Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Боевые механизмы леонардо да винчи.

В мы поговорили об изобретениях Леонардо да Винчи в области воздухоплавания, строительства, архитектуры, а также рассмотрели различные водные механизмы и приспособления. В этой части мы поговорим об оружии, которое было изобретено гением, а также различных боевых механизмах, способах штурма стен и обороны замков.

Читайте также:

  • Изобретения Леонардо да Винчи — часть 2

БОЕВАЯ ТЕХНИКА И ОРУЖИЕ

Леонардо да Винчи изобрёл массу простых и эффективных устройств, которые позволяли вести как наступление, так и обороняться, сидя за крепостными стенами. Его новаторские машины не имели равных в своей разрушительной силе и для своего времени были поистине передовыми. Не все его разработки и концепты оказались достаточно удачными, но ряд изобретений явно превзошёл своё время и произвёл небольшую революцию в военном деле.

Подводная мина

Судна противника предполагалось уничтожать при помощи подводной мины, которую необходимо было ввинтить в дно корабля. Мину мог ввинтить либо водолаз, либо экипаж подводной лодки. Подобные мины позже использовались во времена войны в Соединённых Штатах Америки в 1960-е годы, а вот подводные диверсанты появились только в эпоху Второй мировой войны.

Бомбарда и бомбы с картечью

Бомбарда во времена Леонардо была уже известным боевым средством. Наиболее интересные аспекты данного проекта — это качество рисунка, на котором чётко представлены бомбарды в действии, а также изображение осколочных снарядов. Во всём остальном рисунок бомбарды не содержит каких-либо новаций или изменений. Бомбарда имела широкое и прочное основание, способное выдерживать сильную отдачу, возникающую при производстве выстрела. Вполне вероятно, что бомбарда дополнительно крепилась к земле при помощи кольев и верёвок.

Бомбарда имела только одну степень свободы, и наводчик мог осуществлять наведение орудия только по углу места. Направление стрельбы целиком зависело от положения основания, поскольку последнее обязательно крепилось к земле. Соответственно, наведение по азимуту было сильно затруднено. Видимо, в предполагаемом бою должно было устанавливаться несколько бомбард для расширения зоны обстрела.

Установка угла места могла быть значительно ускорена за счёт использования рукоятки. При вращении рукоятки наводчик имел возможность наводить орудие с большой точностью. Рукоятка воздействовала на шток, снабжённый червячным винтом, червяк входил в зацепление с зубьями полукруглого сектора и перемещал бомбарду вверх или вниз. Точность выполнения этой операции имела первостепенно значение, ведь короткий ствол большого диаметра сам по себе не мог обеспечить высокую точность стрельбы, поэтому ошибка в несколько градусов приводила к значительным отклонениям по дальности.

Изображение содержимого разрывного ядра: помимо мелких ядер с пороховым зарядом, внутрь помещались и железные детали, которые за счёт формы скрепляли мелкие ядра внутри большого ядра. Способ упаковки, предложенный Леонардо, не самый оптимальный, но в ту эпохе при отсутствии инструментов, используемых при проектировании, было трудно представить и изобразить другие решения.

После сборки внутренних элементов выполнялось сшивание ядер путём соединения краёв отдельных элементов при помощи характерного «выпуклого» шва.

Сшивание ядер являлось работой, требующей внимание и точности. Конечная операция заключалась в надёжном закреплении элементов, находящихся в двух противоположных точках ядра.

После этого ядро можно было заряжать в ствол бомбарды.

Выстрел бомбарды. По этому изображению можно оценить сложность конструкции орудия и уяснить некоторые особенности работы её частей, например червячного винта, непосредственно связанного с механизмом изменения угла места, приводимым в действие при помощи рукоятки.

Перед выстрелом снаряд поджигался, после чего заталкивался в мортиру и выстреливался в сторону вражеских войск. После этого снаряд приземлялся на землю и дальше вступала в действие его конструкция. В центре снаряда был порох, который при взрыве поджигал маленькие бомбы, вспыхивающие мгновенно, так как они были обёрнуты в бумагу, вымоченную в сере. Порой эффект от взрывов был скорее психологический и даже превосходил смертоносный эффект, ведь армия противника отступала в панике.

Пушка «Арбалет» с казенником

Это революционный подход в создании артиллерийского оружия. Здесь есть отдельный элемент, в который вставляется ядро, и насыпается порох. Он сообщает основную мощь снаряду и необходим для запала. В те времена такого ещё никто не делал.

Всё своё оружие Леонардо старался сделать наиболее эффективным и разрушительным. Достаточно взглянуть на дуло пушки, на её съёмную часть и удлинённый ствол, чтобы понять, что эта пушка стреляла бы куда дальше, чем любая другая пушка в то время. Эффективность этой пушки также проявляется в том, что она имеет большие колёса. Представьте, что вы на поле боя и сражение почти проиграно, а вам дают команду отступать. Оставлять свою пушку на поле боя нельзя, поэтому Леонардо хотел сделать орудие лёгким и манёвренным, чтобы, отступая, можно было забрать его с собой.



Ствол пушки лежит на лафете, сделанном из дерева. Особенность данной пушки также в поворотной и подъёмной дугах, поэтому пушку можно не только вращать, изменяя горизонтальный диапазон стрельбы, но и увеличивать или уменьшать дальность стрельбы, перемещая её ствол вдоль вертикали. Также интересной модификацией было то, что снаряд в пушку помещался с тыльной стороны, поэтому исчезала проблема с загрузкой снаряд через жерло пушки.

На видео ниже вы можете посмотреть, как группа из четырёх изобретателей пробует повторить пушку Леонардо. Сумела ли эта пушка выстрелить, вы скоро узнаете.

Паровая пушка

Леонардо искал замену для пороха. Здесь он также обратился к разработкам предыдущего великого изобретателя — Архимеду. Он изучил и скопировал его концепт паровой пушки, которую он позже назовёт“architronito ”, так как её выстрел будет похож на удары грома.

Принцип действия оружия был следующий. Пушка была выплавлена из меди (так как у меди была хорошая теплопроводность), которую сильно нагревали в печи. В в саму пушку закладывался снаряд, но между ним и задним концом пушки была резервуар, куда подавалась вода. Позже в раскалённую пушку заливали воду, которая тут же начинала испаряться и производить огромные объёмы пара, причём с характерным звуком. В результате чего в пушке возникало огромное давление и пушка выстреливала.

Интересно, что в 4-м сезоне 12-й серии научно-популярной передачи «Разрушители легенд» происходит попытка сделать большую паровую пушку. Правда она терпит крах в силу конструктивных и технологических проблем.

На видео ниже вы можете посмотреть, как стреляет паровая пушка. Правда в видео пушка почти крошечных размеров:

Центрифуга из пращ

А это ещё одно интересное изобретение, которое представляет из себя что-то вроде скорострельной пращи. Основной принцип, используемый в механизме — это центробежная сила, которая появляется при раскрутке лебёдке на оси винта. По мере раскручивания всего механизма, пращи переходят в горизонтальное положение, после чего происходит выстрел.

Скорострельный огневой арбалет

Арбалет в эпоху Леонардо был традиционным дистанционным оружием наравне с луком, но пользоваться им было проще, чем луком. Леонардо решил улучшить силу и скорострельность арбалета, для чего он придумал огромный механизм в виде колеса, осуществляющий при вращении автоматическую перезарядку. В центре колеса находился арбалетчик, которому необходимо было лишь прицеливаться и стрелять. Колесо вращалось за счёт мускульной силы ног двух человек. По задумке Леонардо это делало арбалет более разрушительным оружием.

Но реальность оказалась не столь радужной. Современники решили построить машину Леонардо и проверить её в деле. Итог оказался не очень впечатляющим, так как скорострельность хоть и повысилась, но в целом она была не выше, чем те же три арбалетчика, стреляющие из арбалета, а именно три человека приводили в движение машину да Винчи. Также её размеры вряд ли являлись преимуществом на поле боя.

