Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Самый большой немецкий танк. Сверхтяжелый танк «Маус

"У кого дубина больше, тот и сильней". Этот примитивный принцип времен пещерных людей оказался невероятно живуч и неотступно следовал за человеком через века и страны. Стоило появиться на свет новому орудию уничтожения, как почти сразу же предлагались его монстрообразные варианты, один вид которых должен был вселить необъятный ужас в умы и сердца врагов.

Первая «ласточка»

К началу Первой мировой войны в арсенале истребления человека человеком появилось сразу несколько новинок, определивших путь развития военной техники на многие десятилетия вперед. Именно на фронтах Первой мировой впервые серьезно заявили о себе бронированные боевые машины - танки. И тут же в конструкторских бюро ведущих в техническом отношении стран словно устроили соревнование - кто изобретет самый большой танк в мире.

В марте 1917 года командование германских войск поручило инженерам разработать танк, способный прорвать французские позиции на западном фронте. В результате получилась конструкция некоего "подвижного форта". Два двигателя буквально волочили по шоссе со скоростью 7,5 км/ч корпус с 30-мм броней, защищавшей экипаж из 18 человек, которые могли вести огонь из четырех пушек, четырех пулеметов и двух огнеметов. Весил K-Wagen 150 тонн. Постройка танков началась весной 1918 года. Вскоре Германия потерпела поражение, и все недостроенные "железные капуты" были отправлены на переплавку.

Затем наступила мирная пауза, в течение которой как-то обходились обычными танками. Но стоило разгореться пламени Второй мировой - и вновь конструкторы начали проектировать самый мощный танк.

Терпя поражения и одерживая победы

Интересно, что первыми предложили их создать в странах, ставших жертвами гитлеровской агрессии. Было это в 1940 году. Во Франции попытались ввести в строй FCM F1 - самый тяжелый танк в мире, спроектированный не в нацистской Германии. С 90 мм и 47 мм пушками, шестью пулеметами и восемью танкистами FCM F1 весил до 145 тонн. Работы по супертанку прекратились буквально за несколько дней до капитуляции Франции.

Одновременно сверхтяжелый танк пытались создать и в Великобритании. Получился TOG - нечто, напоминавшее первые английские танки. Был даже построен прототип с 76 мм пушкой и весом за 80 тонн. Но проект заморозили в пользу уже готовившегося в серию "Черчилля".

Забегая по времени вперед: под конец Второй мировой на Островах повторили попытку, спроектировав для будущего "второго фронта" сверхтяжелый штурмовой танк A39 Tortoise. Он весил немного меньше, чем TOG, - 78 тонн, но имел 96 мм пушку, на испытаниях крушившую толстенную броню на мишенях. Однако медлительность "Черепахи" и головная боль с ее транспортировкой решили судьбу бронированного монстра.

И, прежде чем мы перейдем к детищам Третьего рейха, - еще два гиганта, которых разделил Тихий океан. Страна Восходящего Солнца тоже решила не отставать от общего безумства. Однако, в отличие от прочих, сведения о проекте O-I чрезвычайно скупы. Известно, что этот 130-тонный танк должен был иметь три башни с 105 мм "главного калибра", еще одной пушкой и тремя пулеметами. Проект так и не был реализован.

Американский Т-28, на 45 тонн легче "японца", имел такую же пушку, но без поворотной башни, из-за чего более подходил на роль "зверобоя" - истребителя танков. Очень интересная деталь: у этого супертяжа были две парные гусеницы вместо одной пары.

Чудовища со свастикой

Обозревая монстров из "Панцерваффе", начнем с самых "легких".

E-100 Maus. Вес - 140 тонн, экипаж - 5 человек. Вооружение: пушка 128 мм, пушка 75 мм. Доведен до стадии опытного образца. Его начали строить в 1944 году, но установить башню уже не успели.

