Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что такое национализм в истории. Что такое национализм? Национализм и нацизм: две стороны одной медали

Национализм (фр. nationalisme ) - идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации, её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых находятся в противоречии друг с другом. В силу националистической окраски многих современных радикальных движений, ряд течений национализма ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью.
Принципы
«Нация - первична, государство - вторично», - основной лозунг национализма. Национализм проповедует не вражду и ненависть к представителям иных наций и народов, но скорее политическую независимость и работу на благо собственного народа. Последнее относится прежде всего к государственной власти. Близкородственное понятие - патриотизм (не путать с лексически похожим термином «государственный патриотизм»). Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.
Виды национализма
Ниже перечислены основные направления национализма. Большинство современных течений в рамках этой идеологии представляют собой смесь этих направлений. Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, т. е., степенью, в которой государство представляет «волю нации». При этом принадлежность человека нации отождествляется с гражданством.
Формой гражданского национализма является либеральный национализм , который делает акцент на либеральных ценностях, в особенности на правах человека.
Государственный национализм , напротив, утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства.
Органический национализм фокусирует своё внимание на «органическом единстве» образующих нацию людей, которое может иметь культурную или генетическую природу. Сторонники этого течения утверждают, что границы государства должны совпадать с территорией проживания нации.
Культурный национализм определяет нацию общностью языка и культуры (в том числе, религии). Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни.
Этнический национализм отождествляет нацию с этносом, т. е., с генетической общностью.

Крайние формы национализма часто ассоциируются с экстремизмом и ведут к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм и расизм), а культурные националисты - культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия).

Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, - и наоборот.
История
Национализм зародился в конце XVII века и противопоставил феодальной преданности монарху, хозяину или религии преданность государственному образованию на основе этнической или языковой принадлежности. Дальнейшее распространение этой идеологии было тесно связано с подъёмом освободительных движений. Вначале в Англии, затем (в конце XVIII века) в Америке и во Франции, произошли значительные изменения в политическом устройстве государства, которые воспринимались как общенародное завоевание (см. также статью «Нация»). Каждая из этих наций рассматривала себя как источник идеи свободы для всего мира, что до сих пор является важным элементом в их национальных самоидентификациях. Согласно принятой западными историками точке зрения, национализм сыграл ключевую роль в развитии либерализма.

Если органический национализм конца XVIII века делал акцент на широко понимаемом культурном единстве населения страны, на протяжении XIX века всё большее влияние стал приобретать этнический национализм . Его сторонники считают, что национальное единство основано на общем этническом происхождении и что те, кто имеют иное происхождение, не могут по своей природе быть частью национальной культуры. Со временем это течение вобрало в себя многие элементы ксенофобии и расизма.

В начале XX века идея, что государство должно формироваться вокруг этнически однородной нации, получила широкую поддержку и стала одной из причин распада ряда мультинациональных империй: Австро-Венгрии, Оттоманской империи, Российской империи, Германии. Одновременно Первая мировая война подорвала веру в гуманизм, который является фундаментом для либерализма. В сочетании с другими факторами, это привело к возникновению фашизма, который призывал к построению такого общества, в котором люди лишены стремления к индивидуальному самовыражению и полностью подчинают свои интересы задачам нации. Для нацизма также был характерен расизм, а национализм выродился в стремление к расширению территории страны до включения всех областей проживания этнических немцев.

Поражение нацизма во Второй мировой войне привело к дискредитации крайних форм национализма и кризису этнического национализма в целом, хотя в странах третьего мира он продолжал играть значительную роль и способствовал распаду колониальной системы.

Вместе с тем, гражданский национализм до сих пор является одной из ведущих идеологий во многих либерально-демократических режимах. В этих странах национализм фокусируется на таких вопросах, как участие граждан в процессе принятия политических решений в стране, обеспечение суверенитета на уровне законодательства и экономики, повышение конкурентноспособности нации, сохранение культуры. Последнее обычно включает требования, что все граждане должны говорить на государственном языке, знать историю страны и разделять базовые ценности.

В то же время радикальный национализм заявляет о необходимости открытой борьбы против мультикультурализма и насаждения общечеловеческих ценностей, которые размывают межнациональные различия.
Национализм в современной России
В современном русском языке наиболее употребительное значение слова «национализм» отличается от описываемой в данной статье идеологии и по смыслу приближается к шовинизму и ксенофобии. Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Это связано, с одной стороны, с тем, что Россия практически не знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина царским и советским режимами. Следствием является подмена терминов, которую в своих целях используют как противники национализма, так и сторонники национального антагонизма.

Вместе с тем, существует точка зрения, что в СССР в период правления Брежнева разрабатывалась концепция «советского народа», которая включала в себя многие элементы гражданского национализма .

