Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Экскурсия деревья и кустарники зимой. Экскурсия в природу в разное время года

Детей

«Станция юных натуралистов»

Растения зимой

Губкин – 2013

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка является разработкой экскурсии «Растения зимой», которая проводится после изучения темы «Побег», чтобы подвести итог по узловым поня­тиям всей темы, увязав их со знаниями, полученными на экскур­сии.

С целью повышения эффективности экскурсии, она проводится по маршруту осенней экскурсии. Личные наблюдения детей, сравнения и исследования помогут обучающимся более чётко уяснить, что происходит с природой в зимнее время, какие изменения произошли с момента осенней экскурсии. На данной экскурсии дети учатся видеть красоту зимней природы, устанавливать причинно - следственные связи, проводить наблюдения и исследования.

Второй вид работы связан с изучением состояния окружающей среды и способствует формированию экологического мышления и экологически оправданного поведения.

Третий вид работы направлен на развитие чувства любви к природе

посредством её художественного описания.

Данная методическая разработка может быть использована в работе педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности и учителями биологии общеобразовательных учреждений.

Цель экскурсии: знакомство обучающихся с изменениями, произошедшими в жизни растений с наступлением зимы

Задачи:

Обучающие: сформировать представле­ния обучающихся о жизни деревьев, кустарников и трав зимой, о приспособленности растений к условиям окружающей среды в зимнее время года.

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; определять видовой состав деревьев в безлистном состоянии; фиксировать результаты наблюдений.

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, умение восхищаться красотой окружающего мира, бережное отношение к природе, сочувствие и сопереживание, внимательное и доброе отношение к «братьям нашим меньшим».

Используемые методы:

Наблюдение;

Практический: выполнение практических заданий, распространение экологических листовок.

Возраст обучающихся: 10 - 11лет.

Оборудование и оформление:

Карточки - задания для работы в группах;

Блокноты;

Карандаши;

Линейки;
лопатки

через проезжую часть.

Педагог заранее проходит маршрут к месту проведения экскурсии, определяет объекты и методы обу­чения, разрабатывает задания для исследова­тельской самостоятельной работы учащихся и заблаго­временно готовит необходимое оборудование.

следует назначить одного консультанта. Консультантам выдаются карточки –задания и необходимое оборудование.

На занятии, пред­шествующем экскурсии, обучающиеся под руководством педагога вспоминают учебный материал, необходимый для выполнения за­даний, решают ситуационные задачи для составления правил поведения на экскурсии, оформляют экологические листовки.

Перед выходом на экскурсию дети вспоминают правила перехода через проезжую часть.

Во время передвижения к месту проведения экскурсии (сквер) проводится операция «Сохраним родную природу», в ходе которой обучающиеся распространяют листовки «Покормите птиц зимой!»:

«Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми...

Существует множество видов птичьих кормушек: в виде столика с краями, чтобы корм не высыпался; в виде столика, над которым подвешена бутылка вверх дном; совсем простые кормушки из пустых пакетов из-под молока; шпагатики с кусочками несоленого сала для синиц, пучки с соплодиями семян, плодов и ягод. Некоторые люди делают кормушки в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями для птиц. Конечно, крыша над кормушкой - защита от выдувания, заносов снега, но сделать ее сложнее. Кроме того, домик с крышей защищает птиц от переохлаждения. Кормушки для птиц должны быть очень скромными по окраске, а лучше их не раскрашивать совсем, чтобы не отпугивать птиц и не привлекать врагов.

Некоторые правила подкормки птиц

Во время подкормки птиц не сорите. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени в зимний период: именно в такое время им нужна наша надежная поддержка. Именно в морозы, метели, снегопады гибнет большая часть птиц. Корма в кормушках должно быть немного и нужного птицам (не нужно приносить фрукты, черный хлеб, конфеты и т. п.). Ведь задача подкормки - не кормить досыта, а только поддерживать птиц в трудное время!

Помните, чем можно кормить птиц.

Синицы - кусочки несоленого сала, маргарина, жира, мяса, творога и даже крошки белого хлеба;

Вороны- едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи;

Воробьи - крупу, семена, крошки хлеба;

Снегири - семена подсолнечника, тыквы, арбуза;

Свиристели - мякоть ягод (связать пучки рябины, калины и др.)»

Непосредственно перед экскурсией дети знакомятся с целью и задачами экскурсии и с инструкцией по охране труда при проведении экскурсий в природу.

План экскурсии

1. Вступительная беседа.

2. Определение деревьев в зимнем состоянии.

1. Вступительная беседа.

Проводится непосредственно на месте проведения экскурсии.

Педагог:

- (Ответы детей)

- Назовите основные признаки зимы. (Ответы детей)

Как изменились растения зимой? (Ответы детей)

Попробуйте объяснить причины зимних изменений в природе. (Ответы детей)

Педагог: Мир растений на нашей пла­нете очень разнообразен. Все растения, являясь частью живой природы, имеют свои закономерности существования. Например, про­цессы жизнедеятельности протекают в течение года с определен­ной периодичностью (это касается не только суточной смены дня и ночи), когда активное развитие растения сменяется покоем, при котором замедляются или почти полностью приостанавливаются процессы жизнедеятельности.

Когда наступает состояние покоя у растений и с чем оно связано? (ответы обучающихся)

Педагог: состояние покоя у растений и явление листопа­да связаны не только с наступлением неблагоприятных условий.

Тогда в чём же причина периодического покоя у растений? (ответы обучающихся)

Педагог: Секрет кроется во внутренних процессах, которые во время покоя подготавливают растение к возобновлению роста. В этот период жизни в нём на­капливаются вещества (прежде всего рибонуклеиновая кислота), без которых в активную фазу развития невозможно будет образо­вание органических веществ (белков). Эта стадия называется органическим покоем. Он может продолжаться несколько недель, и в этот период растение нельзя вывести из этого состояния.

У растений же нашего климата за органическим покоем насту­пает глубокий покой, который связан с морозоустойчивостью. Во время этой фазы растения хотя и трудно, но всё же можно вывести из покоя, например, поместив их в теплые ванны (в то время, ког­да контрольные экземпляры в рост не трогаются). Вторая фаза покоя, связанная с морозоустойчивостью растений, защищает их от оттепелей, которые случаются в конце зимы, и тем самым предох­раняют растения от пробуждения: оно может привести их к гибели от последующих морозов.

