Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Институты ЕС. Общая характеристика

Механизм функционирования Европейского союза основывается, прежде всего, на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных или межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования.

В настоящее время функционирование Европейского союза обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:

  • 1) Совет Европейского союза (СЕС) - законодательный орган, играющий главную роль в системе власти. Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительства, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.
  • 2) Комиссия Европейского союза (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов ЕС КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.
  • 3) Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге - контролирующий орган; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах - членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихстского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.
  • 4) Европейский суд - высший судебный орган, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.
  • 5) ФЕОГА - аграрный фонд, на который приходится большая часть бюджета ЕС.
  • 6) Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве.
  • 7) Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов - слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).
  • 8) Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС.

Высшее место в иерархии права Европейского союза занимают межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование союза. Они подлежат единообразному толкованию и применению для всех стран - участниц ЕС и попадают под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное законодательство образует нечто вроде конституции ЕС.

Вторичное законодательство представлено регламентами, директивами, решениями, рекомендациями и мнениями.

В рамках Европейского союза сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников. Обладая прямым действием на территории стран - членов ЕС, оно в то же время автономно, самостоятельно и не подчиняется национальным властям, а наоборот, обладает преимущественной силой в случаях коллизии с национальным правом.

В области внешнеторговой и аграрной политики, торгового и гражданского права (свобода конкуренции, монополии и картели), налогового права законодательные акты ЕС заменяют национальные законы. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты, противоречащие праву Европейского союза. И еще одна особенность - субъектами системы права являются не только государства - члены Европейского союза, но и их граждане.

Европейский союз располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом.

Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее финансовое управление, контроль над расходами различного рода фондов и финансовых институтов ЕС, таких, например, как Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский фонд регионального развития, Европейский фонд социальный фонд.

Доходная часть бюджета состоит, во-первых: из собственных средств, которые складываются из ввозных пошлин; таможенных пошлин по общему таможенному режиму, исключая пошлины ЕОУС; определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость и прочих средств. И во-вторых, в доходную часть бюджета Европейского союза выделяется 1,2 - 1,3% ВВП всех входящих в ЕС государств.

Важной составляющей механизма ЕС выступает совместное проведение структурной политики - отраслевой и региональной.

Наибольшие успехи достигнуты в проведении совместной аграрной политики. Ее финансирование представляет крупнейшую статью расходов в бюджете союза. В основе общей аграрной политики ежит субсидирование внутренних и экспортных цен. В результате ЕС превратился во второго после США мирового сельскохозяйственного экспортера.

Главными целями научно-технической политики Европейского союза на современном этапе становятся:

  • - сотрудничество между странами, координация и взаимодействие между наукой и промышленностью;
  • - поддержка исследований по ключевым направлениям научно-технического прогресса.

Большое значение имеет действующая с 1985 г. независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы - «Эврика», открытая и для фирм других стран.

Введение

Европейский союз (Евросоюз) -- объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) (прил. 1). ЕС-- уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC).

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

На сегодняшний день в Евросоюз входят: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния.

Структура Европейского союза

Структуру Евросоюза представляют из себя основные институты, или органы. Традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Основные четыре института Европейского Союза заложены еще в 1952 году, когда было создано Европейское Объединение угля и стали, а идея Европейского Совета еще даже не просматривалась. Эти институты, а именно: Ассамблея, Совет, Комиссия и Суд - по сути своей с тех пор не изменялись. Ассамблея превратилась в наднациональный парламент, а Европейский Суд - в суперарбитра. В то же время роль Совета, состоящего из представителей правительств государств-членов, несколько снизилась, а роль Европейской Комиссии как исполнительного органа существенно не изменилась.

Основные институты Евросоюза

Европейский совет

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей -- министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции -- основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год -- либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Решения совета обязательны для поддержавших их государств. Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский совет -- формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность.

Европейская комиссия

Европейская Комиссия -- высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д.

Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа Тасис) (прил. 2).

Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе.

На сегодняшний день в Еврокомиссии председательствует Жозе Мануэл Баррозу (Португалия).

Совет ЕС

Совет Европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза.

Был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.

В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в порядке, единогласно определяемом Советом (обычно ротация происходит по принципу большое -- малое государство, основатель -- новый член и т. д.). Ротация происходит раз в шесть месяцев.

В первые периоды существования Европейского сообщества большинство решений Совета требовали единогласного решения. Постепенно все большее применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству принадлежит определенное число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала.

Под эгидой Совета действуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам. Их задача -- готовить решения Совета и контролировать Еврокомиссию в случае, если ей делегированы определенные полномочия Совета.

Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования полномочий от национальных государств (напрямую или через Совет Министров) к Еврокомиссии. Подписание новых «пакетных» соглашений добавляли новые компетенции Евросоюзу, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении политики, в определённых сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над её деятельностью. Другая тенденция -- усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров. С 1 января 2009 года председателем Совета Евросоюза является Мирек Тополанек (Чехия).

Европейский парламент

Европейский Парламент является собранием из 785 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европарламента -- утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

Последние выборы в Европарламент проводились в 2004 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе. Председатель Европарламента - Ханс Герт Пёттеринг (Германия).

Европейский суд

Европейский суд (официальное название -- Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

Палата аудиторов Европейского союза

Создана в 1975 году для аудиторской проверки бюджета Европейского союза и его учреждений. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.

Палата аудиторов проверяет отчеты о доходах и расходах Европейского союза и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам Европейского союза;

следит за качеством управления финансами; после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;

помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета Европейского союза.

Штаб-квартира -- Люксембург.

1. Общие сведения о системе органов ЕС.

2. Основные органы ЕС: общая характеристика.

4. Консультативные и вспомогательные органы ЕС

Общие сведения о системе органов ЕС

В соответствии со ст. 4 Договора о Европейском Союзе 1992 г. осуществление задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают его основные органы («институты»):

1) Совет ЕС;

2) Парламент;

3) Комиссия;

5) Счетная палата (Палата аудиторов).

Эти пять руководящих органов образуют единый институциональный механизм, который должен обеспечивать согласованность и преемственность деятельности, осуществляемой для достижения общих целей.

Договор о ЕС интегрировал в систему руководящих органов Европейский Совет, который представляет собой неформальное заседание глав государств-членов. На проводимых саммитах они обсуждают наиболее важные и неотложные вопросы политической и экономической жизни Европы и принимают по ним решения.

Общим признаком всех институтов (основных органов) ЕС является наличие у них полномочий принимать юридически обязательные акты для государств-членов, юридических лиц, граждан. Однако объем и содержание этих полномочий различны. Это дает возможность проводить классификацию институтов Европейского Союза.

В зависимости от порядка формирования выделяются «избираемые» и «назначаемые» институты. Так, непосредственно гражданами ЕС избирается Европейский парламент по установленным квотам в зависимости от численности избирателей в той или иной стране. Остальные институты ЕС назначаются.

Ряд органов ЕС формируется на паритетной основе (одно государство – один член). По такому принципу в ЕС формируются четыре его института: Совет, Комиссия, Суд и Счетная палата (Палата аудиторов).

В зависимости от выполняемых задач, целей и направлений деятельности институты ЕС иногда подразделяются на политические, т.е. призванные разрабатывать и проводить в жизнь политику Европейского Союза в разных сферах его компетенции, и неполитические. К первым относят Совет, Комиссию и Парламент. Неполитическими институтами считаются Суд и Палата аудиторов.



По аналогии с государствами институты ЕС классифицируются по функциям, «ветвям власти», которые они представляют. Основным законодательным органом считается Совет, исполнительным – Комиссия, судебную (и контрольную) власть осуществляют Суд и Палата аудиторов. Европарламент согласно этой классификации входит в законодательную ветвь власти, однако самостоятельным правом издания нормативных актов не обладает.

