Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Советские и российские танки. Краткая история советского танка

Анализируя причины победы советского народа в Великой Отечественной войне, можно рассматривать множество факторов, доказывая ее закономерность и неотвратимость. Однако, помимо морального превосходства, массового героизма солдат и офицеров, подвига тружеников тыла, следует обратить внимание и на такую важную составляющую общего успеха, как техническое обеспечение войск. Главной ударной силой наземных войск во время Второй мировой были танки. СССР имел на вооружении непревзойденные образцы бронетехники уже в конце тридцатых годов. Такого технологического уровня еще долго не могла добиться ни одна страна в мире.

Первые танки

Основные идеи танкостроения формировались мучительно, поиск оптимальных схем компоновки, критериев достаточности защиты и соотношения маневренности с огневой мощью сопровождался многими ошибками и озарениями. Важно было найти лучшую подвеску опорных катков, правильное расположение ведущих, рассчитать коробку передач, выбрать подходящий калибр башенных орудий. Первые танки СССР были произведены за границей, точнее, во Франции, фирмой "Рено". Их переименовали в честь «борцов за свободу товарищей Ленина и Троцкого», а всего их было два. Опыта массового строительства танков в Советской России и быть не могло, а до революции этому вопросу не уделялось достаточного внимания. Справедливости ради следует вспомнить о том, что и в 20-е, и в 3-е годы между теоретиками стратегии все еще продолжались дискуссии о первоочередном значении конницы во время глубинных операций вторжения и при обороне, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Начинать следовало практически с нуля.

20-е годы

Обвинять довоенных сторонников конницы в безграмотности и ретроградном мышлении долгое время считалось делом беспроигрышным. К таковым, безусловно, относили Буденного и Ворошилова, а к «прогрессистам» столь же схематично причисляли пострадавших от Сталина Тухачевского, Блюхера, Уборевича и даже Якира. На деле же и у сторонников «конной» теории, безусловно, были свои, причем вполне весомые аргументы. В начале 30-х годов бронетанковая техника была, мягко говоря, несовершенной. Броня противопульная, иначе машину с места маломощный карбюраторный автомобильный мотор и сдвинуть не мог. Вооружение также в большинстве случаев находилось на уровне прославленной «тачанки-ростовчанки». Возникала логистическая проблема доставки горюче-смазочных материалов, машина - не лошадь, ее травой не покормишь. И все же уже в двадцатые годы появились первые танки СССР. Фото этих образцов сегодня не впечатляют, да и технические характеристики тоже. В большинстве случаев они копировали зарубежные аналоги и ничем особым не выделялись.

С чего-то нужно было начинать. Точкой отсчета можно считать Т-18, ставший первым серийно выпускавшимся советским танком. Его производили в 1928-1931 годах, построили 9 сотен экземпляров. Потомками этого «дедушки» советского танкостроения можно считать все танки СССР и России. Базой для его создания послужил все тот же Рено-17. Работа конструкторов осложнялась необходимость «изобретать велосипед», поскольку не все детали и узлы сохранились после Гражданской войны. Танк был легким, вооружение состояло из одного пулемета. Вплоть до конфликта на озере Хасан он оставался на службе, а главная ценность этой машины в том, что она положила начало советской танкостроительной школе.

Колесно-гусеничная концепция

Середина 30-х годов ознаменовалась расцветом колесно-гусеничной концепции. Суть ее сводилась вкратце к тому, что в грядущих наступательных операциях приоритетным фактором успеха будет скорость, а достигать ее смогут машины, двигающиеся по европейским шоссе подобно автомобилям. Но до хороших дорог еще нужно добраться, преодолев хроническое российское бездорожье. Гусеницы могли понадобиться и для того, чтобы пересечь укрепрайоны, траншеи и рвы. Недооценивать противника не следовало, он обязательно применил бы все известные способы защиты.

Так возникла идея о гибридной ходовой части, предусматривающей возможность начальный этап наступления проводить на гусеницах, затем их сбрасывать, а далее развивать успех, используя фактически колесные танки. СССР готовился к наступательной быстротечной войне на чужой территории, сопровождаемой незначительными потерями, при поддержке восставшего пролетариата освобождаемых стран.

Т-29

Первым олицетворением колесно-гусеничной концепции стал Т-29. Теоретически он вобрал в себя все самые передовые технические идеи своего времени, выйдя даже за их рамки. Калибр башенного орудия был немыслим для середины 30-х, он составлял целых 76 мм, имел несколько большие размеры, чем предшествующая модель Т-28, а при 30-мм толщине брони мог перемещаться достаточно прытко, не хуже, чем легкие танки СССР того времени. Машину подвела сложность производства и низкая надежность, она осталась опытно-экспериментальной, но роль ее преуменьшать не стоит.

Загадочная машина Гротте

Непосвященные в тонкости истории танков могут счесть название этого советского образца иностранным. В каком-то смысле это так.

