Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Бронирование Cromwell B. Варианты серийных машин

И англичанам срочно потребовался новый крейсерский танк.
На смену Крузейдеру должен был прийти танк, носивший во время разработки кодовой имя А27. Часть тиража предполагалось оснастить всё тем же мотором Либерти, который стоял на Крузейдере, а часть авиационным мотором Метеор фирмы Роллс-Ройс. Позднее А27, оснащённые двигателем Либерти, получили индекс A27L и название Кентавр (Centaur), а тот вариант, что был оснащён Метеором, получил индекс A27M и название Кромвель (Cromwell).
Производство обоих вариантов А.27 началось в ноябре 1942 года, но из-за трудностей с поставками Метеоров первые Кромвели покинули заводские цеха только в январе 1943 года. Генеральным подрядчиком по их производству была фирма Leyland. Однако к выпуску этого самого популярного британского крейсерского танка Второй мировой войны привлекались и другие фирмы. Metro, BRCW и Fowler. Танк находился в серийном производстве с 1943 по 1945 год. За это время выпустили 1070 единиц. Правда, некоторое число Кромвелей было получено путём переделки Кентавров.

Кромвели постоянно модернизировались за счет установки нового вооружения и дополнительной броневой защиты. Так что в своем оригинальном виде до конца войны дошли считанные единицы.
Первый серийный вариант – Cromwell I, вооружался 6-фунтовой (57-миллиметровой) пушкой. На модели Cromwell II, так и не запущенной в производство, ликвидировали курсовой пулемет, сократили экипаж до четырех человек, установили более широкие гусеницы и новое ведущее колесо. Cromwell III представлял собой Centaur I, на котором двигатель Liberty был заменен на Meteor. Самой же массовой модификацией стал Cromwell IV. Он представлял собой Centaur I с двигателем Meteor и 75-мм пушкой от Cromwell III.

Боевая масса танков этой модели состаляла 27,5 т. Экипаж состоял из пяти человек. Вооружение включало в себя 75-мм пушку Mk V или Мк VA, спаренный и курсовой 7,92-мм пулеметы BESA, 7,7-мм зенитный пулемет Bren, перевозившийся внутри танка, и 2-дюймовый миномет для стрельбы дымовыми минами. Боекомплект состоял из 64 артвыстрелов, 4950 патронов к пулеметам BESA, 600 патронов к пулемету Bren и 30 дымовых мин. Лобовая броня башни достигала 76 мм, корпуса – 64 мм.
На танке Cromwell IV, как и на последующих модификациях, устанавливался 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Meteor. Это был танковый вариант авиационного двигателя Мерлин. При 137,16- миллиметровом диаметре цилиндра и 152,4-миллиметровом ходе поршня двигатель имел 27,021-литровый рабочий объём и при 2550 об/мин мог бы развивать 600-сильную мощность. Правда, двигатель сильно перегревался и его мощность ограничили 350-сильной величиной.
Крутящий момент от двигателя с помощью двухдискового главного фрикциона сухого трения передавался на трансмиссию Merritt-Brown Z5, включавшую в себя пятискоростную несинхронизированную коробку передач, планетарные механизмы поворота и колодочные тормоза.


Ходовая часть применительно к одному борту состояла из пяти обрезиненных опорных катков большого диаметра, ведущего колеса заднего расположения (зацепление цевочное) и направляющего колеса. Подвеска – индивидуальная пружинная. На первом, втором, третьем, четвёртом и пятом узлах подвески устанавливались гидравлические амортизаторы двухстороннего действия. В каждую гусеницу входило 125 траков шириной 356 мм. Танк развивал максимальную скорость 64 км/ч. Запас хода – 280 км.
Аналогичные характеристики имела и следующая модификация – Cromwell V, представлявшая собой Cromwell I, перевооруженный 75-мм пушкой. Модель Cromwell VW имела сварной корпус (W – welded – сварной). Лобовая броня корпуса и башни была доведена до 101 мм.
Вариант Cromwell VI – это танк Centaur IV с двигателем Meteor, а также Cromwell III и Cromwell V с 95-мм гаубицей.
Cromwell VII – это Cromwell III, Cromwell IV и Cromwell V с увеличенной толщиной брони корпуса и башни (лоб – 101, борт корпуса – 35, борт башни – 75 мм). Масса танка возросла до 29 т. Была усилена подвеска, введены сплошные резиновые бандажи опорных катков. Танк оснастили гусеницей шириной 394 мм. За счет изменения передаточного отношения коробки передач максимальная скорость снизилась до 51 км/ч.
Танк поддержки Cromwell VIII – Cromwell VI с увеличенной до 101 мм лобовой броней, Cromwell I с увеличенной толщиной брони и 95-мм гаубицей.

