Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Анархия - это форма правления? Анархия - это хорошо или плохо? Что такое анархия? Анархо-индивидуализм: символика, основные идеи, известные представители.

В статье поговорим об анархо-индивидуализме. Что это за течение, когда оно возникло, какие особенности имеет. Также мы рассмотрим самых ярких его представителей и поговорим об основных идеях этого течения.

О чем идет речь?

Для начала разберемся с новым понятием. Анархизм представляет собой обширное общественно-политическое течение, которое пропагандирует идеи анархии. Это означает полное безвластие и отсутствие контроля. Анархо-индивидуализм - это ветка анархизма, которая преследует цель установления полной анархии, то есть безвластия, в котором не будет места какой-либо иерархии или принуждению. Базовый принцип этого направления заключается в том, что человек сам может свободно собой распоряжаться, как ему захочется.

Анархо-индивидуализм является традиционным ответвлением анархии, в котором речь идет о человеке и его воле как о приоритетном факторе перед любыми внешними обстоятельствами, то есть перед традициями, обществом, идеологией и т. д. Данное течение не является отдельной и единой дисциплиной, но оно входит в состав индивидуалистической философии. Стоит добавить, что иногда её базовые принципы противоречат друг другу.

Основоположники

Мы уже знаем, что такое анархизм, но как развивалась именно индивидуалистическая его ветка? На становление основных идей повлияли труды Уильяма Годвина, Г. Спенсера, П. Прудона, Л. Спунера. Постепенно течение распространилось на Европу и США. Спунер позже развивал идеи в Америке, где особенно уделял внимание экономической стороне. Его мысли послужили тому, что течение вышло за рамки простого отрицания государства и дало возможность задуматься о полной свободе личности.

Торо

Также стоит отметить Генри Торо и его труд «Трансцендентализм». Мужчина был писателем, мыслителем, натуралистом, аболиционистом и общественным деятелем из Америки. Торо обучался в Гарвардском университете. Сразу после его окончания он очень увлёкся идеями трансцендентализма. Некоторое время мужчина отдаленно жил на берегу Уолденского пруда в хижине, которую построил собственными руками. Также он сам добывал всё необходимое для жизни, не пользуясь благами цивилизации. Свой эксперимент одиночества он подробно писал в книге «Уолден, или Жизнь в лесу». После возращения к активной жизни писатель отказался платить налоги Америки как знак протеста против политики в Мексике. Из-за этого его на некоторое время посадили в тюрьму. Мужчина рьяно отстаивал права негров в обществе. Эссе под названием «О долге гражданского неповиновения» оказало значительное влияние на творчество М. Ганди, Л. Толстого и М. Кинга. Создал в Бостоне кружок, который занимался вопросами негров. Дружил с А. Олкоттом и Р. Эмерсоном. Одним из первых в своей стране поддержал эволюционную теорию Чарльза Дарвина. Написал несколько книг, увековечен в памятнике возле Уолдена. Генри Торо на личном примере показал, как надо прожить жизнь, чтобы она не была «под диктовку».

Штирнер

Ещё одним основоположником данного направления является Макс Штирнер - немецкий философ, который положил начало таким направлениям, как постмодернизм, нигилизм, экзистенциализм. Главным трудом является книга «Единственный и его собственность».

Макс Штирнер обучался в Берлинском университете, на факультете философии. Много болел, поэтому в сумме провел в стенах учебного заведения около 8 лет. После этого занялся преподаванием, увлекся Гегелем. Удачно женился, поэтому смог оставить труд преподавателя и полностью посвятить себя философии. Его противником по взглядам стал Л. Фейербах, с которым они учились в одном университете. Печатал труды, привлекал внимание других философов. В революции 1848 года не принимал никакого участия. Вскоре стал беден, иногда сидел в тюрьме из-за долгов.

Идеи Штирнера в анархо-индивидуализме

Мужчина сформировал понятие абсолютного «я», которое понимает свою неповторимость и реальность. Личность для него - центр Вселенной. Исходя из этого, философ полностью отрицает любые понятие о долге, обязанностях и т. д. Он считает, что дела человека не должны быть ни добрыми, ни злыми, ни Божескими, ни дьявольскими. Все эти понятия очень субъективны и имеют для каждого человека отдельное значение. Что касается любви, то и здесь Штирнер непреклонен. Это чувство прекрасно только тогда, когда оно приносит радость, но если оно к чему-то обязывает, то вызывает отстранение. Исследователь полностью отрицает такие понятия, как государство и общество. Он доказывает, что эти искусственно созданные системы являются лишь умелым механизмом управления массами в интересах отдельных личностей.

Главные черты учения Штирнера, которые являются основными идеями анархо-индивидуализма, - это отрицание нравственности и полная анархия. Последнее понятие он делит на два типа. Первый, когда человек желает анархии для достижения собственной свободы. Второй тип подразумевает враждебный настрой к общественному строю. Идеи анархо-индивидуализма строятся вокруг первого типа анархии.

Современное положение

Что касается современных последователей этого течения, то надо отметить, что они видят общество бесконфликтным. Оно ориентировано на человека и его потребности. Люди должны блюсти свои интересы, но уметь договориться ради получения взаимной выгоды без участия каких-либо государственных органов.

Основные положения:

  1. Перед последователем этого течения стоит цель сделать желанный мир реальностью, а не превратить его в утопию.
  2. Никто не должен зависеть от общества.
  3. Любая теоретическая информация, рассказывающая о том, как люди должны совместно работать, должна иметь под собой практическую основу.

Общие черты

Отдельных течений индивидуалистического анархизма довольно много, но отличаются они совсем незначительно. Рассмотрим подробнее основные моменты:

  1. Все внимание уделяется личности и её верховенству над любыми социальными и внешними обстоятельствами, моралью, устоями, идеологией, идеями и т. д. Человек не должен зависеть от желаний другого человека.
  2. Отрицание идеи революции либо частичное её принятие. Вместо революции последователи этого течения прибегают к эволюционным методам распространения анархии. Это эксперименты, просвещение, образование. Такое понимание исходит из того, что отдельная личность не должна ждать глобальных перемен или смены социальной смены, она должна уметь творить свою систему.
  3. Отношения с другими людьми могут быть как необходимыми, так и временными. Всё зависит от потребностей личности в конкретный период времени. Подчеркивается личный опыт и самостоятельность. Приветствуется эгоизм.

Отличия

Надо понимать, что анархо-индивидуализм и вседозволенность - это не одно и то же. Настоящая анархия строится на том, что каждый человек понимает важность собственных интересов, а поэтому не создает своими поступками негативной вседозволенности.

