Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Народы без государства. Народы без государств, которые борятся за свою независимость

- (от лат. natio племя, народ), историч. общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономич. связей, лит. языка, некоторых особенностей культуры и характера. В бурж. социологии и историографии нет… … Философская энциклопедия

Нация Свободы - Лидер: управление коллегиальное. Координаторы Роман Попков и Дмитрий Бахур Дата основания: сентябрь 2009 год Идеология: национал демократия, национал либерализм Количество членов: карликовая пар … Википедия

Нация - (от лат. natio племя, народ) историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.… … Большая советская энциклопедия

Либерализм в России - Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

Коррупция - (Corruption) История коррупции в мире, виды коррупции Вред от коррупции, причины и борьба с коррупцией Содержание Содержание Раздел 1. История. Раздел 2. Типология. Раздел 3. Вред от коррупции. Раздел 4. Причины. Раздел 5. Борьба с коррупцией.… … Энциклопедия инвестора

Коррупция - Индекс восприятия коррупции в разных странах мира по данны … Википедия

Global Russians - Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/16 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует… … Википедия

Суверенитет - (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Доктрина - (Doctrine) Содержание Содержание 1. как источник права 2. Доктрина в мусульманском праве 3. Доктрина фашизма Философия фашизма Антииндивидуализм и свобода и нация Политическая и социальная доктрина 4. Расовая доктрина 5. Военная доктрина Доктрина … Энциклопедия инвестора

Французская революция - Содержание I. Место Ф. революции в европейской истории. II. Основные причины Ф. революции. III. Общий ход событий с 1789 по 1799 гг. IV. Непосредственное влияние революции на внутреннюю историю Франции и других стран. V. Историография Ф.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Националист - Не следует путать с термином «нацизм». Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм (фр. nationalisme) идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о высшей… … Википедия

Политическая карта мира пестрит множеством государств, но в многих из них существуют народы, группы людей, которые не имеют своей автономности, а существуют только как часть многонациональных госудрств. Как результат - сепаратистские движения, которые пытаются воплотить свои идеи путем партизанских войн.

Народы без государства

Джеймс МинаханJames Minahan, составитель "Энциклопедии Народов, Этнических и Национальных Групп, не Имеющих Государственности"Encyclopedia of the Stateless Nations Ethnic and National Groups Around the World, насчитывает более 300 народов, которые формально имеют право претендовать (или де-факто претендуют) на создание собственного государства.

Одна из проблем народов, не имеющих своих государств, заключена в сфере терминологии и права. Так, размыты понятия "народ" и "нация", следовательно, неясно, какая группа людей может считаться народом и претендовать на создание своего государства. В научной и юридической литературе существуют несколько определений этих понятий. Существует теория "номинализма" (ее адепты доказывают, что нацией может считаться группа людей, считающая себя нацией), "натурализма" (нация - это исторически сложившаяся группа людей), "волюнтаризма" (соответственно, группа людей, добровольно объединившаяся и считающая себя одной нацией). Сторонники "территориального принципа" утверждают, что нацией может считаться группа людей, компактно проживающая на определенной территории. Есть "лингвистический" принцип, который гласит, что нацией могут считаться люди, говорящие на одном языке, "ценностный" (нацию образую люди, разделяющие определенные морально-этические ценности). Теория "цели" гласит, что нацией может считаться группа людей, имеющих общую историю и общую миссию. Пол ГилбертPaul Gilbert, автор фундаментального исследования "Философия Национализма"The Philosophy of Nationalism высказывает мнение, что нацией можно считать только группу людей, претендующих на создание своего государства.

Также нет критериев, которые позволяют отнести ту или иную общину к числу народов, которые имеют право претендовать на создание независимого государства. Обычно такими считают религиозно-этническое меньшинство, которое пытается отделиться от многонационального государства. Лидеры подобных движений предпочитают считать государства, от которых пытаются отделиться, - империями-поработителями. Достаточно часто они априори отвергают сам принцип мультиэтнического государства, предпочитая создавать государство моноэтническое.

В 1991 году была создана Организация Непредставленных НародовUnrepresented Nations and Peoples Organization. В числе учредителей были представители народов, населявших СССР - армян, крымских татар, татар, латышей, эстонцев и грузин. Ныне в состав Организации Непредставленных Народов входят 69 этнических групп и меньшинств, насчитывающих более 150 млн. человек. В их числе и народы, проживающие на территории стран бывшего СССР: татары, талыши, башкиры, чеченцы, ассирийцы, чуваши, черкесы, крымские татары, марийцы, коми, удмурты, буряты, тувинцы и гагаузы. Среди членов сразу две курдские организации (представляющие иранских и иракских курдов) и Тайвань, де-факто являющийся независимым государством. Эти народы крайне различаются по многим параметрам. Их объединяет одно: их представителей нет в составе ведущих международных организаций, таких как ООН. Хартия Организации Непредставленных Народов гласит, что деятельность этой структуры базируется на пяти основных принципах: ненасилие, права человека, самоопределение и демократия, сохранение окружающей среды и толерантность. За полтора десятилетия шесть основателей Организации смогли создать свои государства - на политической карте мира появились независимые Грузия, Армения, Эстония, Латвия, Палау и Восточный Тимор (Тимор-Лешти).

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Статья 1 Декларации гласит: "Государства охраняют на их территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности". В подавляющем большинстве случаев в 20 веке большие государства разными путями признавали уникальные особенности малых народов, проживающих на их территории. Им предоставлялись определенные культурные и лингвистические права, а в ряде случаев и автономия.

Монсеррат ГуберноMontserrat Guibernau, автор книги "Народы без Государств"Nations Without States: Political Communities in a Global Age, указывает, что в условиях современной западной цивилизации многие народы предпочитают не бороться за образование своих национальных государств. По ее мнению, это обусловлено демократическими изменениями, произошедшими в странах Запада: национальное государство изначально требовалось, прежде всего, для сохранения культурной и языковой самобытности малых народов. В случае, если "материнское" государство предоставляло им подобные права, борьба за национальное самоопределение утрачивала привлекательность. Губерно подчеркивает, что сепаратистские настроения во многих странах Европы и Северной Америки вероятно будут существовать неопределенно долгое время, однако они не имеют шансов превратиться в мощные национально-освободительные движения. Ныне подобные взгляды разделяют, в основном, немногочисленные радикалы.

Майкл КитингMichael Keating, автор книги "Многонациональная Демократия: Народы Без Государства в Постсуверенную Эру"Plurinational Democracy: Stateless Nations in a Post-Sovereignty Era, отмечает, что в последние десятилетия связь между народом и государством разорвана. Один народ не обязательно создает государство, в то же время государство не гарантирует счастья и процветания образовавшему его народу. Более того, в некоторых случаях государство вообще оказывается ненужным для достижения процветания, обеспечения безопасности и поддержания порядка. Демократия также не может считаться необходимым условием для создания и существования государств. Китинг уверен, что в обозримой перспективе государства не исчезнут, однако мир изменится - это будет сложная и часто противоречивая система распределения властных полномочий. Он отмечает, что народы, ныне не имеющие своего государства, в этой ситуации рискуют никогда не обрести своего государства.

Гидон ГоттлибGidon Gottlieb, автор книги "Народ Против Государства"Nation Against State, отмечает, что в 20 веке великие державы выделяли территории и позволяли создавать новые державы на основе принципа права на самоопределение. Все подобные переделы проходили после окончания трех крупнейших конфликтов - двух мировых войн и Холодной войны. Однако лишь единожды - после окончания Первой Мировой войны - подобные решения принимались коллективно всеми великими державами (Россия, где произошла большевистская революция, в этом процессе участвовала косвенно - она, например, предоставила независимость Финляндии). По мнению Готтлиба, большинство ныне имеющихся национальных и этнических конфликтов не могут быть разрешены путем перекройки государственных границ и выделения каждому народу своего собственного государства.

