Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Народы без государства. Большие народы, у которых нет своих государств

Курдов считают самым крупным в мире народом, не имеющим своего национального государства. Если задуматься, это утверждение неверно. Существуют куда более крупные этносы, не имеющие своего национально-государственного очага (см. таблицу).

Таблица

Крупнейшие народы мира, не имеющие
своих национальных государств

Народ Численность в начале
XXI в.,
млн чел.
Страны
проживания
Пенджабцы 110 Индия, Пакистан
Бихарцы 100 Индия
Телугу 90 Индия
Маратхи 80 Индия
Тамилы 70 Индия, Шри-Ланка
Гуджаратцы 64 Индия, Пакистан
Каннара 47 Индия
Малаяли 37 Индия
Ория 36 Индия
Хауса 35 Нигерия, Нигер, Камерун
Курды 34 Турция, Иран, Ирак, Сирия, Германия

Примечание. Национальным государством хиндустанцев, второго по численности народа мира после китайцев, пусть и с натяжкой, следует признать Индию (хинди - язык межнационального общения в этом государстве). Национальное государство бенгальцев - Бангладеш, яванцев - Индонезия (с той же долей приближения, что и в примере с хиндустанцами и Индией).

Не все народы, включенные в таблицу, легко мирятся с тем, что их государств нет на политической карте. Например, пенджабцы уже с середины прошлого века добиваются образования независимого государства Халистан. Эту борьбу поддерживает, правда, лишь та часть народа, которая исповедует сикхизм. Пенджабцы-мусульмане, живущие в Пакистане, и пенджабцы-индуисты, которых очень много в Индии, пока еще не заявляли о своих притязаниях на суверенитет. Но национально-религиозное движение пенджабцев-сикхов - важный дестабилизирующий фактор в современной Индии. В штате Пенджаб несколько раз за последние десятилетия вводилось прямое президентское правление. Пенджабцами-сикхами - телохранителями первых лиц индийского государства в 1984 г. была убита многолетний премьер-министр страны Индира Ганди. Ее сын, Раджив Ганди, семь лет спустя оказался жертвой другого удачного покушения, совершенного тамилами, представителями еще одного народа без государства. Тамилы добиваются автономии или даже полной независимости от Индии, но всё же более упорную борьбу ведут с властями Шри-Ланки за создание на тамильском севере острова государства Тамил-Илам. Недобрую славу во всем мире имеют бойцы этого движения - «Тигры освобождения Тамил-Илама».

Но вернемся к курдам. В ряду «бездомных» народов они все же выделяются. Пусть не численностью, но раздробленностью этнического ареала; в таблице им нет равных по степени пересеченности территории их компактного расселения государственными границами. Почему так сложилось? Что это, мировой антикурдский заговор, специально чинящий препятствия национальной консолидации и национальному возрождению? Скорее всего, в этом нет злого умысла. Сравните этническую карту с физической и вы увидите, что курды - горный народ. Его этническая родина очерчена изогипсой 1000 м. Серый контур на карте на с. 3, обозначающий ареал расселения курдов, словно сошел с физической карты Юго-Западной Азии: полностью закрашено Армянское нагорье, северная часть Загроса, самые высокие части иранского Эльбурса и Туркмено-Хорасанских гор. Курды исторически тяготели к горам. Тот факт, что часть курдов проживает на равнине (в Сирии, в Германии и других странах Западной Европы), можно не брать в расчет: этому изменению этнического ареала слишком мало лет. Вокруг курдов живут персы, арабы и турки - народы подчеркнуто равнинные, с некоторой боязнью воспринимающие горные ландшафты. Государственность у этих народов, вскормленных плодородными равнинами, появилась раньше, чем у гордых и честолюбивых, но относительно бедных курдов. Поэтому именно курдские горы стали барьерами между странами .

У курдов в борьбе за территорию, помимо турок, персов, иракских и сирийских арабов, есть и еще один влиятельный конкурент - армяне. Недаром основная часть Курдистана расположена в пределах Армянского нагорья. Согласно некоторым проектам территориального переустройства Османской империи в начале ХХ в., вся северная часть той территории, что ныне курдским национальным движением рассматривается как зародыш суверенного государства, должна была входить в состав Армении. Оттуда же происходит и «выплеск» территории Курдистана в сторону залива Искандерун Черного моря: армянам в свое время хотелось «дотянуться» до Киликии - приморского очага своей культуры. Курды должны были получить государственность на обломках султанской Турции по Севрскому мирному договору 1920 г., но влиятельные мировые державы решили по-другому.

