Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Страны G8 не смогли исключить Россию и сами вышли из "большой восьмерки". "Группа восьми" (G8, "Большая восьмерка"): история создания и задачи

Изначально это объединение включало шесть стран с крупнейшими на момент 1975 года экономиками: США, Англию, Францию, ФРГ, Италию и Японию. Спустя год этот своеобразный международный клуб пополнился Канадой и превратился в «Большую семёрку» (G7). Главной целью данного союза стало совместное преодоление экономического кризиса начала 70-х, причем страны-участницы сразу же приняли Декларацию, исключающую ведение агрессивной торговой политики, которая могла бы навредить партнерам. Очевидно, что в этом «клубе» нашлось бы и место для России, однако попала она в него только в 2002 году, причём, большинство постоянных участников высказалось за несколько странный формат «7+1». В любом случае, эксперты всего мира теперь именуют этот союз не иначе как «Большая восьмерка» или G8.

Саммиты Большой восьмерки

Если в первые годы образования этого элитарного клуба на повестке дня стояли проблемы мировой экономики, то сегодня на ежегодных встречах, которые называют саммитами G8, обсуждаются самые разные вопросы:

  • экология
  • гуманитарная помощь
  • социальные проблемы
  • детское здоровье
  • военные конфликты
  • преступность
  • проблемы свободы слова и мн.др.

Каждый новый саммит принимает одна из стран-участниц союза, а его тема оглашается заранее. Так, в 2006-ом лидеры Большой восьмёрки встречались в Санкт-Петербурге, где обсуждали образование, демографию, энергетическую безопасность, борьбу с терроризмом, а также тяжелую ситуацию, сложившуюся на тот момент на Ближнем Востоке.

Нельзя не отметить тот факт, что каждая новая встреча G8 вызывает всё больше нареканий со стороны остальных государств, в моменты решения поистине глобальных вопросов вынужденных оставаться лишь сторонними наблюдателями. Сегодня часто можно услышать обвинения в адрес этого неофициального союза в гегемонизме и даже недемократичности. Последние саммиты и вовсе проходили на фоне масштабных митингов антиглобалистов, которые призывают мир обсуждать более гуманные, на их взгляд, программы мирового развития.

Большая восьмерка: цели и задачи сегодняшнего дня

Поскольку состав большой восьмерки представлен крупнейшими экономиками мира, страны-участницы заинтересованы в ускорении интеграционных процессов и координации финансовых и экономических связей. Наряду с ведением общей и согласованной антикризисной политики, это и есть главные цели G8 в настоящее время, что подтверждается темами последних саммитов. Вместе с тем, среди задач элитарного клуба всегда присутствует решение актуальных политических вопросов, и нужно отметить, что в кулуарах им чаще всего даётся единогласная оценка. Как результат – в любых
ситуациях лидеры G8 выступают единым фронтом, что еще больше усиливает влияние их решений на мировой порядок.

Станет ли элитарный клуб снова «семёркой»?

Начавшийся в марте текущего года Крымский кризис фактически приостановил членство РФ в данном объединении: июньский саммит прошел в формате G7, причем, на нём прозвучали предложения навсегда исключить Россию из элитарного клуба. Сегодня этот вопрос по-прежнему находится в подвешенном состоянии, и прогнозировать его скорое решение не берутся ни одни эксперты.

Большая восьмерка - международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза. Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.

У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями как МВФ, ВТО, ОЭСР.

История возникновения и этапы развития. Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

  • 1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;
  • 2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;
  • 3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;
  • 4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.

В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже - и Японии - стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д"Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба - бывшие министры финансов) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 - Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов. демократический государство реформирование правительство

Существует несколько подходов к периодизации истории «группы восьми».

По тематике встреч и активности выделяют 4 этапа в развитии «Большой семерки/восьмерки»:

  • 1. 1975-1980 - очень амбициозные планы по развитию экономической политики стран-членов;
  • 2. 1981-1988 - возрастает внимание к неэкономическим вопросам внешней политики;
  • 3. 1989-1994 - первые шаги после холодной войны: перестройка стран Центральной и Восточной Европы, СССР (России), кроме того традиционные проблемы развития торговли и долгов. Появляются такие новые темы как окружающая среда, наркотики, отмывание денег;
  • 4. После саммита в Галифаксе (1995) - современный этап развития. Становление «Большой восьмерки» (включение РФ). Реформирование международных институтов («новый мировой порядок).

Механизм функционирования. С точки зрения институционального развития эксперты выделяют 4 цикла:

  • 1) 1975-1981 - ежегодные встречи лидеров государств и сопровождающих их министров финансов и иностранных дел.
  • 2) 1982-1988 - «семерка» обрастает автономными саммитами на уровне министров: торговли, иностранных дел, финансов.
  • 3) 1989-1995 - рождение в 1991 ежегодной «послесаммитовской» встречи «группы семи» с СССР/РФ, увеличение числа ведомств, проводящих свои встречи на уровне министров (например, окружающей среды, безопасности, т.д.);
  • 4) 1995 - н.вр. Попытки реформирования схемы проведения встреч «восьмерки» за счет упрощения повестки дня и принципов ее работы.

В начале 21 в. «восьмерка» представляет собою ежегодные саммиты глав государств и встречи министров или официальных лиц, как регулярные так и ad hoc - «по случаю», материалы которых иногда попадают в прессу, а иногда не публикуются.

Ключевую роль в проведении саммитов играют так называемые «шерпы». Шерпами в Гималаях называют местных проводников, помогающих альпинистам подняться на вершину. Учитывая то, что само слово «саммит» (summit) на английском означает высокую горную вершину, получается, что «шерп» на дипломатическом языке - это главный координатор, помогающий своему президенту или министру разобраться во всех обсуждаемых на саммите проблемах.

Они же готовят черновые варианты и согласовывают окончательный текст коммюнике - основного документа саммита. Оно может содержать прямые рекомендации, обращения к странам-членам, постановку задач для решения в рамках других международных организаций, решение об учреждении нового международного органа. Коммюнике оглашает президент страны, принимающей саммит «восьмерки» с соблюдением соответствующей торжественной церемонии.

Значимость. Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия». По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций.

Критика «Группы восьми». Обвинения в элитарности, недемократичности и гегемонизме «Большой восьмерки», требования выплатить так называемый «экологический долг» развитых стран перед третьим миром и т.д. характерны для критики «Восьмерки» со стороны антиглобалистов. На саммите «Большой восьмерки» в Генуе в 2001 из-за самых массовых выступлений антиглобалистов была существенно затруднена работа форума, а в результате столкновений с полицией погиб один из демонстрантов. В июне 2002 во время саммита G8 в Канаде в Мали прошел «антисаммит Большой восьмерки» - собрание активистов антиглобалистского движения из Африки, Европы, Америки, обсуждавшее перспективы экономического восстановления наиболее отсталых стран Африки. В 2003 во французском городке Анмас параллельно саммиту «Восьмерки» в Эвиане прошел форум антиглобалистов, в котором участвовали 3000 человек. Его повестка дня полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане, а цель состояла в демонстрации необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.

