Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Штурмовое орудие "Brummbär". Штурмовой танк Brummbar


Тактико-технические характеристики

Расчет, человек

5

Масса, кг

Габаритные размеры: дл. х шир. х выс., м

5,93 х 2,88 х 2,52

Силовая установка

12-цил., дв.«Майбах»

Мощность двигателя, л/с

Максимальная скорость движения, км/ч

Запас хода, км

Глубина проходимого брода, м

Вооружение

150-мм гаубица
1-2 7,92-мм пулемет

Несмотря на свою отличную репутацию, штурмовые орудия StuG III к 1943 году стали считаться слишком легкими для этой роли, нужна была новая тяжелая штурмовая АУ. Имеющиеся 150-мм САУ slG 33 имели недостаточное бронирование для ближнего боя; поэтому, с постепенной заменой танка PzKpfw IV «Пантерами» и «Тиграми», появилась реальная возможность создать такую установку на базе последних моделей танка PzKpfw IV.
Опытные образцы появились в 1943 году под названием штурмовая гаубица IV «Брюммбэр» («Медведь гризли»). Они представляли коробчатую конструкцию, образуемую опускающимися к земле броневыми листами, закрывающими переднюю часть танка PzKpfw IV со снятой башней. На ее место в шаровой опоре на передней броневой плите устанавливалась модифицированная гаубица. Она представляла собой 150-мм slG 33 с укороченным до 1,8 м стволом. Броневая обшивка была круговой (фронтальная – 100 мм), что полностью защищало расчет из пяти человек. Позднее была добавлена накладная боковая броня; большинство установок также получили покрытие из пластиковой пасты циммерит, предотвращающее прилипание магнитных зарядов, которые в ближнем бою успевали устанавливать на танковую броню группы истребителей танков. На передней плите корпуса монтировался пулемет как оружие для самозащиты установки в скоротечных огневых контактах.
Просторный боевой отсек «Брюммбэр» вмещал до 38 снарядов калибра 150 мм. Командир сидел в его задней части, пользуясь для выбора целей перископом. Два бойца обслуживали орудие и подавали снаряды; один выполнял функции наводчика. Водитель обычно оставался на своем штатном месте, впереди слева. Большинство целей требовали огня прямой наводкой, однако можно было вести и навесной огонь.

До окончания войны промышленность успела выпустить 313 установок «Брюммбэр», большинство из которых обеспечивали прямую огневую поддержку танковых и пехотных частей. Установки двигались вперед вместе с первыми волнами наступающих войск, подавляя укрепленные пункты и разрушая бункеры противника. Пехота при этом должна была держаться поближе к «Брюммбэр», чтобы группы истребителей танков не смогли скрытно подобраться к уязвимой для стреляющего с близкого расстояния противотанкового оружия САУ, бортовая броня которой была всего 30 мм.


Обычно эти САУ действовали парами, деля между собой полосу наступления. Они были не очень эффективны в качестве оборонительного орудия: короткоствольная гаубица не могла справиться с танковой броней при стрельбе прямой наводкой. Основным же ее назначением была навесная стрельба фугасными снарядами. Сильнее всего ограничивала мобильность «Брюммбэр» ее относительно небольшая масса, которая снижала сцепление с грунтом. «Брюммбэр» очень ценили в армии, так как она оказывала отличную огневую поддержку пехотным батальонам. С другой стороны, «Брюммбэр» была довольно тяжелой и габаритной, а ранние модели были недостаточно защищены от атаки с близкого расстояния.

Sturmpanzer IV Brummbär (руссифицированный вариант – «Бруммбер» или «Бруммбар») (Sd.Kfz. 166) – немецкая средняя штурмовая самоходно-артиллерийская установка времен второй половины Второй мировой войны. В переводе с немецкого Brummbär обозначает «медведь-гризли» или «медведь-ворчун». Официально в немецких военных изданиях обозначалась как Sturmpanzer IV (в русской транскрипции – Штурмпанцер IV), а иногда и – Sturmpanzer 43). В немецких ведомственных рубрикаторах машина обозначалась как Sd.Kfz. 166. Ее название – Brummbär не было популярным среди немецких солдат, поэтому они ее называли StuPa («Штупа»), что являлось сокращением от Sturmpanzer. В некоторых советских и российских источниках данная САУ значится как «Медведь».

