Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Государственный и общественный строй русского централизованного государства. Складывание Русского централизованного государства

Русское централизованное государство по общественному строю можно охарактеризовать как феодальное, а по форме правления - раннефеодальную монархию.

Таким образом:

  • - Изменяется состав класса феодалов. Появляется группа служилых князей, составлявших феодальную верхушку. Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству потеряли свою самостоятельность, но сохранили право собственности на землю.
  • - В этот период меняется смысл самого термина «боярин». Он означает не только принадлежность к определенной социальной группе, а придворный чин, жалованный Великим князем. Вторым придворным чином стал чин окольничего.
  • - Формируется новая социальная группа - дворянство. Это мелкие феодалы, наделявшиеся Великим князем землей под условием несения службы (прежде всего военной). Дворяне нуждались в сильной власти для защиты своих интересов. Поэтому они становятся опорой великокняжеской власти.
  • - Существенные изменения происходят и в правовом положении крестьянства. Крестьяне делились на две категории: чернотяглые крестьяне, не находившиеся в зависимости от какого-либо конкретного владельца - феодала; владельческие, которые жили на землях, принадлежащих тому или иному вотчиннику или помещику. Последние состояли из старожилов, новоприходцев, серебренников, бобылей, половников.

К феодально-зависимому населению относились монастырские крестьяне - монастырские детеныши, подсуседники и другие.

На низшей стадии общественной лестницы находились холопы, которые работали во дворах князей и феодалов (тиуны, ключники). Их число заметно сократилось, так как часть их сажали ни землю. К тому же Судебник 1497 г. ограничивает источники холопства. Холопами становились лишь в случае женитьбы на лицах аналогичного состояния, при самопродаже, по завещанию. Поступление в сельское тиунство также влекло за собой холопство, но остальные члены семьи оставались свободными. В городах же положение было иное - поступление в услужение «по городскому ключуЙ» не влекло холопского состояния.

В 14-15 веке положение крестьянства было очень тяжелое. Факторами, которые усиливали эксплуатацию были:

  • - необходимость средств для уплаты дани;
  • - стремление феодалов и государства извлечь максимальную прибыль из крестьянского труда;
  • - раздача государственных земель дворянскому войску;
  • - рутинное состояние феодальной техники и т.д.

Все это побуждало крестьян к поиску тех мест, где феодальный гнет был более умерен. Участились крестьянские переходы («выходцы»), а то и просто бегства в южные и северные земли. Возникла необходимость ограничить «выходы» крестьян. Вначале запрет перехода оговаривался в между княжеских договорах. В 15 веке крепостничество приняло упорядоченный характер, в следствии регистрации зависимого населения. Переход крестьянина был только один раз и году - за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него. Это положение было закреплено в Судебнике 1497 г. в ст. 57.

В период централизации российского государства происходит и изменение государственного строя.

В первую очередь следует отметить усиление власти великого князя. Этому способствовало ограничение иммунитетных прав феодалов, особенно удельных князей. Ликвидируется политическая обособленность княжеств. Падение Византии обусловило возвеличивание московского государя. Бегство ордынского войска на Угре в 1480 г. означало становление независимости русской земли. Формируются государственные атрибуты византийского типа - герб и регалии. Брак Ивана 3 с племянницей византийского императора Софьей Палеолог укрепил историческую преемственность от Византии. 19 января 1547 года венчался на царство Иван 4. К его титулу «государь и великий князь Московский» добавлялось слово «царь», что приравнивало Ивана Грозного к императору «Священной Римской империи». Византийский патриарх и все восточное духовенство признали за ним царский титул. Ликвидация самостоятельных княжеств и уделов означала упразднение системы вассалитета. Все население стало подданным Московского великого князя и должны были служить государю. Юрисдикция по наиболее важным делам на местах передавалась государственным органам.

Великий князь как глава государства был наделен широким кругом прав, обладал высшей законодательной, судебной властью и исполнительной.

К 15 в. сформировался такой орган, как Боярская дума. Это был постоянно действующий орган со стабильным составом, в который входили думные чины. Боярская дума не имела четко очерченной компетенции, но могла принимать решения по наиболее важным вопросам жизни государства.

Начинают отмирать феодальные съезды по мере централизации государства.

В конце 15 в. начинается перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную, что было показателем дальнейшей централизации Русского государства.

