Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Стальные монстры: сверхтяжелые танки Второй мировой. Сверхтяжелый танк Ratte («Крыса») Р1000

Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на первый план выходит высокая проходимость и подавляющая огневая мощь. Немаловажна также возможность быстрой замены повреждённых модулей. Но ещё относительно недавно конструкторы стремились создавать большие машины с толстой бронёй. В наследство от тех времён нам остался топ самых больших танков в мире.

10. «Объект 279»

Завершает десятку самых огромных танков в мире машина с таинственным названием «Объект 279», появившаяся в 1957 году со следующими характеристиками:

  • длина 9,8 м;
  • высота 3,6 м;
  • боевой вес более 60 т.

Его корпус сделали сплюснутым, как у летающей тарелки. У танка была гидравлическая подвеска и двойные широкие гусеницы, благодаря чему снижалась нагрузка на грунт и повышалась проходимость машины. Но плохая маневренность стала непреодолимым препятствием для допуска танка к испытаниям.

9. TOG I

Это ещё один английский танк, который был создан чуть раньше - в 1940 году. Но при его разработке использовали устаревшие к тому моменту технологии, поэтому собранный единственный экземпляр TOG I для ведения боевых действий оказался бесполезным. Вот что он из себя представлял:

  • длина 10,1 м;
  • ширина 3,1 м;
  • высота 3 м;
  • снаряжённая масса 65 т.

Несмотря на свой солидный вес, этот танк обладал достаточно слабой бронёй.

8. Т-28 Turtle

Американцы задумали сделать свою «Черепаху» и также приступили к её разработке в 1943 году, ещё только готовясь активно ввязаться в боевые действия на западноевропейских фронтах. Габариты громадины должны были быть следующими:


Чтобы покорять природу, человек создаёт мегамашины - самые невероятные в мире техники, возможности и размеры которых поражают воображение. Их да...

  • длина более 10 м;
  • ширина 3,2 м;
  • высота 2,8 м;
  • снаряжённая масса 86 т.

Перед разработчиками стояла задача сделать такую лобовую броню танку, которая выдерживала бы выстрел немецких «Тигров» и «Пантер». Но и в США возможны бюрократические проволочки, из-за которых танк так и не добрался до реальной службы в американской армии, хотя по пути и сменил название на Т-95.

7. А-30 Tortoise

Следующим идёт британский танк А-30 Tortoise, что означает «черепаха». Его первый прототип появился в 1943 году и имел следующие параметры:

  • длина 10 м;
  • ширина 3,9 м;
  • высота 3м;
  • снаряжённая масса не более 78 т.

Этот танк был способен разгоняться всего до 19 км/ч. Медлительным был не только сам танк, но и его разработка, которая затянулась до окончания II мировой войны, а затем уже за ненужностью «Черепахи» она была и вовсе свёрнута.

6. Е-100

Тяжёлый немецкий танк Е-100 попал на шестую позицию. Кстати, его разработка оказалась наиболее продвинутой, но до испытаний дело всё-таки не дошло, поскольку Германия проиграла войну раньше. У Е-100 были следующие параметры:

  • длина более 12 м;
  • ширина 4 м;
  • высота 3,2 м;
  • снаряжённая масса 140 т;
  • главное вооружение - орудие калибром 152 мм.

5. Maus

Далее следует немецкий танк периода II мировой войны, который получил ироничное название «Мышь». Его разработали по личному указанию фюрера, которому пришла в голову мысль усилить вермахт несколькими десятками стальных гигантов. Параметры танку и правда придали впечатляющие:

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3,5 м;
  • высота 3,6 м;
  • масса в снаряжённом состоянии 180 т.

Красная армия в конце войны смогла захватить пару опытных образцов танка Maus и отправить их в Советский Союз. Впоследствии из них был собран один экземпляр, которая попала в экспозицию бронетанкового музея в Кубинке.


С древних времён люди странствовали по морям, постепенно совершенствуя свои суда. Современное кораблестроение очень развито, а ассортимент судов стал...

4. FCM F1

Это ещё один французский танк, который начали разрабатывать в 1939 году. Его снабдили сразу двумя башнями, находящимися на разных уровнях. Параметры этого монстра впечатляют:

  • боевая масса 145 т;
  • толщина лобовой брони 120 мм;
  • длина свыше 12 м;
  • ширина более 3,6 м.

