Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Монстр танки второй мировой. Сверхтяжелая САУ P1500: ещё один монстр Третьего Рейха

11 марта 1941 года Разведуправление Генерального штаба РККА представило «наверх» специальное сообщение №316 «О тяжёлых танках Вермахта», в котором сообщалось: «По сведениям, требующим дополнительной проверки, немцы начинают строить три образца тяжёлых танков:

Кроме того, на заводах «Рено» производится ремонт 72-тонных французских танков, участвовавших в войне на Западе (реальный вес танка Char B1bis , переименованного немцами в Pz. Kpfw. B2 740(f), составлял 32 тонны. Устаревший же танк Char 2C весом 75 тонн в распоряжении Вермахта оказался только один – прим. автора). По сведениям, поступившим в марте мес. с. г. и требующим проверки, на заводах «Шкода» и «Крупа» ставится производство 60 и 80 т танков» (Источник – «Россия. XX век. Документы», В.П. Наумов, А.Н. Яковлев (в 2-х книгах), книга 1-я).

Значительно позже выяснилось, что советские разведчики получили дезинформацию, которая, скорее всего, была подброшена Абвером. На самом деле весной 1941 года танковые конструкторы компании «Хеншель и сын» только заканчивали сборку прототипа своего 65-тонного танка VK6501(Н), а разработанные в 1938 году той же компанией прототипы тяжёлых DW I и DW II едва дотягивали по весу до тридцати тонн. VK3001(Н) Хеншеля и VK3001(Р) фирмы Порше также находились в этой весовой категории. Самой мощной пушкой, которую планировали устанавливать на свои танки немецкие конструкторы, было 88-мм орудие KwK 36 L/56 с длиной ствола 56 калибров и баллистикой зенитного орудия (позже её устанавливали на танки «Тигр»). И то, прототип VK3001(Р), вооружённый этим орудием, изготовили только в октябре 1941 года. Таким образом, ни о каких танках весом 90 тонн со 105-мм пушками весной 1941 года в Третьем Рейхе речи не велось.

Трофейный французский Char 2C – самый тяжёлый и самый бесполезный танк, имевшийся у Вермахта в первой половине 1941 года
Источник - worldoftanks.eu

Тем не менее, у руководства СССР полученная информация вызвала немалую озабоченность. Производившиеся на Ленинградском Кировском заводе (далее – ЛКЗ) тяжёлые танки КВ-1 и КВ-2 явно проигрывали по забронированности мифическим немецким 90-тонным монстрам, а КВ-1 со своей 76,2-мм пушкой Ф-32 – ещё и по вооружению.

6 апреля 1941 года в кабинете у А.А. Жданова, исполнявшего обязанности заместителя председателя Совнаркома (далее – СНК) по вооружениям (вице-премьер-министра в сталинском правительстве) началось совещание с участием руководства ЛКЗ, Ижорского завода (поставлявшего бронекорпуса тяжёлых танков) и Горьковского завода №92 (производившего танковые пушки). После двух дней споров и прений 7 апреля 1941 года было принято постановление СНК №827-345, согласно которому ЛКЗ обязывали разработать новые тяжёлые танки КВ-3 (лобовая броня – 115-120 мм), КВ-4 (лобовая броня – 140-150 мм) и КВ-5 (лобовая броня – 170 мм). Непосредственно для КВ-5 документом устанавливались следующие требования:

…О танке КВ-5.

Директору Кировского завода т. Зальцману:

1. Спроектировать и изготовить к 10 ноября 1941 г. танк КВ-5. Разработку конструкции корпуса танка и штампованной башни произвести совместно с конструкторами Ижорского завода исходя из следующих основных характеристик КВ-5:

а) броня лобовая 170 мм, борт 150 мм, башня 170 мм;

б) вооружение 107-мм пушка ЗИС-6;

в) двигатель дизель мощностью 1200 л. с.;

г) ширина не более 4200 мм.

Предусмотреть при конструировании возможность транспортировки по железной дороге при всех условиях движения…

КБ ЛКЗ должно было уже к 15 июля 1941 года изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-5, а к 1 августа того же года – предъявить на утверждение в Народный комиссариат обороны СССР и Главное авто-бронетанковое управление Красной Армии макет и технический проект КВ-5.


Эскизный проект танка КВ-5
Источник – журнал «Танкомастер» №6, 2000 год

Ижорский завод обязали изготовить и поставить на Кировский завод корпус и башню КВ-5 к 1 октября 1941 года.

Горьковский завод №92, главным конструктором которого в то время был создатель прославленных артиллерийских систем ЗиС-2 и ЗиС-3 В.Г. Грабин , обязали сконструировать и запустить в серийное производство 107-мм танковую пушку, которой планировалось вооружить все три новые модели танков:

…Артиллерийское вооружение танков КВ-3, КВ-4, КВ-5.