2. Определение деревьев в зимнем состоянии.

Педагог: Ещё писал: «...всякий должен бы знать свои родные деревья не только во время их цветения и не только по форме листьев, но угадывать каждое дерево по его общей форме, по его характеру, чтобы быть в состоянии уже издали приветствовать дерево его именем».

Помните, ребята, когда мы были с вами на экскурсии осенью, на деревьях и под ними было множество листьев разного цвета. Тогда мы по листьям могли определить дерево. Теперь листьев нет. Как можно определить дерево по-другому? (Ответы: по коре, почкам и веткам, их расположению, по плодам).

Предлагаю вам попробовать определить дерево по тем признакам, которые вы назвали.

(Дети определяют деревья на, выделенных для каждой группы, участках: у березы ствол белого цвета, тонкие веточки свисают вниз, у липы множество тончайших веточек, они растут густ, у ивы ветки как нити свисают до земли, на рябине сохранились красные ягоды.)

3. Работа в звеньях по инструктивным карточкам.

Педагог. Предлагаю вам изучить особенности жизни растений разных жизненных форм зимой, выполнив задания инструктивных карточек. (Комментирует инструкцию 1 , уточняет отличительные признаки кустарниковыхрастений, предупреждает о бережном отношении к растениям. )

Инструкция 1

1. Используя определительные карточки, назовите кустарники исследуемого участка. Укажите их внешние признаки. Выясните, как они приспособились к условиям зимы.

2. Найдите на территории участка повреждённые кустарники. Подумайте, при каких обстоятельствах они могли быть повреждены. Что можно сделать для устранения повреждения?

3. Составьте рассказ «Красивое рядом».

(Обучающиеся всех групп на разных участках территории одновременно выполняют задания инструкции №1. Через определенное время дети возвращаются для обсуждения результатов. Первым отчитывается звено, которое раньше всех выполнило задания.)

Педагог. А теперь давайте определим, как подготовлены к зимним условиям деревья. (комментирует инструкцию 2)

Инструкция 2 .

1. Определите, хорошо ли подготовлены к зимним условиям липа, клён, берёза, тополь по следующим признакам:

а) по очищенности веток от листьев;

б) по состоянию верхушечной почки;

в) по окраске коры.

2. Какие нарушения правил поведения в сквере вы заметили? Что вы

предлагаете сделать, чтобы правила поведения в сквере никто не

нарушал? Запишите в блокноты свои предложения.

3. Выберите самое красивое дерево изучаемого участка. Составьте

художественное описание этого дерева.

(Обучающиеся всех групп одновременно выполняют задания инструкции №2,после чего проводится обсуждение результатов исследований)

Педагог. С целью изучения условий зимовки травянистых растений вам предстоит выполнить задания инструкции №3 .

(Комментирует инструкцию 3.)

Инструкция 3.

1. Узнайте, в каких условиях зимуют травянистые растения. Для этого сначала измерьте толщину снегового покрова, а затем раскопайте снег, найдите травянистые растение, потрогайте почву. Запишите свои наблюдения в блокнот. После проделанной работы закройте растения снегом.

3. Опишите словами мир зимних красок, который вас окружает в сквере.

(Обучающиеся всех групп на разных участках одновременно выполняют задания инструкции №3. Обсуждение результатов исследований)

4. Подведение итогов экскурсии.

Педагог. (Проводит обобщающую беседу)

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Какие выработались приспособления у многолетних и одно­летних растений к перенесению неблагоприятных ус­ловий зимы?

По каким признакам можно отличить различные породы деревьев и кустарников?

Почему к наступлению зимы в жизни растений наступает период «скрытой жизни», или период покоя, когда все жизненные процессы замедляются?

Какое значение для растений имеет снежный покров?

Педагог. (комментирует план, по которому необходимо составит отчёт об экскурсии)

· Красота зимнего пей­зажа и причуды зимы (подобрать открытки, отрывки из стихотворений, фотографии с кра­сочным описанием того, что на них изображено)

· При­родные условия зимой

· Приспособленность деревьев и кустарников к жизни зимой, списки деревьев и кустар­ников с указанием характерных особенностей силуэта и побегов, рисунки.

· Приспособленность травянистых рас­тений к жизни зимой, список травянистых растений, жи­вущих под снегом.

· Интересные биологические факты из жизни рас­тений зимой.

На обратном пути проводится конкурс наблюдательных и смышлёных: обучающиеся называют встречающиеся деревья и кустар­ники. ,

Методические советы организаторам:

Место организации экскурсии - сквер, в котором проводилась осенняя экскурсия. Это позволит детям сравнить уже знакомые объекты изучения в разное время года. Перед проведением экскурсии можно предложить детям подобрать литературное описание зимней природы, что поможет им при выполнении творческих заданий в группах.

Методические советы на период ближайшего последействия:

На последующих занятиях дети называют растения по силуэтам крон деревьев, нарисованных на карточках; можно провести конкурс рисунков «Растения зимой»

Список литературы

1., Михлин экскурсии. Книга для учителя/ , - М.: Просвещение, 1983

2. Селберг И., Стефенс М. Деревья и листья/ И. Селберг, М. Стефенс –М.: АСТ-Пресс, 1997

3.Симонова от природы/ , - М.: Агар, 1998.

Подготовила: , педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «СЮН» г. Губкина

Управление образования и науки

администрации Губкинского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

Осенние явления в жизни растений

Губкин – 2012

Пояснительная записка.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» проводятся после изучения раздела «Общее знакомство с цветковыми растениями». Обучающиеся, обладающие основными знаниями о жизненных формах растений и местах их обитания, лучше всего смогут понять и представить, как изменяется жизнь растений осенью лишь в процессе личных наблюдений. Именно на экскурсии дети учатся видеть красоту осенней природы, устанавливать причинно - следственные связи, проводить наблюдения и исследования. Экскурсию следует провести в ближайшем парке, сквере. Дети там часто бывают. Многие из них знают, какие растения там растут. В процессе работы они могут быть активными помощниками для педагога. Важно, чтобы после экскурсии дети поняли, что все в природе закономерно.

Цель экскурсии: наблюдение за осенними изменениями в жизни растений.