Гигантский арбалет

Этот механизм вряд ли можно назвать арбалетом, это скорее огромное орудие, ведь на картинке видно, что оно значительно превосходит размеры обычного человека. Ставка в этом оружии сделана на огромную убойную силу, способную пробивать целые ряды пехоты противников. Ширина этого арбалета достигала примерно 24-х метров, а длина порядка 20-ти метров. При стрельбе возникала большая отдача, поэтому колёса на тележке, на которой размещался арбалет, крепились под углом, чтобы тележка была более устойчива. Слева на эскизе изображён спусковой механизм. Тетиву на таком арбалете натягивали при помощи специального устройства, изображённого в правом нижнем углу.

Нет достоверных сведений, что арбалет был построен в эпоху Леонардо.

Недалеко от города Портсмут в Англии есть музей, где располагается построенная по чертежам Леонардо копия гигантского арбалета.

Режущие лопасти для поражения нападающих

Данное оружие помогало обороняющимся сбрасывать со стены нападавших, если они на неё залезли. Это были огромные лопасти, которые рубили в капусту, попадавших под них людей. Сами лопасти приводились в движение мускульной силой четырёх человек.

Улучшение катапульты

История катапульты исчисляется веками и даже тысячелетиями, она восходит ко временам Древней Греции и Древнего Рима. Казалось бы, что , то катапульта должна была потерять актуальность, но тем не менее переходный период длился весьма долго. В 15-м веке, когда жил Леонардо, по-прежнему была потребность в таком устройстве.

Леонардо сделал концепты двух принципиально разных механизмов катапульт. Одна катапульта была с одной дугой, а вторая с двумя дугами. Принцип действия у обоих катапульт был похож.

Катапульта с одной дугой состояла из гибкого плеча, которое натягивалось при помощи лебёдки и зубчатого колеса. Камень для броска клался в ковш, а затем зубчатое колесо освобождалось от тормоза (планка-замок) и загнутая дуга расправлялась, запуская снаряд в цель.

Катапульта с двумя дугами имеет несколько иной принцип действия. Обе дуги натягиваются также при помощи зубчатого колеса. Поворот зубчатого колеса осуществляется при помощи специальной рукояти, которая изображена в верхнем правом углу и видна на эскизе катапульты с двумя дугами слева вверху.

На видео показана модель-игрушка с двумя дугами, но принцип в ней хорошо показаны принципы работы катапульты с двумя дугами:

Уже известные нам естествоиспытатели попытались повторить в своём шоу конструкцию катапульты с двумя дугами. В целом конструкция оказалась рабочей. Основными слабыми местами были плечо и чаша, которые сломались. После замены плеча на более короткое и обклеивания чаши скотчем, ситуация изменилась в лучшую сторону. Катапульта хоть и не была дальнобойной (это ведь прототип), но работала хорошо. Видео о том, как они конструировали катапульту, можете посмотреть ниже:

Двухзарядная катапульта

Леонардо сделал этот набросок в 80-х годах 15-го века и наделил эту катапульту особым свойством — она умеет выстреливать за раз сразу два снаряда.

Высота катапульты примерно в три человеческих роста, то есть где-то от 5.5 до 6 метров с отведённым назад плечом. Справа изображена лестница, чтобы люди могли поднимать и класть камни. Один камень кладётся в чашу, а другой в ремень.

Ниже представлено очередное видео, где энтузиасты из Америки пытаются повторить двухзарядную катапульту Леонардо. Эта постройка вышла очень большой. При конструировании они опять столкнулись с тем, что плечо катапульты сломалось. Видимо, на поле боя поломки плеча были достаточно частой проблемой, поэтому изобретатели древности придумывали всё таким образом, чтобы плечо можно было быстро заменить во время сражения.

К сожалению, так как изобретатели были ограничены во времени, то они не успели отладить всю машину как надо и плечо при испытаниях снова сломалось. В результате эту попытку реконструирования можно считать провальной.

Многоствольные орудия (органы)

Эскизы многоствольных орудий

Леонардо старался исключить человеческий фактор из зарядки оружия, поэтому он уделял много внимания созданию автоматическим многоствольным орудиям. Данные многоствольные орудия были названы позже «органами» в связи со своим сходством с данным музыкальным инструментом. Органы были эффективны при обороне. Установленные перед наступающей армией, либо установленные на стены крепостей, либо передвижных военных фортов (вагенбургов), они наносили врагу существенный урон. А если добавить к этому то, что Леонардо изобрёл модифицированные боеприпасы, стабилизирующие пули в полёте, а также разрывные снаряды, то такое оружие оказывалось по-настоящему смертельным, ведь дальность стрельбы увеличивалась.

Общий вес таких конструкций мог достигать 300 килограмм. Сами орудия имели по бокам (см. рисунок вверху) оси для колёс. В целом для его передвижения необходима была мускульная сила 3-4 человек. либо лошадь. Наклон орудия по вертикали регулировался при помощи специального винта, установленного в деревянном основании данной многоствольной пушки. Стволы располагались по типу веера, что увеличивало радиус поражения.

Ниже изображён эскиз оружия, которое по ошибке называют пулемётом Леонардо да Винчи . Конечно, никаким пулемётом эта конструкция не является, но некоторые принципы пулемёта она действительно предвосхитила. Сам Леонардо называл эту систему многостовльных ружей «органным мушкетом».

Леонардо старался сделать так, чтобы всю работу выполняли механизмы, так как это уменьшало вероятность человеческой ошибки. Леонардо решил, что для увеличения точности необходимо сконструировать общую систему наведения, которая резко увеличивала точность (аж в 10 раз). В те времени при стрельбе из пищалей и ружей лишь 1 из 15 выстрелов попадал в противника. Так как Леонардо был ограничен в технологиях того времени, он не сумел сделать данный многоствольный орган (прообраз пулемёта) действительно скорострельным, поэтому как и в случае с предыдущими орудиями, но всё-таки три последовательных залпа эта пушка делала. Ниже можете посмотреть видео, как это происходило:

Данное смертоносное оружие состояло из 11 стволов, располагавшихся на специальной треугольной основе, образующей три стойки из ружей. Стойки последовательно вращались, производя залпы. Первая стойка, выстрелив, опускалась вниз и остывала, пока стреляла вторая. После выстрела второй стойки, первая обращалась дулами к артиллеристам, и они могли перезарядить оружие, а остывала уже вторая. Затем стреляла третья и отправлялась остывать, а неё место возвращалась первая стойка. И так до тех пор, пока все враги не падут ниц перед мощью гениального изобретения. Теоретически, батарея таких «пулемётов» могла обеспечивать непрерывный обстрел наступавших противников, что создавало не только огромную разрушительную силу, но и психологический эффект. У орудия также был специальный винт, позволявший регулировать стрельбу оружия по вертикали.

Основным недостатком такого пулемёта оставалась сложная система перезарядки, которая осложнялась боевыми условиями.

А ниже очередное видео, где уже известные вам энтузиасты постараются реализовать пулемёт Леонардо по его чертежам и эскизам. Итог потрясающий, рекомендуется к просмотру!

Килевидные пушечные ядра

Леонардо изучал аэродинамику снарядов и пришёл к выводу, что шарообразный снаряд не самая лучшая форма. Он решил, что воздушные потоки оказывают негативное влияние на траекторию ядра и делают её менее равномерной. Поэтому он изобрёл снаряды с хорошей аэродинамикой и стабилизатором на его конце, позволяющем стрелять более точно, на дальние дистанции, а также приобретать бо льшую скорость, а следовательно и разрушительную силу.

