Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Кунг фу что нужно знать прежде всего. Иннокентий Кесарев: "Настоящее кунг-фу - это самое эффективное и применимое боевое искусство!"

БМСИ - электронная библиотека по спортивной тематике. Главная задача БМСИ - предоставить пользователю наиболее полную разностороннюю информацию по каждому виду спорта. На нашем портале публикуются новости и обзоры, справочники и методические пособия, различные научные статьи, официальные документы спортивных организаций, учебники и видеоуроки, правила и история видов спорта. Все материалы библиотеки находятся в открытом доступе.

Одной из отличительных черт портала БМСИ является то, что на сайте публикуются электронные версии периодических изданий о спорте, среди которых как региональные и общероссийские издания, так и европейские спортивные журналы. Все издания представлены в современном и удобном для читателей формате - Flipping book (опция для чтения книги с экрана с виртуальным перелистыванием страниц и возможностью поиска по содержимому).

На сайте БМСИ представлены архивы и свежие электронные версии таких известных изданий, как «SportWeek», «Планета Баскетбол», «Мир дзюдо», «Весь Экстрим», «Самозащита без оружия», «Бильярдный мир», «Спорт для всех», «Вестник спортивных инноваций», «СпортМагазин» и др. На данный момент в списке периодических изданий о спорте на сайте БМСИ числится уже более 100 изданий, и число информационных партнеров постоянно растет.

Помимо периодики на портале Вы найдете книги и учебные пособия. Сейчас раздел «книги» насчитывает более 160 различных спортивных изданий. Также на портале публикуются уникальные материалы, которые доступны только пользователям БМСИ. Например, материалы журналов «The Paralympian» и «Badminton Europe e-magazine» переведенные на русский язык.

Особое внимание в наполнении ресурса уделяется публикации научных спортивных материалов. Сотрудники проекта кропотливо собирают научные материалы по спортивной медицине, спортивному оборудованию и инновациям в спорте из различных источников, в том числе и англоязычных.

Портал весьма прост в обращении. Все материалы библиотеки разделены по видам спорта, категориям и типам документов (новости, популярные статьи, научные статьи, нормативные акты, правила/история). Для удобства пользования порталом, каждый зарегистрировавшийся пользователь может установить приоритетные для себя виды спорта, рубрики, регионы и языковые настройки.

Зарегистрированные пользователи получают возможность оставлять комментарии, а также пользоваться функциями «Личный кабинет», «Избранное» и «Мои издания».

Проект постоянно совершенствуется. В ближайшее время на портале будет создан раздел «Энциклопедия спорта» и раздел, посвященный спортивным событиям. Также в скором времени на портале появится форум.

В ноябре 2010 года для библиотеки БМСИ вышло бесплатное приложение SportReader для Apple iPad, доступное для любого пользователя данного устройства в Apple Appstore. SportReader предоставляет удобный доступ к той части библиотеки, где расположены электронные версии периодических изданий о спорте на русском и иностранных языках. Все представленные издания доступны для закачки и последующего чтения в оффлайн-режиме. Таким образом, приложение является также и карманной библиотекой по спортивной тематике.

Положения кисти, стойки и базовые приемы

Сегодня, когда вы познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, вы сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

В течение многих веков мастера кунг-фу кропотливо выясняли, как именно можно лучше всего использовать те или иные методы нападения и защиты в различных конкретных ситуациях. Например, они открыли для себя, что удар, нанесенный на уровне пояса, гораздо более эффективен и обладает большей мощью, чем удар на уровне плеч. Поддерживая постоянное хорошее равновесие своего туловища, можно проводить удары ногами более аккуратно и сильно, чем из неустойчивого положения. Делая круговые махи руками, можно свести к минимуму все действия противника, полностью блокировав его удары руками. Отклонив назад туловище и приняв определенную стойку, можно избежать удара ногой, не двигаясь с места. Все движения такого рода, помогающие человеку одержать победу в рукопашном бою, были надлежащим образом выверены и отточены и собраны в систему, которую мы ныне называем приемами кунг-фу.

