Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Современные региональные конфликты. Региональные конфликты современного мира

Объект региональной конфликтологии – региональный конфликт как особая форма региональной политики.

Региональные конфликты – разновидность социальных конфликтов. Социальные конфликты – это конфликты, происходящие в обществе, связанные с борьбой за ценности и с притязаниями на статус, власть и ресурсы, в ходе этой борьбы оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников***. Таким образом, региональные конфликты – разного рода социальные конфликты, возникающие между участниками, разделенными административной границей в рамках единого государства, и конфликты между центром и регионами.

Региональным конфликтам обязательно присуща пространственная характеристика и вовлечение в них значительного количества людей.

В основе региональных конфликтов лежат противоречия в сфере экономики, политики, религии, идеологии, и они, как правило, протекают в русле национально-этнических и религиозных столкновений. Такие конфликты носят затяжной характер и оказывают непосредственное воздействие на систему международных отношений.

Региональные конфликты отличаются составом субъектов. Региональные конфликты – это противоречия в ситуациях, когда, по крайней мере, одной из конфликтующих сторон выступает регион (как формальное или неформальное образование).

Региональные конфликты характеризуются определенной динамикой протекания.

Корни конфликтных ситуаций часто уходят в далекое историческое прошлое и связаны с традициями народов, их социально-экономическим и культурным развитием.

Формирование образа конфликтной ситуации направляется политической элитой с активным использованием СМИ, а также средств и методов информационной войны.

Открытое конфликтное взаимодействие в региональных конфликтах может протекать в различных формах: идеологическом противостоянии, экономических санкциях, войне и вооруженных конфликтах.



Региональные конфликты носят затяжной характер. Как правило, в своем развитии они проходят несколько циклов.

Разрешение подобных конфликтов протекает очень сложно и носит поэтапный характер. Нередко в их разрешении участвуют международные организации (ООН, ОБСЕ). Разрешение региональных конфликтов всегда сопровождается подписанием договоров, соглашений, других документов.

Место региональных конфликтов в системе социальных конфликтов определяется указанной выше особенностью региональных конфликтов в виде основы их возникновения, к которой могут относиться противоречия как в сфере экономики, так и политики, религии, идеологии и т.п. Таким образом, региональные конфликты по объектам пересекаются с такими видами конфликтов как политические, экономические, этнические, экологические, информационные, духовные.

Что же составляет предмет региональной конфликтологии?

Предмет региональной конфликтологии – источники и причины, проявления, закономерности динамики и последствия регионального конфликта, а также способы и механизмы его разрешения и регулирования.

Предметом региональной конфликтологии является изучение:

1. конфликтов между различными регионами, которые являются частями какого-либо государства (например, конфликт между Косово и Сербией, которые являлись частями государства Югославия);

2. конфликтов между регионом и государством как таковым (РФ и Чечня);

3. конфликтов между государствами по поводу какого-либо региона (например, конфликт между Россией и Японией относительно Курильских островов).

(В рамках курса не изучаются конфликты между блоками стран и между отдельными государствами, возникающие вследствие столкновения общегосударственных интересов. Также предметом региональной конфликтологии не является изучение конфликтов внутри района).

4. конфликтов между регионом и районом как его составной частью (например, конфликт между областными и муниципальными властями в Ярославской области).

Исходя из того, что конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования, соответственно, региональная конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения региональных конфликтов, а также о способах и приемах их конструктивного регулирования.

Раскрывая подробнее предмет региональной конфликтологии, выделим структурные характеристики регионального конфликта:

1. Границы конфликта: пространственные (регион); временные;

2. Субъекты: органы государственной власти, органы местного самоуправления, конкретные представители власти, общественные организации, этносы, граждане, группы граждан;

3. Объект конфликта – то, что притягивает внимание и устремление субъектов конфликта и одновременно противопоставляет их, выступая объективной основной возникновения конфликтных ситуаций.

4. Предмет конфликта – характеристики объекта, по поводу которых противостоят субъекты.