Panzerkampfwagen VIII Maus. Вес - 188 тонн, экипаж - 6 человек. Предшественник E-100 с тем же вооружением. Самый крупный в мире танк, воплощенный в металле. Два танка, построенные до окончания войны, ничего не решали и решить не могли.

Landkreuzer P. 1000 Ratte. Тридцатипятиметровое тысячетонное чудовище, на которое вместо танковой башни собирались установить корабельную, оснащенную двумя пушками 280 мм. "Крысу" с экипажем из 20 человек предполагалось также вооружить 128 мм пушкой, восемью 20 мм зенитными орудиями и пулеметами.

И наконец, абсолютный лидер семейства "самые большие танки в мире" - Landkreuzer P. 1500 Monster. Из 2,5 тысячи тонн веса часть приходилась на гигантское 800 мм орудие Круппа, способное отправить 7-тонный снаряд за 37 км от места выстрела. Управлять "Монстром" предстояло целому экипажу из 100 человек. Как и "Крыса", он остался на бумаге.

Из-за своей вопиющей неповоротливости, неэффективности, и в гораздо большей степени - из-за уязвимости к несоизмеримо дешевому оружию, сверхтяжелые танки с самого момента своей задумки превратились в тупиковую ветвь эволюции бронетанковой техники. Что они теперь? Не более, чем курьез? Или повод поразмыслить, до каких чудовищных размеров может дойти желание человека истреблять себе подобных?

Идея создать супертанк, способный прорвать любую оборону, будучи неуязвимым для огня артиллерии и способным уничтожить любую бронированную технику противника, будоражила умы многих генералов Второй мировой.

Сухопутный крейсер весом 1000 тонн Ratte существовал только в проектах на бумаге. Фото: tanki-v-boju.ru

Так родились такие гиганты, как немецкий Maus или американский T28-T95 Turtle, еще больше проектов так и осталось на бумаге.

сайт выбрал пять самых больших танков, построенных во время Второй мировой войны.

TOG II, ностальгия по Первой мировой

TOG I — предшественник TOG II — напоминал собой классический ромбовидный танк времен битвы при Сомме (1916 год). Оружие конструкторы разместили в спонсонах по бокам, а гусеница полностью охватывала корпус.


TOG I с башней от пехотного танка Matilda II. Фото: alternathistory.com

TOG I был крайне тихоходным, его максимальная скорость составляла 8 км/ч, что делало его легкой добычей артиллеристов противника.


TOG II. Фото: wot-all.ru

Учтя все недостатки первой машины, решено было сделать ее улучшенный вариант — TOG II. Танк был построен в металле в 1941 году. Его вес достигал 82,3 тонны, а максимальная скорость — 14 км/ч. Несмотря на большую массу, TOG II обладал хорошей проходимостью благодаря независимой торсионной подвеске, большой длине и тому, что привод каждой гусеницы осуществлялся отдельным электродвигателем.


TOG II. Фото: i.imgur.com

Танк мог взбираться на стены высотой 2,1 метра и преодолевать 6,4-метровые рвы. От орудий в спонсонах отказались, вместо них планировалось установить башню с 76,2-мм орудием QF 17 pounder.

Лоб башни танка защищался 114-мм броней, лоб корпуса — 76 мм, таким же было и бортовое бронирование. Пока шли испытания английской машины, немцы успели выкатить на поле боя танки Tiger I и Panther. Против этих машин у тихоходного и слабобронированного англичанина не было ни единого шанса.

Единственный экземпляр TOG II находится в танковом музее в Бовингтоне.

A39 Tortoise, черепаха по-английски

Еще один монстр с берегов Туманного Альбиона — 79-тонный сверхтяжелый штурмовой танк A39 Tortoise. Лобовая броня этой машины составляла целых 228 мм, бортовая — 178 мм.


A39 Tortoise. Фото: memecdn.com

В качестве основного вооружения использовалась бывшая зенитная пушка 94-мм Ordnance QF 32 pounder. Ее снаряд на километровом расстоянии во время испытаний пробил немецкую «пантеру» навылет.

