Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Конспект занятия на тему: «Природа» в средней группе. Занятие в средней группе на тему: «Путешествие в мир природы родного края

  • Боткова Лариса Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории
  • Петрова Олеся Александровна, воспитатель I квалификационной категории
  • Руднева Ольга Николаевна, воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ детский сад 40 г. Киселёвск, Кемеровская область

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» .

Цель: расширение представлений детей о комнатных растениях, их пользе и строении.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение – живое существо. Познакомить детей с новым комнатным растением - герань, отмечая ее характерные особенности. Закрепить умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок) , используя модели.
  2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний. Расширять словарный запас: герань, сухая и мокрая земля, влага.
  3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; научить размышлять, делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Воспитатель.

Дети заходят в группу, воспитатель читает стихотворение:

Давайте пройдемся медленно по саду
И здравствуйте, скажем, каждому цветку.
Я должна над цветками наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать их,

А для того, чтобы увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Ребята, сейчас мы с вами вспомним, о чем вы говорили с Ниной Петровной на прошлой встрече …

Просмотр видео - ролика «Растения - наши друзья» .

Воспитатель.

Ребята, а как вы думаете, у нас в групповой комнате кто очищает воздух от пыли и грязи?

Ответ детей: комнатные растения (Звучит музыка и на экране появляется слайд 1- «Расцветает цветок» ) .

Воспитатель. Правильно! В группе, в доме, в жилых помещениях очищают воздух комнатные растения.

А почему эти растения называют комнатными?

(Потому что они растут в комнатах, жилых помещениях.)

А еще для чего нам нужны комнатные растения?

(Для красоты, они создают уют в нашем доме. Комнатными растениями человек украшает свой дом) .

Воспитатель.

Ребята, а вы знаете, я сегодня зашла в нашу группу и увидела на окне вот этот цветок. Как вы думаете, кто мог нам его подарить? (ответы детей)

А подарила его нашей группе «Теремок» Весна и попросила беречь его, ухаживать за ним. И тогда оно нам принесет очень много радости. Ребята, а какое сейчас время года? Весной природа оживает, оживают и наши комнатные растения после зимнего отдыха.

Ребята, а вы знаете, как называется это комнатное растение? (Нет.)

Воспитатель. Это комнатное растение называется «Герань» (Слайд 2 –герань) , или пеларгония. А еще его называют «Журавлиный нос» , потому что столбик цветка иногда разрастается в длинный «клювик» , очень похожий на клюв журавля. Теперь вам легче будет запомнить название этого растения. Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у герани? (Слайд 3. «Строение герани» )

Ответы детей: корень, листья, стебель, цветки (если растение цветет) .

Воспитатель (обобщает ответы детей) – Правильно, у герани есть стебель, листья, корень (цветы) .

Воспитатель. Какой формы листья герани? Какого цвета листья? (Ответы детей) .

Воспитатель (обобщает ответы детей) . – Листья у герани округлой формы, ярко- зеленого цвета, так же лист может быть с коричневым кругом у края или с белой каймой.

Какого цвета цветы у герани? (Ответы детей) .

Воспитатель:

– Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, красные, малиновые. Цветы собраны в соцветия, словно зонтики. (Слайд 4)

Воспитатель:

– А где находятся корни герани? Как вы думаете, зачем нужны растению корни? (Ответы детей) .

Воспитатель (обобщает ответы детей)

–Корни у растения находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. А еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам (Сопровождает рассказ показом) . Чтобы растение не завяло, его нужно поливать.

Вот мы и познакомились с новым растением.

Воспитатель:

– Ребята, расскажите, что вы запомнили о герани. (Ответы детей) .

Ребята, скажите, где находятся в нашей группе комнатные растения?

В уголке природы.

Воспитатель:

Давайте познакомим герань с нашими растениями в уголке природы. А пока наши цветы приветствуют друг друга, я приглашаю вас на физминутку «Цветы» .

Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.

Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом) .

Воспитатель:

– Приглашаю детей пройти к уголку природы.

