Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Причины возникновения союзов по экономическим интересам. Экономические союзы, экономические блоки

Международные организации - одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Возникают они на основании соглашения между участниками. Деятельность международных организаций регламентируется уставом, эффективность их зависит от степени согласованности между государствами. Главными целями и задачами всех международных организаций являются создание конструктивной многосторонней базы международного сотрудничества, установление глобальных и региональных зон мирного сосуществования. Ныне в мире существует огромное количество разнообразных блоков и союзов стран, которые можно объединить в три группы: политические, экономические и смешанные.

Основная цель деятельности политических блоков - сотрудничество стран-участниц в политической и военной сферах, участие в создании системы коллективной обороны, сотрудничество относительно поддержки мира и безопасности на их территориях и вообще в мире, координация усилий для решения военно-политических и правовых проблем.

Организация Североатлантического договора - НАТО - военно-политический союз 18 стран, созданный 04.05.1949 г. в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии; в 1952 г. к нему присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания. В 1966 г. из военной структуры вышла Франция, в 1983 г. - Испания, а в 1999 г. вошли Чехия, Польша и Венгрия.

Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; общие действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-участников; обеспечения справедливого порядка в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека. Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Межпарламентский союз. Международная правительственная организация, которая объединяет национальные парламентские группы. Создан в 1889 г. Цель - объединение парламентеров всех стран для укрепления мира и сотрудничества между государствами. Штаб-квартира - Женева (Швейцария).

Организация Африканского единства - ОАЕ . Создана 26.05.1963 г. на конференции глав государств и правительств африканских стран в Аддис-Абебе. Состав (52 страны Африки. Цель: содействие единства и солидарности между странами Африки, интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни; защита суверенитета, территориальной целостности и независимости; ликвидация всех форм колониализма; согласования сотрудничества в сферах политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры. Штаб-квартира - Аддис-Абеба (Эфиопия).


АНЗЮС . Пятисторонний блок Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура. Цель - содействие коллективной обороны в Тихоокеанском регионе. Постоянной штаб-квартиры нет.

Организация Американских государств - ОАГ . Военно-политический союз, созданный в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, которая приняла Устав ОАГ. Состав (35 стран. Цель: поддержка мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками; организация общих действий для отпора агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц. Штаб-квартира - Вашингтон (США).

Усиления интеграционных процессов в мировой экономике укрепило статус экономических союзов и группировок стран, ставящих целью содействие экономическому развитию стран-участниц, повышению уровня жизни их населения и защиты экономических интересов этих государств на мировой арене.

Амазонский пакт - торгово-экономический блок, созданный на основе Договора о сотрудничестве в Амазонии, приобрел силу в 1980 г. Состав (8 стран. Цель: ускоренное общее освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна Амазонии, защита ее от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры. Штаб-квартира - Лима (Перу).

Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР - сформировалась в 1961 г. как наследница Организации европейского экономического сотрудничества, образованной с целью оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы (план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами - получателями этой помощи. Состав (25 стран). Цель : вклад в развитие мировой экономики с помощью обеспечения оптимального экономического роста, повышения занятости и уровня жизни, сохранение финансовой стабильности государств-участников; содействие экономическому и социальному благосостоянию путем координации политики государств-участников; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам. Штаб-квартира - Париж (Франция).

Союз Арабского Магриба - САМ - создан в 1989 г. В состав вошли 5 стран: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Цель : содействие успешному решению вопросов экономического развития, обеспечение высокой конкурентоспособности товаров стран региона на рынках мира. Штаб-квартира - Рабат (Марокко).

Ассоциация Карибских государств - АКГ - основана представителями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 г. В состав вошли 24 страны. Цель : содействие экономической интеграции стран Карибского бассейна. Штаб-квартира - Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго).

Андский пакт - АП - торгово-экономический союз, образованный в 1969 г. Боливией, Колумбией, Чили, Перу, Эквадором, Венесуэлой. В 1976 г. из состава вышли Чили. С 1969 г. ассоциированным членом является Панама. Цель : либерализация региональной торговли и введение единых внешних тарифов; создание общего рынка; координация экономической политики относительно иностранного капитала; развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры с помощью общих программ; мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов; сбалансирование экономического влияния Бразилии, Аргентины и Мексики. Штаб-квартира - Лима (Перу).

Вышеградская четверка сформирована в 1991 г. Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией. Цель - ликвидация ограниченийи таможенных границ в торговле между членами четверки. Постоянной штаб-квартиры нет.

