Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Методические рекомендации по развитию речи посредством пиктограмм. Метод пиктограммы Выполнение метода пиктограмм здоровыми испытуемыми

ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич

«Пиктограмма» как метод исследования личности в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования . Проблема метода в экспериментально-психологическом изучении личностных особенностей занимает в отечественной патопсихологии значительное место /Мясищев В.Н. с соавт. 19692; Зейгарник Б.В., 1969, 1976; Блейхер В.М., 1976; Кабанов М.М., Лебединский М.С., Морозов Г.В., 1974/. Еще В.М. Бехтерев выдвинул принцип "личностного подхода" к интерпретации данных экспериментально-психологического исследования. Неоднократно отмечалось, что любая методика экспериментально-психологического исследования имеет цель "построение модели человеческого поведения и деятельности " /Зейгарник Б.3., 1976/, является стимулом аффективных реакций /Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф., 1978; Соколова Е.Т., 1978, I960/ и позволяет получить значимую информацию о личности испытуемого. Задача применения того или иного метода экспериментально-психологического исследования для изучения личности, таким образом, совпадает с задачей повышения информативности и надежности данного метода, более полной и адекватной реализации полученных данных. Это положение касается преимущественно методов, отличающихся многозначностью стимульного материала, а также высокой степенью свободы, которой пользуются испытуемые при исследовании. Одним из отечественных методов этой группы является "пиктограмма", предложенная в начале тридцатых годов А.Р. Лурия / по другим данным - Л.С. Выготским / для изучения опосредованного запоминания - сложной характеристики, отражающей "как мнестические, так и интеллектуальные процессы" / А.Р. Лурия, 1962 /. Начиная с 1934 г. исследование Г.В. Биренбаум положило начало плодотворному применению "пиктограммы" для изучения мышления, этот аспект применения метода получил развитие в работах Б.3. Зейгарник / 1962, 1976/, С.Я. Рубинштейн /1970/, С. 3. Лонгиновой /1970, 1971, 1972/, М.В. Осориной /1973, 1974/ имеющиеся данные обобщены в совместном методическом письме С.З. Лонгиновой и С.Я. Рубинштейн /1972/. Как отмечает

С.В Лонгинова, метод "пиктограмм" носит "в известной степени проективный характер". Данные теоретические предположения находят подтверждение в исследованиях Л.С. Драгунской, изучавшей с помощью "пиктограммы" признаки депрессивных состояний /1976, 1981/. Возможность изучения эмоциональных особенностей с помощью метода, близкого к "пиктограмме", показана в исследовании А.И. Берзницкаса /I960/. Указывается на некоторые черты, объединяющие "пиктограмму" и тест Роршаха /Станишевская Н.И., Рульдан В.В., 1972; Никифорова П.Г., Херсонский Б.Г., 1978/. Вместе в тем при использовании "пиктограммы" и интерпретации подученных данных возникают значительные затруднения. Нестандартность стимульного материала, вмешательство экспериментатора в деятельность испытуемого по ходу исследования затрудняют получение сопоставимых данных и уменьшают спонтанную активность испытуемого. Отсутствие описания данных исследования по методу "пиктограмм" репрезентативной нормативной группы /наиболее представительная группа, обследованная С.В. Лонгиновой, включает лиц с невротическими реакциями и аномалиями характера, все испытуемые обследовались в психиатрическом стационаре/ не позволяет выработать нормативные показатели. Если в тесте Роршаха существует традиционная многофакторная оценка ответов, доступная формализации, причем факторы рассматриваются в естественной взаимосвязи, качественный анализ дополнен количественными соотношениями, учитываются также факторы, недоступные для формализации /Роршах Г., 1922, Клопфер Б. с соавт., 1946, Лусли /Устери М., 1957, Бон Э., 1967, Бурлачук Л.Ф., 1979/, то число факторов анализа в "пиктограмме ограниченно, причем факторы как правило рассматриваются изолированно.

Цель и задачи исследования . Целью исследования было совершенствование экспериментально-психологического метода "пиктограмм" и применение его для изучения личностных особенностей в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях. Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

Модифицировать процедуру проведения исследования по методу "пиктограмм" с целью обеспечения сопоставимости полученных данных, а также уменьшения влияния экспериментатора на испытуемого;

Провести систематизацию аналитических факторов "пиктограммы" с учетом факторов, ранее не рассматривавшихся, и выработать этапную интерпретационную схему;

В связи с необходимостью выработки нормативных показателей провести исследование репрезентативной нормативной группы испытуемых, в том числе с особенностями интеллекта и личности,не выходящими за пределы психической нормы;

Для выявления дифференциально-диагностических возможностей модифицированного варианта "пиктограммы" провести исследование больных параноидной формой шизофрении, больных с отдаленными последствиями черепно-мозговых травм и больных неврозами. Выбор указанных клинических групп обусловлен практическими задачами, которые ставятся перед патопсихологом при направлении испытуемых с целью дифференциальной диагностики;

На основании анализа полученных данных в сопоставлении с данными других методов экспериментально-психологического исследования уточнить психологическое значение аналитических факторов "пиктограммы".

Материал исследования. Обследовано 500 психически здоровых испытуемых. 400 испытуемых /"основная группа"/ обследовано в ходе профилактических осмотров. 20 испытуемых было направлено в психиатрический стационар с подозрением на минимальную недостаточность интеллекта, однако после клинического и экспериментально-психологического исследования были признаны психически здоровыми с «низкой нормой» интеллектуального развития. 30 испытуемых, направленных в психиатрический стационар в связи с подозрением на психопатию, также в результате проведенного клинического и психологического исследования было признано психически здоровыми с явной акцентуацией характера по неустойчивому /22/ и психастеническому /8/ типу. Наконец, 50 испытуемых, обследованных в ходе профилактических осмотров в технических научно-исследовательских институтах и Ленинградском высшем художественном училище им. Мухиной составили группу испытуемых с высоким уровнем интеллекта, технической и художественной одаренностью.

Обследовано также 150 больных параноидной формой шизофрении - 30 больных в состоянии обострения, 20 больных в состоянии ремиссии «Б» с чертами легкого апатико-абулического дефекта, 100 больных в состоянии ремиссии «А». Обследовано 70 больных с отдаленными последствиями черепно-мозговых травм и 50 больных неврозами /из них 36 больных неврастенией/.

Методы исследования.

Помимо стандартизованного модифицированного варианта "пиктограммы" в 100 случаях проведено параллельное исследование по методу Векслера, адаптированному в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте ми. В.М. Бехтерева, что способствовало более адекватному выделение аналитических факторов «пиктограммы», чувствительных к уровню интеллектуального развития. 300 испытуемых обследовано по методу Роршаха, с целью выделения показателей общих для теста Роршаха и "пиктограммы". 300 испытуемых обследовано по методу зрительной ретенции Бентона, который, как и "пиктограмма" связан с необходимостью расположения нескольких рисунков на одном листе бумаги. В 350 случаях применен тест Дж.Бука /1947/ - "рисунок дома, дерева, человека", поскольку представляло интерес сопоставление особенностей рисунка в «пиктограмме» и других рисуночных пробах.

таблица №I

Объем исследования различных контингентом испытуемых.