Эта машина самая настоящая передвижная мясорубка для пехоты. Выглядит она крайне смертоносно и способна резать всё живое, что её попадается на пути. Предназначение такой колесницы смерти понятно, что не оборонительное, а наступательное. Данный эскиз колесницы с косами присутствует в его «Трактате о войне».

Казалось бы, что такое в голову может прийти только настоящему маньяку, но Леонардо не был маньяком. Известно, что он был вегетарианцем и был против убийства животных. Он был настолько миролюбив, что покупал в магазинах птиц и выпускал их на волю. Да, он изобретал смертоносные машины для убийств, но это скорее проявление многогранности его личности, нежели какая-то склонность к убийству людей. К тому же выжить в Средние века на мирных изобретениях было не так-то просто, а на военных приспособлениях себе всегда можно было заработать на жизнь.

Впереди размещены косы, похожие на лопасти вертолёта. Они должны были прорезать себе путь через вражескую пехоту. Нижние косы должны были подрезать сухожилия лошадей врага и пехоты. Внутри самой колесницы имеется колесо, выступающее в роли коробки передач. Именно оно и приводит в движение передние косы-лопасти. Сзади ещё две косы, которые также вращаются за счёт внутреннего колеса.

Леонардо оставил над эскизом небольшое описание:

Система с восемью плечами и длинною примерно 5 метров. также надо быть уверенным в том, что лошади не поранят сами себя.

Известно, что похожими колесницами с косами пользовались в древности, но вряд ли у них были вращающиеся детали, ведь машина Леонардо — это самый настоящий автомобиль с косами.

Основным недостатком всей конструкции были, как вы уже догадались, лошади, которые боялись вращающихся перед ними острых лезвий.

Энтузиасты из Америки снова пробуют повторить изобретения Леонардо. Единственным отличием было то, что они не использовали лошадей, заменив их электродвигателем с колёсами. В итоге они достигли успеха. Обязательно посмотрите в конце, как работает эта машина смерти.

Танк Леонардо да Винчи

Это один из самых удивительных чертежей Леонардо, ведь он опередил своё время на 5 столетий! Только во время Первой Мировой войны будет изобретён танк.

Сама по себе идея защищённого передвижного вагона-платформы, которая бы могла использоваться для атаки вражеских позиций и ведения обороны, возникла в эпоху Леонардо и многие изобретатели старались создать такие вагоны и улучшить их. Была принципиальная проблема с тем, как приводить такой вагон в движение: кто-то предлагал использовать паруса, но Леонардо решил, что внутри просто должны находиться люди и заставлять танк двигаться.

Основным препятствием на пути реализации этого амбициозного проекта была труднорешаемая проблема, связанная со способностью танка передвигаться по полю боя. Сам Леонардо писал:

Я сделаю защищённые повозки, надёжные и неприступные, которые, пронзив ряды противника огнём своей артиллерии, уничтожат его, каким бы огромным ни было число его солдат. Вслед за танками может следовать пехота, не неся больших потерь и не встречая какого-либо сопротивления.

Целью проекта, по-видимому, было желание явить чудо и удивить, а не обеспечить эффективность боевых действий. Машина предположительно должна перемещаться силами восьми человек, которые, находясь внутри, должны двигать танк и заряжать пушки.

Нам неизвестно, построил ли Леонардо свой танк, но то, что он о нём мечтал это факт.

Движение танка осуществлялось при помощи рукояток и зубчатых шестерён, но усилие, необходимое для перемещения всей конструкции, значительно превышало человеческие возможности. По этой причине рассматривался способ размещения внутри танка лошадей или быков, но присутствие этих животных в замкнутом и ограниченном пространстве танка представляется невозможным.

Способ передвижения танка был очень прост. Члены экипажа вращали расположенные в центре ручки; вслед за этим начинали вращаться и колёса. Тронувшись с места, танк, предназначенный для использования на абсолютно ровном местности, ускорял своё движение. Основной трудность, без сомнения, было сдвинуть машину с места: недоставало силы тяги, также имело место несоответствие между конструкцией и весом всей машины, который должен быть довольно значительным. Танк был таким высоким. что для влезания в верхнюю башню внутри должны были устанавливаться лестницы. Башня предназначалась для наблюдения, осуществления манёвра и управления огнём. Установленные пушки гарантировали обстрел на 360 градусов.

Хотя в целом танк и был из дерева, но у него имелось и множество металлических частей. Высота танка достигала порядка 5-ти метров, а наверху есть небольшая смотровая башня. Общее количество пушек может варьироваться от 30 до 40 в разных конструкциях.

Интересный факт . Если попытаться повторить слепо конструкцию Леонардо, то кажется, что она не будет ехать, так как внутри неё неправильно размещены зубчатые передачи. Если начать крутить рукояти, то танк не сдвинется с места, так как колёса будут тянуть его в разные стороны. Вряд ли такой гений как Леонардо мог допустить такую примитивную ошибку. Скорее всего это был своеобразный способ защитить своё изобретение от воров (во времена Леонардо не было патентного бюро) и просто от людей, в чьи руки оно не должно было попасть.

Ниже вы можете также посмотреть видео, где показано устройство и работа танка в виде 3-d модели:

Энтузиасты из Америки снова бросают вызов Леонардо, стремясь воплотить его изобретение в жизнь. Так как деревянная конструкция может не выдержать всего веса танка, то они решают использовать стальной каркас. Также они использовали современные металлические подшипники.

В ходе эксперимента был выявлен также значительный недостаток танка — это уровень шума при стрельбе, который достигал почти 120 децибел, то есть мог сделать вас глухим, если бы во время стрельбы вы находились внутри этого танка.

В целом конструкция танка оказалась успешной, ведь танк двигался, стрелял и защищал солдат внутри танка.

Военный барабан

Леонардо был не только изобретателем, но ещё живописцем и музыкантом. Известно, что он овладел лютней и играл на ней.

Музыка нужна были и на войне. Леонардо придумал автоматическую систему барабанов, которая бы позволяла отбивать ритм в такт движущейся оси повозки.


Крытая тележка для атаки вражеских укреплений

Леонардо очень сильно интересовался военно-инженерным делом — это было одним из главных его занятий. Он работал с разными военачальниками. Когда один из них хотел атаковать замок или крепость, но было трудно перейти крепостной ров и войти в соприкосновение с силами противника, то военачальник обращался к Леонардо, и тот делал ему военные штурмовые лестницы.

Эта штурмовая лестница, которую можно было использовать для подъёма на стену крепости и доставить людей внутрь замка. Это фактически мобильная пирамида с большим опускаемым мостиком.

Видно, что это хитроумное сооружение на колёсах, которое можно подкатить прямо к краю крепостного рва с водой, который войны хотят пересечь. Они пройдут по лестнице и пройдут под остроконечной крышей, которая будет защищать их от лучников и копий врага.

Леонардо понимал, что для движения крайне большой машины нужна сила животного, чтобы механизм заработал, поэтому внутри располагались буйволы, которые помогали двигать аппарат изнутри. Высота башни могла быть разной, но на эскизе Леонардо она высотой примерно 6-7 метров. Длина же перекидного моста примерно 7.5-9.5 метров. Сам мост находится в вертикальном положении, а когда башня подъедет к крепостной стене, то мост падает прямо на стену. Вес всей конструкции доходил до 2-3 тонн.

Американские энтузиасты не перестают нас удивлять и решаются повторить и этот проект Леонардо. У них вышла поистине гигантская военная машина и всё прошло успешно. Как всегда в конце они пробуют машину в деле.

Лестницы для штурма

В Средневековье при осаде лестницы использовались для штурма крепостных стен. При помощи лестниц штурмующие старались забраться на стену, а затем пытались открыть ворота, чтобы основная часть войска могла зайти в осаждённый замок или город. Теоретически это всё, конечно, звучит легко, но в реальности всё было куда менее оптимистично, ведь осаждаемые не сидели сложа руки и старались предпринять различные меры, чтобы помешать штурмующим даже просто установить лестницы около своих стен. Самое простое, что в такой ситуации делали люди, готовящие укрепления — увеличивали высоту стен. Следовательно штурмующим приходилось делать слишком длинные лестницы, которые увеличивались в своей массе, становились менее устойчивыми. Такую лестницу было достаточно легко столкнуть со стены, если вовремя обнаружить её.