Задачи

Обучающие: продолжить формирование знаний обучающихся о древесных, кустарниковых и травянистых расте­ниях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды в осеннее время года

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, раскрывать при­чины наступления осенних явлений в жизни растений, устанавливать причинно-следственные связи; отработать приемы фиксации наблюдений.

Воспитательные: формировать у учащихся эсте­тическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах, бережное отношение к природе.

Используемые методы:

Словесный: рассказ педагога, высказывания обучающихся, беседа;

Наблюдение;

Практический: сбор листьев деревьев и кустарников, плодов растений для составления гербария и коллекций .

Возраст обучающихся: 10 - 11лет.

Оборудование и оформление:

Гербарные папки;

Пустые картонные коробки для сухих листьев и плодов;

Карточки –задания для работы в группах;

Дидактические карточки;

Листки отрывного календаря;

Блокноты;

Карандаши;

Два красных флажка для сопровождения колонны детей при переходе

через проезжую часть.

Методические советы на подготовительный период:

Подготовка педагога к экскурсии.

Педагог заранее определяет место проведения экскурсии, объекты и методы обу­чения, разрабатывает задания для поисково-исследова­тельской самостоятельной работы учащихся и заблаго­временно готовит необходимое оборудование.

Нужно предварительно разделить детей на три группы. В каждой группе

следует назначить одного консультанта. Консультантам выдается пакет, в

котором находится папка для гербариев, короба, пакеты. карточки - задания

Подготовка обучающихся к экскурсии.

На занятии, пред­шествующем экскурсии, обучающиеся под руководством педагога вспоминают всё необходимое для выполнения за­даний, разрабатывают правила поведения в природе, изучают требования, предъявляемые к сбору и гербари­зации растений, знакомятся с редкими и исчезающими растениями.

Непосредственно перед экскурсией дети знакомятся с инструкцией по охране труда при проведении экскурсий в природу, вспоминают правила перехода через проезжую часть.

План экскурсии

1. Вступительная беседа.

1. Соревнование «Продолжи фразу»

3. Работа в звеньях по инструктивным карточкам.

4. Подведение итогов экскурсии.

1. Вступительная беседа.

(Проводится непосредственно на месте проведения экскурсии.)

Педагог.

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)

Назовите основные признаки осени? (Ответы детей)

Изменился ли внешний вид растений по сравнению с летом? (Ответы детей)

Попробуйте объяснить причины осенних изменений в природе. (Ответы детей)

Педагог.

Запомните характерные приметы осени: летний зеленый наряд природы меняется на жёлтый, багряный, пурпурный; уменьшается световой день (демонстрирует листки отрывного календаря с изображением одного числа раз­ных месяцев: май, нюнь, июль, август, сентябрь и на­зывается долгота дня) ; понижается температура воздуха; увеличивается влажность и коли­чество осадков.

2. Соревнование «Продолжи фразу»

Педагог. Сейчас мы вспомним приметы осени. Я начинаю фразу, а вы её продолжаете.

· Если лист с дерева не чисто падает, но частично остается на ветках, будет …

· Поздний листопад - на …

· Если осенью листья берез начнут желтеть с вер­хушки - весна будет ранняя, начнут желтеть сни­зу - поздняя.

· Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх - к студеной зиме, изнанкой кверху - зима будет теплая, если наполовину изнанкой, наполови­ну «лицом» - зима...

· Пока лист с вишен не спал, сколько бы снега ни выпало, оттепель его…

· В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало ягод - ...

· Неурожай на шишки ели, сосны и кедра - к...

3 . Работа в звеньях по инструктивным карточкам

Педагог. Предлагаю вам изучить особенности жизни растений разных жизненных форм осенью, выполнив задания инструктивных карточек. (Комментирует инструкцию 1 , уточняет отличительные признаки древесных, кус­тарниковых и травянистых растений, предупреждает о бережном отношении к растениям и напоминает о том, что нельзя ломать ветки деревьев и можно собирать только опавшие листья и плоды )

Инструкция 1

1. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности.

2. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцве­чиванию. Листья и плоды деревьев одного наименова­ния помещайте в один пакет.

3. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев - в верхней части кроны или в нижней, в на­ружной или внутренней?

4. Результаты наблюдений офор­мите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».

Название древесного растения

Части кроны

наружная

внутренняя

(Обучающиеся всех групп на разных участках территории одновременно выполняют задания инструкции №1. Через определенное время дети возвращаются для обсуждения результатов. Первым отчитывается звено, которое раньше всех выполнило задания. Обучающиеся демонстрируют собран­ный материал, а остальные звенья находят подобные экземпляры. При этом педагог помогает найти название деревьев по изображению плодов и листьев на спе­циально подготовленных дидактических карточках)

Педагог. Давайте понаблюдаем за листопадом, выполнив задания инструкции №2. (

2017 г
Задачи: Дать детям представление о лесе как сообществе множества
растений и животных, проживающих на одной территории.
Показать многоярусность смешанного леса: верхний ярус – сосны (самые
высокие деревья), ярус пониже – лиственные деревья, ели, следующий ярус –
высокие кустарники и подрастающие деревца, нижний ярус – это травы,
кустарнички. Зимой этот ярус бывает под снегом, который укрывает и
согревает все, что есть на земле и в почве. В зимнее время деревья и
кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), так как
условия для жизни недостаточны: очень холодно, мало света, вместо воды
снег. К таким условиям деревья и кустарники приспособились – сбрасывают
листву, а сами отдыхают. Некоторые травянистые растения не очень боятся
холода: прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. На всех ярусах
живут животные, лес – это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть
следы их деятельности. Животные живут на том ярусе, на котором могут
передвигаться, находить пищу строить убежища. Растения и животные одного
леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в
лес, – это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы
не нарушать жизнь хозяев.
Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе,
развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
Активизация словаря:
шероховатый ствол, корявые ветки, хруст, многоярусный, ярус, плотная
кожица, снежный покров.
Предварительная работа:
1.
2.
3.
Рассматривание картин про зиму, альбом с дикими животными,
наблюдение на прогулке, беседы.
Изготовление схем­карточек о внешнем виде деревьев. Оформление
картонного старичка­лесовичка.
Воспитатель определяет место экскурсии, путь, намечает места
коллективного и самостоятельного наблюдения, готовит конспект, раздает
детям стихи С. Погореловского о зиме для заучивания.

