Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Танки во второй мировой войне. Танковые войска сша во второй мировой войне

Во Вторую мировую войну танки играли решающую роль в сражениях и операциях, выделить из множества танков, десятку лучших, очень сложно, по этой причине, порядок в списке скорее условный и место танка привязано ко времени его активного участия в боях и значимости на тот период.

10. Танк Panzerkampfwagen III (PzKpfw III)

PzKpfw III, более известный как Т-III – легкий танк с 37 мм орудием. Бронирование со всех ракурсов – 30 мм. Главное качество - Скорость (40 км/ч по шоссе). Благодаря совершенной оптике Carl Zeiss, эргономичным рабочим местам экипажа и наличию радиостанции, «тройки» могли успешно сражаться с куда более тяжелым машинам. Но с появлением новых противников, недостатки Т-III проявились более отчетливо. Немцы заменили 37 мм пушки на 50 мм орудия и прикрыли танк навесными экранами – временные меры дали свои результаты, T-III провоевал еще несколько лет. К 1943 году выпуск Т-III был прекращен, ввиду полного исчерпания его ресурса для модернизации. Всего немецкая промышленность выпустила 5000 «троек».

9. Танк Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV)

Гораздо серьезнее выглядел PzKpfw IV, ставший самым массовым танком Панцерваффе - немцы успели построить 8700 машин. Сочетая в себе все достоинства более легкого Т-III, «четверка» имела высокую огневую мощь и защищенность - толщину лобовой плиты постепенно довели до 80 мм, а снаряды ее 75 мм длинноствольного орудия пробивали броню вражеских танков, как фольгу (к слову, было выпущено 1133 ранних модификаций с короткоствольным орудием).

Слабые места машины – слишком тонкие борта и корма (всего 30 мм на первых модификациях), конструкторы пренебрегли наклоном броневых листов в угоду технологичности и удобству работы экипажа.

Panzer IV - единственный немецкий танк, находившийся в серийном производстве всю Вторую мировую войну и ставший самым массовым танком вермахта. Его популярность у немецких танкистов была сравнима с популярностью Т-34 у наших и «Шермана» у американцев. Хорошо конструктивно отработанная и исключительно надежная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была «рабочей лошадью» панцерваффе.

8. Танк КВ-1 (Клим Ворошилов)

«…с трех сторон мы вели огонь по железным монстрам русских, но всё было тщетно. Русские гиганты подходили всё ближе и ближе. Один из них приблизился к нашему танку, безнадежно увязшему в болотистом пруду и без всякого колебания проехал по нему, вдавив гусеницами в грязь…»
- генерал Рейнгард, командующий 41 танкового корпуса Вермахта.

Летом 1941 года танк КВ громил элитные части Вермахта так же безнаказанно, будто бы он выкатился на Бородинское поле в 1812 году. Неуязвимый, непобедимый и запредельно мощный. До конца 1941 года во всех армиях мира вообще отсутствовало оружие, способное остановить русское 45-тонное чудовище. КВ был в 2 раза тяжелее самого крупного танка Вермахта.

Броня КВ – прекрасная песня стали и технологий. 75 миллиметров стальной тверди со всех ракурсов! Лобовые бронелисты имели оптимальный угол наклона, что еще более увеличивало снарядостойкость брони КВ – немецкие 37 мм противотанковые орудия не брали ее даже в упор, а 50 мм орудия – не дальше 500 метров. В то же время длинноствольное 76 мм орудие Ф-34 (ЗИС-5) позволяло с любого направления бить любой немецкий танк того периода с дистанции 1,5 километров.

Экипажи „КВ“ комплектовались исключительно офицерами,только механики- водители могли быть старшинами. Уровень их подготовки намного превосходил уровень экипажей, которые воевали на танках других типов. Воевали они более умело, поэтому и запомнились немцам…

7. Танк Т-34 (тридцатьчетвёрка)

«…Нет ничего страшнее, чем танковое сражение против превосходящих сил противника. Не по численности - это было неважно для нас, мы привыкли к этому. Но против более хороших машин - это ужасно… Русские танки так проворны, на близких расстояниях они вскарабкаются по склону или преодолеют болото быстрее, чем вы повернете башню. И сквозь шум и грохот вы все время слышите лязг снарядов по броне. Когда они попадают в наш танк, часто слышишь оглушительный взрыв и рев горящего топлива, слишком громкий, чтобы можно было расслышать предсмертные крики экипажа…»
- мнение немецкого танкиста из 4-й танковой дивизии, уничтоженной танками Т-34 в бою у Мценска 11 октября 1941 года.

Очевидно, что русское чудовище не имело аналогов в 1941 году: 500-сильный дизель, уникальное бронирование, 76 мм орудие Ф-34 (в целом аналогичное танку КВ) и широкие гусеницы – все эти технические решения обеспечивали Т-34 оптимальное соотношение подвижности, огневой мощи и защищенности. Даже по-отдельности, эти параметры у Т-34 были выше, чем у любого танка Панцерваффе.

Когда солдаты вермахта впервые встретились на поле боя с «тридцатьчетверками», они, мягко говоря, были в шоке. Проходимость нашей машины впечатляла - там, куда немецкие танки даже соваться не думали, Т-34 проходили без особого труда. Немцы даже прозвали свою 37-миллиметровую противотанковую пушку «колотушкой тук-тук», потому что когда ее снаряды попадали в «тридцатьчетверку», они просто стукались об нее и отскакивали.

Главное – советским конструкторам удалось создать танк именно таким, каким он был нужен Красной Армии. Т-34 идеально соответствовал условиям Восточного фронта. Предельная простота и технологичность конструкции позволило в кратчайшие сроки наладить массовое производство этих боевых машин, как следствие – Т-34 были просты в эксплуатации, многочисленны и вездесущи.

6. Танк Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E, «Тигр»

«…мы пошли в обход через балку и напоролись на «Тигра». Потеряв несколько Т-34, наш батальон вернулся назад …»
- частое описание встреч с PzKPfw VI из мемуаров танкистов.

По мнению ряда западных историков, основной задачей танка «Тигр» была борьба с танками противника, и его конструкция соответствовала решению именно этой задачи:

Если в начальный период Второй мировой войны германская военная доктрина имела в основном наступательную направленность, то позднее, когда стратегическая ситуация поменялась на противоположную, танкам стала отводиться роль средства ликвидации прорывов немецкой обороны.

Таким образом, танк «Тигр» задумывался прежде всего как средство борьбы с танками противника, будь то в обороне или наступлении. Учёт этого факта необходим для понимания особенностей конструкции и тактики применения «Тигров».

21 июля 1943 командир 3-го танкового корпуса Герман Брайт, издал следующую инструкцию по боевому применению танка «Тигр-I»:

…С учётом прочности брони и силы оружия, «Тигр» должен применяться в основном против танков и противотанковых средств противника, и лишь во вторую очередь - как исключение - против пехотных частей.

Как показал опыт боёв, оружие «Тигра» позволяет ему вести бой с танками противника на дистанциях 2000 метров и более, что особенно влияет на моральный дух противника. Прочная броня позволяет «Тигру» идти на сближение с противником без риска серьёзных повреждений от попаданий. Тем не менее, следует пытаться начинать бой с танками противника на дистанциях более 1000 метров.

5. Танк «Пантера» (PzKpfw V «Panther»)

Понимая, что «Тигр» - редкое и экзотическое оружие профессионалов, немецкие танкостроители создали более простой и дешевый танк, с намерением превратить его в массовый средний танк Вермахта.
Panzerkampfwagen V «Пантера» до сих пор служит объектом жарких споров. Технические возможности машины нареканий не вызывают – при массе 44 тонны «Пантера» превосходила по подвижности Т-34, развивая на хорошем шоссе 55-60 км/ч. Танк вооружался 75 мм пушкой KwK 42 с длиной ствола 70 калибров! Бронебойный подкалиберный снаряд, выпущенный из ее адского жерла, пролетал за первую секунду 1 километр – с такими ТТХ пушка «Пантеры» могла продырявить любой танк союзников на дистанции свыше 2 километров. Бронирование «Пантеры» большинством источников тоже признается достойным – толщина лба варьировалась от 60 до 80 мм, при этом углы наклона брони достигали 55°. Борт был защищен слабее – на уровне Т-34, поэтому легко поражался советскими противотанковыми средствами. Нижнюю часть борта дополнительно защищали два ряда катков с каждой стороны.

