Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Как нарисовать экскурсию безопасности зимой. Магия биологии: зимняя экскурсия

Составитель: учитель биологии

МБОУ СОШ № 26, г. Южно-Сахалинска

Сержантова С.А.

Экскурсия для 5 классов.

«Жизнь деревьев и кустарников зимой»

Задачи экскурсии.

Обучающие:

    Познакомить учащихся с многообразием растений на примере местных представителей популяционно-видовых групп;

    Сформировать представления о жизни деревьев, кустарников и трав зимой;

    Показать взаимосвязь растений с окружающей средой; уделить внимание развитию у учащихся практических умений и навыков работы с живыми объектами (проводить наблюдения, составлять отчеты).

Развивающие:

    Формировать умения ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.

    Различать биологические объекты по заданиям учителя, сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитательные:

    Осуществлять в процессе проведения экскурсии экологическое воспитание учащихся: воспитывать ответственное отношение к природе, привлекая их к непосредственной деятельности по охране объектов природы.

    Развитие коммуникативных навыков.

    Приобретение навыков групповой работы.

    Формировать культуру поведения в природе.

Место экскурсии – пришкольная территория.

Подготовка учителя к экскурсии:

    Составить маршрут проведения экскурсии.

    Приготовить инструктивные карточки.

    Распределить учащихся на группы по 4-5 человек: дать задания для групповых и индивидуальных наблюдений.

    Познакомить учащихся с формой отчета и списком литературы, который им поможет подготовиться к экскурсии (учащиеся должны подготовить сообщения о любых растениях).

Проведение экскурсии. Экскурсию следует провести в зимний, не холодный солнечный день, продолжительностью не более 30 минут. Начинается экскурсия вступительной беседой, в процессе которой выясняется, какие представления имеют учащиеся о естественных и искусственных сообществах растений. С помощью учителя учащиеся определяют основные жизненные формы этих растений: деревья – жизненная форма растений с одним многолетним одревесневающим стеблем (стволом), на ветвях которого (кроне) находятся почки возобновления; кустарники – жизненная форма растений с несколькими многолетними одревесневающими стеблями, несущими почки возобновления; травы – жизненная форма растений, имеющих один или несколько не одревесневающих побегов, надземная часть которых осенью отмирает, а подземная часть с почками возобновления зимует (у многолетних). Находят у них сходные и отличительные признаки. Вспоминают понятия «однолетние и многолетние растения», «ствол», «крона».

Затем в беседе выясняются причины зимних изменений в природе :

    Какое значение имеет снежный покров для растений? Снеговой покров помогает растениям пережить зиму.

    Почему в народе говорят «Не от добра дерево лист роняет?» Что произошло бы с деревьями, если бы они на зиму остались с зелеными листьями?

    Ребята, а в какое время года деревья больше всего растут? Больше всего деревья растут с мая по июль, а зимнюю пору в жизни деревьев называют состоянием покоя, они не растут до весны.

Приспособленность растений к зимним условиям.

    Отсутствие листьев;

    Нежная кожица однолетних побегов заменилась пробкой;

    Почки покрыты почечными чешуями;

    Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие растительные клетки, по ним уже не поступает вода и питательные вещества. Кора защищает ствол от повреждений, от жары и от мороза, толщина коры может доходить до 30 см.

(Если деревья и кустарники подвергались обрезке, то обратить внимание на разрастание боковых побегов).

    Хвойные растения называются вечнозелеными, они приспособились к холодам: иголки на ёлке и сосне - не что иное, как листья. Просто они крошечные, а значит, выделяют мало влаги - оттого и мёрзнут меньше.

Перед началом работы учитель проводит инструктаж о порядке выполнения работы, рекомендует учащимся аккуратно записать в блокнот ход выполнения каждого задания, чтобы при написании отчета по экскурсии они могли легко воспроизвести полученные знания.

Перезимовка многолетних и двулетних растений.

    Клумбы очистить от снега, обнаружим сухие стебли с плодами, в которых находятся семена, делаем вывод, что у однолетних растений зимуют семена, а сами растения погибают. Многолетние растения (флоксы, ирисы) зимуют в виде побегов над почвой или в почве, близко от ее поверхности.

Условия жизни растений под снегом.

    Учащиеся расчищают снег и находят многолетние травянистые растения. Обращаем внимание на снежный покров, его толщину, слой почвы. Делаем вывод, в отличие от деревьев и кустарников органы травянистых растений не имеют пробковый слой, так как защищены от иссушения и вымерзания снежным покровом, а подземные органы еще и слоем почвы.

Проводится самостоятельная работа по заданиям, изложенным в инструктивных карточках. Каждая группа выполняет задание одной карточки.

Инструктивная карточка № 1.

Береза Дуб

Инструктивная карточка № 2.

Распознать растения зимой можно по форме кроны.

Сравните их внешний вид по высоте и толщине ствола (измерьте окружность ствола на высоте 1 метр), по величине и густоте кроны. Сделайте вывод.

Ива Ель

Инструктивная карточка № 3.

Липа. Ветки зигзагообразные. Тополь. Ветки и почки

Почки очередные, красноватые, покрыты белым пушком.

