасна как системная, так и внесистемная оппозиция, поскольку в случае победы оппозиционной партии они могут потерять властные полномочия и связанные с ними привилегии. Внесистемная оппозиция опасна и для правящего класса, и для власть имущих.

В России системная оппозиция представлена правыми партиями - СПС, «Яблоко», внесистемная - КПРФ.

Власть имущие больше опасаются харизматических лидеров системной оппозиции и реально борются с ними. Это не исключает внедрения в период выборных кампаний ложных дилемм вроде «демократы или коммунисты», исход противостояния по которым предрешен.

Профсоюзы являются самыми демократическими по своей природе объединениями, которые призваны решать задачи улучшения условий труда и жизни наемных работников с помощью давления на работодателей в различных формах и разными методами. Непосредственно с властью у профсоюзов точек взаимодействия нет, за исключением возможного посредничества в конфликтах между работниками и работодателями. Полем деятельности профсоюзов являются рабочие места, заработная плата, условия труда. С точки зрения марксизма противоречие между трудом и капиталом профсоюзы разрешить не могут, но им под силу добиваться уступок в пользу рабочего класса со стороны работодателя.

В СССР работники почти автоматически становились членами того или иного профсоюза. Де-факто профорганы были государственным институтом, «приводным ремнем» КПСС. Главная их функция, заключающаяся в управлении социальным страхованием, социальной защитой работников, была в руках централизованной системы - ВЦСПС.

В начале перестройки отраслевые профсоюзы стали обособляться. Первыми о независимости объявили шахтеры, металлурги, авиаторы, т.е. те отрасли, где оплата труда была выше, а значит, и профвзносы - больше. В марте 1990 г. Всероссийский съезд профсоюзов принял решение об образовании ФНПР. Отраслевым комитетам и первичным организациям было предоставлено право самим решать проблемы профсоюзного движения.

ФНПР объявила себя наследницей ВЦСПС со всем его имуществом: более тысячи санаториев, домов отдыха, гостиниц и т.д.

Теперь профсоюзы действуют в условиях иного общественного строя, обрели независимость от правящей партии, но при этом лишились права законодательной инициативы, влияния на решения администрации предприятий, связанные с увольнением. Они включаются в систему социального партнерства через деятельность трехсторонних комиссий и другими способами. При этом функции социального страхования переданы исполнительной власти.

Как и в других сферах жизни, в профсоюзах отброшен как реликт коммунизма принцип демократического централизма, разорвана связь верхов с низами, и наоборот.

На новых предприятиях профсоюзы, как правило, отсутствуют. Создать профсоюз на частном предприятии практически невозможно. Остановка предприятий, бесконечные их реорганизации вымывают почву из-под профсоюзов. На всю страну приходится несколько сотен предприятий, где заключены коллективные договоры. Допускаются массовые нарушения в сфере оплаты труда и трудовых отношений, но профсоюзы этого как будто не замечают или занимают соглашательскую позицию. Права трудящихся не защищены, хотя под синими знаменами маршируют миллионы демонстрантов.

Гражданское общество ассоциируется со свободными и независимыми средствами массовой информации . СМИ свободны и независимы лишь в той мере, в какой осознают и отражают интересы читателя, зрителя, слушателя. Признается зависимость только от читателя. Поэтому для обретения самостоятельности, в том числе и финансово-экономической, необходим поворот СМИ к читателю как подлинному хозяину прессы.

В действительности СМИ находятся под контролем государственной власти или служат капиталу, своим хозяевам. Ангажированные СМИ подкладывают дрова в костер радикализма на правом и левом флангах, вместо того чтобы помогать строить нормальную политическую систему, и не только не боятся ответственности за публикуемые материалы, но и претендуют даже на лавры четвертой власти.

После 1991 г. основная часть всех направлений СМИ сменила хозяина; государственные СМИ оказались в собственности частных компаний и отдельных лиц. Разрушено единое информационное пространство, появились информационные империи. СМИ служат финансово-промышленным группам, манипулируют общественным мнением, диктуют правила и нормы политической жизни в интересах хозяев.

