Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

"экскурсия в зимний лес". Методическая разработка экскурсии: Растения зимой Экскурсия деревья зимой

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Цели: - учить детей наблюдать за изменением в природе зимой;

- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

-прививать внимательное отношение к птицам

- Сегодня урок окружающего мира мы проведем необычно. За партами сидеть не будем, а

отправимся в лес за знаниями, впечатлениями, эмоциями.

Для наблюдений разделимся на три группы. Первая группа – сидящие за первым рядом. Ваша

задача - наблюдать заизменениями в неживой природе, прошедшие с осенней экскурсии. Вторая

группа рассматривает снег, его форму, цвет, количеств. Задача третьей группы –наблюдение за

живой природой. Итак, мы отправляемся в зимний парк.

Зимний лес, это сказочный сон.

Внём волшебностью веет повсюду.

Тишиной очарует вас он.

Серебро вдруг подарит, как другу.

Им осыплет вас щедро с высот,

Лучом солнца помашет игриво,

И узорами снежных красот

Покорит ваше сердце, как диво.

Бахромой серебристой сверкая,

Манит лес своей сказкой всегда,

Я в плену у него, понимая,

Он - источник всех тайн бытия.

- Первая остановка. Что вы заметили? Чем зимний парк отличается от осеннего?

- Действительно, солнце появляется на небосклоне меньше, греет не так, как летом и осенью.

Температура воздуха стала ниже, поэтому осадки выпадают в виде снега. Проходя около реки, мы

заметили, что вода скрыта подо льдом. На земле лежит снежный покров.

Лёгкий ветерок и воздух свежий,

Под ногами снега звучный хруст,

Будто острым ножиком я режу

Сочный, спелый, сахарный арбуз...

Падает снежинка- парашютик -

И пошло: разверзлись небеса!..

Зрелище, прекрасное до жути -

Снежный нескончаемый десант!

И не знаешь, к берегу какому

В круговерти этой повернуть...

В гущу снегопада, словно в омут,

Поневоле хочется нырнуть..

Из него снегурочкою выйти -

Фонари, как огоньки лампад -

И сказать всем: "Только посмотрите!

- Вторая группа поделится своими наблюдениями за снегом.

Обычные снежинки имеют диаметр 5 мм. Самая крупная в мире снежинка разрослась до 12 см.

Вес обычной снежинки всего 1 мг, так как она на 95% состоит из воздуха. Снег падает со

скоростью меньше 1 км/час.Снег отражает до 95 процентов солнечной энергии, поэтому на солнце

он может не таять. По этой же причине в горах даже при самой солнечной и жаркой погоде может

находиться уйма снега. А в населенных пунктах снег может таять из- за пыли, которая оседает на

снегу и нагревается на солнце.

Кстати, сам снег бывает не только белым. В арктических и горных регионах розовый или даже

красный снег –обычное явление. Дело в том, что живущие между его кристаллов водоросли

окрашивают целые участки снега. Но известны случаи, когда снег падал с неба уже окрашенный –в

голубой, зеленый, серый и черный цвета.Эскимосы используют 24 слова, для того чтобы описать

снег в его различных состояниях. У саамов для определения и описания снега во всех его возможных

видах используется 41 слово.

Каждая из снежинок редко превышает размеры в 5 мм, но вот ажурное переплетение граней может

быть самое разнообразное. Пока еще непонятно, почему каждая снежинка не похожа друг на друга,

почему каждая из них имеет идеальную симметрию. Сегодня уже доказано, что все снежинки имеют

четкие геометрические линии, которые объединены в шестиугольном формате, именно

шестиугольную форму имеет сама молекула воды, поэтому, замерзая в облаках и превращаясь в

кристалл льда, вода и формируется по данному принципу, захватывая по цепочке другие молекулы,

находящиеся в тесном соседстве.

На причудливую формувлияет и температура воздуха, и показатель его влажности. Но в том, что

сомневается. Контуры самой снежинки угловаты. Кончики, скорее всего, напоминают острые

наконечники или иглы. Причем все они разные, у каждой снежинки - свой остроконечный узор.

Сегодня нет ответа на вопрос, почему так происходит. Возможно, мы совсем скоро станем

свидетелями новых научных открытий, которые откроют нам тайну геометрической симметрии и

непохожести снежинок.

Наличие снега играет важную роль. Снежное покрывало укутывает землю толстым слоем белого

покрывала. Оно держит тепло и не дает погибнуть растениям и мелким животным. Без него погибнут

озимые, не будет урожая, не родится хлеб.Снег создает тот необходимый запас влаги, который так

важен при весеннем пробуждении. Поэтому переоценить значение снега нельзя.

- Как называют явления природы, когда дует ветер и идет снег?

Отличаются эти три явления силой ветра и объемом поднимаемых снежных масс: метель (метелица)

- просто сильный ветер со снегом, вьюга - снежная буря, когда сила ветра может быть

вьюга, которая представляет для человека смертельную опасность.

- Остановка третья . Присмотритесь – кого можно увидеть в зимнем лесу?

что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве

пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в

теплые страны.Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, -отсутствие еды и

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия

для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми .

Дятлыспособны истреблять врагов леса, которые совсем недоступны длядругихптиц. А

разрушая и вскрывая ходы личинок короедов и иных жуков, они помогают остальным птицам –

синицам, поползням и другим –добирать всех насекомых на больном дереве. Правда, иной раз они и

грешат: крадут птенцов синиц. Но главное –они как бы подготавливают фронт работы всему

пернатому населению для уничтожения вредителей. Кроме того, во вскрытые ходы легче проникают

мелкие насекомые –хищники, вызывающие гибель личинок и куколок всяких жуков.

Уменье дятлов выдалбливать дупла в малоценных и сухих деревьях привлекает в наши сады и

леса много других полезных птиц, которые также строят свои гнезда в дуплах, а сами их долбить не

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни,

сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда -вкусная сосновая хвоя. А вот

тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.

Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится

клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.

Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места

на место. Это кочующие птицы.

черным пятнышком на горле. Её нежнейшее оперение имеет дымчато- розовую окраску, а темный

хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Если присмотреться, то можно увидеть, что на

крыльях большинства особей второстепенные маховые перья заканчиваются маленькой алой

пластиночкой.

Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать,

свистеть". Песня свиристеля -нежная журчащая трель «сви- ри- ри - ри- ри», похожая на звучание

свирели. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно- негаданно как

свистнет!.. Но не от испуга, нет. Бояться ей совсем некого, привыкла она к людям, подпускает их

совсем близко, разрешает полюбоваться собой.

В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно

самец бережно кормить их.

Начиная с марта - апреля свиристели отправляются на север, где в приполярной тайге они выводят

Летом эти птицы питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными

ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягодырябины,

а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и

зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников. Прожорливость свиристелей так велика,

что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод иплодов в не переваренном

виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели

способствуют распространению растений, оказывая лесу как бы «услугу за услугу».

Снегирь птица доверчивая и несколько мнительная. Сидя рядом с человеком, он продолжает

заниматься своим делом и подолгу не слетает с ветки. Даже «завтракая», он не перестанет петь.

Самка выглядит поскромнее самца, в серовато- дымчатом наряде. И так же поет, подсвистывая

же уптицсамочки лишены этой прекрасной особенности.Где любят селиться снегири?

Снегирь –птица чистолесная. И все его знают. Зимой возле человеческих жилищ вместе с

другими пернатыми обитателями тайги появляется и румяный красавец снегирь. Эта красногрудая

птичка доверчива и добродушна.

Излюбленное местопребывание –хвойные и смешанные леса. Зимой, кочуя, он встречается везде,

даже в селах и городах.

Зимний день в лесу. Тихо, только иногда где- то пискнет синица, прокричит сойка. Кажется, жизнь

застыла. Где же животные? Неужели все улетели или залегли вспячку? Но приглядитесь - вот

цепочка каких- то точек тянется по снегу и приводит к маленькой норке. А вот следы покрупнее, они

разворошил лесную подстилку. Даже зимой жизнь в лесу кипит, надо только уметь её увидеть.

Большинство зверьков очень скрытны, и заметить их сложно, тем более что многие ведут ночной

образ жизни. Птиц наблюдать проще, хотя и они не спешат показаться нам на глаза. Но все

животные оставляютследы. По следам можно не только определить вид животного, но и узнать его

пол, возраст, куда оно направлялось и зачем.

- Чем мы можем помочь птицам зимой?

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ

Природа не только многому учит, но и воспитывает. Живое общение с природой стимулирует процесс обучающихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию школьников. Одновременно воспитывается чувство любви к родному краю, а это служит хорошей основой для воспитания советского патриотизма.

Развитие эстетического чувства и поддержание интереса к изучению природы во время экскурсии требуют от учителя высокого педагогического мастерства.

О благотворном влиянии экскурсий на воспитание обучающихся говорили многие выдающиеся педагоги и методисты. (И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, В.В. Половцев и др.). так, например, широко известный методист профессор Б.Е. Райков написал: «Знакомясь с природой не из книг, а путем непосредственного сближения с нею на экскурсиях, на практических работ в лаборатории, в живом уголке и т.д., обучающиеся открывают в ней многое такое, чего они раньше не замечали.

Они всматриваются в красивые формы, гармоничные сочетания, узнают о причиненных связях между далекими, казалось бы, явлениями и т. д. работы в этом направлении приучает замечать скрытую в природе красоту – даже в некрасивых, с первого взгляда, вещах и наслаждаться той слаженностью и стройностью, которая характеризует жизнь природы. Таким путем развивается эстетическое чувство, возбуждается интерес и любовь к природе, что составляет одну из важных сторон воспитания.

Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии, вызывает у обучающихся радость. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения.

Местом экскурсии может быть лес, парк, лесозащитная полоса, колхозное поле или школьный учебно-опытный участок, которые расположены вблизи от школы. Нужно отметить, что в различные временна года посещение одного и того же места не снижает интереса обучающихся к экскурсии. Например, осенью они любуются золотым и багряным убором деревьев и кустарников, зимой наблюдают жизнь растений под снегом, весной их радует нежная зелень листьев, первые весенние цветы и первая песня жаворонка, летом приятная прохлада зеленых насаждений богатство красок, стоголосая песня пернатых и многое другое, на что так щедра родная природа.

Учитель должен направить эту инстинктивную тягу к природе на то, чтобы обучающиеся разумно наблюдали, изучали природу, научилась любовью охранять ее.

Опыт показывает, что никакой доклад, никакая беседа родной природе не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.

Природа – большая книга, которую учитель должен научить читать своих учеников.

Экскурсии по изучению растений может придать элемент игры. Игровые моменты заинтересовывают обучающихся и направляют их на самостоятельное выполнение задания.

Экскурсия на тему «Осенние явления в жизни растений».

Цель: познакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений.

Задачи:

Образовательная: дать представление о сути биологических явлений (Осенняя раскраска листьев, листопад, приспособления к распространению плодов и семян)

Развивающая: развитие навыков самостоятельных наблюдений в природе, сбор материала.

Воспитательная: воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, обратить внимания на красоту осеннего леса.

Оборудование: секаторы (садовые ножницы) – 2-3шт., гербарные папки из картона 2-4шт., газетная бумага, пакеты для сбора семян, блокноты, карандаши.

Подготовка к экскурсии

Выбрать место проведения экскурсии, учитывая эстетическую сторону и разнообразие растений.

План проведения экскурсии

    Выбор маршрута экскурсии

    Организация обучающихся перед экскурсией

    Выход на место проведения экскурсии

    Беседа учителя о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений

    Работа обучающихся по сбору материала

    Заключительное слово учителя

    Подведение итогов работы

Вступительная беседа 5-7 мин.