К категории собственно региональных конфликтов относятся межгосударственные конфликты, войны, связанные с появлением региональных гегемонов, а также конфликты ирредентистского характера, конфликты между государствами являются "региональными" почти по определению, отличаясь от конфликтов всеобщего характера, в которые вовлечено несколько воюющих сторон или коалиций и которые охватывают значительную территорию, как это имело место в двух мировых войнах XX в.

Причиной подобных конфликтов могут быть споры по вопросу о границах, идеологические разногласия, экономические амбиции и притязания одного из государств региона. К числу подобных конфликтов, получивших распространение во второй половине XX в., мочено отнести, например, войны между Ливией и Чадом (1973-1937), Мали и Буркинл-фасо (1985-1936), Марокко и Алжиром (1962) в Африке; в Латинской Америке речь идет о конфликтах между Никарагуа и Гондурасом (1957), Гондурасом и Сальвадором (1969), Эквадором я Перу (1931, 1995); в Азии - о войнах между Индией и Пакистаном (1947-1949, 1965, 1971), Китаем и Индией (1962), Ираком и Кувейтом (1960, 1990), Ираном и Ираком (1980-1988). Следует отметить, что возможность дальнейших столкновений между странами юга остается весьма реальной, речь идет о серьезных разногласиях между Грецией и Турцией по кипрской проблеме, Пакистаном и Индией из-за Кашмира и т.д.

Другой фактор - появление в "третьем мире" региональных держав с экспансионистскими амбициями. Имеются в виду страны, которые по историческим причинам либо благодаря масштабам своей территории или народонаселения присваивают себе роль, далеко выходящую за пределы их национальных границ. Именно стремление к лидерству у себя в регионе привело некоторые местные державы к применению военной силы для достижения своих целей" сказанное относится к действиям Индии на Индостане, Вьетнама в Индокитае, Ирака на Среднем Востоке"

Что касается конфликтов ирредентистского характера, то в качестве примера можно привести политику Сомали, заявившего о намерении проводить курс на воссоединение всех сомалийских народов в едином государстве, что привело к вооруженной конфронтации в районе Африканского рога (В Уганде) в 1977-1978 гг.



Самыми же распространенными, кровопролитными и наиболее продолжительными конфликтами в "третьем мире" остаются внутригосударственные конфликты. По некоторым оценкам, из 127 конфликтов, имевших мест о с 1945 по 1986 г", конфликтов были связаны с деколонизацией, 24 были "пограничными войнами", которые велись в поддержку территориальных притязаний, и 73 конфликта происходили в пределах границ одного государства. Причинами внутригосударственных войн могут быть этнические и религиозные разногласия, обостренное политическое и идеологическое соперничество между правительством и силами оппозиции, чрезмерный централизм, а также отсутствие какого-либо механизма демократических консультации в целях достижения национального согласия.

И хотя такие конфликты происходят в пределах одного государства, они, строго говоря все же не могут считаться чисто внутренними, поскольку рано или поздно, прямо или косвенно приводят к международным осложнения. Это относится как ко всеобщей вооруженной борьбе, которую, например, вели в Никарагуа, так и к достаточно локализованной вооруженной борьбе в восточном Пакистане, приведшей к созданию государства Бангладеш; как к мятежников в Шри-Ланке, так и к борьбе курдов в Ираке, Турции.

С точки зрения социологии, конфликт - это столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей. Он является результатом развития (обострения) противоречий между индивидами (внутригрупповой), социальными группами (межгрупповой) и индивидами и социальными группами. Разрешается конфликт путем протекающей в различных формах (мирной, немирной, смешанной) борьбы между группировками, в ходе которой конфликтующие стороны стремятся к нейтрализации или даже уничтожению своих оппонентов ради достижения желаемых целей.

Конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, конфликт является источником и формой проявления социально-политических изменений, предотвращая стагнацию и окостенелость общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле он выступает как форма регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствует ликвидации напряженности в отношениях между ними. С другой стороны, конфликт представляет серьезную угрозу дестабилизации общества и может привести к катастрофическим последствиям - анархии, революциям, войнам.