Кроме институтов (руководящих органов), в систему власти ЕС входят консультативные и вспомогательные органы, призванные содействовать институтам власти в выполнении поставленных перед ними задач. К числу таких органов, в частности, относятся Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский омбудсман, Европол (Европейское полицейское ведомство).

Основные органы ЕС: общая характеристика

Совет ЕС (Совет)

Совет Европейского Союза (Совет) или, как его называют, Совет министров ЕС является одним из руководящих органов ЕС. Его статус и полномочия определяются в ст.ст.202-210 Договора о ЕС.

Назначение Совета ЕС – обеспечить координацию общей экономической политики государств-членов, осуществлять руководство бюджетом (совместно с Европарламентом), заключать международные договоры.

Совет ЕС обладает законодательной и бюджетной властью. Он – главный субъект, принимающий решения в области общей внешней политики и политики безопасности, а также в сфере сотрудничества полиций и судов в уголовной сфере.

Состав Совета ЕС. В соответствии со ст.146 Договора о ЕС в состав Совета входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне. По этой причине Совет ЕС называют Советом министров, поскольку в нем заседают представители от правительств. Состав министров определяется характером вопросов, которые будут рассматриваться на заседании.

Чаще всего участниками заседаний Совета ЕС являются министры иностранных дел. Но в его работе Совета могут участвовать и другие министры, например, внутренних дел, сельского хозяйства, культуры, финансов, образования, охраны окружающей среды.

В настоящее время сложилось девять различных составов Совета ЕС:

по общим вопросам и международным отношениям;

по экономическим и финансовым отношениям;

по правосудию и внутренним делам;

по вопросам занятости, социальной политики, здравоохранению и отношений с потребителем;

по вопросам конкуренции;

по транспорту, телекоммкникации и энергетике;

по сельскому хозяйству и рыболовству;

по вопросам окружающей среды;

по вопросам образования, молодежи и культуры.

Председателем (или президентом) Совета ЕС является министр того государства, которое в данные полгода председательствует в ЕС.

Полномочия Совета ЕС. Они определяются исходя из назначения этого органа и могут быть разделены на пять групп:

1) координация экономической и социальной политики ЕС;

2) осуществление бюджетной (финансовой) политики ЕС;

3) разработка и осуществление общей политики по вопросам внешней политики и политики безопасности;

4) формирование органов ЕС и назначение должностных лиц ЕС;

5) осуществление контроля за деятельностью органов и должностных лиц.

Вырабатывая единую позицию по основным вопросам, Совет ЕС принимает основную массу нормативно-правовых актов. Проекты решений должны предварительно согласовываться с Комиссией и Европарламентом.

Совет наделен полномочиями по подготовке и принятию бюджета ЕС совместно с Европарламентом, а в последующем контролирует его исполнение.

К внешнеполитическим полномочиям Совета относятся: заключение международных договоров от имени ЕС; издание специальных актов в рамках общей внешней политики и политики безопасности; представительство ЕС на международной арене (его осуществляет Генеральный секретарь Совета – Высокий представитель по вопросам ОВПБ); принятие санкций от имении ЕС в отношении других государств; принятие решения об использовании Сил быстрого реагирования ЕС.

Совет ЕС формирует Счетную палату ЕС, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и некоторые другие органы. Ниццский договор наделил Совет правом учреждать «судебные палаты» и назначать их членов. Совместно с Европарламентом Совет принимает участие в формировании Комиссии ЕС.

Совет ЕС принимает решения по вопросам визовой политики, миграции и предоставления убежища.

В пределах своих полномочий Совет контролирует исполнение учредительных договоров и законодательных актов ЕС.

Порядок принятия решений. В практике Совета используетсятри способа принятия решений: путем консенсуса (единогласно), квалифицированным большинством и простым большинством.