В более высокой задней башне должна была стоять 105-миллиметровая пушка, а в передней - 47-миллиметровая противотанковая скорострельная пушка. Французы намеревались изготовить прототип этого танка в конце весны 1940 года, но стремительное наступление вермахта разрушило все эти планы. Осталась неизвестной дальнейшая судьба собранных наполовину прототипов.

3. Kolossal-wagen (K-Wagen)

На третье место попал этот немецкий танк, предназначенный для прорыва вражеских оборонительных линий. Его опытный образец был собран в 1918 году, но когда войска Антанты приблизились к заводским цехам, то немцы решили уничтожить новинку. Параметры его были таковы:

  • длина 13 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 3,5 м;
  • боевой вес 150 т.

Как и все первые танки времён Великой войны, он был скорее похож на массивную стальную подвижную крепость. Даже если бы он пошел в серийное производство, то вряд ли смог бы существенно повлиять на ход боевых действий, скорее, отвлекал бы внимание и ресурсы самих немцев. Но, несмотря на это, K-Wagen стал заметной вехой в становлении мирового танкостроения и одним из крупнейших металлических танков.

2. Char 2C

Эта махина была уже французского производства, и именно она стала самым большим танком, запущенным в серийное производство. Весила она 75 тонн и по замыслам проектировщиков должна была с лёгкостью прорывать заградительные линии на передовой. Параметры у танка также были очень внушительными:


Формула 1 - это не просто самый дорогой и зрелищный вид спорта. Это новейшие технологии, это лучшие конструкторские и инженерные умы, это любая...

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 4 м.

Но танк получился крайне неповоротливым, кроме того, он уничтожал невероятное количество топлива (на 100 км требовалось свыше 1000 л). Поэтому в 1940 году его сняли с вооружения. Характеристики Char 2C стали венцом развития концепции тяжёлого танка, способного прорывать позиционную оборону, но это было характерно для I мировой войны. Большой проблемой этих машин была огромная масса, делающая их очень медлительными. В случае позиционной войны, для которого этот танк и разрабатывался, это не было большой проблемой, но в начале 1930-х годов стала меняться военная тактика, где уже не было места стабильным линиям фронта. Пришло время маневренной войны, в которой сверхтяжёлые танки были бесполезны. Их было невозможно быстро перебросить на новый плацдарм, а тактическое применение требовало подготовленного тылового обеспечения.

1. «Царь-танк»

Создать такой танк решила Россия в разгар I мировой войны - в 1915 году. Как его только не называли: громко - «царь-танк», «мастодонт», «мамонт», либо скромно - «машина Лебеденко». Параметры крепости на колёсах впечатляют:

  • длина 17,8 м;
  • ширина 12 м;
  • высота 9 м;
  • боевой вес 60 т.

Такого монстра можно было заметить за несколько километров. Орудийная башня этого прототипа покоилась на лафете, поставленном на два огромных колеса. К созданию чертежей этой махины приложили руку знаменитые русские инженеры Стечкин и Микулин. Обслуживать танк должны были минимум 15 человек экипажа. По ровной дороге он мог бы двигаться со скоростью до 17 км/ч. Был выпущен всего один пробный экземпляр подобного танка, но он не прошёл первичных испытаний. Это сооружение трудно было использовать в тактической маневренной войне, скорее это была крепость на колёсах. Обнаруженные серьёзные недостатки поставили крест на всей задумке, в первую очередь они были обусловлены огромными габаритами машины. Поэтому «царь-танк» так и не пошёл в серию, а его пробный экземпляр ждала незавидная участь - в 1923 году его разобрали на металлолом.

На протяжении всей истории танкостроения конструкторы всего мира стремились создать неуязвимый бронированный форт. С 1939 года стремление создать самый большой танк Второй мировой войны стало реальной необходимостью. С увеличением толщины брони, установки новых, более мощных двигателей и бортового вооружения с боезапасом неминуемо вело к увеличению веса тяжелых танков. Такие машины практически взламывали оборону противника, сметали все на своем пути, тем самым открывая дорогу пехоте. Вспомним некоторых из этих бронированных монстров, самых тяжелых и больших, даже единичные экземпляры которых не все сохранились в музеях мира.