Публичная критика «восьмерки» со стороны самой широкой общественности на рубеже веков дополняется критикой деятельности «восьмерки» изнутри. Так группа ведущих независимых экспертов из стран «восьмерки», которая готовит ежегодные доклады к встречам в верхах лидеров стран-членов, в своих рекомендациях к саммиту в Эвиане (2003) отмечала спад эффективности в работе «восьмерки». По их мнению, наблюдающийся в последнее время отказ от самокритики и критического анализа собственной политики членов «восьмерки» привел к тому, что этот форум стал пробуксовывать, утратив способность к принятию необходимых изменений в экономической политике своих членов. Это выливается в активной пропаганде реформ в странах, не являющихся членами клуба, что влечет за собой естественное недовольство остальных членов международного сообщества и угрожает кризисом легитимности самой «восьмерки». демократический государство восьмерка правительство

Новые тенденции и планы реформирования «восьмерки». Вопрос о необходимости изменений в функционировании «восьмерки» был впервые поднят еще премьер-министром Великобритании Джоном Мэйджером в 1995. Одним из шагов навстречу ветру перемен стало расширение этого клуба за счет принятия России в 1998. Для того, чтобы уйти от излишнего официоза, который стал сопровождать всякую встречу «восьмерки» и в качестве ответа на критику других участников международных отношений, различные члены «восьмерки» стали выдвигать планы реформирования формата и состава клуба.

Так в Париже выдвигались идеи заменить встречи лидеров на другую форму общения, например видеоконференцию, которая позволила бы избежать нездорового ажиотажа и огромных затрат на обеспечение безопасности при проведении саммитов. Канадские дипломаты выдвигали планы трансформации «восьмерки» в «Большую Двадцатку», которая бы включила в себя Австралию, Сингапур и ряд других новых активных игроков на арене мировой экономики.

Но чем больше участников, тем сложнее становится принимать согласованные решения. В этой связи ряд экспертов даже высказывался за то, чтобы делегировать все представительские функции от европейских стран-членов (Англии, Франции, Италии) к Европейскому Союзу как единому выразителю их интересов, что помогло бы открыть новые места за круглым столом.

В 1997 Тони Блэр осуществил то, что озвучил еще Джон Мэйджор. Он использовал саммит в Бирмингеме для отработки новой модели встреч лидеров «восьмерки». Это был первый саммит, где лидеры встречались наедине, в загородной резиденции премьера, без длинной свиты своих министров, что позволило вести более непринужденный и неформальный диалог. Его характеризовали упрощенная подготовка, более простая повестка дня, короткие и более понятные итоговые документы. Такой формат встреч был в дальнейшем использован в Колоне (1999) и на Окинаве (2000).

Одновременно обновляется и список обсуждаемых тем - новые вызовы 21 века заставляют «восьмерку» заговорить о киберпреступности, терроризме, проблеме возобновляемых источников энергии.

Россия в «Большой восьмерке». Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой» - вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное и информированное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия - лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения. Запланировано, что в 2006 председательствовать на саммите «Восьмерки» будет Россия.

Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций - ВТО и ОЭСР.

Проблемы современного миропорядка. На рубеже третьего тысячелетия основными проблемами, стоящими перед человечеством, вне всякого сомнения, являются те, от которых зависит его существование, судьбы всех народов. Такие проблемы принято называть глобальными.

Для удобства анализа их можно объединить в несколько основных групп:

  • 1) международные социально-политические проблемы: предотвращение ядерной войны; снижение уровня гонки вооружений, урегулирование региональных, межгосударственных конфликтов, формирование ненасильственного мира на основе упрочения системы всеобщей безопасности, утверждения доверия между народами;
  • 2) международные социально-экономические и экологические проблемы: преодоление слаборазвитости и связанной с ней нищеты и культурной отсталости; поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственных кризисов, оптимизация демографической ситуации, освоение в мирных целях космического пространства и Мирового океана; обеспечение экологической безопасности производства (включая военное), всех природных и рукотворных условий существования человечества;
  • 3) проблемы человека: соблюдение основных прав и свобод; обеспечение необходимых жизненных условий человеческого существования (особенно в слаборазвитых странах), демократизация общественных отношений, развитие и сохранение культуры, преодоление отчуждения человека от природы, общества, политики и международных отношений.

Деятельность по решению глобальных проблем человечества осуществляется в сложных условиях борьбы и взаимодействия между всеми субъектами мировой политики, когда приходится “состыковывать” или “сопрягать” национальные интересы с интересами всего мирового сообщества. В силу этого на пути решения различных проблем глобального характера достигнут разный уровень результативности. Наибольшие успехи достигнуты в решении проблемы снижения угрозы мировой войны, поскольку здесь базовые национальные интересы всех государств без исключения совпадают.

В свою очередь, укрепление мира на планете содействует решению других глобальных проблем.

С начала 90-х гг. происходит переход от конфронтационного равновесия, основывавшегося на военно-политическом паритете двух систем, к новому, многополюсному мировому порядку. С одной стороны, приходит понимание, что в новых условиях война как средство политики начинает себя изживать; с другой - что сотрудничать в принципе становится выгоднее, чем враждовать. В международной политике сегодня, на наш взгляд, большее, чем когда-либо, значение придается нравственным принципам. Это объясняется повышением роли человеческого фактора в международных делах и теми целями, которые ставит развитие мирового сообщества, связанное с особенностями ядерно-космической эры и обострением глобальных проблем. Российский ученый-политолог А.А. Вартанян справедливо заметил, что “взаимовыгодные международные отношения, опирающиеся на высокие моральные ценности, не только разделяемые сторонами, но и зафиксированные на уровне договоров и неукоснительно соблюдаемые, за редкими исключениями, дают наиболее весомую гарантию стабильности. Иными словами, подобная политика - не авантюристическая, а потому приносящая долгие годы прочные блага государствам и народам”5.

В современных условиях мировое сообщество представляет собой хотя и гетерогенно-противоречивую, но функционально взаимосвязанную целостную систему, складывающуюся из множества подсистем различного уровня И конфигурации (локальные цивилизации, общности, государства-нации, региональные сообщества, международные организации, транснациональные корпорации и др.). В конце второго тысячелетия, особенно с вступлением человечества в ядерную эпоху, оно впервые оказалось в таком положении, когда у него появились глобальные общие интересы, которые выше любых частных интересов (локально-цивилизационных, национальных, конфессиональных, классовых и др.).