В мире насчитывается несколько десятков самопровозглашенных государств, которые, однако, международное сообщество не считает таковыми. В большинстве своем, это этнические анклавы, отколовшиеся от "материнских" стран. По данным Института Изучения Проблем Самоопределения, действующего при Принстонском УниверситетеLechtenstein Institute on Self-Determination at Princeton University, самопровозглашенные государства обосновывают свои претензии на независимость по-разному. Как правило, они доказывают, что на данной территории исторически сложилась общность людей, объединенных религией, языком, культурой и пр., которые не видят своего будущего в составе иного государства. Особый вес подобные аргументы приобретают в случае, если на данной территории некогда существовало независимое государство. Однако стороны, выступающие против предоставления независимости, используют схожие доказательства. К примеру, противники независимости Палестины доказывают, что палестинского народа никогда не существовало, так же, как и одноименного государства.

Подобные дебаты ведутся практически во всех случаях, когда речь заходит о признании или не признании нового государственного образования. Причиной этого является двусмысленность современного международного права. К примеру, в 1975 году Хельсинское Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе провозгласило принцип нерушимости государственных границ, образовавшихся после окончания Второй Мировой войны. С другой стороны, Конвенция ООН о Гражданских и Политических Правах (вступила в силу в 1976 году) декларирует право наций на самоопределение. Международный СудInternational Court of Justice также в 1975 году вынес вердикт, согласно которому право на самоопределение принадлежит не государствам, а отдельным гражданам. Известный специалист по международному праву Марк ВеллерMarc Weller, сотрудник Кембриджского УниверситетаUniversity of Cambridge, называет этот парадокс "ловушкой самоопределения".

Карен ПаркерKaren Parker, автор книги "Случай Самоопределения"The Case for Self-Determination, отмечает, что современное международное право не может однозначно ответить на вопрос: что необходимо сделать, чтобы создать новое государство. В 20 веке, в результате краха колониальных империй, появился так называемый "декларативный" способ - то есть, некая территория просто объявляет о том, что она представляет собой независимое государство. Традиционный путь - так называемый "конституционный" - более сложный. Он декларирует, что для приобретения полноценного статуса самопровозглашенным государствам необходимо международное признание. Формальный акт дипломатического признания означает, что одно государство признает независимый статус другого и полномочия его правительства (в международной практике всегда признается правительство той или иной страны, а не сама страна). Существует два типа официального признания - "де-факто" и "де-юре". Признание "де-факто" (то есть, на основе факта существования данной структуры) имеет "неофициальный" характер, однако этого достаточно, чтобы оба государства могли установить дипломатические отношения, взаимно признавали паспорта и визы и пр. Признание "де-юре" (то есть, на основе существующих международных норм) предусматривает установление межгосударственных отношений в полном объеме. Иногда признание "де-факто" предшествует признанию "де-юре". К примеру, Великобритания "де-факто" признала правительство большевиков легитимной властью России в 1921 году, а "де-юре" - лишь три года спустя.

Признание также необходимо, если власть в стране меняется необычным путем - например, в результате переворота, революции или внешнего вторжения. Правительство "Талибана", которое де-факто управляло большей частью территории Афганистана в 1996-2001-е годы, было признано лишь тремя государствами мира, в то время как свергнутое им правительство, которое контролировало не более 12% территории страны, признавалось легитимным более, чем 70-ью государствами. В июне 1940 года советскими войсками были заняты Латвия, Литва и Эстония. Эти страны утратили свою государственность и были инкорпорированы в состав СССР в статусе союзных республик. США не признавали легитимность этих действий СССР и считали страны Балтии независимыми, но оккупированными государствами. Посольства этих республик продолжали действовать в Вашингтоне, несмотря на протесты Москвы.

Любопытно, что в состав США ныне входят ранее независимые государства. К примеру, Конфедерацию Штатов США, появившуюся в 1861 году и исчезнувшую после поражения в Гражданской войне, официально признало одно из карликовых германских государств. Республику Техас, существовавшую на политической карте мира в 1836-1845-е годы, признали пять стран. Некоторые индейские племена, а также Гавайи также ранее являлись независимыми государствами, а ныне считаются народами, не имеющими своей государственности.

Войны за независимость

Партизанские войны отличаются наибольшей жестокостью, значительным числом жертв и появлением огромного числа беженцев. Мы публикуем краткую информацию о некоторых партизанских войнах недавнего прошлого и современности, в которых государствам противостояли или противостоят сепаратисты, пытающиеся обрести государственность с помощью военной силы.

Ныне в мире насчитываются сотни движений сепаратистов, некоторые из которых используют военные или террористические методы. Они действуют не только в государствах Третьего Мира, но и во вполне устоявшихся странах Запада. Так, Великобритания долгое время борется с террористами Ирландской Республиканской АрмииIrish Republican Army. Политические методы борьбы используют шотландские и корнуэльские сепаратисты. Франция периодически сталкивается с атаками вооруженных группировок корсиканских и баскских сепаратистов. Кроме того, там в 1994 году была образована сепаратистская Савойская Лига (Савойя была присоединена к Франции в 1860 году). Испания десятилетия ведет войну с баскскими сепаратистами из террористической организации ETA. В Канаде долгое время сепаратистские настроения сильны во франкоязычном Квебеке, в Новой Зеландии - среди коренного населения (маори).

Сепаратисты есть и в США. К примеру, Аляскинская Партия НезависимостиAlaskan Independence Party выступает за независимость штата Аляска (аналогичные взгляды разделяют некоторые обитатели Техаса, Вермонта и ряда иных штатов), коренные жители Гавайев - за восстановление своего государства (в 1898 году США аннексировали Гавайи, до этого независимое королевство, управляемое полинезийскими вождями), группа испаноязычных американцев (их интересы представляет, например, Объединенная Народная ПартияUnited People′s Party) призывает образовать на территории южной части США, некогда отнятой у Мексики, новое независимое государство. Сепаратисты есть и в среде чернокожих и белых расистов. Кроме того, некоторые племена индейцев также периодически подчеркивают, что некогда они были независимыми, и намекают на возможность восстановления утраченной государственности.

Согласно исследованию, проведенному Weslean College, ежегодно в мире происходит 40 -100 вооруженных конфликтов, в основном, это партизанские войны. Кровопролитные партизанские войны десятилетиями шли в ЮАР, Анголе, Кампучии, Ливане, Нигерии, Марокко, Сальвадоре, Никарагуа, Гватемале, Бангладеш, Эфиопии, Индонезии. Они продолжаются в Афганистане, Шри Ланке, Мьянме (Бирме), Колумбии, на Филиппинах, в Судане, Курдистане (Турция и Ирак), Чечне (Россия)...

В ряде случаев партизанам удавалось взять верх над регулярными войсками. К примеру, партизанская тактика, широко применявшаяся китайскими коммунистами под руководством Мао Цзэдуна, позволила им одержать победу над войсками националистов (Гоминьдан). Мао сформулировал десять принципов партизанской войны. К их числу относятся следующие постулаты: "Атаковать врассыпную, сперва окружать врага, потом собирать свои силы в кулак", "Сперва брать под контроль деревенские районы и мелкие города. Крупные города захватывать в последнюю очередь", "Чем меньше потерь, тем больше победа", "Использовать захваченное оружие и пленных для борьбы с врагом", "Использовать периоды переговоров с врагом для отдыха, перегруппировки и подготовки" и т.д. Довольно часто партизаны терпели военное поражение, но, в результате, достигали политической победы. Так произошло в Родезии (ныне Зимбабве), Алжире, Восточном Тиморе, ЮАР.