В 1920-е годы в Советском Закавказье был создан Красный Курдистан - автономная область, имеющая довольно примечательное положение. Эта автономия, находясь на территории Азербайджанской ССР, разделяла армянское население Армянской ССР и автономной области Нагорного Карабаха, препятствуя их объединению. Центром автономии был город Лачин, именно через него ныне проходит знаменитый Лачинский транспортный коридор - «дорога жизни», соединяющая Армению и Нагорно-Карабахскую Республику. Красный Курдистан был ликвидирован в 1930-е годы, но курдское население там какое-то время еще оставалось, пока полностью не покинуло территорию вместе с азербайджанцами во время межэтнического конфликта в начале 1990-х годов.

В отношении определения численности курдов ведутся ожесточенные споры. Статистическая и научная проблема стала заложницей политических игр. Согласно минимальным оценкам, курдское население в мире составляет около 20 млн. Сами курдские источники приводят численность в 40 млн (по этим оценкам, только в России проживает 0,5 млн курдов) . Наиболее реалистичными выглядят оценки в 33-35 млн.

Курдское население ряда республик бывшего СССР (Армении, Грузии, России) представлено главным образом езидами - особой этноконфессиональной группой. Сами езиды в большинстве своем не отождествляют себя с курдами. Езиды говорят на особом диалекте курдского языка, исповедуют национальную религию - езидизм. Из-за того, что на протяжении своей долгой истории езиды часто подвергались гонениям, их религиозная община носит закрытый характер и потому слабо изучена. Вероучение вобрало в себя элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства*** . Езиды почитают верховного ангела Малак Тавуса, которого изображают в обличье павлина. Езиды верят в переселение душ. В их верованиях большую роль играют солнце и четыре стихии - земля, вода, воздух и огонь, который под влиянием зороастризма считается самой священной стихией. В России, по данным переписи 2002 г., проживает 19,6 тыс. курдов. Езидов, которые учитывались отдельно, - 31,3 тыс.

В настоящее время курдское самоуправление действует только на территории Иракского Курдистана. Президент нынешнего Ирака - курд Джаляль Талабани. Правда, властителем всей государственной территории его назвать сложно: контроль центрального правительства распространяется лишь на отдельные районы страны. Те районы, где не живут курды или дискриминируемые прежним режимом Саддама Хусейна шииты, где нет американских солдат и вооруженных контингентов их союзников, - совсем другой Ирак, там представители «цивилизованных стран» предпочитают не появляться.

В последние годы курды с удвоенной энергией стали добиваться создания независимого государства. И дело здесь не в усилении дискриминации со стороны ведущих наций государств, разделивших Курдистан. И даже не в усилении национального самосознания, не в развитии национальной культуры. Пока в мировой политике господствуют двойные стандарты, пока одни и те же события в разных частях мира трактуются по-разному, успокоить алчущих увидеть триумф национальной идеи людей очень сложно. Действительно, как можно вразумительно объяснить курдам, что для восьмимиллионного албанского народа просвещенные и демократические государства Европы и Америки готовы создать второе государство - Косово, в то время как в несколько раз превосходящие албанцев по численности курды не заслужили даже одного.

Чем-то напоминает судьбу курдов история осетинского народа, проживающего в Кавказских горах и разделенного между Россией и Грузией.

Официальная статистика Азербайджана говорит о 40-60 тыс. курдов, проживающих в стране. По курдским источникам, в Азербайджане более 400 тыс. курдов, многие из которых переселились из Турции за последние годы (это активисты борющейся за независимость Курдской рабочей партии). Покойный президент Азербайджана Гейдар Алиев, отец нынешнего президента страны Ильхама Алиева, наполовину был курдом.

*** Манихейство - религиозное учение перса Мани (Манеса), жившего в III в. н.э. Одна из религий древних иранцев.

У молдаван есть государство, но почему-то многие за него совсем не держатся и им не дорожат. Между тем в мире существуют народы, в силу исторических причин не имеющие своей государственности и даже не рассчитывающие ее получить.

Палестинцы

Сегодня поселения палестинцев занимают компактную территорию внутри государства Израиль, хотя, по мнению историков, этот народ проживал здесь задолго до прихода евреев. Впрочем, даже соседние арабские страны отказывают палестинцам в национальной уникальности, называя их то египтянами, то саудовцами, то сирийцами. Последние генетические исследования указывают на высокое сходство генотипа палестинцев и евреев.

Официально государства Палестина не существует, хотя оно и было признано большинством стран членов ООН. США, Канада, Испания, Швеция, Норвегия и ряд других стран заявляют, что о создании Палестинского государства речь может идти только в случае прямых переговоров с Израилем, но тот пока не торопится с признанием суверенитета соседей. Более того, Израиль осуществляет военный контроль большей части палестинских территорий, включая те, где власть официально принадлежит Палестинской национальной администрации.