Т-35

Производство сухопутного монстра было организовано на паровозостроительном заводе в Харькове. Танкисты получили тяжелый танк с усиленной броней и дополнительным вооружением. Его основной задачей было занятие и удержание позиций врага. Толщина брони достигала 20 мм, корпус башен - 30 мм. Конструкция из пяти башен располагалась в три яруса и создавала вокруг машины сплошное огневое поле, по боевой мощи сравнимое с тремя легкими танками. Каждая выпускаемая партия была со своими конструктивными особенностями, в результате - в разных танках было разное количество человек в экипаже (от 9 до 11).

Пятибашенный танк Т-35 имел мощность 500 л. с. со скоростью передвижения 30 км/ч. Вес танка доходил до 50 тонн, одноразово заливалось 900 литров топлива. Всего было выпущено 61 машину, из которых 48 танков вступили в бой. 13 было отправлено в военные училища. Единственный сохранившийся экземпляр танка Т-35 находится в бронетанковом музее. Участия в боях он не принимал, но до настоящего времени имеет свой рабочий мотор.

FCM F-1

Сверхтяжелый танк FCM F-1был разработан во Франции накануне Второй мировой войны. В 1941 году боевая машина была запущена в производство с массой 145 тонн. Основной задачей танка стало сломить укрепления врага на франко-германской границе. Чтобы машина могла двигаться, в средней части корпуса были установлены два 550- сильных двигателя Renault на дизельном топливе с электротрансмиссией. Конструкция машины была схожа по характеристикам с советскими танками. Но отличия были: установлено на танк 2 башни, броня в 100 мм, а в некоторых местах и все 120.

Несмотря на многие недоработки, огромную массу танка, которую могла выдержать не всякая почва или мост, проект был одобрен техкомиссией и был сделан предварительный заказ на 12 боевых единиц. Но из-за оккупации не было изготовлено ни одного экземпляра, а все чертежи и разработки были уничтожены.

КВ-1

В канун ВМВ только Советский Союз имел налаженное массовое производство тяжелых танков, оснащенных противоснарядной броней. Это были танки КВ ("Климент Ворошилов"), который немцы прозвали чудовищем. Они стали незаменимыми машинами для прорыва укреплений противника, так как КВ-1 мог выдержать попадания любых снарядов противотанковых пушек. Но справиться с ДОТами он оказался неспособным. Поэтому на его базе был разработан КВ-2 со 152-мм гаубицей. До появления немецкого танка «Тигр» КВ-1 это был самый большой танк Второй мировой войны, который участвовал в боях и выполнял важную роль в сдерживании напора немецкой армии. Участник двух войн, финской и ВОВ, КВ-1 с достоинством ушел с боевых полей в 1944 году.

VIII Маус

Это апогей разработчиков сверхтяжелых танков. Серийное производство этих машин так и не началось. Было выпущено два экземпляра этих огромных монстров, которые оба были уничтожены при подходе к Берлину советских войск. Создатели VIII Маус преследовали цель быстрого прорыва обороны противника благодаря прочной броне, мощнейшему вооружению, гигантской массе в 188 тонн.

Этот сверхтяжёлый танк не стал чудом, которое смогло бы привести Германию к победе. На фоне огромной массы броня была слабой, неразумные углы наклона делали его уязвимым, переизбыток мощнейшего вооружения, немыслимые размеры и низкая скорость передвижения сделали его прекрасной мишенью. После окончания ВОВ советские конструкторы смогли восстановить один из VIII Маус, который выставляется в музее под Москвой.

ИС-1

Танки с именем Иосифа Сталина стали достойным ответом на появление немецких «Тигров», с легкостью пробивая их броню. Их прототипом стал тяжелый танк КВ-1. Было проведено усиление бронезащиты, установлен более мощный двигатель, новая силовая передача. Всего было произведено 130 машин, каждая массой 44 тонны. Мощность двигателя составляла 520 л.с. при скорости по шоссе до 37км.

Постоянно модифицируемые тяжелые танки «ИС» были в эксплуатации в СССР вплоть до 1953 года.

«Тигр»

К 1942 году, когда стало понятно, что молниеносной войны не случилось, и она перешла в состояние затяжной, а советские танки Т-34 результативно противостоят немецким частям, Германия принимает решение о создании новейшего тяжелого танка. Итогом стал танк «Тигр», который участвовал в боевых действиях на всех фронтах ВМВ.