Экипаж этого монстра составлял семь человек: командир, стрелок, пулеметчик, два заряжающих, механик-водитель и помощник механика-водителя.


По шоссе Tortoise ездил еще более-менее сносно — до 19 км/ч, а вот на пересеченной местности его скорость падала до 6 км/ч. По задумке конструкторов, А39 предназначался для прорыва укрепленных полос, а его броня должна была выдержать огонь любой противотанковой артиллерии.

Поэтому медлительность недостатком не считали. Внимательный читатель заметит, что у этого танка нет башни. Дело в том, что по британской классификации САУ не могла быть настолько тяжелой (79 тонн), и было решено классифицировать Tortoise как танк.

Один из экземпляров этой машины дошел в идеальном состоянии до наших дней и хранится в танковом музее в Бовингтоне.

T28-T95 Turtle, черепаха по-американски

Перед высадкой в Европе американцы задумались о способах преодоления немецкого «Западного вала» и решили, что им понадобится тяжелобронированная и хорошо вооруженная машина.


T95. Фото: mg-tank.ru

Первоначально машина получила индекс Т-28, но потом начальник департамента вооружения 7 февраля 1945 года издал меморандум с предложением сменить наименование с Т28 на «самоходное» Т95.

Задача по созданию оказалась непростой, и к большой войне в Европе машина не успела: первая отливка лобовой части корпуса поступила 20 июня, а сварка корпуса была завершена в августе 1945 г.


21 декабря 1945 г. стальной монстр весом в 86,3 тонны поступил на Абердинский полигон. Сверхтяжелый танк прорыва был вооружен 105-мм пушкой Т5Е1, способной пробивать бетонные стены ДОТов, а неприступная 305-мм броня делала T95 неуязвимым в фронтальной проекции.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Для уменьшения высоты силуэта орудие монтировалось прямо в лобовом листе. Во время продолжительных испытаний, которые затянулись не в последнюю очередь из-за медлительности Т95 — создатели снабдили 86-тонную машину 500-сильным двигателем, из-за чего монстр бегал со скоростью 10 км/ч, — американские военные переименовали Т95 в танк прорыва Т28, так как, по их мнению, САУ столько весить не могла.

Кроме того, было решено, что такая машина войскам не нужна, и от дальнейших работ по проекту отказались. Сейчас один Т28 (Т95) выставлен в коллекции музея Паттона в Форт-Ноксе, штат Кентукки (США).

Самая большая мышь

Maus — самый тяжелый танк в истории, его вес — 188,9 тонны. Немецкий тяжеловес имел мощное круговое бронирование и вооружение, состоящее сразу из двух орудий, смонтированных в башне.


Maus. Фото: panzernet.net

В качестве основной использовалась 128-мм пушка KwK-44 L/55, до конца войны не имевшая аналогов по дальности стрельбы и бронепробиваемости. До 1948 года в мире не было танка, способного выдержать попадание ее 28 кг снаряда. В качестве вспомогательного использовалось 75-мм орудие KwK-40.

Лобовая броня танка составляла внушительные 200 мм и гарантировала экипажу хорошую защиту.


Maus. Фото: plus.google.com

Благодаря многокатковой ходовой части и гусеницам шириной 1100 мм Maus имел низкое удельное давление на грунт, не намного больше, чем у обычных немецких тяжелых танков.


Всего было построено два сверхтяжелых танка Maus, ни один из которых не принял участие в боевых действиях. Когда войска Красной Армии подошли к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации.

Позже из двух танков был собран один Maus, который сейчас находится в бронетанковом музее Кубинка.


Советские войска осматривают трофей. Фото: aviarmor.net

Таким образом, все сверхтяжелые танки не приняли участия в боевых действиях, став пустой растратой денежных средств, промышленных ресурсов и материалов.

На протяжении многих лет человека преследовал средневековый принцип «Больше — значит сильнее». Как никого другого, это убеждение коснулось разработчиков танков — ими были спроектированы и построены десятки моделей танков-монстров. Сегодня мы расскажем о наиболее интересных экземплярах самых больших танков мира.