Европейская Ассоциация свободной торговли - ЕАСТ - создана в 1960 г. В состав вошли 9 стран. Цель - самостоятельная экономическая политика; беспошлинная торговля среди стран-участниц при сохранении ими самостоятельных тарифов по отношению других стран. Штаб-квартира - Женева (Швейцария).

Латиноамериканская ассоциация интеграции - ЛААИ - образована на основе Договора Монтевидео ІІ, подписанного странами-участницами, который приобрел силу в 1981 г. В состав вошли 11 стран. Цель - создание единого Латиноамериканского рынка. В границах ЛААИ сохраняются субрегиональные группы: Договор бассейна г. Ла-Плата (1969 г.), Картахенское соглашение (1969), Договор о сотрудничестве стран Амазонской зоны (1978). Штаб-квартира - Монтевидео (Уругвай).

Ла-Платская группа - торгово-экономический союз, образованный на основе Договора об экономической интеграции и общем освоении бассейна реки Ла-Платы в 1969 г. В состав вошли 5 стран: Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Цель: общее экономическое развитие, использование и охрана ресурсов бассейна Ла-Платы. В 1986 г. между Аргентиной и Бразилией была подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества - „акт интеграции”, к которой присоединился Уругвай, а в 1991 г. - Парагвай. Штаб-квартира - Буэнос-Айрес (Аргентина).

Организация стран-экспортеров нефти - ОПЕК - организована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав принят в 1965 г., со временем испытал многоразовые изменения. Состав (12 стран): Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Индонезия, Ливия, Алжир, Нигерия, ОАЭ, Габон. Цель : координация и унификация нефтяной политики государств-участников; определение наиболее эффективных средств защиты их интересов; поиск средств обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках; охрана окружающей среды. Контролирует до 50% мировой торговли нефтью. Штаб-квартира - Вена (Австрия).

Североамериканская ассоциация свободной торговли - НАФТА - соглашение о создании было подписано 17 декабря 1992 г. в Вашингтоне, приобрела силу 1 января 1994 г. Состав : США, Канада, Мексика. Цель: создание зоны свободной торговли в Северной Америке на протяжении 15 лет; предполагаются меры по либерализации движения товаров, услуг, капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В перспективе - объединение всех американских государств (подобно к ЕС в Европе). Постоянной штаб-квартиры нет.

Черноморский район экономического сотрудничества - ЧРЕС - создан в 1990-1992 гг. В состав вошли 11 стран: Украина, Россия, Греция, Турция, Албания, Румыния, Болгария, Азербайджан, Грузия, Молдова, Армения. Цель: создание режима свободного перемещения товаров, услуг и капитала с целью расширения производственной кооперации и общего предпринимательства; расширение экономических связей в Азово-Черноморском регионе и близлежащих территориях. Предусматривает общие проекты в сфере транспорта, телевидения, энергетики, экологии, науки и техники, сельского хозяйства, пищевой промышленности, создание СЭЗ. Возможное место штаб-квартиры Главного исполнительного комитета - Стамбул (Турция).

БЕНИЛЮКС - экономический союз, созданный на базе таможенного союза. Договор об учреждении подписан в 1958 г. сроком на 50 лет, начал действовать в 1960 г. Состав : Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС - создано по инициативе Австралии в 1989 г. в количестве 12 стран. В 2001 г. насчитывало 21 страну. В состав вошли: Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, США, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Китай, Сянган, Тайвань, Россия, Вьетнам, Перу. Цель : создание АТЭС; смягчение взаимных торговых барьеров; обмен услугами и инвестициями; распространение сотрудничества в сфере торговли, охраны окружающей среды и т.п. До 2010 г. планируется создание Зоны свободной торговли АТЭС. Постоянной штаб-квартиры нет.

К смешанным блокам принадлежат интеграционные группировки стран, целью которых является сотрудничество в нескольких сферах. Направление сотрудничества определяется целями создания организации.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН - политико-экономический союз, созданный в 1967 г. в Бангкоке. В составе 9 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. В 2005 году на очередном саммите присутствовал Президент России Путин В.В. Цель: содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе; ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе с помощью общих действий по принципу равноправия и партнерства; сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговли, транспорте, связи с целью повышения уровня жизни населения; укрепление мира и стабильности и т.п. Штаб-квартира - Джакарта (Индонезия).

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии - СААРС - политико-экономический союз, созданный в 1985 г. в Дакке. Состав (7 стран): Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивская Республика. Цель : ускорение экономического, социального и культурного развития стран-участниц, установление мира и стабильности в регионе. В 1987 г. в Дели были подписаны договор о создании регионального продовольственного фонда и конвенция по борьбе с терроризмом. Штаб-квартира - Катманду (Непал).