Общие интересы получают морально-нравственную и юридическую санкцию в новой системе ценностей, правил международного общежития, приобретающих всеобщее значение, таких как мир, безопасность, социальная и политическая справедливость, экономическое благополучие и др.; эти интересы и ценности могут быть выражены как общие цели человечества, ориентиры формирования планетарной гуманистической цивилизации.

Общие и высшие интересы человечества, очевидно, следует рассматривать как морально-правовую основу общецивилизационного процесса; необходимо ориентироваться на них, одновременно стремясь к разумному сочетанию с ними локально-цивилизационных, национальных, социальных, местных, групповых и личных интересов человека. Данная парадигма будет способствовать преобразованию всей современной цивилизации на принципах гуманизма, выверению ее развития через человеческое измерение.

К числу основных факторов, содействующих созданию нового мирового порядка, мы бы отнесли: осознание невозможности победы в ядерной войне; рост гуманизма и культуры в мире; увеличение числа и создание своеобразной зоны однородных, демократических государств; широкое использование концепции баланса сил и национальных интересов в новых условиях; возрастание роли международного права.

Перестройка международных отношений на базе рассмотренных выше принципов предполагает:

  • - перенос центра тяжести в представлениях о современном мире с его противоречивости и расколотости на различные цивилизации и общественные системы, на его целостность и взаимозависимость; признание мира высшей ценностью бытия, а степень развития человека - мерилом всякого прогресса;
  • - отказ от применения силы и обеспечение безопасности государств исклю-чительно политическими средствами, исходя из принципа равной, всеобщей и неделимой безопасности для всех на основе создания системы всеобъемлющей международной безопасности;
  • - безусловное и полное признание свободы социального и политического выбора, сделанного народом той или иной страны;
  • - неуклонное углубление сотрудничества стран и регионов мира в решении задач сохранения нашей цивилизации;
  • - отказ от идеологизации межгосударственных отношений и готовность к диалогу и компромиссам.

Контуры формирующегося современного миропорядка намечены или отражены в ряде важных международных, политико-правовых документах.

В этой связи целесообразно привести текст “Делийской декларации о прин-ципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира” (1986). Принятие этого документа было обусловлено необходимостью дальнейшей разработки гарантий безопасности мирового сообщества от угрозы ядерного оружия, от применения силы и угрозы применения силы в международных отношениях, подтверждения права каждого народа на собственный выбор - социальный, политический, идеологический.

Историческое и политическое значение Делийской декларации состоит в том что в ней были сформулированные 10 принципов построения свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира.

Принципы Делийской декларации.

  • 1. Мирное сосуществование должно стать универсальной нормой международных отношений.
  • 2. Человеческая жизнь должна быть признана высшей ценностью.
  • 3. Ненасилие должно быть основой жизни человеческого сообщества.
  • 4. Взаимопонимание и доверие должны прийти на смену страху и подозрительности.
  • 5. Право каждого государства на политическую и экономическую независимость должно признаваться и уважаться.
  • 6. Ресурсы, расходуемые на вооружение, должны быть направлены на обеспечение социального и экономического развития.
  • 7. Должны быть гарантированы условия для гармоничного развития личности.
  • 8. Материальный и интеллектуальный потенциал человечества должен служить решению глобальных проблем.
  • 9. На место “равновесия страха” должна прийти всеобъемлющая международная безопасность.
  • 10. Свободный от ядерного оружия и ненасильственный мир требует конкретных и безотлагательных мер, направленных на разоружение: уничтожение ядерных арсеналов; недопущение вывода в космос любого оружия; полное запрещение испытаний ядерного оружия; запрещение создания новых видов оружия массового истребления; запрещение химического оружия и уничтожение его запасов; снижение уровня обычных вооружений и вооруженных сил.

В целом можно говорить о том, что в конце второго тысячелетия, вследствие объединенных усилий субъектов мировой политики, сформировалась концепция нового, демократического мирового порядка, которая в целом разделяется большинством государств и авторитетных международных организаций. Целесообразно выделить его характерные черты.

Новый мировой порядок предусматривает:

  • 1)демилитаризацию международных отношений;
  • 2) создание глобальной и региональных систем безопасности на основе баланса интересов всех стран;
  • 3) обеспечение международной стабильности при резких перепадах политического климата в результате бурных перемен в тех или иных странах;
  • 4) подведение под отношения между государствами правовой базы, гарантирующей свободу социально-политического выбора, суверенитета и независимости каждого из них;
  • 5) деидеологизацию международных отношений;
  • 6) взаимодействие стран и народов в обеспечении и защите на всей планете прав человека во всей их полноте (гуманизация международной жизни);
  • 7) укрепление роли Организации Объединенных Наций и механизмов, поддержание международного мира.

На пути формирования нового миропорядка уже пройдены первые важные шаги.

Разработана международная договорно-правовая основа. Ратифицирован Договор ОСВ-1 и согласован Договор ОСВ-2. Действует система переговоров о сокращении ядерных вооружений, ликвидации химического оружия.

Разработана кодификация нормативных актов о правах человека. Работают региональные механизмы безопасности и сотрудничества в Европе (СБСЕ) в Азии, Африке и Латинской Америке. Мировому сообществу совместными усилиями удалось локализовать и урегулировать ряд серьезных региональных вооруженных конфликтов. Ширится международное сотрудничество по освоению космоса. Развивается народная дипломатия и др.

Вместе с тем очевидно, что становление и упрочение демократического мирового порядка - сложнейшая задача, требующая координации не только отдельных действий субъектов мировой политики, но и достижения постоянного взвешенного баланса их интересов и сил в интересах всего мирового сообщества и по расширяющемуся спектру проблем.

Актуальна задача международной политики: создание и упрочение системы международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, на действиях, санкционированных международным сообществом, на поддержании военно-политического баланса, равновесия сил и военно-стратегического паритета между ведущими государствами. Необходимо, чтобы принципы и нормы международного права стали деятельностными ориентирами каждого субъекта международных отношений, хотя и само содержание этих норм нуждается в совершенствовании.

Опыт современного развития показывает, что именно следование парадигме общецивилизационных ценностей, человеческого измерения политики, принципам международного права позволяет на деле добиваться установления подлинно мирных, взаимовыгодных отношений со всеми странами, создавать условия для реализации каждым народом права на собственный выбор пути развития. Всестороннее развитие общества и личности, гуманизация человечества и цивилизации, достижение гармонии между людьми и природой - цель, достойная современного человека и адекватная вызову нашего времени.