4. Танк ИС-2 (Иосиф Сталин)

ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944-1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.

Толщина бронирования ИС-2 достигала 120 мм. Одно из главных достижений советских инженеров – экономичность и небольшая металлоемкость конструкции ИС-2. При массе, сравнимой с массой «Пантеры», советский танк был куда более серьезно защищен. Но слишком плотная компоновка потребовала размещения топливных баков в отделении управления – при пробитии брони экипаж Ис-2 имел мало шансов уцелеть. Особенно рисковал механик-водитель, не имевший собственного люка.

Штурмы городов:
Вместе с САУ на его базе ИС-2 активно использовался для штурмовых действий укреплённых городов, таких как Будапешт, Бреслау, Берлин. Тактика действий в таких условиях предусматривала действия ОГвТТП штурмовыми группами из 1-2 танков в сопровождении пехотного отделения из нескольких автоматчиков, снайпера или меткого стрелка из винтовки и иногда ранцевого огнемётчика. В случае слабого сопротивления танки с посаженными на них штурмовыми группами на полном ходу прорывались вдоль улиц к скверам, площадям, паркам, где можно было занять круговую оборону.

3. Танк M4 Sherman (Шерман)

«Шерман» - вершина рациональности и прагматизма. Тем более удивительно, что США, имевшие к началу войны 50 танков, сумели создать такую сбалансированную боевую машину и наклепать к 1945 году 49 000 «Шерманов» различных модификаций. Например, в сухопутных войсках применялся «Шерман» с бензиновым двигателем, а в подразделения Морской пехоты поступала модификация М4А2, оснащенная дизелем. Американские инженеры справедливо полагали, что это значительно упростит эксплуатацию танков – соляр можно было легко найти у моряков, в отличие от высокооктанового бензина. Кстати, именно эта модификация М4А2 поступала в Советский Союз.

Чем же «Эмча» (так наши солдаты прозвали М4) так понравилась командованию Красной Армии, что на них целиком пересели элитные подразделения, например 1-й гвардейский механизированный корпус и 9-й гвардейский танковый корпус? Ответ прост: «Шерман» имел оптимальное соотношение бронирования, огневой мощи, подвижности и … надежности. Кроме того, «Шерман» был первым танком с гидравлическим приводом башни (это обеспечивало особую точность наведения) и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости - танкисты признавали, что в дуэльной ситуации их выстрел всегда был первым.

Боевое применение:
После высадки в Нормандии союзникам пришлось вплотную столкнуться с немецкими танковыми дивизиями, которые были брошены на оборону «Крепости Европа», и тут выяснилось, что союзники недооценили степень насыщения немецких войск тяжёлыми типами бронетехники, особенно танками «Пантера». В прямых столкновениях с немецкими тяжёлыми танками «Шерманы» имели очень мало шансов. Англичане в определённой степени могли рассчитывать на свои Sherman Firefly, чья отличная пушка произвела на немцев большое впечатление (настолько большое, что экипажи немецких танков старались в первую очередь поразить именно Firefly, а потом уже расправиться с остальными). Американцы, которые рассчитывали на своё новое орудие, быстро выяснили, что для уверенного поражения «Пантеры» в лоб мощности его бронебойных снарядов всё же недостаточно.

2. Panzerkampfwagen VI Ausf. B «Tiger II», «Тигр II»

Боевой дебют Королевских Тигров состоялся 18 июля 1944 года в Нормандии, где 503-му тяжёлому танковому батальону удалось в первом же бою подбить 12 танков Шерман».
А уже 12 августа Тигр II появился на Восточном фронте: 501-й тяжелый танковый батальон пытался помешать проведению Львовско-Сандомирской наступательной операции. Плацдарм представлял собой неровное полукольцо, упиравшееся концами в Вислу. Примерно в середине этого полукольца, прикрывая направление на Сташув, оборонялась 53-я гвардейская танковая бригада.

В 7.00 13 августа противник под прикрытием тумана перешел в наступление силами 16-й танковой дивизии при участии 14 Королевских Тигров 501-го тяжелого танкового батальона. Но едва новые Тигры выползли на исходные позиции, три из них были расстреляны из засады экипажем танка Т-34-85 под командованием младшего лейтенанта Александра Оськина, в который помимо самого Оськина входили механик-водитель Стеценко, командир орудия Мерхайдаров, радист Грушин и заряжающий Халычев. Всего же танкисты бригады подбили 11 танков, а три оставшихся, брошенные экипажами, были захвачены в исправном состоянии. Один из этих танков с номером 502 до сих пор находится в Кубинке.

В настоящее время Королевские Тигры имеются в экспозициях Saumur Musee des Blindes во Франции, RAC Tank Museum Bovington (единственный сохранившийся экземпляр с башней Порше) и Royal Military Colledge of Science Shrivenham в Великобритании, Munster Lager Kampftruppen Schule в Германии (передан американцами в 1961 году), Ordnance Museum Aberdeen Proving Ground в США, Switzerlands Panzer Museum Thun в Швейцарии и Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

1. Танк Т-34-85

Средний танк Т-34-85, по существу, представляет собой большую модернизацию танка Т-34, в результате которой был устранен очень важный недостаток последнего - теснота боевого отделения и связанная с ней невозможность полного разделения труда членов экипажа. Достигнуто это было за счет увеличения диаметра башенного погона, а также за счет установки новой трехместной башни значительно больших, чем у Т-34, размеров. При этом конструкция корпуса и компоновка в нем узлов и агрегатов сколько-нибудь существенных изменений не претерпели. Следовательно, остались и недостатки, свойственные машинам с кормовым расположением двигателя и трансмиссии.

Как известно, наибольшее распространение в танкостроении получили две схемы компоновки с носовым и кормовым расположением трансмиссии. Причем недостатки одной схемы являются достоинствами другой.

Изъян компоновки с кормовым расположением трансмиссии состоит в увеличенной длине танка из-за размещения в его корпусе четырех, не совмещенных по длине отделений или в сокращении объема боевого отделения при постоянной длине машины. Из-за большой длины моторного и трансмиссионного отделений боевое с тяжелой башней смещается к носу, перегружая передние катки, не оставляя места на подбашенном листе для центрального и даже бокового размещения люка механика-водителя. Возникает опасность «утыкания» выступающей вперед пушки в грунт при движении танка через естественные и искусственные препятствия. Усложняется привод управления, связывающий водителя с трансмиссией, размещенной в корме.

Схема компоновки танка Т-34-85

Путей выхода из этого положения два: либо увеличить длину отделения управления (или боевого), что неизбежно приведет к увеличению общей длины танка и ухудшению его маневренных качеств за счет возрастания соотношения L/B - длины опорной поверхности к ширине колеи (у Т-34-85 оно близко к оптимальному - 1,5), либо кардинально изменить компоновку моторного и трансмиссионного отделений. О том, к чему это могло привести, можно судить по результатам работы советских конструкторов при проектировании новых средних танков Т-44 и Т-54, созданных в годы войны и принятых на вооружение соответственно в 1944 и 1945 годах.

Схема компоновки танка Т-54

На этих боевых машинах была применена компоновка с поперечным (а не с продольным, как у Т-34-85) размещением 12-цилиндрового дизеля В-2 (в вариантах В-44 и В-54) и объединенным значительно укороченным (на 650 мм) моторно-трансмиссионным отделением. Это позволило удлинить боевое отделение до 30% длины корпуса (у Т-34-85 - 24,3%), почти на 250 мм увеличить диаметр башенного погона и установить на средний танк Т-54 мощную 100-мм пушку. Одновременно удалось сместить башню к корме, выделив на подбашенном листе место для люка механика-водителя. Исключение пятого члена экипажа (стрелка из курсового пулемета), удаление боеукладки с полика боевого отделения, перенос вентилятора с коленчатого вала двигателя на кронштейн кормы и сокращение габаритной высоты двигателя обеспечили уменьшение высоты корпуса танка Т-54 (по сравнению с корпусом танка Т-34-85) примерно на 200 мм, а также сокращение забронированного объема примерно на 2 м куб. и усиление броневой защиты более чем в два раза (при увеличении массы всего лишь на 12%).