История и предпосылки создания.

Поскольку в первые дни Советско-германской войны большинство немецких САУ использовались как истребители танков, пехоте порой не хватало огневой поддержки самоходных артиллерийских средств. Более всего это проявилось в ходе Сталинградской битвы, когда мощи существующих в тот период штурмовых орудий Вермахта порой не хватало для того чтобы пробивать стены домов и других укреплений противника. Немецкая САУ StuIG 33 B на шасси танка , вооруженная 150-миллиметровой устаревшей гаубицей SIG 33.StuG III, была не в состаянии справиться с задачами по разрушению укреплений противника. Поэтому было принято решение, на шасси создать новую штурмовую самоходно-артиллерийскую установку с более мощным модернизированным вооружением. В феврале 1943 года фирма «Шкода» представила Гитлеру деревяную модель такой САУ, а уже в марте того же года были собраны первые шесть экземпляров САУ, которые получили сначала обозначение Sd.Kfz. 166, а потом и Sturmpanzer IV Brummbär. После приемки правительственной комиссией, машина была запущена в серию в начале лета 1943 года.

Немецкие техники пытаются транспортировать поврежденную САУ Sturmpanzer IV Brummbär, район Харькова, 1943 год

Компоновка.

САУ Sturmpanzer IV Brummbär была скомпонована, как и средний танк , на шасси которого разрабатывалась. Схема компоновки была классической для немецкого танкостроения того времени. Моторное отделение находилось в задней части корпуса САУ. В передней части корпуса размещалось отделение управления, которое сопрягалось с трансмиссионным. Боевое отделение распространялось на среднюю часть корпуса и броневую рубку.

Экипаж САУ «Бруммбер» состоял из четырех человек, в ряде случав и из пяти. Место механика-водителя размещалось ближе к передней части корпуса, а справа от него располагался радист (если в экипаже было пять человек). Командир танка, наводчик и заряжающий располагались в броневой рубке и центральной части корпуса.

Для посадки в САУ и высадки из нее экипаж использовал два прямоугольных люка в правой части крыши броневой рубки (позднее его заменили одним широким двухстворчатым прямоугольным люком) и один круглый люк в крыше командирской башенки. При подбитии САУ для механика-водителя выбраться из горящей машины было делом весьма проблематичным, не решал этой проблемы и днищевый люк, до котрого также было трудно добратися.

Бронезащита корпуса и рубки.

Бронезащита немецкой средней САУ Sturmpanzer IV Brummbär была разработана по дифференцированному противоснарядному принципу и являлась весьма существенной по сравнению с предыдущими САУ Вермахта. Она должна была защитить основные узлы САУ и его экипаж от поражения снарядами средних калибров на средних и дальних дистанциях в основных противоснарядных направлениях.

Корпус САУ Sturmpanzer IV Brummbär имел сложную коробчатую форму и собирался путем сварки броневых листов между собой и каркасом. Лобовая часть корпуса имела толщину бронирования, в зависимости от периодов выпуска САУ, от 50 до 100 миллиметров при рациональных уграх наклона к вертикальной нормали от 20 до 40 градусов. Борта корпуса имели толщину бронирования от 30 миллиметров в нижней части до 50 – в верхней без улов наклона к вертикали. В машинах более позднего периода выпуска бронирование бортов, как корпуса, так и рубки усиливалось за счет стальных броневых экранов толщиной до 20 миллиметров. Корма корпуса формировалась из бронелистов толщиной в 45, а крыша и днище – в 10 миллиметров.

Броневая рубка САУ Sturmpanzer IV Brummbär имела сложную трапецевидную форму и собиралась из стальних катаных броневых листов путем их сваривания между собой. Толщина броневого листа, формировавшего лобовую часть рубки, составляла 100 миллиметров, по бортах – 50, в кормовой части – 30 и крыши – 20 миллиметров.

