Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Экскурсия деревья и кустарники зимой. Экскурсия в природу в разное время года

2017 г
Задачи: Дать детям представление о лесе как сообществе множества
растений и животных, проживающих на одной территории.
Показать многоярусность смешанного леса: верхний ярус – сосны (самые
высокие деревья), ярус пониже – лиственные деревья, ели, следующий ярус –
высокие кустарники и подрастающие деревца, нижний ярус – это травы,
кустарнички. Зимой этот ярус бывает под снегом, который укрывает и
согревает все, что есть на земле и в почве. В зимнее время деревья и
кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), так как
условия для жизни недостаточны: очень холодно, мало света, вместо воды
снег. К таким условиям деревья и кустарники приспособились – сбрасывают
листву, а сами отдыхают. Некоторые травянистые растения не очень боятся
холода: прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. На всех ярусах
живут животные, лес – это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть
следы их деятельности. Животные живут на том ярусе, на котором могут
передвигаться, находить пищу строить убежища. Растения и животные одного
леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в
лес, – это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы
не нарушать жизнь хозяев.
Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе,
развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
Активизация словаря:
шероховатый ствол, корявые ветки, хруст, многоярусный, ярус, плотная
кожица, снежный покров.
Предварительная работа:
1.
2.
3.
Рассматривание картин про зиму, альбом с дикими животными,
наблюдение на прогулке, беседы.
Изготовление схем­карточек о внешнем виде деревьев. Оформление
картонного старичка­лесовичка.
Воспитатель определяет место экскурсии, путь, намечает места
коллективного и самостоятельного наблюдения, готовит конспект, раздает
детям стихи С. Погореловского о зиме для заучивания.

Ход экскурсии
1. В группе. Используя старичка­лесовичка, объясняю цель экскурсии,
говорю о лесе как о многоярусном доме, в котором много жильцов – растений
и животных. Лесовичок помогает детям назвать правила поведения в лесу: не
шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса; и шорохи;
ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов – зимой
замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить
следы на снегу и увидеть красивые пейзажи.
2. По дороге в лес. Обращаю внимание детей на следы на снегу, обсуждаем
их происхождение. Останавливаю детей в таком месте, где лес виден издали и
хорошо просматривается его ярусность. Предлагаю поздороваться с лесом:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
Обращаю внимание ребят на красоту пейзажа, затем обсуждаем разную
высоту деревьев – ярусность леса.
3. В лесу. Обращаем внимание на деревья и кустарники, обсуждаем с детьми,
почему они голые, в каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не
хватает. Находим ель и сосну – только они остаются зимой зелеными, а
потому самыми красивыми. Рассматриваем иглы ели – они твердые, покрытые
плотной кожицей, им не страшен мороз.
Предлагаю детям узнать деревья зимой (по коре, веткам, почкам) – их узнать
трудно, поэтому лесовичок дал специальные карточки, по которым можно
узнать деревья. Рассматриваем карточки, сравниваем их с деревьями, дети
узнают их названия. Предлагаю каждому ребенку выбрать дерево, подойти к

нему и посочувствовать – обнять, погладить кору, погреть дыханием,
прижаться щекой, сказать ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую,
я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи
– весной и летом тебе будет очень хорошо!»
Затем обращаю внимание ребят на снежный покров, на множество знаков,
которые есть на нем, – следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные
веточки, сучочки, упавшие или кем­то брошенные шишки.
Вместе с детьми замолкаем, слушаем звуки леса, тишину, шорохи.
4. На опушке леса. Предлагаю сделать живую картинку «Если бы я был
деревом…». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд,
воображая, что они корнями вросли в землю. Затем все обсуждают, что они
испытывали, будучи деревьями. Прощаются с лесом:
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
С. Погореловский
Полон сказок и чудес!
5. На обратном пути. Дети обмениваются впечатлениями, вспоминают
загадки, поговорки, пословицы о лесе. В группе даю детям задание на дом:
рассказать родителям об экскурсии в лес, предлагаю желающим нарисовать
свои впечатления.

Занятие по экологическому воспитанию в первом классе школы- интерната 8 вида.

Тема: « Экскурсия в зимний лес».

Цели и задачи.

Уточнить и расширить представление детей о лесе.

Дать представление о лесе как о сообществе растений и животных проживающих на одной территории.

Воспитывать у детей интерес к жизни леса, его обитателям.

Учить соблюдать правила поведения в лесу. Развивать познавательный интерес к тем событиям, которые происходят в лесу зимой.

Учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

Оборудование и материалы.

Детские лопатки для раскапывания снежного покрова.

Виды деятельности.

Исследование, изобразительная деятельность.

Предварительная работа.

Рассматривание картин И. Шишкина, А. Пластова, А.Саврасова, И. Левитана и других, серии сюжетных картин о жизни животных в лесу.

Чтение художественных произведений поэтов и писателей: Пушкина, Одоевского, Некрасова, Бианки.

Место проведения

Лесопарк.

Художественно-творческая деятельность.

Рисование

«Зимняя сказка», «Снег идет».

Аппликация «Снег в еловом лесу».

Прогулка.

