Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Коренной житель азербайджана. Народности и этнические группы на территории современного азербайджана

Очень молодая нация, еще недавно сами ее представители не знали, как себя называть и кто они такие. Называли себя, как попало. При сов.власти - «бакинцами». Формирование азербайджанской нации произошло при советской власти, она взяла на себя такую задачу. Но в 1926 году народ еще записывали «тюрками», и уже в 1939 году - азербайджанцами.

(Таких типажей сейчас нет)

Характерно низкое осознание собственной этнической принадлежности и государственности. Только Гейдар Алиев (отец), можно сказать, стал создателем нации в полном смысле этого слова. Его сын Ильхам продолжил дело отца. Работа у него тяжелая, потому что весьма низкий технологический и общий уровень культуры народа (всё это накладывается на современное бескультурье). Исторически в этих краях не только не знали, как себя называть, но и не стремились что-либо знать и узнать, напр., о существовании атмосферного давления, других физических законов. Здесь не было лейденской банки, яблоко Ньютона не падало, магдебургские полушария не разрывали.

Я и сейчас спрашивал у абитуриентов и др. молодых людей, что такое число «пи», каков радиус Земли, ее окружность, что такое статическое электричество, что такое коэффициент трения, какова ширина/длина/глубина Каспийского моря и т.д. - ни на один вопрос никто не ответил!

Стилистическая отсталость. Одеты, как в униформы, все парни все, как один, в джинсах и белых рубашках. О девушках и женщинах писать лучше вообще воздержусь. Внешне все не очень , скажем так. Не итальянцы. Очень много людей с плохими фигурами, женщины очень рано становятся бесформенными. И мужчины тоже. Зубы плохие с 25 лет, вставляют золотые. Очки не носят, т.к. не нуждаются в них. Знакомятся через социальные сети, живых знакомств нет. У мужчин глаза не загораются при виде какой-либо женщины, как это было когда-то. Мимика слабо развита, выражает только грубые и простые эмоции. Простодушны. Преобладает конкретное мышление. Нет романтиков, нет философов.


Телевизионное шоу.

Но при всём этом, в целом, Азербайджан добился большего, чем ему полагалось бы своим местоположением. Благодаря прирордным богатствам и благодаря правителю-европейцу во главе страны. Тоже достижение!

Страна выглядит прилично, ее не стыдно показать. И вообще преобладает порядок - это на взгляд стороннего наблюдателя (меня). Не видел ни разу ничего негативного или безобразного. Тоже не часто бывает.


Баку

По состоянию на 13 апреля 2009 года численность населения Азербайджана составила 8.922.000 человек. Это на 969 тысяч больше, чем на 1 января 1999 г., сообщает Госкомстат страны.

Больше половины (54%) населения страны проживает в городах, 46% - в сельской местности. Мужчины составляют 49% населения, женщины - 51%.
Количество жителей азербайджанской столицы вместе с вынужденными переселенцами и временно проживающими составляет 2.246.000.
За Баку по численности населения следуют Гянджа (бывший Кировабад), где проживают 313 тысяч человек, Сумгаит (310 тыс.) и Мингячевир (в прежней русской транскрипции Мингечаур, 96 тыс.).

В первой половине 2006 года в Азербайджане родилось 74,2 тыс. детей, рождаемость составляет 18 на 1000 человек. В среднем на каждую женщину на протяжении всей её жизни приходится два родившихся ребенка.

Смертность составляет, по данным 2008 года, 8.32 смертей на 1000 человек. Возросла и плотность населения Азербайджана с 89,2 чел./км² в 1995 г. на 97,4 чел./км² в 2006 г.

В начале XXI века в Республике не наблюдалось столь сильного оттока и притока населения. Так, в 2004 году Азербайджан покинули 2,8 тысяч человек, но при этом в страну переехали на постоянное место жительства 2,4 тысяч человек, тем самым численность населения существенно не изменилась.

Национальный состав Азербайджана : азербайджанцы - 90 %, дагестанские народности (лезгины, аварцы, цахуры, хиналугцы, будухи) - 3,2 %, русские - 2,5 %, другие (курды, украинцы, татары, таты, талыши и др.) - 2,3 % (по оценке на 1998).

Этническая история Азербайджана знает несколько периодов:

Древнейший (XII - I вв. до н.э.) - когда Азербайджан был населен скифскими (см. Ишкуза, Маскут) племенами севернее реки Аракс, и племенами маннеев, позже мидян южнее реки Аракс.

Примерно в тоже время на территории Азербайджана севернее реки Аракс, расселяются предки албанских племен.

Древний (I - VIII вв. н.э.) Миграция и расселение в Азербайджане, ранне-тюркских племен гуннов, савир, в VI в. - хазар. Переселение на земли севернее реки Аракс персов (предки современных татов Азербайджана) при хосрове Ануширване, проникновение и расселение при Халифате, арабов и курдов (VII в.)
Новый (IX-XI вв.) Проникновение и расселение в Азербайджане тюрков огузов при Сельджуках, положившее начало окончательной тюркиизации страны.

Азербайджанцы - основное население страны, относящееся к тюркоязычным народам. В городах и сельских районах азербайджанцы по переписи 1999 года составляли 96-99% населения.

В начале 1990-х годов доля азербайджанского населения возросла за счёт беженцев из районов, находившиеся в зоне нагорно-карабахского конфликта и Армении. В самом Азербайджане азербайджанцы-выходцы из Армении известны под общим термином еразы (т.е ереванские азербайджанцы). С советских времён они и выходцев из Нахчивани сконцентрировали всю власть в республике.

Русские стали переселяться на территорию современного Азербайджана с первой половины XIX века.

С 1979 по 1989 годы русское население Азербайджана уменьшилось как в относительном, так и в абсолютном отношении. Если по переписи 1979 русских было более 475 тыс. человек, то по данным переписи 1989 их число уменьшилось до 392 тыс. Основными причинами данного явления выступали низкий уровень естественного роста численности русских, а также высокие темпы миграции за пределы страны. По словам советника президента Всероссийского азербайджанского конгресса Эльдара Кулиева, в Азербайджане в настоящее время (2004) проживают около 200 тыс. русских.

На северо-востоке Азербайджана издавна проживает большая группа дагестаноязычных этносов: лезгины, аварцы, цахуры, а также хиналугцы, будухи и крызы. Многие из них расселились в Баку и другие города страны. Лезгины, аварцы и цахуры относятся к суннитской ветви ислама, как, впрочем, и проживающие рядом с ними на севере страны азербайджанцы. Общность веры, близость культуры и быта создали предпосылки для высокой степени интегрированности названных этносов в азербайджанскую среду.

Лезгины в Азербайджане

Самым крупным из дагестаноязычных этносов, проживающих в Азербайджане, являются лезгины. По данным переписей советского времени удельный вес лезгин в составе населения Азербайджана постоянно снижался с 3,5 процента (111 тыс.) в 1939 году до 2,4 процента в 1989 году (171 тыс.). Как видим, при падении удельного веса лезгин одновременно наблюдался рост их численности в абсолютном выражении. По предварительным данным переписи 1999 года, численность лезгин составила около 180 тыс. Несмотря на то, что удельный вес лезгин снизился до 2,2 процента, в результате сокращения удельного веса армянского и русского населения они в настоящее время стали вторым по численности, после азербайджанцев, этносом в стране. Кроме Кусарского района, где лезгины составляют более 80 процентов населения, они также расселены в Хачмасском, Губинском, Габалинском и других районах Азербайджана.

Удины в Азербайджане

Удины являются одним из наиболее уникальных народов Азербайджана. По данным переписи 1989 года в Азербайджане насчитывается 6,1 тысяч представителей этого маленького народа, большая часть которого сосредоточена в селении Нидж Габалинского района. Остальные населяют райцентр Огуз. Удины говорят на удинском языке. Удинский язык – относится к лезгинской подгруппы нахско-дагестанской групы языков (восточно-кавказской) семьи языков, делится на два диалекта – ниджский и огузский (варташенский). Происхождение удин (самоназвание - уди, ути) восходит к древнему албанскому племени утиев, что говорит об их автохтонности. Исповедуют христианство православного и григорианского толка.

Среди меньшинств Азербайджана большую группу составляют ираноязычные этносы - талыши, таты и курды . Занимаемую территорию они населяют с незапамятных времён и всегда активно участвовали в протекавших исторических процессах, в экономической и культурной жизни страны.

Талыши - народ в Азербайджане

Талыши расселены на юго-востоке Азербайджана, то есть преимущественно в Ленкоранском, Астаринском и, отчасти, в Масаллинском и Лерикском районах. Много их ныне проживает в Баку и Сумгаите. По данным переписи 1999, года численность талышей составила 80 тыс., или около 1 процента всего населения страны.

Курды в Азербайджане

На крайнем западе Азербайджана в приграничных Лачинском и Кельбаджарском районах, а также в Нахичеванской АР живут курды. В 1989 году численность курдов составила чуть более 12 тыс. После начала армяно-азербайджанского конфликта на территорию Азербайджана из Армении вместе с 200 тыс. азербайджанцев бежали многие тысячи курдов-мусульман. В результате оккупации ещё шести районов Азербайджана армянскими вооружёнными силами почти все местные курды оказались в положении беженцев или вынужденных переселенцев.

