Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Экологическая экскурсия «Секреты зимнего леса. Экскурсия в зимний лес Экскурсия деревья зимой

2017 г
Задачи: Дать детям представление о лесе как сообществе множества
растений и животных, проживающих на одной территории.
Показать многоярусность смешанного леса: верхний ярус – сосны (самые
высокие деревья), ярус пониже – лиственные деревья, ели, следующий ярус –
высокие кустарники и подрастающие деревца, нижний ярус – это травы,
кустарнички. Зимой этот ярус бывает под снегом, который укрывает и
согревает все, что есть на земле и в почве. В зимнее время деревья и
кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), так как
условия для жизни недостаточны: очень холодно, мало света, вместо воды
снег. К таким условиям деревья и кустарники приспособились – сбрасывают
листву, а сами отдыхают. Некоторые травянистые растения не очень боятся
холода: прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. На всех ярусах
живут животные, лес – это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть
следы их деятельности. Животные живут на том ярусе, на котором могут
передвигаться, находить пищу строить убежища. Растения и животные одного
леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в
лес, – это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы
не нарушать жизнь хозяев.
Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе,
развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
Активизация словаря:
шероховатый ствол, корявые ветки, хруст, многоярусный, ярус, плотная
кожица, снежный покров.
Предварительная работа:
1.
2.
3.
Рассматривание картин про зиму, альбом с дикими животными,
наблюдение на прогулке, беседы.
Изготовление схем­карточек о внешнем виде деревьев. Оформление
картонного старичка­лесовичка.
Воспитатель определяет место экскурсии, путь, намечает места
коллективного и самостоятельного наблюдения, готовит конспект, раздает
детям стихи С. Погореловского о зиме для заучивания.

Ход экскурсии
1. В группе. Используя старичка­лесовичка, объясняю цель экскурсии,
говорю о лесе как о многоярусном доме, в котором много жильцов – растений
и животных. Лесовичок помогает детям назвать правила поведения в лесу: не
шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса; и шорохи;
ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов – зимой
замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить
следы на снегу и увидеть красивые пейзажи.
2. По дороге в лес. Обращаю внимание детей на следы на снегу, обсуждаем
их происхождение. Останавливаю детей в таком месте, где лес виден издали и
хорошо просматривается его ярусность. Предлагаю поздороваться с лесом:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
Обращаю внимание ребят на красоту пейзажа, затем обсуждаем разную
высоту деревьев – ярусность леса.
3. В лесу. Обращаем внимание на деревья и кустарники, обсуждаем с детьми,
почему они голые, в каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не
хватает. Находим ель и сосну – только они остаются зимой зелеными, а
потому самыми красивыми. Рассматриваем иглы ели – они твердые, покрытые
плотной кожицей, им не страшен мороз.
Предлагаю детям узнать деревья зимой (по коре, веткам, почкам) – их узнать
трудно, поэтому лесовичок дал специальные карточки, по которым можно
узнать деревья. Рассматриваем карточки, сравниваем их с деревьями, дети
узнают их названия. Предлагаю каждому ребенку выбрать дерево, подойти к

нему и посочувствовать – обнять, погладить кору, погреть дыханием,
прижаться щекой, сказать ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую,
я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи
– весной и летом тебе будет очень хорошо!»
Затем обращаю внимание ребят на снежный покров, на множество знаков,
которые есть на нем, – следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные
веточки, сучочки, упавшие или кем­то брошенные шишки.
Вместе с детьми замолкаем, слушаем звуки леса, тишину, шорохи.
4. На опушке леса. Предлагаю сделать живую картинку «Если бы я был
деревом…». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд,
воображая, что они корнями вросли в землю. Затем все обсуждают, что они
испытывали, будучи деревьями. Прощаются с лесом:
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
С. Погореловский
Полон сказок и чудес!
5. На обратном пути. Дети обмениваются впечатлениями, вспоминают
загадки, поговорки, пословицы о лесе. В группе даю детям задание на дом:
рассказать родителям об экскурсии в лес, предлагаю желающим нарисовать
свои впечатления.

  • Образовательная:
знакомство с приспособленностью растений к перезимовке; выяснить, по каким признакам можно узнать растения и кустарники зимой.
  • Развивающая:
  • развитие практических навыков и умений по определению деревьев по коре, по почкам, силуэтам растений; навык проведения наблюдений в природе, творческих способностей.
  • Воспитательная:
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой зимнего леса, желание выбрать профессию, связанную с природой.

    Оборудование:

    • Простые карандаши, блокноты или листы бумаги у каждого учащегося
    • Пакеты с подсказками
    • Папки с определительными карточками на каждую группу

    Ход урока-экскурсии

    Часть 1. Признаки зимы. Условия жизни растений зимой.

    Учитель. По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.

    А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжёлыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата. Иногда даже вскрываются реки. Но зима не отступает от своего законного месяца. Вот-вот расщедрится она на пушистые снега да на морозцы.

    Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0° – замерзают водоёмы, прочным снеговым покровом покрывается земля. В живой природе наступает глубокий покой.

    Но данный покой относительный. Что же происходит с растениями зимой? Для выяснения этого давайте вспомним, какие изменения произошли?

    Питательные вещества

    Исследования и опыты показали, что к зиме в ветвях наших деревьев и кустарников происходит превращение запасных веществ. Частично крахмал с приближением зимы начинает заменяться маслом и сахарами. Соответствующие исследования показали, растения, у которых крахмал полностью превращается к зиме в сахар или масло, имеют наиболее ярко выраженный период глубокого покоя и вместе с тем являются наиболее холодоустойчивыми.

