Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Как нарисовать экскурсию безопасности зимой. Экскурсия в зимний лес

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Цели: - учить детей наблюдать за изменением в природе зимой;

- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

-прививать внимательное отношение к птицам

- Сегодня урок окружающего мира мы проведем необычно. За партами сидеть не будем, а

отправимся в лес за знаниями, впечатлениями, эмоциями.

Для наблюдений разделимся на три группы. Первая группа – сидящие за первым рядом. Ваша

задача - наблюдать заизменениями в неживой природе, прошедшие с осенней экскурсии. Вторая

группа рассматривает снег, его форму, цвет, количеств. Задача третьей группы –наблюдение за

живой природой. Итак, мы отправляемся в зимний парк.

Зимний лес, это сказочный сон.

Внём волшебностью веет повсюду.

Тишиной очарует вас он.

Серебро вдруг подарит, как другу.

Им осыплет вас щедро с высот,

Лучом солнца помашет игриво,

И узорами снежных красот

Покорит ваше сердце, как диво.

Бахромой серебристой сверкая,

Манит лес своей сказкой всегда,

Я в плену у него, понимая,

Он - источник всех тайн бытия.

- Первая остановка. Что вы заметили? Чем зимний парк отличается от осеннего?

- Действительно, солнце появляется на небосклоне меньше, греет не так, как летом и осенью.

Температура воздуха стала ниже, поэтому осадки выпадают в виде снега. Проходя около реки, мы

заметили, что вода скрыта подо льдом. На земле лежит снежный покров.

Лёгкий ветерок и воздух свежий,

Под ногами снега звучный хруст,

Будто острым ножиком я режу

Сочный, спелый, сахарный арбуз...

Падает снежинка- парашютик -

И пошло: разверзлись небеса!..

Зрелище, прекрасное до жути -

Снежный нескончаемый десант!

И не знаешь, к берегу какому

В круговерти этой повернуть...

В гущу снегопада, словно в омут,

Поневоле хочется нырнуть..

Из него снегурочкою выйти -

Фонари, как огоньки лампад -

И сказать всем: "Только посмотрите!

- Вторая группа поделится своими наблюдениями за снегом.

Обычные снежинки имеют диаметр 5 мм. Самая крупная в мире снежинка разрослась до 12 см.

Вес обычной снежинки всего 1 мг, так как она на 95% состоит из воздуха. Снег падает со

скоростью меньше 1 км/час.Снег отражает до 95 процентов солнечной энергии, поэтому на солнце

он может не таять. По этой же причине в горах даже при самой солнечной и жаркой погоде может

находиться уйма снега. А в населенных пунктах снег может таять из- за пыли, которая оседает на

снегу и нагревается на солнце.

Кстати, сам снег бывает не только белым. В арктических и горных регионах розовый или даже

красный снег –обычное явление. Дело в том, что живущие между его кристаллов водоросли

окрашивают целые участки снега. Но известны случаи, когда снег падал с неба уже окрашенный –в

голубой, зеленый, серый и черный цвета.Эскимосы используют 24 слова, для того чтобы описать

снег в его различных состояниях. У саамов для определения и описания снега во всех его возможных

видах используется 41 слово.

Каждая из снежинок редко превышает размеры в 5 мм, но вот ажурное переплетение граней может

быть самое разнообразное. Пока еще непонятно, почему каждая снежинка не похожа друг на друга,

почему каждая из них имеет идеальную симметрию. Сегодня уже доказано, что все снежинки имеют

четкие геометрические линии, которые объединены в шестиугольном формате, именно

шестиугольную форму имеет сама молекула воды, поэтому, замерзая в облаках и превращаясь в

кристалл льда, вода и формируется по данному принципу, захватывая по цепочке другие молекулы,

находящиеся в тесном соседстве.

На причудливую формувлияет и температура воздуха, и показатель его влажности. Но в том, что

сомневается. Контуры самой снежинки угловаты. Кончики, скорее всего, напоминают острые

наконечники или иглы. Причем все они разные, у каждой снежинки - свой остроконечный узор.

Сегодня нет ответа на вопрос, почему так происходит. Возможно, мы совсем скоро станем

свидетелями новых научных открытий, которые откроют нам тайну геометрической симметрии и

непохожести снежинок.

Наличие снега играет важную роль. Снежное покрывало укутывает землю толстым слоем белого

покрывала. Оно держит тепло и не дает погибнуть растениям и мелким животным. Без него погибнут

озимые, не будет урожая, не родится хлеб.Снег создает тот необходимый запас влаги, который так

важен при весеннем пробуждении. Поэтому переоценить значение снега нельзя.

- Как называют явления природы, когда дует ветер и идет снег?

Отличаются эти три явления силой ветра и объемом поднимаемых снежных масс: метель (метелица)

- просто сильный ветер со снегом, вьюга - снежная буря, когда сила ветра может быть

вьюга, которая представляет для человека смертельную опасность.

- Остановка третья . Присмотритесь – кого можно увидеть в зимнем лесу?

что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве

пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в

теплые страны.Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, -отсутствие еды и

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия

для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми .

Дятлыспособны истреблять врагов леса, которые совсем недоступны длядругихптиц. А

разрушая и вскрывая ходы личинок короедов и иных жуков, они помогают остальным птицам –

синицам, поползням и другим –добирать всех насекомых на больном дереве. Правда, иной раз они и

грешат: крадут птенцов синиц. Но главное –они как бы подготавливают фронт работы всему

пернатому населению для уничтожения вредителей. Кроме того, во вскрытые ходы легче проникают

мелкие насекомые –хищники, вызывающие гибель личинок и куколок всяких жуков.

Уменье дятлов выдалбливать дупла в малоценных и сухих деревьях привлекает в наши сады и

леса много других полезных птиц, которые также строят свои гнезда в дуплах, а сами их долбить не

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни,

сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда -вкусная сосновая хвоя. А вот

тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.

Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится

клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.

Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места

на место. Это кочующие птицы.

черным пятнышком на горле. Её нежнейшее оперение имеет дымчато- розовую окраску, а темный

хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Если присмотреться, то можно увидеть, что на

крыльях большинства особей второстепенные маховые перья заканчиваются маленькой алой

пластиночкой.

Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать,

свистеть". Песня свиристеля -нежная журчащая трель «сви- ри- ри - ри- ри», похожая на звучание

свирели. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно- негаданно как

свистнет!.. Но не от испуга, нет. Бояться ей совсем некого, привыкла она к людям, подпускает их

совсем близко, разрешает полюбоваться собой.

В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно

самец бережно кормить их.