ЗДОРОВЫЕ

Пиктограмма

Бентон-тест

Дом, дерево, человек

Векслера

Тест Роршаха

а) Основная группа

б) Испытуемые с низкой нормой интеллекта

в) Одаренные

г) Акцентуированные личности

Больные шизофренией

Больные с последствиями черепно-мозговых травм

Больные неврозами

Научная новизна . Модифицирована процедура проведения исследования по методу "пиктограмм": стандартизована инструкция и стимульный материал, введена дифференцированная процедура опроса и "ретестирования". Разработана многофакторная этапная схема интерпретации данных: разработана классификация образов "пиктограммы" с учетом факторов абстрактности, индивидуальной значимости, содержания, образа, фактора частоты, фактора адекватности. Классификация позволяет дать формализованную оценку образам "пиктограммы". Проанализирован ряд количественных соотношений. Описаны и проанализированы дополнительные факторы анализа, не поддающиеся формализации в количественной оценке - "особые феномены". Обследована репрезентативная нормативная группа испытуемых, выработаны нормативные данные, как по качественным, так и по количественным показателям "пиктограммы". Показана возможность использования метода не только для изучения опосредованного запоминания и особенностей мышления, но и для оценки интеллектуальности и личностных особенностей испытуемых.

Практическая ценность работы заключается в том, что при применении модифицированной процедуры исследования и многофакторной, этапной схемы анализа данных "пиктограммы" значительно расширяются диагностические возможности метода, его чувствительность к особенностям аффективно-личностной сферы испытуемых. Более адекватно оцениваются и традиционные аналитические факторы "пиктограммы", повышается валидность и надежность метода.

Внедрение результатов исследования , Модифицированный вариант "пиктограммы" применяется для изучения личностных особенностей в экспериментально-психологических лабораториях Одесской областной психиатрической больницы № I и Одесской областной психиатрической больницы № 2. Материалы исследования легли в основу методических рекомендаций, направленных на утверждение в Министерство здравоохранения РСФСР.

Апробация работы . Материалы диссертации и результаты проведенного исследования обсуждались на совместной конференции отделений неврозов и пограничных состояний, внебольничной психиатрии, лаборатории социальной психологии и группы психологической диагностики Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им.В.М. Бехтерева 22 февраля 1982 г. Материалы диссертации докладывались на 71 съезде невропатологов и психиатров УССР, 1978 г., республиканском семинаре по реабилитации больных с заболеваниями нервной системы, I981 г.

По материалам диссертации имеется 11 публикаций, список которых приводится в конце автореферата.

Объем и структура исследования . Диссертация изложена на 152 страницах машинописи. Работа состоит из введения, обзора литературы, пяти глав, заключения, выводов и списка литературы. В тексте имеется 86 рисунков и 14 таблиц.

Модификация процедуры исследования . Исследование проводилось стандартным набором из 16 понятий с неизменной последовательностью предъявления понятий. Стандартным был также текст инструкции. В процессе исследования исключалось влияние экспериментатора на испытуемого. С этой целью опрос, имеющий целью уточнение характера ассоциаций, выделен во второй этап исследования. Этот прием позволяет отделить "спонтанные" разъяснения от "вынужденных". Незначительное уменьшение пластичности метода, являющееся следствием стандартизации, компенсируется введением ретестирования. После воспроизведения слов экспериментатор проверяет способность испытуемого к продуцированию различных категорий образов "пиктограммы", в частности, к замене "неадекватных" образов на "адекватные". Коррекции в ходе ретестирования подлежали также гиперконкретные, сценоподобные образы и образы, где испытуемые, вопреки инструкции употребляли буквенные и словесные обозначения.

Аналитические факторы "пиктограммы".

А. Классификация образов "пиктограммы ".

Для более полного учета характеристик выбранного образа оценка проводилась по нескольким параметрам. Каждой категории образов "пиктограммы" присваивалось краткое буквенное обозначение, облегчавшее формализованную оценку.

Фактор абстрактности.

а. Конкретные образы. К.

К этой группе относятся образы "пиктограммы", связанные с конкретной ситуацией. Часто имеет место попытка прямо изобразить ситуации /конкретный "фотографический" образ К-ФТ/. К конкретным образам относятся все заимствования из индивидуального опыта испытуемого. Иногда конкретная связь "конфабулируется" испытуемым по ходу исследования /конкретный "конфабуляторный" образ К-КФ/. Пример такого образа - табуретка на понятие "сомнение". Объяснение: "Я сомневаюсь из чего сделана эта табуретка - из дерева, или из пластмассы".

б. Атрибутивные образы. Ат.

Выбранный образ связан с понятием по принципу принадлежности, является "атрибутом" понятия. Примеры таких образов - флакон на понятие "веселый праздник", лопата на понятие "тяжелая работа".

в. Метафорическая символика. М.

Выбранный образ связан с понятием через метафору, литературный образ. Чаще встречаются "заимствованные" метафоры - "Буриданов осел" на понятие "сомнение". Двуликий Янус на понятие "обман", но иногда они создаются в процессе исследования, например, штопор на понятие "сомнение" - "Сомнение как штопор ввинчивается в тебя, не дает спокойно жить".

г. Геометрическая, графическая, грамматическая символика. ГС.

Абстрактной ассоциации соответствует адекватный способ изображение-символ. Стрелка, направленная вперед и вверх, спираль на понятие "развитие", стрелки, направленные в разные стороны на понятие "разлука" - характерные примеры этой категории образов "пиктограммы". Образ не принадлежит к категории ГС, если символ лишь "украшает" конкретный образ /стрелки над расходящимися людьми на понятие "разлука"/, либо выражает конкретную по сути ассоциацию /круг, наполовину заштрихованный, на понятие "сомнение" - "Я сомневаюсь, черное оно или белое."/.

Фактор индивидуальной значимости.

а. Образы, выбранные формально - Ф.

К этой группе относятся образы, не имеющие индивидуальной значимости для испытуемого: кровать на понятие "болезнь", знак "?" на понятие "сомнение".

б. Образы, имеющие индивидуальную значимость - Инд.

Эта категория образов распадается на две группы. Образы первой группы содержат изображение конкретного человека - либо самого испытуемого /безногий инвалид рисует человека на костылях на понятие "болезнь"/, либо другого лица /например, больной рисует "портрет" лечащего врача на понятие "обман", поскольку врач обещал выписать его, но во выполнил обещания/. Такие образы получили название "персонифицированных" - Инд-Пс. Образы второй группы как бы "стимулируют" у испытуемых воспоминание о ситуации из их личного опыта. Содержанием рисунка является обычно неодушевленный предмет, либо пейзаж. Пример - горный пейзаж на понятие "счастье" - "Чувство счастья возникает у меня в горах". Образы этого типа обозначаются как "стимулы" - Инд-С.

Фактор частоты.

Этот критерий показывает, как часто данный образ встречается в протоколах здоровых людей. Учитывая "естественное распределение" частоты выбранных образов, целесообразно выделение трех категорий:

а. Стандартные образы - Ст. Встречаются не реже, чек в одном из пяти протоколов.

б. Оригинальные образы - 0риг. Встречается реже, чем в двух из ста протоколов.

в. Повторяющиеся образы. Занимают промежуточное положение между двумя предыдущими категориями.

Приводим перечень "стандартных образов" на понятия, применяемого нами набора.

1.ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК. Флажок, шарик, цветок.

2.ТЯЖЁЛАЯ РАБОТА. Кирка, лопата.

3.ВКУСНЫЙ УЖИН. Изображение еды.

4.БОЛЕЗНЬ. Кровать.

5.ПЕЧАЛЬ. Грустное лицо.

6.СЧАСТЬЕ. Улыбающееся лицо.

7.ЛЮБОВЬ. Сердце, целующиеся влюбленные.

8.РАЗЛУКА. Стандартные образы отсутствуют.

9.РАЗВИТИЕ. Стандартные образы отсутствуют.

10.ОБМАН. Стандартные образы отсутствуют.

11.П0БЕДА. Салют, флаг Победы над рейхстагом.

12.ПОДВИГ. Подвиг Александра Матросова.

13.ВРАЖДА. Стандартные образы отсутствуют.