Судебная система была громоздкой и сложной и состояла из ряда инстанций: суд наместников (воевод), приказной суд, Великого князя или суд Боярской думы. Местное управление состояло из наместников в уездах и волостелей в волостях.

Очень велика была роль церкви в государственной организации. Противоречивым было ее отношение к проблеме централизации Русского государства. Среди церковных иерархов того времени были и горячие сторонники укрепления государственного единства Руси, и силы, которые оказывали упорное сопротивление этому процессу.

В организационном отношении Церковь представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит. В 1448 г. русская Православная церковь стала автокефальной - самостоятельно по отношению к вселенскому патриарху, который сидел в Византии. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии. До 15 в. русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Теперь же они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей.

На рубеже 14-15 вв. в России сформировалось централизованное государство, знаменовавшие окончание периода феодальной раздробленности. Теперь Русское государство обретает могущество, расширяет свои границы.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Общественный строй

По общественному строю русское централизованное государство можно характеризовать как феодальное, а по форме правления - раннефеодальную монархию. В обществе феодального периода классовое различие населения фиксировалось установлением юридического места каждого разряда населения или делением на сословия.

Если в период раздробленности иерархия класса феодалов была относительно стабильной, то в XV веке удельные князья стали служилыми князьями великого московского князя "княжатами". Существенно ослабло экономическое и политическое значение боярской знати, подавленной в результате сопротивления централизации. Они уже ни имели "права отъезда" к другому сюзерену, ибо последовало лишение вотчины и обвинение в измене. Прекращается выдача иммунитетных грамот, изымаются судебные функции. Одновременно усиливается значение средних и мелких феодалов и возвышается формирующееся дворянство. Централизованное государство нуждалось в сильное армии и бюрократическом аппарате. Эту задачу могли выполнять дворяне, владеющие поместьями и зависимые от великого князя.

По экономическому положению феодалы разделялись на бояр (владельцы вотчин), дворян (владельцы поместий). Само значение термина боярин стало неоднозначным. На верхней ступени находились "введенные бояре". Чин "введенного боярина" торжественно объявлялся и давался за службу или за особые заслуги именитым боярам. Чины приравнивались к государственным должностям.

На второй ступени был чин "окольничего", носителем которых были мелкие удельные князь и знатные бояре, не вошедшие в состав "бояр введенных". Остальные бояре слились с "детьми боярскими" и дворянами. Одним из них получали чины думных дворян и думных дьяков, другие чины стольников дворян московских, дворян городовых. Дворяне (от слова "слуга над дворским") и помещики (производное от слова "испоместить" на земле и за службу) возникали еще в Ростово-Суздальском княжестве, но как социальная группе и в Московском государстве формируется во второй половине XV в.

Служба в аппарате государства в Московском княжестве считается привилегией. Постепенно отмирает дворцово-вотчинная система управления. Дворецкий уже не занимается княжеским хозяйством, а вместе с казначеем и, опираясь на дьяков, контролирует администрацию на местах и осуществляет судебные функции по наиболее важным делам. Конюший становится главой Боярской думы.

Кравчий занимается вопросами продовольствия и снабжения. Ловчие, сокольничьи, постельничьи занимаются государственными делами и могут оказывать влияние на решение важных вопросов.

В этот период произошли и изменения в правовом положении крестьян (крестьянин - производное от слова христианин, возникло в XIV в.). В ХV в. крестьянин не был уже свободным, он платил подати или государству или феодалу. Государственные крестьяне назывались черными или чернотяглыми (" тягло" - сумма налогов на общину), или черносошными ("соха" - единица обложения, равная 5О десятинам земли). У этой категории крестьян за поступление податей в казну отвечала вся община. Община ведала землями, защищала от посягательств, принимала новых поселенцев, оказывала судебную защиту членов распределяла размеры сборов и повинности. В XV - XVI вв. сельская община укрепилась, так как эта форма организации была удобна и государству и крестьянам.

Частновладельческие крестьяне платили подати феодалам в виде продуктов и отрабатывали барщину.

