Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Открытый урок “Природные зоны Африки”.

География 7 класс

Тема урока: Природные зоны Африки

Цели урока:

Образовательные - закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу.

Развивающие - продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы, составлять компьютерные презентации.

Воспитательные - воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе

Тип урока : Урок усвоения новых знаний

Методы обучения:

1) по источникам знаний

Словесные (работа с дополнительной литературой)

Наглядные (компьютерная презентация)

Практические (создание опорного конспекта, заполнение таблицы)

2) по характеру познавательной деятельности - частично-поисковый, практический

Ведущие понятия: природная зона, гилеи - влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни.

Результаты работы: создание опорного конспекта, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.

Оборудование: карта “Природные зоны Африки”, учебник и атлас “География материков и океанов” 7 класс, компьютер

Подготовительный этап: До проведения урока учитель, вместе с учениками, определяет состав групп, которые подбирают материал о природных зонах и готовят отчёт в виде презентации о своей работе

Ход урока

1. Организационный момент . Приветствие.

“Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!” эти слова будут девизом нашего урока

Учитель. Каждый человек рождён мечтателем и путешественником.

Сегодня нас вновь позвала за собой Африка! Этот необычайно интересный и удивительный материк. Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по природным зонам Африки, узнаем о растительности, животных этого материка.

2. Актуализация знаний:

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним

Что называется природной зоной ? (ПЗ - это крупный ПК, обладающий общими температурными условиями, увлажнением, почвами, растительным и животным миром)

По карте «Природные зоны» определите в каких природных зонах расположен этот материк, по каким ПЗ нам с вами предстоит совершить путешествие? (Африка расположена в зоне экваториальных лесов, саванн, пустынь, жестколистных лесов)

Если проанализировать размещение ПЗ на материке, то вы увидите, что ПЗ изменяются от экватора к северу и югу. Как называется закон, по которому происходит смена климата, ПЗ от экватора к полюсам? (закон широтной зональности)

Какая закономерность выделяется в размещении ПЗ (широтная зональность, т.е. смена природных зон, происходит от экватора к полюсам. Зависит от соотношения тепла и влаги)

Как получили своё название природные зоны? (названия природные зоны получили по характеру растительности)

Перечислите природные компоненты в составе природного комплекса (природные компоненты: растительность, животные, рельеф и горные породы, климат, воды, почва)

Какими картами будете пользоваться на уроке , исследуя природные зоны, изучая природные компоненты?

Учащиеся работают с картой, дают ответы на вопросы учителя).

3 Выступление групп по проделанной работе.

А сейчас мы отправляемся в путешествие по природным зонам Африки, которые занимают наибольшую площадь на материке. Провести мне его помогут сегодня мои помощники, которые собрали и исследовали материал о ПЗ, и составили отчёт о своей работе в виде презентаций. Вы внимательно слушаете их отчёт и кратко заполняете таблицу, которую мы вычертили на пошлом уроке. В конце урока я выборочно возьму тетради для проверки.

(Во время каждого выступления группы показывается слайд- шоу о природной зоне, чтобы создать зрительный образ у учащихся)

Таблица «Природные зоны Африки»

Название ПЗ

Климат (температура,

осадки

Растения

Животные

Особенность

Влажные экваториальные леса

Жёстколистные вечнозелёные леса и кустарники

А начнём мы с вами наше путешествие с влажных экваториальных лесов.

Слово группе, которая занималась изучением влажных экваториальных лесов Африки. С отчетом о проделанной работе (см приложение №1)

Вывод: учитель. Мы с вами побывали в необычном лесу. Необычны для нас такие громадные деревья, животные, природные явления, где царствует вечное лето, вечное равноденствие. Эти леса являются родиной ценных пород деревьев, которые вырубаются в большом количестве и вывозятся за пределы материка. Поэтому необходимо проводить мероприятия по сохранению этих лесов, которые являются «зелёными лёгкими» для нашей планеты.

Учитель. Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух САВАННЫ и жадно вглядываться вдаль. Мы с вами продолжим наше путешествие, и следующей ПЗ будет саванна. Вам слово исследователи.

Слово группе, которая изучала саванны Африки (см. приложение №2)

Вывод: учитель Мы с вами увидели, что саванна и экваториальные леса это два различных мира. Саванна это открытое пространство, где много света. Мы узнали много интересного о растениях, животных этой зоны. Но и здесь природа изменена человеком. Площадь саванн сокращается, увеличивается площадь пустынь.

Учитель. Самая большая пустыня на земле? (Сахара) и следующей ПЗ, в которой мы побываем эта зона пустынь. Вам слово исследователи.

Слово группе, которая изучала зону пустынь Африки (см. приложение №3)

(выступление группы с отчетом о проделанной работе)

Вывод : учитель. Много интересного мы узнали и о этой зоне, о удивительных растениях, которые растут в пустыне, о стреляющих камнях и для этой ПЗ тоже характерны экологические проблемы.

Учитель. Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Группы собрали интересный материал о природных зонах Африки! Мы увидели, что растительный и животный мир Африки разнообразен и удивителен. Работу групп я оцениваю сегодня высокой оценкой «отлично»

Учитель. Что нового вы узнали во время нашего путешествия?

(Учащиеся отвечают, какие новые слова узнали, что было интересного на уроке)

4. Закрепление :

А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. Для этого выполним следующие задания.

Игра «да» - «нет»

«Да» «Нет»

1. В Африке есть деревья, имеющие корни до 4м в высоту

2. Банан это многолетняя трава

3. В экваториальных лесах самый чистый и влажный воздух

4. В Африке растёт слоновая трава высотой 3 м

5. Сахара это бескрайние просторы, покрытые песком

6. Во влажных экваториальных лесах даже днём царит полумрак

7. В саваннах не встретишь деревьев, одна травянистая растительность

8. Баобаб не горит в огне

9. В Сахаре годами не бывает дождя, а если и случается, то капли высыхают, не достигнув земли

10. В Сахаре можно встретить «стреляющие камни», которые лопаются от перегрева на солнце

11. В пустынях человек страдает не столько от жары, сколько от холода

12. Самум название племени, проживающего в зоне пустынь

Все ли успели заполнить таблицу?

5. Домашнее задание: На дом §28, 29 прочитать, составить в таблице характеристику жёстколистных вечнозелёных лесов и кустарников по картам атласа

Приложение №1

Руководитель: Наша гр. занималась изучением ПЗ влажных экваториальных лесов, мы исследовали ГП, климатические особенности, характер почвенного покрова, растительности, животного мира, рассмотрели экологические проблемы. И сейчас каждый участник экспедиции отчитается о своей работе.

Влажные экваториальные леса находятся в центральной части материка. Они расположены в бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива. (ответ по карте)

Я изучал климатические особенности. Даже днем в этом лесу царит полумрак. Экваториальный лес - это царство вечного лета, весь год температуры держатся выше+25° С. К полудню набегают тучи, раздаются раскаты грома, сплошной стеной льет дождь. За год выпадает от 1000-2000мм осадков. Это особенности экваториального климата

Почвовед: Я исследовал почвенный покров. Почвы имеют цвет ржавчины, они называются красно- желтые ферраллитные, содержат много железа и алюминия. Почвы не плодородны, в - первых, идёт сильный промыв, а во-вторых, быстрый процесс разложения опада. Эти питательные вещества сразу поглощаются растениями, не накапливаются

В этом лесу даже днём царит полумрак. Экваториальные леса многоярусны: верхний ярус составляют деревья высотой до 50 метров. Они имеют дисковидные корни - подпорки высотой в 4 метра. Стволы настолько толстые, что их не смогут обхватить даже 6 человек. Это гигантские фикусы, сейба. Это светолюбивые растения и растут они не слишком густо. Различные пальмы составляют средний ярус. Они имеют высоту 20-30м, кроны их соприкасаются между собой, образуя плотный навес. В нижнем ярусе растут деревья высотой 10- 15м: каучуконосы, красное дерево, папоротники. Деревья покрыты эпифитами и обвиты лианами. Лианы делают лес практически непроходимым. Под пологом леса растут различные кустарники, бананы - многолетняя трава, которая вырастает за 10 месяцев в высоту 7-8 метров. Стволы деревьев покрыты эпифитами мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой, питание получают из воздуха, атмосферных осадков, отмерших листьев. Экваториальные леса вечнозелёные, т.к. они не сбрасывают листья сразу, а постепенно.