14.СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Стандартные образы отсутствуют.

15.СОМНЕНИЕ. Стандартные образы отсутствуют.

16.ДРУЖБА. Рукопожатие, люди, взявшиеся за руки.

Фактор адекватности

Этот сложный качественный критерий при формализованном подходе был наиболее тесно связан с фактором частоты. К адекватным образам относятся все стандартные, повторяющиеся и "удачные оригинальные". Адекватность образа отмечается знаком "+", неадекватность - знаком "-". При решении вопроса об адекватности оригинального образа использовались традиционные качественные признаки: содержательная близость образа и понятия, умеренная абстрактность, краткость изображения и разъяснения.

Формализованная оценка образов.

На основании качественного анализа образа "пиктограммы" по указанным выше признакам производится комплексная формализованная оценка. Приводим соответствующие примеры.

Понятие "Победа". Изображен салют. Разъяснение: "Салют бывает в День Победы". Выбор атрибутивный, лишенный индивидуальной значимости, стандартный, адекватный.

Формализованная оценка - АТ.Ф.СТ.+.

Второй пример /из протокола больной, страдающей шизофренией/.

Понятие "тяжелая работа". Изображен треугольник. Разъяснение: "У нас в отделе тяжелую работу выполнят трое - начальник, его заместитель и я". Выбор конкретный, с вторичной геометризацией изображения, изображен треугольник, образ оригинальный, неадекватный.

Формализованная оценка - К.Инд.Ориг.

Данные о частоте различных образов в протоколах обследованных приведены в таблице 2.

Оценка количественных соотношений.

Второй этап анализа заключается в оценке количественных соотношений образов различного типа. Одним из наиболее существенных являлось соотношение символов /геометрических, графических, грамматических/, метафорических образов, атрибутивных и конкретных образов.

Таблица №2.

Частота различного типа образов в протоколах психически

Основная группа

Низкая норма интеллекта

Одаренные

Акцентуированные личности

/неустойчивые/

Геометрические,

графические символы - ГС

Метафорические символы–М.

Атрибутивные образы-As.

Конкретные образы - К.

Индивидуально значимые персонифицированные Инд.-ПС.

Индивидуально значимые стимулы Инд-С.

Изображение человека

Адекватные в %

Стандартные образы - Ст.

Удачные оригинальные Ориг. +

Продуктивность

Таблица № 3.

Частота различного типа образцов в протоколах психически больных

Больные с последствиями ЧМТ

Больные неврастенией

Больные шизофренией
Обострение ремиссия
А

Обострение

Ремиссия А

Геометрические, графические символы ГС.

Метафорически символы М.

Атрибутивные образы. - Ат.

Конкретные образы - К.

Индивидуально-значимые персонифицированные Инд. - Пс.

индивидуально значимые стимулы Инд. -С.

Изображение человека

Адекватные образы в %

Стандартные образы - Ст.

Удачные оригинальные

Продуктивность

ГС: М: AT: К

Это соотношение одна из главных "интеллектуальных" характеристик "пиктограммы", отраженная преимущественно уровень операциональных характеристик мышления. Геометрические и метафорические символы встречались только при нормальном и высоком интеллекте, единичные "стандартные" метафорические образы имели место в протоколах испытуемых с "низкой нормой" интеллекта. В протоколах интеллектуально сниженных больных с последствиями черепно-мозговой травмы геометрические и метафорические символы отсутствовали. Основным содержанием "пиктограммы" здоровых испытуемых являлись атрибутивные и конкретные образы. Значительное повышение числа образов категории ГС и М, как правило объяснялось мотивационными факторами, атипической позицией испытуемых при исследовании. Так, здоровые испытуемые, давшие больное количество таких образов при дополнительном расспросе пояснили, что основным объектом исследования они считали не память, а эрудицию и сообразительность, стремясь произвести в этом отношении благоприятное впечатление. Интересно, что испытуемые о более низким уровнем интеллекта проявляли гипермотивацию, занимаясь доработкой рисунка, что приводило к повышению числа "фотографических" образов /К-Фт./.

Вторым показателем являлось количество индивидуально значимых образов, традиционно считающихся проявлением эгоцентризма. Однако не все такие образы имели идентичное психологическое значение, так персонифицированные образы свидетельствуют преимущественно об интеллектуальных особенностях, неспособности отвлечься от своего опыта. Более характерными для испытуемых, больных неврозами являются образы-стимулы, которые обнаруживают связь с конфликтной ситуацией либо с соматическими проявлениями болезни.

Третий показатель - количество адекватных образов, отражавших четкость и реалистичность мышления, был наиболее низких у больных шизофренией в состоянии обострения и больных с последствиями черепно-мозговых травм с интеллектуальным снижением.

Следует сказать, что качественная структура "неадекватных" образов у больных с последствиями травм мозга достаточно своеобразна: более половины неадекватных образов у больных этой группы представляли собой изображения предметов, которые можно было легко нарисовать - яблоко, лицо человека, дерево, вне зависимости от содержания предложенного понятия. Закономерно встречались недифференцированные изображения - неудачные попытки изобразить какой-либо предмет.

Качественные особенности "неадекватных" образов в "пиктограммах" больных шизофренией подробно освещены в литературе. Следует отметить, что по нашим данным, нет каких-либо неадекватных образов абсолютно специфичных для шизофрении, что еще раз показывает важность анализа не того или иного образа "пиктограммы" в отдельности, а всего протокола в целом. Показатель адекватных образов дополнялся показателем стандартных - Ст. образов, который имел диагностическую ценность, поскольку у некоторых больных шизофренией даже при отсутствии грубо неадекватных образов, снижалось число стандартных вплоть до полного их отсутствия.

Этот показатель, равно как и показатель "оригинальных" образов по своему психологическому значению идентичен аналогичным показателям теста Роршаха.

"Пиктограмма" позволяет, как и тест Роршаха, судить о степени стереотипизированности ассоциаций, однако если в тесте Роршаха стереотипия проявляется в повторении образов животных, то в "пиктограмме" чаще всего встречались повторения человеческих фигур, - нормальная или "типическая" стереотипия. Диагностическое значение имела лишь чрезмерная выраженность стереотипии /более 10 изображений человека в одном протоколе/, либо "смещение" стереотипизирующей установки - атипическая стереотипия. Так, у больных шизофренией встречалось стереотипное повторение выхолощенных стволов, мелких деталей человеческого тела /в основном - глаз/, архитектурных сооружений. Диагностическую ценность имели персеверации - прямое повторение идентичных изображений на два и более различных понятия.

Практически не встречаясь у здоровых испытуемых и совершенно отсутствуя у больных неврозами она очень часто отмечалась у больных с остаточными явлениями черепно-мозговых травм и больных шизофренией, при этом, для больных шизофренией было характерно наличие персевераций на фоне "благополучных" интеллектуальных характеристик "пиктограммы" и теста Векслера.

Особые феномены.

Третий этап анализа "пиктограммы" заключался в регистрации "особых феноменов", т.е. факторов, формализация которых была либо невозможна, либо затруднена. Такими феноменами являлась типическая и атипическая стереотипия и персеверация, описание выше. Далее нами рассматриваются еще несколько таких факторов анализа.

Шоковые реакции . Данный тип реакций является проявлением тормозящего действия аффекта на интеллектуальные процессы. Эти реакции могли проявляться прямым /речевым или мимическим/ выражением неудовольствия либо парадоксальными высказываниями: "Какое прекрасное слово...", "Это интересно..." и др. При этом отмечалось значительное удлинение латентного времени. Специфичными для "пиктограммы" проявлениями шоковых реакций являлось резкое уменьшение размеров рисунка, отражающего "травмирующее понятие", а также изменение характера образа в сравнении с другими образами данного протокола, более тщательная отработка рисунка, сильный нажим. Шоковые реакции, несмотря на то, что они традиционно рассматриваются как феномены невротического спектра, не обладали диагностической специфичностью.