Осенью 1943 года Кромвели начали поступать в войска, прежде всего в те части, которые должны были участвовать во вторжении на Европейский континент (операция Owerlord, начатая в июне 1944 года).
В первом эшелоне английских войск, принимавших участие в высадке в Нормандии, было три танковых дивизии. Больше всего Кромвелей имелось в составе 7-й танковой дивизии Desert Rats («Пустынные крысы»), В 22-ю танковую бригаду входили три полка: 1-й и 5-й Королевские танковые полки, 4-й полк йоменов графства Лондон (County of London Yeomanry). В них в общей сложности насчитывалось 130 танков Кромвель III и Кромвель IV и 15 – Кромвель VI. Этими машинами укомплектовали и разведывательный полк дивизии – 8-й Королевский Ирландский гусарский полк (The Kings Royal Irisn Hussars).
В Гвардейской и 11 -й танковых дивизиях Кромвели имелись только в разведывательных частях: во 2-м батальоне Уэльской гвардии (Welsh Guards) и во 2-м полку Нортхемптонширских йоменов (Northamptonshire Yeomanry).
Кроме этих частей, они состояли на вооружении штабных эскадронов в дивизиях и бригадах. Наконец, вскоре после высадки в Нормандии в разведывательном полку 6-й воздушно-десантной дивизии легкие танки
заменили дюжиной Кромвелей.
В составе этих и некоторых других частей английской армии Кромвели участвовали в боевых действиях в Европе вплоть до конца войны. На других театрах они практически не применялись.
Помимо английской армии, этими машинами были укомплектованы некоторые танковые части Польских вооруженных сил на Западе, в основном 1-го польского армейского корпуса. Первым получил их 10-й полк конных стрелков 1-й польской танковой дивизии. Всего же с 1943 по 1947 год в польские части на Западе поступило около 300 Кромвелей.
Сто девяносто танков Кромвель IV и Кромвель VI вошли в состав Чехословацкой танковой бригады, также воевавшей на Западе. После окончания Второй мировой войны эти танки состояли на вооружении чехословацкой армии вплоть до начала 50-х годов.
Что касается самой Великобритании, то небольшое количество танков Кромвель участвовало в войне в Корее. В 1953 году их передали из кадровых армейских частей в территориальные войска.
В 1952 году государственные арсеналы в кооперации с фирмой Robinson and Kershaw Ltd. переоборудовали 200 танков в версию Charioteer Mk 7.


Смотрите также:


Стоит ли жалеть японцев?

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

В какой стране пьют больше всех?

В 1940 году во Франции и Северной Африке действия английских танковых войск показали, что стоящие на вооружении армии крейсерские танки Covenanter и Crusader постепенно устаревают. Их отрицательными сторонами стали слабая броня, ненадежный двигатель и недостаточное вооружение. Стандартное оружие в 40 мм уступало немецким пушкам в 50 и 75 мм на средних танках Германии.

К концу 1942 года британские конструкторы разработали новую крейсерскую машину «Кромвель» — танк с высокой скоростью и маневренностью.