с двумя чешуями.

Инструктивная карточка № 4.

Определение растений по зимующим почкам.

Рассмотреть почки у растений, найти сходство и отличия.



Ольха. Почки очерёдные , Ясень. Ветки гладкие, серые.

пурпурные на стебельках, Почки черные супротивные.

часто - вместе с мужскими Верхушечные крупнее боковых.

соцветиями-серёжками.

Инструктивная карточка № 5.

    Составьте список древесных растений данного участка.

    Подумайте, как влияют деревья на растения, которые растут вокруг них.

    Есть ли признаки ухода за растениями на данной территории (спилы сухих веток, уборка прошлогодней листвы, отсутствие вредителей на деревьях).

    На примере одного дерева, произрастающего на обследуемой территории (на выбор), дайте характеристику этой жизненной формы растений, отметив особенности строения и наблюдаемые зимние изменения.

    Найдите красивый зимний уголок природы на изучаемом вами участке и дайте литературно – художественное его описание.

Работа в классе (15 минут).

Заканчивается экскурсия в классном кабинете. Я включаю музыкальное сопровождение «Времена года» П.И. Чайковского, демонстрирую учащимся творческие работы школьников по экскурсиям прошлых лет: отчеты, стенды с фотографиями, сочинения с описанием растений.

Ребята, давайте полюбуемся красотой зимнего пейзажа. (Репродукции картин: Н.М. Ромадин «В лесу зимой», А. Пластов «Первый снег», Карл Розен «Зимний лес», А. Мещерский «Зима. Ледокол», В. Поленов «Ранний снег» и т.д.)

Н.М. Ромадин «В лесу зимой» - если внимательно приглядеться к картине, то можно увидеть, что лес погружен в зимний сон. «Белый искристый снег покрыл деревья, кустарники и травы пушистым одеялом. Тихо в лесу. Даже следов на снегу не видно, ничто не нарушает его покоя. Холодно. Но если мы внимательно вглядимся, то увидим птицу – лес живой».

Цитата из книги Д. Зуева «Времена года»: «Изумительно сверкают на редкость крупные шести гранки – звездочки кристаллов холода. Цветы Мороза! Елки словно раскинули руки, чтобы побольше захватить снежной нависи, укрыться от стужи. Как всегда одетые по моде и к лицу они щеголяют серебряной парчой накидок. Тих и спокоен сон среброкудрых берез… Наряден пушистый хрусталь звездистого инея бахрома снежных кружев».

В содержание беседы можно включить занимательные вопросы, пословицы, высказывания, загадки, например:

    Хоть сама и снег, и лед, а уходит слезы льет. (Зима)

    Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …(Зима).

    Сломить дерево – секунда, а вырастить – года.

    Больше снега – больше хлеба.

    В зимний холод всякий молод.

    Готовь сани летом, а телегу зимой.

    Гром зимой – жди сильные холода.

    Дым из трубы столбом – к холодам.

    Если зимою сухо и холодно, летом сухо и жарко.

    Зима - не лето, в меха одета.

    Лес – богатство и краса, береги свои леса!

    Враг природы тот, кто леса не бережет.

«Помните, у растений и животных нет депутатов, им некому писать и жаловаться, за них некому заступиться, кроме нас людей, которые вместе с ними заселяют планету».

Д. Даррелл.

Выступления учащихся с сообщениями.

Материал для сообщений.

Береза – много теплых слов сказано о березе.

    Древесина березы – отличное топливо, из нее же кололи лучину. Верхний слой березовой коры – береста – служил для письма в Древней Руси.

    Березовые почки содержат эфирное масло и смолу. Из них заваривают чай и выпивают по 3 столовые ложки при легкой простуде. В почках березы содержится витамин С и вероятно, поэтому ими так любят лакомиться зимой тетерева и другие птицы.

    При нагревании без доступа воздуха стволов и ветвей березы получается густая, темная жидкость под названием деготь. Это именно тот деготь, ложки которого достаточно, чтобы испортить бочку меда, но, несмотря на неприятный вкус и запах деготь используется для лечения кожных заболеваний, он входит в состав мази Вишневского.

    Рано весной появляется березовый сок – освежающий напиток. На Руси он применялся для лечения ран и приготовления кваса. В Болгарии им моют голову и применяют для укрепления волос.

    Березу называют деревом – пионером. Она первая из древесных пород заселяет любой свободный клочок земли. Она неприхотливая к почве, но очень светолюбива и не выносит затемнения.

Липа – «медовое дерево».

    На Руси с липы сдирали кору на лыко, из него плели лапти.

    Липа используется как лекарственное средство, применяется для лечения желудка, печени.

    Липа дает прекрасную поделочную древесину: белую, не трескающуюся при высыхании. Резные изделия хранятся в музее. В старые времена народные умельцы тайно резали из липовой древесины печати взамен казенных медных. Отсюда и пошло выражение «липа» - подделка, обман.

Рябина – дитя солнца, не переносит тени.

    Ягоды горькие, тронутые морозом становятся приятней на вкус.

    «Дрозд – рябинник».

    Готовят кисели, варенье, сиропы.

    Плоды рябины богаты витаминами.