По важнейшим вопросам – в сферах внешней политики и политики безопасности, сотрудничества полиций и судов, политики предоставления убежища и иммиграционной политики, политики экономической и социальной гармонизации, налоговой политики – Совет ЕС принимает решения путем консенсуса (согласия). Каждое государство по главным направлениям деятельности обладает правом вето и может заблокировать принятие того или иного решения. Кроме того, допускается воздержание от голосования.

Принятие решений квалифицированным большинством проводится по всем иным вопросам. При этом каждое государство обладает в Совете определенным числом голосов, пропорциональным численности населения, а также учитывающим экономические показатели развития страны.

Раньше, когда в составе ЕС было 15 государств, действовали следующие пропорции в определении «взвешенных голосов» государств-членов: Германия, Великобритания, Италия и Франция - 10 голосов, Испания – 8, Бельгия, Греция, Португалия и Нидерланды – 5, Австрия и Швеция – 4, Дания, Ирландия и Финляндия – 3, Люксембург – 2 голоса. Решение считалось принятым, если за него было подано 62 голоса (т.е. 71,2% от общего числа). При этом в его пользу должны высказаться не менее 10 государств-членов.

· Германия, Франция, Италия и Великобритания 29

· Испания и Польша 27

· Нидерланды 13

· Бельгия, Чехия, Греция, Венгрия, Португалия 12

· Австрия и Швеция 10

· Дания, Ирландия, Литва, Словакия и Финляндия 7

· Кипр, Эстония, Латвия, Люксембург и Словения 4

· Мальта 3

Для получения квалифицированного большинства требуется минимум 232 голоса (72,3%). Кроме того, решение должно быть поддержано большинством государств. Любая страна вправе потребовать подтверждения того, что голоса, поданные «за», репрезентуют как минимум 62 % населения ЕС.

То есть, система принятия решений в Совете основывается на трех факторах: числе государств, проголосовавших «за»; количестве принадлежащих им взвешенных голосов; демографическом критерии (совокупном количестве населения государств-членов).

Совет созывается его Председателем и работает на непостоянной основе.

Официальное местонахождения Совета ЕС - г. Брюссель. Три месяца в году (апрель, июль и октябрь) заседания Совета проходят в Люксембурге.

Организация и формы работы . Заседания Совета проводятся по инициативе Председателя или по требованию государств-членов. Сессия Совета включает одно или несколько заседаний.

В заседаниях от каждого правительства участвует национальная делегация во главе с министром (членом Совета). С правом совещательного голоса в заседании участвуют представители Комиссии ЕС как субъекта законодательной инициативы, а в некоторых случаях - и Европейского центрального банка.

Важную роль в подготовке и реализации решений Совета ЕС играет Комитет постоянных представителей (KOREPER). Он состоит из послов государств-членов, аккредитованных при Комиссии ЕС. В рамках этого Комитета рассматриваются и утверждаются проекты почти всех решений, которые позднее принимаются Советом.

Кроме Комитета постоянных представителей, Совет может образовывать различные специальные комитеты и рабочие группы (как правило, в целях подготовки проектов законодательных актов и их согласования с правительствами государств-членов).

Для создания надлежащих условий деятельности Совета ЕС и его рабочих комитетов действует Генеральный секретариат. Его численность - около 2500 сотрудников.

Европейский парламент

Согласно ст. 137 Договора о ЕС, Европарламент состоит из представителей народа государств-членов, объединенных в Сообщество.

Первоначально Европарламент формировался из делегированных депутатов национальных парламентов. С 1979 г. депутаты Европарламента избираются прямым тайным голосованием в государствах-членах ЕС. Право избирать и быть избранным в Европейский парламент принадлежит гражданам ЕС независимо от места проживания.

Срок депутатских полномочий - 5 лет. Досрочная вакансия депутатского мандата может иметь место в силу смерти депутата, добровольной отставки, лишения депутатского мандата. Решение о лишении депутатского мандата выносится большинством голосов от списочного состава Парламента.

