Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Свято троицкий александро свирский мужской монастырь. Паломничество в свято-троицкий александра свирского мужской монастырь

Здесь не ведется широкомасштабная социальная работа, не проходят лекции известных людей, да и священники служат самые обыкновенные. Приход как приход… Но нет, жизнь на Христорождественском подворье Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря бьет ключом, и почти каждому - от управляющего до прихожанина - есть что рассказать о себе и своем участии в жизни общины.

Раньше настоятелем здесь был . Теперь решил взять настоятельство в свои руки - мы собираемся строить на подворье новый храм, братский корпус. И все важные вопросы решает теперь он. Ну а менее крупные бытовые проблемы решаю я. Нельзя же, например, епископа отвлекать по поводу закупки продуктов. Работы хватает - это и организация уборки внешней территории и храма, жизни трудников, решение других текущих вопросов.

Отец Кирилл коренной петербуржец. Учился в семинарии на заочном отделении. Долго помогал в храме Ильи Пророка на Пороховых и в храме при хосписе на Светлановском проспекте, где, говорит, его прекрасно помнят.

Мысль принять монашество родилась давно, и как только появилась такая возможность - перестали держать разного рода обстоятельства - принял постриг. Рукополагали меня здесь, на подворье. Но служить сюда я приехал недавно - два месяца назад. Конечно, здесь уже сложился и коллектив сотрудников, и хороший профессиональный хор. Многие прихожане здесь давно, с самого начала существования подворья. Но, как мне кажется, за прежними настоятелями тоже ушли довольно многие.

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (Дячина):

Христорождественский храм в Невском районе Санкт-Петербурга является подворьем Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, и, соответственно статусу, его должен возглавлять священнослужитель в монашеском чине. Будучи священноархимандритом обители преподобного Александра, я управляю и монастырским подворьем. Хорошо знаю его нужды и проблемы. Хозяйственная и иная деятельность любого монастырского подворья - особенная, уникальная. Наше подворье несет на себе часть нагрузки епархиального управления: многим священникам не очень удобно ехать для решения тех или иных вопросов в Тихвин, за многие километры от Санкт-Петербурга. Здание под епархиальное управление, переданное нам в собственность губернатором Александром Дрозденко и правительством Ленинградской области в день празднования 500-летия Успенского собора Тихвинского Богородичного монастыря в присутствии Святейшего Патриарха Кирилла, сейчас находится на стадии ремонта и реставрации. Поэтому временное функционирование подворья еще и как административного центра епархии весьма удобно. Здесь располагается уникальный пещерный храм во имя преподобного Александра, игумена Свирского, канцелярия епархии, приемная, бухгалтерия, монастырская лавка и епархиальный склад. Главе епархии - епископу, гораздо легче общаться с представителями государственной власти, различными организациями. Пока что большинство прошений за моей подписью в различные инстанции были удовлетворены; не все, но большинство. Особенно это актуально теперь, когда планируется строительство нового храма и братских корпусов. Проект готов и ждет своего утверждения. Надеемся, что новый храм станет духовной поддержкой для жителей района, тем святым местом, которое будет объединять православных христиан в общей молитве и таинствах. По вместительности он не будет уступать действующему храму, который на большие праздники полностью заполняется прихожанами. Когда подворье только открывалось, необходимо было помещение, прежде всего для молитвы тех верующих, кто проживал поблизости. В тот промежуток времени это был единственный православный храм в Весёлом Посёлке. Храм необходим и всем тем, кто не может по каким-то причинам приехать в обитель преподобного Александра. Богослужения на нашем подворье совершаются ежедневно, по монастырскому уставу, и охватывают собой весь суточный круг - это вечерня с утреней, часы, Литургия, а также совершаются требы: молебны, панихиды и Таинство Крещения. Каждый день дежурный священник принимает исповедь, проводит огласительные и подготовительные беседы, отвечает на различные вопросы приходящих людей. Литургия на подворье длится дольше, чем в приходских храмах, на вечернем богослужении прочитываются все кафизмы, стихиры и иные богослужебные тексты. Молитва - это главное наше делание. Послушания, труды, любые дела начинаются с нее и ею заканчиваются. Питаясь духовной пищей, мы не забываем и о поддержании физических сил - у нас замечательная трапезная, прекрасный повар. Уборка, ремонтные работы, содержание территории в чистоте и порядке, благоустройство храма - всё это осуществляется силами братии, трудников и неравнодушных прихожан. Сейчас нам не хватает необходимых построек для полноценной хозяйственной жизни подворья. Вместе с новым храмом мы собираемся возвести и жилые корпуса, хозяйственные и рабочие постройки: насельники монастыря периодически приезжают в Санкт-Петербург - это и студенты Духовных школ, и те, кто нуждается в необходимом лечении и врачебном надзоре. Подворье - первая ступень для желающих отказаться от суеты мира и посвятить свою жизнь Богу. Это место прохождения необходимого искуса, где человек в качестве трудника сначала испытывает себя и свои силы в труде, послушании настоятелю и братии, в соблюдении монастырского устава. В моем понимании, любое подворье должно быть по внутреннему и внешнему своему устроению настоящим монастырем. Наше же призвание заключается в том, чтобы привести человека к Богу, познакомить его с уникальным для современного мира монашеским духом, укладом, особым опытом молитвы, уставом и традициями. К этому мы всеми силами и стремимся. Слава Господу, к нам приходят именно те люди, которые осознанно выбирают для себя трудный, но приносящий множество добрых плодов монашеский путь.


МОРЯК НАЕДИНЕ С СОБОЙ

До того, как связать свою жизнь с Церковью, Игорь Литовко, коренной петербуржец, работал на флоте и со службы ушел офицером запаса ВМФ. Долгие рейсы, отсутствие суеты, мирских забот способствовали размышлениям о мироздании и своем месте в нем. После ухода Игоря с этой работы и рождения детей начался постепенный, осознанный путь к Богу. «Дети меняют нас, мы становимся добрее, чувствительнее к ближним, душа раскрывается», - замечает он.

Свое служение в Церкви Игорь начал в 2000 году в храме святого Иоасафа Белгородского в поселке Парголово. Так сложилось, что супруга отца Игоря, матушка Ольга, уже трудилась на этом приходе в качестве регента церковного хора, а настоятелю протоиерею Виктору Сорокину требовались помощники, ведь шло строительство храма, - и будущий священник включился в приходскую жизнь. Большую помощь в духовном становлении семьи отца Игоря оказал ныне покойный священник Николай Мочалкин. Этот удивительный человек и настоящий духовник благословил будущего отца Игоря окончить Леушинские курсы церковного чтения, а затем и епархиальные курсы. (Матушка Ольга в те же годы закончила факультет философии и богословия РХГА.)