Самые первые приемы кунг-фу создавались путем многократных проб и ошибок. Позже, когда мастера рукопашного боя собрали достаточное количество разнообразных приемов для создания на их основе главных теоретических правил и принципов их применения, в развитии искусства рукопашного боя основную роль стало играть их целенаправленное изучение и исследование. Например, нашим предкам удалось установить, что противнику можно наносить не только прямые удары кулаками, но и поражать его ударами запястий и локтей. Они, кроме этого, поняли, что такие удары запястьями эффективны, только когда руки обладают достаточной физической силой, а противник находится на удаленном расстоянии. Если же вам не достает силы рук, а противник находится достаточно близко, то следует использовать локоть. Так, мало-помалу, и были созданы теории современного рукопашного боя, на основе которых искусство кунг-фу могло в дальнейшем развиваться самостоятельно, то есть черпая новые знания и создавая новые правила не на основе «подсматривания» за реальными схватками, а путем целенаправленного экспериментирования на занятиях в дружеской обстановке, предполагающей взаимный обмен опытом.

Старые мастера кунг-фу также догадались позаимствовать очень много ценного для изучения материала у окружающей их природы, то есть наблюдая за поведением и движениями зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Не стоит недооценивать возможности наших меньших братьев: за исключением способности мыслить абстрактно, мы, то есть люди, во многом очень сильно уступаем зверям и
птицам, особенно когда речь заходит о таких вещах, как физиология и анатомия, развитие органов чувств и инстинкт выживания и самосохранения. Мощь тигра, выносливость вола или стремительность орла давно стали нарицательными понятиями. Даже совсем мелкие и безобидные существа могут научить человека весьма важным для рукопашного боя вещам. Кролик или белка, к примеру, обладают феноменальными способностями предсказывать приближение опасности и мгновенно исчезать из поля зрения противника, проявляя при этом чудеса находчивости и ловкости. Поэтому старые мастера кунг-фу не только создавали свои приемы на основе наблюдения за движениями животных, но и старались подметить присущие этим созданиям основные качества «характера». На основе этих «звериных» черт поведения в дальнейшем и базировались новые способы тренировки тех или иных способностей человека, например «тигриной» мощи или «кроличьей» проворности.

Все эти приемы и навыки накапливались и совершенствовались много веков подряд, передаваясь из поколения в поколение. Монастырь Шаолинь стал первым социально-культурным институтом, в котором эти древние искусства и отдельные навыки в области внешней формы, внутреннего наполнения или теоретической информации начали совершенствоваться и развиваться на целенаправленной систематической основе. Эту пальму первенства наследникам традиций монастыря удается удерживать и по сей день.
Например, в то время как в большинстве боевых искусств мира для нанесения ударов используется только сжатый кулак, в кунг-фу существует более 20 различных форм атакующей кисти. В других боевых искусствах придается мало значения тому, как стоит боец и в каком он находится положении, в то время как в кунг-фу насчитывается больше дюжины различных специальных стоек, отработке которых в процессе тренировок уделяется особое внимание. Поэтому сегодня вы не просто познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, но сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

СМЫСЛ ЗНАЧЕНИЙ ФОРМЫ И БЕСФОРМЕННОСТИ

Для новичка приемы кунг-фу, с их разными положениями кисти и непривычными стойками, могут сначала показаться «неестественными». Конечно, в случае возникновения реальной боевой ситуации любому человеку, не знакомому хотя бы с основами кунг-фу, вряд ли удастся встать в стойку «лук-и-стрела» и провести прямой удар справа приемом «Черный тигр вырывает сердце». Для новичка, особенно для европейца, кажется гораздо более естественным принять положение борца самбо или дзюдо и ударить «по-боксерски». Однако у всех этих «неестественных» приемов есть очень много технических преимуществ перед привычными произвольными движениями. Например, при использовании того же приема «Черный тигр вырывает сердце» ваш удар обладает гораздо большей силой, а положение тела — большей устойчивостью. Поэтому, чтобы научиться использовать все эти преимущества, начинающий ученик должен добросовестно изучить все кажущиеся ему вначале «неестественными» движения и стойки настолько хорошо, чтобы со временем они стали его «второй натурой».