Лица, избранные в состав Европарламента, обладают свободным мандатом (т.е. не связаны наказами своих избирателей) и наделяются депутатским иммунитетом, который может быть снят лишь самим Парламентом.

Независимо от того, в какой стране избраны депутаты, они выступают представителями всех народов ЕС в целом и объединяются друг с другом в политические группы (фракции), исходя из своей партийной принадлежности.

Очередные выборы Европарламента 7-го созыва прошли 4 – 7 июня 2009 года. В выборах приняли участие 375 млн. избирателей из 27 стран.

Действующий ныне парламент имеет следующее количество депутатских мандатов: Германия – 99; Франция, Италия и Великобритания – по 78; Испания и Польша – по 54; Румыния – 35; Нидерланды – 27; Бельгия, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия – по 24; Швеция – 19; Австрия и Болгария – по 18: Дания, Финляндия, Словакия – по 14; Ирландия, Литва – по 13; Латвия – 9; Словения – 7; Эстония, Кипр, Люксембург – по 6; Мальта – 5 (всего 785 депутатов).

Количество мест, приходящихся на каждую страну ЕС, зависит в первую очередь от численности ее населения, хотя представительство не является строго пропорциональным – малые страны пользуются в этом вопросе некоторым преимуществом.

Полномочия Европарламента. К ведению Европарламента относится решение следующих вопросов:

1) принятие совместно с Советом и Комиссией ЕС законодательных актов;

2) утверждение бюджета ЕС и отчета о его исполнении;

3) контроль над деятельностью других органов и должностных лиц ЕС;

4) санкционирование важнейших международных договоров ЕС;

5) дача согласия на вступление в ЕС новых членов.

В законодательной сфере Европейский парламент совместно с Советом ЕС рассматривает и принимает нормативно-правовые акты и другие решения, проекты которых вносит, как правило, Комиссия.

Объем законодательных полномочий Европарламента по разным вопросам является неодинаковым. В одних случаях он участвует в законодательном процессе с правом совещательного голоса (“консультативная процедура”), в других - с правом решающего голоса (“процедура совместного принятия решений”).

Сфера совместного принятия решений постоянно расширяется. Маастрихстский договор 1992 г. наделил Европарламент правом принимать законодательные акты совместно с Советом ЕС в сфере регулирования внутреннего рынка, образования, науки, окружающей среды, охраны здоровья, культуры, защиты прав потребителей.

Амстердамский договор закрепил 23 новых сферы совместного законотворчества Европарламента и Совета ЕС, а Ниццский договор – добавил еще 7 сфер правового регулирования. Так, Европарламент и Совет ЕС несут совместную ответственность за принятие бюджета ЕС по предложению Комиссии. После обсуждения проекта бюджета Парламент большинством голосов может его отклонить. В таком случае Комиссия и Совет вносят новый проект на утверждение Парламента.

Совет ЕС и Комиссия обязаны представлять Парламенту доклады по итогам своей деятельности, а также итоговый годовой доклад о деятельности ЕС.

Парламент осуществляет постоянный контроль над органами ЕС. Он имеет право роспуска Комиссии в случае принятия решения о вотуме недоверия (для этого требуется 2/3 голосов всех депутатов).

Парламент также контролирует процесс осуществления политики ЕС в разных сферах, в том числе путем обсуждения отчетов о работе различных органов ЕС.

Кроме законодательных, бюджетных и контрольных полномочий, Европарламент дает согласие на заключение важнейших международных договоров ЕС; дает разрешение на вступление в ЕС новых государств; участвует в формировании ряда институтов и органов Союза: Комиссии, Счетной палаты, Дирекции Европейского центрального банка, Омбудсмена ЕС.

Организация и формы работы. Руководство работой Европарламента осуществляет его Председатель, избираемый на 2,5 года. В качестве консультативных органов при Председателе действуют Бюро (включает Председателя и 14 вице-председателей) и Конференция председателей (в составе Председателя парламента и председателей депутатских фракций).