На прогулке проводятся наблюдения за деревьями и кустарниками. Обращается внимание на красоту деревьев в зимнем уборе. Проводится исследовательская работа по определению деревьев в зимний период, предлагается найти березу, клен, тополь. Обращается внимание детей на характерные признаки деревьев, рассказывается о том, что зимой деревья не погибают, а отдыхают, как только наступит тепло, из почек разовьются листочки.

Примерный ход экскурсии.

Воспитатель:

Дети, накануне мы посетили с вами выставку картин посвященную лесу. А сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию в зимний лес, чтобы поближе познакомиться с ним и его обитателями.

(Вносится игрушка Лесовичка).

Проводить нас в путь пришел Лесовичок. Давайте послушаем, что он нам скажет.

Лесовичок:

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы отправляетесь на экскурсию в зимний лес. Помните, пожалуйста, что в лесу вы гости. Не шумите, не пугайте лесных жителей. Не обижайте деревья, не задевайте кустов- зимой замерзшие ветки легко ломаются, ходите по дорожкам протоптанным в снегу.

Будьте внимательны, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи. Я желаю вам интересной прогулки.

Воспитатель:

Спасибо, Лесовичок, мы обязательно постараемся выполнить твои пожелания.

На опушке леса воспитатель предлагает остановиться и поздороваться с лесом.

Здравствуй, лес дремучий лес, полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: ты же видишь - мы свои!

(Воспитатель обращает на красоту зимнего пейзажа).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на деревья и кустарники. Почему они голые?

(Ответы детей).

Воспитатель вместе с детьми делает вывод:

В зимнее время года деревья и кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), т. К. условия для жизни не достаточны: холодно, мало света, вместо воды снег. К таким условиям деревья приспособились – сбрасывают листву, а сами отдыхают.

Воспитатель:

Давайте найдем ель и сосну. Посмотрите, только эти деревья зимой зеленые, а потому самые красивые. Рассмотрим иглы сосны.

Исследование «Рассмотрим сосновую ветку».

Иглы сосны твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз.

Воспитатель:

Ребята, выберете себе дерево. Подойдите к нему, посочувствуйте – обнимите, погладьте кору, погрейте дыханием. Скажите дереву ласковые слова.

(Дети выбирают себе дерево, обнимают его, гладят, разговаривают с ним).

Воспитатель:

Вы молодцы! Очень добрые и чуткие ребята. От ваших слов деревьям стало теплей. А сейчас давайте посмотрим на снег. Что вы видите?

(Дети рассматривают снег, делятся увиденным-на снегу осыпавшиеся семена, упавшие шишки, веточки, следы птиц).

А сейчас заглянем под снег и узнаем, что находится под ним.

Исследование «Что под снегом?».

Дети вместе с воспитателем отыскивают места, где под снегом есть зелена я трава, рассматривают ее, обсуждают, почему она могла остаться зеленой.

Вывод:

Некоторые травянистые растения не очень боятся холода, прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. Уточняется, что для того, чтобы они не погибли от холода, их нужно засыпать снегом.

Воспитатель:

Ребята, а каких животных можно встретить в зимнем лесу?

(ответы детей)

Воспитателем уточняется, что животные, которые не впадают в спячку, хорошо приспособлены к жизни в зимнем лесу.

Воспитатель:

А сейчас давайте постоим тихо- тихо, послушаем звуки леса, тишину, шорохи. Что ж, пришла пора расставаться с лесом. Надо поблагодарить его за гостеприимство, попрощаться с ним.

Лес дремучий, до свидания! Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!

На обратном пути дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе.

В группе воспитатель предлагает детям рассказать об экскурсии в лес.

Детей

«Станция юных натуралистов»

Растения зимой

Губкин – 2013

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка является разработкой экскурсии «Растения зимой», которая проводится после изучения темы «Побег», чтобы подвести итог по узловым поня­тиям всей темы, увязав их со знаниями, полученными на экскур­сии.

С целью повышения эффективности экскурсии, она проводится по маршруту осенней экскурсии. Личные наблюдения детей, сравнения и исследования помогут обучающимся более чётко уяснить, что происходит с природой в зимнее время, какие изменения произошли с момента осенней экскурсии. На данной экскурсии дети учатся видеть красоту зимней природы, устанавливать причинно - следственные связи, проводить наблюдения и исследования.

Второй вид работы связан с изучением состояния окружающей среды и способствует формированию экологического мышления и экологически оправданного поведения.

Третий вид работы направлен на развитие чувства любви к природе

посредством её художественного описания.

Данная методическая разработка может быть использована в работе педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности и учителями биологии общеобразовательных учреждений.

Цель экскурсии: знакомство обучающихся с изменениями, произошедшими в жизни растений с наступлением зимы

Задачи:

Обучающие: сформировать представле­ния обучающихся о жизни деревьев, кустарников и трав зимой, о приспособленности растений к условиям окружающей среды в зимнее время года.

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; определять видовой состав деревьев в безлистном состоянии; фиксировать результаты наблюдений.

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, умение восхищаться красотой окружающего мира, бережное отношение к природе, сочувствие и сопереживание, внимательное и доброе отношение к «братьям нашим меньшим».

Используемые методы:

Наблюдение;

Практический: выполнение практических заданий, распространение экологических листовок.

Возраст обучающихся: 10 - 11лет.