Леонардо разработал концепты различных лестниц для штурма, которые позволяли осаждающим легко начать штурм стен, взобравшись по ним. Вариант его лестницы имел большую высоту, при этом сохраняя свою устойчивость и прочность, и могла нести сразу несколько штурмующих одновременно.

Интересно, что Леонардо предполагал установку верёвочной лестницы при помощи скалолаза . Он придумал специальный винт, который по принципу самореза вкручивался в стену, после чего скалолаз прикреплялся к нему и вставлял второй винт, а затем прикреплялся к нему, отсоединяясь от первого, а первый винт освобождался. И так скалолаз постепенно взбирался на стену, подтягивая вслед за собой верёвку с верёвочной лестницей. Забравшись на самый верх стены, он закреплял верёвочную лестницу, а по ней уже могли забраться остальные войска.

А на эскизе выше показано, как крепилась верёвочная лестница, если у стен был широкий ров. Одну её часть скалолаз закреплял на стене, а второй конец крепился на земле при помощи специальных штырей, после чего войска могли взобраться на стену.

Также в работах Леонардо можно найти выдвижную лестницу. Такие лестницы сейчас активно используются пожарными. Её можно было легко перекинуть с одного места на другое и собрать, ведь её длина регулировалась.

Раз Леонардо понимал, как штурмом брать стены, то он, соответственно, понимал, как эти стены от штурма защитить. Достаточно незамысловатое устройство Леонардо придумал для отталкивания штурмовых лестниц.

Вдоль стен размещались балки, которые могли выталкиваться наружу стены посредством усилия двух человек, которые выдвигали их посредством рычага. В общем-то здесь из рисунка становится ясно, как они работают.

Леонардо да Винчи разрабатывает катапульты и крепостные арбалеты, действующие за счет упругости деревянных или стальных пружин. Одновременно он создает орудия, которые заряжаются не с дула, а с казенной части, многоствольную артиллерию залпового огня, разрывные бомбы, снаряженные картечью, удлиненные снаряды, снабженные стабилизатором и пороховым ускорителем. Большое внимание Леонардо уделял проектированию автоматического огнестрельного оружия. Кроме того, на его эскизах можно увидеть жуткого вида колесницы с вращающимися косами, а также устройство, которое принято называть "танком Леонардо" и ещё многое другое.


Скорострельный огневой арбалет

Стрелок, сидящий в середине огромного колеса, должен был прицелиться и выпустить стрелу.

Перезарядка четырех арбалетов происходила автоматически в результате вращения колеса, к которому они крепились. Колесо приводилось в движение вручную прикрытыми для безопасности деревянным щитом людьми. К стрелку арбалеты попадали уже заряженными и готовыми к бою.

Гигантский арбалет


К изучению принципов, лежащих в основе стрельбы из арбалета, не раз обращался Леонардо да Винчи.



Размеры гигантского арбалета намного больше размеров обычного ручного. Из описания Леонардо видно, что раствор плеча арбалета, т.е. его длина до места крепления тетивы составляет около 24 м. Он должен был устанавливаться на тележку. Колеса тележки крепились под углом для придания ей устойчивости при стрельбе. Стрела для этого арбалета изготовлялась из плоских секций с тем, чтобы увеличить ее прочность и гибкость. Тетива натягивалась с помощью специального крепления, показанного в правом нижнем углу рисунка. Слева на рисунке изображен спусковой механизм.




Пулемет Леонардо да Винчи способен был осуществлять несколько выстрелов без перезарядки. Его пулемет мог произвести три выстрела, состоящие из одиннадцати снарядов. Сам Леонардо называл это устройство мушкетом в форме органной трубы. На телеге устанавливались три стойки по 11 стволов на каждой. Установка вращалась. Когда одна стойка стреляла, то вторая перезаряжалась, а третья остывала. Мощность огня при этом повышалась и создавалась непрерывность обстрела. Орудие снабжалось винтовым механизмом, регулирующим подъемник.


Паровая пушка



Это была медная пушка, дымоход которой сильно разогревался паяльной лампой. Потом в раскаленный дымоход заливали воду, которая немедленно превращалась в огромное количество пара. Давление пара мгновенно возрастало так, что этого было достаточно для выстрела железного шара,находящегося в стволе.


Многозарядные боевые машины



Колесцовый замок для пистолета


Лишь одно единственное изобретение Леонардо да Винчи получило признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета, который заводился ключом. Сначала этот механизм был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность. Ради стрельбы из пистолетов доспехи стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в 19 веке.


Килевидные пушечные ядра



Килевидные снаряды, имеющие аэродинамические очертания и направляющие крылья, были предложены Леонардо в результате изучения влияния воздуха на траекторию полета ядер Свою актуальность эти особенности снарядов не потеряли и в наше время.


Разрывные пушечные ядра



Против наступающих войск Леонардо хотел применять разрывные пушечные ядра, которыми стреляет большая мортира. При ударе они должны были разрываться на множество смертоносных кусков.

"Также устрою я крытые повозки, безопасные и неприступные, для которых, когда врежутся со своей артиллерией в ряды неприятеля, нет такого множества войска, коего они не сломили бы. А за ними невредимо и беспрепятственно сможет следовать пехота".




Среди эскизов Леонардо да Винчи - круглая бронированная машина, вооруженная артиллерией. Леонардо разработал фургон на трех колесах в форме черепахи, вооруженный со всех сторон пушками и окованный броней -прообраза танка. Внутрь фургон а Леонардо предложил поместить восемь человек, приводящих его в движение, используя коробку передач, соединенную с колесами. Задача такой машины состояла в том, чтобы внезапно пробиться сквозь шеренги противника и внести в них переполох. В этом ей помогало огнестрельное оружие, которым она была оснащена. По периметру фургона Леонардо расположил пушечки, стреляющие во всех направлениях. Леонардо упоминает также и другой вид платформ, оснащенных косами. Однако, на поля сражений эта грозная техника так и не вышла.

Военное искусство было высоко развито в Древней Греции, Византии; позднее, в средние века, "уроками" античного Рима пользовались рыцари и крестоносцы, о чем говорится в трактате Гвидо да Виджевано "О военных аппаратах", датированном первой половиной XIII в.

В эпоху Возрождения в Италии возникает первое поколение инженеров, изобретателей и создателей военных "машин": это Таккола, Вальтурио и Франческо ди Джорджио Мартини и, безусловно, Леонардо да Винчи.

Так как контроль над политической ситуацией в Италии все в большей степени зависел от боевой мощи, ее правители были крайне заинтересованы в военных специалистах и машинах, необходимых для ведения боевых действий и защиты от неприятеля. Книги по боевому искусству были в большой цене. Даже Леонардо да Винчи в поисках работы при дворе Людовика иль Моро представлялся как специалист, искушенный в сфере военной инженерии. Об этом - фрагмент его письма, посвященный боевым “механизмам”:

"Я знаю, как строить очень легкие и крепкие мосты, пригодные к транспортировке при нападении и отступлении, защищенные от огня и снарядов. Я также знаю, как уничтожать вражеские постройки...

Я знаю технические приемы, полезные при захвате территории: как осушать рвы, строить крытые переходы и разного рода перекрытия...

Постройки, защищающие от неприятельского обстрела. Я знаю, как разрушить любую крепость или укрепление, нестоящее на скальном грунте...

Я также знаю, как сделать подвижные пушки, стреляющие градоммелких камней и дымящие так, что враг в ужасе разбегается...

