Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что привело к основанию движения неприсоединения. Возникновение движения неприсоединения

движение, объединяющее страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках. Возникло в 1961 по инициативе лидеров ОАР, Югославии и Индии, А. Насера, И. Тито, Д. Неру. В 1992 в Движение неприсоединения входили 108 стран. К нач. 1990-х гг. состоялись конференции неприсоединившихся стран: в Белграде (Югославия, сентябрь 1961; 25 государств), Каире (Египет, октябрь 1964; 47 государств), Лусаке (Замбия, сентябрь 1970; 54 государства), Алжире (сентябрь 1973; 76 государств), Коломбо (Шри-Ланка, август 1976; 86 государств, а также представители 29 стран, международных организаций и национально-освободительных движений в качестве наблюдателей и гостей), Гаване (Куба, сентябрь 1979; 95 государств и национально-освободительных движений, а также представители 39 стран, международных организаций и национально-освободительных движений в качестве наблюдателей и гостей), Дели (Индия, декабрь 1983; 97 государств и национально-освободительных движений, а также представители 41 страны, международных организаций и национально-освободительных движений в качестве наблюдателей и гостей), Хараре (Зимбабве, август - сентябрь 1986; 100 государств и национально-освободительных движений), Белграде (Югославия, сентябрь 1989; 102 государства), Джакарте (Индонезия, сентябрь 1992; 108 государств).

Отличное определение

Неполное определение

НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ ДВИЖЕНИЕ

международное объединение стран мира, признающих неприсоединение к военным союзам великих держав одним из основных принципов своей внешней политики. Возникновение Н. д. является закономерным следствием общего кризиса капитализма, успешного развития национально-освободительного движения, ликвидации колониальных империй и образования большого числа новых государств. В Н. д. отражается стремление освободившихся народов к равноправному сотрудничеству государств, к признанию другими их законных прав и интересов, к исключению из международной жизни любых проявлений господства и диктата, претензий на гегемонию. Первая конференция 25 неприсоединившихся стран на высшем уровне была созвана 1-6.IX 1961 в Белграде по инициативе Югославии, Индии, Египта, Индонезии и Ганы; ее организаторами стали Югославия, Египет, Индия, Индонезия и Афганистан. Высший форум Н. Д. - Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран. С 1970 они созываются регулярно (примерно раз в 3 го да); государство, принимающее конференцию, становится государством-координатором, а глава этого государства или его правительства - председателем Н. д., который обеспечивает постоянную связь между неприсоединившимися странами и представляет Н. д. на мировой арене. Важную роль в деятельности Н. д. играет группа неприсоединившихся стран в ООН и Координационное бюро, избираемое конференциями в верхах (на Делийской конференции 1983 в его состав избраны представители 74 стран). В период между конференциями в целях обсуждения актуальных проблем и согласования позиций проводятся конференции министров иностранных дел (с 1972 - примерно раз в полтора года), а в начале каждой очередной сессии ГА ООН - совещания министров и глав делегаций неприсоединившихся стран. Помимо этого, в рамках Н. д. образован ряд специализированных органов. Решения в Н. д. принимаются на основе консенсуса и носят рекомендательный характер. Н. д. не имеет устава, бюджета, постоянных исполнительного органа и штаб-квартиры. Форумы Н. д. финансируются принимающей страной, а также за счет добровольных взносов. В Н. д. объединились государства с различным общественным строем, разными уровнями социально-экономического развития, придерживающиеся неодинаковой политической ориентации. Это является причиной довольно острой борьбы в Н. д. по многим вопросам. Вместе с тем определенная общность ист. судеб, близость международных интересов, условий и задач, стоящих перед неприсоединившимися странами, позволяют им достигать необходимой степени солидарности по основным мировым проблемам, что обеспечивает жизнеспособность и дальнейшее развитие Н. д. В целом деятельность Н. д. в современных условиях играет позитивную роль.

Движение, объединяющее страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно политических блоках и группировках. В 1992 в Движение неприсоединения входили 108 стран. К нач. 1990 х гг. состоялись конференции… … Большой Энциклопедический словарь

Движение Неприсоединения - движение, объединяющее страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно политических блоках и группировках. Возникло в 1961 по инициативе лидеров ОАР, Югославии и Индии, А. Насера, И. Тито, Д. Неру. В 1992 в… … Политология. Словарь.

ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ Современная энциклопедия

Движение неприсоединения - ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ, объединяет страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно политических блоках и группировках. В 1992 в движение неприсоединения входило 108 стран, состоялась 10 я конференция… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Движение неприсоединения - (Non aligned Movement), межгос. объединение стран, отказавшихся присоединиться к противостоявшим друг другу Вост. и Зап. блокам в период холодной войны. Истоки Д.н. восходят к Бандунгской конференции 1955 г., од нако официально оно оформилось на … Всемирная история

Движение Неприсоединения - Страны Движения неприсоединения Движение неприсоединения (англ. Non Aligned Movement) международная организация, объединяющая 119 государств мира на принципах неучастия в военных блоках (под которыми на момент основания организации… … Википедия