Новый двигатель

«Кромвель» разрабатывался по классической британской схеме танкостроения: двигатель, баки с топливом, охлаждающие системы устанавливались в моторном отделении, распространявшееся на корму корпуса. Броня и боевое отделение — средняя часть корпуса и башни. Трансмиссия и отделение управления — передняя часть танка.

V-образный двигатель «Роллс-Ройс Метеор» с 12 цилиндрами и максимальной мощностью в 600 лошадиных сил — это «Кромвель». Танк легко развивал скорость по шоссе до 64 км/ч. Трансмиссия нового среднего танка включала в себя:

  • коробку передач с синхронизаторами;
  • фрикцион — часть маховика двигателя, работавшего по принципу сухого трения;
  • удлиненный карданный вал с многоступенчатой системой;
  • поворотный механизм с двойными дифференциалами.

Броня корпуса и башни

Корпус изготавливался из пластин катаной брони. Заклепками листы закреплялись между собой и на каркас. Толщина пластин корпуса достигала 64 мм, корма и борта — 32 мм. Днище и крыша танка производились без постоянной толщины брони, значение колебалось от 6 до 14 мм.

Листы брони, формировавшие башню почти квадратной формы, закреплялись без наклонных углов заклепочными и болтовыми соединениями. Толщина пластин лобовой части башни — 76 мм, борта и корма — 51 мм. Новый «Кромвель» (танк) был более бронированным, чем предыдущие модели средних боемашин Британии.

Модернизация

С конца 1943 года происходила модернизация крейсерского танка. В оригинальном варианте остались единичные модели к концу войны. Модернизировались машины как капитального ремонта, так и новые боевые конструкции с небольшим пробегом. В процессе улучшения танка с 1943 по 1945 год появились варианты «Кромвеля»:

  • Cromwell I.
  • Cromwell II — пробная машина с гусеницей в 15,5 дюйма ширины против 14.
  • Cromwell III — боевое орудие в 75 мм.
  • Cromwell IV и IVw.
  • Cromwell VIII — поздняя модель с 95 мм гаубицей.

Крейсерский «Кромвель» (танк) в процессе видоизменений получил усиленную броню и улучшенное орудие.

Усиленная броня и улучшенное орудие появились в процессе видоизменений, но с меньшей скоростью. Также были сконструированы и другие версии машин.

Вооружение

Основное вооружение крейсерского танка - пушка в 57 мм, длина ствола — 50 калибров. Различные модификации «Кромвеля» оснащались гаубицей в 95 мм.

Орудие устанавливалось на переднюю часть башни в квадратную маску с дополнительной бронированной пластиной. Танк оснащался и вспомогательным вооружением: пулеметы в 27,7 мм — британские модификации чехословацких орудий. Один пулемет закреплялся как спаренный к основной пушке, второй — в левую часть корпуса спереди. Комплект зарядов включал в себя 3000 патронов.

Эксплуатация

Крейсерский танк «Кромвель», фото которого представлено выше, участвовал в боях во время Второй мировой войны в Западной Европе и Северной Африке. На практике у машины выявились недостатки: слабая огневая мощь и броня.

Танк мог противостоять немецкой «Пантере», но был бессилен против тяжелого «Тигра». Во время боя близ французского города Виллер-Бокаж в 1944 году британская колонна из средних танков «Кромвель» потерпела разгромное поражение от немцев, вооруженных танками «Тигр». При этом количество германских боевых машин было в три раза меньше.

World of Tanks

Игра популярна у многих людей в мире. Пользовательская онлайн-аркада позволяет окунуться во времена Второй мировой войны, узнать о боевых машинах, стоящих на вооружении у нескольких наций.

Танк «Кромвель» в World of Tanks — средняя боевая машина шестого уровня. В игре для достижения лучших результатов используется мобильность и юркость крейсерского танка. Выгоднее подходить к противнику с фланга или тыла. Скорострельность машины позволит быстрее вывести оппонента из строя.

Танк отличается хорошей скоростью: за счет этого можно засвечивать противотанковую технику и тяжелые машины.