1. Директору завода № 92 т. Елян и главному конструктору т. Грабину поручено разработать 107-мм танковую пушку с начальной скоростью снаряда 800 м/с под унитарный патрон с бронебойным снарядом весом 18,8 кг и по разработанному проекту изготовить, испытать и сдать к 1 июня 1941 г. опытный образец этой пушки для испытания в танке КВ-2.

Грабин, активно внедрявший на своём предприятии принцип максимальной унификации всех создаваемых «изделий», взял обязательство разработать и наладить поточное изготовление новых пушек в течение сорока пяти дней, что является потрясающе коротким сроком даже для современной промышленности (данное обязательство было зафиксировано в постановлении). Графики изготовления прототипов КВ-3, КВ-4 и КВ-5 (а для первой модели – и серийного выпуска) были составлены в полном соответствии с графиками поставок горьковчанами 107-мм пушек.

Василий Гаврилович Грабин
Источник – wikipedia.org

Главному конструктору ЛКЗ по моторостроению А.Д. Чаромскому ставилась задача спроектировать дизель мощностью 1200 л. с. на базе авиационных поршневых 12-цилиндровых V-образных дизельных двигателей водяного охлаждения М-40, устанавливавшихся на серийные самолеты ТБ-7 (Пе-8). Аналогичное задание получил Харьковский завод №75, где создали первый в Европе танковый дизель В-2, а также Ворошиловградский тепловозостроительный завод.

Тернии конструктора Цейца

На Кировском заводе танку КВ-5 присвоили производственный индекс «Объект 225», и работы над ним велись в специальном танковом конструкторском бюро СКБ-2. Генеральный конструктор СКБ-2 Ж.Я. Котин ведущим инженером проекта назначил одного из самых опытных своих подчинённых – человека сложной судьбы Николая Валентиновича Цейца, чей эскизный проект больше других соответствовал представлениям руководства ЛКЗ о новом танке. Ряд других конструкторов СКБ-2 также предложили свои чертежи (включая традиционную башенную компоновку (Н.Ф. Шашмурина) и компоновку силовой установки в центре, за спиной механика-водителя (М. И. Креславского), но предпочтение отдали проекту Цейца.

Цейц окончил один из элитных инженерных ВУЗов страны – МВТУ имени Баумана и с самого начала создания КБ Орудийно-арсенального треста, занимавшегося проектированием новых моделей бронетехники (с которого, собственно, и началось танкостроение в СССР) работал в нём. В конце 20-х годов его отправили в Казань для сотрудничества с немецкими инженерами в рамках проведения испытаний экспериментальных моделей немецких танков, проводившихся на полигоне совместной советско-немецкой танковой школы КАМА.

Однако общение с иностранными коллегами ничем хорошим для советского инженера не закончилось. 2 октября 1930 года его арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности, а в апреле 1931 года он был приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей, которые ему заменили работой в КБ технического отдела экономического управления ОГПУ (легендарные «шарашки» появились в СССР задолго до Л.П. Берии). Здесь Цейц работал над проектом тяжёлого 70-тонного танка.

Николай Валентинович Цейц
Фото из архива П. Кириченко и М. Павлова

Через год, 22 апреля 1932 года, Николая Валентиновича освободили досрочно, и он уже в качестве вольнонаёмного работника приступил к усовершенствованию конструкции недавно созданного и запускаемого в серию танка Т-35.

В 1934 году Цейца направили работать на ленинградский завод опытного машиностроения №185, где он возглавил работы по созданию экспериментальной трёхбашенной машины Т-29 и усовершенствованной версии нового на тот момент трёхбашенного танка Т-28, который она должна была заменить.

Николай Валентинович тесно сотрудничал с Кировским заводом, так как прототипы Т-29 собирались на его производственной базе, и в 1937 году ему предложили перейти в СКБ-2. Однако этот переход оказался несвоевременным, так как завод накрыла волна арестов руководящего и конструкторского персонала. Попал в эту волну и Цейц – в 1938 году он был отстранён от работы над новым танком прорыва СМК и арестован. Однако, как ценного научного специалиста, его вернули к работе, оставив при этом под арестом.

Именно такой человек возглавил работы над проектом самого тяжёлого в истории СССР танка. Помимо этого, группа Цейца создала собственный вариант эскизного проекта тяжёлого танка КВ-4, характеристики которого оговаривались тем же постановлением СНК, что и для КВ-5. Котин объявил среди конструкторов СКБ-2 конкурс проектов, и в результате ему было предоставлено около двух десятков эскизных предложений. В результате, ни один из вариантов КВ-4 не рассматривался в качестве прототипа для изготовления опытного образца, и в июне работы по этому танку были прекращены в пользу КВ-5, в эскизном проекте которого, выполненном лично Цейцем, использовались некоторые решения, найденные им для КВ-4.