Вооружение.

В качестве основного вооружения немецкой средней штурмовой САУ Sturmpanzer IV Brummbär использовалась 150-миллиметровая гаубица StuH 43 с длиной ствола в 380 миллиметров. Боекомплект к гаубице состоял из 38 выстрелов раздельного заряжания, которые укладывались по бортам и корме броневой рубки.

САУ Sturmpanzer IV Brummbär первоначально не имела пулеметного вооружения, что делало ее довольно уязвимой при близком боевом соприкосновении с пехотой противника. На машинах более поздних серий начали устанавливать пулемет калибра 7,92 миллиметров MG-34 в наплыве рубки слева от орудия. В боевых условиях из пулемета могли вести огонь как командир танка, так и заряжающий, а иногда и радист. Боекомплект к пулемету состоял из 3000-3500 патронов, которые снаряжались в ленты.

Экипаж САУ также для личной защиты вооружался пистолетами и пистолетами-пулеметами, из которых также мог вести огонь через амбразуры в боковой и кормовой частях броневой рубки.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия .

В качестве силовой установки для САУ Sturmpanzer IV Brummbär использовался V-образный карбюраторный двенадцатицилиндровый двигатель фирмы «Майбах» с жидкостным охлаждением модели Maybach HL 120TRM, развивавший мощность до 265 лошадиных сил. Это позволяло САУ развивать максимальную скорость при движении по шоссе до 30-35 километров в час, в зависимости от модификации и серии выпуска. Двигатель устанавливался в моторном отделении в кормовой части корпуса.

Трансмиссия средней штурмовой САУ «Бруммбер» состояла из следующих узлов и агрегатов:

ступенчатого карданного вала;

главного (основного) трехдискового фрикциона, работавшего по принципу сухого трения;

трехвальной механической шестиступенчатой коробки передач модели SSG77 (с формулой 6+1), оснащенной дисковыми пружинными синхронизаторами;

планетарного поворотного механизма;

двух бортовых передач;

бортовых ленточных тормозов.

Ходовая часть немецкой САУ Sturmpanzer IV Brummbär, как и у среднего танка , применительно по каждому борту включала в себя восемь обрезиненных опорных сдвоенных катков с диаметром в 470 миллиметров, три сдвоенных поддерживающих катка, которые обрезинивались бандажами на начальних этапах выпуска САУ (в последствии катки выпускались без бандажей), ленивец и ведущее колесо переднего расположения. Блокирование опорных катков производилось попарно на балансиры с подвеской с листовыми четвертьэллиптическими стальными рессорами.

Гусеничные цепи САУ «Бруммбер» практически всех серий выпуска машины собирались из 99 одногребневых стальных либо литых, либо штампованных траков с цевочным зацеплением, при этом ширина трака составляла 400 миллиметров.

Боевое применение.

Всего за период серийного выпуска с 1943 года и практически до капитуляции Германии во Второй мировой войне было произведено 298 машин различных модификаций средней штурмовой САУ Sturmpanzer IV Brummbär. Начиная с лета 1943 года, «Бруммберы» достаточно широко применялись Вермахтом в боях практически на всех фронтах. Фактический дебют «Бруммбера» состоялся в период боев на Курской Дуге, где они себя показали не только как штурмовое орудия поддержки пехоты, но и в ряде случаев как истребители танков. После боев в районе Харькова были потеряны последние машины первых серий выпуска. В 1944 году «Бруммберы» поступили на вооружение в качестве огневой поддержки тяжелого танкового батальона Stu.Pz.Abt 219. В его составе они вступили в бои с частями РККА в районе Будапешта, а потом и в районе озера Балатон. В этих боях несколько САУ этого типа были уничтожены вследствие самопроизвольного взрыва динамита в гильзе снаряда при загрузке ее в казенник орудия. После проведенных расследований оказалось, что данные происшествия стали результатом саботажа на заводах-производителях боеприпасов. По сводкам РККА последняя подбитая САУ «Бруммбер» была захвачена бойцами наступающих частей в средине апреля 1945 года в Австрии (вероятнее всего, это одна их двух САУ этого типа, экспонируемых в музее Кубинки в настоящее время). «Бруммберы» применялись Вермахтом и на Западном фронте, однако информации об этом в источниках практически нет. Известно, что они принимали участие в боях в Италии и в Северной Франции.

