Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Добро и зло в понятии ребенка. Внеурочное занятие в начальной школе на тему: Добро и Зло

Программное содержание: закреплять представления детей о понятиях добра и зла.

Развивать мышление в процессе установления причинно-следственных связей: добрые чувства, хорошие поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу и любовь.

Развивать связную речь детей при составлении коротких рассказов по сюжетным картинкам; активизировать в речи детей употребление вежливых слов и выражений. Упражнять детей в грамотном построении ответов на заданные вопросы, в составлении диалога.

Способствовать развитию коммуникативных способностей детей, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми. Развивать способность детей к сопереживанию; стимулировать операционную сторону мышления (сравнение, анализ и синтез) и развивать память.

Материал: иллюстрации, карточки с изображением красных и черных сердечек, краски, карандаши, бумага, кисточки, игрушечный микрофон; на каждого ребенка по три схемы, в которых зафиксированы возможные ответы, маски-настроения (к сценке № 1), и по четыре схемы с возможными вариантами ответов (к сценке № 2).

Ход занятия

На столах у детей лежат индивидуальные сюжетные картинки. Воспитатель показывает карточки с сердечками:

Как вы думаете, какое из этих сердечек обозначает доброту? Почему вы так решили? Если у человека доброе сердце, то какие поступки он будет совершать? А если злое?..

Разложите картинки с сердечками к сюжетным картинкам: хороший поступок - к доброму сердечку, а плохой - к злому. Добрых сердечек получилось больше. Значит, люди совершают чаще добрые дела, и от этого наш мир становится добрее.

Игра «Интервью».

Сначала я буду журналистом. Воспитатель в роли журналиста подходит к детям с каким-либо вопросом, давая возможность коротко высказаться всем желающим. Затем в роли журналиста может быть кто-то из детей. Он обращается с вопросом к 3-4 ребятам и взрослым в группе.

Примерные вопросы для интервью:

Можешь ли ты узнать по внешнему виду, доброе ли у человека сердце?

По каким признакам мы определяем добрых людей?

Какие определения можно подобрать к доброму человеку?

Можно ли заставить человека быть добрым или злым?

Почему люди уважают добрых людей?

Ребята, помогите разобраться и оценить ситуации, описанные в рассказах Л. Н. Толстого «Два товарища», «Котенок», «Старый дед и внучек».

Как мы можем понять, какой человек поступает хорошо, а какой - плохо?

Наши ребята подготовили сценки из жизни. Давайте их посмотрим и обсудим.

Первая сценка называется «Два друга».

«На мосту сидели два мальчика и ловили рыбу. У них были одинаковые удочки, ведерки, и стояли они неподалеку друг от друга. Дима то и дело вытаскивал из воды рыбу, а у Сережи она совсем не ловилась».

Как вы думаете, какое настроение было у мальчиков? Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Выберите маски-настроения для Димы и для Сережи (грустная и веселая). Как же сделать так, чтобы и Сережа стал веселым, чтобы и у него улучшилось настроение?

Варианты поведения Димы.

1. Дима перекладывает несколько рыбок в ведерко Сережи. (Воспитатель показывает картинку, на которой изображено ведерко с рыбой.)

2. Дима предлагает Сереже стать на его место и взять его удочку.

3. Дима выпускает всех своих рыбок и начинает ловить снова (на картинке - рыбка в волне.)

В ходе беседы дети обсуждают эти три варианта и предлагают свои.

Вторая сценка называется «История с машинкой».

«Витя вышел на улицу и заметил, что его друг Сережа, игравший в песочнице, забыл машинку».

Как в такой ситуации может поступить Витя, чтобы помочь Сереже и не заставлять его переживать из-за потери игрушки?

Воспитатель предлагает варианты поведения мальчиков.

1. Витя сам наигрался вволю, а потом отнес ее Сереже.

2. Витя спрятал машинку в укромном месте, чтобы потом отдать другу.

3. Витя спрятал ее в карман, решив, что никто этого не заметил. Иными словами, присвоил машинку.

4. Витя сразу же отнес машинку домой Сереже.

Правило: каждый ребенок выбирает ту схему, которая, по его мнению, соответствует правильному варианту поведения.

- А сейчас мы поиграем в игру «Хорошо - плохо».

Я буду произносить фразы, в которых говорится о хороших и плохих поступках. Когда я расскажу о хорошем поступке, вы хлопните 1 раз в ладоши. Если я расскажу о плохом поступке, топните 1 раз ногой.

  • Поздороваться при встрече.
  • Нечаянно толкнул товарища и не извинился.
  • Перебивать говорящего.
  • Попрощаться уходя домой.
  • Громко кричать в помещении.
  • Поблагодарить за помощь.
  • Пропустить вперед более старшего человека у двери.
  • Уступить в транспорте место пожилому человеку.

Люди очень ценят добрые отношения. Народная мудрость хранит много пословиц и поговорок о добре и зле. Попробуем с вами объяснить некоторые из них.