Проект танка КВ-4 Н.В. Цейца
Источник – alternathistory.org.ua

Последний довоенный проект ЛКЗ

Работы над танком КВ-5 начались в июне 1941 года. Для проектирования машины была образована бригада конструкторов в составе: К.И. Кузьмина (корпус), Л.Е. Сычева (башня и установка вооружения), Н.Т. Федорчука (ходовая часть).

Корпус КВ-5, в отличие от других KB, не имел гнутых деталей (за исключением кормового нижнего листа), и бронелисты соединялись друг с другом гужонами и электросваркой. Толщина лобовых деталей корпуса и башни достигала 180 мм. Толщина бортов и кормы корпуса – 150 мм, крыши и днища – 40 мм.

В процессе работы проявилась масса технических проблем, для решения которых приходилось подыскивать приемлемые решения. По предварительным расчётам, масса танка достигала 100 тонн. Так как авиационные дизели М-30 или М-40 мощностью 1250-1500 л.с. сочли непригодными для использования в КВ-5, а приемлемой замены им советские конструкторы на тот момент не создали, было принято решение использовать в качестве силовой установки танка два параллельно установленных дизельных двигателя В-2. Они соединялись с коробкой передач и бортовыми фрикционами с помощью промежуточного редуктора. С учётом того, что и фрикционы, и коробка передач полностью повторяли конструкции агрегатов, которые использовались на серийных КВ, у КВ-5 в случае его реализации в металле, неизбежно появились бы те же проблемы с ходовой частью, какими страдали КВ-1 и КВ-2.

Основная задержка с серийным производством танка КВ-3 возникла из-за башни, которую планировалось производить методом штамповки из цельного листа брони, но наладить процесс никак не удавалось. Таким же образом первоначально конструкторы Цейца хотели изготавливать башню и для КВ-5, но потом отказались от этой затеи и предложили делать её сварной из катанной листовой брони.


3-D модель танка КВ-5
Источник – playnewgame.ru

Компоновка КВ-5 предлагалась классическая – с последовательно расположенными отделением управления, боевым отделением и размещавшимся в кормовой части моторно-трансмиссионным отделением (далее – МТО). В конструкции нового танка проектировщики старались максимально использовать элементы серийной машины КВ-1, чтобы минимизировать его себестоимость и упростить ремонт и снабжение запчастями в боевых условиях. Для экономии массы и уменьшения поражаемого силуэта корпус КВ-5 попытались сделать максимально низким – высотой 920 мм. Однако возникла проблема с размещением механика-водителя и стрелка-радиста. Для них конструкторы спроектировали две небольшие башенки, выступавшие из крыши корпуса над отделением управления.

Башенка, установленная над головой механика-водителя с левой стороны танка, больше походила на бронированный откидной колпак со смотровыми щелями, обеспечивавший лучший обзор, чем на обычном танке КВ. Толщина брони колпака была такой же, как и у лобовых бронедеталей машины – 170 мм. На марше механик-водитель мог открывать колпак в сторону для удобства наблюдения за дорогой.

В распоряжение стрелка-радиста предоставлялась башенка с установленным в ней пулемётом ДТ, причём её высота позволяла вести огонь поверх бронеколпака-башенки механика-водителя. За счёт особенности конструкции пулемёт также получил большой сектор обстрела по вертикали, что позволяло вести огонь и по воздушным целям.

В ромбовидной высокой башне КВ-5 и под ней разместили просторное боевое отделение, предназначавшееся для командира, наводчика и двух заряжающих. Увеличенная высота башни была вызвана требованием заказчиков предусмотреть возможность ведения навесного гаубичного огня. Чтобы предупредить утыкание казённика танковой пушки в днище, её пришлось значительно приподнять над корпусом. Для облегчения заряжания пушки погон башни увеличили до 1840 мм, что было на 300 мм больше, чем у КВ-1. В стремлении уменьшить общий силуэт танка его корпус сделали высотой всего 920 мм, однако в части МТО высота корпуса увеличивалась до 1300 мм.


Танк КВ-5, рисунок
Источник – stopgame.org.ua

Над местом заряжающего в задней части башни (с левой стороны в крыше) сконструировали пулемётную башенку под пулемёт ДТ, идентичную башенке стрелка-радиста, но значительно более низкую. Командира танка расположили справа от пушки, а над его местом спроектировали командирскую башенку с пятью смотровыми призменными приборами и перископом, который позволял вести наблюдение поверх пулемётной башенки. Наводчик располагался слева от орудия, его место снабдили призменным прибором наблюдения, оптическим и панорамным прицелами.

Основную часть боекомплекта 107-мм пушки планировали разместить в кормовой нише башни, а остальные снаряды должны были храниться в укладках боевого отделения внутри корпуса танка.

Ходовая часть танка была почти полностью идентична танку КВ (из-за увеличения длины корпуса в конструкцию добавили два опорных катка и один поддерживающий ролик, доведя их общее количество соответственно до восьми и четырёх на один борт). Подвеска использовалась индивидуальная торсионная.