Движение неприсоединения - движение, объединяющее страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно политических блоках и группировках. В 1992 в Движение неприсоединения входили 108 стран. К началу 1990 х гг. состоялись конференции… … Энциклопедический словарь

Движение неприсоединения - (Non Aligned Movement, NAM), движение, объединяющее страны, провозгласившие основой своего внешнеполит. курса неучастие в воен. полит, блоках и группировках с тем, чтобы быть в стороне от конфликтов Восток Запад (Восток Запад, отношения). В 1992… … Народы и культуры

Движение неприсоединения - новое явление в современной мировой политике, возникшее в результате распада колониальной системы империализма и появления большого числа новых суверенных государств. В широком международном плане возникновение Д. н. знаменует наступление того… … Научный коммунизм: Словарь

Движение неприсоединения - (Non Aligned Movement)Non Aligned Movement, организация, объединяющая 110 стран и освободительных движений, учрежденная в 1961г. с целью построения более тесного политического, экономического и культурного сотрудничества стран третьего мира … Страны мира. Словарь

ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ (ДН), международная организация, которая объединяет страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках.

Начало развитию ДН как нового течения в системе международных отношений положила Бандунгская конференция 1955. На Каирской встрече представителей 20 стран Азии, Африки, Европы и Латинской Америки (июнь 1961) был согласован ряд принципов политики неприсоединения: независимая внешняя политика, поддержка национально-освободительного движения, неучастие в многосторонних военных союзах, заключённых в условиях противостояния великих держав. Среди основателей ДН были такие выдающиеся политики, как Дж. Неру, Г. А. Насер, И. Тито, Сукарно, К. Нкрума. Как организация ДН было учреждено на Белградской конференции (Югославия, сентябрь 1961; 25 государств). В принятой на конференции декларации излагались базовые принципы ДН: неприятие диктата, гегемонизма и экспансии в международных отношениях, необходимость равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между государствами; борьба за формирование нового экономического порядка на основе справедливости и равноправия. Каирская конференция (Египет, октябрь 1964; 47 государств) осудила любые формы вмешательства во внутренние дела государств, высказалась за запрещение ядерных испытаний во всех средах.

С Лусакской конференции (Замбия, сентябрь 1970; 54 государства) начался этап становления ДН как одного из институтов в системе международных отношений. Конференция впервые употребила в своих документах термины «Движение неприсоединения» и «государства - члены Движения неприсоединения», приняла принципиально важное решение «упрочить и расширить область взаимного сотрудничества в международных, региональных, двусторонних рамках; обеспечить непрерывность деятельности проведением периодических консультаций представителей неприсоединившихся стран на различных уровнях». Линия Лусакской конференции, направленная на то, чтобы придать стабильные организационные формы солидарности неприсоединившихся стран, была продолжена на высших форумах ДН в Алжире (Алжир, сентябрь 1973; 76 государств), Коломбо (Шри-Ланка, август 1976; 84 государства и одно национально-освободительное движение), Гаване (Куба, сентябрь 1979; 92 государства и 3 национально-освободительных движения), Дели (Индия, март 1983; 97 государств и 2 национально-освободительных движения), Хараре (Зимбабве, сентябрь 1986; 100 государств и национально-освободительных движений), Белграде (СФРЮ, сентябрь 1989; 98 членов ДН). Для выполнения принятых резолюций было образовано свыше 50 органов. В условиях «холодной войны», используя противоречия между Западом и Востоком, ДН добилось уступок от обоих военно-политических блоков, сначала на субрегиональном и региональном уровнях, а затем в глобальном масштабе. В 1950-80-е годы в документах ДН много места отводилось антиимпериалистическим лозунгам, осуждению колониализма, неоколониализма, апартеида, расизма, что объективно сближало ДН с СССР и странами социалистического лагеря. Это давало основание советскому руководству рассматривать ДН как своего союзника. Однако большинство стран ДН осудили ввод войск Организации Варшавского договора в Чехословакию (1968) и советских войск в Афганистан (1979).

На рубеже 1990-х годов, в условиях стремления США к созданию монополярного миропорядка, ДН столкнулось с принципиальной проблемой определения своего места и роли в мировой политике. Ситуация усугублялась нарастанием кризисных тенденций внутри самого ДН. Распалась СФРЮ, председательствовавшая в нём с 1989. В 1991 из ДН вышла Аргентина. Утратили интерес к ДН его европейские участники - Кипр и Мальта, подавшие заявки на вступление в Европейский союз (ЕС). Такие влиятельные члены ДН, как Индия, Куба, Алжир, по разным причинам ослабили внимание к проблематике неприсоединения. Дискуссия по поводу перспектив ДН достигла апогея к моменту созыва конференции неприсоединившихся стран в Джакарте (Индонезия, сентябрь 1992; 108 государств). На конференциях неприсоединившихся стран в Картахене (Колумбия, октябрь 1995; 104 государства), в Дурбане (ЮАР, сентябрь 1998; 103 государства), Куала-Лумпуре (Малайзия, февраль 2003; 106 государств) и Гаване (Куба, сентябрь 2006; 115 государств) сформировался современный облик ДН как механизма для консолидации Юга и отстаивания его интересов в диалоге с Севером. Дурбанская декларация определила место и роль ДН в международных отношениях как «передовой силы нового тысячелетия, знаменующего собой эру возрождающихся наций, эру Юга, эру оправдавшейся надежды». Приоритетные задачи ДН - искоренение бедности и обеспечение устойчивого развития стран «третьего мира», придание глобализации сильной социальной составляющей. Члены ДН продолжают проявлять радикализм в вопросах разоружения, особенно ядерного, традиционно возлагая ответственность за отсутствие прогресса в этом вопросе на «официальные» ядерные державы - США, Россию, Францию, Великобританию и Китай. При этом ДН не отреагировало на вступление в ядерный клуб двух своих членов - Индии и Пакистана. Участники конференции в Гаване (2006) поддержали право Ирана на создание собственных ядерных технологий в мирных целях. В организации традиционно сильны позиции исламских государств, под влиянием которых она не заняла чёткой позиции в отношении действий НАТО против Югославии, стоявшей у истоков ДН. Важным направлением деятельности ДН является реформа ООН. ДН выступает за перераспределение полномочий между Советом Безопасности (СБ) и Генеральной Ассамблеей в пользу последней, за превращение СБ в подотчётный ей орган, повышение роли специализированных органов и организаций ООН.