Много животных обитает на деревьях, где сосредоточена вся зелень, много цветов, плодов, семян. Это многочисленные птицы, насекомые, обезьяны. В непроходимых местах сохранились гориллы. В нижнем ярусе, к наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, африканский оленёк, окапи (родственник жирафа). У водоёмов встречаются карликовые бегемоты (ростом до 80 см). В почве водятся змеи, ящерицы, муравьи. Обитает муха цеце, её укусы вызывают гибель скота, а у человека сонную болезнь. Крупных хищников нет. Самый крупный леопард. Во всех ярусах обитают муравьи.

Особенности экваториального леса: многоярусен; непроходим; в нём темно, влажно, душно; там царствует вечное лето, вечное равноденствие, много насекомых, деревья обвиты лианами, покрыты мхом.

Влажные экваториальные леса это «лёгкие планеты» и вырубка лесов может привести к росту углекислого газа. Через 40 лет температура может повыситься на несколько градусов. Начнут таять ледники, повысится уровень Мирового океана. Лес сдерживает наступление пустынь, играет роль хранителя почв, сдерживающих наступление пустынь. Каждый год в мире уничтожается 11 млн. га. Уже сейчас в странах Африки создаются национальные парки с целью сохранения экваториальных лесов.

Приложение №2

Саванна происходит от испанского «сабана», что значит «дикая первобытная равнина».

По внешнему виду - это высокотравная степь. Словно подкова огибает африканский дождевой лес.

Климат субэкваториальный. Летом господствуют экваториальные воздушные массы, зимой тропические. Температура зимой +16º, летом +28º, осадки выпадают по сезонам: летом много, зимой мало, редко. Выражено два сезонна.

В саваннах преобладают красно- бурые почвы. Их цвет определяется количеством железа в почве. Население активно использует эти Земли, т.к. они очень плодородны.

Основа растительности травяной покров, местами до 3м высоты. Среди этого моря трав возвышаются огромные баобабы, акации. Растения приспособлены к засушливому климату: у многих листья мелкие (или сбрасывают на этот период), стебель толстый, в нём накапливается запас влаги, у многих листья видоизменены и превращены в колючки.

В саванне обитают разнообразные крупные животные: антилопы, зебры, слоны, жирафы, буйволы, носороги, по берегам рек встречаются бегемоты. Огромное количество животных объясняется изобилием разнообразной пищи. Много хищников: гепарды, львы, шакалы, гиены, крокодилы. Много птиц: страус, птица марабу, которая обитает только в Африке, птица - секретарь с длинными как у журавля, ногами. Много термитов. Когда наступает сухой сезон, некоторые животные впадают в спячку, укрываются в норах или откочёвывают во влажные места, многие имеют защитную окраску

Особенности саванн: 2 сезона (сухой и влажный), много животных, это открытое пространство, условия благоприятны для выращивания культур (маниока, батата, арахиса и др.)

Природа изменена человеком. Здесь находятся громадные площади распаханных земель и пастбищ. Неправильное ведение сельского хозяйства (выжигание, вырубка деревьев, выпас скота) способствуют тому, что саванна уступает место пустыням. Потери сельхоз земель приводит к гибели скота и посевов, к голоду людей. Для этого в Сахаре создаётся широкая лесная полоса длиной 1500км, который защитит саванну от сухих ветров пустыни.

Приложение №3

Руководитель: Наша группа занималась изучением ПЗ пустыни. Пустыня - это засушливый район с продолжительными периодами жары и засухи или отсутствием атмосферных осадков. На материке пустыни занимают область тропических широт: это пустыня Сахара, Намиб, Калахари. Мы исследовали Климат этой зоны, растительность, животный мир. Слово климатологу.

Климатолог : Климатический пояс, в котором находится зона пустынь - тропический, высокая температура воздуха местами до +58ºС. Температура летом +32ºС, зимой +16ºС.Осадки выпадают редко: В Сахаре до 100мм, в Калахари до 500мм в виде росы. Воздух очень сухой, дождей не бывает по несколько лет, а если и случаются, то капли высыхают, не достигнув земли.

Представьте относительно прохладное утро в Сахаре и огромный огненный шар солнца, поднимающийся над пустыней. Поднимается солнце и раскаляется все вокруг. Воздух горячий как из раскаленной печи. Он настолько сухой, что обжигает губы, и они тут же трескаются. Жар песка выдерживают только мозолистые ноги верблюдов. Великий и властный хозяин пустыни - ветер. Ветер может принести пыльные бури, а может устроить песчаный вихрь - самум. Ночь в пустыне не приносит облегчения. Человек здесь больше страдает от холода, нежели от жары. Столбик термометра может ночью опускаться до - 18° С. В полдень можно слышать громкий треск. Это от перепадов температур трескаются камни.

Почвовед: Сахара - самая большая пустыня мира. Я занимался изучением характера поверхности в этой зоне. Песчаная поверхность занимает лишь малую площадь. В основном это равнины, покрытые камнем и щебнем. Почвы неплодородные. Встречаются солончаки и солонцы. Еще одна пустыня Африки - Намиб. Большую часть пустыни занимают песчаные дюны. Они могут быть высотой до 300 метров. Цвет меняется от бело - желтого до красного в зависимости от содержания в песке окислов железа. Сейчас поверхностных вод в пустыне почти нет, источником водоснабжения являются подземные воды. Сухие русла рек, называют вади. Наиболее богаты подземной водой песчаные пустыни. Наиболее крупные оазисы образуются около артезианских колодцев

Ботаник : Растительность Сахары чрезвычайно скудная, а местами её нет совсем. Кое- где растут отдельные пучки трав и колючие кустарники это верблюжья колючка, саксаул. Эти растения имеют очень длинные корни или колючки вместо листьев. Только в оазисах развивается богатая растительность, растёт финиковая пальма. Она даёт пищу, строительный материал. У некоторых жителей пустынь финики заменяют деньги. Финики можно назвать «хлебом пустыни», их едят сырыми, жаренными, варёнными, вяленными. Из листьев плетут корзины, а из волокна получают верёвки, даже рыбу в оазисах ловят на финики.

В пустыне Намиб растёт удивительное растение вельвичия. Это дерево, оно имеет ствол до 1м в диаметре, от которого отходят два плотных кожистых листа длиной до 3 м. Листья сохраняются на всей жизни растения более 100 лет. Со временем листья расщепляются, образуя длинные ленты, за что вельвичию называют осьминогом пустыни.

Зоолог: Я изучал животный мир пустыни. Повсеместно распространены лисица фенёк, антилопы, которые в поисках пищи и воды могут пробегать большие расстояния, верблюды. Много пресмыкающихся: змей, черепах, ящериц ведущих в основном ночной образ жизни, так как они днём скрываются в норах, они могут долго обходиться без воды. Их хищников встречаются гиены, шакалы.