Государственные СМИ оказались в глухой обороне. Государству отказывают в праве на собственные СМИ, приводя в пример США, где единственный государственный канал «Голос Америки» не может вещать на территорию своей страны, чтобы воспрепятствовать манипулированию сознанием (как будто частные СМИ этим не занимаются).

Однако государству нужны собственные СМИ. Оно не может опираться только на силовые структуры; без СМИ сложно обеспечивать вертикаль и горизонталь власти, реализовать принципы демократии. Доктрина информационной безопасности России предусматривает меры по повышению роли государственных СМИ, устранение допущенных прежде просчетов в этой сфере.

В последнее время все большее влияние на общество оказывает Русская православная церковь (РПЦ), возвращается из небытия национальная идея Российской империи: «православие, самодержавие, народность» (в СССР православие заменяла коммунистическая идея).

В основу взаимоотношений церкви с властью положено понятие греха. Круг греховных деяний определяет сама церковь. Согласно доктрине РПЦ духовная власть первична, светская - вторична, поэтому она вправе оценивать действия власти. В случае погружения светской власти во грех церковь может призвать народ к гражданскому неповиновению. По узловому вопросу бытия - делению общества на богатых и бедных - у церкви и государственной власти разногласий нет.

Восполнить некоторые отсутствующие у парламента функции и теряемый авторитет призвана Общественная палата Российской Федерации . Она является элементом гражданского общества с четко обозначенными полномочиями не для оппонирования государственной власти, а в целях обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления.

С одной стороны. Общественная палата стоит на страже интересов граждан при выработке государственной политики и законотворческой деятельности парламента, а с другой - осуществляет общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

Речь идет об общественно значимых интересах, решении наиболее важных вопросов экономического и социального развития, национальной безопасности, защите прав и свобод граждан и общественных объединений, поддержке гражданских инициатив общероссийского значения, привлечении граждан и общественных объединений к реализации государственной политики.

В составе методов работы Общественной палаты наиболее важное значение имеют:

  • проведение публичных слушаний по общественно важным проблемам;
  • направление запросов в органы власти всех ветвей и уровней;
  • приглашение руководителей органов власти на пленарные заседания;
  • делегирование членов Общественной палаты для работы в комитетах, комиссиях палат парламента, в заседаниях коллегий органов исполнительной власти;
  • проведение экспертизы проектов законов, нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления;
  • представление в компетентные государственные органы заключений о нарушениях законодательства органами исполнительной власти.

Общественная палата формируется в составе 126 человек, в том числе 42 человека утверждаются Президентом РФ непосредственно, остальные члены - представители межрегиональных и региональных общественных объединений.

Постоянно действующим органом является Совет Общественной палаты. Избирается также секретарь Общественной палаты.

Формируется аппарат Общественной палаты, являющийся государственным учреждением. Руководитель аппарата назначается и освобождается от должности Правительством РФ. Общее руководство деятельностью аппарата осуществляет секретарь Общественной палаты.

Расходы по обеспечению деятельности Общественной палаты предусмотрены отдельной строкой в федеральном бюджете.

Общественная палата ежегодно публикует в своем периодическом издании доклад о состоянии гражданского общества в России.

Срок полномочий членов Общественной палаты составляет два года.


Новости

  • 26-07-2018
    Согласно определению, юридическим лицом является организация, имеющая обособленное имущество, которое может предъявлять в качестве залога или иных форм при ответе по принятым обязательствам.
  • 22-05-2015
    Бытует мнение, что после наступления пенсионного возраста получить кредит намного сложнее. На самом деле это не соответствует истине...
  • 22-05-2015
    Сегодня курсы валют и их колебания являются актуальной темой, которая интересует многих. Известно, что обменный курс доллара, евро и других денежных единиц меняется раз в час...
  • 21-05-2015
    Бесплатные юристы в Москве смогут проконсультировать вас по всем вопросам наследства...
  • 10-04-2015
    Для оформления наследства, в первую очередь, необходимо предъявить необходимые документы в уполномоченные органы.
  • 28-01-2015
    Далеко не всегда руководитель организации способен лично осуществить каждое юридически значимое действие – у него нередко нет времени...
  • 20-01-2015
    Юридическая деятельность неотделима от существования цивилизованного общества и испокон веков направлена на согласование интересов людей...
  • 17-12-2014
    Строительство – одна из сфер, где предоставлению профессиональных квалифицированных услуг предшествует вступление в ряды саморегулируемой организации.
  • 14-12-2014
    Владельцы собственного бизнеса должны понимать, насколько важным, ответственным, серьезным шагом является процесс регистрации товарного знака...
  • 21-11-2014
    Появление какой-либо правовой проблемы в нашей жизни в принципе неизбежно, но их решение должно осуществляться незамедлительно...