Партизанские войны второй половины 20 века дали миру нескольких великих полководцев. К примеру, прославился вьетнамец Во Нгуен Гиap, под руководством которого вьетнамские повстанцы, безнадежно уступавшие противнику в численности и огневой мощи, сперва освободили страну от французской оккупации, а затем изгнали войска США. Партизанские лидеры Мао Цзэ-Дун, Хо Ши Мин, Фидель Кастро, Даниэль Ортега, Роберт Мугабе, Нельсон Мандела, Че Гевара стали широко известны во всем мире.

Все партизанские войны идут по схожей схеме: регулярные войска контролируют крупные населенные пункты, партизаны базируются в сельской местности, лесах, горах и пустынях. Партизаны обычно используют тактику, называемую военными специалистами США "hit and run" - "ударил и беги". Регулярные войска стараются проводить облавы и уничтожать партизанские базы.

Вьетнам
Вьетнамские партизаны при поддержке Китая и СССР смогли выиграть войну у Франции. В 1950 году коммунистические повстанцы начали партизанскую войну против французских колонизаторов. Французские войска контролировали крупные города, партизаны базировались в деревнях, успешно перерезали французские коммуникации и уничтожали мелкие группы оккупантов. В 1952 году французы начали создавать базы в тылу партизан и использовать спецподразделения для атак противника. Сперва эта тактика приносила успех, но в 1954 году вьетнамцы окружили и заставили капитулировать крупную французскую военную базу на плато Дьен Бен Фу. Война закончилась, и Вьетнам обрел независимость.

Малайзия
В 1948 году партизанскую войну с британскими колонизаторами начали коммунисты Малайзии. Британцы смогли разгромить основные силы партизан за шесть лет, хотя отдельные перестрелки продолжались до 1960 года. Партизан подвело незнание политических реалий - их война за независимость была бессмысленной, поскольку Великобритания уже в принципе согласилась предоставить независимость своим колониям. Кроме того, британцы решили лишить партизан поддержки населения: для этого была начата беспрецедентная кампания по строительству новых деревень в безопасных местах и переселению в них крестьян из районов, контролируемых партизанами. Кроме того, британские спецподразделения начали успешную войну в джунглях, применив против партизан их же методы.

Кения
В 1950-е годы британцы вели антипартизанскую войну в Кении с местными националистами - они называли себя мау-мау. Мау-мау страдали от нехватки огнестрельного оружия (лишь каждый десятый из них имел ружье или пистолет), но зато они пользовались поддержкой не только в деревнях, но и в крупных городах. Их атаки отличались особой жестокостью, они убивали всех белых, в том числе женщин и детей. Британские солдаты смогли разгромить крупные отряды повстанцев, британская контрразведка выявила и захватила основных лидеров, которые управляли партизанами из городов. Однако мау-мау были уничтожены не колонизаторами, а своими соплеменниками - представителями племен и кланов, лояльных к британцам. Эти люди были обучены и экипированы британской армией и, в итоге, фактически, вырезали мау-мау.

Алжир
В 1954 году начала партизанскую войну против Франции Армия Национального Освобождения Алжира - организация исламско-националистического толка. Алжирцы сочетали партизанские рейды с организацией убийств и терактов. Французские войска построили "Линию Мориса" -укрепления, разделявшие Алжир и Тунис, откуда повстанцы получали поддержку. Они планомерно "зачищали" территории, применяя тактику "квадрата" - четыре отряда французских войск, двигаясь с разных сторон, окружали участок местности, контролируемый партизанами. Французы также использовали лояльных к ним алжирцев для выявления активистов Армии Национального освобождения, благодаря чему смогли практически уничтожить ячейки АНО в городах. Несмотря на то, что французские войска разгромили партизан, в 1959 году Франция предоставила Алжиру независимость.

Африканские колонии Португалии - Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау
Партизанская война началась в конце 1950-х годов. Ангольским (из организации "МПЛА - Партия Труда") и мозамбикским (ФРЕЛИМО) партизанам активно помогали СССР и Китай, их командиры обучались в Болгарии и Чехословакии. Партизаны прибегли к необычной тактике: они брали под контроль отдельные районы и немедленно создавали там школы, в которых вели политическую пропаганду для того, чтобы приобрести симпатии местного населения. В отличие от многих других партизан, партизаны Анголы и Мозамбика старались не грабить деревни. Они часто снабжали крестьян оружием, солью и промышленными товарами, захваченными у колонизаторов. Португальцы некоторое время успешно боролись с партизанами, применяя подразделения десантников и коммандос, наполовину состоявшие из местных уроженцев, лояльных к метрополии. Чтобы получать информацию о базах партизан, они применяли пытки, уничтожали мятежные деревни, что вызывало возмущение международного сообщества. В конечном итоге, экономика Португалии не выдержала тягот войны, и колониям была предоставлена независимость.

Мьянма (Бирма)
Некоторые национальные меньшинства Мьянмы (их насчитывается около 20-ти) долгое время пытаются обрести независимость силой оружия.

Например, карены (потомки выходцев из Тибета) ведут войну за независимость с 1949 года. Точная численность этого народа неизвестна, однозначно, что в Мьянме их более 5 млн. Их армия состоит из 5-20 тыс. человек, причем войска Мьянмы в борьбе с ними проявляют крайнюю жестокость, что периодически вызывает протесты в мире. Карены используют традиционные методы войны в джунглях и горах, но войска Мьянмы на порядок превосходят их по численности. Кроме того, у каренов нет авиации и тяжелого вооружения. По состоянию на 2007 год, карены сохраняли боеспособность, хотя их войска были оттеснены к границе с Таиландом.

Второй наиболее мощной группировкой является Армия Независимости Качина, которая вела войну с властями с 1961 года. В лучшие годы численность ее отрядов достигала 8 тыс. человек. Изначально Качин поддерживал маоистский Китай, попутно сепаратисты контролировали производство и торговлю опиумом. В 1991 году сепаратисты заключили перемирие с центральным правительством и де-факто образовали полунезависимое государство.

Филиппины
Филиппины - единственная страна в Юго-Восточной Азии, большинство жителей которой исповедуют христианство. Однако на юге филиппинского архипелага живут мусульмане, составляющие примерно 5% населения страны. На этих островах долгое время существовали независимые султанаты, которые успешно отбивали многочисленные попытки испанцев (контролировали северную и центральную части архипелага) оккупировать их. В начале 1970-х годов мусульманские сепаратисты активизировались и начали войну за самоопределение. Их головной организацией является "Фронт Освобождения Моро" (слово "моро" испанского происхождения и обозначает "мавра" - мусульманина). Исламистская террористическая организация, возглавляемая "Абу Сайаф" имеет тесные связи с "Аль Каедой" (ее основатель воевал в Афганистане с советскими войсками) и другими международными террористическими исламистскими структурами. "Абу Сайаф" специализируется на убийствах, похищениях людей (в том числе и иностранных туристов) с целью выкупа - часто похищенных убивают, зафиксированы также случаи подрыва бомб на борту пассажирских кораблей. Война с сепаратистами, в основном, идет в джунглях, где действуют филиппинские спецподразделения, обученные и экипированные США. В последние годы им удалось рассеять соединения сепаратистов и уничтожить ряд их лидеров.

Индия
В Индии действуют много сепаратистских движений, наиболее известными из которых являются адепты создания независимого Кашмира и государства Сикхов.