Затем будущий священник стал алтарником и чтецом в храме Илии Пророка на Пороховых. Подвизался он в качестве чтеца и в приписном храме в хосписе на Светлановском проспекте. Его старший сын Константин, учась в СПбГУ, помогал папе в алтаре, а младшая дочь Ксения вместе с мамой пела на клиросе. Видя как вся семья любит богослужение, отец Николай благословил Игоря готовиться к поступлению в Санкт-Петербургскую семинарию, рукоположению и служению на монастырском подворье.


Сейчас ведет катехизаторскую работу с крещеными в детстве, но далекими от Церкви людьми.

У них самих рождаются дети, они хотят их покрестить или, наоборот, их кто-то просит стать крестными. Это чудо! Благодаря малышам появляется возможность еще раз, спустя годы, услышать Слово Божие, причаститься, получить ответы на духовные вопросы. Приходится объяснять им самые основы христианства, но делать это так, чтобы они вновь не отдалились от Церкви, лишив себя Причастия на 10–15 лет, как в притче о блудном сыне.

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ

Служит в храме четыре года. Сам он родом из Калмыкии, после школы учился в автодорожном и кулинарном техникумах. Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан благословил его на учебу в Московской духовной академии. И он поступил туда в 2005 году - тогда как раз был крупный недобор студентов в Петербургских духовных школах. Петербуржцы попросили москвичей, у которых традиционно высокий конкурс, прислать им 20 студентов - восполнить недостаток учащихся. Максим оказался в их числе. Так началась петербургская страница его жизни. В Петербурге он служил чтецом в Князь-Владимирском соборе, там же занимался воскресной школой и молодежными группами. Поэтому на подворье ему доверили те же обязанности.


Воскресная школа у нас находится при расположенной неподалеку гимназии Александра Невского, и преподаю в ней не только я, но и другие священники. А вот молодежное служение - это именно моя прерогатива. Мы стараемсясобираться раз в неделю, обсуждать актуальные вопросы.

В ПЕРВЫХ РЯДАХ

Родился на Украине в верующей семье, был крещен в младенчестве в храме Покрова Пресвятой Богородицы, воспитывался в христианской вере, за что очень благодарен родителям. В младших классах, вспоминает диакон, с ним случился такой инцидент:

Я пел в церковном хоре, а один учитель узнал об этом и сказал директору. Та решила привлечь к ответственности моих родителей. В дневнике у меня написали, что ждут родителей в школу, но за какую провинность, указано не было. Когда мама пришла в школу, долго беседовала с директором и, уходя от нее, сказала: «Вы и других не трогайте. Придет время, и вы в первых рядах будете в храме стоять». Так в итоге и получилось. Многие люди, гнавшие Церковь, потом оказывались в храме.


Отец Сергий рассказывает, что его родители всегда хотели, чтобы сын стал не начальником или дельцом, а служителем перед Престолом Божиим. При этом сами они были рабочими: мать - мастером по строительству, а отец - мастером по столярным изделиям.

С самого раннего возраста родители отца Сергия приучали его к церковной жизни.

Много детских воспоминаний связано с приходским храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Он находился в нашем городе. По воскресеньям мы ездили туда всей семьей на автобусе, а вот на Пасху было сложнее: власти отменяли в этот день все рейсы, и до церкви можно было добраться только пешком. Но мы на каждую Пасху ходили: мать собирала яйца и пасху, и мы шли по опустевшим ночным улицам на праздничную службу. Храм был полон, верующие стояли даже на улице! И какая радость: ночь помолились, шли обратно, со слезами приветствуя друг друга «Христос Воскресе!» - «Воистину воскресе!»


«Ленкнига» - лучший подарок В годы Великой Отечественной на территории, где сейчас разместилось Христорождественское подворье Свирского монастыря, было Невское кладбище. После войны кладбище ликвидировали, в западной его части была установлена памятная стела, в конце 1970-х дополненная мемориалом «Журавли». А восточную часть превратили в зеленую зону, никак, впрочем, за все советские годы не обустроенную. На её границе были построены разнообразные складские корпуса. Современное подворье начали обустраивать в 1999 году. Ему выделили здание бывшего книжного склада, который много лет был заброшен. Строить с нуля новую церковь было слишком дорого, поэтому здание «Ленкниги» пришлось как нельзя кстати. Перестроенный из него храм выглядит довольно интересно, напоминает чем-то европейские средневековые базилики: вытянутое прямоугольное пространство с двумя рядами колонн. Для русских православных храмов такая форма необычна. Христорож­дественский храм освятили 6 января 2000 года. Он стал первым приходским храмом в Весёлом Поселке. До революции подворье Свирского монастыря располагалось в другом месте - на углу Боровой и Разъезжей улиц. Сейчас в его здании находится туберкулезный диспансер.

СОЮЗ КИРПИЧА И ВОДЫ


На каждый праздник интерьеры храма украшены живыми цветами. Это во многом заслуга флориста Ларисы Задерновской, давней прихожанки. В подсобных помещениях подворья специально для её работы выделена комнатка.

Как-то в храм пришел молодой человек и обратился к настоятелю с предложением украсить службу цветами за небольшую плату, - вспоминает Лариса Задерновская. - «Батюшка, - говорим мы, - так за небольшую плату мы и сами можем справиться».

Раньше Лариса работала парикмахером, приходилось ей делать и прически с живыми цветами. Но на этом, наверное, соприкосновение с флористикой у Ларисы заканчивалось. Однако талант художника проявится в любой сфере, поэтому освоить самостоятельно новое направление ей было не очень сложно. Ларисе удалось попасть на учебные курсы к известному флористу Галине Кондратьевой, украшавшей даже кремлевские мероприятия. Занималась она и у петербургских мастеров. В общем, сейчас работы Ларисы украшают каждое крупное богослужение. Прихожанки с удовольствием ей помогают.


В КРУГУ ЕДОКОВ

На подворье неожиданно вкусно кормят. Скорее всего, дело в том, что поваром здесь работает настоящий профессионал. Марина Мельникова трудилась в ресторане, пока хозяева не решили закрыть заведение. Нужно было искать новую работу.

Не то чтобы я боялась идти на новое место. Но снова привыкать к другому коллективу довольно трудно. Сюда попала сначала как посетительница курсов помощи созависимым. И там я как-то услышала, что настоятель, тогда им был отец Сергий Лявда, просит помощи: нужен повар. И я согласилась.


