Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Международные неправительственные организации: перечень, роль, цели, развитие. Международные правительственные и неправительственные организации

Региональные и межрегиональные организации

Региональные и межрегиональные организации - постоянные международные органы - органы взаимодействия государств, обладающие ограниченной компетенцией и упрощенной организационной структурой. Они могут носить различные наименования, например, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество, Центральная комиссия судоходства на реке Рейн, Дунайская комиссия. СНГ - объединение государств, основанное на начале равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Основой таких органов служит договор между государствами, которые являются их членами. Организационная структура может быть достаточно развитой, приближающейся к организации. Совет государств Балтийского моря имеет совет министров иностранных дел, комитет высших должностных лиц, комиссара по правам человека, рабочие группы. У других органов она более проста, например, Дунайская комиссия состоит из самой комиссии и секретариата. Правосубъектность таких органов обычно осуществляется в соответствии с правом страны пребывания, решения не носят юридически обязательного характера.

Международные неправительственные организации: понятие и особенности

Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (XIV) от 23 мая 1968 г. международная неправительственная организация (МНПО ) -- это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Согласно резолюции Экономического и Социального совета (ЭКОСОС) 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО является любая неправительственная организация, учрежденная не на основе межправительственного договора и не преследующая цели извлечения коммерческой прибыли. По мнению К. Кольяра (Франция), ?организации, иногда сокращенно именуемые НПО, являются по своей природе частными организациями, они объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей и общественные организации, но не государства?1.

Основными признаками МНПО являются:

  • а) отсутствие целейизвлечения прибыли;
  • б) признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
  • в) получение денежных средств более чем из одной страны;
  • г) осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах;
  • д) создание на основе учредительного акта.

В МНПО не могут входить в качестве членов субъекты международного права.

МНПО возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тыс. Краткие сведения об этих организациях (как и о любой другой организации) можно почерпнуть в книге?Yearbook of International Organizations?, издаваемой в Брюсселе Международной ассоциацией. Первыми МНПО в социально-политической области были в основном профессиональные, просветительские, религиозные, пацифистские.

МНПО"играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они являются лидерами. В частности, Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) проводит большую работу по применению норм и принципов международного гуманитарного права. Институт регулярно созывает семинары по изучению офицерами законов и обычаев войны и норм, направленных на защиту беженцев.

Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права. Организация уделяет внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров.

Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы и руководства по применению конвенций по международному уголовному праву. Она разработала

Международный Комитет Красного Креста (МККК), принципами деятельности которого являются гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку принципов и норм международного гуманитарного права. При его активном участии разработаны Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г., Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г., два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г. Среди многочисленных и трудных задач, отнесенных гуманитарными конвенциями к компетенции МККК, следует особо отметить право посещать все места, где содержатся военнопленные или интернированные гражданские лица, а также организацию Центрального справочного агентства по делам военнопленных для сбора информации о них. Статья 3, общаядля четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., гласит: ?Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный Комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте?. Являясь нейтральным посредником в случае вооруженных конфликтов или беспорядков, МККК направляет свои усилия на обеспечение защиты жертв международных и гражданских войн (см. главу XXII).

Многие МНПО активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативного статуса МНПО. Получение такого статуса не только означает признание полезной деятельности МНПО, но и в то же время отражает рост международного авторитета и влияния международных неправительственных организаций на развитие современных международных отношений.

Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается прово дить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть согласованы с международными организациями, а в случае надобности -- с национальными организациями после консультации с заинтересованными членами ООН.

Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС?Мероприятия по консультации с неправительственными организациями?, принятой в 1946 г. (в дальнейшем неоднократно пересматривались).

Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (ХГУ) от 23 мая 1968 г. международная неправительственная организация (МНПО) - это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Согласно резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО являетсялюбая не­правительственная организация, учрежденная не на основе меж-правительственного договора и не преследующая своей целью из­лечение коммерческой прибыли. По мнению К. Кольяра (Франция), «организации, иногда сокращенно именуемые НПО, являют­ся по своей природе частными организациями, они объединяют ча­стных лиц, иногда даже государственных деятелей и общественные организации, но не государства».