С августа 1942 года начался выпуск тяжелого танка, который продолжался два года. Всего было произведено 1350 машин. Причем стоимость изготовления одного танка была сверхдорогой - 800 000рейхсмарок. Тяжелый танк «Тигр» обладал несомненными достоинствами: высокая степень защищенности, потрясающая огневая мощь, отличная связь, удобство для экипажа. Но наравне с плюсами, вместе с огромной стоимостью, машины имели слабую подвижность, низкую пригодность к ремонту. До настоящего момента осталось 7 экземпляров, которые находятся в разных музеях России, Франции, США, Германии.

М-6

Американский тяжёлый танк М-6 в боях не участвовал, его разработки были начаты еще до войны. Их было выпущено всего 43 штуки, все они были использованы для обучения танкистов. Масса танка составляла 56 тонн с максимально возможной мощностью 800 л.с. После испытаний М-6 командование войск признало проект неудачным: очень тяжелая машина, слабое вооружение, неудачная форма корпуса. Учитывая эти недостатки и ограниченные боевые возможности танка, было принято решение о нецелесообразности производства тяжелого танка модели М-6.

Сверх-тяжелый танк Крыса прежде всего рассматривался Гитлером как немецкое «чудо-оружие», однако, за всю войну не было построено даже прототипа. Следует понимать, что при ведении боевых действий, такой монстр обладал бы очень низкой мобильностью, про причине низкой удельной мощности двигателей и больших размеров корпуса.

Этот сверхтяжелый танк был неуязвим для обычной полевой артиллерии и противотанковых мин, однако артиллерия особой мощности при желании могла уничтожить его. Также конструкторы не учли возможности уничтожения танка «Крыса» с воздуха. Безусловно, даже если бы и были созданы прототипы этого стального монстра, в любом случае проект не имел своего развития и в качестве «оружия возмездия» мало пригодился. Ведь вся концепция «молниеносной войны» строилась на стремительном и мощном прорыве, однако такой монстр как танк «Крыса» вряд ли мог развивать хорошую скорость, к тому же его вес не выдержал бы ни один мост.

Получается, танк мог применяться исключительно в качестве опорного мобильного оборонительного пункта с хорошим вооружением. Стоит заметить, что финансирование строительства супертанка «Ratte» стало для Третьего Рейха в то время непозволительной роскошью, это и стало одной из причин невозможности развития этого проекта.

Разработали этот амбициозный проект два немецких танковых инженера: доктор Гаккер и Эдвард Гроте в 1942-1943 годах. По сути своей, данный сверхтяжелый танк представлял из себя сухопутный крейсер весом до 1000 тонн, предназначенный для артиллерийской поддержки и возможно, для применения в качестве танка прорыва.

Впервые, конструкторы концерна Krupp представили танк Ratte Гитлеру летом 1942 года. Далее последовала встреча конструкторов с министром вооружений А.Шпеером, который предложил присвоить этому сверхтяжелому танку обозначение «Крыса» (Ratte) P100 (это индекс, возможно, по предположительному весу танка, был присвоен немецкой машине первый и последний раз, что было нетипично для прототипов немецких танков. Также было решено, что в будущем все последующие модели супертяжелых танков будут получать маркировку «Р»).

Предпосылкой для создания такого сверхтяжелого танка стали неудачи немецкой армии в России на начальном периоде Великой Отечественной войны. Немецкие конструкторы, в попытке найти нестандартное решение для данной проблемы предложили Гитлеру свой проект сверхтяжелого танка «Крыса», который был воспринят им блестяще. Стоит отметить, что Гитлер был склонен к определенному гигантизму.

Компоновка супертанка «Ratte»

Судя по чертежам, немецкими конструкторами предполагалось собрать танк «Ratte» по многобашенному принципу. Они предлагали 5-ти, 7-ми и 9-и башенный вариант этого супертяжелого танка. Отделение управления находилось в носовой части, боевое отделение находились в средней и частично в передней части, в кормовой части находились двигатели, системы охлаждения с топливными баками. По задумке конструкторов, танк «Ratte» должны были обслуживать не менее 40 человек экипажа. В главной башне танка находились бронированные двери, через которые члены экипажа осуществляли посадку и высадку. Имелись также эвакуационные люки в артиллерийских и зенитных башнях.
Что касается бронезащиты танка «Ratte», то она проектировалась по принципу абсолютной защиты от боеприпасов, которыми располагали армии СССР, Англии и Америки. Часть корпуса сваривалась, часть соединялась с помощью болтовых и заклепочных соединений. Предполагалось, что максимальная толщина брони танка «Крыса» должна составлять 400 мм.