Эколог: В настоящее время через Сахару проложены асфальтированные дороги, в местах добычи полезных ископаемых возникли новые города и поселки, возросло количество населения, занимающегося сельским хозяйством. Но эти по существу своему позитивные процессы в условиях крайне уязвимой природы Сахары повлекли за собой и нежелательные явления. В настоящее время площади пустынь в северной части Африки увеличиваются. Наблюдаемый процесс наступления пустыни на юг, в сторону саванн, идет очень быстро. Вытаптывание почвы скотом, выжигание и вырубание кустарниковой и древесной растительности по границе пустыни способствуют разрушению почвенного покрова, развеванию песков и высыханию водоемов.

По некоторым данным, Сахара продвигается на юг со скоростью примерно 1 км в год.

Приложение №4

Задание для 1 группы

Дорогие ребята!

Африка красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло - т.к. именно вам выпала честь исследовать природную зону влажных экваториальных лесов!

1. Распределите обязанности в группе. Каждый участник группы готовит подробный рассказ по одному из пунктов. 1-й ученик по географическому положению, и по климату 2-й по почвам, и по растительности, 3-й по животному миру, и характеризует экологические проблемы данной зоны, 4-й особенности влажных экваториальных лесов.

1-й Определите по карте «Природные зоны Африки», где располагаются влажные вечнозеленые леса? Покажите на карте. Определите по климатической карте Африки климатические условия этой природной зоны? (определите климатический пояс, температуру зимой и летом, количество осадков, и их режим, особенности климата)

2-й. По почвенной карте определите тип почв в экваториальном лесу. Почему почвы не плодородные. Используя текст учебника на стр. 123-124 и дополнительный материал «Влажный экваториальный лес» определите какие растения произрастают в этих лесах?

3-й Используя текст учебника и дополнительный материал «Коллаж животные Африки» определите какие виды животных обитают в этих лесах? Назовите главные особенности этого леса

4-й. К чему может привести вырубка экваториального леса? Используйте дополнительный материал

Задания для второй группы

Дорогие ребята!

Африка красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло - т.к. именно вам выпала честь исследовать природную зону саванн.

Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции.

1. Распределите обязанности в группе. Каждый участник группы готовит подробный рассказ по одному из пунктов: 1-й ученик по географическому положению и по климату, 2-й по почвам и по растительности, 3-й по животному миру и характеризует экологические проблемы данной местности, 4-й определяет особенности данной природной зоны саванн.

Капитаны отвечают за подготовку группы

1-й. Определите по карте «Природные зоны Африки», где располагаются саванны. Покажите их на карте. Что называется саванной? Определите по климатической карте (стр. 7) в пределах, какого климатического пояса лежит эта природная зона. По карте «Климат Африки» определите климатические условия этой природной зоны: Воздушные массы, температура зимой и летом, осадки и их режим.

2-й. По карте «Почвы мира» определите тип почв в саванне и дайте ему характеристику. Используя дополнительный материал «Описание саванны» определите какие растения растут в этой зоне, как они приспособлены к засушливому периоду.

3-й. Используя дополнительный материал « Описание саванны» и коллаж «Животная саванны» определите какие животные обитают в этой природной зоне, как они приспособлены к открытому пространству? Назовите главные особенности этой природной зоны - зоны саванн

4-й ученик, Какие изменения произошли в природе саванн в связи с хозяйственной деятельностью человека? Используйте дополнительный материал

Капитану и дружному экипажу желаю удачи.

Задания для третьей группы

Дорогие ребята!

Африка красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло - т.к. именно вам выпала честь исследовать природную зону пустынь.

Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции.

1. Распределите обязанности в группе. Каждый участник группы готовит подробный рассказ по одному из пунктов. 1-й ученик по географическому положению и по климату, 2-й по почвами и по растительности, 3-й по животному миру и характеризует экологические проблемы данной зоны, 4-й особенности зоны пустынь.

Капитаны отвечают за подготовку группы

1-й Что такое пустыня? Определите по карте, какие пустыни вы увидели на территории Африки? Покажите их на карте. В пределах, какого климатического пояса лежит эта природная зона? Определите по климатической карте Африки климатические условия этой природной зоны? (Определите температуру зимой, летом, количество осадков, их режим, особенности климата. Максимальные и минимальные температуры)

2-й. По почвенной карте определите тип почв в пустыне и дайте ему характеристику. Какую воду используют жители? Как называются уголки жизни в пустыне? Каков характер растительности этой зоны? Что значит финиковая пальма для жителя пустыни? Использовать дополнительный материал для ответа.

3-й. Какие животные обитают в пустынях? Как они приспособились к условиям пустыни? Определите особенности этой природной зоны пустыни

4-й. Определите экологические проблемы зоны пустынь

Капитану и дружному экипажу желаю удачи .

Тест по теме «Природа Африки»
1 вариант

Укажите высшую точку Африки
А) г. Тубкаль Б) влк. Килиманджаро В) г. Кения Г) влк. Камерун

Какие горы находятся на северо-западе Африки?
А) Капские Б) Драконовы В) Атлас Г) Эфиопское нагорье

Какие воздушные массы не свойственны Африке?
А) экваториальные Б) тропические В) умеренные Г) субэкваториальные

Для какого климатического пояса характерно очень жаркое лето, малое количество осадков, безоблачное небо?

Какие склоны Драконовых гор получают наибольшее количество влаги?
А) северные Б) южные В) восточные Г) западные

Какая река полноводна круглый год?
А) Нил Б) Замбези В) Конго Г) Оранжевая

В каком климатическом поясе находятся саванны?
А) в экваториальном Б) в тропическом В) в субтропическом Г) в субэкваториальном

Укажите крупного хищника влажных экваториальных лесов (гилеи)
А) леопард Б) гепард В) тигр Г) лев

В какой природной зоне обитают зебры, гепарды, львы?

В каком климатическом поясе Африки весь год идут дожди, сопровождаемые грозами?
Почему река Конго несудоходна?

№1
План анализа
№2



Тест по теме «Природа Африки»
вариант

Где находится высшая точка Африки?
А) в Драконовых горах Б) в Капских горах В) в горах Атлас Г) на Восточно-Африканском

· плоскогорье

Что находится на стыке двух литосферных плит?
А) Капские горы Б) Драконовы горы В) Атлас Г) нагорье Тибести

Африка является самым. материком
А) сухим Б) влажным В) жарким Г) холодным

Для какого климатического пояса характерны высокие температуры и ярко выраженные сезоны: сухой и влажный?
А) экваториального Б) субэкваториального В) тропического Г) субтропического

Какая часть Африки наиболее сухая?
А) северная Б) южная В) восточная Г) западная

Какая река бассейна Индийского океана самая крупная?
А) Нил Б) Замбези В) Лимпопо Г) Оранжевая

В какой природной зоне наблюдается самое большое в мире скопление крупных животных?
А) саванны Б) пустыни В) гилея Г) полупустыни

Какие из перечисленных животных обитают в зоне саванн?
А) гориллы, жирафы Б) макаки, окапи В) слоны, жирафы Г) шимпанзе, гепарды

В какой природной зоне произрастают баобабы и акации?
А) саванны Б) пустыни В) гилея Г) полупустыни

Почему на побережье Атлантического океана в Южной Африке почти не бывает дождей?
Почему озеро Чад меняет сои очертания?
Проведите сравнительный анализ климатограмм, приведенных ниже:
№1
План анализа
№2

Определите годовой ход температуры.

Сравните t января и июля. Рассчитайте амплитуду температур.
Какое количество осадков (мм\год)? Каков режим осадков в течение года?
Сделайте вывод: в каком климатическом поясе расположен данный населенный пункт?

Рисунок 2Рисунок 1315

Животный мир экваториальных лесов богат и разнообразен. Элементы экваториальных лесов проникают в тропики по побережью Центральной Америки, на Мадагаскар.