Основными признаками МНПО являются:

а) отсутствие целей извлечения прибыли;

б) призна­ние, по крайней мере, одним государством или наличие консуль­тативного статуса при международных межправительственных ор­ганизациях;

в) получение денежных средств более чем из одной страны;

г) осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах;

д) создание на основе учредительного акта. В МНПО не могут входить в качестве членов субъекты междуна­родного права.

МНПО возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчи­тывается более 8 тыс. Краткие сведения об этих организациях (как и о любой другой организации) можно почерпнуть в книге «Yearbook of International Organizations», издаваемой в Брюсселе Международной ассоциацией. Первыми МНПО в социально-по­литической области были в основном профессиональные, просве­тительские, религиозные, пацифистские.

МНПО играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они явля­ются лидерами. В частности, Международный институт по гума­нитарному праву (создан в 1970 г.) проводит большую работу по применению норм и принципов международного гуманитарного права. Институт регулярно созывает семинары по изучению офи­церами законов и обычаев войны и норм, направленных на защи­ту беженцев.

Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) коор­динирует исследования по актуальным проблемам международно­го публичного и международного частного права. Организация уделяет внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров.

Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы и руководства по применению конвенций по международному уголовному праву. Она разработа­ла рекомендации по модернизации национального законодатель­ства и развитию науки международного уголовного права, созыва­ет конференции и семинары в этой области.


Международный комитет Красного Креста (МККК) , принци­пами деятельности которого являются гуманность, беспристраст­ность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку принципов и норм международного гуманитарного права.

При его активном участии разработаны:

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г.,

Гаагская кон­венция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г.,

два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.

Среди многочислен­ных и трудных задач, отнесенных гуманитарными конвенциями к компетенции МККК, следует особо отметить право посещать все места, где содержатся военнопленные или интернированные гражданские лица, а также организацию Центрального справочно­го агентства по делам военнопленных для сбора информации о них. Статья 3, общая для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., гласит: «Беспристрастная гуманитарная органи­зация, такая, как Международный комитет Красного Креста, мо­жет предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфлик­те». Являясь нейтральным посредником в случае вооруженных конфликтов или беспорядков, МККК направляет свои усилия на обеспечение защиты жертвам международных и гражданских войн (см. главу XXII).

Многие МНПО активно сотрудничают с межправительствен­ными организациями. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативно­го статуса МНПО. Получение такого статуса не только означает признание полезной деятельности МНПО, но и в то же время отражает рост международного авторитета и влияния международ­ных неправительственных организаций на развитие современных международных отношений.

Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправи­тельственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть со­гласованы с международными организациями, а в случае надобно­сти - с национальными организациями после консультации с за­интересованными членами ООН.

Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС «Мероприятия по консультации с неправительственны­ми организациями», принятой в 1946 г. (в дальнейшем неодно­кратно пересматривались).

Консультативный статус при Совете предоставлен более 1500 МНПО. Они подразделяются на три категории:

Резолюция ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. устанавливает следующий основной принцип предоставления МНПО консульта­тивного статуса: консультативные отношения устанавливаются в соответствии с Уставом ООН с целью достижения справедливо­го, сбалансированного и подлинного вовлечения неправительст­венных организаций в ее работу. В этой резолюции изложена про­цедура приостановления действия консультативного статуса и ли­шения его. МНПО, которым предоставлен консультативный статус, могут направлять своих наблюдателей на открытие заседа­ния ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представ­лять письменные заявления, касающиеся работы Совета. Они мо­гут также консультироваться с Секретариатом ООН по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консультативного статуса.

Например, Международная морская организация (ИМО) пре­доставляет консультативный статус тем МНПО, которые могут внести существенный вклад в работу ИМО. Кроме того, цели и функции этих организаций полностью гармонируют с функция­ми и принципами ИМО (Правила, касающиеся взаимоотношений с МНПО 1961 г.).