Таты

В северо-восточной зоне Азербайджана на территории Апшеронского, Хызынского, Дивичинского, Губинского районов проживают группы небольшого по численности народа - татов. Они являются прямыми потомками ираноязычного населения, переселённого еще в VI веке Сасанидами в прикаспийские области Азербайджана. Отдельные группы татов в Азербайджане и сегодня предпочитают называть себя даглинцами, парсами, лахиджами и др. По данным переписи 1989 года, татов было чуть больше 10 тыс. Под этим этнонимом переписи советского времени фиксировали главным образом татов-мусульман.

Евреи в Азербайджане

Заметное место в этнической мозаике Азербайджана занимают евреи. Эта группа дифференцируется на горских евреев (поскольку они говорят на татском языке, их называют иногда и татами-иудеями), живущих в стране с незапамятных времён, и европейских евреев, ашкенази, появление которых связывается с началом колонизации Кавказа Россией.

Как и на всём постсоветском пространстве, в Азербайджане в последние несколько десятилетий наблюдалась тенденция к сокращению числа евреев вследствие их большого миграционного оттока в Израиль и западные страны.

Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году сократилась до 30,8 тыс. в 1989 году. Их удельный вес в населении страны снизился соответственно с 1,3 до 0,4 процента. По предварительным данным переписи 1999 года, количество евреев ещё уменьшилось более чем вдвое. Хотя сравнение данных переписи 1979 и 1989 годов неожиданно показывает более чем двукратное увеличение численности горских евреев (с 2,1 тыс. до 6,1 тыс.), в действительности это всего лишь парадоксы несовершенной статистики, так как ранее горских евреев, проживавших в городах, часто учитывали как просто евреев.

Доля смешанных браков среди евреев-мужчин в период с 1936 по 1939 годов снизилась 39 % до 32 %, а среди женщин наоборот возросло с 26 % до 28 %. На 1939 год доля замужних евреек в возрасте 20-49 лет составляло 74 %. В 1989 году среди горских евреев доля проживающих в однородных семьях составила 82 %, среди ашкеназских - 52 %.

Население Азербайджана в середине ХХ веке вошло в стадию бурного роста, обеспечиваемого в основном высоким естественным приростом селян азербайджанской национальности. В результате население республики за столетие выросло в 4 раза, а доля азербайджанцев во всем населении увеличилась с 58% до более чем 90%. В начале ХХ века Азербайджан продолжает оставаться одним из лидеров по приросту населения в Северном полушарии: исключая африканские страны, в 2010 году его опережали лишь Мексика и Индия . Однако продолжающийся демографический взрыв грозит стране перенаселением, хотя его угроза снимается традиционно стабильным оттоком излишков молодого населения, преимущественно мужского пола, зарубеж. Одной из демографических проблем республики остается селективный аборт , еще более усиливающий имеющиеся половые диспророции. В урбанизационном плане доминирующую роль в республике играет Бакинская агломерация, по размеру многократно превосходящая все прочие городские населенные пункты.

Энциклопедичный YouTube

Население

Численность населения Азербайджана в 1897-2014 годах

год население
тыс. чел.
городское сельское
тысяч чел. доля тысяч чел. доля
1897 1806,7 305,1 16,89 % 1501,6 83,11 %
1908 2014,3
1911 2056,5
1912 2131,6 237,4 11,14 % 1894,2 88,86 %
1913 2339,2 555,9 23,76 % 1783,3 76,24 %
1914 2068,9 438,2 21,18 % 1630,7 78,82 %
1915 2308,1
1916 2385,9
1917 2353,7 560,2 23,80 % 1793,5 76,20 %
1920 1952,2 405,8 20,79 % 1546,4 79,21 %
1923 1863,0 486,0 26,09 % 1377,0 73,91 %
1924 2128,7
1925 2162,9 522,6 24,16 % 1640,3 75,84 %
1926 2313,7 649,5 28,07 % 1664,2 71,93 %
1928 2417,4 681,9 28,21 % 1735,5 71,79 %
1929 2494,0 716,5 28,73 % 1777,5 71,27 %
1930 2569,5 750,9 29,22 % 1818,6 70,78 %
1931 2673,6 811,6 30,36 % 1862,0 69,64 %
1932 2784,6 893,6 32,09 % 1891,0 67,91 %
1933 2891,0 970,0 33,55 % 1921,0 66,45 %
1934 2869,6 922,1 32,13 % 1947,5 67,87 %
1935 2933,8 977,0 33,30 % 1956,8 66,70 %
1936 3004,3 1029,3 34,26 % 1975,0 65,74 %
1937 3082,6 1070,2 34,72 % 2012,4 65,28 %
1938 3167,4 1112,2 35,11 % 2055,2 64,89 %
1939 3205,2 1156,8 36,09 % 2048,4 63,91 %
1940 3274,0 1212,0 37,02 % 2062,0 62,98 %
1941 3331,8 1239,8 37,21 % 2092 62,79 %
1942 3157,1 1195,5 37,87 % 1961,6 62,13 %
1943 2918,1 1138,1 39,00 % 1780,0 61,00 %
1944 2776,7 1105,8 39,82 % 1670,9 60,18 %
1945 2705,6 1118,5 41,34 % 1587,1 58,66 %
1946 2734,5 1159,9 42,42 % 1574,6 57,58 %
1947 2740,5 1163,1 42,44 % 1577,4 57,56 %
1948 2699,3 1110,1 41,13 % 1589,2 58,87 %
1949 2732,6 1149,1 42,05 % 1583,5 57,95 %
1950 2858,9 1252,3 43,80 % 1606,6 56,20 %
1951 2933,5 1320,2 45,00 % 1613,3 55,00 %
1952 3056,5 1379,3 45,13 % 1677,2 54,87 %
1953 3149,3 1440,6 45,74 % 1708,7 54,26 %
1954 3191,9 1537,5 48,17 % 1654,4 51,83 %
1955 3277,2 1584,6 48,35 % 1692,6 51,65 %
1956 3374,8 1617,0 47,91 % 1757,8 52,09 %
1957 3484,3 1665,4 47,80 % 1818,9 52,20 %
1958 3595,0 1711,3 47,60 % 1883,7 52,40 %
1959 3697,7 1767,3 47,79 % 1930,4 52,21 %
1960 3815,7 1835,2 48,10 % 1980,5 51,90 %
1961 3973,3 1946,7 48,99 % 2026,6 51,01 %
1962 4118,2 2018,3 49,01 % 2099,9 50,99 %
1963 4218,1 2088,8 49,52 % 2129,3 50,48 %
1964 4369,0 2163,9 49,53 % 2205,1 50,47 %
1965 4509,5 2238,8 49,65 % 2270,7 50,35 %
1966 4639,8 2300,3 49,58 % 2339,5 50,42 %
1967 4776,5 2382,9 49,89 % 2393,6 50,11 %
1968 4887,5 2444,9 50,02 % 2442,6 49,98 %
1969 5009,5 2503,7 49,98 % 2505,8 50,02 %
1970 5117,1 2564,6 50,12 % 2552,5 49,88 %
1971 5227,0 2632,3 50,36 % 2594,7 49,64 %
1972 5338,9 2706,9 50,70 % 2632,0 49,30 %
1973 5444,0 2777,0 51,01 % 2667,0 48,99 %
1974 5543,8 2854,1 51,48 % 2689,7 48,52 %
1975 5644,4 2921,3 51,76 % 2723,1 48,24 %
1976 5733,7 2993,3 52,21 % 2740,4 47,79 %
1977 5828,3 3065,4 52,60 % 2762,9 47,40 %
1978 5924,0 3128,2 52,81 % 2795,8 47,19 %
1979 6028,3 3200,3 53,09 % 2828,0 46,91 %
1980 6114,3 3247,5 53,11 % 2866,8 46,89 %
1981 6206,7 3301,5 53,19 % 2905,2 46,81 %
1982 6308,8 3355,9 53,19 % 2952,9 46,81 %
1983 6406,3 3407,0 53,18 % 2999,3 46,82 %
1984 6513,3 3459,8 53,12 % 3053,5 46,88 %
1985 6622,4 3524,5 53,22 % 3097,9 46,78 %
1986 6717,9 3588,0 53,41 % 3129,9 46,59 %
1987 6822,7 3651,3 53,52 % 3171,4 46,48 %
1988 6928,0 3722,6 53,73 % 3205,4 46,27 %
1989 7021,2 3805,9 54,21 % 3215,3 45,79 %
1990 7131,9 3847,3 53,94 % 3284,6 46,06 %
1991 7218,5 3858,3 53,45 % 3360,2 46,55 %
1992 7324,1 3884,4 53,04 % 3439,7 46,96 %
1993 7440,0 3928,5 52,80 % 3511,5 47,20 %
1994 7549,6 3970,9 52,60 % 3578,7 47,40 %
1995 7643,5 4005,6 52,41 % 3637,9 47,59 %
1996 7726,2 4034,5 52,22 % 3691,7 47,78 %
1997 7799,8 4057,8 52,02 % 3742,0 47,98 %
1998 7876,7 4082,5 51,83 % 3794,2 48,17 %
1999 7953,4 4064,3 51,10 % 3889,1 48,90 %
2000 8032,8 4107,3 51,13 % 3925,5 48,87 %
2001 8114,3 4149,1 51,13 % 3965,2 48,87 %
2002 8191,4 4192,6 51,18 % 3998,8 48,82 %
2003 8269,2 4237,6 51,25 % 4031,6 48,75 %
2004 8349,1 4358,4 52,20 % 3990,7 47,80 %
2005 8447,4 4423,4 52,36 % 4024,0 47,64 %
2006 8553,1 4502,4 52,64 % 4050,7 47,36 %
2007 8666,1 4564,2 52,67 % 4101,9 47,33 %
2008 8779,9 4652,2 52,99 % 4127,7 47,01 %
2009 8897,0 4727,8 53,14 % 4169,2 46,86 %
2010 8997,6 4774,9 53,07 % 4222,7 46,93 %
2011 9111,1 4829,5 53,01 % 4281,6 46,99 %
2012 9235,1 4888,7 52,94 % 4346,4 47,06 %
2014 9477,0 5041,8 53,20 % 4435,20 46,80 %