Sturmgeschütz IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166).
150-мм САУ "Бруммбар" ("Медведь гризли")
Другие обозначения: "Brummbär", StuG mit 15cm, "Sturmpanzer" 43

Установка разработана в 1943 году на базе танка Т-IV и предназначалась для непосредственной поддержки пехоты и танков. Установка была вооружена 150-мм гаубицей с длинной ствола 12 калибров. Гаубица раздельного заряжения с начальной скоростью снаряда 210 м/с устанавливалась в просторной бронированной боевой рубке с помощью сферической маски.

Самоходная установка имела сильное бронирование: толщина лобовой брони корпуса составляла 80-мм, рубки - 100-мм, борта корпуса имели толщину 30-мм и дополнительно защищались броневыми экранами. В качестве приборов управления огнем использовались танковый телескопический и панорамный прицелы, что позволяло вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Недостатком самоходной установки являлась чрезмерно большая нагрузка на шасси, что часто приводило к выходу из строя ходовой части. Установка выпускалась серийно в течение 1943 и 1944 годов, всего было изготовлено около 700 машин, использовавшихся в ротах тяжелых пехотных орудий гренадерских полков и в подразделениях самоходной артиллерии.

В начале 1942 г. фирма "Алкетт" получила задание разработать и запустить в производство новый штурмовой танк; работы предписывалось вести в кооперации с фирмой "Крупп".Фирма "Алкетт" предложила вариант с массивной бронерубкой, наложенной на модифицированное фирмой "Крупп" шасси танка PzKpfw IV. В плоском наклонном лобовом бронелисте рубки монтировалась 150-мм штурмовая гаубица. Как и ряд предшествующих проектов, самоходки "Sturmhaubitze" 42 (Sd.Kfz.142/2) и StuG 33 рассматривались в качестве "временных мер". Альберт Шпеер приказал вести проектирование "Sturmpanzer"IV, фактически прямой предшественницей машины "Бруммбар" стала самоходка StuG 33.

На проходившем 2 октября 1942 г. Шпееру было доложено состояние работ по штурмовому танку "Sturmpanzer" IV; 14 октября 1942 г. с проектом ознакомился Гитлер. Гитлер дал указание изготовить 40-60 штурмовых танков к весне 1943 г. В качестве базы самоходки было взято шасси танка PzKpfw IV, вооружение - гаубица 150 mm StuH 43 L/12 (танковый вариант пехотного орудия Шкода slG 33). В это же время Гитлер дал указание начать проектирование нового варианта самоходки, вооруженной мортирой калибра 210-мм или 220-мм. Предложение фюрера, однако, не было воплощено в жизнь. В феврале 1943 г. фирма Шкода изготовила деревянный макет машины "Sturmpanzer" IV (Sturmpanzer 43). Самоходка получила следующее полное обозначение: "Sturmgeschutz" IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166).

В марте 1943 г. были готовы первые шесть из 60 заказанных штурмовых танков, до конца апреля удалось изготовить еще 40 машин. Последние 14 машин поставили в мае 1943 г. В основном самоходки собирались на основе вновь построенных танковых шасси, однако несколько машин переделали из уже готовых PzKpfw IV. Новые шасси поставляла фирма "Нибелунгенверке" из Сент-Валентайна; 52 штурмовых танка первой партии изготовили на основе вновь построенных шасси танков PzKpfw IV Ausf.G, для восьми машин использовались переоборудованные шасси танков PzKpfw IV Ausf.Е и Ausf.F. В дальнейшем приняли решение для производства самоходок использовать только имеющиеся танковые шасси. Окончательная сборка штурмовых танков велась на арсенале в Вене (Herreszeugamt Wien) в кооперации с фирмами "Заурерверке" и "Зиммеринг-Грац-Паукер".На полигоне в Восточной Пруссии 14-15 мая высшие чины третьего Рейха осмотрели новый образец бронетехники.