Основные различия касаются экономических отношений. Некоторые последователи считают, что собственность и рынок - лишние элементы, которых в анархическом обществе быть не должно. Другие же, наоборот, акцентирует внимание на важности рынка и собственности как на возможности реализовывать собственный интерес.

В начале прошлого века в Европе действовал крупный печатный орган, который издавал журнал «Анархия» под руководством Альберат Либертада. В России в это время яркими примерами анархического течения стали Лев Черный и Алексей Боровой.

Символика

Символика последователей этого течения не очень разнообразна, но стоит о ней рассказать. Как выглядит анархо-индивидуализм? Флаг представляет собой прямоугольник, поделённый диагональю. Верхняя его часть полностью жёлтая, а нижняя - черная. О том, почему был выбран именно такой флаг, информации не сохранилось.

Известные анархо-индивидуалисты

Что касается популярных личностей, то надо отметить Эмиля Арманда - французского писателя и философа. Он также прославился как пропагандист нудизма - опять же, заметно влияние анархического индивидуализма. В молодости вдохновился христианским гуманизмом, но позже стал последователем христианского анархизма. Попал под влияние Б. Такера, У. Уитамана Р. Эмерсона. Из-за этого чуть позже стал убеждённым коммунистическим анархистом. Новый виток случился после знакомства с трудами Штирнера и Ницше, после чего Арманд стал воспевать идеи анархизма. Рассмотрел это понятие с собственной точки зрения, но очень толково в книге «Наши требования как анархистов-индивидуалистов», написанной в 1945 году.

Уолтер Блок - современный последователь течения, который также является экономистом австрийской школы. Активно выступает в защиту добровольных рабских контрактов, считая, что это дело каждого человека.

Уже упоминаемый ранее Алесей Боровой является русским философом, экономистом, юристом и журналистом. Обучаясь на юриста, посещал вернисажи, обучался игре на фортепиано. После работал доцентом в Московском университете. Путешествовал по Европе. Приехал в Францию марксистом, а уехал - анархистом.

Бенджамин Такер

Эту личность стоит рассмотреть отдельно, так как она сильно повлияла на идеи анархизма. Бенджамин Такер считается крупнейшим идеологом обсуждаемого направления анархии в США. Одним из первых стал на защиту прав женщин и чувств верующих. Руководствовался в основном идеями Прудона. Был редактором и издателем журнала «Либерти». Самая популярная его книга - «Вместо книги». Сначала исповедовал идеи естественного права, согласно которым человек мог по своей воле распоряжаться плодами своего труда. Ознакомившись с трудами Штринера принял позицию эгоизма, которая утверждала, что в обществе важна только сила, поэтому очень важно научиться договариваться. Высказывал смыли о замене государства на частные институты, которые были бы неким гарантом безопасности и стабильности даже в условиях анархии. Позже эти идеи были подхвачены анархо-капиталистами.

Подводя итоги статьи, скажем о том, что данное направление анархии очень интересно с теоретической точки зрения. Конечно, на данный момент последователей течения очень мало, они разбросаны по миру, поэтому никакого развития не происходит. Несмотря на это, труды выдающихся предстателей таких идей достойны внимания, так как в них есть рациональное зерно. Каждый человек действительно живет в немного вымышленном мире, где руководствуется абсолютно субъективными понятиями и действует исходя из решений, основанных на личном переживании. Крайностью является отрицание государства, хотя его цели расписаны очень логично. Ведь действительно, по сути вся система государственного управления является ловким механизмом, который, конечно, не только управляет, но и дает множественные гарантии, защищает и развивает свой народ.

Вот мы и разобрались, что такое анархизм. Отдельное его течение, рассмотренное нами, является одним из самых интересных.

Индивидуалистический анархизм не является единой философией , но относится к группе индивидуалистической философии, направления которой иногда вступают в конфликт. На развитие индивидуалистического анархизма оказали влияние идеи Уильяма Годвина , Генри Дэвида Торо (трансцендентализм), («суверенитет личности »), Лисандра Спунера («естественное право »), Пьера-Жозефа Прудона (мютюэлизм), Герберта Спенсера («закон равной свободы ») и Макса Штирнера (эгоизм), Вордсворта Донисторпа . После этого он распространился в основном в Европе и США . Бенджамен Таккер , известный анархист-индивидуалист XIX в., считал, что «если человек имеет право управлять собой, все внешние правительства являются тираниями».

…вы хотите нашего уважения, так купите его у нас по той цене, которую мы установим. <…> Если же вы сработаете что-нибудь в десять или сто раз более ценное, чем наша собственная работа, вы и получите в сто раз больше; но и мы тогда сумеем изготовить многое, что вы оплатите нам выше, чем по обыкновенной поденной плате. Мы уже сговоримся друг с другом; если только согласимся в том, что никто ничего не должен дарить другому.

- Макс Штирнер, «Единственный и Его собственность»

Современные сторонники анархо-индивидуализма представляют новое общество как бесконфликтное общество, базирующееся на приоритете личности мелких собственников, вступивших во взаимный договор по вопросам самоуправления без государственных органов власти.

По словам канадской анархо-индивидуалистки Венди МакЭлрой , из индивидуалистического анархизма происходят следующие утверждения:

  • люди не должны находиться в зависимости от общества;
  • все теории, описывающие, как люди могут работать вместе, должны пройти испытание практикой;
  • целью должна являться не утопия, а реальная справедливость.

Обзор [ | ]

Разновидности индивидуалистического анархизма имеют некоторые общие моменты. К ним относятся:

Существуют следующие различия. В отношении экономических вопросов индивидуалисты исторически были приверженцами мютюэлизма (французы Пьер-Жозеф Прудон и Эмиль Арманд) и собственниками-эгоистами (немец Макс Штирнер , его английский последователь Джон Генри Маккай , русский анархист Лев Чёрный (Павел Турчанинов )). В конце XIX века американский теоретик анархизма Бенджамин Такер соединил прудонистскую концепцию мютюэлизма и эгоистическую философию Штирнера. В середине XX века американский анархист Мюррей Ротбард , основываясь на теоретических разработках австрийской экономической школы и американской традиции индивидуалистического анархизма (Джошуа Уоррен, Лисандр Спунер, Бенджамин Таккер), обосновал свою концепцию частнособственнического анархизма . В настоящее время анархо-индивидуалисты в своих взглядах на экономику преимущественно опираются на работы Ротбарда [ ] (анархо-капиталисты , агористы , волюнтаристы), менее распространёнными являются взгляды неомютюэлистов .