Параллельно с Т-28 и Т-29 в СССР велись работы по осуществлению еще оного секретного проекта. Став коммунистом, немецкий конструктор Эдвард Гротте создавал в нашей стране свою машину, применяя необычные и даже революционные подходы. Некоторые его достижения в дальнейшем использовались советскими инженерами (сварные технологии, например), другие же его идеи не нашли продолжения (спиральные подвески катков и многоярусное размещение вооружений). Увы, танк немецкого инженера Гротте страдал излишней сложностью, был дорог в производстве и ненадежен.

Многобашенный СМК

Первые тяжелые танки СССР получили имя убитого вождя ленинградских большевиков, Сергея Мироновича Кирова. На основе уже апробированной конструкции Т-35 было создано средство прорыва эшелонированных укреплений противника. Масса машины составила 55 тонн, она была вооружена двумя орудиями (калибра 76 и 45 мм), размещенными в индивидуальных башнях. Первоначальная схема предполагала пятибашенное оснащение, но вес зашкаливал, и ее упростили. СМК - самые необычные танки СССР. Фото их дают представление о том, что маневренность этих машин оставляет желать лучшего. Силуэт их увековечен на аверсе медали «За отвагу». В Великой Отечественной этой артиллерийской батарее на гусеничном ходу повоевать практически не пришлось, но опыт Финской кампании выявил общую конструктивную концептуальную порочность многобашенной схемы.

Быстроходные

Все легкие танки СССР Второй мировой войны принято считать устаревшими, даже с учетом того, что их возраст в 1941 году измерялся периодом в несколько лет. Бронирование их было скромным, вооружение недостаточным, по крайней мере, так утверждали послевоенные историки. Серия БТ оказалась малопригодной для обороны страны, это действительно так. Однако это отнюдь не умаляет их технических достоинств. 45-мм пушки вполне было довольно для поражения любого немецкого танка начального периода боевых действий. Машины этой серии прекрасно показали себя в ходе наступательных операций на Халхин-Голе в очень тяжелых условиях. Именно на них были опробованы главные идеи, по которым строились все последующие танки СССР, в числе которых заднее расположение узла трансмиссии, наклонное бронирование и непременный дизельный двигатель. Скорость машин оправдывала название серии (БТ-2 - БТ-7), она достигала цифр 50 и более км/ч (на гусеницах), и превышала 70 км/ч на колесах.

Плавающие

При овладении обширными территориями перед вооруженными силами любой страны возникает проблема форсирования многочисленных водных преград. Обычно она решается путем высадки десанта и удержания им плацдарма в течение времени, необходимого для наведения понтонной переправы. Идеальным случаем можно считать захват мостов, но отступающий противник, что вполне логично, стремится перед отходом их разрушить. Непосредственно перед войной наши конструкторы создали плавающие танки. СССР Второй мировой войны, согласно официальной исторической версии, не ожидал, но готовил Красную Армию к преодолению многочисленных рек и прочих водоемов. Т-38 и Т-37 строились большими сериями (уже к 1938 году их было свыше тысячи), а в 1939 году к ним добавился еще и Т-40. Для обороны они годились мало, вооружение слабовато (7,62 или 12,7 мм пулемет), поэтому на начальном этапе войны почти все машины были потеряны. К слову, германский вермахт плавающих танков не имел вообще.

Основной танк Т-34

Самые знаменитые и массово производившиеся танки СССР 1941-1945 годов - «тридцатьчетверки». Лучшей машины конструкторам воюющих стран так и так не удалось создать. И дело не в сверхтолстой защите или уникальном калибре орудия. Главным достоинством этого танка стала потрясающая живучесть, подвижность, способность отражать удары снарядов, и технологичность производства. Всего этого удалось достичь благодаря правильной компоновке узлов. Силуэт конструкторы понизили, разместив ведущие катки сзади, и убрав карданный вал. Масса брони уменьшилась, улучшились ходовые качества. Модификация 1944 года получила литую башню шестигранной формы и пушку увеличенного до 85 мм калибра. Об этом танке сказано и написано много, он того заслуживает, несмотря даже на недостатки, без которых, впрочем, ни один образец техники не обходится.

Т-44

Дальнейшим развитием концепции «тридцатьчетверки» стал Т-44. Эта машина отличалась еще более совершенной компоновкой, в частности дизельный двигатель размещен в нем соосно ведущим каткам, перпендикулярно продольной линии бронекорпуса. Это решение позволило уменьшить длину (а также массу), улучшить условия обитаемости, перенести люк механика-водителя на горизонтальную плоскость перед башней и решить ряд других конструктивных проблем. 190 экземпляров Т-44 произвел ХТЗ до мая 1945 года. После появления современных танков Т-54 ходовые части «сорокчетверок» успели послужить тягачами, на них монтировалось различное вспомогательное оснащение. Примечательна и кинокарьера Т-44: для съемок художественных фильмов их часто «гримировали» под немецкие «Пантеры».

