Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Самый большой экипаж танка. Немецкий сверхтяжелый танк «Крыса» (Ratte) Landkreuzer P.1000 Ratte

Максим Коломиец

СУПЕРТАНКИ СТАЛИНА ИС-7 И ДР

Сверхтяжелые танки СССР

Первый образец танка ИС-7 выпуска 1947 года, вид спереди. Хорошо видна форма передней части корпуса, люк механика-водителя и укладка буксирных тросов (АСКМ)

ВВЕДЕНИЕ

В истории танкостроения, и не только отечественного, можно найти огромное количество различных проектов и предложений боевых машин массой 100, 200 и даже 1000 тонн. Большая часть этих предложений носила авантюрный характер - танки, построенные по таким чертежам едва ли смогли бы передвигаться.

Тем не менее, сверхтяжелые танки строились в разных странах, причем не только в опытных образцах, но и выпускались серийно, пусть и небольшими партиями. Наиболее известной в этой области стала Германия - «сумеречный тевтонский гений» породил такие машины как 188-тонный «Маус» (самый тяжелый построенный в «металле» танк), 140-тонный Е-100 (так и не законченный изготовлением), 75-тонную самоходку «Ягдтигр» (выпускавшуюся серийно). Эти боевые машины известны всем любителям истории бронетехники.

Однако работы по сверхтяжелым танкам велись и в нашей стране, причем довольно активно. Причем в конструкции этих машин часто использовались весьма интересные инженерные решения. Но по ряду причин не все предполагавшиеся к постройке опытные образцы таких танков были изготовлены.

Предлагаемая читателю книга рассказывает об истории сверхтяжелых советских танков 1940-х годов. Термин «сверхтяжелые» в данном случае подразумевает танки массой свыше 50 тонн («за бортом» повествования остался КВ-2, так как ему была посвящена отдельная книга). В данной работе повествуется только от тех проектах, которые предполагалось реально воплотить в металле. Многочисленные варианты сверхтяжелых танков, присылаемые в Главное автобронетанковое управление Красной Армии как отдельными лицами, так и организациями, не рассматриваются, так как все эти проекты были нежизнеспособными (для их рассмотрения в ГАБТУ КА было создано специальное подразделение - отдел изобретений), хотя и могли содержать удачные решения отдельных узлов и агрегатов. В качестве иллюстраций книги используются не только фотографии, но и фрагменты заводских чертежей танков, о которых идет речь.

ОТ Т-150 К КВ-3

Несмотря на то, что к моменту принятия танка КВ на вооружение его броня не пробивалось ни одной противотанковой пушкой, уже весной 1940 года руководство Красной Армии обсуждало возможность создания еще более толстобронных машин. Этот вопрос несколько раз обсуждался и в главном автобронетанковом управлении Красной Армии (ГАБТУ КА), и в руководстве наркомата тяжелого машиностроения (в его состав входил Кировский завод, занимавшийся разработкой и производством танков КВ). Результаты обсуждений доложили «наверх», и 17 июня 1940 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление № 1288-495сс в котором, в частности, говорилось:

«К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре.

Танк КВ-1 выпуска декабря 1940 года (с 76-мм пушкой Л-11) во дворе Кировского завода. Несмотря на то, что к этому времени КВ был самым мощным танком в мире, в Советском Союзе начались работы над проектированием еще более толстобронных машин (АСКМ).

К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».

Как видно из приведенного документа, предполагалось не только усилить броню, но и вооружение тяжелых танков путем установки пушки калибра 85-мм.

Разработкой последней занималось конструкторское бюро завода № 92 в Горьком. Руководил работами КБ В. Г. Грабин. Еще в 1938 году его конструкторское бюро получило от главного артиллерийского управления Красной Армии задание на проектирование новых танковых орудий калибра 76 и 95-мм. При этом предполагалось, что 76-мм орудие будет иметь баллистику зенитной пушки такого же калибра. К началу 1939 года был готов проект 76-мм танковой пушки под индексом Ф-27, но вскоре все работы по нему прекратили. Дело в том, что к этому времени на вооружение Красной Армии приняли более мощную 85-мм зенитку, разработанную на подмосковном заводе № 8.