Как признать решение суда незаконным и несправедливым?

Бизнес:

Регистрация ООО : подробное описание открытия фирмы

Регистрация ИП : подробная статья о регистрации индивидуальных предпринимателей.

2. Представительство интересов в государственном управлении

3. Публичная политика как процесс взаимодействия государства и общества

Заключение

Список литературы

Введение

Развитие общества по пути демократии неизбежно приводит к изменению характера отношений между обществом и государством. Стержнем развития государства становится ориентация на демократическое устройство общества и эффективное управление. Государство и общество сегодня не могут строить демократию друг без друга. Институты гражданского общества, институты представительства, политические партии, пресса, общественные объединения не могут быть исключены из демократического процесса. Современное демократическое государство вырабатывает и реализует свою политику только с привлечением институтов гражданского общества.

Поэтому государственную политику в современных демократических государствах называют общественной политикой, или политикой публичной. Область этих отношений называют публичной сферой, ибо она охватывает интересы общества в целом.

Главной проблемой демократического государства является проблема гармонизации интересов государства и человека. Ведущим субъектом этого процесса является государство, именно ему принадлежит главная роль в этом процессе, оно проводит политику, которая способствует достижению данной цели. Любая диспропорция или трудность в развитии общества становится политической проблемой, если ее решение затрагивает интересы многих людей и зависит от волевого решения власти. Экономические проблемы, школьная реформа, налоги, охрана памятников - все эти проблемы являются, в том числе, проблемами политическими, ибо требуют вмешательства власти и особого политического решения.

В современных условиях в этих целях действует не только государство, на поле социальной деятельности вышли другие «игроки» - негосударственные субъекты, выражающие интересы тех или иных групп общества. В современных условиях проблема их взаимоотношений с государством является чрезвычайно важной. Их взаимодействие оказывает непосредственное влияние на функционирование всего общественного организма. Участие негосударственных субъектов в публичной политике сказывается на развитии многих ее сфер, например, здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы курсовой работы. Ее основная цель заключается в выявлении граней взаимодействия государства и общества.

Для достижения указанной цели необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач:

Раскрыть социальный механизм формирования государственного управления;

Изучить представительство интересов в государственном управлении;

Определить публичную политику как процесс взаимодействия государства и общества.

1. Социальный механизм осуществления государственного управления

По своей природной сущности государственное управление, будучи частью социального управления, есть институт общественный, имманентно связанный с человеком, его деятельностью. Оно детерминировано закономерностями, присущими общественному развитию. Генезис и специфика государственного управления, очевидно, усматриваются в социальной (классовой) структуре общества, общественном разделении труда, сущности и социальных функциях института государства и феномена управления.

Как системное общественное явление государственное управление входит в систему социальных отношений, представляющих собой особые отношения в человеческой жизнедеятельности, складывающиеся как в их «вертикальном», так и «горизонтальном» измерении. В иерархической общественно-политической структуре, к какой относится и государственный аппарат, в таких отношениях присутствует способность вышестоящего субъекта (управляющего) властно выражать и осуществлять свою волю, подчиняя ей нижестоящего субъекта (управляемого). Управляющее воздействие, оказываемое аппаратом государственной власти на социальные процессы, имеет свое внутреннее содержание и внешнее выражение, что является результатом реально действующего, побуждающего и преобразовывающего их механизма государственного управления. Его действие проявляется в результате складывающихся государственно-властных отношений между субъектами и объектами управления в обществе как системе .