Пушка для нерождённых монстров

КБ Грабина и Горьковский завод №92 своё обязательство по скоростному конструированию 107-мм танкового орудия перевыполнили. Не через 45, а уже через 38 дней новая пушка ЗиС-6 была готова к полигонным испытаниям. Она использовала серийный унитарный 107-мм снаряд, выпускавшийся в СССР для 107-мм дивизионной пушки M-60 образца 1940 года (конструкторы только предлагали несколько усилить мощность порохового заряда патрона). Механический досылатель заряжания горьковские конструкторы позаимствовали у собственной экспериментальной разработки – 107-мм танковой пушки Ф-42, созданной в КБ Грабина в 1940 году в инициативном порядке параллельно с 76-мм Ф-32 (устанавливалась в КВ-1), Ф-34 (Т-34) и 85-мм пушкой Ф-39.

Ствол ЗиС-6 проходил испытания уже в апреле 1941 года на лафете 152-мм гаубицы МЛ-20. В мае первый экземпляр пушки был изготовлен и установлен на танк КВ-2. Он проходил испытания до середины июня 1941 года, после чего, на том же танке, отправился на Артиллерийский научно-исследовательский опытный полигон (до революции 1917 года – Охтинское опытное поле, в наше время – Гороховецкий артиллерийский полигон под Санкт-Петербургом). На испытаниях пушка показала себя мощным и надёжным орудием – при массе снаряда в 16,6 кг и скорости 800 м/с мощность ЗиС-6 оказалась в 4,4 раза выше, чем мощность пушки Ф-32 (штатного вооружения серийных КВ-1). Это говорило о том, что пушка ЗиС-6 могла поразить практически любой современный ей серийный танк на расстоянии, превышающем километр. При этом за счёт использования унитарных снарядов её скорострельность была значительно выше, чем у 152-мм гаубицы, установленной в башне КВ-2.


Испытание 107-мм пушки ЗиС-6, установленной на танке КВ-2
Источник – roundstable.com

Пушка была готова, но танки, для которых она создавалась, так и не были собраны. Работы над производством башни для КВ-3 приостановились, КВ-5 существовал лишь на бумаге (в чертежах и эскизах), а работы по КВ-4 остановили ещё на стадии утверждения эскизного проекта.

Между тем, 22 июня 1941 года началась война, показавшая, что самыми тяжёлыми машинами, которыми располагал Вермахт, оказались Pz.Kpfw.IV и безнадёжно устаревшие трофейные французские B-1bis, часть которых немцы переделали в огнемётные. Броню этих машин спокойно пробивало штатное вооружение советских танков КВ-1 и Т-34 , а потому уже в середине августа все работы и по КВ-3, и по КВ-5 были остановлены. Группу Цейца переориентировали на модернизацию танка КВ-1, что в 1942 году вылилось в создание его скоростной модели КВ-1С.

Уже в июле 1941 года возникла угроза появления возле Ленинграда немецких и финских войск, а потому в том же месяце началась эвакуация ЛКЗ на Урал, на производственные площади Челябинского тракторного завода. Прекращение работ над КВ-5 совпало с отъездом конструкторов завода на восток. В 1942 году Николая Валентиновича Цейца освободили из-под ареста, но в том же году он умер прямо на заводе во время работы над новым танком КВ-13.

Горьковский завод №92 начал серийное производство пушек ЗИС-6 1 июля 1941 года, и согласно отчету, «в июле-августе 1941 года было изготовлено пять серийных орудий ЗИС-6, после чего их производство прекращено из-за неготовности тяжелого танка». Однако Грабин в своих мемуарах утверждал, что этих пушек было изготовлено значительно больше: «…производство ЗИС-6 расширялось, а между тем танка, для которого ее предназначали, все не было. Кировский завод и к началу войны не поставил нового танка. Не берусь судить о причинах, по которым танкостроители не выполнили постановления ЦК и СНК. Отсутствие танка заставило нас вначале приостановить выпуск ЗИС-6, а затем и вовсе снять пушку с производства. Даже сегодня писать об этом горько и больно: в те дни, когда на фронт забирали орудия из музеев, все, что могло стрелять, около 800 современных мощных танковых пушек были отправлены на переплавку в мартен. Такова была цена «ведомственных неувязок»…»

Многие исследователи утверждают, что Грабин приводит неправдивые данные, и ссылаются на официальный отчёт завода. Однако они забывают об одной особенности работы предприятия №92 и его взаимоотношениях с военной приёмкой, которые сложились как раз в период 1940-41 годов. Танковая пушка Ф-34 была запущена на заводе в серийное производство, когда государственного заказа на неё не было. Директор завода №92 А.С. Елян и главный конструктор В.Г. Грабин на свой страх и риск приняли решение запустить «изделие» в серию, чтобы к моменту, когда военное руководство СССР осознает, что танковая пушка Л-11 (которую тогда устанавливали на «тридцатьчетвёрки») имеет низкую надёжность, у предприятия уже был значительный запас изготовленных орудий. К чести этих людей надо сказать, что в своих расчётах они оказались правы целиком и полностью.