Баски

Баски - один из наиболее древних народов Европы. В частности, генетики определили, что значительная часть испанцев, португальцев, французов, англичан и ирландцев имеет общие с современными басками корни.

В конце периода диктатуры Франко среди басков возникла подпольная организация «Эускади Та Аскатасуна» («Баскония и свобода»), известная как ЭТА. Самым эффективным средством к признанию независимости члены ЭТА считают теракты и вооруженный шантаж. Региональное правительство басков от террористов решительно отмежевывается, но в то же время вдохновленное примером Косово все свои усилия направляет на создание собственной государственности.

Курды

Ираноязычный народ курды в настоящее время проживает в этногеографической области Курдистан, охватывающей территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Всего, включая диаспоры, в мире живут около 38 миллионов курдов. Интересно, что в качестве независимого государства Курдистан был признан мировым Арбитражным судом еще в 1920 году. Но политические реалии оказались для курдов не столь радужными – национальная автономия так и осталась на бумаге.

Сегодня среди курдов популярна идея создания «Большого Курдистана», но, учитывая территориальные претензии сразу к четырем странам, это не представляется возможным. А пока в непризнанном Курдистане работают собственные медиа-холдинги, в том числе десяток спутниковых телеканалов, вещающих на курдском языке.

Цыгане

Цыгане живут преимущественно в Европе, хотя немалое их количество перебралось и в США. В мире около 10 миллионов цыган. Интересно, что, согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган покинули территорию Индии в количестве, не превышающем 1000 человек.

Из-за мозаичности расселения цыган часто сравнивают с евреями, но, в отличие от последних, у них нет государственности и, скорее всего, не будет. В 1971 году в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, в ходе которого цыгане признали себя единой нетерриториальной нацией.

Тибетцы

У тибетцев есть история, культура, язык, религия, но нет главного – государства. Место проживания тибетцев практически полностью расположено на территории Китая. Независимость Тибет утратил полностью в 1949 году, когда китайцы «освободили» тибетцев от империалистов.

Тибетское правительство действует и сейчас, но в изгнании – его штаб-квартира во главе с Лобсанг Сенге находится на севере Индии. У правительства есть и своя Конституция – Хартия тибетцев в изгнании. Далай-лама XIV отказавшись в 2011 году от политической власти сохранил за собой роль духовного лидера Тибета. Он заверил, что правительство в изгнании будет распущено, но после того, как Тибет вновь обретет свободу. Однако острые разногласия межу правительством Китая и Тибета не позволяют на это рассчитывать в ближайшем будущем.

Каталонцы

Наряду с басками головной болью испанского правительства являются каталонцы. Народ с богатейшей культурой и традициями с каждым годом все громче заявляет о своей независимости от Испании. Нежелание Мадрида расставаться с Каталонией объясняется еще и тем, что это один из крупнейших промышленных и портовых центров страны.

Каталонский сепаратизм в конечном итоге привел к планам референдума, которые нарушил конституционный суд Испании. Вместо референдума 9 ноября 2014 года состоялся опрос о политическом будущем Каталонии, который не имел юридической силы. Тем не менее, результаты опроса интересны: около 1,6 миллиона человек из 2 миллионов проголосовавших желают независимости провинции, однако низкая явка – в Каталонии правом голоса обладают 5,4 миллиона – не позволяет в полной мере выяснить насколько каталонцы хотят отделения от Испании.

Сикхи

Начало 1980-х годов в Индии было отмечено движением сикхских сепаратистов, которые вознамерились создать собственное государство – Халистан. Это достаточно многочисленный народ, насчитывающий свыше 20 миллионов человек и исповедующий сикхизм.

Несмотря на то, что в основе веры сикхов лежит уважение к любому живущему на Земле, экстремистские движения провели в индийских городах ряд крупных терактов, в одном из которых была убита Индира Ганди. А в 1986 году сепаратисты официально объявили о создании Халистана.

Индийские власти весьма жестко отвечали на любые действия сепаратистов, и со временем волны насилия удалось снизить. Сейчас индийское правительство дало сикхам ряд прав и свобод, а также разрешило религиозную автономию. Но не более.