Основная доля экваториальных лесов располагается в Африке и в Южной Америке, однако они встречаются и в Евразии, преимущественно на островах.

Это природная (географическая) зона, тянущаяся вдоль экватора с некоторым смещением к югу от 8° с.ш. до 11° ю.ш. Климат жаркий и влажный. Такие климатические условия данной зоны способствуют развитию пышной вечнозеленой растительности со сложным ярусным строением леса.

Деревья здесь мало ветвятся. У растений нижнего яруса листья, наоборот, тонкие и нежные. Экваториальные леса Южной Америки называются сельвой (порт. - лес) . Эта зона здесь занимает гораздо большие площади, чем в Африке.

Почвы экваториальных лесов Африки

Многие животные обитают на деревьях. К наземным обитателям относят мелких копытных (африканский оленек и др.) .

В экваториальных лесах Африки живет родственник жирафа - окапи, обитающий только в Африке. Тропические леса Африки – источник высококачественной ценной древесины, которую дают эбеновое, красное и палисандровое деревья.

Природные зоны Африки

Животные влажных экваториальных лесов Африки представлены в основном видами, ведущими древесный образ жизни. Тропические леса – царство обезьян, таких как мартышки, павианы, мандрилы. В реках и на их берегах живут крокодилы и карликовые бегемоты.

Так же многие растения экваториальных лесов дают не только ценную древесину, но и плоды, сок, кору, которые используются в технике и медицине.

В результате значительной вырубки площади под ними резко сокращаются. Крупные растения обвиты лианами. Так же красно-желтые ферраллитные почвы влажных экваториальных лесов непригодны для земледелия, лучше всего для этого подходят молодые почвы, образовавшиеся на вулканических породах.

Население влажных экваториальных лесов Влажный и жаркий климат экваториального пояса нельзя назвать благоприятным для здоровья человека.

Африканские джунгли - животный мир.

Для того чтобы накормить племя мужчины добывают пропитание охотой, рыболовством и собирательством. Во влажных тропических лесах недостаток солнечного света на нижнем ярусе, как правило, сильно препятствует образованию подлеска.

Деревья во влажных тропических лесах имеют несколько общих характеристик, которые не наблюдаются у растений менее влажных климатов.

К ним относятся наиболее характерные деревья первого яруса.

В Америке их представляют виды свитении, в Африке - виды кайи, энтандрофрагмы. Эти растения теневыносливы, у них как правило тяжёлая и твёрдая древесина, например габонское красное дерево (Aucoumea klainiana).

В структуре дождевого тропического леса обычно различают 3 древесных яруса. Верхний ярус состоит из отдельных гигантских деревьев высотой 50-55 м, реже 60 м, кроны которых не смыкаются.

Растительный мир джунглей Африки

Велика роль споровых растений: папоротников и плаунов. Этот ярус состоит из небольшого количества очень высоких деревьев, возвышающихся над пологом леса, достигающих высоты 60 метров (редкие виды достигают 80 метров). Кроны большинства высоких деревьев образуют более или менее непрерывный слой листвы - полог леса.

Обычно высота этого уровня 30 - 45 метров.

Исследование полога леса до сих пор находится на ранней стадии.

Природные зоны Африки

Между пологом леса и лесной подстилкой существует ещё один уровень, называемый подлесок. В нём обитает ряд птиц, змей и ящериц. Несмотря на бурную растительность, качество почвы в таких лесах оставляет желать лучшего. В тропических лесах эпифиты в основном из семейств Орхидные и Бромелиевые.

Тропические дождевые леса являются источником древесины, пищевых, генетических, медицинских материалов, полезных ископаемых.

Тропические леса также отвечают за круговорот около 28 % кислорода в мире. Часто дождевые тропические леса также называют «легкими Земли».

Экваториальные леса занимают территорию Амазонии в Южной Америке, долины реки Конго и Луалабы в Африке, также располагаются на Больших Зондских островах и на восточном побережье Австралии.

В кронах деревьев экваториального леса, возможно, проживает 40% всех животных планеты! Его исследование особенно затруднено, поэтому полог экваториального леса образно назвали ещё одним неизвестным живым «континентом».

Крупные животные просто не смогли бы передвигаться по труднопроходимым дебрям экваториальных джунглей.

Влажные экваториальные леса характеризуются наличием нескольких ярусов растений. При просмотре презентации выпишите животных обитающих в экваториальных лесах Африки. Первое впечатление от экваториального леса – это хаос в природе.

размещено в:Тело ⋅ Помечено:Мир

География 7 класс

«Информация о Франции» — Сооружена в 1806-1836 по распоряжению Наполеона архитектором Жаном Шальгреном. Патрик Виейра. Впоследствии реабилитирована и причислена Католической церковью к лику святых. Christian Dior. Valencay. Lacoste. Триумфальная арка. Зинедин Зидан. Символом и логотипом компании является изображение зеленого крокодила. Ален Делон. Шарль Перро.

Жанна Д’Арк. Bugatti Automobiles S.A.S. Высота 49,51 м, Ширина 44,82 м, Высота свода 29,19 м.

«Вопросы по Африке» — Климат. Побережье Атлантического океана. Территория.

«Природные зоны Африки» - урок географии в 7-м классе

Пустыня Намиб. Африка. О какой природной зоне идет речь. Золотой берег. Расположение крупных форм рельефа. Морские течения. Плита. О каком растении идет речь. Природные зоны. Животное. Население и страны. Кордильеры и Анды. Географы. Озера. Население. Географическое положение. Опишите одежду туарегов. Климат и внутренние воды.

Внутренние воды. Географическое положение и рельеф.

«Особенности географического положения Африки» — План характеристики материка. В Африке протекает самая длинная река мира.

Географическое положение Африки. Работа в контурных картах. Географическое положение материка Африка. Знакомство с ФГП материка. Моря и океаны, омывающие Африку. Разгадай кроссворд. План описания ФГП материка. Климатические пояса Африки. Тема урока.

«История исследования Африки» — Географический диктант.

История открытия и исследования материка. Логический опорный конспект. История исследования береговой линии. Проверка географического диктанта. Климатические пояса Африки. Субэкваториальный пояс.

Географическое положение Африки. Материк. Экваториальный пояс. Площадь материка. Тропический пояс. План описания географического положения.

«Австралийский континент» — План урока. Большой Барьерный риф. Виллем Янсзон Блау. Рельеф Австралии. Полезные ископаемые. Николай Николаевич Миклухо- Маклай. Джеймс Кук. Сообщение темы и цели урока. Самоанализ урока. Как же открывали Австралию. Изучение нового материала. Цели урока. Площадь Австралии. Австралия. Географическое положение Австралии.

Номенклатура.

«Учебник по географии для 7 класса» — Изучение материка. Общеземлеведческая составляющая курса. Овладение основными видами учебной деятельности. Деятельность учащихся. Глобальный мир XXI века. Теоретические знания. География в школе XXI века. Структурные компоненты. Современное общество основано на знаниях.

Смена моделей учения. Особое место в этой работе занимает учебник. Компонент надпредметного содержания. Основы географической науки.

Всего в теме «География 7 класс» 130 презентаций

5klass.net> География 7 класс> Природные зоны материка Африка> Слайд 7

Ответ оставил Гость

I. Экваториальные влажные леса.Это природная (географическая) зона, тянущаяся вдоль экватора с некоторым смещением к югу от 8° с.ш. до 11° ю.ш. Климат жаркий и влажный. Круглый год средние температуры воздуха составляют 24-28 С. Времена года не выражены. Выпадает не менее 1500 мм атмосферных осадков, так как здесь область пониженного давления (см. Атмосферное давление) , а на побережье количество атмосферных осадков увеличивается до 10000 мм.