Начиная с марта - апреля свиристели отправляются на север, где в приполярной тайге они выводят

Летом эти птицы питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными

ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягодырябины,

а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и

зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников. Прожорливость свиристелей так велика,

что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод иплодов в не переваренном

виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели

способствуют распространению растений, оказывая лесу как бы «услугу за услугу».

Снегирь птица доверчивая и несколько мнительная. Сидя рядом с человеком, он продолжает

заниматься своим делом и подолгу не слетает с ветки. Даже «завтракая», он не перестанет петь.

Самка выглядит поскромнее самца, в серовато- дымчатом наряде. И так же поет, подсвистывая

же уптицсамочки лишены этой прекрасной особенности.Где любят селиться снегири?

Снегирь –птица чистолесная. И все его знают. Зимой возле человеческих жилищ вместе с

другими пернатыми обитателями тайги появляется и румяный красавец снегирь. Эта красногрудая

птичка доверчива и добродушна.

Излюбленное местопребывание –хвойные и смешанные леса. Зимой, кочуя, он встречается везде,

даже в селах и городах.

Зимний день в лесу. Тихо, только иногда где- то пискнет синица, прокричит сойка. Кажется, жизнь

застыла. Где же животные? Неужели все улетели или залегли вспячку? Но приглядитесь - вот

цепочка каких- то точек тянется по снегу и приводит к маленькой норке. А вот следы покрупнее, они

разворошил лесную подстилку. Даже зимой жизнь в лесу кипит, надо только уметь её увидеть.

Большинство зверьков очень скрытны, и заметить их сложно, тем более что многие ведут ночной

образ жизни. Птиц наблюдать проще, хотя и они не спешат показаться нам на глаза. Но все

животные оставляютследы. По следам можно не только определить вид животного, но и узнать его

пол, возраст, куда оно направлялось и зачем.

- Чем мы можем помочь птицам зимой?

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

19.08.2015 2798 0

Цели: познакомить детей с отличительными признаками деревьев и кустарников зимой; закреплять правила поведения в природе; развивать мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: семена деревьев и кустарников; корм для птиц.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы отправимся в зимний парк. Мы будем учиться узнавать деревья и кустарники по их силуэтам.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

II. Основная часть экскурсии.

Во время проведения экскурсии учитель подходит с учащимися к тому или иному растению, учит их на практике различать деревья и кустарники, обращая внимание на силуэт кроны, цвет коры, внешний вид почек.

– Обратите внимание на белый цвет коры дерева. Как оно называется? (Это береза.)

Белый цвет коры березы объясняется наличием в ней белого красящего вещества – бетулина.

Если провести по стволу темной рукавичкой, на ней появится белый налет, как будто прислонился к побеленной стене. А почему на стволе березы видны темные черточки, которые идут поперек ствола? Оказывается, это чечевички – специальные отдушины, через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола березы. Сама береста для воздуха непроницаема. Не будь чечевичек, дерево буквально задохнулось бы. Но на зиму чечевички наглухо запечатываются – в холодное время года дерево почти не дышит.

– Рассмотрите следующее дерево. (Учитель останавливает детей около дуба.)

– Обратите внимание на его ветви. Как называется это дерево? (Дуб.)

– Почему у дуба ветки корявые?

– Почему дуб зимой стоит с бурой листвой, а не сбрасывает листья, как другие деревья? (Предположения детей.)

– Разгадка кроется в родословной дуба. Многие его родственники, обитающие в субтропиках, остаются зелеными и зимой. Наш дуб унаследовал от них способность сохранять листву, но климат не позволяет нашему дубу зимой «зеленеть», листья гибнут от холода и теряют зеленый цвет, но остаются на дереве.

– Издали это дерево похоже на дуб. Но когда присмотритесь внимательнее, то увидите его особенности. У вяза крупные боковые ветви отходят от главного ствола под острым углом. Молодые веточки расположены густо и придают дереву «пушистый вид». У вяза древесина такая плотная, что когда приходится рубить дерево, топор прямо-таки «вязнет» в ней. Отсюда дерево и получило свое название.

– Рассмотрите следующее дерево. (Учитель показывает осину.)

– Осину можно узнать по гладкому и очень зеленому по сравнению с другими деревьями стволу. Он у нее ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей.

– Лиственница – хвойное дерево. Она сбрасывает на зиму хвоинки, за что и получила свое название. Зимой лиственница стоит голая, с растопыренными черными ветвями. Узнать ее можно по оставшимся на ветвях большим круглым шишкам.

– Сравните крону, хвою, шишки сосны и ели.

– У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели – короткие, колючие и прикреплены поодиночке.

У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные, а у ели – длинные, ровные, большие.

– Рассмотрите хвойный кустарник. Как он называется? (Можжевельник.)

– Хвоинки можжевельника не похожи на хвою ели и сосны. Они плоские, неколючие, сизо-зеленого цвета. Сидят они на веточках по три вместе.

– Узнавать деревья и кустарники зимой в природе можно и по запаху древесины. Особенный запах у древесины дуба – густой и терпкий, чуть-чуть с кислинкой. Специфический «карандашный» запах у можжевельника. Дело в том, что из его древесины делают карандаши, точнее их «одежду». Своеобразный, чуть-чуть «дегтярный» запах имеет древесина осины.

По запаху почек можно узнать черную смородину. Они пахнут очень приятно. А вот у почек бузины запах неприятный. Своеобразный запах у клейких заостренных почек тополя. Сами почки шерстисто-пушистые, покрытые крупными коричневыми чешуями. Сидят почки на веточках поочередно: одна справа, другая слева, следующая опять справа, другая опять слева, и так до самой верхушки. Необычны почки у крушины ломкой. У них нет почечных чешуй. Каждая почка – пучок крохотных бурых зачатков листьев. Будущие листья зимуют совершенно открыто. Наступит весна, и крохотные бурые листовые зачатки превратятся в обычные зеленые листья. У всех других наших деревьев и кустарников зачатки листьев спрятаны внутри почек под «футляром» из плотных чешуй.

III. Итог экскурсии.

– Что нового вы узнали на экскурсии?

– Какие деревья и кустарники встретили на экскурсии?

– По каким признакам мы учились узнавать деревья и кустарники? (По кроне, почкам, плодам, запаху древесины, запаху почек.)

Составитель: учитель биологии

МБОУ СОШ № 26, г. Южно-Сахалинска

Сержантова С.А.

Экскурсия для 5 классов.

«Жизнь деревьев и кустарников зимой»

Задачи экскурсии.

Обучающие:

    Познакомить учащихся с многообразием растений на примере местных представителей популяционно-видовых групп;

    Сформировать представления о жизни деревьев, кустарников и трав зимой;

    Показать взаимосвязь растений с окружающей средой; уделить внимание развитию у учащихся практических умений и навыков работы с живыми объектами (проводить наблюдения, составлять отчеты).