Тарас РЕПИН

В научной и юридической литературе существуют несколько определений этих понятий: теория «номинализма», доказывающая, что нацией можно считать группу людей, считающая себя нацией; «натурализма», где нация - это исторически сложившаяся группа людей; «волюнтаризма» - добровольно объединившаяся группа людей, считающая себя одной нацией. Сторонники «территориального принципа» утверждают, что нация - это группа людей, компактно проживающая на определенной территории. Есть «лингвистический принцип», считающий, что нацией можно считать людей, говорящих на одном языке. Согласно ценностному принципу, нацию образуют люди, разделяющие определенные морально-этические ценности. «Целевая теория» гласит, что нация - группа людей, имеющих общую историю и общую миссию. Пол Гилберт, автор фундаментального исследования «Философия национализма» высказывает мнение, что нацией можно считать только группу людей, претендующих на создание своего государства.

Также нет критериев, которые позволяют отнести ту или иную общину к числу народов, имеющих право претендовать на создание независимого государства. Например, религиозно-этническое меньшинство, которое пытается отделиться от многонационального государства. Лидеры подобных движений предпочитают считать страны, от которых пытаются отделиться, - империями-поработителями. Достаточно часто они априори отвергают сам принцип мультиэтнического государства, предпочитая создавать государство моноэтническое.

В 1991 году была создана Организация непредставленных народов. В числе ее учредителей - представители народов, населявших СССР: армян, крымских татар, татар, латышей, эстонцев и грузин. Ныне в состав Организации непредставленных народов входит 69 этнические группы и меньшинств, насчитывающих более 150 млн человек. В их числе и народы, проживающие на территории стран бывшего СССР: татары, талыши, башкиры, чеченцы, ассирийцы, чуваши, черкесы, крымские татары, марийцы, коми, удмурты, буряты, тувинцы и гагаузы. Среди членов две курдские организации и Тайвань, де-факто являющийся независимым государством. Эти народы, крайне различные по многим параметрам, имеют одно объединяющее звено: их представителей нет в составе ведущих международных организаций, например, таких как ООН. Хартия Организации непредставленных народов гласит, что деятельность этой структуры базируется на пяти основных принципах: ненасилие, права человека, самоопределение и демократия, сохранение окружающей среды и толерантность. За полтора десятилетия шесть основателей Организации смогли создать свои государства - на политической карте мира появились независимые Грузия, Армения, Эстония, Латвия, Палау и Восточный Тимор (Тимор-Лешти).

В 1992 году Генеральная ассамблея ООН приняла декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Статья 1 декларации гласит: «Государства охраняют на их территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности». В подавляющем большинстве случаев в ХХ веке большие государства разными путями признавали уникальные особенности малых народов, проживающих на их территории. Им предоставляли определенные культурные и лингвистические права, а в ряде случаев и автономию.

Монсеррат Губерно, автор книги «Народы без государств», указывает, что в условиях современной западной цивилизации многие народы предпочитают не бороться за образование собственных национальных государств. По ее мнению, это обусловлено демократическими изменениями, произошедшими в странах Запада: национальное государство изначально требовалось, прежде всего, для сохранения культурной и языковой самобытности малых народов. В случае если «материнское» государство предоставляло им подобные права, борьба за национальное самоопределение утрачивала привлекательность. Губерно подчеркивает, что сепаратистские настроения во многих странах Европы и Северной Америки вероятно будут существовать неопределенно долгое время, однако они не имеют шансов превратиться в мощные национально-освободительные движения. Ныне подобные взгляды разделяют, в основном, немногочисленные радикалы.

Майкл Китинг, автор книги «Многонациональная демократия: народы без государства в постсуверенную эру», отмечает, что в последние десятилетия связь между народом и государством разорвана. Один народ не обязательно создает государство, в то же время государство не гарантирует счастья и процветания образовавшему его народу. Более того, в некоторых случаях государство вообще оказывается ненужным для достижения процветания, обеспечения безопасности и поддержания порядка. Демократия также не может считаться необходимым условием для создания и существования государств. Китинг уверен, что в обозримой перспективе государства не исчезнут, однако мир изменится - это будет сложная и часто противоречивая система распределения властных полномочий. Он отмечает, что народы, ныне не имеющие своего государства, в этой ситуации рискуют никогда не обрести его.

Гидон Готтлиб, автор книги «Народ против государства», отмечает, что в ХХ веке великие державы выделяли территории и позволяли создавать новые державы на основе принципа права на самоопределение. Все подобные переделы проходили после окончания трех крупнейших конфликтов - двух мировых войн и холодной войны. Однако лишь единожды - после окончания Первой мировой войны - подобные решения принимали коллективно все великие державы (Россия, где произошла большевистская революция, в этом процессе участвовала косвенно - она, например, предоставила независимость Финляндии). По мнению Готтлиба, большинство ныне имеющихся национальных и этнических конфликтов не могут быть разрешены путем перекройки государственных границ и выделения каждому народу своего собственного государства.