Оборудование и оформление:

Карточки - задания для работы в группах;

Блокноты;

Карандаши;

Линейки;
лопатки

через проезжую часть.

Педагог заранее проходит маршрут к месту проведения экскурсии, определяет объекты и методы обу­чения, разрабатывает задания для исследова­тельской самостоятельной работы учащихся и заблаго­временно готовит необходимое оборудование.

следует назначить одного консультанта. Консультантам выдаются карточки –задания и необходимое оборудование.

На занятии, пред­шествующем экскурсии, обучающиеся под руководством педагога вспоминают учебный материал, необходимый для выполнения за­даний, решают ситуационные задачи для составления правил поведения на экскурсии, оформляют экологические листовки.

Перед выходом на экскурсию дети вспоминают правила перехода через проезжую часть.

Во время передвижения к месту проведения экскурсии (сквер) проводится операция «Сохраним родную природу», в ходе которой обучающиеся распространяют листовки «Покормите птиц зимой!»:

«Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми...

Существует множество видов птичьих кормушек: в виде столика с краями, чтобы корм не высыпался; в виде столика, над которым подвешена бутылка вверх дном; совсем простые кормушки из пустых пакетов из-под молока; шпагатики с кусочками несоленого сала для синиц, пучки с соплодиями семян, плодов и ягод. Некоторые люди делают кормушки в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями для птиц. Конечно, крыша над кормушкой - защита от выдувания, заносов снега, но сделать ее сложнее. Кроме того, домик с крышей защищает птиц от переохлаждения. Кормушки для птиц должны быть очень скромными по окраске, а лучше их не раскрашивать совсем, чтобы не отпугивать птиц и не привлекать врагов.

Некоторые правила подкормки птиц

Во время подкормки птиц не сорите. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени в зимний период: именно в такое время им нужна наша надежная поддержка. Именно в морозы, метели, снегопады гибнет большая часть птиц. Корма в кормушках должно быть немного и нужного птицам (не нужно приносить фрукты, черный хлеб, конфеты и т. п.). Ведь задача подкормки - не кормить досыта, а только поддерживать птиц в трудное время!

Помните, чем можно кормить птиц.

Синицы - кусочки несоленого сала, маргарина, жира, мяса, творога и даже крошки белого хлеба;

Вороны- едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи;

Воробьи - крупу, семена, крошки хлеба;

Снегири - семена подсолнечника, тыквы, арбуза;

Свиристели - мякоть ягод (связать пучки рябины, калины и др.)»

Непосредственно перед экскурсией дети знакомятся с целью и задачами экскурсии и с инструкцией по охране труда при проведении экскурсий в природу.

План экскурсии

1. Вступительная беседа.

2. Определение деревьев в зимнем состоянии.

1. Вступительная беседа.

Проводится непосредственно на месте проведения экскурсии.

Педагог:

- (Ответы детей)

- Назовите основные признаки зимы. (Ответы детей)

Как изменились растения зимой? (Ответы детей)

Попробуйте объяснить причины зимних изменений в природе. (Ответы детей)

Педагог: Мир растений на нашей пла­нете очень разнообразен. Все растения, являясь частью живой природы, имеют свои закономерности существования. Например, про­цессы жизнедеятельности протекают в течение года с определен­ной периодичностью (это касается не только суточной смены дня и ночи), когда активное развитие растения сменяется покоем, при котором замедляются или почти полностью приостанавливаются процессы жизнедеятельности.

Когда наступает состояние покоя у растений и с чем оно связано? (ответы обучающихся)

Педагог: состояние покоя у растений и явление листопа­да связаны не только с наступлением неблагоприятных условий.

Тогда в чём же причина периодического покоя у растений? (ответы обучающихся)

Педагог: Секрет кроется во внутренних процессах, которые во время покоя подготавливают растение к возобновлению роста. В этот период жизни в нём на­капливаются вещества (прежде всего рибонуклеиновая кислота), без которых в активную фазу развития невозможно будет образо­вание органических веществ (белков). Эта стадия называется органическим покоем. Он может продолжаться несколько недель, и в этот период растение нельзя вывести из этого состояния.

У растений же нашего климата за органическим покоем насту­пает глубокий покой, который связан с морозоустойчивостью. Во время этой фазы растения хотя и трудно, но всё же можно вывести из покоя, например, поместив их в теплые ванны (в то время, ког­да контрольные экземпляры в рост не трогаются). Вторая фаза покоя, связанная с морозоустойчивостью растений, защищает их от оттепелей, которые случаются в конце зимы, и тем самым предох­раняют растения от пробуждения: оно может привести их к гибели от последующих морозов.

2. Определение деревьев в зимнем состоянии.

Педагог: Ещё писал: «...всякий должен бы знать свои родные деревья не только во время их цветения и не только по форме листьев, но угадывать каждое дерево по его общей форме, по его характеру, чтобы быть в состоянии уже издали приветствовать дерево его именем».

Помните, ребята, когда мы были с вами на экскурсии осенью, на деревьях и под ними было множество листьев разного цвета. Тогда мы по листьям могли определить дерево. Теперь листьев нет. Как можно определить дерево по-другому? (Ответы: по коре, почкам и веткам, их расположению, по плодам).