Group of Eight, G8) - группа семи наиболее промышленно развитых стран мира и Россия. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. На долю стран-участниц «Восьмерки» приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства, 49% активов МВФ.

Западный мир как совокупность наиболее развитых в экономическом отношении государств мира представляет собой хорошо структурированное политическое сообщество. Инструментами интеграции этих стран в единое геополитическое пространство являются многочисленные наднациональные организации - военно-политический блок НАТО, Европейский Союз и его исполнительные и представительные органы, ОБСЕ, Совет Европы и др. Эти структуры различаются по количеству стран-участниц, по задачам, которые они решают, по степени влияния на политику государств, входящих в них, и пр.

Но высокая степень интеграции, достигнутая в западном мире, не отменяет того, что серьезные противоречия между ведущими державами мира продолжают сохраняться, а порой даже и углубляются. В рамках существующих наднациональных институтов (включая ООН, поскольку Запад позиционирует себя как международное сообщество) разрешение этих противоречий проблематично, а порой и невозможно. Ведь нередко даже давние ближайшие союзники - США и Великобритания, демонстрируют разные подходы к той или иной проблеме. (Например, когда Америка приняла решение об увеличении воинского контингента в Ираке, Великобритания тут же объявила о сокращении своего присутствия в этой стране и поэтапном выводе войск).

Возникла необходимость в наднациональной структуре иного рода, принципиально отличающейся от существующих международных институтов. Так появилась «Большая восьмерка» (G8).

Первый саммит глав ведущих капиталистических государств мира прошел в 1975 г. Инициатором встречи был президент Франции Валери Жискар д’Эстен. Кроме него в ней участвовали руководители США, ФРГ, Великобритании, Италии и Японии. В 1976 г. «Большая шестерка» превратилась в «Семерку», приняв в свой состав Канаду.

Необходимость более тесной координации стран западного сообщества перед лицом серьезных глобальных проблем (масштабный энергетический кризис, спровоцированный арабо-израильской войной 1973 г., выработка согласованной позиции в связи с начавшимся процессом разрядки международной напряженности после подписания советско-американского договора ОСВ-1, советско-западногерманских соглашений начала 1970-х гг.) требовала более мобильной и оперативной реакции, нежели это позволяли рамки существующих наднациональных институтов.

Так, Япония не являлась членом НАТО и не входила в Общий рынок, Великобритания вступила в последний лишь двумя годами ранее, Франция не являлась членом НАТО с 1966 г. и т. д. Поэтому неформальные встречи лидеров ведущих государств Запада, на которых в узком кругу в достаточной степени откровенно обсуждаются наиболее животрепещущие проблемы, стали традиционными и проводятся с того времени ежегодно.

«Большая восьмерка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «Восьмерки» носят характер политических обязательств государств-участников. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.

Рабочий цикл «Восьмерки» сориентирован, прежде всего, на подготовку и проведение ежегодных саммитов. Всю подготовительную работу возглавляют и координируют шерпы (доверенные лица руководителей стран «Восьмерки»), которые встречаются, как правило, четыре раза в год. Российский шерп в G8 - помощник Президента РФ Аркадий Дворкович (с 19 мая 2008 г.).

Председателем «Восьмерки» является в течение каждого календарного года одна из стран-членов.

В рамках «Большой восьмерки» организуются также рабочие, экспертные и целевые группы по определенным направлениям. В среднем по линии «Восьмерки» за год проходит от 60 до 80 мероприятий.

«Большую восьмерку» часто обвиняют в элитарности, недемократичности, гегемонизме и т. д. Параллельно саммиту G8 с 2002 г. проводятся контрсаммиты антиглобалистов.

История взаимоотношений нашей страны с «Группой семи» восходит к 1991 г., когда на саммите в Лондоне состоялась рабочая встреча президента СССР М. Горбачева с лидерами «Семерки». В подобном же формате лидеры стран «Группы семи» встречались с президентом Б. Ельциным на саммитах в Мюнхене (1992) и Токио (1993). Все это время Россия носила статус гостя, ассоциированного члена по формуле «7+1».

На качественно новую ступень сотрудничество России с партнерами поднялось на саммите в Денвере в июне 1997 г., который от начала до конца проходил как встреча равноправных партнеров по «Группе восьми». Очевидно, что получение Россией нового, более высокого статуса в теперь уже «Восьмерке» обусловлено соображениями политико-конъюнктурными. Становясь де-юре членом западного сообщества, Россия принимала на себя солидарные обязательства и должна была выстраивать свой внешне- и внутриполитический курс в соответствии с установками ведущих мировых держав.

Ситуация радикально изменилась в первые годы XXI в. С приходом к власти нового руководства Россия значительно окрепла экономически, политически и в военном отношении, стала твердо и последовательно отстаивать свои национальные интересы. И в этих условиях участие нашей страны в работе «Восьмерки» стало куда более продуктивным, авторитет РФ заметно вырос.

В определенной мере Россия брала на себя завышенные, по сравнению с другими странами, обязательства. Так, по итогам саммита 2005 г. в г. Глениглс, Россия (заметим, не самый процветающий член G8) списала ряду африканских стран долги в бульшем объеме, чем все остальные члены «Восьмерки», исключая Японию и Францию.

Весомым подтверждением укрепления позиций России в «Восьмерке», перевода ее отношений с партнерами на качественно новый уровень стало решение саммита в Кананаскисе (Канада, июнь 2002 г.) о передаче нашей стране в 2006 г. функций председателя «Восьмерки». Этот шаг явился выражением признания партнерами растущей роли России в современном мире.

Вступление России в председательство в G8 сопровождалось потоком политических спекуляций по поводу «имперских амбиций» России, «зажима свободной прессы», «угрозы энергетического шантажа». Американские сенаторы Дж. Маккейн и Дж. Либерман потребовали от глав государств «Большой семерки» высказаться в отношении того, что действия России не соответствуют демократическим нормам «Группы восьми», и даже предложили Бушу не ехать на саммит, если Путин «не исправит свое поведение».

Суть претензий Запада к России 28 июня 2006 г. сформулировал на брифинге для иностранных журналистов В. Сурков: «Нам говорят про демократию, а думают о нашем углеводородном сырье». «Те, кто хочет изгнания России из “Группы восьми”, неверно понимают предназначение этой организации, - отмечало в те дни влиятельное британское издание The Guardian. - Она создавалась не в годы холодной войны для распространения демократии. Это была группа государств, обеспокоенных низкими темпами роста, инфляцией и торговыми спорами…».