    Недостаточное количество света зимой приводит к листопаду. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Кроме этого сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. В жизни деревьев он играет еще и другую роль. Он способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количестве которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. Лесная подстилка – чрезвычайно плохой проводник тепла. Она препятствует охлаждению почвы зимой и не даёт возможности образования ледяной корки. Все это создает благоприятные условия для развития растений под снегом.

    В малоснежные зимы земля промерзает глубоко. Тогда погибает много растений, вымерзают и озимые хлеба, погибает часть урожая. Под толстым пушистым слоем снега, тепло зимующим растениям. Снег спасает их от вымерзания.

    Особенно большое значение имеет повышение водоудерживающей способности цитоплазмы. Вода в ней становится как бы связанной. В таком состоянии она трудно испаряется и замерзает, трудно отжимается под давлением, отличается большой плотностью и утрачивает в значительной мере свойство растворителя.

    Для жизнеобеспечения необходимы процессы питания, дыхания и выделения.
    Как у растений протекают эти процессы в неблагоприятных зимних условиях?

    Ученик. Питание только почвенное

    – Дыхание сведено к минимуму (большая часть чечевичек закрыта).

    Вывод: Обмен веществ у древесных форм растений зимой протекает очень медленно.

    Физкультминутка (проводит или учитель, или кто-то из учеников )

    Солнце землю греет слабо,

    (Руки вверх и вниз.)
    По ночам трещит мороз,
    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
    Во дворе у снежной Бабы
    (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
    Побелел морковный нос.
    (Дети показывают нос.)
    В речке стала вдруг вода
    Неподвижна и тверда,
    (Прыжки на месте.)
    Вьюга злится,
    Снег кружится,

    (Дети кружатся.)
    Заметает все кругом
    Белоснежным серебром.

    (Имитируют движения руками.)

    Часть 2. Определение древесных форм растений зимой по морфологическому описанию

    Учитель. Какие жизненные формы растений вы знаете?

    Ученик. Деревья, травы, кустарники и кустарнички.

    Учитель. А какие из них мы можем увидеть зимой?

    Ученик. Деревья, кустарники.

    Учитель. Однолетние растения, лишенные подземных зимующих органов. Их стебли вместе с корнями осенью отмирают нацело и сохраняются лишь их семена.

    Семена, несмотря на свои незначительные размеры, являются наиболее стойкой частью растения в отношении перенесения неблагоприятных условий. Этому способствует не только плотная семенная кожура, но и особое состояние, в котором находится растение в стадии покоящегося семени. Покоящиеся семена способны лежать в сухом месте десятки лет, однако жизнь, в них теплится, и достаточно поместить их в благоприятные условия, как они начнут прорастать. Семена многих растений могут без особого вреда переносить очень сильное охлаждение даже при температуре от –180° до –235°.

    В садоводстве давно уже известно, что семена многих растений не прорастают без предварительного охлаждения или промораживания. Подобного рода мероприятия необходимы для семян роз; их требуют также семена всех арктических и альпийских растений, которые без охлаждения либо вовсе не прорастают, либо проходят очень длительный период покоя.

    Многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ. Только деревья, и кустарники зимуют над поверхностью земли.

    Какие признаки можно использовать для определения древесных форм зимой?

    1) Силуэт (определение жизненной формы).
    2) Окраска коры и расположение чечевичек
    , их форма, окраска.
    3) Почки
    : окраска, расположение, форма, запах.
    4) Плоды
    (если остались с осени): сухие или сочные, окраска, расположение.
    5) Побеги (на ветке отчетливо видно, что верхняя, более молодая, часть отличается по своему цвету от нижней, более старой. На границе этих двух участков находится большое количество каких-то рубцов, образующих своеобразное кольцо. Эти рубцы образуют указанные кольца на побеге; а так как распускание почек и опадение чешуи происходит у наших деревьев за некоторыми исключениями лишь один раз в год, то упомянутые кольца являются границей между участками побега различного возраста, и по ним можно легко определить возраст ветки.)

    Учитель. Используя карточку-определитель, и живой объект определяем берёзу и сирень (признаки записывают в заранее подготовленную таблицу):

    Название растения, жизненная форма Рисунок силуэта растения Особенности растения Загадки, пословицы, поговорки
    кора побеги почки
    Берёза, дерево Ствол покрыт белой корой, в нижней части тёмно-серый Молодые побеги слабые, тонкие, красновато-бурые Очередные, удлинённо-конической формы, заострённые, коричневато-бурые, у основания иногда зеленоватые. Обладают запахом, усиливающимся при растирании "В ельнике родиться, в березняке веселиться, в сосняке удавиться". "Берёза ума даёт" (о розгах.

    «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова».

    Сирень венгерская, кустарник, реже дерево

    Кора старых стволов темно-серая, иногда темно-бурая, с частыми белыми чечевичками Молодые побеги буроватые, рыжеватые или красновато-бурые, Старые побеги голые, ребристые Почки располагаются супротивно, голые, яйцевидные, острые, с вишнёвым оттенком или зеленоватые. Побеги заканчиваются обычно одной почкой, более крупной, чем боковые. «На листочках там и тут фиолетовый салют. Это в тёплый майский день распускается»

    Затем класс делится на группы. Каждой группе надо определить своё растение. Для этого группа получает набор карточек и конверт с подсказкой, который они могут вскрыть, если будут затруднения с определением растения.

    (Например: группа 1 определяет рябину, группа 2 – тополь, группа 3 – черёмуху, группа 4 – дуб, группа 5 – боярышник.

    • Однолетние растения зимуют в виде семян, многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ.
    • Деревья и кустарники в зимний период можно определить по форме кроны, окраске коры и расположению почек на побеге.

    Домашнее задание

    Дописать в таблицу определённые растения.