Государства Индия и Пакистан возникли одновременно в 1947 году. Британскими колонизаторами Индия была разделена на две части - индуистскую (отошла к Индии) и мусульманскую (к Пакистану и современным Бангладеш). Именно тогда возникла проблема Кашмира. Большинство населения Кашмира составляли мусульмане, однако правящая династия была индуистской. Кашмирский махараджа был настроен присоединиться к Индии, а влиятельные мусульманские лидеры выступали за включение провинции в состав Пакистана. Поводом к войне стали волнения, начавшиеся в одном из районов Кашмира в октябре 1947 года. Повстанцы, поддержанные Пакистаном, опрокинули части армии махараджи. Тогда махараджа обратился за военной помощью к Индии, которая откликнулась на его просьбу. Сразу после этого в Кашмир были двинуты и регулярные пакистанские части, которые немедленно атаковали индусов. Впоследствии Кашмир становился причиной еще двух индо-пакистанских вооруженных конфликтов. Ныне там действует мощная организация сепаратистов "Харакат уль-Муджахеддин". В состав группировки входят несколько тысяч человек, в основном, пакистанцы, кашмирцы и арабы, она имеет тесные связи с "Аль Каедой". "Харакат" постоянно проводит атаки на индийских солдат, чиновников и мирное население, а также организует террористические акты за пределами Кашмира.

В начале 1980-х годов в Индии активизировались сикхские сепаратисты, намеренные создать независимое государство Халистан. Сикхи, которых поддерживали пакистанские спецслужбы, провели ряд крупных терактов, венцом которых было убийство в 1984 году премьер-министра Индии Индиры Ганди. В 1986 году они официально объявили о создании Халистана. Индийские войска и силы безопасности подавляли волнения, применяя весьма брутальные методы. Однако впоследствии войну насилия удалось снизить: Индия предоставила сикхам права, за которые те боролись, включая религиозную автономию. Тем не менее, сикхские сепаратисты периодически совершают нападения на индусов, в том числе и на мирное население.

Шри Ланка
С 1983 года организация Тигры Освобождения Тамил Илам (ТОТИ) ведет войну за создание независимого государства Тамил Илам на севере Шри Ланки. Большинство населения страны составляют сингалы, государственной религией является буддизм, члены ТОТИ - этнические тамилы исповедуют индуизм. ТОТИ имеет под ружьем 8-10 тыс. человек, массово использует боевиков-детей, в том числе и маленьких девочек, а также террористов-смертников. За два десятилетия в результате боев и терактов погибли более 80 тыс. человек, в их числе - президент Шри Ланки (убит в 1993 году). ТОТИ - единственная террористическая организация, которая имеет свой флот, который периодически вступает в настоящие морские сражения с ВМС Шри Ланки. В одном из них, произошедшем в 2001 году, с обеих сторон принимали участие 18 судов: правительственная эскадра потеряла три современных сторожевых катера и проиграла бой.

Битва за Курдистан

Курды являются самым крупным народом мира, не имеющим своей государственности. Большинство историков уверены в том, что курды (и их предки) проживают на этих территориях более 2 тыс. лет, то есть намного дольше, чем арабы и турки, имеющие свои государства. На протяжении истории курды неоднократно создавали независимые княжества. Эти факты являются важными аргументами сторонников создания независимого курдского государства.

Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до 30 млн. человек. В Турции проживают 14-15 млн. курдов, в Иране - 4.8 - 6.6 млн., в Ираке - 4-6 млн., в Сирии - 1-2 млн. Почти 2 млн. курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и высокоорганизованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200-400 тыс. курдов, они проживают, в основном, на южном Кавказе и в России. Большинство курдов - мусульмане-сунниты. Часть курдов исповедует шиизм, часть - езиды (адепты уникального курдского религиозного культа).

За последние полтора века курды неоднократно пытались добиться независимости. В 1840-е годы курдский эмир из области Бохтан (входила в состав Османской Империи) возглавил движение за независимость. В 1842 году он начал чеканить свою монету и перестал признавать власть султана. Через пять лет Бохтан был занят турецкими войсками, а эмират ликвидирован. В 1854 году, воспользовавшись Крымской войной, племянник мятежного эмира предпринял новую попытку создать независимый Курдистан. Он организовал восстание, которое изначально добилось значительных успехов. Под контроль повстанцев попал крупный город Мосул. После этого курды начали готовить наступление на Эрзерум и Ван, на которые с севера наступали войска Российской Империи. Однако турки подавили восстание.

В январе 1918 года президент США Вудро ВильсонWoodrow Wilson выступил с речью перед Конгрессом СШАUS Congress. Эта речь вошла в историю под названием "14 пунктов"Fourteen Points. В ней содержались предложения по упрочению мира после окончания Первой Мировой войны (де-факто, война закончилась только через 10 месяцев). Вильсон декларировал, что народы, входящие в состав Османской Империи (подразумевались и курды), должны получить право на самоопределение. Эти тезисы обсуждались на переговорах в Версале, на которых страны-победительницы решали судьбы мира - в результате на политической карте мира появилось множество новых государств. В Севрском Договоре 1920 года указывалось, что курды имеют право создать свое государство, если пожелают этого. В 1923 году был принят Лозаннский Договор: часть Курдистана, до начала Первой Мировой войны входившая в состав Османской Империи, была разделена между Турцией и двумя новообразованными государствами - Сирией и Ираком.

Тогда также были предприняты первые реальные шаги в сторону создания курдской государственности. В Мосульском вилайете Османской Империи (нынешний Иракский Курдистан), занятом англичанами, некоторое время обсуждались планы организовать конфедерацию курдских княжеств. Британцы даже назначили курдского шейха правителем города Сулеймания. Однако в 1919 году шейх поднял восстание, арестовал британских представителей, провозгласил себя королем Курдистана. Достаточно быстро его отряды были разгромлены, а новорожденное государство и сама идея курдской конфедерации были уничтожены. В 1922-1924 году на территории современной Турции существовало карликовое Королевство Курдистан.

Идея курдского государства была полностью похоронена правительством Турции, лидером которого был Мустафа Кемаль Ататюрк. В 1923 году Ататюрк денонсировал Севрский Договор и отказался предоставить курдам независимость. В 1924 году Турция приняла закон, запрещающий использовать курдский язык, курдскую национальную одежду и само название "курды" (турецкие ученые объявили курдов "горными турками", одичавшими и забывшими исконный турецкий язык). Проводились массовые депортации курдов в Западную и Центральную Анатолию. В конце 1930-х годов восстания курдских сепаратистов (или борцов за независимость) в Турции были подавлены (любопытно, что в 1927 году в очередной раз восставшие курды провозгласили создание независимой Республики Арарат).

Курдские волнения в Турции стали причиной активизации курдских сепаратистов в соседних странах. В 1929 году была предпринята попытка создания курдской автономии или республики на территории советского Азербайджана. В 1946 году в иранском городе Мехабад было провозглашено создание курдской Мехабадской Республики, просуществовавшей несколько месяцев. В те же годы возникли первые курдские политические партии, в программы которых входили положения о необходимости создания независимого государства.

В начале 1979 года, в результате Исламской революции в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась в руках курдов. Однако уже в скором времени начались вооруженные столкновения между отрядами курдов и посланными из Тегерана частями Корпуса Стражей Исламской Революции. В результате, Иран восстановил контроль над Иранским Курдистаном.