    Черноплодная рябина, плоды ее вкуснее, в них содержится 10% сахара.

Отчет учащихся об экскурсии может быть составлен по следующей форме.

    Место проведения экскурсии, погодные условия.

    Приспособление деревьев, кустарников к зиме.

    Списки деревьев и кустарников с указанием характерных особенностей окраски коры и почек.

    Приспособление травянистых растений к жизни зимой.

    Зарисовать силуэты деревьев зимой.

    Красота зимнего пейзажа (рассказ, стихотворение, интересные биологические факты из жизни зимней природы).

Отчеты иллюстрируются фотографиями, рисунками и сдаются учителю через два урока после проведения экскурсии.

Использованные источники:

http :// www . allbest . ru //

https :// yandex . ru / images / touch /

Сайт воспитатель - vospitatel . com . ua /

Транскрипт

1 Экскурсия «Деревья зимой» Цель: Создать условия для формирования представлений учащихся о жизни деревьев зимой. Задачи: - способствовать расширению представлений младших школьников о жизни хвойных и лиственных растений зимой; - содействовать формированию у детей умения распознавать деревья по силуэтам и другим признакам; развитию произвольной памяти, внимания, мышления, устной речи; - способствовать формированию экологической культуры младших школьников, эстетических чувств. Оборудование: иллюстрации ели и сосны, карточки для определения деревьев по силуэтам, иллюстрации свиристеля и снегиря. Ход экскурсии 1. Орг. момент. 2. Вводная беседа. - Что происходит в неживой природе с наступлением зимы? - Какая сегодня погода? - Вам нравится природа после снегопада? Какая она? - Послушайте стихотворение. Как автор в нем представляет природу? Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело - Точно пеленою Все го одело. Темный лес, что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. 3. Беседа на улице. - Рассмотрите деревья вокруг нас. Что произошло с ними с приходом зимы? -Да, они без листьев, в снегу. - Как вы думаете, как живут деревья зимой? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос. - Зимой деревья находятся в сонном состоянии. В холод они не пьют корнями из почвы воду. Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? - Легче всего узнать березу. Почему? - Рассмотрите березу. У нее белый с черными пятнами ствол, свисающие тонкие ветви и сережки. - Рассмотрим дуб. Морщинистая кора, мощные ветви, на них сухие прошлогодние листья. - Есть такое могучее дерево, полное жизни, силы и красоты. Если посмотришь на него, то не оторвешь глаз.

2 Дуб Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу можно простудиться? Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый! Значит, он выносливый, значит, закаленный. И. Токмаковой - Это дерево считается символом силы, здоровья. - На нем в течение всей зимы сохраняются листья. Они бурые, засохшие, но свисают и трепещут на ветках. - Дерево имеет шероховатую кору. Давайте подойдем и потрогаем ее руками. По каким признакам вы ее узнаете? Какие плоды у дуба? Желуди. - А теперь рассмотрите рябину. По каким признака вы ее узнаете? По гроздьям ягод. - Рассмотрите ягоды рябины. Они покрыты снегом, ярко-оранжевые или красные. После мороза ягоды становятся сладкие, и их с удовольствием едят птицы. Вот почему нельзя без пользы срывать эти ягоды. Ведь они являются пищей для прилетающих из более холодных областей нашей страны свиристелей и снегирей (илююстрация). - А еще у рябины замечательная кора. Рассмотрите, какая она. Гладкая, малиновая, блестящая. Правда, красивая?! - А вот кора осины серая. Ее легко узнать издали. Осина - дерево с гнилой сердцевиной, поэтому долго не живет, как дуб. - Рассмотрим другие деревья - клен, липу. - Какие деревья своей зеленью украшают лес зимой? Отгадайте загадки Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие Под тучами могучими. (Ель). А на верху над мглою этой, Перерастая в небеса, В лучах

3 заката, в бликах свет Горела красная... (Сосна). - Почему сосна красная? У нее кора оранжевая, яркая. Ствол у сосны золотистый, солнечный. Даже в пасмурный день сосна как будто светится. - Чем отличается ель от сосны? Ветви деревьев покрыты хвоей. Это тоже листья, но покрыты они плотной кожурой. Поэтому хвоя не боится морозов и не опадает зимой. - Рассмотрите, как расположены на иллюстрации ветви ели и сосны. У ели ветви начинаются у самой земли. Не зря говорят «пушистая ёлочка». У сосны ветки на самой макушке длинного стройного ствола. - Не стоит их ломать, пусть они украшают лес. - Давайте сравним иголочки ели и сосны. У ели они жесткие и короткие, а у сосны - более длинные и растут по две. - А вы знаете, что кроме красоты эти хвойные деревья обладают еще и лечебными свойствами. Смолистые вещества, которые выделяют деревья, убивает микробов, а хвоя успокаивает нервную систему, если принять ванну. - Итак, сосна и ель не сбрасывают хвою на зиму. - Как поживают другие наши соседи? Отправимся к яблоне. - Яблони, как и другие лиственные деревья, стоят с обнаженными ветками. - Рассмотрите силуэт яблони. Какая у яблони кора? - А теперь вспомните теплую весну. Что происходит с нашей яблоней? Она зацветает, появляются листья. - Откуда же возьмутся листья и цветы? - Из почек. Оказывается, зачатки листьев и цветов зимой спрятаны в надежный футляр из плотных чешуек. Они защищают нежные будущие листья и цветки от мороза. Пригреет солнце, чешуйки раскроются, и появится долгожданная зелень. - Рассмотрите почки, но не ломайте ветки. Ведь деревья - это тоже живые существа. 4. Самостоятельное наблюдение детей.