Саммит под председательством России прошел в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге. Как и следовало ожидать, западные государства предусмотрительно не затронули на саммите темы о свободе слова и гражданских правах. В повестке встречи лидеров «Восьмерки» стояли три темы. Первая и основная - проблемы энергетической безопасности. Вторая группа вопросов - образование, а третья связана со здравоохранением и недопущением распространения инфекционных заболеваний, в т. ч. птичьего гриппа и СПИДа. В 2009 г. председательство в «Большой восьмерке» перешло к Италии. Периодически поднимается вопрос расширения G8 за счет Индии, Китая и Бразилии, что оказалось бы выгодным для России, которая приобрела бы в составе «Большой восьмерки» союзников, имеющих с нашей страной ряд общих интересов.

Расширенным форматом «Восьмерки» является т. н. «Большая двадцатка» (G20), объединяющая наиболее мощные в экономическом плане страны планеты (Австралию, Аргентину, Бразилию, Великобританию, Германию, Канаду, Китай, Францию, Индию, Индонезию, Италию, Японию, Южную Корею, Мексику, Россию, Саудовскую Аравию, ЮАР, Турцию, США и Евросоюз).

Участники «Большой восьмерки» стремятся сохранить за G8 статус «закрытого элитного клуба», считая, что расширение ее формата усложнит нахождение консенсуса по глобальным проблемам, которые выносятся на обсуждение. Тем не менее, начиная с 2005 г. на саммиты G8 приглашались в качестве наблюдателей лидеры Бразилии, Китая, Мексики, ЮАР. Мировой финансовый кризис заставил лидеров «Большой восьмерки» осознать, что стран, от которых сегодня зависит судьба планеты, становится все больше.15 ноября 2008 г. в Вашингтоне состоялся саммит G-20, посвященный выработке мер по преодолению последствий мирового финансового кризиса. На нем были утверждены принципы укрепления финансовых рынков: укрепление прозрачности и подотчетности; усиление надежного регулирования; поддержка честности на финансовых рынках; укрепление международного сотрудничества; укрепление международных финансовых институтов.

2–3 апреля 2009 г. на саммите «Большой двадцатки» в Лондоне лидеры 20 крупнейших экономик мира пришли к соглашению о необходимости введения новых экономических стимулов, реформирования мировой финансовой системы, в частности более жестком регулировании в глобальном масштабе хедж-фондов и введении санкций в отношении оффшоров, которые отказываются присоединиться к борьбе с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов. Лидеры стран «двадцатки» договорились дополнительно инвестировать в экономику из госбюджетов в общей сложности 5 трлн долларов. Следующий саммит G-20 пройдет в Нью-Йорке в сентябре 2009 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Большая восьмерка

Group of eight, G8

международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза. Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав. У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями как МВФ, ВТО, ОЭСР. Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия». По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций.

Большая Восьмерка (G8): История возникновения и механизм функционирования

Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;

2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;

3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;

4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.

В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже – и Японии – стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д´Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба – бывшие министры финансов) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 – Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов.

Существует несколько подходов к периодизации истории «группы восьми».

По тематике встреч и активности выделяют 4 этапа в развитии «Большой семерки/восьмерки»:

1. 1975–1980 – очень амбициозные планы по развитию экономической политики стран-членов;

2. 1981–1988 – возрастает внимание к неэкономическим вопросам внешней политики;

3. 1989–1994 – первые шаги после холодной войны: перестройка стран Центральной и Восточной Европы, СССР (России), кроме того, традиционные проблемы развития торговли и долгов. Появляются такие новые темы как окружающая среда, наркотики, отмывание денег;

4. После саммита в Галифаксе (1995) – современный этап развития. Становление «Большой восьмерки» (включение РФ). Реформирование международных институтов («новый мировой порядок).

С точки зрения институционального развития эксперты выделяют 4 цикла:

1) 1975–1981 – ежегодные встречи лидеров государств и сопровождающих их министров финансов и иностранных дел.

2) 1982–1988 – «семерка» обрастает автономными саммитами на уровне министров: торговли, иностранных дел, финансов.

3) 1989–1995 – рождение в 1991 ежегодной «послесаммитовской» встречи «группы семи» с СССР/РФ, увеличение числа ведомств, проводящих свои встречи на уровне министров (например, окружающей среды, безопасности, т.д.);

4) 1995 – н.вр. Попытки реформирования схемы проведения встреч «восьмерки» за счет упрощения повестки дня и принципов ее работы.

В начале 21 в. «восьмерка» представляет собою ежегодные саммиты глав государств и встречи министров или официальных лиц, как регулярные, так и ad hoc – «по случаю», материалы которых иногда попадают в прессу, а иногда не публикуются.

Ключевую роль в проведении саммитов играют так называемые «шерпы». Шерпами в Гималаях называют местных проводников, помогающих альпинистам подняться на вершину. Учитывая то, что само слово «саммит» (summit) на английском означает высокую горную вершину, получается, что «шерп» на дипломатическом языке – это главный координатор, помогающий своему президенту или министру разобраться во всех обсуждаемых на саммите проблемах.

Они же готовят черновые варианты и согласовывают окончательный текст коммюнике – основного документа саммита. Оно может содержать прямые рекомендации, обращения к странам-членам, постановку задач для решения в рамках других международных организаций, решение об учреждении нового международного органа. Коммюнике оглашает президент страны, принимающей саммит «восьмерки» с соблюдением соответствующей торжественной церемонии.

Большая Восьмерка (G8): предложения по реформированию .

Вопрос о необходимости изменений в функционировании «восьмерки» был впервые поднят еще премьер-министром Великобритании Джоном Мэйджером в 1995. Одним из шагов навстречу ветру перемен стало расширение этого клуба за счет принятия России в 1998. Для того, чтобы уйти от излишнего официоза, который стал сопровождать всякую встречу «восьмерки» и в качестве ответа на критику других участников международных отношений, различные члены «восьмерки» стали выдвигать планы реформирования формата и состава клуба.

Так в Париже выдвигались идеи заменить встречи лидеров на другую форму общения, например видеоконференцию, которая позволила бы избежать нездорового ажиотажа и огромных затрат на обеспечение безопасности при проведении саммитов. Канадские дипломаты выдвигали планы трансформации «восьмерки» в «Большую Двадцатку», которая бы включила в себя Австралию, Сингапур и ряд других новых активных игроков на арене мировой экономики.

Но чем больше участников, тем сложнее становится принимать согласованные решения. В этой связи ряд экспертов даже высказывался за то, чтобы делегировать все представительские функции от европейских стран-членов (Англии, Франции, Италии) к Европейскому Союзу как единому выразителю их интересов, что помогло бы открыть новые места за круглым столом.