В мире насчитывается несколько десятков самопровозглашенных государств, которые, однако, международное сообщество не считает таковыми. В большинстве своем, это этнические анклавы, отколовшиеся от «материнских» стран. По данным Института изучения проблем самоопределения, действующего при Принстонском университете, самопровозглашенные государства обосновывают свои претензии на независимость по-разному. Как правило, они доказывают, что на данной территории исторически сложилась общность людей, объединенных религией, языком, культурой и пр., которые не видят своего будущего в составе иного государства. Особый вес подобные аргументы приобретают в случае, если на данной территории некогда существовало независимое государство. Однако стороны, выступающие против предоставления независимости, используют схожие доказательства. К примеру, противники независимости Палестины доказывают, что палестинского народа никогда не существовало, так же, как и одноименного государства.

Подобные дебаты возникают практически во всех случаях, когда речь заходит о признании или не признании нового государственного образования. Причиной этого является двусмысленность современного международного права. К примеру, в 1975 году хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе провозгласило принцип нерушимости государственных границ, образовавшихся после окончания Второй мировой войны. С другой стороны, конвенция ООН о гражданских и политических правах (вступила в силу в 1976 году) декларирует право наций на самоопределение. Международный суд также в 1975 году вынес вердикт, согласно которому право на самоопределение принадлежит не государствам, а отдельным гражданам. Известный специалист по международному праву Марк Веллер, сотрудник Кембриджского университета, называет этот парадокс «ловушкой самоопределения».

Карен Паркер, автор книги «Случай самоопределения», отмечает, что современное международное право не может однозначно ответить на вопрос: что необходимо сделать, чтобы создать новое государство. В ХХ веке, в результате краха колониальных империй, появился так называемый «декларативный» способ - то есть, некая территория просто объявляет о том, что она представляет собой независимое государство. Традиционный путь - так называемый «конституционный» - более сложный. Он декларирует, что для приобретения полноценного статуса самопровозглашенным государствам необходимо международное признание. Формальный акт дипломатического признания означает, что одно государство принимает независимый статус другого и полномочия его правительства.

Существует два типа официального признания: де-факто и де-юре. Признание де-факто (то есть, на основе существования данной структуры) имеет неофициальный характер, однако этого достаточно, чтобы оба государства могли установить дипломатические отношения, взаимно признавали паспорта и визы и пр. Признание де-юре (то есть, на основе существующих международных норм) предусматривает установление межгосударственных отношений в полном объеме. Иногда признание де-факто предшествует признанию де-юре. К примеру, Великобритания де-факто признала правительство большевиков легитимной властью России в 1921 году, а де-юре - лишь три года спустя.

Признание также необходимо, если власть в стране меняется необычным путем - например, в результате переворота, революции или внешнего вторжения. Правительство «Талибана», которое де-факто управляло большей частью территории Афганистана в 1996-2001 годы, признало лишь три государства мира, в то время как свергнутое им правительство, которое контролировало не более 12% территории страны, признавало легитимным более чем 70 государств.

В июне 1940 года советские войска заняли Латвию, Литву и Эстонию. Эти страны утратили свою государственность и были инкорпорированы в состав СССР в статусе союзных республик. США не признавали легитимность этих действий СССР и считали страны Балтии независимыми, но оккупированными государствами. Посольства этих республик продолжали действовать в Вашингтоне, несмотря на протесты Москвы.

Любопытно, что в состав США ныне входят ранее независимые страны. К примеру, Конфедерацию Штатов США, появившуюся в 1861 году и исчезнувшую после поражения в Гражданской войне, официально признало одно из карликовых германских государств. Республику Техас, существовавшую на политической карте мира в 1836-1845-е годы, признали пять стран. Некоторые индейские племена, и Гавайи также ранее являлись независимыми государствами, а ныне считаются народами, не имеющими своей государственности.

Джеймс Минахан, составитель «Энциклопедии народов, этнических и национальных групп, не имеющих государственности», насчитывает более 300 народов, которые формально имеют право претендовать (или де-факто претендуют) на создание собственного государства. Одна из проблем народов, не имеющих своих государств, заключена в сфере терминологии и права. Так, размыты понятия «народ» и «нация», следовательно, неясно, какая группа людей может считаться народом и претендовать на создание своего государства.