Я знаю множество средств, пригодных при наступательных и оборонительных маневрах на море, защищающих корабли от обстрела, пороха и дыма...

Я знаю, как проникнуть в необходимое место при помощи тоннелей и тайных извилистых коридоров, когда надо переправиться через ров или реку...

Я построю крытые вагоны-платформы, настолько безопасные и неприступные, что даже малым числом солдат можно будет подавить артиллерию врага, и затем пустить пехоту, которая уже не встретит ни малейшего сопротивления...

Если будет нужно, я создам необычные бомбарды, мортиры и легкие артиллерийские орудия чудесных очертаний и свойств. В случае неудач при обстреле, я изобрету катапульты, ловушки и множество самых необычных и занимательных вещей. В любой ситуации я сделаю это быстро, как для защиты, так и для нападения..."

Письмо написано 30-летним Леонардо да Винчи во Флоренции. За 20 лет пребывания в Милане он создал принципиально новые боевые устройства, значительно изменившие фортификационные и наступательные технические приемы.

Леонардо да Винчи разработал способы усовершенствования устаревших пушек и бомбард. Изучая их литье, зарядку, поджигание и охлаждение, он сумел повысить их технические характеристики и скорострельность. Интересуясь формой и траекторией полета снаряда, Леонардо да Винчи повысил точность его попадания: из экспериментов со струями воды он вывел параболическую кривую, которой предвосхитил, с присущей ему проницательностью, исследование законов инерции Галилео и Ньютоном.

После длительного периода работы в Милане под патронажем Людовика иль Моро, Леонардо стал так известен, что в 1502г. Цезарь Борджиа нанял его к себе в качестве архитектораи военного инженера.

АВТОМАТ

На этом рисунке изображено еще одно автоматическое орудие с несколькими оружейными стойками и подъемником, изобретенное Леонардо.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЗАЖИГАТЕЛЬHАЯ СИСТЕМА С ЗАПАЛОМ

На этом рисунке Леонардо изображено устройство для открывания емкости с порохом и одновременного его поджога. Опущенный запал поджигается "во рту змеи", спусковой крючок оттягивается, огонь охватывает порох в уже открытом контейнере.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАHИЯ С ОГHИВОМ

Более совершенным изобретением Леонардо является автоматическое зажигание от огнива. Слева - спусковой механизм, расположенный в центре винтовой пружины, которая цепью соединяется с колесом. Колесо при вращении задевает об огниво и высекает искру.

АРОЧHЫЙ МОСТ

Это и есть те самые "легкие и прочные мосты", обещанные Леонардо в его письме к иль Моро. Они без особого труда могли быть построены из доступных материалов (небольших стволов деревьев), удобны в транспортировке (при помощи канатов) и предназначались, в основном, для военных целей. Облегчая форсирование рек, такие мосты способствовали быстрому и скрытному передвижению войск, что создавало фактор неожиданности и вело к успешному исходу сражения. Леонардо развил законы статики и сопротивления материалов и использовал их в конструкции данных мостов.

БРОHИРОВАHHЫЙ ФУРГОH

Идея крытого вагона-платформы, атакующего вражеские ряды во главе наступающих войск, возникла в средние века и была с энтузиазмом подхвачена в XIV столетии. Леонардо да Винчи разработал тяжелый фургон в форме черепахи, вооруженный со всех сторон пушками и окованный броней. Проблему перемещения этой платформы надеялись решить при помощи парусных судов, но вместо этого Леонардо предложил поместить внутрь вагона 8 человек, приводящих его в движение, используя коробку передач, соединенную с колесами. Он даже подумывал о замене людей лошадьми, но мысль о том, что животные могут запаниковать, находясь в таком тесном и шумном пространстве, разубедила его. Леонардо упоминает и другой вид платформ, оснащенных косами.

ВАРИАHТЫ СКОРОСТРЕЛЬHЫХ ОРУДИЙ

Большое внимание Леонардо уделял проектированию автоматического огнестрельного оружия. Для повышения мощности и скорости огня он расположил веером множество стволов.

ВОЕHHО-МОРСКИЕ ОРУДИЯ

Леонардо предполагал установить на корабле большую мортиру, формой напоминающую ящик, рассчитанную на одного стрелка. Она водружалась на вращающееся основание и вела эффективный обстрел вражеских кораблей.

ГИГАHТСКИЙ АРБАЛЕТ

Размеры изображенного на этом рисунке арбалета намного больше размеров обычного ручного. Это своего рода орудие, призванное обеспечить большую убойную силу. Из описания Леонардо видно, что раствор плеча арбалета, т.е. его длина до места крепления тетивы составляет 42 длины рукояти, в раскрытом виде длина арбалета - 42 длины плеча (грубо 24 м). Он должен был устанавливаться на "тележку" шириной в 2 и длиной в 40 длин рукояти. Колеса тележки крепились под углом для придания ей устойчивости при стрельбе. Стрела для этого арбалета изготовлялась из плоских секций с тем, чтобы увеличить ее прочность и гибкость. Тетива натягивалась с помощью специального крепления, показанного в правом нижнем углу рисунка. Слева изображен спусковой механизм.

ЗАЩИТА КРЕПОСТHЫХ СТЕH С ПОМОЩЬЮ БОМБАРД

Гораздо большей уступкой изобретательности и эстетическому чувству являются выстроенные в ряд бомбарды, которые одновременно выбрасывали гранаты и различные метательные снаряды по ту сторону защищаемых бастионов.

ЗУБЧАТЫЙ ВИHТОВОЙ МЕХАHИЗМ

Леонардо создал портативную лестницу для штурма, одной из составных частей которой являлся "зубчатый винтовой" механизм. Он удлинял, укорачивал, поднимал и опускал лестницу. Лестница, снабженная таким механизмом, могла использоваться в любом месте, и обороняющимся было довольно трудно защититься от этого приспособления.

КАТАПУЛЬТА С ЛЕБЁДКОЙ

Катапульта является одним из самых древних традиционных видов оружия. Катапульта с лебедкой имела гибкое плечо, сгибающееся назад при помощи ручной лебедки, а также ковш, куда по приставной лестнице помещали камень для броска. Засов лебедки открывался, освобождая гибкое плечо. Оно, в свою очередь, било по ковшу, выбрасывавшему камень на значительное расстояние. Группа таких катапульт, бьющих по врагу одновременно, могла обеспечивать прекрасную защиту.

КИЛЕВИДHЫЕ ПУШЕЧHЫЕ ЯДРА

Экспериментируя с потоками воды, Леонардо пришел к выводу о влиянии воздуха на траекторию полета пушечных ядер. Эту проблему он решил с помощью килевидных снарядов, актуальных и в наши дни. Они имели аэродинамический контур и направляющие крылья.

КОЛЕСО ДЛЯ ПЕРЕЗАРЯДКИ АРБАЛЕТА

На этом рисунке изображен еще один скорострельный арбалет, разработанный Леонардо.

Главным его отличием от предыдущего является большее количество арбалетов, расположенных в колесе, и почти полная автоматизация. Чтобы привести в действие механизм, который поворачивает колесо и заряжает арбалеты, требовался всего один человек.

КОСИЛКИ И СТРЕЛЫ

Леонардо упоминал и платформы, оснащенные косами, которые существовали еще в Древнем Риме: ”Эти "косилки" были разнообразны и часто причиняли огромные повреждения как союзникам, так и врагам... против этих повозок должны быть выставлены стрелки из луков и арбалетов, метатели пращей и всех видов дротиков, пик, камней, огня. Все это, а также барабанный бой и крики испугает лошадей, и те, скинув узду, понесут...”

КРЫТАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ АТАКИ ВРАЖЕСКИХ УКРЕПЛЕHИЙ

Из античности Леонардо позаимствовал крытую лестницу на передвижной колесной платформе. Приблизившись к стене на соответствующее расстояние, при помощи веревок можно было опустить мостик (закрытый остроконечной крышей) именно в то место крепостной стены, откуда солдаты могли безопасно проникнуть на вражеские оборонительные позиции.