Влияние конфликта на социальную структуру во многом зависит от организации общества. В тоталитарном (закрытом) обществе с жестким социальным делением конфликт протекает в острых формах и имеет более разрушительные последствия, часто приводя к дестабилизации системы отношений. В плюралистическом (открытом) обществе, где социальные перегородки менее жестки, существует большое число промежуточных групп и институтов, а каналы коммуникаций разветвленные, конфликты не столь разрушительны и протекают в менее острой форме.

Если одновременно существуют конфликты различной степени интенсивности, пересекающиеся между собой, это приводит к их взаимному ослаблению и распылению, что способствует предотвращению раскола всего общества по какому-либо одному признаку. В демократическом обществе наличие форм социального контроля (выборов, парламентских учреждений, плюрализма политических партий и др.) создает реальную возможность правового регулирования конфликтов с целью их своевременного разрешения. Они становятся управляемыми.

Помимо конфликтов, возникающих внутри общества, имеют место межгосударственные, региональные и международные конфликты, требующие специального социологического и политического анализа. Это же относится к получившим в последнее время широкое распространение межнациональным конфликтам.

Одним из самых опасных видов конфликтов является вооруженный конфликт, который представляет собой крайне острую форму разрешения противоречий между государствами или военно-политическими группировками внутри государства, характеризующуюся двусторонним применением военной силы.

В широком смысле слова под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение (чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитета того или иного государства, или же возникшее на почве политических противоречий внутри государства. Иначе говоря, война и вооруженный конфликт - это, в сущности, однопорядковые социальные явления, различающиеся лишь степенью применения насилия для достижения определенных политических целей.

Война, по своей сути, есть не что иное, как продолжение политики тех или иных государств (социальных групп) насильственными средствами. Любая война имеет политическое содержание, поскольку представляет собой часть политики государства (как внутренней, так и внешней). Исторический опыт двух мировых и сотен локальных войн показывает, что войны готовятся, как правило, заблаговременно, в течение длительного периода. Эта подготовка охватывает собственно политическую, а также экономическую, дипломатическую, идеологическую, военную, морально-психологическую сферы. Она включает разведывательную деятельность, мобилизационные мероприятия и т. д.

Война имеет и свое особое, специфическое содержание, каковым выступает вооруженная борьба - организованное применение вооруженных сил государств, вооруженных отрядов или других формирований каких-либо политических группировок для достижения политических и военных целей. Вооруженная борьба может вестись и в несанкционированных формах (отдельные военные стычки, военные инциденты, террористические акции и т. п.), а также в форме политизированных вооруженных конфликтов, которые возникают в отношениях между отдельными государствами или внутри них при отсутствии общего состояния войны.

Однако вооруженный конфликт отличается от военной стычки, военного инцидента, а тем более от террористической акции. Военная стычка или военный инцидент, в который обычно вовлечены небольшие группы людей, нередко происходит в результате недоразумения, случайного столкновения, в то время как вооруженный конфликт является следствием агрессивной политики каких-либо военно-политических сил, которые преднамеренно провоцируют военное столкновение для

достижения своих целей. Террористические акции вообще имеют иную природу (речь о них пойдет в другой главе).

Поскольку чаще всего вооруженные конфликты охватывают определенную географическую область, включающую враждующие государства (регион мира) или какую-то локальную территорию (регион) внутри государства, то их нередко называют региональными. Региональный вооруженный конфликт вызревает на почве трудноразрешимых противоречий (исторических, территориальных, экономических, политических, межэтнических и пр.) между соседними государствами или различными социально-политическими группировками внутри страны. Начинается он, как правило, внезапно, без официального объявления о предпринимаемой военной акции, ведется небольшими военными силами и средствами. Его политические цели ограничены, а продолжительность невелика. Уход от решения региональных проблем ведет к обострению ситуации в регионе и перерастанию регионального конфликта в локальную войну.

Одна из важнейших причин войн и вооруженных конфликтов – отсутствие взаимопонимания между людьми, социальными группами, политическими движениями и государствами.