12/6/2008

В научной и юридической литературе существуют несколько определений этих понятий: теория «номинализма», доказывающая, что нацией можно считать группу людей, считающая себя нацией; «натурализма», где нация - это исторически сложившаяся группа людей; «волюнтаризма» - добровольно объединившаяся группа людей, считающая себя одной нацией. Сторонники «территориального принципа» утверждают, что нация - это группа людей, компактно проживающая на определенной территории. Есть «лингвистический принцип», считающий, что нацией можно считать людей, говорящих на одном языке. Согласно ценностному принципу, нацию образуют люди, разделяющие определенные морально-этические ценности. «Целевая теория» гласит, что нация - группа людей, имеющих общую историю и общую миссию. Пол Гилберт, автор фундаментального исследования «Философия национализма» высказывает мнение, что нацией можно считать только группу людей, претендующих на создание своего государства.

Также нет критериев, которые позволяют отнести ту или иную общину к числу народов, имеющих право претендовать на создание независимого государства. Например, религиозно-этническое меньшинство, которое пытается отделиться от многонационального государства. Лидеры подобных движений предпочитают считать страны, от которых пытаются отделиться, - империями-поработителями. Достаточно часто они априори отвергают сам принцип мультиэтнического государства, предпочитая создавать государство моноэтническое.

В 1991 году была создана Организация непредставленных народов. В числе ее учредителей - представители народов, населявших СССР: армян, крымских татар, татар, латышей, эстонцев и грузин. Ныне в состав Организации непредставленных народов входит 69 этнические группы и меньшинств, насчитывающих более 150 млн человек. В их числе и народы, проживающие на территории стран бывшего СССР: татары, талыши, башкиры, чеченцы, ассирийцы, чуваши, черкесы, крымские татары, марийцы, коми, удмурты, буряты, тувинцы и гагаузы. Среди членов две курдские организации и Тайвань, де-факто являющийся независимым государством. Эти народы, крайне различные по многим параметрам, имеют одно объединяющее звено: их представителей нет в составе ведущих международных организаций, например, таких как ООН. Хартия Организации непредставленных народов гласит, что деятельность этой структуры базируется на пяти основных принципах: ненасилие, права человека, самоопределение и демократия, сохранение окружающей среды и толерантность. За полтора десятилетия шесть основателей Организации смогли создать свои государства - на политической карте мира появились независимые Грузия, Армения, Эстония, Латвия, Палау и Восточный Тимор (Тимор-Лешти).

В 1992 году Генеральная ассамблея ООН приняла декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Статья 1 декларации гласит: «Государства охраняют на их территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности». В подавляющем большинстве случаев в ХХ веке большие государства разными путями признавали уникальные особенности малых народов, проживающих на их территории. Им предоставляли определенные культурные и лингвистические права, а в ряде случаев и автономию.

Монсеррат Губерно, автор книги «Народы без государств», указывает, что в условиях современной западной цивилизации многие народы предпочитают не бороться за образование собственных национальных государств. По ее мнению, это обусловлено демократическими изменениями, произошедшими в странах Запада: национальное государство изначально требовалось, прежде всего, для сохранения культурной и языковой самобытности малых народов. В случае если «материнское» государство предоставляло им подобные права, борьба за национальное самоопределение утрачивала привлекательность. Губерно подчеркивает, что сепаратистские настроения во многих странах Европы и Северной Америки вероятно будут существовать неопределенно долгое время, однако они не имеют шансов превратиться в мощные национально-освободительные движения. Ныне подобные взгляды разделяют, в основном, немногочисленные радикалы.

Майкл Китинг, автор книги «Многонациональная демократия: народы без государства в постсуверенную эру», отмечает, что в последние десятилетия связь между народом и государством разорвана. Один народ не обязательно создает государство, в то же время государство не гарантирует счастья и процветания образовавшему его народу. Более того, в некоторых случаях государство вообще оказывается ненужным для достижения процветания, обеспечения безопасности и поддержания порядка. Демократия также не может считаться необходимым условием для создания и существования государств. Китинг уверен, что в обозримой перспективе государства не исчезнут, однако мир изменится - это будет сложная и часто противоречивая система распределения властных полномочий. Он отмечает, что народы, ныне не имеющие своего государства, в этой ситуации рискуют никогда не обрести его.

Гидон Готтлиб, автор книги «Народ против государства», отмечает, что в ХХ веке великие державы выделяли территории и позволяли создавать новые державы на основе принципа права на самоопределение. Все подобные переделы проходили после окончания трех крупнейших конфликтов - двух мировых войн и холодной войны. Однако лишь единожды - после окончания Первой мировой войны - подобные решения принимали коллективно все великие державы (Россия, где произошла большевистская революция, в этом процессе участвовала косвенно - она, например, предоставила независимость Финляндии). По мнению Готтлиба, большинство ныне имеющихся национальных и этнических конфликтов не могут быть разрешены путем перекройки государственных границ и выделения каждому народу своего собственного государства.