Заинтересовать обучающихся предстоящими наблюдениями, обратить внимание на красоту осеннего леса. Вспомнить стихи об осени, картина «Золотая осень».

В конце августа, начале сентября появляются признаки осени. Какие? (изменяется окраска листьев на деревьях, кустарниках, созревают плоды, однолетние травянистые растения отмирают, но созревают их и семена зимуют, начинается листопад, на ветках остаются почки и они защищены от ветра, мороза, многолетние травы надземная часть погибает, зимуют подземные – корни, корневища, луковица).

У большинства деревьев, кустарников листья опадают, наиболее яркая окраска в период с 15 по 25 сентября. Желтеют березы, краснеют листья осины, красными становятся листья рябины, созревают их плоды. Около середины сентября начинается пожелтение лиственницы. Они сбрасывают хвою на зиму (приметы: сбросила лиственница хвою – установился снежный покров) среди местных кустарников листья сирени остаются зелеными до самых морозов.

Осень пора созревания плодов и семян с наступлением осени некоторые растения цветут вторично, и мы этому удивляемся!

Одуванчики, жарки, ветреница, земляника.

Задания для самостоятельной работы

    Рассмотреть у каких деревьев изменилась окраска листьев по сравнению с летней, и начался ли листопад?

    Собрать окрашенные листья для гербария (взять с веток и опавшие)

    Что остается на ветках после опадения? Записать наблюдения.

    Собрать семена, плоды деревьев, кустарников, трав. Предположить, как они распространяются.

    Какие растения продолжают цветение? Записать название.

Итог экскурсии

Цветковые растения разнообразны и произрастают в разных условиях и несмотря на внешнее различие, все имеют органы: корни, стебли, листья, цветки.

Из собранного материала приготовить гербарий осенних листьев, коллекции семян, возможно, сделать аппликацию «Осенний букет», «Осень в лесу».

Проверьте народные приметы

    Если на рябине много ягод, осень будет дождливая, если мало – сухая.

    Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Экскурсия в природу на тему «Жизнь растений весной»

Цель: Изучить жизнь растений весной

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с характерными явлениями в жизни растений весной, их приспособленностью к совместной жизни, к условиям окружающей среды.

Развивающая: развитие практических умений и навыков по определению деревьев, кустарников, раннецветущих растений, развитие умений наблюдать

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, обогащение мира чувств ребенка, формирование эстетического восприятия природы.

Оборудование: блокноты, карандаши для записей.

Экскурсию необходимо проводить в то же природное окружение, которое обучающиеся наблюдали зимой. Это дает возможность показать периодичность в жизни растений связанную с изменяющимися условиями в природе.

План проведения экскурсии

    Подготовка обучающихся к экскурсии в классе к выходу на экскурсию

а) сообщение темы, цели и места экскурсии

б) проверка наличия блокнотов, карандашей

2. Организационный выход на место экскурсии

3. Вводная беседа на месте экскурсии

4. Задания группам для самостоятельной работы. Выполнение заданий.

5. Подведение итогов самостоятельной работы.

Оптимальная численность 8-10 человек. Желательно участие воспитателя. Вступительная беседа 5-7 мин.

Кончились холода, ярче светит солнце, стали изумрудными кроны сосен, набухают почки на деревьях, кустарниках. Появляются цветущие растения в лесу, на лугах.

Вопросы беседы

Какие деревья растут в данном лесу? Как можно назвать этот лес? Какие кустарники и травы произрастают в лесу? Какие явления можно наблюдать весной? (сок движения, набухание и распускание почек, цветение и раннее цветение и рост побегов. Под влиянием каких причин наступают эти явления? (тепло, свет, поглощение корнями воды, минеральных солей, передвижение в растении, запасных веществ к растущим частям растений).

Обратить внимание на приспособленность к совместной жизни (цветение некоторых деревьев и кустарников до распускания листьев, лесная подстилка создает условия для перезимовки и быстрого развития раннецветущих травянистых растений, теневыносливые приспособлены к поглощению рассеянного света под пологом леса).

Задания для самостоятельной работы для каждой группы общие, что позволяет познакомиться со всеми растениями сообщества.

Каждой группе показать место, направление, где обучающиеся могут выполнить задание, распределив работу между собой.

    Найдите деревья, которые вы видели на экскурсии осенью, зимой. Какие изменения наступают в жизни и во внешнем строении этих растений?

В чем причина этих изменений. Укажите, у каких деревьев набухли

почки или же распустились.

Запишите наблюдения.

    В каких условиях растут кустарники: среди каких деревьев, как освещены солнцем?

У каких набухли почки или распустились. Посещают ли их насекомые?

    Найдите и рассмотрите травянистые растения. Определите, в каких условиях они произрастают. Прилетают ли к ним насекомые. Запишите наблюдения среди раннецветущих встретить такие – прострел раскрытый (сон-трава), медуница неясная, гусиный луг желтый, пролеска сибирская, ветреница лютиковая, ветреница дубравная и т.д.

Совместно с учителем узнают названия растений, какие из них редкие в данной местности и обсуждается вопрос, почему возможно раннее цветение и какие приспособления у них имеются?

Итог экскурсии

Обратить внимание на красоту весеннего леса, пробуждение природы

Домашнее задание

Подготовить рассказ об экскурсии.

Экскурсия в природу на тему

«Зимние явления в жизни растений»

Цель: Ознакомить обучающихся с растениями в зимнее время

Задачи:

Образовательная: знакомства обучающихся с приспособленностью к перезимовки. Научить распознавать деревья и кустарники в безлистном состоянии

Развивающая: развитие практических умений и навыков по определению деревьев, кустарников с использованием цвета коры, почек, силуэтов деревьев, и навыков проведения самостоятельных наблюдений в природе.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, показ красоты зимнего леса.

Оборудование: блокноты, простые карандаши, ручные лупы.