В организации работы Парламента значительную роль играют парламентские фракции, которые представляют европейские политические партии и группы. Наибольшим влиянием в парламенте пользуются такие партии, как Европейская народная партия, Партия европейских социалистов, Партия Европейских либералов.

Основная работа депутатов ведется в 20 постоянных комитетах: по бюджету; по бюджетному контролю; по экономическим и валютным отношениям; по вопросам занятости и социальным отношениям; по вопросам окружающей среды, здравоохранения и продовольственной безопасности; по вопросам промышленности, науки и энергетики; по вопросам внутреннего рынка и защиты потребителя; по транспорту и туризму; по вопросам регионального развития; по сельскому хозяйству; по вопросам культуры и образования; по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам; по конституционным отношениям; по вопросам прав женщин и гендерному равенству; по петициям; по внешним сношениям; по вопросам развития; по внешней торговле.

Европейский парламент работает на сессионной основе. Считается, что сессия длится весь год, но заседания проходят обычно один раз в месяц в течение недели.

Официальная резиденция Европарламента находится в г. Страсбурге (Франция). Секретариат Европарламента располагается в Люксембурге. В его штате - более 4000 сотрудников.

Ответ студента (03.10.2016)

Институты Евро союза - учреждения Евро союза, представляющие и обеспечивающие интересы, единые для всех государств-членов ЕС. На этот момент сообразно всем соглашениям, связывающим все державы-члены на единых причинах, сложились 7 самых основных и управляющих органов ЕС:Европейский совет - верховный общественно-политический орган Евро союза, состоящий из глав стран и правительств государств-членов ЕС. Комитет Евро союза - наряду с Европейским парламентом, один из 2-ух законодательных органов Евро союза. Европейская комиссия - верховный орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за исполнение решений Союза, осуществляет контроль за соблюдением его законов в государствах-членах и, если потребуется, возбуждает в суде Евро союза иск против государств-членов за повреждение членских обещаний. Суд Евро союза - верховный суд ЕС. Европейский парламент владеет 3 важные задачи: законодательство, бюджетирование и контроль Европейской комиссии. C 1979 года избирается населением. Европейская счётная палата - институт, исполняющий аудиторскую проверку бюджета Союза и его учреждений. Европейский основной банк - основной банк Евросоюза и зоны евро. Органы: Европейская счётная палата. Европейская счётная палата создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена), которые назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей. Функции: 1. проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС; 2. следит за качеством управления финансами; 3. после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам; 4. помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС. Штаб-квартира - Люксембург. Европейский центральный банк. Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). В последующие годы евро приняли ещё 8 стран, последний присоединившийся член - Литва с 1 января 2015 года. В соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского сообщества была основана Европейская система центральных банков - наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 28 стран членов Евросоюза. Управление ЕЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ. Европейский инвестиционный банк. Создан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов. Европейский социально-экономический комитет. Социально-экономический комитет - консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором. Состоит из 344 членов, называемых советниками. Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций). Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек. Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе. Комитет регионов. Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994. Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года. Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов. Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год. Европейский уполномоченный по правам человека. Европейский уполномоченный по правам человека занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.

Ответ студента (17.10.2016)