Форма феодальной зависимости позволяет делить частновладельческих крестьян на разряды:

а) старожильцы- крестьяне, исстари жившие на черных землях или в частных владениях, имевшие свое хозяйство и несшие государево тягло или повинность феодалу;

б) ново подрядчики (новоприходцы) - обедневшие, потерявшие возможность самостоятельно вести хозяйство и вынужденные брать наделы у феодалов и переходить в другие места (через 5-6 лет они превращались в старожильцев);

в) серебряники - крестьяне, задолжавшие деньги (серебро) под проценты ("в рост") или под погашение долга работой у феодала ("под изделье");

г) должники-серебряники - давшие долговую записку ("кабальная запись") становились кабальными людьми;

д) половники - обедневшие крестьяне, исполу (до 50% процентов) обрабатывающие на своих лошадях феодальную землю;

е) бобыли - обедневшие люди (земледельцы и ремесленники), обязанные повинностями перед феодалом или денежным оброком перед государством;

ж) страдники-холопы - холопы, посаженные на землю и несшие барщину.

К феодально-зависимому населению относились монастырские крестьяне (монастырские детеныши, подсуседники и др.).

На низшей стадии общественной лестницы находились холопы, работавшие во дворах князей и феодалов (ключники, тиуны). Их число заметно сократилось, т.к. часть их сажали ни землю. К тому же Судебник 1497 г. ограничивает источники холопства. Холопами становились в случае женитьбы на лицах аналогичного состояния, по завещанию, при самопродаже. Поступление в сельское тиунство также влекло за собой холопство, но остальные члены семьи оставались свободными. В городах же положение было иное - поступление в услужение "по городскому ключу" не влекло холопского состояния.

Судебник 1550 года еще более ограничивает источники холопства: тиунство не влечет за собой холопство без специального договора (ст.76).

В XIV - XV веке положение крестьянства было очень тяжелое. Факторами, усиливающими эксплуатацию были:

· стремление феодалов и государства извлечь максимальную прибыль из крестьянского труда;

· необходимость средств для уплаты дани;

· раздача государственных (общинных) земель дворянскому войску;

· рутинное состояние феодальной техники и т.д.

Все это побуждало крестьян к поиску тех мест, где феодальный гнет был более умерен. Участились крестьянские переходы ("выходцы"), а то и просто бегства в северные и южные земли. Возникла необходимость ограничить "выходы" крестьян. Вначале запрет перехода оговаривался в между княжеских договорах. В XV веке крепостничество приняло упорядоченный характер в следствии регистрации зависимого населения. Переход крестьянина был только один раз и году - за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течении недели после него. Судебник 1497 г. закрепил это положение (ст.57). Для "выхода" крестьянин должен был заплатить один рубль " в полях" и пошлину в менее плодородных местах.



Судебник 1550 года подробнее регламентировал "отказы" (переходы), повторив тот же срок перехода. Вместе с тем установил, что "пожилое" платится "с ворот", а не каждым поколением совместно проживающей семьи. Сумма "пожилого " увеличивалась до двух алтынов. Таким образом, Судебники 1497 и 1550 годов сыграли важную роль в оформлении крепостной зависимости.

Специфика образования единого Русского государства

В научной литературе образование централизованных государств в Западной Европе связывается с экономическими и классовыми при­чинами. Рано возникший капиталистический уклад привел к форми­рованию третьего сословия (буржуазии), которое стало опорой коро­левской власти в противодействии сепаратизму феодалов.

С опорой на часть дворянства укреплялась монархическая власть.

На Руси экономическое развитие могло выполнять лишь роль оп­ределенного условия, так как расстановка политических сил была со­всем не такой, как в Европе. В целом все классы и сословия русского общества были заинтересованы в сильном национальном государстве. Лишь небольшая часть боярства выступала против усиления велико­княжеской власти, но не против единого государства. На Руси объе- динение диктовалось идеологическими аспектами и внешней опасно­стью (борьба с Ордой и угроза западной агрессии).

Такой характер централизации определил различные научные подходы к данной проблеме. Некоторые исследователи считают, что единое и централизованное государство на Руси - понятия не одно­значные. Во всяком случае, централизация аппарата продолжалась на Руси в XVI в. и во время деятельности сословно-представительных органов. Поэтому нельзя ограничить развитие централизации узкими хронологическими рамками.