Развивающие:

    Формировать умения ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.

    Различать биологические объекты по заданиям учителя, сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитательные:

    Осуществлять в процессе проведения экскурсии экологическое воспитание учащихся: воспитывать ответственное отношение к природе, привлекая их к непосредственной деятельности по охране объектов природы.

    Развитие коммуникативных навыков.

    Приобретение навыков групповой работы.

    Формировать культуру поведения в природе.

Место экскурсии – пришкольная территория.

Подготовка учителя к экскурсии:

    Составить маршрут проведения экскурсии.

    Приготовить инструктивные карточки.

    Распределить учащихся на группы по 4-5 человек: дать задания для групповых и индивидуальных наблюдений.

    Познакомить учащихся с формой отчета и списком литературы, который им поможет подготовиться к экскурсии (учащиеся должны подготовить сообщения о любых растениях).

Проведение экскурсии. Экскурсию следует провести в зимний, не холодный солнечный день, продолжительностью не более 30 минут. Начинается экскурсия вступительной беседой, в процессе которой выясняется, какие представления имеют учащиеся о естественных и искусственных сообществах растений. С помощью учителя учащиеся определяют основные жизненные формы этих растений: деревья – жизненная форма растений с одним многолетним одревесневающим стеблем (стволом), на ветвях которого (кроне) находятся почки возобновления; кустарники – жизненная форма растений с несколькими многолетними одревесневающими стеблями, несущими почки возобновления; травы – жизненная форма растений, имеющих один или несколько не одревесневающих побегов, надземная часть которых осенью отмирает, а подземная часть с почками возобновления зимует (у многолетних). Находят у них сходные и отличительные признаки. Вспоминают понятия «однолетние и многолетние растения», «ствол», «крона».

Затем в беседе выясняются причины зимних изменений в природе :

    Какое значение имеет снежный покров для растений? Снеговой покров помогает растениям пережить зиму.

    Почему в народе говорят «Не от добра дерево лист роняет?» Что произошло бы с деревьями, если бы они на зиму остались с зелеными листьями?

    Ребята, а в какое время года деревья больше всего растут? Больше всего деревья растут с мая по июль, а зимнюю пору в жизни деревьев называют состоянием покоя, они не растут до весны.

Приспособленность растений к зимним условиям.

    Отсутствие листьев;

    Нежная кожица однолетних побегов заменилась пробкой;

    Почки покрыты почечными чешуями;

    Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие растительные клетки, по ним уже не поступает вода и питательные вещества. Кора защищает ствол от повреждений, от жары и от мороза, толщина коры может доходить до 30 см.

(Если деревья и кустарники подвергались обрезке, то обратить внимание на разрастание боковых побегов).

    Хвойные растения называются вечнозелеными, они приспособились к холодам: иголки на ёлке и сосне - не что иное, как листья. Просто они крошечные, а значит, выделяют мало влаги - оттого и мёрзнут меньше.

Перед началом работы учитель проводит инструктаж о порядке выполнения работы, рекомендует учащимся аккуратно записать в блокнот ход выполнения каждого задания, чтобы при написании отчета по экскурсии они могли легко воспроизвести полученные знания.

Перезимовка многолетних и двулетних растений.

    Клумбы очистить от снега, обнаружим сухие стебли с плодами, в которых находятся семена, делаем вывод, что у однолетних растений зимуют семена, а сами растения погибают. Многолетние растения (флоксы, ирисы) зимуют в виде побегов над почвой или в почве, близко от ее поверхности.

Условия жизни растений под снегом.

    Учащиеся расчищают снег и находят многолетние травянистые растения. Обращаем внимание на снежный покров, его толщину, слой почвы. Делаем вывод, в отличие от деревьев и кустарников органы травянистых растений не имеют пробковый слой, так как защищены от иссушения и вымерзания снежным покровом, а подземные органы еще и слоем почвы.

Проводится самостоятельная работа по заданиям, изложенным в инструктивных карточках. Каждая группа выполняет задание одной карточки.

Инструктивная карточка № 1.

Береза Дуб

Инструктивная карточка № 2.

Распознать растения зимой можно по форме кроны.

Сравните их внешний вид по высоте и толщине ствола (измерьте окружность ствола на высоте 1 метр), по величине и густоте кроны. Сделайте вывод.

Ива Ель

Инструктивная карточка № 3.

Липа. Ветки зигзагообразные. Тополь. Ветки и почки

Почки очередные, красноватые, покрыты белым пушком.

с двумя чешуями.

Инструктивная карточка № 4.

Определение растений по зимующим почкам.

Рассмотреть почки у растений, найти сходство и отличия.



Ольха. Почки очерёдные , Ясень. Ветки гладкие, серые.

пурпурные на стебельках, Почки черные супротивные.

часто - вместе с мужскими Верхушечные крупнее боковых.

соцветиями-серёжками.

Инструктивная карточка № 5.

    Составьте список древесных растений данного участка.

    Подумайте, как влияют деревья на растения, которые растут вокруг них.

    Есть ли признаки ухода за растениями на данной территории (спилы сухих веток, уборка прошлогодней листвы, отсутствие вредителей на деревьях).

    На примере одного дерева, произрастающего на обследуемой территории (на выбор), дайте характеристику этой жизненной формы растений, отметив особенности строения и наблюдаемые зимние изменения.

    Найдите красивый зимний уголок природы на изучаемом вами участке и дайте литературно – художественное его описание.

Работа в классе (15 минут).

Заканчивается экскурсия в классном кабинете. Я включаю музыкальное сопровождение «Времена года» П.И. Чайковского, демонстрирую учащимся творческие работы школьников по экскурсиям прошлых лет: отчеты, стенды с фотографиями, сочинения с описанием растений.

Ребята, давайте полюбуемся красотой зимнего пейзажа. (Репродукции картин: Н.М. Ромадин «В лесу зимой», А. Пластов «Первый снег», Карл Розен «Зимний лес», А. Мещерский «Зима. Ледокол», В. Поленов «Ранний снег» и т.д.)

Н.М. Ромадин «В лесу зимой» - если внимательно приглядеться к картине, то можно увидеть, что лес погружен в зимний сон. «Белый искристый снег покрыл деревья, кустарники и травы пушистым одеялом. Тихо в лесу. Даже следов на снегу не видно, ничто не нарушает его покоя. Холодно. Но если мы внимательно вглядимся, то увидим птицу – лес живой».