Карибское сообщество - КАРИКОМ - политическая и экономическая организация по сотрудничеству в сферах торговли, кредита, валютных отношений, координации экономической и внешней политики, создание общих объектов. Создана в 1973 г. на основе Договора в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго). В состав вошли 13 стран. Цель : политическое и экономическое сотрудничество; координация внешней политики; экономическое сближение общего таможенного режима; координация политики в сферах валюты и кредита, инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговли; сотрудничество в областях образования и здравоохранения. Штаб-квартира - Джорджтаун (Гайана).

Лига Арабских государств - ЛАГ - создана в 1945 г. в Каире на основе пакта Арабской лиги. Состав (21 страна). Цель: укрепление связей между государствами-участниками в разнообразных областях (экономика, финансы, транспорт, культура, здравоохранение); координация действий государств-участников для защиты национальной безопасности, обеспечение независимости и суверенитета; запрет использования силы для урегулирования споров. Отношения базируются на принципах уважения к существующим в других странах режимам и отказ от попыток их изменения. Штаб-квартира - Каир (Египет).

Организация „Исламская конференция” - ОИК - создана в 1971 г. на конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Раббате (Марокко). Состав (50 стран. Цель : содействие укреплению мусульманской солидарности; охрана святых мест; поддержка борьбы всех мусульман за обеспечение независимости и национальных прав; поддержка борьбы палестинского народа; сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других сферах жизни. Штаб-квартира - Джидда (Саудовская Аравия).

Содружество наций - добровольная ассоциация независимых государств, символом которой является британский монарх, признанный главой Содружества. Создано в 1947 г. Состав (51 страна). Цель : регулярные консультации стран по вопросам экономики, финансов, науки, образования, военной сферы; содействие благосостоянию народов. На встречах глав государств и правительств государств-участников Содружества обсуждаются международное положение, вопросы регионального развития, социально-экономическое положение, вопросы культуры, а также специальные программы Содружества. Штаб-квартира - Лондон (Великобритания).

Содружество Независимых Государств - СНГ - политико-экономический союз, созданный по соглашению от 8 декабря 1991 г. Состав (12 стран): Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Место пребывания Исполнительного Секретариата - г. Минск (Беларусь). Бюджет СНГ формируется из равных взносов государств-участников. Цель: формирование условий стабильного развития стран в интересах повышения жизненного уровня населения; поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйственных субъектов; общее осуществление экономических проектов; решение экономических проблем; политическое, военное, экономическое и культурное сотрудничество стран-участниц. Штаб-квартира - Минск (Беларусь).

Организация Объединенных Наций - ООН - создана 24 октября 1945 г., на 2002 г. насчитывала 190 членов. Наблюдатели ООН: Ватикан, Палестина, Организация Африканского Единства, Европейский Союз, Организация „Исламская конференция”, Международный комитет Красного Креста и т.п.. Официально не входит в ООН одна страна - Ватикан. Цель : поддержка и укрепление международной безопасности; развитие отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения; международное сотрудничество по решению мировых проблем политического, экономического, социального, культурного характера; поощрение уважения к правам человека; преобразование ООН в центр согласования усилий наций и народов относительно достижения общих целей. Штаб-квартира - Нью-Йорк (США).

Основные подразделы ООН следующие: Генеральная Ассамблея (ГА) - главный орган ООН, который объединяет всех ее членов (по принципу „одно государство - один голос”). Совет Безопасности (СБ) - единый орган ООН, который может принимать решения, обязательные для членов ООН. Экономический и социальный совет (ЕКОСОР) - отвечает за экономическое и социальное сотрудничество и решает задачи, связанные с реализацией рекомендаций ГА (исследования, доклады и т.п.). Координирует деятельность специализированных учреждений ООН. Совет поопеке - состоит из постоянных членов Совета Безопасности и решает вопросы опеки США над некоторыми островами Микронезии.

Международный суд - главный судебный и юридический орган ООН. Создан в 1945 г., местонахождение - Гаага (Нидерланды). Суд решает споры только между государствами. Секретариат ООН - состоит из Генерального секретаря (избирается на 5 лет) и назначаемого им персонала, который отвечает за выполнение текущей работы ООН. Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем и отвечает за деятельность ООН в сфере прав человека. Официальные языки ООН - английский, испанский, китайский, русский, французский.