На столь кардинальную перекомпоновку танка Т-34 во время войны не пошли, и, наверное, это было правильным решением. Вместе с тем, диаметр башенного погона, при сохранении неизменной формы корпуса, у Т-34-85 был практически предельным, что не позволяло разместить в башне артсистему более крупного калибра. Возможности модернизации танка по вооружению были исчерпаны полностью, в отличие, например, от американского «Шермана» и немецкого Pz.lV.

Кстати, проблема увеличения калибра основного вооружения танка имела первостепенное значение. Иногда можно услышать вопрос: зачем понадобился переход к 85-мм пушке, нельзя ли было улучшить баллистические характеристики Ф-34 за счет увеличения длины ствола? Ведь поступили же так немцы со своей 75-мм пушкой на Pz.lV.

Дело в том, что немецкие орудия традиционно отличались лучшей внутренней баллистикой (наши столь же традиционно-внешней). Немцы добивались высокой бронепробиваемости за счет повышения начальной скорости и лучшей отработки боеприпасов. Адекватно ответить мы могли только увеличением калибра. Хотя пушка С-53 значительно улучшила огневые возможности Т-34-85, но, как отмечал Ю.Е.Максарев: «В дальнейшем Т-34 уже не мог напрямую, дуэльно поражать новые немецкие танки». Все попытки создания 85-мм пушек с начальной скоростью свыше 1000 м/с, так называемых пушек большой мощности, закончились неудачей по причине быстрого износа и разрушения ствола еще на стадии испытаний. Для «дуэльного» поражения немецких танков понадобился переход к 100-мм калибру, что было осуществлено только в танке Т-54 с диаметром башенного погона 1815 мм. Но в сражениях Второй мировой войны эта боевая машина участия не принимала.

Что же касается размещения люка механика-водителя в лобовом листе корпуса, то можно было попробовать пойти по пути американцев. Вспомним, на «Шермане» люки механика-водителя и пулеметчика, первоначально также выполненные в наклонном лобовом листе корпуса, были впоследствии перенесены на подбашенный лист. Это удалось осуществить за счет уменьшения угла наклона лобового листа с 56° до 47° к вертикали. У Т-34-85 лобовой лист корпуса имел наклон 60°. Уменьшив этот угол также до 47° и компенсировав это некоторым увеличением толщины лобовой брони, можно было бы увеличить площадь подбашенного листа и разместить на нем люк водителя. Это не потребовало бы кардинальной переделки конструкции корпуса и не повлекло бы за собой существенного увеличения массы танка.

Не изменилась на Т-34-85 и подвеска. И если использование для изготовления пружин более качественной стали помогло избежать быстрого их проседания и, как следствие, уменьшения клиренса, то от значительных продольных колебаний корпуса танка в движении избавиться не удалось. Это был органический порок пружинной подвески. Расположение же обитаемых отделений в передней части танка только усугубляло негативное воздействие этих колебаний на экипаж и вооружение.

Следствием компоновочной схемы Т-34-85 стало и отсутствие в боевом отделении вращающегося полика башни. В бою заряжающий работал, стоя на крышках ящиков-кассет со снарядами, уложенными на днище танка. При поворотах башни он должен был перемещаться вслед за казенником, при этом ему мешали стреляные гильзы, падавшие сюда же на пол. При ведении интенсивного огня скапливавшиеся гильзы затрудняли и доступ к выстрелам, размещенным в боеукладке на днище.

Суммируя все эти моменты, можно сделать вывод, что, в отличие от того же "Шермана", возможности по модернизации корпуса и подвески Т-34-85 были использованы не полностью.

Рассматривая достоинства и недостатки Т-34-85, необходимо учитывать еще одно весьма важное обстоятельство. Экипаж любого танка, как правило, в повседневной реальности абсолютно не волнует, под каким углом наклона расположен лобовой или какой-либо другой лист корпуса или башни. Значительно важнее, чтобы танк как машина, то есть как совокупность механических и электрических механизмов, работал четко, надежно и не создавал проблем при эксплуатации. В том числе и проблем, связанных с ремонтом или заменой каких-либо деталей, узлов и агрегатов. Вот тут у Т-34-85 (как и у Т-34) все было в порядке. Танк отличался исключительной ремонтопригодностью! Парадоксально, но факт - и в этом «виновата» компоновка!

Существует правило: компоновать не для обеспечения удобного монтажа - демонтажа агрегатов, а исходя из того, что до полного выхода из строя агрегаты не нуждаются в ремонте. Требуемая высокая надежность и безотказность в работе достигаются при проектировании танка на базе готовых, конструктивно отработанных агрегатов. Поскольку при создании Т-34 практически ни один из агрегатов танка не отвечал этому требованию, то и его компоновку выполнили вопреки правилу. Крыша моторнотрансмиссионного отделения была легкосъемной, кормовой лист корпуса откидывался на петлях, что позволяло осуществлять демонтаж таких крупногабаритных агрегатов, как двигатель и коробка передач в полевых условиях. Все это имело колоссальное значение в первой половине войны, когда из-за технических неисправностей из строя выходило больше танков, чем от воздействия противника (на 1 апреля 1942 года, например, в действующей армии имелось 1642 исправных и 2409 неисправных танков всех типов, в то время как наши боевые потери за март составили 467 танков). По мере улучшения качества агрегатов, достигшего наивысшего показателя у Т-34-85, значение ремонтнопригодной компоновки снизилось, но язык не повернется назвать это недостатком. Более того, хорошая ремонтопригодность оказалась как нельзя кстати в ходе послевоенной эксплуатации танка за рубежом, в первую очередь в странах Азии и Африки, порой в экстремальных климатических условиях и с персоналом, имевшим весьма посредственный, если не сказать больше, уровень подготовки.

При наличии всех недостатков в конструкции «тридцатьчетверки» был соблюден некий баланс компромиссов, выгодно отличавший эту боевую машину от других танков Второй мировой войны. Простота, удобство при эксплуатации и техническом обслуживании, в совокупности с хорошей бронезащитой, маневренностью и достаточно мощным вооружением и стали причиной успеха и популярности Т-34-85 у танкистов.

Хотя Первая мировая война ознаменовалась появлением танков, Вторая мировая показала настоящую неистовость этих механических чудовищ. Во время боевых действий они сыграли важную роль, как среди стран антигитлеровской коалиции, так и среди держав «оси». Обе противоборствующие стороны создали значительное количество танков. Ниже перечислены десять выдающихся танков Второй мировой войны – наиболее мощных машин данного периода из когда-либо построенных.

M4 «Шерман» (США)

Второй по массовости танк времён Второй мировой войны. Выпускался в США и некоторыми другими западными странами антигитлеровской коалиции в основном за счёт американской программы Ленд-лиз, которая обеспечила военную поддержку иностранных союзных держав. Средний танк «Шерман», имел стандартное 75-мм орудие с боезапасом в 90 снарядов и был снабжён относительно тонкой лобовой (51 мм) бронёй по сравнению с другими машинами того периода.
Разработанный в 1941 году, танк был назван в честь известного генерала Гражданской войны в США - Уильяма Т. Шермана. Машина участвовала в многочисленных сражениях и кампаниях с 1942 по 1945. Относительный недостаток огневой мощи был скомпенсирован огромным их количественным: около 50 тысяч «Шерманов» было произведено в течение Второй мировой войны.

«Шерман-Светлячок» (Великобритания)


Sherman Firefly - британский вариант танка М4 «Шерман», который был оснащён разрушительным 17-фунтовым противотанковым орудием, более мощным, чем исходная 75-мм пушка «Шермана». 17-фунтовка была достаточно разрушительной, чтобы повредить любые известные танки того времени. «Шерман-Светлячок» был одним из тех танков, что наводили ужас на страны «Оси» и характеризовался как одна из самых смертоносных боевых машин периода Второй мировой войны. Всего их было произведено больше 2 000 единиц.