Однако это не остановило Грабина и его инженеров - в кратчайшие сроки они создают танковую пушку Ф-30. От Ф-27 она отличалась новой, 85-мм трубой ствола и усиленными противооткатными приспособлениями. Весной 1939 года Ф-30 установили в башню танка Т-28 и провели ее краткосрочные испытания. Выяснилось, что артсистема нуждается в доработке - в результате ее «доводили до ума» до начала 1940 года, после чего пушка поступила на полигонные испытания. Именно этой 85-мм пушкой предполагалось вооружить новые толстобронные тяжелые танки, речь о которых шла в постановлении от 17 июля 1940 года. Правда, следует отметить, что к этому времени имелся всего один экземпляр Ф-30, который к тому же не завершил полный цикл испытаний.

Разработка новых тяжелых танков легла серьезным грузом на конструкторское бюро (СКБ-2) Кировского завода. Дело в том, что его коллектив был весьма малочисленным и молодым, к тому же имел небольшой опыт собственного проектирования (в активе у СКБ-2 были лишь СМК, КВ, проект танка поддержки пехоты «объект 211» и танкетка ППГ). К тому же летом 1940 года инженеры конструкторского бюро Кировского завода были очень сильно загружены работами по доведению танка КВ и обеспечению серийного производства новой боевой машины. Причем параллельно с этим велись и испытания серийных КВ, по результатам которых в конструкцию танков приходилось вносить изменения. Ситуация усложнялась тем, что тактико-технических требований на разработку новых тяжелых танков от заказчика - главного автобронетанкового управления - получено не было.

Испытание 85-мм пушки Ф-30, установленной в башне танка Т-28. 1939 год. Приведенное фото представляет собой коллаж из нескольких изображений этой машины, снятой с разных ракурсов (ГАНО).

Тем не менее, 32-летний начальник СКБ-2 Жозеф Яковлевич Котин и его подчиненные справились с новой работой в довольно сжатые сроки. К сентябрю 1940 года группа под руководством инженера Л.H. Переверзева подготовила проект танка с 90-мм броней, получившего обозначение Т-150 или «объект 150», а конструкторы под руководством Л.Е. Сычева - «объект 220» с броней в 100 мм. Чертежи корпуса и башни новых машин передали для изготовления на Ижорский завод, но последний не смог выполнить задание полностью - до конца 1940 года он сумел сдать лишь один корпус с башней из 90 м и один - из 100 мм брони. О причинах невыполнения руководство предприятия сообщало следующее:

«Изготовление опытных образцов для Кировского завода происходило в том же цехе № 2, где изготавливался основной объект КВ (речь идет о серийных танках. - Прим. автора ). В силу этого одной из причин неизготовления объектов КВ с броней 90 и 100 мм была перегрузка станочного оборудования, тем более что в производстве одновременно находилось четыре опытных образца КВ.

На протяжении многих лет человека преследовал средневековый принцип «Больше — значит сильнее». Как никого другого, это убеждение коснулось разработчиков танков — ими были спроектированы и построены десятки моделей танков-монстров. Сегодня мы расскажем о наиболее интересных экземплярах самых больших танков мира.

Первые танки Первой мировой

С началом Первой мировой войны стала очевидной необходимость создания принципиально новых средств для прорыва вражеских укреплений. Впервые идея создания такого оружия была озвучена в Англии в декабре 1914 года капитаном Морисом Хэнки, а полгода спустя, полковник инженерных войск Эрнест Суитон предложил свою концепцию создания бронированных перевозчиков пулеметов, которая воплотилась в танк Mark I.

Британский Mark I

Mark I выпускался в двух вариантах – «мужском» и «женском». Отличие – в вооружении. «Мужчины» имели на вооружении две пушки калибром 57 мм и 4 пулемета. «Женская» версия была представлена пятью пулеметами – 1 «Гочкинс» и 4 «Викерса». Во всем остальном – никаких различий: вес порядка 30 тонн, размеры 8,05 х 4,26 х 2,24 м, средняя скорость около 6 км/ч при запасе хода не более 20 км, экипаж во главе с офицером – 8 человек.

В ответ немцы создают 30-тонный А7V на базе трактора Holt. Работы по его созданию были поручены группе инженеров, возглавляемых Йозефом Фойлером. Своими размерами танк не многим отличался от Mark I (7350 х 3060 х 3300 мм), но был в 2 раза быстрее и мог проехать на 15 км больше. Впечатляюще выглядел экипаж из 18 человек. А7V был вооружен 57-мм пушкой и пятью пулеметами MG-08.