К специализированным подразделам ООН относятся: МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии (штаб-квартира - Вена); ВМО - Всемирная метрологическая организация (Женева); ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения (Женева) ; ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности (защищает авторское права в любых сферах - Женева ); ВПС - Всемирный почтовый союз (Берн ); ММО - Международная морская организация (безопасность на море и охрана океанов - Лондон ); ИКАО - Международная организация гражданской авиации (Монреаль ); МОТ - Международная организация труда (Женева ); МБРР - Международный банк реконструкции и развития; МВФ ; МСЭ - Международный союз электросвязи (радио, телефон, телеграф - Женева) ; ИФАД - Международный фонд сельскохозяйственного развития - Рим ; ЮНЕСКО - Организация ООН по вопросам образования, науки, культуры - Париж;ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - Рим.

Международная интеграция - это объединения на уровне стран, связанных узами экономического сотрудничества. Результатом интеграционных процессов является проведение общей экономической политики по отношению к третьим странам, создание общих хозяйственных объектов.

Интеграция - мощный инструмент ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Наибольшее распространение получила региональная интеграция; на повестке дня XXI в. стоит вопрос о глобальной интеграции - слиянии региональных объединений.

Для того чтобы интеграционное объединение успешно работало, необходимо сочетание нескольких объективных и субъективных факторов. В первую очередь, это экономические факторы: страны, в нее входящие, должны иметь одинаково высокий уровень социально-экономического развития и высокие темпы прироста ВВП (опыт показывает, что интеграция по типу «и встретились два бедных…» обречена на неудачу). Такие политические факторы, как желание руководства стран и их готовность создавать необходимые для функционирования интеграционного объединения наднациональные структуры, а также географическая близость и культурно-историческая общность стран, также имеют большое значение.

Стадии экономической интеграции. Виды межгосударственных объединений различаются степенью интеграции национальных рынков, уровнем интенсивности хозяйственных связей, степенью согласованности экономической политики в отношении третьих стран. Старт развитию любому интеграционному объединению дают межгосударственные торговые соглашения, число которых в последние десятилетия стремительно растет.

Широко распространены преференциальные соглашения. Их заключают страны, договариваясь о взаимном снижении или отмене таможенных пошлин на ввозимые товары. При этом торговые отношения и пошлины в отношении с третьими остаются прежними. Например, в такую зону входили все члены Содружества (Британского) наций.

По степени усиления взаимозависимости выделяются следующие виды интеграционных межгосударственных объединений.

1. Зона свободной торговли предполагает устранение тарифных и количественных ограничений на товарооборот между странами (например, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканская зона свободной торговли - НАФТА, Латиноамериканская интеграция), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АРЕС - Asia - Pacific Economic Cooperation).

2. Таможенный союз , кроме мероприятий зоны свободной торговли (отмену пошлин и количественных ограничений на взаимную торговлю), предусматривает унификацию тарифов в торговле с третьими странами. Для функционирования таможенного союза создается межгосударственный совет на уровне министров и секретариат.

3. Общий рынок. Его создание предполагает все преимущества таможенного союза плюс свободное передвижение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг. Регулярно проводятся встречи глав государств, руководителей министерств, работает постоянно действующий секретариат.

4. Экономический союз. Страны, подписавшие соглашение об экономической союзе, соглашаются на согласованную социальную, региональную, бюджетную политику, общую торговую политику. Работает межгосударственный орган с функцией наднационального регулирования.

5. Полная (экономическая и политическая) интеграция становится возможной, когда к экономическим мерам добавляются меры политические - создаются надгосударственные органы управления, изменяется функция государственных границ. Эффективно работают надгосударственные органы управления - выбранный парламент, органы управления экономикой, создается конституция.

Практически каждая страна мира принимает участие в той или иной интеграционной экономической группировке. Названия интеграционных объединений, как правило, не отражают реальную стадию интегрированности экономик, а указывают на те цели интеграции, которые были поставлены при создании. Часто бывает, что группировка, называющая себя экономическим союзом, на практике занимается ликвидацией таможенных тарифов (т. е. находится на первой стадии интеграции) или существует только в подписанных документах о его организации.

Среди множества существующих на сегодняшний день международных интеграционных объединений к созданию реального экономического и политического союза непосредственно подошло лишь Европейское Сообщество (ЕС) - союз наиболее развитых стран Западной Европы.

Экономическая интеграция в Европе после Второй мировой войны была вызвана необходимостью развития европейской экономики от американского рынка, без таможенной защиты от которого не могли успешно развиваться пионерные отрасли того времени - автомобилестроение и авиационная промышленность. Европейская интеграция началась с 1950-х гг., когда было подписано соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), контролирующего каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембург.