Основные враги «Кромвеля» в игре:

Крейсерский британский танк «Кромвель» (отзывы пользователей онлайн-игры подтверждают это) хорошо пробивает корму и борта. Игроками отмечаются достоинства машины: высокая скорость, подвижность башни на хорошем уровне, доходность.

Из минусов:

Также в игре «Кромвель» часто оказывается на поле боя с танками восьмого уровня, где большинство из машин — тяжелая техника.

Желательно в игре машине не стоять на месте, а постоянно двигаться, чтобы усложнить задачу противнику. Установленный на технике авиационный двигатель позволяет среднему танку успешно миновать скопления вражеских боевых машин и наносить удары там, где этого не ожидают противники.

A27M, "Кромвель" (Cruiser Cromwell).

Танк "Кромвель" разработан фирмой "Лейланд", его серийное производство было начато в конце 1942 года. Имел классическую компоновочную схему, традиционный в английском танкостроении каркасный корпус с вертикальным расположением броневых листов, соединяемых с помощью заклепок.

Танки "Кромвелл" выпускались в восьми модификациях, отличающихся друг от друга вооружением. Модификации I-III вооружались 57-мм пушкой и двумя 7,92-мм спаренными пулеметами, модификации IV-VII вооружались 75-мм пушкой или 95-мм гаубицей, двумя 7,92-мм спаренными пулеметами и одним 7,69 зенитным пулеметом, а модификация VIII называлась "штурмовым танком", имела 95-мм гаубицу, два 7,92-мм спаренных пулемета и дополнительное бронирование в виде броневых плит, навешиваемых снаружи на основное бронирование. На башнях устанавливались гранатометы для метания дымовых гранат. На всех модификациях устанавливались двенадцати цилиндровые бензиновые двигатели "Метеор" жидкостного охлаждения и механические пятискоростные коробки передач. В ходовой части использована индивидуальная пружинная подвеска. Опорные катки большого диаметра одновременно служат поддерживающими катками. Благодаря высокой удельной мощности, машины имели высокие скорости движения, но проходимость их была недостаточна вследствие большой величины удельного давления (до 1,03 кг/см 2). На всех танках "Кромвелл" устанавливалась радиостанция и танковое переговорное устройство. Танки "Кромвелль" выпускались до 1944 года, всего было выпущено около 500 танков этого типа. Они поступали на вооружение бронетанковых бригад оперативного назначения.

Модификация проекта А27 с двигателем "Метеор", первоначально названная "Кромвелл" III, получила обозначение А27М ("М" - Метеор). "Метеор" - адаптированный вариант двигателя "Мэрлин". "Роллс-Ройс" переделала партию двигателей "Мэрлин" для танков, и в течение 1941 г. два танка "Крусэйдера" , на которых вместо "Либерти" установили "Метеоры", прошли широкие испытания. Это позволило выявить наиболее проблемные узлы и агрегаты, и их взаимодействие, расход топлива, причем уже на раннем этапе разработки А27. "Бирмингем Кэрриедж энд Вэгон" поставила первую машину из мягкой стали в армию для испытаний 1 марта 1942 г., сразу после опытной модели "Центаура". Еще две опытные машины передата к концу 1942 г., и их "детские болезни" оказались относительно немногочисленны: нарекания вызвали тормоза, КП и система охлаждения.

Идея использования двигателя "Метеор" вполне оправдалась результатами испытаний, а запас мощности позволял дальнейшее развитие проекта А27. Производство танков "Кромвель" началось в январе 1943 г., с этого времени "Лейланд" стала головной фирмой по разработке и производству машин широкой серии А27. Ее ответственность охватывала всех субподрядчиков по поставке узлов и агрегатов, а также заводы по сборке "Кромвелей". Тем временем была сформулирована политика Военного министерства в отношении танкового вооружения в значительной степени в связи с результатами опытов с А24/А27 и требованиями к тяжелым крейсерским танкам. Боевые действия в Западной пустыне, достигшие пика после прибытия на данный театр военных действий американских средних танков М3 и М4, привели к появлению требований на орудия двойных возможностей, способные вести огонь осколочными и бронебойными снарядами, как на очень удачных М3 и М4.