ДН - объединение государств, между которыми существуют глубокие политические и идеологические противоречия, вследствие этого оно не имеет чёткой структуры и организации. У ДН нет устава и бюджета. Решения, принимаемые консенсусом на саммитах или конференциях министров, носят рекомендательный характер. ДН не имеет постоянного секретариата или другой структуры. Основную роль в подготовке форумов и ведении текущих дел играет председательствующее государство. Важным координационным механизмом является «тройка», куда входят предыдущий, нынешний и будущий председатели. Членами ДН в 2006 году состояли 116 государств Азии, Африки, Европы, Латинской Америки и Океании, в которых проживает 51% население планеты, находятся 46% обрабатываемых земель и 86% мировых запасов нефти. Из стран, входящих в СНГ, Белоруссия, Туркмения и Узбекистан являются членами ДН, а Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Украина получили права наблюдателей. С 1995 года Россия участвует в форумах ДН в качестве гостя.

Публ.: Движение неприсоединения в документах и материалах. 2-е изд. М., 1979.

Лит.: Движение неприсоединения. Проблемы и перспективы. М., 1986; Алимов Ю.И. Неприсоединение: история, теория, проблемы. М., 1990; Misra К. Р. Nonalignment in international relations. New Delhi, 1993; Агаев Э., Крылов С. 116 государств в Движении неприсоединения // Международная жизнь. 2006. № 4.

При рассмотрении геополитического положения развивающихся стран необходимо обратить внимание на важный феномен Движения неприсоединения (ДН).

Важно!

Движение неприсоединения (англ. Non-Alignment Movement) - это авторитетная международная организация, объединяющая 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках (под которыми на момент основания организации прежде всего подразумевались два основных - НАТО и ОВД, а также целый ряд более мелких). ДН представляет 55% населения планеты. Участвующие в нем страны обладают 76% мировых запасов нефти (добывают 66%) и 53 % мировых запасов газа (добывают 39%).

В ДН в частности входят страны ОПЕК . ОПЕК часто рассматривается как картель. В ее состав входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.

Запомнить!

Движение неприсоединения официально было создано на Белградской конференции в сентябре 1961 г. Появлению ДН предшествовали Бандунгская конференция (1955) и трехсторонние консультации влиятельных руководителей Югославии (Иосип Броз Тито), Египта (Гамаль Абдель Насер) и Индии (Джавахарлал Неру) в 1956 г.

Движение неприсоединения зародилось в условиях холодной войны. За последние 50 с лишним лет оно прошло через непростые испытания. Зарождение ДН в 1960-х гг. стало ответом развивающихся стран на блоковое разделение мира. Однако окончание холодной войны поставило ДН перед необходимостью искать новые смыслы своего существования. В эпоху становления многополярного мира оно обретает «второе дыхание» и может стать одним из новых центров политического влияния. - полагает профессор МГИМО (У) МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посол, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Е. М. Астахов .

Движение неприсоединения - сложный продукт развития международных отношений. Доктрина неприсоединения начала формироваться еще в середине XX в. в процессе деколонизации и образования новых независимых государств. Цели участников ДН были различными, но их объединяла главная идея: не дать втянуть себя в военно-политическое и идеологическое противостояние между двумя блоками.

После слома биполярной системы базисный концепт ДН - неприсоединение к военным блокам - утратил первоначальный смысл, само название объединения стало беспредметным. В этом историческом контексте ДН занялось поиском новой философии своего существования. В условиях ослабления противостояния между Западом и Востоком на смену прежнему балансированию между блоками пришло стремление к объединению Юга. При этом речь не идет о формуле «Юг против Севера», у ДН для этого нет ни политических, ни экономических возможностей. Изменились и его стратегические цели. Теперь главное - определение переговорных позиций развивающихся стран в международных финансовых организациях и в ВТО. Такая же стратегия лежит в основе отношений с США, Европейским союзом, Китаем, Японией.