Органы Европейского Союза состоят из органов сообществ. В вопросах первой колонны, сообщества пользуются независимой законодательной властью, которая в европейских государствах принадлежит парламентам, избранным на выборах; исполнительной властью, принадлежащей правительствам; и юрисдикцией, принадлежащей независимым судам. В организационной системе стремились найти равновесие между сверхнациональной формой принятия решений и национальными интересами государств-членов, и, с другой стороны, между представительными органами, избранными путем демократических выборов, и органами, назначенными в административном порядке. На высшем уровне деятельностью и развитием Союза управляет Европейский Совет (The European Council), состоящий из глав государств и правительств участников Союза. Европейский Совет не принимает практических решений по делам, входящим в компетенцию Союза. Его задача - стимулировать развитие Союза и намечать общую политическую линию развития. Как совещание глав государств на высшем уровне, Совет фактически определяет задачи Союза и его отношения с государствами-членами. Совет созывается регулярно не менее одного раза в полгода, в течение полугодового председательства каждого из государств-членов. Финляндия будет председательствовать в Европейском Союзе с начала июля 1999 года до конца года. Основными институтами Союза являются Европейский парламент (The European Parliament), Совет Европейского Союза (The Council), Комиссия Европейских Сообществ (The Commission), и Суд Европейских Сообществ (The Court of Justice). Комиссия и Суд, а частично и Парламент, представляют исключительно союзные интересы. Достижению национальных целей, в свою очередь, содействует Совет. Европейский парламент Европейский парламент является представительным органом с общим количеством членов 626, которые избираются прямыми выборами в каждом из государств-членов. Из Финляндии избирается 16 депутатов. Члены Европейского парламента создают свои парламентские фракции на основе политической направленности, а не по национальности. Парламент участвует в выборе членов других институтов и может с квалифицированным большинством голосов отозвать Комиссию. Он является консультативным органом Совета и Комиссии. В законодательной работе Парламент участвует как орган, дающий свои заключения, и, частично, принимающий решения совместно с Советом. Парламент может затруднять принятие решений Советом, выдавая отрицательные заключения. Парламент участвует в обсуждении бюджета Союза и принимает окончательные решения по расходам, предоставленным на усмотрение. Парламент подтверждает, со своей стороны, принятие новых членов в Союз. Для проведения практической работы Парламент разделена на комиссии, одна из которых занимается, в частности, вопросами условий труда. Совет Действительным органом принятия решений является Совет Европейского Союза. В Совет (Совет министров) входят министры правительств государств-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. Совет общих дел занимается наиболее важными из вопросов, входящих в компетенцию Совета. Он состоит из министров иностранных дел государств-членов. Вопросами охраны труда занимаются соответствующие министры государств-членов, ведающие охраной труда - министры труда или социального обеспечения. Обычно каждый совет проводит не менее двух официальных заседаний и одной неофициальной встречи в течение одного председательского срока. Совет может собираться одновременно в двух или более многочисленных составах. В Совете представлен один министр из каждого государства-члена. Однако число голосов членов Совета зависит от размера и экономического значения страны. Министры Германии, Франции, Италии и Англии, например, имеют в совете по 10 голосов, а министры Ирландии, Дании и Финляндии только по три голоса. Число голосов других стран колеблется от четырех до восьми. Общее количество голосов 87. Для квалифицированного большинства требуется 62 голоса. Законы об охране труда подтверждаются на Совете квалифицированным большинством. Все выдвигаемые на Совете вопросы обсуждаются в Комитете постоянных представителей государств-членов (Coreper), состоящем, в основном, из послов. Подготовка вопросов, до рассмотрения их в Комитете постоянных представителей, ведется в комитетах и рабочих группах. В обсуждении вопросов в рабочих группах участвуют эксперты центральных администраций и представительств государств-членов. В обсуждении вопросов охраны труда участвуют, в частности, многие присутствующие здесь служащие Министерства труда Финляндии. В рабочих группах все предложения проходят тщательную проверку, и в Комитет постоянных представителей передаются лишь те вопросы, о которых не достигли единогласия в рабочих группах. Согласованные вопросы, как правило, не рассматриваются Комитетом постоянных представителей. Из Комитета постоянных представителей на специальное рассмотрение Советом переходят лишь вопросы, оставшиеся открытыми в Комитете постоянных представителей. С точки зрения Совета главный упор в процессе принятия решений делается на подготовке вопросов в рабочих группах. В них представители государств-членов, естественно, действуют в рамках полномочий, предоставленных их министрами. Комиссия Главным рабочим органом Европейского Союза является Комиссия. В ее состав входит 20 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств государств-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен, как минимум, один представитель из каждой страны-члена. Однако члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно Союз. В развитии законодательства Сообщества Комиссия имеет исключительное право инициативы. Все предложения должны проходить через Комиссию. В процессе обсуждения Комиссия может изменить свое предложение или снять его с повестки дня. Комиссия отвечает за выполнение решений Сообщества, контролирует соблюдение законов Союза в государствах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейских Сообществ иск против государства-члена за нарушение членских обязательств. Комиссия разделена по обсуждаемым вопросам на 23 главных директората. Предложения Комиссии, как правило, основываются на законодательных проектах, которые тщательно взвешиваются в соответствующем директорате Комиссии и в его рабочих группах. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах Союза. Другие органы Суд Европейских Сообществ обеспечивает правильное применение и истолкование законодательства Сообщества. Суд по вопросам аудита контролирует расходование средств и управление рабочих органов. Совместно с центральными банками государств-членов Центральный банк Европы составляет центральную банковскую систему Европы. Ожидается, что со временем Центральный банк Европы будет иметь исключительное право на эмиссию казначейских билетов. Помимо Парламента, представительными органами являются Комитет по регионам и Комитет по экономическим и социальным вопросам, которые дают Совету и Комиссии заключения, не обязывающие последних. Они представляют знание государств-членов по разным областям и регионам.