«Климы» - самые тяжелые танки - 1941

СССР готовился сокрушать укрепления врага на чужой территории. К концу 1938 года параллельно с упомянутым СМК на Кировском заводе начали проектировать уникальную однобашенную машину КВ. Уже через год первые экземпляры испытали во вполне боевых условиях в Карелии. Согласно установленному плану в 1940 году с конвейера сошли более двух сотен экземпляров, а в 1941 их предполагалось выпустить 1200 штук. Масса - 47,5 тонн, скорость - 34 км/ч, калибр башенной пушки - 76 мм. Такой машины не имела ни одна армия мира. Главное ее назначение - взлом эшелонированной обороны, оборудованной мощными противотанковыми средствами. На ее базе появились и другие танки ВОВ. СССР уже к началу боевых действий располагал продуманной и совершенной технологической цепочкой, позволявшей использовать удачную ходовую часть КВ в сочетании с различными типами башен и разнообразным артиллерийским вооружением (КВ-1 КВ-2, КВ-3 и т. д.). Столь маневренного тяжелого танка не смогла создать промышленность фашистской Германии. Впрочем, не удалось это и союзникам по антигитлеровской коалиции.

ИС - Сталин в металле

Для того чтобы назвать именем вождя танк, нужно было иметь смелость, но и при ее наличии не лишней оставалась и осторожность. Однако на Кировском заводе нашлись обладатели обоих достоинств. Без сомнения, это были самые мощные и неуязвимые танки СССР. Вторая мировая война своим чудовищным маятником уже качнулась на Запад, Советская Армия пошла в наступление, но враг был еще силен и пытался переломить ход боевых действий в свою пользу, выпуская на поля сражений все новых чудищ с вытянутыми хоботами дальнобойных орудий. В 1943 году закончились испытания ИС-1, представлявших собою глубоко модернизированную версию КВ. У этой машины калибр был относительно невелик, как у последней модели Т-34 (85 мм). ИС-2 стал дальнейшим развитием этого ряда (калибр 122 мм), а для ИС-3 придумали новую форму отражающей поверхности лобовой брони, прозванную «щучьим носом».

После войны были созданы многие выдающиеся танки, считающиеся и поныне лучшими в мире. Основу науки и практики производства бронетехники положили танки ВОВ. СССР стал ведущей танкостроительной державой. Традиция эта продолжается и в новой России.

Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились всё более эффективными.

Первые танки

Танки впервые нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков «МС-1», которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.

Поиски и решения

Вторым этапом можно назвать период 1929 - 1939 годов, когда на основе приобретённых за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования, другие - гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские лёгкие танки «Т-26» и «БТ», неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода.

Период 1930-х для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк. Существовали самые различные идеи и концепции: от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР стало появление танков «Т-28» и «Т-35», предназначенных для прорыва укреплений противника.

«Т-28» неплохо показали себя в ходе Польского похода и в непростых условиях Советско-финской войны. Однако после войны с Финляндией остановились на идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом стало создание дизельного двигателя «В-2», который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжёлые танки. Так, ещё 3 ноября 1939 года нарком обороны Ворошилов и нарком среднего машиностроения Иван Лихачёв докладывали в ЦК ВКП(б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки равных которым нет». Речь шла о танках «Т-34» и «КВ».

Первые в мире

В канун Великой Отечественной войны производство танков было развёрнуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство «Т-34»). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 1930-х.

Отказ от лёгких танков

Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешёвых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после «Т-34» танк «Т-60», созданный на базе плавающего танка «Т-40».

Вооруженный 20 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулемётом танк сыграл важную роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали лёгкие танки «Т-70» и «Т-80» с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой.

Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство лёгких танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в разных пропорциях продолжали производство подобных машин.

«Тридцатьчетвёрки»

Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков - если на 1941 год советские «Т-34» и «КВ» с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина изменилась - требовалось создание более мощных танков. В СССР пошли по пути создания пусть не идеального, но простого и массового танка каковым стал «Т-34/76» и «Т-34/85».

«Т-34» стал самым массовым танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тыс. «тридцатьчетвёрок». Для сравнения: танков «Шерман»- 48 тыс., а немецких «Т-IV» – около 9,5 тыс.

Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья.

Подобные тенденции отразились и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного места в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны наоборот - САУ начинают играть значительную роль и запускается их массовое производство.

После войны. Три танка

Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжёлые и средние танки, а с начала 1960-х наметился переход к созданию основного танка.

В СССР 1970-1980-х, по сути, было три основных танка. Первым стал «Т-64» (выпускался в Харькове) - принципиально новая машина, в которой был воплощён целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался слишком сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.