4 Работа выполняется в группах по 3-4 человека, используются карточки. Задание 1. - Рассмотрите березу. Внимательно изучите кору дерева, чем она отличается от коры рябины, что у них общего? - Есть ли на березе прошлогодние листья? Семена? Рассмотрите их. - Рассмотрите почки березы. Чем они отличаются от почек рябины? - Подготовьте рассказ о березе. Задание 2. - Рассмотрите дуб. Изучите кору дерева. Чем она отличается от коры клена, что у них общего? - Есть ли на дубе прошлогодние листья? Семена? Рассмотрите их. - Рассмотрите почки дуба. Чем они отличаются от почек клена? - Подготовьте рассказ о дубе. Задание 3. - Рассмотрите осину. Внимательно изучите кору дерева, чем она отличается от коры березы, что у них общего? - Есть ли на осине прошлогодние листья? Семена? Рассмотрите их. - Рассмотрите почки осины. Чем они отличаются от почек березы? - Подготовьте рассказ об осине. Задание 4. - Рассмотрите липу. Внимательно изучите кору дерева, чем она отличается от коры рябины, что у них общего? - Есть ли на липе прошлогодние листья? Семена? Рассмотрите их. - Рассмотрите почки липы. Какие они? Чем они отличаются от почек рябины? - Подготовьте рассказ о липе. 5. Работа в классе. Чтение рассказа учителем. ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ Все зеленое, что так радовало глаз весной н летом, исчезло или спрятано глубоко под снегом. Сосны, ели да оголенные кроны спящих лиственных деревьев вот и все, что можно сейчас наблюдать из растительного мира. Ну, что же! И это лучше, чем ничего. Бели приятно увидеть липу, клен или дуб летом, вдвое приятнее узнать их при встрече зимой. Узнать издалека, как узнаешь старого знакомого по походке, по какому-нибудь одному ему свойственному жесту. Вот вдали дерево, у которого все ветки изогнуты в середине прогибаются книзу, наверху опять поднимаются. Это липа. Можно проверить, на ней или под нею на снегу, наверное, еще сохранились крылатые липовые орешки. А вот мощное дерево с засохшими листьями на верхушках ветвей. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить всю листву до морозов, и убитые листья остаются на ветвях. А это небольшое дерево издали узнать, может, и не так легко, но вблизи уже не ошибешься: ни у одного другого нет таких маленьких черных шишечек, как у ольхи. А у ясеня на ветвях висят целые грозди длинных узких плодов-крылаток.

5 Благодаря этим длинным крылаткам ясень не спутаешь с кленом. А так у них есть общая черта, которая у других наших деревьев не встречается: все ветки у них расположены попарно. Это самый хороший признак для того, чтобы отличить клен. Ведь разных кленов в садах и парках очень много, и листья у них до того разнообразны, что иной раз не хочется верить, что это все клены. Но стоит только посмотреть, как сидят эти листья, как расположены ветки, чтобы убедиться. Вот парочка молодых побегов, над нею наперекрест вторая, выше, опять наперекрест... Да, это клен несомненно! А вот дерево... Впрочем, каждый сам по-своему может научиться узнавать деревья и кустарники зимой. Это нетрудно, ведь у них еще сохранилось столько примет! А теперь хочется дать еще совет тому, кто соскучился по красоте природы, кто жаждет вновь пережить радость, восторг и изумление. Горячо советую встать на лыжи и отправиться в молодой еловый лес. Никакими словами не передать очарования совершенно преображенного снежной скульптурой сказочно великолепного волшебного леса. Это не передать. Это надо увидеть самому. Н. Павлова Вопросы: - О каких деревьях идет речь в рассказе? - Как отличить дуб, липу, клен, ель? Работа по карточкам. Учащимся раздаются карточки с силуэтами деревьев. Следует распознать изображенные деревья. 6. Итог экскурсии: - Как изменилась жизнь деревьев зимой? - Что такое почка? Как в них зимуют листья? - Как отличить березу от дуба? Как отличить яблоню от рябины? - Какие птицы прилетают зимой кормиться ягодами рябины? - Какие деревья остаются зимой зелеными? - Почему нельзя ломать ветви деревьев?