Отказ от выбора образов . Чаще всего встречались отказы на наиболее сложные для опосредования понятия, что было обусловлено интеллектуальными затруднениями больных. В протоколах испытуемых с остаточными явлениями черепно-мозговой травмы отказы встречались в 100% протоколов и охватывали 68% предложенных понятий. Этот факт необходимо учитывать при рассмотрении количественных показателей испытуемых этой группы, приведенных в таблице №3. У больных неврозами, а иногда и у здоровых отказ мог быть крайним проявлением "шоковой реакции". Парадоксальные отказы у больных шизофренией /на легкие понятия/ были обусловлены "отнесением к себе" - испытуемый убежден, что все понятия имели непосредственное отношение к нему.

Употребление буквенных обозначений. Употребление букв в "пиктограмме" запрещено инструкцией. Следовательно, появление буквенных обозначений является выражением недостаточности активного внимания, либо - негативистических тенденций. У здоровых испытуемых буквенные обозначения встречались в 14% протоколов, при этом надпись как правило гармонично включается в изображение - лозунг на транспаранте, надпись на книге, дата на календаре. Реже надпись «замещает» рисунок. Употребление букв у больных неврозами соответствовало таковому у здоровых. У больных шизофренией употребление букв встречалось значительно чаще, причем имела место деформация, переплетение, сдваивание букв, вторичная графическая переработка с приданием буквам сходства с рисунком. Спонтанные разъяснения и высказывания испытуемых . Чаще всего они были проявлением тревоги, внутренней неуверенности, негативной реакции на содержание понятия, интеллектуальных затруднений. Определенное значение имели экстрапунитивность либо интропунитивность высказываний - критика тестирования, самокритика. Особняком стоят обсуждения и разборы /с повышенной детализацией/ у больных с органическим поражением головного мозга и резонерские спонтанные разъяснения некоторых больных шизофренией.

Неформализованные типы образов . Речь идет об ассоциациях по созвучию, выхолощенных символах. Затруднения при формализации возникали и при "множественном выборе" /несколько образов на одно понятие/, что заставляло рассматривать эти образы в группе "особых феноменов".

Феномен единой системы. Заключается в том, что при построении следующего образа испытуемый использует предыдущий, трансформируя его. В выраженных случаях все образы в "пиктограмме" взаимосвязаны. Чаще всего данный феномен сочетается с обилием неадекватных образов. Так, один из испытуемых, страдающих шизофренией, на понятие "болезнь" рисует "немецкий крест" /фашизм - болезнь человечества/, на понятие "печаль" рисует человека с крестом на груди / этот крест перебрался на грудь человеку/, на понятие "счастье" зачеркивает оба рисунка /нет ни болезни, ни печали/.

Феномены "замены" и "возврата". Заключались в том, что при предъявлении нового понятия, испытуемый пытался заменить предыдущий рисунок либо занимался его графической доработкой. Эти феномены встречались во всех подгруппах испытуемых, являясь специфичным для "пиктограммы" проявлением тревоги.

Упорядоченность "пиктограммы". Имеется в виду сложная графическая характеристика, включающая выбор адекватного задания и размеру листа размера рисунка, соблюдение приблизительно одинаковых размеров рисунков и расстояний между ними, упорядоченное /горизонтальное либо вертикальное/ расположение рисунков на листе бумаги. Неупорядоченность композиции, большие размеры рисунка /четверть листа и более/ встречаются у больных шизофренией с синдромом острой парафрении, больных с последствиями черепно-мозговой травмы и синдромом расторможенности. Напротив, подчеркнуто правильное расположение рисунков на листе бумаги встречалось у испытуемых с ананкастными и субдепрессивными проявлениями. Сходные феномены встречались также при исследовании рисуночными тестами, требующими размещения нескольких рисунков на одном листе бумаги /тест Бентона, тест «рисунок дома, дерева, человека»/ Нам представляется, что данный феномен отражает в целом способность к планированию и самоконтролю в ситуации эксперимента. Для чрезмерно упорядоченных "пиктограмм" характерны такие феномены, как спонтанная нумерация рисунков, взятие их в рамку.

Органический графический симптомокомплекс . Сложная графическая характеристика, описанная И. Шванцара, и включающая наклон рисунка более чем на 5° от вертикальной оси, дрожащую, несовпадающую и пересекающуюся линии. На нашем материале подтверждается высокая специфичность данного симптомокомплекса для больных с органическим, поражением головного мозга.

1. "Пиктограмма" является сложным, многофакторным методом экспериментально-психологического исследования, позволяющим судить не только о продуктивности опосредованного запоминания и особенностях мышления, но и о уровне интеллектуального развития и личностных особенностях испытуемых. Предложенная модификация процедуры проведения исследования повышает медико-психологическую диагностическую ценность метода.

2. Многофакторный качественный анализ образов "пиктограммы" с последующей формализованной оценкой позволяет достаточно полно охарактеризовать каждый образ в отдельности и перейти к анализу количественных соотношений образов различного типа. Введение в качестве аналитических факторов количественных показателей позволяет анализировать "пиктограмму" в целом, отмечая не только качественные особенности, но и определяя их степень выраженности. Количественные соотношения в "пиктограмме" отражают не только операциональные и динамические характеристики мышления, но и уровень мотивации при исследовании, что является важным моментом при проведении медико-психологических исследований.

3. Учет дополнительных, не поддающихся формализации факторов - "особых феноменов" обогащает медико-психологические диагностические возможности метода, повышая чувствительность "пиктограммы" к эмоциональным и личностным особенностям испытуемых в норме и при нервно-психических заболеваниях.

4. Медико-психологическое исследование группы психически здоровых лиц позволило разработать специальный каталог образов "пиктограмм", отражающий их качественные особенности. При этом получены нормативные данные по основным количественным показателям "пиктограммы". Изучение "пиктограммы" испытуемых с различными особенностями интеллекта и личности, не выходящими за пределы психической нормы, обнаружили чувствительность метода к уровню интеллектуального развития, а также к таким особенностям характера, как неустойчивость, затруднение при планировании поведения, демонстративность. Отражение в "пиктограмме" находит также повышение тревоги и самоконтроля, обсессивные тенденции. Данная информация, получаемая при исследовании группы здоровых лиц, может быть использована в психогигиенических и психопрофилактических целях.

5. Больные с последствиями черепно-мозговой травмы и интеллектуальным снижением в ряде случаев не способны к выполнению метода "пиктограммы" либо выполняют его на низком уровне. Характерным для этих больных являются: отказы на абстрактные понятия, общая конкретность образов "пиктограммы", стереотипии, персеверации, отсутствие каких-либо элементов оригинальности, снижение количества адекватных образов и продуктивности запоминания, нарушения тонкой моторики, наличие "шоковых реакций".

6 . Для "пиктограмм" больных неврастенией характерен выбор образов, отличающихся повышенной конкретностью и индивидуальной значимостью, в ряде случаев не соответствующей высокому уровню интеллекта больных.

Обнаруживается связь индивидуально-значимых образов "пиктограммы" с конфликтной ситуацией, либо с проявлениями болезни. Отмечаются феномены "возврата", "замены", экстрапунитивные и эгозащитные высказывания.

7. У больных параноидной формой шизофрении "пиктограммы" обнаруживают тесную связь с психическим состоянием испытуемых. В состоянии обострения отмечается резкое снижение числа адекватных образов, смещение стереотипной установки, употребление букв. "Пиктограммы" больных в состоянии ремиссии близки к "пиктограммам" больных неврастенией и здоровых испытуемых.