Первые танки Первой мировой

С началом Первой мировой войны стала очевидной необходимость создания принципиально новых средств для прорыва вражеских укреплений. Впервые идея создания такого оружия была озвучена в Англии в декабре 1914 года капитаном Морисом Хэнки, а полгода спустя, полковник инженерных войск Эрнест Суитон предложил свою концепцию создания бронированных перевозчиков пулеметов, которая воплотилась в танк Mark I.

Британский Mark I

Mark I выпускался в двух вариантах – «мужском» и «женском». Отличие – в вооружении. «Мужчины» имели на вооружении две пушки калибром 57 мм и 4 пулемета. «Женская» версия была представлена пятью пулеметами – 1 «Гочкинс» и 4 «Викерса». Во всем остальном – никаких различий: вес порядка 30 тонн, размеры 8,05 х 4,26 х 2,24 м, средняя скорость около 6 км/ч при запасе хода не более 20 км, экипаж во главе с офицером – 8 человек.

В ответ немцы создают 30-тонный А7V на базе трактора Holt. Работы по его созданию были поручены группе инженеров, возглавляемых Йозефом Фойлером. Своими размерами танк не многим отличался от Mark I (7350 х 3060 х 3300 мм), но был в 2 раза быстрее и мог проехать на 15 км больше. Впечатляюще выглядел экипаж из 18 человек. А7V был вооружен 57-мм пушкой и пятью пулеметами MG-08.

Немецкий танк A7V с экипажем

От Царь-пушки к Царь-танку

Идея создания российского колесного супертанка принадлежит начальнику опытной лаборатории военного министерства капитану Н. Н. Лебеденко. Его детище впоследствии назвали «царь-танк».

Царь-танк Лебеденко

Он представлял собой колесную боевую машину, напоминающую гигантский орудийный лафет с двумя спицевыми колесами диаметром 9 метров и задним полутораметровым катком, с помощью которого танк управлялся. Вооружение танка состояло из нескольких пулеметов и двух орудий, расположенных в центральной и боковых рубках. Предполагалось, что он будет передвигаться со скоростью 17 км/ч. Его жизнь, однако, закончилась на первом же испытании в 1915 году, когда задний каток безнадежно увяз в грязи. Хоть проект Лебеденко и не продвинулся дальше опытного образца, он вошел в историю военной техники, как самый большой танк в мире.

Между Первой и Второй

Стало очевидным, что следующая война будет войной моторов. В Европе начался танковый бум. Строились в основном легкие танки. И все же велик был соблазн создать танк-монстр, безраздельно доминирующий на поле боя.

Тяжелый танк FCM F-1 был разработан во Франции накануне Второй мировой войны. Этот гигант весом около 145 тонн был вооружен двумя пушками 90 и 47 мм и шестью пулеметами. Экипаж танка – 8 человек. Но повоевать ему так и не пришлось. В мае 1940 года Франция капитулировала.

Семейство «Тигров»

К началу Второй мировой войны у Германии не было тяжелых танков. «Тигры» — это ее ответ легендарному Т-34, который на тот момент был вне конкуренции. Разработку тяжелого танка на конкурсной основе Гитлер поручил фирме «Хеншель» и известному инженеру-автомобилестроителю Фердинанду Порше. В результате победила фирма «Хеншель» ввиду более надежной ходовой части, на которую позже установили башню танка Ф. Порше с мощной 88 мм пушкой.

При боевой массе 56 тонн он имел 10 см лобовую и 8 см боковую броню. Двигатель — 600-сильный Maybach HL 210P30 обеспечивал ему запас хода в 140 км со скоростью по шоссе около 40 км/ч и в полевых условиях — до 20 км/ч. Кроме пушки в его арсенале были 2 пулемета MG-34 и 6 дымовых гранатометов. В дальнейшем мощность двигателя была усилена до 700 л.с. В конце войны Ф. Порше был создан 70-тонный Tiger II.

