Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Конспект «Путешествие в осенний лес. Конспект НОД «Путешествие в осенний лес» (старшая группа)

Образовательные задачи : систематизировать знания детей об осени, осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием наглядных пособий (иллюстрации, мнемотаблицы) ; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; закреплять умение отгадывать описательные загадки; совершенствовать умение работать с интерактивной доской.

Развивающие задачи: развивать речь и память детей; способствовать развитию зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания; развивать мелкую моторику, наблюдательность, интерес к миру природы.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе; воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.

Оборудование : интерактивная доска, иллюстрации с осенними приметами, мнемотаблица «Осень»,бумажные заготовки листьев, Лесовичок, игра для интерактивной доски «Осенние загадки» .

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, чтение художественной литературы, беседы о временах года, отгадывание загадок о временах года, составление рассказов с использованием наглядных пособий (иллюстраций, мнемотаблиц).Д/и «Угадай по описанию», «Назови правильно».Наблюдение в природе.

Словарная работа: осень, осенний ветер, осенний дождь, осенняя туча, осеннее солнце, осенняя одежда; лист, листья, листопад; лес, Лесовичок.

Ход занятия.

Ребята, к нам в гости пришёл Старичок -Лесовичок. Ему сорока настрекотала, что вы умные и дружные ребята и он хочет в этом убедиться. Он приглашает вас в путешествие. На чем можно путешествовать? (Ответы детей)

А мы сегодня отправимся в путь с помощью волшебного зонта (появляется на экране).

1,2,3 волшебный зонт нам дорогу покажи!

Посмотрите, куда нас перенес волшебный зонт? (на экране изображение осеннего леса). Что это за листья? (ответы детей), в какое время года опадают листья? Значит, куда мы попали? (в осенний лес).

Сейчас мы поиграем в игру. Я буду говорить слова, а вы отвечаете на вопросы: какой, какая, какие со словом "осенний". Но нужно не просто сказать, а еще нажать на нужное слово на интерактивном экране.

Небо какое?

Ветер какой?

Солнце какое?

Цветок какой?

Погода какая?

Лес какой?

Пальто какое?

Сапоги какие?

Аллея какая?

Парк какой?

(дети проговаривают предложение и нажимают на соответствующее слово на экране).

Ребята, осень приходит к нам со своими тремя братьями. Как их зовут вы узнаете, отгадав загадки Лесовичка.

Сентябрь:
Опустел наш детский сад,
Паутинки в даль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришёл?

Дети: Сентябрь.

Октябрь:
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды.
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?

Дети: Октябрь.

Ноябрь:
Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?

Дети: Ноябрь.

А теперь найдите на экране осенних братьев и расположите в каком порядке они приходят.

Знаете, я обнаружила кое-что интересное. Давайте рядышком выпишем первые буквы осенних месяцев. Получилось какое слово? СОН

Я думаю, что неслучайно у нас получилось такое "осеннее"слово. Как вы считаете? Осенью вся природа готовится к отдыху: растения будут спать род снежным одеялом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести не такой активный образ жизни как летом.

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Дети, а какая бывает погода осенью:
когда

*Идет дождь - дождливая.
*Когда дует ветер - ветреная
*Холодно - холодная
*Пасмурно - пасмурная
*Сыро - сырая
* Хмуро - хмурая
* Ясно - ясная

*Светит солнце -солнечная

*Нет ветра -безветренная

*Мороз- морозная

Ребята, Лесовичок решил нас запутать. Он написал рассказ об осени и нарочно сделал там ошибки. Послушайте внимательно, а потом скажете, что в рассказе неправильно.

"Наступила осень. Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду. Под ногами шуршат сухие разноцветные листья. На ветках деревьев набухают почки. Люди собирают урожай овощей и фруктов. У зверей появляются детёныши, а у птиц-птенцы".

Осенью все любят собирать листья. Давайте мы с вами тоже соберем осенний букет.

Динамическая пауза.

1,2,3,4,5 будем листья собирать,

Листья березы, листья рябины,

Листики клена, листья осины,

Листики дуба мы соберем

В группу осенний букет принесем!

А теперь мы посмотрим на картины, которые нам нарисовала осень о себе и расскажем, какие перемены она принесла в жизнь природы. (работа с мнемотаблицей)

Закончилось наше путешествие. Вот уже и Лесовичок спешит по своим делам.