Альберт Шпеер писал:
- Фюрер отметил, что фронт испытывает острую нужду в машинах, аналогичных "Бруммбару".
Полномасштабное производство штурмовых танков "Бруммбар" планировалось развернуть в конце мая 1943 г., однако первая серийная машина была изготовлена только в ноябре 1943 г. Задержка была вызвана нехваткой танковых шасси. Сборка "Бруммбаров" велась на венском арсенале до мая 1944 г. Первые установки "Sturmpanzer" IV оказались перетяжеленными, так как масса (1850 кг) 150-мм гаубицы была великовата для шасси среднего танка PzKpfw IV, кроме того чрезмерной являлась и сила отдачи при выстреле.

Среди других недостатков штурмового танка "Бруммбар" следует отметить ненадежную трансмиссию и недостаточную мощность двигателя, большой расход топлива. Отсутствие оборонительного пулеметного вооружения делало штурмовой танк беззащитным перед угрозой со стороны специальных противотанковых команд противника. Единственным средством самообороны экипажа самоходки являлись пистолеты-пулеметы МР-40, стрелять из которых можно было сквозь специальные амбразуры, изначально предназначенные для сведения огня из пистолетов. Амбразуры находились в бортовых листах бронерубки.

Экипаж штурмового танка "Бруммбар" состоял из четырех (реже - из пяти) человек, так как заряжающий выполнял еще и обязанности радиста, при разделении этих функций экипаж увеличивался до пяти человек. На первых танках "Бруммбар" рабочее место механика-водителя комплектовалось наблюдательным устройством "Fahrersehklappe-80", аналогичные устройства ставились на тяжелых танках "Тигр I". Из-за саботажа чешских рабочих отмечались поломки механических частей наблюдательного устройства. Большинство штурмовых танков первой партии было потеряно в боях на Курской дуге, под Харьковом и Запорожьем.

В октябре 1943 г. было принято решение спроектировать облегченный вариант орудия и бронерубки, чтобы снизить общую массу штурмового танка. Новый вариант пушки получил обозначение StuH 43/1 L/12. Эти орудия устанавливались на 80 машинах второй партии, выпуск которой начался в декабре 1943 г. Несмотря на некоторое снижение массы машины преодолеть "перетяжеленность" шасси штурмового танка удалось только после уменьшения толщины брони.

Официальное обозначение: Sturmpanzer IV (Sd.Kfz.166)
Альтернативное обозначение: “Brummbär”, StuG mit 15cm Stu43
Год начала работ: октябрь 1942 г.
Год постройки первого прототипа: 1943 г.
Стадия завершения работ: построено 308 единиц использовавшихся на Восточном и Западном фронте до мая 1945 г.

В рамках широкой программы использования шасси танка Pz.Kpfw.IV для постройки самоходных орудий различного назначения во второй половине 1942 года было рассмотрено предложение установить на него крупнокалиберное орудие, которое было бы способно эффективно бороться с полевыми укреплениями. Подобная штурмовая САУ создавалась для поддержки пехотных соединений, но впоследствии к неё прибавилась функция ведения боя в городских условиях.

Из нескольких вариантов была выбрана 150-мм пушка с длиной ствола всего 12 калибров, которая устанавливалась в полностью бронированной рубке. По замыслу создателей самоходки большая длина ствола была ни к чему, поскольку фугасному снаряду не требовалась высокая скорость. Проект был продемонстрирован А.Гитлеру 20-го октября 1942 года, одобривший концепцию и распорядившийся построить 40-50 машин в самые кратчайшие сроки. Окончательное решение было принято на совещании 7 февраля 1943 года – фирме Alkett поставили задачу собрать 40 самоходок и предоставить их заказчику не позднее 12 мая, а затем собрать вторую партию из 20 машин. К великому удовлетворению фирмы глобальных переделок для серийного производства не потребовалось, поэтому весь заказ был выполнен с небольшими задержками. Самоходное орудие получило официальное обозначение Sturmpanzer IV (Sd.Kfz.166) , но в послевоенный период более распространенным стало название “Brummbär” .