Осадки выпадают равномерно в течение всего года.Такие климатические условия данной зоны способствуют развитию пышной вечнозеленой растительности со сложным ярусным строением леса. Деревья здесь мало ветвятся. Они имеют дисковидные корни, крупные кожистые листья, стволы деревьев поднимаются как колонны и только наверху раскидывают свою густую крону. Блестящая, как бы лакированная поверхность листьев спасает их от чрезмерного испарения и ожогов палящего солнца, от ударов дождевых струй при сильных ливнях.

У растений нижнего яруса листья, наоборот, тонкие и нежные.Экваториальные леса Южной Америки называются сельвой (порт. - лес) . Эта зона здесь занимает гораздо большие площади, чем в Африке.

Сельва влажнее, чем африканские экваториальные леса, богаче видами растений и животных.Верхний ярус экваториальных лесов образуют фикусы, пальмы (200 видов) . В Южной Америке в верхнем ярусе произрастает сейба, достигающая высоты 80 м. В нижних ярусах растут бананы, древовидные папоротники. Крупные растения обвиты лианами.

Многие животные обитают на деревьях. Многочисленны обезьяны - мартышки, шимпанзе. Разнообразны птицы, насекомые, термиты. К наземным обитателям относят мелких копытных (африканский оленек и др.) . В экваториальных лесах Африки живет родственник жирафа - окапи, обитающий только в Африке. Наиболее известным хищником сельвы Южной Америки является ягуар. Постоянно влажные условия позволили лягушкам и ящерицам распространиться на деревьях в экваториальных лесах.

Природные зоны Африки (7 класс)

К ним можно отнести эбеновое дерево, древесина которого имеет черный или темно-зеленый цвет. Многие растения экваториальных лесов дают не только ценную древесину, но и плоды, сок, кору для использования в технике и медицине.Элементы экваториальных лесов проникают в тропики по побережью Центральной Америки, на Мадагаскар.Основная доля экваториальных лесов располагается в Африке и в Южной Америке, однако они встречаются и в Евразии, преимущественно на островах.

В результате значительной вырубки площади под ними резко сокращаются.

Экваториальные леса Африки

В центре Африки в бассейне большой африканской реки Конго к северу и югу от Экваториальной линии и вдоль берегов залива Гвинея относятся влажные экваториальные леса Африки. Лесная зона расположена в экваториальной климатической зоне. Весь год жаркий и влажный. Обычно погода жаркая и ясная. Солнце поднимается больше и горит больше. При увеличении температуры испарение увеличивается.

Он становится влажным и влажным, как в теплице. После полудня кучевые облака появляются в небе и сливаются в тяжелые облака свинца. Первые капли упали, и разразилась сильная буря.

Ему нравится один или два часа, иногда даже больше. Дождевая вода течет через лес. Бесчисленные потоки объединены в глубоких глубоких водах. К вечеру снова чувствуется погода. И так почти каждый день из года в год.

Во всем мире есть избыток воды.

Презентация «Природные районы Африки»

Вода насыщена влажностью, а растения и почва пропитаны водой. Большие пространства переполнены или затоплены. Богатство тепла и влаги придает приоритет пышному развитию более толстых вечнозеленых растений.

Жизнь растения в экваториальных лесах никогда не прекращается. Деревья расцветают, приносят плоды, сбрасывают старую листву и одежду в новом круглый год.

Деревья экваториальных лесов растут на нескольких уровнях. Верхний слой состоит из большинства филофильных растений.

Под многоэтажным зеленым сводом леса вечные сумерки. Только там и там луч солнца пробивается сквозь листья.

В освещенных местах растут жирные волосы. Ее волосы едят пальмовый гриб. На 1 гектаре экваториального леса можно рассмотреть 100 или более видов деревьев. Среди них много ценных пород: черное дерево (эбеновое), красное, палисандр. Их древесина используется для производства дорогой мебели и экспортируется в больших количествах.

Африканские леса являются родиной кофе. Бананы также являются коренными африканцами. Какао-дерево было доставлено из Америки. Большая площадь занята плантациями какао, кофе, бананами, ананасом.

Большинство животных приспособлено к жизни на деревьях.

Млекопитающие характеризуются многочисленными обезьянами. Правитель африканского экваториального леса, крупнейшей в мире антропоидной обезьяны, является гориллой.

Любимые продукты горения являются ядром банановых стеблей. Они горят очень мало, и охота на них строго запрещена. Существует лесная антилопа Бонго, африканский дикий кабан, а в глубине леса вы можете встретить очень редко скопившиеся акапиды животных. От хищников — леопард, который полностью лезет по деревьям.

Мир птиц очень богат: карусель — это носорог, попугай, конголезский павлин, крошечные нектары, питающиеся растительным нектаром. Многие змеи, в т.ч. токсичные, хамелеоны, питающиеся насекомыми.

Жители экваториальной лесной зоны — прекрасные охотники.

Важность охоты еще больше, так как развитие животноводства ограничивает распространение мертвых волков. Укусы этих мух смертельны для домашнего скота и вызывают серьезные заболевания у людей. Рыбные реки. И рыбалка важнее охоты. Плавание опасно. Есть много крокодилов.

Африка - редкое место на Земле, где торжествует географическая зональность. Нигде так ясно не разграничены природные зоны материков. Африка демонстрирует это деление прямо на карте. Крайний север и юг отличаются жестколистными вечнозелёными лесами с кустарниковым подлеском, далее следуют полупустыни и пустыни, затем саванны, а по центру - переменно-влажные и постоянно-влажные леса. Такая широтная зональность слегка нарушается в горах и нагорьях, но их на континенте немного. Такова Африка - природные зоны разграничены необычайно чётко, что касается и климата, и флоры, и фауны.

Достопримечательности

К Африке помимо материка относятся и острова. Их не так мало: сравним площадь большой земли - 30 300 000 квадратных километров и площадь островов - 1 100 000. Мадагаскар - самый крупный остров - имеет 587 000 квадратных километров.

Красивейший в мире водопад - Виктория. Это одна из самых выдающихся достопримечательностей континента. Река Замбези низвергается в стометровую (очень узкую!) расщелину длиной больше километра и в сто с лишним метров высотой. Шум воды слышен в радиусе сорока километров, брызги же и туман от падения воды поднимаются на полкилометра вверх, их можно наблюдать на расстоянии пятидесяти километров. Нигде нет таких изумительно красивых лунных радуг от преломления лучей.

Северо-восток Африки не менее знаменит. Здесь среди пустыни вздымается гора Килиманджаро. Это древний вулкан, который является самой высокой точкой континента (5 895 метров над уровнем моря). То, что Килиманджаро изумительно красив, видно на многие десятки километров с любой стороны - вулкан, как столп, возвышается среди ровных кенийских и танзанийских саванн. Покатые склоны поднимают взгляд к плоской продолговатой вершине - двухкилометровой гигантской кальере, обширной котловине на пике вулкана.

Самая же низменная точка материка - озеро Ассаль - находится на 153 метра ниже уровня моря. Это кратерное озеро расположено в Джибути. Ниже этого озера только Мёртвое море.

Осталось добавить, что в Африке пятьдесят семь стран, самая крупная по площади - Судан. Климат в Африке очень жаркий, вероятно поэтому численность населения обгоняет все остальные материки, кроме Азии. По площади Африка тоже занимает второе место.

Зона экваториальных лесов

По обе стороны экватора, вдоль бассейна реки Конго и на побережье Гвинейского залива, располагаются как постоянно-влажные, так и переменно-влажные леса, которыми славится Африка. Природные зоны здесь образовались из-за разницы в количестве тепла и влаги. Почвы здешних лесов - красные и жёлтые - получают всё это в избытке.