Предлагаю вам попробовать определить дерево по тем признакам, которые вы назвали.

(Дети определяют деревья на, выделенных для каждой группы, участках: у березы ствол белого цвета, тонкие веточки свисают вниз, у липы множество тончайших веточек, они растут густ, у ивы ветки как нити свисают до земли, на рябине сохранились красные ягоды.)

3. Работа в звеньях по инструктивным карточкам.

Педагог. Предлагаю вам изучить особенности жизни растений разных жизненных форм зимой, выполнив задания инструктивных карточек. (Комментирует инструкцию 1 , уточняет отличительные признаки кустарниковыхрастений, предупреждает о бережном отношении к растениям. )

Инструкция 1

1. Используя определительные карточки, назовите кустарники исследуемого участка. Укажите их внешние признаки. Выясните, как они приспособились к условиям зимы.

2. Найдите на территории участка повреждённые кустарники. Подумайте, при каких обстоятельствах они могли быть повреждены. Что можно сделать для устранения повреждения?

3. Составьте рассказ «Красивое рядом».

(Обучающиеся всех групп на разных участках территории одновременно выполняют задания инструкции №1. Через определенное время дети возвращаются для обсуждения результатов. Первым отчитывается звено, которое раньше всех выполнило задания.)

Педагог. А теперь давайте определим, как подготовлены к зимним условиям деревья. (комментирует инструкцию 2)

Инструкция 2 .

1. Определите, хорошо ли подготовлены к зимним условиям липа, клён, берёза, тополь по следующим признакам:

а) по очищенности веток от листьев;

б) по состоянию верхушечной почки;

в) по окраске коры.

2. Какие нарушения правил поведения в сквере вы заметили? Что вы

предлагаете сделать, чтобы правила поведения в сквере никто не

нарушал? Запишите в блокноты свои предложения.

3. Выберите самое красивое дерево изучаемого участка. Составьте

художественное описание этого дерева.

(Обучающиеся всех групп одновременно выполняют задания инструкции №2,после чего проводится обсуждение результатов исследований)

Педагог. С целью изучения условий зимовки травянистых растений вам предстоит выполнить задания инструкции №3 .

(Комментирует инструкцию 3.)

Инструкция 3.

1. Узнайте, в каких условиях зимуют травянистые растения. Для этого сначала измерьте толщину снегового покрова, а затем раскопайте снег, найдите травянистые растение, потрогайте почву. Запишите свои наблюдения в блокнот. После проделанной работы закройте растения снегом.

3. Опишите словами мир зимних красок, который вас окружает в сквере.

(Обучающиеся всех групп на разных участках одновременно выполняют задания инструкции №3. Обсуждение результатов исследований)

4. Подведение итогов экскурсии.

Педагог. (Проводит обобщающую беседу)

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Какие выработались приспособления у многолетних и одно­летних растений к перенесению неблагоприятных ус­ловий зимы?

По каким признакам можно отличить различные породы деревьев и кустарников?

Почему к наступлению зимы в жизни растений наступает период «скрытой жизни», или период покоя, когда все жизненные процессы замедляются?

Какое значение для растений имеет снежный покров?

Педагог. (комментирует план, по которому необходимо составит отчёт об экскурсии)

· Красота зимнего пей­зажа и причуды зимы (подобрать открытки, отрывки из стихотворений, фотографии с кра­сочным описанием того, что на них изображено)

· При­родные условия зимой

· Приспособленность деревьев и кустарников к жизни зимой, списки деревьев и кустар­ников с указанием характерных особенностей силуэта и побегов, рисунки.

· Приспособленность травянистых рас­тений к жизни зимой, список травянистых растений, жи­вущих под снегом.

· Интересные биологические факты из жизни рас­тений зимой.

На обратном пути проводится конкурс наблюдательных и смышлёных: обучающиеся называют встречающиеся деревья и кустар­ники. ,

Методические советы организаторам:

Место организации экскурсии - сквер, в котором проводилась осенняя экскурсия. Это позволит детям сравнить уже знакомые объекты изучения в разное время года. Перед проведением экскурсии можно предложить детям подобрать литературное описание зимней природы, что поможет им при выполнении творческих заданий в группах.

Методические советы на период ближайшего последействия:

На последующих занятиях дети называют растения по силуэтам крон деревьев, нарисованных на карточках; можно провести конкурс рисунков «Растения зимой»

Список литературы

1., Михлин экскурсии. Книга для учителя/ , - М.: Просвещение, 1983

2. Селберг И., Стефенс М. Деревья и листья/ И. Селберг, М. Стефенс –М.: АСТ-Пресс, 1997

3.Симонова от природы/ , - М.: Агар, 1998.

Подготовила: , педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «СЮН» г. Губкина

Управление образования и науки

администрации Губкинского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

Осенние явления в жизни растений

Губкин – 2012

Пояснительная записка.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» проводятся после изучения раздела «Общее знакомство с цветковыми растениями». Обучающиеся, обладающие основными знаниями о жизненных формах растений и местах их обитания, лучше всего смогут понять и представить, как изменяется жизнь растений осенью лишь в процессе личных наблюдений. Именно на экскурсии дети учатся видеть красоту осенней природы, устанавливать причинно - следственные связи, проводить наблюдения и исследования. Экскурсию следует провести в ближайшем парке, сквере. Дети там часто бывают. Многие из них знают, какие растения там растут. В процессе работы они могут быть активными помощниками для педагога. Важно, чтобы после экскурсии дети поняли, что все в природе закономерно.