Немецкий танк A7V с экипажем

От Царь-пушки к Царь-танку

Идея создания российского колесного супертанка принадлежит начальнику опытной лаборатории военного министерства капитану Н. Н. Лебеденко. Его детище впоследствии назвали «царь-танк».

Царь-танк Лебеденко

Он представлял собой колесную боевую машину, напоминающую гигантский орудийный лафет с двумя спицевыми колесами диаметром 9 метров и задним полутораметровым катком, с помощью которого танк управлялся. Вооружение танка состояло из нескольких пулеметов и двух орудий, расположенных в центральной и боковых рубках. Предполагалось, что он будет передвигаться со скоростью 17 км/ч. Его жизнь, однако, закончилась на первом же испытании в 1915 году, когда задний каток безнадежно увяз в грязи. Хоть проект Лебеденко и не продвинулся дальше опытного образца, он вошел в историю военной техники, как самый большой танк в мире.

Между Первой и Второй

Стало очевидным, что следующая война будет войной моторов. В Европе начался танковый бум. Строились в основном легкие танки. И все же велик был соблазн создать танк-монстр, безраздельно доминирующий на поле боя.

Тяжелый танк FCM F-1 был разработан во Франции накануне Второй мировой войны. Этот гигант весом около 145 тонн был вооружен двумя пушками 90 и 47 мм и шестью пулеметами. Экипаж танка – 8 человек. Но повоевать ему так и не пришлось. В мае 1940 года Франция капитулировала.

Семейство «Тигров»

К началу Второй мировой войны у Германии не было тяжелых танков. «Тигры» — это ее ответ легендарному Т-34, который на тот момент был вне конкуренции. Разработку тяжелого танка на конкурсной основе Гитлер поручил фирме «Хеншель» и известному инженеру-автомобилестроителю Фердинанду Порше. В результате победила фирма «Хеншель» ввиду более надежной ходовой части, на которую позже установили башню танка Ф. Порше с мощной 88 мм пушкой.

При боевой массе 56 тонн он имел 10 см лобовую и 8 см боковую броню. Двигатель — 600-сильный Maybach HL 210P30 обеспечивал ему запас хода в 140 км со скоростью по шоссе около 40 км/ч и в полевых условиях — до 20 км/ч. Кроме пушки в его арсенале были 2 пулемета MG-34 и 6 дымовых гранатометов. В дальнейшем мощность двигателя была усилена до 700 л.с. В конце войны Ф. Порше был создан 70-тонный Tiger II.

Из неосуществленных танковых мегапроектов Третьего Рейха известен Landkreuzer P.1000 Ratte. Не секрет, что Гитлер был склонен к гигантомании, что проявилось, в частности, в проекте этого супертанка. Даже скорее не танка, а дредноута на гусеницах. Ведь он уж точно должен был стать самым большим в мире — его размеры 35 х 14 х 11 метров, вес 1000 тонн. Ширина трехсекционных гусениц — 3,6 метра, суммарная мощность двух двигателей Daimler-Benz MB501, которыми оснащались подводные лодки, составляла 17000 л.с. Окончательно повергнуть противника в ужас должны были два 280-мм корабельных орудия SK-C/34, установленных в поворотной башне.

Модель танка Landkreuzer P.1000 Ratte

В 30-е годы на вооружение Советской Армии был принят 50-тонный тяжелый пятибашенный танк прорыва Т-35. Следующие в этом списке — танки серии КВ. При достаточно скромных для тяжелых танков габаритах они имели мощную броню и вооружение, и в начальный период войны им не было равных. Продолжением стали танки серии «ИС». Так, ИС-2, созданный в 1943 году, поставил жирную точку в соперничестве с «Тиграми». Советский танк при весе всего около 45 тонн, благодаря своей 122-мм пушке, как орех раскалывал броню «Тигра» на расстоянии 1,5 км.

Вскоре после войны тенденция строить большие танки, как и термин «тяжелый танк», ушли в историю. Сегодня это просто танки, оснащенные мощными двигателями, новейшей электроникой, уникальным оружием, средствами динамической защиты и интеллектом.