Давайте мы его порадуем нашими знаниями об осенних приметах.

Д\игра "Да-нет"

-Осенью растут грибы?

-Тучки солнце закрывают?

-Колючий ветер прилетает?

-Туманы осенью плывут?

-Ну а птицы гнезда вьют?

-А букашки прилетают?

-Урожай все собирают?

-Птичьи стаи улетают?

-Часто-часто льют дожди?

-Достаем ли сапоги?

-Солнце светит очень жарко?

-Можно детям загорать?

-Ну а что же надо делать-

-Куртки, шапки надевать?

Лесовичок убедился, что вы умные и дружные ребята, а теперь пора с ним прощаться, а нам в группу возвращаться.

Какие задания мы выполняли во время путешествия?

-Называли осенние приметы

-Называли правильно слова (согласовывали существительные с прилагательными)

-Составляли рассказ по иллюстрациям и мнемотаблице

-Играли с мячом

-Отгадывали загадки

Что вам понравилось больше всего?

Марина Марусина
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в Осень»

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экологии «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ»

Цель: формирование познавательных интересов и способностей детей,

основ экологической культуры.

Задачи:

Систематизировать представление детей о характерных признаках осени;

Учить детей вслушиваться в звуки осенней природы и оформлять

услышанное и наблюдаемое в речи;

Обогащать эмоционально – чувственную и познавательную сферу детей через

установление простейших сезонных закономерностей явлений живой и неживой природы;

Способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности;

Формировать умение отстаивать свою точку зрения, делая выводы, умозаключения;

Содействовать развитию памяти, внимания, воображения, обогащать словарь;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, учить детей беречь её;

Пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.

Материал:

Посылка Лесовичка с загадками и сюрпризом;

Фрагмент из музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»;

- «Пруд», голубой островок из бумаги, с разбросанными листьями разных деревьев;

Листья на каждого ребёнка разных пород деревьев;

Картины с изображением осенней природы, картины И. Левитана «Золотая осень»;

Дидактическая игра «Кто лишний?» (изображение птиц);

Дидактическое упражнение «С какой ветки детки?»;

Изображения листьев и облачков, на каждого ребёнка;

Знаки, напоминающие о правилах поведения на природе;

Копилка народных мудростей;

Микроскопы;

Выставка поделок из природного материала;

Листы цветной бумаги для составления осенних картин, листья разных деревьев;

Гостинцы от Лесовичка.

Ход НОД

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка от нашего

старого знакомого Лесовичка. Тут и письмо есть, давайте прочитаем, что он нам написал!

Письмо Лесовичка

В лесу мокром, золотом ходит осень под зонтом…

А вы знаете что-нибудь об осени? Ребята, расскажит

мне о природе-чудеснице в это время года.

Что вы узнали, почувствовали, услышали и ощутили.

Я посылаю вам свои загадки и загадочное объявление.

А вы пришлите мне ваши

рассказы про осень. С нетерпением жду ваших ответов.

Воспитатель: Почитаем с вами загадки и объявление? (Ответ детей)

Загадки и загадочное объявление, присланные Лесовиком

Гонит осень в небе тучки, Верещунья, белобока,

Пляшут листья на дворе. А зовут её (Сорока)

Гриб, надетый на колючки, Не дровосек, не плотник,

Я несу к своей норе. (Ёж) А первый в лесу работник. (Дятел)

Друзья! Прошу разбудить весной!

Приходите лучше с мёдом. (Медведь)

Воспитатель: - Итак, закроем глаза и представим, чем пахнет осень?

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь.»

ответы детей: грибами, ягодами, фруктами, овощами, листьями, сыростью.)-А теперь вслушаемся в звуки осени. Какие они? Поможет нам услышать вот это стихотворение.

(Дети читают и обыгрывают по ролям диалог Шёпота и Шороха):

В тишине лесной глуши

Шёпот к шороху спешит.

Шёпот по лесу шуршит:

Ты куда?