В 1964 году в Ираке вспыхнуло восстание курдов, которое продлилось до 1975 года. Тогда курды получили право на автономию. Примерно в это же время к власти в Ираке пришел Саддам Хусейн, который начал проводить в отношении курдов политику репрессий (курды называют ее геноцидом). В последующие 15 лет иракская армия уничтожила более 8 тыс. курдских деревень - в войне применялись боевые отравляющие газы. Параллельно проводилась политика "арабизации" Курдистана. В 1991 году, после разгрома армии Саддама Хусейна в Кувейте, державы-победительницы создали "зону безопасности" в Иракском Курдистане - в частности, ее воздушное пространство постоянно патрулировали американские и британские самолеты, которые были призваны лишить Саддама Хусейна возможности использовать военную силу для очередного усмирения курдов. В 1992 году в Иракском Курдистане впервые прошли выборы. После оккупации Ирака в 2003 году иракские курды вошли в состав парламента и правительства страны. Ведущие курдские партии в Ираке добиваются лишь автономии, поддерживая принцип федерального государства. В настоящее время в Иракском Курдистане существует фактически полунезависимое государство. По крайней мере, часть курдов надеется, что он станет основой будущего независимого и объединенного "Большого Курдистана".

Националистическое и сепаратистское движение Рабочая Партия Курдистана (РПК) было создано в 1974 году, ее главной целью было создание независимого Курдистана. С 1985 года РПК ведет настоящую войну против властей Турции, требуя создания курдской автономии. В результате, за время конфликта погибло более 50 тыс. человек (данные разных источников различаются, варьируясь от 37 до 55 тыс.). В 1999 году турецкие спецслужбы арестовали в Кении Абдуллу Оджалана - бессменного лидера РПК. Оджалан был приговорен к смертной казни, из заключения он призвал своих последователей к отказу от насилия. После этого террористическая активность РПК на некоторое время сошла на "нет". Движение даже сменило название - сперва на Конгресс за Свободу и Демократию Курдистана, позднее - на Конгра-Гел. Оджалан остается в заключении.

Однако, в последние два года боевики РПК (эту организацию Турция, Сирия, США, Европейский Союз, Австралия и НАТОNATO считают террористической) вновь активизировались: они создали новые базы в Иракском Курдистане и начали совершать рейды на турецкую территорию. Ныне РПК насчитывает 4 - 5 тыс. активных членов и десятки тысяч сочувствующих. РПК получает финансовую помощь от многочисленных курдских общин. Ранее турки неоднократно вторгались на территорию Ирака, чтобы положить конец атакам РПК - за последние полтора десятилетия подобных операций было не менее 25-ти. В последний раз крупномасштабная операция была проведена в 1995 году - в Северный Ирак вошли 35 тыс. турецких солдат, которые смогли уничтожить 158 инсургентов. Ныне Турция в очередной раз подтянула к иракской границе около 100 тыс. солдат и проводит обстрелы и бомбежки районов, занимаемых курдами.

по материалам Washington ProFile

На данный момент на планете земля существует больше 193 государства, в которых живут исторически сложившиеся народы, которые были объединены одинаковой культурой, языком, массовым проживанием, а также происхождением.

Такие этнические, группы, когда-то заявили на весь свет о том, что они очертили свои земные и водные территории, тем самым основав свои государства.

Но до сегодняшнего дня существуют такие крупные этнические народы, которые не смогли устойчиво основать свои территориальные образования и не смогли законно закрепить международно-правовой статус своих государств.

В статье будет написано про 7 самых крупных народов без своих государств, которые за всю свою историю сумели распространиться по всему земному шару и стали жить, там где благоприятные условия. Какие-то народы имели свою государственность, которая, исторически были уничтожена другими народами, а какие-то народы ещё смогут основать такую государственность в недалёком будущем, где время все покажет и рассудит.

  1. Цыгане;
  2. Курды;
  3. Баски;
  4. Каталонцы;
  5. Тибетцы;
  6. Палестинцы.

1. Цыгане

Да, у цыган есть генетическая склонность к миграции и к воровству. Из этого ведь не должно следовать, что каждого цыгана на лошади надо останавливать и отводить в кутузку.

Цыгане появились в древней Индии, из которой, практически, все перебрались в такие страны как: США, Испанию, Румынию, Бразилию, Болгарию, Россию, Албанию, Канаду, Украину, Молдавию.

Цыгане имеют, практически, все, кроме своего государства, у цыган есть свой цыганский язык, свой флаг, гимн, герб, а также свой День цыган, который ежегодного состоится 8 апреля.

С такими раскладами у цыган есть все шансы и возможности основать свою государственность, видимо большинству цыганам это не нужно и именно поэтому 8 апреля 1971 года в Лондоне был Цыганский конгресс, на котором цыгане признали себя народом без определенной территории.

2. Курды

Курды родом из нескольких восточных стран, которые включают в себя Ирак, Турцию, Иран, а также Сирию.

На данный момент, курды проживают, приблизительно, во всех странах мира и больше всего курдов находится в тех странах, откуда они родом, а также в таких странах как: Германия, Россия, Великобритания, Израиль, Азербайджан и Пакистан.

Курды имеют свой флаг, а также свой курдский язык.

Народ курдов на протяжении долгой истории притесняли турецкие власти, из-за чего в 1984 году начался серьёзный турецко-курдский конфликт, в котором погибло больше 45 тысяч человек. Конфликт до сих пор происходит и результатом может быть то, что курды провозгласят курдскую государственность, которая будет признана всеми странами и в частности Турцией.

3. Баски

Первые баски возникли на территории Испании, Франции и Бельгии

Сейчас в мире насчитывается более 18 миллионов басков во всем мире, из которых большинство живет в Европе, а также в Бразилии.

Баски имеют свой баскский язык, на котором говорит большое население Испании, Франции, а также немного Бразилии.

Баски спокойны из-за того, что у них нет государственности, но в истории бывали случаи, когда образовывались баскские подпольные группировки, целью которых было освобождение от Испании, в частности от диктаторского режима Франсиско Франко и образование независимости.

Быть может, когда опять наступят суровые для Франции и Испании времена, баски окончательно захотят основать свое независимое государство.

4. Каталонцы

Каталонцы в чем-то схожи с басками, так как те и те появились на территории Испании и Франции и имеют свои собственные языки.

На данный момент в мире насчитывается 9 миллионов каталонцев, из которых только 7 миллионов каталонцев живет в Испании, все остальные проживают во Франции, США, Аргентине, Мексике, Германии, Перу, Италии, Андорре.

В 1977 году испанская Каталония получила статус автономного сообщества, из-за чего в Каталонии был подъем каталонской нации, культуры и языка.

В 2006 году в Каталонии был референдум, на котором большинство проголосовало за самостоятельность автономии и признание каталонцев как отдельной нации.

В Каталонии до сих пор происходят массовые демонстрации и митинги, на которых каталонцы призывают власть Испании, к тому, что бы Каталония стала независимым и суверенным государством.

Сикхи – это нация, которая живёт преимущественно в Индии и исповедует индийскую религию сикхизм.

В мире существует более 21 миллиона сикхов, которые проживают в Индии, Фиджи и Великобритании.

Сикхи, когда-то имели своё государство под названием Пенджаб, но в 1849 году сикхов перебили британцы, из-за чего государство Пенджаб стали частью одной большой Британской Индии. До сегодняшних дней Пенджаб является северо-западным штатом Индии, где и проживают сикхи.

Печально исторически так сложилось, что сикхи лишились своей государственности, но, тем не менее, сикхи комфортно себя чувствуют в составе Индии, так как большинство сикхов являются политиками, солдатами, а также состоятельными фермерами.

6. Тибетцы

Тибетцы проживают на территории Тибетского нагорья. Тибетцы – это коренная общность в Тибете, которая говорит на тибетском и буддийском языке.

