Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Ракетный крейсер адмирал зозуля. Ракетный крейсер адмирал зозуля Энергетическая установка и ходовые качества

Ракетные крейсера 1134.

Ракетные крейсера проекта 1134 (шифр — «Беркут» обозначение NATO — Kresta I class) были разработаны для поиска и уничтожения Подводных лодок противника и обеспечения противолодочной и противовоздушной обороны тактических корабельных групп, а так же охранения морских конвоев. Первоначально все 4 из построенных крейсеров относились к подклассу больших противолодочных кораблей, но в 1977 году все они были переведены в подкласс ракетных крейсеров. Головной корабль — «Адмирал Зозуля».

Ракетный крейсер Адмирал Зозуля.

Знаки крейсера Адмирал Зозуля.



Ракетный крейсер Адмирал Зозуля - построен в рамках проекта 1134, шифр «Беркут». До 3 августа 1977 классифицировался как большой противолодочный корабль. Спущен на воду 17 октября 1965г. и вступил в строй 8 октября 1967г., был включён в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). С 1 декабря 1969г по 30 июня 1970г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9 октября 1986г. зачислен в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). Бортовые номера: 581(1967), 297, 532(1969), 550(1969), 558, 569, 093, 072(1978), 087(1979), 060(1985), 052(1990). Списан: 1994г.

Ракетный крейсер Вице-адмирал Дрозд.

Знаки крейсера Вице-адмирал Дрозд.


Ракетный крейсер Вице-адмирал Дрозд - построен в рамках проекта 1134, шифр «Беркут». До 3 августа 1977 классифицировался как большой противолодочный корабль. Спущен на воду 18 октября 1966г. и вступил в строй 27 декабря 1968г., был включён в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота (ДКБФ). С 8 апреля 1975г., переведен в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). Бортовые номера: 583(1968), 548, 553(1970), 592, 298, 299(02.1976), 560(1982), 060(1984), 097(1985), 054(1988), 068(1990). Списан: 1990г.

Ракетный крейсер Севастополь.

Знаки крейсера Севастополь.


Ракетный крейсер Севастополь - построен в рамках проекта 1134, шифр «Беркут». До 3 августа 1977 классифицировался как большой противолодочный корабль. Спущен на воду 28 апреля 1967г. и вступил в строй 25 сентября 1969г., был включён в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ) . С 11 февраля 1980г., переведен в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ). Бортовые номера: 590(1969), 542(1970), 555(1971), 544(1974), 293, 048, 056(1980), 032(1981), 026(05.1984), 017(05.1987), 033(1989). Списан: 1989г.

Ракетный крейсер Владивосток.

Знаки крейсера Владивосток.


Ракетный крейсер Владивосток - построен в рамках проекта 1134, шифр «Беркут». До 3 августа 1977г. классифицировался как большой противолодочный корабль. Спущен на воду 1 августа 1966г. и вступил в строй 1 августа 1969г., и уже 11 сентября 1969г. был включён в состав Краснознамённого Балтийского флота (КБФ).

С 11 августа 1969г. по 11 февраля 1970г. боевая служба в Индийском океане. В ходе службы совершил заходы в иностранные порты: сентябрь - Лагос (Нигерия), декабрь - Бербера, Могадишо и Кисмая (Сомали), Аден (Йемен), Порт-Судан (Судан).

С 26 августа по 3 октября 1971г. выполнял боевую задачу в центральной и северо-западной части Тихого океана, в непосредственной близости от побережья США, пройдя с разведывательными целями в районах боевой подготовки ВМС США по маршруту Алеутские острова - залив Аляска - Гавайские острова протяженностью 13800 миль.

С 13 декабря 1971г. по 6 марта 1972г. нес боевую службу в Индийском океане. Выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Пакистана. Обеспечивал слежение за силами ВМС США и Англии.

В начале апреля 1978г. участвует в крупных учениях КТОФ совместно с БПК «Способный», «Маршал Ворошилов» и «Адмирал Октябрьский», СКР «Разящий». С борта КРУ «Адмирал Сенявин» за учениями наблюдали Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев и Министр обороны Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов.