По поводу взаимосвязи национализма и фашизма - применительно к СССР и России - продолжаются споры. Одни полагают, что благодаря отсутствию национализма в СССР (в силу либо его подавления режимом, либо культурных традиций), идеология фашизма также не получила распространения. Другие считают, что сталинский режим включал элементы шовинизма и расизма. Существует также точка зрения, что национализм был свойствен большевикам с самого начала и что Октябрьская революция 1917 г. была сродни национально-освободительной борьбе, отвергнув старый режим как если бы он был инородным.

Национализм - представление об идентичности, которое может коллективно ощущаться членами некоторого государства, нации, общества или территории. Согласно Эрнесту Геллнеру, политический национализм есть требование совпадения политических и национальных границ. Другое определение национализма сводится к тому, что нация выступает для националиста высшей ценностью. Националисты стремятся создать или сохранить нацию, основываясь на различных представлениях о политической легитимности. Такие представления могут идти от теории «культурной идентичности», восходящей к романтикам, либерального аргумента, согласно которому политическая легитимность основывается на общественном согласии населения данной территории, или быть их комбинацией.

Антинационализм - это идея о том, что национализм опасен и ведёт к конфликтам и войнам. Согласно современным теориям антинационализма, например, представленной в трудах Э. Балибара сопутствующим моментом любого национализма является расизм.

В современной науке отмечается, что понятие национализма, как и понятие нации, чрезвычайно трудно для определения и вызывает множество разногласий.

В общем виде можно выделить три основных подхода к проблеме национализма: примордиализм утверждает, что нации и национализм существовали всегда как некоторая изначальная данность с самого начала человеческой истории. Данное представление характерно для многих концепций национализма, существовавших до XX века.
модернизм утверждает, что нации и национализм есть историческое явление, появившееся на заре индустриальной эры и связанные с первыми буржуазными революциями в Европе (XVI-XVII веков) и ослаблением традиционных религий и государств-империй, основанных на священной власти правителя. В дальнейшем в эпоху постколониализма национализм был «экспортирован» в другие регионы мира, такие как Африка и Латинская Америка, где также был начат процесс конструирования наций. Радикальные версии модернизма утверждают, что национализм всегда создаёт объект своего поклонения - нацию, а нация в свою очередь является воображаемым сообществом (существование которого, связывается, например, с развитием общенациональной литературы и газет, см. Б. Андерсон). Данный подход представлен в работах Эрнеста Геллнера, Джоном Бройи и Бенедиктом Андерсоном.
этносимволизм утверждает, что хотя многие выводы модернизма верны, неверно говорить о том, что нация является произвольным конструктом националистов, так как в основе представления о единстве нации лежат многие более древние символические системы, такие как общая религия, язык и обычаи, а также общая этничность. Данный подход представлен в работах Энтони Смита.

Литература
Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. // Пер. с англ. - СПб.: Алетейя, 1998. - 306 с.
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. Бытовой национализм
Интернационализм
Космополитизм
Нация

система верований и символов, выражающая идентификацию с определенным национальным сообществом. Национализм в положительном смысле выражается в патриотизме. Национализм в негативном смысле - возвеличивание своей нации за счет принижения других наций; проведение политики и практики дискриминации по национальным признакам (государственный и бытовой национализм). Крайняя экстремистская форма национализма - фашизм.

Отличное определение

Неполное определение

НАЦИОНАЛИЗМ

идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации, ее первичности в государствообразующем процессе. «Нация - первична, государство - вторично» - основной лозунг национализма. Национализм проповедует не вражду и ненависть к представителям иных наций и народов, но скорее политическую независимость и работу на благо собственного народа. Последнее относится прежде всего к государственной власти. Близкородственное понятие - патриотизм (не путать с лексически похожим термином «государственный патриотизм»). Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.

В последнее время в связи с экспансией чужеродных этнических элементов в традиционные общества идеология национализма имеет тенденцию «расщепляться» на несколько движений, постепенно отходящих друг от друга. Наиболее крупными движениями в парадигме национализма являются умеренный национализм и радикальный национализм. Последний все чаще и сильнее заявляет о необходимости открытой (в том числе и вооруженной) борьбы за права и свободы собственной нации.

Национализм порой смешивается с его крайними проявлениями, такими как ксенофобия, шовинизм и расизм. (Часто бывает, что именно борцы с идеологией национализма разделяют ксенофобские взгляды, отрицая природное право любого человека независимо от этнической, религиозной или социальной принадлежности на собственную точку зрения). Более того, в различных кругах придерживаются двойных стандартов в определении термина «национализм», обвиняя так называемые «нации-гегемоны» в великодержавном шовинизме и при этом называя ультранационализм малых народов «борьбой за национальную независимость».

К сожалению, в современном русском языке понятие «национализм» полностью опорочено. Это стало результатом злонамеренной пропаганды, когда светлое чувство национального самосознания выдавливалось всеми возможными способами, и при этом насаждался оголтелый интернационализм. Это слово имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Это связано, с одной стороны, с тем, что Россия практически не знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина советским и российским режимами.