В 1997 Тони Блэр осуществил то, что озвучил еще Джон Мэйджор. Он использовал саммит в Бирмингеме для отработки новой модели встреч лидеров «восьмерки». Это был первый саммит, где лидеры встречались наедине, в загородной резиденции премьера, без длинной свиты своих министров, что позволило вести более непринужденный и неформальный диалог. Его характеризовали упрощенная подготовка, более простая повестка дня, короткие и более понятные итоговые документы. Такой формат встреч был в дальнейшем использован в Колоне (1999) и на Окинаве (2000).

Одновременно обновляется и список обсуждаемых тем – новые вызовы 21 века заставляют «восьмерку» заговорить о киберпреступности, терроризме, проблеме возобновляемых источников энергии.

Большая Восьмерка: Россия в G8

Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой» – вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой, как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное и информированное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн. долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия – лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения. Запланировано, что в 2006 председательствовать на саммите «Восьмерки» будет Россия.

"Большая семерка" (до приостановления членства России - "Большая восьмерка") - это международный клуб, который не имеет своего устава, договора, секретариата и штаб-квартиры. По сравнению с Всемирным экономическим форумом "семерка" не имеет даже своего веб-сайта и департамента по связям с общественностью. Она не является официальной международной организацией, соответственно, ее решения не подлежат обязательному исполнению.

Задачи

По состоянию на начало марта 2014 года в страны "Большой восьмерки" входят Великобритания, Франция, Италия, Германия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Как правило, задача клуба заключается в том, чтобы зафиксировать намерения сторон придерживаться определенной согласованной линии. Государства могут лишь рекомендовать другим международным участникам принимать те или иные решения насущных международных вопросов. Тем не менее, клуб играет важную роль в современном мире. Озвученный выше состав "Большой восьмерки" в марте 2014 года изменился, когда из клуба была исключена Россия. "Большая семерка" на сегодняшний день так же значима для мирового сообщества, как и крупные организации типа Международного валютного фонда, ВТО, ОЭСР.

История возникновения

В 1975 году в Рамбуйе (Франция) состоялось первое заседание G6 ("Большой шестерки") по инициативе французского президента Валери Жискар д"Эстена. На заседание собрались главы стран и правительств Франции, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Японии, Германии и Италии. По итогам встречи была принята совместная декларация по экономическим проблемам, которая призывала отказаться от агрессии в торговле и установления новых барьеров дискриминации. В 1976 году в состав клуба вошла Канада, превратив "шестерку" в "семерку". Клуб задумывался больше как предприятие с обсуждением макроэкономических проблем, но затем стали подниматься глобальные темы. В восьмидесятые годы двадцатого столетия повестки дня стали более разнообразными, нежели просто решение экономических вопросов. Лидеры обсуждали внешнюю политическую ситуацию в развитых странах и в мире в целом.

Из "семерки" в "восьмерку"

В 1997 году клуб стал позиционироваться как "Большая восьмерка", поскольку в состав была включена Россия. В связи с этим круг вопросов вновь расширился. Важными темами стали военно-политические проблемы. Члены "Большой восьмерки" начали предлагать планы реформирования состава клуба. Например, выдвигались идеи замены встреч лидеров на видеоконференции, чтобы избежать огромных финансовых затрат на проведение саммитов и обеспечение безопасности членов. Также государства "Большой восьмерки" выдвигали вариант включения в состав большего количества стран, например, Австралии и Сингапура, для преобразования клуба в "Большую двадцатку". Затем от этой идеи отказались, поскольку при большом количестве стран-участников было бы сложнее принимать решения. В начале двадцать первого века появляются новые глобальные темы, и страны "Большой восьмерки" рассматривают текущие проблемы. Обсуждение терроризма и киберпреступности выходит на первый план.

Соединенные Штаты Америки и Германия

"Большая семерка" объединяет значимых на мировой политической арене участников. Соединенные Штаты Америки используют клуб для продвижения своих стратегических целей на международной арене. Особенно сильно американское лидерство проявилось во время финансового кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда США добились одобрения выгодных схем действий для его урегулирования.

Германия также является важным членом "семерки". Немцы используют свое участие в этом клубе как влиятельное средство для утверждения и укрепления растущей роли своей страны в мире. Германия активно стремится к проведению единой согласованной линии Европейского союза. Немцы выдвигают идею усиления контроля над мировой финансовой системой и основными курсами валют.

Франция

Франция участвует в клубе "Большая семерка" для того, чтобы обеспечить свое положение "страны с глобальной ответственностью". В тесном взаимодействии с Европейском союзом и Североатлантическим альянсом она играет активную роль в мировых и европейских делах. Вместе с Германией и Японией Франция выступает за идею централизованного контроля над передвижениями мирового капитала для недопущения спекуляций с валютой. Также французы не поддерживают "дикую глобализацию", утверждая, что она ведет к разрыву между менее развитой частью мира и более развитыми странами. К тому же в государствах, которые страдают от финансового кризиса, усугубляется социальное расслоение общества. Именно поэтому по предложению Франции в 1999 году в Кельне на заседании была включена тема о социальных последствиях глобализации.

Францию также беспокоит отрицательное отношение многих западных стран к развитию ядерной энергетики, поскольку 85% электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях ее территории.

Италия и Канада

Для Италии участие в "семерке" - это вопрос национального престижа. Она гордится своим членством в клубе, которое позволяет более активно реализовывать свои претензии в международных делах. Италия интересуется всеми политическими вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, а также не оставляет без внимания и другие темы. Итальянцы предлагали придать "семерке" характер "постоянного механизма для консультаций", а также стремились предусмотреть накануне саммита регулярные встречи министров иностранных дел.

Для Канады "Большая семерка" - один из важных и полезных институтов для обеспечения и продвижения своих международных интересов. На саммите в Бирмингеме канадцы продвигали в повестку дня вопросы, касающиеся своих ниш в мировых делах, например, таких, как запрет противопехотных мин. Также канадцы хотели создать образ ходатайствующей стороны по тем вопросам, по которым ведущие державы пока не пришли к консенсусу. Относительно дальнейшей деятельности "семерки" мнение канадцев заключается в том, чтобы рационально организовать работу форума. Они поддерживают формулу "только президенты" и проведение отдельных встреч министров иностранных дел за две-три недели до заседаний.