С ноября 1978г. по август 1979г. нес боевую службу в Индийском океане

В период боевой службы совершил деловые заходы в порты: Виктория, Мапуту, Камрань, Дахлак и дважды в порт Аден.

С апреля по декабрь 1980г. нес боевую службу в Индийском океане

В марте 1984г. нес боевую службу в Индийском океане. Обеспечивал слежение за авианосцем «Китти-Хок» (ВМС США)

В 1987г. привлекался к несению боевой службы в Южно-Китайском море.

Бортовые номера: 563(1970), 562(1971), 565(1971), 567(1971), 542(1971), 106, 139(1977), 072, 017(1980), 029(03.1987), 034(1990). Списан 1991г.


Адмирал Зозуля - советский ракетный крейсер проекта 1134.Зачислен в списки кораблей ВМФ 11 июня 1964 года. Закладка корабля состоялась 26 июля 1964 года на судостроительном заводе имени А. А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде.

17 октября 1965 года корабль был спущен на воду. В апреле 1967 года начались испытания корабля в Балтийском море.
8 октября того же года вступил в строй и был включён в состав Краснознамённого Северного флота.

С декабря 1969 года по июнь 1970 года оказывал помощь вооружённым силам Египта.

Летом 1977 года корабль был переклассифицирован в ракетный крейсер.

В сентябре 1994 года был спущен Военно-морской флаг, корабль был выведен из состава ВМФ.

Основные характеристики:

Водоизмещение 5335 тонн (стандартное), 7125 тонн (полное).
Длина 156,2 м (148,0 м - по ватерлинии).
Ширина 16,8 м (максимальная), 16,2 м.(по ватерлинии).
Осадка 6,3 м (средняя).
Двигатели 2 котлотурбинные ГЭУ ТВ-12.
Мощность 90000 л. с. (общая для котлотурбинных ГЭУ).
Движитель 2.
Скорость хода 33 узла (полная), экономическая (18 узлов).
Дальность плавания 5000 миль (на 18 узлах).

Вооружение:

Радиолокационное вооружение РЛС обнаружения воздушных целей «Ангара-А» + «Кливер», ГАС «Титан-2».
Радиоэлектронное вооружение БИП «Планшет-1134», станция РТР «Залив», станции постановки активных помех «Гурзуф А» и «Гурзуф Б».
Артиллерия 2х2 57-мм АУ АК-725 (боезапас - 4400 выстрелов).
Зенитная артиллерия 4х1 ЗАУ АК-630М (12000 выстрелов).
Ракетное вооружение 2х2 ПУ ПКР П-35 (боезапас - 4 ПКР П-35).
ЗРК «Волна-М» (64 ЗУР В-601).
Противолодочное вооружение 2х5 ПТА-53-1134 (10 торпед СЭТ-65), 2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (боезапас - 144 РГБ-60), 2х6 РБУ-1000 (боезапас - 48 РГБ-10).
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-25РЦ или 1 Ка-25ПЛ, палубный ангар.


ОСНОВНЫЕ ТТЭ

Водоизмещение, т:

– стандартное 5 335

– полное 7 125

Главные размерения, м:

– осадка средняя 6,3

Энергетическая установка:

– тип ГЭУ котлотурбинная

Скорость хода, уз:

– полная 33

– экономическая 18

Вооружение:

– наименование П-35

– СУ «Бином-1134»

Зенитные ракетные комплексы:

– наименование «Волна-М»

– количество комплексов 2

– боекомплект 64 ЗУР В601

Артиллерийские комплексы:

– боекомплект 4 400 выстрелов

Противолодочное:

– ПУТС «Тифон»

– боекомплект 144 РГБ-60

– ПУС «Буря»

Противоторпедное:

– боекомплект 48 РГБ-10

Авиационное:

– тип ангара палубный

Радиоэлектронное:

– БИП «Планшет-1134»

– навигационная РЛС «Волга»

– станция РТР «Залив»

39*

40*

41*


1 .