Европейский союз - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором (Договором о Европейском союзе) в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.

ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим.

Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:

1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность, которые утверждаются на всем пространстве ЕС независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов;

2) в сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС отнесены прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение социальной рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита и улучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса;

3) в социальной сфере – борьба против социального отчуждения, дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. Среди важнейших целей ЕС фигурируют экономическая, социальная и территориальная сплоченность и солидарность между государствами-членами. ЕС призван также уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.

Органы ЕС .

Европейский совет . Европейский совет - высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Членами Европейского совета являются также его Председатель, избираемый на 2,5 года, и председатель Еврокомиссии.

Функции и полномочия . Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Вырабатываемые и принимаемые им решения имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, юридически обязаны их исполнить и обеспечить проведение в жизнь.

Европейская комиссия . Европейская комиссия - высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.

В её состав входят 28 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен как минимум один представитель из каждой страны-члена. Члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно Европейский союз. Все предложения ЕС должны проходить через Комиссию. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах ЕС.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. По общему правилу, выработанному на основе практики, членами Еврокомиссии назначаются бывшие главы национальных правительств и министры. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС.

Функции и полномочия .

Функции Еврокомиссии - координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 28 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и так далее), военной, внешней, культурной политики.

Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 28 стран-членов. Повседневное администрирование ЕС осуществляется в рамках комитологии. Комитология - это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений ЕС.

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

Европейский парламент . Европейский парламент - законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств - членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира. Принципы организации и работы органа содержатся в Регламенте Европейского парламента.

Европейский парламент является собранием из 754 депутата (в редакции Ниццкого договора), напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Функции и полномочия .

Европейский парламент делит законодательные функции с Советом ЕС, который также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). С момента подписания договора в Ницце, в большинстве политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений, согласно которому Европейский парламент и Совет Европейского союза обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в двух чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3- го чтения.

Европейский парламент не имеет права инициативы, другими словами он не может вносить свои собственные законопроекты. Это право на общеевропейской политической арене имеет только Европейская комиссия.

Европейский парламент и Совет ЕС совместно формируют бюджетную комиссию, которая формирует бюджет ЕС.

Парламент также осуществляет контроль над деятельностью Европейской комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. Парламент вправе принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных её членов. В соответствии с Лиссабонским договором Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии. Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать её отставку.

Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европейского Союза и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию.

Совет Европейского союза (официальное название - Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) - наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Cоюза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министров правительств стран - членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.

Суд Европейского союза . Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств - членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Функции и полномочия . Суд регулирует разногласия между государствами - членами; между государствами - членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно - правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства - члены, не выполняющие его постановления.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!