«Поворот стрелок» на Север предотвратил самоликвидацию ДН и придал ему новое, более прагматическое содержание. На повестке дня сегодня - обеспечение устойчивого развития в целях преодоления отсталости развивающихся стран и искоренения бедности.

Реализация этих целей зависит не только от Севера. Переговорные позиции Юга ослабляются растущей дифференциацией ДН. Е. М. Астахов полагает, что внутри него можно выделить несколько групп государств, преследующих собственные интересы:

  • - новые «восходящие экономики» Юго-Восточной Азии, ведущие латиноамериканские страны, ЮАР, Египет, некоторые другие африканские и азиатские государства, прежде всего экспортеры энергетического сырья, которые сами заинтересованы в освоении рынков Юга;
  • - беднейшие африканские страны;
  • - основная масса государств, занимающая позиции между первыми двумя группами, со средним для участников ДН уровнем развития - Алжир, Колумбия, Марокко, Тунис, Филиппины, Эквадор и др. (всего около 60).

Процесс экономического расслоения внутри ДН подталкивает наиболее развитые страны к выходу за его формальные рамки. Такие государства, как Индия, Индонезия, ЮАР, приближаются к статусу глобальных мировых держав. Им становится тесно в ДН, и они стремятся подключиться к новым полюсам влияния, например, к БРИКС или ШОС.

После определенного спада активности в период однополярного мира сегодня ДН получило новый импульс. Яркие эмоциональные речевые обороты прежних харизматических лидеров теперь не так популярны, но внешнеполитические позиции ДН вновь становятся наступательными. Это возрождение обусловливается самой спецификой ДН, объединяющего развивающиеся страны, многие из которых вряд ли преодолеют отставание от индустриальных держав. Свою роль играет и обострение международной обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, где расположены многие неприсоединившиеся государства.

Однако некоторые признаки радикализации внешнеполитических позиций ДН не меняют его главной задачи. Это прежде всего решение экономических проблем его участников. Но этого трудно добиться без предметного взаимодействия со странами Запада. Поэтому наступательная тональность некоторых политических формулировок, возможно, останется прежней, но реальная политика будет направлена на получение финансовой помощи, инвестиций, реструктуризацию долгов, реформирование международных финансовых институтов, более справедливые условия торговли. Для решения этих главных задач ДН, вероятно, будет усиливать координацию действий с международными организациями, прежде всего из системы ООН, где неприсоединившиеся страны располагают 2/3 (120) голосов.

США и ЕС пытаются ослабить антизападный пафос ДН, не допустить усиления его влияния в международных делах и противостояния по линии Север - Юг.

С ^присоединившимися странами активно работает Китай. Основное направление - экономическое освоение рынков для экспорта китайской готовой продукции и импорта энергоресурсов и сырья. На этом поле КНР успешно конкурирует с США, а также с бывшими колониальными державами, в частности с Великобританией и Францией. В то же время Китай не связывает себя обязательствами по политическим вопросам.

Индия ускоренными темпами выходит на позиции глобальной державы и теряет интерес к лидерству в ДН, не желая ассоциировать себя с Югом. По своему политическому и экономическому потенциалу она скорее претендует на позиции Севера для закрепления на рынках развивающихся стран. Однако менее развитые неприсоединившиеся страны предпочитают открывать свои рынки для традиционных западных партнеров в надежде на безвозмездную экономическую помощь.

Во времена блокового противостояния СССР стремился использовать ДН или, по крайней мере, отдельных его участников в «антиимпериалистической борьбе». Хотя эта политика проводилась последовательно и «точечно», она оказалась малоэффективной. Страны ДН опасались вовлечения в межблоковое противостояние и в двусторонних контактах избегали внятных формулировок и конкретных обязательств. После ликвидации СССР Россия утратила интерес к ДН, как и к развивающимся странам в целом. Ставка была сделана на сближение с Западом, который представлялся тогдашнему российскому руководству идеологическим союзником. После смены правящей элиты Россия начала проводить многовекторную политику, одним из направлений которой стало развитие отношений с ДН. При этом Россия не хочет, чтобы страны - участники ДН воспринимали ее как страну «богатого Севера». Евразийская специфика России, ее участие в БРИКС и ШОС, где нет стран НАТО, дает ей возможность говорить на «многополюсном» языке Севера, Востока и Юга. Важно то, что Россия уже не рассматривается как супердержава, которая может угрожать интересам ДН. В то же время в нем учитывают высокий статус России как члена Совета Безопасности ООН и «Большой двадцатки».

Оценивая перспективы ДН, можно констатировать, что оно стало главным инструментом развивающихся стран в диалоге Юг - Север, значение которого в будущем будет возрастать. При этом стоит иметь в виду, что некоторые «восходящие экономики» высказываются в пользу отказа от стереотипных представлений о Севере и Юге. Утверждается, в частности, что некоторые страны Юга по своим экономическим потенциалам уже относятся к категории Севера.

ские тенденции внутри ДН и позволяют ему сохранять в своих рядах более 2/3 государств - членов ООП .