Точно такая же ситуация сложилась и с легендарными полковыми 76-мм пушками ЗиС-3. В начале 1941 года заместитель Наркома обороны СССР маршал Кулик отказался заказывать их у завода №92. Осознавая, что вскоре грянет война, Елян и Грабин снова начали несанкционированное серийное производство этих артсистем, и когда фронту потребовались на порядки большие объёмы пушек, горьковчанам было что загружать в эшелоны.

Скорее всего, так же обстояло дело и с ЗиС-6. По документам производство этой пушки началось 1 июля 1941 года. На практике же Грабин мог инициировать начало серийного производства сразу после окончания заводских испытаний, программа которых была значительно жёстче, чем на военных полигонах, что страховало завод от возможных неприятностей. Восемь сотен нигде не учтённых 107-мм пушек хранились на заводе, занимая место и содержа металл, который был так необходим фронту, поэтому когда стало понятно, что ни КВ-3, ни КВ-5 производиться не будут, их поторопились сдать на переплавку. Когда же во второй половине 1942 года в Сальских степях и под Ленинградом появились первые немецкие «тигры», советским танкистам нечем было с ними бороться. Хотя ЗиС-6 вполне можно было установить на шасси КВ-1С или ИС-1, в силу сложившихся обстоятельств этого не случилось.

КВ-5 – современные фантазии

Интересна ситуация, сложившаяся вокруг КВ-5 уже в новейшее время. В ряде источников встречаются упоминания о некоем танке КВ-5бис или КВ-6 «Бегемот», который якобы разрабатывался на ЛКЗ под руководством Ж.Я. Котина. Встречаются фотографии пластиковых моделей и 3-D изображений этого танка, количество башен которого варьируется от трёх до шести. На бронированного монстра, число опорных катков которого ограничивается только фантазиями горе-«конструкторов», «лепились» башни всех известных танков начального периода войны, а иногда и реактивная система залпового огня БМ-13. Западные источники по своему обычаю привязывать всё, создаваемое в СССР, к именам Сталина и Молотова, назвали эту популярную в Сети машину «Сталинским оркестром». Тем не менее, не найдено ни одного документального подтверждения попыток или даже мыслей о создании этой конструкторской несуразицы советскими КБ.


Фейковый танк «Сталинский оркестр»
Источник – socia.sk

«Крыса» (нем. «Ratte»), Р1000 -- обозначение сверхтяжёлого танка прорыва и артиллерийской поддержки, сухопутного крейсера массой до 1000 тонн, проект которого разрабатывался в Германии в 1942-1945 годах. Сведений об изготовлении хотя бы одного прототипа не имеется.

В июне 1942 году концерном «Крупп» Гитлеру был представлен проект сверхтяжёлого 1000-тонного танка. После обсуждения проекта с Рейхсминистром вооружений Альбертом Шпеером, проект получил условное обозначение «Ratte» -- «Крыса» (очевидно, по аналогии с проектом танка «Maus» -- «Мышь»).Конструкторами танка были инженер Эдвард Гротте и доктор Гаккер.

Ещё до войны, во время работы в СССР с группой немецких специалистов, которых специально пригласили в марте 1930 года для работы над созданием новых танков, Гротте предлагал советским военным кругам проекты подобных сверхтяжёлых танков, которые были отвергнуты в пользу отечественных проектов из-за трудностей в реализации отечественной промышленностью технически сложных новаторских разработок Гротте.

При предполагаемом артиллерийском вооружении танк «Крыса» теоретически мог бы бороться (например, в качестве подвижного форта береговой обороны) даже с морскими крейсерами и линкорами.[источник не указан 47 дней] В сухопутной войне танк «Крыса», обладая, вероятно, низкой подвижностью (вследствие больших размеров и сравнительно низкой удельной мощности), был бы неуязвим для огня артиллерийских орудий (кроме сухопутной артиллерии особой мощности) и противотанковых мин, но не защищён от бомбардировок с воздуха.

Танк «Крыса» мог рассматриваться как одно из возможных воплощений «оружия возмездия», однако его создание не способно было оказать существенного влияния на ход войны, в связи с чем данный проект представляет интерес лишь как технический казус.

P. 1500 Monster

Landkreuzer P. 1500 Monster (Сухопутный крейсер P. 1500 Монстр) -- немецкий сверхтяжёлый танк, который так и остался «на бумаге».