6 Карточка 1. Определи деревья по силуэту Карточка 2, Определи деревья по силуэту. 1

7 Карточка 3. Определи деревья по силуэту Карточка 4. Определи деревья по силуэту 1. Клен

8 Каштан конский


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Выполнили: М.Р. Головня Т.В. Петелина р.п.белый Яр 2016 Удивительные факты

Тема: «Деревья». Цель: содействовать развитию лексико-грамматической системы языка, становлению самостоятельного развернутого высказывания у дошкольников с речевой и (или) познавательной патологией (общее

МКОУ «Новорычанская ООШ» ДО Конспект НОД для детей старшей группы «Осень золото роняет» Подготовила: воспитатель Нурманова А.К. 2013г. Цель: Закрепление знаний по теме недели; Задачи: 1.Закреплять представления

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 11 Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Деревья» Воспитатель:

Непосредственно образовательная деятельность «Деревья -наши друзья» (Подготовительная группа) Подготовила: воспитатель Е.В. Жабина. Цель: Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Человек и деревья» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель Горьковенко Светлана

Конспект занятия по теме «Осень», «Деревья» с детьми средней группы. Автор: воспитатель МДОБУ «Детский сад 3 Лесозаводского городского округа» Баева Ольга Александровна. Цель: Закрепление представлений

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования (оттиск поролоном) в средней группе. Тема: «Зимнее дерево» Цель: учить передавать в рисунке картину

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 15 «Медвежонок» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Берегите лес лес наше богатство»

Русский лес (викторина) Цель: проверить знания детей о деревьях, кустарниках, растительности леса. Оборудование: картины; плакаты; русский костюм; иллюстрации. В записи звучат звуки леса; шум листвы, пение

Лексическая тема: «Деревья и кустарники» 1. Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, каштан, клен, рябину, дуб сосну, ель. Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (каштан,

Урок 26. Тема: Времена года. Зима: покой природы. Цели: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы; научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка» Формирование логического мышления при ознакомлении детей с природой Семинар для воспитателей Воспитатель: Шарец Е.Е.

Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему

Краткое описание деревьев. Береза Берёза считается самым красивым деревом в Сибири. Не зря его называют русская красавица. Родина этого растения - Европа. Берёза - это изящное листопадное дерево с прозрачной,

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 2 города Коврова Конспект урока по предмету «Окружающий мир» тема «Хвойные деревья» (1 класс) Разработал учитель II квалификационной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 128 «Детский сад общеразвивающего вида» «Здравствуй, дерево» /Конспект НОД по экологии в средней группе/ Воспитатель: Гуменнова Е.В. Кемерово

Конспект занятия в старшей группе на тему: «В зимнем лесу». Программные задачи: - Учить детей использовать средствами мнемотехники при заучивании стихотворений; - Учить анализировать, сравнивать, делать

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатель: Сентябриева Х.Я. Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 61 городского округа Самары Конспект интегрированного занятия «Золотая осень». Возрастная группа: старшая

Тамбовская область, Петровский район, село Петровское Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петровский детский сад Конспект занятия в старшей группе «Зимушка зима» Подготовила:

Живой мир ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Разговорная устная речь в 4 классе представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

МБДОУ 102 Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему «Хвойные деревья наших лесов» Подготовила: Воспитатель Казанцева Н.И. Г.Ростов-на-Дону, ул. Сарьяна 4/20 2017 г Тема: «Хвойные деревья

Консультация для родителей Тема ОСЕНЬ 1.Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Можно задать ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.

Лексическая тема «Зима» Дети должны усвоить: смена времен года, основные признаки зимы, зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме. Лексика Словарь ребенка должен включать слова: зима, время года,

Это всё хвойные Сосна, ель, кедр Узнать хвойные деревья легко. Почти все они вечнозелёные. И вместо листьев у них иголки, хвоя. Хвоя бывает разная. У одних деревьев она твёрдая и колючая. У других мягкая,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конспект непосредственно образовательной деятельности по

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида 9 354066, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон\факс 47-21-85 e-mail:[email protected] Утверждаю: Заведующая

О чём поговорить с ребёнком осенью? (составление осенних рассказов и заучивание осенних стихов по пиктограммам, осенние раскраски, штриховки) 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило.

Конспект НОД «Береза символ России» Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира. Задачи: Расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте

Ганичкина Елена Сергеевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 11 города Фрязино Московской области ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 24» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: "Растение живое существо" Составила и провела воспитатель:

Конспект занятия в 1-ой старшей группе на тему: «Прощание с осенним лесом» Воспитатель: Райкина Е.С. Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные

ГБОУ ШКОЛА 222 СПд 1230 Тема: "Зимушка-зима" Воспитатель: Татаренкова Т Р 2011 "Зимушка-зима" Цель: Закрепить накопленные детьми представления о зиме; Обогащать представления детей о природе; Воспитывать

МДОУ ИРМО «Усть-Кудинский детский сад» План - конспект прогулки «В гостях у березы» в подготовительной к школе группе Составила: Хороших Н.А. воспитатель Цель: создать условия для расширения представления

Образовательные задачи: 1. Формировать представление о России. 2. Расширить и уточнить представление детей о русской березе, о ее удивительных особенностях, полезных свойствах; пополнить знания и представления

Непрерывная образовательная деятельность Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие «Прогулка в зимний лес» Задачи: Развивать интерес к окружающему

Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? Правильно, ёлку, или понаучному ель. Ели высокие стройные деревья с пушистыми ветками, которые покрыты колючими иголочками. Эти иголочки называются

Конспект цикла занятий по изобразительной деятельности «Осень» - рисование шерстью Травкина Елена Ильинична, педагог дополнительного образования, дошкольное отделение 4, ГБОУ Школа 1265, г. Москва Цель:

Занятие «Экологическая тропа» Программное содержание. Расширять знание детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представление о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки. Материалы.