Вводная беседа. В зимнее время года, когда снег покрывает землю и начинаются морозы, кажется, что растения могут погибнуть, но это не так. Зима самый продолжительный сезон в нашей области. Зима по календарю начинается с 1 декабря, а у нас гораздо раньше, в ноябре и даже в октябре снег покрывает землю. Зима удивительно прекрасное время года.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

В зимнем лесу на первый взгляд, кажется, что жизнь прекратилась. Замерли под снежными шубами, сосны, ели.

Стынут голые ветви, листопадных деревьев и не верится, что они снова зашумят зеленой листвой. Надежно спрятаны живые части стебля под корой, а новые побеги под чешуйками почек. Деревья и кустарники радуют нас не только весной, летом и осенью, но и зимой, каждое неповторимо по силуэту, рисунку ветвей, окраски коры.

Цель нашей экскурсии научиться узнавать эти деревья и кустарники по этим признакам.

Переходя от одного дерева к другому и подводя к ним обучающихся, учитель показывает кору деревьев, кустарников, срезая ветку обращает внимание на почки растений покрытые чешуйками, указывает на особенности внешнего строения, объясняет, что такое силуэт и показывает деревья стоящие в отдалении, характеризует их силуэты.

Жизнь растений не прекращается. Это состояние называют зимним покоем.

Какие приспособления имеют деревья к неблагоприятным условиям?

(опадают листья). Но все ли деревья сбрасывают листья? Какие не сбрасывают на зиму листья (сосна, ель, кедр, брусника, багульник, клюква и т.д). Это вечно зеленые растения. А как они могут перезимовать? (они защищены снежным покровом, у хвойных сокращены листовая пластинка, что уменьшает испарение).

Задание группам

1 группа

Найти в зимнем лесу березу бородавчатую.

Описать особенности внешнего строения коры. Зарисовать силуэт дерева (расположение ветвей, форма кроны).

    Каков цвет коры?

    Имеет ли запах?

    Данные занесите таблицу

Вид

Дерево или кустарник

Цвет коры

Какова на ощупь

Запах

2 группа

Найти кустарник, чем он отличается от дерева. Зарисовать силуэт. Описать особенности внешнего строения коры.

    Проведите ладонью по стволу, каков он на ощупь: теплый, гладкий, бугристый, шершавый.

    Каков цвет коры?

    Имеет ли запах?

    Зарисуйте небольшой участок коры

    Данные занесите таблицу

Вид

Дерево или кустарник

Цвет коры

Какова на ощупь

Запах

Срезать 2-3 ветки, принести в школу, поставить в воду и наблюдать за развитием побегов из почек.

Обратить внимание на красоту зимнего леса.

Сделать вывод о приспособлении к неблагоприятным условиям.

Правила проведения зимних экскурсий

    Лучшим временем для экскурсии является время до обеда.

    Число участников не должно превышать 8-10 человек.

    Одежда и обувь должны быть теплыми.

    Движение группы должно быть медленным, необходимо соблюдать тишину.

    Продолжительность экскурсии 1 или 1,5.

Остановка № 1

Хвойный лес.

Данная остановка знакомит обучающихся с биоценозом хвойного леса и его видовым составом. Используются гербарии. На остановке обучающиеся определяют возраст деревьев по спилам (пень) и по мутовкам. Проводится игра «Под крышей дома твоего»: всем участникам раздаются карточки с названием вида. Например: ель, дятел, гриб, жук-короед и т.д. Раздаются нити. Если между видами есть связь, то участники соединяют нити. Эта игра показывает взаимосвязь участников в биоценозе.

Порядок выполнения работ:

    Беседа экскурсовода: а) о культуре поведения на экологической тропе; б) особенности изучаемого биоценоза.

    Самостоятельная работа обучающихся по определению возраста леса.

    Демонстрация гербария травянистой растительности (в осенний, весенний, зимний периоды года).

    Игра «Под крышей дома твоего»

    Игра «Почувствуй».

Остановка № 2

Муравейник.

Данная остановка является зоологическим объектом, а так же экологическим так как охватывает взаимосвязи с другими компонентами леса. Из сообщения обучающихся экскурсоводов, участники тропы узнают о жизни муравьев, о их роли и значении в лесу и для человека.

Делается вывод о состоянии леса по количеству муравейников.

Порядок выполнения работ:

    Сообщение обучающихся экскурсоводов с элементами беседы

19.08.2015 2798 0

Цели: познакомить детей с отличительными признаками деревьев и кустарников зимой; закреплять правила поведения в природе; развивать мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: семена деревьев и кустарников; корм для птиц.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы отправимся в зимний парк. Мы будем учиться узнавать деревья и кустарники по их силуэтам.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

II. Основная часть экскурсии.

Во время проведения экскурсии учитель подходит с учащимися к тому или иному растению, учит их на практике различать деревья и кустарники, обращая внимание на силуэт кроны, цвет коры, внешний вид почек.

– Обратите внимание на белый цвет коры дерева. Как оно называется? (Это береза.)

– Белый цвет коры березы объясняется наличием в ней белого красящего вещества – бетулина.

Если провести по стволу темной рукавичкой, на ней появится белый налет, как будто прислонился к побеленной стене. А почему на стволе березы видны темные черточки, которые идут поперек ствола? Оказывается, это чечевички – специальные отдушины, через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола березы. Сама береста для воздуха непроницаема. Не будь чечевичек, дерево буквально задохнулось бы. Но на зиму чечевички наглухо запечатываются – в холодное время года дерево почти не дышит.

– Рассмотрите следующее дерево. (Учитель останавливает детей около дуба.)

– Обратите внимание на его ветви. Как называется это дерево? (Дуб.)

– Почему у дуба ветки корявые?

– Почему дуб зимой стоит с бурой листвой, а не сбрасывает листья, как другие деревья? (Предположения детей.)

– Разгадка кроется в родословной дуба. Многие его родственники, обитающие в субтропиках, остаются зелеными и зимой. Наш дуб унаследовал от них способность сохранять листву, но климат не позволяет нашему дубу зимой «зеленеть», листья гибнут от холода и теряют зеленый цвет, но остаются на дереве.