Второй машиной стал разработанный на Кировском заводе «Т-80», там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развёрнуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в силу возросшей скорости изменилась и ходовая часть.

Третьим, и одним из самых известных образцов, стал «Т-72», который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нижнем Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде стран было налажено и собственное производство. Прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно простые и дешёвые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.


Все советские тяжёлые танки отличаются рациональным бронированием, мощным вооружением и неплохой подвижностью. Однако скорострельность орудий невысока, невелики точность и прочность самих танков. Всё это вынуждает действовать на средних, а лучше - на ближних дистанциях боя.

Стандартные танки

КВ-1

Первый танк СССР среди категории "тяжелые" - довольно-таки противоречивый танк. Он имеет неплохое бронирование и выбор вооружения, но при этом есть и минусы: плохой обзор, посредственная подвижность. Также танк фармит очень много серебра для пятого уровня. Отличная фугасница позволит вам нагибать танки 1-6 уровней!!! 57 мм пушка позволит буквально "поливать" врагов снарядами, но не ожидайте от этого орудия хорошего урона.

КВ-2

Этот танк СССР не может похвастаться ни хорошей подвижностью, ни крепкой бронёй. Зато у него выбор между более скорострельным и точным 107 мм орудием ЗиС-6 и мощной, но не точной 152 мм гаубицей с долгой перезарядкой. У некоторых игроков складывается мнение, что этот "уродец" неповоротливая махина... Вы ошибаетесь. На самом деле великая сила живёт в КВ-2! Большинство предпочитают брать 152 мм гаубицу...и правильно делают! Ведь "Климку" забрасывает к 5-7 уровням! 5-6 уровни для КВ-2 это семечки) но -8 уровни имеют более рикошетную броню и более мощные орудия... зачастую они пробивают КВ-2. Будьте осторожны! Мощь 152 орудия сравнима с главным калибром линкоров, по альфе(ОФ) с ним может сравнится только Е100 , но он 10 уровня а вы 6 уровня, та что думайте и решайте.

КВ-1С

По подвижности и бронированию скорее средний танк, чем тяжелый. Однако мощная 122 мм топовая пушка позволяет на равных спорить даже с танками 7-8 уровней, главное вовремя уходить в укрытие на перезарядку. Из недостатков можно отметить частные возгорания топливных баков, низкую обзорность, крайне долгую перезарядку, долгое сведение и низкую точность.

КВ-3

КВ-3 обладает хорошим для своего уровня бронированием корпуса, крепкой рикошетной башней, превосходным топовым орудием. На данном танке придется избирать тактику медленного продавливания или сдерживания танков противника. И все это из-за слишком медленной скорости и плохой маневренности в сравнении с ИСом.

ИС

ИС… О нем складывают легенды. И нет, вы не угадали! По крайней мере в стоковой комплектации танк просто ужасен. После установки башни и нового орудия танк преображается. Из беспомощной жертвы он превращается в яростного охотника, при удачных обстоятельствах уничтожающего вообще все живое.

Главная тактика - поддержка СТ и ТТ. Желательно держаться вдалеке от противника, при действии на первой линии быстро убивают, запас жизни и брони пока еще не очень велик. Исключения составляют бои, где танк в топе - но и в них ИС в одиночку долго не живет.

Тяжи ИС-1 и ИС-2 относятся к Советским танкам Второй Мировой войны.

ИС-3

С ИС-3 начинаются действительно тяжелые танки серии Иосиф Сталин. У этого танка, пожалуй, нет минусов. А нет, всё таки есть: Очень малые углы вертикальной наводки, весьма частые пожары, уязвимость боеукладки, да и разве что регулярно кидает к 9-10 уровням, но и там мы можем за себя постоять. Отличная наклонная броня, наличие экранов, отличное орудие БЛ-9. Главное - дожить до этого. Ведь опыта на все потребуется очень много. Но и без этого (башня меньше в размерах, а наклон брони еще больше; только орудие отличается пробиваемостью) танк хорошо себя проявляет. Разве что в высокоуровневых боях будет грустно из-за того, что мы не сможем никого пробить. Но зайдя в корму…
ИС-3, наряду с T32 является основным танком ротных боёв чемпионского формата. Как и его старший собрат ИС-7, он обладает оптимальным сочетанием подвижности, защищённости и огневой мощи, позволяющей решать любую задачу на поле боя и следовательно, делающим его универсальным по боевому применению.

СТ-I

Советский танк IX уровня. Отличное промежуточное звено между бронированным и неповоротливым КВ-4 и манёвренным и динамичным ИС-4. СТ-I - штурмовой танк, предназначенный для продавливания фланга или удержания какого-либо направления. Но недостаточная броня лба корпуса, хотя лоб башни и имеет 260мм, не позволяют этой машине сражаться без прикрытия союзников. Танк предназначен для ведения боя в первой линии атаки, так как большие габариты самого танка, особенно башни, и низкий коэффициент маскировки не позволяют использовать СТ-I в качестве снайпера, хотя точность орудия М62-Т2 позволяет прицельно бить с расстояния в 200-300 метров.