Ребята, посмотрите, наша герань уже подружилась с растениями в уголке природы.

А какие комнатные растения находятся в нашем уголке природы? (фиалка, бальзамин, алоэ, щучий хвост…) . Дети рассказывают о растениях.

Воспитатель.

–Ребята, а что есть у каждого растения (корень, стебель, листья)

А как вы думаете, чем отличаются растения друг от друга? (формой листьев, размером, у одних есть цветы, у других нет) .

Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Строение цветка» .

(Воспитатель раздает детям карточки с изображением корня, стебля, листьев, цветка) . Дети поочередно выкладывают карточки на фланелеграфе и называют часть растения.

- Ребята, а попробуйте отгадать мою загадку:

«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест». (Растение)

Правильно, это растение! Как растение двигается, ведь у него нет ног? (растет, поворачивается к свету)

Как дышит растение? (через листья, корни)

Как питается растение? Также как и мы? (корнями)

Правильно ребята, именно корни кормят растение.

А где хранится пища для растения? (в земле, почве)

Питание растений содержится в земле, в которой они растут. И если выдернуть растение из земли и оставить его так, то оно погибнет.

Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что растениям нужно для роста» . (Слайд 5) .

Давайте выберем из этих рисунков – схем только то, что нужно для жизни наших растений.

Лейка! Правильно, лейкой мы поливаем растения.

Солнце! Без солнечного света, тепла растения не растут.

Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужен хороший уход, наша забота и любовь. А они отблагодарят нас чистым воздухом.

О том, как правильно ухаживать за растениями мы поговорим на следующем занятии. А сейчас я приглашаю вас ещё раз полюбоваться растениями в нашем уголке природы.

Ковалева Светлана Николаевна, воспитатель
I кат. №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Форма проведения - «Заседание Совета юных экологов»

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Приобщать к действенному отношению к природе.

2) Образовательные

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить решать проблемные задачи;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3) Воспитательные

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость

Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Ход занятия:

Дети в белых халатах (стоят полукругом)

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?

(ответы детей - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней») .

А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Игра «Три слова»

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

  1. Овощи... (капуста, огурец, помидор)
  2. Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
  3. Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Домашние животные...(корова, лошадь, собака)
  6. Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
  7. Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)
  8. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  9. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  10. Насекомые... (комар, муха, бабочка)
  11. Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)
  12. Ягоды (малина, клубника, вишня)

Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.

(дети заходят в группу - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, две «трибуны», картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)

Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение, поставим опыт.

(стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Тимур расскажет нам о живой природе.

(дети делают сообщение)

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Юля расскажет нам о неживой природе.

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

Игра «Закончи предложение»

Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

  1. Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
  2. Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
  3. Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы) .

Конкурс загадок и проблемных вопросов

Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

  1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка) .
  2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук) .
  3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик) .
  4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук) .
  5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака) .
  6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи) .
  7. Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей) .
  8. Чем до неба докинешь? (взглядом)
  9. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

(сон) .

Молодцы, правильно ответили.

Игра «Угадай, чье объявление»

Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

  1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
  2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк) .
  3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса) .
  4. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха) .

Молодцы, угадали.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой) , бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель: Как же растет и развивается все живое?

Игра «Как растет все живое»

Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик) . Для этого нужно...(тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на ковролине выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Алина.

(ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)

Воспитатель: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?

(надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)

Воспитатель: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:

Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это...(травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

Игра «Посадим дерево» (на ковролине)

Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в... (землю) .

Чтобы зерно взошло, надо его... (полить) .

Еще растению нужно... (солнце)

Пройдет время и появится... (росток)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например, в тропиках. Посмотрите (показывает уголок «джунглей», оформленный в группе) , вот здесь у нас как бы тропики. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.

Посмотрите на схему, как дерево растет

(семя - росток - деревце - взрослое дерево)

Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:

Растение - земли украшение.

Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.

Одно дерево погубил, посади сорок.

Старые деревья молодые охраняют.