От великокняжеской к царской власти

До конца XV в. отношения московского князя с главами кня­жеств строились на договорах, позже развиваются отношения под - данства. Титул великого князя в XV в. означал верховенство русского монарха над остальными князьями, царем именовался хан Орды как суверен над зависимой Русью. Но задолго до обретения независимо­сти источники называли русского государя "царем и самодержцем". Самодержавие означало обретение внутреннего суверенитета, когда монарх независимо "держал" свое государство.

С падением Византии (1453 г.) московский князь стал главой крупнейшего в мире православного государства, преемником визан­тийских императоров. На Русь переходит византийская государствен­ная символика (герб и регалии). Женитьба Ивана III на племяннице византийского императора Софье Палеолог укрепила историческую преемственность от Византии.

3 февраля 1498 г. в Успенском московском соборе впервые коро­новался на великое княжение внук Ивана III царевич Дмитрий. Власть московских князей получила освященный Богом авторитет, и на предложение германского императора пожаловать ему королевский титул Иван III ответил: "Мы, Божьей милостью, государи в своей земле изначала, а постановление имеем от Бога".

В октябре 1505 г. скончался Иван III - выдающийся государст- венный деятель, создатель единой Руси. Престол принял его сын от второго брака с Софьей Василий III. Впервые Москва перешла к нему без деления на уделы. Новый монарх успешно боролся с сепаратиз­мом и многое сделал для процветания Руси. После его смерти в 1533 г. усилились притязания на власть царских родственников.

Едва достигнув зрелости, его сын Иван IV в 1547 г. впервые вен­чался на царство. Слово "царь", добавленное к титулу "государь и ве­ликий князь московский", делало Ивана IV равным римскому кеса­рию, ставило выше королей и ордынских ханов. Устами митрополита во время венчания была высказана государственная политическая программа: укреплять правду в союзе с Церковью, усиливать мощь православной Руси. Царский титул за Иваном IV признало все вос­точное духовенство, в православных церквах по всей Европе моли­лись за его здравие.

В первой половине XVI в. был ликвидирован вассалитет феода­лов и князей в отношениях с царской властью. Его заменили отноше­ния подданства монарху. Аристократия и дворянство обязаны были служить государю. Юрисдикция феодалов в собственных владениях ограничивалась, все важные уголовные дела переходили к подсудно­сти государственного суда.

Власть русского монарха была огромной, она считалась выше светских законов, не была ограничена нормами права. Монарх был верховным исполнителем военных, дипломатических, судебных и иных функций. На Западе весьма популярны теории о деспотическом характере русской государственности, своеволии русских монархов и бесправии подданных (Р. Пайпс, Ф. Карр, Ч. Гальперин). При этом основной упор делается на опричные аномалии царствования Ивана IV, что было явлением исключительным. Отношения монарха с под - данными строились на Руси не столько на правовых, сколько на нрав­ственно-религиозных основаниях. Монарх всегда сохранял ответст­венность перед Церковью. В практической политике его действия со­гласовывались с политическими верхами общества и интересами го­сударства.

Государство и Церковь

Русская Церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важнейшую роль в становлении незави­симой и могущественной России. Церковь не претендовала на роль политического лидера, не стремилась к верховенству над светской властью, но оказывала огромное влияние на политику и обществен­ную духовность. Глава Русской Церкви московский митрополит до XV в. назначался в Византии. Византийский патриархат не прочь был воспользоваться мощью и финансами России, сохраняя над ее Церко­вью собственный контроль. На протяжении многих веков стремился к экспансии в России католический Запад.

В 1439 г. между Византией и католическим миром была заключена уния во Флоренции. Византия старалась заручиться поддержкой Запада в борьбе с Турцией. Унию активно поддержал московский митрополит грек Исидор. Но у Руси были веские причины опасаться подобного союза, поскольку Запад всегда стремился нажить собственный капитал на русских интересах. К тому же в стране сложилась национально­замкнутая религиозная идеология, к католичеству на Руси относились недоверчиво. В Москве унию не поддержали, Василий II стремился к независимости главы Русской Церкви от константинопольского патри­архата. В 1448 г. был впервые избран митрополитом русский епископ Иона, хотя митрополиты по-прежнему утверждались в Византии.

В 90-е годы XY в. Иван III добился права назначения митрополи­та без согласия Византии.