От танка Pz.Kpfw.IV полностью заимствовалась ходовая часть, имевшая на один борт четыре тележки с двумя обрезиненными катками каждая и подвеской на листовых рессорах, четыре поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, а также мелкозвенчатую гусеницу из стальных траков.

Корпус собирался из листов катаной броневой стали толщиной 10, 20, 30 и 80 мм. Боевая рубка имела более мощную защиту, собиралась из бронелистов толщиной 10, 20, 30, 50 и 100 мм соответственно. Основное вооружение, состоявшее из короткоствольного орудия 15cm StuH 43 L/12, устанавливалось в лобовом листе рубки. Углы горизонтального наведения составляли по 10° в каждую сторону, вертикального – от -5° до +20°.; На всех “Brummbär” устанавливался телескопический прицел Sfl ZF. Боекомплект состоял из 38 выстрелов раздельного заряжания.

На самоходке устанавливался карбюраторный 12-цилиндровый двигатель HL120TRM 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин и трансмиссия механического типа, обеспечивавшей 6 передч переднего хода и 1 передачу заднего хода.

Для сборки первых партий использовалось шасси от серийных танков разных модификаций: для 52 самоходок использовали шасси от Pz.Kpfw.IV Ausf.G, а другие 8 строились на базе Ausf.E и Ausf.F. Эти машины также оснащались дополнительными бронеплитами толщиной 50 мм. Вторая серия самоходок, выпуск которых производился с декабря 1943-го до марта 1944-го года, строились на шасси более новых танков Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Эти машины отличались установкой вытяжного вентилятора и двумя передними катками с резиновыми бандажами. Всего было собрано 60 таких машин.

Третья серия, строившаяся в мае-июне 1944 года, получила перископ вместо наблюдательного прибора Fahrersehklappe 80, а также орудие StuH 43/1, которое весило почти на 800 кг меньше оригинальной версии. На четвертой серии изменили конструкцию рубки, использовали шасси от танка Pz.Kpfw.IV Ausf.J и установили двигатель HL120TRM112. Начиная с апреля 1944 года справа от орудия появилась шаровая установка пулемета MG-34 и прицелом Kg ZF 2 (боекомплект 600 патронов), имевшем горизонтальный сектор обстрела 30° и вертикальный от -7° до +20°.; Согласно отчетам выпуск самоходок “Brummbär” распределился по годам следующим образом: 1943 г. – 66, 1944 г. – 215, 1945 г. – 17.

Первые серийные “Brummbär” получил 216-й батальон штурмовых орудий (Sturmpanzer-Abteilung 216), формирование которого было завершено в апреле 1943 года. Материальная часть была получена в Амьене, а всего удалось полностью оснастить 3 роты по 14 машин в каждой. Затем батальон был направлен на Восточный фронт, где с 10-го июне участвовал в операции «Zitadelle» под Курском. После начала советского контрнаступления оставшиеся машины перебросили на линию Днепропетровск-Запорожье, но уже в октябре им снова пришлось отступать до Никополя. В декабре 1943 года остатки батальона вернулись в Германию и отправлены на Западный фронта, где в феврале 1944 года “Brummbär” участвовали в отражении высадки под Анцио. На тот момент батальон располагал 28 машинами – впоследствии количество “Brummbär” удалось довести до 42, причем они оставались в Италии вплоть до конца войны.

В конце апреля 1944 года был сформирован 217-й батальон (Sturmpanzer-Abteilung 217), получивший 19 “Brummbär” в мае и в скором времени отправившийся в Нормандию. Первые потери батальон понес ещё в пути, поскольку железнодорожные пути постоянно подвергались ударам с воздуха. Впервые “Brummbär” удалось ввести в бой 7-го августа под Каеном, а по состоянию на 19-е августа в строю числилось 17 машин и ещё 14 находились в ремонте. После ожесточенных боёв в Фалезском котле количество самоходок сократилось до 22 и в октябре часть экипаже отправили в Panzer-Ersatz Abteilung 18. Впоследствии батальон принял участие в сражении при Булже, а завершилась его боевая карьера в Рурском «котле» в апреле 1945 года.

