Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Понятие политической элиты. Политические элиты: понятие, признаки, функции

Критерии политической элиты

Определение 1

Политическую элиту рассматривают в качестве группы людей, которые в большей или меньшей степени обладают способностью к управлению обществом, при этом в руках ее представителей сконцентрирована государственная или муниципальная власть, лица занимают руководящие позиции в обществе, осуществляя управление им.

Политическая элита существует по следующим причинам:

  • Обществом необходимо управлять, и политическая элита прекрасно справляется с этой задачей.
  • Способности и возможности людей априори не равны, чем пользуются представители элиты, в том числе и политической. Без данного критерия существования власти было бы невозможным.
  • Представители политической элиты занимают высокое положение в обществе и нередко среди других представителей политической элиты.
  • Далеко не все люди желают власти. Большинство населения является политический пассивным, многие не обладают активным избирательным правом, в силу чего его реализация невозможна для отдельных категорий населения.
  • Общество не может в полной мере осуществлять контроль за деятельностью элиты, что делает ее привлекательной для отдельных категорий населения.

Можно выделить также критерии формирования политической элиты, которые заключается в следующих основных позициях:

  • необходимость формирования небольшой и самодостаточной социальной группы;
  • наличие высокого социального статуса;
  • доступ к государственной информацией, наличие достаточно значительного объема данной информации;
  • возможность непосредственного участия в осуществлении власти;
  • наличие организаторских способностей у лидеров и таланта.

Признаки политической элиты

Признаки политической элиты как особого слоя общества можно выразить в следующих позициях.

Лидер определяет политическую программу для деятельности конкретной структура, будь то государство или конкретный регион, государственный или муниципальный орган и так далее.

Формирование новой политической проект-программы происходит за счёт генерации новых идей, которые отражают интересы общества и государства, направлены на выработку концепции развития указанных элементов.

Выработка конкретного политического курса, формирование которого происходит на практике с учетом развивающихся общественных отношений.

Достижение стабильности и единства общества за счет его укрепления, достижения консенсуса по наиболее важным вопросам, разрешения конфликтных ситуаций или поиска их оптимального решения.

Представление прав и интересов отдельных категорий населения, оценка их потребностей и идеалов, ценностей, так как на основании данных критериев многие социальные группы объединяются в единое целое.

Сущность элиты заключается в том, что люди, которые обладают высокими показателями в своей деятельности, становятся представителями данной элиты. Это харизматичные личности, причем данный показатель оценивается как один из наиболее важных.

Замечание 1

Нередко лидеры обладают существенным интеллектуальным превосходством над иным людям, что и определяет их статус в конкретном органе или структуре.

Основной задачей лидера является представление интересов большинства, хотя иногда учитываются и интересы меньшинства. Нередко лидеры занимают высокие места в обществе за счёт своего генетического происхождения а, однако имеются и иные случаи. Лидеры влияют на свой социальный прогресс за счёт личных достижений и за счёт своего влиятельного положения в обществе. Они обладают авторитетом и способны повести за собой массы. Такие лица получают в обществе достаточно большой престиж и статус. Лидеры, которые приходят в элиту, рассчитывают на доступ к материальным и нематериальным благам различного характера, свойственным данной категории элиты.

Для того, чтобы политическая элита была эффективной, она должна отвечать следующим критериям:

  • должен быть достигнут определенный уровень прогресса и благосостояния народа, то есть деятельность представителей должна быть направлена на разрешение данной задачи;
  • общество должно быть политическим стабильным, иначе элита не сможет закрепиться в нём;
  • в полном объеме должна быть обеспечена национальная безопасность, иначе политическая элита не сможет свободно развиваться в данном государстве;
  • права и обязанности гражданского общества и государства должны оптимально соотноситься между собой, иначе будет наблюдаться перекос, что негативно отразится на развитии общественных отношений.

Говоря об элитном образовании, под ним понимают образование детей узкого круга, который выбирается по критериям знатности, богатства и генетического происхождения. Нередко выделяют так называемый признак крови, который является господствующим в традиционном обществе. Немаловажное значение имеет сила богатства, особенно это касается индустриального общества. В информационном обществе большую силу имеет знание. Несмотря на такой широкий перечень элитарное образование имеет ряд минусов, так как выходцы из обычных семей не могут реализоваться в данной сфере и соответственно мы теряем таланты детей, семьи которых не могут войти в элиту.