К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши…- В лесу Шёпот не спеши! (В. Суслов)

Воспитатель: - Давайте представим себе,какие лесные шорохи можно услышать осенью? (Ответы детей)-А какие звуки слышны в осеннем лесу? (Ответы детей: Листья опадают на

землю и шепчутся, прощаясь друг с другом; капли дождя тихонько стучат по земле, слышен шорох листьев под ногами.)- Дети, а мне кажется, что чего-то не хватает, чего сейчас в лесу мы не услышим и почему (Не слышно пения птиц они улетели в тёплые края.)Скажите, какие бывают птицы (Ответы детей: перелётные и зимующие) - Как вы думаете, почему птицы улетаю на юг (Ответы детей: им становится голодно и холодно) А все ли они улетают сразу (Ответы детей)- Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми. Почему и какие это птицы (Исчезают насекомые, прячутся; ласточки, стрижи, жаворонки, кукушки)Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. (Исчезают червячки, не заметны плоды и зёрна растений и деревьев; скворцы, журавли, грачи.) А в последнюю очередь улетают водоплавающие птицы. (Гуси, лебеди, утки; становится совсем холодно и вода в реках и озёрах начинает замерзать)Теперь ясно, почему мы не слышим их пения. - А какие птицы остаются у нас зимовать и почему? (Воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, тетерева, клесты, филины, снегири; у этих птиц оперение гуще,они прилетают ближе к жилью человека) Давайте поиграем в игру «Кто лишний?»

Воспитатель: - Молодцы ребята, много знаете о птицах. -А теперь отгадайте ещё одну загадку Лесовичка. (Воспитатель читает рассказ Д. Н. Кайгородовой «Разноцветные кораблики»)«Добрался я до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: жёлтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик,опустится на воду и тотчас поплывёт. Много их прилетит и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замёрзнет».

Воспитатель: - Скажите, ребята, что это за кораблики прилетают на пруд?Почему это происходит? (Ответы детей) -А теперь я приглашаю вас тоже на «пруд».(«голубой островок» из бумаги сразбросанными разноцветными листьями от разных деревьев).- Потрогайте эти «кораблики», понюхайте их. Чем они пахнут? Какие они на ощупь?- А теперь подбросим листочки вверх. Что с ними происходит? (Они падают, кружатся, летят)А как всё это можно назвать? (Листопад)

Давайте ещё устроим листопад (Неоднократно повторить это слово). Как вы думаете, какой цвет главный в осеннем лесу? (Жёлтый, золотой.)- Посмотрите ребята, какое множество оттенков в этих листьях-корабликах.

Воспитатель: Осень длинной, тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!

Это дети, разноцветная осень, но если вы хотите увидеть золотую осень во всём её очаровании, давайте отправимся в лес и свои листочки возьмём. (Переход к выставке осенних картин; дети идут со своими листочками. (Воспитатель обращает внимание детей на картину И. Левитана «Золотая осень».)- Как вы думаете, правильно ли об этой картине говорится, что здесь изображено «золотое чудо природы»? Найдите, что здесь золотое. (Ответы детей)- Мы видим, как жёлтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берёз красиво оттеняет голубизну неба. - Попробуйте приложить свои листочки к картине. (Среди своих листочков дети находят листья похожих оттенков и прикладывают их к картине.) - Лес сверкает, как золотой остров. Земля покрыта мягким жёлтым ковром. - Дети, взгляните на остальные картины и скажите, какой ещё бывает осень (Хмурая, печальная, грустная, унылая, дождливая….)«Унылая пора, очей очарованье»,- так об осени сказал поэт А. С. Пушкин. - Художники рассказывали нам о красоте осени кистью и красками. А русский народ в старину был очень наблюдательным и оставил нам огромное богатство –мудрые приметы, пословицы и поговорки, по ним можно определить какая осень будет, какая зима, какое лето. Ребята вы знаете народные приметы об осени (Ответы детей)-Ой, я совсем забыла, ведь у нас есть копилка народных мудростей, туда сложены пословицы и приметы разных времён года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да)

В: В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу. (Воспитатель берёт копилку и открывает крышку. Дети рассказывают приметы, пословицы, поговорки.)

Поговорки:

Коли ясно, то и осень прекрасна.

От осени к лету, поворота нету.

Осень идёт, и дождь с собой ведёт.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Приметы:

– Много жёлудя на дубе – к лютой зиме.

– Осенью паутина на ясную погоду

– Гром в сентябре – тёплая осень.

– Если орехов много, а грибов нет зима

будет снежная, суровая.

– Большие муравьиные кучи- к мягкой зиме

Вот какие вы молодцы! Много примет знаете.