  • Все любят добро, да не всех любит оно.
  • Всяк хлопочет - себе добра хочет.
  • У злой Натальи все люди - канальи.
  • Сердце с перцем, душа - с чесноком. (Злой человек.)
  • Дружбу помни, а зло забывай.
  • Ни от камня плода (не дождись), ни от вора добра.

Какими мы только не бываем в различных ситуациях! Прислушаемся к биению наших сердец. Сердце … Каким оно бывает у человека?

О каком человеке говорят, что у него доброе сердце, а о каком - злое?

  • Всегда помогает людям.
  • Делает добро.
  • Не смеется над чужим горем.
  • Заботится о других.
  • Делает людям вред.
  • Смеется над чужой бедой.
  • Никогда не придет на помощь.

И в конце занятия попробуйте нарисовать Добро таким, каким вы его себе представляете.

Занятия с детьми по теме добра и зла подготовили Л. Ладутько, С. Шкляр

Предварительный просмотр:

Тема: «Добро и зло»

Цель: формирование представлений дошкольников о многогранности и сложности бытия, о существовании в жизни добра и зла и нравственной ответственности человека за поступки.

Задачи:

Дать понятие добра и зла;

Развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

Воспитывать стремление к добру, желание избегать зла и бороться с ним.

Основные понятия : добро, зло, аморальный поступок.

Ход ОД

Загадка:

Плачет Митя у витрины:

Мама, я хочу машину!

Таня подошла:

Не плачь,

Вот возьми мой новый мяч!

Глаз чарует красота,

А поступки…(Доброта)

Работа со сказкой «Доброе слово». (Название сказки сразу не озвучивается. Детям предлагается придумать его самим. Текст сказки дан в приложении)

Вопросы для обсуждения:

Какая цель была у Гадюки?

Достигла ли она своей цели?

Каким правилом пользовалась в жизни Пеночка?

Что можно о нем сказать?

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла » (Л.Н.Толстой)

4. Беседа.

Понятны ли вам эти слова?

Каких людей вы называете добрыми, каких – злыми?

Какое отношение они вызывают? Почему?

В сказках все просто. Один герой добрый, другой злой. Назовите их.

Можно ли людей однозначно назвать добрыми или злыми?

А что скажете вы про себя?

Зависит ли доброе отношение к людям от возраста человека? От благосостояния человека?

Может ли больной, бедный человек быть добрым?

Где основа добра и зла? В нас самих.

Как мы решаем: добрый или злой поступок совершен?

Такими нас делают отношение к миру, окружающим людям.

Добрый поступок помогает улучшить отношения людей, помогает развиваться. Это проявление человеколюбия.

Зло – это унижение людей, неуважение, нетерпимость, обман, насилие, подавление свободы, в результате действий зла возникает вражда между людьми.

Легко ли быть добрым? Почему?

Жизнь часто ставит нас перед нравственным выбором добра или зла.

В одной песне поется:

Добрым быть совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Есть еще такие поэтические строки:

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится.

Добрыми бывают люди или их поступки?

Ассоциации с картинками.

Подобрать ассоциации к словам «добро» и «зло».

Что нового узнали о добре и зле?

Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

Приведите примеры добрых поступков.

Притча «Почему нужно делать добро»

Однажды учитель сказал своим ученикам: «Мы с вами говорили о том, что нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро».

Ученики разошлись в разные стороны, вернулись через неделю.

Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать,- сказал один.

Я ухаживал за больным. Потому что он нуждался в сострадании, - объяснил другой.

Я накормил бедного, чтобы поддержать его, - рассказал третий.

Я защитил ребенка. Детям нужна защита взрослых, - сказал четвертый.

Я старался делать добро всем. Наверное, я был неправ, - признался последний ученик.

Выполнили ли ученики наказ учителя?

Почему последний ученик признался, что был неправ?

Как бы вы выполнили наказ?

Игра «Купон на добрую услугу»

Я приготовила для вас купон (талон) на одно доброе дело.

Когда вы захотите, чтобы вам помогли или сделали что-то хорошее для вас, вы можете достать купон и положить его на стол. Остальные, увидев сигнал, могут спросить, чем помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, получит ваш купон. А вы останетесь без купона до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться уже в вашей помощи. Храните их! (Вручаю купоны)

Итог – проверим себя, что поняли и запомнили по теме (тест- тренажер)

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит, отдавать тепло своё другим.

Быть добрым – значит, понимать и близких и чужих,

И радости порой не знать,

Заботясь о других,

Конечно, доброму трудней,

И всё же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Спасибо за внимание! Желаю вам только добрых поступков!

Приложение

Сказочные герои.

Незнайка

Муми-тролль

Урфин Джюс

Алиса

Емеля

Дядя Федор

Карлсон

Старик Хоттабыч

Винни Пух

Золушка

Мальвина

Царевна - несмеяна

Тест – тренажер по теме «Добро и зло»

Как творят добрые дела?