Вооружение супертанка «Ratte».

По аналогии с морскими крейсерами, танк «Крыса» планировали вооружить двумя корабельными 28-см орудиями SKC/34, которые должны быть установлены в одной башне. В процессе разработки была выдвинута идея вооружить танк дополнительной башней с 128-мм пушкой, однако от нее вскоре отказались, объясняя тем, что танк и без этого будет хорошо вооружен, да к тому же, это потребует увеличения экипажа и в целом вес танка значительно возрастет. Боекомплект танка «Крыса» планировали хранить в специальном бронированном отделении на дне корпуса, и подавать снаряды к орудиям на специальном подъемнике.

Для защиты от бомбардировщиков и низколетящих целей, планировалось установить несколько зенитных пушек Flak38 (вопрос о количестве этих пушек так и не был решен до конца Второй мировой войны, некоторые источники утверждают о 2 пушках, другие о 8 пушках).


Супертанк Крыса с оборудованием для преодоления водных препятствий

Трансмиссия, двигатель и ходовая часть танка «Ratte».

Конечно, для танка такой мощности требовалась достаточно мощная силовая установка, поэтому, для этих целей конструкторы предлагали использовать восемь 22-цилиндровых дизельных судовых двигателей Даймлер-Бенц МВ501, которые при определенных оборотах развивали мощность более чем в 20 тысяч лошадиных сил. По расчетам конструкторов, танк «Ratte» мог развивать максимальную скорость по пересеченной местности 14 км/час, что вполне устраивало военных.

Слабым место проекта супертанка «Ratte» стала его ходовая часть, которую немецкие конструкторы так и не смогли спроектировать до конца, так как она постоянно перерабатывалась. Существовала лишь некая принципиальная схема подвески, однако, схемы трансмиссии не существовало и в помине. По мнению многих немецких конструкторов, именно проблема ходовой части танка «Ratte» стала камнем преткновения во всем проекте этого сверхтяжелого танка.

Боевого применения танка «Ratte», как вы и догадались, конечно, не было, однако предположить развитие боевой ситуации, в случае воплощения в жизнь проекта танка «Ratte» достаточно сложно. Ни один мост не мог выдержать такую махину. Стоит только догадываться, сколько тонн топлива этот танк должен был потреблять, чтобы проехать хотя бы 100 км. Кстати говоря, о преодолении водных преград конструкторы предложили следующий выход: с помощью специальных систем и оборудования, танк мог форсировать реку вброд. Этот танк стал бы прекрасной и малоподвижной целью для вражеской авиации, так как его было бы сложно замаскировать на открытой местности.

Тактико-технические характеристики сверхтяжелого танка Крыса «Ratte»:

Оператор/производитель……………………Германия;
Вес ……………. Предположительно 1000 тонн;
Экипаж……………40 человек;
Класс танка………..сверхтяжелый;
Год разработки/создания………..1942-1943;
Разработка КБ…………Krupp;
Серийное производство………….нет, прототип не создан;

Размеры танка:
- Ширина корпуса…………14 м;
- Длина корпуса………………35 м;
- Высота……………………..11 м;
- Дорожный просвет…………..--- мм;

Броня:
- Тип брони……………….катанная, экранированная;
- Лоб корпуса ………….. 200-400 мм;
- Корпус борт……………….200-300 мм;
- Корпус дно………………..200 мм;
- Корпус крыша…………150 мм;
- Башня лоб…………………….400 мм;
- Корпус корма……………..200 мм;

Вооружение:
- 2х283 мм корабельных пушки SKC/34 (длина ствола 15 415 мм, 54,47 калибров длиной);
- Прицел……………---;
- Дополнительное вооружение………..1х128-мм пушка KwK 44 L/55, 2х20-мм Flak 38, 2х15-мм MG 151/15;

Подвижность танка;

Двигатель…………….. 8 дизельных двигателей Даймлер-Бенц МВ501, или вариант 2 дизельных судовых двигателя МАN V12Z32/44.);
Дальность хода………. 500 км;
Максимальная скорость……….14 км/час;
Подвеска……….не спроектирована;

Читая название статьи, невольно возникает вопрос – зачем нужен такой стальной гигант? Разве вес определяет необходимость создания самого тяжелого танка в мире, чтобы он с отрывом лидировал в рейтингах, восхваляя конструкторов чудо-оружия, страну, способную организовать его производство, вложив в него колоссальные средства, мысли, труд тысяч людей. Конечно, это не так. На самом деле, вес лишь побочный, даже избыточный идеального оружия для сухопутного театра военных действий.