На ранних стадиях обучения ученик должен повторять все движения и приемы инструктора как можно более четко и тщательно, наибольшее внимание уделяя внешней форме упражнения. Этот этап обучения обычно носит название «от бесформенности к форме».
На более углубленных стадиях, когда вы уже приобрели кое-какой опыт в отношении внешних форм кунг-фу, вы можете начинать самостоятельно видоизменять их в зависимости от требований той или иной боевой ситуации. Например, вместо того чтобы во время нанесения удара «черного тигра» стоять строго прямо в стойке «лук-и-стрела», вы можете, если того требует ситуация, слегка наклониться вперед, чтобы увеличить дальность своего удара. Этот этап называется «от формы к бесформенности», то есть имеется в виду, что, овладев стандартными формами кунг-фу, ученик уже может давать волю фантазии; не выходя за общие границы стандартной формы, можно варьировать и видоизменять способы применения рук, ног и всех других частей тела при проведении тех или иных приемов кунг-фу. Многие опытные мастера рано или поздно вообще отходят от стандартной формы кунг-фу, со-вершенно не заботясь о ее соблюдении в бою, поскольку искусство их уже столь велико, что, как бы они не экспериментировали с противником, победа заведомо останется за ними. Это то же самое, как бой взрослого мужчины с трехлетним ребенком. Взрослый человек обладает таким колоссальным превосходством в силе и опыте, что у ребенка не остается ни единого шанса, даже если бы мужчина на какое-то время заснул в середине поединка!

Однако каждому ученику необходимо досконально знать все формы кунг-фу, что достигается лишь за счет ежедневных" упорных тренировок. Но прежде чем вы начнете изучать приемы и комбинации, вам необходимо овладеть искусством правильно держать свои руки в тех или иных базовых «положениях кисти кунг-фу», а также сохранять равновесие в главных «стойках кунг-фу».

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КИСТИ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На рис. 6.1 и 6.2 изображено несколько базовых положений кисти.

Рис. 6.1
Положения кисти 1-9 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

Рис. 6.2
Положение кисти 10-18 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

1. "Ровный кулак".
2. "Солнцеобразный", или "вертикальный" кулак.
3. Удар "леопарда".
4. Удар "глаз феникса".
5. "Слоновий" кулак.
6. Ладонь "ласточкино крыло".
7. Ладонь "дракона".
8. "Драконья лапа".
9. "Тигриная лапа".
10. "Орлиный коготь".
11. "Голова змеи".
12. "Один палец дзен".
13. "Палец-меч".
14. Крабья клешня".
15. «Клюв журавля».
16. «Обезьянья лапа».
17. «Лапка богомола».
18. «Рука-крюк».

Некоторые из этих положений кисти являются основными для соответствующих их названиям стилей кунг-фу. То есть, например, в стиле «обезьяны» или в стиле «богомола» соответственно употребляются в основном или «обезьянья лапа», или «лапка богомола». «Клюв журавля» и «рука-крюк» внешне кажутся одинаковыми, однако действуют ими абсолютно по-разному. Как это видно из самого названия, «журавлиным клювом», применяемым в основном среди стилей кунг-фу Южного Шаолиня, именно «клюют», например, в жизненно-важные точки противника, в то время как «рукой-крюком», употребляемой больше в северных стилях, «цепляют», например, за ноги или за руки.

Богатство и разнообразие приемов кунг-фу наглядно выражаются в более чем дюжине различных ударных техник, разработанных только для применения «ровного кулака». Эти техники изображены на рис. 6.3—6.5.

1. Прямой удар.
2. Пушечный удар.
3. Удар «рогом».
4. Диагональный удар.
5. Сметающий удар.
6. Удар «кнутом».
7. Волнообразный удар...

8. Рубящий удар.
9. Вешающий удар.
10. Погружающий удар.
11. Подмышечный удар.
12. Бросающий удар.

Другие положения кисти для ударов применяются реже, и техника этих ударов не столь разнообразна.

Техники ударов "ровным кулаком"

ПОЗА «ВСАДНИКА» И ДРУГИЕ СТОЙКИ

На рис. 6.6—6.9 показаны основные стойки, принятые в кунг-фу монастыря Шаолинь.