В мире насчитывается несколько десятков самопровозглашенных государств, которые, однако, международное сообщество не считает таковыми. В большинстве своем, это этнические анклавы, отколовшиеся от «материнских» стран. По данным Института изучения проблем самоопределения, действующего при Принстонском университете, самопровозглашенные государства обосновывают свои претензии на независимость по-разному. Как правило, они доказывают, что на данной территории исторически сложилась общность людей, объединенных религией, языком, культурой и пр., которые не видят своего будущего в составе иного государства. Особый вес подобные аргументы приобретают в случае, если на данной территории некогда существовало независимое государство. Однако стороны, выступающие против предоставления независимости, используют схожие доказательства. К примеру, противники независимости Палестины доказывают, что палестинского народа никогда не существовало, так же, как и одноименного государства.

Подобные дебаты возникают практически во всех случаях, когда речь заходит о признании или не признании нового государственного образования. Причиной этого является двусмысленность современного международного права. К примеру, в 1975 году хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе провозгласило принцип нерушимости государственных границ, образовавшихся после окончания Второй мировой войны. С другой стороны, конвенция ООН о гражданских и политических правах (вступила в силу в 1976 году) декларирует право наций на самоопределение. Международный суд также в 1975 году вынес вердикт, согласно которому право на самоопределение принадлежит не государствам, а отдельным гражданам. Известный специалист по международному праву Марк Веллер, сотрудник Кембриджского университета, называет этот парадокс «ловушкой самоопределения».

Карен Паркер, автор книги «Случай самоопределения», отмечает, что современное международное право не может однозначно ответить на вопрос: что необходимо сделать, чтобы создать новое государство. В ХХ веке, в результате краха колониальных империй, появился так называемый «декларативный» способ - то есть, некая территория просто объявляет о том, что она представляет собой независимое государство. Традиционный путь - так называемый «конституционный» - более сложный. Он декларирует, что для приобретения полноценного статуса самопровозглашенным государствам необходимо международное признание. Формальный акт дипломатического признания означает, что одно государство принимает независимый статус другого и полномочия его правительства.

Существует два типа официального признания: де-факто и де-юре. Признание де-факто (то есть, на основе существования данной структуры) имеет неофициальный характер, однако этого достаточно, чтобы оба государства могли установить дипломатические отношения, взаимно признавали паспорта и визы и пр. Признание де-юре (то есть, на основе существующих международных норм) предусматривает установление межгосударственных отношений в полном объеме. Иногда признание де-факто предшествует признанию де-юре. К примеру, Великобритания де-факто признала правительство большевиков легитимной властью России в 1921 году, а де-юре - лишь три года спустя.

Признание также необходимо, если власть в стране меняется необычным путем - например, в результате переворота, революции или внешнего вторжения. Правительство «Талибана», которое де-факто управляло большей частью территории Афганистана в 1996-2001 годы, признало лишь три государства мира, в то время как свергнутое им правительство, которое контролировало не более 12% территории страны, признавало легитимным более чем 70 государств.

В июне 1940 года советские войска заняли Латвию, Литву и Эстонию. Эти страны утратили свою государственность и были инкорпорированы в состав СССР в статусе союзных республик. США не признавали легитимность этих действий СССР и считали страны Балтии независимыми, но оккупированными государствами. Посольства этих республик продолжали действовать в Вашингтоне, несмотря на протесты Москвы.

Любопытно, что в состав США ныне входят ранее независимые страны. К примеру, Конфедерацию Штатов США, появившуюся в 1861 году и исчезнувшую после поражения в Гражданской войне, официально признало одно из карликовых германских государств. Республику Техас, существовавшую на политической карте мира в 1836-1845-е годы, признали пять стран. Некоторые индейские племена, и Гавайи также ранее являлись независимыми государствами, а ныне считаются народами, не имеющими своей государственности.

Для просмотра скрытых ссылок

В мире и сегодня существуют народы, в силу исторических причин не имеющие своей государственности. Некоторые из них могут обрести государство в обозримом будущем, другие на это даже не рассчитывают.

1
Палестинцы


Сегодня поселения палестинцев занимают компактную территорию внутри государства Израиль, хотя по мнению историков этот народ проживал здесь задолго до прихода евреев. Впрочем, даже соседние арабские страны отказывают палестинцам в национальной уникальности, называя их то египтянами, то саудовцами, то сирийцами. Последние генетические исследования указывают на высокое сходство генотипа палестинцев и евреев.
Официально государства Палестина не существует, хотя оно и было признано большинством стран членов ООН. США, Канада, Испания, Швеция, Норвегия и ряд других стран заявляют, что о создании Палестинского государства речь может идти только в случае прямых переговоров с Израилем, но тот пока не торопится с признанием суверенитета соседей. Более того Израиль осуществляет военный контроль большей части палестинских территорий, включая те, где власть официально принадлежит Палестинской национальной администрации.