Концепция неравенства нашла свое отражение в концепции «золотого миллиарда». Она заключается в том, что из 7 млрд жителей Земли только около 1 млрд могут рассчитывать на комфортное существование и потребляют большую часть ресурсов планеты. «Золотой миллиард» и его границы примерно совпадают с границами Запада: это Северная Америка, Западная Европа плюс Япония, Австралия и Новая Зеландия.

В связи с процессами глобализации существующие мировые проблемы стали обостряться.

  • ОПЕК - организация стран-экспортеров нефти (англ. The Organization of the PetroleumExporting Countries", OPEC), международная межправительственная организация, созданнаянефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть.
  • Астахов Е. Движение неприсоединения на современном этапе. РСМД. 2012. 26 ноября. URL: http://vvww.russiancouncil.ru/inner/?id_4=1083#top-content (дата обращения:19.02.2016).
  • Астахов Е. Движение неприсоединения на современном этапе. РСМД. 2012. 26 ноября. URL: http://wwv.russiancouncil.ru/inner/?id_4=1083#top-content (дата обращения: 19.02.2016).

В 1950-е годы Африка представляла особой интерес для СССР и США, которые хотели добиться поддержки национально освободительных движений, так как стало ясно, что Англия и Франция – основные колониальные державы не в состоянии контролировать свои колониальные владения и вскоре на карте мира появятся новые государства. Противостояние социалистического и капиталистического блоков не позволило колониям выбирать по какому пути следовать, так или иначе они должны были примкнуть одному из них.

Многие страны были против такого положения вещей. С целью выработки компромиссного решения при котором страны, получившие независимость, получат возможность остаться вне военно-политических блоков была организована Бандунгская конференция. В декабре 1954 г. премьер-министры Индии, Бирмы, Индонезии, Пакистана и Цейлона обсудили состав, сроки и цели будущей конференции. Сама конференция стран Азии и Африки проходила с 18 по 24 апреля 1955 г. в Бандунге (Индонезия). В ней приняли участие представители 29 государств. Состав участников получился очень пестрым: здесь были представлены и социалистические страны (Китайская Народная Республика, Демократическая Республика Вьетнам), и капиталистические (Япония), и молодые развивающиеся государства (Индонезия, Индия, Бирма и др.).

В ходе конференции была принята специальная Декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству, основанному на пяти принципах взаимоотношений; взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела других государств, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование. Участники конференции назвали колонизм злом, которое надлежит искоренить, и подчеркнули, что это стоит сделать мирным путем. На Бандунгской конференции первое место занимали вопросы связанный с сохранением суверенитета и нежеланием стран-участниц быть частью противостояния сверхдержав, но остались нерешенными вопросы касающиеся социально и экономического развития государств, получивших независимость.

Конференция в Бандунге положила начало движению неприсоединения, основной идеей которого было осуждение биполярной системы, которая так или иначе подразумевала противостояние военных блоков. Идеологами движения стали лидеры Югославии, Индии и Египта - Тито, Неру и Насер. Первая конференция сторонников движения неприсоединения прошла в Белграде в 1961 году, в ней приняли участие 25 государств. На Белградской конференции были окончательно установлены основные принципы движения: неприсоединение к военно-политическим блокам, отказ от размещения на своей территории военных баз других государств.

Начало обсуждению колониальной проблемы было дано еще в 1943 году на Московской конференции в присутствии представителей США, СССР и Великобритании. Другими словами, в тот момент, когда только зарождалась Организация Объединенных Наций. 24 октября 1943 г. государственный секретарь Хэлл от имени американской делегации представил проект Декларации Объединенных Наций по вопросу о национальной независимости. Ввиду заявлений делегации Англии о несогласии с проектом и возражений против его рассмотрения, проект, явившийся первым требованием США о пересмотре колониального вопроса и переделе колоний, был снят с обсуждения. Дальнейшее обсуждение колониального вопроса имело место позднее, в 1945 г., в Сан-Франциско при постановке вопроса о международной опеке пятью державами. СССР, США, Великобритания, Франция и Китай представили свои проекты. Проекты двух крупнейших колониальных держав - Великобритании и Франции - были наиболее реакционными: английский почти целиком воспроизводил мандатную систему, французский стремился не допустить расширения круга территорий, находящихся под опекой, и не предвидел даже самоуправления колоний в будущем. В сравнении с ними американский проект, по крайней мере, говорили о самоуправлении как цели опеки. Китайский проект был сравнительно более приемлем, предусматривая развитие территорий по пути к независимости и обеспечивая народам этих территорий известные права. СССР добивался включения в Устав постановлений, которые создали бы максимальные возможности развития колониальных народов и предоставления им не только права на самоуправление, но и на самоопределение. В это же время была принята Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий в качестве XI Главы Устава ООН, которая придала постановлениям это этого документа о колониальных народах мировой охват.