С точки зрения исторической практики конфликты, если они не носят антагонистический, а тем более вооруженный характер, в принципе, – нормальное явление общественной жизни. Бесконфликтная жизнь невозможна. Любой грамотный человек понимает, что всеобщая гармония интересов – это миф. В то же время вооруженные конфликты не могут считаться нормой цивилизованного общества. Государство, общество и отдельные граждане должны следовать определенным правилам, направленным на их регулирование. Смысл этих правил, как отмечает известный российский социолог А. Г. Здравомыслов, состоит в том, чтобы не допускать насилия как способа разрешения конфликтов; найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов; добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

Тем, кто предметно занимается вопросами социальной безопасности, следует четко представлять сущность и содержание современных региональных вооруженных конфликтов, причины их возникновения и возможные последствия, предпосылки перерастания в локальные войны, пути их локализации и прекращения, а также знать стратегию поведения человека и основные способы его защиты в зоне вооруженного конфликта. Это будет способствовать осознанному отношению к военным конфликтам различных уровней и проявлений и поможет выработать навыки защиты от их деструктивных последствий.

Сущность и характерные черты

С точки зрения социологии, конфликт – это столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей. Он является результатом развития (обострения) противоречий между индивидами (внутригрупповой), социальными группами (межгрупповой) и индивидами и социальными группами. Разрешается конфликт путем протекающей в различных формах (мирной, немирной, смешанной) борьбы между группировками, в ходе которой конфликтующие стороны стремятся к нейтрализации или даже уничтожению своих оппонентов ради достижения желаемых целей.

Конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, конфликт является источником и формой проявления социально-политических изменений, предотвращая стагнацию и окостенелость общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле он выступает как форма регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствует ликвидации напряженности в отношениях между ними. С другой стороны, конфликт представляет серьезную угрозу дестабилизации общества и может привести к катастрофическим последствиям – анархии, революциям, войнам.

Влияние конфликта на социальную структуру во многом зависит от организации общества. В тоталитарном (закрытом) обществе с жестким социальным делением конфликт протекает в острых формах и имеет более разрушительные последствия, часто приводя к дестабилизации системы отношений. В плюралистическом (открытом) обществе, где социальные перегородки менее жестки, существует большое число промежуточных групп и институтов, а каналы коммуникаций разветвленные, конфликты не столь разрушительны и протекают в менее острой форме.

Если одновременно существуют конфликты различной степени интенсивности, пересекающиеся между собой, это приводит к их взаимному ослаблению и распылению, что способствует предотвращению раскола всего общества по какому-либо одному признаку. В демократическом обществе наличие форм социального контроля (выборов, парламентских учреждений, плюрализма политических партий и др.) создает реальную возможность правового регулирования конфликтов с целью их своевременного разрешения. Они становятся управляемыми.

Помимо конфликтов, возникающих внутри общества, имеют место межгосударственные, региональные и международные конфликты, требующие специального социологического и политического анализа. Это же относится к получившим в последнее время широкое распространение межнациональным конфликтам.

Одним из самых опасных видов конфликтов является вооруженный конфликт, который представляет собой крайне острую форму разрешения противоречий между государствами или военно-политическими группировками внутри государства, характеризующуюся двусторонним применением военной силы.

В широком смысле слова под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение (чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитета того или иного государства, или же возникшее на почве политических противоречий внутри государства. Иначе говоря, война и вооруженный конфликт – это, в сущности, однопорядковые социальные явления, различающиеся лишь степенью применения насилия для достижения определенных политических целей.

Война, по своей сути, есть не что иное, как продолжение политики тех или иных государств (социальных групп) насильственными средствами. Любая война имеет политическое содержание, поскольку представляет собой часть политики государства (как внутренней, так и внешней). Исторический опыт двух мировых и сотен локальных войн показывает, что войны готовятся, как правило, заблаговременно, в течение длительного периода. Эта подготовка охватывает собственно политическую, а также экономическую, дипломатическую, идеологическую, военную, морально-психологическую сферы. Она включает разведывательную деятельность, мобилизационные мероприятия и т. д.

Война имеет и свое особое, специфическое содержание, каковым выступает вооруженная борьба – организованное применение вооруженных сил государств, вооруженных отрядов или других формирований каких-либо политических группировок для достижения политических и военных целей. Вооруженная борьба может вестись и в несанкционированных формах (отдельные военные стычки, военные инциденты, террористические акции и т. п.), а также в форме политизированных вооруженных конфликтов, которые возникают в отношениях между отдельными государствами или внутри них при отсутствии общего состояния войны.