Любая МНПО, желающая сотрудничать с ВОЗ (в том числе путем предоставления консультативного статуса), должна соответ­ствовать следующим критериям:

а) МНПО занимается вопроса­ми, входящими в компетенцию ВОЗ;

б) цели и принципы МНПО не противоречат целям и принципам Устава ВОЗ;

в) МНПО при­знана в качестве постоянной организации;

г) МНПО имеет руко­водящий орган и уполномочена выступать от имени своих членов;

д) МНПО формально является международной по своей структу­ре и сфере деятельности;

е) она должна иметь своих членов, ко­торые вправе голосовать по вопросам, касающимся политики и деятельности такой организации (Правила, касающиеся взаимо­отношений с МНПО 1948 г.).

Международной неправительственной организацией, с кото­рой ЮНЕСКО может поддерживать отношения, считается любая международная организация с целями и функциями, неправитель­ственными по своему характеру, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и отвечающая следующим ус­ловиям:

а) заниматься вопросами, входящими в компетенцию ЮНЕСКО, быть в состоянии и желать оказывать действенную по­мощь в осуществлении задач организации в соответствии с прин­ципами, содержащимися в Уставе ЮНЕСКО;

б) объединять зна­чительное число групп или отдельных лиц, заинтересованных в одном или нескольких видах деятельности, входящих в ведение ЮНЕСКО, и иметь постоянных членов в достаточно большом числе различных стран, с тем чтобы такая организация могла по мере своих возможностей выступать в качестве действительного представителя различных культурных районов мира; в) в случае когда дело идет об организации регионального характера с геогра­фической или культурной точки зрения, она должна иметь доста­точно большое число членов, чтобы быть в состоянии выступать в качестве действительного представителя всего данного района; г) иметь постоянный руководящий орган, созданный на между­народной основе, должным образом уполномоченных представи­телей и располагать рабочим аппаратом и процедурой, позволяю­щими ей поддерживать регулярную связь со своими членами в различных странах.

Отношения между ЮНЕСКО и МНПО могут быть отнесены к трем категориям:

кате­гория С (взаимная информация).

МНПО, отнесенные к этим ка­тегориям, имеют строго определенные права и обязанности (см. Директивы, касающиеся отношений ЮНЕСКО с МНПО1960 г.).

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 23 мая 1968 г. № 1296 (XIV) любая международная организация, не учрежденнаяна основании межправительственного соглашения. Основные признаки

Международные Неправительственные Организации :

а) отсутствие целей извлечения прибыли;

б) признание по край ней мере однимгосударство м или наличие консул ьтативного статуса при международных межправительственных организациях:

в) получение денежных средств более чем из одной страны:

г) осуществление деятельности по край ней мере в двух государствах;

д) создание на основе учредительного акта. В Международные Неправительственные Организации не могут входить субъекты международного права.Международные Неправительственные Организации возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тыс. Первые Международные Неправительственные Организации в социально-политической области были в основном профессиональными. просветительскими. религиозными, пацифистскими.Международные Неправительственные Организации играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того. в ряде областей они являются лидерами. В частности, Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) регулярно созывает семинары по обучению офицеров закон ам и обычаям войны и нормам. направленным на защиту беженцев. Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права, уделяя внимание исследованиям в области коллизионного права и права договор ов. Многие Международные Неправительственные Организации активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основная форма такого сотрудничества - консул ьтативный статус. Каждая межправительственная организация имеет собственные правила предоставленияконсул ьтативного статуса Международные Неправительственные Организации . Получение такого статуса означает не только признание полезной деятельностиМеждународные Неправительственные Организации . но и отражает роставтор итета и влияния Международные Неправительственные Организации на развитие современных международных отношений.

Международные Неправительственные Организации . Они подразделяются на три категории:

Международные Неправительственные Организации . которым предоставленконсул ьтативный статус, могут направ-лять своих наблюдателей на открытие заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся работы Совета, консул ьтироваться с Секретариатом ООН.

Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консул ьтативного статуса. Так, Международная морская организация (ИМО) предоставляет консул ьтативный статус тем Международные Неправительственные Организации . которые могут внести существенный вклад в ее работу, если целя и функции этих организаций полностью гармонируют с функциями и принципами ИМО.

6 . Роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии в целом. Основные направления глобализации политики.

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов. Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и не правительственные организации.

Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Как правило, межд. Организации обладают рядом признаков.

1) она создаётся в соответствии с международным правом

2) любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.).

3) Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации.

4) Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других.

5) Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру

Интеграционные процессы проявляются прежде всего в образовании множества международных межгосударственных и неправительственных организаций. В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества;

(НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949г. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Совет Европы . Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ ). Целями ОБСЕ являются: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряжённости; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами - членами; признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всём мире; вклад в соблюдение прав человека, экономический социальный прогресс и благосостояние всех народов. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровья и других "горячих" точках Европы и Азии. Международный банк реконструкции и развития (МБРР ) создан в соответствии с Соглашением, подписанным в Бреттон-Вудсе (США) в 1944г. Специализированное учреждение ООН. Целями МБРР являются: ---Оказание помощи в реконструкции и развитии территории государств - членов путём осуществления капиталовложений в продуктивных целях, в том числе для восстановления экономики, конверсии, производственных предприятий. -Оказание содействия частным иностранным инвестициям путём предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях. -Содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержке равновесия платёжных балансов путём стимулирования международных инвестиций в целях развития производственных ресурсов государств - членов, способствуя тем самым повышению производительности, жизненного уровня и улучшению условий труда на их территориях. -Организация займов или их гарантии, с тем чтобы обеспечить приоритет осуществления наиболее полезных и неотложных проектов, независимо от их масштабов. -Осуществление операций с должным учётом воздействий международных инвестиций на условиях деловой активности, а также оказания содействия в переходе от военной экономики к экономике мирного времени. Международный валютный фонд (МВФ). Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в Бреттон - Вудсе (США) в 1944г. Специализированное учреждение ООН. В соответствии со статьёй 1 Соглашения 1944г. МВФ имеет следующие цели: -Содействовать международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультации согласованных действий по международным валютным вопросам. -Способствовать сбалансированному росту международной торговли и тем самым содействовать высоким уровнем занятости и реального дохода и развитию производственных возможностей. - Способствовать стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям и избегать конкурентного обеспечения валют. -Содействовать созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям и стремиться к устранению валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

Тема: «Международные неправительственные организации»


1 . Введение

2. Основная часть.

2.1 Понятие, классификация и виды международных неправительственных организаций

2.2 Статус международных неправительственных организаций в специализированных учреждениях ООН и других международных организациях

2.3 Деятельность международных неправительственных организаций юридического профиля

3. Заключение

Список используемой литературы

Введение

На рубеже веков человечество вступило в такую стадию развития

международных отношений, когда государства осознанно утрачивают монополию единственных субъектов таких отношений. Безусловно, государства все еще остаются основными субъектами на мировой арене, но растет и влияние других субъектов международных отношений. Их участниками становятся международные неправительственные организации.

Конец 20-го века – эпоха активизации международных неправительственных организаций, получившей название «революция ассоциаций».

По данным Союза международных ассоциаций, в 1995 году насчитывалось более 16 тыс. международных неправительственных организаций.

Начало нового тысячелетия характеризуется тем, что международные неправительственные организации стали полноценными участниками международной жизни.

Международные неправительственные организации являются наиболее ярким выражением того, что называется гражданским обществом, то есть сферой, в которой социальные движения формируются в зависимости от целей, круга участников и тематических интересов.

В данном реферате будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Понятие, классификация и виды международных неправительственных организаций;

2. Статус международных неправительственных организаций в специализированных учреждениях ООН и других международных организациях;

3. Деятельность международных неправительственных организаций юридического профиля.