Состав тропических лесов разнообразен. Виды деревьев насчитывают более тысячи наименований. Верхние ярусы - более восьмидесяти метров высотой - образовали фикусы, масличные пальмы, дерево колы и другие. Ниже поселились бананы, древовидные папоротники, кофейные деревья (либерийский вид), ценные сандаловые, каучуконосные и красные деревья ,

Животный мир тропических лесов

Животный мир богат и разнообразен в здешних местах. Многочисленны обезьяны. Кроме мартышек и шимпанзе, они представлены ещё десятком видов. Собакоголовые павианы совершают набеги на африканские плантации. Эти обезьяны отличаются редкой сообразительностью - боятся только вооружённых людей, даже человек с палкой в руках не заставит их пуститься наутёк. Африканские гориллы - человекообразные обезьяны - достигают двухсот пятидесяти килограммов живого веса, имеют рост до двух метров и мало кого боятся вообще.

Восточная Африка отличается богатством фауны кораллов - более четырёхсот видов. Морские моллюски особенно распространились в водах Западного региона Индийского океана - более трёх тысяч видов только брюхоногих. Восточно-Африканские озёра богаты пресноводными моллюсками.

К югу от пустыни Сахары поселилось до двадцати процентов глобального разнообразия мира насекомых - более ста тысяч видов. Многие очень опасны для человека - малярийные комары, например, или муха цеце.

Пресноводные рыбы в озёрах континента насчитывают три тысячи видов. Морских рыб в Индийском океане более двух тысяч только в прибрежных водах. Среди амфибий особенно знаменита гигантская лягушка-голиаф.

Африканские рептилии

Рептилии, коими особенно богата Африка, - природные зоны континента, можно сказать, кишат разнообразием их видов, - расселились практически повсеместно. Это пеломедузовые и сухопутные черепахи, а также ящерицы поясохвостные, сцинки, агамы, вараны разных видов... А самое большое количество хамелеонов проживает на Мадагаскаре.

Много десятков видов змей, среди которых наиболее опасны для путешественников мамбы, кобры, африканские ядовитейшие гадюки, огромные питоны. Крокодилы в Африке тоже самые настоящие и чрезвычайно опасны - целых три вида: африканский тупорылый, африканский узкорылый и нильский.

Рептилии поселились всюду, поскольку позволяет география - природные зоны Африки, отличаясь климатом, повторимся, пригодны для проживания рептилий практически повсеместно.

Птицы и млекопитающие

Обитателями Африки считаются более двух с половиной тысяч видов птиц, среди которых многим видам грозит исчезновение. Характерны для континента: птица-секретарь, нектарницы, африканские страусы.

Особенно много видов попугаев, из самых известных, например, жако. Интереснейшие птицы - аисты марабу, цесарки, турако, птицы-носороги, есть даже пингвины. Огромное количество воробьинообразных - до полутора тысяч видов.

Млекопитающих в Африке тоже великое разнообразие - более тысячи названий. Особенно отличается количеством животных Восточно-Африканское плоскогорье. Там, где меняется климат Африки, природные зоны характеризуются распространением тех или иных видов млекопитающих. Тропические леса населяют экзотические виды: виверры, иглохвостые летяги, кистеухие свиньи, карликовые бегемоты, много видов антилоп, окапи, дукеры, бонго. Только человекообразных обезьян тут четыре вида. А на Мадагаскаре прижились обаятельные лемуры и руконожки.

Мегафауна Африки представлена наиболее широко. Нет в мире мест, где сохранились бы с доисторических времён такие крупные животные, как слоны, львы, бегемоты, жирафы, гепарды и леопарды, носороги чёрные и белые... Перечислять, какие животные средиземноморской природной зоны Африки существуют по сей день, можно очень долго. Это и антилопы, и буйволы, и зебры, и гиены, и дикообразы, и бородавочники. А уж всех грызунов - зайцеобразных и сурикатов - знают, наверное, только специалисты.

Саванны

Климат Африки природные зоны тоже подразделяют чётко. Южнее и севернее экватора влажность экваториальных лесов быстро уменьшается, они беднеют по составу, в сплошной массив леса внедряются пятна саванн. Джунгли сначала прореживаются, затем вообще остаются лишь в границах речных долин. Вместо вечнозелёных видов деревьев появляются листопадные.

Саванны Африки занимают около сорока процентов всей площади. Конечно, они резко отличаются от лесов экватора. Сразу видно, какие в Африке природные зоны и как они разделяются. Продолжительность сезона дождей сильно влияет на внешний вид местности - почвы и растительность меняются.

Недалеко от экваториальных лесов сезон дождей длится семь-девять месяцев, поэтому образуются красные или ферраллитные почвы, трава вырастает до трёх метров высотой. Далее к северу и югу, где дождь идет менее полугода, почвы красно-бурые, травы ниже. Зато появляются баобабы и зонтикообразные акации.

Ближе к границе с полупустыней влажность значительно уменьшается, поскольку сезон дождей продолжается лишь два-три месяца в году. Здесь саванны опустынены, растут колючие кустарники и травы: молочаи и древовидные растения.

Пустыня Сахара

Природная зона пустынь Африки занимает тоже значительную площадь и в северной, и в южной частях материка. Самая крупная пустыня - Сахара, пять тысяч километров с востока на запад и две тысячи километров с севера на юг. Она пересекает материк от Красного моря до Атлантического океана.

На самом деле, там группа пустынь, некоторые очень крупные, например, Ливийская, Аравийская. На севере страны Судан - Нубийская. В Алжире пустыня называется Большим Западным и Большим Восточным Эрги.

Здесь самая высокая температура на земном шаре - +59 в тени. Самое интересное, что на этой территории находится город Триполи. Здесь же самая большая площадь в мире, занятая песчаными пустынями, - шестьсот тысяч квадратных километров. Именно в этих местах самое малое количество осадков на Земле - в целом ряде районов они не выпадают никогда вообще. А в Западной Сахаре перепады температур дневной и ночной превышают тридцать градусов.

Островки жизни

Только в оазисах Сахары жизнь прекрасна: растительность богата, животный мир разнообразен. Впрочем, многие животные приспособились и к климату самой пустыни: антилопы орикс, аддакс, газели пробегают огромные расстояния в поисках воды. Грызуны Сахары многочисленны: хомяковые, мышиные, тушканчиковые, беличьи. Поэтому есть и хищники: гиены, шакалы, гепарды, лисицы. Много птиц - как перелётных, так и постоянно живущих в пустыне. И уж конечно, изобилие рептилий: черепах, змей, ящериц.

Калахари и Намиб

К югу от экватора две другие знаменитые пустыни - Калахари и Намиб. Прибрежная Намиб велика - полторы тысячи километров протяжённостью - прохладна и очень сурова. Растительность, тем не менее, разнообразна: молочаи, толстянковые, эндемичные виды. Растение вельвичия вообще уникально и растёт только здесь - у него короткий и толстый стебель, от которого по земле стелются трёхметровые листья.

Одной из самых жарких пустынь мира считается Калахари. В Южной Африке она и самая большая - стелется песками по ЮАР, Намибии, Ботсване. Самое главное то, что она растёт постоянно и неотвратимо, продвигается в пространстве: пустыня уже пришла в Анголу, Замбию и Зимбабве, хотя это царство песка и так занимает около шестисот тысяч квадратных километров.

Пустынные пейзажи Калахари разнообразны и великолепны. Песок окрашен природой во все оттенки красного цвета - от бледно-розового до почти коричневого. Здесь постарались окиси железа, содержащиеся в песке, но кажется, что это безжалостное солнце докрасна выжгло землю. И даже не верится, что не слишком далеко к северу многоярусные тропические леса взрастила на своей земле Африка, природные зоны которой отличаются такими резкими контрастами.