Размах требований населения зависимых территорий Африки получить независимость и признания их международным сообществом увеличивалось огромными темпами, но принципы Устава по проблеме деколонизации очень медленно применялись. Тогда была созвана Генеральная Ассамблея 14 декабря 1960 г. Существенная роль в том, что на XV сессии
Генеральной Ассамблеи 1960 года была предложена, а впоследствии и провозглашена Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, явившаяся самой значительной акцией ООН в борьбе с колониализмом, принадлежит именно СССР.
Внесенный на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН Председателем Совета Министров СССР Н.С. Хрущевым проект декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам содержал требование о безотлагательном предоставлении всем колониальным странам и народам полной независимости и свободы и о ликвидации всех опорных пунктов колониализма. На 15-й сессии ГА ООН в связи с принятием в ООН большой группы африканских стран из числа бывших колоний Франции в Западной и Экваториальной Африке афро-азиатская группа в численном отношении значительно возросла (45 из 99 стран - членов ООН). Это не могло не привести к усилению мощи и влияния афро-азиатского блока государств в ООН.Когда был представлен советский проект Декларации, только девять государств (США, Англия, Франция, Бельгия, Португалия, Испания, ЮАР, Австралия и Доминиканская Республика) при голосовании воздержались, проявив в этой форме свою солидарность колонизаторов и реакционных режимов. Группой афро-азиатских стран также был подготовлен проект данной Декларации, в основном отражавший принципы советского проекта. От подавляющего большинства стран эта декларация получила одобрение.

Таким образом, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам заявляла и заявляет, что подчинение народов иностранному влиянию, доминированию и эксплуатации противоречит основным правам человека, противоречит Уставу, и как результат - препятствие к поддержанию мира во всем мире. После ее принятия приблизительно 60 прежних колониальных территорий, населенных больше чем 80 миллионами людей, стали самоопределяющимися при помощи Организации Объединенных Наций. Принятие Декларации способствовало укреплению международной политической и правовой базы национально- освободительного движения. Вместе с тем она явилась недвусмысленным подтверждением Генеральной Ассамблеей права народов, находившихся под колониальным господством, в полной мере пользоваться правами, зафиксированными в Уставе.

Кроме того, Организацией Объединенных Наций в дальнейшем был принят еще ряд решений по проблеме деколонизации и обретения независимости странами африканского континента. ООН руководствуется резолюциями Генеральной Ассамблеи 1541 (XV) от 15 декабря 1960, которые посвящены социальному, экономическому и политическому развитию несамоуправляющихся территорий. Собрание в 1961 г. назначило Специальный Комитет по деколонизации с 17 членами - увеличенный до 24 членов в 1962 г. - чтобы корректировать действия
Декларации, и делать рекомендации на их реализацию (обычно упоминается как Специальный Комитет 24-х по Деколонизации / Специальный Комитет по Ситуации относительно Реализации Декларации о
Предоставлении Независимости Колониальным Странам и Народам). По предложению Комитета 24-х Ассамблея не раз обращала внимание Совета Безопасности на ситуации, чреватые угрозой международному миру и безопасности. В результате ее рекомендаций Совет Безопасности, например, расширил санкции против Южной Родезии в 1966 г., а также принял решение, осуждающее ЮАР за то, что она продолжала незаконно управлять бывшей подмандатной территорией - Юго-Западной Африкой (Намибией). В 1963 году на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи, для дополнения положений Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам была принята Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Вслед за принятием резолюции ГА ООН 1514 (XV) последовала целая серия документов подобного рода, касающихся проблем самоопределения: резолюция 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 года «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами», резолюция 2105 (XX) от 20 декабря 1965 года «Осуществление Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам» (в этом документе признавалась законность борьбы, которую ведут народы, находящиеся под колониальным господством, за право на самоопределение и предлагалось всем народам оказывать им материальную и моральную поддержку) и т.д .

Политическую, моральную и материальную поддержку национально-освободительные движения в основном получали от стран социалистического блока, и поэтому было логично что именно Советский союз активно выступал за предоставление независимости странам Африки. Принятие документа знаменовало кардинальное изменение расстановка сил в ООН. Большинство в ней больше не принадлежало союзникам США. Развивающихся стран стало больше, чем развитых. На смену американской «машине голосования» пришла новая схема распределения голосов: США и СССР приходилось теперь бороться за голоса развивающихся стран, которые могли использовать это соперничество в своих целях. Внутри развивающегося мира стало формироваться две подгруппы: условно «прозападные» страны и государства «социалистической ориентации», которые формально провозгласили своей целью строительство того или иного варианта «социального государства». Молодые государства относилась к соперничеству сверхдержав прагматично, стремясь получать помощь от каждой из них.

Неожиданно оказавшись в центре мировой политики бывшие колонии быстро привыкли к экономической помощи со стороны противоборствующих сверхдержав. После окончания Холодной войны и соответственно существенного сокращения объемов помощи со стороны СССР и США, экономики многих стран, которым оказывалась такая помощь оказались не способны развивать национальное производство. Следствием стал рост бедноты в странах Африки и научно-техническая отсталость бывших колоний.

Конголезский кризис

Говоря о процессе деколонизации в Африки нельзя опустить кризис, произошедший в Конго сразу же после обретения независимости. Получение колониальными странами политической независимости вовсе не решало всех их сложных проблем. Отсталость, нищета, отсутствие подготовленных кадров, племенная рознь - все эти проблемы обрушились на молодые независимые государства, резко контрастируя с надеждами на лучшую жизнь после ухода колонизаторов. К тому же их ресурсы и природные богатства стали объектом борьбы между старыми и новыми колонизаторами, между различными монополистическими группами.