1. Основная часть

Понятие, классификация и виды международных неправительственных организаций

В международно-правовых документах и литературе по международному праву термин «международные неправительственные организации» (МНПО) употребляется в отношении организаций, действующих на национальном, субрегиональном, региональном или международном уровнях. При этом определяющим в термине остается слово «неправительственная», которое само по себе является своего рода вызовом, альтернативой понятию «правительственная» организация.

Тем самым подчеркивается независимость этих организаций от правительств, а также их тесная связь с такими категориями, как широкие массы, власть народа.

По данным Союза международных ассоциаций, с 1875 по 1975 годы в мире было зафиксировано создание более 35 тыс. МНПО. Они именовались по-разному: ассоциации, общества, фонды, союзы, комитеты, клубы, лиги, конференции, федерации, группы и т. д.

Различие между правительственными и неправительственными организациями лежит в их правовой основе. Однако в реальности большое многообразие этих организаций делает трудно раз­личимыми их категории и сложным проведение четких границ между ними. В связи с этим была предпринята попытка провести разграничение между ними на основе суверенитета: правительственные организации, связанные, а неправительственные организа­ции, не связанные с суверенитетом государств. В этом случае ученые предпочитают говорить не об организациях, а о «действи­ях, свободных от суверенитета».

Следует подчеркнуть, что в Уставе ООН не уточняется уровень неправительственной организации, то есть на каком уровне она функционирует: на национальном, субрегиональном, региональ­ном или международном. В нем речь идет о полномочии Эконо­мического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) проводить над­лежащие мероприятия для консультаций с неправительственными организациями, входящими в его компетенцию (ст. 71) .

В соответствии с Резолюцией ЭКОСОС 288 В (X) 1950г. термин «неправительственная» подразумевает «любую международную организацию, не учрежденную на основании межправительственного соглашения» .

По мнению Кузнецовой Е., можно выделить несколько критериев, которым должны отвечать МНПО .

Во-первых, организация должна иметь некоммерческий характер . В ООН некоммерческий характер подразумевается в силу требования о финансировании организации самими членами или добровольными взносами. Тем не менее, формально некоммерческие организации, объединяющие представителей бизнеса, лоббирующих коммерческие интересы, признаются в качестве МНПО и Советом Европы, и ООН. Так, Международный морской форум нефтедобывающих компаний активно сотрудничает с ООН и Международной морской организацией в качестве МНПО.

Во-вторых, организация не должна использовать или пропагандировать насильственные методы . Соответственно, не признаются МНПО освободительные движения, воюющие или восставшие стороны и прочие вооруженные группировки, даже если их действия легитимны по международному праву (Организация освобождения Палестины, Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО)).

И, наконец, организация не должна принимать участие в политике с целью достижения власти . Данный критерий исключает из круга МНПО всевозможные политические партии и оппозиционные объединения политических партий, таких, как Либеральный интернационал, Социалистический интернационал, Международный союз демократов, по общему мнению, являются НПО.

В российской доктрине международного права даются различные понятия МНПО.

Так, Кольяр К. считает, что организации, иногда сокращенно именуемые НПО, по своей природе являются частными организациями, ибо объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей, но не государства .

По мнению профессора Камынина А. И., МНПО – это форма осуществляемого на постоянной основе многостороннего международного сотрудничества общественности в различных сферах деятельности. Такие объединения обычно формируются на основе общности или сходства идейно-политических, социально-экономических, профессиональных, мировоззренческих и других целей и интересов тех или иных общественных слоев, групп или отдельных лиц, по меньшей мере, в трех странах .

В учебнике по международному праву, подготовленном под редакцией профессоров Колосова Ю. М. и Кузнецова В. И., под понятием МНПО понимается объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли .

По мнению Малкиной И. Б., международная неправительст­венная организация – это созданная не на основании межправи­тельственного соглашения, а на основании учредительных доку­ментов, зарегистрированных в соответствии с национальным зако­нодательством одного государства, форма объединения предста­вителей общественности различных стран мира, объединенных единой внутренней целью, соответствующей духу и принципам Устава ООН и нормам международного права, не преследующая в своей деятельности извлечения прибыли и коммерческих целей и функционирующая на территории более чем двух государств» .