  • Бескорыстно и сознательно
  • В надежде на вознаграждение
  • В надежде на похвалу
  • Чтобы избежать наказания

Что считается добрым поступком?

  • Опоздать на неинтересную встречу
  • Дать списать домашнее задание
  • Забыть о неприятной просьбе
  • Помочь соседу по парте разобрать задачу

Укажите поступки, которые относятся к понятию «добро»

  • Взаимовыручка
  • Насилие
  • Обман
  • Унижение
  • Помощь
  • Умение говорить правду
  • Ограничение свободы другого человека
  • Борьба за свободу

Что является последствием злых дел

  • Дружба
  • Радость
  • Вражда
  • Мирное сосуществование

Знания о добре зле помогают людям

  • Дружить
  • Проявлять заботу о близких
  • Жить в мире
  • Все ответы верны

Сказка «Доброе слово»

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.


Цель: развитие представлений детей о добре и зле;

разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;

убедить в необходимости добра и добрых поступков.

Задачи:

Развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;

Познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни;

Воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по духовно-нравственном воспитании 3 класс «Добро и зло»

Подготовила учитель начальных классов МОУ Проводниковсая ООШ имени героя РФ А.С.Маслова

Цель: развитие представлений детей о добре и зле;

разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;

убедить в необходимости добра и добрых поступков.

Задачи:

Развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;

Познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни;

Воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.

Оборудование: бланки с кроссвордом, весы с чашами, таблички с надписями «зависть», «Жадность», «грубость», «Предательство», «война», «ложь»), фигурки улыбающихся человечков, толковые словари С.И. Ожегова.

Ход урока

  1. Организационная деятельность учащихся.

- Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2.Вступительная часть

Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а тему вы сформулируете сами, разгадав кроссворд. (у детей бланки с кроссвордом) (работа в группах: 2 группы по 8 человек).

1.Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

2.Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь

3.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

4.Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

5.Пожелание добра.

6.Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.

7.Близкие отношения, основанные на доверии.

3. Основная часть.

Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: «Что есть Добро, а что Зло. И как это влияет на окружающий нас мир и общество.

Может кто-то из вас уже сейчас скажет что-нибудь о Добре и Зле?

Хорошо, что у вас так много ответов.

Назовите однокоренные слова к слову «добро» («зло»).

Посмотрите, пожалуйста, в толковые словари, найдите и прочитайте, какое определение дает этим словам С.И.Ожегов (работа в группах по карточкам).

1 группа: добро, добродетель, доброта, добрый, добряк, добродушный

2 группа: зло, злоба, злобный, злодей, злодеяние, злорадство.

Ответы детей.

Добро – то, что полезно людям, обществу, способствует его сохранению, процветанию, то, что предотвращает вражду.

Зло – противоположно добру, оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступи, разжигает вражду.

В реальной жизни встречается Добро и Зло; люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и человеке идет борьба между «силами Добра» и «силами Зла» - одна из важных идей, пронизывающих всю историю культуры.

Легенда о грехопадении.

А знаете ли вы, что когда-то все люди на Земле были добрыми и жили они прекрасно в раю. Но однажды они совершили очень плохой поступок. Поселив их в раю, Бог разрешил им есть плоды любого дерева, кроме плодов от того дерева, которое называлось деревом познания, добра и зла.

Но Сатана – враг Бога и людей, захотел погубить первых людей – Адама и Еву.

Однажды он подошел к Еве в облике змея и сказал: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?». Ева ответила: «Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы не умереть.» тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать ее, говоря: «нет. Не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».

Когда Ева посмотрела на дерево после слов Сатаны, то оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что дает знания. Тогда она сорвала с него плоды и съела их, и дала есть также мужу своему, Адаму. После этого Бог сказал Адаму: «За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: «Не ешь от него», - то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Затем Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада, и они не могли больше возвратиться в него. Так совершилось грехопадение первых людей.

С тех давних времен изменились человек и весь мир. Очень многие люди стали совершать грехи –нехорошие поступки.

Подумайте, а мы с вами совершаем плохие поступки?

Ответы детей.

Конечно, все мы не безгрешны. Но это совсем не означает, что мы с вами плохие. Плохим является наш поступок.

А как мы себя чувствуем, когда совершаем плохие поступки?

Ответы детей.

Нам тяжело на душе, стыдно за свой поступок. Это называется – раскаяние. Раскаивались ли вы в каком-нибудь поступке?

Ответы детей.

Один человек молился: «Как ему спастись?»

И вот в видении ему были показаны райские селения. Подходит Он к одной обители, самой прекрасной, спрашивает человека, живущего в ней: «Скажи, раб Божий, что ты делал на Земле? За что ты получил здесь обитель?»

Он отвечает: «Я был работником у одного злого человека. Он за работу мне не платил, делал мне только зло. Но я до конца у него работал безропотно. И вот получил здесь обитель».

Подходит он ко второй обители: «А ты, -спрашивает,-что делал?» и ответил ему обитавший в ней: «Я всю жизнь болел, но безропотно переносил свою болезнь».