Цитата из книги Д. Зуева «Времена года»: «Изумительно сверкают на редкость крупные шести гранки – звездочки кристаллов холода. Цветы Мороза! Елки словно раскинули руки, чтобы побольше захватить снежной нависи, укрыться от стужи. Как всегда одетые по моде и к лицу они щеголяют серебряной парчой накидок. Тих и спокоен сон среброкудрых берез… Наряден пушистый хрусталь звездистого инея бахрома снежных кружев».

В содержание беседы можно включить занимательные вопросы, пословицы, высказывания, загадки, например:

    Хоть сама и снег, и лед, а уходит слезы льет. (Зима)

    Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …(Зима).

    Сломить дерево – секунда, а вырастить – года.

    Больше снега – больше хлеба.

    В зимний холод всякий молод.

    Готовь сани летом, а телегу зимой.

    Гром зимой – жди сильные холода.

    Дым из трубы столбом – к холодам.

    Если зимою сухо и холодно, летом сухо и жарко.

    Зима - не лето, в меха одета.

    Лес – богатство и краса, береги свои леса!

    Враг природы тот, кто леса не бережет.

«Помните, у растений и животных нет депутатов, им некому писать и жаловаться, за них некому заступиться, кроме нас людей, которые вместе с ними заселяют планету».

Д. Даррелл.

Выступления учащихся с сообщениями.

Материал для сообщений.

Береза – много теплых слов сказано о березе.

    Древесина березы – отличное топливо, из нее же кололи лучину. Верхний слой березовой коры – береста – служил для письма в Древней Руси.

    Березовые почки содержат эфирное масло и смолу. Из них заваривают чай и выпивают по 3 столовые ложки при легкой простуде. В почках березы содержится витамин С и вероятно, поэтому ими так любят лакомиться зимой тетерева и другие птицы.

    При нагревании без доступа воздуха стволов и ветвей березы получается густая, темная жидкость под названием деготь. Это именно тот деготь, ложки которого достаточно, чтобы испортить бочку меда, но, несмотря на неприятный вкус и запах деготь используется для лечения кожных заболеваний, он входит в состав мази Вишневского.

    Рано весной появляется березовый сок – освежающий напиток. На Руси он применялся для лечения ран и приготовления кваса. В Болгарии им моют голову и применяют для укрепления волос.

    Березу называют деревом – пионером. Она первая из древесных пород заселяет любой свободный клочок земли. Она неприхотливая к почве, но очень светолюбива и не выносит затемнения.

Липа – «медовое дерево».

    На Руси с липы сдирали кору на лыко, из него плели лапти.

    Липа используется как лекарственное средство, применяется для лечения желудка, печени.

    Липа дает прекрасную поделочную древесину: белую, не трескающуюся при высыхании. Резные изделия хранятся в музее. В старые времена народные умельцы тайно резали из липовой древесины печати взамен казенных медных. Отсюда и пошло выражение «липа» - подделка, обман.

Рябина – дитя солнца, не переносит тени.

    Ягоды горькие, тронутые морозом становятся приятней на вкус.

    «Дрозд – рябинник».

    Готовят кисели, варенье, сиропы.

    Плоды рябины богаты витаминами.

    Черноплодная рябина, плоды ее вкуснее, в них содержится 10% сахара.

Отчет учащихся об экскурсии может быть составлен по следующей форме.

    Место проведения экскурсии, погодные условия.

    Приспособление деревьев, кустарников к зиме.

    Списки деревьев и кустарников с указанием характерных особенностей окраски коры и почек.

    Приспособление травянистых растений к жизни зимой.

    Зарисовать силуэты деревьев зимой.

    Красота зимнего пейзажа (рассказ, стихотворение, интересные биологические факты из жизни зимней природы).

Отчеты иллюстрируются фотографиями, рисунками и сдаются учителю через два урока после проведения экскурсии.

Использованные источники:

http :// www . allbest . ru //

https :// yandex . ru / images / touch /

Сайт воспитатель - vospitatel . com . ua /

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности на видовой точке экологической тропы

«Удивительное рядом»
«В ГОСТИ ХВОЙНИКАМ»

для детей подготовительной к школе группы

Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к растительному миру нашей экологической тропинки «Удивительное рядом»

Задачи:

1. Формировать представления о сезонных изменениях в природе; учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой.

2. Закреплять и углублять знания детей о сосне, ели и туе, можжевельнике, как представителях хвойных деревьев.

3. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

4. Учить различать хвойные деревья по коре, расположению веток, хвое, шишкам.

5. Учить детей через практическую деятельность определять возраст дерева по количеству годичных колец.

6. Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

Материал к занятию:

    иллюстрации хвойных деревьев;

    части хвойных деревьев: шишки, хвоя, семена;

    стволы деревьев, поврежденные вредителями;

    спилы деревьев;

    лопатки (для снега) для уборки.

Предварительная работа:

    чтение познавательной литературы по теме;

    рассматривание картин русских художников на тему “Лес”;

    экскурсии и прогулки в лес, в парки, в Алтуфьевский заказник с родителями;

    работа с дидактическим материалом чемоданчика «Юные экологи Москвы»

    дидактические игры “Найди дерево”, “Определи дерево по описанию”; «Рассмотри и опиши», «Какую пользу я приношу», «Детки на ветке»;

    работа с природным материалом – шишками;

    разучивание стихов, загадок, пословиц о деревьях, зиме.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим экскурсию по экологической тропинке, а куда мы отправимся, вы поймете, отгадав загадки:

Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдём гулять - и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Дети: Елка

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Дети: Сосна

Воспитатель: А как, одним словом можно назвать эти деревья? (Хвойные).

Правильно, сегодня мы отправимся на экскурсию по экологической тропинке к объекту «Хвойники» ипознакомимся с ними поближе, и вы узнаете о них что-то новое и интересное. Вся природа спит, кругом бело, а наши хвойники стоят все зеленые. А какие хвойные деревья у нас растут?

Дети: Ель, сосна, туя, можжевельник.

Воспитатель: Ну, тогда пойдемте гулять.

Ребята, посмотрите внимательно, к каким красивым, зеленым деревьям мы подошли. Как вы думаете, почему эти деревья стоят зеленые?

Дети: Это хвойные деревья и в отличие от лиственных деревьев они всегда зеленые.

Воспитатели: А где обычно растут хвойные деревья?

Дети: в лесу, в парке, в питомнике.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете легенду о том, как эти деревья стали вечно зелеными? Тогда послушайте:

Легенда о "живой воде"

Собрались птицы на опушке леса и выбрали гонца за живой водой. Этим гонцом оказалась ласточка. Когда она набрала в Лукоморье живой воды и летела обратно, захотела она оповестить окружающих о своем прилете, приоткрыла клювик и выронила несколько капель живой воды. Попали эти капли на три дерева: сосну, пихту, ель. Стали эти растения " вечнозелеными". Зеленая одежда украшает хвойные деревья во все времена года. Периодически деревья сбрасывают хвою, но не всю сразу, поэтому человек не замечает листопада . (Мифы и легенды. Славянские традиции).