Адмирал Зозуля

17.10.1965 г.; 08.10.1967 г.

(

Вице-адмирал Дрозд

18.11.1966 г.; 27.12.1968 г.

Севастополь

Примечания:

Ракетные крейсера типа Адмирал Зозуля пр. 1134 – 4 (1)

ОСНОВНЫЕ ТТЭ

Водоизмещение, т:

– стандартное 5 335

– полное 7 125

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по КВЛ) 156,2 (148,0)

– ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 16,8 (16,2)

– осадка средняя 6,3

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 312 (30)

Автономность по запасам провизии, сут 15

Энергетическая установка:

– тип ГЭУ котлотурбинная

– количество х мощность, л.с. (тип ТЗА) 2 х 45 000 (ТВ-12)

– количество х тип главных котлов 4 х КВН-95/64

– количество х тип движителей 2 х ВФШ

– количество х мощность источников электроэнергии, кВт (тип) 2 х 750 (ТГ) + 4 х 500 (ДГ)

Скорость хода, уз:

– полная 33

– экономическая 18

Дальность плавания ходом 18 уз, мили 5 000

Вооружение:

Комплекс противокорабельных ракет:

– наименование П-35

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (палубная, ненаводящаяся КТ с подъемом на угол старта КТ-35-1134)

– боекомплект 4 ПКР комплексов П-35 или «Прогресс»

– СУ «Бином-1134»

– количество линий телеуправления ПКР 2 (в обеспечение двух РЛС управления)

Зенитные ракетные комплексы:

– наименование «Волна-М»

– количество комплексов 2

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (палубная, наводящаяся ЗИФ-102)

– боекомплект 64 ЗУР В601

– количество х тип СУ 2 х «Ятаган» (в обеспечении одного АП)

Артиллерийские комплексы:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 2 х 2-57/50 (АК-725)

– боекомплект 4 400 выстрелов

– количество х тип СУАО 2 х «Барс» (MP-103)

– количество АУ х стволов (тип АУ) 4 х 1-30-мм (АК-630М) ()

– боекомплект 12 000 выстрелов

– количество х тип СУАО 2 х «Вымпел» (MP-123)

Противолодочное:

– количество ТА х труб (тип ТА) 2 х 5-533-мм (ПТА-53-1134)

– боекомплект торпед (тип) 10 (СЭТ-65 или 53-65К)

– ПУТС «Тифон»

– количество РБ х труб (тип РБ) 2 х 12-213-мм (РБУ-6 000)

– боекомплект 144 РГБ-60

– ПУС «Буря»

Противоторпедное:

– количество РБ х труб (тип РБ) 2 х 6-305-мм (РБУ-1000)

– боекомплект 48 РГБ-10

Авиационное:

– способ базирования постоянное

– количество х тип вертолетов 1 х Ка-25РЦ или Ка-25ПЛ

– оборудование ВПП светотехническое

– тип ангара палубный

Радиоэлектронное:

– БИП «Планшет-1134»

– система ОНО и выдачи ЦУ от АВНП «Успех-У»

– РЛС обнаружения ВЦ «Ангара-А» + «Кливер»

– навигационная РЛС «Волга»

– ТВ система наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45

– ГАС целеуказания «Вычегда» (МГ-311)

– станция РТР «Залив»

– станции постановки активных помех «Гурзуф А» + «Гурзуф Б»

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) СППП 2 х 2-140-мм (ПК-2) – система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ) ()

39* На РКР Вице-адмирал Дрозд и Адмирал Зозуля. На РКР Севастополь были установлены лишь одни АУ АК-630М без СУАО «Вымпел».

40* С антенной в подкильном обтекателе.

41* На РКР Вице-адмирал Дрозд и Адмирал Зозуля.