1. Поза «всадника».
2. «Лук-и-стрела».
3. «Обманная нога».
4. «Шаг единорога».
5. «Шаг кольцом».
6. Стойка одной стопы.
7. Боковая стойка...

8. Наклонная стойка.

9. J-образная стойка.

Стойки монастыря Шаолинь (1—3)

Стойки монастыря Шаолинь (4—8)

Поза «всадника» также перемещает ваш центр тяжести с уровня плеч на уровень желудка, делая вас «свежим сверху, устойчивым снизу», то есть чутким и уравновешенным, одинаково и физически, и умственно. Эти два качества, причем намного больше, чем специальные техники, которым вы научитесь позже, являются главными отличительными чертами мастера кунг-фу. И наконец, поза «всадника» формирует сгусток энергии в вашем брюшном дань тьянь, то есть энергетическом поле. Только тогда, когда в вашем дань тьянь наберется достаточно энергии, вы сможете заняться выработкой в себе внутренней силы, поскольку эта сила проистекает именно из наших энергетических полей и целиком зависит от их состояния.

Вообще поза «всадника» представляет собой довольно усложненную форму дзань дзуан («искусства устойчивых положений») ки-кунг монастыря Шаолинь, и потому вдвойне заслуживает того времени и сил, которые отводятся на ее отработку. Одной из главных причин, по которой многие ученики, несмотря на вроде бы долгие годы занятий, не добиваются успехов в кунг-фу, является бедность источников их внутренней энергии в полях дань тьянь. Как правило, этот недостаток энергии обычно вызван изначально малыми и неправильными тренировками в тех областях и разновидностях дзань дзуан, которые предписаны особенностями избранного ими стиля кунг-фу.

Я хотел бы дать вам несколько полезных советов по поводу отработки стойки «всадника». Ваш торс должен стоять абсолютно прямо, плечи расправлены, бедра же почти параллельны земле. Помните, что нельзя немного разгибать ноги и тянуться
вверх, когда вы устанете — большинство начинающих учеников машинально грешат этим, даже не отдавая самим себе отчета. Несмотря на возможное напряжение и даже легкую боль, возникающие в результате непривычной неудобной позы, постарайтесь полностью расслабить мышцы и сознание. Сконцентрируйтесь только на вашем брюшном поле дань тьянь, то есть на области живота. Глаза можете закрыть или открыть, по вашему усмотрению, но главное — ни о чем не думать. Большинство людей сначала не могут простоять в таком положении и минуты, однако, если вы хотите чего-нибудь добиться, найдите в себе силы рано или поздно продержаться в позе «всадника», не меняя положения и не делая себе поблажки, хотя бы пять минут. Для того чтобы достичь хотя бы этого минимума, вам нужно отрабатывать позу «всадника» ежедневно в течение хотя бы трех месяцев.

Если вам хочется, то, когда вы слишком уж устанете находиться в позе «всадника», вы можете плавно переходить из этой в другие стойки, например в стойку «лук-и-стрела» (в которой вес тела равномерно распределяется на обе ноги) или в стойку «обманной ноги» (где на заднюю ногу приходится более 95 процентов веса тела). Просто поверните туловище и перемените положение ног, не расслабляясь и не принимая естественное положение. Когда отдохнете и приготовитесь вытерпеть еще одну «отработку», также вернитесь обратно в позу «всадника». Помимо этого, потратьте некоторое время и на отработку стоек «одиночной ноги» и «шага единорога» (в которой 60 процентов веса распределяется на переднюю ногу, а сорок процентов — на заднюю). Эти пять вышеперечисленных стоек являются основными в искусстве кунг-фу, и потому их называют «базовыми».

После отработки стоек вы должны заняться упражнениями для ног, развивающими не только их силу и устойчивость, но и их гибкость и подвижность. На рис. 6.10 и 6.11 показаны шесть упражнений, в нашей школе кунг-фу монастыря Шаолинь «Ванам» собирательно называемых «искусством гибкой ноги». (Это лишь наше собственное название; в других школах для растяжки и разработки ног могут применяться совсем другие упражнения.) Каждое упражнение следует выполнять не меньше 10-20 раз.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

После того как вы ознакомитесь с положениями кисти и стойками кунг-фу направления Шаолинь, можете переходить к изучению следующих восьми простых приемов. В кунг-фу монастыря Шаолинь у каждого приема есть свое наполненное глубоким смыслом и весьма поэтическое название. Я привожу названия всех приемов в прямом переводе, несмотря на то что большая часть лирики в этом случае теряется. Вы можете тренироваться в отработке этих приемов, глядя на рис. 6.12—6.15.