Ход экскурсии
1. В группе. Используя старичка­лесовичка, объясняю цель экскурсии,
говорю о лесе как о многоярусном доме, в котором много жильцов – растений
и животных. Лесовичок помогает детям назвать правила поведения в лесу: не
шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса; и шорохи;
ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов – зимой
замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить
следы на снегу и увидеть красивые пейзажи.
2. По дороге в лес. Обращаю внимание детей на следы на снегу, обсуждаем
их происхождение. Останавливаю детей в таком месте, где лес виден издали и
хорошо просматривается его ярусность. Предлагаю поздороваться с лесом:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
Обращаю внимание ребят на красоту пейзажа, затем обсуждаем разную
высоту деревьев – ярусность леса.
3. В лесу. Обращаем внимание на деревья и кустарники, обсуждаем с детьми,
почему они голые, в каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не
хватает. Находим ель и сосну – только они остаются зимой зелеными, а
потому самыми красивыми. Рассматриваем иглы ели – они твердые, покрытые
плотной кожицей, им не страшен мороз.
Предлагаю детям узнать деревья зимой (по коре, веткам, почкам) – их узнать
трудно, поэтому лесовичок дал специальные карточки, по которым можно
узнать деревья. Рассматриваем карточки, сравниваем их с деревьями, дети
узнают их названия. Предлагаю каждому ребенку выбрать дерево, подойти к

нему и посочувствовать – обнять, погладить кору, погреть дыханием,
прижаться щекой, сказать ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую,
я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи
– весной и летом тебе будет очень хорошо!»
Затем обращаю внимание ребят на снежный покров, на множество знаков,
которые есть на нем, – следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные
веточки, сучочки, упавшие или кем­то брошенные шишки.
Вместе с детьми замолкаем, слушаем звуки леса, тишину, шорохи.
4. На опушке леса. Предлагаю сделать живую картинку «Если бы я был
деревом…». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд,
воображая, что они корнями вросли в землю. Затем все обсуждают, что они
испытывали, будучи деревьями. Прощаются с лесом:
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
С. Погореловский
Полон сказок и чудес!
5. На обратном пути. Дети обмениваются впечатлениями, вспоминают
загадки, поговорки, пословицы о лесе. В группе даю детям задание на дом:
рассказать родителям об экскурсии в лес, предлагаю желающим нарисовать
свои впечатления.

Мария Рогожкина

Задачи: Уточнить представления детей о первых признаках зимы и о типичном состоянии природы зимой (Снег покрыл всю землю. Он лежит на ветках кустарников и деревьев. На снегу видны следы людей, животных. Деревья, за исключением хвойных, без листьев).

Обогатить эстетические впечатления детей. Учить видеть красоту зимнего леса, слышать тишину, ощущать покой и запах зимнего леса, воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Ежедневные наблюдения за погодой;

Заучивание стихотворений;

Наблюдение за состоянием животных и растений;

Рисование животных и деревьев;

Ход экскурсии

1. В группе. Объясняем детям о правилах поведения в лесу, помогаем детям назвать правила поведения в лесу: не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов – зимой замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, увидеть красивые пейзажи. Вспоминаем, какие животные обитают в нашем лесу, какие растения, деревья, кустарники растут в лесу.

2. По дороге в лес. Обращаем внимание детей на следы на снегу, обсуждаем их происхождение. Останавливаем детей в таком месте, где лес виден, издали и хорошо просматривается его ярусность. Предлагаем поздороваться с лесом:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский

Обращаем внимание ребят на красоту пейзажа, затем обсуждаем разную высоту деревьев – ярусность леса.


3. В лесу. Обращаем внимание на деревья и кустарники, обсуждаем с детьми, почему они голые, в каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не хватает. Находим сосну – только они остаются зимой зелеными, а потому самыми красивыми. Рассматриваем иглы сосны – они твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз.


Предлагаем детям узнать деревья зимой (по коре, веткам, почкам).

Показываем специальные карточки, на которых нарисованы разные деревья. Дети рассматривают карточки с картинками, сравнивают их с деревьями, узнают их названия и угадывают, если в данном лесу эти деревья или нет. Предлагаем каждому ребенку выбрать дерево, подойти к нему и посочувствовать – обнять, погладить кору, погреть дыханием, прижаться щекой, сказать ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую, я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи – весной и летом тебе будет очень хорошо!»


Беседуем с детьми о животных леса, их жизни на разных ярусах-этажах. Чем они питаются зимой, какой окрас меха приобретают в зимний период. Замолкают, слушают звуки леса, тишину, шорохи. Смотрим на следы на снегу, пытаемся узнать, к какому животному принадлежит данный след.

Вспоминаем, как человек может помочь животным или птицам прозимовать знойную зиму. Для птиц люди могут строить кормушки и вешать их на деревья, рядом с окнами. Подкармливать птиц лучше всего семечками, любыми сушеными ягодами, хлебными крошками, если не жалко денег - можно приобретать зерновые смеси в магазинах.

В лесу же тяжело приходится крупным животным в период, когда на снеге появляется твердая корка - наст. Их ноги проваливаются под наст, они их ранят, режут острой кромкой наста, не могут быстро убегать от хищников. Это такие животные, как лоси, олени, зубры и т. п. Лесничие и лесники подкармливают таких животных хлебом и зерновыми, насыпают им на пни соль. Если вы любите гулять по зимнему лесу, например, на лыжах, вы можете также нанизывать кусочки хлеба на ветки деревьев - лесные звери и птицы найдут ваше угощение.

Затем обращаем внимание ребят на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нем, – следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучочки, упавшие или кем-то брошенные шишки. Отыскиваем места, где под снегом есть зеленые травы, раскапываем, смотрим на них, обсуждаем, почему они могли остаться такими, снова закапываем, чтобы им не было холодно.


4. На опушке леса. Предлагаем сделать живую картинку «Если бы я был деревом…». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они корнями вросли в землю.


Затем все обсуждают, что они испытывали, будучи деревьями. Прощаемся с лесом:

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!

С. Погореловский


5. На обратном пути. Дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе.


В группе даем детям задание на дом: рассказать родителям об экскурсии в лес, предлагаем желающим нарисовать свои впечатления.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия в зимний лес к зверям». Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия в зимний лес к зверям». НОД образовательная область "Познание". Как звери в лесу зимой живут. Группа:.