Государственное управление осуществляется в системе взаимообратных связей «человек - общество - государство – человек». Какой бы сложной ни была подобная система, она формируется и действует по модели, заданной человеком, и призвана служить целям обеспечения с возможно более эффективной степенью удовлетворения его потребностей, интересов и устремлений, главным образом в сфере совместного (коллективного) существования (труда, быта, досуга), а в более широком понимании - в разнообразных проявлениях общественной жизнедеятельности людей. В этой связи государственное управление, возникшее как неотъемлемая функция государства, развивается на протяжении всей истории государственно организованной цивилизации человечества. Поэтому практическое осуществление государственного управления всегда обусловлено историческим этапом развития определенного общества, его культурной, политической, экономической и правовой зрелостью, господствующими в нем духовными идеалами и ценностями. Оно находит свое конкретное воплощение в динамике системных взаимосвязей человека, общества и государства. Уровень эффективности и характер государственного управления, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от состояния общества .

Демократический характер, целевая ориентация и другие свойства общества предрешают привлечение широких гражданских кругов к участию в осуществлении управления. Это участие начинается с голосования на избирательном участке, продолжается в решениях, которые готовятся и принимаются представительными органами власти, во влиянии общественного мнения на политических лидеров и т.д. Участие граждан в государственном управлении выражается и во многих других самых разнообразных формах, например, в отправлении правосудия в качестве присяжных (народных) заседателей, в качестве членов народных дружин, помогающих правоохранительным органам поддерживать общественный порядок, и др.

Изучение проблем взаимодействия социума и государства значимо, прежде всего, с точки зрения осмысления механизма осуществления государственной власти и управления, что важно для понимания того, как происходит функционирование структур государственного аппарата, персонифицированного его человеческой составляющей - государственной службой. Государство предстает как социальный институт организации жизнедеятельности граждан, основанный на общих интересах, в отличие от гражданского общества, основанного на частных и личных интересах.

Органы государственного управления как иерархическая управляющая система, должны определять и реализовывать общие для всех управляемых объектов цели, концентрировать общие ресурсы системы на их достижение .

Мотивами для определения целей государственного управления являются национальные интересы - устойчивые или вновь возникающие потребности всех элементов общества. Если бы общество было однородным, имело одинаковые для всех своих граждан потребности, то особых проблем в определении целей государственного управления не возникало (рис. 1).

Рис. 1. Взаимоотношение общенациональных и групповых интересов

Однако общество представляет собой неоднородную среду. Каждый член общества в данный момент времени имеет свои индивидуальные потребности и желания, ранжирует их сообразно своей системы приоритетов, генерирует собственные цели, обладает отличными возможностями по их реализации. Ситуация усложняется тем, что в обществе образуются определенные устойчивые группы, корпорации, организации людей, связанных между собой различными отношениями. Появляются не только индивидуальные, но и групповые потребности, желания, приоритеты, другими словами, возникают корпоративные интересы, которые мотивируют групповые Цели. Они в каждый момент времени могут или совпадать, или вступать в противоречие, вплоть до прямого антагонизма.

Зачастую корпоративные интересы отражаются в идеологиях - совокупность взглядов, систем ценностей; теории, мифы и т.п. - определенного класса людей.

Очевидно, что группы людей стремятся повлиять на определение целей государственного управления, максимально подчинить цели государства реализации своих целей. А для этого необходимо обладать определенными властными полномочиями .

Социальный механизм государственного управления предполагает налаживание организованного взаимодействия людей, их сообществ, социальных групп, понимание приоритета всеобщих интересов и целей над меркантильными и необходимости соблюдения взаимных обязательств и ответственности.