1. «Черный тигр вырывает сердце»
2. «Одинокий тигр появляется из пещеры»
3. «Ядовитая змея выбрасывает яд»
4. «Красавица смотрится в зеркало»
5. «Драгоценная утка проплывает сквозь лотос»
6. «Мах рукой из стойки "обманной ноги"»
7. «Золотая звезда в углу»
8. «Бессмертный появляется из пещеры»


Каждый раз заучивайте по одному приему и отрабатывайте его день за днем, пока полностью не овладеете его техникой, прежде чем переходить к следующему. Помните, что смысл изучения кунг-фу кроется в равном развитии силы и мастерства, под которым в данном случае подразумевается умение искусно и умело проводить уже знакомые приемы, а не способность кое-как выучить их как можно больше, ориентируясь лишь на количество, а не на качество.
На рисунках изображены только или «левые», или «правые» формы проведения приемов, однако вам следует одинаково много раз подряд отрабатывать каждый прием в обоих его вариантах. Каждый прием на первых порах начинайте с «позы готовности», то есть встаньте прямо и расслабьтесь, держа оба кулака сжатыми у пояса. Проведите прием, затем вернитесь в «позу готовности». Позже вы можете начинать и заканчивать отработку приемов в любом произвольном положении.
Сначала все приемы вам следует отрабатывать в той последовательности, которая была показана на картинке, но затем вы можете заниматься ими в любом порядке. Как правило, на точное заучивание всех показанных приемов у новичка уходит порядка трех месяцев ежедневных тренировок, при условии, что каждая «отработка» (не считая времени остальных занятий кунг-фу!) длится около полутора часов.
Как я уже объяснил вам в предыдущей главе, если вы хотите добиться наилучших результатов в максимально короткие сроки, вам следует правильно расставить перед собой все цели и наметить ближайшие задачи.
Например, было бы неплохо посвятить первые три месяца занятий ежедневной отработке всех стоек и приемов и назвать этот курс «Основами кунг-фу монастыря Шаолинь». В данном случае термин «основы» означает, что все ваши будущие успехи целиком зависят от того, насколько успешно вы овла-деете этими базовыми стойками и приемами. И даже если у вас уже имеется кое-какой опыт в иных боевых искусствах, но не в кунг-фу, вам все равно следует потратить месяца три на его «основы».
Основной целью этого курса, естественно, будет создание прочного фундамента для дальнейшего развития вашего «собственного» кунг-фу монастыря Шаолинь, включая и всю теоретическую информацию, и о важности позы «всадника», и о принципах различий в базовых положениях кисти, и о причинах, по которым вам необходимо долгое время сначала отрабатывать все приемы в одиночку, а не с партнером. (Если вы еще не нашли ответа на все эти вопросы, прочитайте эту главу заново.)
В число курсовых задач на этом этапе входят знакомство с конкретными стойками и положениями кисти, принятыми в кунг-фу монастыря Шаолинь, способность правильно и искусно принимать те или иные стойки и проводить изученные приемы, понижение центра тяжести тела для обретения большей устойчивости, а также умение аккумулировать жизненную энергию в брюшном дань тьянь — для подготовки к развитию в себе в дальнейшем внутренней силы.
Вам следует наметить для себя круг первоочередных персональных задач, согласуя их с вашими личными возможностями и запросами. В качестве примера здесь я могу дать вам лишь весьма приблизительные рекомендации:
. 1. Просидеть в позе «всадника» по меньшей мере 5 минут.
. 2. Суметь пройти пятнадцать километров, не чувствуя усталости.
. 3. Выполнить подряд все восемь базовых приемов кунг-фу без единого изъяна.
. 4. Выполнить подряд три серии всех восьми базовых приемов кунг-фу, не чувствуя усталости.
В конце этого этапа обучения вы сможете сравнить все достигнутые результаты с поставленными курсовыми и персональными задачами и правильно оценить все затраченные усилия.