С другой стороны, элитное образование должно быть очень качественным, так как его основой является развитие талантов и креативности у детей, что не должно зависеть от генетических или иных подобных факторов. Для того, чтобы усвоить весь необходимый материал, а ребёнок должен быть умственно развитым, обладать высоким набором способностей.

Сегодня формируют специальные элитарные и элитные школы, различие между которыми очень хорошо видно. Например, дети, поступив в элитную школу, далеко не всегда могут «тянуть» образование, в силу того, что обучение во многих таких школах является платным, а родители многих детей не в состоянии заплатить это те деньги, которые на сегодняшний день требуют образовательные учреждения. Поэтому такие дети вынуждены переходить в другие школы. Здесь «элитные» является синонимом престижного.

Привилегии - это узаконенные льготы, прежде всего для властных структур и должностных лиц, необходимые им для полноценного выполнения своих полномочий.

Привилегии являются одним из важнейших признаков политической элиты. Исключительные права и особые возможности тесно связаны с элитой потому, что она включает в себя группы лиц, обладающих природной одаренностью, яркими талантами, особенными идеологическими, социальными и политическими качествами, которые определяют особую роль людей, выполняющих важнейшие функции управления обществом. Политическая элита, активно участвуя в осуществлении государственной власти или в прямом воздействии на нее, затрачивает немато энергии, сил, ресурсов. Чтобы эффективнее управлять, элите необходимы соответствующие источники восполнения данной энергии. Поэтому положение элиты подкрепляется ее престижем, привилегиями, льготами, поэтому она пользуется значительными материальными и духовными благами.

  • 1 Крыштаповская О. Анатомия российской элиты. М., 2005. С. 284.
  • 2 Перегудов С. Г1. Новый российский корпоративизм: демократический или бюрократический? // Полис. 1997. № 2. С. 24.

Следовательно, формирование политической элиты стимулируется тем, что высокий статус управленческой деятельности сопряжен с возможностью получения различного рода материальных и моральных привилегий, преимуществ, почета, славы.

Как пишет Р. Миллс, властвующая элита «состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия... Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества... Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются» 1 .

Однако в силу ограниченности ресурсов власти (материальных и духовных благ, ценностей), представители элиты в добровольном порядке, как правило, не отказываются от привилегий. Элиты, для того чтобы победить в этой войне, вынуждены сплачиваться, группироваться. Само высокое положение политической элиты в обществе обусловливает необходимость ее сплоченности, групповой заинтересованности в сохранении своего привилегированного статуса. «Для элитистской парадигмы, - подчеркивает Г. К. Ашин, - характерно утверждение о том, что общество не может нормально функционировать без элиты, что она имеет право на привилегированное положение, более того, должна бдительно охранять свои привилегии от “посягательств” со стороны масс» .

А. В. Малько отмечает еще один фактор, обусловливающий тесную связь элиты с привилегиями. Он состоит в том, что данная группа лиц олицетворяет собой власть, которая (в силу того, что сопряжена с распределением ценностей и ресурсов) открывает широкие возможности для реализации индивидуальных интересов элиты и ее окружения . Следовательно, борьба за привилегии - это во многом борьба за власть, возможности, ресурсы, влияние.

После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. произошла массовая отмена несправедливых, во многом уже отживших феодальных привилегий, произошла смена политических элит. Кроме этого, законные преимущества, исключительные права для органов и должностных лиц советского государства стали в законодательстве обозначать в большей мере посредством понятия «льготы». Развернувшаяся борьба против классовых и сословных привилегий, несовместимых с идеалами равенства и справедливости, с принципами социалистического строительства, привела к тому, что термин «привилегия» стал восприниматься как отражающий сугубо противоправные преимущества. В связи с чем и был практически вычеркнут из правотворческого оборота.