Что значит «безропотно»?

Безропотно – значит покорно, без недовольств.

Вывод:

Жизнь каждого из нас очень коротка, и нельзя ее тратить на мелочную злобу и раздражение.

Без страдания (от зла) ни одна жизнь не проходит. Страдание посылается человеку как экзамен, проверку на добро. Нужно нам помнить, что в любых жизненных обстоятельствах мы не должны пускать зло в свою д ушу. Если не можешь сразу сдержать внутренний гнев, то хотя бы язык придержи. Лучше помолчать.

Есть еще один совет.

Есть такая прекраснейшая добродетель-незлобие .

Вы быстро забываете обиды. Любящая мама иногда вас наказывает. Вы плачете, даже пытается ударить свою мать. Но проходит минутка и снова вы обнимаете свою маму.

Уступчивость – любимая дочь незлобия. Она нужна нам, как воздух.

ВОПРОС:

Хотите видеть примеры гибельной неуступчивости (упрямства)?

Течет быстрая и широкая река. Если кто попадет в ее бурные и крепкие объятия, то тому несдобровать. Закрутят воды. Завертят, понесут и поглотят… Через реку пролегает узенький мостик.

Только одному свободно можно пройти по этому мосту, а двоим еле-еле разойтись.

Вот смотрите, смотрите…

Два барана

(инсценировка сказки детьми)

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил:

«Мэ-э-э,

Ты в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

С.Михалков

Вопросы:

2.Как можно было бы разрешить ситуацию иначе?

Вопрос:

А как же мы с вами живем?

Помочь старушке перейти улицу или уступить место в автобусе – раньше этому в школе учили, в книгах, в фильмах.

Теперь это не в почете. «Брать от жизни все», а помогать пожилым людям это почти позорно.

Стихотворение о добре.

«Я вчера был занят очень,

Я трудился что есть мочи,

Целый день добро творил:

Кошке домик мастерил,

Собирал гулять сестричку –

Отыскал ей рукавичку,

Маме пол подметал,

Бабушке очки подал,

Папе гвоздь забить помог,

Так работал – изнемог!

Зря считает мой братишка,

Что я просто – хвастунишка.

Я нисколько не хвалюсь,

Я просто радостью делюсь!»

Предлагается детям потренироваться в добрых делах.

1.Стоит в автобусе бабушка рядом с мальчиком. Что должен сделать мальчик?

2.Девочка встретилась в дверях со взрослым человеком. Кто должен уступить дорогу, и с какими словами?

3.Во дворе посреди глубоких сугробов есть маленькая узкая дорожка. На ней встретились мальчик и женщина. Кто должен уступить дорогу, и с какими словами?

Работа с пословицами.

Творческая работа (составление коллажа)

Звучит песня «Дорогою добра» (на чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, дети, облака, солнце, цветы, птицы, звери.)

Как мы назовем эту картину?

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

Вывод:

Мы сегодня узнали, что надо учиться любить и делать только добро в этой жизни!

Это так трудно.

- Не злиться, когда нас обижают,

Уступать всем,

Не драться.

У нас не всегда получается делать добро, чаще всего мы:

Злимся

Упрямимся

Деремся.

Мы часто встречаемся со злом и видим, что много зла стало на земле. Но мы знали, что добро сильнее зла и уничтожить зло можно не войнами и убийствами, а только добром и любовью. Мы хотим быть сильными в добре.

Золотое правило доброго человека.


Епанова Любовь
Конспект классного часа в 1 классе «Добро и зло»

Классный час в 1 «а» классе на тему «Добро и зло »

Цель : формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу .

Задачи :

Дать определение добра и зла ; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека ;

Учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно , повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

Приобрести опыт коммуникативной деятельности.

Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе

Основные термины и понятия : добро и зло как основные этические понятия.

Обеспечение : компьютер, словарь, мультимедийный проектор, лучи солнышка, пословицы и поговорки, напечатанные правила доброты .

Ход занятия

1. Организация деятельности учащихся.

Учитель :

- Добрый день и добрый час !

Как я рада видеть Вас!

Не придётся нам писать,

Мы сегодня на уроке

Будем с Вами рассуждать.

Человеческая доброта удивительна ,

А улыбка от души восхитительна!

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

2. Вступительная беседа.

Ребята, посмотрите на экран. (2 слайд)

Что объединяет картинки? (предположения детей)

Можете ли вы предположить, какая тема нашего занятия? (ответы детей)

Я вам дам ещё одну подсказку. (3 слайд)

Посмотрите на экран. Знакомые герои? Какая общая тема объединяет картинки из сказок? (ответы детей)

Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа «Добро и зло » (слайд 4)

2. Сообщение темы.

Учитель : Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней .

Ребята, сегодня будем говорить об основных понятиях – добро и зло .

Вы узнаете :- Что такое добро и что такое зло .

Почему нужно стремиться к добру и избегать зла .

3. Актуализация знаний.