– Издали это дерево похоже на дуб. Но когда присмотритесь внимательнее, то увидите его особенности. У вяза крупные боковые ветви отходят от главного ствола под острым углом. Молодые веточки расположены густо и придают дереву «пушистый вид». У вяза древесина такая плотная, что когда приходится рубить дерево, топор прямо-таки «вязнет» в ней. Отсюда дерево и получило свое название.

– Рассмотрите следующее дерево. (Учитель показывает осину.)

– Осину можно узнать по гладкому и очень зеленому по сравнению с другими деревьями стволу. Он у нее ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей.

– Лиственница – хвойное дерево. Она сбрасывает на зиму хвоинки, за что и получила свое название. Зимой лиственница стоит голая, с растопыренными черными ветвями. Узнать ее можно по оставшимся на ветвях большим круглым шишкам.

– Сравните крону, хвою, шишки сосны и ели.

– У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели – короткие, колючие и прикреплены поодиночке.

У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные, а у ели – длинные, ровные, большие.

– Рассмотрите хвойный кустарник. Как он называется? (Можжевельник.)

– Хвоинки можжевельника не похожи на хвою ели и сосны. Они плоские, неколючие, сизо-зеленого цвета. Сидят они на веточках по три вместе.

– Узнавать деревья и кустарники зимой в природе можно и по запаху древесины. Особенный запах у древесины дуба – густой и терпкий, чуть-чуть с кислинкой. Специфический «карандашный» запах у можжевельника. Дело в том, что из его древесины делают карандаши, точнее их «одежду». Своеобразный, чуть-чуть «дегтярный» запах имеет древесина осины.

По запаху почек можно узнать черную смородину. Они пахнут очень приятно. А вот у почек бузины запах неприятный. Своеобразный запах у клейких заостренных почек тополя. Сами почки шерстисто-пушистые, покрытые крупными коричневыми чешуями. Сидят почки на веточках поочередно: одна справа, другая слева, следующая опять справа, другая опять слева, и так до самой верхушки. Необычны почки у крушины ломкой. У них нет почечных чешуй. Каждая почка – пучок крохотных бурых зачатков листьев. Будущие листья зимуют совершенно открыто. Наступит весна, и крохотные бурые листовые зачатки превратятся в обычные зеленые листья. У всех других наших деревьев и кустарников зачатки листьев спрятаны внутри почек под «футляром» из плотных чешуй.

III. Итог экскурсии.

– Что нового вы узнали на экскурсии?

– Какие деревья и кустарники встретили на экскурсии?

– По каким признакам мы учились узнавать деревья и кустарники? (По кроне, почкам, плодам, запаху древесины, запаху почек.)

Здравствуйте, друзья!
Сегодня я познакомлю вас немного с процессом своей профессиональной деятельности. Я расскажу вам о потенциале зимней экскурсии на реальном примере мероприятия «Особенности древесных жизненных форм растений в зимний период. Выносливость травянистых растений, зимующих над снегом», которое я проводила в рамках своего авторского спецкурса 7 класса.

Было время в нашем лицее, когда выделялись часы на развитие интересов школьников по биологии и в среднем звене. Эти детки уже закончили школу и 50%, посещавших курс, поступили на медицинские специальности. Надеюсь в мире станет чуть больше хороших врачей.

Презентация электронного дневника наблюдений составлена слушателями спецкурса «Основы систематики органического мира» с информационной поддержкой (7 класс). Я лишь немного подкорректировала дизайн и исправила неточности, а также я снабдила некоторые слайды дополняющими комментариями.




ВЫВОДЫ: Температурный режим не позволил нам походить подольше, но даже тот материал, который был собран нами в краткие сроки, позволил понять, что жизнь в природе продолжается и зимой. Нас удивило то, что ветви деревьев так не похожи друг на друга: у одних почки липкие и пахучие, у других – спрятаны в глубине коры, а у третьих – похожи на круглый коричневый бисер. Раньше мы этого не замечали. Оказывается, деревья тоже загорают! Кора их голых ветвей под действием яркого солнца становится с красноватым оттенком (у ивы) или с сизым налетом (у клена), это их защищает от ультрафиолетовых лучей. Мы снимали экскурсию на фотоаппарат, а также вели карандашные записи в походном блокноте. Нам понравилось наблюдать и мы хотим проверить на собственном опыте наши предположения!
Теперь я хочу прокомментировать самые главные моменты, которые должны сопровождать любую экскурсию, основанную на маршрутном методе. Многие учителя боятся проводить экскурсии, их пугает, что дети обнаружат что-то такое, на что учитель не сможет дать ответа.

Потеря авторитета, обнаружение своего невежества, отсутствие дисциплины - это те учительские страхи, которые лишают ребенка опыта познания. И биология остается кабинетной и наукой, которую изучают по картинкам. Но нельзя научиться наблюдать по книжкам, нужна практика в природе.

Конечно, прежде чем вывести детей на экскурсию, нужно самому пройти по маршруту, обратить внимание на узловые моменты.

Важно, чтобы после экскурсии у детей оставались положительные эмоции. Эмоциональная приподнятость и удивление, получаемое в процессе направленного наблюдения развивает внимание и познавательный интерес. А наблюдаемые факты побуждают задавать новые и новые вопросы.

В данном случае ребята посадили семена, и они взошли! А почему мороз не убил их? Это новый вопрос, который ребята, как вагончик прицепили к своему паровозику познания. И они начинают получать от процесса познания УДОВОЛЬСТВИЕ! А это и является одним из ведущих факторов настоящего обучения, на мой взгляд, поскольку позволяет поднять мотивацию к познанию до небес.