Цель экскурсии: наблюдение за осенними изменениями в жизни растений.

Задачи

Обучающие: продолжить формирование знаний обучающихся о древесных, кустарниковых и травянистых расте­ниях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды в осеннее время года

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, раскрывать при­чины наступления осенних явлений в жизни растений, устанавливать причинно-следственные связи; отработать приемы фиксации наблюдений.

Воспитательные: формировать у учащихся эсте­тическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах, бережное отношение к природе.

Используемые методы:

Словесный: рассказ педагога, высказывания обучающихся, беседа;

Наблюдение;

Практический: сбор листьев деревьев и кустарников, плодов растений для составления гербария и коллекций .

Возраст обучающихся: 10 - 11лет.

Оборудование и оформление:

Гербарные папки;

Пустые картонные коробки для сухих листьев и плодов;

Карточки –задания для работы в группах;

Дидактические карточки;

Листки отрывного календаря;

Блокноты;

Карандаши;

Два красных флажка для сопровождения колонны детей при переходе

через проезжую часть.

Методические советы на подготовительный период:

Подготовка педагога к экскурсии.

Педагог заранее определяет место проведения экскурсии, объекты и методы обу­чения, разрабатывает задания для поисково-исследова­тельской самостоятельной работы учащихся и заблаго­временно готовит необходимое оборудование.

Нужно предварительно разделить детей на три группы. В каждой группе

следует назначить одного консультанта. Консультантам выдается пакет, в

котором находится папка для гербариев, короба, пакеты. карточки - задания

Подготовка обучающихся к экскурсии.

На занятии, пред­шествующем экскурсии, обучающиеся под руководством педагога вспоминают всё необходимое для выполнения за­даний, разрабатывают правила поведения в природе, изучают требования, предъявляемые к сбору и гербари­зации растений, знакомятся с редкими и исчезающими растениями.

Непосредственно перед экскурсией дети знакомятся с инструкцией по охране труда при проведении экскурсий в природу, вспоминают правила перехода через проезжую часть.

План экскурсии

1. Вступительная беседа.

1. Соревнование «Продолжи фразу»

3. Работа в звеньях по инструктивным карточкам.

4. Подведение итогов экскурсии.

1. Вступительная беседа.

(Проводится непосредственно на месте проведения экскурсии.)

Педагог.

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)

Назовите основные признаки осени? (Ответы детей)

Изменился ли внешний вид растений по сравнению с летом? (Ответы детей)

Попробуйте объяснить причины осенних изменений в природе. (Ответы детей)

Педагог.

Запомните характерные приметы осени: летний зеленый наряд природы меняется на жёлтый, багряный, пурпурный; уменьшается световой день (демонстрирует листки отрывного календаря с изображением одного числа раз­ных месяцев: май, нюнь, июль, август, сентябрь и на­зывается долгота дня) ; понижается температура воздуха; увеличивается влажность и коли­чество осадков.

2. Соревнование «Продолжи фразу»

Педагог. Сейчас мы вспомним приметы осени. Я начинаю фразу, а вы её продолжаете.

· Если лист с дерева не чисто падает, но частично остается на ветках, будет …

· Поздний листопад - на …

· Если осенью листья берез начнут желтеть с вер­хушки - весна будет ранняя, начнут желтеть сни­зу - поздняя.

· Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх - к студеной зиме, изнанкой кверху - зима будет теплая, если наполовину изнанкой, наполови­ну «лицом» - зима...

· Пока лист с вишен не спал, сколько бы снега ни выпало, оттепель его…

· В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало ягод - ...

· Неурожай на шишки ели, сосны и кедра - к...

3 . Работа в звеньях по инструктивным карточкам

Педагог. Предлагаю вам изучить особенности жизни растений разных жизненных форм осенью, выполнив задания инструктивных карточек. (Комментирует инструкцию 1 , уточняет отличительные признаки древесных, кус­тарниковых и травянистых растений, предупреждает о бережном отношении к растениям и напоминает о том, что нельзя ломать ветки деревьев и можно собирать только опавшие листья и плоды )

Инструкция 1

1. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности.

2. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцве­чиванию. Листья и плоды деревьев одного наименова­ния помещайте в один пакет.

3. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев - в верхней части кроны или в нижней, в на­ружной или внутренней?

4. Результаты наблюдений офор­мите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».

Название древесного растения

Части кроны

наружная

внутренняя

(Обучающиеся всех групп на разных участках территории одновременно выполняют задания инструкции №1. Через определенное время дети возвращаются для обсуждения результатов. Первым отчитывается звено, которое раньше всех выполнило задания. Обучающиеся демонстрируют собран­ный материал, а остальные звенья находят подобные экземпляры. При этом педагог помогает найти название деревьев по изображению плодов и листьев на спе­циально подготовленных дидактических карточках)

Педагог. Давайте понаблюдаем за листопадом, выполнив задания инструкции №2. (

Мария Рогожкина

Задачи: Уточнить представления детей о первых признаках зимы и о типичном состоянии природы зимой (Снег покрыл всю землю. Он лежит на ветках кустарников и деревьев. На снегу видны следы людей, животных. Деревья, за исключением хвойных, без листьев).