В доктрине международного права МНПО разделяют на три категории :

· неправительственные организации, организованные правительствами. Образование таких неправительственных органи­заций было характерно для периода «холодной войны»;

· Квазинеправительственные организации;

· неправительственные организации, полностью зависимые от доноров.

Главным органом большинства неправительственных орга­низаций

является общее собрание, периодичность которого предусмотрена в уставе. Этот представительный орган имеет различные названия в разных организациях: ассамблея, всемирная ассамблея, генеральная ассамблея, пленарная сессия, конгресс, конференция и т. д.

Исполнительные органы либо избираются на определенный срок представительным органом, либо создаются по принципу представительства от национальных организаций. Нередко МНПО имеют по два исполнительных органа с различной компетенцией и разными названиями: исполнительный совет, исполнительный комитет, бюро, генеральный совет, совет директоров и т. д. Избираются также должностные лица: президент, вице-президенты, председатель исполкома и его заместители. Важную роль среди этих должностных лиц играют генеральные секретари, руководящие деятельностью постоянного секретариата.

В доктрине международного права делается различие между неправительственными организациями, имеющими конкретных членов, и неправительственными организациями с неопределен­ным членством.

Большинство неправительственных организаций одинаковы по составу: их членами являются национальные организации или отдельные лица, или те и другие (так называемое коллективное и индивидуальное членство).

Учитывая все это, МНПО услов­ но делят на два типа :

1. состоящие из физических лиц;

2. объединяю­щие национальные неправительственные организации. Однако встречаются и иные типы членства.

Так, например, членство Меж­парламентского союза настолько необычно, что принято считать его международной ассоциацией полуофициального характера. Членами этой организации являются национальные парламентские группы, состоящие из добровольно объединившихся членов пар­ламентов этих государств. Представители парламентских групп, участвующие в работе союза, выступают от себя лично, а не от имени национальной группы или парламента .

Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира. В ситуациях вооружённых конфликтов МККК координирует деятельность национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и объединяющей их Международной Федерации.МККК был трижды удостоен Нобелевской премии мира гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. В 1884 году состоялась первая международная Конференция Международный комитет Красного Креста. Штаб-квартира находится в Женеве. МККК - независимая и нейтральная организация. Задача : предоставлять защиту и оказывать помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках. Мандат МККК Согласно мандату, предоставленному Международному комитету Красного Креста мировым сообществом, и руководствуясь принципом беспристрастности, организация оказывает помощь лицам, содержащимся под стражей, больным, раненым и гражданским лицам, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов. МККК занимается координацией усилий Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца по оказанию гуманитарной помощи в ситуации вооружённого конфликта и распространению знаний о международном гум. праве и универсальных гум. принципах с целью предотвращения страданий людей. Структура является независимой гуманитарной организацией, обладающей особым статусом; явл. одной из составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; явл. ассоциацией, деятельность которой определяется ст. 60 и следующими за ней статьями Гражданского кодекса Швейцарии; является юридическим лицом по законодательству Швейцарии. Основные органы управления МККК - Ассамблея (верховный орган управления) Президент МККК - доктор философии Якоб Келленбергер. Европейский парламент - законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств - членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира Европейский парламент имеет три важнейшие задачи: контроль Европейской комиссии, законодательство, бюджетирование Европейский парламент делит законодательные функции с Советом ЕС. С момента подписания договора в Ницце, в большинстве политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений, согласно которому Евр. Парл. и Совет Европейского союза обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в двух чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3-го чтения. Бюджетная политика - Европейский парламент и Совет ЕС совместно формируют бюджетную комиссию, которая формирует бюджет ЕС. - Существенные ограничения на бюджетную политику налагает так называемые «Обязательные расходы» , которые составляют почти 40 % от совокупного европейского бюджета. - Полномочия Парл. в «Обязательных расходах» ограничены. Контролирующие функции v Парламент также осуществляет контроль над деятельностью Европейской комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. v Парламент в праве принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных её членов. v В соответствии с Лиссабонским договором Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии. v Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать её отставку. v Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европейского Союза и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию. Это право особенно затрагивает те сферы политики, где исполнительные функции этих институтов велики, и где законодательные права парламента существенно ограничены

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ СТУДЕНТОВ Основан в авг. 1946 на Всемирном конгрессе студентов в Праге.

