Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Немецкий танк. Немецкие танки Второй мировой войны

В различных книгах и телепередачах мне постоянно встречалась оценка Пантеры как одного из лучших танков Второй Мировой. А в передаче на канале «Нэшинел Джиографик» его вообще назвали абсолютно лучшим танком, танком, "опередившим своё время".


Историческая справка
Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Пантера» - немецкий танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941-1942 годах как основной танк Вермахта. По немецкой классификации, «Пантера» считалась средним танком. В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года, фюрер приказал использовать для обозначения танка только название «Пантера».

Боевым дебютом «Пантеры» стала битва на Курской Дуге, впоследствии танки этого типа активно использовались Вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению ряда экспертов, «Пантера» является лучшим немецким танком Второй Мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались самоходно-артиллерийская установка (САУ) «Ягдпантера» и ряд специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей немецких вооружённых сил.

Каково же было реальное значение для хода войны столь выдающейся машины? Почему же Германия, имея столь выдающийся танк, не разгромила наголову Советские бронетанковые силы?


Батальоны «Пантер» на Восточном фронте. Период с конца 1943 по 1945 год

«Пантеры», уцелевшие на Курской Дуге, собрали в составе 52-го танкового батальона, который 24 августа 1943 года переименовали в I. Abteilung/Panzer-Regiment 15. 51-й батальон в начале августа получил новые 96 «Пантер» и остался в составе гренадерской дивизии «Grossdeutschland». К концу августа 52-й батальон безвозвратно потерял 36 «Пантер». По состоянию на 31 августа 1943 года в 52-м танковом батальоне было 15 боеспособных танков, ещё 45 машин находилось в ремонте.

В конце августа 1943 года на фронт прибыл 1. Abteilung/SS-Panzer-Regiment 2, входивший в состав танковой дивизии СС «Das Reich». Этот батальон насчитывал 71 «Пантеру». Три командирских танка находилось при штабе, а в каждой из четырех рот было по 17 машин: две в штабной секции и по пять в каждом взводе. 31 августа 1943 года в батальоне был 21 боеспособный танк, 40 машин нуждалось в ремонте, 10 было списано.

Четвертым батальоном «Пантер», оказавшимся на Восточном фронте, был II. Abteilung/Panzer-Regiment 23. Батальон располагал 96 «Пантерами», из которых большинство составляли Ausf. D, но было и несколько Ausf. A. Пятой частью был I. Abteilung/Panzer-Regiment 2, оснащенный 71 «Пантерой», главным образом Ausf. А. Из рапорта 13-й танковой дивизии от 20 октября 1943 года:

"Из-за угрожающей обстановки на фронте, батальон был брошен на передовую, едва успев выгрузиться. Батальон действовал по ротам. Из-за спешки наладить взаимодействие с гренадерами не удалось. Часто без надобности переходя в контратаки, танковые отделения поддерживали действия пехоты. Как выяснилось позднее, такое использование танков противоречило основным тактическим принципам, однако положение на фронте не оставляло выбора".

Ниже приведены выдержки из рапортов командира I. Abteilung/Panzer-Regiment 2. гауптмана Боллерта, охватывающих период с 9 по 19 октября 1943 года:
Тактическая подготовка

"Недостаточная тактическая подготовка экипажей серьезно не сказалась на боеспособности батальона, так как более половины личного состава батальона имеет боевой опыт. В таком окружении молодые солдаты быстро повышают свою квалификацию. Многие молодые механики-водители, только что закончившие танковую школу, с большим усердием поддерживали свои танки в боеспособном состоянии. В любом случае, очень желательно иметь опытного командира взвода".

Техническая подготовка в Германии

Во время нескольких недель подготовки механики-водители и техперсонал изучали не всегда то, что требуется на передовой. Некоторые из солдат занимались все время каким-либо одним заданием, например, меняли опорные катки. Таким образом, у многих не было целостного представления об устройстве PzKpfw V. Под руководством опытного инструктора молодые солдаты иногда достигали отличных результатов за очень непродолжительное время. Возможность изучить матчасть есть на каждом заводе, собирающем танки.

Механические проблемы

Уплотнитель головки цилиндров прогорел насквозь. Разрушен вал топливного насоса.

Сорваны болты на большой шестерне бортовой передачи. Часто наблюдается выпадение заглушек, что приводит к вытеканию масла. Масло также часто вытекает через шов между кожухом бортовой передачи и бортом танка. Болты, которыми бортовые передачи крепятся к борту корпуса, часто ослабевают.

Верхний подшипник вентилятора часто заедает. Смазка недостаточна, даже если уровень масла в норме. Повреждения вентилятора часто сопровождается повреждением привода вентилятора.

Подшипники карданного вала выходят из строя. Привод гидравлического насоса изнашивается.

Проблемы с вооружением: сцепление компрессора залипает, что мешает работе системы продувки ствола. Прицел TZF 12 выходит из строя в результате попаданий в маску пушки. Расход оптики для прицела очень высок.

Совершенно необходимо оснастить танк курсовым пулеметом для борьбы с пехотой противника. Необходимость в курсовом пулемете ощущается особенно остро, когда спаренный пулемет замолкает.

Лобовая броня PzKpfw V очень хороша. 76,2-мм бронебойные снаряды оставляют на ней вмятины не глубже 45 мм. «Пантеры» выходят из строя при прямом попадании 152-мм фугасных снарядов - снаряд проламывает броню. Почти все «Пантеры» получили лобовые попадания 76-мм снарядов, при этом боеспособность танков практически не страдала. В одном случае маску пушки пробил 45-мм снаряд, пущенный с дистанции 30 м. Экипаж не пострадал.

Однако бортовая броня очень уязвима. Борт башни на одной из «Пантер» был пробит из противотанкового ружья. Борт другой «Пантеры» также был пробит мелкокалиберным снарядом. Все эти повреждения происходят во время боев на улицах или в лесу, где закрыть фланги не представляется возможным.

Прямое попадание артиллерийского снаряда в нижнюю часть лобовой брони привело к тому, что лопнули сварные швы, а от бронеплиты откололся кусок несколько сантиметров длиной. Очевидно, шов был проварен не на всю глубину.


Юбка показала себя достаточно хорошо. Крепления листов недостаточно надежны и очень неудобно расположены. Поскольку листы подвешены на расстоянии 8 см от борта танка, они легко отрываются ветвями деревьев и кустарников.

Новые опорные катки не вызывали нареканий. Почти все «Пантеры» теряли ход из-за разрывов фугасных снарядов. Один опорный каток пробит навылет, три повреждено. Раскололось несколько опорных катков. Хотя 45-мм и 76-мм снаряды пробивают траки, они не могут иммобилизовать танк. В любом случае "Пантера" может своим ходом покинуть поле боя. Во время продолжительных маршей на предельной скорости быстро изнашиваются резиновые бандажи на опорных катках.


Пушка показала себя превосходно, отмечены только единичные незначительные проблемы. Лобовая броня КВ-1 уверенно пробивается с дистанции 600 м. СУ-152 пробивается с дистанции 800 м.

Новая командирская башенка имеет довольно удачную конструкцию. Диоптр, очень помогавший командиру танка в наведении пушки на цель, отсутствует. Три передние перископа следует сместить чуть ближе друг к другу. Поле зрения через перископы хорошее, но невозможно использовать бинокль. При попадании снарядов в башню оптика перископа часто выходит из строя и требует замены.


Кроме того, перископы механика-водителя и стрелка-радиста следует лучше герметизировать. Во время дождя вода проникает внутрь и сильно затрудняет работу.

Буксиры Bergepanther отлично зарекомендовали себя. Одного Bergepanther достаточно для эвакуации одного танка в сухую погоду. По глубокой грязи даже двух буксиров недостаточно для эвакуации одной «Пантеры». К настоящему времени буксиры Bergepanther эвакуировали 20 «Пантер». В общей сложности поврежденные танки буксировали на расстояние 600 м. Bergepanther использовались только для того, чтобы отбуксировать подбитые танки с передовой в ближний тыл. Опыт батальона показывает, что необходимо иметь как минимум четыре буксира Bergepanther, хотя бы и за счет обычных 18-тонных буксиров. Оснащенность буксиров радиостанциями оказалась кстати. Во время боя командиры Bergepanther получали указания по радио.


Чтобы буксировать одну «Пантеру» в сухую погоду требуется два тягача Zugkraftwagen 18t. Однако по глубокой грязи даже четыре 18-тонных тягача не могут сдвинуть танк.