Городское население на 1 июля 2013 года составляло 53,1 % от населения, а сельское - 46,9 % . Мужчины составили 49,7 % от общего населения, женщины - 50,3 %, то есть на каждые 1000 мужчин приходится 1013 женщин .

Ожидаемая продолжительность жизни родившихся составляет 72.6 года, в том числе у мужчин - 69.9 лет, у женщин 75.4 лет. (данные на 2008 год).

На 01.01.2014 г. население Азербайджана составляло 9 млн 477 тыс. чел.

В 2010 году в Азербайджане родилось 165,6 тыс. детей, рождаемость составляет 18.5 на 1000 человек. В среднем на каждую женщину на протяжении всей её жизни приходится два родившихся ребёнка.

В 2010 году умерло 53,6 тыс. человек. Смертность составляет, по данным 2010 года, 6.0 смертей на 1000 человек.

Плотность населения

Возросла и плотность населения Азербайджана с 89,2 чел./км² в 1995 г. на 97,4 чел./км² в 2006 г. . В республике наблюдается рост диспропорции в плотности населения: Апшеронский полуостров демонстрирует признаки перенаселения, в то время как из горных районах наблюдается процесс оттока населения .

Демографическая ситуация

В начале XXI века не наблюдалось столь значительного оттока или притока населения, как в 1990-е гг. Так, в 2004 году Азербайджан покинули 2,8 тысяч человек, но при этом в страну переехали на постоянное место жительства 2,4 тысяч человек, тем самым численность населения существенно не изменилась .

Этнический состав населения Азербайджана

Народ 1939 1979 1989 1999 2009
Численность Процент Численность Процент Численность Процент Численность Процент Численность Процент
Всего 3 205 150 6 026 515 7 021 178 7 953 438 8 922 447
Азербайджанцы 1 870 471 58,4 % 4 708 832 78,1 % 5 804 980 82,7 % 7 205 439 90,6 % 8 172 800 91,6 %
Лезгины 111 666 3,5 % 158 057 2,6 % 171 395 2,4 % 178 021 2,2 % 180 300 2,0 %
Армяне 388 025 12,1 % 475 486 7,9 % 390 505 5,6 % 163/120 700 1,5 % 120 300 1,4 %
Русские 528 318 16,5 % 475 255 7,9 % 392 304 5,6 % 141 650 1,8 % 119 300 1,3 %
Талыши 87 510 2,7 % н/д н/д 21 169 0,3 % 75 863 1,0 % 112 000 1,3 %
Аварцы 15 740 0,5 % 35 991 0,6 % 44 072 0,6 % 50 303 0,6 % 49 800 0,6 %
Турки 600 0,0 % 7 926 0,1 % 17 705 0,2 % 43 423 0,5 % 38 000 0,4 %
Татары 27 591 0,9 % 31 350 0,5 % 28 600 0,4 % 30 010 0,4 % 25 900 0,3 %
Украинцы 23 643 0,7 % 26 402 0,4 % 32 345 0,5 % 28 903 0,4 % 21 500 0,2 %
Цахуры н/д 8 546 0,1 % 13 318 0,2 % 15 731 0,2 % 12 300 0,1 %
Грузины
(Ингилойцы)
10 196 0,3 % 11 412 0,2 % 14 197 0,2 % 14 864 0,2 % 9 900 0,1 %
Курды 6 005 0,2 % 5 676 0,1 % 12 226 0,2 % 13 019 0,2 % 6 100 0,1 %
Таты н/д н/д н/д 10 239 0,1 % 9 988 0,1 % 25 200 0,3 %
Евреи 41 245 1,3 % 35 487 0,6 % 30 800 0,4 % 8 910 0,1 % 9 100 0,1 %
Удины н/д 5 841 0,1 % 6 125 0,1 % 4 066 0,1 % 3 800 0,0 %
Другие 40 200 0,8 % 41 500 0,6 % 12 412 0,1 % 9 500 0,1 %

История

Азербайджанцы

Азербайджанцы - основное население страны, относящееся к тюркоязычным народам. В городах и сельских районах азербайджанцы по переписи 1999 года составляли 90,6 % населения .

В начале 1990-х годов доля азербайджанского населения возросла как за счёт переселения азербайджанцев из Армении, так и оттока армянского населения (оно в настоящее время сохраняется лишь на территории Нагорного Карабаха), а также потому, что Азербайджан покинула значительная часть представителей некоренных для Закавказья национальностей. В самом Азербайджане азербайджанцы-выходцы из Армении известны под общим термином еразы (т. е ереванские азербайджанцы).

Русские

Русские стали переселяться на территорию современного Азербайджана с первой половины XIX века .

Русских в Азербайджане (в основном в Баку) в 1970-е годы насчитывалось 510 тыс. чел. С по 1989 годы русское население Азербайджана уменьшилось как в относительном, так и в абсолютном отношении. Если по переписи русских было более 475 тыс. человек, то по данным переписи их число уменьшилось до 392 тыс. Основными причинами данного явления выступали низкий уровень естественного роста численности русских, а также высокие темпы миграции за пределы страны. Тогда как по словам советника президента Всероссийского азербайджанского конгресса Эльдара Кулиева, в Азербайджане в 2004 году проживало около 200 тыс. русских, то некоторые представители русской общины полагают, что в настоящее время в Азербайджане живёт 75 тыс. русских .

Армяне

Согласно господствующей в мировой науке точке зрения, в эпоху Античности , река Кура была крайней восточной границей Армянского царства . Кура-Аракская низменность, Нагорный Карабах и Нахичевань, будучи в составе Древней Армении были густо населены армянами.

Согласно царской переписи населения Российской империи 1897 года, на территории Бакинской и Елизаветпольской губернии (без Зангезура) и Нахичеванского уезда Эриванской губернии, на территории которых сегодня располагается республика Азербайджан, проживало всего 1,757,317 человек, из которых 1,062,738 азербайджанцев (60 %) и 342,890 армян (20 %). Причем армяне жили в основном в Нагорном Карабахе и прилегающих районах, где составляли сплошную массу-95 % населения и в Нахичевани, где составляли до 40 % населения. Уже по всесоюзной переписи населения 1979 года, в Азербайджанской ССР проживало 6,026,515 человек, из которых 4,708,832 азербайджанцев (78 %) и 475,486 армян (8 %) Согласно всесоюзной переписи 1989 года, в Азербайджанской ССР число армян сократилось на 85,000 человек, относительно предыдущей переписи и составило 390,505 человек. Армяне составляли основное население НКАО , а также компактно проживали на северных районах, непосредственно примыкающих к НКАО и в столице республики-в Баку. .

Грузины-ингилойцы

Немцы

Украинцы

Евреи

Заметное место в этнической мозаике Азербайджана занимают евреи . Эта группа дифференцируется на горских евреев (поскольку они говорят на татском языке, их называют иногда и татами-иудеями), живущих в стране с незапамятных времён, и европейских евреев (ашкеназы), появление которых связывается с началом колонизации Кавказа Россией.

Как и на всём постсоветском пространстве, в Азербайджане в последние несколько десятилетий наблюдалась тенденция к сокращению числа евреев вследствие их большого миграционного оттока в Израиль и западные страны.

Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году сократилась до 30,8 тыс. в 1989 году . Их удельный вес в населении страны снизился соответственно с 1,3 до 0,4 процента. По предварительным данным переписи 1999 года, количество евреев ещё уменьшилось более чем вдвое. Хотя сравнение данных переписи 1979 и 1989 годов неожиданно показывает более чем двукратное увеличение численности горских евреев (с 2,1 тыс. до 6,1 тыс.), в действительности это всего лишь парадоксы несовершенной статистики, так как ранее горских евреев, проживавших в городах, часто учитывали как просто евреев.