Т-IV (Германия)


PzKpfw IV - один из самых широко используемых и массовых (8 696 единиц) немецких танков во время Второй мировой войны. Был вооружён 75-мм пушкой, которая могла уничтожить советский Т-34 на дальности 1200 метров.
Изначально эти машины применялись для поддержки пехоты, но в итоге приняли роль танка (Т-III), и начали использоваться в бою как основные боевые единицы.


Этот легендарный танк был самым массовым в годы Войны и вторым самым производимым за все время (около 84 тыс. машин). Он также является одним из наиболее долгодействующих танков из когда-либо произведённых. До сих пор многие уцелевшие единицы обнаруживаются в Азии и Африке.
Популярность Т-34 отчасти объясняется наклонной 45-мм лобовой бронёй, которая не пробивалась немецкими снарядами. Это была быстрая, манёвренная и прочная машина, взывающая серьёзное беспокойство у командования вторгшихся немецких танковых частей.

Т-V «Пантера» (Германия)


PzKpfw V «Panther» - средний немецкий танк, появившийся на поле битвы в 1943 году и остававшийся до конца войны. Всего было создано 6 334 единиц. Танк развивал скорость до 55 км/ч, имел прочную 80-мм броню и был вооружён 75-мм орудием с боезапасом от 79 до 82 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Т-V был довольно мощным, чтобы повредить в то время любую вражескую машину. Он технически превосходил танки типов «Тигр» и Т-IV.
И хотя позже, Т-V «Пантера» была превзойдена многочисленными советскими Т-34, она оставалась серьёзным её противником до конца войны.

«Комета» IA 34 (Великобритания)


Одна из мощнейших боевых машин Великобритании и, вероятно, наиболее лучшее, что было использовано этой страной во Второй мировой войне. Танк был вооружён мощной 77-мм пушкой, которая являлась укорочённым вариантом 17-фунтового орудия. Толстая броня достигала 101 миллиметра. Однако «Комета» не оказала значительного влияния на ход Войны из-за позднего внедрения на поля сражений – примерно в 1944 году, когда немцы отступали.
Но как бы там, ни было, за время своего короткого срока эксплуатации эта военная машина показала свою эффективность и надёжность.

«Тигр I» (Германия)


«Тигр I» - немецкий тяжёлый танк, разработанный в 1942 году. Обладал мощнейшим 88-мм орудием с боезапасом в 92–120 снарядов. Успешно применялся как против воздушных, так и против наземных целей. Полное немецкое название этого зверя звучит как Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E, союзники же называли эту машину просто «Тигр».
Разгонялся он до 38 км/ч и имел броню без наклона толщиной от 25 до 125 мм. Когда был создан в 1942, страдал от некоторых технических неполадок, но вскоре был избавлен от них, превратившись к 1943 году в безжалостного механического охотника.
«Тигр» был грозной машиной, что заставило союзников разрабатывать более совершённые танки. Он символизировал силу и мощь нацистской военной машины, и до середины войны ни один танк союзников не обладала достаточной прочностью и мощью для противостояния «Тигру» в прямом столкновении. Однако во время заключительного этапа Второй мировой войны, доминирование «Тигра» частенько оспаривалось лучше вооружёнными «Шерман-Светлячками» и советскими танками ИС-2.


Танк ИС-2 принадлежал к целому семейству тяжёлых танков типа «Иосиф Сталин». Имел характерную наклонную броню толщиной 120 мм и крупное 122-мм орудие. Лобовая броня была непробиваемой для снарядов немецких 88-мм противотанковых пушек на расстоянии более 1 километра. Его производство началось в 1944, всего было построено 2 252 танков семейства «ИС», из которых около половины - модификация ИС-2.
Во время Битвы за Берлин танки ИС-2 уничтожали целые немецкие здания с помощью осколочно-фугасных снарядов. Это был настоящий таран Красной Армии при продвижении к сердцу Берлина.

М26 «Першинг» (США)


США создали тяжёлый танк, который запоздало принял участие во Второй мировой войне. Разработан он был в 1944, общее количество выпущенных танков составило 2 212 единицы. «Першинг» был более сложной моделью в сравнении с «Шерманом», обладал более низким профилем и более крупными гусеницам, что обеспечивало машине лучшую устойчивость.
Основное орудие имело калибр в 90 миллиметров (к нему прилагалось 70 снарядов), довольно мощное, чтобы пробить броню «Тигра». «Першинг» обладал силой и мощью для лобовой атаки тех машин, что могли применять немцы или японцы. Но лишь 20 танков приняли участие в боевых действиях в Европе и совсем немногие были отправлены на Окинаву. После окончания Второй мировой войны «Першинги» приняли участие в Корейской войне и далее продолжали применяться в американских войсках. М26 «Першинг» мог бы изменить правила игры, если бы он был раньше брошен на поля сражения.

«Ягдпантера» (Германия)


Jagdpanther - один из наиболее мощных истребителей танков во Второй мировой войне. Был основан на шасси «Пантеры», начал эксплуатироваться в 1943 году, и прослужил до 1945 года. Вооружён 88-мм пушкой с 57 снарядами и имел 100-мм лобовую броню. Орудие сохраняло точность на расстоянии до трёх километров и обладало дульной скоростью свыше 1000 м/с.
В течение войны было построено лишь 415 танков. «Ягдпантеры» прошли боевой крещение 30 июля 1944 возле Сент-Мартин Де Буа, во Франции, где уничтожили одиннадцать танков «Черчилль» в течение двух минут. Техническое превосходство и передовая огневая мощь не оказала особого влияния на ход войны из-за позднего внедрения этих монстров.

Поделится в соц. сетях

Танки Второй мировой войны стали скачком в развитии бронетехники, показав, насколько важна её роль на поле боя. Немецкие генералы первыми поняли силу быстрых ударов, сминающих пехоту и укрепления противника. Гудериану и Манштейну удалось за пару недель победить польскую армию, применив боевые машины, после чего настала очередь французской. Англо-французские войска держались более месяца, но не смогли ничего противопоставить немецким танкам и были прижаты к Дюнкеру, откуда смогли эвакуироваться.

История танков Второй мировой войны началась с 1939 года, когда исход боёв часто решался рассекающими ударами лёгких и средних танков, их прорывом и уничтожением тылов. В период до 1941 года практически отсутствовали противотанковые средства и опыт борьбы с бронированными машинами. Позже начали появляться тяжёлые танки с противоснарядным бронированием, например, советский КВ-1, почти неуязвимый для немецких пушек, но ненадёжный и с плохой проходимостью. Германия в 1942 году применила один из самых мощных танков Второй мировой войны – Тигр, обладающий мощной бронёй и великолепной пушкой.

Ответ СССР

Несмотря на появление многотонных монстров, средние танки оказались по-прежнему востребованы. Именно они выполняли роль рабочих лошадок, совершая дерзкие прорывы флангов, спешно перебрасывались на опасные участки фронта, уничтожая колонны противников на марше. Лучший танк Второй мировой войны Т-34 был именно средним, массой около 30 тонн, тонкой наклонной бронёй, пушкой среднего калибра и скоростью более 50 км/ч. Американцы классифицировали свой Першинг как тяжёлый, хотя по характеристикам он являлся средним. Разумеется, стоит упомянуть Вермахт, кинувший в 1943 году в бой Пантеру, ставшую одной из самых массовых и опасных немецких военных машин, благодаря сочетанию подвижности, брони и огневой мощи.

На протяжении многих лет между СССР и Германией шло своеобразное соперничество за создание наиболее совершенной машины. Немцы сделали ставку на технологии и характеристики, стараясь дать возможность уничтожить любого противника ещё издалека и выдержать любой ответный выстрел. Недостатками такого подхода оказались сложность и цена производства. Советские инженеры сделали ставку на технологичность и массовость, даже при создании легендарной тридцатьчетвёрки. Такой подход себя оправдывал во время кровопролитных танковых сражений, а позже, когда Германия начала испытывать дефицит ресурсов, советские танки окончательно победили.

Другие страны

Бронетехника других стран значительно отставала в развитии. Японские танки не обладали серьёзной защитой и вооружением, как и итальянские с французскими и выглядели гостями из прошлого.