Эгоистическая форма индивидуалистического анархизма, произошедшая из философии Штирнера, поддерживает право индивида делать именно то, что ему нравится - не обращая внимания на бога, государственные законы или моральные нормы. Согласно Штирнеру, права являются «призраками» ума, поэтому он считал, что общества как такового не существует, но «действительностью являются единичные личности» - он выступает за собственность, поддерживаемую способностью к её защите, а не основанную на праве. Штирнер выступает за защиту своих прав и требований «союзами эгоистов», образованных на основе уважения их участников к мощи друг друга.

В начале XX века наиболее известным печатным органом анархо-индивидуалистов в Европе был журнал «Анархия», под редакцией Альберта Либертада. В России в это же время наиболее заметными идеологам анархо-индивидуализма являлись Алексей Боровой и Лев Чёрный.

Боливия Португалия Россия США

Существует мнение среди анархистов обоих лагерей, что предложения другого лагеря не сильно отличаются от их собственного мнения, и действительно - различия между анархо-индивидуалистами и анархо-социалистами не столь велики. Их объединяет борьба с государством, диктатурой и антикапитализм.

Существует два основных различия между данными направлениями анархизма. Первое различие проявляется в отношении к методам борьбы для достижения анархических целей. Анархо-индивидуалисты являются сторонниками создания альтернативных учреждений, таких как банки взаимопомощи, союзы, общины и т.п. Они обычно поддерживают забастовки и другие нерадикальные формы общественного протеста (забастовки аренды, неуплата налогов и т.д.). Эта деятельность, они полагают, постепенно переведет общество от формы государства к анархии. Они – эволюционисты, а не революционеры, и считают неприемлемыми используемые анархо-социалистами радикальные действия, направленные на создание революционной ситуации. Анархо-индивидуалисты считают, что революция противоречит анархистским принципам, так как включает в себя экспроприацию капитала и, следовательно, орудий власти. Они предпочитают возвращать обществу изъятую прибыль, используя новые, альтернативные экономические системы и организации (в основном банки взаимопомощи и кооперативы). Таким образом, генеральная реорганизация общества должна произойти легко и безболезненно, анархия наступит методом реформ, а не экспроприацией

Большинство анархо-социалистов так же признают необходимость создания альтернативных организаций (таких как либертатные общества), но ограничиться только этим они не согласны. Они уверены, что капитализм не может быть реформирован шаг за шагом мирным путем в анархию, хотя они и не игнорируют реформ, которые увеличивают в целом либертатные тенденции внутри капиталистического общества. Они считают, что революция вполне совместима с анархическими принципами, если проводится с целью уничтожить авторитарные порядки в обществе (капитализм). Таким образом, уничтожение буржуазии и государства революцией есть либертатный, а не авторитарный акт, так как он направлен против тех, кто управляет и эксплуатирует большинство людей. Короче говоря, анархо-социалисты одновременно являются и эволюционистами и революционерами, пытаются усилить либертатные тенденции внутри капиталистического общества чтобы подготовить свержение этой системы с помощью революции. Тем не менее, так как анархо-социалисты признают эволюционные методы наравне с анархо-индивидуалистами, то это различие не может быть наиболее важным отличительным признаком анархо-социалистов от анархо-индивидуалистов.



Второе существенное различие состоит в предполагаемой форме экономики при анархии. Анархо-индивидуалисты предлагают рыночную модель анархического общества. Оба направления согласны, что настоящая система капиталистических отношений должна быть уничтожена и на ее месте должна быть создана альтернативная система, базирующаяся на других правах на средства производства (ренту, ссудный капитал и ростовщичество – эту святую троицу капитализма предлагается заменить анархическими принципами). В принципе, обе эти школы базируются на положениях Прудона, изложенных в его работе «Что такое собственность?», о том, что право владения должно заменить право собственности. (См. раздел В.3)

Тем не менее, на основе этого положения каждая из школ анархизма предлагает свою общественную систему. Анархо-социалисты обычно выступают за коммунистическую (или социалистическую) форму собственности на средства производства и социалистический тип распределения результатов труда, но это не распространяется на личное имущество, только на средства производства. ("твои часы – твои личные, но часовой завод, на котором их изготовили, принадлежит людям." [А.Беркман, Азбука Анархизма , стр. 68]). «Фактическое использование» считает Беркман, «это понятие, обозначающее не собственность, а всего лишь право пользования. Союзы шахтеров, например, должны использовать угольные шахты, но не как хозяева, а как пользователи…. Коллективное использование, основанное на интересах общества, должно занять место частной собственности.» (Там же, стр.69) Эта система основана на самоуправлении рабочих (у большинства анархо-социалистов) и свободном распределении продуктов труда (т.е. экономическая система общества без денег). Некоторые анархо-социалисты, например мутуалисты, против коммунистической системы, но они согласны с ликвидацией денежных отношений.

Напротив, анархо-индивидуалисты отрицают, что эта система прав пользования должна включать результаты труда рабочих. Вместо социальной собственности, анархо-индивидуалисты предлагают рыночную систему распределения, в которой рабочие будут владеть собственными средствами производства и свободно обмениваться результатами труда с другими рабочими. Они утверждают, что капитализм - действительно свободный рынок. Скорее, посредством государства, капиталисты поместили оковы в рынок, чтобы создать и защищать их экономическую и социальную власть (рыночная дисциплина для рабочего класса, государственная поддержка правящего класса). Государство создавало монополии (с помощью денег, земли, тарифов, патентов) и государственное осуществление капиталистических прав собственности - источник экономического неравенства и эксплуатации. С отменой государства,реальная свобода конкуренции положила бы конец капитализму и капиталистической эксплуатации (см.эссе Бенджамина Такера«Государственный Социализм и Анархизм» ).

Анархо-индивидуалисты считают, что средства производства - результат индивидуального труда, и они считают, что люди должны иметь возможность, если они желают, продавать средства производства, которыми пользуются. Но они отвергают капиталистическое право собственности и вместо этого предлагаютсистему «занятие и использование» . Если средство производства, скажем земля, не находится в чьем-либо пользовании, то земля возвращается назад в общую собственность и становится доступна другим для ее использования. Они полагают, что эта система, названная мутуализмом, означает конец капиталистической эксплуатации и ростовщичества, а так же и конец коммунистической диктатуры.