Согласно уставу целями МСС являются:

Защита интересов студентов,

Борьба за мир и международную безопасность, против империализма, колониализма и неоколониализма, реакции, фашизма и расизма, за национальное освобождение, социальный прогресс и демократизацию образования.

Высший орган МСС -Конгресс, избирающий Исполком (осуществляет руководство союзом между конгрессами), президента и Секретариат (местопребывание - г. Прага).

Президент МСС - Д. Ульчак

МСС принял активное участие в проведении ряда мероприятий, направленных на укрепление интернациональной сплочённости прогрессивного студенчества, был одним из организаторов Всемирных форумов молодёжи и студентов в Москве (1961 и 1964), Всемирных фестивалей молодёжи и студентов.

56. Назначение НАТО

цель : укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. Стратегическая концепция (три задачи) - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

АНЗЮС - был создан по инициативе США для «координации усилий по коллективной обороне» в районе Тихого океана, а в 1978 году в сферу действия блока был включён и Индийский океан. Первоначально АНЗЮС был направлен против национально-освободительных движений в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, а также против СССР и его союзников в Юго-Восточной Азии.

ОДКБ - Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

РСС - Обеспечение коллективной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий, защита конституционного строя участников соглашения, борьба с контрабандой наркотиков

основными целями и задачами ШОС являются:

· укрепление между государствами-членами взаимного доверия; развитие многопрофильного сотрудничества

· совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

· поощрение эффективного регионального сотрудничества в областях, представляющих общий интерес;

· содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

· взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;

· совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке.

НАТО и Россия :

7 июня 2007 года президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнерство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему».

В июле 2009 года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО на определённых условиях

Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и Германией соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности

57. Назначение и основные направления деятельности ЕЭС других экономических и финансовых структур. Назовите примеры участия России в процессах европейской интеграции, раскройте сложившиеся тенденции экономического сотрудничества России со странами СНГ, приведите конкретные примеры.

Европейское экономическое сообщество - объединение ряда европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Экономическая интеграция - это процесс сближения и взаимопереплетения экономик нескольких стран с однородными социально-экономическими системами, нацеленный на создание единого хозяйственного организма. Европейское экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957 г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. В основе экономической политики принципы: свободный торговый обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства. свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный платежный оборот. Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений. Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый "таможенный союз"). Важным этапом в развитии "Общего рынка" явилось создание Европейской валютной системы. Кроме ЕЭС существует европейское объединение угля и стали, а также Европейское объединение по атомной энергии. Эти три объединения известны под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган); Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС); Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого насчитывается 12 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции.

У России еще с советских времен сохранились тесные кооперационные связи с Украиной в производстве авиационной техники, с Белоруссией – в производстве электроники. Сейчас важно не только сохранить традиционные кооперационные цепочки, которые исторически унаследованы странами-партнерами, но и создать новые, в том числе в высокотехнологичных отраслях. Развитие производственной и научно-технической кооперации позволит странам Содружества быстрее решить поставленную в Стратегии экономического развития СНГ задачу перехода на инновационную модель экономики, осуществить модернизацию экономики.

Интеграция на пространстве Содружества носит разноскоростной и разноуровневый характер. Это значит, что у каждой страны в соответствии с ее национальными интересами и степенью готовности есть возможность выбрать любой вариант дальнейшего участия в интеграционных процессах. Можно ограничиться лишь использованием очевидных преимуществ режима свободной торговли или принять участие в формировании таможенного союза и единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества. А это уже означает более высокую ступень интеграции и дополнительные преимущества для бизнеса.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!