Ребята, добро бывает разное . Какое? (рассуждение детей) .

Посмотрим на слайд. (слайд 5) Добро – это (счастье, семья, жизнь, добро , мама, ласка, забота, любовь, красота, радость.

А что значит быть добрым человеком ? (ответы детей) (слайд 6)

Добрый человек совершает хорошие поступки;

Старается всем помочь;

Заботится о других;

Приносит пользу окружающим и самому себе;

Уважает старших;

Защищает младших.

Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро , которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать,но его должен иметь каждый человек : и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце , добрую душу , добрые слова , чтоб помогать тем, кто попал в беду.

Я принесла с собой словарь русского языка С. И. Ожегова. Давайте найдем точное понятие слову добро (слайд 7)

Но есть и противоположное действие слову добро- (это зло.)

Как вы понимаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым? (Ответы детей)

Уточним в словаре, не ошиблись ли вы в своих ответах. (слайд 8)

Быть легче добрым или злым ?

Как вы думаете? Почему? (ответы детей)

4. Знакомство с рисунками детей.

В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру , Правде, Красоте.

А чего больше в жизни : добра или зла ? Давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали. Расскажите, что у вас там нарисовано.

(Рассказы детей)

Ребята, на каждом вашем рисунке нарисовано добро , а почему вы не нарисовали рисунки со злом? (потому что рисовать добро легче )

А какой предмет часто присутствовал почти на всех рисунках? (солнце)

А как вы думаете почему?

Вывод : солнце – это символ света, чистоты, мира, добра )

А теперь посмотрим на слайды и скажем,что нарисовано на этих рисунках : добро или зло . (слайды 9-17)

5. Изготовление солнышка.

Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.

А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно . Давайте представим, что мы с вами лучи солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе. (слайд 18)

Сейчас в группах вы изготовите солнышко. Вам надо выбрать подходящие лучи со словами и прикрепить к солнышку.

(На столах лежат лучи, на которых написаны слова добро , радость, мир, улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида, товарищество, ненависть, красота, драка, любовь)

Ребята, а кому бы вам хотелось подарить это солнышко и почему?

6.Игровой момент : соберите пословицу.

Существует множество пословиц и поговорок о добре . Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицы и попытаться объяснить её значение. (соедините эти пословицы на листах, которые лежат перед вами)

Добро помни , а пожнёшь

Что посеешь, то и зло забывай

За добро добра не делает никому

Худо тому, кто добром плати

Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт .

Добро худо переможет

А какие пословицы вы приготовили? (дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)

Жизнь дана на добрые дела .

Не одежда красит человека, а его добрые дела .

Вывод делает учитель :Пословицы нас учат :

Хвалить за хорошие поступки и не всегда замечать недостатки людей;

Шутить по -доброму ;

Не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и многому другому полезному в нашей жизни.

Молодцы! Хорошо поработали с пословицами.

Большинство людей считают себя добрыми . Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Давайте и мы попробуем сделать доброе дело .

7. Поиграем в игру «Сделай доброе дело » (посоветуйтесь в группах)

Как бы вы могли помочь?

Бездомным собакам и кошкам;

Пожелтевшим от жары цветам;

Своей бабушке, которая несёт сумки;

Пожилым, больным людям в общественном транспорте;

Уставшей маме.

8. «Волшебные слова» (2мин.)

Доброта , милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим , чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта .

Предлагаю вспомнить вежливые слова.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день )

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием.

9. Притча о добре и зле . (4мин.)

Ребята, посмотрите на следующий слайд. (слайд 19)

Как вы считаете, какое отношение к нашей теме имеют эти животные? (дети высказывают свои предположения)

Просмотр притчи «Два волка"

А сейчас я предлагаю посмотреть одну притчу, которая называется «Два волка» . А что же такое притча? Притча – это рассказ с нравоучением.

(при просмотре притчи учитель читает текст сам или хорошо читающий учащийся (слайд 20, видео)

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину :

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.Один волк представляет зло : зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро : мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность .

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался,а потом спросил :

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил :

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Скажите, о каких двух волках говорил старик?

Как вы думаете, какой поступок легче совершить?

Как вы понимаете последнюю фразу?

– Надо ли учиться доброте ?

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло , и мы в этом убедились на примере притчи. Да, непросто быть добрым человеком . Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки .

Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла . В сказках встречаются добрые и злые герои . Ребята, а теперь попробуем определить какой герой добрый , а какой злой. Я предлагаю вам игру «Сказка»

10. Игра «Сказка» . (слайды 21-23)

Я буду называть и показывать сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой . Если добрый , вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Мальвина.)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (слайд 24)

Пусть в вашей жизни всегда будет как в сказке.

На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых , справедливых, честных людей.

Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе и не замечать урны для мусора. Помогает человеку совершать добрые дела дружба , уважение, вежливость, доброта , понимание, улыбка.

11.Игра с мячом : круговая беседа.

Я чувствую себя счастливым, когда ….