8. Многозначность стимульного материала, отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора, высокая степень свободы при выполнении метода, необходимость осуществлять активную селекцию позволяет отнести "пиктограмму" к группе проектных методов исследования личности.

1. Применение стандартизованного метода "пиктограммы" в патопсихологической практике. Научно-практическая конференция. Тезисы доклада. Одесса,1978 с.10.

2. Применение метода "пиктограммы" в дифференциальной диагностике депрессий и гипоманиакальных состояний. В кн.71 съезд невропатологов и психиатров УССР. Харьков, 1978, с.408-409.Соавт.П.11.Никифорова.

3. Симптоматическая ценность нарушений мышления при шизофрении и уровень интеллектуальности. Научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Одесса,1979 с 21-22.

4. Клиническое значение "пустом символики" в «пиктограмме». Журнал невропатол. и психиатр, им. С.С. Корсакова 1979, №12 с 1743-1747.

5. Оценка эмоционального состояния больных шизофренией с помощью теста Роршаха. Научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Одесса,1978, с 46 Соавт. - В.Е. Лановой.

6. Симптом "привнесения" при исследовании рисуночными тестами. Научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Одеееа,1980, с 20. Соавт. - В.Ё. Лановой.

7. Особые феномены при экспериментально-психологическом исследовании. Научно-практическая конференция» Тезисы докладов. Одесса, I960 с 14-15.

8. "Пиктограмма" и тест Роршаха. Параллельные исследования. Республиканский семинар. Тезисы докладов. Одесса,I981 с 70.

9. Фактор "упорядоченности" при исследовании рисуночными тестами. Республиканский семинар. Тезисы докладов. Одесса,1981 с 30.

10. Формализованный подход к оценке образов "пиктограммы". Республиканский семинар. Тезисы докладов. Одесса,1981, с 65-66.

11. "Пиктограмма". Проблемы личностного подхода к интерпретации данных исследования. Журнал невропатол. и психиатр. им. С.С. Корсакова.1981, 1 12 с 1832-1838.

При качественном анализе образов "пиктограммы" учитываются фактор абстрактности, фактор индивидуальной значимости, содержание рисунка, фактор "стандартности" и фактор "адекватности". Поскольку при качественном анализе необходимо дать однозначную оценку каждого образа, доступную для формализации, каждой категории образов "пиктограммы" присваиваются краткие буквенные обозначения. Сводная таблица этих обозначений дается в приложении.

а. Фактор абстрактности. Конкретные образы - К. Общее качество этой группы образов - их соотнесенность с конкретной ситуацией. Прямое изображение ситуации, связанной с понятием-конкретный фотографический образ (К-Фт), например, воин, идущий с гранатой навстречу танку на понятие "подвиг", влюбленный с букетом цветов под часами на понятие "обман".

К конкретным образам относится большинство рисунков, содержащих изображение целой человеческой фигуры. Несмотря на относительную экономичность" изображения, например, копающий человек на понятие "тяжелая работа" испытуемый и здесь изображает конкретную ситуацию - человек работает.

Все индивидуально значимые образы также относятся к конкретным вне зависимости от характера изображения, поскольку в них испытуемый обращается к конкретной ситуации из своего опыта. Так, испытуемая Л. на понятие "обман" рисует куклу, книжку и граммофонную пластинку, поскольку эти предметы она использует "при кормлении ребенка, чтобы обмануть его".

Наконец, часть образов "пиктограммы", будучи конкретными, не имеют существенных связей с предложенным понятием, связь "кон-фабулируется" испытуемым. Наиболее часты такие образы (конкретные конфабуляторные - К - Кф) на понятие "сомнение". Испытуемый С. рисует на данное понятие табуретку. Объяснение: "Я сомневаюсь, из чего сделана эта табуретка - из дерева или из пластмассы".

Атрибутивные образы - Ат. Эти образы выбираются по принципу принадлежности, атрибутивности. Так, на понятие "веселый праздник" изображают флажок, рюмку, карнавальную маску. Здесь уже нет попытки прямо изобразить понятие, либо ситуацию, связанную с ним. Большинство атрибутивных образов экономичны в отношении изобразительных средств.

Метафорические образы - М. К этой категории относятся образы, где абстрактная по сути ассоциация выражается опосредованно, через конкретный предмет. В большинстве случаев связь носит метафорический характер, в ее основе может лежать литературный образ. Примерами этих образов служат зачеркнутые часы на понятие "счастье" ("счастливые часов не наблюдают"), указательный палец и стрелка вокруг него на понятие "обман" ("обвести вокруг пальца"). Метафора может быть создана испытуемым непосредственно в ходе исследования. Так, испытуемая А. на понятие "сомнение" рисует штопор ("сомнение как штопор ввинчивается в тебя, не дает спокойно жить").

Геометрические, графические и грамматические символы - Г. С. Здесь абстрактной ассоциации соответствует и способ ее выражения - символ, имеющий содержательную связь с понятием. Часто эти символы отражают пространственные характеристики - направление, симметрия. Подобные символы имеют высокую специфичность для понятия (стрелки, расходящиеся в стороны на понятие "разлука", ось симметрии на понятие "справедливость"). Другие символы отражают лишь эмоциональный компонент понятия - символы валентности (знак "-" на понятие болезнь, темная штриховка на понятие "обман").

Символы могут быть общепринятыми, либо реже - продуцируются по ходу исследования. Основой для отнесения образа к категории символов является именно абстрактный тип ассоциации, а не геометрический характер изображения. Так, испытуемый В. на понятие "сомнение" нарисовал круг, разделенный пополам, одна половина которого заштрихована. Объяснение - "Я сомневаюсь, черное это или белое". Данный образ по уровню абстрактности должен быть отнесен к конкретным (конфабуляторным).

б. Фактор индивидуальной значимости. Оценка образов, взятых из индивидуального опыта испытуемых представляет значительный интерес. Важен уже сам факт прямого обращения к личному опыту. Именно в индивидуально значимых образах "пиктограммы" наиболее непосредственно реализуются проективные элементы метода. В этих образах испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, намерениях. В индивидуально значимых образах могут проецироваться актуальные переживания больных, в том числе и бредовые идеи, суицидальные тенденции. Индивидуально значимые образы неоднородны по своему характеру.

Индивидуально значимые персонифицированные образы - Инд. Пс. К персонифицированным образам следует относить такие, где изображается сам испытуемый, сцена с его участием, часть его тела, реже - изображение других конкретных лиц.

Так, испытуемый К., у которого ампутирована правая нога, на понятие "болезнь" рисует человека без ноги. Больной С. на понятие "обман" рисует портрет врача, обещавшего выписать его и не выполнившего обещания.

Иногда персонифицированные образы имеют четкую кинестетическую окраску (Инд. - Кн.). Смысл понятия в этом случае передается именно позой, движением человека. Большинство образов, где нарисован человек в движении, лишено индивидуальной значимости, а потому не являются истинно кинестетическими. Особенно это касается передачи мимических движений (грустное выражение лица на понятие "печаль" - это атрибутивный образ, лишенный индивидуальной значимости).

Необходимо прямое указание испытуемого на то, что движение связано с его индивидуальным опытом. Как и в тесте Роршаха, испытуемые часто показывают движение прежде чем начать рисовать, что является признаком принадлежности образа к кинестетическим.

Индивидуально значимые образы-стимулы - Инд. - С. Эти образы не содержат изображения человека. Это изобгзажения объектов, "стчшулирующих" у испытуемых воспоминание!) конкретной ситуации из их ндивидуального опыта, связанной с предложенным понятием.