ЛЕСТHИЦЫ ДЛЯ ШТУРМА

Леонардо разработал методику как нападения, так и обороны. Он нарисовал множество вариантов веревочных лестниц, с которыми легко было разместиться у основания стен.

ЛИТЕЙHЫЙ ЗАВОД (ПЛАВИЛЬHЯ)

На рисунке литейного завода изображено несколько человек, пытающихся поднять гигантскую пушку: возможно рисунок сделан во время одного из частых визитов Леонардо в миланские мастерские (приблизительно, 1487 г.). Этот рисунок свидетельствует о его растущем интересе к огнестрельным орудиям, большое количество которых производилось в то время. Об этом нам говорит задний план рисунка с целым арсеналом оружия, сложенного под навесом.

МАШИHА ДЛЯ МЕТАHИЯ КАМHЕЙ И БОМБ

МЕТОДЫ HАПАДЕHИЯ

На рисунке мы видим взбирающегося по стене человека, который использует “альпинистские приемы”, вбивая клинья при ее штурме.

МОДЕЛЬ ПУЛЕМЕТА

Эта конструкция была названа ученым "мушкет в форме органной трубы". На телеге устанавливались три стойки со стволами (по 11 стволов на каждой) мощностью в 33 заряда. Установка вращалась. Когда одна стойка стреляла, вторая перезаряжалась, а третья остывала, то мощность огня повышалась и создавалась непрерывность обстрела. Орудие снабжалось винтовым механизмом, регулирующим подъемник.

ОПИРАЮЩИЙСЯ МОСТ

По замыслу Леонардо, этот мост представляет собой единый пролет, прикрепленный к одному берегу реки при помощи вертикального шарнира, на котором он вращается. Перекидывание моста на другой берег осуществляется за счет канатов и лебедок, а также колес и металлических валиков, обеспечивающих его скольжение. Кроме того, для него предусмотрен кессон, являющийся противовесом при балансировке и маневрировании подвешенного в воздухе моста в процессе его опускания на противоположный берег.

ОРУДИЕ "COTOMBROT"

"Сotombrot": "Пушечное ядро в полфута шириной, начиненное небольшими бомбами, сделанными из смеси бумаги с серой, которые чадят так, что заставляют чихать, а посередине - порох, который поджигают и от которого загораются все бомбы перед броском во вражеские ряды..."

ПРАЩА И ДРОТИКИ


ПУШКА, СТРЕЛЯЮЩАЯ ПРИ ПОМОЩИ ПАРА - "ARCHITRONITO"

Леонардо пытался создать альтернативу пороху. Самой интересной была скопированная им у Архимеда пушка, стреляющая при помощи пара. Ее название -“architronito” - напоминало Леонардо звук грома. Это медная пушка, дымоход которой сильно разогревался паяльной лампой. Потом в раскаленный докрасна дымоход заливали воду, которая “немедленно превращалась в такое огромное количество пара идыма, что, казалось, произошло чудо; для глаз это ярость и гнев, для ушей - ожесточенный рев". Давление пара мгновенно возрастало так, что этого было достаточно для выстрела железного шара,находящегося в стволе.

ПУШКИ С ПОДЪЕМHОЙ ДУГОЙ

Леонардо отдает предпочтение легкому оружию с регулируемой (при помощи подъемной дуги) траекторией полета снаряда. Пушки заряжались с тыльной стороны, что устраняло проблемы их загрузки через жерло.

РАЗДВИЖHОЙ МОСТ

РАЗРЫВHЫЕ ПУШЕЧHЫЕ ЯДРА

Против движущихся целей (например, наступающие войска) Леонардо хотел применять разрывные пушечные ядра, которыми стреляет большая мортира. Они разрываются на множество смертоносных кусков при ударе: "Это самая смертоносная машина из всех существующих. При падении ядра его центр поджигает другие ядра, и центральное ядро взрывается и разрывает остальные, которые вспыхивают так быстро, что не успеешь произнести "Святая Мария!"" Иногда все это производило в основном психологический эффект, который превосходил смертоносный.

РЕЖУЩИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ ЛОПАСТИ ДЛЯ РУБКИ HАПАДАЮЩИХ

На этом рисунке представлена одна из эффективных систем защиты крепостей, разработанная Леонардо. Она применялась, когда противник оказывался наверху стены. Вращающиеся лезвия сбрасывали нападавших вниз.

СКОРОСТРЕЛЬHОЕ ОРУДИЕ - "CIRCUMFOLGORE"

Для морских сражений Леонардо да Винчи предложил оснастить суда скорострельными легкими орудиями - ”circumfolgore”. Это вращающаяся платформа с установленными на ней пушками.

СКОРОСТРЕЛЬHЫЙ ОГHЕВОЙ АРБАЛЕТ

Арбалет - это традиционное боевое орудие, которое Леонардо да Винчи пытался модернизировать за счет повышения "cилы" и скорости огня. Стрелок, сидящий в середине огромного колеса, должен был только тщательно прицелиться и выпустить стрелу. Перезарядка четырех арбалетов происходила автоматически в результате вращения колеса, к которому они крепились. Колесо приводилось в движение вручную группой людей, прикрытых для безопасности деревянным щитом. К стрелку арбалеты попадали уже заряженными и готовыми к бою. Таким образом, значительно повышались скорострельность и разрушительная сила этого оружия.

СХЕМА ОТЛИВКИ ПАМЯТHИКА ФРАHЧЕСКО СФОРЦА

Работая в мастерской Вероккио, Леонардо да Винчи, возможно, сталкивался с проблемами литья. Попав в Милан, мастер проявил к ним возросший интерес, так как Людовико иль Моро заказал ему огромную фигуру своего отца, Франческо Сфорца, на коне, выполненную из бронзы. Схема отливки памятника Франческо Сфорца отражает этот проект, который остался незаконченным.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТТАЛКИВАHИЯ ПРИСТАВHЫХ ЛЕСТHИЦ ПРОТИВHИКА

Леонардо разработал много простых, но в то же время эффективных систем обороны. Например, если противник пытался поставить вдоль стен приставные лестницы, чтобы взобраться по ним при штурме, то их можно было оттолкнуть при помощи длинного стержня, спрятанного в стене и выдвигающегося наружу при помощи рычага. Рисунок, на котором изображено устройство для отталкивания приставных лестниц противника, говорит сам за себя.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОФИЛИРОВАHИЯ СОСТАВHЫХ ЧАСТЕЙ ПУШКИ

Леонардо исследовал также конструкцию и литье пушек. Для улучшения дальнобойности и точности их огня, необходимы были стволы разной длины с ровной внутренней поверхностью. Поэтому Леонардо создал машину для профилирования деталей пушки, которая значительно облегчила единый технологический процесс литья. Приведенный рисунок с точностью иллюстрирует эту необычную машину: гидравлическая турбина вырабатывает энергию, передающуюся далее при помощи “бесконечно вертящегося двойного колеса” на винт, который толкает вперед железный стержень. Стержень становится ровным и режется на множество однородных сегментов резаком, приводящимся в движение сложным устройством слева. Затем различные отрезки соединяют между собой и сваривают, получая более меткие пушки любых размеров и форм.

ЦЕHТРИФУГА HА HЕСКОЛЬКО ПРАЩЕЙ

Еще одно остроумное изобретение - сразу несколько пращей, приводимых в движение центробежной силой. Она возникает в результате выброса энергии, создающейся при раскручивании лебедки на винтовой оси. Заряженные пращи, быстро вращаясь, переходят из вертикального в горизонтальное положение, в котором и происходит выстрел.

Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] Алферова Марианна Владимировна

Многоствольная пушка

Многоствольная пушка

Многоствольные пушки уже применялись в то время, однако были очень громоздки и неудобны при зарядке. Леонардо попытался усовершенствовать их конструкцию. Не исключено, что рисунки именно этих орудий он положил в свое «портфолио», как и рисунки колесниц, когда расхваливал себя новому патрону Лодовико Моро.

Леонардо предложил создать пушку из 36 стволов, расположенных в три яруса. Такая конструкция позволяет вести огонь из одного яруса, в то время как второй остывает после стрельбы, а третий заряжается. За счет этого можно было вести огонь практически непрерывно. Пушка была снабжена винтовым механизмом, регулирующим подъемник. Даже неискушенный в военном деле человек заметит, что эта пушка Леонардо – предшественница пулемета и ракетной установки. Стволы закреплены на шарнирах, чтобы обеспечить им откат при отдаче.

Эта конструкция получила название «мушкет в форме органной трубы».

Есть и другая конструкция Мастера: пушка, на которой для повышения мощности и скорости огня веером расположено множество стволов.

Сохранился еще один рисунок многоствольной пушки – автоматическое орудие с несколькими оружейными стойками и подъемником.

Леонардо задумывался и об оснащении артиллерией флота. Так, он предполагал установить на корабле большую мортиру, по форме напоминающую ящик. Она водружалась на вращающееся основание и вела эффективный обстрел вражеских кора блей. Управлял ею один человек.

У Мастера есть также проект многоствольной корабельной бомбарды. В этом случае по кругу расположены 16 пушек, в центре изображен механизм, с помощью которого устройство должно было приводиться в действие. Сам чертеж напоминает красивый и выразительный орнамент. Эта бомбарда получила от исследователей название «шаровая молния».

Леонардо да Винчи. Корабельная бомбарда.

Из книги Оружие победы [без илл.] автора Грабин Василий Гаврилович

Пушка для среднего танка Визит в АБТУ: от ворот поворот. - Даем заказ сами себе. - Парадоксы институтского дела: "тройка" за пушку "тридцатьчетверки". - Конструктор начинается в цехе. - Что можно сделать за три месяца? - "Прекрасная пушка" - и никому не нужна. -

Из книги Оружие победы [др. илл.] автора Грабин Василий Гаврилович

Пушка, рожденная за одну ночь Сверхсекретная пушка: как о ней объявить? - Приезд Кулика: "Дивизионных пушек вполне достаточно". - "ЗИС-3" остается "в запасе". - Плоды

Из книги Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина автора Широкорад Александр Борисович

15. Пушка для среднего танка - Визит в АБТУ: от ворот поворот. - Даем заказ сами себе. - Парадоксы институтского дела: «тройка» за пушку «тридцатьчетверки». - Конструктор начинается в цехе. - Что можно сделать за три месяца? - «Прекрасная пушка» - и никому не

Из книги У стен столицы автора Кувшинов Семен Филиппович

20. Пушка, рожденная за одну ночь - Сверхсекретная пушка: как о ней объявить? - Приезд Кулика: «Дивизионных пушек вполне достаточно». - «ЗИС-3» остается «в запасе». - Плоды унификации. 1 В жизни большинства людей рано или поздно наступает момент, после которого

Из книги Оружие победы [с илл.] автора Грабин Василий Гаврилович

Дивизионная пушка Ф-22 УСВ Пушка Ф-22 стала звездным часом Грабина. Никому не известный конструктор выиграл конкурс у лучших КБ, лучших заводов страны! Благодаря этой пушке на Грабина обратил внимание Сталин. На участников создания Ф-22 посыпались награды. В мае 1936 г. было

Из книги Избранные произведения. Т. I. Стихи, повести, рассказы, воспоминания автора Берестов Валентин Дмитриевич

Звездная пушка Грабина Не берусь судить, жалел ли Грабин о прекращении работ над 95-мм пушкой Ф-28, но он не мог не понимать, что 107-мм пушка слишком тяжела для дивизии. Война была не за горами, и нетрудно было предположить, что воевать в любом случае придется с 76-мм

Из книги Фердинанд Порше автора Надеждин Николай Яковлевич

Ф-22 - лучшая противотанковая пушка вермахта Невероятно, но 76-мм пушка Ф-22 в начале 1942 г. стала самой мощной противотанковой пушкой вермахта. Резонный вопрос: как такое могло случиться?25 июня 1941 г. - четвертый день войны. В книге записей начальника германского генерального

Из книги автора

Противотанковая (дивизионная) пушка ЗИС-С-8 Работы над 85-мм пушками с баллистикой 85-мм зенитных пушек обр. 1939 г. возобновились в конце 1942 - начала 1943 гг. Это было вызвано усилением брони немецких танков T-IV и созданием новых танков «Тигр» и «Пантера».В 1943 г. в ЦАКБ был создан

Из книги автора

Пушка для самого тяжелого танка В 1945 г., еще находясь в эвакуации в Челябинске, коллектив Кировского завода под руководством Ж.Я. Котина приступил к проектированию сверхтяжелого танка ИС-7 (объект 259). Эскизные чертежи Котин подписал 9 сентября 1945 г. Дальнейшие работы по

Из книги автора

Зенитная пушка С-60 и ее семейство Война выявила потребность в более мощных зенитных автоматах, чем 37-мм пушка 61 К.Разработка 57-мм автоматической зенитной пушки С-60 была начата в 1944 г. в ЦАКБ под руководством В.Г. Грабина. Конкурентами ЦАКБ были ОКБ завода № 88, разработавшее

Из книги автора

Пушка стреляет... авиабомбами К концу Второй мировой войны США построили огромный океанский флот, в составе которого были десятки авианосцев, линкоров и крейсеров. Для борьбы с ними в СССР с 1945 г. начали проектировать новое поколение мощных бронебойных бомб. Обычно

Из книги автора

Пушка № 115 В Ленинграде в Центральном военно-морском музее хранится противотанковое орудие № 115. «С этим орудием воевал зимой 1941 года отряд моряков под командованием младшего политрука Дуклера» - гласит надпись на пушке.Чем же знаменита эта пушка? Кто были

Из книги автора

ПУШКА ДЛЯ СРЕДНЕГО ТАНКА Конструктор начинается в цехе. Что можно сделать за три месяца? «Прекрасная пушка» - и никому не нужна. Испытания

Из книги автора

ПУШКА, РОЖДЕННАЯ ЗА ОДНУ НОЧЬ Сверхсекретная пушка: как о ней объявить? Приезд Кулика: «Дивизионных пушек вполне достаточно». «ЗИС-3» остается «в запасе». Плоды унификации. 1 В жизни большинства людей рано или поздно наступает момент, после которого биография человека

Из книги автора

ПУШКА У ТАШКЕНТСКОГО МУЗЕЯ Давно уж на кровавой битвы пир Ее не волокут в упряжке конной. Давно в земле усатый канонир, Не пулею, так старостью сраженный. И зазывая публику в музей, Для взрослых диво, для детей игрушка, Лежит на тротуаре у дверей. И что идет война, не знает

Из книги автора

25. Большая пушка Одно из заданий, с которым Порше справился блестяще, – создание тягача для большой армейской пушки – мортиры калибра 30,5 см.Орудие для штурмового навесного огня должно было обладать высокой мобильностью. Пушку требовалось подкатывать поближе к

.
Постоянные войны вызвали необходимость разработок в области стратегии ведения войны и инженерии. Самыми удивительными изобретениями Леонардо стали именно его военно-инженерные сооружения.
Леонардо был пацифистом по своей натуре, но, тем не менее, жил во времена воинственные, когда большинство итальянских городов враждовали друг с другом и с соседней Францией. По этой причине состоятельные покровители, поддержкой которых заручился Леонардо, были более заинтересованы в военной технике, нежели в живописи.
Да Винчи занимался проектированием военной техники в ранние годы своего пребывания в Милане (примерно в 1483-1490 годы) и по возвращении во Флоренцию приблизительно в 1502-1504 годах. В обоих городах он считался уважаемым стратегом, давая советы генералам и государственным деятелям. Некоторые из его ранних проектов были весьма практичны и просты по своей конструкции. Как, например, временный подвесной мост или лестница для осады крепости.
Более поздние проекты Леонардо были сконцентрированы на разработке оборонительных и наступательных стратегий: мосты, штурмовые лестницы, усовершенствованная артиллерия, орудийные станки, бомбомёты. Леонардо создал чертежи многоствольного пулемёта, пушки, катапульты, гигантского арбалета, бронированного фургона, оснащённого косами и бронированной машины, прототипа современного танка.
Военные лошади крупных размеров, принадлежащие благородным и рыцарям, являлись неотъемлемой частью атакующей мощи армии. Будучи превосходным наездником, Леонардо был покорён физической красотой этих животных и создал большое количество их набросков.