В декабре 1942 г. развернулись работы над британским вариантом 75-мм пушки, которая выглядела как 6-фунтовая (57-мм) танковая пушка с увеличенным диаметром канала ствола, и начиная с "Кромвеля" IV тапки выпускались с этими пушками. Первые машины, вооруженные таким образом, были поставлены в ноябре 1943 г., но имели поначалу много дефектов, включая плохо работавшую полуавтоматику затвора, доводка которого длилась до мая 1944 г.

"Кромвель" стал наиболее массовым британским крейсерским танком Второй мировой войны, основой бронетанковых соединений британской армии в 1944-45 гг. наравне с американским М4 "Шерман". Однако даже с 75-мм пушкой эта машина могла на равных встречаться с германскими "Пантерой" и поздней модификацией Рz IV. Однако с двигателем "Метеор" он был самым быстроходным британским танком с наибольшей удельной мощностью из принятых к тому времени, однако чисто физические ограничения (в основном небольшая ширина корпуса) не допускали его дальнейшее усиление, требовались существенные изменения конструкции для установки 76-мм пушки - см. материалы по "Челленджер" и "Комет " на нашем сайте.

Все машины серии А24/А27 имели схожую конструкцию с коробчатыми формами корпуса и башни, с комбинированным бронированием - на сравнительно тонкую броню снаружи крепились на болтах дополнительные бронелисты. Механик-водитель и его помощник (он же стрелял из лобового пулемета) располагались в передней части корпуса. В башне - командир, наводчик, заряжающий, исполняющий также обязанности радиста. Траки изготавливались из стали, легированной марганцем, с центральным гребнем. Двигатель и трансмиссия монтировались в кормовой части корпуса. До окончания производства в "Кромвелл" в 1945 г. внесли многочисленные изменения в деталях и узлах. Они описаны ниже. Наиболее важным нововведением считалась замена клепаных соединений сварной конструкцией, которая намного упростила массовое производство.

Тактико-технические характеристики танка Мк VII "Кромвелл VII"

Боевая масса
Размеры:
длина

6350 мм

ширина

2900 мм

высота

2470 мм

Экипаж

5 человек

Вооружение 1 х 75-мм пушка Мk V.
2 х 7,92-мм пулемета.
1x7,69 зенитный пулемет
Боекомплект

46 снарядов 3300 патронов

Бронирование:
лоб корпуса
лоб башни
Тип двигателя карбюраторный "Метеор"
Максимальная мощность 600 л.с.
Максимальная скорость

52 км/час

Запас хода

160 км

Примечания: Часто встречались с противопожарными чехлами на кормовых выхлопных решетках.

Варианты серийных машин:

  • тип С - с одним осевым люком по типу "Валетайна",
  • тип О - в корпусе добавлен люк для помощника механика-водителя,
  • тип Р - добавлен люк для механика-водителя,
  • тип Е - машина с уменьшенным передаточным числом трансмиссии.

Модификации:

  • "Кромвелл" I. Первоначальная серийная модель с 6-фунтовой пушкой. Внешне похож на "Центаур" I.
  • "Кромвелл" II. Модель I, без лобового пулемета, но с расширенными с 14 до 15,5 дюйма траками гусениц.
  • "Кромвелл" III. Танк "Центаур" I, доведенный до стандарта А27М установкой двигателя "Метеор". Первоначально обозначался "Кромвелл" X.
  • "Кромвелл" IV. Танк "Центаур" III с 75-мм пушкой и с двигателем "Метеор".
  • "Кромвелл" VI. Аналогичен модели IV, но с 95-мм гаубицей вместо 6-фунтовой пушки.
  • "Кромвелл" VII. "Кромвелл" IV с дополнительными бронеплитами, наваренными на лобовую часть корпуса, заменой 14-дюймовых траков 15,5-дюймовыми, усиленной подвеской и сниженным передаточным числом трансмиссии, уменьшившим скорость хода до 32 миль/ч.
  • "Кромвелл" VIII. "Кромвелл" VI, модифицированный таким же образом.
  • БРЭМ "Кромвелл" АКУ. Машина со снятой башней, на месте которой установлена лебедка со съемной А-образной стрелой. Особенности аналогичны "Центауру" .
  • "Кромвелл" командирский и машина наблюдателей. Модели IV, VI или VIII муляжом пушки и дополнительным радиооборудованием для использования командирами соединений и передовыми артиллерийскими наводчиками.
  • Самоходный минный трал "Кромвелл" С1КВ. Машина, приспособленная для крепления каткового минного трала "Канадиан Индестрактибл Роллер Дивайз" (С1ЯО). Переделали только несколько машин.
  • Самоходный нож "Кромвель Пронг". Стандартная машина с ножевым устройством "Каллин Хедгероу Каттинг Дивайз" (СНСО), Нормандия, 1944 г. Этот нож создан в войсках, затем навешивался на небольшую часть танков "Кромвелл" и "Шерман" в июне-августе 1944 г., для преодооления многочисленных растительных изгородей, в Нормандии.
  • "Чэриотир". Послевоенная (1950 г.) шасси "Кромвель" новой башни и 20-фунтовой пушки.
    Был построен ряд опытных модификаций для отработки предлагавшихся нововведений.
  • Разрабатывался также "Кромвелл Крокодайл", так и оставшийся в чертежах до конца войны.

Источники:

  • М.Барятинский. Крейсерский танк "Кромвель. Бронеколлекция, 4 - 2007;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Cromwell Cruiser Tank 1942-1950 ;
  • David Fletcher. Cromwell Tank: Vehicle History and Specifications;
  • Chris Bishop. The Encyclopedia of Weapons of World War II.

Кромвель, Оливер (1599 1658) английский политик, лидер революции, Лорд протектор Кромвель, Ричард (1626 1712) английский политик, сын Оливера Кромвеля, Лорд протектор Кромвель, Томас (1485 1540) английский политик, сподвижник… … Википедия

"Центурион" - универсальный танк - ПРОЕКТ И РАЗВИТИЕ В ходе Второй Мировой войны британские танки были сильно скомпрометированы неудачной доктриной использования трех специфических типов танков для проведения бронетанковых операций. Маленькие скоростные легкие танки … Энциклопедия техники

Кавалер (танк) - Крейсерский Mk VII Кавалер, A24, «Кромвель» (англ. Cruiser Mk VII Cavalier) британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. В 1941 году конструкторы компании «Наффилд» изучили боевое применение крейсерских танков, и… … Википедия

Комета (танк) - У этого термина существуют и другие значения, см. Комета (значения) … Википедия

Валентайн (танк) - У этого термина существуют и другие значения, см. Валентайн … Википедия

Челленджер (крейсерский танк) - У этого термина существуют и другие значения, см. Челленджер … Википедия

Крусейдер (танк)

Крузейдер (танк) - Cruiser Mk VI Crusader Боевая масса, т 19,279 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел … Википедия

Крусайдер (танк) - Cruiser Mk VI Crusader Боевая масса, т 19,279 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел … Википедия

Сентинел (танк) - Tank, Cruiser, Sentinel AC I Классификация … Википедия

Книги

  • , Широкорядов Алексей Романович. Один из наиболее известных и массовых танков Второй мировой войны британский крейсерский танк Mk. VIII "Кромвель" стал основой бронетанковых соединений королевской армии в 1944-1945 годах. К… Купить за 1289 руб
  • Крейсерский танк Mk. VIII "Кромвель" . На острие королевского меча , Широкорядов А.Р.. Один из наиболее известных и массовых танков Второй мировой войны британский крейсерский танк Mk. VIII "Кромвель" стал основой бронетанковых соединений королевской армии в 1944–1945 годах. К…
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!