Пришла долгожданная зима. Закружила, завьюжила, заметелила. Одела всё в снег и лед. Снег белый-белый, искристый. Все улицы – в сугробах.

Конспект занятия-прогулки «Экскурсия в зимний лес» Экскурсия в зимний лес. Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит» Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация»,.

Конспект занятия «Экскурсия в зимний лес» Тема: Экскурсия в зимний лес Задачи: Развивающая: Развитие у детей стремления радоваться красивым рисункам и рассматривать их;развивать.

Рограммные задачи: закрепить с детьми названия деревьев, растущих на территории детского сада: рябина, береза, липа, ель. Познакомить детей.

Транскрипт

1 Экскурсия «Деревья зимой» Цель: Создать условия для формирования представлений учащихся о жизни деревьев зимой. Задачи: - способствовать расширению представлений младших школьников о жизни хвойных и лиственных растений зимой; - содействовать формированию у детей умения распознавать деревья по силуэтам и другим признакам; развитию произвольной памяти, внимания, мышления, устной речи; - способствовать формированию экологической культуры младших школьников, эстетических чувств. Оборудование: иллюстрации ели и сосны, карточки для определения деревьев по силуэтам, иллюстрации свиристеля и снегиря. Ход экскурсии 1. Орг. момент. 2. Вводная беседа. - Что происходит в неживой природе с наступлением зимы? - Какая сегодня погода? - Вам нравится природа после снегопада? Какая она? - Послушайте стихотворение. Как автор в нем представляет природу? Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело - Точно пеленою Все го одело. Темный лес, что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. 3. Беседа на улице. - Рассмотрите деревья вокруг нас. Что произошло с ними с приходом зимы? -Да, они без листьев, в снегу. - Как вы думаете, как живут деревья зимой? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос. - Зимой деревья находятся в сонном состоянии. В холод они не пьют корнями из почвы воду. Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? - Легче всего узнать березу. Почему? - Рассмотрите березу. У нее белый с черными пятнами ствол, свисающие тонкие ветви и сережки. - Рассмотрим дуб. Морщинистая кора, мощные ветви, на них сухие прошлогодние листья. - Есть такое могучее дерево, полное жизни, силы и красоты. Если посмотришь на него, то не оторвешь глаз.

2 Дуб Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу можно простудиться? Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый! Значит, он выносливый, значит, закаленный. И. Токмаковой - Это дерево считается символом силы, здоровья. - На нем в течение всей зимы сохраняются листья. Они бурые, засохшие, но свисают и трепещут на ветках. - Дерево имеет шероховатую кору. Давайте подойдем и потрогаем ее руками. По каким признакам вы ее узнаете? Какие плоды у дуба? Желуди. - А теперь рассмотрите рябину. По каким признака вы ее узнаете? По гроздьям ягод. - Рассмотрите ягоды рябины. Они покрыты снегом, ярко-оранжевые или красные. После мороза ягоды становятся сладкие, и их с удовольствием едят птицы. Вот почему нельзя без пользы срывать эти ягоды. Ведь они являются пищей для прилетающих из более холодных областей нашей страны свиристелей и снегирей (илююстрация). - А еще у рябины замечательная кора. Рассмотрите, какая она. Гладкая, малиновая, блестящая. Правда, красивая?! - А вот кора осины серая. Ее легко узнать издали. Осина - дерево с гнилой сердцевиной, поэтому долго не живет, как дуб. - Рассмотрим другие деревья - клен, липу. - Какие деревья своей зеленью украшают лес зимой? Отгадайте загадки Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие Под тучами могучими. (Ель). А на верху над мглою этой, Перерастая в небеса, В лучах

3 заката, в бликах свет Горела красная... (Сосна). - Почему сосна красная? У нее кора оранжевая, яркая. Ствол у сосны золотистый, солнечный. Даже в пасмурный день сосна как будто светится. - Чем отличается ель от сосны? Ветви деревьев покрыты хвоей. Это тоже листья, но покрыты они плотной кожурой. Поэтому хвоя не боится морозов и не опадает зимой. - Рассмотрите, как расположены на иллюстрации ветви ели и сосны. У ели ветви начинаются у самой земли. Не зря говорят «пушистая ёлочка». У сосны ветки на самой макушке длинного стройного ствола. - Не стоит их ломать, пусть они украшают лес. - Давайте сравним иголочки ели и сосны. У ели они жесткие и короткие, а у сосны - более длинные и растут по две. - А вы знаете, что кроме красоты эти хвойные деревья обладают еще и лечебными свойствами. Смолистые вещества, которые выделяют деревья, убивает микробов, а хвоя успокаивает нервную систему, если принять ванну. - Итак, сосна и ель не сбрасывают хвою на зиму. - Как поживают другие наши соседи? Отправимся к яблоне. - Яблони, как и другие лиственные деревья, стоят с обнаженными ветками. - Рассмотрите силуэт яблони. Какая у яблони кора? - А теперь вспомните теплую весну. Что происходит с нашей яблоней? Она зацветает, появляются листья. - Откуда же возьмутся листья и цветы? - Из почек. Оказывается, зачатки листьев и цветов зимой спрятаны в надежный футляр из плотных чешуек. Они защищают нежные будущие листья и цветки от мороза. Пригреет солнце, чешуйки раскроются, и появится долгожданная зелень. - Рассмотрите почки, но не ломайте ветки. Ведь деревья - это тоже живые существа. 4. Самостоятельное наблюдение детей.