Великобритания

Великобритания высоко ценит свое членство в "семерке". Англичане считают, что это подчеркивает статус их страны как великой державы. Таким образом, страна может оказывать влияние на решение важных международных вопросов. В 1998 году во время того, как Великобритания председательствовала на заседании, она поднимала обсуждение глобальных экономических проблем и вопросы, касающиеся борьбы с преступностью. Британцы также настаивали на том, чтобы упростить процедуру саммита и состав "Большой семерки". Они предлагали проводить заседания с минимальным числом участников и в неформальной обстановке для того, чтобы сконцентрироваться на более ограниченном числе вопросов с целью более эффективного их решения.

Япония

Япония не имеет членства в Совете безопасности Организации Объединенных Наций, не входит в НАТО и в Европейский союз, поэтому участие в саммитах "Большой семерки" для нее имеет особый смысл. Это единственный форум, где Япония может оказать влияние на мировые дела и укрепить свою позицию азиатского лидера.

Японцы используют "семерку" для того, чтобы выдвинуть свои политические инициативы. В Денвере они предлагали обсудить на повестке дня противодействие международному терроризму, борьбу с инфекционными заболеваниями, оказание помощи для развития африканских стран. Япония активно поддержала решения по проблемам международной преступности, экологии и занятости. При этом японский премьер-министр не смог добиться того, чтобы в то время "Большая восьмерка" стран мира обратила внимание на необходимость принятия решения по азиатскому финансово-экономическому кризису. После этого кризиса Япония настояла на разработке новых "правил игры" для того, чтобы добиться большей прозрачности международных финансов как для мировых организаций, так и для частных предприятий.

Японцы всегда принимали активное участие в решении мировых проблем, таких, как обеспечение занятости, борьба с международной преступностью, контроль над вооружением и других.

Россия

В 1994 г. после саммита "Большой семерки" в Неаполе было проведено несколько отдельных встреч российских руководителей с лидерами G7. Президент России Борис Ельцин принял участие в них по инициативе Билла Клинтона, главы Америки, и Тони Блэра, премьер-министра Великобритании. Сначала он был приглашен в качестве гостя, а через некоторое время - в качестве полноправного участника. В итоге Россия стала членом клуба в 1997 г.

"Большая восьмерка" с этого времени значительно расширила круг обсуждаемых вопросов. Страной-председателем РФ была в 2006 г. Тогда заявленными приоритетами Российской Федерации являлись энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и их распространением, борьба с терроризмом, образование, нераспространение оружия массового уничтожения, развитие мировой экономики и финансов, развитие мировой торговли, охрана окружающей среды.

Цели клуба

Лидеры "Большой восьмерки" встречались на саммитах ежегодно, обычно в летнее время, на территории государства-председателя. В июне 2014 года на саммит в Брюсселе Россию не пригласили. Помимо глав государств и правительств стран-членов в заседаниях участвуют два представителя от Европейского союза. Доверенные лица членов той или иной страны "Большой семерки" (шерпы) формируют повестку дня.

Председателем клуба в течение года является руководитель одной из стран в определенном порядке. Цели "Большой восьмерки" при членстве в клубе России - решение различных актуальных проблем, возникающих в мире в тот или иной момент. Сейчас они остались прежними. Все страны-участницы являются ведущими в мире, поэтому их лидеры сталкиваются с одинаковыми экономическими и политическими проблемами. Общность интересов сближает руководителей, что позволяет согласовать их дискуссии и плодотворно проводить встречи.

Вес "Большой семерки"

"Большая семерка" имеет свою значимость и ценность в мире, поскольку ее саммиты позволяют главам государств взглянуть на международные проблемы чужими глазами. Саммиты выявляют новые угрозы в мире - политические и экономические, и позволяют предотвратить их или устранить с помощью принятия совместных решений. Все члены "Большой семерки" высоко ценят участие в клубе и гордятся принадлежностью к нему, хотя в первую очередь преследуют интересы своих стран.

Большая восьмерка (G8) или группы восьми является форумом для правительств восьми крупнейших национальных экономик мира как по номинальному ВВП, так и высшему индексу развития человеческого потенциала; в нее не включены Индия, находящаяся на 9-м месте по ВВП, Бразилия - на седьмом и Китай - на втором. Форум возник на саммите 1975 года, который проходил во Франции и собрал представителей шести правительств: Франции, ФРГ, Италии, Японии, Великобритании, а также США, что привело к появлению аббревиатуры «Большая шестерка» или G6. Саммит стал известен как «Большая семерка» или G7 в следующем году в связи с добавлением Канады.

«Большая семерка» (G7) состоит из 7 наиболее развитых и богатых стран на Земле и работа ее остается активной, несмотря на создание в 1998 году «Большой восьмерки» или G8. В 1998 году Россия была добавлена в группу наиболее развитых стран, которая затем стала известна как «Большая восьмерка» (G8). Европейский Союз представлен в G8, но не может принимать или председательствовать на саммитах.

Термин «Большая восьмерка» (G8) может относиться к государствам-членам в совокупности или к ежегодной встрече на высшем уровне глав правительств G8. Первый термин, G6, теперь часто применяется к шести самым густонаселенным странам в рамках Европейского Союза. Министры G8 также встречаются в течение года, например, министры финансов G7/ G8 встречаются четыре раза в год, также проводят встречи министры иностранных дел стран G8 или министры окружающей среды G8.

В совокупности страны G8 производят 50,1% мирового номинального ВВП (по данным на 2012 год) и 40,9% мирового ВВП (по ППС). Каждый календарный год, ответственность за организацию саммита G8 и председательство передается между государствами-членами в следующем порядке: Франция, США, Великобритания, Россия, Германия, Япония, Италия и Канада. Страна председатель определяет повестку дня, проводит саммит за текущий год, и определяет, какие министерские встречи состоятся. В последнее время, Франция и Великобритания выразили желание расширить группу и включить в нее пять развивающихся стран, о которых говорится как об Outreach Five (O5) или плюс пять: Бразилия (7-ая страна в мире по номинальному ВВП) , Китайская Народная Республика или Китай (2-ая страна в мире по ВВП), Индия (9-ая страна в мире по ВВП), Мексика и Южно-Африканская республика (ЮАР). Эти страны принимали участие в качестве гостей на предыдущих саммитах, которые иногда называют G8+5.

В связи с появлением «Большой двадцатки» G20, группы двадцати крупнейших экономик мира, в 2008 году на саммите в Вашингтоне лидеры стран G8 объявили, что на следующем их саммите 25 сентября 2009 года в Питтсбурге, группа G20 заменит G8 в качестве основного экономического совета богатых стран.

Одним из основных направлений деятельности в G8 в глобальном масштабе с 2009 года являются мировые поставки продовольствия. На саммите в Аквиле в 2009 году, члены «Большой восьмерки» пообещали внести свой вклад в размере $20 млрд. на продовольственную помощь бедным странам в течение трех лет. Правда, с тех пор было выделено только 22% из обещанных средств. На саммите 2012 года, президент США Барак Обама обратился к лидерам G8 принять политику, которая бы приватизировала глобальные инвестиции в производство и поставку продуктов питания.