ИС-7

ИС-7. Последний танк в ветке советских тяжей. ИС-7 является основным танком клановых и ротных боёв абсолютного формата, благодаря оптимальному сочетанию подвижности, огневой мощи и брони. Это позволяет решать любую задачу на поле боя и делает танк универсальным по применению.

Премиумные танки

Черчилль III

Довольно странный танк - подвижность и габариты у него от тяжёлого танка, а скорострельное и пробивное, но маломощное орудие - от среднего. Однако не стоит его недооценивать - именно Черчилль является злейшим врагом любого светляка, да и средним танкам способен доставить немало серьёзных проблем. Против высокоуровневых танков всё не так радужно, но и там можно найти свою нишу, особенно применяя подкалиберные снаряды. На своих уровнях часто получает непробития и рикошеты.

КВ-5

Сверхтяжёлый танк Советского Союза с очень толстой бронёй спереди и чуть менее толстой - по бортам. Оличается приемлемой подвижностью и довольно скорострельным мощным орудием (правда, его бронепробиваемость не очень высока). В силу этого представляет собой очень серьёзную угрозу для низкоуровневой техники, а вот с уничтожением одноклассников могут возникнуть серьёзные проблемы. Но хоть КВ-5 и вполне успешно способен стать танком прорыва не стоит забывать про слабые пулемётные башенки, довольно уверенно пробивающиеся даже танками 5 уровня.

ИС-6

Этот танк напоминает американский T14 (см. фото) - для тяжёлого танка у него неплохая мобильность, а тонкая броня расположена под хорошими углами, что увеличивает шансы рикошета или непробития. Однако в отличии от американского танка у ИС-6 гораздо более мощное и менее скорострельное орудие, у которого впрочем схожие проблемы - невысокая точность и бронепробитие. Частые возгорания танка.

Советский Союз всегда лидировал в области танкостроения. Конечно, другие страны тоже сделали свой весомый вклад в развитие бронетехники, но, благодаря гениальным конструкторам, у СССР на вооружении стояли самые удачные и эффективные танки.

После окончания Великой Отечественной войны, полным ходом шло совершенствование танка Т-44, преемника знаменитого Т-34. Конструкторы добивались уменьшения габаритов танка, при этом наращивая огневую мощь. В результате работ появился успешный Т-54. К сожалению, корпус этого танка не позволял дополнительно наращивать бронирование, а пушка Д-10Т имела низкую точность при стрельбе на ходу. Модернизация Т-54 продолжалась, и её итогом стало появление танков Т-55 и Т-62. Они участвовали в большом количестве конфликтов и продолжают стоять на вооружении некоторых стран по сей день.

Параллельно с разработкой Т-62, полным ходом шло создание абсолютно нового танка, впоследствии получившего название Т-64.

Танк Т-64 стал революционным для своего времени. Его характеристики были настолько высоки, что его наличие в армии СССР держалось в секрете, и танк не экспортировался в другие страны. Главными новшествами нового танка стали: применение автомата заряжания, 115-мм пушка 2А21 (Д-69), корпус с большими углами наклона броневых листов, комбинированная многослойная броня и новая ходовая часть. Благодаря применению автомата заряжания экипаж сократился до 3 человек. Использование 115-мм пушки стало, по сути, ответом на разработки стран НАТО, в частности на 105-мм пушку L7.

В 1967 году танк Т-64 был модернизирован. Вместо пушки 2А21 была установлена 2А46 калибра 125-мм. Новый танк получил название Т-64А и стал основным боевым танком, который был способен выполнять широчайший круг боевых задач. Далее танк неоднократно улучшался.

Несомненно, танк Т-64 – был лучшим в мире до начала 80-х годов. Однако, его производство оказалось слишком дорогим и трудоёмким по сравнению с Т-62. Встал вопрос о разработке удешевленного варианта танка Т-64, который имел бы аналогичное вооружение и компоновку.

Новый танк получил название Т-72, и стал своеобразным гибридом Т-62 и Т-64. Хотя первые образцы были созданы на базе Т-64А, в дальнейшем шла унификация с дешевым Т-62.

Танк Т-72 действительно оказался более массовым и простым, чем Т-64 - вооружение осталось прежним, конструкция ходовой части и башни существенно изменилась, бронирование нового танка стало слабее, применен другой автомат заряжания под новую башню.

Именно в это время произошло разветвление развития советских танков. С одной стороны модернизировался Т-72, а с другой Т-64. Причём, оба танка считались перспективными.

Дальнейшим развитием Т-64 стал первый в мире танк с газовой турбиной – Т-80. Помимо мощного двигателя, на танке были опробованы новейшие системы управления огнём. Есть сведения, что реактивный танк предназначался для тех же задач, что и БТ-7 в 1930 годах – быстрый бросок через Европу и выход к Ла-Маншу.