У родителей есть неоспоримое преимущество перед учителем, родитель вместе с ребенком может активно познавать мир в индивидуальном порядке. Что-то обнаружить, а потом найти описание в Интернете, энциклопедии, спросить у знающих людей. Не вместо, а вместе с ребенком. И радоваться открытиям, поощрять любознательность, осуществлять постановку мышления, играя. А еще творить, таким образом, прочную связь, поднимая общение на более высокий уровень, становится для ребенка не наставником, а равноправным партнером.

В ближайших постах я расскажу о том, как выглядят ветки знакомых деревьев зимой. А пока приглядывайтесь к ветвям деревьев в своем дворе.

Детей

«Станция юных натуралистов»

Растения зимой

Губкин – 2013

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка является разработкой экскурсии «Растения зимой», которая проводится после изучения темы «Побег», чтобы подвести итог по узловым поня­тиям всей темы, увязав их со знаниями, полученными на экскур­сии.

С целью повышения эффективности экскурсии, она проводится по маршруту осенней экскурсии. Личные наблюдения детей, сравнения и исследования помогут обучающимся более чётко уяснить, что происходит с природой в зимнее время, какие изменения произошли с момента осенней экскурсии. На данной экскурсии дети учатся видеть красоту зимней природы, устанавливать причинно - следственные связи, проводить наблюдения и исследования.

Второй вид работы связан с изучением состояния окружающей среды и способствует формированию экологического мышления и экологически оправданного поведения.

Третий вид работы направлен на развитие чувства любви к природе

посредством её художественного описания.

Данная методическая разработка может быть использована в работе педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности и учителями биологии общеобразовательных учреждений.

Цель экскурсии: знакомство обучающихся с изменениями, произошедшими в жизни растений с наступлением зимы

Задачи:

Обучающие: сформировать представле­ния обучающихся о жизни деревьев, кустарников и трав зимой, о приспособленности растений к условиям окружающей среды в зимнее время года.

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; определять видовой состав деревьев в безлистном состоянии; фиксировать результаты наблюдений.

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, умение восхищаться красотой окружающего мира, бережное отношение к природе, сочувствие и сопереживание, внимательное и доброе отношение к «братьям нашим меньшим».

Используемые методы:

Наблюдение;

Практический: выполнение практических заданий, распространение экологических листовок.

Возраст обучающихся: 10 - 11лет.

Оборудование и оформление:

Карточки - задания для работы в группах;

Блокноты;

Карандаши;

Линейки;
лопатки

через проезжую часть.

Педагог заранее проходит маршрут к месту проведения экскурсии, определяет объекты и методы обу­чения, разрабатывает задания для исследова­тельской самостоятельной работы учащихся и заблаго­временно готовит необходимое оборудование.

следует назначить одного консультанта. Консультантам выдаются карточки –задания и необходимое оборудование.

На занятии, пред­шествующем экскурсии, обучающиеся под руководством педагога вспоминают учебный материал, необходимый для выполнения за­даний, решают ситуационные задачи для составления правил поведения на экскурсии, оформляют экологические листовки.

Перед выходом на экскурсию дети вспоминают правила перехода через проезжую часть.

Во время передвижения к месту проведения экскурсии (сквер) проводится операция «Сохраним родную природу», в ходе которой обучающиеся распространяют листовки «Покормите птиц зимой!»:

«Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми...

Существует множество видов птичьих кормушек: в виде столика с краями, чтобы корм не высыпался; в виде столика, над которым подвешена бутылка вверх дном; совсем простые кормушки из пустых пакетов из-под молока; шпагатики с кусочками несоленого сала для синиц, пучки с соплодиями семян, плодов и ягод. Некоторые люди делают кормушки в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями для птиц. Конечно, крыша над кормушкой - защита от выдувания, заносов снега, но сделать ее сложнее. Кроме того, домик с крышей защищает птиц от переохлаждения. Кормушки для птиц должны быть очень скромными по окраске, а лучше их не раскрашивать совсем, чтобы не отпугивать птиц и не привлекать врагов.

Некоторые правила подкормки птиц

Во время подкормки птиц не сорите. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени в зимний период: именно в такое время им нужна наша надежная поддержка. Именно в морозы, метели, снегопады гибнет большая часть птиц. Корма в кормушках должно быть немного и нужного птицам (не нужно приносить фрукты, черный хлеб, конфеты и т. п.). Ведь задача подкормки - не кормить досыта, а только поддерживать птиц в трудное время!

Помните, чем можно кормить птиц.

Синицы - кусочки несоленого сала, маргарина, жира, мяса, творога и даже крошки белого хлеба;

Вороны- едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи;

Воробьи - крупу, семена, крошки хлеба;

Снегири - семена подсолнечника, тыквы, арбуза;

Свиристели - мякоть ягод (связать пучки рябины, калины и др.)»

Непосредственно перед экскурсией дети знакомятся с целью и задачами экскурсии и с инструкцией по охране труда при проведении экскурсий в природу.

План экскурсии

1. Вступительная беседа.

2. Определение деревьев в зимнем состоянии.

1. Вступительная беседа.

Проводится непосредственно на месте проведения экскурсии.

Педагог:

- (Ответы детей)

- Назовите основные признаки зимы. (Ответы детей)

Как изменились растения зимой? (Ответы детей)

Попробуйте объяснить причины зимних изменений в природе. (Ответы детей)

Педагог: Мир растений на нашей пла­нете очень разнообразен. Все растения, являясь частью живой природы, имеют свои закономерности существования. Например, про­цессы жизнедеятельности протекают в течение года с определен­ной периодичностью (это касается не только суточной смены дня и ночи), когда активное развитие растения сменяется покоем, при котором замедляются или почти полностью приостанавливаются процессы жизнедеятельности.

Когда наступает состояние покоя у растений и с чем оно связано? (ответы обучающихся)

Педагог: состояние покоя у растений и явление листопа­да связаны не только с наступлением неблагоприятных условий.