ПРОЕКТ «Деревья нашего детсада» Цель: Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей; Изучение жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой, а так же природоохранная

АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад 188 «Степашка» г.о.тольятти Конспект занятия с детьми старшей группы «ЗИМА» Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста Ивлева И.П г.тольятти Тема:

MyH ufl flafl bhoe orcaxerhoe oopa3obarerbho yqp?na Hl cpeahcq ooureo6pasobatej.rbhafl rukojra.l!!22 r, Eep$HnKr Roacnexm omkpbtmoeo ypok& o -o*t Htacce no mewe t Paspa6o"ra.na: Moxonuxona

Конспект Совместной деятельности по экологии в средней группе Тема: «Деревья и кустарники» Воспитатель: Пукаленко Т. А. 2017 г. Тема: «Деревья и кустарники». Цель: учить различать деревья и кустарники.

Слайд 1. Темой моего выступления является Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Слайд 2. Началом работы по данной теме стало проведение

Солдаткина Людмила Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 38 г.апатиты, Мурманская область КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ГБОУ СОШ 932 д/о 3 Цикл путешествий по экологической тропе детского сада. Воспитатель: Кожунова Надежда Викторовна Москва, 2015 г. Цикл путешествий по экологической тропе Детского сада (ГБОУ СОШ 932 д/о

Занятие по экологическому воспитанию в первом классе школы- интерната 8 вида.

Тема: « Экскурсия в зимний лес».

Цели и задачи.

Уточнить и расширить представление детей о лесе.

Дать представление о лесе как о сообществе растений и животных проживающих на одной территории.

Воспитывать у детей интерес к жизни леса, его обитателям.

Учить соблюдать правила поведения в лесу. Развивать познавательный интерес к тем событиям, которые происходят в лесу зимой.

Учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

Оборудование и материалы.

Детские лопатки для раскапывания снежного покрова.

Виды деятельности.

Исследование, изобразительная деятельность.

Предварительная работа.

Рассматривание картин И. Шишкина, А. Пластова, А.Саврасова, И. Левитана и других, серии сюжетных картин о жизни животных в лесу.

Чтение художественных произведений поэтов и писателей: Пушкина, Одоевского, Некрасова, Бианки.

Место проведения

Лесопарк.

Художественно-творческая деятельность.

Рисование

«Зимняя сказка», «Снег идет».

Аппликация «Снег в еловом лесу».

Прогулка.

На прогулке проводятся наблюдения за деревьями и кустарниками. Обращается внимание на красоту деревьев в зимнем уборе. Проводится исследовательская работа по определению деревьев в зимний период, предлагается найти березу, клен, тополь. Обращается внимание детей на характерные признаки деревьев, рассказывается о том, что зимой деревья не погибают, а отдыхают, как только наступит тепло, из почек разовьются листочки.

Примерный ход экскурсии.

Воспитатель:

Дети, накануне мы посетили с вами выставку картин посвященную лесу. А сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию в зимний лес, чтобы поближе познакомиться с ним и его обитателями.

(Вносится игрушка Лесовичка).

Проводить нас в путь пришел Лесовичок. Давайте послушаем, что он нам скажет.

Лесовичок:

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы отправляетесь на экскурсию в зимний лес. Помните, пожалуйста, что в лесу вы гости. Не шумите, не пугайте лесных жителей. Не обижайте деревья, не задевайте кустов- зимой замерзшие ветки легко ломаются, ходите по дорожкам протоптанным в снегу.

Будьте внимательны, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи. Я желаю вам интересной прогулки.

Воспитатель:

Спасибо, Лесовичок, мы обязательно постараемся выполнить твои пожелания.

На опушке леса воспитатель предлагает остановиться и поздороваться с лесом.

Здравствуй, лес дремучий лес, полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: ты же видишь - мы свои!

(Воспитатель обращает на красоту зимнего пейзажа).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на деревья и кустарники. Почему они голые?

(Ответы детей).

Воспитатель вместе с детьми делает вывод:

В зимнее время года деревья и кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), т. К. условия для жизни не достаточны: холодно, мало света, вместо воды снег. К таким условиям деревья приспособились – сбрасывают листву, а сами отдыхают.

Воспитатель:

Давайте найдем ель и сосну. Посмотрите, только эти деревья зимой зеленые, а потому самые красивые. Рассмотрим иглы сосны.

Исследование «Рассмотрим сосновую ветку».

Иглы сосны твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз.

Воспитатель:

Ребята, выберете себе дерево. Подойдите к нему, посочувствуйте – обнимите, погладьте кору, погрейте дыханием. Скажите дереву ласковые слова.

(Дети выбирают себе дерево, обнимают его, гладят, разговаривают с ним).

Воспитатель:

Вы молодцы! Очень добрые и чуткие ребята. От ваших слов деревьям стало теплей. А сейчас давайте посмотрим на снег. Что вы видите?