    Приложение 1 (рисунки к определительным карточкам),

    Приложение 2 (Определительные карточки),

    Приложение 3 (картинки к подсказке)

    Приложение 4 (Подсказка)

    Список использованной литературы:

    1. Биологические экскурсии: Кн. Для учителя /И. В.Измайлов, В.Е. Михлин В. Е, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина.– М.: Просвещение, 1983.-224 с., ил.
    2. Гроздова Н. Б. Занимательная дедрология /Предисл. акад. ВАСХНИЛ Н. А. Моисеева.– М.: Лесн пром-ть, 1991.– 208 с.: ил.
    3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников.– М.: ТЦ Сфера, 2007.-112с.– (Логопед в ДОУ).
    4. Дорохина Л. Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№2121 «Педагогика и методика нач. обучения».– М.; Просвещение, 1980.– 143 с., ил.
    5. Полянский И. И . Ботанические экскурсии. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1968.
    6. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С . Биология: 6класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И. Н. Пономаревой.– 2-е изд., перераб.– М.: Вентана-Граф, 2007.– 240 с.: ил.
    7. Травникова В. В . Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие.– СПб.: «Паритет», 2002.– 256с.
    8. www.ecosystema.ru/
    9. http://dendrology.ru/
    10. http://219.exe.by/

    Составитель: учитель биологии

    МБОУ СОШ № 26, г. Южно-Сахалинска

    Сержантова С.А.

    Экскурсия для 5 классов.

    «Жизнь деревьев и кустарников зимой»

    Задачи экскурсии.

    Обучающие:

      Познакомить учащихся с многообразием растений на примере местных представителей популяционно-видовых групп;

      Сформировать представления о жизни деревьев, кустарников и трав зимой;

      Показать взаимосвязь растений с окружающей средой; уделить внимание развитию у учащихся практических умений и навыков работы с живыми объектами (проводить наблюдения, составлять отчеты).

    Развивающие:

      Формировать умения ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.

      Различать биологические объекты по заданиям учителя, сравнивать, обобщать, анализировать.

    Воспитательные:

      Осуществлять в процессе проведения экскурсии экологическое воспитание учащихся: воспитывать ответственное отношение к природе, привлекая их к непосредственной деятельности по охране объектов природы.

      Развитие коммуникативных навыков.

      Приобретение навыков групповой работы.

      Формировать культуру поведения в природе.

    Место экскурсии – пришкольная территория.

    Подготовка учителя к экскурсии:

      Составить маршрут проведения экскурсии.

      Приготовить инструктивные карточки.

      Распределить учащихся на группы по 4-5 человек: дать задания для групповых и индивидуальных наблюдений.

      Познакомить учащихся с формой отчета и списком литературы, который им поможет подготовиться к экскурсии (учащиеся должны подготовить сообщения о любых растениях).

    Проведение экскурсии. Экскурсию следует провести в зимний, не холодный солнечный день, продолжительностью не более 30 минут. Начинается экскурсия вступительной беседой, в процессе которой выясняется, какие представления имеют учащиеся о естественных и искусственных сообществах растений. С помощью учителя учащиеся определяют основные жизненные формы этих растений: деревья – жизненная форма растений с одним многолетним одревесневающим стеблем (стволом), на ветвях которого (кроне) находятся почки возобновления; кустарники – жизненная форма растений с несколькими многолетними одревесневающими стеблями, несущими почки возобновления; травы – жизненная форма растений, имеющих один или несколько не одревесневающих побегов, надземная часть которых осенью отмирает, а подземная часть с почками возобновления зимует (у многолетних). Находят у них сходные и отличительные признаки. Вспоминают понятия «однолетние и многолетние растения», «ствол», «крона».

    Затем в беседе выясняются причины зимних изменений в природе :

      Какое значение имеет снежный покров для растений? Снеговой покров помогает растениям пережить зиму.

      Почему в народе говорят «Не от добра дерево лист роняет?» Что произошло бы с деревьями, если бы они на зиму остались с зелеными листьями?

      Ребята, а в какое время года деревья больше всего растут? Больше всего деревья растут с мая по июль, а зимнюю пору в жизни деревьев называют состоянием покоя, они не растут до весны.

    Приспособленность растений к зимним условиям.

      Отсутствие листьев;

      Нежная кожица однолетних побегов заменилась пробкой;

      Почки покрыты почечными чешуями;

      Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие растительные клетки, по ним уже не поступает вода и питательные вещества. Кора защищает ствол от повреждений, от жары и от мороза, толщина коры может доходить до 30 см.

    (Если деревья и кустарники подвергались обрезке, то обратить внимание на разрастание боковых побегов).

      Хвойные растения называются вечнозелеными, они приспособились к холодам: иголки на ёлке и сосне - не что иное, как листья. Просто они крошечные, а значит, выделяют мало влаги - оттого и мёрзнут меньше.

    Перед началом работы учитель проводит инструктаж о порядке выполнения работы, рекомендует учащимся аккуратно записать в блокнот ход выполнения каждого задания, чтобы при написании отчета по экскурсии они могли легко воспроизвести полученные знания.

    Перезимовка многолетних и двулетних растений.

      Клумбы очистить от снега, обнаружим сухие стебли с плодами, в которых находятся семена, делаем вывод, что у однолетних растений зимуют семена, а сами растения погибают. Многолетние растения (флоксы, ирисы) зимуют в виде побегов над почвой или в почве, близко от ее поверхности.

    Условия жизни растений под снегом.

      Учащиеся расчищают снег и находят многолетние травянистые растения. Обращаем внимание на снежный покров, его толщину, слой почвы. Делаем вывод, в отличие от деревьев и кустарников органы травянистых растений не имеют пробковый слой, так как защищены от иссушения и вымерзания снежным покровом, а подземные органы еще и слоем почвы.