Доля смешанных браков среди евреев-мужчин в период с 1936 по 1939 год снизилась 39 % до 32 %, а среди женщин наоборот возросло с 26 % до 28 % . На 1939 год доля замужних евреек в возрасте 20-49 лет составляло 74 % . В 1989 году среди горских евреев доля проживающих в однородных семьях составила 82 %, среди ашкеназских - 52 %

Греки

Первые греческие поселенцы Азербайджана появились в Карабахе в селе Мехмана, после русско-турецких войн. Согласно переписи населения 1897 года , в Бакинской губернии проживало 278 греков, а в Елизаветпольской - 658 греков. В 1923 году , согласно статистике, в Азербайджане среди городского населения проживало 1168 греков, а в селе Мехмана 58. После обретения Азербайджаном независимости в Баку открывается посольство Греции и при нём открывается Культурный центр греков Азербайджана . Согласно неполной общинной статистике греков в Азербайджане насчитывается - 535 чело­век (176 семей), в основном проживающих в Баку есть также семьи в Сумгаите , Хачмасе , Кубе , Кахе , Гяндже .

Дагестаноязычные народы

На севере Азербайджана проживает большая группа автохтонных народов, относящихся к нахско-дагестанской языковой семье: лезгины , аварцы , ахвахцы , цахуры , удины , а также хиналугцы , будухи и крызы . Многие из них расселились в Баку , Сумгаите и других городах страны. Представители данных народов (кроме удин - христиан) относятся к суннитской ветви Ислама.

Лезгины

Лезгины являются самым крупным из дагестаноязычных коренных этносов, проживающих в Азербайджане. Хотя по данным переписей советского времени удельный вес лезгин в составе населения Азербайджана постоянно снижали с 3,5 процента (111 тыс.) в 1939 году до 2,4 процента в 1989 году (171 тыс.), при этом одновременно наблюдался рост их численности в абсолютном выражении. По предварительным данным переписи 1999 года , численность лезгин составила около 180 тыс. Хотя удельный вес лезгин снизили до 2,2 процента, тем не менее в результате сокращения удельного веса армянского и русского населения лезгины в настоящее время стали вторым по численности, после азербайджанцев, этносом в стране. Кроме Кусарского района, где лезгины составляют около 90 процентов населения, они также расселены в Хачмасском, Губинском, Габалинском, Исмаиллинском, Огузском, Кахском, Шекинском и других районах Азербайджана, в том числе в столице страны - Баку.

Согласно энциклопедическому справочнику Этнолог число носителей лезгинского языка в Азербайджане составляло 364 тысячи на 2007 год .

Удины

Аварцы

Ираноязычные народы

Среди меньшинств Азербайджана большую группу составляют ираноязычные этносы - талыши , таты и курды . Занимаемую территорию они населяют с незапамятных времён и всегда активно участвовали в протекавших исторических процессах, в экономической и культурной жизни страны.

Талыши

Талыши (самоназвание «толыш», во мн. ч. «толышон») - народ, являющийся потомками древнего коренного населения Кавказа, имеющий иранское происхождение. Проживают на юго-западном побережье Каспийского моря. Они относятся к каспийскому антропологическому типу южных европеоидов. Территория проживания талышей - Талыш (Толыш, Талеш) - поделена на две части пограничной полосой между Азербайджаном и Ираном. На территории Азербайджана талыши проживают в четырёх южных районах Республики - в Ленкоранском, Астаринском, Лерикском и Масаллинском - а также в таких крупных городах, как Баку и Сумгаит. Географически, талыши проживают на территории Ленкоранской низменности и Талышских гор. Северной границей Талыша считается река Виляш, южной - река Сефидруд, западной же является Талышский хребет. По данным переписи 1999 года численность талышей составила 80 тыс., или около 1 процента всего населения страны.

Курды

На крайнем западе Азербайджана в приграничных Лачинском и Кельбаджарском районах, а также в Нахичеванской АР живут курды . В 1989 году численность курдов составила чуть более 12 тыс. После начала армяно-азербайджанского конфликта на территорию Азербайджана из Армении вместе с 200 тыс. азербайджанцев бежали многие тысячи курдов-мусульман. В результате оккупации ещё семи районов Азербайджана армянскими вооружёнными силами почти все местные курды оказались в положении беженцев или вынужденных переселенцев.

Таты

В северо-восточной зоне Азербайджана на территории Апшеронского, Хызынского, Дивичинского, Губинского районов проживают группы небольшого по численности народа - татов . Они являются прямыми потомками ираноязычного населения, переселённого ещё в VI веке Сасанидами в прикаспийские области Азербайджана. Отдельные группы татов в Азербайджане и сегодня предпочитают называть себя даглинцами, парсами, лахиджами и др. По данным переписи 1989 года, татов было чуть больше 10 тыс. Под этим этнонимом переписи советского времени фиксировали главным образом татов-мусульман.

Цыгане

Согласно данным Патканова, в Нахичевани обитали 518 карачи, в Геокчайском уезде - 1750, в селении Карачи Кубинского уезда - 131 человек. В общей сложности к тому времени их было 2399 человек. «Карачи» их называли местные азербайджанцы , сами же себя они называли «дом» (вариант «ром»). До Карабахской войны цыганские общины существовали в Шуше и Джебраиле . В Хачмасском районе Азербайджана сохранилось село Карачи. В Евлахе , как и в некоторых апшеронских сёлах, существует целый квартал, который в народе называется «гарачылар мехеллеси». Что касается города Худат Хачмазского района, то местные цыгане являются выходцами из Ирана

Примечания

  1. http://www.lhrc.lv/biblioteka/book2016_glava1.pdf
  2. «Demographic indicators of Azerbaijan» Statistical publication/2012
  3. Численность населения Азербайджана превысила 9,477 млн человек
  4. Госкомстат Азербайджана. по численности населения страны.
  5. Промежуточный доклад No. 2 БДИПЧ ОБСЕ относительно президентских выборов в Азербайджане 9 октября 2013 года. Страница 4, примечание 13:

    According to the SSC estimations the non-voting population includes more than 1 million Azerbaijani citizens living in the Russian Federation, Turkey, Ukraine and other countries; 120,000 living in occupied territories and some 240,000 foreign citizens that have residence in Azerbaijan.

  6. Население Азербайджана превысило 9,4 млн человек (рус.) . «Эхо Кавказа» (15 июля 2013). Дата обращения 15 июля 2013. Архивировано 15 июля 2013 года.
  7. http://www.azstat.org/MESearch/details Azstat.org - The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan
  8. Группа авторов. Под редакцией Ирины Поповой. Сотрудничество для решения проблемы отходов. Тезисы докладов 5-й международной конференции . - 2008. - С. 32. - ISBN 9668337107 , 9789668337109.
  9. Евразийская панорама
  10. Оценки статистики бедности в Азербайджане (неопр.) . Доклад Госкомстата Азербайджанской Республики (2005 г.). Архивировано 26 августа 2011 года.
  11. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР (неопр.) . «Демоскоп ».
  12. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по республикам СССР (неопр.) . «Демоскоп ». Архивировано 26 августа 2011 года.
  13. (неопр.) (недоступная ссылка) . «EurasiaNet». 16 июля 2007 года.
  14. Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года) (неопр.) . «Демоскоп » (12.03.2001). Архивировано 26 августа 2011 года.
  15. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР (неопр.) . «Демоскоп ». Архивировано 26 августа 2011 года.
  16. Ошибка в сносках : Неверный тег ; для сносок ЭтАзРн1999 не указан текст
  17. Ed 2002 43rd, Taylor & Francis Group. Azerbaijan // The Europa World Year Book 2003 . - Taylor & Francis, 2003, 2002. - С. 621. -

Введение.