Марина Мельникова рассказывает, что привыкать к новому меню было непросто. Если в ресторане каждый день мясные блюда, то здесь нужно было переключиться на рыбу. Еще одна особенность - «постоянные посетители». В ресторане люди приходят и уходят, а здесь изо дня в день круг сотрапезников один и тот же. Приходится проявлять больше фантазии, чтобы блюда не приедались.

Марине в приготовлении обедов помогают другие прихожанки. Есть у нее и сменщица, она готовит по понедельникам и вторникам. А вот бывать на богослужениях Марине Мельниковой почти не приходится, ведь к концу Литургии нужно уже накрыть стол. Из ситуации выходят следующим образом: на кухне в уголке стоит небольшой магнитофончик, транслирующий богослужение прямо сюда.


ПОКА ЛЬЮТСЯ СЛЕЗЫ

К кому зачастую обращается первым делом человек, пришедший в храм? Правильно, к работникам церковной лавки. Им задают вопросы, им первым несут свои радости и горести. Чаще - горести. Всю жизнь Алла Тупицына работала в начальной школе. Очень любила свою работу, но, как говорит, со временем пришло чувство, что, наверное, уже хватит. Почти сразу она пришла в храм. Сначала помогала в уборке, а потом настоятель сказал: «Ну, надо наконец-то и серьезным делом заняться». С тех пор она в лавке, принимает и отпускает товар.


Долгое время я о духовной стороне жизни не задумывалась вовсе, - вспоминает Алла. - Но как-то раз с мамой мы пошли в Лавру купить подарок моему младшему брату. Почему-то нам казалось, что Библия - это то, что ему сейчас нужно. Мама ушла в собор, а я остановилась у большого Распятия сразу после входа. И потекли слезы. Просто потекли, и всё. В храм я, конечно, еще долго не ходила, но все-таки этот случай пробудил меня к новой жизни.

По школе Алла Тупицына скучает до сих пор. Очень радуется, когда видит в лавке своих бывших учеников, самих ставших уже папами и мамами.

Но постоянных прихожан в их числе нет, - немного сокрушается она.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВСЁ В ПРЕДЕЛАХ КОМПЕТЕНЦИИ

На Христорождественском подворье очень много работы, связанной с техническим обеспечением его жизни. Ответственный за это - Владимир Белов.

Кажется - что такого? На подворье работы должно быть немного, но на самом деле всё наоборот, - рассказывает он. - Постоянно нужно что-то ремонтировать, налаживать: газ, свет, сигнализация, эти бесконечные разъезды по инстанциям, согласования с чиновниками, много работы с документами.


По специальности Владимир - радиотехник. Но работал он много где и много кем, руководил даже собственной фирмой по продаже компьютерной техники.

Наверное, Господь специально вел меня сюда, на подворье. Вроде работаешь-работаешь, и должность нормальная, но контора разваливается. Раз работу поменял, другой… Сначала был прихожанином, потом меня попросили помочь, потом я попал в алтарь, и так, постепенно, стал заниматься тем, чем занимаюсь сейчас.

Владимир Белов говорит, что главная трудность в его работе - многозадачность. Часто эти задачи пересекаются, а то и вовсе противоречат друг другу.


«БОРОДА» И ДРУГИЕ ТРУДНИКИ

Есть на подворье совершенно особая категория работников - трудники. Их немного, на данный момент всего трое. Павел помогает в кухне. О себе он совсем ничего не рассказывает - даже откуда он родом. Это и понятно - обычно трудниками люди становятся не от хорошей жизни.

Он незаменимый помощник, - говорит повар Марина Мельникова. - Моет посуду, чистит овощи. Это очень большой объем работы.

Николай Корнеев занимается на подворье ремонтом всего, что так или иначе связано с электричеством: проводки, светильников, прожекторов. Для этого ему выделена отдельная мастерская за храмом. Вместе с Павлом Николай Николаевич проживает в монастырском доме на Октябрьской набережной - на подворье просто нет отдельных жилых помещений.


Еще один трудник, Александр Иванов, которому дали прозвище «Борода», живет в собственной квартире. Некоторое время назад он перенес инсульт и частично утратил работоспособность. Трудоустроиться инвалиду было некуда, и онпришел на подворье, помогает в столярной и слесарной мастерских, приглядывает за подворьевскими кошками и собаками.

Управляющий подворьем иеромонах Кирилл (Шведов) объясняет, что попасть трудником на подворье может не каждый. Нужно, во-первых, иметь при себе все документы, а во вторых - медицинские справки, что человек ничем опасным для окружающих, например туберкулезом, не болен. Кстати, чтобы поступить трудником в сам монастырь, часто нужно также пройти собеседование на подворье. И лишь когда управляющий даст добро - отправляться в монастырь. Но ведь не всегда можно с первого взгляда понять, действительно ли человек готов к монастырской жизни, или же нет:

Когда я жил еще в монастыре, к нам пришел человек, говорит: «Я после собеседования на подворье, вот моя одежда, мой мотоцикл, буду работать». Мы ему говорим: «Давай отдохни немного, присмотрись к нам, мы к тебе присмотримся».Дали ему денек отдохнуть. По-человечески отнеслись к человеку. А он уехал на следующее утро. Почему? А не понравилось, что мы его сразу же не впрягли. Вот так по-разному враг искушает.

Монастырь основан в 1508 году преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря. Обитель расположена недалеко от города Лодейное Поле, между озерами Рощинским и Святым, недалеко от устья реки Свирь, в 260 км от Санкт-Петербурга.

В начале XVI века в уединенном месте, где молился преподобный произошло явление ему Святой Троицы. По благословению Святой Троицы Преподобный построил деревянный Троицкий собор и каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Затем он основал и сам Свято-Троицкий монастырь. Почти с самого своего основания монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях - Троицкий комплекс, у монастырского кладбища -- Преображенский комплекс. Оба комплекса представляют собой единый памятник архитектурных строений XVI-XIX веков.

Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери (1533) выполненная в Новгородском стиле вместе с трапезной и звонницей. Здание церкви Покрова построено преподобным на пожертвования царя Василия III. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского построен в 1644 году. Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы построена в 1685 году. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 году. Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 году, на месте деревянной церкви, выстроенной преподобным Александром ещё в 1509 году. Каменная часовня Св. Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Большие пожертвования монастырю были сделаны царем Федором Иоанновичем, но средства которого был возведен придел во имя преподобного Александра Свирского и устроена каменная гробница святому. Жертвователем монастыря был царь Борис Годунов. Почитал святого и первый Романов - Михаил Федорович. Сведения о каждом жертвователе заносились в "Переписные книги". Большая часть монастырского архива до сих пор сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.