Таким образом, национализм - это любовь к своей нации и готовность защищать свои интересы. Национализм провозглашает нацию высшим приоритетом. Все же остальное должно служить интересам нации и работать на ее процветание и развитие. Не следует путать и смешивать слова и понятия «национализм» и «нацизм» .

НАЦИОНАЛИЗМ

(nationalism) Национализм возводит принадлежность к своей нации в политический принцип или программу. Таким образом он имеет иное измерение, чем патриотизм, который подразумевает чувство привязанности к своей стране или нации, не связанное с какой-либо программой политических действий. Важно отличать конкретные виды национализма, имеющие собственные подходы к политике, от универсальных принципов национализма. Большинство "националистов" руководствуются программой, предназначенной для своей нации, но далеко не всегда задумываются о значении других национальностей. Именно в этом смысле национализм сравнивают с пустой бутылкой: форма есть, а содержания нет. Так, в Индии перед получением ею независимости партия Индийский национальный конгресс (Congress, India) благодаря идеям национализма смогла объединить таких разных личностей, как Джавахарлал Неру (Nehru) (реформатор, веривший в разумное планирование), Кришна Менон (марксист) и М. К. Ганди (Gandhi) (индуистский аскет, выступавший против индустриализации). Общим для принципов разных видов национализма является утверждение приоритета национальной принадлежности над принадлежностью к классу, религии или человеческому роду в целом. Одно из его направлений можно в общих чертах определить как "романтический" национализм. Он, в частности, ассоциируется с германской реакцией на универсализм и рационализм эпохи Просвещения (Enlightenment). С точки зрения "романтиков", людей понять, учитывая языковые, культурные и исторические факторы, связывающие их с определенной территорией, легче, чем в контексте общечеловеческих свойств. Таким образом, основополагающие ценности, формирующие общества и среду их обитания, являются локальными, а не всеобщими. Видным теоретиком романтического национализма был Д. Г. Хердер (1744–1803), который писал о важности для каждого народа Volksgeist (народного духа). Экономическая сторона подобного национализма заключается в вере в то, что собственность и контроль над важнейшими ресурсами должны принадлежать только национальным структурам. Его политическим выражением является принцип самоопределения, направленный на устройство политической жизни в форме национального государства (nation-state) – суверенной общности, в которой преобладает одна нация. Одно из преимуществ национального государства состоит в том, что его власть, как естественное воплощение единства и воли граждан, способна создать прочную основу для законного правительства. Второе преимущество, говоря словами американского поэта Роберта Фроста, сводится к тому, что "добрая изгородь делает добрых соседей". Народы, которые в пределах своих границ в экономическом и культурном отношении чувствуют себя в безопасности, могут вести переговоры с другими народами в благожелательном и дружественном духе. Огромный же недостаток национального государства состоит в том, что оно не соответствует реальности. Народы мира не распределены по четко обозначенным национальным территориям, и в национальном государстве всегда имеются меньшинства, создающие трудности и таящие в себе разрушительные силы. Даже такие массовые демографические миграции, как "обмен" населением между Грецией и Турцией после войны 1914–18 гг. или выселение немцев из Польши после войны 1939–45 гг., едва ли сделали проблему менее болезненной. В частности, германский, русский и турецкий народы так расселены по евразийскому континенту, что это бросает вызов любым попыткам провести границы с целью самоопределения. Применение принципа самоопределения в Версальском договоре 1919 г. привело к созданию слишком маленьких для успешной обороны или экономического развития государств, к появлению репрессивных и антидемократических режимов и стойких межэтнических противоречий. Тот же аргумент может привести к выводу, что такие многонациональные общности, как Австро-Венгерская империя или (позднее) СССР, обладали большими преимуществами, чем национальные государства. Цели, к которым