Из неосуществленных танковых мегапроектов Третьего Рейха известен Landkreuzer P.1000 Ratte. Не секрет, что Гитлер был склонен к гигантомании, что проявилось, в частности, в проекте этого супертанка. Даже скорее не танка, а дредноута на гусеницах. Ведь он уж точно должен был стать самым большим в мире — его размеры 35 х 14 х 11 метров, вес 1000 тонн. Ширина трехсекционных гусениц — 3,6 метра, суммарная мощность двух двигателей Daimler-Benz MB501, которыми оснащались подводные лодки, составляла 17000 л.с. Окончательно повергнуть противника в ужас должны были два 280-мм корабельных орудия SK-C/34, установленных в поворотной башне.

Модель танка Landkreuzer P.1000 Ratte

В 30-е годы на вооружение Советской Армии был принят 50-тонный тяжелый пятибашенный танк прорыва Т-35. Следующие в этом списке — танки серии КВ. При достаточно скромных для тяжелых танков габаритах они имели мощную броню и вооружение, и в начальный период войны им не было равных. Продолжением стали танки серии «ИС». Так, ИС-2, созданный в 1943 году, поставил жирную точку в соперничестве с «Тиграми». Советский танк при весе всего около 45 тонн, благодаря своей 122-мм пушке, как орех раскалывал броню «Тигра» на расстоянии 1,5 км.

Вскоре после войны тенденция строить большие танки, как и термин «тяжелый танк», ушли в историю. Сегодня это просто танки, оснащенные мощными двигателями, новейшей электроникой, уникальным оружием, средствами динамической защиты и интеллектом.

На протяжении всей истории танкостроения конструкторы всего мира стремились создать неуязвимый бронированный форт. С 1939 года стремление создать самый большой танк Второй мировой войны стало реальной необходимостью. С увеличением толщины брони, установки новых, более мощных двигателей и бортового вооружения с боезапасом неминуемо вело к увеличению веса тяжелых танков. Такие машины практически взламывали оборону противника, сметали все на своем пути, тем самым открывая дорогу пехоте. Вспомним некоторых из этих бронированных монстров, самых тяжелых и больших, даже единичные экземпляры которых не все сохранились в музеях мира.

Т-35

Производство сухопутного монстра было организовано на паровозостроительном заводе в Харькове. Танкисты получили тяжелый танк с усиленной броней и дополнительным вооружением. Его основной задачей было занятие и удержание позиций врага. Толщина брони достигала 20 мм, корпус башен - 30 мм. Конструкция из пяти башен располагалась в три яруса и создавала вокруг машины сплошное огневое поле, по боевой мощи сравнимое с тремя легкими танками. Каждая выпускаемая партия была со своими конструктивными особенностями, в результате - в разных танках было разное количество человек в экипаже (от 9 до 11).

Пятибашенный танк Т-35 имел мощность 500 л. с. со скоростью передвижения 30 км/ч. Вес танка доходил до 50 тонн, одноразово заливалось 900 литров топлива. Всего было выпущено 61 машину, из которых 48 танков вступили в бой. 13 было отправлено в военные училища. Единственный сохранившийся экземпляр танка Т-35 находится в бронетанковом музее. Участия в боях он не принимал, но до настоящего времени имеет свой рабочий мотор.

FCM F-1

Сверхтяжелый танк FCM F-1был разработан во Франции накануне Второй мировой войны. В 1941 году боевая машина была запущена в производство с массой 145 тонн. Основной задачей танка стало сломить укрепления врага на франко-германской границе. Чтобы машина могла двигаться, в средней части корпуса были установлены два 550- сильных двигателя Renault на дизельном топливе с электротрансмиссией. Конструкция машины была схожа по характеристикам с советскими танками. Но отличия были: установлено на танк 2 башни, броня в 100 мм, а в некоторых местах и все 120.