Великобритания, помимо Черчилля, отличившегося великолепной бронёй, но плохими подвижностью и надёжностью, также выпускала и другие машины. Массовый Кромвель отличался хорошей подвижностью, мощным орудием, и мог противостоять Пантерам. Комета, появившаяся под конец войны в результате модификации Кромвеля, была ещё удачнее и удачно сочетала в себе необходимые характеристики.

США создали 49 234 средних Шерманов, оставивших заметный след во Второй мировой войне. Не отличающийся защитой или огневой мощью танк стал самым массовым после Т-34 благодаря своей удачной конструкции и простоте производства.

Интересны экспериментальные танки Второй мировой войны вроде построенного Мауса, ставшего самым большим танком Второй мировой войны или гигантского Ратте, так и оставшегося на чертежах.

За годы войны было выпущено огромное количество бронетехники, часть которой малоизвестна и находится в тени истории.

На этой странице вы найдёте список танков второй мировой войны с фотографиями, названиями и описанием, ничуть не уступающий энциклопедии, и помогающий узнать интересные подробности и не запутаться в многообразии боевых машин.

Танки США во Второй мировой войне

К началу Второй мировой войны США подошли, не имея ни сколько-нибудь значительного танкового парка, ни развернутого производства танков. Более того, отсутствовали отработанные конструкции танков, которые могли бы быть приняты к серийному производству. Поэтому США в ходе войны были вынуждены в короткие сроки конструировать и выпускать различные образцы танков и бронетехники, решать проблему формирования бронетанковых дивизий, бригад и батальонов и разрабатывать теорию их боевого применения. Необходимость быстрого налаживания массового производства танков, с одной стороны, и отсутствие боевого опыта - с другой, привели к тому, что в производство были запущены машины, не отвечавшие в полной мере требованиям войны. Это легкий танк М3 и средний танк под таким же обозначением.

Американские танки имели слабое комбинированное вооружение, бронирование и высокую подвижность. Такие машины не могли успешно бороться с танками вермахта, поэтому их довольно быстро сняли с производства. Основным танком, которым в заключительный период второй мировой войны была вооружена не только американская, но и английская армия, стал средний танк М4. Эта машина по своим показателям стояла ближе к современным требованиям. Легкие танки М3 были заменены танками М5, М22 и М24. Эти машины, не отличаясь существенно броней и вооружением, имели ряд технических усовершенствований, повышавших эксплуатационную надежность. Создать приемлемую конструкцию тяжелого танка американским конструкторам не удалось. В годы Второй мировой войны в армии США широкое распространение получила самоходная артиллерия, которая делилась на три вида: полевую, истребительно-противотанковую и зенитную. Выпускалось также большое количество колесных, полугусеничных и гусеничных бронетранспортеров, бронеавтомобилей и специальных видов бронетанковой техники.

Американское танкостроение периода второй мировой войны характеризовалось следующим:

  • в связи с неудачной конструкцией тяжелого танка М6 использовались только легкие и средние танки, причем начиная с 1943 года, средние танки составляли основу танкового парка;
  • создание и широкое использование полевой, истребительно-противотанковой и зенитной самоходной артиллерии;
  • высокое техническое совершенство и большая надежность боль шинства образцов бронетанковой техники при сравнительно невысо ких боевых показателях. На серийных или опытных образцах были использованы многие технические новинки, нашедшие применение в послевоенном танкостроении: электрические и гидравлические пе редачи, автоматические коробки переключения передач, стабилиза торы пушек, резинометаллические гусеницы и многое другое;
  • использование как в легких, так и в средних танках автомо бильных двигателей, в том числе и нескольких двигателей, соеди ненных в одну установку, что объясняется отсутствием отработан ной конструкции мощного танкового двигателя;
  • выпуск и широкое использование бронированных транспорт ных машин.

Всего за годы второй мировой войны промышленность США выпустила 131481 танк и СУ. Благодаря форсированному выпуску бронетанковой техники, США удалось к лету 1941 года создать первые две бронетанковые дивизии, каждая из которых состояла из двух танковых, одного мотопехотного и одного артиллерийского полков, а также подразделений боевого обеспечения и обслуживания. В дивизии насчитывалось 14 тысяч человек личного состава, 375 танков, 45 75-мм самоходных орудия, 54 самоходные гаубицы и 126 самоходных противотанковых орудий. Опыт показал, что такие дивизии громоздки и трудноуправляемы.

В сентябре они были реорганизованы: упразднено полковое звено, сокращено число танковых батальонов и артиллерийских дивизионов. Дивизия стала включать в себя три танковых и три мотопехотных батальона, три дивизиона 105-мм гаубиц, дивизион противотанковых орудий, разведывательный и саперный батальоны. Всего в дивизии новой организации насчитывалось 11 тысяч человек личного состава, 269 танков и 54 самоходные гаубицы. В дивизии были созданы три боевых командования (типа штабов бригад), объединявшие в бою действия нескольких батальонов и дивизионов. Бронетанковые или механизированные корпуса в армии США не создавались. Для непосредственной поддержки пехоты с 1940 года формировались отдельные танковые батальоны (по 72 танка в каждом), которые придавались пехотным дивизиям. Для борьбы с танками создавались танкоистребительные батальоны, в каждом из которых было по 54 самоходные установки. Всего в ходе второй мировой войны в США было сформировано 16 бронетанковых дивизий, 55 отдельных танковых батальонов, 68 отдельных танкоистребительных батальонов, 10 отдельных батальонов плавающих танков, 1 авиадесантный танковый батальон и 16 батальонов плавающих транспортеров.

Легкий танк М3

Созданный на базе М2/М3 легкий танк М3А1 был одним из самых массовых танков на вооружении американской армии ко времени вступления США во Вторую мировую войну. Основное вооружение состояло из 37-мм пушки.

Американские легкие танки ведут свою историю с 1920-х годов, когда было создано несколько легких бронированных машин непосредственной поддержки пехоты. В начале 1930-х был разработан легкий танк М2, который послужил базой для семейства машин, имевших индекс М2. Танк был вооружен пушкой калибра 37 мм и для своего времени считался довольно совершенной конструкцией, но к 1940 году серия, последней модификацией в которой стал танк М2А4, уже устарела.

Усиление бронирования

Командование американской армии внимательно следило за событиями, происходившими в Европе в 1940 году. В США понимали, что необходимо усилить броневую защиту бронетехники, в том числе легких танков. Усиление бронирования влекло увеличение массы. Соответственно возникала необходимость усилить подвеску. Все эти требования были воплощены в новом легком танке М3, созданном на базе М2А4. В начале 1941 года было организовано серийное производство М3, а с вступлением США в войну была разработана модификация М3А1. Были внесены значительные изменения в конструкцию корпуса и башни. Всего было выпущено 5811 танков М3 всех модификаций. Вооружение М3А1 включало пушку калибра 37 мм и пять 7,62-мм пулеметов - спаренный, зенитный и три курсовых (один в башне и два в корпусе). Толщина брони варьировалась от 15 до 43 мм.

Надежность

Танки М3 участвовали во всех кампаниях, которые вели в то время американские сухопутные войска. Машина оказалась весьма надежной и пользовалась среди танкистов уважением. Такие легкие танки массово поставлялись некоторым американским союзникам, в первую очередь Великобритании, где им присвоили обозначение «Стюарт». Сточки зрения британских специалистов, это была несколько тяжеловатая для легкого танка машина, однако танкисты быстро оценили ее надежность и неприхотливость. Единственное, что вызывало недовольство англичан, -танки поставлялись с различными силовыми установками. Обычно устанавливался бензиновый 7-цилиндровый двигатель «Континентал» (танк с таким мотором англичане назвали «Стюарт I»), но в целях скорейшего удовлетворения всех заявок в США стали на некоторые машины устанавливать дизельные двигатели Т-1020 фирмы «Гилберсон» («Стюарт II»), что создавало проблемы в снабжении ГСМ и запчастями. Впрочем, эти трудности были преодолены.