    Проводится самостоятельная работа по заданиям, изложенным в инструктивных карточках. Каждая группа выполняет задание одной карточки.

    Инструктивная карточка № 1.

    Береза Дуб

    Инструктивная карточка № 2.

    Распознать растения зимой можно по форме кроны.

    Сравните их внешний вид по высоте и толщине ствола (измерьте окружность ствола на высоте 1 метр), по величине и густоте кроны. Сделайте вывод.

    Ива Ель

    Инструктивная карточка № 3.

    Липа. Ветки зигзагообразные. Тополь. Ветки и почки

    Почки очередные, красноватые, покрыты белым пушком.

    с двумя чешуями.

    Инструктивная карточка № 4.

    Определение растений по зимующим почкам.

    Рассмотреть почки у растений, найти сходство и отличия.



    Ольха. Почки очерёдные , Ясень. Ветки гладкие, серые.

    пурпурные на стебельках, Почки черные супротивные.

    часто - вместе с мужскими Верхушечные крупнее боковых.

    соцветиями-серёжками.

    Инструктивная карточка № 5.

      Составьте список древесных растений данного участка.

      Подумайте, как влияют деревья на растения, которые растут вокруг них.

      Есть ли признаки ухода за растениями на данной территории (спилы сухих веток, уборка прошлогодней листвы, отсутствие вредителей на деревьях).

      На примере одного дерева, произрастающего на обследуемой территории (на выбор), дайте характеристику этой жизненной формы растений, отметив особенности строения и наблюдаемые зимние изменения.

      Найдите красивый зимний уголок природы на изучаемом вами участке и дайте литературно – художественное его описание.

    Работа в классе (15 минут).

    Заканчивается экскурсия в классном кабинете. Я включаю музыкальное сопровождение «Времена года» П.И. Чайковского, демонстрирую учащимся творческие работы школьников по экскурсиям прошлых лет: отчеты, стенды с фотографиями, сочинения с описанием растений.

    Ребята, давайте полюбуемся красотой зимнего пейзажа. (Репродукции картин: Н.М. Ромадин «В лесу зимой», А. Пластов «Первый снег», Карл Розен «Зимний лес», А. Мещерский «Зима. Ледокол», В. Поленов «Ранний снег» и т.д.)

    Н.М. Ромадин «В лесу зимой» - если внимательно приглядеться к картине, то можно увидеть, что лес погружен в зимний сон. «Белый искристый снег покрыл деревья, кустарники и травы пушистым одеялом. Тихо в лесу. Даже следов на снегу не видно, ничто не нарушает его покоя. Холодно. Но если мы внимательно вглядимся, то увидим птицу – лес живой».

    Цитата из книги Д. Зуева «Времена года»: «Изумительно сверкают на редкость крупные шести гранки – звездочки кристаллов холода. Цветы Мороза! Елки словно раскинули руки, чтобы побольше захватить снежной нависи, укрыться от стужи. Как всегда одетые по моде и к лицу они щеголяют серебряной парчой накидок. Тих и спокоен сон среброкудрых берез… Наряден пушистый хрусталь звездистого инея бахрома снежных кружев».

    В содержание беседы можно включить занимательные вопросы, пословицы, высказывания, загадки, например:

      Хоть сама и снег, и лед, а уходит слезы льет. (Зима)

      Я антоним к слову «лето»,

    В шубу снежную одета,

    Хоть люблю мороз сама,

    Потому что я …(Зима).

      Сломить дерево – секунда, а вырастить – года.

      Больше снега – больше хлеба.

      В зимний холод всякий молод.

      Готовь сани летом, а телегу зимой.

      Гром зимой – жди сильные холода.

      Дым из трубы столбом – к холодам.

      Если зимою сухо и холодно, летом сухо и жарко.

      Зима - не лето, в меха одета.

      Лес – богатство и краса, береги свои леса!

      Враг природы тот, кто леса не бережет.

    «Помните, у растений и животных нет депутатов, им некому писать и жаловаться, за них некому заступиться, кроме нас людей, которые вместе с ними заселяют планету».

    Д. Даррелл.

    Выступления учащихся с сообщениями.

    Материал для сообщений.

    Береза – много теплых слов сказано о березе.

      Древесина березы – отличное топливо, из нее же кололи лучину. Верхний слой березовой коры – береста – служил для письма в Древней Руси.

      Березовые почки содержат эфирное масло и смолу. Из них заваривают чай и выпивают по 3 столовые ложки при легкой простуде. В почках березы содержится витамин С и вероятно, поэтому ими так любят лакомиться зимой тетерева и другие птицы.

      При нагревании без доступа воздуха стволов и ветвей березы получается густая, темная жидкость под названием деготь. Это именно тот деготь, ложки которого достаточно, чтобы испортить бочку меда, но, несмотря на неприятный вкус и запах деготь используется для лечения кожных заболеваний, он входит в состав мази Вишневского.

      Рано весной появляется березовый сок – освежающий напиток. На Руси он применялся для лечения ран и приготовления кваса. В Болгарии им моют голову и применяют для укрепления волос.

      Березу называют деревом – пионером. Она первая из древесных пород заселяет любой свободный клочок земли. Она неприхотливая к почве, но очень светолюбива и не выносит затемнения.

    Липа – «медовое дерево».

      На Руси с липы сдирали кору на лыко, из него плели лапти.

      Липа используется как лекарственное средство, применяется для лечения желудка, печени.

      Липа дает прекрасную поделочную древесину: белую, не трескающуюся при высыхании. Резные изделия хранятся в музее. В старые времена народные умельцы тайно резали из липовой древесины печати взамен казенных медных. Отсюда и пошло выражение «липа» - подделка, обман.

    Рябина – дитя солнца, не переносит тени.

      Ягоды горькие, тронутые морозом становятся приятней на вкус.