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на наших красавиц и расскажем о них, что знаем.

Посмотрите на нашу елочку , какая она?

Дети: Наша елочка зеленая, колючая, пушистая, пахучая и еще она новогоднее дерево, ее украшают на Новый год.

Воспитатель: Давайте рассмотрим, какой ствол у елочки, потрогаем его? Какого цвета кора? Какие ветки? (потрогаем).

Дети: Ствол у елочки прямой, коричневый. Кора шершавая. Верхние ветки у елочки молодые, короткие. А снизу длинные, старые. Веточки у ёлочек растут вниз.

Воспитатель: А может их сломать снег, ветер?

Дети: Нет, потому-то они гибкие.

Воспитатель: Давайте рассмотрим хвою у елочки, какая она?

Дети: Хвоя у елочки колючая, зеленая, острая, маленькая, а если потрогать их, то можно почувствовать и запах ели.

Воспитатель: А еще хвоинки у елочки колючие и недружные. Растут на веточке по одной. Посмотрите, каждая хвоинка крепится к веточке отдельно.

Как называется веточка у ели?

Дети: Еловая.

Воспитатель: А как называется лес, где в основном растут елки?

Дети: Ельник.

про сосну ?

Дети: Она колючая, зеленая, пахучая.

Воспитатель: А какой ствол у сосны? Давайте, рассмотрим, потрогаем кору у сосны.

Дети: Ствол у сосны светлый, золотистый. Обычно сосна выше ели, а наша сосна, еще молодая. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого цвета.

Воспитатель: Какие у нее хвоинки?

Дети: Они зеленые, острые, колючие, длиннее, чем у елки.

Воспитатель: Хвоинки у сосны отличаются от еловых. Они дружат по две, то есть растут по две. Посмотрите на веточки сосны, какие дружные хвоинки у сосны.

Воспитатель: А как называется лес, где растут одни сосны?

Дети: Сосновый бор.

Воспитатель: А что вы можете рассказать про тую ?

Дети: Туя тоже хвойное дерево. Кора у нее гладкая, коричневого цвета. Веточки плоские и сплюснутые. Хвоя зеленая и мелкая, не колючая, как у елки. Хвоинки, в виде чешуек прижаты к веточкам. Имеет приятный запах

Воспитатель: Туя в отличие от других хвойных деревьев растет не только в лесах, но и на садовых участках. Она хорошо переносит стрижку. В течение зимы хвоя несколько светлеет, весной вновь приобретает яркий цвет. Туя очищает воздух от вредных веществ, но и обогащает кислородом. Послушайте про тую стихотворение:

Можно гладить ветку Туи,

Уколоться не рискуя.

Шепчет Туя безмятежная:

«Я хоть хвойная, но нежная».

Воспитатель: Посмотрите вокруг, может, где-то еще есть дерево или кустик с иголочками?

Дети: можжевельник.

Воспитатель: Давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим его и потрогаем. Какие у него иголочки? А веточки, какие? А ствол? Скажите, а похож можжевельник на другие хвойные деревья?

Дети: Можжевельник низкий, почти лежит на земле, поэтому его плохо видно из под снега. Он кустарник. Иголочки маленькие в виде чешуек, но в отличие от туи они колючие. Ствол у него кривой. Веточки тонкие.

Воспитатель: Можжевельник тоже очень полезный. Там, где растет можжевельник, воздух намного чище. Древесину можжевельника применяют для изготовления карандашей и тростей.

Воспитатель: А кто знает, какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом? И почему?

Дети: Ель. Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструмент.

Воспитатель: А как вы думаете, как появляются новые, молодые деревья? (Рассуждения детей)

Воспитатель: У взрослого дерева шишки весной начинают цвести, семена созревают и осыпаются на землю. Семечко попадает в землю, начинает прорастать, но не обязательно рядом с взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время то тут, то там появляются молодые деревья. И чтобы стать “лесным великаном”, дереву нужно расти много-много лет. Хвойные деревья растут медленно.

Воспитатель: Давайте подведем итог: что общего у хвойных деревьев и чем они отличаются?

Дети: Общее: они зимой и летом стоят зеленые. У всех хвойных деревьев есть ХВОЯ. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев.

У хвойных деревьев семена образуются в шишках.

Воспитатель: А вы знаете, что хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу.

Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

Дети: Отличия: у туи и можжевельника иголки прижаты к стволу и веточки поэтому плоские, а у ели и сосны нет.

Сосна, туя и елка – это деревья, а можжевельник – кустарник.

У сосны, ели и можжевельника хвоинки колючие, а у туи нет.

У ели и сосны шишки большие, а у туи и можжевельника маленькие.

Воспитатель: Предлагаю решить Вам задачу на сообразительность:

У нашего дерева 3 соседа, один из них – куст, остальные деревья. Сколько соседей-деревьев растет с нашим деревом.

Физминутка

Елка выросла большая.

Посмотрите, вот какая.

Ветер чуть ее колышет

Тише, тише, тише, тише.

Ветер хочет поиграть-

Елку в стороны качать.

Елке нравится играть,

Ветками легко махать

Воспитатель: Ой, ребята, что это лежит? Корзинки, интересно чьи? Давайте заглянем в них. Письмо!?

«Дорогие мои маленькие друзья! Зовут меня Лесовичок, я прекрасно понимаю язык животных, растений и деревьев. Тут одна сорока прилетела, рассказала, что вы идете ко мне в гости, и я решил узнать, что вы знаете, о хвойных деревьях и приготовил для вас задания:

Первое задание – «Отгадайте, с какого дерева веточки».

Второе задание – «Отгадайте, с какого дерева шишки».

Третье задание - при помощи лупы осмотрите, нет ли на деревьях вредителей.

Желаю вам удачи. А я буду незаметно наблюдать за тем, как вы выполняете задания.

Ваш старичок-Лесовичок»

Воспитатель: Я предлагаю вам разделиться на 2 команды и приступить к выполнению первого задания. Возьмите по одной картинке и определите, к какому дереву относятся ваша веточка.

1 команда: У нас сосновая веточка, так как у нее длинные иголки, и они дружные растут по две вместе.

2 команда: У нас веточка еловая, у нее короткие зеленые, колючие иголочки и растут по одной.

Воспитатель: Лесовичок еще приготовил нам корзинки с шишками. А мы должны определить, какому дереву они принадлежат.

1 команда: У нас - Еловые шишки, они большие, удлиненные, чешуйки мягкие, пахнут смолой.