Это второе, и самое важное различие. Индивидуалист боится присоединиться к сообществу и таким образом потерять свою свободу. Макс Штирнер прав, когда он утверждает, что «Коммунизм, отменой всей личной собственности, только наоборот ввергает меня во все еще большую зависимость от других, и как бы это ни было смешно, на основе общей собственности, которая является условием, препятствующим моему свободному развитию, верховной властью надо мной. Коммунизм справедливо восстает против давления, которое я испытываю от индивидуальных хозяев; но что еще более ужасно – та сила, которая попадает в руки общества». [Эго и Его Собственный , стр. 257] Прудон приводил доводы против коммунизма, заявляя, что сообщество становится владельцем при коммунизме так же как и при капитализме и коммунизм, соответственно, базируется на собственности и власти (см. секцию "Характеристики коммунизма и собственности" Что является Собственностью? ). Анархо-индивидуалисты утверждают, что общая собственность подвергает свободу индивидуума опасности, поскольку любая форма коммунизма подчиняет индивидуума обществу или коммуне. Они опасаются, что, так же как и диктовка индивидуальной этики, социализация фактически устранит управление рабочими производством, поскольку «общество» будет указывать рабочим, что производить и будет присваивать результаты их труда. В действительности, они утверждают, что коммунизм (или общественная собственность вообще) была бы аналогична капитализму и заменит собой власть босса и его эксплуатацию.

Само собой, анархо-социалисты с этим не согласны. Они утверждают, что комментарии Штирнера и Прудона полностью правильны - но только в отношении авторитарного коммунизма. Кропоткин писал, «еще в 1848, когда теория [коммунизма] была выдвинута в этой форме, Прудон опасался подавления коммунизмом свободы. Старая идея Коммунизма была сродни идее монашеских общин, основанной на правлении старейших и мудрейших, наставляющих послушников. Последние остатки свободы и самостоятельности будут разрушены, если человечество когда-либо устроит такой коммунизм». [Акт сами , стр. 98]. Кропоткин считал, что анархо-коммунизм являетсяновой теорией анархизма, и, начиная с 1870-ых, замечания Прудона и Штирнера нельзя уже считать анти анархо-коммунистическими, поскольку они не могли быть знакомы с этой теорией.

Анархо-социалисты утверждают, что коммунитарная собственность обеспечила бы необходимый механизм защиты свободы личности во всех аспектах жизни, отменяя власть собственника в любой форме. Вместо того чтобы отменитьвсю индивидуальную "собственность", коммунистический анархизм признает важность индивидуального имущества и индивидуального места жительства. Таким образом Кропоткина приводит доводы против формы коммунизма, которая «желают управлять обществом, построенным по модели семьи... [все живут] в одном доме и... таким образом все вынуждены становятся «братьями и сестрами...» [это -] фундаментальная ошибка подчинить всех законам «большой семьи» вместо того, что бы, гарантировать свободу и индивидуальную личнуюжизнь каждому человеку». [Маленькие Коммунальные Эксперименты и Почему Они Терпят неудачу , стр. 8-9]. Цель анархо-коммунизма, снова цитируем Кропоткина, организовать "независимое производство и потребление продукции, дать возможность каждому свободно потреблять то, что ему нравится и в своем собственном доме". [Место Анархизма в Развитии Социализма , стр. 7]. Это гарантирует свободное выражение индивидуальных вкусов и желаний и независимость во всем - и в потреблении и в производстве, поскольку анархо-социалисты - последовательные сторонники самоуправления.

Возражения анархо-индивидуалистов против коммунизма действительны только в отношении государственного или авторитарного коммунизма, но они игнорируют природу коммунистического анархизма. Коммунистические анархисты не заменяют индивидуальность обществом, а скорее используют сообщество, чтобы защитить индивидуальность. Вместо того, чтобы "общество" управляло индивидуумом, чего опасаются индивидуалисты, социальный анархизм базируется на важности индивидуальности и индивидуального выражения:

«Анархо-коммунисты утверждают, что наиболее ценное из всех завоеваний - свобода личности, анархо-коммунизм расширяет это понятие и дает ему твердое обоснование - экономическую свободу, без которой политическая свобода является фикцией; анархо-коммунизм не требует от человека, который отверг бога, тирана, короля, и парламент, создать себе бога более ужасного, чем любой из них – бога под названием Общество, отказаться от независимости своего быта, вкусов, дать клятву аскетизма перед этим измученым богом. Напротив, «общество не может быть свободным, пока человек в нем не свободен!...». [Там же, стр 14-15]

Анархо-социалисты всегда подчеркивали необходимость именно добровольной коллективизации. Если люди желают работать друг с другом, это не проблема. (см. КропоткинаХлеб и Воля , стр. 61 иАкт сами , стр 104-5 так же какМалаттестаЖизнь и Идеи , стр. 99 и стр. 103). Для анархо-социалистов ассоциация существует исключительно для выгоды индивидуумов, которые участвуют в ней; это – средство организации сотрудничества людей для удовлетворения общих потребностей. Поэтому,все анархисты подчеркивают важность свободного соглашения как основание анархистского общества. Таким образом, все анархисты согласны с мнением Бакунина: «В свободном сообществе, коллективизм может появиться только из-за обстоятельств, не наложением сверху, а свободным непосредственным движением снизу». [БакунинАнархизм , стр. 200]

Если индивидуалисты желают работать на себя и обмениваться товарами с другими, анархо-социалисты не возражают и не препятствуют этому. Следовательно, обе эти формы анархизма не взаимно исключающие. Анархо-социалисты поддерживают право индивидуумане присоединиться к коммуне, в то время как Анархо-Индивидуалисты признают право индивидуумов объединить свое имущество, как они считают целесообразным, включая коммунистические ассоциации. Однако, если от имени свободы, индивидуум требует прав собственности, чтобы эксплуатировать труд других, анархо-социалисты будут сопротивляться этой попытке обновить государство от имени "свободы". Анархисты не уважают "свободу" быть правителем! По словам Луиджи Гальеани: «Не меньшим софизмом является заявление тех кто, под прикрытием анархо-индивидуализма, проталкивает идею доминирования... Но герольды власти предполагают индивидуализм практически от имени эго властителей, и послушание и инертность эго других». [Конец Анархизма? , стр. 40]

Кроме того, для социальных анархистов, идея, что средства производства могут быть проданы, подразумевает, что частная собственность может возродиться в анархистском обществе. На свободном рынке некоторые преуспевают, другие терпят неудачу. Если "неудачники" разорятся в конкурентной борьбе и станут безработными, им придется продать свой труд добившемуся успеха, чтобы выжить. Это вновь создаст авторитарные социальные отношения и власть меньшинства будет реализована методом «свободных контрактов». Осуществление таких контрактов (и других подобных ним), во всей вероятности, «открывает... путь для того, чтобы воссоздать под эгидой «защиты» все функции Государства». [Петр Кропоткин,Революционные Брошюры Кропоткина , стр. 297]

Бенджамин Таккер, анархист, наиболее сочувствующий либерализму и свободными рыночными отношениям, также столкнулся с проблемами, присущими всем школам абстрактного индивидуализма - в частности с принятием авторитарных социальных отношений как выражением «свободы». Это происходит из-за сходства природы собственности и государства. Таккер утверждал, что государству характерны две вещи, агрессия и «власть над определенной территорией и всеми людьми, проживающими на ней». [Вместо Книги , стр. 22] Однако, капиталисты также имеют власть над данной областью (собственность) и людьми в ее пределах (рабочие и арендаторы). Они управляют действиями последних также, как государство управляет гражданином или предметом. Другими словами, индивидуальная собственность порождает те же самые социальные отношения, как и государство, поскольку это происходит из того же самого источника (монополия власти над данной областью и теми, кто использует это).