16 октября батальон начал атаку силами 31 танка. Хотя пройденное расстояние было невелико, 12 «Пантер» вышло из строя из-за механических поломок. К 18 октября 1943 года батальон располагал 26 боеспособными «Пантерами». 39 танков нуждалось в ремонте и 6 машин пришлось списать. В период с 9 по 19 октября среднее количество боеспособных танков составляло 22 «Пантеры».


Результаты: подбито 46 танков и 4 самоходных орудия. Уничтожено 28 противотанковых пушек, 14 артиллерийских орудий и 26 противотанковых ружей. Наши безвозвратные потерн - 8 танков (6 подбито и сгорело во время боев, два разобрано на запчасти).»


Из-за механической ненадежности «Пантер» и высокого уровня потерь 1 ноября 1943 года Гитлер решил отправить на Ленинградский фронт 60 танков без двигателей, которых следовало врыть в землю напротив Кронштадской бухты. С 5 по 25 ноября 1943 года 60 «Пантер» (полностью боеспособных) отправили в распоряжение командования Группы Армий «Север».


30 ноября 1943 года командование L армейского корпуса сообщило, что 60 «Пантер» поступило в ведение 9-й и 10-й полевых дивизий люфтваффе. «Пантеры» были по три врыты вдоль линии обороны, имея перед собой простреливаемое пространство 1000-1500 м. Если по какой-то причине три танка окопать рядом не представлялось возможным, одиночную машину усиливали пехотой и противотанковой пушкой. 10 наиболее боеспособных машин оставили на ходу в качестве мобильного резерва.


Из состава I. Abteilung/Panzer-Regiment 29 выделили 60 человек (20 командиров, 20 механиков-водителей, 15 наводчиков и 5 стрелков-радистов). 26 декабря III танковый корпус получил приказ собрать все сохранившие подвижность «Пантеры» в составе I. Abteilung/Panzer-Regiment 29. Окопанные «Пантеры» остались в ведении дивизий.

В ноябре 1943 года два батальона «Пантер» прибыли на Восточный фронт. Это были Abteilung/Panzer-Regiment 1, насчитывавший 76 «Пантер» (в роте 17 танков), а также Ableilung/SS-Panzer-Regiment 1, полностью укомплектованный 96 «Пантерами». Оба батальона действовали в составе своих дивизий.


В начале ноября 1 батальон 15-го танкового полка получил пополнение в виде 31 «Пантеры». В конце декабря 1943 года I батальон 1-го танкового полка получил 16 новых «Пантер». Не считая 60 «Пантер», отправленных на Ленинградский фронт, всего в 1943 году на Восточный фронт было отправлено 841 "Пантера". К 31 декабря 1943 года немцы располагали только 217 «Пантерами», из них лишь 80 сохранили боеспособность. 624 танка было списано (потери 74%).

С 5 по 11 декабря 1943 года 76 «Пантер» доставили в I батальон 2-го танкового полка. Еще 94 «Пантер» прибыли в качестве пополнения в другие батальоны. Однако все эти танки впервые использовали в бою уже в январе 1944 года.


5 марта 1944 года Гудериан сообщал:

«Как показал опыт последних боев, «Пантеру», наконец, удалось довести до ума. В рапорте от 22 февраля 1944 года, поступившем из 1-го танкового полка, говорится: "В нынешнем варианте "Пантера" годна для фронтового применения. Она значительно превосходит Т-34. Почти все недостатки устранены. Танк имеет превосходное бронирование, вооружение, проходимость и скорость. В настоящее время средний пробег мотора находится в пределах 700-1000 км. Число поломок двигателя уменьшилось. Поломки бортовых передач больше не отмечаются. Рулевое управление и трансмиссия достаточно надежны».


Однако этот рапорт из 1-го танкового полка оказался преждевременным. Действительно, «Пантера» хорошо себя чувствовала зимой на подмерзшем грунте, но уже в рапорте от 22 апреля 1944 года из I батальона 2-го танкового полка сообщается о многочисленных технических проблемах, вызванных весенним бездорожьем:

Двигатель Maybach HL 230 Р30;

В общем, новые двигатели гораздо надежнее предшественников. Иногда двигатель без ремонта проходит до 1700-1800 км, причем 3 «Пантеры», пройдя это расстояние, по-прежнему остаются на ходу. Но характер поломок не изменился: разрушение механических частей и повреждение подшипников.

Пожары двигателя

Количество пожаров в двигательном отделении заметно сократилось. Выявлены следующие причины пожаров:
Утечки масла через клапаны из-за плохих уплотнителей. Капли масла падают на раскаленные выхлопные трубы и воспламеняются.
В некоторых случаях отмечается переполнение карбюратора. Свечи заливаются бензином и не дают искры. Несгоревшее топливо затем выбрасывается в выхлопные трубы и просачивается наружу через уплотнители, становясь причиной пожара.

Трансмиссия

Срок службы трансмиссии также увеличился. В среднем, каждые 1500 км пробега выходит из строя 3-я передача, причем ремонту в полевых условиях поломка не поддается. Выход из строя 3-й передачи объясняется ее перегрузка при движении по грязи. Поскольку заменить трансмиссию иногда не удается, мы эксплуатировали три «Пантеры» с неисправной коробкой передач. Переключение со 2-й сразу на 4-ю передачу иногда вызывало поломку сцепления, но ремонтировать сцепление гораздо проще. Случается, что танки проходят без поломки сцепления по 1500-1800 км, причем 4 «Пантеры» уже перекрыли этот рекорд.

Быстрый износ рулевого управления также обусловлен постоянной ездой по бездорожью. Рулевое управление имеет достаточно сложную конструкцию, а квалификации механиков-водителей недостаточно для того, чтобы самостоятельно устранить возникающие неисправности. Поэтому танками управляют с помощью бортовых тормозов, что приводит к их быстрому износу и частому выходу из строя.

Бортовые передачи

Очень часто танки выходят из строя из-за поломок бортовых передач. Например 11 марта пришлось заменить бортовые передачи на 30 танках. Левая бортовая передача выходит из строя чаще, чем правая. Болты на большой шестерне бортовой передачи часто срываются. Особенно неблагоприятно влияет на бортовые передачи движение задним ходом по грязи.

Подвеска и гусеницы

После 1500-1800 км пробега наблюдается сильный износ гусениц. Во многих случаях направляющие зубья отламываются или сгибаются. Четырежды гусеницы пришлось менять целиком, так как ни на одном траке не осталось направляющего зуба.


Несмотря на то, что надежность танков заметно возросла, следует продолжать предпринимать попытки повысить надежность в еще большей степени. Для этого необходимо, чтобы «Пантеры» были приспособлены к следующим боевым ситуациям:
Работа двигателя на предельных режимах при движении вверх по склону или по глубокой грязи.
Рулежка при движении задним ходом (неизбежный маневр во время боя).
Перегрузка сцепления.


Снижение уровня поломок также объясняется возросшим опытом механиков-водителей и командиров танков. В 4-й роте 2-го танкового полка танк ефрейтора Габлевского (PzKpfw V. Fgst.Nr. 154338. Motor Nr.83220046) к настоящему времени прошел без ремонта 1878 км и по прежнему сохранил полную боеспособность. За все это время потребовалось поменять несколько опорных катков и гусеничных траков. Расход масла на танке составляет около 10 л. на 100 км. На «Пантере» до сих пор стоят двигатель и трансмиссия, смонтированные еще на заводе.»

Для того, чтобы закрыть огромную брешь на Восточном фронте, сделанную Красной Армией в июле 1944 года, было спешно сформировано 14 танковых бригад. Лишь семь из них отправили на Восточный фронт. Остальные семь пришлось отправить на запад, поскольку в августе 1944 года союзники начали во Франции успешное наступление. В каждой бригаде с номером от 101 до 110. а также в Fuehrer - бригаде имелось по одному батальону «Пантер». Батальон состоял из штаба (3 «Пантеры») и трех рот, по 11 «Пантер» в каждом (2 при штабной секции и по 3 в трех взводах).


С августа 1944 года бомбардировки союзников стали сказываться на производительности немецких танковых заводов. Производство «Пантер» падало, а потери на фронтах, напротив, росли. Пришлось пойти на сокращение танков в батальонах. Например, в I. Abteilung/Panzer-Regiment73160;10 имел три машины при штабе и 17 «Пантер» во 2-й и 4-й ротах.

В I батальоне танкового полка «Hermann Goering» было 4 «Пантеры» при штабе батальона и по 14 «Пантер» в каждой из четырех рот (две «Пантеры» в штабной секции и по четыре в трех взводах). По той же схеме организовывались 1 батальоны 6-го, 11-го, 24-го и 130-го танковых полков. В этих четырех батальонах все 60 «Пантер» были оснащены приборами ночного видения. Полевые испытания закончились неудачно. поэтому все приборы ночного видения демонтировали и отправили на склад еще до отправки частей на фронт.