Из-за малой известности нет точного изображения этого танка. Landkreuzer P. 1500 «Монстр» был проектом сверхтяжелого танка, планируемого для установки на него орудия Krupp 800mm Schwerer Gustav, таким образом представляя собой огромную САУ. Он должен был стрелять снарядами массой 7 тонн на расстояние до 37 км. В основном он должен был использоваться против хорошо укреплённых сооружений. В случае постройки, он бы легко перегнал Panzer VIII Maus, и даже огромный Landkreuzer P. Ratte 1000 в размере, но мощности двигателей хватило бы для развития скорости лишь 10-15 км/час. Он бы имел 42 м (138 футов) в длину, весил бы 2500 тонн, имел бы толщину лобовой брони корпуса 250 миллиметров, 4 V-образных дизельных двигателя и рабочий экипаж более 100 человек.

23 июня 1942 Немецкому Министерству по вооружению был предложен проект Landkreuzer P. 1000 Ratte. Адольф Гитлер заинтересовался проектом и разрешил «воплощение в металл» этого танка. В декабре того же года появился новый проект -- 1500-тонный танк «Монстр» (Landkreuzer P. 1500 Monster). В начале 1943 года Альберт Шпеер отменил проект.

Проектный вес С-1500 превысил все нормы -- одно лишь его основное орудие весило почти 500 тонн. Другим фактором являлась необходимость сильного бронирования и наличия большого количества вспомогательного оружия. Из-за огромной проектной массы перед разработчиками стояла серьёзная проблема -- обеспечение машине способности к передвижению как таковой.

Изначально предполагавшиеся в качестве силовой установки танка восемь Daimler-Benz оказались слишком слабыми, после чего разработчиками было принято решение о использовании для машины четырёх V-образных двигателей MAN (6500 л.с. каждый), использовавшихся на подводных лодках типа VII. Однако даже с такой мощной силовой установкой танк не смог бы развить скорость более 20 км/ч, и для его обслуживания потребовалось бы более 100 человек экипажа.

Так P.1500, даже если бы был закончен, не нашёл бы практического применения в военных действиях. И хотя его толстая броня и мощная артиллерия создавали бы проблемы для наземного противника, ввиду сильно ограниченной маневренности танк был бы уязвим для атак авиации. Его просто-напросто невозможно было спрятать от атак с воздуха -- звено штурмовиков с лёгкостью могло бы уничтожить этого сухопутного гиганта (даже при условии прикрытия его расчётом ПВО), что в принципе было ясно ещё на стадии проектирования. Усиленное прикрытие же его от авиации было бы делом весьма затратным (что по непроверенным данным и явилось отказом даже проектировать эту весьма дорогую машину, которую можно уничтожить оружием, относительная стоимость которого была просто несоизмеримо ниже самого P.1500). При таких условиях единственное возможное применение машина могла бы найти только в глубоком тылу в качестве самоходного орудия (дальнобойная артиллерия), так как дальность артиллерийского огня в 50 км подходила для разрушения вражеских укреплений. Вблизи линии фронта использование P.1500 не представлялось бы возможным ввиду невозможности транспортировки. Помимо того, что ни по железной дороге, ни на низко рамном прицепе-тяжеловозе танк не мог бы транспортироваться, его огромные размеры и масса не позволяла использовать мосты и тоннели. О расходе топлива такой исполинской машиной можно только догадываться.

В годы Второй Мировой войны в Германии создавалось огромное количество самого разнообразного . Зачастую предлагаемые проекты выглядели фантастическими. Некоторые из них, несмотря ни на что, реализовали (например, Дору), а некоторые так и остались только на бумаге. К таким нереализованным проектам относится Landkreuzer P.1500 Monster («Сухопутный крейсер») - сверхтяжелый танк.


Немецкому Министерству по вооружению 23 июня 1942 года был предложен на рассмотрение проект Landkreuzer P. 1000 Ratte. Гитлер проектом заинтересовался и разрешил «воплощение в металл» данного танка. В том же году в декабре появился новый проект Landkreuzer P. 1500 Monster, который превосходил даже эту 1000-тонную машину. Альберт Шпеер в начале 1943 года отменил проект.

Из-за малой известности точного изображения данного танка нет. Landkreuzer P1500 был проектом сверхтяжелого танка, на котором планировалось установить орудие Krupp 800mm Schwerer Gustav. P1500 Monster, таким образом, представляя собой огромную самоходку, которая должна была стрелять 7-тонными снарядами на расстояние до 37 километров. Боекомплект пушки на Landkreuzer P. 1500 отсутствовал, снаряды должны были подвозиться на грузовиках. Основное предназначение САУ P1500 - уничтожение укрепленных сооружений. В случае постройки данной машины она по своим массогабаритным характеристикам легко превзошла бы Panzer VIII Maus и Landkreuzer P. Ratte 1000.

Проектная масса Landkreuzer P1500 превысила все нормы. Только одно его основное орудие имело массу почти 500 тонн. Другим неблагоприятным фактором была необходимость в сильном бронировании и наличие большого количества вспомогательного оружия. Огромная проектная масса перед разработчиками ставила серьезную задачу - обеспечение самоходке способности к передвижению.