Самоходками “Brummbär” также планировалось оснастить 218-й батальон (Sturmpanzer-Abteilung 218) в составе трех рот по 15 машин в каждой. Формирование началось в начале января 1945-го года, но завершить этот процесс не успели и в итоге это соединение оснастили самоходками StuG III.
Ещё одним соединением на “Brummbär” должен был стать 219-й батальон (Sturmpanzer-Abteilung 219), который создавался на основе 914-й бригады штурмовых орудий (Sturmgeschutz-Brigade 914) в сентябре 1944 года. В октябре, получил всего 10 машин, батальон был отправлен под Будапешт, где впоследствии участвовал в боях с советскими войсками.

До настоящего времени сохранилось всего четыре “Brummbär”, которые находятся в музеях разных стран: Musee des Blindes (Самюр, Франция), Deutsches Panzermuseum (Мюнстер, Германия), Музей БТТ (Кубинка, Россия) и Fort Sill Field Artillery Museum (Форт Силл, США).

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны». АСТ\Астрель. Москва, 2004
Thomas L.Jentz «Sturmgeschuetz: s.Pak to Sturmmoerser» («Panzer Tracts» No.8). Darlington Productions. ISBN 1-892848-04-X. 1999

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШТУРМОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
“Brummbär” образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 28200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5930
Ширина, мм 2880
Высота, мм 2520
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 150-мм пушка 15cm Stuh 43 L/12 и один 7,92-мм пулемет MG-34
БОЕКОМПЛЕКТ 38 выстрелов и 1500 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопические прицелы Sfl ZF и Kg ZF 2
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 80 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 20 мм
крыша корпуса — 10 мм
лоб рубки — 100 мм
борт рубки — 50 мм
корма рубки — 30 мм
крыша рубки — 20 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL120TRМ, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 6-скоростной КПП (6+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков блокированных попарно в 4 тележки с подвеской на литовых рессорах, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
24 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км по шоссе
130 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,20
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанции FuG5 и FuG2

Sturmpanzer IV «Brummbar».

В начале 1942 года компании Alkett было приказано разработать проект нового Sturmpanzer (штурмовой танк), в сотрудничестве с Krupp. Прототип был изготовлен с использованием улучшенного шасси от Panzer IV. В то время как другие модели штурмовых орудий, такие как Sturmhaubitze 42 (Sd. Kfz. 142/2) и Stug 33, разрабатывались как временные варианты, Albert Speer приказал разработать полноценный штурмовой танк — Sturmpanzer IV. Фактически считается, что Stug 33 был прямым предшественником Sturmpanzer IV. В ходе совещания 2 октября 1942 года Speer представил чертежи нового штурмового танка, и 14 октября того же года планы по разработке нового Sturmpanzer IV были представлены Адольфу Гитлеру. После осмотра Фюрер приказал изготовить первую серию из 40-60, с тем, чтобы она была готова к весне 1943 года.

Новый Strumpanzer должен был собираться на шасси Panzer IV и вооружаться 150мм. орудием StuH 43 L/12 (разработанным на основе орудия sIG 33 компанией Skoda). В феврале 1943 года Skoda построила первый прототип Sturmpanzer IV (Sturmpanzer 43).

Вскоре после этого была заказана первая серия из 60-ти машин. К марту 1943 года было закончено 6 машин, а к концу апреля — еще 40. Заказ был выполнен в мае 1943 года, когда было собрано еще 14 машин. Все машины первой серии были изготовлены на базе восстановленных шасси от Panzer IV, и в дальнейшем было решено также собирать «Brummbar» на восстановленных (отремонтированных) шасси. В конце концов, большинство из построенных машин действительно имели восстановленное шасси, но некоторые получили и совершенно новые. После всесторонних испытаний и постоянных запросов на такое оружие с передовых линий, Гитлер приказал начать серийное производство Sturmpanzer IV. 15 мая 1943 года Sturmpanzer IV был официально представлен лидерам Третьего Рейха.