Все эти противоречия в концентрированном виде проявились в ходе конголезского кризиса. С 1908 г. Конго официально являлось бельгийской колонией под названием Бельгийское Конго. Страна была чрезвычайно богата природными ресурсами: медная руда, уран, алмазы. Бельгия проводила политику экономической эксплуатации колонии в сочетании с элементами расизма и патернализма. Население Конго состояло примерно из 13 млн. черных аборигенов и 100 тыс. белых поселенцев, занимавших все руководящие посты в политической и экономической жизни.

В конце 50-х годов в Конго усилилось национально-освободительное движение. Уже в его рамках проявилась племенная рознь. Видную роль играли две организации, опиравшиеся на разные группы племен: Конголезское национальное движение во главе с Патрисом Лумумбой и Ассоциация народов баконго во главе с Жозефом Касавубу. В январе - феврале 1960 г. в Брюсселе состоялась конференция круглого стола, на которой проблемы Конго обсуждались с участием лидеров национально-освободительного движения. В результате переговоров бельгийское правительство было вынуждено принять предложение конголезских лидеров о предоставлении колонии независимости, провозглашение которой было намечено на 30 июня 1960 года. В мае в Конго состоялись выборы в парламент и в провинциальные собрания. Президентом страны стал Касавубу, было сформировано правительство во главе с Лумумбой.

30 июня Конго было официально провозглашено независимым государством. Страна столкнулась с громадными трудностями: бедность, нищета, племенная рознь, стремление западных монополий удержать господствующие позиции в экономике. С начавшимся отъездом бельгийцев проявились нараставшие сложности в организации управления политической и экономической жизнью. Катастрофически не хватало подготовленных кадров - к провозглашению независимости всего 17 конголезцев имели дипломы университетов, то есть законченное высшее образование. Получение независимости не решало всех этих проблем.

Бельгийцы, которые не хотели терять доходы от добычи ресурсов в Конго поддержали инициативу Чомбе – отделить самую богатую ресурсами провинцию Катангу от Конго. Вскоре ситуацией в Конго заинтересовались и другие державы, СССР и КНР готовы были оказать военную поддержку Патрису Лумумбе, который был намерен бороться с сепаратистами. К тому времени ситуацией в Конго заинтересовались США, которые не были заинтересованы в военном присутствии Советского союза в Африке, поэтому предложили урегулировать ситуацию при содействии Совета Безопасности ООН. Несмотря на то, что для урегулирования ситуации в Конго были направлены 20 тысяч миротворцев, Патрис Лумумба все равно решил обратится за помощью к СССР. По его просьбе, СССР направил в Конго 20 транспортных самолетов с экипажами и 100 грузовиков, а также группу советников. Действия Лумумбы вызвали недовольство части конголезских руководителей, не желавших проникновения Советского Союза в Конго. Лумумба был арестован и выдан для суда в Катангу, где позднее был казнен. Его сторонники, продолжавшие бороться с сепаратистами были разгромлены. В 1963 году силы ООН разгромили Чомбе, в 1964 году, когда ситуация стабилизировалась миротворческие силы, были выведены из страны. В том же году правительство возглавил вернувшийся в страну Чомбе и при поддержке Бельгии окончательно разбил силы сторонников Лумумбы.

В ноябре 1965 г. президентом Конго был избран генерал Мобуту. Опираясь на конголезскую армию, он покончил с остатками сепаратизма и стал проводить курс на африканизацию во внутренней и внешней политике. Одним из первых символических шагов на этом пути стало переименование страны в Заир.

Конголезский кризис выявил опасность внутренних конфликтов в молодых независимых государствах. Почва для этих конфликтов была подготовлена: экономические и политические проблемы, слабость нового аппарата управления, трайбализм и межплеменная рознь. Прежние колониальные метрополии использовали самые различные рычаги для сохранения своего влияния в бывших владениях. Вместе с тем в обстановке холодной войны США и СССР повели борьбу за влияние на молодые независимые страны; африканская периферия включалась в качестве объекта в биполярное противостояние Ялтинско-Потсдамской системы.

Конголезский кризис показал возможности ООН и их ограниченность при разрешении кризисов такого рода. С одной стороны, операция «голубых касок» способствовала нормализации положения в Конго. С другой стороны, недостаточно четкий мандат сил ООН и сложности в организации самой операции затрудняли ее проведение.

Модели деколонизации

В деколонизации можно выделить как минимум четыре модели: передача власти конституционным путем через диалог метрополии с национальными общественно-политическими силами (“независимость сверху”), признание метрополией независимости колонии в результате ее вооруженной борьбы (“независимость снизу”), смешанная модель и отвоевание территорий уже бывшей колонией. (В ходе Второй мировой войны произошел распад еще одной колониальной империи – Японской, модель которого представляла собой освобождение японских колоний (Корея, Тайвань, фактически Маньчжурия) военным путем извне, войсками СССР и США.)