      «Дрозд – рябинник».

      Готовят кисели, варенье, сиропы.

      Плоды рябины богаты витаминами.

      Черноплодная рябина, плоды ее вкуснее, в них содержится 10% сахара.

    Отчет учащихся об экскурсии может быть составлен по следующей форме.

      Место проведения экскурсии, погодные условия.

      Приспособление деревьев, кустарников к зиме.

      Списки деревьев и кустарников с указанием характерных особенностей окраски коры и почек.

      Приспособление травянистых растений к жизни зимой.

      Зарисовать силуэты деревьев зимой.

      Красота зимнего пейзажа (рассказ, стихотворение, интересные биологические факты из жизни зимней природы).

    Отчеты иллюстрируются фотографиями, рисунками и сдаются учителю через два урока после проведения экскурсии.

    Использованные источники:

    http :// www . allbest . ru //

    https :// yandex . ru / images / touch /

    Сайт воспитатель - vospitatel . com . ua /

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности на видовой точке экологической тропы

    «Удивительное рядом»
    «В ГОСТИ ХВОЙНИКАМ»

    для детей подготовительной к школе группы

    Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к растительному миру нашей экологической тропинки «Удивительное рядом»

    Задачи:

    1. Формировать представления о сезонных изменениях в природе; учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой.

    2. Закреплять и углублять знания детей о сосне, ели и туе, можжевельнике, как представителях хвойных деревьев.

    3. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

    4. Учить различать хвойные деревья по коре, расположению веток, хвое, шишкам.

    5. Учить детей через практическую деятельность определять возраст дерева по количеству годичных колец.

    6. Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

    Материал к занятию:

      иллюстрации хвойных деревьев;

      части хвойных деревьев: шишки, хвоя, семена;

      стволы деревьев, поврежденные вредителями;

      спилы деревьев;

      лопатки (для снега) для уборки.

    Предварительная работа:

      чтение познавательной литературы по теме;

      рассматривание картин русских художников на тему “Лес”;

      экскурсии и прогулки в лес, в парки, в Алтуфьевский заказник с родителями;

      работа с дидактическим материалом чемоданчика «Юные экологи Москвы»

      дидактические игры “Найди дерево”, “Определи дерево по описанию”; «Рассмотри и опиши», «Какую пользу я приношу», «Детки на ветке»;

      работа с природным материалом – шишками;

      разучивание стихов, загадок, пословиц о деревьях, зиме.

    Ход деятельности

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим экскурсию по экологической тропинке, а куда мы отправимся, вы поймете, отгадав загадки:

    Её всегда в лесу найдёшь,

    Пойдём гулять - и встретим.

    Стоит колючая, как ёж,

    Зимою в платье летнем.

    Дети: Елка

    У меня длинней иголки,

    Чем у елки.

    Очень прямо я расту

    В высоту.

    Если я не на опушке,

    Ветви только на макушке.

    Дети: Сосна

    Воспитатель: А как, одним словом можно назвать эти деревья? (Хвойные).

    Правильно, сегодня мы отправимся на экскурсию по экологической тропинке к объекту «Хвойники» ипознакомимся с ними поближе, и вы узнаете о них что-то новое и интересное. Вся природа спит, кругом бело, а наши хвойники стоят все зеленые. А какие хвойные деревья у нас растут?

    Дети: Ель, сосна, туя, можжевельник.

    Воспитатель: Ну, тогда пойдемте гулять.

    Ребята, посмотрите внимательно, к каким красивым, зеленым деревьям мы подошли. Как вы думаете, почему эти деревья стоят зеленые?

    Дети: Это хвойные деревья и в отличие от лиственных деревьев они всегда зеленые.

    Воспитатели: А где обычно растут хвойные деревья?

    Дети: в лесу, в парке, в питомнике.

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете легенду о том, как эти деревья стали вечно зелеными? Тогда послушайте:

    Легенда о "живой воде"

    Собрались птицы на опушке леса и выбрали гонца за живой водой. Этим гонцом оказалась ласточка. Когда она набрала в Лукоморье живой воды и летела обратно, захотела она оповестить окружающих о своем прилете, приоткрыла клювик и выронила несколько капель живой воды. Попали эти капли на три дерева: сосну, пихту, ель. Стали эти растения " вечнозелеными". Зеленая одежда украшает хвойные деревья во все времена года. Периодически деревья сбрасывают хвою, но не всю сразу, поэтому человек не замечает листопада . (Мифы и легенды. Славянские традиции).

    Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на наших красавиц и расскажем о них, что знаем.

    Посмотрите на нашу елочку , какая она?

    Дети: Наша елочка зеленая, колючая, пушистая, пахучая и еще она новогоднее дерево, ее украшают на Новый год.

    Воспитатель: Давайте рассмотрим, какой ствол у елочки, потрогаем его? Какого цвета кора? Какие ветки? (потрогаем).

    Дети: Ствол у елочки прямой, коричневый. Кора шершавая. Верхние ветки у елочки молодые, короткие. А снизу длинные, старые. Веточки у ёлочек растут вниз.

    Воспитатель: А может их сломать снег, ветер?

    Дети: Нет, потому-то они гибкие.

    Воспитатель: Давайте рассмотрим хвою у елочки, какая она?

    Дети: Хвоя у елочки колючая, зеленая, острая, маленькая, а если потрогать их, то можно почувствовать и запах ели.

    Воспитатель: А еще хвоинки у елочки колючие и недружные. Растут на веточке по одной. Посмотрите, каждая хвоинка крепится к веточке отдельно.

    Как называется веточка у ели?

    Дети: Еловая.

    Воспитатель: А как называется лес, где в основном растут елки?

    Дети: Ельник.

    про сосну ?

    Дети: Она колючая, зеленая, пахучая.