В 1957 г. страны ЕОУС подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатома). В конце 60-х гг. в результате объединения трех организаций - ЕОУС, Евроатома, ЕЭС - была создана новая интеграционная группировка - Европейское Сообщество . Договор предусматривал постепенную отмену таможенных ограничений и установление общей торговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного передвижения капиталов, товаров и рабочей силы, разработку и осуществление общей политики в области сельского хозяйства, создание валютного и политического союза.

Новый этап в углублении европейской экономической интеграции относится к началу 1990-х гг. В 1992 г. были подписаны Маастрихтские соглашения (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающие создание подлинного Европейского Союза - экономического, валютного и финансового - и введение единого общеевропейского гражданства.

С 1 ноября 1993 г., после ратификации соглашений всеми двенадцатью странами-участницами, Европейский экономический союз переименован в Европейский союз.

В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании единого европейского экономического пространства.

В 1995 г. к ЕС присоединились еще 3 страны - Австрия, Швеция, Финляндия. Планировавшееся вступление Норвегии было заблокировано результатами референдума в стране: граждане высказались против вступления страны в ЕС.

Экономическим результатом интеграции стало снижение издержек производства в среднем на 7%, в банковском деле, страховании и транспорте - на 15-20%.

С 1 января 1999 г. введена для безналичных расчетов единая валютная единица ЕС - евро. В 2002 г. евро было введено для наличных расчетов. Эта денежная единица использовалась для взаиморасчетов между 13 странами членами ЕС Бельгия, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия. В 2007 г. в зону евро вошла Словения.

Страны, вступившие в ЕС в течение почти 10 лет, участвовали в программе по подготовке к вступлению в Союз, поскольку резко отстают от среднего по ЕС уровня ВВП на душу населения.

Совокупный ВВП десяти стран Центральной и Восточной Европы составляет только 13% от уровня ЕС, уровень жизни в них менее 50% от среднего по ЕС, что ниже, чем в самых отсталых районах Испании, Португалии и Греции.

Членство в ЕС дает вновь вступившим странам дополнительные возможности развития экономики: финансовые инвестиции, помощь отсталым районам, обеспечивает доступ национальной продукции на рынки ЕС. Кандидатами на вступление в ЕС остаются 3 страны - Хорватия, Македония и Турция.

Сегодня ЕС - один из ведущих центров современного мира, крупнейший мировой экспортер и импортер капитала. К началу XXI в. в 27 странах - членах ЕС проживало 490 млн. человек, доля ЕС в мировом ВВП составляла 20%, в мировом экспорте - 42%.

Экономическая интеграция в Америке. В Северной и Латинской Америке существует несколько десятков интеграционных объединений. Самой влиятельной считается НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли.

Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA-North American Free Trade Area ) в составе США, Канады и Мексики вступило в силу с 1 января 1994 г. Соглашение предполагало поэтапное снятие тарифных ограничений на торговлю товарами легкой промышленности машинами и запасными частями, а также на всю номенклатуру продукции аграрного сектора. Это способствовало росту объемов взаимной торговли.

Подписание соглашения закрепило существующие тенденции торговых отношений между этими странами: за 1990-2005 гг. торговый оборот между США и Канадой увеличился в 3 раза, а между США и Мексикой - в 4,5 раза.

Ожидается, что создание зоны свободной торговли будет способствовать движению факторов производства: капиталы из более развитых стран-частниц соглашения (США и Канады) будут мигрировать в Мексику, особенно в трудоемкие отрасли (текстильную промышленность и производство игрушек). Это должно привести к росту занятости в Мексике (и, соответственно, предотвращению нелегальной миграции из стран Латинской Америки через Мексику в США). Считается, что экономика Мексики в наибольшей степени выиграет от участия в НАФТА за счет роста поступлений иностранного капитала. Приняты общие для НАФТА законы по окружающей среде и охране труда. Однако до сих пор мексиканцам не разрешается осуществлять грузоперевозки по территории США и Канады, США борется мексиканской иммиграцией.

Зона приграничного сотрудничества США-Мексика создавалась для сдерживания нелегальных трудовых мигрантов из Латинской Америки в США. Предприятия, принадлежащие преимущественно американскому капиталу и использующие дешевую рабочую силу, созданы в мексиканских городах Тихуана, Мехикали, Сьюдад-Хуарес, в которых «оседают» трудовые мигранты из центральных районов страны. В начале XXI в. в этой узкой приграничной полосе производилось почти 2/3 стоимости продукции обрабатывающей промышленности Мексики.