Ну, а теперь из этого прекрасного уголка

Осени мы с вами отправимся в её тайную лабораторию.

Вот только какой необычный «транспорт» мы для этого выберем?

Осенние листочки или облака-путешественники? (Дети выбирают «транспорт»)

Отправляемся, и немного отдохнём!

Физминутка

Ветер щёки толстые

Надул, надул, надул

И на листочки пёстрые (на облака воздушные)

Подул, подул, подул…. (Повторяют упражнение несколько раз)

Упражнение на дыхание

А теперь громко, протяжно произнесём: «Сильный ветер» - подуем сильно, продолжительно.

(Повторяют несколько раз)- Дети, вспомним как надо вести себя в лесу, на природе. (Ответы детей)- А сейчас нам надо разгадать ещё одну загадку Лесовичка. Прозрачная, чистая, струйкою льётся,лещется в речке, мерцает в колодце. Зверей и людей, и растение напоит.

И дождиком чистым всю землю умоет. (Вода)- Вот мы с вами и оказались в тайной лаборатории Осени. - В посылке Лесовичка лежит капелька. Сейчас прочитаем, что здесь написано.

«Сначала летом я попала в тучку вместе с другими капельками,нас становилось всё больше и больше. Затем мы падали на землю звонким, весёлым дождём. Напоив растения, мы сливались в быстрые ручейки и стекались в речки, озёра и большие лужи. Дождик прекращался, и снова светило солнце. И чем жарче оно светило, тем меньше воды становилось в речках и ручейках. Отгадайте, куда она исчезала? (ответы) Да, она испарялась. Невидимыми струйками в виде пара улетала снова в тучку. И так повторяется всегда. Но очень часто люди обо мне не думают. Если не будет

воды, всё живое погибнет! А вы знаете, как сберечь воду?»(Ответы детей)

Посмотрите ребята, в тайной лаборатории есть «волшебный глаз».

Кто скажет,как он называется (Ответы детей)- Рассмотрим опавшие разноцветные листья через него. (Дети рассматривают листья через микроскоп) Правда, хороша художница Осень?

Практическое задание: Найти листья дуба, клёна, рябины, берёзы, осины.

Игровое упражнение: «С какой ветки детки?» (Дети по листьям определяют дерево)

Воспитатель: - У Осени есть не только своя лаборатория, но и «Умей - город».

Она такая выдумщица! Хотите побывать в нём?- Вот её выставка. Все работы сделаны из засушенных листьев, мха,шишек и коры деревьев (природного материала). Мастером здесь может стать каждый! Давайтесоставим из осенних листочков свою картину. А, потом из них сделаем книжку про осень и отправим её нашему знакомому Лесовичка. Согласны? (Дети складывают картину из листьев)

Интересно у Осени в гостях, но пора возвращаться!

Ветер щёки толстые

Надул, надул, надул.

И на листочки пёстрые

Подул, подул, подул. (Дети выполняют упражнение)

Может быть, кто-нибудь из вас хочет рассказать стихотворение об осени?

(Дети рассказывают стихотворения)

Молодцы ребята много вы знаете о природе-чудеснице осенью. Я думаю, Лесовичок, будет вами доволен? Когда мы выйдем на прогулку давайте обязательно вспомним с вами пословицы и поговорки об осени,а ещё не забудем повесить кормушки для наших птичек, чтобы они чаще прилетали к нам в гости. - А, что вам больше всего запомнилось на занятии, чьи ответы понравились? Как вы думаете, кто из ребят был самым активным (Ответы детей)

Сейчас дети я угощу вас гостинцами, которые прислал Лесовичок. (Угощает детей сладкими грибочками и орехами)

Задачи приоритетной образовательной области:

Развивать связную речь детей;

Формировать умение правильно регулировать силу и темп голоса;

Совершенствовать умение использовать образные слова и выражения;

Закреплять произношение звуков – ш, о, у, а, и, е;

Закрепить навык образования прилагательных от существительного.

Задачи ОО в интеграции:

  • «Познавательное развитие»:

Расширить представления детей о приметах осени, изменениях в природе; Уточнить и закрепить знания о сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи.

Продолжать формировать умение обобщать различные признаки в единое понятие на примере признаков осени.

Развивать умение наблюдать за характерными особенностями данного времени года.