Много леса - не губи, мало лесабереги, нет леса - посади.

Психогимнастика «зернышко»

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель: Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт) . Вам понравилось? А что вам понравилось?

Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.

(раздает памятные значки)

Важно: все конспекты занятий по ознакомлению с природой есть на нашем сайте!

Сентябрь

Занятие «Груша» (Ознакомление с природой / Рисование)

Расширить знания детей о груше (особенности этого дерева, его значение для природы и человека). Развивать любознательность.
Учить детей рисовать грушу (плод) с натуры, передавая форму, величину и цвет. Закреплять навыки рисования цветными карандашами.

Октябрь

Занятие «Стрекоза» (Ознакомление с природой / Ручной труд)

Познакомить детей с особенностями внешнего вида и образом жизни стрекозы.
Закрепить знания детей о строении насекомого: три пары ножек, пара усиков, тело состоит из трех частей – голова, грудь, брюшко.
Учить детей понимать образные выражения и сравнения.
Словарь: хищник, гигантский. Учить детей лепить стрекозу из пластилина, передавая строение тела насекомого, дополняя деталями из природного материала.
Воспитывать интерес к природе родного края и бережное к ней отношение.

Ноябрь

Занятие «Ясень» (Наблюдение в природе / Ручной труд)

Познакомить детей с деревом (его названием, внешним видом, характерными особенностями, использованием человеком).
Словарь: светолюбивый, просвет, ясень.
Воспитывать интерес к природе родного края.
Учить детей видеть красоту природы.

Декабрь

Занятие «Кизил» (Ознакомление с природой / Ручной труд)

Познакомить детей с растением, его особенностями, использованием человеком.
Словарь: щедро, обильно, древесина, кизил. Знакомство с народной приметой и легендами о кизиле. Воспитывать интерес к природе родного края.
Учить детей рисовать ветку с листьями кисточкой, а ягоды пальцем (прикладывая его для получения формы овала).

Январь

Занятие «Сосна» (Наблюдение в природе / Рисование)

Уточнить и расширить знания детей о сосне, о созревании шишек, значении этого дерева для человека.
Словарь: древесина, «с натуры».
С помощью скороговорки отработать произношение звука «с».
Познакомить детей с загадкой и пословицами о сосне и о деревьях вообще.
Закрепить понятие «слева направо».
Формировать у детей экологическое мировоззрение, учить правильно вести себя во время прогулок на природе и походах.

Февраль

Занятие «Лиса» (Ознакомление с природой / Рисование)

Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.
Закрепить знания о домашней птице.
Учить детей понимать значение пословиц и поговорок.
Словарь: грациозный, аккуратный, самостоятельно.
Упражнять в употреблении слов. обозначающих детенышей домашней птицы.
Учить детей рисовать сюжетную композицию с главным персонажем – лисой.
Закреплять умение детей рисовать цветными карандашами.
Воспитывать любознательность, интерес к природе родного края.

Март

Занятие «Лесовичок» (Ознакомление с природой)

Дать детям знания энциклопедического характера о растениях.
Закрепить знания детей о деревьях и лекарственных растениях.
Развивать память, связную речь. Воспитывать бережное отношение к природе.

Апрель

Занятие «Шиповник» (Ознакомление с природой / Ручной труд)

Познакомить детей с происхождением названия «шиповник», его характерными особенностями, полезными свойствами, значением в жизни человека и животных. Закрепить знания детей о насекомых.
Словарь: шиповник, шип. Продолжать учить детей отгадывать загадки, понимать значение поговорок. Воспитывать интерес к природе родного края, учить детей видеть красоту природы.

Май

Занятие «Божья коровка» (Ознакомление с природой / Ручной труд)

Расширить и уточнить знания детей о божьей коровке.
Закрепить знания о насекомых и их развитии.
Развивать интерес к жизни насекомых.
Развивать мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Планы для младшей группы:

Планы для средней группы.

Перспективное планирование

по ознакомлению детей с миром природы

«Ребенок открывает мир природы»

на 2013-2014 уч. год.