    Воспитатель: А какой ствол у сосны? Давайте, рассмотрим, потрогаем кору у сосны.

    Дети: Ствол у сосны светлый, золотистый. Обычно сосна выше ели, а наша сосна, еще молодая. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого цвета.

    Воспитатель: Какие у нее хвоинки?

    Дети: Они зеленые, острые, колючие, длиннее, чем у елки.

    Воспитатель: Хвоинки у сосны отличаются от еловых. Они дружат по две, то есть растут по две. Посмотрите на веточки сосны, какие дружные хвоинки у сосны.

    Воспитатель: А как называется лес, где растут одни сосны?

    Дети: Сосновый бор.

    Воспитатель: А что вы можете рассказать про тую ?

    Дети: Туя тоже хвойное дерево. Кора у нее гладкая, коричневого цвета. Веточки плоские и сплюснутые. Хвоя зеленая и мелкая, не колючая, как у елки. Хвоинки, в виде чешуек прижаты к веточкам. Имеет приятный запах

    Воспитатель: Туя в отличие от других хвойных деревьев растет не только в лесах, но и на садовых участках. Она хорошо переносит стрижку. В течение зимы хвоя несколько светлеет, весной вновь приобретает яркий цвет. Туя очищает воздух от вредных веществ, но и обогащает кислородом. Послушайте про тую стихотворение:

    Можно гладить ветку Туи,

    Уколоться не рискуя.

    Шепчет Туя безмятежная:

    «Я хоть хвойная, но нежная».

    Воспитатель: Посмотрите вокруг, может, где-то еще есть дерево или кустик с иголочками?

    Дети: можжевельник.

    Воспитатель: Давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим его и потрогаем. Какие у него иголочки? А веточки, какие? А ствол? Скажите, а похож можжевельник на другие хвойные деревья?

    Дети: Можжевельник низкий, почти лежит на земле, поэтому его плохо видно из под снега. Он кустарник. Иголочки маленькие в виде чешуек, но в отличие от туи они колючие. Ствол у него кривой. Веточки тонкие.

    Воспитатель: Можжевельник тоже очень полезный. Там, где растет можжевельник, воздух намного чище. Древесину можжевельника применяют для изготовления карандашей и тростей.

    Воспитатель: А кто знает, какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом? И почему?

    Дети: Ель. Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструмент.

    Воспитатель: А как вы думаете, как появляются новые, молодые деревья? (Рассуждения детей)

    Воспитатель: У взрослого дерева шишки весной начинают цвести, семена созревают и осыпаются на землю. Семечко попадает в землю, начинает прорастать, но не обязательно рядом с взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время то тут, то там появляются молодые деревья. И чтобы стать “лесным великаном”, дереву нужно расти много-много лет. Хвойные деревья растут медленно.

    Воспитатель: Давайте подведем итог: что общего у хвойных деревьев и чем они отличаются?

    Дети: Общее: они зимой и летом стоят зеленые. У всех хвойных деревьев есть ХВОЯ. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев.

    У хвойных деревьев семена образуются в шишках.

    Воспитатель: А вы знаете, что хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу.

    Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

    Дети: Отличия: у туи и можжевельника иголки прижаты к стволу и веточки поэтому плоские, а у ели и сосны нет.

    Сосна, туя и елка – это деревья, а можжевельник – кустарник.

    У сосны, ели и можжевельника хвоинки колючие, а у туи нет.

    У ели и сосны шишки большие, а у туи и можжевельника маленькие.

    Воспитатель: Предлагаю решить Вам задачу на сообразительность:

    У нашего дерева 3 соседа, один из них – куст, остальные деревья. Сколько соседей-деревьев растет с нашим деревом.

    Физминутка

    Елка выросла большая.

    Посмотрите, вот какая.

    Ветер чуть ее колышет

    Тише, тише, тише, тише.

    Ветер хочет поиграть-

    Елку в стороны качать.

    Елке нравится играть,

    Ветками легко махать

    Воспитатель: Ой, ребята, что это лежит? Корзинки, интересно чьи? Давайте заглянем в них. Письмо!?

    «Дорогие мои маленькие друзья! Зовут меня Лесовичок, я прекрасно понимаю язык животных, растений и деревьев. Тут одна сорока прилетела, рассказала, что вы идете ко мне в гости, и я решил узнать, что вы знаете, о хвойных деревьях и приготовил для вас задания:

    Первое задание – «Отгадайте, с какого дерева веточки».

    Второе задание – «Отгадайте, с какого дерева шишки».

    Третье задание - при помощи лупы осмотрите, нет ли на деревьях вредителей.

    Желаю вам удачи. А я буду незаметно наблюдать за тем, как вы выполняете задания.

    Ваш старичок-Лесовичок»

    Воспитатель: Я предлагаю вам разделиться на 2 команды и приступить к выполнению первого задания. Возьмите по одной картинке и определите, к какому дереву относятся ваша веточка.

    1 команда: У нас сосновая веточка, так как у нее длинные иголки, и они дружные растут по две вместе.

    2 команда: У нас веточка еловая, у нее короткие зеленые, колючие иголочки и растут по одной.

    Воспитатель: Лесовичок еще приготовил нам корзинки с шишками. А мы должны определить, какому дереву они принадлежат.

    1 команда: У нас - Еловые шишки, они большие, удлиненные, чешуйки мягкие, пахнут смолой.

    2 команда: А у нас сосновые шишки, они округлые, маленькие, чешуйки твердые.

    Воспитатель: А еще нам Лесовичок предлагает поиграть в подвижную игру: «Собери шишки».

    Давайте мы сейчас разделимся на две команды и попробуем собрать как можно больше шишек. Одна команда будет собирать шишки еловые, а другая команда - сосновые.