2 команда: А у нас сосновые шишки, они округлые, маленькие, чешуйки твердые.

Воспитатель: А еще нам Лесовичок предлагает поиграть в подвижную игру: «Собери шишки».

Давайте мы сейчас разделимся на две команды и попробуем собрать как можно больше шишек. Одна команда будет собирать шишки еловые, а другая команда - сосновые.

Воспитатель: А теперь мы приступаем к выполнению третьего задания. Лесовичок предлагаем вам стать лесниками и обследовать хвойные деревья при помощи лупы. Лесовичок приготовил нам стволы больных деревьев, давайте мы их обследуем с помощью лупы. Что вы можете про них сказать?

Дети: Отсутствует частично кора, кора легко снимается, под ней труха. На стволе видны ходы жука короеда.

А теперь мы осмотрим наши хвойные деревья; нет ли повреждений на коре, нет ли вредителей, портящих кору дерева. Посмотрите, не сломаны ли ветки.

Дети осматривают деревья при помощи лупы.

Дети: Никаких повреждений нет, вредители отсутствуют, наши деревья ЗДОРОВЫ.

Воспитатель: Ребята, Лесовичок очень рад, что вы так много знаете о лесе, о хвойных деревьях. Он приготовил нам угощение целебный настой из иголочек хвойных деревьев, который ждет нас в группе.

Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию, посмотрите на наши деревья какие они разные, большие и маленькие. Как вы думаете, можно ли определить возраст дерева? Как? (Рассуждение детей – чем больше дерево, тем оно старше, наверное, по количеству веток, толщине ствола).

Рассказ воспитателя о кольцах

Дерево растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги, от чего крона становится выше и шире.

И каждый год под корой образуется новый слой древесины и ствол и ветки каждый год становятся толще. Внутри ствола есть кольца, которые хорошо видны на срезе, например, на поверхности пня. Эти кольца называют ГОДИЧНЫМИ, по ним можно узнать возраст дерева и историю его жизни.

И сейчас, я вам раздам спилы, и мы попробуем разглядеть и сосчитать возраст деревьев.

Раздаются спилы, где видны годичные кольца.

Широкие кольца (показ ) – это годы, когда было много тепла и дождей и дерево росло особенно быстро. Узкие кольца (показ) – память о засушливых, холодных годах, когда рост дерева тормозится. Бывает так, что с одной стороны кольца широкие, а с другой - узкие. Возможно, возле дерева росло рядом другое растение, которое затеняло часть его ствола.

Давайте рассмотрим спил сосны. На спиле очень хорошо видны годичные кольца. Сколько колец, столько лет сосне. Давайте посчитаем, сколько годичных колец? (Дети определяют количество колец и устанавливают возраст дерева)

Теперь вы сами умеете определить возраст дерева по годичным кольцам и можете рассказать об этом своим родителям.

Воспитатель: Вы молодцы, все задания выполнили. Ребята, а для чего нужны хвойные деревья?

Дети: Хвойные деревья красивы в любое время года. Из их древесины делают бревна для строительства, доски для мебели, дрова для печки, бумагу, спички, музыкальные инструменты и многое другое.

Они дарят нам чистый воздух и даже лекарства.

Воспитатель: Правильно. Хвойные деревья приносит большую пользу зверям и птицам, обитающим в лесу. Из еловых шишек птицы достают семена, которыми они питаются в суровое зимнее время. Особенно нравятся семена ели клестам, которые даже свои гнезда вьют на еловых ветвях. Не отказываются полакомиться этими семенами и дятлы. Часть семян у них просыпается мимо. Эти семена достаются лесным мышам. Лоси зимой поедают молодые еловые побеги. А между корней зеленой елки медведи выкапывают свои берлоги, зайцы прячутся под ветками ели. Вот какие хорошие наши хвойники. Давайте обнимем нашу елочку.

Воспитатель: Хвойные деревья растут медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Из семечки появляется росток, а на его вершине несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

Воспитатель: В большом городе необходима помощь хвойных деревьев. И мы с вами тоже можем им помочь. Зимой необходимо подгребать снег к стволу дерева, чтобы их корни не замерзали. Давайте сгребем снег к нашим деревьям.

Труд на участке: сгребание снега к стволу.

Воспитатель: Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось Вам? Что нового вы узнали на занятии? Что вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей).

ЛИТЕРАТУРА

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.

    Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.

    Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.

    Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20

    Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.

    Бондаренко Т. М. «Экологическое воспитание детей 5-6 лет» В; 2012

Приложение № 1

Чтение художественной литературы

«Двенадцать месяцев», Александрова З. «Птичья ёлка», Андерсен Г.Х. «Ёлка», Воронкова Л. «Таня выбирает ёлку», Демьянов И. «Ель», Кайгородов Д. «Красавица ёлка», Михалков С. «Ёлочка», «Стояла ёлочка», Носов Н. «Бенгальские огни», Рыжова Н. «Не новогодняя ёлка», Скрабцова М. «Колючая упрямица», «Звёздная ёлочка», «Почему у ёлки белые лапки», «Ёлкины шубки», Трутнева Е. «Ёлка», Телегина Н. «Сказка о маленькой ёлочке», «Сказка о ёлочке, которую не срубили».

Приложение № 2

Пословицы, загадки и поговорки о лесе

Пословицы и поговорки:

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.

Лес и вода – брат и сестра.

По лесу иди – под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Не высок лесок, а от жары спасает.

Какой лес без чудес.

Заблудиться в трех соснах

Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает

Хорошо в лесу, береги его красу.

Сосна кормит, липа одевает.

Всякая сосна своему лесу весть подает.

Где выросла сосна, там она и красна.

Ель не сосна: шумит неспроста.

От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.

Ель не сосна, шумит неспроста.

Сосна там красна, где росла.

Загадки

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

Но в иголках круглый год.

(Сосна или ель)

У меня длинней иголки,

Чем у самой рослой ёлки.

Подо мной полно соседей –

Кабанов, волков медведей.

Стихи

Даже ели мы в начале

От сосны не отличали,

Раз растут иголки, значит это елки

А когда на ветку ели мы поближе поглядели

Оказалось что она не такая как сосна

Приложение № 3

Картины о лесе

Иван Иванович Шишкин «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Сосны, освещенные солнцем», «Бугры», « Зима», «Опушка леса», «На Севере диком», «Утро в сосновом лесу», «Рожь»,

Виктор Васнецов «Аленушка»

Юлий Клевер «Зимний закат в еловом лесу», «Закат солнца зимой»

Константин Крыжицкий «Лес зимой»

ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ

Природа не только многому учит, но и воспитывает. Живое общение с природой стимулирует процесс обучающихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию школьников. Одновременно воспитывается чувство любви к родному краю, а это служит хорошей основой для воспитания советского патриотизма.