Уже первые бронированные машины, появившиеся на фронтах Первой мировой войны, поражали, даже ужасали своими огромными габаритами, весом. Как следствие, они были неповоротливы, имели малую проходимость, скорость, маневренность, что резко снижало их несомненные преимущества:

  • Защиту от стрелкового оружия, осколков снарядов.
  • Возможность прорвать оборону противника, пройдя через проволочные заграждения, преодолевая окопы, траншеи.
  • Сильное психологическое давление на солдат врага, теряющих самообладание, впадающих в панику при виде рукотворных железных чудовищ.

Большинство из них, исходя из колоссального веса чугуна, стали, пошедших на их изготовление, вполне могут претендовать на звание самого тяжелого танка. Но в силу часто гротескного вида, реальных военно-технических характеристик, неучастия в боевых действиях, несерийного, часто экспериментального производства вряд ли стоит рассматривать их в этом качестве.

Прошли годы, и к началу следующей войны за передел мира и еще более во время боевых действий конструкторы ведущих стран, учтя промахи, накопившийся опыт применения танков, изменили приоритеты для их создания. Теперь ими стали:

Увеличение толщины брони, новые мощные двигатели, бортовое вооружение с немалым боезапасом неизбежно увеличивали вес создаваемых тяжелых танков. Но иметь в войсках такие передвижные бронированные форты, способные буквально взломать оборону противника, открыв дорогу для пехоты, дорогого стоило в прямом и переносном смыслах. Поэтому Германия, СССР и примкнувшие к нему страны антигитлеровской коалиции немало сделали на этом поприще.

Бронированные исполины

Советский Союз, единственный из стран участниц войны, к 1940 году имел на вооружении тяжелый штурмовой танк КВ – «Климент Ворошилов» с боевой массой в 52 т. Это не удивительно, если посмотреть на его характеристики:

Всего было выпущено 204 таких тяжелых танка, почти все они были утеряны в боях 1941 году при сдерживании гитлеровского блицкрига.

Созданный в 1943 году ИС-2 при массе в 46 т, не претендовавший на звание самого тяжелого, стали позднее заслуженно называть «танком Победы». Его длинноствольная 122 мм пушка, надежное бронирование - 90 – 120 мм, высокая маневренность превосходили лучшие образцы германского вооружения, среди которых были:

Создаваемый во Франции сверхтяжелый танк TOG II, весящий 82,3 т, серийно до начала войны так и не начали выпускать. Великобритания тоже внесла свой небольшой вклад в конструирование подобной бронетехники. Лишь в 1944 году был размещен заказ на производство 25 экземпляров танка А-39 с массой, достигавшей 89 тонн, но в результате было изготовлено лишь 5 машин, и те после завершения войны.

Надо сказать, что французские и американские сверхтяжелые танки на самом деле по международной классификации были штурмовыми самоходными артиллерийскими установками – САУ прорыва, так как не имели вращающейся башни.

Самый тяжелый танк в мире, созданный во время Второй мировой войны, – это Pz.Kpfw VIII Maus с массой 188 т. В боях это бронированное чудовище не участвовало, к 1945 году было изготовлено две машины. Собранный из них выставочный экземпляр можно увидеть в Кубинке в Военно-историческом музее бронетехники. Сегодня этот принцип создания танков, как и само понятие ушли в историю. Современный танк берет не весом, а уникальным сочетанием новейших технологических разработок – материалов и систем.

Наверняка во всем мире никогда не будет осуществлено создание боевой техники, по своим масштабам похожей на сверхтанк «Крыса». По крайней мере, в настоящее время такие аналоги отсутствуют. Что интересно, немцы, в свою очередь, не говорят о нем как о танке, они прозвали его "сухопутным крейсером". Это название является правильным. Ведь танк «Крыса» был невероятно огромным, в результате чего его размеры лучше сравнивать с военным кораблём. Вооружение, которое было установлено на нем, как правило, устанавливается на довольно серьезных крейсерах, таких как Гнейзенау и Шарнхорст, а зениток хватало для отражения огня бомбардировщиков.