Обогатить эстетические впечатления детей. Учить видеть красоту зимнего леса, слышать тишину, ощущать покой и запах зимнего леса, воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Ежедневные наблюдения за погодой;

Заучивание стихотворений;

Наблюдение за состоянием животных и растений;

Рисование животных и деревьев;

Ход экскурсии

1. В группе. Объясняем детям о правилах поведения в лесу, помогаем детям назвать правила поведения в лесу: не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов – зимой замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, увидеть красивые пейзажи. Вспоминаем, какие животные обитают в нашем лесу, какие растения, деревья, кустарники растут в лесу.

2. По дороге в лес. Обращаем внимание детей на следы на снегу, обсуждаем их происхождение. Останавливаем детей в таком месте, где лес виден, издали и хорошо просматривается его ярусность. Предлагаем поздороваться с лесом:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский

Обращаем внимание ребят на красоту пейзажа, затем обсуждаем разную высоту деревьев – ярусность леса.


3. В лесу. Обращаем внимание на деревья и кустарники, обсуждаем с детьми, почему они голые, в каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не хватает. Находим сосну – только они остаются зимой зелеными, а потому самыми красивыми. Рассматриваем иглы сосны – они твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз.


Предлагаем детям узнать деревья зимой (по коре, веткам, почкам).

Показываем специальные карточки, на которых нарисованы разные деревья. Дети рассматривают карточки с картинками, сравнивают их с деревьями, узнают их названия и угадывают, если в данном лесу эти деревья или нет. Предлагаем каждому ребенку выбрать дерево, подойти к нему и посочувствовать – обнять, погладить кору, погреть дыханием, прижаться щекой, сказать ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую, я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи – весной и летом тебе будет очень хорошо!»


Беседуем с детьми о животных леса, их жизни на разных ярусах-этажах. Чем они питаются зимой, какой окрас меха приобретают в зимний период. Замолкают, слушают звуки леса, тишину, шорохи. Смотрим на следы на снегу, пытаемся узнать, к какому животному принадлежит данный след.

Вспоминаем, как человек может помочь животным или птицам прозимовать знойную зиму. Для птиц люди могут строить кормушки и вешать их на деревья, рядом с окнами. Подкармливать птиц лучше всего семечками, любыми сушеными ягодами, хлебными крошками, если не жалко денег - можно приобретать зерновые смеси в магазинах.

В лесу же тяжело приходится крупным животным в период, когда на снеге появляется твердая корка - наст. Их ноги проваливаются под наст, они их ранят, режут острой кромкой наста, не могут быстро убегать от хищников. Это такие животные, как лоси, олени, зубры и т. п. Лесничие и лесники подкармливают таких животных хлебом и зерновыми, насыпают им на пни соль. Если вы любите гулять по зимнему лесу, например, на лыжах, вы можете также нанизывать кусочки хлеба на ветки деревьев - лесные звери и птицы найдут ваше угощение.

Затем обращаем внимание ребят на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нем, – следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучочки, упавшие или кем-то брошенные шишки. Отыскиваем места, где под снегом есть зеленые травы, раскапываем, смотрим на них, обсуждаем, почему они могли остаться такими, снова закапываем, чтобы им не было холодно.


4. На опушке леса. Предлагаем сделать живую картинку «Если бы я был деревом…». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они корнями вросли в землю.


Затем все обсуждают, что они испытывали, будучи деревьями. Прощаемся с лесом:

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!

С. Погореловский


5. На обратном пути. Дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе.


В группе даем детям задание на дом: рассказать родителям об экскурсии в лес, предлагаем желающим нарисовать свои впечатления.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия в зимний лес к зверям». Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия в зимний лес к зверям». НОД образовательная область "Познание". Как звери в лесу зимой живут. Группа:.

Пришла долгожданная зима. Закружила, завьюжила, заметелила. Одела всё в снег и лед. Снег белый-белый, искристый. Все улицы – в сугробах.

Конспект занятия-прогулки «Экскурсия в зимний лес» Экскурсия в зимний лес. Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит» Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация»,.

Конспект занятия «Экскурсия в зимний лес» Тема: Экскурсия в зимний лес Задачи: Развивающая: Развитие у детей стремления радоваться красивым рисункам и рассматривать их;развивать.

Рограммные задачи: закрепить с детьми названия деревьев, растущих на территории детского сада: рябина, береза, липа, ель. Познакомить детей.

Составитель: учитель биологии

МБОУ СОШ № 26, г. Южно-Сахалинска

Сержантова С.А.

Экскурсия для 5 классов.

«Жизнь деревьев и кустарников зимой»

Задачи экскурсии.

Обучающие:

    Познакомить учащихся с многообразием растений на примере местных представителей популяционно-видовых групп;

    Сформировать представления о жизни деревьев, кустарников и трав зимой;

    Показать взаимосвязь растений с окружающей средой; уделить внимание развитию у учащихся практических умений и навыков работы с живыми объектами (проводить наблюдения, составлять отчеты).