Нетленные мощи Александра Свирского были обретены 17 апреля 1641 года при постройке собора монастыря. Мощи перенесли в монастырский храм святителя Николая, который был построен ещё самим преподобным и не пострадал во время нашествия поляков в 1612 году. С 1644 года мощи преподобного в драгоценной раке были поставлены в Преображенском соборе монастыря.

Монастырь был известен множеством духоносных старцев. В XIX веке здесь подвизался будущий святитель и духовный писатель св. Игнатий Брянчанинов. В 1817 году в монастыре подвизались отец Леонид (в миру Лев Наголкин), впоследствии первый Оптинский старец и отец Феодор - ученик молдавского старца Паисия.

В 1918 году монастырь разделил судьбу многих православных обителей России. Мощи преподобного были увезены в Военно-медицинскую академию, как экспонат, монахи разогнаны, часть их, во главе с настоятелем - архимандритом Евгением (Трофимовым), расстреляна. Край преподобного превратился в "Свирьлаг". В годы Великой Отечественной войны оба монастыря значительно пострадали - недалеко пролегала линия фронта. В 1953 году "Свирьлаг" был расформирован и вышло постановление переделать его в психбольницу, причем для безнадежных больных. Лагерная охрана и часть расконвоированных устроились санитарами.

22 сентября 1998 года монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Обитель досталась монастырю совершенно разорённой. В Троицкой части до сих пор располагается психиатрическая больница.

Второй раз мощи преподобного Александра Свирского были обретены в 1998 году 28 июля того же года они были переданы Русской Православной Церкви и находились сначала на подворье Покрово-Тервинического монастыря в церкви св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 23 ноября 1998 года мощи преподобного Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения - в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. В настоящее время нетленные мощи покоятся в храме Преображения, на время престольного праздника Дня Святой Троицы - переносятся с торжественным крестным ходом в Троицкий собор.

Главная святыня монастыря: мощи преподобного Александра Свирского (1553 г.). В будние дни доступ к мощам открыт с 8.00 до 21.00 (с 12.00 до 15.00 доступ ограничен).
Престольные праздники: День Святой Троицы; день второго обретения мощей преподобного Александра Свирского - отмечается 30 июля (17 июля по ст. стилю).
Адрес: 187729, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, Aндpeeвщинская волость, пос. Свирское.
Транспорт: Поезд или автобус из Петербурга в сторону Мурманска до г. Лодейное Поле и далее до д. Старая Слобода на рейсовом автобусе).
Телефон: 8-81364-14-530.
Настоятель: игумен Лукиан (Куценко).


Александро-Свирский монастырь. Вид с дороги. На переднем плане - корпуса, которые занимает психиатрическая больница.

Стена монастыря. Справа - дома села Свирское.

Вход в монастырь со стороны села.

Вход на территорию монастыря.

Арка входа в монастырь.

Вход. Пять веков назад уровень почвы был на метр ниже.

Бывшие братские корпуса. Сейчас здесь располагается психиатрическая больница.

Свято-Троицкий собор. Расписан тихвинскими мастерами (большая часть сохранившейся росписи 1717 года). Храм четырёхстолпный, трехапсидный, одноглавый (ранее пятиглавый),с галереей на высоком подклете.

Трехъярусная звонница (1649 г.).

Первый этаж Троицкого собора. Под культурным слоем половина этажа.

Трапезные палаты (1533-1536 гг.).

Трапезные палаты (1533-1536 гг.). Фрагмент.

Трапезные палаты (1533-1536 гг.) Вид из Троицкого собора.

Свято-Троицкий собор. В храм ведёт очень крутая лестница.

Вид из Свято-Троицкого собора на фрагмент церкви Покрова Пресвятой Богородицы и трапезные палаты (1533-1536 гг.).

Свято-Троицкий собор. Престольный праздник Святой Троизы. Служба. Паникадило и фрески собора.

Свято-Троицкий собор. Праздничная служба. Фотография через решётку окна, храм переполнен.

Свято-Троицкий собор. Галерея вокруг собора.

Больничная церковь св. Иоанна Дамаскина (1718 г.).

Братские корпуса XVII-XIX вв.

Свято-Троицкий собор. Старые дверные петли.

Свято-Троицкий собор. Галерея.

Свято-Троицкий собор. Вид из окна собора.

Свято-Троицкий собор. Праздничная служба. Крестный ход.

Свято-Троицкий собор. Конец праздничной службы, храм опустел. Паникадило и роспись купола.

Свято-Троицкий собор. Праздничная служба. Алтарная часть. Иконостаса в храме нет.

Свято-Троицкий собор. Фрески храма.

Свято-Троицкий собор. Фреска.

Свято-Троицкий собор. Крестный ход возвращается в храм.

Александро-Свирский монастырь. Трапезные палаты (1533-1536 гг.).

Трапезные палаты и бывший братский корпус, ныне психиатрическая больница.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1533-1536 гг.).

Александро-Свирский монастырь. Трапезные палаты. Фрагмент.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и трапезные палаты (1533-1536 гг.).

Северная часть и фрагмент крыльца Свято-Троицкого собора.

Александро-Свирский монастырь. Озеро Святое.

Александро-Свирский монастырь. Паломница.

Александро-Свирский монастырь. Дорога в Преображенскую часть монастыря.

Александро-Свирский монастырь. Преображенская часть монастыря.

Преображенская часть монастыря. Часовня на источнике.

Преображенская часть монастыря. Стена монастыря и ворота.

Преображенская часть монастыря. Храм Преображения Гасподня.

Преображенская часть монастыря. Каре с кельями.

Преображенская часть монастыря. Церковь св. Захария и Елисаветы.

Преображенская часть монастыря. Слева от входа - часовня на месте явления Св. Троицы прп. Александру Свирскому.

Преображенский собор.

Преображенская часть монастыря. Часовня на месте явления Св. Троицы и ворота монастыря.

Преображенский храм, алтарная часть.

Преображенский храм. Фрески на алтарной части.

Александро-Свирский монастырь. Мостик через ров, где когда-то проходил поток воды.

Село Свирское, возле Александро-Свирского монастыря.

Село Свирское возле монастыря.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2008

(рус. Александро-Свирский монастырь; англ. Alexander-Svirsky Monastery)

Как добраться: из Санкт-Петербурга на электричке, а из Петрозаводска –на поезде можно доехать до Лодейного Поля, оттуда местным автобусом добраться до деревни Старая Слобода (посёлок Свирское).