«Природные зоны в Африке» - Особо охраняемые природные территории. Природные зоны Африки. Гилея. Здесь зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58°С… Живет растение очень долго- до 1500 лет, а то и больше! Заповедник закрыт для посетителей. Бегемот. Основные задачи урока. Пустыня Сахара. Эндемики саванны. Национальный парк открыт для посещения.

«Природные зоны России» - Краснозобая казарка. Лемминг. Белая сова. Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья. Птицы. Оленеводство. Добыча полезных ископаемых. Птица, прекрасный рыболов. Несвоевременный перегон оленьих стадов. Зона арктических пустынь. Рыба, обитатель северных морей. Охраны природы.

«Природные зоны России 4 класс» - Тест Викторина 3. Практическая работа. Задачи. Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке используя компьютерные смайлики. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Выделять природные зоны. Окружающий мир, изобразительное искусство, 4 класс. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

«Природные зоны России» - В словарь. Гагара. Смешанный лес. Степь. Арктика. Пустыня и полупустыня. Вопросы: Какие существуют закономерности в размещении природных зон России? Какие природные зоны расположены в Евразии? Пустыня. Детеныш тюленя. Животные арктической пустыни. Тема урока. "Природные зоны России". Тайга.

«Урок Природные зоны России» - Черноморское побережье. Самая маленькая по территории природная зона? Дразнит наше обонянье Дух картошки у костра. Дым костра,углей сиянье, Серый пепел и зола. А сейчас отправимся туда, Где солнце,воздух,теплая вода. Зона арктических пустынь. Тундра. На все стороны путь: Ни лесочка,ни гор. Зона степей.

«Зоны Африки» - При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи. 1000видов В лесу сумрак и сырость. Буйволы. Баобаб. Способы приспособления животных к выживанию. Жираф. Практическая работа №13 Определение причин разнообразия природных зон материка. Смена сухого и влажного сезонов года. Лианы,

Тема урока: Природные зоны Африки.

Цели и задачи: Сформулировать представление о многообразии, богатстве организменного мира, природных зон Африки; почвы природных зон, объяснять закономерности размещения природных зон и зависимые изменения природных зон от деятельности человека; формировать умение работать в коллективе, воспитывать ответственность и уважение к мнению одноклассников; реализовывать личностно ориентированный подход к каждому ученику, создать условия для проявления своих творческих способностей; развивать, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций; развивать географическое мышление, устную речь; воспитывать формирование чувства товарищеской дружбы.

Оборудование: физическая карта Африки, карта природных зон Африки, таблицы, книги, фотографии, рисунки, плакаты.(бананы,кокос)

Ход урока:

I.Организационный момент

Знакомство учащихся с объемом работы, который надо выполнить на уроке (закрепление знаний по теме «Внутренние воды», изучение природных зон)

II.Проверка домашнего задания(закрепление знаний по пройденным темам)

1.Проверочный тест по уровням сложности+ карточки-тесты.

2.Индивидуальный опрос «Игра. Узнай меня по описанию»(одновременно работа с картой и характеристикой рек)

Течет в Африке река

Широка и глубока

Целый день и круглый год

Получаем массу вод. (Конго)

Совсем 2 разные реки

Объединяясь в иную реку

По разным странам протекая

Пустыню величайшую встречая

Но вод своих-то совсем - не теряет. (Нил)

Слышен шум издалека

Этот шум дает река

Изучал ее Ливингстон,

Водопаду дал имя он. (Замбези)

На берегах озера(…Чад)

Когда-то проводил колдун обряд

Теперь здесь точит острый рог

Большой сердитый носорог.

Там зимою нет дождей,

И река стала мелей.

Резко направление сменив,

Спешит она в Гвинейский залив. (Нигер)

В каких климатических поясах самая густая речная система? Почему?

Почему большинство Африканских рек впадает в Атлантический океан?

Дети задают вопросы и потом на них отвечают.

III. Изучение нового материала

1.Сообщение темы урока.

Природные зоны Африки.

Цели: а) Блок-схема- разбивка на кластеры(блоки идей)

Природные зоны Африки:

Влажные экваториальные леса

Жестколистные леса.

б) Используем прием (З-ХУ-У)

Хотим узнать

Например:

Что такое природная зона?

Какие природные зоны расположены в Африке?

Природная зона-это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения,почв, растительного и животного мира.

Экваториальные леса- разновидность тропических дождевых лесов, отличающаяся наибольшим богатством видового состава деревьев.

2.Характеристика зоны влажных экваториальных лесов.

Работа с опорой на наглядный материал. Анализ соответствующих карт. О чем пойдет речь.

В Африке, в Африке есть чудо лес.

В этом лесу невиданном –красота,

Днем и ночью там темнота,

А зимой и летом там теплота,

А мартышкам здесь лепота.

Крупный хищник там есть леопард,

И похож на него очень гепард.

А гориллы уж так вопят,

Что не будешь бананам рад.

И хотя в этом лесу красота,

Не хотел бы в нем жить никогда.

Африка, Африка- материк чудес!

Наконец-то миновали экваториальный лес.

Много света и простора- красота.

Травы сочны и высоки- вот это да!

Ну, а редко, очень редко там и тут

Баобабы и акации цветут.

А животных здесь так много, просто тьма,

В зоопарк ходить не надо никогда.

Есть жирафы, носороги и слоны,

Зебры, буйволы и хищные львы.

Вой шакалов раздается по ночам,

И плюется ядом кобра сгоряча.

Плюнет, ядом попадет прямо в глаз,

Ну и кобра- настоящий глаз-алмаз.

Описание природной зоны выполнить в виде таблицы

Климатический пояс

Природная зона

Географическое положение

Климатические условия

Растительный мир

Животный мир

Экваториальный

Влажные экваториальные леса

Расположены по обе стороны от экватора в бассейне р.Конго и вдоль Гвинейского залива к северу от экватора

Большое количество тепла в течении всего года температура января +24,температура июля +24max+37;

Осадки 1000-3000

Красно-желтые ферраллитные неплодородны

Сейба,фикусы,пальмы,бананы,папоротники, лианы

Много обезьян,горилы, змеи,муха цеце,леопард и тд

Проблемная ситуация

Почему почвы влажно экваториальных лесов неплодородны?

Причина: что будет после уничтожения растительности, которая питает лишь верхний слой толщиной 2-3 м

Деревья добывающие основные элементы питания не из почвы, а через листву, которые не в силах лишить их даже хлесткие ливни с ветрами, сметающими все на своем пути. Стоит вырубить деревья и земля на оголенных участках быстро высыхает, дожди не встречаю сопротивления, смывает в реки поверхностный плодородный пласт почвы. Солнце поджаривает землю наподобие сухой корки, на которой уже не сможет приняться никакая растительность.

Климатический пояс

Природная зона

Географическое положение

Климатические условия

Растительный мир

Животный мир

Субэкваториальный

Занимают 40% площади

Смена ЭВМ и ТВМ влажный сезон, сезон дождей, травы от 2-9м.

Основная черта природы- сезонность, Сухой сезон- травы выгорают, деревья сбрасывают листву.

Зависят от продолжительности сезона дождей Ближе к экватору красно-ферраллитные- сезон дождей 7-9 мес. Травы до 3м.,рощи с редко стоящими деревьями.

Красно-бурые-сезон дождей 6 мес.

Баобабы ближе к экватору

Акации с плоской зонтикообразной кроной на границе с полу кустами сухие кусты

Разнообразие крупных животных.

Антилопы,зебры,жирафы,слоны,бегемоты,гепарды,львы.