Модификации

Модификация М3А1 («Стюарт III» и «Стюарт IV» с бензиновым или дизельным двигателем) отличалась ги- ростабилизированной пушкой и силовым приводом поворота башни, а М3А3 («Стюарт-V») имела увеличенный объем отделения механика-водителя и усиленную броневую защиту. Поскольку 37-мм пушка оказалась откровенно слаба для боя, с 1944 года некоторые М3 были переоборудованы в разведывательные и команд- но-штабные (с танков были сняты башни), другие переданы Красной Армии. В модификации М3А5 были установлены два двигателя «Кадиллак». В Великобритании их называли «Стюарт V», впрочем, как и более позднюю модель М5А1, которая отличалась усовершенствованной башней с характерным удлинением ее задней части, где разместили радиостанцию.

Танки М3 и М5 использовались союзниками в качестве разведывательных. На снимке, сделанном в Бельгии в конце лета 1944 года, танк М3 преодолевает импровизированное заграждение.

Легкий танк М24 «Чаффи»

Танк М24, вооруженный пушкой калибра 75 мм, стал поступать в войска в конце 1944 года. После войны на его базе было создано семейство новых бронированных машин.

К 1942 году стало окончательно ясно, что время 37-мм танковой пушки в качестве основного вооружения безвозвратно прошло, из войск поступали заявки на легкий танк, вооруженный орудием калибра 75 мм. Попытки установить его на М5 оказались неудачными и фирма «Кадиллак» приступила к созданию новой машины. Прототип был изготовлен к концу 1943 года. В нем была применена та же компоновочная схема, что и в М5, оставили и прежние два двигателя. Основные изменения коснулись башни и вооружения. В башне установили пушку требуемого калибра - 75 мм. Первоначально это было французское полевое орудие, которое пытались приспособить не только к танкам, но и (облегченный вариант) к бомбардировщикам В-25. Танковая пушка получила индекс Т13Е1.

Базовая версия

Прототип нового легкого танка получил обозначение Т24, но в серийное производство он был запущен как М24, позднее за ним закрепилось имя «Чаффи». В войска новые машины стали поступать лишь к концу 1944 года, поэтому «Чаффи» не довелось проявить себя в полной мере. Эти танки участвовали лишь в нескольких операциях, проведенных в Европе в 1945 году. Однако усилия конструкторов не пропали даром - М24 стал базой, на основе которой было создано многочисленное семейство бронированных машин различного назначения. На шасси М24 были созданы самоходные артиллерийские установки, в том числе зенитные, и другие машины. Надо признать, что с окончанием войны интерес к бронетанковой технике угас и танки М24 вновь оказались в центре внимания только с началом войны в Корее в 1950-х годах.

Подвижность

Танк М24 имел довольно мощное по тем временам вооружение, а толщина брони составляла от 12 до 37 мм. Сравнительно небольшая масса при неплохой мощности силовой установки позволяла обеспечить высокую маневренность машины. К удивлению многих, экипаж этого легкого танка состоял из пяти человек (командир, наводчик, заряжающий, стрелок-радист и механик-водитель).

Дополнительное вооружение

Помимо пушки танк был вооружен тремя 7,62-мм пулеметами - спаренным, курсовым и турельным. Устанавливались также дымовые гранатометы калибра 51 мм. Для танка, который выполнял в основном разведывательные задачи, это было довольно мощное вооружение. Как бы там ни было, это было лучшее, что могла предложить американская танкостроительная промышленность в те времена.

После войны танки М24 поступили на вооружение армий ряда государств, которые вскоре столкнулись с серьезными проблемами, связанными с необходимостью замены силовой установки и установки систем управления огнем.

Средний танк М3

Конструкция танка М3 была разработана в спешке, однако 75-мм пушка на первых порах обеспечила союзникам возможность на равных бороться с немецкими танками.

Тактика действий немецких войск, вторгшихся во Францию в 1940 году, внимательно изучалась американскими военными экспертами. Они сделали вывод, что танки нового поколения должны иметь в качестве основного вооружения орудие калибром не менее 75 мм. Вывод оказался обескураживающим, поскольку подготовленный к производству новейший американский танк был вооружен 37-мм пушкой, то есть устарел до поступления в войска.

Доработанная конструкция

В США нашли простое и быстрое решение этой проблемы - они установили на прототип пушку калибра 75 мм - усовершенствованную версию французского полевого орудия,которая могла применять новые боеприпасы, в том числе бронебойные. Башня прототипа, уже получившего обозначение средний танк М2, но которому не суждено было поступить в производство, не могла вместить мощное орудие, и пушку разместили в корпусе танка, впереди справа. При этом башню с 37-мм пушкой оставили без изменений.

Помимо двух орудий танк был вооружен четырьмя 7,62-мм пулеметами - один в верхней башенке, спаренный с 37-мм пушкой в башне и два курсовых в передней части корпуса.

Массовое производство

Полученную конструкцию назвали средний танк М3. Его производство развернули на заводе, где раньше все было подготовлено к выпуску М2. Вскоре в США прибыла с ознакомительной поездкой британская военная делегация, которая проявила к новой модели повышенный интерес - необходимо было восполнить потери в технике, которые английская армия понесла во Франции. Английские эксперты изъявили желание приобрести такие машины, но попросили убрать верхнюю башенку с пулеметом и удлинить кормовую часть башни, чтобы установить там радиостанцию. Доработанные в соответствии с пожеланиями танки стали поступать в Великобританию, где им присвоили обозначение «Генерал Грант I», или просто «Грант I». Боевое крещение они получили в ливийской пустыне в районе Газали в мае 1942 года. Для немецкого Африканского корпуса появление этих танков явилось полной неожиданностью, и они оказались весьма эффективными на поле боя, имея довольно мощное вооружение и броневую защиту толщиной от 12 до 50 мм.

Популярная машина

Позднее в британские войска стали поступать и немо- дифицированные танки М3, которым дали обозначение «Генерал Ли I», а также последующие модели - М3А1 с усиленным бронированием («Ли II»), М3А3 («Ли IV») с двумя дизельными двигателями мощностью 280 кВт (375 л.с.), М3А4 («Ли V») с многотопливным двигателем А-57 фирмы «Крайслер» мощностью 276 кВт (370 л.с.), а также М3А5 с клепаным корпусом. К концу 1942 года, когда производство М3 было прекращено, было выпущено 6258 танков всех модификаций, которые участвовали в боях на разных театрах военных действий. Немало таких танков поступило на вооружение Красной Армии по программе «ленд-лиз». Танки М3 оказались достаточно надежными, однако орудие калибра 37 мм было явно маломощным. Другим недостатком стал высокий силуэт, который позволял экипажу относительно комфортно чувствовать себя на марше, однако в бою танк быстро обнаруживал себя и привлекал огонь огневых средств противника. Эти конструктивные недочеты объясняются тем, что на стадии проектирования вопросов было больше, чем ответов, а войска требовали танков как можно быстрее. Многие технические решения, примененные в подвеске и силовой установке, впоследствии получили развитие и были применены на машинах следующего поколения. Главная заслуга М3 состоит в том, что на его примере американская промышленность продемонстрировала способность в кратчайшие сроки разработать новую модель и наладить ее массовый выпуск.

С началом производства М4 танки М3 стали постепенно снимать с вооружения или переоборудовать в специальные машины, например БРЭМ. Однако на Дальнем Востоке танки «Грант» и «Ли» принимали участие в боевых действиях и в 1945 году.

Британский вариант М3 «Генерал Грант» имел удлиненную сзади башню, где установили радиостанцию, а также более низкий силуэт, поскольку сняли башенку с пулеметом.

Средний танк М4 «Шерман»

Одна из последних моделей танка «Шерман» - М4А3 - была вооружена 76-мм пушкой и имела новую подвеску. Такие машины активно применялись на фронте в 1945 году.

Когда был организован массовый выпуск среднего танка М3, конструкторы уже завершали работы по созданию новой модели с орудием калибра 75 мм. Чтобы сэкономить время, было принято решение использовать корпус и ходовую часть модели М3 (корпус при этом пришлось незначительно переделать под новую башню). Прототип был готов в сентябре 1942 года и в документах именовался как средний танк Т6. Считалось, что благодаря литой башне удастся быстро наладить массовый выпуск новой техники.