В качестве силовой установки изначально предполагалось использовать 8 двигателей Daimler-Benz, но они оказались слишком слабыми. В связи с этим конструкторы решили взять для танка четыре V-образных дизельных двигателя MAN (мощность каждого 6500 л.с.), использовавшихся на подлодках типа VII. Однако даже такая мощная силовая установка вряд ли бы позволила танку развить скорость свыше 20 километров в час. Для обслуживания P1500 потребовалось бы более СТА человек экипажа.

Даже если бы танк P.1500 был закончен, вряд ли бы он нашел практического применения во время военных действий. Мощная артиллерия и толстая броня создали бы проблемы для наземного противника, поскольку сильно ограниченная маневренность танка делала его уязвимым для атак авиации. От атак с воздуха машину невозможно было спрятать - звено штурмовиков легко могло уничтожить этого сухопутного гиганта, а усиленное прикрытие от авиации потребовало дополнительных затрат. При таких условиях единственным возможным применением машины становился глубокий тыл, где она могла служить в качестве дальнобойной артиллерии.

Вблизи линии фронта применение P.1500 не представлялось бы возможным, поскольку транспортировка вызвала трудности. Кроме этого, танк не мог транспортироваться ни на низкорамном прицепе-тяжеловозе, ни по железной дороге. Огромные масса и размеры не позволяли использовать тоннели и мосты. Расход топлива такой исполинской машиной трудно даже вообразить.



Проектные тактико-технические данные:
Масса - 2500 тонн.
Длина с орудием - 48 м.
Длина корпуса - 42 м.
Ширина - 15 м.
Высота - 8 м.
Бронирование - от 70 до 300 мм.

Двигатели - 4 дизельных двигателя MAN M6v 40/46 U-Boot.
Вооружение:
Орудие Dora (Schwerer Gustav) калибра 800 мм.
Длина ствола - до 20 калибров.
Тип пушки - нарезная.
Дальность стрельбы - до 38 км.
2 гаубицы 15 cm sFH18 калибра 150 мм.
Автоматические пушки MG 151/15 калибра 15 мм.
Максимальная скорость - 20 км/ч.

Подготовлено по материалам:
alternathistory.org.ua
dvbs-woft.clan.su
www.achtungpanzer.eu

Немецкие конструкторы всегда тяготели к масштабным проектам, особенно это касается времен Второй Мировой войны, когда некоторые огромные по размерам образцы техники были выпущены германской промышленностью. Одним из таких машин является самый мощный танк в мире P1500 Monster, а также его собрат Landkreuzer P1000 Ratte, которые так и остались на бумаге.

Первым из этих двух танков был аппарат Landkreuzer P1000 Ratte, который был предложен на рассмотрение Гитлера в июне 1942 года. Согласно проекту вес мощного танка должен был составить 1000 тонн, ширина 14 метров, длина 35 метров, высота 11 метров, такие параметры делали его самым большим танком на земле. Тысячетонный аппарат мог под собственным весом проваливаться в землю, для решения этой проблемы конструкторы увеличили ширину гусениц до 3,6 метров, только при такой ширине он смог бы держаться на поверхности земли. Сами гусеницы состояли из трех секций, каждая длиной 1,2 метра.

Чтобы передвигать самый мощный танк в мире понадобился очень мощный двигатель, машину оснастили двумя двигателями MAN V12Z32/44, каждый из которых имел 24 цилиндра общей мощностью 8500 лошадиный сил. Данные двигатели использовались на германских подводных лодках. Согласно другому проекту, на танк должны были установить 8 двигателей Daimler-Benz MB501 мощностью 2 тысячи лошадиных сил каждый. Этот двигатель имел 20 цилиндров и во время Второй Мировой устанавливался на немецкие торпедные катера.

Оба варианта должны были обеспечить движение гиганта со скоростью примерно 40 километров в час, что является весьма быстро для такой мощной конструкции.

Самое главное ради чего задумывались данная машина были ее мощные орудия, на танк должны были установить два 280 миллиметровых орудия, которые использовались на военных кораблях. Помимо этого на него должны были установить восемь противовоздушных 20-ти миллиметровых пушек Flak38. Также огневую мощь усиливали две тяжелых мортиры Mauser 151/15, а также устанавливаемое в задней части корпуса танка мощное 128 миллиметровое орудие. Толщина брони 220 миллиметров.

Еще более мощный танк P1500 Monster должен был иметь одну 800 миллиметровую пушку. Помимо этого его броня должна была доходить до 360 миллиметров, самая мощная в то время. Противовоздушная оборона была представлена большим числом пушек. Передвигаться танк должен был при помощи четырех двигателей MAN V12Z32/44, общей мощностью 34 тысячи л.с.