Анархо-социалисты утверждают, что принятие Анархо-Индивидуалистами индивидуальной собственности и их индивидуалистической концепции индивидуальной свободы может вести к опровержению индивидуальной свободы созданием социальных отношений, которые являются чрезвычайно авторитарными/государственническими по своей природе. «Индивидуалисты», говорил Малатеста, «придают слишком большое значение абстрактному понятию свободы и не в состоянии обратить внимание на факт, что реальная, конкретная свобода является результатом солидарности и добровольного сотрудничества». [Анархистская Революция , стр. 16] Таким образом, труд за заработную плату, например, устанавливает для рабочего те же самые отношения подчиненности боссу, как гражданство порабощает гражданина государству.

Из таких социальных отношений возникают и другие свойства, присущие государству. Альберт Мелтцер считает, что индивидуализм в данном случае предполагает государство, потому что «учение Бенджамина Таккера, основанное на индивидуализме - признает потребность в полиции, чтобы подавлять забастовки, гарантируя «свободу предпринимательства». Школа так называемых Индивидуалистов принимает... потребность полиции, следовательно и правительства, опровергая главное определение анархизма никакое правительство». [Анархизм: Аргументы За и Против , стр.8]. Частично именно по этой причине анархо-социалисты считают социальную собственность лучшим средством защиты свободы личности.

«Обойти» проблему частной собственности можно только принимая, наряду с Прудоном, потребность в кооперативной собственности, чтобы управлять предприятиями, которые требуют больше чем одного рабочего. Это естественное дополнение к «занятию и использованию»" земли, которая фактически отменила бы владельцев. Только когда люди используют собственные ресурсы, индивидуальная собственность может не привести к иерархической власти, то есть к государству/капитализму. Такое решение проблемы (см. секцию Г) кажется Анархо-Индивидуалистамприемлемым. Например, мы находим у Джозефа Лабади письмо сыну, убеждающее его уйти от использования заработной платы и иерархии. [Шарлотта Абдерсон,Всем американским Анархистам , стр. 222] Как Генри Клин правильно указывает, американские анархо-индивидуалисты «ожидали общество в основном работающих не по найму рабочих без существенного неравенства богатства между любым из них». [Анархо-Индивидуалисты , стр. 104] То есть работающее не по найму общество, где гарантируется, что их идеи являются действительно анархистскими.

Кроме того, в то время как индивидуалисты нападают "на ростовщичество", они обычно игнорируют проблему накопления капитала, которое устанавливаетестественные барьеры при входе в рынок и таким образом придает ростовщичеству новые формы (см. секцию C.4 "Почему рынок находится во власти крупного капитала? "). Следовательно, "свободная торговля" и "свободный рынок", как утверждает Таккер и другие анархо-индивидуалисты, приводит к доминированию нескольких крупных банков, экономически заинтересованных в поддержке капиталистических, а не кооперативных инвестиций (поскольку они будут гарантировать более высокие проценты по вкладам, чем кооперативы). Единственно возможным решением этой проблемы является установление коллективной собственности и управления банками, как первоначально предполагал Прудон.

Эти соображения заставляют анархо-социалистов отклонить анархо-индивидуализм в пользу коммун с децентрализованным производством и свободным кооперативным трудом. (Для более подробного ознакомления с идеями анархо-индивидуалистов, см. секцию Г- "Связь индивидуализма и капитализма").

Анархо-индивидуализм (или индивидуалистический анархизм, также индивидуальный анархизм) (от греч. αναρχία — безвластие; лат. individuum — неделимое) — это одно из направлений анархизма, целью которого является установление анархии, то есть безвластного общества, в котором отсутствуют иерархия и принуждение. Базовый принцип традиции индивидуалистического анархизма — право свободно распоряжаться собой, которое присуще любому человеку от рождения вне зависимости от его пола.

Индивидуалистический анархизм является традицией мысли в рамках анархического движения, которая подчеркивает, что человек и его воля приоритетны перед любыми видами внешних обуславливающих факторов, таких как коллективы, общества, традиции и идеологические системы. Индивидуалистический анархизм не является единой философией, но относится к группе индивидуалистической философии, направления которой иногда вступают в конфликт. На развитие индивидуалистического анархизма оказали влияние идеи Уильяма Годвина, Генри Дэвида Торо (трансцендентализм), Джошуа Уоррена («суверенитет личности»), Лисандра Спунера («естественное право»), Пьера-Жозефа Прудона (мютюэлизм), Герберта Спенсера («закон равной свободы») и Макса Штирнера (эгоизм).

Современные сторонники анархо-индивидуализма представляют новое общество как бесконфликтное общество, базирующееся на приоритете личности мелких собственников, вступивших во взаимный договор по вопросам самоуправления без государственных органов власти.

По словам канадской анархо-индивидуалистки Венди МакЭлрой, из индивидуалистического анархизма происходят следующие утверждения:
- люди не должны находиться в зависимости от общества;
- все теории, описывающие, как люди могут работать вместе, должны пройти испытание практикой;
- целью должна являться не утопия, а реальная справедливость.

************
Разновидности индивидуалистического анархизма имеют некоторые общие моменты. К ним относятся:
1. Концентрация на индивидуальности и её превосходство над любой социальной или внешней реальностью или такими конструкциями, как мораль, идеология, социальные устои, религия, идеи или желания других людей.
2. Отрицание или принятие с оговорками идеи революции, которая рассматриваемой как массовое восстание, способное привести, в том числе, и к новому иерархическому порядку. Вместо революционного пути индивидуалисты предпочитают эволюционные методы распространения анархии, такие как альтернативные опыты и эксперименты, а также просвещение и образование, с помощью чего можно было бы добиться видимых результатов уже сейчас. Это объясняется и тем, что индивидуализм не видит необходимости для отдельной личности в том, чтобы ждать глобальных революционных изменений и приобретать альтернативный опыт обязательно за пределами существующей социальной системы.
3. Представление, что отношения с другими людьми или вещами могут также представлять собственный интерес и могут быть столь же преходящими, как и абсолютно необходимыми, с самого момента возникновения анархическим индивидуализмом обычно отвергается. Макс Штирнер рекомендовал образование «союзов эгоистов». Поэтому индивидуалистами всегда подчёркиваются личный опыт и самостоятельное исследование.