Средняя группа №3

Яковлева А. В.

МБДОУ д\с «Ласточка»

Месяц

Тема; Цель занятия

опыты

Игры

Целевые прогулки

Беседы

Чтение

Досуги, развлечения

Работа с родителями

Сентябрь

1.«составление описательных рассказов об овощах и фруктах »

Задачи: обучать навыкам составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, излагая мысли в определенной последовательности. Уточнять и закреплять представления об овощах и фруктах.

2.«Беседа о насекомых»

Задачи: закреплять представления о насекомых, развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.

3.К ребятам приходит айболит.

Задачи: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание поддерживать его полезной пищей-овощами и фруктами.

4.Что бывает на растениях после цветов.

Цель: Уточнять представления детей о том, что растения живые- они растут и изменяются

1.Солнце высушивает предметы.

2.Солнце прогревает предметы.

3.Почему песок хорошо сыплется

4. Танец горошин.

5.Что любят растения

6.Где живут зернышки

7. Умный нос

8.Друзья

9.Поиск воздуха.

Д/И «Найди самый красивый листок»

«Овощи»

Игровые упражнения:

1.Почтальон принес посылку

2.Собери урожай.

Подвижные игры: 1.Листопад,.

«Огуречик. 2.огуречик»

Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья

«Почему осень называют золотой»

«Куда и почему улетают птицы»

«Что нам дарит осень»

«Что бы ты увидел; сидя на облаке»

«Маленькие, но многочисленные обитатели планеты»

«Сентябрь»

В.Бианки «Паучок-пилот»

Г.Глушев «Стихи о насекомых»

А.Майков «Пейзаж»

Э.Машковская «Осень»

М.Михайлов «Лесные хормы»

Н.Трутнева «Улетай, наше лето!»

Э. Успенский «Как растили капусту»

Г. Цыферков «Лягушонок искал папу»

Игровая ситуация: 1.Приготовление винегрета

2.Герои сказки Джанни Родари рассказывает об овощахи фруктах

3.Карлсон выращивает овес на крыше.

Беседа с родителями «что рассказать ребенку об овощах и фруктах»

Октябрь

1.Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин)

Задачи: учить сравнивать листья используя предметно-манипулятивный метод. Закреплять умение пользоваться моделями

2.Наблюдение за рыбкой

задачи: закреплять знания об аквариумных рыбках, развивать логическое мышление, интерес к наблюдениям за окружающим нас объектами.

3.В каких условиях живут рыбки

Цель: формировать у детей представления о том, что рыбки живут в воде, вода комнатной температуры, для существования нужен корм, свет.

4.Комплексное занятие «Что растет в лесу»

Задачи: дать детям первоначальные знания о лесе, в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно.

1.выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

2.Полить землю из лейки (впитывает влагу)

3.Посадим дерево

4.Секрет сосновой шишки

5.необычные кораблики

6.как замесить тесто

7.Веселая полоска.

П/И «Кто скорее соберет»

«К дереву беги»

«Найди листок, как на дереве»

«Вейся венок»

С/И «Рыбки живые и игрушечные»

«Люблю я пышное природы увяданье»

«Почему деревья осенью раздеваются»

«Что ты видел по дороге в детский сад»

«Где рыбке лучше живется»

«Октябрь»

«Уход за рыбками»

«Осень-это хорошо или плохо»

«Осень»

Благина Е. «Улетают, улетели»

«Осень»

Э. Машковская «Дело к зиме»

Майков «Осень»

А.Блок. «Зайчик»

К. Ушинский «Бишко»

Игровая ситуация: Карлсон выращивает овес

Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями

Конкурс подделок из природного материала «Чудеса с обычной грядки»

Ноябрь

1.Как поливать растение

Задачи: обучить детей практическим навыкам поливки растений как одному из структурных звеньев трудового процесса; способствовать желанию детей ухаживать за растением.

2.Как зимуют дикие звери.

Задачи: формировать представление о жизни диких зверей в зимних условиях.