Тогда в чём же причина периодического покоя у растений? (ответы обучающихся)

Педагог: Секрет кроется во внутренних процессах, которые во время покоя подготавливают растение к возобновлению роста. В этот период жизни в нём на­капливаются вещества (прежде всего рибонуклеиновая кислота), без которых в активную фазу развития невозможно будет образо­вание органических веществ (белков). Эта стадия называется органическим покоем. Он может продолжаться несколько недель, и в этот период растение нельзя вывести из этого состояния.

У растений же нашего климата за органическим покоем насту­пает глубокий покой, который связан с морозоустойчивостью. Во время этой фазы растения хотя и трудно, но всё же можно вывести из покоя, например, поместив их в теплые ванны (в то время, ког­да контрольные экземпляры в рост не трогаются). Вторая фаза покоя, связанная с морозоустойчивостью растений, защищает их от оттепелей, которые случаются в конце зимы, и тем самым предох­раняют растения от пробуждения: оно может привести их к гибели от последующих морозов.

2. Определение деревьев в зимнем состоянии.

Педагог: Ещё писал: «...всякий должен бы знать свои родные деревья не только во время их цветения и не только по форме листьев, но угадывать каждое дерево по его общей форме, по его характеру, чтобы быть в состоянии уже издали приветствовать дерево его именем».

Помните, ребята, когда мы были с вами на экскурсии осенью, на деревьях и под ними было множество листьев разного цвета. Тогда мы по листьям могли определить дерево. Теперь листьев нет. Как можно определить дерево по-другому? (Ответы: по коре, почкам и веткам, их расположению, по плодам).

Предлагаю вам попробовать определить дерево по тем признакам, которые вы назвали.

(Дети определяют деревья на, выделенных для каждой группы, участках: у березы ствол белого цвета, тонкие веточки свисают вниз, у липы множество тончайших веточек, они растут густ, у ивы ветки как нити свисают до земли, на рябине сохранились красные ягоды.)

3. Работа в звеньях по инструктивным карточкам.

Педагог. Предлагаю вам изучить особенности жизни растений разных жизненных форм зимой, выполнив задания инструктивных карточек. (Комментирует инструкцию 1 , уточняет отличительные признаки кустарниковыхрастений, предупреждает о бережном отношении к растениям. )

Инструкция 1

1. Используя определительные карточки, назовите кустарники исследуемого участка. Укажите их внешние признаки. Выясните, как они приспособились к условиям зимы.

2. Найдите на территории участка повреждённые кустарники. Подумайте, при каких обстоятельствах они могли быть повреждены. Что можно сделать для устранения повреждения?

3. Составьте рассказ «Красивое рядом».

(Обучающиеся всех групп на разных участках территории одновременно выполняют задания инструкции №1. Через определенное время дети возвращаются для обсуждения результатов. Первым отчитывается звено, которое раньше всех выполнило задания.)

Педагог. А теперь давайте определим, как подготовлены к зимним условиям деревья. (комментирует инструкцию 2)

Инструкция 2 .

1. Определите, хорошо ли подготовлены к зимним условиям липа, клён, берёза, тополь по следующим признакам:

а) по очищенности веток от листьев;

б) по состоянию верхушечной почки;

в) по окраске коры.

2. Какие нарушения правил поведения в сквере вы заметили? Что вы

предлагаете сделать, чтобы правила поведения в сквере никто не

нарушал? Запишите в блокноты свои предложения.

3. Выберите самое красивое дерево изучаемого участка. Составьте

художественное описание этого дерева.

(Обучающиеся всех групп одновременно выполняют задания инструкции №2,после чего проводится обсуждение результатов исследований)

Педагог. С целью изучения условий зимовки травянистых растений вам предстоит выполнить задания инструкции №3 .

(Комментирует инструкцию 3.)

Инструкция 3.

1. Узнайте, в каких условиях зимуют травянистые растения. Для этого сначала измерьте толщину снегового покрова, а затем раскопайте снег, найдите травянистые растение, потрогайте почву. Запишите свои наблюдения в блокнот. После проделанной работы закройте растения снегом.

3. Опишите словами мир зимних красок, который вас окружает в сквере.

(Обучающиеся всех групп на разных участках одновременно выполняют задания инструкции №3. Обсуждение результатов исследований)

4. Подведение итогов экскурсии.

Педагог. (Проводит обобщающую беседу)

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Какие выработались приспособления у многолетних и одно­летних растений к перенесению неблагоприятных ус­ловий зимы?

По каким признакам можно отличить различные породы деревьев и кустарников?

Почему к наступлению зимы в жизни растений наступает период «скрытой жизни», или период покоя, когда все жизненные процессы замедляются?

Какое значение для растений имеет снежный покров?

Педагог. (комментирует план, по которому необходимо составит отчёт об экскурсии)

· Красота зимнего пей­зажа и причуды зимы (подобрать открытки, отрывки из стихотворений, фотографии с кра­сочным описанием того, что на них изображено)

· При­родные условия зимой

· Приспособленность деревьев и кустарников к жизни зимой, списки деревьев и кустар­ников с указанием характерных особенностей силуэта и побегов, рисунки.

· Приспособленность травянистых рас­тений к жизни зимой, список травянистых растений, жи­вущих под снегом.

· Интересные биологические факты из жизни рас­тений зимой.

На обратном пути проводится конкурс наблюдательных и смышлёных: обучающиеся называют встречающиеся деревья и кустар­ники. ,

Методические советы организаторам:

Место организации экскурсии - сквер, в котором проводилась осенняя экскурсия. Это позволит детям сравнить уже знакомые объекты изучения в разное время года. Перед проведением экскурсии можно предложить детям подобрать литературное описание зимней природы, что поможет им при выполнении творческих заданий в группах.

Методические советы на период ближайшего последействия:

На последующих занятиях дети называют растения по силуэтам крон деревьев, нарисованных на карточках; можно провести конкурс рисунков «Растения зимой»

Список литературы

1., Михлин экскурсии. Книга для учителя/ , - М.: Просвещение, 1983

2. Селберг И., Стефенс М. Деревья и листья/ И. Селберг, М. Стефенс –М.: АСТ-Пресс, 1997

3.Симонова от природы/ , - М.: Агар, 1998.