Самая маленькая-нектарница;

Самая крупная- африканский страус;

Птица марабу(охотится на мелких грызунов и змей, догоняет и затаптывет ногами);

Птица- секретарь;постройки термитов

Саванны-тип растительного субэкваториального тропического пояса отличающееся сочетанием травянистого покрова с отдельными деревьями и кустарниковыми зарослями.

Саванны благоприятные для выращивания башаша (сладкого картофеля),маниоки, кукурузы,арахиса, хлопчатника, риса.

Постепенно саванны переходят в пустыни.

Доклад о Баобабе

4.Пустыни- природная зона с очень малым количеством осадков.

Территории с крайне засушливым континентальным климатом в тропических, субтропических и умеренных поясах.

Солнце жарко припекает

И породы нагревает,

А потом мороз ударит,

И породы остывают.

Так всё время день за днём

К разрушенью мы идём.

Камень точит и вода

Уж поверьте, господа,

Много лет может пройти,

Гор не станет на пути.

1)Применение приема

«Система маркировки текста»

V –помечаем то, что уже известно

Помечаем то, что является интересными и неожиданными

Помечаем то, что противоречит нашим представлениям

Ставим, если возникло желание узнать о чем-то подробнее.

И делаем выводы

2)занимают огромную площадь на материке

3) климатические условия t января+16,tиюля+32 max+58; осадки менее 100; ветры являются источником песчаных бурь с-в-150 дней зимой Хамсин,ю-з-50 дней в году с Гвинейского залива приходит к Сахаре иссушение

4)почвы- пустынные тропические очень мало перегноя

Выделяют песчаные, каменистые и глинистые пустыни; в глинистых пустынях в почве больше минералов. На юге и севере материка северная часть более жаркая, чем южная.

5)растительность- Сахара очень скудная или совсем нет, отдельные пучки трав и колючие кустарники (кактусы).

Только оазисах развивается богатая растительность. Финиковая пальма, которая обеспечивает жизнь жителям пустыни, и пища и кров.

5.Животный мир

Антилопы, черепахи, змеи лисица-фенек (длинна 40 см, уши 15 см), одногорбый верблюд

Птица-рябок- набирает воду в перья, летает за десятки км и за 1 перелет 40 млг воды

Лишайник -леканора (съедобный) берет воду из туманов, использует в качестве питьевой воды.

Пустыня намиб- береговая пустыня. Природные особенности- самые высокие зоны до 300-х метров

Растение камки- невзрачное растение напоминающее целлофановый пакет,желеобразный, прозрачный, растение находится внутри и не выгорает, местное население использует как источник воды.

Ковдорский долгоног-(тушканчик) до 4 кг прыжки-6м.

Пустыни Калахари -пески красные, белые-результат выветривания.

Родина арбузов-есть 20 кг

IV. Закрепление.

1. игра «Путаница»

А)Экваториальные леса занимают около 40% площади материка. Для этой природной зоны характерны смена сухого и влажного сезонов года, преобладание травянистого покрова с отдельными деревьями или группами деревьев и кустарниками жаркого пояса.

Большое разнообразие животных: полосатые зебры, жирафы, слоны, бегемоты, буйволы, носороги, львы и т.д

Природные условия благоприятны для выращивания культурных растений: маниока, батата, кукурузы, арахиса. Верно ли это

Б)В пустынях насчитывается около 1000 видов деревьев. Жаркий климат и обилие дождей способствуют развитию густой вечнозеленой древесной растительности. Верхний ярус образуют фикусы, сейба, пальмы и др.

В нижних ярусах растут бананы, лианы…

Из животного мира большое разнообразие обезьян. Там царствует вечное лето. Вечное равноденствие. Верно ли это?

В) Саванны. Зона отличается редкой растительностью, а местами лишена ее, большими суточными амплитудами температур. У растений сильно развита корневая система.

Животные: ящерицы,черепахи,змеи,скорпионы,шакалы,лисицы,антилопы.Приспособлены к условиям климата в поисках воды и пищи пробегают большие расстояния.

Только в оазисах развивается богатая растительность.

Огромное значение для жизни людей играет финиковая пальма. Верно ли это?

2.Тест-задание на закрепление изученного материала:

I уровень

Тест «Африка»

Вариант 1

1.Какой вывод о климате Африки можно сделать на основе того, что материк пересекается экватором и тропиками?

А)Африка получает большое количество тепла в течение всего года;

Б)Африка находится в зоне действия пассатов;

В)На территории Африки есть экваториальный и тропический климатические пояса;

Г)Все перечисленные выводы.

2.Какое озеро Африки самое глубокое?

А)Виктория;

В)Танганьика;

3.Какой исследователь внес большой вклад в изучение Южной Африки-открыл водопад Виктория, описал озеро Ньяса?

А)Васко да Гама;

Б)В.В.Юнкер;

В)Д.Ливингстон;

Г)Н.И.Вавилов.

4.Площадь Африки равна(млн.кв2)

5.Что расположено к северу от Восточно-Африканского плоскогорья?

А)Капские горы;

Б)Драконовы горы;

В)Вулкан Килиманджаро;

Г)Эфиопские нагорье.

Вариант 2

1.В какой части Африки расположены г.Атлас?

А)В северо-восточной;

Б)В северо-западной;

В)В юго-восточной;

Г)В юго-западной.

2.От Европы материк Африка отделена неглубоким и узким проливом

А)Гибралтарский;

Б)Ла-Манш;

В)пролив Дрейка.

3.Начальный меридиан Африку пересекает на:

А)западе;

Б)востоке;

4.Южный мыс Африки:

А)Рас-Хафун;

Б)Игольный;

В)Альмади.

5.В северной Африке больше, чем в Южной

А)алмазов;

Б)золота;

II уровень

1.Почему в Африке преобладают равнины?

3.Энсценировка сказки. Почему обезьяны живут на деревьях?

Действующие лица.

Ведущий;1-е дерево;2-е дерево; кот; обезьяна; улитка; жираф(или пара жирафов); антилоп(сколько нужно); лев(можно с львицей)

Проохотился лесной кот целый день и не поймал ничего. Устал он и растянулся на земле отдохнуть, но блохи не давали ему покоя.

Вдруг видит кот: идет мимо обезьяна.

Обезьяна, поищи у меня блох,- позвал кот.

Согласилась обезьяна и стала выискивать у него блох, а кот в это время уснул. Привязала тогда обезьяна кота за хвост к дереву, а сама убежала.

Выспался кот. Встал, собрался было идти по своим делам, да не может сдвинуться с места: хвост-то привязан к дереву. Пробовал кот высвободиться, да ничего не получалось.

А в это время мимо проползала улитка. Увидел ее кот, обрадовался:

Улитка, отвяжи меня!

А ты меня не убьешь, когда я освобожу тебя? - спросила улитка.

Нет, нет,- заверил кот,- ничего худого тебе не сделаю.

Освободила улитка кота.

Пришел кот домой и сказал зверям, которые жили по соседству с ним:

Через пять дней оповестите всех, что я умер и вы собираетесь меня хоронить.

Ничего звери не поняли, но согласились выполнить просьбу кота.

Вот прошло пять дней. Кот улегся на землю, вытянулся и притворился мертвым.-

Звери приходят и видят: кот-то мертвый. А среди зверей была и обезьяна.

Подошла она поближе - проститься с котом, а он как вскочит! Как бросится на нее!

Обезьяна наутек! Только тем и спаслась от кота, что на дерево вспрыгнула.

Вот с тех самых пор обезьяна живет на деревьях и не любит ходить по земле.

V.Д/з §28 подготовить сочинение по выбору:

День в экваториальном лесу

Однодневная прогулка по саванне

VI .Подведение итогов

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!