Пр. 1134 (шифр «Беркут») разработан Невским ПКБ под руководством В.Ф. Аникиева. При проектировании корпуса за основу был взят пр. 58. При тех же обводах и теоретическом чертеже корпус корабля пр. 1134 имел увеличенные размеры, что позволило при тех же главных механизмах разместить второй ЗРК «Волна» с вдвое увеличенным боекомплектом ЗУР в каждом погребе, установить более совершенное и мощное радиотехническое вооружение, обеспечить постоянное базирование в ангаре вертолета Ка-25.

Вместе с тем крейсер имел только четыре крылатые ракеты в спаренных ПУ без второго комплекта. Корабль пр. 1134 отличался от РКР пр. 58 уменьшенным силуэтом, что удалось достигнуть объединением дымоходов обоих МКО и соединением его с башенноподобной мачтой. Благодаря такой компоновке оба ЗРК получили хорошие сектора обстрела. Зенитные " ракеты хранились в погребах в двух конвейерах, что и позволило увеличить вдвое боекомплект каждого комплекса по сравнению с кораблями пр. 58 и пр. 61, где ЗУР хранились в барабанах. В походном положении ПУ противокорабельного комплекса находились в горизонтальном положении, а перед пуском ракет они поднимались на угол 25°. СУ с одним спаренным антенным постом обеспечивала формирование залпа из двух ракет П-35 в режиме телеуправления и двух – в автономном режиме (см. раздел о РКР пр. 58).

Первоначально пр. 1134 классифицировался как большой противолодочный корабль. Он предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок противника в удаленных районах Мирового океана, действий в составе тактических групп для придания им боевой устойчивости и обеспечения противолодочной и противовоздушной обороны, охранения судов и кораблей на переходе морем.

Однако к моменту вступления в строй кораблей этого типа разработка новых образцов противолодочного оружия завершена еще не была, и они вместо ракетного противолодочного получили на вооружение противокорабельный ракетный комплекс. По той же причине вместо нового ЗРК «Шторм» на крейсерах установили комплекс «Волна». Принимая во внимание слабость противолодочного и гидроакустического вооружения ВПК пр. 1134, а также наличие ракетного ударного комплекса, в середине 1977 г. их переклассифицировали в ракетные крейсера.

Хотя корабли пр. 1134 и имели слабое противокорабельное вооружение (СУ «Бином-1134» обеспечивала управление только двумя КР в залпе при стрельбе в режиме телеуправления), тем не менее они вступили в строй в период, когда отечественный флот начинал боевую службу в удаленных районах Мирового океана.

Данные крейсера послужили хорошей школой для подготовки многих поколений наших моряков. В связи с принятием на вооружение противолодочного ракетного комплекса и ЗРК «Шторм», серию кораблей пр. 1134 ограничили четырьмя единицами и перешли к постройке улучшенного пр.1134А, который, по сути, являлся тем кораблем, который задумывался изначально.

В 1980-х годах РКР пр. 1134 предполагали вооружить четырьмя АУ АК-бЗОМ и комплексом космической навигации «Шлюз». Однако, из-за финансовых ограничений эти работы провели только на РКР Вице-адмирал Дрозд и Адмирал Зозуля.

На РКР Севастополь установили четыре АУ АК-бЗОМ, но без СУАО «Вымпел».

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталвалось ни одного РКР типа Адмирал Зозуля.


Схема общего вида РКР пр. 1134:

1 РБУ-6000; 2 – ПУ ЗРК «Волна»; 3 – ПУ СППП ПК-2; 4 – АП радиопеленгатора; 5 – обтекатель антенн ГАС «Титан-2» и «Вычегда»; 6 – ходовая рубка; 7 – оптический перископический визир ГКП (боевой рубки); 8 – оптический перископический визир ходовой рубки; 9 – АП РЛС СУ «Ятаган» ЗРК «Волна»; 10 – ПУ ПКРК П-35; 1 1 – сигнальный прожектор; 12 – стабилизированный пост ТВ системы наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45; 13 – All РЛС СУ «Бином» ПКРК П-35; 14 – АП станции «Залив»; 15 – АП РЛС «Волга»; 16 – АП станций «Гурзуф А» и «Гурзуф Б»; 17 – АП РЛС «Ангара-А»; 18 – АП системы «Успех-У»; 19 – АП РЛС «Кливер»; 20 – АП РЛС СУАО «Барс»; 21 – 533-мм ТА; 22 – 57-мм АУ АК-725; 23 – РБУ-1000; 21 – ангар для вертолета; 25 – стартовый командный пост вертолета; 26 – вертолет Ка-25; 27 – ВПП .