После провала наступления на Западном фронте, в феврале 1945 года 8 дивизий (1-я. 2-я, 9-я, 10-я и 12-я дивизия СС, а также 21-я дивизия, 25-я гренадерская дивизия и гренадерская дивизия «Fuehrer»), насчитывавшие в общей сумме 271 танк, были переброшены на восток.

12 февраля 1945 года генерал-инспектор танковых войск приказал 1-й роте 101-го танкового батальона танковой бригады «Fuehrer» начать войсковые испытания прибора ночного видения FG 1250. Десять «Пантер» роты были отправлены в Альтенграбов, для оснащения ноктовизорами. Кроме того, рота получила три SdKfz 251/20. оснащенных ИК-прожекторами BG 1251 (Uhu). 26 марта 1945 года майор Вёльварт и гауптман Ритц доложили о ходе первого ночного боя с использованием ИК-прицелов. Бой прошел успешно, приборы ночного видения оказались достаточно надежны. Получив обнадеживающие результаты, немецкое командование оснастило ИК-прицелами танки в следующих частях:
I./PzRgt 6 (3. PzDiv) - 1 марта 10 штук;
Ausbildungs-Lehrgang Fallingbostel - 16 марта 4 штуки;
I./PzRgt 130 (25. PzGrDiv) - 23 марта 10 штук:
I./PzRgt 29 (PzDiv Muenchenberg) - 5 апреля 10 штук;
4. Kp/PzRgt 11-8 апреля 10 штук.


За исключением четырех «Пантер», отправленных в Фаллингбостель, все машины, оснащенные FG 1250 (50 штук), участвовали в боях на Восточном фронте.

Наибольшее количество боеспособных «Пантер» было в распоряжении немецкого командования летом-осенью 1944 года. В это время пиковое число боеспособных танков достигло 522 штуки. В то же время Красная Армия располагала несколькими тысячами Т-34, КВ-1, ИС-2 и M4 Sherman. Несмотря на множество локальных успехов, «Пантеры» так и не смогли переломить ход войны.


Ну и что же мы имеем в сухом остатке? Кроме боевых и технических характеристик у любой боевой машины есть ещё и другие характеристики. Такие как надёжность, ремонтопригодность, а самое главное - цена и вытекающая из неё возможность к массовому производству. Если оценивать голые цифры технических характеристик, то машина выглядит выдающейся, даже статистика боёв с нашими танками говорят в пользу "Пантеры". Но вышеперечисленные качества, которые зачастую уходят от внимания простых любителей военной , делают её просто аховой. И несмотря на своё техническое совершенство эта машина практически погубила Третий Рейх, оставив его фактически без танков. По этим качествам "Пантера" не опередила своё время, а, скорее, запоздала. Она должна была появиться в предвоенный период, и все её детские болезни должны были быть устранены ещё перед войной, а не в критический для Германии момент.


Была ли альтернатива? Я её лично не вижу. Перед войной такая машина появиться не могла. Так как она стала результатом осмысления боёв против Т-34

Что же нужно было делать Германии? Вероятно, правы те коллеги, которые писали, что единственным правильным действием было бы продолжение модернизации Т-IV. Машины достаточно устаревшей, которая по моему мнению, даже в большом количестве, вряд ли б изменила ход войны.


Появление танка Medium Tank M1931 конструкции Джона Уолтера Кристи вызвало настоящую революцию в мировом танкостроении. Появился новый тип танка – быстроходный. Благодаря высокой скорости эти машины могли решать, помимо традиционного сопровождения пехоты, целый ряд других задач. Сразу в нескольких странах начались работы по созданию танков, концептуально схожих по назначению с танком Кристи. В значительной степени к таким быстроходным танкам относится и Pz . Kpfw .III – основной немецкий танк в 1940–43 годах. Какой была история его создания?

Новый класс

К началу 30-х годов конструкторы Германии в обстановке секретности работали над двумя типами танков. Первый из них, Grosstraktor (Gr.Tr., то есть большой трактор), представлял собой машину среднего класса с боевой массой 16 тонн. Вторым типом был Leichttraktor (L.Tr., то есть легкий трактор), 9-тонная боевая машина, вооружённая 37-мм пушкой. Очень похожая по концепции на американский Light Tank T1 , эта машина создавалась с оглядкой на английский средний танк Medium Tank Mk.I . Основным назначением немецкого лёгкого танка должно было стать сопровождение пехоты. Работы велись на конкурсной основе: по два танка выпустили Rheinmetall и Krupp. Машины испытывались в СССР, на полигоне «Кама» под Казанью. По итогам испытаний в конструкцию танков были внесены изменения, касавшиеся в основном ходовой части.

Между тем, конец 20-х и начало 30-х годов стали временем больших перемен в мировом танкостроении. Несмотря на общий кризис, на свет появилось несколько боевых машин, которые стали знаковыми. Дуэт Джона Кардена и Вивиана Лойда, объединившийся с оружейным гигантом Vickers-Armstrongs Limited, явил на свет танкетки Carden-Loyd и лёгкий танк Vickers Mk.E. Несмотря на то что для английской армии обе машины оказались проходными, они оказали огромное влияние на конструкцию танков в других странах.

Не стала исключением и Германия. В 1931 году немцами был закуплен артиллерийский тягач Vickers-Carden-Loyd, выполненный по той же компоновочной схеме, что и танки конструкции Кардена и Лойда. Проведённые испытания показали, что система с передним расположением трансмиссии и ведущих колёс имеет массу преимуществ. Взяв за основу английский тягач, концерн Krupp разработал свою машину, получившую обозначение Kleintraktor. Она не только стала основой для появления лёгкого танка сопровождения пехоты Pz.Kpfw.I, но и предопределила концепцию типичного немецкого танка вообще. В соответствии с этой концепцией, немецкий танк был машиной с кормовым расположением бензинового двигателя, трансмиссия и ведущие колёса которой находились впереди. Башня устанавливалась на съёмной подбашенной коробке.

В 1933 году один из Leichttraktor конструкции Rheinmetall получил свечную подвеску. Это стало первым шагом к будущему Pz.Kpfw.III

Появление танка Кристи лишь усугубило и без того незавидное положение Leichttraktor. Эксперименты по танку продолжались и в 1933 году, но было очевидно, что время «лёгкого трактора» ушло. Американской машиной в Германии серьёзно заинтересовались. Более того, согласно сведениям Питера Чемберлена, немцы склоняли Кристи работать на них, предлагая сумму в 1 миллион долларов. Но глава U.S. Wheel Track Layer Corporation показал им на дверь. Впрочем, это не помешало немецким инженерам из Rheinmetall-Borsig AG сделать собственную версию подвески Кристи. Её испытали на одном из L.Tr. Rhm., но дальше экспериментов дело не продвинулось, по крайней мере, с этим типом танка.

Обсуждение будущей замены Leichttraktor началось в конце 1933 года. Согласно первым прикидкам, вооружение в виде 37-мм пушки, которое ставилось на L.Tr., заказчиков в лице немецких военных вполне устраивало. Полноценные требования к новому типу танка появились немного позже – в январе 1934 года. 27 числа 6-е Управление вооружений, отвечавшее за разработку бронетанковой техники, запустило процесс разработки танка с 37-мм пушкой, боевая масса которого оценивалась примерно в 10 тонн. Разработка концепции танка шла в тесном сотрудничестве с концерном Krupp. Оружейному гиганту не терпелось «расквитаться» с компанией Daimler-Benz, которая незадолго до того утёрла Krupp нос, отхватив контракт на изготовление башен и подбашенных коробок для La.S. (будущий Pz.Kpfw.I). На Krupp рассчитывали, что смогут взять реванш и получить контракт на новую боевую машину.

Впрочем, в дальнейшем события развивались не совсем так, как рассчитывали в Krupp. В 6-м Управлении вооружений вполне справедливо полагали, что конкурсная основа гораздо лучше. Посему к весне 1934 года задание на разработку было выдано четырём фирмам: Daimler-Benz, Krupp, MAN и Rheinmetall-Borsig. Машина получила обозначение Z.W. (Zugführerwagen), то есть «машина командира взвода». Также использовалось обозначение Gefechtskampfwagen 3.7 cm, «боевая машина с 37-мм пушкой». Наконец, называли будущий танк и Vskfz 619, то есть «опытная машина 619». Согласно спецификации, разработанной 6-м Управлением вооружений, танк 10-тонного весового класса должен был иметь 300-сильный 10-литровый двигатель Maybach HL 100 TR и 6-скоростную коробку переключения передач ZF SSG 75. Оговаривалась и ширина трака, которая должна была составить 326 мм.