Подготовила: , педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «СЮН» г. Губкина

Управление образования и науки

администрации Губкинского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

Осенние явления в жизни растений

Губкин – 2012

Пояснительная записка.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» проводятся после изучения раздела «Общее знакомство с цветковыми растениями». Обучающиеся, обладающие основными знаниями о жизненных формах растений и местах их обитания, лучше всего смогут понять и представить, как изменяется жизнь растений осенью лишь в процессе личных наблюдений. Именно на экскурсии дети учатся видеть красоту осенней природы, устанавливать причинно - следственные связи, проводить наблюдения и исследования. Экскурсию следует провести в ближайшем парке, сквере. Дети там часто бывают. Многие из них знают, какие растения там растут. В процессе работы они могут быть активными помощниками для педагога. Важно, чтобы после экскурсии дети поняли, что все в природе закономерно.

Цель экскурсии: наблюдение за осенними изменениями в жизни растений.

Задачи

Обучающие: продолжить формирование знаний обучающихся о древесных, кустарниковых и травянистых расте­ниях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды в осеннее время года

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, раскрывать при­чины наступления осенних явлений в жизни растений, устанавливать причинно-следственные связи; отработать приемы фиксации наблюдений.

Воспитательные: формировать у учащихся эсте­тическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах, бережное отношение к природе.

Используемые методы:

Словесный: рассказ педагога, высказывания обучающихся, беседа;

Наблюдение;

Практический: сбор листьев деревьев и кустарников, плодов растений для составления гербария и коллекций .

Возраст обучающихся: 10 - 11лет.

Оборудование и оформление:

Гербарные папки;

Пустые картонные коробки для сухих листьев и плодов;

Карточки –задания для работы в группах;

Дидактические карточки;

Листки отрывного календаря;

Блокноты;

Карандаши;

Два красных флажка для сопровождения колонны детей при переходе

через проезжую часть.

Методические советы на подготовительный период:

Подготовка педагога к экскурсии.

Педагог заранее определяет место проведения экскурсии, объекты и методы обу­чения, разрабатывает задания для поисково-исследова­тельской самостоятельной работы учащихся и заблаго­временно готовит необходимое оборудование.

Нужно предварительно разделить детей на три группы. В каждой группе

следует назначить одного консультанта. Консультантам выдается пакет, в

котором находится папка для гербариев, короба, пакеты. карточки - задания

Подготовка обучающихся к экскурсии.

На занятии, пред­шествующем экскурсии, обучающиеся под руководством педагога вспоминают всё необходимое для выполнения за­даний, разрабатывают правила поведения в природе, изучают требования, предъявляемые к сбору и гербари­зации растений, знакомятся с редкими и исчезающими растениями.

Непосредственно перед экскурсией дети знакомятся с инструкцией по охране труда при проведении экскурсий в природу, вспоминают правила перехода через проезжую часть.

План экскурсии

1. Вступительная беседа.

1. Соревнование «Продолжи фразу»

3. Работа в звеньях по инструктивным карточкам.

4. Подведение итогов экскурсии.

1. Вступительная беседа.

(Проводится непосредственно на месте проведения экскурсии.)

Педагог.

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)

Назовите основные признаки осени? (Ответы детей)

Изменился ли внешний вид растений по сравнению с летом? (Ответы детей)

Попробуйте объяснить причины осенних изменений в природе. (Ответы детей)

Педагог.

Запомните характерные приметы осени: летний зеленый наряд природы меняется на жёлтый, багряный, пурпурный; уменьшается световой день (демонстрирует листки отрывного календаря с изображением одного числа раз­ных месяцев: май, нюнь, июль, август, сентябрь и на­зывается долгота дня) ; понижается температура воздуха; увеличивается влажность и коли­чество осадков.

2. Соревнование «Продолжи фразу»

Педагог. Сейчас мы вспомним приметы осени. Я начинаю фразу, а вы её продолжаете.

· Если лист с дерева не чисто падает, но частично остается на ветках, будет …

· Поздний листопад - на …

· Если осенью листья берез начнут желтеть с вер­хушки - весна будет ранняя, начнут желтеть сни­зу - поздняя.

· Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх - к студеной зиме, изнанкой кверху - зима будет теплая, если наполовину изнанкой, наполови­ну «лицом» - зима...

· Пока лист с вишен не спал, сколько бы снега ни выпало, оттепель его…

· В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало ягод - ...

· Неурожай на шишки ели, сосны и кедра - к...

3 . Работа в звеньях по инструктивным карточкам

Педагог. Предлагаю вам изучить особенности жизни растений разных жизненных форм осенью, выполнив задания инструктивных карточек. (Комментирует инструкцию 1 , уточняет отличительные признаки древесных, кус­тарниковых и травянистых растений, предупреждает о бережном отношении к растениям и напоминает о том, что нельзя ломать ветки деревьев и можно собирать только опавшие листья и плоды )

Инструкция 1

1. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности.

2. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцве­чиванию. Листья и плоды деревьев одного наименова­ния помещайте в один пакет.

3. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев - в верхней части кроны или в нижней, в на­ружной или внутренней?

4. Результаты наблюдений офор­мите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».

Название древесного растения

Части кроны

наружная

внутренняя

(Обучающиеся всех групп на разных участках территории одновременно выполняют задания инструкции №1. Через определенное время дети возвращаются для обсуждения результатов. Первым отчитывается звено, которое раньше всех выполнило задания. Обучающиеся демонстрируют собран­ный материал, а остальные звенья находят подобные экземпляры. При этом педагог помогает найти название деревьев по изображению плодов и листьев на спе­циально подготовленных дидактических карточках)

Педагог. Давайте понаблюдаем за листопадом, выполнив задания инструкции №2. (

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!