Продольный разрез РКР пр. 1134.

1 – кладовые различного назначения; 2 – форпик; 3 – цепной ящик; 1 – отделение шпилевых машин; 5 – якорный шпиль 6 – Р Б У-6000; 7 – отделение водоотливных насосов; 8 – погреб реактивных глубинных бомб для РБУ-6000; 9 – кубрики личного состава; 10 – топливные цистерны; II – ПУ ЗРК «Волна»; 12 – погреб ЗУР; 13 – помещение агрегатов и приводов ПУ ЗРК «Волна»; 14 – посты ГАС «Титан-2» и станции ЗПС; 15 – обтекатель антенны ГАС «Титан-2»; 16 – НОУ антенны ГАС «Титан-2»; 17 – боевая рубка (ГКП); 18 – БИП; 19 – ходовая рубка; 20 – АП РЛС СУ «Ятаган» ЗРК «Волна»; 21 – посты С.У ПКРК П-35; 22 – носовое МКО; 23 – вентиляционная шахта носового МКО; 24 – выгородка дополнительного боезапаса для 57-мм АУ АК-725; 25 – АП РЛС (Л «Бином»; 26 – All РЛС «Ангара-А»; 27 – каюты офицеров; 28 – отсек вспомогательного котла и механизмов успокоителя качки; 29 – носовая электростанция; 30 – АП РЛС «Клевер»; 31 – АП РЛС СУАО «Барс»; 32 – кормовое МКО; 33 – шахта вентиляции кормового МКО; 34 – отсек ГГ и ДГ; 35 – посты СУ «Ятаган» ЗРК «Волна»; 36 – кормовая электростанция; 37 – погреб реактивных глубинных бомб для РБУ-1000; 38 – погреб авиационного боезапаса; 39 – вертолет Ка-25; 40 – румпельнос отделение.



РКР Севастополь после вступления в строй



Схема общего вида РКР Вице-адмирал Дрозд после модернизации:

1 РБУ-6000; 2 – 45-мм салютная пушка; 3 – ПУ ЗРК «Волна»; 4 – ПУ СПГ1П ПК-2; 5 – АП радиопеленгатора; 6 – обтекатель антенн ГАС «Титан-2» и «Вычегда»; 7 – АП РЛС «Дон» (устанавливалась на всех РКР пр. 1134 в процессе их эксплуатации); 8 – ходовая рубка; 9 – оптический перископический визир ГКП (боевой рубки); 10 – оптический перископический визир ходовой рубки; 1 1 – АП РЛС СУ «Ятаган» ЗРК «Волна»; 12 – ПУ ПКРК Г1-35; 13 – сигнальный прожектор; 14 – стабилизированный пост ТВ системы наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45; 15 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 16 – 30-мм АУ АК-630М; 17 – АП РЛС СУ «Бином» ПКРК П-35; 18 – АП станции «Залив»; 19 – АП РЛС «Волга» (в процессе проведения среднего ремонта на всех кораблях данного типа для РЛС «Волга» устанавливался второй АП, а на РКР Адмирал Зозуля в процессе проведения модернизации дополнительно предполагалось установить РЛС «Вайгач» в обеспечении двух АП); 20 – АП станций «Гурзуф А» и «Гурзуф Б»; 21 – АП РЛС «Ангара-А»; 22 – АП системы «Успех-У»; 23 – АП РЛС «Кливер»; 24 – АП РЛС СУАО «Барс»; 25 – 533-мм ТА; 26 – 57-мм АУ АК-725; 27 – РБУ-1000; 28 – ангар для вертолета; 29 – стартовый командный пост вертолета; 30 – вертолет Ка-25; 31 – ВПП.