4 Работа выполняется в группах по 3-4 человека, используются карточки. Задание 1. - Рассмотрите березу. Внимательно изучите кору дерева, чем она отличается от коры рябины, что у них общего? - Есть ли на березе прошлогодние листья? Семена? Рассмотрите их. - Рассмотрите почки березы. Чем они отличаются от почек рябины? - Подготовьте рассказ о березе. Задание 2. - Рассмотрите дуб. Изучите кору дерева. Чем она отличается от коры клена, что у них общего? - Есть ли на дубе прошлогодние листья? Семена? Рассмотрите их. - Рассмотрите почки дуба. Чем они отличаются от почек клена? - Подготовьте рассказ о дубе. Задание 3. - Рассмотрите осину. Внимательно изучите кору дерева, чем она отличается от коры березы, что у них общего? - Есть ли на осине прошлогодние листья? Семена? Рассмотрите их. - Рассмотрите почки осины. Чем они отличаются от почек березы? - Подготовьте рассказ об осине. Задание 4. - Рассмотрите липу. Внимательно изучите кору дерева, чем она отличается от коры рябины, что у них общего? - Есть ли на липе прошлогодние листья? Семена? Рассмотрите их. - Рассмотрите почки липы. Какие они? Чем они отличаются от почек рябины? - Подготовьте рассказ о липе. 5. Работа в классе. Чтение рассказа учителем. ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ Все зеленое, что так радовало глаз весной н летом, исчезло или спрятано глубоко под снегом. Сосны, ели да оголенные кроны спящих лиственных деревьев вот и все, что можно сейчас наблюдать из растительного мира. Ну, что же! И это лучше, чем ничего. Бели приятно увидеть липу, клен или дуб летом, вдвое приятнее узнать их при встрече зимой. Узнать издалека, как узнаешь старого знакомого по походке, по какому-нибудь одному ему свойственному жесту. Вот вдали дерево, у которого все ветки изогнуты в середине прогибаются книзу, наверху опять поднимаются. Это липа. Можно проверить, на ней или под нею на снегу, наверное, еще сохранились крылатые липовые орешки. А вот мощное дерево с засохшими листьями на верхушках ветвей. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить всю листву до морозов, и убитые листья остаются на ветвях. А это небольшое дерево издали узнать, может, и не так легко, но вблизи уже не ошибешься: ни у одного другого нет таких маленьких черных шишечек, как у ольхи. А у ясеня на ветвях висят целые грозди длинных узких плодов-крылаток.

5 Благодаря этим длинным крылаткам ясень не спутаешь с кленом. А так у них есть общая черта, которая у других наших деревьев не встречается: все ветки у них расположены попарно. Это самый хороший признак для того, чтобы отличить клен. Ведь разных кленов в садах и парках очень много, и листья у них до того разнообразны, что иной раз не хочется верить, что это все клены. Но стоит только посмотреть, как сидят эти листья, как расположены ветки, чтобы убедиться. Вот парочка молодых побегов, над нею наперекрест вторая, выше, опять наперекрест... Да, это клен несомненно! А вот дерево... Впрочем, каждый сам по-своему может научиться узнавать деревья и кустарники зимой. Это нетрудно, ведь у них еще сохранилось столько примет! А теперь хочется дать еще совет тому, кто соскучился по красоте природы, кто жаждет вновь пережить радость, восторг и изумление. Горячо советую встать на лыжи и отправиться в молодой еловый лес. Никакими словами не передать очарования совершенно преображенного снежной скульптурой сказочно великолепного волшебного леса. Это не передать. Это надо увидеть самому. Н. Павлова Вопросы: - О каких деревьях идет речь в рассказе? - Как отличить дуб, липу, клен, ель? Работа по карточкам. Учащимся раздаются карточки с силуэтами деревьев. Следует распознать изображенные деревья. 6. Итог экскурсии: - Как изменилась жизнь деревьев зимой? - Что такое почка? Как в них зимуют листья? - Как отличить березу от дуба? Как отличить яблоню от рябины? - Какие птицы прилетают зимой кормиться ягодами рябины? - Какие деревья остаются зимой зелеными? - Почему нельзя ломать ветви деревьев?

6 Карточка 1. Определи деревья по силуэту Карточка 2, Определи деревья по силуэту. 1

7 Карточка 3. Определи деревья по силуэту Карточка 4. Определи деревья по силуэту 1. Клен

8 Каштан конский


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Выполнили: М.Р. Головня Т.В. Петелина р.п.белый Яр 2016 Удивительные факты

Тема: «Деревья». Цель: содействовать развитию лексико-грамматической системы языка, становлению самостоятельного развернутого высказывания у дошкольников с речевой и (или) познавательной патологией (общее

МКОУ «Новорычанская ООШ» ДО Конспект НОД для детей старшей группы «Осень золото роняет» Подготовила: воспитатель Нурманова А.К. 2013г. Цель: Закрепление знаний по теме недели; Задачи: 1.Закреплять представления

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 11 Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Деревья» Воспитатель:

Непосредственно образовательная деятельность «Деревья -наши друзья» (Подготовительная группа) Подготовила: воспитатель Е.В. Жабина. Цель: Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Человек и деревья» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель Горьковенко Светлана

Конспект занятия по теме «Осень», «Деревья» с детьми средней группы. Автор: воспитатель МДОБУ «Детский сад 3 Лесозаводского городского округа» Баева Ольга Александровна. Цель: Закрепление представлений

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования (оттиск поролоном) в средней группе. Тема: «Зимнее дерево» Цель: учить передавать в рисунке картину

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 15 «Медвежонок» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Берегите лес лес наше богатство»

Русский лес (викторина) Цель: проверить знания детей о деревьях, кустарниках, растительности леса. Оборудование: картины; плакаты; русский костюм; иллюстрации. В записи звучат звуки леса; шум листвы, пение

Лексическая тема: «Деревья и кустарники» 1. Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, каштан, клен, рябину, дуб сосну, ель. Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (каштан,

Урок 26. Тема: Времена года. Зима: покой природы. Цели: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы; научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка» Формирование логического мышления при ознакомлении детей с природой Семинар для воспитателей Воспитатель: Шарец Е.Е.

Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему

Краткое описание деревьев. Береза Берёза считается самым красивым деревом в Сибири. Не зря его называют русская красавица. Родина этого растения - Европа. Берёза - это изящное листопадное дерево с прозрачной,

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 2 города Коврова Конспект урока по предмету «Окружающий мир» тема «Хвойные деревья» (1 класс) Разработал учитель II квалификационной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 128 «Детский сад общеразвивающего вида» «Здравствуй, дерево» /Конспект НОД по экологии в средней группе/ Воспитатель: Гуменнова Е.В. Кемерово

Конспект занятия в старшей группе на тему: «В зимнем лесу». Программные задачи: - Учить детей использовать средствами мнемотехники при заучивании стихотворений; - Учить анализировать, сравнивать, делать

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатель: Сентябриева Х.Я. Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 61 городского округа Самары Конспект интегрированного занятия «Золотая осень». Возрастная группа: старшая

Тамбовская область, Петровский район, село Петровское Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петровский детский сад Конспект занятия в старшей группе «Зимушка зима» Подготовила:

Живой мир ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Разговорная устная речь в 4 классе представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

МБДОУ 102 Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему «Хвойные деревья наших лесов» Подготовила: Воспитатель Казанцева Н.И. Г.Ростов-на-Дону, ул. Сарьяна 4/20 2017 г Тема: «Хвойные деревья

Консультация для родителей Тема ОСЕНЬ 1.Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Можно задать ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.