Существуют следующие различия. В отношении экономических вопросов есть приверженцы мютюэлизма (Прудон, Эмиль Арманд, ранний Бенджамен Такер), эгоисты, непочтительно относящиеся к «призракам», таким как рынок (Штирнер, Джон Генри Маккай, Лев Чёрный (Павел Турчанинов), поздний Такер), и приверженцы анархо-коммунизма (Альберт Либертад, иллегалисты).

Анархо-индивидуализм поддерживает идею собственности, которая удерживается индивидом для себя, является частной. Это радикально отличает индивидуалистов от социалистов/коллективистов/коммунистов/к оммунитаристов, которые выступают против данного подхода, причём одни из которых выступают за коллективное владение собственностью (как правило, противопоставляя понятия личной и частной собственности), а другие и вовсе отрицают понятие собственности, утверждая, что «все принадлежит всем». Идеи анархо-индивидуализма развивали Макс Штирнер, Бенджамен Такер, Генри Дэвид Торо, отчасти Алексей Боровой, Мюррей Ротбард и другие.

Эгоизм Штирнера.

Самой крайней формой анархистского индивидуализма называют «эгоизм», — учение, разработанное одним из самых ранних и самых известных сторонников индивидуалистического анархизма (хотя, как и Уильям Годвин, не называвшим себя анархистом) Максом Штирнером.
Главный труд — «Единственный и его собственность». Считается, что это произведение почти на полвека опередило возникновение идей индивидуализма и анархизма.

Абсолютное «Я» Иоганна Готлиба Фихте превращается у Штирнера в индивидуальное и отождествляется с эмпирической личностью, которая таким образом получает значение единственной и абсолютной реальности. Исходя из личности, как центра мироздания, Штирнер доходит до отрицания понятия о долге, об обязанностях и т. д.:

«моё дело не должно быть ни добрым, ни злым делом, ни божьим, ни человеческим, ибо добро, зло, Бог, человечество — все это мои субъективные понятия; «кроме меня, для меня нет ничего». Я люблю, я ненавижу не потому, что любовь и ненависть — мой долг, а потому, что они черты моей натуры; любя, я только проявляю самого себя. «Так как мне тягостно видеть складку грусти на любимом лице, то я ради самого себя стараюсь изгладить её поцелуем. Любовь не есть долг, но есть моё достояние. Я люблю людей, но люблю их с полным сознанием моего эгоизма, люблю потому, что любовь доставляет мне счастье… Только в качестве одного из моих чувств я культивирую любовь, но я отвергаю её, когда она представляется мне в качестве верховной силы, которой я обязан подчиняться, в качестве нравственного долга».

Развивая эту идею в применении к обществу и государству, Штирнер приходит к отрицанию этих последних как явлений, имеющих самостоятельную ценность, и видит в них исключительно орудие интересов отдельных человеческих личностей.

В соответствии с концепцией Штирнера, единственное ограничение прав человека — это его сила, ограничиваемая силой других. Согласно его концепции общество — это иллюзия, его не существует, зато люди являются реальностью. Он выступал защитником собственности, приобретенной физической силой, властью, но не моральным правом:

«Дети не имеют права на совершеннолетие, потому что они несовершеннолетние: то есть, потому что они дети. Народы, не добившиеся полноправия, не имеют права на полноправие: выйдя из состояния бесправия, они приобретают права на полноправие. Другими словами: то, чем ты в силах стать, на то ты имеешь право. Все права и все полномочия я черпаю в самом себе. Я имею право на все то, что я могу осилить. Я имею право низвергнуть Зевса, Иегову, Бога и т. д., если могу это сделать, если же не могу, то эти боги всегда останутся относительно меня правыми и сильными, я же должен буду преклониться перед их правом и силой в бессильном "страхе Божием", должен буду соблюдать их заповеди и буду считать себя правым со всем, что я ни совершу согласно их праву, как русская пограничная стража считает себя вправе застрелить убегающих от нее подозрительных людей, действуя по приказу "высшего начальства", то есть, убивая "по праву". Я же сам даю себе право убивать, пока я сам того не воспрещу себе, пока я сам не буду избегать убийства, не буду бояться его как "нарушения права". Я только на то не имею право, чего я не делаю вполне свободно и сознательно, то есть на то, на что я сам себя не уполномочиваю»

При этом Штирнер выступал за определённого рода защиту своих прав и предрекал создание «союза эгоистов», в котором жестокость сплачивает людей. Отношение к государству у Макса Штирнера было несколько противоречивым: с одной стороны он полагалал его существование незаконным, противоестественным, но не считал в то же время необходимым, чтобы люди его уничтожили, хотя он и рекомендует от него избавиться. По сути, он выступает с позиции игнорирования существования государства там, где оно находится в противоречии с интересами личности, и согласия с его наличием, когда их интересы совпадают. Однако, считая, что никто не обязан насильственно устранять государство, он в то же время полагалал, что государство, в конечном счете, разрушится в результате повсеместного распространения эгоизма.

В последствии, именно последователи штирнерианства стали изображаться советским агитпропом в качестве отрицательно-карикатурного изображения анархистов, что впоследствии и привело к неправильному пониманию анархизма у обывателей.

Мутуализм (мютюэлизм)

Мутуалистский анархизм базируется на взаимности, свободе ассоциаций, добровольном контракте, федерализме, а также кредитах и денежной реформе. Согласно Гриине, в мутуалистской системе каждый рабочий получал бы «справедливую и точно положенную плату за его работу; услуги, эквивалентные в стоимости, являющейся обменом на услуги, эквивалентные в стоимости, без прибыли или скидки».

Мутуализм берет начало в 18 столетии в английском и французском рабочих движениях, ещё до того как они приняли анархистскую форму. Мютюэлизм связан с работами Пьера Жозефа Прудона. Его идеи были введены Шарлем Дана и анархо-индивидуалистами в Соединенных Штатах, включая Бенджамена Таккера и Уильяма Батчельдера Гриине.