В 1943 году Альберт Шпеер (Министр вооружений Германии) закрыл эти проекты, так как их строительство требовало большого напряжения сил от германской промышленности, к тому же их обслуживание на поле боя требовало задействования большого количества людей.

Landkreuzer P1000 Ratte и P1500 Monster называют нереализованными проектами гигантских танков гитлеровской Германии.


Так было всегда, что противоборствующие стороны в процессе военных действий обращают внимание на технику противника, используя в последствии наиболее интересные для себя идеи при создании техники. Исключением в этом списке не стала и гитлеровская Германия, в то время, когда шла Вторая Мировая Война. Практически точной копией танка советской армии Т-34 у немцев стал танк "Пантера". Однако это не значит, что Германия не имела своих интересных решений, аналогов которым в то время не было. В их основе лежали идеи, которые не использовались ранее вообще. Такими нововведениями, без сомнения, можно назвать проекты самых больших танков Landkreuzer P1000 Ratte и P1500 Monster, применить которые так и не удалось на деле.

23 июня 1942 года немецким Министерством вооружений, в обязанности которого входило также разработка подводных лодок, были предложены на суд Адольфа Гитлера проекты, включающие в себя гигантские танки, вес которых составлял 1000 и 1500 тонн каждый. Гитлер был человеком, одобряющим всяческие нестандартные решения, касающиеся области вооружения. Для машиностроительного гиганта Германии он поставил серьёзную задачу, обязав обеспечить воплощение в жизнь эти проекты. Первому танку-монстру предполагалось дать название Landkreuzer P1000 Ratte.

Примерные параметры этого танка должны были быть следующие: длина 35 метров, ширина - 14 метров и высота - 11 метров. Передвижение монстра должно было осуществляться с помощью гусениц, ширина которых составляла 3.6 метра, они состояли из трех секций, шириной 1.2 метра. Имея такую ширину гусеницы, обеспечивалась площадь взаимодействия с поверхностью, не позволяющая проваливаться ему под тяжестью собственного веса.

Управлять танком P1000, и его орудиями было поручено экипажу, состоящему из 20 человек, а перемещаться он должен был при помощи двух 24-цилиндровых двигателей MAN V12Z32/44, имеющими мощность 8500 лошадиных сил. Вообще данные двигатели применялись в производстве подводных лодок, а танку они обеспечивали мощность, в сумме которая составляла 17000 лошадиных сил. Затем, проведя различные инженерные расчеты, поступило предложение заменить два вышеупомянутых двигателя на восемь 20-цилиндровых двигателей, носивших название Daimler-Benz MB501. Они имели мощность в 2000 лошадиных сил каждый и применялись в производстве торпедных катеров.

Оба варианта обеспечивали скорость движения танка P1000 в 40-45 км/ч, что просто невероятно для машины таких внушительных размеров.

В основу вооружения танка P1000 ложились два используемых на кораблях орудия SK-C/34 калибра 280 мм, которые были установлены на основной поворотной башне. Задняя часть танка оснащалась дополнительной башней с одним 128-мм орудием. Чтобы иметь возможность защищаться от нападений с воздуха, было установлено восемь 20-мм зенитных орудий Flak38, а огневая защита данного гиганта обеспечивалась двумя тяжелыми орудиями-мортирами Mauser 151/15.

Существование проекта P1000 было только на бумаге, но это не помешало разработчика приняться за создание очередного проекта танка P1500, имеющим вес в 1500 тонны. В отличие от Р100, толщина брони которого составляла от 150 мм до 220 мм, броня этого экспоната предполагалась от 250 мм до 360 мм. В танке P1500 предполагалось наличие одного 800-мм орудия, похожее на орудие, установленное на железнодорожных платформах "Толстый Густав" и "Дора". Кроме того, было запланировано оснастить танк двумя дополнительными 150-мм орудиями и в достаточно большом количестве пулеметами и зенитными пушками. Движение осуществлялось бы при помощи четырёх двигателей, заимствованных у подводных лодок MAN V12Z32/44, которые в сумме обладают мощностью в 34000 лошадиных сил.


Но эти модели танков так и не были запущены в производство, причиной тому стали их внушительные габариты, создание которых значительно усложнило бы работу всей машиностроительной отрасли Германии, которая и так работала в усиленном темпе. Чтобы выпускать подобные танки, нужны были грамотные специалисты из разных областей, причём в большом количестве. К тому же для технического обслуживания этих машин также потребовались бы люди, количество которых приближалось к среднему армейскому подразделению.

Эти причины оказались достаточно убедительными для министерства вооружений Германии и в начале 1943 года Альбертом Шпеером (Albert Speer) был издан приказ, требующий остановку всех работ, связанных с каждым из проектов. В то время работы над главной орудийной башней для танка P1000 были уже закончены. Её позже установили на линии Тронхейма в Норвегии.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!