Однако вооруженный конфликт отличается от военной стычки, военного инцидента, а тем более от террористической акции. Военная стычка или военный инцидент, в который обычно вовлечены небольшие группы людей, нередко происходит в результате недоразумения, случайного столкновения, в то время как вооруженный конфликт является следствием агрессивной политики каких-либо военно-политических сил, которые преднамеренно провоцируют военное столкновение для достижения своих целей. Террористические акции вообще имеют иную природу (речь о них пойдет в другой главе).

Поскольку чаще всего вооруженные конфликты охватывают определенную географическую область, включающую враждующие государства (регион мира) или какую-то локальную территорию (регион) внутри государства, то их нередко называют региональными. Региональный вооруженный конфликт вызревает на почве трудноразрешимых противоречий (исторических, территориальных, экономических, политических, межэтнических и пр.) между соседними государствами или различными социально-политическими группировками внутри страны. Начинается он, как правило, внезапно, без официального объявления о предпринимаемой военной акции, ведется небольшими военными силами и средствами. Его политические цели ограничены, а продолжительность невелика. Уход от решения региональных проблем ведет к обострению ситуации в регионе и перерастанию регионального конфликта в локальную войну.

Локальная война – это вооруженное столкновение в отдельном регионе планеты между двумя или несколькими государствами, затрагивающее преимущественно только их интересы и осуществляющееся с ограниченными политическими и военно-стратегическими целями, т. е. охватывающее относительно небольшое число участников и ограниченный географический район.

Локальные войны и региональные вооруженные конфликты, безусловно, имеют свои особенности. Они различаются по причинам возникновения, политическим и стратегическим целям, масштабам, интенсивности, длительности, средствам вооруженной борьбы, формам и методам ведения боевых действий и т. д. Однако они имеют и общие черты, среди которых выделяются следующие:

  • ограниченность военно-политических целей, обусловленная политической обособленностью и разрешением противоречий с помощью вооруженного насилия;
  • зависимость хода и исхода от вмешательства мировых держав или их коалиций (экономическая и дипломатическая поддержка, участие в военных действиях на той или иной стороне, поставки вооружений и боевой техники и т. д.);
  • зависимость от мирового общественного мнения (акции протеста, отказ в международной поддержке, экономическая и политическая блокада и др.);
  • задействование, как правило, ограниченных вооруженных сил, ведение боевых действий обычными средствами при постоянной угрозе применения сторонами других, более мощных средств поражения;
  • очаговый характер боевых действий войск;
  • неопределенность продолжительности военных действий;
  • массированное применение информационной обработки войск и населения противника и др.

Как уже отмечалось, локальные войны и вооруженные конфликты возникают на социально-политической, экономической, межэтнической почве, вследствие нарушения территориальной целостности или ущемления суверенитета. Прекращение их и урегулирование связанных с ними проблем происходит на государственном уровне, дипломатическим путем, с помощью третьих стран, международных организаций, использования политики национального примирения и т. д.

Опасность этих социально-политических явлений состоит в том, что они часто приобретают затяжной характер (Ближний Восток, Югославия, Абхазия, Южная Осетия, Чечня и др.), имеют тенденцию к расширению состава участников, интернационализации масштабов и перерастанию в войны с более широкими политическими целями. Военные события на Ближнем Востоке, в Югославии и некоторых других регионах планеты со всей очевидностью показывают, что локальные войны и военные конфликты создают угрозу применения оружия массового уничтожения с непредсказуемыми политическими, социально-экономическими и экологическими последствиями. Следовательно, различия между ними становятся все более условными, хотя существующая классификация войн и военных конфликтов по социально-политическим и военно-техническим признакам сохраняет в целом свое принципиальное значение.