Или: из Санкт-Петербурга, с 1-го автобусного вокзала сесть на автобус по маршруту «Санкт-Петербург – Питкяранта» или «Санкт-Петербург – Петрозаводск», проехать город Лодейное Поле и выйти на развилке «Свирское» (249-ый км Мурманского шоссе), оттуда можно добраться пешком (5 км) или на попутке до деревни Старая Слобода.

Часы работы: посещение монастыря возможно ежедневно с 8.00 утра и до окончания вечернего богослужения, примерно до 20:00. Осмотр внутреннего убранства монастыря экскурсионными группами паломников и туристов возможен только во внебогослужебное время, и ограничен внутренним распорядком жизни монастыря. Посещение храма, где находятся Святые мощи Преподобного Александра Свирского, возможно с понедельника по субботу с 10.00 до 17.00, и в воскресенье с 12.00 до 17.00.

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь – православный мужской монастырь в Ленинградской области, в 21 км от города Лодейное Поле. Куда ни кинь взгляд – везде окружает, белоснежные стены монастыря, бархатно-зеленая полоса хвойного леса. Ещё при жизни её основателя, обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями, и Преображенского – рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая рядом с Рощинским озером.

Укрепление православной веры, в этом крае, стало возможным благодаря строгому, благочестивому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Святая обитель основана в 1508 году Преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря близ устья реки Свирь.

Карта Александро-Свирского монастыря

Преподобный Александр родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Аммоса, именем которого и был назван. Когда ему исполнилось 19 лет, он узнал о намерении родителей женить его и тайно ушел на Валаам. После семи лет, проведенных на Валааме послушником, в 1474 году Аммос принял постриг с именем Александр.

В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края.

До революции бесценная для всей России святыня – нетленные мощи Преподобного Александра Свирского почивали в приделе храма Преображения Господня, покоясь в драгоценной серебряной раке, подаренной царем Михаилом Фёдоровичем. Рака была изготовлена мастерами Оружейной палаты в Москве, крышка раки сохранилась и находится в Русском музее Петербурга. В монастырской ризнице, кроме того, хранились часть посоха преподобного Александра, обретённая вместе с мощами его во гробе, сам гроб, железные вериги, холстинная риза и поручи, а также покровы на раку, присланные в дар от царя Фёдора Иоанновича. Здесь же хранились жалованные грамоты монастырю от московских царей (большинство грамот принадлежало Борису Годунову).

В 1918 году монастырь разделил судьбу многих православных обителей России. Мощи преподобного Александра были увезены в Военно-медицинскую академию, как экспонат, монахи разогнаны, часть их, во главе с настоятелем – архимандритом Евгением (Трофимовым), расстреляна. В 1918 году в западной стене Троицкого собора братия устроила тайник, в который были заключены рака и часть ризничных вещей, который впоследствии был обнаружен. Олонецкая губернская Чрезвычайная комиссия изъяла все предметы и перевезла их в Петрозаводск.

Во время погрома Свирского монастыря, окончательно закрытого лишь в 1925 году, были потревожены мощи Преподобного Александра. Мощи из раки вынули, трогали их. Хотели увезти с собою, но братия упросила оставить, и оставили.
Но мощи недолго оставались в монастыре. В декабре 1918 года их перевезли в Лодейное Поле. После этого останки святого были выставлены на обозрение в больничной часовне. Все это делалось для «беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли».

Край Преподобного Александра превратился в «Свирьлаг». В годы Великой Отечественной войны оба монастыря значительно пострадали – недалеко пролегала линия фронта. В 1953 году «Свирьлаг» был расформирован и вышло постановление переделать его в психбольницу, причем для безнадёжных больных. Лагерная охрана и часть расконвоированных устроились санитарами.

22 сентября 1998 года монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

Второй раз мощи Преподобного Александра Свирского были обретены в 1998 году, 28 июля того же года, они были переданы Русской Православной Церкви и находились сначала на подворье Покрово-Тервинического монастыря в церкви Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 23 ноября 1998 года мощи преподобного Александра были, наконец, перенесены на место их последнего упокоения – в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

В рапорте митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому – Владимиру было сообщено о начавшемся мироточении в рентгеновском кабинете в здании СМЭС, во время молебна. Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного мёда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой. Этот факт вызвал большое удивление у операторов телевидения, которыми был заснят данный сюжет для канала НТВ. Само миро потоками стекало по ступням Преподобного, покрывая их, при высыхании, очередным блестящим маслянистым слоем. Было отмечено, что в вечерние часы, после закрытия храма, когда там восстанавливалась тишина, после большого многолюдья, наступало то благодатное время, когда, также, можно было видеть вновь усиливающееся мироточение –отдельные капельки миро появлялись между пальцами Преподобного. К Преподобному, у святых мощей которого совершается множество чудес и исцелений, приезжают многочисленные паломники.

Схема Александро-Свирского монастыря


Монастырь, как единое целое сложился в XVI - XVII столетиях, и состоит из двух самостоятельных ансамблей – Троицкого и Преображенского. До сих пор они отделены особыми оградами и носят особенные наименования, по устроенным в них церквям. Один из них называется Троицким, а другой, где была отходная пустынь Преподобного – Преображенским.

Древние постройки Александро-Свирского монастыря не сохранились – следствие разорения обители поляками и шведами в 1618 году. Первой каменной постройкой монастыря, сохранившейся до наших дней, является церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, начатая еще при жизни самого Преподобного Александра. Церковь была сильно разрушена шведами и поляками в 1618 году, и практически воссоздавалась из руин на старом основании в 1619 - 1620 годах.

В 1647-1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырёхугольном основании и увенчанная тремя шатрами. На третьем ярусе были устроёны «боевые» часы, разобранные в XIX веке, при перестройке звонницы.

Троицкий собор, являющийся центром Троицкого ансамбля – уже четвертый, выстроенный на том месте, где первоначально построена была Преподобным Александром, по велению Божию, церковь во имя Святой Троицы.

В соборе сохранились росписи, исполненные в 1715 году артелью костромских мастеров, под руководством Леонтия Маркова, и иконостас с иконами конца XVII века. Монастырские архивы упоминают имена известных тихвинских иконописцев Гаврилы Сазонова, Петра и Ивана Фалилеевых, Ивана Иванова, а также тихвинского «иконника» Иродиона Сергиева. Стены и столбы Троицкого собора расписывали Иродион Сергиев и Иван Иванов. Фрески сохранились, правда, в 1960-х годах они отставали от стены на 50 сантиметров, и реставраторы прибивали их специальными левкасными гвоздями.

Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина, или «Больничная», построена в 1716 году к северу от Троицкого собора.

Эти храмы находятся в Троицкой части монастыря, келейные корпуса которой были приспособлены в 60-х годах ХХ-го столетия под больничные палаты (по проекту архитектора А. Н. Наумовой), и до сих пор заняты психиатрической больницей.
Преображенская же часть, в настоящее время, полностью принадлежит монастырю, и на ее территории, как и прежде, в Преображенском соборе почивают святые мощи Преподобного Александра Свирского.

Нынешний Преображенский собор построен в 1641 году, при игумене Авраамии, а придел во имя Преподобного Александра Свирского – в 1716 году. В 1856 - 1857 годах инженер Гортинг-Гортицкий заменил деревянные перекрытия металлическими. Тогда же, под руководством архитектора Тухтарева, были расширены некоторые дверные и оконные проёмы. В 1900 году, архимандритом Агафангелом, была сделана пристройка к западной стороне собора с хорами для братии, отделанными деревянными точёными перилами. Особую нарядность придают собору соединённые с ним колокольня и Захарьевская церковь.

Церковь Святого пророка Захарии и Елизаветы построена в 1668 году при игумене Макарии. После пожара 1784 года, и ремонта в 1833 году церковь сильно изменилась. От первоначального собора сохранилось окно над входом южного фасада, имеющее наличник из двух колонок с треугольным фронтоном.

Есть в монастыре колодец, который вырыт руками Преподобного. Он восстановлен, но в данный момент воду пока из него пить нельзя, потому что много лет рядом с ним находилась бензоколонка.

Подворье Александро-Свирского монастыря, на сегодняшний день, располагается в Весёлом поселке Невского района города Санкт-Петербурга.

Официальный сайт Александро-Свирского монастыря: www.svirskoe.ru

Александро-Свирский Троицкий монастырь - одна из главных обителей Русского Севера. Расположен на высоком берегу Рощинского озера.

Монастырь основал преподобный . Первый храм - деревянную церковь Живоначальной Троицы - святой построил своими руками в 1509 году. В 1791 году на ее месте возвели каменный собор. Самая древняя сохранившаяся постройка монастыря - храм Покрова Божией Матери, построенный при Александре Свирском. Монастырь состоит из двух частей: Троицкая с братскими кельями и Преображенская - рядом с кладбищем, они соединены идущей вдоль озера дорогой.

Мощи Александра Свирского находятся в Преображенском соборе монастыря (1644). К собору примыкает небольшая церковь (1685). В обители есть также церковь в архиерейских покоях, часовня Живоначальной Троицы на месте явления Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому и часовня над Святым колодцем, который, по преданию, вырыл основатель монастыря.

В советское время на территории монастыря располагался СвирьЛАГ (Свирский концентрационно-трудовой лагерь), психиатрическая больница, детский дом. В 1998 году монастырь официально передали Русской православной церкви.

Интересные факты об Александро-Свирском монастыре

    В Преображенской части монастыря стоит часовня на месте, на котором, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Святая Троица в виде трех ангелов. Это второй такой случай во всей человеческой истории: до того видеть Троицу был удостоен ветхозаветный Авраам.

    В Александро-Свирском монастыре в 1820-х годах был послушником будущий святитель Игнатий (Брянчанинов), один из самых известных православных духовных мыслителей.

    Нетленные мощи преподобного Александра Свирского — одно из православных чудес. Несмотря на то, что мощам почти 500 лет, они не подверглись разрушению. После революции мощи были изъяты для научного исследования. Их обнаружили в 1990-е в Петербургской военно-медицинской академии, и в 1998 году вернули в монастырь. Мощи считаются чудотворными, они обильно мироточат.

Мое нынешнее 8 марта прошло в весьма интересных местах - к северо-востоку от Петербурга, в сторону Свири и Олонца. И главным пунктом дня безусловно стал Александро-Свирский монастырь . В сущности, цельных монастырских ансамблей с древнерусской архитектурой, чтоб сразу вам и собор, и трапезная со звонницей, и палат всяких, и башен со стенами (это уже в зависимости от комплектации) - не такое уж и необозримое количество. Даже можно подсчитать на досуге, и выйдет сильно меньше, чем было до 1917 года, что понятно. Самые северные из них - Соловецкий, Антониев-Сийский, Крестный на Кий-острове, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Горицкий, Спасо-Прилуцкий, Тихвинский Успенский, Зеленецкий. Ну и в десятку северных безусловно войдет Свирский, уникальный еще и тем, что тут на самом деле сразу два монастыря, два в одном.

Не уверен, что многие ясно себе представляют это место. Почему-то специальной литературы по Свирскому монастырю очень мало, не доводилось видеть архитектурных реконструкций и планов, не попадались за редким исключением даже беглые статьи по архитектуре его памятников. В затасканной на безрыбье книжке Гоголицыных по памятникам Ленинградской области и вовсе перепутаны фотографии, из-за чего совсем легко запутаться, где там и что. Официальный сайт монастыря расскажет вам о чем угодно, только не об архитектурном комплексе. Казалось бы, именно сайт и должен в первую очередь ориентировать паломников, куда бежать, чему поклоняться. Но даже плана, на котором были бы обозначены все постройки, там нет. Зато он есть на Соборах.ру, которым респект. Предлагаю по итогам поездки просто закрепить материал, дабы впредь не путаться.

Во-первых, не стоит искать монастырь в пунктах, созвучных ему по названию, типа Свирицы или Свирьстроя. Не найдете. Находится он в селе Старая Слобода , примерно в 20 км к северу от города Лодейное Поле, уже на правом (северном) берегу Свири, но сильно в стороне от реки, среди лесов и озер.

Как и история многих древних обителей, прошлое этой тоже связано с судьбой, смертью и прославлением одного подвижника, давшего монастырю и жизнь, и имя, и всю последующую славу. В данном случае это Александр Свирский (1448-1533) , живший долго и так с точки зрения церкви правильно, что однажды удостоился чудесного явления не кого-нибудь, а самой Святой Троицы. За это и был сразу выделен среди всех русских святых. Уже через 14 лет после смерти был канонизирован и тут же при Иване Грозном чуть ли не возглавил специально созданный пантеон собственных русских чудотворцев. Свирскому был посвящен один из приделов собора Покрова на Рву (Василия Блаженного). Это уже потом были обретены мощи, и оказалось, что они нетленны. О мощах стоит сказать особо. Это тоже практически уникальный пример в русском православии, когда тело сохранилось не в мумифицированном "иссушенном" виде (каковые можно наблюдать в киевских пещерах), а с сохранением объемности и плотности тканей. Мне это напомнило забальзамированное тело хирурга Пирогова, находящееся в склепе его усадьбы под Винницей, но там это результат бальзамирования и ухода, да и лежит Пирогов с 1881 года. А здесь и правда необъяснимое явление. Мощи Александра Свирского были сохранены в советское время в Военно-медицинской академии в Ленинграде и вновь вернулись в его монастырь.