Так выглядел Z.W. разработки Krupp. В работу пошла лишь башня, идея заодно сделать и сам танк понимания у 6-го Управления вооружений не нашла

Предложенные проекты по своим параметрам во многом оказались схожими. В своих исследованиях Томай Йентц и Хилари Дойл приводят лишь характеристики проектов Daimler-Benz, MAN и Rheinmetall-Borsig. Вместе с тем, и Krupp проводил аналогичные работы и даже изготовил полноразмерный деревянный макет. Согласно имеющимся данным, боевая масса всех проектов оценивалась в 12 тонн, длина составляла от 5,1 до 5,4 метра, ширина составляла около 2,6 метров, высота – порядка 2,4 метров. Увы, никаких графических материалов по изначальным проектам не сохранилось.

По результатам рассмотрения проектов, работы по шасси и башням разделили. До конца 1934 года компании Daimler-Benz и MAN получили контракты на изготовление одного шасси для Z.W. каждая, Krupp и Rheinmetall-Borsig получили контракты, согласно которым должны были построить по одной опытной башне. Конструкторы Krupp всё же продолжили работы и по шасси, но на этот раз номера в стиле B.W. провернуть не удалось, и дальше деревянного макета разработка не продвинулась. Вскоре из проекта вышла MAN, в результате чего Daimler-Benz получила контракт на два опытных шасси танка. Кстати, в конце 1934 года он получил название 3.7 cm Geschütz-Kampfwagen, то есть «боевая машина с 37-мм орудием».

На пути к серии

Опытные образцы шасси Z.W. были изготовлены в августе 1935 года. К тому моменту танк снова переименовали – теперь он стал называться 3.7 cm Geschütz-Panzerwagen, то есть «бронированная машина с 37-мм орудием». Одновременно шли работы по башням, причём Krupp изготовил не одну, а две опытные башни.

Параметры изготовленных Daimler-Benz шасси несколько отличались от изначальных характеристик Z.W. Машина получилась на 40 см длиннее и почти на 20 см шире. Как и требовала спецификация, на танк был установлен 300-сильный двигатель Maybach HL 100 TR с КПП ZF SSG 75. Несмотря на то что максимальная скорость машины оценивалась всего в 40 км/ч, стоит лишний раз напомнить о танке Кристи. При массе в те же 12 тонн он имел двигатель мощностью 343 лошадиные силы. Как можно заметить, характеристики удельной мощности и боевой массы у танков довольно близкие, что простым совпадением назвать сложно.


Продольный разрез башни разработки Rheinmetall-Borsig

Дополнительным указанием на то, что послужило для немцев образцом при разработке Z.W., является ходовая часть. Как уже упоминалось, ещё в 1933 году на Leichttraktor обкатывался немецкий вариант подвески Кристи. Так вот, и на новый танк он перекочевал в не особо изменённом виде. Надо сказать, что немецкие инженеры по-своему подошли к вопросу свечной подвески. Их не устраивал тот факт, что элементы подвески занимали довольно большой внутренний объём корпуса. Этого удалось избежать, разместив элементы подвески снаружи. При этом длина свечи оказалась заметно меньше, чем у танков Кристи. Меньшими по размеру оказались и опорные катки, которые ставились по 5 штук на борт. К слову, очень похожую по конструкции ходовую часть в 1942 году применили американцы на истребителе танков Gun Motor Carriage T49 . Даже число опорных катков было тем же – по 5 на борт. Вряд ли и это было простым совпадением.


Эта же башня установлена на шасси опытного Z.W., 1935 год

На этом, впрочем, сходство с танком Кристи заканчивалось. Ведущие колёса и ленивцы на немецком прототипе использовались совершенно иной конструкции, да и общая компоновка не имела с «американцем» ничего общего. Немцы использовали ленивцы большого диаметра. Ведущие колёса, тоже большого диаметра, имели не гребневое зацепление гусениц, а зубчатое. При этом венец делался съёмным. Ведущие колёса, как и трансмиссия, находились в передней части корпуса, что позволило значительно увеличить объём боевого отделения. С траками конструкторам пришлось сделать отступление от изначального проекта и увеличить их ширину до 360 мм.

Ничего общего с американским танком не имел и корпус. Он получился довольно широким. При этом в отделении управления размещался не только механик-водитель, но и стрелок-радист. Благодаря характерной «ступеньке» подбашенной коробки и наличию боковых смотровых приборов из отделения управления обеспечивался неплохой обзор. Толщина бронелистов корпуса варьировалась от 10 до 14,5 мм, обеспечивая защиту от пуль винтовочного калибра. На опытных Z.W., впрочем, использовалась неброневая сталь.


На втором опытном Z.W. установили башню, разработанную Krupp

К августу 1935 года были готовы и башни альтернативных конструкций. Обе они проектировались трёхместными, при этом командир танка находился позади орудия и имел командирскую башенку. В конструкции башен угадывалось влияние разработок по теме прототипа среднего танка Nb.Fz., а также башни для La.S. Особенно сильно влияние Nb.Fz. ощущалось в конструкции башни Rheinmetall. Командирская башенка была взята с минимальными изменениями, очень похожими выглядели и боковые люки, которые, как и на Nb.Fz., откидывались назад. При этом общая форма башни сильно напоминала увеличенную конструкцию, которую Daimler-Benz разработала для La.S.. Борта и корма башни представляли собой единую гнутую деталь, что было не очень хорошо с точки зрения технологичности изготовления. Орудийная установка имела внешнюю маску.


В таком виде башня пошла на первые серийные Pz.Kpfw.III

Конструкторы Krupp при разработке своего варианта также во многом отталкивались от идей, реализованных в башне для Nb.Fz. Как и конструкторами Rheinmetall, ими были во многом заимствованы командирская башенка и боковые люки. Одновременно в Krupp проектировали башню для танка поддержки B.W. (прототипа Pz.Kpfw.IV), неудивительно, что во многом башни этих двух танков получились похожими. По итогам испытаний, проходивших в течение 1935 года, стало ясно, что Krupp со своей работой справилась гораздо лучше. Был составлен список из 25 позиций, по которым в башню следовало внести изменения, но это не особо омрачало общую картину.

Без большой серии

В апреле 1936 года танк обрёл, наконец, название, под которым он всем известен. Отныне он стал Panzerkampfwagen III (3.7 cm), то есть «бронированная боевая машина III с 37-мм пушкой». Одновременно ей присвоили сквозной индекс Sd.Kfz.141, то есть «спецмашина 141». А год спустя была выпущена серия из 10 танков, которые получили серийные номера шасси 60101–60110.


Серийный Pz.Kpfw.III Ausf.A из состава 5-го танкового полка 3-й танковой дивизии

Хотя общая компоновочная схема, а также форма корпуса и башни остались прежними, серийные Pz.Kpfw.III Ausf.A достаточно сильно отличались от исходного Z.W. В первую очередь это касается ходовой части. Ведущие колёса и ленивцы переделали, последние стали меньшими по диаметру. Немного другой оказалась и конструкция подвески, в которой также установили амортизаторы для передних опорных катков. На танке появились смотровые лючки, а механик-водитель получил специальный смотровой прибор для боевого вождения. Наконец, вместо двигателя Maybach 100 TR был установлен другой мотор – HL 108 TR объёмом 10,8 литров и мощностью 250 лошадиных сил.


Эта же машина в ходе учений

Ряд изменений претерпела и башня. Первый вариант орудийной маски признали неудачным, её пришлось переделывать. Кроме того, изменилась конструкция командирской башенки. По итогам эксплуатации выяснилось, что пулемётным огнём башенных пулемётов часто повреждалась антенна. Для предотвращения её повреждений под орудийной маской было установлено специальное ограждение, которое отводило антенну.


Хорошо заметно, что ходовую часть, по сравнению с опытными Z.W., переделали

Столь небольшой размер первой серии (10 танков) во многом объясняется проблемами с ходовой частью. Хотя напрямую об этом не пишется, судя по всему, немцы столкнулись с теми же симптомами, что советские военные на более поздних модификациях БТ, а затем на Т-34. Дело в том, что подвеска Кристи в своём исходном варианте довольно чувствительна к росту массы. В случае с Pz.Kpfw.III Ausf.A боевая масса достигла 15 тонн, то есть на 3 тонны (на четверть) больше, чем исходный проект Z.W. Результатом перегрузки ходовой части стала увеличившаяся продольная раскачка корпуса, причём наличие амортизатора, вероятно, не особо повлияло на общую картину. Проблемы, судя по всему, проявились ещё на стадии испытаний, поскольку ещё в начале 1936 года Daimler-Benz получила контракт на изготовление танков Z.W.3 и Z.W.4 с рессорной тележечной подвеской.