Тибетцы обитают преимущественно в Тибете, который является автономным районом Китая, а также в Непале, Индии, Канаде, США и Бутан.

До 1959 года Тибет был независимым и суверенным государством, после чего Тибет стал частью Китая.

После того, как Тибет воссоединился с Китаем, большинство тибетцев вместе со своим лидером Далай-Ламой, убежали за границу, где до сих пор ведут борьбу за то, что бы Тибет стал снова самостоятельным государством отдельно от Китая.

Сегодня отношения между Китаем и Тибетом очень сложные и в мире, до сих пор, решается международный спор о том, стоит ли Тибету отделяться от Китая или нет.

7. Палестинцы

Пока что, трудно Палестину назвать независимым, суверенным государством, так как Палестину как государство признали только 135 государств из 193 членов ООН. Следовательно, на данный момент, палестинцы являются народом без своего государства, часть из которого проживает в таких странах как: Сирии, Чили, США, Мексике, Египте, Канаде, Бразилии, Пакистане и Гондурасе.

Многие эксперты считают, что палестинцев как отдельного народа не существует, так как до 1967 года нет никаких об этом упоминаний. Такие эксперты забывают про то, что в 1964 году появилась Организация освобождения Палестины, которая постоянно письменно и устно утверждала то, что палестинцами есть арабские граждане.

Палестины, как государства, на данный момент, не существует, но всё сводится к тому, что однажды народ Палестины будет иметь свою государственность, в чём ему поможет мировая общественность.

Джеймс Минахан, составитель «Энциклопедии народов, этнических и национальных групп, не имеющих государственности», насчитывает более 300 народов, которые формально имеют право претендовать (или де-факто претендуют) на создание собственного государства. Одна из проблем народов, не имеющих своих государств, заключена в сфере терминологии и права. Так, размыты понятия «народ» и «нация», следовательно, неясно, какая группа людей может считаться народом и претендовать на создание своего государства.

12/6/2008

В научной и юридической литературе существуют несколько определений этих понятий: теория «номинализма», доказывающая, что нацией можно считать группу людей, считающая себя нацией; «натурализма», где нация - это исторически сложившаяся группа людей; «волюнтаризма» - добровольно объединившаяся группа людей, считающая себя одной нацией. Сторонники «территориального принципа» утверждают, что нация - это группа людей, компактно проживающая на определенной территории. Есть «лингвистический принцип», считающий, что нацией можно считать людей, говорящих на одном языке. Согласно ценностному принципу, нацию образуют люди, разделяющие определенные морально-этические ценности. «Целевая теория» гласит, что нация - группа людей, имеющих общую историю и общую миссию. Пол Гилберт, автор фундаментального исследования «Философия национализма» высказывает мнение, что нацией можно считать только группу людей, претендующих на создание своего государства.

Также нет критериев, которые позволяют отнести ту или иную общину к числу народов, имеющих право претендовать на создание независимого государства. Например, религиозно-этническое меньшинство, которое пытается отделиться от многонационального государства. Лидеры подобных движений предпочитают считать страны, от которых пытаются отделиться, - империями-поработителями. Достаточно часто они априори отвергают сам принцип мультиэтнического государства, предпочитая создавать государство моноэтническое.

В 1991 году была создана Организация непредставленных народов. В числе ее учредителей - представители народов, населявших СССР: армян, крымских татар, татар, латышей, эстонцев и грузин. Ныне в состав Организации непредставленных народов входит 69 этнические группы и меньшинств, насчитывающих более 150 млн человек. В их числе и народы, проживающие на территории стран бывшего СССР: татары, талыши, башкиры, чеченцы, ассирийцы, чуваши, черкесы, крымские татары, марийцы, коми, удмурты, буряты, тувинцы и гагаузы. Среди членов две курдские организации и Тайвань, де-факто являющийся независимым государством. Эти народы, крайне различные по многим параметрам, имеют одно объединяющее звено: их представителей нет в составе ведущих международных организаций, например, таких как ООН. Хартия Организации непредставленных народов гласит, что деятельность этой структуры базируется на пяти основных принципах: ненасилие, права человека, самоопределение и демократия, сохранение окружающей среды и толерантность. За полтора десятилетия шесть основателей Организации смогли создать свои государства - на политической карте мира появились независимые Грузия, Армения, Эстония, Латвия, Палау и Восточный Тимор (Тимор-Лешти).

В 1992 году Генеральная ассамблея ООН приняла декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Статья 1 декларации гласит: «Государства охраняют на их территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности». В подавляющем большинстве случаев в ХХ веке большие государства разными путями признавали уникальные особенности малых народов, проживающих на их территории. Им предоставляли определенные культурные и лингвистические права, а в ряде случаев и автономию.

Монсеррат Губерно, автор книги «Народы без государств», указывает, что в условиях современной западной цивилизации многие народы предпочитают не бороться за образование собственных национальных государств. По ее мнению, это обусловлено демократическими изменениями, произошедшими в странах Запада: национальное государство изначально требовалось, прежде всего, для сохранения культурной и языковой самобытности малых народов. В случае если «материнское» государство предоставляло им подобные права, борьба за национальное самоопределение утрачивала привлекательность. Губерно подчеркивает, что сепаратистские настроения во многих странах Европы и Северной Америки вероятно будут существовать неопределенно долгое время, однако они не имеют шансов превратиться в мощные национально-освободительные движения. Ныне подобные взгляды разделяют, в основном, немногочисленные радикалы.

Майкл Китинг, автор книги «Многонациональная демократия: народы без государства в постсуверенную эру», отмечает, что в последние десятилетия связь между народом и государством разорвана. Один народ не обязательно создает государство, в то же время государство не гарантирует счастья и процветания образовавшему его народу. Более того, в некоторых случаях государство вообще оказывается ненужным для достижения процветания, обеспечения безопасности и поддержания порядка. Демократия также не может считаться необходимым условием для создания и существования государств. Китинг уверен, что в обозримой перспективе государства не исчезнут, однако мир изменится - это будет сложная и часто противоречивая система распределения властных полномочий. Он отмечает, что народы, ныне не имеющие своего государства, в этой ситуации рискуют никогда не обрести его.

Гидон Готтлиб, автор книги «Народ против государства», отмечает, что в ХХ веке великие державы выделяли территории и позволяли создавать новые державы на основе принципа права на самоопределение. Все подобные переделы проходили после окончания трех крупнейших конфликтов - двух мировых войн и холодной войны. Однако лишь единожды - после окончания Первой мировой войны - подобные решения принимали коллективно все великие державы (Россия, где произошла большевистская революция, в этом процессе участвовала косвенно - она, например, предоставила независимость Финляндии). По мнению Готтлиба, большинство ныне имеющихся национальных и этнических конфликтов не могут быть разрешены путем перекройки государственных границ и выделения каждому народу своего собственного государства.

В мире насчитывается несколько десятков самопровозглашенных государств, которые, однако, международное сообщество не считает таковыми. В большинстве своем, это этнические анклавы, отколовшиеся от «материнских» стран. По данным Института изучения проблем самоопределения, действующего при Принстонском университете, самопровозглашенные государства обосновывают свои претензии на независимость по-разному. Как правило, они доказывают, что на данной территории исторически сложилась общность людей, объединенных религией, языком, культурой и пр., которые не видят своего будущего в составе иного государства. Особый вес подобные аргументы приобретают в случае, если на данной территории некогда существовало независимое государство. Однако стороны, выступающие против предоставления независимости, используют схожие доказательства. К примеру, противники независимости Палестины доказывают, что палестинского народа никогда не существовало, так же, как и одноименного государства.