Боярская дума

В XIV-XV вв. аморфный совет при князе стал приобретать черты постоянно действующего органа с постоянным членством. На его ос - нове сформировалась Боярская дума. В состав Думы входили высшие иерархи, до начала XYI в. она состояла почти исключительно из бояр и окольничьих. Численный состав Думы в начале XVI в. не превышал двадцати человек. При назначении в ее состав великий князь считался с традицией, согласно которой предпочтение отдавалось самым знат­ным фамилиям. Члены Думы выполняли высшие дипломатические и военные миссии, важнейшие государственные поручения.

Одновре­менно из ее состава стала выделяться "ближняя дума" доверенных лиц князя, с которыми он советовался в особо важных случаях. На­пример, Василий Ш перед смертью в узком кругу обсуждал свое за­вещание. Аристократический состав Думы предопределил местниче­ство - споры за старшинство, которые мешали достижению единства мнений. В распоряжении Думы имелся штат дьяков - образованной прослойки, ведавших документацией, делопроизводством и подго­товкой вопросов. Чем значительнее были споры бояр, тем больше бы­ли реальные возможности дьяков решать дела, минуя их.

Строгого регламента в работе Думы не было, но в ее руках со­средоточились высшая административно-распорядительная деятель­ность и законодательные установления ("приговоры") по важнейшим делам. Формально монарх мог не принимать во внимание решения Думы, но чаще всего добивались единогласия. Документы гласили: "Царь указал, а бояре приговорили". Роль Думы возросла после смер­ти Василия III, когда малолетний Иван IV и вдовствующая княгиня Елена не могли оказывать серьезного влияния на государственные дела. Власть сосредоточилась в Думе у нескольких боярских фами­лий, споры за власть обострились, создались условия для конфликта аристократии с великокняжеской властью.

В середине XVI в. в Боярскую думу стало проникать дворянство. В опричные годы Дума раскололась на опричную и земскую.

С началом деятельности Земских соборов высшая власть перешла к ним, "одворяненная" Дума теряла былое значение.

К концу XVI в. состав Думы увеличился, а во время Смуты нача - ла XVII в. ее роль вновь возросла. Бояре решали важнейшие государ­ственные дела и руководили страной в отсутствие монарха. В конце XVII в. состав Думы превышал 150 человек. Но постепенно она пре - вращалась в патриархально-устаревшее учреждение и была ликвиди­рована при Петре I.

Дворцово-вотчинная система управления периода раздробленно­сти не отвечала потребностям единого государства. В XV в. монарх назначал представителей центральной власти - наместников и волос­телей. Это были крупные феодалы, осуществлявшие на территории княжеств судебно-административные, финансовые и иные функции. Такой порядок управления противоречил потребностям государства. С конца XV в. функции наместников стали ограничиваться, возникли новые органы - приказы, совмещавшие в себе централизованное, функционально-территориальное, независимое от феодальной подчи­ненности управление.

Приказ возглавлял боярин или крупный дворянин, в его распоря- жении находился штат дьяков, подьячих и иных должностных лиц. Приказ размещался в приказной избе и имел своих уполномоченных и представителей. Приказные служащие были достаточно образованны и часто назначались из дворян. Общий контроль над приказом осуще - ствляла Боярская дума, но самостоятельность приказов возрастала вместе с расширением числа приказных служащих.

В княжение Василия III стали создаваться дьяческие семейства с наследственной профессиональной ориентацией. Смена политических курсов в государстве сопровождалась "перетряской" дьяческого со­става. Каждый приказ ведал определенным направлением деятельно­сти: Посольский - дипломатической службой, Разбойный - борьбой с преступностью, Ямской - ямской службой, Казенный - государствен­ными финансами, Поместный - наделением землей и т.д. В приказах существовало упорядоченное письменное делопроизводство. Они бы­ли судебными органами для своего аппарата и рассматривали дела в соответствии с направлением деятельности.

К середине XVI в. сложилась приказная система, число приказов продолжало расти, и в середине XVII в. их было около пятидесяти, что приводило к дублированию функций. Приказные служащие со­ставляли уже вполне замкнутую общественную группу. В 1 640 г. бы­ло запрещено принимать в штат приказов лиц из других сословий, кроме дворян и детей приказных служащих. При Петре I приказы бы­ли заменены коллегиями.