История Большой восьмерки (G8)

Концепция форума для ведущих промышленно развитых мировых демократий появилась перед нефтяным кризисом 1973 года. В воскресенье 25 марта 1973 года министр финансов Джордж Шульц созвал неофициальное собрание министров финансов из Западной Германии (ФРГ Гельмут Шмидт), Франции Валери Жискар д`Эстен) и Великобритании (Энтони Barber) перед предстоящей встречей в Вашингтоне.

При запуске идеи бывшего президента Никсона, он отметил, что лучше проводить ее вне города, и предложил использовать Белый дом; встреча была впоследствии проведена в библиотеке на первом этаже. Приняв свое название от местности, эта оригинальная группа из четырех человек стала известна как «Группа Библиотеки». В середине 1973 года на заседаниях Всемирного банка и МВФ, Шульц предложил добавить Японию к первоначальным четырем нациям, и все согласились. Неформальное собрание старших финансовых должностных лиц из США, Великобритании, ФРГ, Японии и Франции стали известны как «Пятерка».

Год, последовавший за образованием «Пятерки» был одним из самых неспокойных после Второй мировой войны эпохи, и главы государств и правительств в десятке промышленно развитых стран потеряли свои посты из-за болезни или скандала. Два раза прошли выборы в Великобритании, сменилось три канцлера ФРГ, три президента Франции, три премьер-министра Японии и Италии, два Президента США и премьер-министр Канады Трюдо был вынужден пойти на досрочные выборы. Из членов «пятерки» все оказались в новичками для дальнейшей работы, за исключением премьер-министра Трюдо.

Когда начался 1975 год, Шмидт и Жискар были теперь главами государств в Западной Германии и Франции соответственно, и так как они оба говорили свободно на английском языке, то они, премьер-министр Великобритании Гарольд Вильсон и президент США Джеральд Форд могли собраться в неформальной отступления и обсудить результаты выборов. В конце весны 1975 года президент Жискар пригласил глав правительств Западной Германии, Италии, Японии, Великобритании и США на саммит в Шато-де-Рамбуйе; ежегодная встреча шести лидеров была организована под его председательством, и на ней сформировалась группа шести (G6). В следующем году, с Уилсоном, в качестве премьер-министра Великобритании, Шмидтом и Фордом, чувствовалось, что необходим носитель английского языка с большим опытом, поэтому был приглашен присоединиться к группе премьер-министр Канады Пьер Трюдо, и группа стала называться «Большой семеркой» (G7). Европейский Союз был представлен Президентом Европейской комиссии и лидером страны, которая держит председательство в Совете Европейского Союза. Президент Европейской комиссии принял участие во всех заседаниях, с тех пор как его впервые пригласила Великобритания в 1977 году и Председатель Совета в настоящее время также регулярно посещает заседания.

После 1994 года на саммите G7 в Неаполе, российские чиновники провели отдельные встречи с лидерами G7 после встреч на высшем уровне группы. Это неофициальная договоренность была названа «Политическая восьмерка» (P8) - или, в просторечии, G7 +1. По приглашению премьер-министра Великобритании Тони Блэра и президента США Билла Клинтона, Президент Борис Ельцин был приглашен сначала в качестве гостя и наблюдателя, а затем уже в качестве полноправного участника. Приглашение рассматривалась как способ поощрить Ельцина за его капиталистические реформы. Россия официально присоединилась к группе в 1998 году, в результате чего образовалась «Большая восьмерка», или G8.

Структура и деятельность Большой восьмерки (G8)

В соответствии с проектом, G8 намеренно не имеет административной структуры, как такие международные организации, как ООН или Всемирный банк. Группа не имеет постоянного секретариата, или офисов для своих членов.

Председательство в группе передается ежегодно среди стран-членов, при этом каждый новый председатель вступает в должность с 1 января. Председательствующая страна несет ответственность за планирование и проводит серию встреч на уровне министров, ведущих к саммиту в середине года с участием глав правительств. Президент Европейской комиссии участвует на равных правах во всех мероприятиях на высшем уровне.

На заседаниях министров собираются министры, ответственные за различные портфели, чтобы обсудить вопросы, представляющие взаимный интерес или обеспокоенность в глобальном масштабе. Круг обсуждаемых вопросов включает здравоохранение, работу правоохранительных органов, перспективы рынка труда, экономического и социального развития, энергетики, охрану окружающей среды, иностранные дела, юстицию и внутренние дела, терроризм и торговлю. Есть также отдельный набор встреч, известных как G8 +5, созданный на саммите в 2005 году в Глениглсе в Шотландии, в котором принимают участие министры финансов и министры энергетики из всех восьми стран-членов в дополнение к пяти странам, которые также известны как пятерка - Бразилия, Китайская Народная Республика, Индия, Мексика и Южная Африка.

В июне 2005 года министры юстиции и внутренних дел стран G8 договорились создать международную базу данных на педофилов. Чиновники G8 также согласились объединить базы данных о терроризме, с учетом ограничений по конфиденциальности и законов о безопасности в отдельных странах.

Характеристика стран G8 (по состоянию на 2014 год)

Страны Население, млн. человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инфля- ция, % Уровень безрабо- тицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США
Велико- британия 63.7 2848.0 44.7 1.5 6.2 -199.6
Германия 81.0 3820.0 47.2 0.8 5.0 304.0

Глобальная энергетика и Большая восьмерка (G8)

В Хайлигендамме в 2007 году, G8 признали предложение от ЕС в качестве всемирной инициативы по эффективному использованию энергии. Они договорились изучить, вместе с Международным энергетическим агентством, наиболее эффективные средства для повышения энергоэффективности на международном уровне. Год спустя, 8 июня 2008 года в Аомори (Япония) на встрече министров энергетики, организованной председательствующей тогда Японией, страны G8, наряду с Китаем, Индией, Южной Кореей и Европейским сообществом создали Международное партнерство для сотрудничества в области энергоэффективности.

Министры финансов G8, в рамках подготовки к 34-й встречи глав G8 государств и правительств в Тояко, Хоккайдо, встретились 13 и 14 июня 2008 года в Осаке, Япония. Они согласовали «План действий G8 в связи с изменением климата по расширению участия частных и публичных финансовых институтов». В заключение, министры поддержали образование нового Климатического инвестиционного фонда (CIFS) Всемирного банка, который поможет существующим усилиям, пока новая структура Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) не будет полностью реализована после 2012 года.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!