С другой стороны, рост экспорта из США на открытые рынки Канады и Мексики потребует создания новых рабочих мест высокотехнологических отраслях, в банковском деле и сфере услуг.

Зона свободной торговли между Мексикой и ЕС была создана конце 1999 г. Таким образом, ЕС получает новый «прямой маршрут» на рынок США, доступ на который закрыт протекционистскими пошлинами. Соглашение о снятии торговых барьеров предполагает снижение на 82% сборов на импорт промышленной продукции из Мексики в ЕС, и на 45% - из ЕС в Мексику, с 20 до 3% снизятся пошлины на европейские автомобили.

Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) - крупнейший и наиболее динамично развивающийся союз Латинской Америки. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (270 млн. человек, 2/3 ВВП Латинской Америки, почти 1/3 внешнеторгового оборота). Договор (1991 г.) предусматривает отмену торговых и иных пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле, единый таможенный тариф, координацию промышленной, сельскохозяйственной и финансовой политики. В 1994 г. принята программа создания таможенного союза: 85% взаимного торгового оборота будет освобождено от тарифных барьеров. Созданы наднациональные органы управления.

НАФТА и МЕРКОСУР могут положить начало всеамериканской зоне свободной торговли от Аляски до Огненной Земли.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Решение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято в 1991 г., В него вошли 12 республик бывшего СССР, за исключением стран Балтии. Сложности интеграции связаны с рядом факторов - нежеланием политического руководства стран возврата к эпохи СССР их стремлением к самостоятельности, сложным социально-экономическим положением стран.

В 1990-е гг. была создана система органов управления Содружеством, заключены соглашения между странами-членами по развитию внутрирегионального сотрудничества. Однако значительная часть принятых решений осталась невыполненной.

Неудачи интеграции СНГ заставили государства обратиться к региональной интеграции. В конце ХХ в. на постсоветстком пространстве были созданы следующие интеграционные объединения:

ГУАМ образована в октябре 1997 г. Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (Узбекистан был в составе организации в 1999-2005 гг.). Создавалась с целью создания зоны свободной торговли и совместного использования транзитного коридора Туркменистан - Каспийское море - Азербайджан - Грузия - Черное море - Румыния и Болгария и строительства трансевразийского нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (Турция).

ЕврАзЭС (Евразийские экономическое сообщество) в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана) создано в 2000 г. с перспективой создания таможенного союза к 2011 г.

Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России был ратифицирован в 2000 г. Были созданы наднациональные органы управления - Высший Государственный Совет (высший орган Союзного государства), Парламент (представительный и законодательный орган), Совет Министров (исполнительный орган), Постоянный Комитет (координирующий орган), Суд, Счетная палата, отраслевые и функциональные органы. Однако реальная интеграция сдерживается разногласиями по поводу цен на поставки энергоресурсов и политическими факторами.

ЦАЭС (Центрально-Азиатское экономическое сообщество) в составе Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана образовано в 2002 г.; в 2004 г. к ЦАЭС присоединилась РФ. Одной из важнейших целей организации является создание общего рынка.

Интеграция в развивающихся регионах , как правило, не выходит за рамки создания зон свободной торговли.

Здесь наибольшее распространение получили торговые и товарные организации (Азиатское кокосовое сообщество, Международная организация по кофе, Азиатский фонд торговли рисом, ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти), контролирующие мировые цены и квоты производства на определенный вид продукции; организации по совместному освоению или эксплуатации месторождений полезных ископаемых или территорий (Организация по развитию нижнего течения реки Меконг, Организация по развитию реки Сенегал и т. д.). Функционирование общеэкономических организаций, таких, как, например, Арабский общий рынок, АСЕАН, ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки), в соответствии с поставленными задачами часто затрудняется однотипностью хозяйственных структур, низким общим хозяйственным уровнем развития и политической нестабильностью и военными конфликтами между странами - членами интеграции.



Этапы развития интеграционных группировок. Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней (Табл. 1):

зона свободной торговли,

таможенный союз,

общий рынок,

экономический союз и

политический союз.

На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

Таблица 1. СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Ступени

Сущность

Примеры

1. Зона свободной торговли

Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки

ЕЭС в 1958–1968 ЕАСТ с 1960 НАФТА с 1988 МЕРКОСУР с 1991

2. Таможенный союз

Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран

ЕЭС в 1968–1986 МЕРКОСУР с 1996

3. Общий рынок

Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки

ЕЭС в 1987–1992

4. Экономический союз

Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте

5. Политический союз

Проведение единой внешней политики

Пока примеров нет

Сначала создается зона свободной торговли – снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры (так было в НАФТА: сначала – договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Большинство существующих экономических интеграционных союзов находятся именно на этом начальном этапе.