В войнах и военных конфликтах задействованы два основных фактора – люди и оружие. Поэтому радикальный путь исключения этих явлений из жизни современного общества состоит в решительном сокращении вооруженных сил и вооружений, в демилитаризации международных отношений и проведении всеми государствами политики мира. Однако после эйфории конца 1980-х – начала 1990-х годов прошлого столетия, связанной с прекращением противостояния социализма и капитализма, СССР и США, появились новые военные угрозы. Их источниками стали международный терроризм в лице мусульманского фундаментализма, претензии США на лидерство в современном мире и продвижение НАТО на восток – непосредственно к границам России, о чем достаточно определенно говорится в Концепции национальной безопасности РФ.

Современная общественно-политическая практика свидетельствует, что после распада СССР во многих бывших его «горячих» точках – на Кавказе (Армения, Азербайджан, Грузия, Абхазия, Чечня), в Таджикистане, Приднестровье на почве региональных противоречий стали возникать вооруженные конфликты, угрожающие перерасти в локальные войны. Этим конфликтам присущ, как правило, межнациональный характер.

Подобные явления имели и имеют место не только на территории бывшего СССР. Яркий пример такого рода конфликтов – события недавнего прошлого в Югославии. Межэтническую с примесью религиозной окраску носил вооруженный конфликт в Афганистане.

Как показывает опыт многих стран и регионов бывшего СССР (Закавказье, Приднестровье), наибольшую опасность представляют этнотерриториальные конфликты. Главная предпосылка их возникновения – наличие компактно расселенных национальных меньшинств. Вполне правомерные требования предоставления национально-территориальной автономии становятся потенциально опасны, если район проживания национальных меньшинств непосредственно граничит с основным этническим массивом в соседнем государстве и автономия может послужить ступенью к «воссоединению». По этой причине в международных соглашениях по правам меньшинств территориальная автономия не отнесена к числу их неотъемлемых прав, в отличие от культурной автономии и принципа равноправия. Стремление к отделению с целью создания собственного государства или присоединения к другому чревато еще более серьезными последствиями, вплоть до гражданской войны с национальным уклоном.

Остановимся более подробно на вооруженных конфликтах, происходивших на территории России и в ближнем зарубежье, так как именно они затрагивают интересы миллионов наших сограждан, настоящих и бывших. Начало вооруженным конфликтам в СССР было положено в конце 1980-х годов. Тогда было зафиксировано 76 территориально-этнических споров, разгоревшихся и еще разгоравшихся, кроме того, 80 были на грани перехода в активную стадию. Затем не стало СССР, но разногласия еще более усилились, в результате вооруженных столкновений погибли тысячи людей. Одна треть бывшего СССР с населением 30 млн человек оказалась вовлеченной в территориальный передел, сопровождавшийся то разгорающимися, то затухающими конфликтами.

Межэтнический вооруженный конфликт, как правило, не вспыхивает сразу. Он возникает незаметно. Чтобы представить себе этапы его нарастания, проанализируем, как шло развитие событий в «горячих точках» на территории СССР, а после его развала – и СНГ.

Обычно они начинались на территории какого-либо территориально-этнического образования. Русские и русскоязычное население подвергались дискриминации: ущемлялись права при трудоустройстве и получении образования. Далее резко обострялись социальные противоречия, создавались национальные вооруженные формирования, осуществлялось силовое и моральное давление на государственные органы, прежде всего суды, прокуратуру, милицию, различные органы управления и жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов. В органы государственной власти и управления пытались проникнуть преступные элементы. Между сотрудниками милиции и вооруженными формированиями возникали перестрелки, причем каждая из сторон обвиняла друг друга в нападении. Резко обострялась криминогенная обстановка, увеличивалось количество тяжких преступлений и убийств, раскрываемость их резко снижалась.

Несмотря на пока еще мирные отношения двух противоборствующих сторон или новообразованных государств, дороги становились все опаснее. Небывалых размеров достигали убийства и грабежи. На границах бывших республик обыскивали всех без исключения в поисках оружия. В вооруженный конфликт активно втягивалось гражданское население.

В зоне конфликта нередки откровенные акты терроризма, убийства, мародерство, волны погромов. Увеличивается число вынужденных переселенцев и беженцев. Это усиливает криминогенную обстановку, тем более что идет быстрое неконтролируемое вооружение гражданского населения. Нередко стихийно создаются отряды ополченцев. В магазинах пустеют прилавки, все дороже становится продовольствие и все труднее его достать. По вечерам становится опасно выходить на улицу. Противоборство все отчетливее приобретает характер настоящей войны.