3.знакомство с коровой, козой, свиньей

задачи: познакомить детей с домашними животными уточнить чем животных кормят, как за ними ухаживают.

4.В гостях у курочки Рябы

задачи: познакомить детей с овыми домашними животными –овцой и лошадью.

1.по выявлению потребности растений во влаге

2.ветер

3.где прячутся детки

4. Мыло- фокусник

5.Мой веселый, звонкий мяч

6. Вкусовые зоны языка

7. Умывальников начальник.

Игра «Что сажают в огороде»

П/и «Совушка»,

«Бездомный заяц»

игровые упражнения-«Раньше -позже»

«Подскажи словечко»

«Хмурая, дождливая осень наступила»

Беседа: Что ты видел по дороге в детский сад

«почему звери меняют шубки»

«как медведь готовится к зиме»

«Нужно ли человеку готовится к зиме»

«в заколдованном лесу»

«Что нам осень принесла»

Н. Сладков

«Почему ноябрь пегий»

«Лесные шорохи»

«Пороша»

Н.Некрасов «Заунывный ветер»,Е. Благина «Огонек», И.Михайлова «Как обидно»

А,Пушкин «Унылая пора»

Л. Толстой «Волк», В. Зотов «Лесная мозайка»

Игровая ситуация: Айболит рассматривает комнатные растения,

посещение картинной галереи

Изготовление и выставка Кормушек для птиц

Декабрь

1. Беседа как живут растения зимой.

Задачи: Обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям в природе.

2.Рассматривание и сравнение воробья и вороны.

Задачи: расширить знания детей о жизни птиц зимой об их внешнем виде, питании.

3.Комплексное занятие «Елочка»

задачи: уточнять представления детей о бумаге, упражнять детей в аппликации –умение составлять и склеивать предмет из частей.

4.знакомство с кошкой и собакой

задачи: уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных.

1. Выявление потребности в свете

2. Окрашивание воды

3.Какие цветы сохраняются дольше

4.Узнай все о себе; шарик.

5.Потеря воды во время дыхания

6.Черное и белое

7.Тайный похититель варенья

8.вода прозрачная

П/И «Зайка беленький сидит»

«Бег в дом какой назову»

сюжетная игра: Сравнение игрушечной елки с настоящей елью

Д/И «Знаешь ли ты»

«Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля»

«как помочь птицам зимой»

«О чем грустит растение»

«Почему люди зимой не мерзнут»

«С кем дружит ель»

«как животные живут зимой»

Я. Аким «Первый снег»

Е.Трунтева «Первый снег», «Елка»

Г. Скребицкий «Четыре художника»

«Воробей»,

«Ворона»

Зверев «Воробьиное бюро погоды»

В.Зотов «Ворона»

, «снегирь»

«Заяц беляк», «Воробей»

«Сорока»

Э.Успенский «Проказы старухи зимы»

В.Калинина «Про снежный колобок»

В.Чарушин «Что за зверь»

Л.Ларская «Зима»

Н.Рубцов «Ворона», «покормите птиц зимой»

Игровая ситуация: «Вини пух пришел к обеду»

Украсим группу к празднику

Январь

1.Диагностика по разделу «природный мир»

Задачи: закрепить знания детей об особенностях каждого времени года используя модели.

2.Кому нужна вода.

Задачи: Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения.

«Поиск воздуха», «Солнечные зайчики», «Хитрые семена»

«На чем полетят человечки»

«Значения расположения ушей»

«подводная лошадка из винограда»

«Волшебные зеркала или 1,3,5»

Подвижная игра «Поймай хвост»,

Игра «Найди пару»

«Опиши мы отгадаем»

«Поет зима –аукает, мохнатый лес баюкает»

«Где найти медведя зимой»

«Зачем белке пушистый хвост»

«Холодно ли птицам зимой»

«Живые ли деревья зимой»

«Если дома живет птичка»

И. Сушков «Белый снег пушистый», К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»

«Жалобы зайки» К.Бальмонт «снежинка»

С,Маршак «Январь»,

М. Садовский А.Крылов «Белка»

«Как лиса зимует»

В.Покровский «Волк», «Медведь»

В.Берестов «Гололедица»

В.Кондратьев «Метель»

В.Степанов «Большая пурга». М. Пришвин «Ночевка зайца»В.Бианки «Снежная книга;

Игровая ситуация «Огород на окне»

Конкурс «Лучшая постройка из снега»

Февраль

1.«Как узнать растение»

Задачи: Обобщить представления детей о типичной морфологии растений.