Однако вопреки марксистскому учению в советском обществе с самого начала наметилось расслоение населения на классы, занимающие различное положение в социальной структуре и, соответственно, обладающие различными возможностями в распределении жизненных благ. Неравенство в этом отношении было не каким-то уклонением от неких правильных норм, предписанных классиками марксизма, а проявлением объективных законов социального бытия. К концу брежневского периода классовое расслоение советского общества достигло высокого уровня. Стала очевидной тенденция к снижению вертикальной динамики населения, то есть сокращались возможности перехода из одних слоев в слои более высокого уровня. Представители высших эшелонов власти редко опускались в низшие, так как имели разнообразные привилегии и возможности приобретать жизненные блага благодаря своему положению в обществе.

Подобные привилегии, получаемые, прежде всего, номенклатурой, не были закреплены в нормах нрава либо были установлены в закрытых решениях. К таким преимуществам относились следующие: распределение жилья, дачных участков, путевок в санатории и престижные дома отдыха, дефицитных товаров и т. п.

Новая политическая элита, возглавляемая Б. Н. Ельциным, несмотря на то что пришла к власти в том числе на волне борьбы с привилегиями, не только не отказалась от имеющихся привилегий, но и увеличила их.

Система привилегий, как пишет С. В. Поленина, получила, к сожалению, «широкое распространение не только в годы застоя и деформации социализма, но и в еще большей степени в нынешний, демократический период. Речь идет о льготах, с помощью которых создаются условия повышенной комфортности жизни для избранного круга “наиболее ответственных” лиц, вычлененного по признаку их принадлежности либо приближенности к власть предержащим. В этом случае льготы не базируются на объективных основаниях и превращаются в обычные привилегии, существование которых противоречит идее формирования правового государства и подрывает как принцип равноправия граждан, так и принцип социальной справедливости, под лозунгом которой они обычно устанавливаются» .

Значительная часть правящей современной российской элиты, не обладая высокими управленческими и нравственными качествами, получив громадные привилегии в результате номенклатурной приватизации значительной части государственной собственности, оказалась неспособной достойно управлять страной и во многом виновна в кризисе, охватившем общество в 1990-х гг.

В подлинно демократической стране незаконные и чрезмерные привилегии должны быть отменены. Необходимо инкорпорировать по тематическому принципу нормативные акты, посвященные льготам для высших должностных лиц, включая президента Российской Федерации, а затем и опубликовать для всеобщего сведения и контроля за их соблюдением. Кроме того, все чаще встает вопрос о тщательном контроле за имеющейся и формирующейся политической элитой (через институт выборов, референдумов, отчетов депутатов перед избирателями, средств массовой информации, опросов общественного мнения и т. п.), чтобы она не превращалась в замкнутую господствующую привилегированную касту, а работала на благо общества, большинства граждан России.

По-настоящему «демократической может считаться политсистема, которая реализует верховенство народа, влияние которого на политику является решающим, тогда как влияние элиты - ограниченным, лимитированным законом, политсистема, в которой элита подконтрольна народу. Следовательно, если мы не можем игнорировать тезис о том, что наличие элиты - это реальная или потенциальная угроза демократии, то выход, условие сохранения демократии - в постоянном контроле народа над элитой, ограничении привилегий элиты лишь теми, которые функционально необходимы для осуществления ее полномочий, максимальной гласности, возможности неограниченной критики элиты, разделении властей и относительной автономии политической, экономической, культурной и иных элит, наличии оппозиции, борьбы и соревнования элит, арбитром которой (причем не только во время выборов) выступает народ, иначе говоря, все то, что в своей совокупности и составляет современный демократический процесс» 1 .

Для России важно формировать общественное мнение таким образом, чтобы политическая элита сама начала ограничивать себя в ряде привилегий, которые с моральной точки зрения выглядят явно несоразмерными на фоне бедности большинства населения.

Для современного российского государства все острее встает проблема становления квалифицированной, высокопрофессиональной политической элиты, которой могло бы доверять население. Такую элиту необходимо российскому обществу создавать, прилагая значительные усилия для того, чтобы с помощью демократических и юридических норм и механизмов, в том числе и посредством законных и обоснованных привилегий, проводить своеобразную «селекцию» новых политиков, имеющих государственное мышление и способных взять персональную ответственность за преобразования в стране.

  • Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959. С. 24.
  • Ашин Г. К. Элитология в зеркале политической философии и политической социологии // Элитологические исследования. 1998. X? 1. С. 11.
  • Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. С. 193.
  • Поленина С. В. Закон как средство реализации задач формирования правового государства//Теория права: Новые идеи. М, 1993. Вып. 3. С. 16.

Под политической элитой понимается социальная группа, представляющая собой меньшинство, отделенное от основной массы общества благодаря исключительным возможностям в обладании властью, непосредственно участвующей в принятии и осуществлении решения, связанной с исполнением государственной власти или воздействием на нее.

Ту часть правящего класса, которая непосредственно включена в руководство обществом и можно именовать правящей политической элитой.

К политической элите можно отнести наиболее влиятельных и политически активных членов класса, включая функционеров политических организаций, интеллектуалов, вырабатывающих политическую идеологию, людей, принимающих политические решения, выражающие совокупную волю класса.

В отличии от политического класса, элиты никогда не имеют массового характера, поскольку не обладают достаточной численностью, не включает в себя всех лиц, связанных с выполнением какой-либо политической деятельности или занимающих общественные посты соответствующего ранга.

Элита в политике - это реальное политическое влияние, возможность воздействовать на все без исключения функции и политическую действительность данного общества.

Элиты присущи всем обществам и государствам, их существование обусловлено действием следующими факторами:

  • 1) психологическим и социальным неравенством людей;
  • 2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;
  • 3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
  • 4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий;
  • 5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями;
  • 6) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и другие факторы обуславливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована, имеет свои особенности на разных исторических этапах и в конкретных странах. Входящие в ее состав лица выполняют различные роли в политическом управлении обществом, обладают определенными полномочиями, санкционированными государством или общественными объединениями.

Теория элит имеет свои истоки в социально - политических представлениях глубокой древности.

В античной философии элитарные мировоззрения выражал Платон, который считал невозможным допущения народа к участию в политической жизни. Рабы не являются членами общества.

Но наиболее полно проблема элиты начала изучаться в 19 веке (Паретто). Он основал теорию элит. Считал, что политическая жизнь - это борьба и смена, циркуляция элит. Возникновение и существование господства элиты - это психологические свойства людей. В основе человеческих поступков лежат иррациональные побудительные начала или инстинкты, стремления. Выделял следующие инстинкты:

  • 1 - инстинкт общительности (это признание со стороны руководящих партий, организаций)
  • 2 - инстинкт комбинации (это главные профессиональные качества)
  • 3- потребность в демонстрации собственных чувств (ритуалы, вера в вождя)
  • 4 - стремление к постоянству агрегатов (длительность существования политических институтов, династий)
  • 5 - инстинкт целостности индивидуума (неприкосновенность личности, имущества и собственности)
  • 6 - инстинкт сексуальности

Он различал 2 типа элит:

  • 1. Лисы - мастера обмана, политических комбинаций
  • 2. Львы - консерватизм и силовые методы правления

Общество, где преобладает элита львов - застойна, элита лис - динамичная, обеспечивает преобразование в обществе

Неустойчивая система требует прагматически мыслящих, энергичных деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена элит - результат того, что каждый тип элит обладает определенным преимуществом. Поэтому сохранение равновесия социальной и политической системы требует замены одной элиты другой.

Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты, к революционной ломке системы, преобладанию элиты лис, которые со временем склонны превращаться во львов. Бывает, что новая элита не всегда лучше прежней.

Революция, с точки зрения Паретто, это все лишь борьба элит, смена правящей элиты потенциальной.

Простая элита, стоящая у власти, стала не способна к функциональному и эффективному управлению в обществе, поэтому складывается новая потенциальная контрэлита, но для того, чтобы утвердиться в качестве правящей, ей необхадима поддержка масс, которую она и побуждает к недовольству существующим строем.

МОСКА - основатель итальянской науки о политике. Считал, что существует два класса - который правит и которым правят. Считал, что власть должна находиться у меньшинства, который наделен особыми качествами.