(хорошо всем, все улыбаются и т. д.)

12. «Правила доброты »

Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты . Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро » . (слайд 25) (на доске появляются отпечатанные правила)

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

Делать добро для близких и друзей.

Не завидовать.

Не вредничать.

Не грубить.

Давайте ещё раз зачитаем наши правила.

13. Звучит песня "Дорогою добра ”

(слайд 26)

Хочешь чтоб тебя любили

Делай людям ты добро

Очень скоро убедишься

Поступаешь ты умно.

Человек, в душе которого доброта , приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!

Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила. И закончить классный час я хочу словами известного сказочного героя :

(слайд 27) «Ребята, давайте будем добрыми »

Говорят, красота мир спасает…

Красота она – есть красота!

Ну, а в мире нам жить помогает

Доброта!

ДОБРО И ЗЛО ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

(исследовательская работа)

Бобко Мария, Варыгина Ксения

Руководитель работы:

Педагог-психолог

МОУ «Маганская средняя общеобразовательная школа»

2010 год

1. Введение. стр.3-4

2. Гипотеза, постановка целей, задач,

предполагаемый результат. стр. 4-5

3. Толкование понятий «добро» и «зло» в различных источниках. стр. 5-6

4. Герои русских народных сказок или олицетворение понятий «добро» и «зло» представителями прошлых поколений. стр.6-9

5. Современные сказочные герои - взгляд на понятия «добро» и «зло» современными подростками. стр. 9- 11

6. Результаты опроса по вопросу: «Какой смысл вы вкладываете в понятия «добро» и «зло»? стр.

7. Результаты опроса по вопросу: «Как бы вы изобразили понятия «добро» и «зло»? стр.14-16

8. Выводы. стр. 17

9. Список, использованной литературы стр.18

I. Введение

Все человечество в целом можно представить как сумму всех ныне живущих на планете людей. Нас сегодня 6 млрд. человек.

Если посмотреть, как менялось количество людей на Земле, то можно увидеть, что движение происходило вперед.

Период времени

Количество людей

Конец периода до нашей эры

50 млн. человек

Начало нашей эры

230 млн. человек

Начало промышленной революции, 1650 г.

500 млн. человек

К 1900 году

1,6 млрд. человек

Начало ХХ века

2 млрд. человек

6 млрд. человек

Рисунок 1 Диаграмма "Демографические процессы"

Человечество постоянно увеличивалось. Из поколения в поколение передавались: накопленный опыт, традиции, правила, взгляды, представления о мире, вещах, обеспечивалась преемственность культуры.

Но вот парадокс, возникает противоречие, иногда люди разных поколений не понимают друг друга, словно разговаривают на разных языках, у них разные взгляды, примеры для подражания. Часто это называют конфликтом поколений.

В прошлом считалось, что старики выступают кладезем знаний и хранителями мудрости многих людей. Они пользовались уважением других членов общества.

И в настоящее время старшее поколение пользуется уважением и почетом, поскольку их знания и опыт значительно больше нашего.

Они для нас сохраняют и передают на личном примере формы поведения, образцы правил, законы, ценности, знания, идеи, язык, традиции.

И все же они стараются воспитывать нас на тех представлениях, которые сложились в их детстве. А время идет, и мир меняется.

Сейчас можно услышать в наш адрес, в адрес подростков, что мы ничего не ценим, у нас нет ничего святого, мы говорим на непонятном языке, общаясь между собой кличками, употребляем жаргон, ненормативную лексику, мы не делаем ничего полезного, мы варвары, разрушающие всё, мы злые, несдержанные, безответственные, грубияны и т. д.

II . Гипотеза, постановка целей, задач, предполагаемый результат.

Проблема «отцов и детей» - вечная, но мы предполагаем , что есть мостик, площадка для переговоров, для взаимопонимания .

Ведь если люди, даже говорящие на разных языках, вкладывают одинаковый смысл в понятия, имеют схожие представления о нравственных ценностях, не это ли путь к взаимодоверию, взаимопониманию, взаимоуважению?

Наша работа посвящена таким нравственным категориям, как добро и его противоположность – зло. Что думают об этих понятиях дети, что думают об этих понятиях взрослые? Увидим…

Цель нашей работы: доказать, что современные подростки, взрослые, родители, бабушки, дедушки, как представители разных поколений, имеют общие, схожие представления о таких нравственных понятиях, как «добро» и «зло», а значит способны понять друг друга, выстраивать свои отношения не на конфликте, а мирным путём с помощью переговоров.

Задачи работы:

1. Выяснить смысловую нагрузку этих понятий, через работу с различными источниками (толковым словарем).

2. Изучить статью о героях, познакомиться с историей олицетворения этих понятий, через работу со словарем славянской мифологии.

4. Выяснить среди подростков, какие сказки и мультфильмы они предпочитают сейчас смотреть, встречается ли там добро и зло. Как их изображают сейчас в современных сказках, мультфильмах.