Адмирал Зозуля (зав. № 791). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 26.07.1964 г.;

17.10.1965 г.; 08.10.1967 г.

После вступления в строй корабль входил в состав СФ( а с 09.10.1986 г. – в состав БФ. С 01.12.1969 г. по 30.06.1970 г. во время боевой службы в Средиземном море корабль оказывал помощь вооруженным силам Египта. В 1988 г. крейсер поставили в средний ремонт и модернизацию на СРЗ в Кронштадте, где установили четыре АУ АК-630М и систему «Шлюз ». В сентябре 1994 г. его исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.

Владивосток (зав. № 792). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 24.12.1964 г.; 01.08.1969 г.; 11.09.1969 г.

После вступления в строй входил в состав ТОФ. Перешел из Мурманска во Владивосток по Севморпути осенью 1970 г. 01.01.1991 г. корабль из-за износа материальной части и отсутствия средств на проведение среднего ремонта был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Вице-адмирал Дрозд (зав. № 793). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 26.10.1965 г.;

18.11.1966 г.; 27.12.1968 г.

После вступления в строй входил в состав СФ. В 1972 г. корабль в Бискайском заливе принимал участие в спасании экипажа РПКСН К-19 (пр. 629). Характерно то, что палубный вертолет использовался при волнении моря до 9 баллов. В 1973- 1975 гг. прошел средний ремонт с модернизацией на ССЗ им. А.А. Жданова, где ему установили четыре АУ АК-630М и систему «Шлюз». В 1981 – 1984 гг. крейсер прошел средний ремонт на СРЗ в Кронштадте. 01.07.1990 г. его исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации.

Севастополь (зав. № 794). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 08.06.1966 г.; 28.04.1967 г.;

После вступления в строй входил в состав СФ, а с 11.02.1980 г. – в состав ТОФ. Перешел из Мурманска во Владивосток по Севморпути в 1981 г. 15.12.1989 г. корабль из-за износа материальной части и отсутствия средств на проведение среднего ремонта был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Ориентация надводных сил отечественного ВМФ на борьбу с атомными подводными лодками обусловила, в частности, выделение в 1966 году нового подкласса кораблей – больших противолодочных кораблей. Основное их назначение – борьба с атомными подводными лодками в удалённых районах, а также обеспечение ПВО и ПЛО корабельных группировок и конвоев транспортов. К этому подклассу были отнесены строящиеся сторожевые корабли проекта 61 и начатые разработкой в начале 60-х г.г. корабли ПВО-ПЛО проекта 1134, совмещающие функции кораблей проекта 61 и 58. Серия кораблей проекта 58 была ограничена четырьмя единицами (вместо планировавшихся десяти).

Корабль проекта 1134 «Беркут», ТТЗ на разработку технического проекта которого было выдано ЦКБ-53 в декабре 1961 года, предполагалось создать в корпусе и с котлотурбинной энергетической установкой ракетного крейсера проекта 58.

В ходе разработки технического проекта 1134 (главный конструктор В.Ф.Аникиев) выявилась необходимость увеличения размерений корабля, приведшая к росту его стандартного водоизмещения до 5140 тонн (вместо 4300 в проекте 58). Соответственно скорость полного хода снизилась до 33 узлов. Вооружение корабля включало ПКРК П-35 с четырьмя ненаводящимися пусковыми установками и восемью ракетами (из них четыре в погребах), два новых ЗРК средней дальности «Шторм», два 57-мм автомата АК-725, а также противолодочные средства, аналогичные принятым в проекте 61, но с двумя трёхтрубными торпедными аппаратами и обеспечением постоянного базирования в кормовом ангаре противолодочного вертолета Ка-25 (впервые на наших кораблях такого класса).