Для удовлетворения различных социальных потребностей создаются разнообразные социальные институты, конкурирующие друг с другом и дополняющие друг друга. Социальные институты представляют собой устойчивые формы человеческих отношений, способы выражения их целеопределенных устремлений в различных видах деятельности. Они выполняют функцию регулятора поведения людей в различных сферах социальных отношений. Социальные институты, оказывающие влияние на процесс выработки и осуществления государственных решений, имеют многообразные проявления и отражают уровень общественного развития, степень цивилизованности общества. В публично-правовой сфере среди них наиболее заметны государственно-политические институты власти, управления, представительства интересов, государственной службы, информации и коммуникации, связей с общественностью, нахождения общественного согласия и преодоления конфликтов, и др. .


Гражданское общество и государствонаходятся в тесной взаимосвязи, первое невозможно без второго. Благодаря государству человеческое сообщество вступает цивилизованности и становится обществом. Гражданское общество - это не только школа и церковь, но и гражданская война, противостояние социальных интересов, антиобщественное поведение, мафия и т.д., с которыми может справиться только государство. В конце концов, сам смысл концепции гражданского общества существует лишь при рассмотрении этого общества в соотношении с государством.

В то же время государство не может существовать вне общества. Она производная от гражданского общества, и назначение ее заключается в том, чтобы служить ему. Гражданское общество является противовесом государству в ее постоянном стремлении к господству над обществом. От степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства.

В понимании роли государства в обществе есть две крайние позиции - анархизм и етатизм. Анархизм отвергает государство вообще как орган принуждения и насилия над людьми. Етатизм, наоборот, всячески преувеличивает роль государства в жизни общества. Етатизм (от франц. etat - государство) - это засилье государства в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. Теоретически етатизм обосновывает необходимость активного вмешательства государства во все сферы общественной жизни, исходя из восприятия государства как всеобщей ценности, высшего результата и цели общественного развития. Практически етатизм проявляется в централизации, концентрации и бюрократизации политической власти, распространении организационно-контрольных функций государства за пределы оптимального соотношения государства и общества. Процесс етатизації общественной жизни ведет к ослаблению гражданского общества, его влияния на государство, что, в свою очередь, негативно отражается на самой государстве, вызывая ее упадок.

Етатизація общественной жизни в наибольшей степени происходит за недемократических, особенно тоталитарных политических режимов. За тоталитаризма централизация власти, ущемление прав и свобод граждан, произвола и волюнтаризм правящей верхушки приобретают крайних форм. Некоторые черты етатизму сохраняются и в демократическом обществе, но здесь он охватывает, главным образом, сферу экономики и контролируется политическими институтами гражданского общества.

Формой взаимодействия государства и гражданского общества является политический режим как система методов и средств осуществления политической власти, а различные типы политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный - являются разными способами этого взаимодействия.

Главной особенностью тоталитарного политического режима является всеобъемлющее огосударствления общественной и частной жизни, тотальный контроль государства над обществом и гражданами, который опирается на систематическое использование насилия. За тоталитаризма общество не оказывает ощутимого влияния на государство. Так, по социализма в СССР произошло огосударствление всех сфер общественной жизни. Государство фактически была владельцем всех средств производства, в лице одержавленої правящей партии монополизировала политическую власть в обществе, навязывала ему единую идеологию, направляла деятельность общественных организаций. Общество не имело реальных средств воздействия на государство. Выборы в представительные органы власти и сами эти органы имели формальный характер. Другие средства прямой демократии или не использовались вовсе, или также были формальными. Не было многопартийности, деятельность общественных организаций направлялась и жестко контролировалась коммунистической партией. Это же касалось и средств массовой информации.

По тоталитарного режима государство фактически поглощает гражданское общество. Зачатки этого общества существуют разве что в семье, домашнем хозяйстве, церкви, хотя и они не лишены произвольного вмешательства государства или одержавленої партии. Отсутствие развитых структур гражданского общества, прежде всего его экономической основы - частной собственности - и политических институтов, обратного влияния общества на государство приводят к деформации самого государства. Она прибегает к насилию, произвольных экспериментов над обществом, втягивается в войны и т.д.