Прудон был противником государственного насилия в любых формах: будь то конституционная монархия Луи Филиппа, бонапартистская империя, якобинская республика или революционная диктатура. Проанализировав опыт революций 1848 г., Прудон сделал вывод: революция несовместима с государством, а попытки реализовать утопии приверженцев государственного социализма (Луи Блана, Огюста Бланки и других), рассчитывавших овладеть властью и использовать её как инструмент преобразований, ведут только к победе реакции и к поражению революции.

Если у Штирнера и Годвина, мало известных широкой публике, анархический идеал носил по преимуществу абстрактно-философский характер, а критика государства явно преобладала над конструктивными идеями, то Прудон развил и популяризировал анархическое мировоззрение, во многом подготовив появление поколения парижских коммунаров.

Задачей социализма (в то время так называли все левацкие идеи) в XIX веке Прудон считал достижение реального социального равенства и обеспечение реальной свободы (т.е. преодоление власти государства над человеком). Прудон избегал абстрактных схем, не занимался прожектерством, а стремился изучить и оценить уже существовавшие тенденции. Он говорил:

"Я не предлагаю никакой системы; я требую уничтожения привилегий и рабства, я хочу равноправия... Предоставляю другим дисциплинировать мир".

Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву Прудон противопоставил принципы федерализма, децентрализации, взаимности (мутуализма), свободного договора и самоуправления. Характеризуя современное общество, Прудон писал о круговой поруке буржуазии и власти, о сочетании централизации и монополизации с безудержной конкуренцией, пронизанной "духом несолидарности и корысти". Во имя свободы Прудон нападал на государство, во имя равенства - на собственность.

Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без экономического обеспечения и без децентрализации управления:

"То, что называют в политике властью, аналогично и равноценно тому, что в политической экономии называют собственностью; эти две идеи равны друг другу и тождественны; нападать на одну - значит нападать на другую; одна непонятна без другой; если вы уничтожите одну, то нужно уничтожить и другую - и обратно".

Исходя из этого, Прудон так формулировал собственное кредо:

"Итак, то самое, что на экономическом языке называется нами «взаимностью» или «взаимным обеспечением», в политическом смысле выражается словом «федерация». Этими двумя словами определяется вся реформа наша в политике и в общественной экономии".

Он подчёркивал, что лишь на основе широчайшей и полной свободы личности, лишь в результате осознания людьми своих интересов и их взаимного согласования возможны истинная анархия, настоящий порядок и реальное единство.

Будучи противником рыночной экономики и неограниченной конкуренции, Прудон не стремился заменить их государственно-социалистической казармой и тотальной регламентацией. Говоря об "основном принципе верховности общего и подчинённости личного элемента" у всех социалистов-государственников (от Платона до Томаса Мора и Луи Блана), Прудон разъясняет:

"Эта система коммунистическая, правительственная, диктаториальная, авторитарная, доктринерная, она исходит из того принципа, что личность существенно подчинена обществу; что только от общества зависят жизнь и права отдельного лица; что гражданин принадлежит государству, как дитя - семейству; что он находится вполне в его власти... и обязан ему подчиняться и повиноваться во всем".

Основываясь на принципе равновесия, Прудон отстаивал и права общества, и права личности, отрицая как эгоистические, так и деспотические крайности. Чтобы избежать их, французский анархист рекомендовал разрушить государственную власть и социальную иерархию, заменив их добровольным союзом свободных личностей, общин и местностей.

"Общество должно рассматривать не как иерархию должностей и способностей, а как систему равновесия свободных сил, где всем гарантированы одинаковые права, с условием нести одинаковые обязанности, равные выгоды за равные услуги. Следовательно, эта система существенно основана на равенстве и свободе, она исключает всякое пристрастие к богатству, рангам и классам".

Ретроспективно мутуализм иногда характеризовался как экономический индивидуализм, но при этом также как и идеологически промежуточный между индивидуализмом и коллективистскими формами анархизма.

Список литературы для самостоятельного изучения:
1.М. Штирнер «Единственный и его собственность» http://avtonom.org/old/lib/theory/stirn ...
2.П.Ж. Прудон «Бедность как экономический принцип» http://economics.kiev.ua/index.php?id=935&view=article

Индивидуалиалическій анархизмъ, въ представленіи Тэкера, есть гармоническая общественная организація», предоставляющая своимъ членамъ «величайшую индивидуальную свободу, въ равной мѣрѣ принадлежащую всѣмъ.» Единственное ограниченіе правъ человѣка и «единственную обязанность человѣка» Тэкеръ видитъ лишь въ уваженіи правъ другихъ. Насиліе надъ личностью или правомъ собственности другого, правомъ, основанномъ на трудовомъ, а не на монопольномъ началѣ, - недопустимо.

Самымъ оригинальнымъ моментомъ въ ученіи индивидуалистическаго анархизма является рѣшительное допущеніе имъ частной собственности. Проблема, стоявшая передъ индивидуалистами, была такова: допустимо ли въ анархическомъ обществѣ, чтобы отдѣльная личность пользовалась средствами производства на началахъ частной собственности. Если бы индивидуалистическій анархизмъ отвѣтилъ отрицательно, онъ высказался бы этимъ самымъ за право общества вторгаться въ индивидуальную сферу. И абсолютная свобода личности, являющаяся символомъ всего ученія, стала бы фикціей. Онъ избралъ второе, и институтъ частной собственности на средства производства и землю, - другими словами, право на продуктъ труда возродилось въ индивидуалистическомъ анархизмѣ.

Признавая эгоизмъ единственной движущей силой человѣка, Тэкеръ изъ него выводитъ законъ равной свободы для всехъ. Именно, въ ней эгоизмъ и власть личности находятъ свой логическій предѣлъ. Въ этой необходимости признавать и уважать свободу другихъ кроется источникъ правовыхъ нормъ, основанныхъ на общей волѣ.

Такимъ образомъ, индивидуалистическій анархизмъ не только допускаетъ право, какъ результатъ соглашенія общины, но склоненъ защищать его всѣми средствами. Тэкеръ не останавливается ни передъ тюрьмой, ни перед пыткой, ни передъ смертной казнью.

Если бы даже индивидуалистическій анархизмъ во всѣхъ отношеніяхъ удовлетворялъ потребности человѣческаго духа, то уже одно допущеніе имъ возможности подобнаго реагированія со стороны общественнаго организма на отдѣльные акты личности является полнымъ ниспроверженіемъ всѣхъ индивидуалистическихъ идеаловъ. Можно ли говорить о неограниченной свободѣ личности въ томъ строѣ, гдѣ ею жертвуютъ въ случаѣ нарушенія, хотя бы и самаго священнаго договора? Слѣдовательно, и здѣсь, какъ и въ коммунистическомъ анархизмѣ, мы сталкиваемся съ той же трагической невозможностью - разрѣшить величайшую антиномію личности и общества въ смыслѣ «абсолютной» свободы личности.