На прошлой неделе на страницах сайт было опубликовано интервью с мастером кунг-фу, последователем стиля Цзыжань-мэнь - Владимиром Шустровым. Сегодня вниманию читателей предлагается интервью с лучшим учеником Владимира Петровича - нашим собеседником стал Иннокентий Кесарев, известный многим фанатам боевых искусств своими выступлениями на межстелевых "Открытых коврах".

Иннокентий Кесарев и Владимир Шустров

Karate . ru : Как начался ваш путь в боевых искусствах?

Иннокентий Кесарев: Когда я пошел в первый класс, в первый же день, на первой же перемене мы сцепились с одноклассником - свалились на пол и начали возиться. Он схватил меня за шею и начал сжимать, а я не знал, как выбраться. После этого случая я пошел на самбо. А после, через несколько лет, в той же школе другой парень ударил меня кулаком в лицо, разбил губу, и я был крайне удивлен тем фактом, что можно бить, а не только бороться.

Потом был фильм "Пираты XX века" - там уже были и удары ногами. А после появились видеосалоны, в которых показывали китайские боевики. И я ни одного не пропускал! Именно тогда и зародилась идея научиться драться так, чтобы было не важно, каким стилем занимаются оппоненты, какого они размера и сколько их. Я поверил в то, что именно кунг-фу может дать все эти навыки. Это было единственное четкое сформировавшееся желание: я не хотел быть ни космонавтом, ни врачом, но жаждал научиться драться!

Karate . ru : С какими трудностями вы столкнулись на пути к заветной цели?

Иннокентий Кесарев: Возможно, это избитое выражение, но в моем случае это на 100% верно. В первую очередь мне надо было победить самого себя, потому как, прежде чем научиться справляться с другими людьми, пришлось научиться справляться с адреналином, эмоциями, зависимостью от мнения окружающих, со страхом и неуверенностью. Но и это не главное.


Karate . ru : А что важнее?

Иннокентий Кесарев: Мне скоро 42 года. Я занимаюсь кунг-фу 18 лет (большую часть этого времени - каждый день, а последние 10 лет - по 2-3 раза в день). Раз в неделю, после основной тренировки, мы проводим по 6-9 пятиминутных поединков. И мне хватает сил и здоровья делать все это, и, глядя на тех, кто моложе меня на 10-15 лет, я понимаю, что не зря все это делаю. Сохранить способность продолжать делать то, что нравится, и при этом продолжать прогрессировать (делать все еще быстрее, сильнее, техничнее, сложнее, красивее) - вот что важно!

Karate . ru : 18 лет занятий - неужели все было гладко, без разочарований?

Иннокентий Кесарев: Разочарований было много. Не получается, не поднимаются ноги на удары, получается на тренировке, не выходит в поединке, тяжело, все болит, травмы. Оказывается, надо заниматься еще с большим усердием именно тогда, когда не получается, когда хочется все бросить, уехать в горы кататься на сноуборде, потом на море - кататься на доске и ничего больше не делать.


Karate . ru : И как вы преодолевали себя?

Иннокентий Кесарев: Даже не знаю, просто продолжал тренироваться. Злился, думал, «какого хрена я все время в зале, еще и дома занимаюсь». Много раз ловил себя на мысли «сегодня не буду» - и даже соглашался с собой, но все равно продолжал тянуться, поднимать гантели, делать форму и ехал в зал на тренировку.

Karate . ru : Говорят, вы очень успешно участвуете в межстилевых поединках… Как вы думаете, чем обусловлен ваш успех?

Иннокентий Кесарев: Вообще, я ни на одном открытом ковре не выбирал себе соперника. После нескольких первых встреч организаторы мероприятий увидели мой уровень и начали сами подбирать мне соперников. Очень часто против меня выходили люди, которые были тяжелее меня на 10-20 кг - и это были весьма сильные и опытные соперники. Я никогда не отказывался. А о том, успешно ли я проводил эти поединки, можно судить по многочисленным видеозаписям.