Описание модели

Танк «Крыса» имел настолько тяжелый вес, что, передвигаясь по дороге, он бы с легкостью разрывал асфальтовое покрытие, как трактор землю. При его перемещении, скорее всего, обрушилось бы все, кроме некоторых мостов в Германии. Танк «Крыса» был действительно очень большим. Для его изготовления понадобилось бы немалое количество времени, а также огромная масса квалифицированных рабочих. Только для производства и монтажа его узлов и агрегатов необходимо иметь особенный транспорт, а погрузочно-разгрузочные элементы пришлось бы заново делать на танковом заводе. К большому сожалению, ни один аналог этой ужаснейшей машины не был создан, и главное то, что он бы позаимствовал ресурсы, возможно, 50 или 100 танков, допустим, таких, как Panzer IV или Пантера. Если бы танк «Крыса» был сооружен, то это означало бы одно - намного раннее завершение военных действий в Европе, и он бы наверняка стал прекрасным трофеем какого-нибудь музея в Советском Союзе или же в США.

Разработка

История с «Крысой» началась в 1941 году в период стратегического изучения советских танков, осуществляемого фирмой "Крупп". Данное исследование подтолкнуло не только к идее создания указанной модели, но и стало толчком к построению более мелких по отношению к ней и намного более практичных машин.

Например, Королевские "Маус" или "Тигр". Они являлись значимыми моделями. В самом начале именно "Маус" был рассчитан в качестве крупного тяжелого танка. Однако изобретательский процесс в этой области не стоял на месте. Поэтому «P 1000 ratte» должен был стать больше чем просто танком, его миссией было открыть начало нового класса боевых наземных машин. Данное исследование в 1941 году провел инженер Гроте, который ранее работал над созданием подводных лодок в сфере вооружения.

Описание технических характеристик

Машины: ширина 14 метров, высота 11 метров и 35 метров длина. P 1000 должен был обладать гусеницами шириной в 3500 сантиметров, напоминающими те, которые применяются на экскаваторах. В качестве силовой установки для данной модели предполагалось осуществлять использование двух дизелей «MAN» (общей мощностью 17000 л.с. - 2 по 8500 л.с.) или же восьми двигателей «Daimler-Benz» (16000 л.с., то есть каждый по 2000 л.с.). Об этом немного еще будет упомянуто далее.

Сверхтяжелый танк «Крыса»: своеобразие модели

Главной особенностью проекта было применение тройного трака с каждой из сторон. Это является немаловажным для данной модели. Каждый трак при этом имел ширину 1200 сантиметров. Также в этом проекте есть определенные несоответствия. Количество траков, соприкасающихся с землей, слишком большое для машины весом в 1000 тонн. Или разработчики предполагали оказывать очень маленькое давление на грунт, или вес машины должен был быть больше. Если мы представим корпус данной машины между траками, не концентрируя внимание на крыше корпуса и башне, можно понять, что бронирование предполагало быть минимум 200 мм. Тогда эта часть машины имела бы примерно 740 тонн веса. И это без учета веса подвески, двигателей, траков, башни и вооружения крыши корпуса. Только несколько главных орудий добавили бы ещё около 100 тонн веса. Существуют поводы предположить, что башня должна обладать бронированием не менее 250 мм. Примерно вес ее составил бы минимум 380 тонн. Это не считая веса оружия, башенного оборудования и орудийных манжет. О боезапасе остается только догадываться, но нужно осознавать, что каждые 3 снаряда прибавляли бы тонну к весу указанной машине. В итоге получается то, что если был бы создан немецкий танк «Крыса», фото которого предоставлено в данной статье, то его вес составил бы 2000 тонн.