Каждому гражданину, прежде всего, следует знать, что война, как и любой род деятельности в цивилизованном обществе, регламентирована законодательно. Юридические нормы, предписывающие правила ведения войны, направлены на максимальное соблюдение прав военного человека и защиту мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий. В конечном счете это законодательство призвано по возможности затруднить течение конфликта между сторонами, согласившимися применить цивилизованные нормы.

Нормы международного права закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны (1899,1907), Женевской конвенции о защите жертв войны (1949), Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954), Конвенции о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1968). Все эти документы признаются РФ, но речь в них идет о международных вооруженных конфликтах. В нашей же стране и в ближнем зарубежье эти конфликты носили и носят в основном межнациональный (межэтнический) характер. Следует подчеркнуть, что и в этом случае стороны обязаны соблюдать международные правовые нормы, касающиеся ведения военных действий. Однако во всех вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР, эти нормы нарушались практически всеми противоборствующими сторонами.

Это касается и наиболее масштабного вооруженного конфликта на территории России – чеченского. От рук боевиков погибло много не только военных, но и мирных жителей, вошел в норму захват заложников, да и федеральные войска нередко наносили удары по районам, где находилось гражданское население, и проводили массовые «зачистки». Грубейшее нарушение международного права заключалось и в том, что мирное население не выводилось из районов военных действий. Не применялся в этом конфликте и режим интернирования гражданских лиц, предполагающий выполнение обеими сторонами прав и обязанностей, связанных с предоставлением временного жилья, права переписки и т. д. Но, несмотря на указанные издержки, нормы международного права, связанные с ведением военных действий, существуют, и ответственность за их нарушение никто не отменял.

Таким образом, можно констатировать, что конфликты в различных областях общественной жизни и разной степени интенсивности – достаточно распространенное явление в современном мире, однако наибольшую опасность представляют вооруженные конфликты. Они охватывают отдельные регионы мира или государства, но чреваты расширением сферы распространения, переходом к более жестким методам ведения военных действий. Эти конфликты перерастают в локальные войны, которые, как свидетельствует история, могут предшествовать мировой войне. Специалисты в области безопасности жизнедеятельности должны четко и ясно представлять себе характер подобного рода общественных явлений, знать стратегию и способы выживания населения в районе боевых действий.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Региональные конфликты в современном мире

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

031900.68 Международные отношения, трансграничное сотрудничество и региональная безопасность в АТР

Владивосток

Издательство ВГУЭС

Рабочая программа учебной дисциплины Региональные конфликты в современном мире (магистратура) составлена в соответствии с требованиями ООП: 031900.68 Международные отношения, трансграничное сотрудничество и региональная безопасность в АТР на базе ФГОС ВПО.

Составитель: , кандидат ист. наук, доцент кафедры мировой экономики и международных отношений

Утверждена на заседании кафедры МЭМО от 01.01.2001 г., протокол №8, редакция 2014 г.

© Издательство ВГУЭС 2014

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Региональные конфликты в современном» входит в перечень дисциплин базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки 031900.68 Международные отношения, трансграничное сотрудничество и региональная безопасность в АТР (магистратура).

При разработке дисциплины учитывалась сложившаяся практика преподавания аналогичных курсов в ведущих российских и мировых университетах.

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Целью освоения дисциплины «Региональные конфликты в современном» является подготовить студентов-магистрантов к выполнению профессиональной деятельности с учетом особенностей современных международных конфликтов.

Задачи дисциплины:

Сформировать у студентов систему знаний в области региональной конфликтологии;

Развить у студентов навыки самостоятельного приобретения и использования в профессиональной деятельности знаний в области регулирования конфликтов и защиты прав человека;

Сформировать у студентов навыки исследования в области международного гуманитарного права.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)

Дисциплина «Региональные конфликты в современном» относится к базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению 031900.68 Международные отношения, трансграничное сотрудничество и региональная безопасность в АТР (магистратура). Данная дисциплина связана с такими дисциплинами, как Международная безопасность и Современная модель дипломатии.