Несмотря на многие недоработки, огромную массу танка, которую могла выдержать не всякая почва или мост, проект был одобрен техкомиссией и был сделан предварительный заказ на 12 боевых единиц. Но из-за оккупации не было изготовлено ни одного экземпляра, а все чертежи и разработки были уничтожены.

КВ-1

В канун ВМВ только Советский Союз имел налаженное массовое производство тяжелых танков, оснащенных противоснарядной броней. Это были танки КВ ("Климент Ворошилов"), который немцы прозвали чудовищем. Они стали незаменимыми машинами для прорыва укреплений противника, так как КВ-1 мог выдержать попадания любых снарядов противотанковых пушек. Но справиться с ДОТами он оказался неспособным. Поэтому на его базе был разработан КВ-2 со 152-мм гаубицей. До появления немецкого танка «Тигр» КВ-1 это был самый большой танк Второй мировой войны, который участвовал в боях и выполнял важную роль в сдерживании напора немецкой армии. Участник двух войн, финской и ВОВ, КВ-1 с достоинством ушел с боевых полей в 1944 году.

VIII Маус

Это апогей разработчиков сверхтяжелых танков. Серийное производство этих машин так и не началось. Было выпущено два экземпляра этих огромных монстров, которые оба были уничтожены при подходе к Берлину советских войск. Создатели VIII Маус преследовали цель быстрого прорыва обороны противника благодаря прочной броне, мощнейшему вооружению, гигантской массе в 188 тонн.

Этот сверхтяжёлый танк не стал чудом, которое смогло бы привести Германию к победе. На фоне огромной массы броня была слабой, неразумные углы наклона делали его уязвимым, переизбыток мощнейшего вооружения, немыслимые размеры и низкая скорость передвижения сделали его прекрасной мишенью. После окончания ВОВ советские конструкторы смогли восстановить один из VIII Маус, который выставляется в музее под Москвой.

ИС-1

Танки с именем Иосифа Сталина стали достойным ответом на появление немецких «Тигров», с легкостью пробивая их броню. Их прототипом стал тяжелый танк КВ-1. Было проведено усиление бронезащиты, установлен более мощный двигатель, новая силовая передача. Всего было произведено 130 машин, каждая массой 44 тонны. Мощность двигателя составляла 520 л.с. при скорости по шоссе до 37км.

Постоянно модифицируемые тяжелые танки «ИС» были в эксплуатации в СССР вплоть до 1953 года.

«Тигр»

К 1942 году, когда стало понятно, что молниеносной войны не случилось, и она перешла в состояние затяжной, а советские танки Т-34 результативно противостоят немецким частям, Германия принимает решение о создании новейшего тяжелого танка. Итогом стал танк «Тигр», который участвовал в боевых действиях на всех фронтах ВМВ.

С августа 1942 года начался выпуск тяжелого танка, который продолжался два года. Всего было произведено 1350 машин. Причем стоимость изготовления одного танка была сверхдорогой - 800 000рейхсмарок. Тяжелый танк «Тигр» обладал несомненными достоинствами: высокая степень защищенности, потрясающая огневая мощь, отличная связь, удобство для экипажа. Но наравне с плюсами, вместе с огромной стоимостью, машины имели слабую подвижность, низкую пригодность к ремонту. До настоящего момента осталось 7 экземпляров, которые находятся в разных музеях России, Франции, США, Германии.

М-6

Американский тяжёлый танк М-6 в боях не участвовал, его разработки были начаты еще до войны. Их было выпущено всего 43 штуки, все они были использованы для обучения танкистов. Масса танка составляла 56 тонн с максимально возможной мощностью 800 л.с. После испытаний М-6 командование войск признало проект неудачным: очень тяжелая машина, слабое вооружение, неудачная форма корпуса. Учитывая эти недостатки и ограниченные боевые возможности танка, было принято решение о нецелесообразности производства тяжелого танка модели М-6.