Подобные дебаты возникают практически во всех случаях, когда речь заходит о признании или не признании нового государственного образования. Причиной этого является двусмысленность современного международного права. К примеру, в 1975 году хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе провозгласило принцип нерушимости государственных границ, образовавшихся после окончания Второй мировой войны. С другой стороны, конвенция ООН о гражданских и политических правах (вступила в силу в 1976 году) декларирует право наций на самоопределение. Международный суд также в 1975 году вынес вердикт, согласно которому право на самоопределение принадлежит не государствам, а отдельным гражданам. Известный специалист по международному праву Марк Веллер, сотрудник Кембриджского университета, называет этот парадокс «ловушкой самоопределения».

Карен Паркер, автор книги «Случай самоопределения», отмечает, что современное международное право не может однозначно ответить на вопрос: что необходимо сделать, чтобы создать новое государство. В ХХ веке, в результате краха колониальных империй, появился так называемый «декларативный» способ - то есть, некая территория просто объявляет о том, что она представляет собой независимое государство. Традиционный путь - так называемый «конституционный» - более сложный. Он декларирует, что для приобретения полноценного статуса самопровозглашенным государствам необходимо международное признание. Формальный акт дипломатического признания означает, что одно государство принимает независимый статус другого и полномочия его правительства.

Существует два типа официального признания: де-факто и де-юре. Признание де-факто (то есть, на основе существования данной структуры) имеет неофициальный характер, однако этого достаточно, чтобы оба государства могли установить дипломатические отношения, взаимно признавали паспорта и визы и пр. Признание де-юре (то есть, на основе существующих международных норм) предусматривает установление межгосударственных отношений в полном объеме. Иногда признание де-факто предшествует признанию де-юре. К примеру, Великобритания де-факто признала правительство большевиков легитимной властью России в 1921 году, а де-юре - лишь три года спустя.

Признание также необходимо, если власть в стране меняется необычным путем - например, в результате переворота, революции или внешнего вторжения. Правительство «Талибана», которое де-факто управляло большей частью территории Афганистана в 1996-2001 годы, признало лишь три государства мира, в то время как свергнутое им правительство, которое контролировало не более 12% территории страны, признавало легитимным более чем 70 государств.

В июне 1940 года советские войска заняли Латвию, Литву и Эстонию. Эти страны утратили свою государственность и были инкорпорированы в состав СССР в статусе союзных республик. США не признавали легитимность этих действий СССР и считали страны Балтии независимыми, но оккупированными государствами. Посольства этих республик продолжали действовать в Вашингтоне, несмотря на протесты Москвы.

Любопытно, что в состав США ныне входят ранее независимые страны. К примеру, Конфедерацию Штатов США, появившуюся в 1861 году и исчезнувшую после поражения в Гражданской войне, официально признало одно из карликовых германских государств. Республику Техас, существовавшую на политической карте мира в 1836-1845-е годы, признали пять стран. Некоторые индейские племена, и Гавайи также ранее являлись независимыми государствами, а ныне считаются народами, не имеющими своей государственности.

Турецкая армия уже несколько дней обстреливает города и села на севере Сирии. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что это удары по позициям курдских отрядов народной самообороны в ответ на созданную ими угрозу, и предупредил, что Анкара будет мстить за каждый их шаг.

Кто такие курды? Какова их роль в нынешнем кризисе на Среднем Востоке? И почему Турция готова воевать с ними хоть на своей, хоть на чужой территории? Об этом корреспонденту нашей газеты рассказал руководитель Петербургского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований (СПб РИАЦ РИСИ), доктор исторических наук, профессор Александр КОЛЕСНИКОВ.

ФОТО TonelloPhotography/shutterstock.com

– Александр Антонович, о курдах приходилось слышать, что это очень древний и воинственный народ, что слово «курд», означающее «всадник-герой», известно миру более шести тысяч лет...

– Да, существует такая гипотеза о древнем происхождении курдов – потомков мидийцев. Одно из доказательств тому – элементы мидийского языка в современных курдских языках (таковых насчитывается четыре). Этнический Курдистан – регион компактного проживания курдов в Ираке, Сирии, Турции и Иране – это около 560 тысяч кв. км, что примерно равно площади Германии и Великобритании вместе взятых. Точная численность курдов в мире неизвестна. По разным данным, она варьируется от 35 до 40 млн человек. Около 20 – 25 млн живут в Турции, 6 – 8 млн – в Ираке, 3 – 5 млн – в Иране, около 1 млн – в Сирии, 0,3 – 0,5 млн – в странах Закавказья и столько же в среднеазиатских республиках бывшего Советского Союза. Еще около миллиона – в западноевропейских государствах.

– То есть в Турции проживают более половины всех курдов мира?

– Да. И они составляют практически четверть населения страны, причем наиболее отсталую и бесправную его часть. Приграничные территории с Ираком и Сирией практически сплошь заселены курдами, Диярбакыр – их негласная столица. В Стамбуле, Анкаре и других крупных городах Турции также много курдов, хотя по паспорту все они турки. Социально-экономическое положение этого народа очень тяжелое. В курдских городах и селах жители практически не говорят по-турецки. Там царят тотальная безграмотность и безработица. За плечами турецких курдов печальная 90-летняя история, полная войн с многочисленными человеческими жертвами, впереди – абсолютная политическая безысходность.

– Почему это случилось?

– Этногеографический Курдистан, находившийся ранее в границах Османской империи, в результате Первой мировой войны был расчленен и поделен между четырьмя странами. Часть этого народа оказалась в Ираке, находившемся под английским мандатом, в Сирии (под французским), в Турецкой Республике и в Иране. Прокладывая новые границы, победители-англичане сознательно не нарезали курдам своего государства и тем самым заложили бомбу замедленного действия в регионе на многие десятилетия, если не на века.

В свое время турецкие курды принимали активное участие в борьбе за независимость этой страны. Однако после 1923 года президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк отверг всякие их попытки претендовать на автономию, утвердив концепцию страны как моноэтнического общества. Каждый гражданин, родившийся в Турции, считался турком, других национальностей не признавалось. Прежде всего это ударило по курдам, которых, по некоторым данным, в те времена было 7 – 8 млн человек, то есть 20% населения. Все тяготы национальной дискриминации ощущали и курды Сирии, хотя они также принимали активное участие в национально-освободительной борьбе сирийского народа. В 1962 году при проведении однодневной «чрезвычайной переписи Джазиры» 120 тысяч курдов и вовсе превратились в иностранцев. У них отняли недвижимость и закрепили за ними название «иностранцы» или «некоренное население», которое до сих пор не имеет гражданства, права на высшее образование, на службу в армии и госучреждениях, избирательных прав...

– При этом курды в Турции, Ираке, Иране и Сирии, наверное, отлично помнят, что живут на исконно своих землях...

– Естественно. Для борьбы за свои права на протяжении практически всей истории Турецкой Республики курды создавали партии и организации. А активная антикурдская позиция и стремление не допустить создания независимого курдского государства – это то, что на протяжении многих десятилетий объединяло Турцию, Ирак, Сирию и Иран.

– Чего конкретно добивались курды тогда и чего добиваются сегодня?

– Курдское движение в Турции неоднородно. В нем более десятка течений, единства и согласованной программы действий нет. Одни выступают за автономию внутри Турции. Вторые – за создание самостоятельного государства. Третьи – наиболее радикальные – за вооруженную борьбу с Турцией до победного конца. Часть лидеров обозначают одну территорию, где должна быть курдская автономия, другие считают, что эта территория должна быть гораздо больше. Курдскими и европейскими идеологами и политиками рассматривались различные модели формирования курдского государства в разных частях этнического Курдистана. Сформулирована была и идея так называемого Великого Курдистана, собранного из всех частей стран проживания курдов, разделенных границами...