Танк из состава 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии во время боёв в Польше. Сентябрь 1939 года

Несмотря на проблемы с подвеской, Pz.Kpfw.III Ausf.A не только попали в войска, но даже немного повоевали. Причина оказалась прозаичной: на тот момент в вермахте других средних танков просто не было. Трагикомичность ситуации была в том, что более тяжёлых Pz.Kpfw.IV, «танков поддержки», выпускалось на тот момент больше, чем Pz.Kpfw.III. Впервые отметку объёма выпуска 10 танков в месяц Pz.Kpfw.III удалось преодолеть только в июле 1939 года.

Первые серийные Pz.Kpfw.III поступили в 1-й танковый полк 1-й танковой дивизии, а также 5-й полк 3-й танковой дивизии. Машины довольно активно использовались в манёврах вермахта и часто попадали в объективы фотокамер. Первоначально они несли трёхцветный камуфляж, но к началу Второй мировой войны танки перекрасили в утверждённый с 1938 года тёмно-серый цвет. В составе тех же формирований танки участвовали в боях 1939 года. Из первой линии их вывели только после того, как в танковые части попало достаточное количество Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.E-G.


Pz.Kpfw.III Ausf.A в одной из учебных частей. Танк сохранил оригинальный трёхцветный камуфляж

На этом служба первых Pz.Kpfw.III отнюдь не закончилась. Танки перешли в разряд учебных машин, их распределили по тренировочным центрам. При этом с некоторых танков были сняты башни вместе с подбашенными коробками, и в таком виде они «прожили» как минимум пару лет. Окончательно Pz.Kpfw.III Ausf.A списали только по износу.

Несмотря на столь неоднозначный дебют, неудачным Z.W. назвать крайне сложно. Да, его ходовая часть подкачала, и с ней пришлось мучиться ещё пару лет. Тем не менее, в целом, как первый немецкий средний танк машина получилась очень неплохая. Запас по возможной модернизации у неё оказался впечатляющим. Pz.Kpfw.III последних модификаций были более чем в полтора раза тяжелее, чем Pz.Kpfw.III Ausf.A, а толщина их лобовой брони выросла в 3 раза.

Уже к 1939 году машина стала едва ли не лучшим средним танком мира, и только встреча на поле боя с Т-34 принципиально изменила эту радостную для немцев картину. Хотя надо сказать, и советскую машину Pz.Kpfw.III превосходил по некоторым параметрам, особенно по обзорности. Впрочем, история превращения Z.W. из «гадкого утенка» в один из лучших танков начального периода Второй мировой войны вполне достойна быть темой отдельного рассказа.

Источники и литература:

  • Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2006, ISBN 0–9771643–4–9
  • Фотоархив автора

Вторая мировая война стала одним из самых кровопролитных сражений за всю историю цивилизованного мира. Количество жизней, отданных во имя свободы, поражает и одновременно заставляет каждого гордиться своей родиной, осознавая, что заслуга предков неоценима. Стремление к изучению истории этого сражения среди молодежи очень похвально, ведь не зря сэр утверждал, что «народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего». Чтобы оценить, насколько важен подвиг наших защитников, надо обязательно познакомиться с историей немецких танков. Именно немецкие танки ВОВ служили главным элементом вооружения вермахта, но это все равно не помогло германским войскам одержать победу. Так в чем же причина?

Легкие танки

Подготовка Германии к вооруженному противостоянию началась задолго до самого наступления. Но хотя некоторые разработки немецкой бронетехники были уже опробованы, эффективность легких танков оставалась весьма сомнительной.

Panzerkampfwagen I

Подписание которое имело место по окончании Первой мировой войны, поставило Германию в определенные рамки. Это соглашение строго регламентировало все вооружение Германии, включая военные силы и бронетехнику. Строгие условия договора привели лишь к тому, что в скором времени Германия занялась разработкой, а затем и производством новой военной техники секретно.

Первым танком, созданным в Германии в межвоенное время, стал Panzerkampfwagen I, известный также под сокращенным названием PzKpfw I. Разработки этого танка начались в 1931 году, а официально по документам он проходил как сельскохозяйственный трактор. Заказ на создание был отдан 4 ведущим машиностроительным фирмам, но в результате вермахт отдал предпочтение модели, созданной фирмой Friedrich Krupp AG.

После разработки и проведения всех необходимых испытаний тестовой модели этот легкий немецкий танк был запущен в производство. По официальным данным, с 1934 по 1936 год было создано порядка 1100 экземпляров. После того как первые образцы были переданы в войска, оказалось, что танк не способен развивать достаточно высокую скорость. После этого на его базе были созданы две модификации: Pzkpfw I Ausf.A и PzKpfw I Ausf.B. После незначительных изменений корпуса, ходовой и двигателя танк уже представлял серьезную опасность для вражеской бронетехники.

Боевое крещение PzKpfw I состоялось в Испании во время Гражданской войны 1936 - 1939 годов. Во время первых же боев стало понятно, что немецкий танк едва ли сможет сражаться против советского Т-26. Несмотря на то что орудие PzKpfw I достаточно мощное, оно не может пробить Т-26 с больших дистанций, в то время как для советской машины это не было проблемой.

Поскольку технические характеристики этой комплектации оставляли желать лучшего, большая часть экземпляров была потеряна на полях сражений. На протяжении почти всей Второй мировой танки находились на вооружении вермахта, хотя на них и лежали второстепенные задачи.

Panzerkampfwagen II

После проверки не особо удачного танка PzKpfw I у немецких вооруженных сил появилась необходимость создания легкого танка с противотанковым орудием. Именно такие требования были предъявлены фирмам-разработчикам, но проекты не удовлетворяли заказчика, поэтому и была сделана комплектация с деталями различных фирм. Так же как и PzKpfw I, PzKpfw II официально проходил как сельскохозяйственный трактор.

В 1936-1937 годах было выпущено 75 танков в трех различных комплектациях. Эти подмодификации почти не отличались техническими характеристиками, но они служили испытательными образцами для определения эффективности отдельных технических решений.

В 1937 году приступили к выпуску модификации Pz Kpfw II Ausf b, которая совмещала в себе усовершенствованную трансмиссию и ходовую часть, впоследствии использовавшуюся, чтобы производить лучшие немецкие танки. Производство PzKpfw II во всех трех модификациях осуществлялось в 1937-1940 годах, за этот период было выпущено порядка 1088 экземпляров.

После первых сражений стало понятно, что PzKpfw II значительно уступает аналогичным танкам вражеской техники, поскольку его броня оказалась слишком слабой, а наносимый урон маленьким. Тем не менее производство этой машины только увеличивалось вплоть до 1942 года, а когда уже появились новые, более совершенные модели, танк стал использоваться на второстепенных участках.

Panzerkampfwagen II Ausf L Luchs

Плохая проходимость на польских землях вынудила заняться разработкой новой единицы бронетехники, которая обладала бы гусеничным движителем. Разработка новой техники была поручена двум машиностроительными гигантам - Deimler-Benz и MAN, которые производили почти все немецкие танки Второй мировой войны. Несмотря на название, эта модификация имела очень мало общего с PzKpfw II, хотя у них одни производители большинства модулей.

В 1939-1941 годах обе фирмы занимались проектированием разведывательного танка. По результатам этих работ было создано несколько моделей, которые впоследствии даже были произведены и отправлены на фронт. Но все эти комплектации не удовлетворяли заказчиков, поэтому работы продолжались. В 1942 году инженерам, наконец, удалось создать машину, которая удовлетворяла всем требованиям, и после небольших доработок она была выпущена в количестве 800 штук.

Luchs был оснащен двумя радиостанциями и большим количеством наблюдательных устройств, вследствие чего в экипаже появился новый член - радист. Но после того как первые 100 машин были отправлены на фронт, стало очевидно, что 20-миллиметровая пушка однозначно не в состоянии справляться с вражеской бронетехникой. Поэтому остальная часть партии была переоборудована, и на ее вооружении работала уже 50-миллиметровая пушка. Но и такая комплектация не удовлетворяла всем требованиям, поэтому производство Luchs было остановлено.

Средние танки

Немецкие средние танки периода Второй мировой были оснащены множеством модулей, которых не было у противника. Хотя бронетехнике СССР все равно удавалось успешно бороться с вражеской техникой.