Итак, монастырь основан на берегу Рощинского озера в 1485 пришедшим с Валаама преподобным Александром Свирским, быстро приобрел известность и покровительство московских великих князей и царей, особенно после канонизации Александра Свирского в 1547. Монастырь посещали Борис Годунов, Петр I, другие государи . В XIX в. монастырь называли «северной лаврой», ему подчинялись 27 монастырей и пустыней, одно время в нем жили святитель Игнатий Брянчанинов и первый оптинский старец Леонид. В 1918 монастырь был закрыт, настоятель расстрелян, здания использовали под тюрьму, дом инвалидов, психбольницу. Вновь открыт в 1997, проведена частичная реставрация. Уникальные по сохранности нетленные мощи Александра Свирского, обретенные в 1641, в 1997 возвращены в монастырь. Монастырь состоит из двух возникших одновременно комплексов, основного Троицкого и первоначально кладбищенского Преображенского, имеющих сейчас вид двух самостоятельных монастырей.

Эта единственная внятная схема двух ансамблей, которую удалось найти. Легенда местами ошибочна, с точки зрения датировок зданий.
Важно запомнить основное. Первым со стороны въезда в село вас встречает Троицкий монастырь. Это основной и самый значительный с архитектурной точки зрения комплекс. На этом месте и возник когда-то монастырь, и были построены первые каменные здания. Здесь же в соборе сохранились ценные росписи начала 18 века. Второй, дальний, Преображенский монастырь , архитектурно менее интересен, но ценен силой предания и реликвиями. Он вырос на месте, где стояла келья Александра Свирского и где ему же явилась Троица (там теперь часовня) и где потом стали хоронить монахов. Т.е. это изначально кладбищенское место. И именно там в соборе (в левом, северном приделе) находятся мощи святого. Но зато нет никаких росписей и почти никакой яркой архитектуры. Вот как-то так.

Начнем с Троицкого монастыря.
Троицкий комплекс : первоначально пятиглавый (сейчас одна глава), четырехстолпный Троицкий собор (1694-1698, заменил собор 1533, построен костромскими мастерами, в интерьере выдающиеся фрески 17о8-1713 костромской артели Леонтия Маркова, новый иконостас ); Покровская церковь с трапезной и звонницей (около 1585, отреставрирована в 1969-1976, арх. А.Н. Милорадович); трехшатровая звонница (1647-1674, отреставрирована с воссозданием первоначальных завершений в 1970-е, арх. А.Н. Милорадович); церковь Иоанна Дамаскина (1716-1718); корпуса и стены кон. XVII в., с последующими перестройками.


Вид с колокольни Преображенского монастыря на Троицкий. Между двумя ансамблями метров 200-300. Здесь в очередной раз видно, что наша древнерусская архитектура в современном ее состоянии - во многом плод творчества советских реставраторов. Хорошо это или плохо, отдельный вопрос, но это следует признать как данность. Обратите внимание, на звоннице нет трех шатров, а в комплексе трапезной (справа) нет ни башенки-звонницы, ни красивых труб. И лишь один собор не изменился с тех пор.


В советские времена, когда в монастыре сидела психушка, безжалостно растесали окна братского корпуса, из-за чего он сейчас выглядит советским бараком. Судя по новеньким стеклопакетам, возвращать фасаду историческую ритмику проемов пока никто не собирается. Хотя, надо сказать, что весь этот комплекс передан монастырю совсем недавно, и большие реставрационные работы в нем еще не начались. Вся церковная жизнь сейчас сосредоточена в Преображенском, где мощи и паломники. А здесь пока тишина, хотя храмы открыты. Вся видимая реставрация еще советская, с некоторыми поновлениями в виде зеленой покраски по оцинковке. А сразу после реставрации были лемеховые покрытия.


Самое ценное с точки зрения архитектуры во всем Свирском монастыре (в обоих комплексах) - Покровская церковь с трапезной палатой и звонницей и рядом стоящая отдельная трехшатровая звонница . Это главные здешние шедевры, самые ранние каменные постройки. Правда, как выяснилось из недавних исследований Д.А. Петрова, не такие древние, как считалось до последнего времени. Покровская церковь с трапезной обычно датировалась 1533 г. и подавалась не только как древнейшая каменная постройка здесь (что правда), но и как дело рук самого Александра Свирского, незадолго до сметри начавшего перестраивать монастырь "в камне". Это оказалось неправдой. При Свирском вероятно был построен только собор, о котором мы ничего не знаем, ибо его сменил ныне существующий. Петров убедительно датирует комплекс трапезной временем около 1585 года, связывая ее по ряду типологических и стилистических черт с трапезными Клопского и тихвинского Успенского монастырей 1560-1580-х гг. Так что самое древнее сооружение Свирского монастыря оказалось на полвека моложе, чем думали. Но хуже оно от этого не стало. Это великолепный памятник, к тому же блестяще отреставрированный А.Н. Милорадовичем.


У этих северных памятников особое место в истории древнерусского зодчества. Их не очень понятно куда вставлять, например, в общий курс лекций. Обычно ведь как, последовательно дается архитектура древнерусских княжеств после распада Киевской Руси - Владимиро-Суздальская школа, затем Новогород и Псков. Потом стартует ранняя Москва, новый этап с постройки Кремля и кремлевских соборов итальянцами. Потом итальянские влияния в 16 веке, шатровые храмы, многопридельные грозненские храмы (Василий Блаженный, Дьяково, Старица, собор Авраамиева, Клопского и Соловецкого монастырей), потом рафинированная годуновская архитектура 1580-90-х (Большие Вяземы, собор Боровского монастыря, Троицы в Хорошеве, Красное-на-Волге). А дальше пауза Смуты и возрождение каменного строительства уже в рамках узорочья 17 века. Но при этом за рамками разговора остается огромный пласт памятников в северных и северо-западных землях, в первую очередь Новгород в промежутке между завоеванием Ивана III разгромом Ивана Грозного, от 1470-х до 1570-х. Новгородская архитектура 16 века была мощной и довольно самобытной, хотя и получила сильную московскую прививку. В.В. Седов и Д.А. Петров вполне резонно полагают, что и после "государева погрому" 1569 года новогродские артели, покинув разоренный Новгород, продолжали работать в северных монастырях, дойдя до Соловков. К востоку от Новгорода эта сильная архитектура переплеталась с развитой каменной архитектурой Белозерья и Ростова. Так что пока Москва с помощью иноземных зодчих генерировала новые формы, на огромной части территории государства продолжала жить несколько иная архитектурная традиция, с явными северными новгородскими чертами, создававшая постройки высокого технического и художественного уровня. И в Свирскорм монастыре мы имеем один из таких шедевров.