На данном этапе курдский вопрос аккумулирует желание курдов иметь культурные, языковые и политические права. Наиболее боевой из курдских объединений в Турции является Рабочая партия Курдистана (РПК). Она открыто объявила вооруженную борьбу против турецкого государства за автономию курдов на месте их компактного проживания. Турецкая армия вот уже несколько десятилетий воюет с курдским населением юго-востока страны с применением артиллерии, бомбардировщиков и т. д.

– Но раньше мы не слышали слова «курды» так часто, как сейчас...

– Напряженность в связи с курдами существовала всегда. Просто мы, имея дружественные отношения с Турцией, закрывали на это глаза, считая вопрос внутренней проблемой этой страны. С одной стороны, курды испытывают постоянное вооруженное давление турецкого руководства, их лидеров арестовывают и уничтожают физически чуть не ежемесячно, что озлобляет народ, особенно молодежь, толкает и дальше на путь террора. Это действительно терроризм, заслуживающий осуждения, в том числе на международной арене. С другой стороны, турецкая армия теряла и продолжает терять в боях с РПК солдат и офицеров чуть ли не ежедневно. Турецкие семьи хоронят своих сыновей, и это горе сплачивает нацию перед лицом опасности. Однако как Ататюрку, подавившему множество курдских выступлений в недалеком прошлом, не удалось достичь полной победы над курдским сопротивлением, так и у Эрдогана с Давутоглу ничего не получается в настоящее время.

– Почему?

– Курды все время опирались на международную поддержку. С окончания Второй мировой войны и до начала 80-х годов прошлого века СССР тайно оснащал и готовил на своей территории вооруженные курдские формирования. Советский Союз был заинтересован в том, чтобы сателлит Соединенных Штатов на южном фланге НАТО был ослаблен борьбой курдского народа за свои национальные права. В 90-е годы XX века европейские страны и США открыто обещали оказать реальную поддержку курдскому движению для решения вопроса о государственности. Очевидно, что подобные региональные трансформации шли вразрез с интересами Турции, Ирака, Сирии и Ирана, а также соседних арабских государств.

На нынешнем этапе, когда мы отказались от поддержки такого рода организаций, курдов стали поддерживать США, которые, с одной стороны, признают Рабочую партию Курдистана террористической организацией, с другой – продолжают втихую вооружать ее боевые формирования, преследуя свои политические и экономические интересы на Ближнем и Среднем Востоке.

Евросоюз, как мы знаем, в свое время выдвинул условие для вступления Турции в ЕС – решить курдскую проблему, предоставив этому народу автономию.

– Это возможно?

– Для нынешнего турецкого руководства – абсолютно нереально. И правящая Партия справедливости и развития (ПСР) и ее оппоненты Народно-республиканская партия Турции не пропустят через парламент ни одного решения в пользу автономии. Потому что тогда придется предоставить автономию и грекам, оставшимся на территории Османской империи, а потом и Турецкой Республике, в чьих паспортах записано, что они турки. Также надо будет признать права на автономию части восточной Анатолии, где проживает армянское население (по паспорту – турки). И еще, возможно, переселенцев с Северного Кавказа, перебравшихся сюда по совместному решению Российской и Османской империй, – черкесов, чеченцев, адыгов, абхазов... А арабское население, проживающее на границе с Ираком и Сирией, – им тоже придется предоставить независимость?

Ясно, что это путь к распаду Турции на несколько государств, которые захотят жить автономно. Чего турецкая элита, какой бы она ни была – исламистской или кемалистской, – не допустит.

Решение курдской проблемы может быть только на международном уровне с участием ООН, всех заинтересованных государств, по взаимной договоренности.

– Но ведь Иракский Курдистан как-то все же возник...

– Этот автономный анклав курдов со столицей в Керкуке – попытка решения вопроса, осуществленная в уже раскуроченном государстве после вхождения туда американцев, посчитавших возможным расчленение Ирака, после которого он больше никогда не смог бы объединиться. Иракские курды сумели сорганизоваться (не без участия, заметим, США) в Курдский автономный район (КАР), использовав при этом природные богатства территории. Они продают нефть напрямую другим странам, и прежде всего Турции, минуя правительство Ирака и не платя при этом налогов. Интересно, что иракские курды сразу поставили заслон курдам турецким. А центральное иракское правительство по согласованию с Америкой разрешило турецкой армии входить на территорию Ирака и вести боевые действия по уничтожению РПК с территории этой страны. Кроме того, турки попросили разрешения ввести небольшой контингент войск в регион Мосула, где находятся самые большие запасы нефти, якобы для создания тренировочного центра и охраны инфраструктуры. Заметим: этот лакомый кусок османской территории турки потеряли еще в 1926 году, отдав его англичанам. Теперь вот Штаты активно помогают и сирийским курдам. Логика такая: есть Сирия Башара Асада и его сторонников, так почему бы не создать другую Сирию – для сирийских курдов? Но, несомненно, чтобы она контролировалась и подпитывалась со стороны США...

– Совсем недавно Эрдоган ставил вопрос ребром перед США – вы с нами или с курдами?

– Речь шла о сирийских курдах. Как считают турки, ведущая партия сирийских курдов – Демократический союз – является одним целым с Рабочей партией Курдистана. Но, думаю, они близки лишь концептуально. В сирийском бушующем котле сегодня каждый сражается за себя и за свою жизнь. Просто интересы курдов во многом совпали с интересами государства. Мы понимаем: что бы ни говорилось, Турция будет отстаивать свои интересы и интересы блока НАТО, а США разыграют очередную «сложную игру». И мы еще в этом убедимся.

– А религиозная карта разыгрывается? По крайней мере, когда говорят о гонениях и геноциде христиан в Сирии, чаще звучат трагические истории о курдах-езидах...

– С конфессиональной точки зрения курды очень разные. Большая часть турецких исповедует ислам суннитского толка, но есть и шииты, а также принадлежащие к неортодоксальным сектам – таким, например, как алеви (по неофициальным данным, около 20% населения Турции исповедуют алевизм, но только треть из них курды). Курды-езиды в основном проживают на севере Ирака, юго-востоке Турции, Сирии и в странах Европы. По различным источникам, в мире насчитывается до 1,5 млн езидов.

– Представительства Рабочей партии Курдистана открываются теперь то там, то тут. Вот и в Москве недавно открыли...

– А ранее – в Германии, Голландии и еще ряде европейских стран...

– То есть мы ее признаем?

– Россия не признала РПК террористической организацией и не внесла ее в список запрещенных. Это дает нам право на какие-то контакты с ее представителями. В последнее время некоторые наши депутаты и политики призывают открыто поставлять ей оружие, поддерживать и оснащать... Позиция России по этому вопросу сейчас находится в процессе обсуждения. Официально поддерживать РПК, которой уже помогают США, мы вряд ли станем. Тем более что Россия в свое время отказала в политическом убежище многолетнему лидеру и символу всего курдского народа Оджалану (напомню: он был арестован и в 1999 году осужден на пожизненный срок). Уже из заключения лидер призвал свою партию прекратить боевые действия и попробовать решить проблему путем мирного диалога, но некоторые группировки не вняли и продолжили террор.

Надо понимать, что простые турки очень болезненно воспринимают нашу поддержку РПК – даже вот такую эпизодическую, словесную. И это понятно. Ну представьте, если бы кто-то начал официально поддерживать чеченских боевиков во времена, когда в России происходили страшные теракты?

Курды – народ без государства. В этом источник человеческого горя и одновременно благодатная почва для международных авантюристов.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!