  • «Художественно-эстетическое развитие»:

Формировать навык рисования нетрадиционными способами.

Закреплять знания детей об осени через художественно-литературные произведения – стихи, музыку, пословицы, загадки.

Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту природы.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

  • «Социально – коммуникативное развитие»:

Развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками.

Развитие социально-психологического и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, умение адекватно оценивать собственные возможности.

  • «Физическое развитие»:

Способствовать обогащению двигательного опыта, развитие координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе.

Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию. Умение распознавать чувства другого.

Оборудование: иллюстрации про осень, осенние листья, мяч, аудиозапись с классической музыкой, ватные палочки, дидактические игра «С какого дерева листок», дидактическая игра «Чьё жилище», фланелеграф с карточками-признаками осени, корзина с яблоками, гриб.

Предварительная работа

С педагогами:

  • Анализ литературы и интернет ресурса;
  • Планирование и разработка НОД;
  • Составление конспекта НОД;
  • Подбор атрибутов, раздаточного и демонстрационного материала.

С детьми:

  • Чтение художественных произведений;
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок об осени;
  • Рассматривание иллюстраций об осени.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие!

А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это все когда бывает?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Правильно, ребята мы сегодня отправимся в путешествие в осень, посмотреть и узнать какие изменения произошли в природе.

(Стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, кто-то стучится в дверь.

(Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца)

Воспитатель: Заяц принес письмо. Давайте прочитаем:

(Воспитатель читает письмо)

Кому — Детский сад № 46 «Одуванчик», группа Гномики.

Обратный адрес: Заячья поляна

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем что делать? Посоветуйте, пожалуйста! Мы не можем понять, кончается осень или нет? Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое!»

Воспитатель: Дети, зайцам повезло! Сейчас мы отправимся в путешествие по осени. И поможем зайцам принять правильное решение.

(Звучит музыка «Осенние мотивы»)

Воспитатель: Ребята скажем волшебные слова

Раз – два, раз – два,

По камушкам, по камушкам,

Раз – два, раз – два,

Раз – два, раз – два,

По ровненькой дорожке —

Раз – два, раз – два,

Вот мы и пришли в лес!

Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг!

Какое время года в лесу?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

А теперь давайте вспомним, какие приметы осени мы знаем.

Дети: На улице стало холодно.

Птицы улетают в теплые края.

Животные готовятся к зиме.

Солнце светит мало.

На небе облака темные, синие.

На улице листопад, деревья стоят голые.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А кто знает стихи про осень?

Дети: Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты!

Дети: Если на деревьях,

Листья пожелтели,

Если в край далекий, птицы улетели,

Если небо хмурится,

Если дождик льется,

Это время года

Осенью зовется!

Воспитатель: Молодцы, ребята!

А сейчас предлагаю собрать осеннюю картину !

(Воспитатель предлагает выложить осеннюю картину на фланелеграфе из предложенных карточек: дерево, листик, пенёк, гриб, тучи синие, дождь, птицы)

Воспитатель: Какая картина получилась?

Дети: Красивая, дождливая, грустная, хмурая, осенняя, разноцветная…

Воспитатель: А почему она такая получилась?

Дети: Потому, что нам не хочется прощаться с летом…

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листок?»

(Предложены листья с деревьев – дуб, берёза, каштан, тополь, ель, рябина))

Дети: На моей картине дерево называется – рябина…

Воспитатель: А теперь мы расскажем и покажем про наши деревья в лесу

Физминутка «Деревья в лесу» под музыку:

Деревья в лесу росли

И с ветром дружили они.

Лишь только вздохнет ветерок

На дереве каждый листок тихонько,

Тихонько шуршит и нежную песню поет:

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Воспитатель: Ребята, нам нужно найти поляну с зайцами!

(слышится шум – спор зайцев)

Воспитатель: Слышите, какой-то шум, давайте прислушаемся не там ли зайцы?

(Дети с воспитателем идут к поляне)

Воспитатель: Здравствуйте, зайцы!

Зайцы: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Это вы нам написали письмо, просили помочь?

Зайцы: Да, мы хотим узнать пора ли нам шубу менять?

Заяц: А я не хочу быть белым!

Воспитатель: А давайте расскажем зайцам — почему надо менять шубу? Почему не видно других животных?