Местное управление

В едином государстве долгое время сохранялись вотчины и удельные княжества периода раздробленности, где управление осу­ществляли местные администрации вотчинников и князей. В дерев­нях действовали органы общин без должного контакта с княжеской администрацией. Наместники и волостели из центра были проводни­ками власти князя. В городах граждане могли собираться на вече, долгое время не упразднялись посадники и тысяцкие.

На смену этой разноликости местного управления в XVI в. при­шла системность. Впервые в России были проведены реформы местно­го управления с предоставлением самоуправления самим гражданам.

Национальный характер государства

Единое Русское государство складывалось как многонациональ­ное. В его состав входили не только славянские народы, но народы Поволжья, Сибири, Кавказа и т. д. В западной литературе весьма по­пулярны теории имперско-диктаторского характера России как госу-

ТЛ _____________________________________________________________________________________ W W

дарства национального угнетения. В поток этой исторической лжи внесли вклад и марксисты-ленинцы: в не столь уж далеком прошлом Россия представлялась как "тюрьма народов" и "жандарм Европы".

Следует иметь в виду, что на территории будущей России было три реальных политических претендента на роль объединителя: Лит - ва, Москва (выигравшая борьбу с Тверью) и Казанское ханство в сою­зе с осколками Орды. Эти три конгломерата довольно легко ассими­лировали взаимные территории, а их феодалы могли отъезжать для службы за рубеж. Их население могло проявлять взаимную жесто­кость, политические главы могли совершать ошибки и практиковать террор. Однако Русь оказалась более приспособленной к объедине- нию народов, нежели ее соперники. Отметим несколько моментов. Религиозные трения во всех трех центрах были значительны, а рели­гии различны, но Русь не проявляла такой жестокости к иноверцам, как в мусульманских регионах, не практиковала массовых преследо­ваний католиков. На это указывали западные авторы, побывшие в Ру­си. Веротерпимость подготовила союз русских с мусульманскими на - родами, предпочитавшими союз с Русью, а не с единоверцами. У на - родов, входивших в состав Руси, сохранялись собственный нацио­нально-религиозный быт и правовые системы. При всей сложности отношений и войнах, завоеваниях и взаимных насилиях Россия не создала ни в какие времена таких откровенно грабительских колони­альных империй, какие были созданы Англией и Францией. Пожалуй, ни одно государство мира не может похвастаться таким количеством сознательных вступлений в ее состав, как Россия. Именно объектив­ная приспособленность к роли лидера сделала Русь центром многона­ционального государства.