Танк Т-80 мог развить скорость по шоссе до 80 км/ч, что давало неоспоримое преимущество над танками стран НАТО. Поскольку танк Т-80 – прямой наследник Т-64, он сохранил многие его конструктивные особенности. Наиболее совершенной модификацией “восьмидесятки” является Т-80У, который был разработан в 1987 году и стоит на вооружении России.

С 1985 года на все танки Советского Союза стала устанавливаться динамическая защита “Контакт-1”, в несколько раз повысившая живучесть машин. Контейнеры с взрывчаткой ослабляли кумулятивную струю и не позволяли ей прожечь броню танка.

Итогом развития Т-72 стал танк Т-72БУ созданный в 1989 году. Через три года он был принят на вооружение под названием Т-90.

По сути, танк Т-90 - это Т-72 с новой башней, системой управления огнем от танка Т-80, встроенной динамической защитой “Контакт-5” и комплексом активной защиты “Штора-1”. Пушка была 2А46 улучшена и стала намного точнее.

В связи с развалом СССР, закупка вооружения резко сократилась. В результате за 20 лет(!) было принято на вооружение около 400 танков Т-90. Для сравнения – на экспорт было поставлено свыше 1000 танков за этот же период.

Хотя большинство экспертов считают Т-90 наиболее совершенным танком России, с этим можно поспорить. Во-первых, не стоит забывать, что Т-72 – это ослабленная модификация Т-64. То есть, реактивный Т-80 серьёзно превосходит Т-72 и, возможно, Т-90. Но производство “восьмидисяток” осталось в Украине, и у России нет другого выхода, кроме как закупать Т-90.

По характеристикам, Т-90 и Т-80У – прямые конкуренты американского M1A2 “Абрамс”. Будем надеется, что они никогда не встретятся в реальном бою.

В статье использовано фото танка Т-64 Чобиток В. В. с сайта

Начало танкостроению было положено во время Первой мировой войны. Поражающие воображение современников машины появились на Западном фронте. Боевые действия между Германией, Францией и Великобританией несколько лет оставались позиционными. Солдаты засели в окопах, а линия фронта почти не двигалась. Прорвать позиции противника существовавшими средствами было практически невозможно. Артподготовка и марш-броски пехоты не давали нужного результата. История танкостроения началась благодаря британцам. Именно они первыми стали использовать не имевшие аналогов самоходные машины.

Великобритания

Первый английский танк Mark I появился в 1916 году, когда экспериментальную модель выпустили в количестве 100 боевых единиц. У этой модели было две модификации: с пулеметами и пушками. История танкостроения началась с «блина комом». Mark I был малоэффективным. В его пулеметы не могли бороться с немецкими огневыми точками.

Несмотря на то что те танки были несовершенными, они продемонстрировали, что у нового вида вооружения есть серьезные перспективы. Более того, первые модели приводили немецких солдат, никогда не видевших ничего подобного, в ужас. Поэтому Mark I использовался скорее в качестве психологического оружия, чем боевого.

Всего в этом британском "семействе" появилось девять моделей. Серьезным прогрессом отметился Mark V. Он обзавелся четырехскоростной коробкой передач и специальным танковым двигателем под названием «Рикардо». Это была первая модель, которой управлял только один человек. Произошли и другие изменения. В корме появился дополнительный пулемет, и увеличилась рубка командира.

Франция

Успехи англичан вдохновили французов продолжить эксперименты союзников. История танкостроения многим обязана модели "Рено FT-17". Французы выпускали ее в 1917-1918 гг. (было выпущено почти 4 тысячи единиц). Об эффективности FT-17 говорит хотя бы то, что их продолжали эксплуатировать даже в начале Второй мировой войны (двадцать лет для танкостроения - это колоссальный срок).

Чем объяснялся такой успех "Рено"? Дело в том, что это был первый танк, который получил классическую компоновку. Управление машиной велось из ее передней части. В центре находился боевой отсек. Сзади располагалось моторное отделение. Такое техническое и эргономическое решение как нельзя лучше раскрыло боевой потенциал FT-17. История развития танкостроения сложилась бы иначе, если бы не эта машина. Большинство историков считает ее самой удачной моделью, использовавшейся на фронтах Первой мировой войны.

США

Американская история танкостроения началась благодаря усилиям генерала Джона Першинга. Он прибыл в Европу в 1917 году вместе с экспедиционными силами США, после того как те объявили войну Германии. Познакомившись с опытом союзников, их техникой и позиционной войной, о которой в Америке не подозревали, генерал стал добиваться от своего руководства внимания к теме танков.