Развивающие:

    Формировать умения ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.

    Различать биологические объекты по заданиям учителя, сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитательные:

    Осуществлять в процессе проведения экскурсии экологическое воспитание учащихся: воспитывать ответственное отношение к природе, привлекая их к непосредственной деятельности по охране объектов природы.

    Развитие коммуникативных навыков.

    Приобретение навыков групповой работы.

    Формировать культуру поведения в природе.

Место экскурсии – пришкольная территория.

Подготовка учителя к экскурсии:

    Составить маршрут проведения экскурсии.

    Приготовить инструктивные карточки.

    Распределить учащихся на группы по 4-5 человек: дать задания для групповых и индивидуальных наблюдений.

    Познакомить учащихся с формой отчета и списком литературы, который им поможет подготовиться к экскурсии (учащиеся должны подготовить сообщения о любых растениях).

Проведение экскурсии. Экскурсию следует провести в зимний, не холодный солнечный день, продолжительностью не более 30 минут. Начинается экскурсия вступительной беседой, в процессе которой выясняется, какие представления имеют учащиеся о естественных и искусственных сообществах растений. С помощью учителя учащиеся определяют основные жизненные формы этих растений: деревья – жизненная форма растений с одним многолетним одревесневающим стеблем (стволом), на ветвях которого (кроне) находятся почки возобновления; кустарники – жизненная форма растений с несколькими многолетними одревесневающими стеблями, несущими почки возобновления; травы – жизненная форма растений, имеющих один или несколько не одревесневающих побегов, надземная часть которых осенью отмирает, а подземная часть с почками возобновления зимует (у многолетних). Находят у них сходные и отличительные признаки. Вспоминают понятия «однолетние и многолетние растения», «ствол», «крона».

Затем в беседе выясняются причины зимних изменений в природе :

    Какое значение имеет снежный покров для растений? Снеговой покров помогает растениям пережить зиму.

    Почему в народе говорят «Не от добра дерево лист роняет?» Что произошло бы с деревьями, если бы они на зиму остались с зелеными листьями?

    Ребята, а в какое время года деревья больше всего растут? Больше всего деревья растут с мая по июль, а зимнюю пору в жизни деревьев называют состоянием покоя, они не растут до весны.

Приспособленность растений к зимним условиям.

    Отсутствие листьев;

    Нежная кожица однолетних побегов заменилась пробкой;

    Почки покрыты почечными чешуями;

    Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие растительные клетки, по ним уже не поступает вода и питательные вещества. Кора защищает ствол от повреждений, от жары и от мороза, толщина коры может доходить до 30 см.

(Если деревья и кустарники подвергались обрезке, то обратить внимание на разрастание боковых побегов).

    Хвойные растения называются вечнозелеными, они приспособились к холодам: иголки на ёлке и сосне - не что иное, как листья. Просто они крошечные, а значит, выделяют мало влаги - оттого и мёрзнут меньше.

Перед началом работы учитель проводит инструктаж о порядке выполнения работы, рекомендует учащимся аккуратно записать в блокнот ход выполнения каждого задания, чтобы при написании отчета по экскурсии они могли легко воспроизвести полученные знания.

Перезимовка многолетних и двулетних растений.

    Клумбы очистить от снега, обнаружим сухие стебли с плодами, в которых находятся семена, делаем вывод, что у однолетних растений зимуют семена, а сами растения погибают. Многолетние растения (флоксы, ирисы) зимуют в виде побегов над почвой или в почве, близко от ее поверхности.

Условия жизни растений под снегом.

    Учащиеся расчищают снег и находят многолетние травянистые растения. Обращаем внимание на снежный покров, его толщину, слой почвы. Делаем вывод, в отличие от деревьев и кустарников органы травянистых растений не имеют пробковый слой, так как защищены от иссушения и вымерзания снежным покровом, а подземные органы еще и слоем почвы.

Проводится самостоятельная работа по заданиям, изложенным в инструктивных карточках. Каждая группа выполняет задание одной карточки.

Инструктивная карточка № 1.

Береза Дуб

Инструктивная карточка № 2.

Распознать растения зимой можно по форме кроны.

Сравните их внешний вид по высоте и толщине ствола (измерьте окружность ствола на высоте 1 метр), по величине и густоте кроны. Сделайте вывод.

Ива Ель

Инструктивная карточка № 3.

Липа. Ветки зигзагообразные. Тополь. Ветки и почки

Почки очередные, красноватые, покрыты белым пушком.

с двумя чешуями.

Инструктивная карточка № 4.

Определение растений по зимующим почкам.

Рассмотреть почки у растений, найти сходство и отличия.



Ольха. Почки очерёдные , Ясень. Ветки гладкие, серые.

пурпурные на стебельках, Почки черные супротивные.

часто - вместе с мужскими Верхушечные крупнее боковых.

соцветиями-серёжками.

Инструктивная карточка № 5.

    Составьте список древесных растений данного участка.

    Подумайте, как влияют деревья на растения, которые растут вокруг них.

    Есть ли признаки ухода за растениями на данной территории (спилы сухих веток, уборка прошлогодней листвы, отсутствие вредителей на деревьях).