Panzerkampfwagen III

Немецкий средний танк Pzkfw III пришел на смену своему слабому предшественнику Pzkfw I. Вермахт потребовал от производителя машину, которая могла бы бороться на равных с любой вражеской техникой, а вес новой модели должен был быть равен 10 тоннам при 37-миллиметровой пушке. рассчитывали, что Pzkfw III будет основной единицей немецкой бронетехники. В бою ему должны были помогать один легкий танк Pzkfw II и один тяжелый, который должен служить огневой мощью взвода.

В 1936 году были представлены первые модификации машины, а в 1939 одна из них уже поступила в серийное производство. Поскольку между Германией и Советским Союзом был заключен договор военно-технического сотрудничества, СССР приобрел один экземпляр машины для тестирования. После исследований было решено, что танк хоть и достаточно бронированный и быстрый, но пушка слабая.

После первых боев с Францией вермахту стало понятно, что немецкий танк Pzkfw III уже не справляется с возложенными на него задачами, поэтому он был модернизирован, на него установили более мощное орудие и сделали лоб бронированным, чтобы машина не была слишком легкой добычей САУ. Но поскольку качество вражеской техники продолжало расти, а нагромождение новых модулей на Pzkfw III привело к значительному увеличению массы и, следовательно, ухудшению проходимости, производство танка было прекращено.

Panzerkampfwagen IV

Производством этой машины занималась компания Krupp, которой была поручена разработка и создание мощного танка массой 24 тонны с 75-миллиметровой пушкой. Как и многие другие немецкие танки Второй мировой войны, PzKpfw IV был оснащен ходовой частью, в состав которой входило 8 опорных катков, что улучшало маневренность и проходимость машины.

У танка было множество модификаций. После испытаний первой модели А было решено установить более мощный двигатель, что и было осуществлено в последующих двух комплектациях В и С, которые принимали участие в польской кампании. Хотя они проявили себя на поле неплохо, было решено создать новую модель с улучшенной броней. Все последующие модели значительно модифицировались, учитывая опыт, полученный после испытаний первых версий.

С 1937 до 1945 года было произведено 8525 экземпляров различных модификаций, которые принимали участие практически во всех сражениях и хорошо зарекомендовали себя на протяжении всей войны. Именно поэтому на базе PzKpfw IV было создано еще несколько других машин.

Panzerkampfwagen V Panther

Обзор немецких танков доказывает, что PzKpfw V Panther являлся одной из самых эффективных машин вермахта. Шахматная подвеска, 75-миллиметровая пушка и отличная броня сделали его лучшим немецким танком, по мнению многих экспертов.

Поскольку в течение первых лет войны бронетехника Германии удовлетворяла требования, разработка мощного танка осталась на начальных стадиях. Но когда Советский Союз продемонстрировал свое превосходство в танкостроительстве, выпустив в свет КВ и Т-34, которые значительно превосходили существующие немецкие танки Второй мировой войны, Третий рейх задумался о производстве новой более мощной модели.

PzKpfw V Panther, созданный на основе Т-34, участвовал в основных сражениях на фронте всей Европы и показал себя наилучшим образом. Хоть производство этой модели было достаточно длительным и затратным, она оправдала все надежды создателей. На сегодняшний день сохранилось всего 16 экземпляров, один из которых находится в танковом музее Кубинки.

Тяжелые танки

Во время Второй мировой основной огневой мощью Германии служили именно тяжелые танки. Это вовсе не удивительно, если принять во внимание их технические характеристики. Самый мощный тяжелый немецкий танк - это, конечно же, "Тигр", но не пасет задних не менее известный "Маус".

Panzerkampfwagen VI Tiger

Проект "Тигра" был разработан в 1941 году, а уже в августе 1942 первые экземпляры приняли участие в сражении под Ленинградом, а затем в битве на После того как войска Германии атаковали Советский Союз и встретили серьезное сопротивление в виде маневренного бронированного Т-35, орудие которого способно было повредить любой немецкий танк, было решено создать машину, способную дать ему отпор. Поэтому перед инженерами стояла задача создания модернизированного аналога КВ-1 по технологии PzKpfw IV.

Отличная броня и 88-миллиметровая пушка делали танк лучшим среди тяжелых танков во всем мире, что было признано войсками США, Великобритании и Франции. Мощное бронирование танка со всех сторон делало его практически непобедимым, но такое новое вооружение вызвало у потребность в новых средствах борьбы. Поэтому ближе к концу войны у противников Германии были в наличии САУ, которые способны уничтожить В том числе к ним относились советские СУ-100 и ИСУ-152.

Panzerkampfwagen VIII Maus

Вермахт планировал сооружение сверхтяжелого танка, который стал бы недостижимой мишенью для вражеской техники. После того как Гитлер уже подписал заказ на разработку, ведущие машиностроители убедили его, что нет надобности в создании подобной модели. Но Фердинанд Порше думал иначе и поэтому лично приступил к проектированию комплектации новой супертяжелой единицы военной техники. В результате был создан "Маус", броня которого равна 200-240 мм, что является рекордом для военной техники.

Всего 2 экземпляра увидели свет, но они были взорваны войсками Красной армии в 1945 году, как и многие другие немецкие танки. Фото, которые сохранились, и модель, собранная из двух вышеупомянутых взорванных танков, дают отличное представление о том, насколько мощной была эта модель.

Заключение

Подводя итог, надо сказать, что хоть в Германии в период Второй мировой войны танковая промышленность была довольно хорошо развита, ее новинки появлялись как ответ на такие модели советских танков, как КВ, КВ-1, Т-35, и многие другие. Именно этот факт дает понять, насколько важную роль для исхода войны сыграло стремление советского народа к победе.

Поводом для написания данного руководства стала постоянная безграмотность в названиях в боевом чате. Я понимаю, что далеко не все учили немецкий язык в школе, но хотя бы запомнить несколько названий можно без труда. Я не буду углубляться в фонетические дебри и объяснять почему так, а не иначе.

Как произносить названия немецких танков?

Самый распространённый баг с названием немецких танков у игроков - это общее название для всех танков типа PzKpfw (Panzerkampfwagen - панцеркампфваген ). Все танки данных типов называют в игре сокращённо Pz = Пц - от слова П анЦ ер, а не Пз ! Никакой не П анцердиноЗ авр

Далее по популярности страдает от игроков премиумный тяжёлый танк . Правильно произносить Löwe = Лёве или Лёвэ . А вот Лове - это какая-то извращённая любовь от английских лордов).

Не менее пострадал Sturmgeschütz III , он же StuG III или просто StuG . Стоит произносить Штуг , т.к. Штурмгешютц . Возможна так же транскрипция Штюг или Штюк , т.к. в немецком языке звук G на конце слова смягчается практически до К, и, собственно, звук У смягчается практически до Ю.
Варианты Стаг, Штаг, Стуг - коверкание от английского.

Так же от английского языка страдает ПТ Hetzer . Читается как Хетцер . Никакой он не ХетЗер - звучит подозрительно противно.

Был удивлён, услышав Хаммел . Оказывается наши типаанглоговорящие друзья так обозвали Hummel = Хуммель .

Неоднократно игроки коверкали: Sturmpanzer = Штурмпанцер , а не ШтурмпанЗер ; Panzerjäger = Панцерегер/Панцерйэгер , а не просто Панцерягер .

Также ошибочно произносится приставка Jagd- в названии ПТ (Jagdtiger и др.). Читаем Ягд (Йагд) . Джагд или Жагд тоже прилип от других языков.

С остальными же представителями немецкой танковой фауны игроки вроде фонетически справляются: Тигер, Пантер, Маус . Ну и дядюшка Фердинанд (Но не Федя или Фёдор Емельяненко)

Неоправданно был забыт мной маленький шустрый зверёк рысь - в игре лёгкий танк Luchs . Произносить его название нужно как Люкс .
Смотрите сами:

Напоследок, те кто только начинают играть в World of Tanks, видят у себя в ангаре Leichtеtraktor = Ляйхтетрактор . Хотя и тут разрабы допустили ошибку: не Leichtе traktor , а Leichttraktor (Ляйхтрактор).

Немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Данная боевая машина была создана фирмой MAN в 1941-1942 годах как основной танк Вермахта. «Пантера» была оснащена орудием меньшего калибра чем Тигр и по немецкой классификации считалась - танком со средним вооружением (или по простому- средним танком). В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком, обозначали его как Т-6 или Т-VI. Тяжёлым танком она считалась и у союзников по антигитлеровской коалиции. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с конца зимы (27 февраля) 1944 года фюрер приказал применять для наименования танка только название «Пантера».