стремится национализм в различных своих формах, различаются весьма значительно. В классических случаях, в Германии и Италии XIX в., суть националистических устремлений состояла в достижении политического единства и независимости. Но во главу может быть также поставлена идея сохранения культурного единства (как утверждают почти все приверженцы валлийского (уэльского) национализма, сохранение валлийского языка и культуры – определяющее направление их движения), или расширение территории, или защита людей своей национальности, проживающих в "чужих" странах. Равным образом, проблема может заключаться в сохранении культурной или политической автономии. Например, "английский национализм" редко упоминается как таковой, а упоминания о "британском национализме" почти неизвестны, но когда Англии или Британии угрожает интеграция в более крупную европейскую общность или дезинтеграция, голоса не только об английском, но и о британском национализме слышатся все отчетливее. Варианты национализма определяются широким и недостаточно определенным понятием "нация". Это слово, существующее в английском и во всех романских языках, имеет латинское происхождение: ср. слова "натальный" (рожденный) или "нэйтив" (местный уроженец). Но в латинском языке слово Nationem относилось скорее к таким понятиям, как "племя", "клан" или "семья", а не к таким крупным, территориально привязанным группам, о которых мы говорим как о нациях сегодня. В Англии XVIII в. можно было услышать упоминания о нациях "смитов", "иудеев", "цыган" или о "королевской нации" (королевская семья или династия). Термин "нация" применительно – прежде всего или в основном – к таким странам, как Англия или Франция, стал использоваться сравнительно недавно. На вопрос о том, каковы общие характеристики нации и, следовательно, критерии принадлежности к ней, даются различные и часто противоречащие друг другу ответы. Представление о том, что критерием нации служит место рождения, поскольку индивид именно таким образом получает национальность (гражданство), в настоящее время неприемлемо. Действительно, некоторые современные национальности, такие как американская или израильская, состоят преимущественно из людей, которые сами сменили национальность или это сделали их предки. Некоторые классические аргументы в пользу национализма, принадлежащие, в частности, германским националистам Ю. Г. Фихте, братьям Якобу и Вильгельму Гримму, а также валлийским националистам, свидетельствуют о том, что ключом к национальности является общий язык (language), поскольку именно он связывает людей с историей, мифологией и территорией. Эта тройственная связь (язык, территория и мифология/совместный исторический опыт) представляет собой, возможно, наиболее логичную и развитую теорию национальности, однако она неспособна объяснить феномен таких многоязычных национальностей, как швейцарцы, индийцы или бельгийцы, и совсем не соответствует реальности, в которой различные нации считают родным языком испанский или английский. Таким образом, современная национальность состоит из сочетания в различных комбинациях этнической и языковой идентичности, общего осознания совместного исторического опыта, единой культуры и религии. Нельзя понять политику буров Южной Африки (африканеров) или квебекцев, не приняв во внимание того, что их групповое единство перешагнуло через некий решающий порог и приобрело качество национальности; этот порог не перешагнули "черноногие" (французские) поселенцы в Алжире и так и не достигли афроамериканцы (американские негры). Понятие "эпоха национализма" часто употреблялось по отношению к посленаполеоновской Европе и к движениям, которые привели к объединению Германии и Италии. Особая важность этого периода заключалась в том, что именно тогда утвердились влиятельные парадигмы и подходы в понимании национальности. Однако отчетливые националистические чувства проявлялись за несколько веков до этого в Англии и Франции, и Шекспир вложил их в уста многих своих героев, включая короля Иоанна, Генри V и (что парадоксально) Джона Гонта. Завершающееся XX столетие тоже можно рассматривать как век национализма. Действительно, к чему иному, как не к национализму, относятся некоторые формы утверждения национальности среди "сотни наций", проявившиеся после