Царь-танк

Перед вами Царь-танк (еще его называют Летучая мышь, Машина Лебеденко, Нетопырь, Мастодонт, Мамонт) — самый большой танк, который только видела наша планета. Правда, стоит отметить, что это скорее бронированное сухопутное транспортное средство огромных размеров.

Мамонт был разработан российским инженером Николаем Лебеденко, в чем также принимали участие Б. Стечкин, Н. Жуковский и А. Микулин. Постройка закончилась в 1915 году, тогда же проводились масштабные испытания машины, в результате которых был сделан вывод, что это средство непригодно для боевых условий, поэтому проект пришлось закрыть. Единственная построенная единица затем была разобрана на металлолом.

Как рассказывал сам Лебеденко, на постройку Мастодонта его сподвигли азиатские повозки, которые благодаря своим большим колесам с легкостью преодолевали выбоины и ухабы. В итоге построенный экземпляр имел два огромных передних колеса диаметром 9 метров, задний же отличался куда менее скромными габаритами — 1,5 метра. Ширина Т-образного корпуса — 12 м. Пулеметы решено было закрепить на плоскостях, находящихся позади передних колес. Максимальная скорость, которую мог развивать танк, составляла 17 километров в час.

Гораздо интереснее то, что инженер смог получить одобрение на постройку проекта, ведь в то время это было сделать трудно, тем более с такой странной повозкой. Тем не менее, в январе 1915 года Николай II выделил финансы на проект — порядка 210 000 рублей.

Когда начались испытания, то сразу же выяснилось, что машина очень легко уязвима — достаточно один раз хорошенько попасть по спицам колес, как Мамонт складывался, что карточный домик. Кроме того, он становился замечательной мишенью — благодаря своим размером, его можно было заметить аж за несколько километров. А проходимость в силу габаритов не поражала воображение. Таким образом данное боевое средство осталось еще одним мертвым проектом в танкоразвитии, которое на то время основывалось на методе проб и ошибок. Кстати, двигатель оказался слаб для Нетопыря.

Между тем, мы забыли упомянуть размеры танка. Вот они:

Длина — 17,8 м
Ширина — 12 м
Высота — 9 м
Масса — 60 тонн

Char 2C

На этом список наших рекордсменов не заканчивается. Еще один гигант — танк Char 2C, разработанный французами во время Первой Мировой войны. На сегодняшний день этот исполин является крупнейшим по своим габаритам танком, который когда-либо принимался на вооружение. По высоте он занимает второе место после описанного выше «Мамонта».

Его разработка началась в 1917 году, сам проект был готов два года спустя, однако на вооружение танк не поступил, поскольку все военные действия были свернуты. Тем не менее, началось штучное производство и за последующие годы было выпущено несколько единиц техники. К началу 30-ых годов прошлого столетия Char 2C считался устаревшей боевой техникой, поскольку две башни в верхнем ярусе не позволяли вести круговой обстрел, габариты были очень большими, благодаря чему танк становился легкой мишенью, проходимость оставляла желать лучше и т.д.

К 40-ым годам было выпущено не менее 10 экземпляров, которые стояли на вооружении у французской армии вплоть до 1940 года. Однако после того, как Францию оккупировали фашисты, правительство решило подорвать все танки, что бы они не достались врагу. Впрочем, существует и альтернативное мнение на этот счет — все Char 2C были уничтожены непосредственно немцами.

Примечательно, что каждый Char 2C обладал своим собственным именем — их называли в честь провинций. В 1939 году танк по имени «Лоррейн» укрепили дополнительной броней, в результате чего его масса достигла 75 тонн. Длина корпуса составила 10,27 м, ширина — 3 м, а высота — 4,09 м.

Также в наш список попал Т-35 — легендарный советский тяжелый танк, разработанный в 30-ых годах прошлого столетия. Интересно, что десятилетием ранее у нашей огромной страны не было больших тяжелых танков, разве что за исключением машин по имени «Рикардо» (британские Mk V). Вот потому-то власть и решилась на создание исполинов.

Первый прототип был представлен в 1932-ом, при этом его вес существенно отличался от запланированного — 42 т вместо 35 т. Впрочем, это не стало большой проблемой, к тому же модель хорошо себя показала на испытаниях, хотя эксперты отметили несколько недостатков (например, высокую стоимость некоторых узлов и деталей). В серию танк поступил в 1934-ом и это была версия Т-35А, которой было выпущено 59 единиц.