Впервые «Пантера» применялась во время битвы на Курской дуге, потом танки данного типа активно эксплуатировались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению целого ряда экспертов, «Пантера» была лучшим немецким танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк обладал целым рядом недостатков, был сложен и дорог в строительстве и эксплуатации. На основе «Пантеры» производились противотанковые самоходные артиллерийские установки «Ягдпантера» и целый ряд специальных машин для инженерных и артиллерийских частей Вермахта.

История создания

Разработки по проектированию нового среднего танка, предназначенного для замены PzKpfw III и PzKpfw IV, стартовали в 1938 году. Проект такой боевой машины массой 20 тонн, над которым трудились фирмы «Даймлер-Бенц», «Крупп» и MAN, получил обозначение VK 20.01. Создание новой машины продвигалось довольно медленно, потому что надёжные и проверенные в боях средние танки вполне отвечали требованиям немецких военных. Но, к осени 1941 года конструкция шасси была в основном проработана. Однако к этому времени ситуация изменилась.

После начала войны с Советским Союзом немецкие войска повстречались с новыми советскими танками - Т-34 и КВ. Изначально советская техника не заинтересовала немецких военных, но к осени 1941 года темпы немецкого наступления стали падать, а с фронта стала поступать информация о существенном превосходстве новых советских танков - особенно Т-34 - над машинами Вермахта. С целью изучения советских танков немецкими военными и технарями была создана спецкомиссия. В неё вошли ведущие немецкие конструкторы бронетанковой техники (в частности Ф. Порше и Г. Книпкамп). Немецкие инженеры детально изучили все достоинства и недостатки Т-34 и других советских танков, после чего приняли решение о необходимости принятия в немецком танкостроении таких новшеств, как наклонное размещение брони, ходовая часть с большими катками и широкими гусеницами. Работы над 20-тонным танком были свёрнуты, вместо этого 25 ноября 1941 года фирмам «Даймлер-Бенц» и MAN был дан заказ на создание прототипа 35-тонного танка с применением всех этих конструктивных решений. Перспективный танк получил условное обозначение «Пантера». Для определения наиболее подходящего для вермахта прототипа также была создана «Панцеркомиссия» из ряда видных военных деятелей Третьего рейха.

Весной 1942 года оба подрядчика показали свои прототипы. Опытная машина фирмы «Даймлер-Бенц» внешне сильно напоминала Т-34. В своём стремлении добиться сходства с «тридцатьчетвёркой» они предложили даже оборудовать танк дизельным двигателем, хотя большая нехватка дизельного топлива в Германии (оно в подавляющем большинстве шло на нужды подводного флота) делало данный вариант абсолютно бесперспективным. Адольф Гитлер проявлял большой интерес и склонялся к данному варианту, фирма «Даймлер-Бенц» даже получила заказ на 200 машин. Но всё же в итоге заказ был аннулирован, а предпочтение было отдано конкурирующему проекту фирмы MAN. Комиссия отметила целый ряд преимуществ проекта MAN, например более удачную подвеску, бензиновый двигатель, лучшую манёвренность, меньший вылет орудийного ствола. Также были мнения, что схожесть нового танка с Т-34 приведёт к путанице боевых машин на поле боя, а следовательно и потерям от своего же огня.

Прототип фирмы MAN был сделан целиком в духе немецкой танкостроительной школы: переднее размещение трансмиссионного отделения и заднее - моторного, индивидуальная торсионная «шахматная» подвеска конструкции инженера Г. Книпкампа. В качестве главного вооружения танк оснащался указанной фюрером 75-мм длинноствольным орудием фирмы «Рейнметалл» (Rheinmetall). Выбор в пользу небольшого калибра определялся желанием получить высокую скорострельность и большой перевозимый боезапас внутри танка. Интересно, что в проектах обеих фирм немецкие инженеры сразу же отказались от подвески типа Кристи, применявшейся в Т-34, сочтя её конструкцию негодной и устаревшей. Над созданием «Пантеры» трудилась большая группа сотрудников фирмы MAN под руководством главного инженера танкового отдела фирмы П. Вибикке. Также огромный вклад в проектирование и создание танка внёс инженер Г. Книпкамп (ходовая часть) и конструкторы фирмы «Рейнметалл» (орудие).

После выбора прототипа стартовала подготовка к быстрейшему пуску танка в серийное производство, которое стартовало в первой половине 1943 года.

Производство

Серийное производство PzKpfw V «Пантера» продолжалось с января 1943 года по апрель 1945 года включительно. Помимо фирмы-разработчика MAN «Пантеру» производили такие известные немецкие концерны и предприятия, как «Даймлер-Бенц», «Хеншель», «Демаг» и др. Всего в создании «Пантеры» учавствовало 136 смежников, распределение поставщиков по узлам и агрегатам танка было таким:

Бронекорпуса - 6;
-двигатели - 2;
-коробки перемены передач - 3;
-гусеницы - 4;
-башни - 5;
-вооружение - 1;
-оптика - 1;
-стальное литьё - 14;
-поковки - 15;
-крепёж, прочие узлы и агрегаты - остальные предприятия.
Кооперация в создании «Пантеры» была очень сложной и довольно развитой. Поставки важнейших узлов и агрегатов танка дублировались, делалось это для того, чтобы избежать перебоев в снабжении при разных нештатных ситуациях. Это оказалось очень полезным, поскольку местоположение принимавших участие в процессе производства «Пантеры» предприятий было известно командованию военно-воздушных сил союзников, и почти все они испытали на себе довольно успешные бомбовые удары противника. В итоге руководство Министерства вооружений и боеприпасов Третьего рейха было вынуждено вывезти часть производственного оборудования в небольшие поселения, менее привлекательные для массированных бомбовых ударов союзников. Также производство узлов и агрегатов «Пантеры» был организован в различного рода подземных укрытиях, ряд заказов был отдан мелким предприятиям. Поэтому начального плана по выпуску 600 «Пантер» в месяц ни разу достичь так и не удалось, максимум серийного производства пришёлся на июль 1944 года - тогда заказчику было сдано 400 машин. Всего было произведено 5976 «Пантер», из них в 1943 году - 1768, в 1944 году - 3749, в 1945 году - 459. Таким образом, PzKpfw V стал вторым по численности танком Третьего рейха, уступив по объёмам выпуска лишь PzKpfw IV.

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Корпус танка делался из катаных поверхностно закалённых броневых плит средней и низкой твёрдости, соединённых «в шип» и сваренных двойным швом. Верхняя лобовая деталь (ВЛД) толщиной 80 мм имела рациональный угол наклона в 57 град. относительно нормали к горизонтальной плоскости. Нижняя лобовая деталь (НЛД) толщиной 60 мм монтировалась под углом 53 град. к нормали. Полученные при обмере трофейной «Пантеры» на полигоне в Кубинке данные несколько отличались от вышеприведённых: ВЛД толщиной 85 мм имела наклон 55 град. к нормали, НЛД - 65 мм и 55 град. соответственно. Верхние бортовые листы корпуса толщиной 40 мм (на поздних модификациях - 50 мм) наклонены к нормали под углом 42 град., нижние монтировались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм наклонён к нормали под углом 30 град.. В крыше корпуса над отсеком управления были люки-лазы для механика-водителя и стрелка-радиста. Крышки люков приподнимались вверх и сдвигались в сторону, как и на современных танках. Кормовая часть корпуса танка разделялась броневыми перегородками на 3 отсека, при преодолении водных преград ближние к бортам танка отсеки могли заполняться водой, но в средний отсек, где находился двигатель, вода не попадала. В днище корпуса были оборудованы технологические люки для доступа к торсионам подвески, спускным кранам системы питания, охлаждения и смазки, откачивающей помпе и спускной пробке картера коробки переключения передач.

Башня «Пантеры» представляла собой сварную конструкцию из катаных броневых листов, соединённых «в шип». Толщина бортовых и кормовых листов башни 45 мм, наклон к нормали 25 град.. В передней части башни в литой маске оборудовалась пушка. Толщина маски орудия 100 мм. Вращение башни происходило при помощи гидравлического механизма, осуществлявшего отбор мощности от двигателя танка; скорость вращения башни зависела от оборотов двигателя, при 2500 об/мин время поворота башни составляло 17 секунд вправо и 18 секунд влево. Помимо этого был предусмотрен и ручной привод вращения башни, 1000 оборотов маховика соответствовала повороту башни на 360 град.. Башня танка была неуравновешена, из-за чего её поворот вручную при крене более чем 5 град. был в принципе невозможен. Толщина крыши башни равна 17 мм, на модификации Ausf. G её увеличили до 30 мм. На крыше башни оборудовалась командирская башенка, с 6 (позднее с 7) смотровыми приборами.