распада СССР в 1991 г. ad absurdum (национализмом абсурда).

Отличное определение

Неполное определение ↓

идеология и политика, рассматривающие нацию как высшую и внеисторич. форму обществ. единства, в рамках к-рого все социальные слои связаны будто бы гармонич. общностью интересов. Идеологи Н. отрицают наличие у трудящихся клас. задач или объявляют их второстепенными по сравнению с нац. задачами, выделяют свою нацию в противовес другим нациям и выступают за подчинение интернац. интересов трудящихся противопоставляемым им нац. интересам. Являясь в сложившемся виде продуктом капитализма, Н. обычно носит бурж. характер и направлен на достижение целей буржуазии, выдаваемых ею за "общенациональные". Н. в различных ист. условиях играет различную роль в обществ. развитии. Его характер зависит от ист. этапа развития капитализма, от обществ. роли буржуазии, от соотношения клас. сил в той или иной стране, от положения данной нации в системе межнац. отношений. До тех пор пока буржуазия выступает в качестве прогрессивного класса, Н., как первонач. форма нац. самосознания, играет в целом прогрессивную роль. Исторически прогрессивную роль сыграл, напр., Н. борцов за освобождение сев.-амер. колоний, под флагом к-рого амер. народ вел в 1775-83 войну за независимость. Революционное, демократич., антифеод. содержание заключал в себе Н. участников Великой франц. революции. Прогрессивный в целом характер имел до последней трети 19 в. итал. Н., содействовавший освобождению итал. народа от австр. гнета и объединению Италии, Н. других угнетенных народов, выступавших против габсбургской монархии. Общедемократич. содержание против угнетения имеется "в каждом буржуазном национализме угнетенной нации..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 275 (т. 20, с. 384)). Вместе с тем, даже в пору, когда буржуазия была прогрессивным классом, проявлялась и отрицат. сторона каждого Н., прикрывавшего эксплуатацию трудящихся и угнетение "чужих" наций. П., как идеология буржуазии, выполнял различную роль и в зависимости от места, к-рое занимала та или иная прослойка буржуазии в обществ. жизни, а также от того, в союзе с какими классами и социальными группами она выступала. Так, напр., в нац. движении угнетенных народов Австрии во время революции 1848-49 Н. использовался революц.-демократич. направлением с целью завоевания нац. независимости и образования нац. гос-в, а бурж.-либеральным направлением - с целью сохранения лоскутной, державшейся на угнетении народов монархии Габсбургов (от к-рой либеральные буржуа и дворяне ждали нек-рых уступок нац. требованиям). С последней трети 19 в., когда капитализм начал перерастать в империалистич. стадию своего развития и между крупнейшими капиталистич. странами возникли острые противоречия в связи с развернувшейся борьбой за колонии, Н. в этих странах утратил всякое прогрессивное содержание; он стал принимать крайние формы нац. и расовой нетерпимости (см. Шовинизм, Расизм), сделался идеологич. обоснованием империалистич. политики и милитаризма, дискриминации и преследований нац. меньшинств. С этого времени получают особенно широкое распространение расистские теории о превосходстве белой расы (миф о "бремени белого человека", деление народов на "исторические", "неисторические" и т. д.). Дикие, изуверские формы принял II. в фаш. гос-вах, особенно во время 2-й мировой войны. Гитлеровская Германия, под флагом Н. развязавшая эту войну и вставшая на путь истребления в лагерях смерти целых народов, наглядно продемонстрировала, к чему может привести разгул Н. После войны особенно реакц. характер приобретает Н. империалистов США, выступающих с претензиями на "руководство" миром. Во внутр. плане Н. амер. империалистич. буржуазии особенно открыто проявляется в расистской политике сегрегации, направленной против 20-миллионного негритянского населения. Иногда Н. правящей верхушки империалистич. гос-в, стремящихся удержать в подчинении малые народы и народы развивающихся стран, принимает форму космополитизма, выступая под лозунгами ограничения нац. суверенитета, создания наднациональных пр-в, "Объединенной Европы" и т. д. Реакц. Н. использует невежество, эксплуатирует реваншистские настроения, получившие распространение после 2-й мировой войны в побежденных странах. Особенно восприимчива к Н., как показала история, мелкобурж. среда. Националистич. угар способен охватить и отд. группы трудящихся и даже рабочих. Иную роль играет Н. в странах Азии, Африки и Лат. Америки, ведущих антиимпериалистич. освободит. борьбу. Н. народов этих стран нередко имеет антиимпериалистич. и зачастую антифеод. содержание (в разной степени в разных странах) и выступает здесь как первоначальная, неразвитая форма антиимпериалистич. сознания, вырабатывающегося в борьбе с колонизаторами. В нем находит известное отражение стремление к нац. независимости и обществ. прогрессу той части масс, к-рая еще не поднялась до клас. сознания. Вместе с тем и в освобождающихся странах Н. может иметь консервативные и даже реакц. черты, т. к. нередко под флагом защиты "нац. интересов" выступает против клас. борьбы и не свободен от идеи нац. и расового превосходства. Марксисты-ленинцы, всемерно поддерживая общедемократич. содержание Н. угнетенных наций, выступают против попыток буржуазии затемнить клас. сознание трудящихся националистич. предрассудками, разъясняя, что окончат. решение нац. вопроса может принести только социализм. Вместе с тем коммунисты не откладывают рассмотрения нац. проблем до победы социалистич. революции во всем мире и предлагают конкретную программу их решения (самоопределение, юридич. и экономич. равноправие наций и народов, демократизация обществ. жизни и т. д.; см. Национальный вопрос). Сов. Союз, другие социалистич. гос-ва, коммунисты капиталистич. стран решительно поддержали широко развернувшееся после 2-й мировой войны в колониальных и зависимых странах нац.-освободит. движение, под ударами к-рого развалилась колониальная система империализма. Коммунисты стран Азии, Африки и Лат. Америки героически сражались в первых рядах этого движения. В условиях, когда политич. независимость в большинстве освобождающихся стран завоевана, перед нац.