2.Беседа о домашних животных

Задачи: формировать понятие домашние животные, воспитывать интерес к наблюдениям о домашних животных.

3.Путешествие по зимнему лесу

Задачи: Продолжать знакомить детей с лесом, формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время.

4.Посещение зоопарка

Задачи: формировать представление о диких экзотических животных.

«Где вода»,

«Необычное рисование»

«Волшебная рукавичка»

«Дерево умеет плавать»

«Отгадай на вкус»

«В мире стекла»

«Исследование природы с помощью органов чувств»

Подв.игра «Мыши водят хоровод»

«Снег кружится»

«Бабочка и воробьи»

Игра: «Опиши, я отгадаю»

«Чудесный мешочек»

Прогулка по территории детского сада

«Что будет, если не убирать снег зимой»

«Почему люди зимой мерзнут, а звери нет»

«Где раньше начинает таять снег в лесу или в огороде»

«Мой домашний питомец»

«какие растения называют кустарниками»

«Зима»

С. Маршак «Февраль»

В. Бианки «Дотерпят ли»

Н.Павлова «Белые шубки»;

К.Ушинский «Лошадка»;

Е. Клокова «Мой конь»

А.Александровна «Новый знакомый»; В.Степанов «Большая пурга»;

В. Кондратьев «Метель»

Е. Чарушин «На нашем дворе»; Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным»

Игровая ситуация «Чиполино выращивает лук»

«Кот Матроскин обзаводится хозяйством»

акция: «огород на подоконнике»

Март

1. Посадка гороха в центе природы

Задачи: формировать знание детей о процессе посадки как об одном из структурных звеньев трудового процесса.

2.Жизнь диких зверей весной.

Задачи: познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зверей.

3.Где обедал воробей.

Задачи: познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка.

4.Комплексное занятие советы Айболита

Задачи: формировать представления о том что в весеннее время особенно полезны витамины.

1.Играем красками

2. Водяные весы

3.Стеклянный город

4.Угадайка

5.Угадай по запаху

6.Вода бывает теплой, холодной, горячей

подв. игра «Веснянка»

игра «Расскажи без слов»

«И солнце светит ярко, и журчат ручьи, вернулись долгожданные грачи»

«Кто просыпается весной»

«Чему учит мама своих малышей»

«Что ты видел необычного по дороге в детский сад»

«Вода помощница»

«Ранняя весна»

С. Маршак «Весенняя песенка», Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Н. Сладков «Весенние радости»; В. Альферов «Март» В.Зотов «Заяц беляк», «Еж», «Бурундук», «Волк», «Белка»; В.Бианки «Лесная газета»; С. Асаков «Гнездо»

Экологическое кафе «Медуница»

Уборка участка после зимы, Беседа: «Как мы перезимовали зиму»

Апрель

1.Составление описательных рассказов о комнатных

Задачи: обучать навыкам составления рассказа об объекте в логической последовательностипо плану.

2.Птицы

Задачи: обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков.

3. Знакомимся с деревянными игрушками

Задачи: продолжать знакомить детей с предметами изготовленными из дерева, разнообразными деревянными предметами.

4.Весна в лесу

Задачи: Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период.