Армия США закупила французские "Рено" и использовала их в боях под Верденом. Американские конструкторы, получив иностранные машины, провели небольшую модификацию. После Первой мировой войны танковые войска США были расформированы из-за дороговизны. Затем несколько лет вообще не выделяла средств на создание новых машин. И только в 1930-х гг. появились первые экспериментальные модели собственного производства. Это был M1931 (боевая машина T11). Его так и не взяли на вооружение, но опытные работы дали американским конструкторам необходимую пищу для размышлений перед дальнейшими изысканиями.

Эволюция американской техники затормозилась еще и из-за Великой депрессии, серьезно поколебавшей экономику страны. Серьезное финансирование к инженерам и конструкторам пришло только с началом Второй мировой войны, когда власти поняли, что, возможно, им не удастся отсидеться за океаном, и придется отправлять войска в Европу.

В 1941 году появился "M3 Стюарт". Данный легкий танк был выпущен в количестве 23 тысяч единиц. Этот рекорд в своем классе так до сих пор и не побит. История мирового танкостроения не знает более модели, выпущенной в таком количестве. «Стюарты» не только использовались американской армией, но и поставлялись союзникам: в Великобританию, Францию, Китай и СССР по ленд-лизу.

Германия

Бронетанковые войска в Германии появились только в эпоху Третьего рейха. заключенный по итогам Первой мировой войны, запретил немцам заводить свой собственный боеспособный парк. Поэтому во время своих машин Германия не имела. И только пришедшие к власти в 1933 году нацисты раскрутили военный маховик. Первое время легкие танки выпускались под видом тракторов. Впрочем, вошедшие во вкус немецкие власти быстро перестали скрываться. Что касается параллелей между танками и тракторами, то схожая практика существовала в Советском Союзе, где в 1930-е гг. было построено множество тракторных заводов, которые в случае наступления войны можно было легко переделать под танковые.

В 1926 году Германия и СССР заключили соглашение, по которому будущие военные немецкие специалисты стали обучаться в специализированной школе под Казанью. Позже этот костяк приступил к созданию техники у себя на родине. Первым немецким танком стал Panzer I. Эта модель оказалась основой немецкого парка.

К началу Второй мировой войны в Германии было более трех тысяч танков, а перед нападением на СССР на одном только Восточном фронте было сосредоточено больше четырех тысяч машин. Немцы первыми использовали тяжелую технику в качестве штурмовой. Многие танковые дивизии СС получили именные названия («Дас Рейх», «Тотенкопф» и т. д.). Значительная их часть была уничтожена. Всего за войну Третий рейх потерял около 35 тысяч машин. Ключевым немецким средним танком была «Пантера», а тяжелым - «Тигр».

СССР

В середине 1920-х гг. началась история советского танкостроения. Первой серийной моделью в СССР оказался МС-1 (другое название - Т-18). До этого в распоряжении Красной армии находились только трофейные машины, захваченные во время гражданской войны. С наступлением мира были организованы работы по проектированию тяжелого позиционного танка. Их свернули в 1925 году, когда после очередного совещания в РККА военные решили направить все ресурсы на создание малой маневренной модели. Ею и стал МС-1, созданный в 1927 г.

Вскоре появились и другие советские танки. К 1933 году было запущено производство легких Т-26 и БТ, танкеток Т-27, средних Т-28 и тяжелых Т-35. Проводились смелые эксперименты. История танкостроения СССР начала 1930-х гг. прошла под знаком конструирования плавающих танков. Они были представлены моделями Т-37. Эти машины получили принципиально новый винт. Его особенностью были поворачивающиеся лопасти. При движении на плаву они обеспечивали задний ход.

История танкостроения СССР была бы неполной без средних танков Т-28. Благодаря им стало возможным качественное усиление общевойсковых соединений. Т-28 предназначались для прорыва оборонительных позиций противника. Танк весил 28 тонн и внешне выделялся трехбашенной установкой вооружения (в нее входили три пулемета и пушка).

В 1933-1939 гг. выпускался 50-тонный Т-35. Его создали в качестве боевой машины для качественного усиления атаки при прорыве полос укреплений. В тот момент история советского танкостроения перешла на новый этап, так как именно Т-35 первым получил столь многочисленное вооружение. Его устанавливали в пяти башнях (всего пять пулеметов и три пушки). Однако у этой модели были и недостатки - в первую очередь неповоротливость и слабое бронирование при больших размерах. Всего было выпущено несколько десятков Т-35. Некоторые из них использовались на фронте на начальном этапе Великой Отечественной войны.

1930-е годы

В 30-е годы прошлого века советскими инженерами и конструкторами активно проводились опыты, связанные с созданием колесно-гусеничных танков. Подобное устройство машин усложняло ходовую часть и силовую передачу, однако отечественным специалистам удалось справиться со всеми вставшими перед ними трудностями. В конце 1930-х гг. был создан гусеничный средний танк, получивший название Т-32. В дальнейшем на его основе появилась главная советская легенда. Речь идет о Т-34.