1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ПК-35 – умениями и навыками слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России;

ПК-39 –пониманием теоретических и политических основ правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека;

ПК-40 – пониманием основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов.

Таблица - Формируемые знания, умения, владения

Коды компетенций

Знания, Умения, Владения

031900.68 Международные отношения (магистратура)

знать и понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенности их дипломатии и их взаимоотношений с Россией;

ориентируется в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимает механизмы взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики
- умеет находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы.

Владения

Знает и понимает основные теории международных отношений, отечественные и зарубежные теоретические школы
- умеет следить за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимать их влияние на национальную безопасность России

источники угроз и вызовов безопасности России в сфере глобальных проблем
- основные противоречия и зоны сотрудничества в мировой политике и экономике
- правовое регулирование международных отношений;

Расширение конфликта - развитие конфликта «по горизонтали» за счет подключения новых участников или новых предметов спора.

Трансформация конфликта – обращение к более широким источникам конфликта; переход к устойчивым соглашениям на основе долговременных обязательств.

Позиционный торг - подход к переговорам, при котором стороны рассматривают переговоры как продолжение борьбы и основной акцент делают на собственном выигрыше. Стороны занимают «позицию » – вариант или группа вариантов решения проблемы, которые представляются участнику оптимальными; резервная позиция – допустимые, но не очень желательные варианты.

Улаживание конфликта - прекращение насильственных действий через достижение мирного соглашения.

Управление конфликтом – создание возможности нахождения мирного взаимоприемлемого решения. Цель управления - снизить уровень враждебности.

Урегулирование конфликта – ограничение насилия, изменение поведения сторон таким образом, чтобы это позволило избежать его повторения в будущем. Проблемная ситуация переводится из конфликтного состояния в кооперативное. Подвиды урегулирования: окончательное урегулирование и разрешение проблемы оформляются только путем заключения договора или соглашения – взаимообмена обязательствами; предварительное урегулирование - взаимообмен обещаниями в форме совместной декларации, меморандумов и т. п. Этот подвид урегулирования может быть квалифицирован как договоренность в принципе.

Эскалация - развитие конфликта «по вертикали», связанное с обострением конфликтных отношений.

ГлавнаяНовоеПопулярноеКарта сайтаПоискКонтакты Региональный конфликт: понятие и особенностиМатериалы » Региональный конфликт (на примере Грузино-Абхазского конфликта) » Региональный конфликт: понятие и особенности

В целом региональный конфликт представляет собой не что иное, как результат конкурентного взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д. ХХ век был самым разрушительным, кровопролитным в истории человечества. Первая и вторая мировые войны унесли миллионы жизней. Не менее сложным стал период «холодной войны».

Что такое региональный вооруженный конфликт - война? Региональная война - это ограниченный конфликт, причина которого - неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев).

Всего в период с 1945 по 1988 гг. произошло 170 крупных региональных конфликтов, в то время как за предшествующие почти шесть десятков лет (1898-1945 гг.) было 116 войн и конфликтов, т.е. на одну треть меньше. В региональные конфликты в той или иной форме были вовлечены все крупные державы: почти в 100 региональных конфликтах они непосредственно участвовали в боевых действиях. Во второй половине 60-х гг. количество региональных конфликтов достигло своего годового максимума, возникла опасность глобального военного хаоса, хотя и регионально-очагового характера, но с локализованием одновременных очагов. Этому в значительной степени содействует распространившаяся в 70-80 гг. на страны третьего мира гонка вооружений, в том числе современных систем вооружения и радиоэлектронного оборудования, средств управления. Конфликтно-провоцирующий характер носит международная торговля оружием, основным поставщиком которого являются, прежде всего, США и Россия.

Региональный конфликт имеет следующие характеристики: политический или военно-политический; контролируемый или неконтролируемый; локализованный как внутренний или отягощенный внешним вмешательством; наличие внешних сил действующих как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»; дифференциация внутренних сил на умеренных и радикалов, динамика изменения их влияния; соотношение вооруженных сил, потенциал мобилизации, возможность военной поддержки (поставки оружия); особенности национальной психологии (стойкость, жертвенность, уровень организации

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!