Различал 2 тенденции в развитии элит:

  • *Аристократическая (представляет собой замкнутую группу лиц, которая не пополняется извне ее круга, которая ведет к вырождению и общественному застою)
  • *Демократическая (влечет проникновение в элиту лучших представителей масс, но демократия - это утопия и она прокладывает путь к диктатуре)

МИХЕЛЬС - определил железный закон олигархических тенденций. Демократия, чтобы сохранить себя, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элиты или активного меньшинства, что влечет за собой создание аппарата для управления организацией. В итоге, вся власть в руках аппарата. И его интересы, как правило, не совпадают с интересами масс. Во всех партиях демократия ведет к олигархизации, отсюда вытекают естественные неравенства человека.

В 70-90 гг. преобладает НЕОКОНСЕРВАТИВНЫЙ ЭЛИТАРИЗМ. Основные его идеи - для обеспечения свободы и прогресса нужна элита. Устранение ее ведет к господству серости, демагогии, а в итоге - к диктатуре.

Они сторонники технократической доктрины (техно - мастерство и кратос.

Вследствие научно - технического прогресса и технизации, технические специалисты превращаются в технократов, образуя новый правящий класс.

Технократия - это реальность. Менеджеры здесь заняли командные посты на предприятиях, в политике. Технократия - результат апатичности и некомпетентности народных масс.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на:

  • 1) наследственные, например аристократия,
  • 2) ценностные - лица, занимающие высокие общественные и государственные позиции,
  • 3) властные - носители власти
  • 4) функциональные - профессионалы-управленцы.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контрэлита).

Элита может быть закрытой и открытой.

Закрытая элита - это замкнутая группа людей, которая жестко регулирует процесс включения новых членов общества в свой состав. Среди членов закрытой элиты обычно решающим голосом обладает человек, которого условно называют «тираном».

Элита также делится на высшую, среднюю и маргинальную. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть, обусловлена репутацией или положением в структурах власти. Средняя элита выделяется одновременно по трем признакам - доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.

Политическая элита выполняет ряд функций в обществе, основными из них являются:

  • - принятие политических решений и контроль над их исполнением;
  • - формирование и представление групповых интересов;
  • - политическое проектирование.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ И ЭЛИТЫ

Элита - это:

§ лица, получившие наивысший индекс в области их деятельности (В.Парето).

§ наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (Г.Моска)

§ лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, богатством, статусом (Г.Лассуэлл)

§ люди, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Л.Боден)

§ люди, обладающие наивысшим чувством ответственности (Х.Ортега-и-Гассет)

§ творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству (А.Тойнби)

Политическая элита - совокупность лиц, обладающих политическим влиянием и привилегированным положением в обществе.

В обыденном языке понятие «элита» носит характер положительной оценки, обозначая нечто лучшее, отборное, избранное. Но в обществознании это понятие лишено оценочного значения и просто обозначает высшие слои в общественной иерархии. Лица, которые принадлежат к элите, не обязательно обладают лучшими человеческими качествами (чаще бывает наоборот), а высокое место в социальной иерархии человек может получить не только благодаря исключительным талантам, но и занять его по наследству или в силу случайных обстоятельств.

Один из творцов «теории элит», итальянский социолог Гаэтано Моска (1858-1941) обратил внимание на то, что даже в демократических обществах реальная власть никогда не принадлежит большинству, но всегда - избранному меньшинству. С точки зрения доступа к политической власти общество делится на две части - управляющих (малочисленная элита) и управляемых (подавляющее большинство людей). Следовательно, политической элитой можно назвать относительно организованное меньшинство, обладающее позициями власти. Представители элиты политически активны и могут принимать важные для всей политической системы решения, отдавать приказы и контролировать их исполнение.

Обычно к политической элите относят главу государства, премьер-министра и министров, руководителей палат парламента, парламентских фракций, лидеров партий и общественно-политических движений, региональных руководителей, а также крупных чиновников-управленцев (административную элиту). Кроме того, также выделяют экономическую элиту (владельцы крупных банков, корпораций, холдингов), военную (генералитет), информационную (владельцы СМИ, главные редакторы общенациональных телеканалов, газет и журналов), научную (крупные ученые, академики), духовную (высшие церковные иерархи, известные писатели и правозащитники). Эти группы могут оказывать существенное влияние на политику государства, а в некоторых случаях - сращиваться с политической элитой. Например, сращение экономической элиты с политической ведет к образованию олигархического правления, сращение военной и политической элиты - к переходу государства на милитаристские позиции, сращение политической элиты и духовно-религиозной - к проявлению элементов теократии.


Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений.

Если учесть, что общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на две «страты»: меньшинство, которое правит, и большинство, которым правят, то меньшинство, которое правит, и называют политической элитой. Причем правление этого меньшинства отличается структурным постоянством : при изменении (смене) персонального состава элиты ее властные отношения в своей основе всегда были и остаются неизменными. Известно, что в ходе истории сменялись вожди племен, рабовладельцы, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, парламентарии и министры и т.д., но отношения господства и подчинения между элитой и массами всегда сохранялись и сохраняются до сих пор, ибо никогда не было народа, который бы сам управлял собой, и никогда его не будет. И всякое правление, даже самое демократическое, является на самом деле олигархичным, т.е. правлением немногих над многими.

Следует обратить внимание и на такую характеристику элиты, как ее внутренняя дифференцированность . Элита делится на правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и неправящую, оппозиционную. Последняя охватывается понятием «контрэлита» .

Существует и такое понятие, как «субэлита» . Им обозначают различные подвиды правящей элиты. Помимо собственно политической элиты (высших политико-государственных функционеров) в эту категорию входят «капитаны промышленности» (руководители крупных корпораций), «лорды войны» (высшая армейская и полицейская иерархия), держатели «духовной власти» (священники, интеллектуалы, писатели и др.), «вожаки масс» (руководители партий и профсоюзов) и т.д.

Понятием элиты (лат. eliger – отбирать, фр. elite – лучший, отборный, избранный) обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в различных сферах общественной жизни.

Различают столько видов элит, сколько существует видов власти в обществе. Политическая элита – это лишь часть властвующей элиты.

Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа лиц, обладающая качествами лидерства, способная к управленческой деятельности, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Политическая элита концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. Обладание властью обеспечивает привилегированное и господствующее положение в обществе.

Кроме того, политическая элита характеризуется структурным постоянством ее властных отношений. При изменении (смене) персонального состава элиты эти отношения в своей основе остаются неизменными. Сменялись вожди племен, монархи, бояре, дворяне, народные комиссары, партийные секретари, президенты, парламентарии, министры, но отношения господства и подчинения между элитой и массами сохраняются. Всякое правление является олигархичным, что неизбежно предполагает господство немногих над многими.

Без политической элиты невозможно функционирование государства. Деление общества на управляющих и управляемых обусловлено следующими факторами:

Выделение в ходе разделения труда особого вида профессиональной деятельности – управленческого труда, требующего компетентности, особых знаний и способностей;

Иерархическая организация общества проявляется в господстве одних людей и подчинении других, поэтому социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых неизбежно;

Естественное неравенство людей по умственным, психологическим, организаторским, нравственным качествам и способностям к управленческой деятельности ведет к отчуждению большинства граждан от власти и политики и нежеланию участвовать в политических процессах;

Высокий статус управленческой деятельности связан с возможностью получения различных социальных привилегий, почета, славы;



Практическая невозможность осуществлять всеобъемлющий контроль за политическими руководителями;

Политическая пассивность широких масс населения, интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Функциональные роли политической элиты.

Функции политической элиты определяются ее ролью и местом в социально-политической жизни общества. Сформулируем некоторые из них.

1. Принятие и контроль за реализацией политических решений. Выработка и принятие стратегических и тактических решений по ключевым проблемам жизни общества и разработка механизмов их осуществления – первейшая задача правящего класса.

2. Формирование, формулирование и презентация групповых интересов различных социальных слоев, т. е. представительство потребностей и интересов общества.

3. Обеспечение социальных коммуникаций предусматривает эффективное налаживание и поддержание каналов связи и взаимодействий между социальными группами и властью, опосредованное политическими интересами.

4. Продуцирование политических ценностей, способных активизировать членов общества, придавая им гражданские качества. Формирование на базе этих ценностей идеологических установок, социальных мифов и проектов способствуют мобилизации и консолидации общества.

5. Социальная интеграция заключается в укреплении стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

6. Манипулирование общественным мнением выражается в использовании элитой различных способов формирования и управления общественным сознанием.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!