Расскажите, ребята, как готовится медведь к зиме!

Дети: Медведь готовит к спячке берлогу, кушает грибы, ягоды, мед и ложится спать.

Воспитатель: А про ежика расскажите!

Дети: Ежик роет нору, запасает грибы, яблоки, сворачивается в клубок и ложится в спячку.

Воспитатель: А кто расскажет, что делает белка!

Дети: Белка готовит запасы на зиму – собирает грибы, орехи. А еще она меняет шубу на более теплую – зимнюю!

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Чьё жилище»?

(Предлагается набор картинок)

Дети: У медведя – берлога

У белки — дупло

У ёжика — нора

У лисы — нора

У птицы — гнездо

Воспитатель: А у кого нет дома?
Дети: У зайца нет дома.

Воспитатель: Где у зайца дом?
Дети: У зайца дом под кустом.

Воспитатель: Ребята, скажите, как должен готовится к зиме заяц?

Дети: Заяц меняет серую шубку на белую, теплую, зимнюю!

Воспитатель: А для чего зайцу менять шубу?

Дети: Чтобы прятаться от волка и лисы, быть незаметным на снегу – петляет свои следы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Убедили зайцев менять шубку!

Воспитатель: У меня в руке разноцветный мяч!

Мяч осенний и волшебный будет в руки вам скакать и вопросы задавать!

Когда идет дождь какая погода — дождливая

Когда дует ветер — ветреная погода

Когда на улице сыро – сырая погода

Когда на улице ясно – ясная погода

Когда на улице солнце – солнечная погода

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно говорите о погоде!

Зайцы: Спасибо, ребята, за убедительные доказательства – пришло время, что нам пора менять серую шубу на белую. А от нас возьмите вот эту ветку рябины!

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что не хватает на ветке?

Дети: Ягод.

Воспитатель: Давайте мы нарисуем на ветке ягоды и оставим птицам в лесу! Ведь им тоже сейчас холодно и голодно! Пусть они поклюют эти ягоды!

(Рисование нетрадиционным способом – ватными палочками)

Воспитатель: Ребята, подул ветер! Как можно ласково назвать ветер?

Дети: Ветерок!

Воспитатель: Давайте споем!

Подул маленький ветерок — у-у-у,

Подул сильный ветер – У-У-У,

Осенние листочки на ветке сидят!

Осенние листочки ребятам говорят:

Осиновый а-а-а,

Рябиновый и-и-и,

Березовый о-о-о,

Дубовый е-е-е,

Воспитатель: А куда же нас листочки привели?

Отгадайте загадку: Стоял на крепкой ножке теперь лежит в лукошке? Что же это такое.

(Дети находят гриб. А там угощение для ребят.)

Воспитатель: Скажем, ребята, спасибо зайцам! А теперь пора нам возвращаться в детский сад! Скажем волшебные слова :

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Раз – два, раз – два,

По камушкам, по камушкам,

Раз – два, раз – два,

Через ручеек перепрыгнем ловко,

Раз – два, раз – два,

По ровненькой дорожке —

Раз – два, раз – два,

Вот мы и вернулись в детский сад!

Название: Конспект НОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №46 «Одуванчик»
Месторасположение: город Димитровград, улица Октябрьская 50, Ульяновская область

Конспект занятия «Путешествие в осенний лес»

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.

1. Расширять знания детей о времени года - осени.

2. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей.

3. Закреплять цвета: желтый, красный, зелёный.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

6. Развивать интонационную выразительность речи, активизировать и обогащать словарь.

Средства: картина осеннего леса, листья из цветной бумаги (красные, желтые, зеленые, лист клена, дуба и березы, гуашь, разведенная с водой, листы бумаги с силуэтом дерева, салфетки.

Способы работы с детьми: беседа, наблюдение, художественное слово, сюрпризный момент, дидактическая игра «С какого дерева листочек», дыхательная гимнастика «Дуем, дуем на листочки», пальчиковая игра «Осенние листья», индивидуальная работа, рисование в нетрадиционной форме.

Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений об осени, наблюдения за осенними явлениями на прогулках, проведение дидактических игра, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, рассматривание иллюстраций по темам: «Осень», «Деревья».

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте поприветствуем, друг друга, встанем в круг. Дети встают в круг и улыбаются - приветствуя друг друга. Раздается стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму от Зайчика, который приглашает детей на прогулку в осенний лес. Но сначала давайте вспомним, какое сейчас время года.