Азербайджанцы, азербайджанские тюрки, иранские тюрки - это всё название одного и того же современного тюркского народа Азербайджана и Ирана
На территории ныне независимых государств, ранее входивших в состав Советского Союза, проживают 10-13 млн. азербайджанцев, которые, кроме Азербайджана, живут также в России, Грузии, Казахстане, Узбекистане и Туркмении. В 1988-1993 годах в результате агрессии властей Армении около одного миллиона азербайджанцев Южного Закавказья были изгнаны из родных земель.
По мнению некоторых исследователей, азербайджанцы составляют одну третью часть всего населения современного Ирана и занимают по данному показателю второе место в стране после персов. К сожаленью, наука на сегодняшний день не располагает точными данными о численности азербайджанцев, проживающих на территории северного Ирана. Ориентировочно их численность определяется от 30 до 35 миллионов.
На азербайджанском языке говорят также афшары и кызылбаши, живущие в некоторых областях Афганистана. Очень близок к современному азербайджанскому языку язык некоторых тюркских групп южного Ирана, Ирака, Сирии, Турции и Балкан.
По ориентировочным подсчетам исследователей, сегодня в мире на азербайджанском языке говорят 40-50 млн. человек.
Азербайджанцы вместе с генетически наиболее близкими им анатолийскими турками составляют свыше 60% от общей численности всех современных тюркских народов.
Необходимо отметить, что за последние два столетия по вопросам этногенеза азербайджанцев написаны сотни книг и статей, высказано множество самых разнообразных мыслей, предположений и догадок. Вместе с тем, несмотря на имеющееся разнообразие мнений, все они, в основном, сводятся к двум главным гипотезам.
Сторонники первой гипотезы, считают, что азербайджанцы - это потомки древних этнических групп, населявших в древности западное побережье Каспия и прилегающие территории (здесь чаще всего называют ираноязычных мидийцев и атропатенцев, а также кавказоязычных албанцев), которые в средние века были «отуречены» пришлыми тюркскими племенами. В советские годы эта гипотеза происхождения азербайджанцев в историко-этногрфической литературе стала традицией. Особенно рьяно эту гипотезу защищали Играр Алиев, Зия Буниятов, Фарида Мамедова, А.П.Новосельцев, С.А.Токарев, В.П. Алексеев и др., хотя за аргументацией почти во всех случаях эти авторы отсылали читателей к сочинениям Геродота и Страбона. Проникнув в ряд обобщающих изданий (трехтомник «История Азербайджана»), мидийско-атропатено-албанская концепция этноге¬неза азербайджанцев стала одной из распространенных поло¬жений советской исторической науки. Археологические, лингвистические, этнографические источники в сочинениях вышеуказанных авторов практически отсутствовали. В лучшем случае в качестве доказательства иногда рассматривались топонимы и этнонимы, указанные в сочинениях античных авторов. Наиболее агрессивно в Азербайджане эту гипотезу отстаивал Играр Алиев. Хотя время от времени он высказывал диаметрально противоположные взгляды и идеи.
Например, в 1956 году в книге «Мидия - древнейшее государство на территории Азербайджана» он пишет: «Считать мидийский язык безусловно иранским по крайней мере несерьезно».(1956, стр 84)
В «Истории Азербайджана»(1995) он уже заявляет: «Имеющийся в настоящее время в нашем распоряжении мидийский языковой материал, достаточен чтобы распознать в нем иранский язык». (1995, 119))
Играр Алиев (1989): «Большинство наших источников, Атропатену действительно считают частью Мидии и в частности такой осведомленный автор как Страбон».(1989, стр.25)
Играр Алиев (1990): «Верить Страбону можно не всегда: «География его содержит немало противоречивого…Географ делал различного рода несправедливые и легковерные обобщения».(1990, стр. 26)
Играр Алиев (1956): «Не стоит особенно доверяться грекам, сообщившим, что мидянин и перс в разговоре понимали друг друга». (1956, стр.83)
Играр Алиев (1995): «Уже сообщения античных авторов определенно свидетельствуют о том, что в древности персов и мидян называли ариями». (1995, стр. 119)
Играр Алиев (1956): «Признание в мидянах иранцев есть, несомненно, плод тенденциозной однобокости и научной схематичности индоевропейской миграционной теории». (1956, стр.76)
Играр Алиев (1995): «Несмотря на отсутствие связанных текстов на мидийском языке, мы, теперь опираясь на значительный ономастический материал и другие данные, мы можем с полным основанием говорить о мидийском языке и отнести этот язык к северо-западной группе иранской семьи». (1995, стр.119)
Можно привести ещё с десяток подобных противоречивых высказываний Играра Алиева, человека около 40 лет возглавляющего историческую наук Азербайджана. (Гумбатов, 1998, стр.6-10)
Сторонники второй гипотезы доказывают, что предками азербайджанцев являются древние тюрки, которые с незапамятных времён живут на данной территории, и все пришлые тюрки, естественно, смешивались с местными тюрками, живущими с древних времен на территории юго-западного Прикаспия и Южного Кавказа. Существование различных или даже взаимоисключающих гипотез по спорной проблеме само по себе, конечно, вполне допустимо, но, по мнению известных учёных Г. М. Бонгард-Левина и Э. А. Грантовского, как правило, часть из этих гипотез, если не большинство, не сопровождается историко-лингвистическими доказательствами. (1)
Однако, сторонники второй гипотезы также как и сторонники первой гипотезы для доказательства автохтонности азербайджанцев в основном опираются на топонимы и этнонимы, упомянутые в трудах античных и средневековых авторов.
Например, ярый сторонник второй гипотезы Г.Гейбуллаев пишет: «В античных, среднеперсидских, раннесредневековых армянских, грузинских и арабских источниках в связи с историческими событиями на территории Албании упоминаются многочисленные топонимы. Наши изыскания показали, что подавляющее большинство их являются древнетюркскими. Это служит наглядным аргументом в пользу нашей концепции о тюркоязычности албанского этноса Албании раннего средневековья…К древнейшим тюркским топонимам можно отнести некоторые топонимы в Албании, упоминаемые в труде греческого географа Птолемея (II в.) - 29 населенных пунктов и 5 рек. Некоторые из них являются тюркскими: Алам, Гангара, Деглана, Иобула, Кайси и др. Следует учесть, что эти топонимы дошли до нас в искаженной форме, а некоторые имеют написание на древнегреческом языке, часть звуков которого не совпадает с тюркскими языками.
Топоним Алам можно отождествить со средневековым топонимом Улам - названием места впадения Иори в р. Алазань в бывшем Самухе в северо-восточной Албании, который в настоящее время называется Дар-Доггаз (от азерб. дар «теснина» и доггаз «проход»). Слово улам в значении «проход» (ср. современное значение слова доггаз «проход») до сих пор сохранилось в азербайджанских диалектах и восходит, несомненно, к тюрскому олом, олам, олум, «брод», «переправа». С этим словом связано и название горы Эскилюм (Зангеланский р-н) - от тюркского эски «старый», «древний» и улюм (от олом) «проход».
Птолемей в устье реки Куры указывает пункт Гангар, что, вероятно, является фонетической формой топонима Сангар. В древности в Азербайджане было два пункта, именовавшихся Сангар, один- у слияния рек Куры и Аракса и второй - у слияния рек Иори и Алазани; Трудно сказать, какой из указанных топонимов относится к древнему Гангару. Что касается лингвистического объяснения происхождения топонима Сангар, то он восходит к древнетюркскому сангар «мыс», «угол». Топоним Иобула, вероятно, является древнейшим, но искаженным названием Белоканы в северо-западном Азербайджане, в котором нетрудно выделить компоненты Иобула и «кан». В источнике VII века этот топоним отмечен в форме Балакан и Ибалакан, которую можно считать связующей между Иобула Птолемея и современными Белоканами. Этот топоним образовался от древнетюркского бел «холм» соединительной фонемы а и кан «лес» или же суффикса ган. Топоним Деглана можно связать с позднейшим Су-Дагылан в районе Мингечаура - от азерб. су «вода» и дагылан «развалившийся». Гидроним Кайси, возможно, является фонетическим образованием от койсу «синяя вода»; заметим, что современное название Геокчай означает «синяя река». (Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев, т.1 – Баку: 1991. – стр.239-240).
Подобные «доказательства» автохтонности древних тюрков фактически являются антидоказательствами. К сожаленью, 90% трудов азербайджанских историков построены на подобном этимологическом анализе топонимов и этнонимов.
Однако большинство современных ученых считают, что этимологический анализ топонимов не может помочь в решении этногенетических проблем, так как топонимика меняется со сменой населения
Так, например, по мнению Л.Клейна: «Топонимику народ оставляет не там, где он больше или изначально жил. От народа остается топонимика там, где его предшественники полностью и быстро сметены, не успев передать свою топонимику пришельцам, где возникает много новых урочищ, требующих названия, и где этот пришлый народ живет до сих пор или преемственность не нарушена потом радикальной и быстрой сменой населения".
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что проблема происхождения отдельных народов (этносов) должна решаться на основе комплексного подхода, то есть общими усилиями историков, лингвистов, археологов и представителей других смежных дисциплин.
Прежде чем перейти к комплексному рассмотрению интересующей нас проблемы, хотелось бы остановиться на некоторых фактах, имеющих непосредственное отношение к нашей теме.
В первую очередь, это касается, так называемого «мидийского наследства» в этногенезе азербайджанцев.
Как известно, одним из авторов рассматриваемой нами первой гипотезы является главный советский специалист по древним языкам И.М.Дьяконов.