5. Провести опрос представителей разных поколений, профессий по вопросу: «Что такое по – вашему «добро» и «зло»?

6. Провести опрос среди людей разного возраста по вопросу: «Как бы вы изобразили «добро» и «зло»?

7. Подвести итоги, предъявить их обществу, через участие в районном НОУ, публикацию итогов работы в научно-методическом журнале «Классный руководитель».

III . Толкование понятий «добро» и «зло» в различных источниках.

Нами были использованы 3 «Толковых словаря русского языка » , и, Универсальный словарь по русскому языку под редакцией ИГ «Весь».

1.толкование (словарь и)

Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное. Положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Зло – это нечто дурное, вредное, чувство злости – недоброжелательство к кому – нибудь.

2.толкование (словарь)

Добро – это благо, доброжелательное отношение, гостеприимство, по своей воле, желанию.

Зло – гнев, бедствие, нужда, горе, беда, печаль, пакость, насилие, нападки.

3. толкование – (универсальный словарь по русскому языку под редакцией ИГ «Весь») – повторяет толкование № 1

В толковых словарях нет четкого определения этим словам, но, по - нашему мнению, они отображают некие стороны жизни человека, характер поведения человека, отличительные черты душевного содержания людей, чувства людей, которые связаны с какими-то событиями в их жизни. Эти понятия имеют много оттенков (например, от гнева до насилия, от положительного до высоконравственного).

IV . Герои русских народных сказок или олицетворение понятий «добро» и «зло» представителями прошлых поколений.

Наши родители иногда говорят, что мы смотрим по телевизору глупости, что современные фильмы «пустые, и ничему не учат». Что в их молодости и во времена наших бабушек и дедушек смотрели советские сказки и фильмы, которые рассказывали про добро, любовь, показывали красоту человеческих отношений.

Вот и исследователь русской истории и культуры в своей энциклопедии «История культуры русского народа» пишет, что «в старинных русских песнях и сказках, сохранена народная мудрость, отражена сила и простота чувств русского народа».

https://pandia.ru/text/78/224/images/image004_1.jpg" width="276" height="318 src="> миром живых и мертвых, избушка – врата в мертвое царство. Встретив гостя, Баба Яга выкажет

недовольство, накормит гостя своей пищей,

истопит баню. Помывшись в бане, гость

смывает с себя «дух живых». После этого

Баба - Яга признает его за «своего» и может

оказать помощь.

https://pandia.ru/text/78/224/images/image006_1.jpg" width="258" height="312 src=">

Эта старая колдунья не пешком ходит,

а разъезжает по белому свету в железной

ступе, и когда прогуливается, то понуждает

ступу бежать скорее, ударяя её железной

палицей или пестом. А чтоб не видно было

следов, заметаются они за нею особенным инструментом – метлой или помелом.

Как всякое божество, Баба Яга то злая, то добрая, но всё же, как от всякой непонятной силы, от неё исходит много мудрости. Ей служат лягушки, черные коты, разные существа, в которых уживаются и угроза, и мудрость.

Иногда Баба - Яга дарит волшебные вещи, советует. Сама ничего не делает, но указывает, к кому обратиться за помощью. Повелевает силами природы и животного мира.

https://pandia.ru/text/78/224/images/image008_0.jpg" width="231" height="279 src=">

Добро в литературных произведениях русского народа – понятие собирательное. В нем собрано и мудрость, красота человека внешняя и внутренняя, красота родной природы, любовь к Родине.

https://pandia.ru/text/78/224/images/image010_1.jpg" width="268 height=333" height="333">

Эта несравненная красавица наделена вещим умом, волшебной силой, властью

над природными стихиями.

Она готова сделать все ради дома, семьи.

Простому человеку с ней не совладать.

Но для героя - чистого сердцем, умом,

любящего свою родную землю, она

готова отдать свою чародейскую силу и даже расстаться с ней. Она может превращаться в зверя, в птицу. Она – волшебница, повелительница, дает мудрые советы, загадывает загадки.

V . Современные сказочные герои –

взгляд на понятия «добро» и «зло» современными подростками.

Современные дети и подростки любят смотреть сказки, мультфильмы, фильмы. Мы спросили у ребят, учащихся 1-6 классов Маганской школы, что они любят смотреть? Ими были названы наиболее популярные фильмы, сказки и мультсериалы: «», «Смешарики», «Школа волшебниц WINX», «Хроники Нарнии», «Артур и минипуты», «Книга мастеров».

Рисунок 2 Диаграмма популярности фильмов среди учащихся 1-6 класса

https://pandia.ru/text/78/224/images/image012.jpg" width="433" height="229 src=">

Злые волшебники изображены в темной, порой непонятной одежде.

https://pandia.ru/text/78/224/images/image014.jpg" width="159" height="200">.jpg" width="193" height="173 src=">Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">вид деятельности человека и наличие жизненного опыта.

Всего нами было опрошено 15 взрослых. Мы условно разделили их на 2 возрастные группы:

1 группа от 20 до 40 лет – всего 8 человек;

2 группа от 40 до 70 лет – всего 7 человек.