Накануне Великой Отечественной войны конструкторы больше всего внимания уделяли двум качествам машин: подвижности и огневой мощности. Однако уже гражданская война в Испании в 1936-1937 годах показала, что необходимо модернизировать и другие характеристики. В первую очередь этого требовали броневая защита и артиллерийское вооружение.

Результаты смены концепции не заставили себя ждать. В 1937 году появился Т-111. Он стал первым советским танком, оснащенным противоснарядной броней. Это был серьезный прорыв не только для отечественной, но и для всей мировой индустрии. Характеристики Т-111 были таковы, что он предназначался для поддержки пехотных частей. Однако модель так и не была запущена в массовое производство по ряду конструкторских причин. Она оказалась непрактичной с точки зрения монтажа и демонтажа деталей из-за блокированной подвески и других особенностей машины.

Интересно, что история советского танкостроения и танков СССР отличалась от иностранной хотя бы отношением к легким танкам. Везде им отдавали предпочтение из-за экономических причин. В СССР была дополнительная мотивация. В отличие от других стран, в Советском Союзе легкие танки использовали не только для разведки, но и для непосредственного боя с противником. Ключевыми советскими машинами данного типа были БТ и Т-26. До нападения Германии они составляли большую часть парка Красной армии (всего построили около 20 тысяч единиц).

Конструирование новых моделей продолжалось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году был разработан Т-70. Этот танк стал самым выпускаемым за всю войну. Наибольший вклад в победу он внес во время Курской битвы.

После 1945 года

К первому поколению послевоенных танков относятся те, разработка которых началась еще в 1941-1945 годах и которые не успели начать эксплуатировать на фронте. Это советские модели ИС-3, ИС-4, а также Т-44 и Т-54. История американского танкостроения этого периода оставила после себя M47, и "M46 Паттон". К этому ряду также относится британский «Центурион».

Легкие модели к 1945 году окончательно стали узкоспециализированными машинами. Так, советская модель ПТ-76 предназначалась для водных условий боя, американский «Уокер Бульдог» создавался для разведки, «Шеридан» конструировался для легкой транспортировки авиацией. В 1950-е гг. на смену средним и тяжелым танкам приходят основные боевые танки (ОБТ). Так называются многоцелевые модели, сочетающие хорошую защищенность и огневую мощь. Первыми в этой когорте стали советские Т-62 и Т-55 и французские AMX-30. История танкостроения США сложилась так, что класс основных боевых танков в Америке начался с M60A1 и M48.

Второе послевоенное поколение

В 1960-1970-е годы наступила эпоха второго поколения послевоенных танков. Что отличало их от предшественников? Новые модели создавались инженерами, во-первых, с учетом существования усовершенствованной модернизированной противотанковой техники, а во-вторых, в условиях применения оружия массового поражения.

Эти танки обзавелись комбинированной броней, состоящей из нескольких слоев и производимой из разных материалов. В первую очередь она защищала от кинетических и кумулятивных боеприпасов. Кроме того, экипаж получал комплект защиты от оружия массового поражения. Танки второго поколения стали оснащаться массой электроники: баллистическими вычислителями, лазерными дальномерами, системой управления огнем и т. д.

К подобной технике относились Т-72, M60A3, «Чифтен», «Леопард-1». Некоторые модели появлялись как результат глубокой модификации машин первого поколения. Советские танки того периода по своим характеристикам ничуть не уступали предполагаемым противникам, а в чем-то даже значительно их превосходили. Однако с 1970-х годов стало заметным отставание в оснащении электроникой. В результате начала на глазах устаревать. Особенно заметным этот процесс был на фоне конфликтов на Ближнем Востоке и в других странах, где происходили вспышки глобальной Холодной войны.

Современность

В 1980-х гг. появилось так называемое третье послевоенное поколение. С ним связана история российского танкостроения. Ключевой особенностью подобных моделей стала высокотехнологичность защитных средств. К третьему поколению относятся «Лекрерки» Франции, «Леопарды-2» Германии, «Челленджеры» Великобритании, «Абрамсы» США.

История танкостроения России символизируется такими машинами, как Т-90 и Т-72Б3. Данные модели корнями уходят в далекие 1990-е годы. Т-90 также получил название «Владимир» в честь своего главного конструктора Владимира Поткина. В 2000-х годах этот танк стал самым продаваемым основным боевым танком во всем мире. В лице этой модели история развития танкостроения в России перевернула еще одну свою славную страницу. Впрочем, отечественные конструкторы не остановились на своем достижении и продолжили уникальные технические изыскания.

В 2015 году появился новейший танк Т-14. Его отличительной особенностью стали такие элементы, как необитаемая башня и гусеничная платформа «Армата». Впервые Т-14 был продемонстрирован широкой публике на Параде Победы, посвященном 70-летию окончания Великой Отечественной войны. Модель выпускается "Уралвагонзаводом".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!