Первая модель – поэтапное предоставление независимости сверху в результате последовательных административных реформ– характерна для большинства стран колониальной системы. Во многих из них происходили масштабные протестные движения, имевшие целью давление на колониальные власти (Индия, Бирма; Гана и другие страны Африки). В странах этой модели могли иметь место и вооруженные восстания, но империи, пусть не сразу, успешно справлялись с ними и независимость предоставляли не под угрозой полной утраты контроля, хотя всплеск недовольства учитывали (Мадагаскар– партизанская война 1947–1948гг., Малайя– восстание коммунистов-китайцев 1948–1960гг., Кения – восстание Мау-Мау 1952–1956гг.). И все же в новейшей западной историографии подчеркивается, что особый британский путь деколонизации – миф, так как суровые меры при подавлении восстаний в Малайе и Кении однотипны с колониальными войнами французов и голландцев .

Вторая модель – “независимость снизу” – была осуществлена в меньшем количестве колоний, но в Нидерландской и Французской империях таким путем освободились их главные, наиболее ценные владения– Нидерландская Индия (Индонезия), французские Вьетнам и Алжир. Метрополии в этих случаях не только грубо просчитались в оценке степени приемлемости своей власти, но и упорно пытались восстановить ее военными средствами, что было контрпродуктивно. К этой же модели можно отнести британскую подмандатную Палестину, где в середине 1940-х гг. конфликт между арабами и евреями вышел из-под контроля колониальных властей. В истории Британской империи это единственный случай, когда британцы, играя на противоречиях двух этнорелигиозных общин, обыграли сами себя. К модели “независимость снизу” относится и деколонизация Адена, откуда британцев в 1967г. буквально выдавили левые повстанцы и те спешно ушли без какой-либо передачи власти.

Третья модель – смешанная – представляет собой сочетание первых двух. К ней можно отнести португальские колонии в Африке, где организованное левыми партиями вооруженное сопротивление колониальному правлению началось в 1960-е гг. и было упорным, хотя независимость была получена только благодаря смене режима в метрополии – “революции гвоздик” 1974г. В ту же модель вписывается Кипр, где в условиях террора со стороны организации греков-националистов британцы в 1955г. были вынуждены ввести чрезвычайное положение по типу Малайи и Кении, а через четыре года сочли за лучшее передать власть киприотам, пока не стал реализовываться палестинский сценарий.

По четвертой модели – отвоевание территорий уже освободившимся государством, причем не у бывшей метрополии – произошла деколонизация португальских владений Гоа, Даман и Диу в 1961г., когда Республика Индия ввела туда войска и аннексировала их в одностороннем порядке. Эта модель ограничивается одним случаем из-за редкого сочетания: Индия как одна из немногих достаточно сильных стран “третьего мира” и Португалия как наиболее слабая из колониальных держав.

На время предоставления каждой колонии независимости влияли несколько факторов: степень развития национально-освободительного движения, налаженность конструктивных связей властей метрополий с местными элитами, степень давления сверхдержав, степень экономической и военной ценности колонии для метрополии. У стран с развитыми формами протеста против колониального правления (будь то кампании гражданского неповиновения, как в Индии, Гане, или масштабная борьба населения с оружием в руках, как в Индонезии или Вьетнаме) было больше шансов получить независимость раньше.

В то же время приходу независимости способствовали тесные связи и взаимопонимание метрополии с национальными силами. Стимулировало деколонизацию и давление одной из сверхдержав, причем оно колебалось исходя из конъюнктуры холодной войны. Так, в годы Корейской войны 1950–1953 гг. США нуждались в поддержке колониальных держав, а по ее окончании, в 1956 г., заняли жесткую позицию в отношении англо-французской агрессии против Египта. В некоторых случаях США и СССР оказывали давление на европейскую державу параллельно (образование Израиля, Суэцкий кризис). Наконец, чем ценнее была колония с экономической точки зрения или чем стратегически выгоднее она была расположена, тем меньше– при прочих равных– у нее было шансов получить независимость скоро (Алжир с его нефтью, Малайя с ее каучуком и оловом, стратегически выгодно расположенные колонии– Кипр, Сингапур, Занзибар, Аден). Однако этот фактор не стоит абсолютизировать, так как в ряде случаев ценность колонии как раз вынуждала колониальную власть идти на уступки национальным силам ради сохранения позиций после независимости (Цейлон, в какой-то мере Малайя).

Важным мотивом, регулировавшим сроки деколонизации Британской империи, был курс метрополии на послевоенную стабилизацию фунта как мировой валюты. В 1950-егг. финансисты Сити отводили в этом процессе видную роль именно колониям. В 1958г. полная конвертируемость фунта была восстановлена, после чего в финансовых кругах решили, что британская валюта больше выиграет, если выйдет за пределы стерлинговой зоны. Вместе с ценностью империи для фунта уменьшались и экономические препятствия для деколонизации . Каскадное предоставление колониям независимости было прямым следствием смены финансового курса. Правда, такой курс закончился чередой кризисов фунта и его девальвацией в 1967г., но к тому времени большинство британских колоний успели получить независимость.

Вместе с тем следует учитывать, что часть колониальных элит не всегда стремились получить самоуправление сразу: как и британцы, она порой выступала за постепенность, сознавая трудности на пути государственного строительства, в том числе рождаемые трайбализмом.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!