    Воспитатель: А теперь мы приступаем к выполнению третьего задания. Лесовичок предлагаем вам стать лесниками и обследовать хвойные деревья при помощи лупы. Лесовичок приготовил нам стволы больных деревьев, давайте мы их обследуем с помощью лупы. Что вы можете про них сказать?

    Дети: Отсутствует частично кора, кора легко снимается, под ней труха. На стволе видны ходы жука короеда.

    А теперь мы осмотрим наши хвойные деревья; нет ли повреждений на коре, нет ли вредителей, портящих кору дерева. Посмотрите, не сломаны ли ветки.

    Дети осматривают деревья при помощи лупы.

    Дети: Никаких повреждений нет, вредители отсутствуют, наши деревья ЗДОРОВЫ.

    Воспитатель: Ребята, Лесовичок очень рад, что вы так много знаете о лесе, о хвойных деревьях. Он приготовил нам угощение целебный настой из иголочек хвойных деревьев, который ждет нас в группе.

    Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию, посмотрите на наши деревья какие они разные, большие и маленькие. Как вы думаете, можно ли определить возраст дерева? Как? (Рассуждение детей – чем больше дерево, тем оно старше, наверное, по количеству веток, толщине ствола).

    Рассказ воспитателя о кольцах

    Дерево растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги, от чего крона становится выше и шире.

    И каждый год под корой образуется новый слой древесины и ствол и ветки каждый год становятся толще. Внутри ствола есть кольца, которые хорошо видны на срезе, например, на поверхности пня. Эти кольца называют ГОДИЧНЫМИ, по ним можно узнать возраст дерева и историю его жизни.

    И сейчас, я вам раздам спилы, и мы попробуем разглядеть и сосчитать возраст деревьев.

    Раздаются спилы, где видны годичные кольца.

    Широкие кольца (показ ) – это годы, когда было много тепла и дождей и дерево росло особенно быстро. Узкие кольца (показ) – память о засушливых, холодных годах, когда рост дерева тормозится. Бывает так, что с одной стороны кольца широкие, а с другой - узкие. Возможно, возле дерева росло рядом другое растение, которое затеняло часть его ствола.

    Давайте рассмотрим спил сосны. На спиле очень хорошо видны годичные кольца. Сколько колец, столько лет сосне. Давайте посчитаем, сколько годичных колец? (Дети определяют количество колец и устанавливают возраст дерева)

    Теперь вы сами умеете определить возраст дерева по годичным кольцам и можете рассказать об этом своим родителям.

    Воспитатель: Вы молодцы, все задания выполнили. Ребята, а для чего нужны хвойные деревья?

    Дети: Хвойные деревья красивы в любое время года. Из их древесины делают бревна для строительства, доски для мебели, дрова для печки, бумагу, спички, музыкальные инструменты и многое другое.

    Они дарят нам чистый воздух и даже лекарства.

    Воспитатель: Правильно. Хвойные деревья приносит большую пользу зверям и птицам, обитающим в лесу. Из еловых шишек птицы достают семена, которыми они питаются в суровое зимнее время. Особенно нравятся семена ели клестам, которые даже свои гнезда вьют на еловых ветвях. Не отказываются полакомиться этими семенами и дятлы. Часть семян у них просыпается мимо. Эти семена достаются лесным мышам. Лоси зимой поедают молодые еловые побеги. А между корней зеленой елки медведи выкапывают свои берлоги, зайцы прячутся под ветками ели. Вот какие хорошие наши хвойники. Давайте обнимем нашу елочку.

    Воспитатель: Хвойные деревья растут медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Из семечки появляется росток, а на его вершине несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

    Воспитатель: В большом городе необходима помощь хвойных деревьев. И мы с вами тоже можем им помочь. Зимой необходимо подгребать снег к стволу дерева, чтобы их корни не замерзали. Давайте сгребем снег к нашим деревьям.

    Труд на участке: сгребание снега к стволу.

    Воспитатель: Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось Вам? Что нового вы узнали на занятии? Что вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей).

    ЛИТЕРАТУРА

      Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.

      Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.

      Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.

      Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20

      Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.

      Бондаренко Т. М. «Экологическое воспитание детей 5-6 лет» В; 2012

    Приложение № 1

    Чтение художественной литературы

    «Двенадцать месяцев», Александрова З. «Птичья ёлка», Андерсен Г.Х. «Ёлка», Воронкова Л. «Таня выбирает ёлку», Демьянов И. «Ель», Кайгородов Д. «Красавица ёлка», Михалков С. «Ёлочка», «Стояла ёлочка», Носов Н. «Бенгальские огни», Рыжова Н. «Не новогодняя ёлка», Скрабцова М. «Колючая упрямица», «Звёздная ёлочка», «Почему у ёлки белые лапки», «Ёлкины шубки», Трутнева Е. «Ёлка», Телегина Н. «Сказка о маленькой ёлочке», «Сказка о ёлочке, которую не срубили».

    Приложение № 2

    Пословицы, загадки и поговорки о лесе

    Пословицы и поговорки:

    Лес – богатство и краса, береги свои леса.

    Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.

    Лес и вода – брат и сестра.

    По лесу иди – под ноги гляди.

    Лес не школа, а всех учит.

    Не высок лесок, а от жары спасает.

    Какой лес без чудес.

    Заблудиться в трех соснах

    Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает

    Хорошо в лесу, береги его красу.

    Сосна кормит, липа одевает.

    Всякая сосна своему лесу весть подает.

    Где выросла сосна, там она и красна.

    Ель не сосна: шумит неспроста.

    От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.

    Ель не сосна, шумит неспроста.

    Сосна там красна, где росла.

    Загадки

    Что же это за девица:

    Не швея не мастерица,

    Ничего сама не шьет,

    Но в иголках круглый год.