В качестве двигателя использовался 12-цилиндровый карбюраторный авиационный двигатель М-17, созданный по лицензии компании BMW. Он развивал очень неплохую мощность по тем временам — 400 лошадиных сил при 1450 оборотах в минуту. Несколькими годами спустя его мощность была поднята до 580 л.с. при помощи модернизации. А вот расход топлива был огромен — три топливных бака общим объемом 900 литров обеспечивали запас хода не более, чем на 150 км.

Т-35 участвовал во Второй Мировой, причем в первые несколько недель после начала войны танк попал в руки фашистам и они отправили его на полигон в Германию, где тщательно изучили. Куда делся тот экземпляр, никто не знает. Зато достоверно известно, что с транспортировкой этого исполина возникли большие проблемы — он просто не вписывался в железнодорожные габариты. Боевая масса Т-35А составила 50 тонн, длина корпуса — 9,72 м, ширина — 3,2 м, а высота — 3,43 м.

Тигр II (Королевский тигр)

Нельзя не отметить Тигр II — тяжелый танк, который выпускался немцами на протяжении заключительной части Второй Мировой, начиная с 1944 года. За недолгое время было выпущено 489 экземпляров техники.

Данная машина отличается не столько своими габаритами, которые, безусловно, удивляют, сколько невероятной мощью. Благодаря 88-миллиметровой пушке танк способен был поражать любые цели на своем пути, а наличие отличной защиты позволяло ему проезжать там, где другие танки уже были выведены из строя.

Эксперты уверяют, что Тигр II превосходил абсолютно все тяжелые танки, которые только могли быть у СССР и его сподвижников. Однако это не помогло Гитлеру, ведь на тот момент советские войска уже умели бороться с подобными машинами (наши танкисты знали, в какое именно место стоит стрелять). Тем не менее, Королевский тигр подбил немало нашей техники, ведь его пушка обладала очень высокой скорострельностью. Поэтому опытная команда со стороны фашистов могла расстрелять танковую дивизию прежде, чем обнаружит себя.

В настоящее время не сохранилось ни одного Тигра. Последний из них был подбит в Берлине 2 мая 1945 года.

Боевая масса машины — 70 тонн, длина корпуса — 7,38 м, ширина — 3,75 м, высота — 3,09 м.

Ratte Р1000 (Крыса)

Крыса — именно так назывался сверхтяжелый танк, который немцы разрабатывали в годы Второй Мировой войны. Впервые Гитлер увидел этот проект в середине 1942 года, который был им хорошо воспринят.

Заранее скажем, что Ratte так и не был создан, однако данные о нем впечатляют. Так, только вес этого исполина достигал бы 2000 тонн, а длина корпуса с легкостью составила бы 35 метров.

Особое внимание было уделено тому, что Р1000 наверняка был бы крайне неповоротливым и медленным, зато его корпус был бы неуязвим для артиллерийского орудия и противотанковых мин.

С того момента, как впервые на поля сражений вышли тяжелые бронированные машины, в дальнейшем названные танками, работа по их совершенствованию никогда не останавливалась. Лучше всего это просматривается, если вспомнить самые большие танки. В мире, наряду с удачными образцами, получившими широкую известность и серийно изготавливавшимися, имелись архаичные конструкции, не соответствующие духу времени, сложные проекты, воплотить которые в металле было экономически и технологически очень сложно.

Самые лучшие танки в мире выпускались и фашистской Германией, которые были основными противниками в период Второй мировой войны. Следует отметить, что болезненная слабость Адольфа Гитлера к гигантским кораблям, самолетам и танкам послужила своего рода катализатором деятельности конструкторов. Во многих ведущих государствах также имелись свои наработки, но большая часть из них даже не вышла за пределы начального проектирования.

Сейчас большинство разработанных образцов можно рассматривать лишь как курьез, но тогда они угрожали взорвать весь мир. Танки тогда и сейчас рассматриваются как основная ударная сила любой сухопутной группировки войск, одинаково эффективная при наступательных и оборонительных действиях. Однако рассмотрим основных претендентов на роль предводителей бронесил.