Главной особенностью авторитарного политического режима является сосредоточение власти в одном ее органе, в руках одного лица или группы лиц и осуществления власти в основном с опорой на принуждение. Под углом зрения взаимодействия государства и гражданского общества авторитаризм отличается от тоталитаризма в лучшую сторону. За авторитарных режимов сохраняется автономия личности и общества в непо-літичних сферах, существует негосударственный сектор экономики, государство не осуществляет тотального контроля над обществом, не навязывает ему единую идеологию. Авторитаризм формально может предполагать разделение властей, многопартийность, выборность органов государственной власти и др. Однако реально государственная власть сосредоточена в руках главы исполнительной власти. Доминирует одна политическая партия; другие партии, общественно-политические организации, средства массовой информации не оказывают ощутимого влияния на осуществление государственной власти. Органы местного самоуправления если и существуют, то находятся под жестким контролем центральной власти. Выборы в представительные органы власти имеют формальный характер, преобладают силовые методы правления. Это означает, что в распоряжении гражданское общество не контролирует государство. Такое соотношение государства и гражданского общества в той или иной мере присуще большинству стран мира, хотя формально в них могут быть и признаки правового государства и демократического политического режима.

Партнером государства гражданское общество выступает лишь в правовом государстве за демократического политического режима. Понятие «правовое государство» и «демократическое государство» близкие по смыслу, но не тождественны. Демократическое государство не может не быть правовым. Однако не всякая правовое государство является действительно демократическим. Понятие «правовое государство» является формально-юридическим характеристикой государственности. За формального наличия основных признаков правового государства - конституционном произнесении принципов верховенства права, разделения властей, прав и свобод человека в стране на самом деле может существовать авторитарный политический режим, который прикрывается демократической риторикой и через низкий уровень политической культуры масс воспринимается именно как демократический.

Правовое государство не может существовать без гражданского общества. Особенность их взаимодействия по демократического политического режима заключается в том, что гражданское общество подчиняет себе государство и контролирует ее. Связь гражданского общества с государством, его влияние на нее основывается прежде всего на принципах демократии. Исходным из них является принцип народного суверенитета, который провозглашает народ единственным источником и верховным носителем власти в обществе. А это означает, что власть государства, его суверенитет производные от суверенитета народа, что гражданское общество создает государство для удовлетворения собственных нужд, а не ради нее самой, что государство не должно возвышаться над обществом и призвана служить ему, что, в конце концов, чиновники существуют для граждан, а не наоборот. Осознание гражданами именно такого соотношения между гражданским обществом и государством имеет принципиально важное значение для их формирования демократической политической культуры. Демократическая политическая культура гражданского общества проявляется тогда, когда гражданин не склоняется слепо перед государством, хотя бы какой демократической она издавалась, а задается вопросами вроде: что такое государство и для чего она нужна? что государство берет от меня и что я имею от нее? почему и для чего государство собирает налоги? куда идут собранные средства и сколько их нужно? в какой мере я принимаю участие в осуществлении государственной власти? почему чиновники за мой счет живут лучше, чем я? и др.

Принцип выборности как принцип демократии предусматривает формирование органов государственной власти путем выборов. Выборы являются важнейшим средством влияния гражданского общества на государство. От качества избирательного законодательства и его соблюдение на практике решающей степени зависят демократизм и эффективность государственной власти. Важным звеном, которое соединяет гражданское общество и государство, политические партии. В демократических государствах они выступают и главными субъектами избирательного процесса. Влияние на государство гражданское общество осуществляет также через общественные организации и средства массовой информации.

Наиболее полно связь гражданского общества и государства проявляется через права и свободы личности. С одной стороны, конституционное провозглашение и закрепление прав и свобод человека является политико-правовой основой разграничение гражданского общества и государства. С другой стороны, права и свободы являются главным звеном, которое соединяет гражданское общество и государство; благодаря наличию у граждан политических прав они подчиняют государство своему влиянию и осуществляют контроль над ней. Поскольку реальность прав и свобод человека является одновременно одним из основных признаков правового государства и важнейшим достоянием гражданского общества, то это означает, что они - правовое государство и гражданское общество - взаимно предполагают друг друга.