Сверхтяжелый танк «КВ-5» мог стать самым большим и мощным танком СССР

История танка КВ-5 начинается с неожиданного решения СНК Советского союза и центрального комитета ВКП (б) под номером 827-345 сс, согласно которому необходимо развернуть работы по созданию новейшего сверхтяжелого танка. Танк получает имя КВ-5. Данное решение родилось из непонятно как полученной недостоверной информации о создании в Германии сверхтяжелого танка с очень мощным бронированием, который начал поступать в танковые подразделения Вермахта.
В приказе, полученном конструкторами Кировского завода, были конкретные цифры касательно проектирования «КВ-5»:
- 10 ноября 1941 года проект должен быть создан и готов к испытаниям опытный образец;
- КВ-5 должен иметь параметры брони не меньше: бортовая – 15 см, башенная – 17 см, лобовая – 17 см;
- иметь на вооружении мощное орудие (ЗиС-6 калибра 107 мм);
- дизельный двигатель повышенной мощности (1.2 тысячи л.с.);
- ширина просвета 42 см.
Обеспечить возможность транспортирования танкового изделия в любое место с помощью железнодорожных решений.
15 июля – готовность предоставить готовые чертежи корпуса и башни сверхтяжелого танка Ижорскому заводу.
1 августа – быть готовыми утвердить техпроект и макетный образец, с учетом выполнения Ижорским заводом корпуса и башни до 1 октября и дальнейшей подачи на Кировский завод для сборки готового изделия.
Заводской номер проекта сверхтяжелого танка - «объект 255». Основные проектные работы развернулись в июне 1941 года.
Возглавлял работы по КВ-5 конструктор Н.Цейц. Команда конструкторов под его руководством сумела спроектировать уникальный для того времени танк. Мощь и броня танка позволяет предположить, что на то время КВ-5, пойди он в серийное производство, стал бы самым мощным и защищенным танком в мире. Аналогов на то время не имела ни одна страна в мире.
Корпус танка получился довольно низким – в проекте указана высота в 92 сантиметра. Из-за малых размеров, водителя и пулеметчика поместили в специальные башни, которые обеспечивали данным членам экипажа приличный обзор.
Башенная часть КВ-5 получилась уникальной ромбовидной формы. Габариты башни для того времени были очень большие. В башне размещались остальные члены экипажа – командир, заряжающий и наводчик. Кстати, командир данного танка также получил отдельную башню – командирскую, которая позволяла получать достаточно большой угол обзора. У практически всех танков времен Второй мировой обзорность никогда не числилась в плюсах технических характеристик.
Погон башни диаметром 185 сантиметров давал широкие возможности для дальнейшей модернизации сверхтяжелого танка. Внутри башня создавала хорошие условия для выполнения задач любого члена экипажа. Исполнение башни устраняло еще один из крупных недостатков отечественных танков, когда конструктивные решения преобладали над созданием нормальных условий для выполнения функциональных задач экипажа военной техники.
Бронирование как корпуса, так и башни по проекту – 15-17 сантиметров. Сравните, ИС-2 имел броню лобовой части всего 12 сантиметров.
В ходе работ над проектом в изделие вносили все новые изменения. Конструкторы отказываются от штампованных башен. Башни согласно проекту должны были изготавливаться путем традиционной сварки.
Готового дизельного мотора повышенной мощности у отечественных производителей не оказалось, поэтому в проект внесено еще одно изменение. КВ-5 проектируется с двумя обычными двигателями «В-2К» суммарной мощностью в 1.2 тысячи л.с. Размещались они в танке параллельным способом.
Орудие, устанавливаемое на проектируемый танк, также было еще одним уникальным проектом. Оружие Грабина придавало КВ-5 огромную боевую мощь. Пушка калибра 107 мм способна была пробить любую на то время бронированную машину с расстояния в полтора километра.
1 августа конструкторы завершили проектные работы танка КВ-5 полностью.
Однако воплотить чертежи в металл помешали немецкие войска, которые ускоренными темпами продвигались к Ленинграду.
Завод приостанавливает все работы над созданием опытных образцов техники и вооружения и бросает все усилия на выпуск серийного танка КВ-1.
Последняя дата, указанная на проектных работах сверхтяжелого танка, – 15 августа.