Второй здешний шедевр - звонница , вполне укладывающаяся в разговор о трансформации шатра в первой половине 17 века из конструктивной в декоративную форму.


Троицкий собор по своей архитектуре вторичен и вообще достаточно неуклюж. Ему явно не пошла на пользу давняя разборка четырех глав, их не хватает в силуэте. Окна растесаны, особенно их беспорядочная чехарда веселит на апсидах. Но даже за этими искажениями угадывается четкая ориентация на прототип - Иверский собор Валдайского монастыря , сооруженный патриархом Никоном в его первом по времени (до Нового Иерусалима) амбициозном монастырском ансамбле. Об этом в своей монографии пишет Марина Вдовиченко. Вероятно от образца исходит суровый образ, никак не соотносимый с декоративным изобилием узорочья 17 века. Известно, что соборы Никона, особенно ранние (Валдай и Кий-остров) были подчеркнуто аскетичны и воскрешали дух "древлего благочестия", ориентируясь на формы грозненских или даже еще более ранних памятников. От Иверского собора здесь общая конструкция и конечно решение галереи с крыльцом. Но в целом постройка вышла сильно примитивнее и грубее своего прототипа.


От соборного крыльца видна маленькая церквушка Иоанна Дамаскина начала 18 века. Но она погоды не делает, а только оттеняет своей миниатюрностью массив собора.


Забавный столп, подпирающий свод галереи.


Внутри собора хорошие росписи приглашенной костромской артели. Интересно, что такое искусство делалось в 1710-е годы всего в 300 км от строившегося европейскими мастерами Петербурга. Две России существовали параллельно, и очень даже рядом. Хотя росписи лишь на первый взгляд кажутся архаичными, при близком рассмотрении в них обнаруживается много европеизмов, привнесенных под влиянием западных гравюр, что характерно для ярославской школы 17 века, к которой были близки и костромские мастера.


Больше в Троицком монастыре смотреть нечего, направимся к Преображенскому . Снаружи он даже выглядит более картинно, с башенками по углам, вертикалью колокольни, куполом надвратной церкви. Он и более ухожен, ибо уже давно передан РПЦ и восстановлен. Преображенский комплекс : двустолпный пятиглавый Спасо-Преображенский собор (1641-1644, правый придел Захарии и Елизаветы 1661-1668 (шатер утрачен, с запада сделана пристройка 1795 г. в стиле барокко), левый придел Александра Свирского 1716, собор серьезно реконструировался в 1856-1857 и 1873-1874 - были изменены кровли, растесаны окна, сделана западная пристройка; в соборе выставлены мощи Александра Свирского ); Святые ворота с настоятельским корпусом (1780-1791, арх. М. Кисельников), колокольня (1903-1904); корпуса и ограда XIX в.


Несмотря на то, что здешний каменный собор даже старше Троицкого, все остальное выстроено гораздо позже и к вершинам архитектурного мастерства не относится. На входе всех встречает длинный корпус в стиле классицизма с барочными наличниками, спроектированный неким Кисельниковым.


Он же, с внутренней стороны. Слева чудного вида часовня на месте явления Троицы Александру Свирскому .


Главная и практически единственная здесь архитектурная достопримечательнотсь - Преображенский собор . Довольно заурядный и провинциальный 17 век, очень маленький по размерам. Это и вызвало уже скоро необходимость расширений, в результате чего старый собор оброс пристройками, как днище корабля ракушками. В итоге сейчас собор можно увидеть только со стороны апсид. Пятиглавый (окна центрального барабана некрасиво растесаны), с тремя апсидами, двустолпный в интерьере. Детали на фасадах скромные. Два боковых придела. Тот, что слева от апсид - Захарии и Елизаветы , южный. Его сейчас трудно опознать, поскольку в советское время была снесена шатровая колокольня наверху. Так что сейчас это просто угловая кубическая постройка с декором 17 века. Глава же сейчас стоит не над приделом, а над постройкой, расположенной между ним и собором. Правый (северный) придел Александра Свирского тоже не имеет завершения, но его можно опознать по лишней, четвертой апсиде. Там, в этом приделе, и находятся мощи Александра Свирского .


С западной стороны, от входа, собор и вовсе скрыт большим поздним притвором, фактически ставшим основным храмовым помещением. Пространство старого собора наполовину превратилось в алтарную часть, скрывшись за иконостасом. Интерьер не сохранился, все здесь новое и какое-то пока не особо трогающее. Есть немного неприятная стерильность в белых стенах и одинаковых деревянных киотах, расставленных по стенам.


На старой съемке хорошо виден утраченный позже шатровый верх над южным приделом. И несохранившееся крыльцо между приделом и апсидами собора.


Так выглядела уничтоженная большевиками рака с мощами Александра Свирского, вложенная в монастырь первым из Романовых Михаилом Федоровичем. Рака стояла в основном помещении собора, а не в приделе, где мощи лежат сейчас. Видно, что собор был весь расписан. Сейчас белые стены.


Сегодня мощи Александра Свирского выставлены скромнее. Фото не мое, там съемка не приветствуется.


Эта рука закончила свою земную жизнь в 1533 году, и с тех пор без всяких мавзолеев. Мдаа.....


Занятная колокльня в византийском стиле - последнее, что было построено здесь до 1917 года. Монастырь много обязан своим благолепием в конце 19 века настоятелю Агафангелу, превратившему его в популярный и благоустроенный центр паломничества.


Ну и напоследок пара кадов с видами Троицкого комплекса.


И вот такой провожавший нас добрый северный пёс.
Да, и еще рядом с Троицким монастырем имеется очень даже приличное кафе-бистро, где все вполне по-европейски, и есть даже глинтвейн с чизкейками. По моему глубокому убеждению, в таких монастырях, как и в человеке, все должно быть прекрасно - и большое, и малое, и внешнее, и внутреннее. Вот еще бы на своем сайте архитектуру прописали...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!