Однопорядковим с понятием «правовое государство» является относительно новое для политологии понятие «социальное государство». Правовая государственность как формально-юридическая характеристика государства сама по себе ничего не говорит о реальной жизни граждан. С помощью права (в его обычном понимании - как совокупности законов и всевозможных подзаконных актов: постановлений, приказов, должностных инструкций и т.д.) можно более изощренно издеваться над людьми, чем с использованием открытого и грубого насилия. Причем власть способна добиться легитимности, то есть признание, такого «права» гражданами, которые на ее потребность кричать «Распни его!» или потребуют наказания «врагов народа» или будут осуждать диссидентов.

Создатели и сторонники теории правового государства считали, что такое государство, обеспечивая каждому свободу и равенство, делая частную собственность доступной для каждого, стимулируя конкуренцию, предприимчивость и активность граждан, приведет их к всеобщего благосостояния. Однако этого не произошло. Абсолютизация индивидуальной свободы, невмешательства государства в экономическую и социальную сферы гражданского общества привели к усилению монополизации экономики и социального неравенства, обострение социальных противоречий, обесценивание самих идей свободы и равенства, поскольку большинство граждан в буржуазному государству не имели для них материального подоплеку.

При этих условиях конструктивным дополнением правовой государственности стали теория и практика социального государства. Понятие «социальное государство» возникло в послевоенной политической и общественной теории для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики. Каждое государство является социальным учитывая выполнения ею социальной функции. Особенностью современного социального государства является осуществление ею активной социальной политики, направленной на обеспечение прав человека, трудоустройства населения, защита прав работника на предприятии, создание систем здравоохранения и социального страхования, поддержку малоимущих, семьи и материнства, достижение высокого уровня благосостояния всех слоев населения. Политические права человека дополняются социально-экономическими правами, предусматривающие предоставление всем членам общества определенного минимума материальных и социальных благ. С этой целью государство активно вмешивается в экономику и социальные отношения, посредством налогов и различных социальных выплат перераспределяет через бюджет значительную часть национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения.

Начали такую социальную политику социал-демократические партии, которые в послевоенные годы долгое время находились у власти в некоторых западноевропейских странах, в частности в Швеции и Германии. Созданная ими в 60-х годах государственность достала сначала несколько идеологизированную название «государство всеобщего благоденствия», а впоследствии стала сказываться научным понятием «социальное государство».

Итак, социальное государство - это правовое государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение прав и свобод человека, достижение высокого уровня благосостояния всех слоев населения.

Активную социальную политику проводит и социалистическое государство. Однако происходит это за отсутствия правовой государственности и гражданского общества, что приводит к произвольного распределения государством материальных благ и социальных услуг, уравниловки, снижение стимулов к трудовой деятельности, вызывает застой производства. Последнее, в свою очередь, делает невозможным выполнение в полном объеме намеченных социальных программ. Как показала практика социал-де-тического правления, подобные последствия социальной политики возможны и в правовом государстве в случае абсолютизации социальных задач и чрезмерного вмешательства государства в экономику и перегрузки ее налогами. Правовая и социальная принципы организации и осуществления государственной власти находятся в противоречивом единстве. Абсолютизация формально-правовой стороны государственности вредит решению социальных задач. И наоборот, преувеличение значения последних ограничивает индивидуальную свободу, порождает уравнительные тенденции и другие негативные последствия в общественной жизни. Оптимальное сочетание правового и социального принципов в функционировании государства иногда обозначается термином «социально-правовое государство».

Правовое государство может создаваться и функционировать только в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество.

Важно понимать, что процесс государственного управления происходит в постоянном взаимодействии государства и общества. Государство является механизмом реализации потребностей и интересов людей, однако не все потребности и интересы реализуются именно через этот механизм. В случае, если государство по каким-либо причинам не занимается определенной сферой жизни общества или отдельным вопросом - общество компенсирует недостаток государственного регулирования саморегулированием. В различных государствах сложившееся соотношение саморегулирования общества и государственного регулирования сильно различается. Однако, история развития человечества позволила выработать некие общие «договорённости» о том, какие вопросы эффективнее считать сферой деятельности государства и исключить из саморегулирования общества (например, охрана государственных границ или предоставление общественных благ в экономической сфере), а какие - исключить из регулирования государства (например, некоторые вопросы духовной жизни общества).