-освободит. движением встают новые задачи - достижение полной, т. е. экономической, независимости, ликвидация нищеты и невежества, кардинальное улучшение положения трудящихся масс и т. д. Решать эти задачи на пути капитализма, как свидетельствует опыт молодых гос-в, вставших на этот путь, невозможно. Сама логика борьбы подталкивает нац.-освободит. движение в сторону социализма. В этих условиях нек-рые прогрессивно-националистич. и революц.- демократич. партии и течения в освободившихся и освобождающихся странах, борясь за некапиталистич. развитие своих стран, начинают идеологически перевооружаться, выступают с лозунгами построения социализма. В то же время определенные круги нац. буржуазии в освободившихся от колониальной зависимости странах идут на сговор с империализмом; отстаивая капиталистич. развитие своих стран, они используют идеологию антикоммунизма, что ведет к расколу революц., антиимпериалистич. сил как в рамках одной страны, так и в междунар. масштабе. Н. этих кругов нац. буржуазии приобретает реакц. характер, теряет патриотич. черты, начинает служить интересам империализма. В социалистич. гос-вах последоват. осуществление ленинской нац. программы, базирующейся на принципах интернационализма, самоопределения, фактического нац. равноправия, социалистич. федерации и автономии, устраняет причины возникновения антагонистич. нац. противоречий, а следовательно, здесь нет почвы и для Н. Однако поскольку нац. различия сохраняются, а в сознании нек-рых людей еще не изжиты националистич. предрассудки, и здесь возможно возникновение противоречий, связанных с рецидивами Н. (великодержавного шовинизма, сепаратизма, антисемитизма и т. п.). Но нац. противоречия в условиях социализма успешно преодолеваются в результате развития социалистич. демократии, интернационалистич. воспитания трудящихся, правильного руководства со стороны правящих коммунистич. партий. Образование после 2-й мировой войны мировой социалистич. системы поставило новые проблемы перед коммунистич. и рабочими партиями социалистич. стран. Глубокие коренные потребности социалистич. гос-в требуют сплочения мирового социалистич. содружества. Такое сплочение диктуется и интересами развития экономики каждой страны, и задачами обороны социалистич. мира от агрессивного империализма, и объективной потребностью углубления междунар. разделения труда и расширения экономич. связей между социалистич. странами, и необходимостью широкого взаимного обмена опытом в различных областях хоз., культурного, парт. строительства. Но объективная тенденция к сплочению мирового социалистич. содружества реализуется не автоматически, а достигается лишь путем решит. преодоления проявлений нац. ограниченности. Н., как свидетельствует ист. опыт и, в частности, политическая линия, проводимая руководством компартии Китая в последние годы, может проникать и в междунар. рабочее движение. Люди, попавшие под его влияние, нередко маскируют националистич. идеи марксистской фразеологией; они выхватывают из цельной марксистской программы по нац. вопросу лишь отд. положения, извращая тем самым ее в целом. Проникновение Н. в рабочее движение ведет к разъединению и противопоставлению друг другу его различных нац. отрядов. Решительно выступая против националистич. взглядов, способных нанести огромный ущерб междунар. рабочему классу, В. И. Ленин писал: "...Кто встал на точку зрения национализма, тот, естественно, доходит до желания окружить китайской стеной свою национальность, свое национальное рабочее движение, того не смущает даже и то,...что своей тактикой разъединения и раздробления он превращает в ничто великий завет сближения и единения пролетариев всех наций, всех рас, всех языков" (там же, т. 7, с. 325 (т. 6, с. 474-75)). То, что сближает различные отряды рабочего класса и разные коммунистич. партии, значительно превосходит то, что их разъединяет. Это основа, на к-рой базируется единство междунар. коммунистич. и рабочего движения и ведется борьба против Н. в его рядах. Большой вред интернац. сплочению трудящихся могли бы принести попытки насильств. объединения и слияния наций. В ходе коммунистич. и социалистич. строительства при строгом соблюдении нац. равноправия во всех областях жизни, внимательном отношении к нуждам и особенностям малых народов обеспечивается успех в борьбе со всеми видами Н. и его пережитками. Лит.: Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе, М., 1956; его же, Демократия и народничество в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Рабочий класс и национальный вопрос, там же, т. 23 (т. 19); его же, Отсталая Европа и передовая Азия, там же; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24 (т. 20); его же, Социалистическая революция и право наций на самоопределение, там же, т. 27 (т. 22); его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", там же, т. 30 (т. 23); его же, Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу победы над Деникиным, там же, т. 40 (т. 30); Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий 1960 г., в сб.: Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, M., 1961, Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Ананова Е. В., Антинациональная сущность панамериканизма, в кн.: Нации Латинской Америки, М., 1964; Брутенц К., Против идеологии современного колониализма, М., 1961; Модржинская Е. Д., Распад колониальной системы и идеология империализма, М., 1965; Потехин И. И., Африка смотрит в будущее, М., 1960; Старушенко Г. Б., Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Советского государства, М., 1960; Современное освободительное движение и нац. буржуазия, Прага, 1961; Northrop F. S. С, Taming of the Nations..., N. Y., 1952; Kohn Н., Nationalism: its meaning and history, Toronto, 1955; Shafer В., Nationalism: myth and reality, N. Y., 1955; Thayer P. W. and Phillips W. T. (eds), Nationalism and progress in free Asia, Oxf., 1956; Hodgkin T., Nationalism in colonial Africa, L., 1956; Emerson R., From Empire to nation..., L., 1960; Manger W., Pan America in crisis, Wash., 1961; Legum С., Pan-Africanism. A short political guide, L., 1962. Г. Б. Старушенко. Москва.