После завершения создания зоны свободной торговли участники интеграционного блока переходят к таможенному союзу. Теперь уже унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика – участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Например, если тариф на американские автомобили во Франции высок, а в Германии низок, то американские автомобили могут «завоевать» Францию – сначала их продадут в Германию, а затем, благодаря отсутствию внутренних пошлин, легко перепродадут во Францию. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Первые таможенные союзы появились еще в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834–1871 ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации – постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Теперь к минимизации внутренних пошлин добавляется устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства – инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Общий рынок создан в ЕС; НАФТА приближается к нему.

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства мало свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого внутрирегионального рынка экономически объединившихся стран. Данную ступень интеграции принято называть экономическим союзом . На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента в ЕС), способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока. До этого уровня экономической интеграции дошел пока только ЕС.

По мере развития экономического союза в странах могут сложиться предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза . Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание нового крупного федеративного государства. Пока нет ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития, но ближе всего к нему подошел ЕС, который иногда называют «Соединенными Штатами Европы».

5. Основные международные экономические организации.

Международные экономические организации - система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники.

Международные экономические организации создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц.

ГАТТ

генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт ) - международная экономическая организация, регулировавшая в 1948–1994 правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

Таким образом, ГАТТ было задумано как чисто временная договоренность до создания ОМТ, но поскольку ОМТ так и не удалось создать, тоГАТТ оставалось единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированнаяВсемирная торговая организация (ВТО) в 1995.

С 1948 по 1994 именно ГАТТ выступало главным регулятором правил международной торговли для большинства стран мира, хотя в течение этих 47 лет оно имело статус лишь временно действующего соглашения и организации.

World Trade Organization (WTO)

Всемирная торговая организация - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ). Статьи соглашения об учреждении Международного валютного фонда (Устав МВФ) были выработаны на Конференции ООН по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 в Бреттон-Вудсе (шт. Нью-Гемпшир). Основная задача Фонда – создание валютных резервов, из которых правительства стран-членов МВФ могут заимствовать средства для преодоления временных нарушений платежного баланса и предотвращения диспропорций в мировой экономике.

На 15 февраля 1999 членами МВФ являлись 182 государства, т.е. большинство стран мира. За рамками Фонда долго оставалась Швейцария, однако в 1992 и она вступила в МВФ. В начале 1990-х годов его членами стали большинство бывших социалистических стран, а также Китай и Вьетнам. Руководство МВФ осуществляется Советом управляющих, в состав которого входят по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны-члена организации. Административные функции и повседневное управление возложены на директора-распорядителя и совет исполнительных директоров. По традиции директор-распорядитель является гражданином одной из европейских стран. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.

Международный банк реконструкции и развития

Цель деятельности Международного банка реконструкции и развития заключается в том, чтобы сократить бедность в странах со средними доходами и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию, предоставляя займы, гарантии и принимая другие меры, не связанные с кредитованием, в том числе проводя аналитические исследования и оказывая консультативные услуги. МБРР не стремится к получению максимально высокой прибыли, однако ежегодно, начиная с 1948 года, получает чистый доход. Прибыль Банка используется для финансирования деятельности по нескольким направлениям процесса развития и обеспечения финансовой стабильности, позволяющей странам-клиентам занимать средства на рынках капитала под низкий процент и на выгодных условиях. МБРР принадлежит его странам-членам, каждая из которых имеет право голоса пропорционально размеру отчисляемых взносов в капитал организации, который, в свою очередь зависит от уровня экономического развития каждой из стран.

Краткая информация:

Основан в 1945 году. 184 члена Общая сумма кредитов, выданная МБРР за все время существования организации: 371 млрд долл. США. Сумма кредитов в 2002 финансовом году: 11,5 млрд долл. США (96 новых операций в 40 странах).

Экономический союз - один из видов экономической интеграции государств, имеющий следующие признаки :

· отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран (см. Таможенный союз),

· наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть финансового и человеческого капитала (см. Общий рынок),

· наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.

Типы:

По степени взаимодействия стран различаются несколько типов торгово-экономических блоков.

Преференциальный торговый клуб;

Зона свободной торговли;

Таможенный союз;

Общий рынок;

Экономический союз (полный экономический союз)

Полная экономическая интеграция (полностью интегрированная группировка).