Эффективное саморегулирование общества и нормальное взаимодействие его с государством возможно только при наличии развитого гражданского общества.

Гражданское общество -- это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

В гражданском обществе действуют многочисленные и разнообразные силы (политические и иные), достигающие своих целей путем горизонтального взаимодействия, консенсуса, компромисса.

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

  • высокий уровень гражданского, политического, личностного самосознания людей;
  • достаточная материальная обеспеченность на основе владения частной собственностью;
  • большое количество преимущественно горизонтальных связей между членами общества;
  • наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти -- всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;
  • децентрализация власти;
  • передача части власти органам самоуправления;
  • использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;
  • развитое чувство коллективности, обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
  • личность гражданского общества -- это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства при необходимости. Подчеркнем, что оно представляет собой не некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Напротив, гражданское общество и правовое государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, без которых не может успешно существовать ни одно, ни другое. Важно понимать, что эта связь не односторонняя, не связь повелителя и подданных (как эта связь выглядит в антидемократических режимах), а равноправный диалог, совместная коллегиальная работа. Гражданское общество предполагает наличие правового государства и многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Гражданское общество подразумевает не только известную степень политической свободы, но и экономическую независимость человека, возможность получать доход не из рук государства.

Рассмотрим базу развития гражданского общества по сферам жизнедеятельности общества:

  • - Экономической основой гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, основанная на институте частной собственности, свободная экономическая деятельность. Предполагается экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за добросовестный труд.
  • - Социальной основой гражданского общества является так называемый средний класс, включающий наиболее мобильную и активную часть населения самого трудоспособного возраста. Основные признаки среднего слоя - доходы, образование, образ жизни, общественный престиж. Гражданское общество предполагает эффективную социальную политику, обеспечивающую достойный уровень жизни людей, а также социальный плюрализм (возможность создания различных клубов по интересам, ассоциаций, объединений и т.д.)
  • - Политической основой гражданского общества является наличие правового государства, политический плюрализм; гарантированная законом защита прав и свобод граждан, их возможность объединяться в независимые от государства различные партии, профессиональные союзы и объединения; наличие легальной оппозиции; свобода слова и печати, наличие негосударственных средств массовой информации.
  • - Духовной основой гражданского общества составляет идеологический плюрализм, сосуществование различных культур, идеологий, конфессий, не запрещенных законом; формирование культуры консенсуса, компромисса; создание необходимых условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества.

Основные институты гражданского общества, обуславливающие как само его развитие, так и определяющие уровень этого развития:

  • 1. Объединения и организации экономической сферы (например, союзы предпринимателей, союзы производителей, общества потребителей, торгово-промышленные палаты и т.п.)
  • 2. Политические партии и общественно-политические движения
  • 3. Социальные объединения (профсоюзы, массовые общественные движения, ассоциации по защите прав отдельных групп населения, организации по интересам и т.п.)
  • 4. Религиозные организации, конфессии, иные духовные ассоциации.
  • 5. Трудовые, научные, школьные, студенческие объединения.
  • 6. Семья
  • 7. Средства массовой информации.

Гражданин в обществе может входить в целый ряд организаций. Именно данные организации гражданского общества обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов. Если они не могут решить проблемы человека самостоятельно, им под силу «давить» на государственную власть, с тем чтобы заставить ее обратить внимание на проблемы данной группы интересов и решить их.

Абстрактные понятия гражданского общества и правового государства в реальности составляют целостную единую структуру. Без развитого гражданского общества не может быть правового государства, а есть тирания, насилие над личностью. Без правового государства не может быть развитого гражданского общества, а будет хаос, дезорганизация, анархия, распад. Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии последнего на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. В таком взаимодействии содержатся гарантии разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества.

государство политический правовой управление

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!