    На примере одного дерева, произрастающего на обследуемой территории (на выбор), дайте характеристику этой жизненной формы растений, отметив особенности строения и наблюдаемые зимние изменения.

    Найдите красивый зимний уголок природы на изучаемом вами участке и дайте литературно – художественное его описание.

Работа в классе (15 минут).

Заканчивается экскурсия в классном кабинете. Я включаю музыкальное сопровождение «Времена года» П.И. Чайковского, демонстрирую учащимся творческие работы школьников по экскурсиям прошлых лет: отчеты, стенды с фотографиями, сочинения с описанием растений.

Ребята, давайте полюбуемся красотой зимнего пейзажа. (Репродукции картин: Н.М. Ромадин «В лесу зимой», А. Пластов «Первый снег», Карл Розен «Зимний лес», А. Мещерский «Зима. Ледокол», В. Поленов «Ранний снег» и т.д.)

Н.М. Ромадин «В лесу зимой» - если внимательно приглядеться к картине, то можно увидеть, что лес погружен в зимний сон. «Белый искристый снег покрыл деревья, кустарники и травы пушистым одеялом. Тихо в лесу. Даже следов на снегу не видно, ничто не нарушает его покоя. Холодно. Но если мы внимательно вглядимся, то увидим птицу – лес живой».

Цитата из книги Д. Зуева «Времена года»: «Изумительно сверкают на редкость крупные шести гранки – звездочки кристаллов холода. Цветы Мороза! Елки словно раскинули руки, чтобы побольше захватить снежной нависи, укрыться от стужи. Как всегда одетые по моде и к лицу они щеголяют серебряной парчой накидок. Тих и спокоен сон среброкудрых берез… Наряден пушистый хрусталь звездистого инея бахрома снежных кружев».

В содержание беседы можно включить занимательные вопросы, пословицы, высказывания, загадки, например:

    Хоть сама и снег, и лед, а уходит слезы льет. (Зима)

    Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …(Зима).

    Сломить дерево – секунда, а вырастить – года.

    Больше снега – больше хлеба.

    В зимний холод всякий молод.

    Готовь сани летом, а телегу зимой.

    Гром зимой – жди сильные холода.

    Дым из трубы столбом – к холодам.

    Если зимою сухо и холодно, летом сухо и жарко.

    Зима - не лето, в меха одета.

    Лес – богатство и краса, береги свои леса!

    Враг природы тот, кто леса не бережет.

«Помните, у растений и животных нет депутатов, им некому писать и жаловаться, за них некому заступиться, кроме нас людей, которые вместе с ними заселяют планету».

Д. Даррелл.

Выступления учащихся с сообщениями.

Материал для сообщений.

Береза – много теплых слов сказано о березе.

    Древесина березы – отличное топливо, из нее же кололи лучину. Верхний слой березовой коры – береста – служил для письма в Древней Руси.

    Березовые почки содержат эфирное масло и смолу. Из них заваривают чай и выпивают по 3 столовые ложки при легкой простуде. В почках березы содержится витамин С и вероятно, поэтому ими так любят лакомиться зимой тетерева и другие птицы.

    При нагревании без доступа воздуха стволов и ветвей березы получается густая, темная жидкость под названием деготь. Это именно тот деготь, ложки которого достаточно, чтобы испортить бочку меда, но, несмотря на неприятный вкус и запах деготь используется для лечения кожных заболеваний, он входит в состав мази Вишневского.

    Рано весной появляется березовый сок – освежающий напиток. На Руси он применялся для лечения ран и приготовления кваса. В Болгарии им моют голову и применяют для укрепления волос.

    Березу называют деревом – пионером. Она первая из древесных пород заселяет любой свободный клочок земли. Она неприхотливая к почве, но очень светолюбива и не выносит затемнения.

Липа – «медовое дерево».

    На Руси с липы сдирали кору на лыко, из него плели лапти.

    Липа используется как лекарственное средство, применяется для лечения желудка, печени.

    Липа дает прекрасную поделочную древесину: белую, не трескающуюся при высыхании. Резные изделия хранятся в музее. В старые времена народные умельцы тайно резали из липовой древесины печати взамен казенных медных. Отсюда и пошло выражение «липа» - подделка, обман.

Рябина – дитя солнца, не переносит тени.

    Ягоды горькие, тронутые морозом становятся приятней на вкус.

    «Дрозд – рябинник».

    Готовят кисели, варенье, сиропы.

    Плоды рябины богаты витаминами.

    Черноплодная рябина, плоды ее вкуснее, в них содержится 10% сахара.

Отчет учащихся об экскурсии может быть составлен по следующей форме.

    Место проведения экскурсии, погодные условия.

    Приспособление деревьев, кустарников к зиме.

    Списки деревьев и кустарников с указанием характерных особенностей окраски коры и почек.

    Приспособление травянистых растений к жизни зимой.

    Зарисовать силуэты деревьев зимой.

    Красота зимнего пейзажа (рассказ, стихотворение, интересные биологические факты из жизни зимней природы).

Отчеты иллюстрируются фотографиями, рисунками и сдаются учителю через два урока после проведения экскурсии.

Использованные источники:

http :// www . allbest . ru //

https :// yandex . ru / images / touch /

Сайт воспитатель - vospitatel . com . ua /

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!