Производство

В серийное производство машина пошла под обозначением средний танк М4. Вооружение включало 75-мм пушку и три пулемета - спаренный и курсовой калибра 7,62 мм и 12,7-мм зенитный. Толщина брони в базовой модели составляла от 15 до 76 мм. Новая машина прекрасно зарекомендовала себя в войсках США и их союзников и выпускалась большими партиями. К 1945 году, когда выпуск М4 был прекращен, было построено более 40 000 таких танков в различных вариантах и модификациях. Так, устанавливали разные силовые установки, пушки калибров 75, 76 и даже 100 мм, на базе М4 были созданы и выпускались саперный танк, танковый мостоукладчик, истребитель танков, огнеметный танк, БРЭМ, САУ, машина разминирования и другие варианты. Можно сказать, что М4 был для союзников аналогом советского Т-34.

Британская модель

Британская армия получила значительное количество танков М4 по «ленд-лизу». Боевое крещение английских танков этого типа произошло под Эль-Апамейном в октябре 1942 года. В Великобритании М4 присвоили обозначение «Генерал Шерман» (или просто «Шерман»), и эти танки стали самыми массовыми на вооружении британской армии вплоть до окончания Второй мировой войны. Английские специалисты разработали на его базе несколько модификаций, наибольшую известность среди которых получил «Шерман-Файрфлай». Эта модель, созданная в 1944 году, была вооружена 17-дюймовой пушкой и оказалась единственной среди английских танков,которая в ходе операции в Нормандии могла на равных соперничать с немецкими «Тиграми» и «Пантерами».

На танке М4 («Шерман I») устанавливался двигатель «Райт Уайрлвинд» мощностью 263 кВт (353 л. с.) или «Континентал» R-975 (298 кВт, 400 л.с.), на М4А1 («Шерман II») - 9-цилиндровый дизельный двигатель «Катерпиллер» мощностью 336 кВт (450 л. е.), модель М4А2 («Шерман III») отличалась клепаной башней и силовой установкой в составе двух дизельных двигателей 6-71 «Дженерал Моторс» мощностью 313 кВт (420 л. с), на М4А3 («Шерман IV») устанавливали двигатель «Форд» GAA мощностью 373 кВт (500 л.с.) и новую подвеску, а на М4А5 («Шерман V») - двигатель фирмы «Крайслер» мощностью 317 кВт (425 л. с.) и пять топливных баков. В обозначении английских танков буквами обозначали установленное основное вооружение. Если стандартное вооружение включало пушку калибра 75 мм, то литера А означала, что данный танк вооружен 76-мм пушкой, В - 105-мм гаубицей, а С - 17-фунтовой противотанковой пушкой. Индекс W в обозначении модели американского М4 означал, что в данном танке боекомплект хранится в увлажненной боеук- ладке (для снижения риска возгорания). По мере появления новых, более совершенных модификаций изменялась и броневая защита. Так, если в модели М4А2 минимальная толщина брони составляла 13 мм, а максимальная - 103 мм, то в М4А3 эти показатели равнялись 15 и 100 мм, а в М4А4 - 20 и 85 мм соответственно.

Вверху. Танк-разградитель «Шерман» из состава 79-й бронетанковой дивизии. Несколько таких машин было передано американским войскам. Они использовались во время высадки в Нормандии идо конца войны.

Вверху. К зиме 1944/45 года большинство американских танков М4 были перевооружены 3-дюймовыми пушками. На снимке танк М4 из состав 4-й бронетанковой дивизии 1 -й полевой армии ВС США.

Слева. Американский танк М4 в ходе городского боя. После высадки союзников в Европе немало таких машин было переброшено на фронт, где они успешно использовались до конца войны.

Побеждать числом

К концу войны в Европу были переброшены тысячи танков М4, они имели безусловное, подавляющее численное преимущество на поле боя, что и сделало их «героями войны». М4 был весьма далек от идеального танка. Когда немцы стали применять танки с мощными пушками, союзники предпочитали держать свои М4 в тылу, поскольку в танковом бою у них не было шансов выжить. Экипажи были вынуждены обкладывать корпус и башню мешками с песком, чтобы хоть как- то повысить живучесть. Это утяжеляло машину и снижало ее подвижность. Высокий силуэт также способствовал тому, что противник обнаруживал М4 еще до того, как танки вышли на рубеж перехода в атаку. Много нареканий вызывали далекие от комфорта условия работы экипажа и крайне стесненный объем боевого отделения. Многочисленные типы силовых установок создавали большие проблемы со снабжением запчастями и проведением ремонтно-восстано- вительных работ.

Тяжелый танк М26 «Першинг»

В начале Второй мировой войны американские специалисты явно недооценили роль и значение тяжелых танков. В результате все усилия танкостроения в США были сконцентрированы на массовом выпуске средних танков М3 и особенно М4. Представленный прототип тяжелого танка М6 не вызвал энтузиазма, и к идее разработать тяжелый танк вернулись только после того, как на Восточном фронте появились мощные немецкие тяжелые «Тигры» и «Пантеры».

Длительные испытания

Вскоре был разработан прототип тяжелого танка Т20, имевший пушку калибра 76 мм и усовершенствованную (торсионную) подвеску. В ходе испытаний было решено заменить орудие на более мощное, калибра 90 мм, изменить форму башни, внести другие изменения в конструкцию. Последовали модификации Т22,Т23,Т25и Т26. Удовлетворительные результаты показал Т26ЕЗ, который и было решено запустить в производство под обозначением М26 «Генерал Першинг». Поскольку испытания затянулись, во Второй мировой войне приняли участие лишь считанные такие танки.

М26 в Европе

Первые М26 были доставлены в Европу в начале 1945 года, и они практически не участвовали в боях. Некоторое количество М26 было переброшено на Тихоокеанский театр военных действий, где они участвовали в боях по захвату острова Окинава.

В целом можно сказать, что М26 внесли небольшой вклад в победу во Второй мировой войне. Однако его заслуга состоит в том, американские конструкторы смогли извлечь уроки истории и впервые создали танк, в котором удачно сочеталось надежное бронирование(от 12 до 102 мм) и мощное вооружение - 90-мм орудие, созданное на базе зенитной пушки, и три пулемета (два калибра 7,62 мм и зенитный 12,7-мм).

Недостатки

Конструкция М26 имела и немало недостатков. Особой критике подверглась конфигурация башни, анахронизмом был признан курсовой пулемет (впоследствии от него отказались). Тем не менее в дальнейшем на базе М26 были разработаны М47 и получивший широкую известность М48 «Паттон». Тяжелые танки М26 активно применялись в войне в Корее, одно время они составляли костяк американских бронетанковых войск в Европе после образования НАТО. Эти машины производились в различных модификациях и вариантах.

Саперы 1-й полевой армии США готовят танк М26 к переправе через Рейн. Танк «Першинг» не уступал немецкому «Тигру» в огневой мощи, но был гораздо мобильнее.

М4А2 «Шерман III»

Средний танк М4А2 стал третьей модификацией базовой модели «Шерман». В отличие от своего предшественника М4А1 с клепаной башней в этой машине решили вернуться к сварной башне, аналогичной той, что устанавливали на первых выпусках М4. Силовая установка М4А2 типа 6046 фирмы «Дженерал Моторс» включала два дизельных двигателя 6-71, которые приводили в движение гусеничные ленты через приводы своего борта. Производство танков М4А2 было организовано на заводах корпорации «Дженерал Моторс», «Пульман Стандарт» и «Федерал Уэлдер». Всего было построено 11 283 танка этого типа, в том числе 8053 машины с пушкой калибра 75 мм и 3230 - с 76,2-мм орудием. Танки М4А2 поставлялись в СССР и Великобританию по ленд-лизу. В Великобритании им присвоили обозначение «Шерман III» (с 75-мм пушкой) и «Шерман ША» (с 76,2-мм пушкой). Ниже приводятся рисунки и описание модели «Шерман III».