Ребята послушайте стихотворение …

Если на деревьях листья пожелтели.

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим про прекрасное время года - осень.

Воспитатель: Ребята, а вы любите осень? За что? (Дети отвечают: «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть». А играть вы любите? Давайте с вами поиграем в игру «Да - нет» и еще раз вспомним, что происходит осенью в природе.

Дидактическая игра «Да- нет». Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают:

Осенью цветут цветы? Да!

Тучки солнце закрывают? Да!

Холодный ветер прилетает? Да!

И букашки прилетают? Нет!

Звери норки закрывают? Да!

Урожай все собирают? Да!

Часто - часто льют дожди? Да!

Солнце светит очень жарко? Нет!

Можно детям загорать? Нет!

Ну а что же надо делать,

Куртки, шапки надевать? Да!

Воспитатель. Все верно ответили! Молодцы!

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Воспитатель: Сначала давайте вспомним, кто же нас пригласил в гости.

Дети: Зайчик

Воспитатель: Отправляемся в путь.

Физкультминутка «По ровненькой дорожке». Дети строятся в колонну.

По ровненькой дорожке,

В лесок шагают ножки - раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед)

В яму - бух, (присаживаются на корточки)

Вылезли из ямы, (дети поднимаются).

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке (дети идут шагом)

Шагают наши ножки - раз, два, раз, два.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в осенний лес. (На полу разложены цветные листочки). Посмотрите, как много на земле листочков, как будто все покрыто красивым, ярким ковром. А какого они цвета? (Ответы детей.) У нас есть и красные, и зеленые, и желтые листья.

Воспитатель: Как шуршат, шелестят осенние листья? (Дети изображают звук: «ш-ш-ш». Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Давайте поиграем с опавшими листочками.

Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть. (Ребята выполняют дыхательную гимнастику «Сдуем листочки» 2-3 раза) - Ребята, посмотрите, нас кто-то уже встречает? (Воспитатель показывает игрушку Зайчик)

Дети: Зайчик.

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на Зайчика и скажите, какой он?

Дети: Серенький, ушки длинные, у него есть маленький круглый хвостик.

Воспитатель: А где живет зайчик?

Дети: В лесу.

Зайчик: Ребята, я очень спешу, мне пора возвращаться в осенний лес. Пора мне разноцветных листиков набрать, чтобы украсить мой дом. А как мой дом называется?

Дети: Норка.

Зайчик: Правильно. Молодцы!

Воспитатель: Давай зайка и мы тебе поможем. (дети соглашаются помочь)

Зайчик. Ребята, я приготовил для вас игру. У меня есть 3 корзиночки: красная, желтая и зеленая. Помогите мне разложить листочки в корзинки по цветам.

Проводится дидактическая игра «Разноцветные листочки». (Дети под музыку берут листочки и раскладывают их по корзинам) .

Зайчик: Молодцы, ребята! Я возьму эти листочки и украшу ими свой домик.

Воспитатель: Давайте сейчас с вами представим, что мы осенние листочки, которые играют с ветром. Поиграем?

Физкультминутка «Осенние листочки». Дети приглашают поиграть зайчика в игру. (Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, а как называется пора, когда много-много листьев падает на землю?

Дети: листопад.

Воспитатель: Дети, скажите, а листья у всех деревьев одинаковые?

Дети: У всех деревьев разные листочки.

Воспитатель: Давайте вспомним, на каком дереве, какие листочки растут.

Дидактическая игра «С какого дерева листок». (Назвать листья, изображённые на картинке. Детям предлагаются кленовый, березовый и дубовый листья)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Зайчик: А сейчас мне пора к себе в норку. До свидания, ребята.

Дети: До свидания, зайка.

Воспитатель: Ребята, мы с вами попутешествовали по осеннему лесу. Полюбовались яркими картинами осени. Но пока мы с вами играли, листочки совсем облетели с деревьев. Как грустно стало в лесу! А я придумала, давайте мы нарисуем листья на деревьях. Для этого нам надо вернуться в группу.

Физкультминутка.

(Дети строятся в колонну и, повторяя слова, возвращаются на свои места.)

Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем

Дружно, весело идем,

Скоро в садик мы придем, (обычная ходьба.)