Так, испытуемый Ш., увлекающийся альпинизмом, на понятие "счастье" рисует горы. Объяснение - "Чувство счастья возникает у меня обычно в горах".

Испытуемая Н. на понятие "разлука" рисует письмо. Объяснение: "Я в разлуке с родными, но письма мне очень помогают".

Образы, выбранные формально - Ф. К этой группе относятся образы, лишенные индивидуальной значимости.

Ниже мы ограничиваемся перечислением наиболее значимых аналитических категорий. Подробно содержание образов "пиктограммы" по применяемому набору приводится во вспомогательных таблицах, в конце методических рекомендаций.

Сцены с участием человека - Сц., человеческие фигуры - Ч., части (детали) человеческого тела - Ч. Д., редко встречающиеся в "пиктограмме" мелкие части человеческого тела (глаза, рот, стопы и т. д.) - Ч. д., неодушевленные объекты - Н. О., фауна - Фн., флора - Фл., пейзажи - П., архитектура, искусство - И., символы - С.

г. Ф актор частоты выбора. Данный чисто статистический критерии указывает на относительную частоту выбора в протоколах здоровых испытуемых. Учитывая естественное распределение выборов по частоте, целесообразно отнести образ "пиктограммы" к одной из трех категорий:

Стандартные образы - Ст. - встречаются чаще, чем в 20 из 100 протоколов.

Оригинальные образы - Ориг. - встречаются реже, чем в 2-х из 100 протоколов.

Повторяющиеся образы занимают промежуточное положение по частоте между "стандартными" и "оригинальными". Буквенного обозначения не имеют.

Подробные сведения о распределении образов по частоте также содержатся во вспомогательных таблицах.

д. Фактор адекватности. Адекватность образа "пиктограммы" - сложный качественный фактор, включающий содержательную близость образа и понятия, умеренную абстрактность, краткость изображения и разъяснения. В то же время следует исходить не только из теоретических предположений, но и из фактически полученных данных - какие образы "пиктограммы" закономерно выбираются психически здоровыми людьми. Не следует относить к неадекватным образ, относящийся к категории "повторяющихся". Адекватные образы обозначаются знаком " + ", а неадекватные "-" (Ориг. -).

е. Формализованная оценка образов "пиктограммы". На основании качественного анализа образа "пиктограммы" по всем факторам проводится формализованная оценка. Приводим примеры. Понятие "победа". Изображен салют. Разъяснение: "Салют бывает в день Победы". Выбор атрибутивный, не имеющий индивидуальной значимости, изображен салют, выбор стандартный, адекватный. Формализованная оценка: Ат. Ст. + Салют. Другой пример (из протокола исследования больной, страдающей шизофренией). Понятие "тяжелая работа". Изображен треугольник. Разъяснение: "У нас в отделе тяжелую работу выполняют трое - начальник, его заместитель и я". Конкретный выбор (несмотря на геометрический характер изображения), индивидуально значимый, оригинальный, неадекватный. Формализованная оценка: К. Инд. Ориг. - С. Во вспомогательных таблицах приводится формализованная оценка всех стандартных и повторяющихся, а также некоторых "оригинальных" (как адекватных, так и неадекватных) образов на применяемый нами набор понятий. В начальном периоде работы с методом эти таблицы могут служить практическим пособием для патопсихолога.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии «Пиктограмма».

Описание теста «Пиктограмма» по методу А.Р. Лурии

Александр Романович Лурия - последователь Льва Семёновича Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Тест «Пиктограмма», разработанный им в рамках развития этого направления науки, позволяет выявить особенности запоминания через ассоциативные связи. Целями исследования является:

  • выявление нюансов опосредованного запоминания;
  • оценка продуктивности памяти;
  • определение характера мыслительной деятельности;
  • изучение уровня развития образного мышления.

Методика не используется для диагностики дошкольников и младших школьников, а годится только для проведения тестирования среди испытуемых, имеющих как минимум 6–7 классов образования.

Применение методики для тестирования школьников

Стимульный материал для теста представляет собой набор из 15–20 слов или словосочетаний конкретного («голодный ребёнок») или абстрактного содержания («сомнение»):

  • весёлый праздник;
  • тяжёлая работа;
  • развитие;
  • вкусный ужин;
  • смелый поступок;
  • болезнь;
  • счастье;
  • разлука;
  • ядовитый вопрос;
  • дружба;
  • тёмная ночь;
  • печаль;
  • справедливость;
  • сомнение;
  • тёплый ветер;
  • обман;
  • богатство;
  • голодный ребёнок.

Причём методика не предполагает использование стандартизированного списка слов, экспериментатор может составить собственный набор или заменить лишь несколько предложенных вариантов. Таким образом, тест можно проводить столько раз, сколько того требует работа с конкретным испытуемым.

Диагностика организуется как в групповой форме, так и в индивидуальной. Для проведения исследования испытуемому потребуется выдать лист бумаги и ручку или карандаш.

Инструкция для школьников 12–16 лет:

  1. Экспериментатор озвучивает условия проведения исследования: «Мы будем исследовать вашу зрительную память. Я начну называть слова, а ваша задача - нарисовать картинку, которая потом поможет вспомнить услышанное. Записывать, а также изображать отдельные буквы нельзя».
  2. Затем взрослый чётко и громко называет слова, оговаривая перед этим порядковый номер каждого выражения. Интервал между произнесением не должен быть более 1 минуты.
  3. В процессе рисования ребёнку можно задавать наводящие вопросы («Что ты рисуешь?» или «Как это поможет тебе вспомнить слово?»).
  4. Через 40–60 минут после окончания теста, во время которых экспериментатор разрешает школьникам заниматься другими делами, испытуемым предоставляются бланки с их ответами.
  5. После этого взрослый предлагает детям самостоятельно воспроизвести все услышанные слова, глядя на изображённые картинки (при групповой форме проведения теста школьникам потребуется подписать свои пиктограммы, а при индивидуальной ребёнку рекомендуется называть понятия не по порядку).

Для испытуемых более старшего возраста слова следует зачитывать с интервалом всего лишь в 30 секунд.

В процессе работы экспериментатор обязательно должен обратить внимание учащихся на то, что результаты теста не зависят от уровня их изобразительных способностей.

Обработка и интерпретация результатов

  • А - абстрактные (нарисованные линии не оформлены в отдельный образ);
  • З - знаковые или символические (изображения представляют собой стрелки, квадраты, трапеции и так далее);
  • К - конкретные (представлены вполне определённые предметы);
  • С - сюжетные (нарисованные картинки объединены конкретной ситуацией);
  • М - метафорические (рисунки являются художественным вымыслом испытуемого; например, для понятия «радость» изображён подпрыгивающий человек).

Экспериментатор отмечает тип каждого рисунка, а затем подсчитывает частоту использования каждого из типов:

  • Если преобладают абстрактные и знаковые изображения (более 55%), то человек может быть отнесён к группе «мыслителей», которые нацелены на синтез получаемой информации, обобщение. Такие люди обладают высокой степенью развития абстрактно-логического мышления.
  • При часто встречающихся сюжетных и метафорических рисунках можно сделать вывод о творческом мышлении школьника. Подобных испытуемых называют «художниками». Такой результат характерен в основном для детей 12–14 лет.
  • Когда изображения в большинстве своём представлены определёнными предметами окружающего мира, это говорит о преобладании конкретно-действенного способа мышления. Такие люди стремятся к решению всех вопросов подходить с точки зрения рациональности. Их называют «практиками». Но обычно подобные результаты наблюдаются лишь у взрослых людей (чаще всего у учителей и руководящих работников).