Лексическая тема «Зима» Дети должны усвоить: смена времен года, основные признаки зимы, зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме. Лексика Словарь ребенка должен включать слова: зима, время года,

Это всё хвойные Сосна, ель, кедр Узнать хвойные деревья легко. Почти все они вечнозелёные. И вместо листьев у них иголки, хвоя. Хвоя бывает разная. У одних деревьев она твёрдая и колючая. У других мягкая,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конспект непосредственно образовательной деятельности по

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида 9 354066, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон\факс 47-21-85 e-mail:[email protected] Утверждаю: Заведующая

О чём поговорить с ребёнком осенью? (составление осенних рассказов и заучивание осенних стихов по пиктограммам, осенние раскраски, штриховки) 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило.

Конспект НОД «Береза символ России» Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира. Задачи: Расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте

Ганичкина Елена Сергеевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 11 города Фрязино Московской области ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 24» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: "Растение живое существо" Составила и провела воспитатель:

Конспект занятия в 1-ой старшей группе на тему: «Прощание с осенним лесом» Воспитатель: Райкина Е.С. Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные

ГБОУ ШКОЛА 222 СПд 1230 Тема: "Зимушка-зима" Воспитатель: Татаренкова Т Р 2011 "Зимушка-зима" Цель: Закрепить накопленные детьми представления о зиме; Обогащать представления детей о природе; Воспитывать

МДОУ ИРМО «Усть-Кудинский детский сад» План - конспект прогулки «В гостях у березы» в подготовительной к школе группе Составила: Хороших Н.А. воспитатель Цель: создать условия для расширения представления

Образовательные задачи: 1. Формировать представление о России. 2. Расширить и уточнить представление детей о русской березе, о ее удивительных особенностях, полезных свойствах; пополнить знания и представления

Непрерывная образовательная деятельность Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие «Прогулка в зимний лес» Задачи: Развивать интерес к окружающему

Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? Правильно, ёлку, или понаучному ель. Ели высокие стройные деревья с пушистыми ветками, которые покрыты колючими иголочками. Эти иголочки называются

Конспект цикла занятий по изобразительной деятельности «Осень» - рисование шерстью Травкина Елена Ильинична, педагог дополнительного образования, дошкольное отделение 4, ГБОУ Школа 1265, г. Москва Цель:

Занятие «Экологическая тропа» Программное содержание. Расширять знание детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представление о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки. Материалы.

ПРОЕКТ «Деревья нашего детсада» Цель: Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей; Изучение жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой, а так же природоохранная

АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад 188 «Степашка» г.о.тольятти Конспект занятия с детьми старшей группы «ЗИМА» Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста Ивлева И.П г.тольятти Тема:

MyH ufl flafl bhoe orcaxerhoe oopa3obarerbho yqp?na Hl cpeahcq ooureo6pasobatej.rbhafl rukojra.l!!22 r, Eep$HnKr Roacnexm omkpbtmoeo ypok& o -o*t Htacce no mewe t Paspa6o"ra.na: Moxonuxona

Конспект Совместной деятельности по экологии в средней группе Тема: «Деревья и кустарники» Воспитатель: Пукаленко Т. А. 2017 г. Тема: «Деревья и кустарники». Цель: учить различать деревья и кустарники.

Слайд 1. Темой моего выступления является Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Слайд 2. Началом работы по данной теме стало проведение

Солдаткина Людмила Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 38 г.апатиты, Мурманская область КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ГБОУ СОШ 932 д/о 3 Цикл путешествий по экологической тропе детского сада. Воспитатель: Кожунова Надежда Викторовна Москва, 2015 г. Цикл путешествий по экологической тропе Детского сада (ГБОУ СОШ 932 д/о

  • Образовательная:
знакомство с приспособленностью растений к перезимовке; выяснить, по каким признакам можно узнать растения и кустарники зимой.
  • Развивающая:
  • развитие практических навыков и умений по определению деревьев по коре, по почкам, силуэтам растений; навык проведения наблюдений в природе, творческих способностей.
  • Воспитательная:
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой зимнего леса, желание выбрать профессию, связанную с природой.

    Оборудование:

    • Простые карандаши, блокноты или листы бумаги у каждого учащегося
    • Пакеты с подсказками
    • Папки с определительными карточками на каждую группу

    Ход урока-экскурсии

    Часть 1. Признаки зимы. Условия жизни растений зимой.

    Учитель. По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.

    А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжёлыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата. Иногда даже вскрываются реки. Но зима не отступает от своего законного месяца. Вот-вот расщедрится она на пушистые снега да на морозцы.

    Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0° – замерзают водоёмы, прочным снеговым покровом покрывается земля. В живой природе наступает глубокий покой.

    Но данный покой относительный. Что же происходит с растениями зимой? Для выяснения этого давайте вспомним, какие изменения произошли?

    Питательные вещества

    Исследования и опыты показали, что к зиме в ветвях наших деревьев и кустарников происходит превращение запасных веществ. Частично крахмал с приближением зимы начинает заменяться маслом и сахарами. Соответствующие исследования показали, растения, у которых крахмал полностью превращается к зиме в сахар или масло, имеют наиболее ярко выраженный период глубокого покоя и вместе с тем являются наиболее холодоустойчивыми.

    Недостаточное количество света зимой приводит к листопаду. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Кроме этого сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. В жизни деревьев он играет еще и другую роль. Он способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количестве которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. Лесная подстилка – чрезвычайно плохой проводник тепла. Она препятствует охлаждению почвы зимой и не даёт возможности образования ледяной корки. Все это создает благоприятные условия для развития растений под снегом.

    В малоснежные зимы земля промерзает глубоко. Тогда погибает много растений, вымерзают и озимые хлеба, погибает часть урожая. Под толстым пушистым слоем снега, тепло зимующим растениям. Снег спасает их от вымерзания.