(Дети рассматривают снег, делятся увиденным-на снегу осыпавшиеся семена, упавшие шишки, веточки, следы птиц).

А сейчас заглянем под снег и узнаем, что находится под ним.

Исследование «Что под снегом?».

Дети вместе с воспитателем отыскивают места, где под снегом есть зелена я трава, рассматривают ее, обсуждают, почему она могла остаться зеленой.

Вывод:

Некоторые травянистые растения не очень боятся холода, прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. Уточняется, что для того, чтобы они не погибли от холода, их нужно засыпать снегом.

Воспитатель:

Ребята, а каких животных можно встретить в зимнем лесу?

(ответы детей)

Воспитателем уточняется, что животные, которые не впадают в спячку, хорошо приспособлены к жизни в зимнем лесу.

Воспитатель:

А сейчас давайте постоим тихо- тихо, послушаем звуки леса, тишину, шорохи. Что ж, пришла пора расставаться с лесом. Надо поблагодарить его за гостеприимство, попрощаться с ним.

Лес дремучий, до свидания! Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!

На обратном пути дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе.

В группе воспитатель предлагает детям рассказать об экскурсии в лес.

19.08.2015 2798 0

Цели: познакомить детей с отличительными признаками деревьев и кустарников зимой; закреплять правила поведения в природе; развивать мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: семена деревьев и кустарников; корм для птиц.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы отправимся в зимний парк. Мы будем учиться узнавать деревья и кустарники по их силуэтам.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

II. Основная часть экскурсии.

Во время проведения экскурсии учитель подходит с учащимися к тому или иному растению, учит их на практике различать деревья и кустарники, обращая внимание на силуэт кроны, цвет коры, внешний вид почек.

– Обратите внимание на белый цвет коры дерева. Как оно называется? (Это береза.)

Белый цвет коры березы объясняется наличием в ней белого красящего вещества – бетулина.

Если провести по стволу темной рукавичкой, на ней появится белый налет, как будто прислонился к побеленной стене. А почему на стволе березы видны темные черточки, которые идут поперек ствола? Оказывается, это чечевички – специальные отдушины, через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола березы. Сама береста для воздуха непроницаема. Не будь чечевичек, дерево буквально задохнулось бы. Но на зиму чечевички наглухо запечатываются – в холодное время года дерево почти не дышит.

– Рассмотрите следующее дерево. (Учитель останавливает детей около дуба.)

– Обратите внимание на его ветви. Как называется это дерево? (Дуб.)

– Почему у дуба ветки корявые?

– Почему дуб зимой стоит с бурой листвой, а не сбрасывает листья, как другие деревья? (Предположения детей.)

– Разгадка кроется в родословной дуба. Многие его родственники, обитающие в субтропиках, остаются зелеными и зимой. Наш дуб унаследовал от них способность сохранять листву, но климат не позволяет нашему дубу зимой «зеленеть», листья гибнут от холода и теряют зеленый цвет, но остаются на дереве.

– Издали это дерево похоже на дуб. Но когда присмотритесь внимательнее, то увидите его особенности. У вяза крупные боковые ветви отходят от главного ствола под острым углом. Молодые веточки расположены густо и придают дереву «пушистый вид». У вяза древесина такая плотная, что когда приходится рубить дерево, топор прямо-таки «вязнет» в ней. Отсюда дерево и получило свое название.

– Рассмотрите следующее дерево. (Учитель показывает осину.)

– Осину можно узнать по гладкому и очень зеленому по сравнению с другими деревьями стволу. Он у нее ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей.

– Лиственница – хвойное дерево. Она сбрасывает на зиму хвоинки, за что и получила свое название. Зимой лиственница стоит голая, с растопыренными черными ветвями. Узнать ее можно по оставшимся на ветвях большим круглым шишкам.

– Сравните крону, хвою, шишки сосны и ели.

– У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели – короткие, колючие и прикреплены поодиночке.

У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные, а у ели – длинные, ровные, большие.

– Рассмотрите хвойный кустарник. Как он называется? (Можжевельник.)

– Хвоинки можжевельника не похожи на хвою ели и сосны. Они плоские, неколючие, сизо-зеленого цвета. Сидят они на веточках по три вместе.

– Узнавать деревья и кустарники зимой в природе можно и по запаху древесины. Особенный запах у древесины дуба – густой и терпкий, чуть-чуть с кислинкой. Специфический «карандашный» запах у можжевельника. Дело в том, что из его древесины делают карандаши, точнее их «одежду». Своеобразный, чуть-чуть «дегтярный» запах имеет древесина осины.

По запаху почек можно узнать черную смородину. Они пахнут очень приятно. А вот у почек бузины запах неприятный. Своеобразный запах у клейких заостренных почек тополя. Сами почки шерстисто-пушистые, покрытые крупными коричневыми чешуями. Сидят почки на веточках поочередно: одна справа, другая слева, следующая опять справа, другая опять слева, и так до самой верхушки. Необычны почки у крушины ломкой. У них нет почечных чешуй. Каждая почка – пучок крохотных бурых зачатков листьев. Будущие листья зимуют совершенно открыто. Наступит весна, и крохотные бурые листовые зачатки превратятся в обычные зеленые листья. У всех других наших деревьев и кустарников зачатки листьев спрятаны внутри почек под «футляром» из плотных чешуй.