Развитие эстетического чувства и поддержание интереса к изучению природы во время экскурсии требуют от учителя высокого педагогического мастерства.

О благотворном влиянии экскурсий на воспитание обучающихся говорили многие выдающиеся педагоги и методисты. (И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, В.В. Половцев и др.). так, например, широко известный методист профессор Б.Е. Райков написал: «Знакомясь с природой не из книг, а путем непосредственного сближения с нею на экскурсиях, на практических работ в лаборатории, в живом уголке и т.д., обучающиеся открывают в ней многое такое, чего они раньше не замечали.

Они всматриваются в красивые формы, гармоничные сочетания, узнают о причиненных связях между далекими, казалось бы, явлениями и т. д. работы в этом направлении приучает замечать скрытую в природе красоту – даже в некрасивых, с первого взгляда, вещах и наслаждаться той слаженностью и стройностью, которая характеризует жизнь природы. Таким путем развивается эстетическое чувство, возбуждается интерес и любовь к природе, что составляет одну из важных сторон воспитания.

Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии, вызывает у обучающихся радость. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения.

Местом экскурсии может быть лес, парк, лесозащитная полоса, колхозное поле или школьный учебно-опытный участок, которые расположены вблизи от школы. Нужно отметить, что в различные временна года посещение одного и того же места не снижает интереса обучающихся к экскурсии. Например, осенью они любуются золотым и багряным убором деревьев и кустарников, зимой наблюдают жизнь растений под снегом, весной их радует нежная зелень листьев, первые весенние цветы и первая песня жаворонка, летом приятная прохлада зеленых насаждений богатство красок, стоголосая песня пернатых и многое другое, на что так щедра родная природа.

Учитель должен направить эту инстинктивную тягу к природе на то, чтобы обучающиеся разумно наблюдали, изучали природу, научилась любовью охранять ее.

Опыт показывает, что никакой доклад, никакая беседа родной природе не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.

Природа – большая книга, которую учитель должен научить читать своих учеников.

Экскурсии по изучению растений может придать элемент игры. Игровые моменты заинтересовывают обучающихся и направляют их на самостоятельное выполнение задания.

Экскурсия на тему «Осенние явления в жизни растений».

Цель: познакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений.

Задачи:

Образовательная: дать представление о сути биологических явлений (Осенняя раскраска листьев, листопад, приспособления к распространению плодов и семян)

Развивающая: развитие навыков самостоятельных наблюдений в природе, сбор материала.

Воспитательная: воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, обратить внимания на красоту осеннего леса.

Оборудование: секаторы (садовые ножницы) – 2-3шт., гербарные папки из картона 2-4шт., газетная бумага, пакеты для сбора семян, блокноты, карандаши.

Подготовка к экскурсии

Выбрать место проведения экскурсии, учитывая эстетическую сторону и разнообразие растений.

План проведения экскурсии

    Выбор маршрута экскурсии

    Организация обучающихся перед экскурсией

    Выход на место проведения экскурсии

    Беседа учителя о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений

    Работа обучающихся по сбору материала

    Заключительное слово учителя

    Подведение итогов работы

Вступительная беседа 5-7 мин.

Заинтересовать обучающихся предстоящими наблюдениями, обратить внимание на красоту осеннего леса. Вспомнить стихи об осени, картина «Золотая осень».

В конце августа, начале сентября появляются признаки осени. Какие? (изменяется окраска листьев на деревьях, кустарниках, созревают плоды, однолетние травянистые растения отмирают, но созревают их и семена зимуют, начинается листопад, на ветках остаются почки и они защищены от ветра, мороза, многолетние травы надземная часть погибает, зимуют подземные – корни, корневища, луковица).

У большинства деревьев, кустарников листья опадают, наиболее яркая окраска в период с 15 по 25 сентября. Желтеют березы, краснеют листья осины, красными становятся листья рябины, созревают их плоды. Около середины сентября начинается пожелтение лиственницы. Они сбрасывают хвою на зиму (приметы: сбросила лиственница хвою – установился снежный покров) среди местных кустарников листья сирени остаются зелеными до самых морозов.

Осень пора созревания плодов и семян с наступлением осени некоторые растения цветут вторично, и мы этому удивляемся!

Одуванчики, жарки, ветреница, земляника.

Задания для самостоятельной работы

    Рассмотреть у каких деревьев изменилась окраска листьев по сравнению с летней, и начался ли листопад?

    Собрать окрашенные листья для гербария (взять с веток и опавшие)

    Что остается на ветках после опадения? Записать наблюдения.

    Собрать семена, плоды деревьев, кустарников, трав. Предположить, как они распространяются.

    Какие растения продолжают цветение? Записать название.

Итог экскурсии

Цветковые растения разнообразны и произрастают в разных условиях и несмотря на внешнее различие, все имеют органы: корни, стебли, листья, цветки.

Из собранного материала приготовить гербарий осенних листьев, коллекции семян, возможно, сделать аппликацию «Осенний букет», «Осень в лесу».

Проверьте народные приметы

    Если на рябине много ягод, осень будет дождливая, если мало – сухая.

    Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Экскурсия в природу на тему «Жизнь растений весной»

Цель: Изучить жизнь растений весной

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с характерными явлениями в жизни растений весной, их приспособленностью к совместной жизни, к условиям окружающей среды.

Развивающая: развитие практических умений и навыков по определению деревьев, кустарников, раннецветущих растений, развитие умений наблюдать

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, обогащение мира чувств ребенка, формирование эстетического восприятия природы.

Оборудование: блокноты, карандаши для записей.

Экскурсию необходимо проводить в то же природное окружение, которое обучающиеся наблюдали зимой. Это дает возможность показать периодичность в жизни растений связанную с изменяющимися условиями в природе.

План проведения экскурсии

    Подготовка обучающихся к экскурсии в классе к выходу на экскурсию

а) сообщение темы, цели и места экскурсии

б) проверка наличия блокнотов, карандашей

2. Организационный выход на место экскурсии

3. Вводная беседа на месте экскурсии

4. Задания группам для самостоятельной работы. Выполнение заданий.

5. Подведение итогов самостоятельной работы.

Оптимальная численность 8-10 человек. Желательно участие воспитателя. Вступительная беседа 5-7 мин.

Кончились холода, ярче светит солнце, стали изумрудными кроны сосен, набухают почки на деревьях, кустарниках. Появляются цветущие растения в лесу, на лугах.