Всякое неисполненіе или уклоненіе отъ соглашенія представляетъ уже собою нарушеніе чужого права. Если анархизмъ мирится съ такимъ порядкомъ, онъ кореннымъ образомъ извращаетъ тотъ принципъ, который положенъ въ основу всего его ученія: принципъ равноправности членовъ, принципъ абсолютнаго равенства, какъ логическій выводъ абсолютной свободы всѣхъ индивидовъ, объединенныхъ въ союзъ. Если же анархизмъ не желаетъ мириться съ тѣмъ хаосомъ, который является неизбѣжнымъ результатомъ такого порядка отношеній, онъ долженъ создавать карательныя нормы.

Изъ всего изложеннаго выше очевидно, что анархизмъ - не мечтательный, но дѣйствительный, стремящійся дать живой, реальный выходъ бунтующему противъ насилій человѣческому духу - не долженъ говорить о фикціяхъ - «абсолютной», никѣмъ и ничѣмъ «неограниченной» свободѣ, отсутствіи долга, совершенной безотвѣтственности и пр.

Вѣчная, въ природѣ вещей лежащая - антиномія личности и общества - неразрѣшима. И искать съ фанатическимъ упорствомъ рѣшенія соціологической «квадратуры круга» - значило-бы напрасно ослаблять себя, оставить безъ защиты то, что въ міровоззрѣніи есть безспорнаго и цѣннаго.

Ни по духу, ни по формѣ оно не будетъ походить ни на законодательство современнаго «правового», буржуазнаго государства, ни на «декреты» соціалистической диктатуры. Это «право» не будетъ вдохновляться идеей растворенія личности въ цѣломъ, коллективѣ, всѣхъ нивеллирующемъ, всѣхъ уравнивающемъ въ цѣляхъ служенія «общему благу», придуманному «сверху». Анархическое право не будетъ изливаться благодѣтельнымъ потокомъ сверху. Оно не будетъ - ни изобрѣтеннымъ, ни оторваннымъ, ни самодовлѣющимъ. Оно будетъ органическимъ порожденіемъ - безпокойнаго духа, почувствовавшаго въ себѣ силу творца и жаждущаго своимъ творческимъ актомъ выразить исканія свои въ реальныхъ - доступныхъ человѣчеству формахъ.

Глава VIII.

Анархизмъ и націонализмъ.

Во всѣхъ ученіяхъ и системахъ анархистовъ - безъ исключеній - анархизмъ опредѣляется какъ антипатріотизмъ и антинаціонализмъ.

Только одна стихія анархизма - стихія отрицанія вложена въ эти опредѣленія; они лишены утверждающаго смысла. Конечно, въ анархическомъ словарѣ есть цѣлый рядъ болѣе или менѣе прекрасныхъ формулъ - о вселенскомъ братствѣ, о «гражданинѣ человѣческаго рода» и т. п. Но формулы эти звучатъ блѣдно, какъ-то черезчуръ словесно; въ нихъ такъ-же мало чувствуется жизни, какъ и во многихъ другихъ раціоналистическихъ конструкціяхъ анархизма.

Я думаю, психологія космополитическихъ убѣжденій анархизма намъ станетъ ясной, если мы припомнимъ, что въ построеніяхъ анархистовъ патріотизмъ или націонализмъ (обычно не различающіеся) сочетаются всегда съ представленіями о войнѣ и милитаризмѣ. Анархизмъ, который насквозь пацифиченъ, полагая преступнымъ не только вооруженное столкновеніе народовъ, но и любую форму экономической борьбы между ними - всегда соединяетъ, такимъ образомъ, понятія патріотизма и націонализма съ милитаризмомъ, то-есть воинствующими тенденціями опредѣленнаго историческаго уклада.

Милитаризмъ есть порожденіе имперіализма, своеобразный продуктъ буржуазно-капиталистической культуры. И, если милитаризмъ - немыслимъ внѣ національныхъ границъ, отсюда еще не слѣдуетъ, что любое осознаніе народомъ своего своеобразія и самоутвержденіе его въ своемъ индивидуальномъ бытіи, въ чемъ основное ядро самого анархизма, сопряжено всегда съ тягостями и безнравственностью милитаризма.

Со времени знаменитаго «пятаго письма» Бакунина патріотизмъ въ представленіяхъ анархизма - сталъ навсегда «явленіемъ звѣринымъ», своеобразной формой «пожиранія другъ друга». При этомъ охотно забываютъ и неполноту Бакунинскаго опредѣленія «патріотизма» вообще и то, что въ представленіяхъ самого Бакунина «естественный или физіологическій» элементъ патріотизма заслонилъ и вытѣснилъ всѣ другіе элементы.

Вотъ - наиболѣе полное опредѣленіе патріотизма у Бакунина: «Естественный патріотизмъ можно опредѣлить такъ: это инстинктивная, машинальная и совершенно лишенная критики привязанность къ общественно принятому, наслѣдственному, традиціонному образу жизни, и столь-же инстинктивная, машинальная враждебность ко всякому другому образу жизни. Это любовь къ своему и къ своимъ и ненависть ко всему, имѣющему чуждый характеръ. Итакъ, патріотизмъ это - съ одной стороны, коллективный эгоизмъ, а съ другой стороны - война».

Но ни упрощенное пониманіе Бакунина, далеко не покрывающее всѣхъ представленій о «патріотизмѣ», ни націоналистическое юродство ничего общаго не имѣютъ и не должны имѣть съ анархическимъ пониманіемъ патріотизма.

Анархизмъ, конечно, долженъ отвергнуть и «рыночныя» вожделѣнія имперіалистовъ и изступленный «мессіанизмъ» какого нибудь Шатова.

Слова Шатова: « Всякій народъ до тѣхъ только поръ и народъ, пока имѣетъ своего Бога особаго, а всѣхъ остальныхъ на свѣтѣ боговъ исключаетъ безо всякаго примиренія, пока вѣруетъ въ то, что своимъ богомъ побѣдитъ и изгонитъ изъ міра всѣхъ остальныхъ боговъ» - бредъ, изувѣрство, на смерть поражающія и своего бога и свой народъ. Богъ, какъ и сказалъ Шатову Ставрогинъ, низводится въ такомъ разсужденіи до простого «аттрибута народности», народъ - становится воинствующимъ маніакомъ, сѣющимъ не любовь, а ненависть, отрицающимъ творческое право за всякимъ другимъ народомъ.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!