Karate . ru : Расскажите о своих наставниках и их роли в вашем развитии.

Иннокентий Кесарев: Наставник у меня один - Владимир Шустров. Он научил меня всему, что я знаю, и все еще продолжает учить. Это человек, которого я видел чаще, чем всех в моей жизни. Безусловно, он оказал огромное влияние на то, кто я есть сейчас.

Karate . ru : Ваши планы и цели в кунг-фу?

Иннокентий Кесарев: Планы и цели?! Все просто: продолжать заниматься и тренировать свою группу. Кунг-фу позволяет делать это всю жизнь. Главное слово - "делать"!

Karate . ru : Приходилось ли применять свои навыки вне тренировок?

Иннокентий Кесарев: Приходилось. Я много дрался на улице. Мой подростковый возраст пришелся на конец 80-х, 90-е. В школе, на улице, при "походе" в соседний район. Начал заниматься в 99-ом. Тогда еще люди довольно часто дрались на улицах. Хотя я очень спокойный человек и никогда не выступал инициатором поединков. А вообще, настоящее кунг-фу, не киношное и не цирковое, - это самое эффективное и применимое боевое искусство (именно в условиях уличной драки, без правил, без весовых категорий и ограничений).

Karate . ru : Вы затронули интересную тему - применение боевого искусства в условиях «без правил». Сейчас очень популярны поединки по правилам ММА. Применимо и актуально ли кунг-фу в смешанных единоборствах?

Иннокентий Кесарев: Правила, по которым проходят поединки на открытых коврах, очень похожи на правила в ММА. Скорее, это даже не правила, а ряд ограничений с целью не допустить серьезных повреждений и травм, так как большинство участвующих - не профессионалы, мы не зарабатываем поединками деньги, а делаем это для собственного опыта и удовольствия.


Karate . ru : Также вы упоминали «киношное» и «цирковое» кунг-фу. Чем эти явления отличаются от настоящего кунг-фу?

Иннокентий Кесарев: Мифы и реальность крайне далеки друг от друга. Научиться за 3 года, как в кино, невозможно. Летать никто не умеет. Тайных смертельных точек нет (но есть места, при точном сильном попадании в которые может наступить смерть вне зависимости от того, какой техникой занимался бьющий). Кунг-фу - это много тяжелых физических тренировок, растяжка, наработка ударов, блоков, отработка парной техники, набивка всего тела и, обязательно, спарринги. А как иначе понять, действительно ли ты можешь драться? Межстилевые поединки нужны именно для этого - понять, подходит ли техника кунг-фу для поединка с людьми, занимающимися разными стилями.

Karate . ru : Какую оценку вы можете датьсостоянию кунг-фу в России?

Иннокентий Кесарев: О состоянии кунг-фу в России могу сказать только то, что из множества клубов, у которых в названии есть "кунг-фу" (кроме Винь-Чунь), ни один ни разу не приехал на открытые ковры, в которых участвовали бойцы ММА, тайского бокса, самбо, каратэ, дзюдо... Выводы делайте сами.

Благодарим Иннокентия за беседу и желаем ему всегда быть верным избранному пути!