Великий философ Н. Бердяев однажды выразился, что национализм должен был бы быть осужден христианской церковью как ересь. Конечно же, этого не произошло, но противоречивость данного до сих пор будоражит умы многих людей: одни считают, что за национализмом будущее, и только на этой идеологии можно сформировать нормальное общество, другие же считают его не столь уместным в современном мире, а те прецеденты национализма, которые помнит история, лучше забыть, и не возвращаться к ним.

Известно в общих чертах всем: это такая при которой особое значение уделяется нации, соблюдению традиций, воспитанию На первый взгляд провозглашаются безобидные и даже высокоморальные ценности, однако важно уделить внимание и тому, что при национализме национальные меньшинства в государстве практически бесправны, а другие народности в соседних и отдаленных государствах считаются второстепенными. Таким образом, национализм - очень спорное социальное явление, которое способно обретать еще более радикальные формы и приводить в конечном итоге к национальной трагедии: геноциду и этнической чистке.

Сегодня национализм существует в некоторых государствах, что не дает ни одной из этих стран положительного мирового «имиджа»: страны Прибалтики, Украина и Россия - ближайшие примеры, где частично проявляется национализм.

Что такое национализм?

Перечислим характерные черты этого явления, чтобы потом сравнить его с патриотизмом и нацизмом.

  1. Нация. В этой идеологии существует такое понимание, что все человечество разделено естественным путем на самодостаточные группы - нации, у которых есть свои характерные черты.
  2. Также в этой идеологии делается упор на том, что нация должна участвовать в государства.
  3. Здесь наиболее остро проявляются проблемы общности языка и культуры. Сегодня мы это видим в Украине и Латвии, где русскоязычное население в некотором роде ущемлено из-за невозможности полноценно пользоваться русским языком во всех областях жизни (например, заполнение документации, защита диссертаций и т.д.). Тем не менее, в Украине в настоящее время властные структуры пытаются решить эту проблему, чего нельзя сказать о Латвийской Республике.
  4. Нация здесь воспринимается как высшая ценность.
  5. Образование, согласно этой идеологии, должно быть доступно всем представителям нации.

Типология

Чтобы понять, что такое национализм, рассмотрим существующие его типы:

  1. Гражданский. Здесь акцентировано внимание на возможность представителей нации участвовать в формировании политических решений. Государство в этом случае представляет собой волю нации.
  2. Этнический. Здесь проявляется внимание к культуре, языку, религии, традициям и истории как к объединяющим началам всех представителей нации.
  3. Крайний национализм. Этот вид национализма оценивается в большинстве стран негативно и относится к категории социально опасных. Например, в России за заводят уголовное дело и судят. Нацизм и фашизм основаны на крайнем национализме.

Чем отличаются национализм и патриотизм?

Это родственные понятия, поэтому между ними нет сильных отличий. Патриотизм не настолько радикален, но он также базируется на любви к языку, народу, традициям. Если национализм формируется на любви к своей нации, то для патриотического чувства характерна любовь к стране, в который живет патриот. При этом он признает важность всех социальных слоев, в том числе, других национальностей.

Национализм и нацизм: две стороны одной медали

Нацизм базируется на национализме или расизме. Нация или раса при этом провозглашается самой лучшей в мире. Нацизм был официальной идеологией Третьего рейха, где превозносили над всеми остальными. Он является примером неудачного и извращенно понятого национализма, чье возникновение (нацизма) возможно только в странах, переживающих кризис.

Что такое национализм в глазах космополитов?

Космополиты не приветствуют национализм, потому что их взгляды совершенно противоположны. Космополиты считают, что людей должны волновать общечеловеческие вопросы, и что выделение одной нации среди других неприемлемо. Они полагают, что национализм обладает шовинистическим потенциалом и поэтому небезопасен для общества из-за риска трансформироваться в радикальную форму.

система взглядов и практических действий, основанная на этноцентризме и этноэгоизме, на дискриминации иных этнических групп, приводящая часто к обострению этнонациональной напряженности, возникновению межнациональных конфликтов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАЦИОНАЛИЗМ

NATIONALISM) Идеология, основанная на убеждении в том, что народ, обладающий общими чертами, такими, как общие язык, религия или этническая принадлежность, составляет отдельную политическую общность. Националисты стремятся к сохранению этой отличительности для защиты социальных преимуществ, являющихся следствием национальной идентичности и принадлежности. Политическую легитимность государства национализм связывает с самоуправлением, осуществляемым «согражданами» (conationals). Часто утверждается, что национализм как политическая доктрина появился лишь в XVIII в., а рост националистических движений совпадает с развитием наций-государств в Европе в посленаполеоновский период. Однако уже к концу XIX в. многие социальные теоретики говорили о существовании тенденции к упадку национализма и замене его идеологиями интернационализма и космополитизма. Такая трактовка индустриального общества предполагала, что (1) развитие торговли ведет к устранению частных различий между обществами; (2) конфликты будут выражаться посредством классовых, а не национальных идеологий; (3) рабочий класс будет все более привержен интернациональному социализму. Эти предположения были опровергнуты Первой мировой войной, которая велась в соответствии с националистическими принципами при относительно слабой организованной оппозиции военным действиям со стороны рабочего класса. Впоследствии национализм был тесно связан с антиимпериалистическими движениями за самоопределение в странах «третьего мира». Три основные современные интерпретации феномена национализма заключаются в следующем: (1) национализм был романтическим движением, связанным с объединением Германии, а также Италии; позднее, на плечах европейского колониализма он был экспортирован в Африку и Азию; (2) национализм является формой политики, посредством которой общества реагируют на разрушение традиционных способов социальной организации, например, в результате социальных изменений, связанных с внешним колониализмом, или вслед за крахом социалистической системы в Восточной Европе; (3) неравномерное развитие капитализма порождает глубокий региональный дисбаланс, и периферийные регионы проводят националистическую политику с тем, чтобы добиться более равномерного распределения богатства (примером является шотландский национализм в Великобритании). Согласно последней интерпретации, национализм в передовых капиталистических обществах развивается в ответ на внутренний колониализм. Национализм часто считается искусственной, паразитической идеологией вследствие того, что зачастую невозможно определить, в чем заключаются общие черты, свойственные всем членам общества, заявляющим о принадлежности к одной нации. С данной точки зрения, национализм - это миф, созданный интеллектуалами, носителями романтических идей национального языка, народного наследия и национальной идентичности. Вследствие этого, национализм ассоциируется также с политическим экстремизмом и ксенофобией. Тем не менее, свойственное либерализму отождествление национализма и фашизма может заслонять позитивные политические результаты современных националистических движений в странах «третьего мира», добившихся самоуправления и некоторой степени социального развития. Классический марксистский подход к национализму был основан на трех общих положениях: (1) национализм - это буржуазная идеология, поскольку она служит классовым интересам развивающейся буржуазии в ее борьбе с традиционной аристократией, руководствующейся, например, принципом божественного права; (2) развитие наций-государств было тесно связано с экономическими нуждами раннего капитализма, однако интернационализация, свойственная позднему капитализму, ведет к упадку национализма; (3) национальная борьба является особой формой борьбы классов и часто обозначается как «внешняя классовая борьба», которая ведется на международном, а не национальном уровне. Все эти положения не были подтверждены политической историей ХХ в. Национализм часто оказывался связанным с радикализмом рабочего класса, поскольку националистическая политика может предполагать социальное равенство для всех членов нации. Национализм также может быть частью революционной социалистической борьбы за национальную автономию, направленной против иностранного господства и внутренней эксплуатации, примером чего является Мексиканская революция 1910-1917 гг. Кроме того, анализ национальной борьбы как особой формы борьбы классовой оказался связанным со значительными трудностями, и некоторые марксисты утверждали, что национализм следует рассматривать в качестве «автономной силы» в рамках политической борьбы. Существует точка зрения, согласно которой общая теория национализма невозможна, поскольку его политическая направленность (демократическая, фашистская или коммунистическая) и классовая основа могут быть различными. Ни одна теория не может выделить какой-либо социальный процесс (такой, как индустриализация), посредством которого можно было бы объяснить возникновение всех форм национализма, или определить фундаментальные и универсальные черты националистических движений. Однако не все исследователи разделяют эту негативную точку зрения. В социальной науке существует единство во мнениях относительно того, что национализм, несмотря на свою эмпирическую сложность, имеет следующие общие черты: (1) он основывается на принципе, согласно которому правительства должны иметь ту же культурную идентичность, что и рядовые граждане; (2) в результате этого культурный национализм, который стремится к сохранению или возрождению национального наследия (например, посредством возрождения языка), закладывает основу Для национализма политического, стремящегося к самоопределению и политическому превосходству; (3) развитие современных систем массовой коммуникации способствует распространению объединяющих националистических идеологий; (4) националистические идеологии весьма привлекательны для подчиненных классов, которым они обещают определенную экономическую защиту от представителей других наций, однако содержание этой идеологии обычно разрабатывается маргинальными интеллектуалами (например, к национализму тяготеют черные интеллектуалы, исключенные из образовательного истэблишмента белых); (5) в течение большей части ХХ в. национализм был связан с деколонизацией и экономическим развитием стран «третьего мира», а также с борьбой за региональное равенство в рамках существующих капиталистических обществ. Однако в постсоциалистических обществах Восточной Европы с начала 1990-х гг. наблюдалось возрождение воинствующих националистических движений, основанных на этнических и религиозных различиях. См. также: Империализм; Мобилизация; Модернизация; Политическая социология; Этническая группа. Лит.: Gellner (1983); Smith (1991)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!