Преференциальный торговый клуб (объединение). Две или более стран образуют преференциальный торговый клуб, если они сокращают пошлины на импорт всех товаров для каждого из участников клуба, сохраняя свои первоначальные тарифы для всего остального мира.

Зона свободной торговли: «группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли… практически для всей торговли между составными территориями зоны в отношении товаров, происходящих из этих территорий»

Таможенный союз: «замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией, таким образом, чтобы: пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли… были бы отменены в отношении практически всей торговли между составляющими территориями союза, или, по крайней мере в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий. ТС представляет собой достаточно логически завершенную форму экономической интеграции, но сам таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого порождает переход к более развитым формам экономической интеграции, по существу одни и те же пошлины и другие меры по регулированию торговли применялись бы каждым из членов союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз»



Общий рынок: представляет собой разновидность ТЭС, в рамках которого, наряду с сохранением условий функционирования таможенного союза, обеспечивается свободное движение факторов производства (капитала, рабочей силы). Полной реализации этого препятствуют различия в экономической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок

Экономический союз: представляет собой разновидность ТЭС, в рамках которого, наряду с сохранением условий функционирования общего рынка, обеспечивается определенная координация экономической политики стран-членов.

Полностью интегрированная группировка: представляет собой разновидность ТЭС, в рамках которого, наряду с сохранением условий функционирования менее сложных типов союзов, обеспечивается унификация экономической политики стран-членов.

38 Возможности экономической интеграции на постсоветском пространстве

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным.

Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и в первую очередь в областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства. В дальнейшем, усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших реалий.

Россия - естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

Разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

Длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах. Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения, в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи; технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами - членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное - со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран - членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду Абхазии.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоединения других стран.

Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей подготовки персонала и т.д. создавали хорошие возможности для взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню часто не соответствует требованиям мировых рынков, но торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и технический уровень продукции легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с другой стороны, регионализация означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран - членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран и многих других как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития экономики и системных реформ, политики руководства в России - естественного интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.


В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных торгово-экономических организаций с широким, средним и узким составом участников. Основную роль в формировании мировых торговых потоков играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций.
ВТО/ГАТТ
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО - это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Оно было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. Сложившееся на основе этого Соглашения международное учреждение (также называвшееся ГАТТ) более 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным органом, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением упомянутого Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рас сматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовые основ международных торговых отношений.
Важная особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ, это возможность его совершенствования, развития правовых норм Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) инкорпорирован в механизм созданной (несколько лет назад) на его основе Всемирной торговой организации (ВТО). Основная цель - содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.
ЮНКТАД
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Ее членами являются 186 государств, включая Россию. Местопребывание ЮНКТАД - Женева (Швейцария).
Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства - члена ООН, специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. Ее основные задачи: поощрять международную торговлю, прежде всего между развитыми и развивающимися странами; разрабатывать рекомендации по вопросам развития международных экономических отношений; служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития; содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле.
С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.
МТО
Международная таможенная организация (МТО) учреждена в 1952 г. как Совет таможенного сотрудничества (СТС). В настоящее время она объединяет 139 государств, в том числе почти нес бывшие республики СССР.
Главная задача организации - разработка и распространение единых таможенных «правил игры» с целью ускорения мирового товарооборота, унификация и облегчение перемещения товаров и физических лиц через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальный функций таможни. В лих целях большое значение придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации таможенной службы.
МТП
Международная торговая палата (МТП) была основана как неправительственная организация в 1919 г. Это наиболее авторитетная в мире организация частного предпринимательства, объединяющая свыше 6 тыс. компаний, 1,5 тыс. национальных союзов предпринимателей 110 развивающихся и развитых стран, имеющая зарубежные представительства более чем в 50 странах. Местопребывание - Париж (Франция).
В своей деятельности МПТ преследует следующие основные цели:
содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и открытых рынков, свободного движения капиталов;
принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
защита системы частного предпринимательства.

  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных торгово -экономических организаций с широким, средним и узким составом участников.


  • Международные торгово -экономические союзы торгово -экономических организаций.


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций. Глобальные проблемы мирового хозяйства.


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций... подробнее ».


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций... подробнее ».


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций... подробнее ».


  • В своем развитии международная экономическая интеграция проходит ряд этапов. В настоящее время выделяют пять таких последовательных ступеней: зона свободной торговли ; таможенный союз ; единый рынок; экономический союз ; экономический и валютный союз .


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций... подробнее ».


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций... подробнее ».


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций... подробнее ».

Найдено похожих страниц:10


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!