Landkreuzer R1500 «Monster» создавался как сверхтяжелый танк, планируемый для 800-миллиметрового с дальностью поражения целей до 37 км и весом самого снаряда в 7 тонн, а также двух 150-миллиметровых гаубиц SFH18 и большого числа малокалиберных зенитных пушек. Общий вес вместе с орудийной установкой предполагался до 2500 тонн. Основными причинами отказа от производства «монстра» стали следующие: невозможность транспортировки по дорогам, большая уязвимость от авиационного налета (спрятать такую махину просто невозможно) и при эксплуатации четырех двигателей, аналогичных использовавшимся на субмаринах типа VIII.

Чуть меньшим проектом стал Landkreuzer R1000 «Ratte» (крыса), вес которого предусматривался в пределах 900-1000 тонн, с длиной в 39 метров и высотой в 11 метров. На него планировалась установка одной переделанной корабельной башни от с двумя орудиями калибра 180 мм и двадцатью зенитными автоматами, размещенными по всему корпусу. Расчетная численность экипажа определялась в 100 человек.

Самые большие танки в мире из построенных увидели свет в Одним из них является Panzer VIII «Maus».

Его вес многократно превышал любой из серийно выпускавшихся тяжелых танков Германии, СССР, Великобритании или США, составляя более 180 тонн. Вооружение «мыши» включал одно 128-миллиметровое и одно 75-миллиметровое орудия. Проектирование завершилось в середие 1942 года. Было начато производство, однако до окончания войны было завершено лишь 2 прототипа, которые захватили советские подразделения. В дальнейшем их разобрали и перевезли трофейными командами в СССР, одна из машин и сейчас экспонируется в Кубинке.

Проект FCM F1 стал самым тяжелым и самым большим танком нефашистского происхождения. Однако до поражения Франции данный образец не был построен. Его оснащение предусматривало пушки калибра 90 и 47 мм, а также 6 пулеметов. Французские конструкторы включали возможность его транспортировки железнодорожным способом, а массо-габаритные показатели были следующими: длина - 10-11 м, ширина - 3 м, вес - до 140 тонн.

Английские конструкторы, работавшие над созданием машин поддержки пехоты, также развивавшие эту тему, создали свои образцы. Это не самые большие танки в мире, но достаточно экзотичные. Так, в 1941 году был построен один прототип танка TOG2 весом в 80 тонн, однако ввиду архаичной и сложной конструкции, а также слабого артиллерийского вооружения, работы по нему были заморожены. Другой машиной стал А39, имеющий массу 78 тонн и пушку калибра 96 мм, который также не пошел в серию из-за занятости заводов изготовлением танков «Черчилль».

В СССР был разработан трехбашенный (или «объект 225»). Из-за начавшейся войны в проект вносились частые изменения, связанные с необходимостью удешевления и улучшения технического обслуживания. Работы по данному образцу велись на Ленинградским заводом имени С.М. Кирова. В связи с угрозой выхода врага к городу, в конце лета 1941 года проект был свернут, а силы брошены на доработку КВ-1. Вес танка предусматривал 100 тонн, основное вооружение - орудие ЗИС-6 с калибром 107 мм, по три пулемета 7,62 мм и 12,7 мм.

Созданные в разных странах, самые большие танки в мире имели зачастую футуристический внешний вид, однако возможности по боевому применению крайне ограничивались, и сейчас большинство из них можно увидеть лишь на изображениях, а также в компьютерных играх.

ТОП 10 самых больших танков в мире

Современные военные танки становятся все более маневренными, легкими и портативными. На первый план при создании такой техники выходит подавляющая огневая мощь, высокая проходимость, а также возможность быстро восстанавливать поврежденные модули. Тем не менее, еще совсем недавно при конструировании танков главными параметрами были солидные габариты и толстая броня, что позволило создать настоящих «монстров» инженерной мысли.

Десятку самых больших танков в мире открывает «Объект 279», созданный 1957 году. Машина весила свыше 60 тонн, а ее длина составила 9,8 м, при высоте в 3,6 м. Корпус модели был максимально сплюснут и внешне походил на летающую тарелку. Агрегат оснастили двойными гусеницами с каждой стороны наряду с системой гидравлической подвески, которая помогла снизить нагрузку на почву. Из-за плохой маневренности танк не был допущен к техническим испытаниям.