Вооружение

В этом плане разработка модели проводилась в соответствии с ее габаритами на высшем уровне. В качестве главного оружия танка «Крыса» рассчитывалось осуществлять применение двух 28-cm SKC/34 калибра 283 миллиметра. Их использование являлось немаловажным. Вес каждого орудия составлял 48,2 т, а длина ствола была около 15 метров. При этом длина заряда была 1,2 м. Здесь вес бронебойного снаряда (Panzersprenggranate) составлял 330 кг, а фугасного - 315 кг. Максимальная дальность стрельбы такого орудия - 42,5 км. Еще предполагалась установка и третьего орудия калибром 128 миллиметров. Однако от этого разработчики отказались из-за весомого увеличения массы танка и количества его экипажа. Предполагалось, что указанные 2 орудия 28-cm SKC/34 должны быть расположены в основной башне танка. А боекомплект к ним планировалось размещать в нижней части бортов корпуса и доставлять к орудиям, используя элеватор.

В качестве дополнительного вооружения танк «Крыса» предполагалось наделить зенитными орудиями 2-cm Flak 38 калибра 20 миллиметров. С количеством указанных пушек так и не определились до конца войны. По имеющимся данным их количество в проекте предполагалось от 2 до 8. Еще к этому планировалось установка 2-х 15-миллиметровых пулеметов Mauser MG 151/15.

Двигатель

Силовую установку сверхтяжелого танка «Крыса» разработчики планировали создать особо мощную. Она должна была состоять из двух дизельных 24-цилиндровых судовых V12Z32/448 или 8 карбюраторных 22-циллиндровых Daimler-Benz MB501. Их планировали установить в кормовой части корпуса вместе с топливными баками и радиаторами. По данным конструкторов танка указанной модели, его указанная силовая установка должна обладать мощностью в 20000 лошадиных сил, что помогло бы развить скорость танка по ровной поверхности до 14 километров в час. Это на тот момент считалось немалым показателем в соответствии с габаритами «P 1000 ratte».

Трансмиссия и ходовая часть

Довольно слабым местом в будущем танке «Крыса» и вообще во всем проекте были данные элементы машины. До конца войны так и не удалось инженерам разработать четкие схемы и трансмиссии «р 1000 ratte». Специалисты предполагают, что этот фактор является главным в числе причин фиаско данного проекта.

Анализ. Плюсы и минусы

Движение указанного танка представлялось довольно-таки проблематичным. Он способен был бы передвигаться лишь по сельской местности. Проехать по мосту он также вряд ли смог бы. К счастью, его габариты позволяли пересечение водных преград вброд. Еще "Крысе" бы было очень неудобно из-за большой высоты уничтожать цели на минимальной или же усредненной дистанции даже со 128-миллиметровых пушек.

Защита «Крысы» от воздушных нападений предполагала бы создание специального ангара или какого-нибудь особенного камуфляжа, с помощью которого она стала бы похожа на здание. Это маскировочное приспособление по большому счету было возможно. Иными словами, главным врагом «Крысы» были бы штурмовики и бомбардировщики. Они представляли реальную угрозу для данной модели. Даже если, используя двадцатимиллиметровые может быть, и удавалось как-то отбиваться от штурмовиков и пикировщиков, то немецкий сверхтяжелый танк «Крыса» со своими огромными размерами являлся легко уязвимой мишенью для бомбардировщиков.

Но «P 1000 ratte» имел и положительные стороны. Ведь пехота была бы отлично защищена из-за огромного наличия боевых точек, а также она имела бы большое количество пространства для передвижения на корпусе. Артиллерия, можно сказать, не представляла никакой угрозы для данного танка. Она могла повредить только навесное оборудование и мелкие пушки. Самым большим плюсом «Крысы» считалась бы ее способность останавливать большие силы противника. Указанный танк слишком медленен в наступлении, но все же его вид может на 100% приводить врагов в ужас.

Однако не нужно строить иллюзии. Астрономическая цена создания «Крысы» не будет ни в коей мере компенсировать ее могущественные стороны. При использовании данного танка в боевых условиях его обезвреживание было бы всего лишь вопросом времени для вражеских самолетов, потому что ограниченная маневренность и ужасная скорость сделали бы его легкой добычей.

Легенда в World of tanks

В настоящее время на многих форумах, которые посвящены игре «Мир танков», ведутся обсуждения о возможности появления в данном геймплее модели «P 1000 ratte». Об этом даже было сказано в одном из выпусков WG TV. В данном видеоролике была продемонстрирована невозможность осуществления запуска «P 1000 ratte» на общем сервере из-за его габаритов, однако была показана его модель. Поэтому в World of tanks танк «Крыса» стал легендой и объектом для обсуждений любителей мифов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!