Воспитатель: Вот мы и пришли. Теперь тихонько садимся за столы и с помощью красок будем творить чудеса. Но сначала подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Осенние листья».

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (сжимаем кулачки)

Красный листик,

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

Воспитатель раздает каждому ребенку листы бумаги с силуэтом дерева и показывает, как с помощью поролоновой губки и гуаши раскрасить осенние деревья. Просит показать сначала желтую краску, затем красную и зеленую. Воспитатель объясняет принцип рисования поролоном.

Воспитатель: Обмакиваю поролон в желтой краске, прикладываю к листу и сразу же убираю (отрываю, прикладываю - отрываю…

Затем тоже проделать с красным и зеленым цветом.

Самостоятельная работа детей. По ходу занятия воспитатель подходит к ребятам и помогает. В конце дети составляют из рисунков большую панораму и любуются красивым осенним лесом.

Итог занятия.

В конце занятия воспитатель задает вопросы детям:

Что вам больше всего сегодня понравилось на занятии?

А где мы были?

У кого мы побывали в гостях?

Что мы рисовали?

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваши рисунки! Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!

Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в осенний лес»

Выполнила: воспитатель Уварова Т. А., муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дульдургинский детский сад «Светлячок»
Цель:
закреплять знания о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе;
расширить представление детей о поведении диких животных осенью (заяц, белка, медведь);
дать детям представление о том, как ёжик готовится к зиме;
воспитывать любовь к природе, чувство сопереживания и отзывчивости к животным.
Материал и оборудование: игрушечный заяц, медведь, белка, ёжик, музыкальное сопровождение, гуашь, широкие кисти, альбомные листы, листья с деревьев, ёлочки.1. Пальчиковая игра «С добрым утром
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Мы проснулись!
2. Художественное слово.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я.... (Осень)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?
Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее.
3. Игра: «Да или нет» (дайте правильный ответ).
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть? Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
4. Чтение стихотворений об осени.
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Дни осенние настали
Лето красное прошло.
Только мы грустить не стали,
Осень - тоже хорошо!
Весёлый маляр наугад
Разбрызгал чудесные краски
И леса осенний наряд
Нас манит, как добрая сказка.
5. «Путешествие в осенний лес».
Воспитатель: Ребята, хотите очутиться в осеннем лесу? (да)
Тогда давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова:
"Глаза закрыли, покружились, и в лесу мы очутились!"
Воспитатель: Ой, ребята, кто это прячется под ёлочкой?
Отгадайте загадку:
1) Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
(Воспитатель достаёт из - за ёлочки игрушечного зайчика)
Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?
Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.
Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?
Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.
Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики. (Прыгают).
2) Воспитатель: Кого же ещё мы встретим в лесу?
- Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,
а когда придет весна,
просыпается от сна. (Медведь).
(В - ль достаёт из - за ёлочки игрушечного медведя)
- А вы знаете, что медведь делает осенью?
Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.
Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя).
3) Воспитатель: Ребята, пойдёмте дальше по нашему лесу. Может, мы ещё кого-нибудь встретим.
Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь сейчас?
В дупле живет, да орешки грызет. (Белка).
Показывает игрушечную белку.
Воспитатель: Что делает белка осенью?
Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.
Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)
Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (серая)
Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)
Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки. (прыгают)
4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверёк?
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А вы знаете, что ёжик делает осенью?
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу:
Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться. Ёж ест червей, лягушек,мышей. Ещё ёжик любит лесные яблоки, ягоды, грибы. На зиму ёжик устраивает себе норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает.
Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ёжика было много дел и он не успел утеплить свою норку. Давайте ему поможем, нарисуем для него много листочков. Давайте пройдём на волшебную полянку (дети подходят к столам).
Мы будем рисовать необычные листочки. У нас есть несколько листочков с разных деревьев. Нам нужно нанести кисточкой краску на листик, затем сделать отпечаток на листе бумаги. Какого цвета литья осенью? (Красные, оранжевые, жёлтые).
6. Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик - самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!
7. Отпечатывание листочков (звучит музыка).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь - то ему будет в норке тепло всю зиму.
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте скажем волшебные слова: "Глаза закрыли, покружились, и в нашей группе очутились!"
8. Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
- Что интересного вы сегодня узнали?
Что вам больше всего понравилось.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!