За последние полвека во всех работах о происхождении азербайджанцев имеются ссылки на книгу И.М.Дьяконова «История Мидии». В частности для большинства исследователей ключевым моментом в этой книге было указание И.М.Дьяконова о том, что «нет сомнения, что в сложном, многостороннем и длительном процессе сложения азербайджанской нации мидийский этнический элемент сыграл очень важную, в известные исторические периоды – ведущую роль».(3)
И вдруг в 1995 году И.М.Дьяконов высказывает совершенно иной взгляд на этногенез азербайджанцев.
В «Книге воспоминаний» (1995) И.М. Дьяконов пишет: «я, по совету ученика моего брата Миши, Лени Бретаницкого, подрядился написать для Азербайджана «Историю Мидии». Все тогда искали предков познатнее и подревнее, и азербайджанцы надеялись, что мидяне – их древние предки. Коллектив Института истории Азербайджана представлял собой хороший паноптикум. С социальным происхождением и партийностью у всех было все в порядке (или так считалось); кое-кто мог объясниться по-персидски, но в основном они были заняты взаимным поеданием. К науке большинство сотрудников института имело довольно косвенное отношение... Доказать азербайджанцам, что мидяне – их предки, я не смог, потому что это все-таки не так. Но «Историю Мидии» написал – большой, толстый, подробно аргументированный том». (4)
Можно предположить, что известного учёного эта проблема мучила всю жизнь.
Необходимо отметить, что проблема происхождения мидийцев до сих пор считается не решенной. Видимо поэтому в 2001 году европейские востоковеды решили собраться вместе и наконец-то общими усилиями решить эту проблему.
Вот, что об этом пишут известные российские востоковеды Медведская И.Н. и Дандамаев М.А: «противоречивая эволюция наших знаний о Мидии нашла обстоятельное отражение на конференции под названием «Продолжение империи (?): Ассирия, Мидия и Персия», проведенной в рамках программы сотрудничества между университетами Падуи, Инсбрука и Мюнхена в 2001 г. доклады которой опубликованы в рецензируемом томе. В нем преобладают статьи, авторы которых считают, что Мидийского царства по существу не было…, что описание Геродотом мидийцев как огромного этноса со столицей в Экбатанах не подтверждается ни письменными, ни археологическими источниками (однако добавим от себя, и не опровергаются ими)». (5)
Необходимо отметить, что в постсоветское время большинство авторов этногенетических исследований при написании очередной книги никак не могут отмахнуться от весьма неприятного фактора под названием «Шнирельман».
Дело в том, что этот господин считает своим долгом в менторском тоне «критиковать» всех авторов книг по этногенезу, издаваемых на постсоветском пространстве («Мифы диаспоры», «Хазарский миф», «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье», «Патриотическое воспитание»: этнические конфликты и школьные учебники» и др.).
Так, например, В. Шнирельман в статье «Мифы диаспоры» пишет, что многие тюркоязычные ученые (лингвисты, историки, археологи): « в течение последних 20–30 лет со все большим жаром пытались, вопреки прочно установленным фактам, доказать древность тюркских языков в степной зоне Восточной Европы, на Северном Кавказе, в Закавказье и даже в ряде районов Ирана». (6)
О предках современных тюркских народов В. Шнирельман пишет следующее: «выйдя на историческую сцену как неутомимые колонизаторы, тюрки в течение последних столетий волею судьбы попали в ситуацию диаспоры. Это и определило особенности развития у них этногенетической мифологии в течение последнего столетия и, в особенности, в последние десятилетия». (6)
Если в советскую эпоху поручение по разносу не угодных властям авторов и их произведений «спецуполномоченные критики» типа В.Шнирельман очередное задание получали от различных спецслужб, то теперь эти «вольные литературные киллеры» работают, видимо, на тех, кто больше заплатит.
В частности, статью «Мифы диаспоры» господин В. Шнирельман написал за счет средств американского Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров.
На чьи средства В. Шнирельман написал антиазербайджанскую книгу «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье» выяснить не удалось, однако, тот факт, что его опусы часто публикуют в газете армян России «Еркрамас», говорит о многом.
Не так давно (7 февраля 2013) в этой газете опубликовали новую статью В. Шнирельмана «Ответ моим азербайджанским критикам». Эта статья по тону и содержанию ничем не отличается от предыдущих писанин этого автора (7)
Между тем издательство ИКЦ «Академкнига», выпустившее в свет книгу «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье», утверждает, что в нем «приведены фундаментальные исследования проблем этничности Закавказья. Показано, как политизированные версии прошлого становятся важной стороной современных националистических идеологий».
Я так много места не отвел бы господину Шнирельману, если бы он в «Ответе моим азербайджанским критикам» в очередной раз не коснулся проблемы происхождения азербайджанцев. По словам Шнирельмана ему очень хотелось бы узнать, «почему в течение XX века азербайджанские ученые пять раз сменили образ своих предков. Этот вопрос детально рассматривается в книге («Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье» -Г.Г.), но философ (доктор философских наук, профессор Зумруд Кулизаде-автор критического письма В.Шнирельману-Г.Г.) считает эту проблему недостойной своего внимания; она ее просто не замечает». (8)
Вот как описывает В. Шринельман деятельность азербайджанских историков в XX веке: «в соответствии с советской доктриной, проявлявшей особую нетерпимость к «народам-пришельцам», азербайджанцам был остро необходим статус коренного народа, а это требовало доказательства автохтонности происхождения.
Во второй половине 1930-х гг. азербайджанская историческая наука получила задание от первого секретаря ЦК КП Азербайджанской ССР М.Д. Багирова написать историю Азербайджана, которая бы изображала азербайджанский народ автохтонным населением и отрывала бы его от тюркских корней.
К весне 1939 г. первоначальный вариант истории Азербайджана был уже готов и в мае обсужден на научной сессии Отделения истории и философии АН СССР. В нем проводилась мысль о том, что Азербайджан был заселен непрерывно, начиная с каменного века, что по своему развитию местные племена нисколько не отставали от соседей, что они доблестно боролись с непрошеными захватчиками и, даже, несмотря на временные неудачи, всегда сохраняли свой суверенитет. Любопытно, что в этом учебнике еще не придавалось «должного» значения Мидии в развитии азербайджанской государственности, албанская тема почти полностью игнорировалась, а местное население, о каких бы эпохах речь ни шла, называлось исключительно «азербайджанцами».
Тем самым авторы идентифицировали жителей по местообитанию и поэтому не испытывали нужды в специальном обсуждении проблемы формирования азербайджанского народа. Этот труд был фактически первым систематическим изложением истории Азербайджана, подготовленным советскими азербайджанскими учеными. В азербайджанцы было зачислено древнейшее население региона, будто бы мало изменявшееся в течение тысячелетий.
Кем же были древнейшие предки азербайджанцев?
Авторы отождествляли их с «мидянами, каспиями, албанами и другими племенами, жившими на территории Азербайджана около 3000 лет назад».
5 ноября 1940 г. Состоялось заседание Президиума Азербайджанского филиала АН СССР, где «древняя история Азербайджана» была прямо отождествлена с историей Мидии.
Следующая попытка написать историю Азербайджана была сделана в 1945-1946 гг., когда, как мы увидим, Азербайджан жил грезами о близком воссоединении со своими сородичами, находившимися в Иране. В подготовке нового текста «Истории Азербайджана» участвовал практически тот же самый авторский коллектив, дополненный специалистами из Института истории партии, отвечавшими за разделы о недавней истории. В основу нового текста была положена прежняя концепция, согласно которой азербайджанский народ, во-первых, сформировался из древнейшего населения Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана, а во-вторых, хотя и испытывал некоторое влияние со стороны более поздних пришельцев (скифов и др.), оно было незначительным. Новым в этом тексте было стремление еще больше углубить историю азербайджанцев - на этот раз их предками объявлялись создатели культур бронзового века на территории Азербайджана.
Еще более четко задача была сформулирована XVII и XVIII съездами Коммунистической партии Азербайджана, проходившими соответственно в 1949 и 1951 гг. Они призывали азербайджанских историков «разрабатывать такие важные проблемы истории азербайджанского народа, как история Мидии, происхождение азербайджанского народа».
А в следующем году, выступая на XVIII съезде Коммунистической партии Азербайджана, Багиров рисовал тюрков кочевников грабителями и убийцами, которые мало соответствовали образу предков азербайджанского народа.
Эта мысль отчетливо звучала в ходе проходившей в Азербайджане в 1951 г. кампании, направленной против эпоса «Деде Коркут». Ее участники постоянно подчеркивали, что средневековые азербайджанцы были оседлыми жителями, носителями высокой культуры, и не имели ничего общего с дикими кочевниками.
Иными словами, происхождение азербайджанцев от оседлого населения древней Мидии было санкционировано азербайджанскими властями; и ученым оставалось лишь заняться обоснованием этой идеи. Миссия подготовки новой концепции истории Азербайджана была возложена на Институт истории Азербайджанского филиала АН СССР. Теперь основные предки азербайджанцев снова ассоциировались с мидянами, к которым добавлялись албаны, якобы сохранившие традиции древней Мидии после ее завоевания персами. О языке и письменности албанов не говорилось ни слова, равно как и о роли тюркского и иранского языков в эпоху средневековья. А все население, когда-либо жившее на территории Азербайджана, огульно зачислялось в азербайджанцы и противопоставлялось иранцам.