2
Баски

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок


Баски - один из наиболее древних народов Европы. В частности генетики определили, что значительная часть испанцев, португальцев, французов, англичан и ирландцев имеют общие с современными басками корни.
В конце периода диктатуры Франко среди басков возникла подпольная организация Эускади Та Аскатасуна (Баскония и свобода), известная как ЭТА. Самым эффективным средством к признанию независимости члены ЭТА считают теракты и вооруженный шантаж. Региональное правительство басков от террористов решительно отмежевывается, но в то же время вдохновленное примером Косово все свои усилия направляет на создание собственной государственности.

3
Курды

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок


Ираноязычный народ курды в настоящее время проживает в этногеографической области Курдистан, охватывающей территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Всего, включая диаспоры, в мире живут около 38 млн. курдов. Интересно, что в качестве независимого государства Курдистан был признан мировым Арбитражным судом еще в 1920 году. Но политические реалии оказались для курдов не столь радужными – национальная автономия так и осталась на бумаге.
Сегодня среди курдов популярна идея создания «Большого Курдистана», но учитывая территориальные претензии сразу к четырем странам это не представляется возможным. А пока в непризнанном Курдистане работают собственные медиа-холдинги, в том числе десяток спутниковых телеканалов вещающих на курдском языке.

4
Цыгане

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок


Цыгане – этническая группа, проживающая преимущественно в Европе, хотя немалое количество цыган к сегодняшнему дню перебралось и на Американский континент. В мире насчитывается около 10 млн. цыган. Интересно, что согласно лингвистическим и генетическим исследованиям предки цыган покинули территорию Индии в количестве не превышающем 1000 человек.
Из-за мозаичности расселения цыган часто сравнивают с евреями, но в отличие от последних у них нет государственности и скорее всего не будет. В 1971 году в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, в ходе которого цыгане признали себя единой нетерриториальной нацией.

5
Тибетцы

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок


У тибетцев есть своя история, культура, язык, религия, но нет главного – государства. Место проживания тибетцев практически полностью расположено на территории Китая. Независимость Тибет утратил полностью в 1949 году, когда китайцы "освободили" тибетцев от империалистов.
Тибетское правительство действует и сейчас, но в изгнании – его штаб-квартира во главе с Лобсанг Сенге находится на севере Индии. У правительства есть и своя Конституция – Хартия тибетцев в изгнании. Далай-лама XIV отказавшись в 2011 году от политической власти сохранил за собой роль духовного лидера Тибета. Он заверил, что правительство в изгнании будет распущено, но после того, как Тибет вновь обретет свободу. Однако острые разногласия межу правительством Китая и Тибета не позволяют на это рассчитывать в ближайшем будущем.

6
Каталонцы

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок


Наряду с басками головной болью испанского правительства являются каталонцы. Народ с богатейшей культурой и традициями с каждым годом все громче заявляет о своей независимости от Испании. Нежелание Мадрида расставаться с Каталонией объясняется еще и тем, что последняя на сегодня один из крупнейших промышленных и портовых центров Королевства.
Каталонский сепаратизм в конечном итоге привел к планам проведения референдума, которые нарушил Конституционный Суд Испании. Вместо референдума 9 ноября 2014 года состоялся опрос о политическом будущем Каталонии, который не имел юридической силы. Тем не менее результаты опроса интересны: около 1,6 млн. человек из 2 млн. проголосовавших желают независимости провинции, однако низкая явка – в Каталонии правом голоса обладают 5,4 млн. человек – не позволяет в полной мере выяснить насколько каталонцы хотят отделения от Испании.

7
Сикхи

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок


Начало 1980-х годов в Индии было отмечено движением сикхских сепаратистов, которые вознамерились создать собственное государство – Халистан. Сикхи это достаточно многочисленный народ, насчитывающий свыше 20 млн. человек, придерживающийся своеобразной религии – сикхизма.
Несмотря на то, что в основе веры сикхов лежит уважение к любому живущему на Земле, экстремистские движения провели в индийских городах ряд крупных терактов, в одном из которых была убита Индира Ганди. А в 1986 году сепаратисты официально объявили о создании Халистана.
Индийские власти весьма жестко отвечали на любые действия сепаратистов и только со временем волны насилия удалось снизить. Сейчас индийское правительство дало сикхам ряд прав и свобод, а также разрешило религиозную автономию. Но не более того.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!