О КВ-5
Кроме явных проектных преимуществ КВ-5, мы не поговорили о недостатках сверхтяжелого танка. Основной недостаток сверхтяжелого танка – весовые характеристики. Ну а данный проект, с наимощнейшей на то время броней, должен был весить более 80 тонн. Цифры, указанные в википедии, могли соответствовать действительности. КВ-5 невозможно было бы переправить через небольшие реки, он увяз бы в осенних и весенних хлябях, транспортировка КВ-5 на позиции также бы имела много трудностей.
Мог ли танк появиться на театре боевых действий? Однозначно мог бы. Создание танка было завершено, первый образец, если бы не приближение линии фронта, появился уже в конце 41 года. Все для фронта, все для победы – это не просто слова, а действительно существовавшая идеология советских людей. Если вспомнить, какими темпами создавались другие образцы военной техники в годы Второй мировой войны, то получим однозначный ответ на данный вопрос.
А заложенные в проекте танка возможности модернизации дают основание предположить, что дальнейшая модификация танка, брони и вооружения через несколько лет создали бы из КВ-5 наисовременнейшую технику, с которой бороться противнику было бы нечем.
Довольно известная в военных кругах пушка танка ИС-2 – Д-25Т - без проблем и дополнительных переработок могла бы быть использована на КВ-5. А довольно просторная башня КВ-5 могла бы существенно увеличить скорострельность танка.
Габаритные характеристики КВ-5 позволяют установить на нем орудие калибром 152-155 мм, причем башня осталась бы подвижной, что на то время с такими пушками не делал никто.
Осуществив это, советские конструкторы обогнали время строительства подобных САУ и сверхтяжелых танков на многие годы.
Модификация КВ-5, которой никогда не было, – проект КВ-5 бис
В некоторых документах мелькают упоминания о невероятном проекте танка КВ-5 бис под названием «Бегемот». Некоторые источники упоминают его под названием «Сталинский проект».

Однако, как рассмотрим ниже, проект явно вымышленный, возможно, с целью дезинформации врага или по другим неизвестным причинам.
Исходя из имеющихся описаний и рисунков, танк выполнен как некий танковый гусеничный поезд с тремя полноценными башнями с орудиями разных калибров. Данное композитное решение встречается у А.Афанасьева, в его описаниях военной техники, и у В.Шпаковского в написанной им книге «Танки. Уникальные и парадоксальные».
Согласно имеющимся данным, КВ-5 бис – личная просьба Сталина, разработкой которой занялись в 1942 году.
В 1944 году девять танков «Бегемот» были поставлены в строй. Из них сформировали тяжелое танковое подразделение, которому добавляют имя Сталина. По тем же данным, 9 экземпляров танка «Бегемот» принимали участие как минимум в четырех военных операциях.
Собственно, танк КВ-5 бис – наземный крейсер на гусеничном шасси. Весь «крейсер» имел один мощнейший дизель. Башни танка «Бегемот» - башни от танков КВ, средняя башня вообще имеет два орудия 152 мм. Сверху башен от танков КВ устанавливались башни от БТ-5. «Сталинский оркестр» предусматривал установку «Катюши» и огнемета.
Только представив себе это в железе, понимаешь, что данный «крейсер» с места сдвинет только очень мощный дизель, которого в СССР не существовало на то время. Предполагаемая масса «Бегемота» неизвестна. Даже предположив о наличии хода данного «монстра», он просто не смог бы совершить поворот на месте. А использование в боевых действиях, да и где еще – на Кольском полуострове, где обычные танки застревали, представляется маловероятным.
К тому же нет никаких исторических документов, подтверждающих существование этого проекта и использование его в боевых действиях.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!