Скорострельное оружие направленного действия (mitragliatrice a ventaglio, multi-directional gun machine). На рисунке посередине изображена машина со множеством стволов, расположенных веером. Эта установка могла производить как единичные выстрелы, так и залпы. Машина была снабжена колесами, что позволяло бы двигать и вращать ее в зависимости от позиции врага. С помощью рукояти в задней части установки можно было регулировать высоту и траекторию полета снарядов. Однако подобное оружие было бы достаточно сложно перезаряжать во время сражения.

Скифская колесница (carro scitian, scitian wagon). Верхний рисунок изображает крайне беспощадную колесницу. Леонардо доработал римскую идею использования конной тяги, снабдив колесницу дополнительными четырьмя косами. По мере того как колесница двигалась вперед, косы начинали вращаться, уничтожая каждого на своем пути. Однако лошади пугливы, и таким образом данное орудие могло быть опасно для обеих сторон, в случае если животное запаникует. Нижний рисунок демонстрирует усовершенствованную версию колесницы, призванную защитить лошадей.

Трехзарядное скорострельное оружие (mitragliatrice a tre registri, three-registered gun-machine. В верхней части рисунка изображено многоствольное скорострельное оружие. Леонардо стремился повысить мощность и скорость огня и для этого спроектировал машину с множеством стволов. Возможно, данное изобретение может считаться прототипом современного пулемета. Орудие имело три стойки с 30 стволами, помещенными на вращающуюся платформу. По мере того как верхний ряд из 10 пушек стрелял, следующая стойка перезаряжалась, а третья в этот момент остывала.

Остроконечная пуля (proiettili ogivali, ogival bullet). Леонардо изучал, каким образом воздушный и водный потоки влияют на перемещение предметов. Он пришел к выводу, что воздух замедляет траекторию полета пушечного ядра и делает его неравномерным. Он создал новый тип пули длинной заостренной формы с направляющими крыльями для увеличения ее аэродинамической эффективности, позволяющей ей лететь быстро и попадать точно в цель.

Варианты наконечников холодного оружия.

Катапульта (catapulta, the catapult). Леонардо с молодых лет был увлечен военной инженерией. Множество страниц его рукописей содержат рисунки усовершенствованных вариантов уже существующих в то время катапульт, которые являлись одним из древнейших видов оружия. В своих работа да Винчи экспериментировал с эластичностью материалов и степенью напряжения, пытаясь увеличить мощность катапульт, дальность и точность полета камня.

Колесница с косами (carro falciante, mowing wagon). Оба рисунка датируются примерно 1485 годом. В этот период Леонардо был на службе у герцога Миланского в качестве художника и военного стратега. На нижнем рисунке изображены лошади, которые тащат военную колесницу, защищенную косами, вращающимися за счет сложной системы приводов, присоединенных к колесами. Лошади были ограничены устройством и могли двигаться только вперед. Леонардо использовал тот факт, что во время сражения лошади могли испугаться и понестись вперед.

Пушка. Этот восхитительный рисунок столь ужасающей машины демонстрирует художественные и технические способности Леонардо. Это была презентационная работа, выполненная художником в надежде найти потенциального покровителя для улучшения своего материального положения. Рисунок содержит детальное изображение параболической траектории снарядов после выстрела и взрыва, после их падения на землю. Тяжелые пушки устанавливались на мощные деревянные платформы. Угол обстрела мог регулироваться при помощи колеса, приводившегося в движение ходовым винтом, который в свою очередь приводил в движение рычаг.

Лестница для штурма (scala d"assalto, assault ladder). Леонардо создал огромное количество рисунков с изображением лестниц для штурма, с помощью которых солдаты могли атаковать вражеские крепости и замки. Длина таких портативных лестниц, как и угол наклона, могла варьироваться. Механизм в основании лестницы представлял собой зубчатое колесо, приводимое в действие с помощью ходового винта. Рукоять внизу колеса позволяла регулировать длину лестницы. Данная модель штурмовой лестницы очень похожа на современную пожарную лестницу.

Крытая телега для атаки вражеских укреплений (carro coperto per l"assalto, covered cart for attacking fortifications). Троянский конь времен Леонардо? Данная машина представляла собой деревянную конструкцию, предназначенную для штурма крепостных стен. Платформа на колесах приближалась к стене, затем с помощью веревок опускался крытый мост длины, достаточной для перехода через ров. Таким образом, солдаты могли вылезти из такой платформы, пройти по мосту и беспрепятственно напасть на крепость.

Паровая пушка (cannone a vapore, steam cannon). Эта боевая машина должна была использовать паровую силу для выстрела ядра из пушки. Порох при этом не требовался. Медная пушка на колесах могла с легкостью передвигаться по полю сражения. Казенная часть установленной пушки нагревалась до высокой температуры, затем в нее заливалась вода, и давление пара возрастало до такой степени, что этого было достаточно для выстрела ядра, сопровождающегося громким взрывом и огромными клубами дыма. Леонардо позаимствовал эту идею у греческого математика Архимеда.






Битва при Ангиари, эскизы. Считается, что "Битва при Ангиари" - это утраченная фреска Леонардо, предназначавшая для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции, над которой он работал в 1503-1506 годы. Эскизы Леонардо содержали сцены с изображением вздыбившихся лошадей, ужаса, боли и ожесточённости солдат в разгар сражения. Больше года ушло у да Винчи и его учеников на создание рисунка в натуральную величину перед тем, как начать работу над фреской. В июне 1504 года да Винчи приступил к выполнению своей самой масштабной работы. Он пытался применить новую технику, используя нагретые масляные краски, чтобы лучше их зафиксировать. Однако штукатурка не высыхала, и роспись стала отсыревать уже в процессе работы. Технические трудности так и не позволили Леонардо полностью завершить работу, в результате была готова лишь центральная часть фрески. В 1555-1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. Осуществлял перестройку Вазари с помощниками. В результате произведение Леонардо было утрачено — его место заняла фреска Вазари "Битва при Марчиано". "Битва при Ангиари" вызывала восторг у современников да Винчи. Фреска известна нам благодаря наброскам Леонардо и многочисленным копиям художников, в числе которых был Рубенс.

Танк (carro armato, tank). Леонардо спроектировал огромное боевое орудие: бронированную машину, вооруженную со всех сторон пушками и способную перемещаться во всех направлениях. Предполагалось, что один солдат должен был сидеть в смотровой башне машины для того, чтобы задавать направление. Орудие должно было перемещаться посредством мускульной силы экипажа предположительно из восьми человек, поворачивавших рукоятки, прикрепленные к небольшим колесам, которые приводили в движение четыре больших колеса. Судя по рисунку Леонардо, каждое колесо приводилось в движение и поворачивалось независимо, то есть весь экипаж был постоянно задействован. А кто же тогда заряжал пушки и стрелял? Концепция бронированного вагона, управляемого пехотинцами, будет впервые использована в Первой мировой войне.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!