«Волшебный материал», «Реактивный кораблик»,

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»

«Язычок помощник»; «Почему все звучит» «Делаем облако»

«Чудесные спички»

П/И «Воробушки и автомобиль»

Д/И «Кто как поет»

«Третьий лишний»

Игра: «Лети, лети листок, ко мне в кузовок»

«Весенняя мозайка»

«Кто весной возращается домой»

«Почему весной бывают наводнения»

«О чем рассказал корень» «Опасный лед»

«Крылатые помощники»

Л. Аким «Апрель», В. Бианки «Последняя льдика»

Н. Павлова «Ранней весной»; И.Беляков «Подснежник проснулся»

К. Ушинский «Пчелки на разведке»; Н. Сладков «Птицы»

словарная игра «Повторяем друг за другом»

На улицах и дорогах (консультация)

Май

1. Рисуем животных

Задача: Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках.

2.Прогулка к пруду

Цель: Познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками, рыбками.

3. Диагностика по разделу «Мир природы»

«Соревнование»

«Радуга»

«Естественная лупа»

«Рукам своим не верю»

Подвижная игра: «Два гуся»

Д/И «Что изменилось»

«Красив, зимою и весною волшебный, добрый, дом лесной»

«Времена года», «Правила друзей леса»

«Дома появились малыши»

«Что изменилось в жизни человека с приходом весны»

«Что хорошего и что плохого бывает весной»

Уход за комнатными растениями.

Н. Павлова сказки «Находка»

«под кустом»

«Подножная травка»

Г. Серебрицкий «Счастливый жучок»

В. Степанов «Летающий цветок».

М. Пришвин «Золотой луг»

Е. Серова «Ландыш»,

«Фиалки»

В. Зотов «Береза», «Дуб»

«Божья коровка»,

«Одуванчик»

«Кузнечик»

«Майский жук»

Е. Чарушин «Воробей»

В. Бианки «Первая охота»

«Дюймовочка знакомит ребят с первоцветами»

«Прогулка в лес»

«Тайна лесной поляны»

Ядовитые растения нашего края (консультация)

Задачи:

1 квартал

(сентябрь-ноябрь)

Экологическое воспитание: Уточнение представлений об осени по существенным признакам сезона; основные осенние явления (хмурое небо, мелкий дождь, туман и т.д.)

Узнавание деревьев, кустарников по листьям, плодам, семенам.

Различие и называние комнатных растений, деревьев кустарников и травянистых растений (толстянка, китайский розан) по внешнему виду(листья, расположение стеблей); выделение отличительных признаков деревьев и кустарников.

Представление о поливе как удовлетворении потребности растений во влаге.

Расширение представлений об овощах и фруктах (цвет, форма, запах, вкус) на основе сенсорного обследования.

Узнавание новой рыбки; установление связей между формами тела и движениями.

Уточнение представлений о домашних животных (кролик, утка), диких зверях (белка. еж) о приспособлении их к сезонным изменениям в природе.

Проявление интереса к самостоятельному наблюдению, понимание необходимости помощи живому существу.

2 квартал

(декабрь – февраль)

Экологическое воспитание: расширение представлений о явлениях не живой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, идет снег, замерзли реки, озера, пруды, метут метели; день короче ночи; небо серое). Установление связей между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; времена года – состояния растений; времена года – одежда человека).

Различие хвойных и лиственных деревьев.

Уточнение представлений об образе жизни диких животных зимой (белка, еж, заяц, лиса, медведь); пища, способы добывания ее зимой; условия жизни зверей в зимнем лесу (холод, глубокий снег, недостаток пищи).Установление простейших связей между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Расширение представление о многообразии птиц.

Закрепление умения узнавать, называть и сравнивать комнатные растения(поверхность листьев, их количество, расположение)

Установление связи между особенностями листьев и способами удаления с них пыли.

3 квартал

(март – май)

Экологическое воспитание: уточнение представлений о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега. оттепель, солнечные лучи, появление проталин, сосульки и их таяние, появление травы, цветущих растений).

Уточнение особенностей весеннего состояния деревьев (в том числе цветущих), различие двух – трех деревьев по цветкам.

Расширение представлений жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, защита от врагов, воспитание). Называние взрослого и детеныша.