На боковой проекции хорошо видно, что броневой корпус сделан зауженным к корме. Башня, вращающаяся на 360°, был установлен как электрогидравлический привод, так и ручной. Пушка и спаренный с ней пулемет имели угол наведения по вертикали от -10° до + 25°, наведение могло осуществляться с помощью гидравлики или вручную. У всех членов экипажа, кроме стрелка курсового пулемета, имелись свои поворотные перископы, обеспечивавшие неплохой обзор из танка при закрытых люках. У наводчика визирная линия перископа совпадала с линией прицеливания оружия. Ходовая часть включала по три установленные на амортизаторах тележки с каждого борта с двумя парными опорными катками, а также ведущее колесо, ленивец, три поддерживающих ролика и гусеничную ленту, состоящую из 158 траков шириной 419 мм.

Вид сверху демонстрирует расположение люков членов экипажа. В башне располагались три человека: слева заряжающий, справа от казенной части орудия и впереди - наводчик, за ним командир. Между люками на башне установлен зенитный пулемет М2НВ калибра 12,7 мм. С левой стороны башни имелся специальный лючок, через который загружались боеприпасы и выбрасывались стреляные гильзы, а при необходимости заряжающий мог вести через этот открытый лючок огонь из личного оружия. Справа от 75-мм пушки М3 устанавливался спаренный пулемет М1919А4 калибра 7,62 мм. На башне часто устанавливали дымовой гранатомет калибра 51 мм.

Лобовая проекция показывает угловатость форм корпуса, что было обусловлено необходимостью быстрого и массового производства. В корпусе имелись три люка: один в днище танка, предназначенный для аварийного покидания машины, и два в верхней передней части - для механика-во- дителя (слева) и стрелка курсового пулемета (справа). В качестве курсового обычно применяли пулемет М1919А4 «Браунинг» калибра 7,62 мм.

Одним из малоизвестных фактов Второй мировой войны является то, что США поставляли вооружение «освободительной французской армии». Эти танки М4 поступили на вооружение французских танкистов в Северной Африке. Снимок сделан перед началом учений.

М4 «Шерман» В действии

Танк М4 отнюдь не обладал уникальными боевыми возможностями, но этот недостаток с лихвой компенсировала его надежность, а также большое количество произведенных машин. Базовая модель М4 («Шерман I») оснащалась сварной башней и двигателем R-975 «Континентал», было выпущено 8289 таких машин. Модификация М4А1 («Шерман II») отличалась клепаной башней, было произведено 9677 единиц. Модель М4А2 («Шерман III‹ ) имела сварную башню и дизельный двигатель 6046 «Дженерал Моторс», было построено 11 283 таких танка. Модификация М4А3 («Шерман IV») оснащалась бензиновым двигателем «Форд GAA», всего было выпущено 11 424 таких образца. Модель М4А4 («Шерман V») имела удлиненный корпус, в кормовой части которого на одной платформе были установлены пять 6-цилиндровых автомобильных бензиновых двигателей фирмы «Крайслер». В Канаде на базе М4 выпускали танк М4А5. Последней в серии стала модель М4А6 («Шерман VI»), которая отличалась от М4А4 дизельным двигателем RD-1820 фирмы «Орднанс». Было построено всего 75 таких танков.

Вверху. К моменту высадки в Нормандии в 1944 году экипажи М4 уже были наслышаны о том, что немцы располагают мощными противотанковыми средствами. Для повышения живучести использовались различные решения, в том числе усиление защиты лобовой части корпуса путем размещения запасных траков гусеницы, как на этом танке.

Внизу. Батальон американских средних танков М4 во Франции. Судя по расположению техники, в январе 1945 года союзники уже не опасались внезапной атаки немцев или налетов авиации противника и не маскировались.

Вверху. Колонна британских плавающих танков «Шерман» модели DD с двумя гребными винтами запечатлена накануне высадки в Нормандии 6 июня 1944 года. На корпусе танка видны опоясывающие надувные понтоны, которые при движении на плаву увеличивали плавучесть танка. Плавающие танки модели DD позволили ускорить высадку войск союзников с десантных кораблей, однако они имели многочисленные технические недочеты и немало машин при высадке пошло ко дну.

Тем не менее при форсировании небольших водных преград эти танки показали себя неплохо. Система гребных винтов могла устанавливаться и на другие типы танков, однако в Великобритании стандартным плавающим танком стал именно «Шерман».

Слева. Реактивный миномет Т34, установленный на шасси танка М4, представлял собой мощное средство непосредственной огневой поддержки. В состав установки входили 60 направляющих калибра 114 мм, огонь можно было вести как одиночными выстрелами, так и залпом. Четыре пакета направляющих монтировались на башне танка, наведение по горизонтали осуществлялось поворотом башни, а по вертикали - подъемом пушки.

Средние танки М4 активно использовались американскими войсками с лета 1944 года, особенно в операциях на северо-западе Европы. Сзади слева виден полугусеничный транспортер М3. Конечно, М4 уступали по своим боевым возможностям немецким «Тиграм» и «Пантерам», но их было много и у союзников не было проблем с топливом.

ТАНК ПОБЕДИТЕЛЬ

Вне всякого сомнения, средний танк М4 ‹Шерман» стал победителем во Второй мировой войне. Он применялся на разных театрах военных действий, от африканских пустынь и бездорожья Восточного фронта до жаркого и влажного Тихоокеанского региона. Танк выпускался в многочисленных модификациях и, развеяв миф о превосходстве немецкой бронетанковой техники, стал тем бронированным кулаком, которым войска союзников разгромили Третий рейх.

Боевое крещение танков «Шерман» состоялось в битве при Эль-Аламейне в октябре 1942 года. До этого немцы имели дело лишь с устаревшими танками М3 «Грант» с размещенной в спонсоне 75-мм пушкой, и появление на поле боя танков «Шерман» с 75-мм пушкой во вращающейся башне оказалось для германских войск неожиданностью. Орудие М4 было способно поразить любой из немецких танков того времени, но вскоре немцы обнаружили и слабое место в его конструкции - недостаточную броневую защит)". В результате немецкий танк T-IV был способен пробить броню М4 с таких дистанций, на которых американская 75-мм пушка не представляла для него большой угрозы. После того как на вооружение немецких танковых частей стали поступать тяжелые танки «Тигр», вооруженные мощной 88-мм пушкой и имевшие самую надежную броневую защит)" в мире, задачей американских конструкторов стало наращивание брони и повышение огневой мощи своих танков.

Проблему с броней так и не удалось решить в том объеме, в каком это задумывалось. Что касается вооружения, то на смену 75- мм орудиям вскоре пришли 76- мм пушки с удлиненным стволом. Не успели американцы наладить массовый выпуск новых машин с этими пушками, как в немецкие войска стали поступать тяжелые танки «Пантера», вооруженные длинноствольной 75-мм пушкой. Дальность прямого выстрела немецкой пушки превышала дальность эффективной стрельбы 76-мм американского танкового орудия, поэтому «Пантеры» без труда уничтожали танки «Шерман» на максимальной дальности, не подвергаясь при этом особому риску. Конструкция танка М4 ‹Шер- ман» не позволяла разместить более мощное орудие - погон башни и так занимал практически все пространство между бортами бронированного корпуса в центральной части танка, поэтому экипажу оставалось довольствоваться все той же 76-мм пушкой. Правда, существовала модификация с 1015-мм орудием, но это была модернизированная гаубица с низкой начальной скоростью полета снаряда и она не могла применяться для борьбы с танками противника, но лишь для разрушения долговременных защищенных объектов и оказания непосредственной поддержки пехоте.

Модернизация вооружения

Решение проблемы было найдено в 1944 году и воплотилось в модели «Шерман-Файрфлай». В башне танка ‹Шерман» установили новую английскую противотанковую пушку калибра 76 мм. Сама башня была также видоизменена - ее удлинили в кормовой части, что было вызвано необходимостью сбалансировать центр тяжести и пространство для работы противооткатного устройства пушки и размещения радиостанции.

В ходе городских боев на танки нередко возлагались и инженерно-саперные задачи. Навесное оборудование нередко использовалось так же часто, как штатное вооружение. На снимке М4 с бульдозерным отвалом из состава 1-й полевой армии США расчищает проход на улице немецкого города.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!