Широкое производство должно было начаться в конце мая 1943 года. Ранние Sturmpanzer IV оказались, вследствие большой массы орудия, слишком тяжелыми для шасси Panzer IV. В добавок машина оказалось недостаточно энерговооруженной и потребляла громадное количество топлива.

150 мм орудие было закреплено на шарообразном шарнире в 100 мм передней броневой плите. На первых Sturmpanzer IV не предусматривалась установка стационарного пулемета, вследствие чего они были легкой целью для истребительных пехотных подразделений. Вместо этого один пулемет имелся внутри корпуса и использовался экипажем по мере необходимости. Ранние «Brummbar» обслуживались экипажем из 4-х человек (вместо 5-ти), где заряжающий был параллельно еще и радистом.

Большинство ранних «Brummbar» было потеряно в боях под Курском и, позже, в битве за Харьков и боях у Запорожья. Оставшиеся нашли свой конец в жестоких боях у маленькой деревушки под названием Himmelreich. В октябре 1943 года было решено провести некоторую модернизацию корпуса и орудия (с целью уменьшения веса). В декабре 1943 года новая облегченная версия орудия была разработана и поступила в производство под обозначением 150mm StuH 43/1 L/12. Полномасштабное производство «Brummbar» началось. В январе 1944 года Sturmpanzer IV официально получил наименование «Brummbar».

В середине 1944 года надстройка была переделана, и далее производство Sturmpanzer IV продолжалось до марта 1945 года. На поздних моделях в передней бронеплите, на шарообразном шарнире, устанавливался пулемет MG34 (адаптированный с Tiger I). Манжета орудия и верхняя передняя часть надстройки тоже были изменены (для уменьшения веса). Также поздние модели оснащались бронеюбками и, в основном, обрабатывались антимагнитной пастой Zimmerit. На модернизированной командирской башенке теперь появилась возможность устанавливать зенитный пулемет. Поздний вариант «Brummbar» являлся грозным и важным для Panzerwaffe оружием.

Поздние модели Sturmpanzer IV «Brummbar» собирались на шасси Panzer IV Ausf H/J. Всего, в период с марта 1943 по март 1945 года, было выпущено 298(306) Sturmpanzer IV и Sturmpanzer IV «Brummbar». Все машины были собраны на новых или отремонтированных шасси Panzer IV. Производством запчастей занимались различные фирмы, а собиралось все на заводах компании Deutsche Eisenwerke.

Единственным серьезным недостатком «Brummbar» было слишком стесненное внутренне пространство корпуса, и как следствие, малый боезапас. Менее 40 снарядов, размещенных внутри корпуса, делали работу экипажа из 5-ти человек весьма затрудненной. Sturmpanzer IV, в первую очередь, предназначался для уличных боев, и был очень эффективен в борьбе против пехоты на укрепленных позициях, в городских зданиях или любых других укрытиях. Небольшое количество средних и поздних вариантов «Brummbar» использовалось в качестве командирских машин, оборудованных дополнительным радиооборудованием и антеннами — Bef. Stu. Pz. IV.

Боевое крещение Sturmpanzer IV «Brummbar» получил на Курской Дуге (лето 1943 года). Позже было сформировано еще три штурмовых танковых батальона — 217-й, 218-й и 219-й, которые воевали на Восточном и Западном фронтах. Каждое подразделение имело на вооружении по 46 Sturmpanzer IV. Они оставались в строю до самого конца войны. «Brummbar» также входили в состав штурмовой танковой роты специального назначения — Sturmpanzer-Kompanie z. b. V. 218, которая принимала участие в подавлении Варшавского Восстания в 1944 году. Sturmpanzer также был известен в войсках под прозвищем «Stupa».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!