Представители профессий:

учитель

Врач, медсестра

милиционер

студент

Домо

хозяйка

пенсионер

сторож

военный

автомеханик, слесарь

бухгалтер

1., 37 лет, мать двоих детей, учитель.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, мир, цветы, веселые люди, дети и улыбки, здоровье.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, черное, разрушение природы, нервы, слезы.

2. , 50 лет, мать двоих детей, учитель

Добро - это понятие ассоциируется с такими словами как, хорошие руки, счастье детей.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, очень плохо, страшно, плач, потери.

3., 32 года, мать двоих детей, учитель.

Добро - это понятие ассоциируется с такими словами как, чувства человека, которые отражаются в его поведении, счастье, порядочность, готовность прийти на помощь, улыбка.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, большое, которое свойственное только человеку, но и природе.

4. , 43 года, мать двоих дочерей, врач общей практики.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, здоровье людей, забота, помощь, радость, рождение ребенка.

Зло – это понятие ассоциируется с такими словами как, болезнь, смерть, горе.

5. , 44 года, есть сын и дочь, медицинская сестра.

Добро – это счастье детей, любимая профессия, помощь, радостные переживания, мир дома, отдых.

Зло – это раздражение, непослушание, вред, болезнь.

6. , 37 лет, мать двоих детей, сержант милиции.

Добро - это понятие ассоциируется с такими словами как, не нарушают правила, закон, мир без преступлений, нет горя, что-то светлое, обязательно день.

Зло – это понятие ассоциируется с такими словами как, чьи - то слезы.

7. , 23 года, студентка педагогического университета.

Добро – любимый человек, создание семьи, желанный ребенок.

Зло – размолвка, ссора, болезнь, когда не сбываются мечты.

8. , 38 лет, мать двоих детей, домохозяйка.

Добро - это понятие ассоциируется с такими словами как, светлое, семья, природа, полная чаша.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, угроза, драка, холодно.

9., 42 года, мать двоих детей, домохозяйка.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, главное в жизни человека, хорошие поступки, любовь к детям, родителям, мужу, достаток в доме.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, неожиданное горе, слово обидное.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, порядочность во всем, по отношению к людям, семье, детям.

Зло – это понятие ассоциируется с такими словами как, несчастье, беда.

11., 69 лет, двое детей, пенсионерка.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, когда все довольны, улыбки, счастье для всех.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, отрицательные поступки, бесчеловечность, бессердечность.

12., 58 лет, есть дети, внуки, сторож.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, отношение ко всем доброе, всем должно быть хорошо.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, не хочу зла.

13. , 46 лет, трое детей, военный, офицер запаса.

Добро - это понятие ассоциируется с такими словами как, миролюбивое состояние человека.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, агрессивность .

14. , 44 года, есть сын, автомеханик.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, гармония во всем, мир, любовь, бог.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, это очень плохо, плач, это когда ты один.

15. , 39 лет, две дочери, бухгалтер.

Добро - это понятие ассоциируется с такими словами как, душевное состояние, выраженное к людям.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, психологическая черта человека, драка, мужчина.

А вот ответы детей на вопрос «Что такое добро»?

https://pandia.ru/text/78/224/images/image029.gif" width="213" height="263 src=">В этом ответы взрослых и детей совпадают.

2. Дети, и взрослые ставят знак плюс,

т. е. положительное к понятию «добро »,

отмечая, что это хорошие поступки человека,

его поведение.

В этом ответы взрослых и детей совпадают .

3 . И взрослые, и дети связывают эти понятия не

только с человеком, но и с природой. Причем,

были упоминания о том, что человек разрушает

природу, и это расценивалось как зло , но и вред от природных явлений рассматривался как «злой ответ» природы человеку .

В этом ответы взрослых и детей совпали.

4 . И взрослые, и дети раскрасили бы «добро» в яркий цвет , а «зло» в темные .

В этом ответы взрослых и детей совпали .

5. Чаще всего и дети, и взрослые употребляют слово «добро», когда говорят: «доброе утро, «добрый день», «Доброго здоровья», желая хорошего дня, удачи, выказывая радость и заботу.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что взрослые и дети вкладывают одинаковый смысл в понятия «добро» и «зло» .

А это значит, что мы мыслим одинаково, можем понять друг друга и без слов, а значит, конфликт поколений можно избежать, мы способны к взаимопониманию, взаимодоверию, взаимоуважению.

IX . Список использованной литературы

1. Универсальный словарь по русскому языку, СПб.: ИГ «весь», 2009 г.

2.Толковый словарь русского языка и, Москва, 2003 г.

3. Иллюстрированный толковый словарь русского языка В. И.даль, Москва, Астрель, 2006 г.

4. Русский народный календарь, Наталия Будур, РООССА, 2007

5. История культуры русского народа, Москва,2007

6. Русская история, Москва, 2009

7. интернет - ресурсы

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!