Девятая позиция досталась британскому танку TOG І, созданному в 1940 году. При конструировании машины применялись устаревшие технологии, поэтому единственный экземпляр оказался малоэффективным при ведении боевых действий. Максимальная скорость машины не превышала 8 км/ч, длина танка составила 10,1 м, ширина – 3,1 м, высота – 3 м. Боевая масса машины оценивалась в 65 тонн, при этом бронирование TOG І оставляло желать лучшего.

Восьмую строчку занимает американский танк Т-28 Turtle («Черепаха»). Его создание началось еще в 1943 году, когда США активно готовились к вступлению в войну. Масса рассматриваемой машины составила 86 тонн, а ее длина превысила 10 м, ширина – 3,2 м, высота – 2,8 м. Бронированная лобовая часть должна была помочь союзникам в борьбе с «Тиграми» и «Пантерами», однако из-за бюрократических проволочек Т-28 (позднее переименованный в модель Т-95) так и не поступил на вооружении американской армии.

Седьмая строчка принадлежит британскому танку А-30 Tortoise («Черепаха»), первый прототип которого был создан в 1943 году. Его боевая масса не превышала 78 тонн, длина оценивалась в 10 м, ширина – в 3,9 м, высота – в 3 м. Максимальная скорость машины не превышала 19 км/ч. Разработка танка велась крайне медленно, а после окончания военных действий в Европе все работы по созданию «Черепахи» были свернуты.

На шестой позиции оказался тяжелый немецкий танк Е-100. Разработка этого агрегата продвинулась дальше всего, однако из-за поражения Германии все испытания были свернуты. Масса прототипа составила 140 тонн, при этом в качестве основного вооружения была выбрана 150-мм пушка. Длина корпуса Е-100 превышала 12 м, ширина – 4 м, а высота – 3,2 м.

На пятом месте оказался еще один немецкий танк времен Второй мировой войны – Maus («Мышь»). Он был сконструирован по личному указанию Гитлера, который хотел усилить свою армию несколькими десятками таких гигантов. Размеры танка действительно впечатляли: длина составила – 10,2 м, ширина – 3,5 м, а высота – 3, 6 м. Боевая масса машины оценивалась в 180 тонн. Два опытных экземпляра «Мыши» были захвачены советскими войсками и переправлены в СССР, где впоследствии из них была собрана одна машина, которая была выставлена Бронетанковом музее Кубинки.

Четвертое место принадлежит французскому танку FCM F1, разработка которого началась в 1939 году. Машина получила две башни, располагавшиеся на разных уровнях, лобовую броню в 120 мм и боевую массу в 145 тонн. Длина «монстра» должна была составить более 12 м, а ширина – превысить 3,6 м, однако из-за стремительного наступления немецких войск разработка машины была свернута, а судьба единственного прототипа осталась неизвестной.


Тройку лидеров открывает немецкий танк K-Wagen, главной задачей которого стал прорыв вражеских оборонительных линий. В 1918 году был собран опытный образец, но после продвижения войск Антанты к заводу было принято решение его уничтожить. Масса машины составила 150 тонн, а длина – порядка 13 м, ширина – 3 м, высота – 3,5 м.


На второй позиции оказался французский танк Char 2C – самая большая машина, когда-либо запущенная в серийное производство. По замыслу создателей эта 75-тонная машина должна была прорывать любые заградительные линии противника. Преодолению преград способствовали внушительные размеры «монстра»: длина составила 10,2 м, ширина – 3 м, высота – 4 м. Огромный расход топлива (более 1000 литров на 100 км), а также неповоротливость машины предопределили снятие машины с вооружения в 1940 году.


Безоговорочным лидером по габаритам стал российский «Царь-танк», созданный в 1915 году. Его длина должна была составить 17,8 метра, ширина – 12 м, высота – 9 м, а заметить такого «монстра» можно было с расстояния в несколько километров. Боевая масса машины превысила бы 60 тонн, однако планы разработчиков остались нереализованными. Внешний вид прототипа представлял собой орудийную башню, установленную на лафет, поддерживаемый двумя огромными колесами.

В итоге, современные танки значительно уступают в габаритах историческим моделям, созданным в эпоху Первой и Второй мировой войны. Эти уникальные «монстры» до сих пор поражают воображение своими размерами, массой и толщиной брони.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!