По сравнению с ракетными крейсерами пр.58 несколько изменен состав радиоэлектронного вооружения (вместо второй РЛС «Ангара» установлена новая РЛС «Кливер» и станция активных помех «Гурзуф»). С самого начала БПК пр.1134 получали систему приёма внешнего целеуказания для стрельбы ПКРК П-35 – «Успех-У». Для управления кораблём и соединением имелся совмещённый ГКП-ФКП-БИП, оборудованный электронными планшетами, системой взаимного обмена информацией «Море-У» и др. необходимым оборудованием.

При утверждении в январе 1963 года технического проекта 1134 ВМФ и ГКС было решено усилить средства ПЛО за счёт усиления противолодочного вооружения и размещения новой ГАС «Титан-2». Однако на первых кораблях серии до освоения промышленностью новых образцов вооружения предусматривалось установить ГАС «Титан» и «Вычегда», а также ЗРК «Волна» (вместо ЗРК «Шторм»), причем боекомплект зенитных ракет в каждом погребе был увеличен в два раза за счет введения конвейерного хранения ракет. Число ракет П-35 было уменьшено до четырёх (с размещением только в пусковых установках). Вместо трехтрубных торпедных аппаратов были установлены пятитрубные ПТА-53-1134 с противолодочными торпедами СЭТ-65, появился «второй калибр» – РБУ-1000 – менее дальнобойная, но с более мощными бомбами. К тому же боезапас для РБУ-6000 был увеличен после того, как во время корректировки проекта было принято решение отказаться от запасных ПКР. Главным изменением противолодочного вооружения стала ГАС кругового обзора «Титан» и целеуказания «Вычегда», а также наличие противолодочного вертолёта для вооружения которого предусматривались 5 торпед ПЛАТ-1 и 54 РГАБ.

Зенитное оружие крейсера пр.1134 было усилено размещением двух, вместо одного как на кораблях пр.58, зенитных ракетных комплексов ближнего действия «Волна» с двумя спаренными установками в носу и в корме корабля и радиолокационными системами управления «Ятаган».

Артиллерийское вооружение включало две 57-мм двухорудийные автоматические установки, расположенные побортно в средней части корабля. Управление стрельбой осуществлялось двумя радиолокационными станциями «Барс». В дальнейшем на ракетных кораблях пр.1134 было установлено четыре 30-мм шестиствольных автомата с системой управления «Вымпел».

Стандартное водоизмещение корабля составляло 5340 т (полное 7125 т). Максимальная скорость 34 уз обеспечивалась энергетической установкой мощностью 90000 л.с. Дальность плавания экономической скоростью 18 уз достигала 5000 миль.

Корабли строились в Ленинграде на заводе имени А.А.Жданова. Головной корабль проекта 1134 «Адмирал Зозуля» был заложен 26 июля 1964 года и передан ВМФ 8 октября 1967 года, а четвёртый корабль – в 1969 году. В 1977 году все большие противолодочные корабли проекта 1134 были переклассифицированы в ракетные крейсера.

Период вступления в строй новых кораблей совпал с развертыванием нашим флотом боевой службы в удаленных районах мирового океана. Новые корабли использовались очень интенсивно в Карибском и в Средиземном морях и на Индийском и Тихом океанах. Военные специалисты НАТО сразу зачислили эти корабли в крейсера УРО с кодовым наименованием «Kresta».

Служба на кораблях пр. 1134 оказалась хорошей школой для многих поколений наших моряков и, что очень важно, строевых корабельных пилотов-вертолетчиков. Последние особенно отличились в 1972 г., когда БПК «Вице-адмирал Дрозд» участвовал в оказании в сильный шторм помощи аварийной атомной ПЛ К-19.

Корабли пр.1134 в какой-то мере являлись преемниками первых БПК проекта 61 и положили начало последовавшей большой серии новых БПК пр. 1134А и 1134Б, на базе которых, в свою очередь, были созданы ракетные крейсера «Атлант» (пр. 1164). При этом важно еще раз упомянуть, что корабли пр. 1134 стали первыми надводными кораблями нашего флота с постоянным базированием вертолета. В этом отношении их смело можно назвать этапными.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!