Представление о птицах, их образе жизни (на земле. в воздухе, в воде), установление связей между изменением условий и прилетомптиц: размножение; поведение (стаи, гнезда).

Представление о жизни насекомых (потребность в пище, тепле) установление простейших связей.

Уточнение представлений о биологических процессах в природе на примерах размножения растений и животных (лунка, посадка, прижатие земли, поливка).

Развитие наблюдательности.

Осторожное и доброжелательное поведение во время игр в природе.


Тема: «Времена года».

Учить детей различать признаки времён года;

Помочь познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят;

С помощью поэтического слова показать красоту различных времён года, разнообразие сезонных явлений;

Упражнять в отгадывании загадок о животных;

Воспитывать внимание, мышление.

Материал: игрушечный зайчик, конверт, картинки с временами года.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости хочет прийти интересная игрушка – зверюшка, но появиться этот гость только тогда, когда вы разгадаете загадку о нём:

Комочек пуха, белое ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Кто это? - (зайчик).

Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали загадку. Посмотрите, в лапках у зайчика необычный конверт. Давайте посмотрим что там.

Воспитатель: А ты, зайчик, садись на стульчик, будешь гостем в нашей группе.

Воспитатель: Зайчик хочет проверить, знаете ли вы, приметы времён года?

Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года.

1.Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, »Купайтесь! » - приглашаю

И любите за это вы все меня. (Я- лето)

2. Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек. (Я- осень),

3. Дел у меня немало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня. (Зима),

4. Я раскрываю почки в зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня. (Весна),

5. И светла и широка

Наша тихая река

Побежим купаться,

С рыбками плескаться. (Лето),

6. Льёт дождь, холодный, точно лёд.

Кружатся листья по полянам.

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелёт. (Осень).

7. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (Зима).

8. На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под ёлкой снег лежит. (Весна).

(Дети помещают отгадки на доску)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все времена года правильно отгадали.

Воспитатель: А какое сейчас время года? Как вы узнали, что весна? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Только весной деревья надевают свой зелёный наряд, а птички вьют гнёзда и высиживают птенцов.

Давайте перечислим с вами приметы каждого времени года (ответы детей)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе расцвело необыкновенное Чудо – дерево!

Помните, как в книжке К. И. Чуковского на ветвях Чудо – дерева росли и картинки и ботинки.

Воспитатель: А на нашем дереве сегодня выросли разноцветные шары для весёлой детворы.

Cтихотворение:

Как у наших у ворот

Чудо – дерево растёт

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А разноцветные шарики!

Да непростые, а волшебные

С загадками.

Что же вы зеваете, их не обрываете?

Саша к дереву пойдёт, шарик с дерева сорвёт.

(вызванный ребёнок отгадывает загадку, написанную на шарике)

«Зимой спит, летом ульи ворошит». МЕДВЕДЬ,

«Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт». ЛИСА.

«Под соснами, под ёлками, бежит мешок с иголками». Ёж.

«Хожу в пушистой шубке.

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу». БЕЛКА.

Воспитатель: Ребята, а о каких животных были загадки? (Ответы детей)

А почему их называют дикими? (Ответы детей)

Ну, а последний шарик сорву я. Что же здесь написано: зайчик предлагает поиграть в игру: «Жуки» (Дети выполняют команды воспитателя – жуки полетели, жуки сели, барахтаются, отдыхают.)

Отдохнули? Нам пора прощаться с лесным гостем. Он хочет что-то сказать нам:

Молодцы вы все, ребятки, отгадали все загадки. И в игре вы, малыши, тоже были хороши.

До свиданья, детвора, расставаться нам пора.

До свидания, зайчик. Приходи к нам в гости и других зверей с собой приводи.

Департамент среднего профессионального и начального профессионального

образования Томской области

ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»

(ОГБОУ «ТГПК»)

Ознакомление с природой в средней группе

Лесные жители

Выполнила: студентка 543 группы

3 курс заочного отделения

Солоницина Ксения Леонидовна

Проверила: воспитатель

средней группы

Емельянова Светлана Анатольевна

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!