    Особенно большое значение имеет повышение водоудерживающей способности цитоплазмы. Вода в ней становится как бы связанной. В таком состоянии она трудно испаряется и замерзает, трудно отжимается под давлением, отличается большой плотностью и утрачивает в значительной мере свойство растворителя.

    Для жизнеобеспечения необходимы процессы питания, дыхания и выделения.
    Как у растений протекают эти процессы в неблагоприятных зимних условиях?

    Ученик. Питание только почвенное

    – Дыхание сведено к минимуму (большая часть чечевичек закрыта).

    Вывод: Обмен веществ у древесных форм растений зимой протекает очень медленно.

    Физкультминутка (проводит или учитель, или кто-то из учеников )

    Солнце землю греет слабо,

    (Руки вверх и вниз.)
    По ночам трещит мороз,
    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
    Во дворе у снежной Бабы
    (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
    Побелел морковный нос.
    (Дети показывают нос.)
    В речке стала вдруг вода
    Неподвижна и тверда,
    (Прыжки на месте.)
    Вьюга злится,
    Снег кружится,

    (Дети кружатся.)
    Заметает все кругом
    Белоснежным серебром.

    (Имитируют движения руками.)

    Часть 2. Определение древесных форм растений зимой по морфологическому описанию

    Учитель. Какие жизненные формы растений вы знаете?

    Ученик. Деревья, травы, кустарники и кустарнички.

    Учитель. А какие из них мы можем увидеть зимой?

    Ученик. Деревья, кустарники.

    Учитель. Однолетние растения, лишенные подземных зимующих органов. Их стебли вместе с корнями осенью отмирают нацело и сохраняются лишь их семена.

    Семена, несмотря на свои незначительные размеры, являются наиболее стойкой частью растения в отношении перенесения неблагоприятных условий. Этому способствует не только плотная семенная кожура, но и особое состояние, в котором находится растение в стадии покоящегося семени. Покоящиеся семена способны лежать в сухом месте десятки лет, однако жизнь, в них теплится, и достаточно поместить их в благоприятные условия, как они начнут прорастать. Семена многих растений могут без особого вреда переносить очень сильное охлаждение даже при температуре от –180° до –235°.

    В садоводстве давно уже известно, что семена многих растений не прорастают без предварительного охлаждения или промораживания. Подобного рода мероприятия необходимы для семян роз; их требуют также семена всех арктических и альпийских растений, которые без охлаждения либо вовсе не прорастают, либо проходят очень длительный период покоя.

    Многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ. Только деревья, и кустарники зимуют над поверхностью земли.

    Какие признаки можно использовать для определения древесных форм зимой?

    1) Силуэт (определение жизненной формы).
    2) Окраска коры и расположение чечевичек
    , их форма, окраска.
    3) Почки
    : окраска, расположение, форма, запах.
    4) Плоды
    (если остались с осени): сухие или сочные, окраска, расположение.
    5) Побеги (на ветке отчетливо видно, что верхняя, более молодая, часть отличается по своему цвету от нижней, более старой. На границе этих двух участков находится большое количество каких-то рубцов, образующих своеобразное кольцо. Эти рубцы образуют указанные кольца на побеге; а так как распускание почек и опадение чешуи происходит у наших деревьев за некоторыми исключениями лишь один раз в год, то упомянутые кольца являются границей между участками побега различного возраста, и по ним можно легко определить возраст ветки.)

    Учитель. Используя карточку-определитель, и живой объект определяем берёзу и сирень (признаки записывают в заранее подготовленную таблицу):

    Название растения, жизненная форма Рисунок силуэта растения Особенности растения Загадки, пословицы, поговорки
    кора побеги почки
    Берёза, дерево Ствол покрыт белой корой, в нижней части тёмно-серый Молодые побеги слабые, тонкие, красновато-бурые Очередные, удлинённо-конической формы, заострённые, коричневато-бурые, у основания иногда зеленоватые. Обладают запахом, усиливающимся при растирании "В ельнике родиться, в березняке веселиться, в сосняке удавиться". "Берёза ума даёт" (о розгах.

    «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова».

    Сирень венгерская, кустарник, реже дерево

    Кора старых стволов темно-серая, иногда темно-бурая, с частыми белыми чечевичками Молодые побеги буроватые, рыжеватые или красновато-бурые, Старые побеги голые, ребристые Почки располагаются супротивно, голые, яйцевидные, острые, с вишнёвым оттенком или зеленоватые. Побеги заканчиваются обычно одной почкой, более крупной, чем боковые. «На листочках там и тут фиолетовый салют. Это в тёплый майский день распускается»

    Затем класс делится на группы. Каждой группе надо определить своё растение. Для этого группа получает набор карточек и конверт с подсказкой, который они могут вскрыть, если будут затруднения с определением растения.

    (Например: группа 1 определяет рябину, группа 2 – тополь, группа 3 – черёмуху, группа 4 – дуб, группа 5 – боярышник.

    • Однолетние растения зимуют в виде семян, многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ.
    • Деревья и кустарники в зимний период можно определить по форме кроны, окраске коры и расположению почек на побеге.

    Домашнее задание

    Дописать в таблицу определённые растения.

    Приложение 1 (рисунки к определительным карточкам),

    Приложение 2 (Определительные карточки),

    Приложение 3 (картинки к подсказке)

    Приложение 4 (Подсказка)

    Список использованной литературы:

    1. Биологические экскурсии: Кн. Для учителя /И. В.Измайлов, В.Е. Михлин В. Е, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина.– М.: Просвещение, 1983.-224 с., ил.
    2. Гроздова Н. Б. Занимательная дедрология /Предисл. акад. ВАСХНИЛ Н. А. Моисеева.– М.: Лесн пром-ть, 1991.– 208 с.: ил.
    3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников.– М.: ТЦ Сфера, 2007.-112с.– (Логопед в ДОУ).
    4. Дорохина Л. Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№2121 «Педагогика и методика нач. обучения».– М.; Просвещение, 1980.– 143 с., ил.
    5. Полянский И. И . Ботанические экскурсии. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1968.
    6. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С . Биология: 6класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И. Н. Пономаревой.– 2-е изд., перераб.– М.: Вентана-Граф, 2007.– 240 с.: ил.
    7. Травникова В. В . Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие.– СПб.: «Паритет», 2002.– 256с.
    8. www.ecosystema.ru/
    9. http://dendrology.ru/
    10. http://219.exe.by/
    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!