Между тем, никаких научных оснований смешивать раннюю историю Албании и Южного Азербайджана (Атропатены) не имелось. В древности и в раннем средневековье там жили совершенно разные группы населения, не связанные друг с другом ни культурно, ни социально, ни в языковом отношении.
В 1954 г. в Институте истории АН Азербайджана состоялась конференция, осудившая искажения истории, наблюдавшиеся в годы правления Багирова
Историкам было дано задание написать «Историю Азербайджана» заново. Этот трехтомный труд появился в Баку в 1958-1962 гг. Его первый том был посвящен всем ранним этапам истории вплоть до присоединения Азербайджана к России, и в его написании участвовали ведущие специалисты Института истории АН Азербайджанской ССР. Специалистов-археологов среди них не было, хотя том и начинался с эпохи палеолита. С первых же страниц авторы подчеркивали, что Азербайджан был одним из первых очагов человеческой цивилизации, что государственность возникла там еще в глубокой древности, что азербайджанский народ создал высокую самобытную культуру и веками боролся против иноземных завоевателей за независимость и свободу. Северный и Южный Азербайджан рассматривались как единое целое, и присоединение первого к России трактовалось как прогрессивный исторический акт.
Как авторы представляли себе формирование азербайджанского языка?
Они признавали большую роль сельджукского завоевания в XI в., вызвавшего значительный наплыв тюркоязычных кочевников. В то же время они видели в сельджуках инородную силу, обрекавшую местное население на новые
тяготы и лишения. Поэтому авторы подчеркивали борьбу местных народов за независимость и приветствовали распад Сельджукского государства, сделавший возможным восстановление азербайджанской государственности. В то же время они сознавали, что господство сельджуков положило начало широкому распространению тюркского языка, который постепенно снивелировал былые языковые различия между населением Южного и Северного Азербайджана. Население осталось прежним, но сменило язык, - подчеркивали авторы. Тем самым, азербайджанцы обретали статус безусловно коренного населения, хотя и имевшего иноязычных предков. Следовательно, исконная связь с землями Кавказской Албании и Атропатены оказывалась гораздо более значимым фактором, чем язык, хотя авторы и признавали, что установление языковой общности привело к образованию азербайджанской народности.
Рассмотренное издание послужило основой для нового школьного учебника, вышедшего в 1960 г. Все его главы, посвященные истории до конца XIX в., были написаны академиком A.C. Сумбатзаде. В нем еще более четко вырисовывалась тенденция связывать раннюю азербайджанскую государственность с царством Манна и Мидией Атропатеной. Говорилось о ранних тюркских волнах досельджукского времени, хотя и признавалось, что окончательно тюркский язык победил в XI-XII вв. Признавалась и роль тюркского языка в консолидации населения страны, однако подчеркивалась антропологическая, культурная и историческая преемственность, уходившая корнями в глубочайшую местную древность. Этого автору казалось достаточным, и специально вопрос о формировании азербайджанского народа не рассматривался.
До начала 1990-х гг. этот труд сохранял свое значение как основной курс истории Азербайджана, и его главные положения воспринимались как указания и призыв к действию».(10)
Как мы видим, В. Шнирельман считает, что официально одобренная и принятая властями ещё в 60-ые годы XX столетия «пятая» концепция (в нашей книге она рассматривается как первая гипотеза) за пределами Азербайджана до сих пор является доминирующей.
О борьбе сторонников обеих гипотез этногенеза азербайджанцев в последние 25 лет написано много книг и статей. Первое поколение азербайджанских историков, которые начали в 50-70 гг. заниматься проблемами древней и средневековой истории Азербайджана (Зия Буниятов, Играр Алиев, Фарида Мамедова и др.), создали определенную концепцию истории страны, согласно которой тюркизация Азербайджана имела место в 11 веке и именно с этого времени и необходимо говорить о начальном этапе этногенеза азербайджанского народа. Эта концепция нашла отражение не только в изданной в середине 50-х гг. трехтомнике «История Азербайджана», но и советских школьных учебниках. В то же время им противостояла другая группа историков (Махмуд Исмайлов, Сулейман Алияров, Юсиф Юсифов и др.), которые выступали за более глубокое изучение роли тюрок в истории Азербайджана, всячески удревняли факт присутствия тюрок в Азербайджане, полагая, что тюрки – исконно древний народ в регионе. Проблема заключалась в том, что первая группа (т.н. «классики») имела ведущие позиции в Институте истории Академии наук и в основном состояла из числа т.н. «русскоязычных» азербайджанцев, получивших образование в Москве и Ленинграде. Вторая группа имела слабые позиции в академическом Институте истории. В то же время представители второй группы имели сильные позиции в Азербайджанском государственном университете и Азербайджанском государством педагогическом институте, т.е. были очень популярны среди преподавателей и студентов. Историческая наука Азербайджана стала ареной борьбы как внутри страны, так и извне. В первом случае, заметно увеличилось число публикаций представителей второй группы, которые стали издавать статьи о древней истории Азербайджана, по которой, с одной стороны, история появления первых тюрок уходила в далекую древность. С другой стороны, старая концепция о тюркизации страны в XI веке объявлялась неверной и вредной, а ее представители – в лучшем случае объявлялись ретроградами. Борьба двух направлений в исторической науке Азербайджана особенно ярко проявилось в вопросе издания академической 8-томной «Истории Азербайджана». Работа над ней началась еще в середине 70-х годов и к началу 80-х гг. шесть томов (с третьего по восьмой) были уже готовы для издания. Однако проблема заключалась в том, что никак не принимались первый и второй тома, ибо там и развернулась основная борьба двух направлений в азербайджанской историографии из-за проблемы этногенеза азербайджанского народа.
О сложности и остроте конфликта говорит тот факт, что обе группы историков Азербайджана решились на необычный шаг: одновременно издали однотомные «История Азербайджана». И здесь главными были страницы, посвященные этногенезу азербайджанского народа, ибо в остальном никаких различий не было. В итоге, в одной книге утверждается, что впервые тюрки появляются на территории Азербайджана лишь в IV в., тогда как в другом тюрки объявляются автохтонным населением, проживающим здесь по меньшей мере с III тысячелетия до н.э.! В одной книге утверждается, что название страны «Азербайджан» имеет древнеиранские корни и происходит от названия страны «Атропатена». В другой это же самое объясняется как производное от названия древнетюркского племени «ас»! Удивительно, но при этом в обеих книгах речь идет об одних и тех же племенах и народах (саки, массагеты, киммерийцы, кутии, турукки, албаны и др.), но в одном случае они объявляются частью древнеиранского или местной кавказской группы языков, в другом эти же племена объявляются частью древнетюркского мира! Итог: в первой книге ушли в сторону от подробного освещения проблемы этногенеза азербайджанского народа, ограничившись краткой констатацией, что лишь в средние века, в период с IV по XII века шел процесс образования азербайджанского народа на основе прибывавших постоянно в эти столетия различных тюркских племен, смешивавшихся при этом с местными ираноязычными и другими племенами и народами. Во второй книге наоборот, этот вопрос был выделен в особую главу, где традиционная концепция образования азербайджанского народа подверглась критике и указано, что тюрки издревле проживали на территории Азербайджана.
Как мог убедиться читатель, проблема происхождения азербайджанцев пока ещё весьма далека от своего разрешения. К сожалению, ни одна из гипотез происхождения азербайджанцев по сей день, не исследована в полном объеме, то есть в соответствии с требованиями, которые предъявляет современная историческая наука к подобным этногенетическим исследованиям.
К сожаленью нет и достоверных фактов подкрепляющих вышеуказанные гипотезы. До сих пор нет специального археологического исследования, посвященного происхождению азербайджанцев. Мы не знаем, например, чем отличалась материальная культура маннев от культуры мидийцев, луллубеев, хурритов. Или например, чем отличались друг от друга в антропологическом отношении население Атропатены от населения Албании? Или же чем отличался погребения хурритов от погребений каспиев и кутиев? Какие лингвистические особенности языка хурритов, кутиев, каспиев, маннеев сохранились в азербайджанском языке? Не найдя ответ на эти и множество аналогичных вопросов по археологии, лингвистике, антропологии, генетике и другим смежным наукам, мы не сможем решить проблему происхождения азербайджанцев.
Известный российский ученый Л.Клейн пишет: ««Теоретически», «в принципе», можно, конечно, понастроить сколько угодно гипотез, развернутых в любых направлениях. Но это если нет фактов. Факты сковывают. Они ограничивают полосу возможных поисков».(12)
Я надеюсь, что анализ археологических, лингвистических, антропологических, письменных и других материалов, рассмотренных в этой книге и их оценка, даст мне возможность определить истинных предков азербайджанцев.