Вопросы беседы

Какие деревья растут в данном лесу? Как можно назвать этот лес? Какие кустарники и травы произрастают в лесу? Какие явления можно наблюдать весной? (сок движения, набухание и распускание почек, цветение и раннее цветение и рост побегов. Под влиянием каких причин наступают эти явления? (тепло, свет, поглощение корнями воды, минеральных солей, передвижение в растении, запасных веществ к растущим частям растений).

Обратить внимание на приспособленность к совместной жизни (цветение некоторых деревьев и кустарников до распускания листьев, лесная подстилка создает условия для перезимовки и быстрого развития раннецветущих травянистых растений, теневыносливые приспособлены к поглощению рассеянного света под пологом леса).

Задания для самостоятельной работы для каждой группы общие, что позволяет познакомиться со всеми растениями сообщества.

Каждой группе показать место, направление, где обучающиеся могут выполнить задание, распределив работу между собой.

    Найдите деревья, которые вы видели на экскурсии осенью, зимой. Какие изменения наступают в жизни и во внешнем строении этих растений?

В чем причина этих изменений. Укажите, у каких деревьев набухли

почки или же распустились.

Запишите наблюдения.

    В каких условиях растут кустарники: среди каких деревьев, как освещены солнцем?

У каких набухли почки или распустились. Посещают ли их насекомые?

    Найдите и рассмотрите травянистые растения. Определите, в каких условиях они произрастают. Прилетают ли к ним насекомые. Запишите наблюдения среди раннецветущих встретить такие – прострел раскрытый (сон-трава), медуница неясная, гусиный луг желтый, пролеска сибирская, ветреница лютиковая, ветреница дубравная и т.д.

Совместно с учителем узнают названия растений, какие из них редкие в данной местности и обсуждается вопрос, почему возможно раннее цветение и какие приспособления у них имеются?

Итог экскурсии

Обратить внимание на красоту весеннего леса, пробуждение природы

Домашнее задание

Подготовить рассказ об экскурсии.

Экскурсия в природу на тему

«Зимние явления в жизни растений»

Цель: Ознакомить обучающихся с растениями в зимнее время

Задачи:

Образовательная: знакомства обучающихся с приспособленностью к перезимовки. Научить распознавать деревья и кустарники в безлистном состоянии

Развивающая: развитие практических умений и навыков по определению деревьев, кустарников с использованием цвета коры, почек, силуэтов деревьев, и навыков проведения самостоятельных наблюдений в природе.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, показ красоты зимнего леса.

Оборудование: блокноты, простые карандаши, ручные лупы.

Вводная беседа. В зимнее время года, когда снег покрывает землю и начинаются морозы, кажется, что растения могут погибнуть, но это не так. Зима самый продолжительный сезон в нашей области. Зима по календарю начинается с 1 декабря, а у нас гораздо раньше, в ноябре и даже в октябре снег покрывает землю. Зима удивительно прекрасное время года.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

В зимнем лесу на первый взгляд, кажется, что жизнь прекратилась. Замерли под снежными шубами, сосны, ели.

Стынут голые ветви, листопадных деревьев и не верится, что они снова зашумят зеленой листвой. Надежно спрятаны живые части стебля под корой, а новые побеги под чешуйками почек. Деревья и кустарники радуют нас не только весной, летом и осенью, но и зимой, каждое неповторимо по силуэту, рисунку ветвей, окраски коры.

Цель нашей экскурсии научиться узнавать эти деревья и кустарники по этим признакам.

Переходя от одного дерева к другому и подводя к ним обучающихся, учитель показывает кору деревьев, кустарников, срезая ветку обращает внимание на почки растений покрытые чешуйками, указывает на особенности внешнего строения, объясняет, что такое силуэт и показывает деревья стоящие в отдалении, характеризует их силуэты.

Жизнь растений не прекращается. Это состояние называют зимним покоем.

Какие приспособления имеют деревья к неблагоприятным условиям?

(опадают листья). Но все ли деревья сбрасывают листья? Какие не сбрасывают на зиму листья (сосна, ель, кедр, брусника, багульник, клюква и т.д). Это вечно зеленые растения. А как они могут перезимовать? (они защищены снежным покровом, у хвойных сокращены листовая пластинка, что уменьшает испарение).

Задание группам

1 группа

Найти в зимнем лесу березу бородавчатую.

Описать особенности внешнего строения коры. Зарисовать силуэт дерева (расположение ветвей, форма кроны).

    Каков цвет коры?

    Имеет ли запах?

    Данные занесите таблицу

Вид

Дерево или кустарник

Цвет коры

Какова на ощупь

Запах

2 группа

Найти кустарник, чем он отличается от дерева. Зарисовать силуэт. Описать особенности внешнего строения коры.

    Проведите ладонью по стволу, каков он на ощупь: теплый, гладкий, бугристый, шершавый.

    Каков цвет коры?

    Имеет ли запах?

    Зарисуйте небольшой участок коры

    Данные занесите таблицу

Вид

Дерево или кустарник

Цвет коры

Какова на ощупь

Запах

Срезать 2-3 ветки, принести в школу, поставить в воду и наблюдать за развитием побегов из почек.

Обратить внимание на красоту зимнего леса.

Сделать вывод о приспособлении к неблагоприятным условиям.

Правила проведения зимних экскурсий

    Лучшим временем для экскурсии является время до обеда.

    Число участников не должно превышать 8-10 человек.

    Одежда и обувь должны быть теплыми.

    Движение группы должно быть медленным, необходимо соблюдать тишину.

    Продолжительность экскурсии 1 или 1,5.

Остановка № 1

Хвойный лес.

Данная остановка знакомит обучающихся с биоценозом хвойного леса и его видовым составом. Используются гербарии. На остановке обучающиеся определяют возраст деревьев по спилам (пень) и по мутовкам. Проводится игра «Под крышей дома твоего»: всем участникам раздаются карточки с названием вида. Например: ель, дятел, гриб, жук-короед и т.д. Раздаются нити. Если между видами есть связь, то участники соединяют нити. Эта игра показывает взаимосвязь участников в биоценозе.

Порядок выполнения работ:

    Беседа экскурсовода: а) о культуре поведения на экологической тропе; б) особенности изучаемого биоценоза.

    Самостоятельная работа обучающихся по определению возраста леса.

    Демонстрация гербария травянистой растительности (в осенний, весенний, зимний периоды года).

    Игра «Под крышей дома твоего»

    Игра «Почувствуй».

Остановка № 2

Муравейник.

Данная остановка является зоологическим объектом, а так же экологическим так как охватывает взаимосвязи с другими компонентами леса. Из сообщения обучающихся экскурсоводов, участники тропы узнают о жизни муравьев, о их роли и значении в лесу и для человека.

Делается вывод о состоянии леса по количеству муравейников.

Порядок выполнения работ:

    Сообщение обучающихся экскурсоводов с элементами беседы

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!