    (Сосна или ель)

    У меня длинней иголки,

    Чем у самой рослой ёлки.

    Подо мной полно соседей –

    Кабанов, волков медведей.

    Стихи

    Даже ели мы в начале

    От сосны не отличали,

    Раз растут иголки, значит это елки

    А когда на ветку ели мы поближе поглядели

    Оказалось что она не такая как сосна

    Приложение № 3

    Картины о лесе

    Иван Иванович Шишкин «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Сосны, освещенные солнцем», «Бугры», « Зима», «Опушка леса», «На Севере диком», «Утро в сосновом лесу», «Рожь»,

    Виктор Васнецов «Аленушка»

    Юлий Клевер «Зимний закат в еловом лесу», «Закат солнца зимой»

    Константин Крыжицкий «Лес зимой»

    Цели экскурсии:

    • развитие интереса детей к изучению природы родного края;
    • воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
    • углубление имеющихся знаний о родном крае;
    • воспитание нового экологического сознания через природу родного края;
    • сплочение родительского и ученического коллективов.

    Оборудование:

    • кормушки для птиц, изготовленные детьми на уроках труда;
    • корм для птиц;
    • красные флажки;
    • санки, ледянки.

    Место проведения: лыжная база «Снежинка».

    План экскурсии

    1. Вводная беседа.

    Учитель: Какое основное условие безопасности движения?

    Дети: Знание правил ПДД.

    Учитель: Как двигаемся по загородной дороге?

    Дети: Если нет пешеходной дорожки, то идем по обочине навстречу движения транспорта.

    Учитель: Как переходим улицы?

    Дети: По пешеходным дорожкам или возле светофора, если их нет - перекрываем дорогу красными флажками.

    2. Построение детей и родителей под лозунг:

    Главное - вместе! Главное - дружно!
    Главное - с сердцем горячим в груди!
    Главное - руку подать другу, если другу трудно в пути!

    3. Переход на лыжную базу.

    4. Конкурс знатоков.

    Учитель: Сейчас мы с вами находимся в заснеженном лесу.

    Чародейкою зимою
    Околдован, лес стоит,
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.

    Лес уснул, но жизнь в нем продолжается.

    Класс делится на две команды, в каждой из которых есть взрослые. Обеим командам дается задание: определить, какие деревья находятся рядом с ними и дать как можно больше информации о роли и применении их в жизни человека.

    Информация для дополнения.

    • Береза - лечит, греет, освещает, светолюбивая, на Земле 120 видов берез.
      Липа - лечит, раньше обувала (делали лапти), 50 видов деревьев.
      Клен - барометр, перед дождем плачет, из древесины делают музыкальные инструменты.
      Дуб - долгожитель, боится холода, 450 видов, может прожить 1000 - 2000 лет. Священное дерево, ему поклонялись и славяне и римляне.
      Осина - столовая для зайцев, бобров, осей, белок, тетеревов, глухарей.
      Сосна - 100 видов, богата витамином «С», убивает вредные бактерии.

    Учитель: Кто знает, как можно ориентироваться по деревьям в лесу?

    Ответы: Муравьи возводят муравейники с южной стороны деревьев; мох на деревьях растет с северной стороны; кольца на пеньках с северной стороны уже.

    Учитель: А вы знаете, ребята, что береза тоже может указать где север, а где юг. На стволах берез сгустки черных пятен выступают с севера.

    Дается оценка по итогам первого конкурса.

    Учитель: Лес - это не только деревья, но еще и дружная семья зверей и птиц. Сейчас мы с вами не услышим громкого пения птиц, как летом, но зато мы можем почитать страницы лесной жизни прямо на снегу. Приступим ко второму вопросу для наших знатоков.

    Командам дается задание найти и запомнить следы зверей и птиц на снегу за определенное время.

    Дополнительная информация:

    Зимой лоси сбрасывают рога (на базе «Снежинка» можно отыскать лежбище лося).

    Подводятся итоги второго конкурса.

    4. Телеграмма.

    Учитель: Ребята, посмотрите, на ветке висит лист бумаги - что это?

    Дети читают телеграмму: «Нужна помощь! Голодно! Все семена и ягоды засыпаны снегом. Помогите нам!».

    Учитель: Ребята, кто мог послать эту телеграмму? Кому в эти зимние месяцы приходится очень туго, ведь за короткий зимний день надо успеть найти пищу, чтобы продержаться всю зимнюю ночь?

    Дети читают стихотворение о птицах:

    Дети вместе с родителями вывешивают кормушки, засыпают корм, привязывают сало к веткам.

    Дополнительная информация.

    Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза. Воробьи клюют овес, пшено, крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы, так как закисают в зобу у птиц, что может привести ее к гибели.

    Общее подведение итогов по результатам конкурсов и помощи птицам дают родители.

    5. Зимние забавы.

    Учитель: Есть хорошая пословица: кончил дело - гуляй смело!

    Дети вместе с родителями выбирают место для скатерти-самобранки и горки для игр. Назначаются костровые, ответственные за хворост, игровики. Разжигается костер. Дети носят чистый снег для приготовления чая. Пока чай закипает, дети катаются на санках и ледянках, устраиваются эстафеты: «кто проедет дальше», «чей поезд длиннее», «лабиринт», «через туннель».

    Устраивается веселое чаепитие.

    Уборка места отдыха.

    Сбор детей и родителей.

    Напоминание правил безопасного передвижения.

    6. Возвращение участников экскурсии в школу.

    7. Домашнее задание : нарисовать рисунок по теме «Секреты зимнего леса».

    О себе: увлекаюсь краеведением, туризмом. Имею дипломы участника Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», грамоты МОиН РТ педагога-консультанта поисково-исследовательских работ. Фото автора

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!