III. Итог экскурсии.

– Что нового вы узнали на экскурсии?

– Какие деревья и кустарники встретили на экскурсии?

– По каким признакам мы учились узнавать деревья и кустарники? (По кроне, почкам, плодам, запаху древесины, запаху почек.)

Цели экскурсии:

  • развитие интереса детей к изучению природы родного края;
  • воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
  • углубление имеющихся знаний о родном крае;
  • воспитание нового экологического сознания через природу родного края;
  • сплочение родительского и ученического коллективов.

Оборудование:

  • кормушки для птиц, изготовленные детьми на уроках труда;
  • корм для птиц;
  • красные флажки;
  • санки, ледянки.

Место проведения: лыжная база «Снежинка».

План экскурсии

1. Вводная беседа.

Учитель: Какое основное условие безопасности движения?

Дети: Знание правил ПДД.

Учитель: Как двигаемся по загородной дороге?

Дети: Если нет пешеходной дорожки, то идем по обочине навстречу движения транспорта.

Учитель: Как переходим улицы?

Дети: По пешеходным дорожкам или возле светофора, если их нет - перекрываем дорогу красными флажками.

2. Построение детей и родителей под лозунг:

Главное - вместе! Главное - дружно!
Главное - с сердцем горячим в груди!
Главное - руку подать другу, если другу трудно в пути!

3. Переход на лыжную базу.

4. Конкурс знатоков.

Учитель: Сейчас мы с вами находимся в заснеженном лесу.

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Лес уснул, но жизнь в нем продолжается.

Класс делится на две команды, в каждой из которых есть взрослые. Обеим командам дается задание: определить, какие деревья находятся рядом с ними и дать как можно больше информации о роли и применении их в жизни человека.

Информация для дополнения.

  • Береза - лечит, греет, освещает, светолюбивая, на Земле 120 видов берез.
    Липа - лечит, раньше обувала (делали лапти), 50 видов деревьев.
    Клен - барометр, перед дождем плачет, из древесины делают музыкальные инструменты.
    Дуб - долгожитель, боится холода, 450 видов, может прожить 1000 - 2000 лет. Священное дерево, ему поклонялись и славяне и римляне.
    Осина - столовая для зайцев, бобров, осей, белок, тетеревов, глухарей.
    Сосна - 100 видов, богата витамином «С», убивает вредные бактерии.

Учитель: Кто знает, как можно ориентироваться по деревьям в лесу?

Ответы: Муравьи возводят муравейники с южной стороны деревьев; мох на деревьях растет с северной стороны; кольца на пеньках с северной стороны уже.

Учитель: А вы знаете, ребята, что береза тоже может указать где север, а где юг. На стволах берез сгустки черных пятен выступают с севера.

Дается оценка по итогам первого конкурса.

Учитель: Лес - это не только деревья, но еще и дружная семья зверей и птиц. Сейчас мы с вами не услышим громкого пения птиц, как летом, но зато мы можем почитать страницы лесной жизни прямо на снегу. Приступим ко второму вопросу для наших знатоков.

Командам дается задание найти и запомнить следы зверей и птиц на снегу за определенное время.

Дополнительная информация:

Зимой лоси сбрасывают рога (на базе «Снежинка» можно отыскать лежбище лося).

Подводятся итоги второго конкурса.

4. Телеграмма.

Учитель: Ребята, посмотрите, на ветке висит лист бумаги - что это?

Дети читают телеграмму: «Нужна помощь! Голодно! Все семена и ягоды засыпаны снегом. Помогите нам!».

Учитель: Ребята, кто мог послать эту телеграмму? Кому в эти зимние месяцы приходится очень туго, ведь за короткий зимний день надо успеть найти пищу, чтобы продержаться всю зимнюю ночь?

Дети читают стихотворение о птицах:

Дети вместе с родителями вывешивают кормушки, засыпают корм, привязывают сало к веткам.

Дополнительная информация.

Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза. Воробьи клюют овес, пшено, крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы, так как закисают в зобу у птиц, что может привести ее к гибели.

Общее подведение итогов по результатам конкурсов и помощи птицам дают родители.

5. Зимние забавы.

Учитель: Есть хорошая пословица: кончил дело - гуляй смело!

Дети вместе с родителями выбирают место для скатерти-самобранки и горки для игр. Назначаются костровые, ответственные за хворост, игровики. Разжигается костер. Дети носят чистый снег для приготовления чая. Пока чай закипает, дети катаются на санках и ледянках, устраиваются эстафеты: «кто проедет дальше», «чей поезд длиннее», «лабиринт», «через туннель».

Устраивается веселое чаепитие.

Уборка места отдыха.

Сбор детей и родителей.

Напоминание правил безопасного передвижения.

6. Возвращение участников экскурсии в школу.

7. Домашнее задание : нарисовать рисунок по теме «Секреты зимнего леса».

О себе: увлекаюсь краеведением, туризмом. Имею дипломы участника Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», грамоты МОиН РТ педагога-консультанта поисково-исследовательских работ. Фото автора

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!