Литература:

1. Г. М. Бонгард-Левин. Э. А. Грантовский. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история М. 1983. стр.101-

2. Г. М. Бонгард-Левин. Э. А. Грантовский. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история М. 1983. стр.101-
http://www.biblio.nhat-nam.ru/Sk-Ind.pdf

3. И.М.Дьяконов. История Мидии. От древнейших времен до конца IV в до н.э. М.Л. 1956, стр. 6

4. (И.М. Дьяконов Книга воспоминаний. 1995.

5. Медведская И.Н., Дандамаев М.А. История Мидии в новейшей западной литературе
«Вестник древней истории», No 1, 2006. С. 202-209.
http://liberea.gerodot.ru/a_hist/midia.htm

6.В.Шнирельман, «Мифы диаспоры».

7. В.А.Шнирельман. Ответ моим азербайджанским критикам.«Еркрамас»,

8. Шнирельман В.А.Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.стр.3

9. В.А.Шнирельман. Ответ моим азербайджанским критикам.«Еркрамас»,

10. Шнирельман В.А.Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.стр.

11. Клейн Л.С. Трудно быть Клейном: Автобиография в монологах и диалогах. - СПб.:
2010. стр.245

Азербайджанский народ

Азербайджанцы, или Azarbaijanis - тюркский народ, живущий, главным образом, в северо-западном Иране (более 30 млн) и Азербайджанской Республике (около (9,5 млн), так же в соседних государствах- Грузии(около 600 тыс), России (около2 млн), Туркмении (более 30 тыс) и ранее в Армении (около 500 тыс). Азербайджанцы - преобладающе шиитские мусульмане и имеют смешанное культурное наследие включая тюркские, иранские и белые элементы.

Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами - гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., - и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI-XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Многие исследователи полагают, нынешние азербайджанцы - также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана. На это указывает и генетический анализ mtDNA , т.е. нынешнее население Азербайджана ближе к европейцам, чем к жителям Востока.
Во многих отношениях азербайджанцы - евроазийцы

В настоящее время приблизительная численность азербайджанской диаспоры в мире составляет более 50 миллионов. Политическая, экономическая и социально-культурная деятельность наших соотечественников, проживающих на пяти континентах мира так же различна, как и страны, в которых они проживают. Актуальность темы азербайджанской диаспоры сохраняет на повестке дня вопрос, связанный с выяснением географии распространения азербайджанцев и уточнение численности наших соотечественников.
Отсутствие конкретных статистических данных в этой области проистекает из объективных реалий. До начала ХХ века азербайджанцы, переезжавшие в соседнюю Россию, принимались и регистрировались там как "татары", а переехавшие в Турцию как "азербайджанские тюрки". У наших соотечественников, проживающих в южном Азербайджане, шёл процесс самоидентификации как "иранских подданных".

Эта ситуация привела в итоге к восприятию азербайджанцев, проживающих в зарубежных странах, как составной части русской, тюркской и персидской диаспоры. В подобной ситуации наши соотечественники столкнулись с угрозой ассимиляции с диаспорами других народов.

Однако, несмотря на столь серьезные проблемы и сложности, азербайджанцы всегда сохраняли свою национальную принадлежность, старались не утрачивать связь с исторической Родиной. На сегодняшний день существование нашей диаспоры в различных странах мира связано именно с этим фактором.

Так, большинство азербайджанцев, поселившихся на Американском континенте, являются нашими соотечественниками, переселившимися из Ирана. Поток наших соотечественников из Турции, начавшийся с 1970 года и из Азербайджана - с 1991 года, повлиял на состав нашей диаспоры на этом континенте и ее социально - экономическую деятельность.
Вторым континентом с обширной географией распространения азербайджанской диаспоры и численному составу является Европа. По последним статистическим данным, численность азербайджанцев в Турции и России составляет миллионы, в Украине и Белоруссии, Германии, Великобритании сотни тысяч, Польше, Испании, Австрии, Албании, Финляндии, Португалии более десятков тысяч человек. Численность азербайджанцев, расселившихся в других западных странах, колеблется в пределах 2-10 тысяч. Большинство наших соотечественников, поселившихся в Голландии, Бельгии, Дании, Швейцарии и Германии, - это азербайджанцы, переехавшие из Турции. Большинство же наших соотечественников, проживающих в Великобритании, Чехии, Словакии, Польше, Австрии, Эстонии, Беларуси, России, Украине, Молдове и Франции - родом из Северного Азербайджана.

Третья большая часть азербайджанской диаспоры поселилась на Азиатском континенте. Численность их в Бангладеш, Индии, Афганистане, Палестине, Иордании, Республиках Средней Азии достигает сотен тысяч, Индонезии, Йеменской Арабской Республике, Йеменской Демократической Республике, Китае, Объединённых Арабских Эмиратах, Омане, Саудовской Аравии и Сирии десятков тысяч, а в Ираке - одного миллиона человек.

Численность азербайджанцев, расселившихся в Африке составляет сотни тысяч, а в Судане 17000 человек. В целом, за последнее время появились факты, свидетельствующие о существовании наших соотечественников в Южно-Африканской Республике и Заире.
Имеются сведения о проживании около 10000 азербайджанцев на Австралийском континенте.

Численность азербайджанцев по различным странам мира приведена в нижеуказанной таблице (по приблизительным подсчетам):

1. США 1.000.000
2. Республика Албания 12.000
3. Федеративная Республика Германии 300.000
4. Австралийский Союз 8.000
5. Австрийская Республика 19.000
6. Республика Аргентина 12.000
7. Народная Республика Бангладеш 170.000
8. Королевство Бельгия 13.000
9. Республика Беларусь 8000
10. Объединённые Арабские Эмираты 55.000
11. Бирма 7.600
12. Республика Болгария 64.400
13. Великобритания 70.000
14. Бразильская Федеративная Республика 74.000
15. Королевство Бутан 1.500
16. Республика Чехия 2.000
17. Китайская Народная Республика 30.000
18. Королевство Дании 56.000
19. Республика Эстония 1.800
20. Афганистан 430.000
21. Народно-Демократическая Республика Алжир 260.000
22. Республика Финляндия 11.600
23. Французская Республика 70.000
24. Республика Грузия 600.000
25. Республика Индия 300.000
26. Республика Индонезия 44.600
27. Иорданское Хашимитское Королевство 410.000
28. Республика Ирак 800.000
29. Исламская Республика Иран 30.000.000
30. Республика Ирландия 4.000
31. Государство Испания 14.000
32. Королевство Швеция 20.000
33. Швейцарская Конфедерация 15.000
34. Итальянская Республика 30.000
35. Республика Канады 174.000
36. Государство Кувейт 18.000
37. Республика Казахстан 90.000
38. Республика Кыргызстан 16.000
39. Латвийская Республика 1.700
40. Литовская Республика 1.500
41. Венгерская Республика 26.000
42. Республика Мальта 2.500
43. Соединённые Штаты Мексики 26.000
44. Арабская Республика Египет 850.000
45. Республика Молдова 5.000
46. Республика Монголия 4.800
47. Королевство Нидерландов 20.000
48. Королевство Норвегии 50.000
49. Султанат Оман 19.000
50. Республика Узбекистан 60.000
51. Исламская Республика Пакистан 350.000
52. Польская Республика 10.000
53. Республика Португалия 8.000
54. Республика Румыния 44.000
55. Российская Федерация 2.000.000
56. Саудовская Аравия 40.000
57. Словакия 2.000
58. Суданская Демократическая Республика 17.000
59. Сирийская Арабская Республика 92.500
60. Республика Таджикистан 13.400
61. Турецкая Республика 3.000.000
62. Республика Туркменистан 33.300
63. Республика Украина 500.000
64. Япония 10.000
65. Новая Зеландия 2.000
66. Йеменская Демократическая Республика 26.000
67. Йеменская Арабская Республика 32.000
68. Югославия 5.900
69. Греческая Республика 12.400

Азербайджанский язык объединяет азербайджанцев и взаимно понятен с туркменским (Кэшкаем) и анатолийским турецким языком (включая диалекты, на которых говорят иракские туркмены), которые принадлежат группе Oghuz (или Западный)- группе тюркских языков. Древние жители области говорили на Древнем языке Azari. В XI в н.э. в результате завоеваний сельджуков племена тюркских языков Oghuz начали преодолевать иранское плато и устремились на Кавказ и Анатолию В результате создалось новое языковое поле, в основу которого легли тюркские языки Oghuz., смешенные с другими местными диалектами, а также с персидским языком.
Самые ранние азербайджанские письмена прослеживаются ещё до великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви (1141-1209 гг), который заложил основу классического азербайджанского языка. Как свидетельствуют источники, уже в XIII-XIV вв. на азербайджанском языке говорило большинство жителей Азербайджана. Не только к югу от реки Куры, но и к северу от нее, в Ширване преобладал азербайджанский язык. Немало сведений дают об этом и итальянские авторы, посетившие Азербайджан в тот период.
В XIII-XIV вв. культурная роль азербайджанского языка значительно возросла. По мнению известных востоковедов, он стал литературным языком для разноплеменного тюркоязычного населения Ирана, Ирака и отчасти восточного региона Малой Азии. На азербайджанском языке писали поэты, жившие вне пределов Азербайджана - Нур Хасан, Бурхан ад-дин Сивасский и др. В XV в. азербайджанский язык еще сохранял свое международное значение. А столица государства Тебриз был к тому же, как пишет профессор Манчестерского университета К.Э. Босворт, крупным центром учености, где особое предпочтение оказывалось естественным наукам

Большинство азербайджанцев - шиитские мусульмане. Религиозные меньшинства включают мусульман. В тоже время достаточное число азербайджанцев, проживающих в современном Азербайджане не относят себя к истовым ревнителям какого-либо направления ислама - описывают себя как культурные мусульмане. Есть небольшое количество Суфиев Naqshbandi среди мусульманских азербайджанцев. Христианское число азербайджанцев приблизительно 5,000 в стране и состоит главным образом из недавних новообращенных. Некоторые Азербайджанцы из сельских районов сохраняют предисламские анимистические верования, такие как неприкосновенность определенных мест и почитание определенных деревьев и скал. В традициях республики Азербайджан от других религий часто празднуются в дополнение к исламским праздникам, включая Norouz и Christmas.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!