Почти два века занял процесс объединения самостоятельных русских княжеств в единое государство. Завершающий этап объ­единения - прежде всего время правления Ивана III (1462-1505) и его сына Василия III (1505-1533). В 1468 г. Окончательно включено в состав Московского госу­дарства Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское, в 1478 г. - Господин Великий Новгород, в 1485 г. - Тверское княжество. Хотя Псков и Рязаньеще были формально независимыми, при­соединение Твери означало создание единого государства вокруг Москвы. Именно с этих пор Иван III называет себя Государем Всея Руси, а великое княжество Московское становится Русским государством. С присоединением к Москве Василием III Пскова (1510 г.), Смоленска (1514 г.), Рязани (1521 г.) процесс объедине­ния русского государства был в основном завершен. Возникнове­ние единого многонационального государства способствовало развитию экономики, освоению внутренних земель, ликвидации феодальных усобиц. Почти во всех странах Западной Европы объединительный процесс проходил в XVI в. В условиях рыночной экономики. Были необходимы активные деловые связи между регионами. Развитие городов, ремесленного производства, торговли вели к разрушению феодальной замкнутости, отмене таможенных пошлин. Королев­ская власть в европейских странах была заинтересована в росте на­селения городов, ибо оно помогало королям бороться с феодаль­ным сепаратизмом и объединять земли в единое государство. На Руси процесс объединения происходил в иных условиях. Первые попытки объединения появились ещев XII-ХШ вв. во Владимиро-Суздальском княжестве. Однако монголо-татар­ское нашествие помешало этому, задержав процессы экономичес­кого и политического объединения. Движущей силой этих про­цессов(в отличие от Западной Европы) было развитие феодальных отношений, дальнейшее усиление вотчинного и по­местного землевладения. Этот процесс более активно проходил на северо-востоке Руси. Что касается городов Руси, то они в это время не имели боль­шого значения и пока не были центрами зарождающихся рыноч­ных отношений, как в Западной Европе. Процесс первоначаль­ного накопления капитала еще не начался. Светская власть и духовенство тратили средства на покупку земель, сокровищ, а нена развитие промышленности. Следовательно, на ранних этапах объединения русских земель преобладали политические причины, желание освободиться от монгольского ига, стремле­ние защитить странуот западной агрессии со стороны Литвы, Польши и Швеции. К объективному фактору прежде всего относится то, что Мос­ковская земля была территорией, где началось формирование ве­ликорусской народности. Географическое положение Москвы обеспечивало ей некоторуюбезопасность, что способствовало притоку жителей. Поэтому население отличалось наибольшим благосостоянием. Москва располагалась на перекрестке сухопутных и речных торговых путей, связывавших русские земли.Она была удобным пунктом обмена. В Москве были сосредоточены важные в хозяй­ственном и военномотношении ремесла. Главными отраслями московского ремесленного хозяйства стали обработка металла, кузнечное, литейное дело, производство оружия. Московские ре­месленники достигли высокого уровняв строительном деле. Субъективный фактор - активная политика московских князей. Особенно повысилась роль Москвы в период княжения Ива­на Калиты (1325-1340). Его политика служила укреплению фео­дального строя, поступательному развитию русского общества. Она была жестокой, нов то же время способствовала государ­ственной централизации. В этом же направлении проводил по­литикуи князь Дмитрий Иванович (1363-1389), прозванный за Куликовскую битву Донским. В его правление закрепилась веду­щая роль Москвы в объединении русских земель. Этому способ­ствовала и православнаяцерковь. Из Владимира в Москву при Иване Калите была перенесена кафедра митрополита, что сдела­ло Москву церковной столицей Руси.

Русь в период становления единого централизованно­го государства становилась раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, который с конца XV в. именовался государем всея Руси. С этого времени он обладал большими правами в области законодательства, управления и суда и объединял под своей властью всех местных князей - своих вассалов. Централизованное управление соседними землями осуществлялось наместниками монарха - путными боярами. Складывалось самодержавие, являвшееся формой ограниченной, а не абсолютной монархии: власть единого монарха ограничилась властью правителей, князей на местах.

Великий князь не мог управлять государством без Боярской думы. Также он должен был считаться с системой местничества и предоставлять места в зависимости от знатности происхождения. Положение Боярской думы в XV-XVI вв. было неоднозначным. Во время правления Василия 3 великому князю удалось подчинить ее своему влиянию. Позднее роль думы снова возросла. Бояре в XV-XVI вв. - приближенные к великому князю люди.

Концентрация власти в руках великого князя происходила параллельно ограничению прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей перешло от вотчинников к государственным органам. Светская и церковная знать утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям - убийству, разбою и краже с поличным.

Политическое закрепление власти московского князя связано:

    с бракосочетанием в 1472 г. Ивана III с представительницей Византии Софьей - усилилось значение власти московских князей внутри государства и в Европе. Московские великие князья стали называться государями всея Руси. Священный символ - двуглавый орел, появившийся на государственной печати князя, носит смысл единства светской и духовной власти;

    венчанием на царство Ивана Грозного в 1547 г. - глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемого по наследству. В своей деятельности Иван IV опирался на Боярскую думу, которая была постоянно действующим высшим органом государства в XV-XVI вв.

В 1549 г. в ее составе была учреждена Избранная дума (рада) из доверенных лиц. В состав Боярской думы входили профессиональные чиновники (думные чины), т.е. введенные бояре и окольничьи. Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы. Их созыв объявлялся царской грамотой.

Функции соборов: решали вопросы внешней и внутрен­ней политики, законодательства, финансов, государственного строительства; выполняли роль избирательного органа в период междуцарствия; выполняли роль совещательного органа.

Полномочия Боярской думы:

    решение вопросов государственного управления, суда, законодательства, внешней политики;

    контроль за деятельностью приказов и местных органов управления (по указу государя);

    внешнеполитическая деятельность государства (переговоры с иностранными послами, организация работы русских и иностранных послов, рассылка государевых грамот в соседние государства);

    руководство всем московским хозяйством во время отсутствия государя.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!