Двигатель и трансмиссия

На первых 250 танках оборудовался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Maybach HL 210 P30 объёмом 21 л. С конца весны 1943 года его заменил Maybach HL 230 P45. На новом двигателе были увеличены диаметры поршней, рабочий объём двигателя возрос до 23 л. По сравнению с моделью HL 210 P30, на которой блок цилиндров был алюминиевым, эта деталь у HL 230 P45 делалась из чугуна, из-за чего масса двигателя возросла на 350 кг. HL 230 P30 развивал мощность 700 л. с. при 3000 об/мин. Максимальная скорость машины с новым двигателем не увеличилась, но запас тяги вырос, это разрешило более уверенно преодолевать бездорожье. Интересная особенность: коренные подшипники коленчатого вала двигателя были не скольжения, как это принято везде в современном двигателестроении, а роликовыми. Таким образом создатели двигателя экономили (ценой повышения трудоёмкости изделия) невозобновляемый ресурс страны - цветные металлы.

Трансмиссия состояла из главного фрикциона, карданной передачи, коробки переключения передач (КПП) Zahnradfabrik AK 7-200, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. Коробка передач - трёхвальная, с продольным расположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерён и простыми (безынерционными) конусными синхронизаторами для включения передач со 2-й по 7-ю. Картер коробки скоростей - сухой, масло очищалось и подавалось под давлением прямо в точки зацепления шестерён. Управлять танком было очень легко: выставленный в нужную позицию рычаг КПП вызывал автоматический выжим главного фрикциона и переключение нужной пары.

КПП и механизм поворота делались в виде единого агрегата, это уменьшало количество центровочных работ при сборке танка, но демонтаж габаритного узла в полевых условиях был довольно трудоёмкой операцией.

Приводы управления танком - комбинированные, с гидросервоприводом следящего действия с механической обратной связью.

Ходовая часть

Ходовая часть танка с «шахматным» размещением опорных катков конструкции Г. Книпкампа обеспечивала хорошую плавность хода и более равномерное распределение давления на грунт по опорной поверхности в сравнении с другими техническими решениями. С другой стороны, данная конструкция ходовой части была сложна в производстве и ремонте, а также имела большую массу. Для того, чтобы заменить один каток из внутреннего ряда нужно было сначала демонтировать от трети до половины внешних катков. На каждый борт танка приходилось по 8 опорных катков большого диаметра. В качестве упругих элементов подвески применялись двойные торсионы, передняя и задняя пара катков оснащалась гидравлическими амортизаторами. Ведущие катки - передние, со съёмными венцами, зацепление гусениц цевочное. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, каждая из 86 стальных траков. Траки литые, шаг трака 153 мм, ширина 660 мм.

Вооружение

Главным вооружением танка была 75-мм танковая пушка KwK 42 производства фирмы «Рейнметалл-Борзиг». Длина ствола орудия 70 калибров / 5250 мм без учёта дульного тормоза и 5535 мм вместе с ним. К главным конструктивным особенностям пушки относятся:

Полуавтоматический вертикальный клиновый затвор копирного типа;
-противооткатные устройства:
-гидравлический тормоз отката;
-гидропневматический накатник;
-подъёмный механизм секторного типа.
Ведение огня из орудия было возможно только снарядами с электрозапальной втулкой, кнопка электроспуска располагалось на маховике подъёмного механизма. В критических ситуациях экипаж включал прямо в цепь затвора орудия индуктор, «кнопка» которого, срабатывавшая от удара ногой наводчика обеспечивала выстрел в любой ситуации - качнувшаяся в поле постоянного магнита катушка соленоида давала необходимую ЭДС электрозапалу снаряда. Индуктор включался в цепь затвора при помощи штепселя, как настольная лампа. Башня была оснащена устройством продувки канала орудия после выстрела, оно состояло из компрессора и системы шлангов и клапанов. Воздух для продувки отсасывался из короба гильзоулавливателя.

Боекомплект пушки состоял из 79 выстрелов для модификаций A и D и 82 выстрелов для модификации G. В боекомплект входили бронебойные снаряды Pzgr. 39/42, подкалиберные снаряды Pzgr. 40/42 и осколочно-фугасные Sprgr. 42.

Выстрелы укладывались в нишах подбашенной коробки, в боевом отделении и отделении управления. Орудие KwK 42 имело мощную баллистику и на момент своего создания было способно поражать практически все танки и САУ стран антигитлеровской коалиции. Лишь появившийся в середине 1944 года советский танк ИС-2 со спрямлённой ВЛД имел лобовое бронирование корпуса, надёжно защищавшее его от снарядов пушки «Пантеры» на главных дистанциях боя. Американские танки M26 «Першинг» и малосерийные M4A3E2 «Шерман Джамбо» также имели броню, которая была способна защитить их в лобовой проекции от снарядов KwK 42.

Таблицы бронепробиваемости для 75-мм танковой пушки KwK 42

Показанные данные относятся к немецкой методике измерения пробивной способности. Показатели бронепробиваемости могут довольно заметно отличаться при применении различных партий снарядов и различной по технологии изготовления брони.

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемёт MG-34, второй (курсовой) пулемёт располагался в лобовом листе корпуса в бугельной установке (в лобовом листе корпуса была оборудована вертикальная щель для пулемёта, закрываемая броневой заслонкой) на модификации D и в шаровой установке на модификациях A и G. Командирские башенки танков модификаций A и G были приспособлены для оборудования зенитного пулемёта MG-34 или MG-42. Общий боекомплект патронов для пулемётов составлял 4800 патронов у танков Ausf. G и 5100 для «Пантер» Ausf. A и D.

В качестве средства обороны от пехоты танки моделей A и G оборудовались «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat), мортиркой калибра 56 мм. Мортирка размещалась в правой задней части крыши башни, в боекомплект входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные гранаты.

«Пантеры» модификации D оборудовались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF-12, на танки модификаций A и G монтировался более простой монокулярный прицел TZF-12А, который представлял собой правую трубу прицела TZF-12. Бинокулярный прицел обладал кратностью 2,5х и полем зрения 30 град., монокулярный - переменную кратность 2,5х или 5х и поле зрения 30 град. или 15 град. соответственно. При изменении угла возвышения орудия отклонялась только объективная часть прицела, окулярная продолжал оставаться неподвижной; благодаря этому достигалось удобство работы с прицелом на всех углах возвышения пушки.

Также на командирские «Пантеры» стали устанавливать новейшую технику - приборы ночного видения: на командирские башенки монтировались инфракрасные прожектора-осветители мощностью 200 Вт плюс приборы наблюдения, которые позволяли осматривать и наблюдать за местностью с дистанции 200 метров (при этом водитель такого прибора не имел и управлял машиной, руководствуясь указаниями командира).

Чтобы вести стрельбу ночью, был необходим более мощный осветитель. Для этого на полугусеничном бронетранспортере SdKfz 250/20 был оборудован инфракрасный прожектор Uhu мощностью 6 кВт, обеспечивавший работу прибора ночного видения на дистанции 700 метров. Испытания его прошли удачно, и фирма Leitz-Wetzlar произвела 800 комплектов оптики для ночных приборов. В ноябре 1944 года панцерваффе получили 63 «Пантеры», оборудованные первыми в мире серийными активными приборами ночного видения.

ТТХ

Боевая масса, т: 44,8
-Компоновочная схема: отделение управления спереди, моторное сзади
-Экипаж, чел.: 5


Размеры:

Длина корпуса, мм: 6870
-Длина с пушкой вперёд, мм: 8660
-Ширина корпуса, мм: 3270
-Высота, мм: 2995
-Клиренс, мм: 560

Бронирование:

Тип брони: катаная низкой и средней твёрдости поверхностно закалённая
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 80/55 град.
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 60/55 град.
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 50/30 град.
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 40/0 град.
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 40/30 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 40/30 град
-Днище, мм: 17-30
-Крыша корпуса, мм: 17
-Лоб башни, мм/град.: 110/10 град.
-Маска орудия, мм/град.: 110 (литая)
-Борт башни, мм/град.: 45/25 град.
-Корма башни, мм/град.: 45/25 град.


Вооружение:

Калибр и марка пушки: 7,5 cm KwK 42
-Длина ствола, калибров: 70
-Боекомплект пушки: 81
-Пулемёты: 2 х 7,92 MG-42

Подвижность:

Тип двигателя: V-образный 12?цилиндровый карбюраторный
-Мощность двигателя, л. с.: 700
-Скорость по шоссе, км/ч: 46
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25-30
-Запас хода по шоссе, км: 250
-Удельная мощность, л. с./т: 15,6
-Тип подвески: торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,88

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!