Сделать заключение об уровне сформированности понятийного аппарата можно по тому, как свободно испытуемый воспроизводит слова по изображениям в финале тестирования.

Ещё один дополнительный параметр, который можно определить, - общительность. Если испытуемый рисует человечков и без заминок вспоминает слова, то он, вероятно, любит находиться в окружении людей. А вот когда по рисункам-человечкам ребёнку трудно сориентироваться, это говорит об инфантильности тестируемого.

Автор методики, кроме диагностики качества запоминания, предложил ещё оценивать истощаемость внимания. Для этого полагается проанализировать твёрдость нажима, а также нарастающую небрежность в выполнении задания. Чем ярче выражены изменения в этих характеристиках, тем выше истощаемость.

Оценка качественных показателей мышления проводится по 4 критериям:

  • Адекватность. Для понимания этого свойства достаточно посмотреть на 1–2 рисунка. Иногда требуется обратить внимание и на комментарий автора. Если заметна логичная и обоснованная связь между понятием и изображением, то экспериментатор отмечает пиктограмму знаком «+», при отсутствии таковой – «-». Нормой считается более 70% положительных отметок.
  • Умение восстанавливать образы спустя определёное количество времени. Оценивается количество правильно названных слов в финале тестирования. Норма - больше 80% слов и словосочетаний.
  • Соответствие пиктограммы реальному объекту. Конкретные рисунки оцениваются в 1 балл, абстрактные - в 3 балла. Если изображение сложно классифицировать, то засчитывается 2 очка. Затем определяется средний показатель. Норма - больше 2 баллов.
  • Оригинальность. При совпадении сюжета рисунков у нескольких тестируемых изображение оценивается в 1 балл, что говорит о заурядности подхода к выполнению поставленной задачи. Если пиктограмма уникальна, то за неё ставится 3 балла. Промежуточный вариант заслуживает 2 баллов. Нормой, как и в предыдущем случае, считается результат в 2 балла.

Пиктограмма Лурии позволяет оценить не только качество и скорость запоминания информации, но также составить представление о способности выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом и о таком важном показателе внимания, как истощённость. Таким образом, за короткий промежуток времени экспериментатор получает полную картину развития основных свойств мышления тестируемого.

| Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год (ФГОС) | Представление информации

Урок 6
Представление информации

1.4.1. Знаки и знаковые системы





Ключевые слова:

знак знаковая система естественные языки формальные языки формы представления информации

Информация, полученная человеком из опыта, наблюдений или путём размышлений, должна быть некоторым образом зафиксирована в материальной форме для сохранения и сообщения (передачи) другому человеку.

Всю свою йсторию для сохранения и передачи информации человечество пользуется разнообразными знаками.

Знак представляет собой заменитель объекта - предмета, явления, действия, свойства или отношения. Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта .

Знак - это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определённого смысла . Соглашение явное, если форма знака позволяет догадаться о его смысле; знаки в этом случае называют пиктограммами (рис. 1.6). Если связь между формой и значением знака устанавливается по договорённости (неявное соглашение), то такие знаки называют символами (рис. 1.7).

Если соглашения о связи формы и значения знаков неизвестны, то невозможно выяснить смысл сообщений, представленных такими знаками. До сих пор не разгаданы письмена острова Пасхи, надписи на Фестском диске и других археологических находках. Но некоторые древние письмена учёные всё же смогли расшифровать. О том, как им это удалось, можно узнать из электронного образовательного ресурса «Клинопись и иероглифы» (191729), размещённого на сайте http://sc.edu.ru/.

Люди используют отдельные знаки и знаковые системы.

Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.

Примером знаковой системы является язык, которым человек пользуется для выражения своих мыслей, в общении с другими людьми.

Для большинства детей с ОВЗ, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использова­на пиктография.

Использование языковой альтернаты призвано улучшить общение и облегчить всестороннее развитие ребенка, а также его участие в педагогическом процессе и возможность инте­грации в более широкий социум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Невербальные средства общения. Методика работы

с пиктограммами в процессе обучения и воспитания

Детей с ОВЗ.

Работая в группе, где преобладают неречевые дети с ограниченными возможностями здоровья, я использовала различные методики по коммуникации. Обобщив опыт и получив положительные результаты, я решила, что этот материал будет полезен для других педагогов.

Для большинства детей с ОВЗ, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована пиктография.

Пиктография - рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова - он выражает его смысл.

Дети с ОВЗ обладают ограниченной возможностью формирования навыков общения и взаимодействия с предметным и социальным окружением. Поскольку устная речь, которая играет главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии и является основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения, в большинстве случаях недоступна детям, необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему.

Использование языковой альтернаты призвано улучшить общение и облегчить всестороннее развитие ребенка, а также его участие в педагогическом процессе и возможность интеграции в более широкий социум.

Работа с пиктограммами подразделяется на:

Общие знаки взаимопонимания

Слова, обозначающие качество

Сообщение о состоянии здоровья

Посуда, продукты питания

Предметы домашнего обихода

Личная гигиена

Игры и занятия

Религия

Чувства

Работа и отдых

Возможности применения

Пиктограммы применяются в соответствии с возможностью ребёнка понимать. Он может найти соответствующий символ и передать его, также может только указать символ. Индивидуальные возможности выражения разнообразны. Важным при этом является то, что ребёнок может опираться на имеющиеся понятия, а уже собеседник должен сам комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах.

Так, например, символ «пить» может обозначать:

Я хочу что-нибудь выпить

Я хотел бы выпить свой любимый напиток

Я только что выпил что-то вкусное и хотел бы еще
Возможно использовать систему - пиктограмма с крышей,
которая служит символом места, например:

Конечно, может оказаться, что умственно отсталые дети захотят выразить что-то такое, для чего нет специального символа. В этом случае они развивают удивительную фантазию и терпение для того, чтобы объяснить своему собеседнику данное понятие. Предлагаемая система не может удовлетворить все индивидуальные желания, и поэтому родителям и учителям предоставляется возможность самим разобраться и применить приспособленные пиктограммы для своего ребенка.

Введение символов

Ежедневно повторяющиеся ситуации, такие, как еда, питье, туалет, мытье рук, игры, отдых и т. д. - расшифровка этих ситуаций и развитие понятий, как, например, разграничение: теплый - холодный; большой - маленький; много - мало; фрукты - овощи; колбаса - хлеб; - совершенно естественно дают повод для введения символа.

Чем труднее умственно отсталому ребёнку освоить какое-либо понятие, например, веселый - грустный, тем больше конкретных ситуаций и примеров, предметов, фотографий, картинок и рисунков должно быть применено для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Затем это понятие можно расширить на многих других примерах (фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин и т.п.).

Так как в системе символов зачастую могут быть выбраны только основные понятия, важно переспрашивать: «Ты хочешь яблоко?» На практике значения «да» и «нет» сопровождаются отрицательным или утвердительным кивком головы. Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой. Если у ребёнка возникают проблемы с символом «я» (например, у больных аутизмом), то можно наклеить маленькую фотографию на символ.

Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:

Как средство временного общения, когда ребенок пока
не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью.
В этом случае их задача - сохранить мотивацию и желание
общаться;

Как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);

Как этап в освоении детьми письма и чтения.
Эффективным средством, позволяющим удовлетворять одну из главных человеческих потребностей - потребность в общении, является метод пиктограмм. Он особенно рекомендуется для работы с умственно отсталыми детьми. Цель применения метода пиктограмм: организовать коммуникацию с неговорящими детьми, пробудить и актуализировать их перцептуальные и понятийные возможности, активизировать невербальный интеллект. Пиктограммы - эффективное средство коррекции психики умственно отсталых детей. Занятия с использованием пиктограмм пробуждают и развивают когнитивные возможности детей, стимулируют и активизируют их деятельность, в том числе и коммуникативную. Опора на «графический» язык помогает становлению импрессивной речи детей, что создает благоприятные предпосылки для формирования зачатков их экспрессивной речи.

Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире (разрешающие, запрещающие, предупреждающие, информационные знаки и т. п.).

На первом этапе ребенок знакомится с пиктограммой и устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением. Предъявив реальный предмет, учитель выясняет, точно ли ребенок ассоциирует его название с самим предметом, может ли он выбрать и показать названный предмет из определенного множества других. Если ребенок правильно выполняет это задание, то учитель показывает ему цветные картинки с изображением предмета. Чтобы облегчить процесс вхождения в мир пиктографических изображений, на стенах комнаты, где живет ребенок, в коридорах и в классе детского учреждения, развешиваются плакаты с изображением различных предметов, видов деятельности, человеческих эмоций (лиц) и т. д. Эти изображения сопровождаются соответствующими пиктограммами, то есть символическими изображениями. Таким образом, ребенок с помощью взрослого учится соотносить реальный предмет с его пиктограммой.

При этом следует учитывать, что количество вводимых пиктограмм и темп их усвоения ребенком определяется уровнем его интеллектуального развития (умеренная или тяжелая умственная отсталость), возможностями усвоения новых знаний. Впоследствии от демонстрации изображений отдельных предметов и действий, от установления связи между реальным изображением и пиктограммой рекомендуется переходить к созданию тематических пиктографических стендов (о еде, режиме дня, отдыхе и т. д.) При введении ребенка в мир пиктограмм необходимо удостовериться в том, что ребенок может соотнести реальный предмет с его графическим изображением. Если ребенок не способен проявлять самые простые голосовые реакции, обозначающие утверждение или отрицание, необходимо найти и закрепить доступные для него жесты, которые станут символами утверждения и отрицания. На первом этапе работы с пиктограммами происходит расширение словарного запаса ребенка и накопление максимального количества символов для инициации общения и обучения, активизация и развитие когнитивной сферы ребенка I формирование предпосылок для становления вербальной речи

Второй этап работы с пиктограммами направлен на расширение общения ребенка с помощью коммуникативное кода. Для решения этой задачи рекомендуется оформить специальный журнал личной жизни каждого ребенка. Hа страницах этого журнала в определенной последовательности располагаются картинки, фотографии, пиктограммы, которые сопровождаются записью, поясняющей изображенную ситуацию. С помощью такого журнала ребенок организует процесс общения, информируя другого человека о каком-либо значимом для него событии. Впоследствии он может использовать изображения из своего журнала для передачи инфор-мации, касающейся событий, лично для него не значимых, но имеющих место в реальной жизни. Таким образом, у ребенка формируется навык переноса символов на другие ситуации, то есть расширяется возможность передачи информации, общения. Работа на этом этапе способствует развитию связной невербальной речи, совершенствованию и обогащению общения.

На третьем этапе основное внимание уделяется грамматическому структурированию, предполагающему деление фразы на слова, ответы на вопросы, обучение ребенка графическим символам, обозначающим грамматические категории рода, числа и т. д. Коммуникативный код помогает в работе и над словом, и над фразой: ее конструированием, грамматическим оформлением и т. п. На этом этапе ребенок учится самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных. У него формируется способность выстраивать пиктограммы в логический ряд, представляющий собой грамматически оформленные предложения или небольшие связные тексты. Использование невербальных средств коммуни-кации в условиях направленного системного педагогического воздействия стимулирует возникновение и развитие устной речи.

Пиктограммы слов в зависимости от их грамматической категории изображены на разном цветном фоне. Цветной фон вызывает ассоциацию с определенной грамматической категорией, что является немаловажным для обучения функциональным связям элементов через подключение синтаксиса. Символическое изображение при этом должны быть достаточно конкретным, хорошо узнаваемым, чтобы ребенок мог безошибочно идентифицировать его с реальным предметом или с его реалистичным изображением. Пиктографический словарь охватывает следующие темы: «Я - ребенок», «Ребенок в семье», «Ребенок и его дом», «Ребенок и его игрушки», «Ребенок в школе (центре или другом учреждении)», «Ребенок в мире цвета и звука», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Ребенок и явления природы». Таким образом, содержание кодового словаря позволяет ребенку вступать в общение не только дома, в классе, но и в разнообразных ситуациях повседневной жизни.

В настоящем пособии большое внимание уделяется работе с пиктограммами, изображающими предметы (на голубом фоне) и действия с ними (на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

Таким образом, содержание книги призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, разнообразных ситуациях повседневной жизни.

Методика, которая легла в основу данного пособия, предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами.

1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания:
-идентификация символа. Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

  • выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый;
  • выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;
  • выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;
  • конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает
    ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета и т. п. и произносит фразу, соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;
  • выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических
    изображений, той, которую назвал взрослый;
  • выбор из двух предложений, представленных пиктограммами, того, которое произносит взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:
- составить из пиктограмм пару. Первый вариант: взрослый предлагает
ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с
пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла - играть, яблоко
- есть. Второй вариант; взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать - уши, пить - вода; среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе «одежда»;

- найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой
соответствующие друг другу, например: уши - смотреть, глаза - слушать;

  • найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает ребенку
    пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:

  • дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других;
  • составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;
  • составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками
    подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;
  • составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) -обобщающее понятие - закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами - самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Пособие предназначено для коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности.

Применяются следующие виды работы с пиктограммами:

  1. Ведение тетрадей, в которые наклеиваются изображения изученных символов.
  2. Создание альбама-паспорта ребёнка, отражающего индивидуальные особенности его внешности, его умения и навыки.
  3. Составление пиктографических карт, что приводит к обогащению словаря и обеспечению коммуникации с окружающими.
  4. Выкладывание карточек на наборном полотне или фланелеграфе, что обеспечивает развитие словарного запаса, грамматического строя речи, навыка связного рассказывания.
  5. Различные игры с пиктограммами (типа «лото», на развитие зрительного внимания).
  6. Разработка различных символических схем: времена года, части суток, обозначения состояния природы, каких-либо этапов.
  7. Иллюстрация ритмических напевов, стихов.

Например:

Посмотрите на лицо-

Интересное оно:

Пара глаз на нас глядит,

Рот-губами шевелит.

Нос у нас всего один - очень важный господин.

Есть у нас ещё два уха. Нам нужны они для слуха.

Голова у нас одна – Очень умная она.

(пиктограммы частей лица).

  1. Компьютерные программы.

Также в своей работе я использую методику личностно-ориентированного планирования. С каждым ребёнком составляется 7 карт:

  1. Моя жизнь
  2. Карта общения
  3. Карта посещения
  4. Карта досуга
  5. Карта сильных сторон и талантов
  6. Карта мечты и желаний
  7. Карта страхов и стрессов.

С помощью карт можно получить информацию о жизни ребёнка, изложенную самим ребёнком. С помощью карт можно описать его пожелания, сильные стороны, а также, например, страхи.

В результате такой работы дети стали лучше ориентироваться в своей жизни, в окружающем мире, понимать смысл действий, направленных на соотнесение фотографии или действия с пиктограммой.

Обучение ребёнка работе с пиктограммами - ответственный период в его жизни. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.

Список литературы

  1. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Новосибирск, 2012.
  2. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Учебно-методическое пособие. Минск, БГПУ, 2009.
  3. Фрост Лори, Бонди. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS). М.Теревинф,2011.
  4. Я-говорю. Методический комплект тетрадей. Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова. Москва, 2007.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!