Считается, что овладеть каллиграфией довольно
трудно, однако это означает всего лишь, что искусство
китайского письма должно расти в человеке в течение многих
лет. Мы говорим Это довольно трудно о задачах, которые
требуют приложения усилий и при выполнении которых мы
потеем, кряхтим и ухаем. Между тем, вся трудность китайского
письма состоит в том, чтобы предоставить возможность кисти
писать самой по себе.
А.Уотс
Тема восточных единоборств не так далека от астрологии, как
может показаться на первый взгляд. Здесь наука так же тесно
переплетается с искусством, знания - с опытом и интуицией. Такое
же сбивающее с толку обилие школ и направлений. Мастерство
соседствует с шарлатанством. Как и астрология, боевое искусство
долгое время находилось у нас в стране под запретом, так что его
энтузиасты были поставлены в условия того же самого
информационного вакуума. И, наконец, самое главное: кунг-фу, как и
астрология - это в первую очередь путь самопознания, не имеющий
конца.
Мой собеседник просил не называть в статье его имени. Он
родился в небольшом городе ближнего зарубежья, начал заниматься
еще в до-перестроечные годы, теперь преподает (вне рамок
официальных секций и клубов).
- Прежде, чем начать разговор, хотелось бы разобраться с
терминами. Кунг-фу, у-шу, единоборства, рукопашный бой, карате -
для Вас это синономы?
- Все эти термины можно условно разделить на две категории: кунг-фу и
у-шу. У-шу буквально переводится как боевые искусства. Сюда входят
единоборства, рукопашный бой, карате, работа с оружием. Кунг-фу - это
скорее уровень притязаний. Внешне оно может ничем не отличаться от любого
из боевых стилей. А может и вообще никак не быть с ними связано,
проявляясь, скажем, в кулинарии, вышивании, плотницком деле или чем-то
другом. Фэн Цзицзай в своем произведении Волшебный кнут рассказывал о
маляре. Тот заходил в комнату, будучи одет в черный фрак, брал две кисти и
начинал бешено их вращать. Результат: идеально белая комната и идеально
черный фрак. Из иакого человека получился бы идеальный боец. Потому что
занимаясь своим, казалось бы, простым делом, он развивал в себе
высочайший уровень концентрации. Кунг-фу и есть тот самый высочайший
уровень концентрации. Кунг-фу - и есть тот самый уровень концентрации,
обращения вглубь себя. Таким образом, как термин, это слово означает
внутреннюю ориентировку.
Мой учитель приводил такой пример. Резчик по дереву вырезает ложку.
На следующий день - вилку. Еще через день - чашку. Через год он вырезает
Будду. Таков метод у-шу: совершенствование техники. В кунг-фу другой
подход: сегодня - ложку, завтра - ложку, через год - ложку. Но пусть кто-
нибудь попробует сказать, что после этого нельзя вырезать Будду! Резчик,
идущий по второму пути, постепенно все тоньше чувствует нюансы: давление
резца, сопротивление дерева, когда надо задерживает дыхание... По сути
дела, он изучает себя, совершенствуется сам. Есть такое понятие Дао-фат
(это вьетнамский термин) - Путь Будды (в отличие от Буддизма - религии).
Критерии Дао-фат в боевом искусстве - минимум внешней техники.
Помните, в фильме Семь самураев был боец со шрамом на лице? Сказав:
Пойду поупражняюсь, он начал топтаться в скользкой глине, затем одним
движением встал в боевую стойку и вытащил меч. И так повторял раз за
разом. В одно единственное движение вкладывая тысячу качеств.
Часто у-шу называют системой самосовершенствования. Но в
большинстве внешних систем мастерство приравнивается к совершенному
владению техникой. Этого недостаточно. В конце концов, трус, который идет
заниматься карате и через какое-то время получает черный пояс, становится...
трусом с черным поясом. Он перестанет бояться только тех, кто не дорос до
черного пояса.
С другой стороны, человек занимающийся внешним стилем с большим
количеством ката может быть предрасположен к некоторым экспериментам,
изучению себя вне всякой связи с информационной нагрузкой данного стиля. В
таком случае, несмотря на все свои многочисленные познания, он
сосредотачивает свое внимание на изучении тонких, сутевых качеств, взяв в
качестве базы один единственный удар - как самурай в фильме. Кроме того,
практически во всех стилях существуют внутренние аспекты, состоящие в
первую очередь из работы с дыханием. Так как дыхание - это связующее
звено между внутренним и внешним.
Но существуют и канонические внутренние стили. Например, китайские
Тай-цзы-цюань, Багуа, Син-И. Эти стили, ориентируясь на внутреннее
развитие, заведомо имеют мало внешних движений. Самая емкая форма в
Тай-цзы имеет сто восемь движений.
- ...Это называется немного?
- Могу сказать, что первые пять учебных ката в карате имеют уже
больше движений. Если же брать традиционные китайские системы, то
встречаются десятки и сотни тысяч.
- Это правда, что кунг-фу можно заниматься в глубокой
старости?
- Еще одна отличительная черта кунг-фу: человек не работает над
развитием того, что рано или поздно заберет возраст. А шпагаты, высокие
удары ногами - все это признаки внешнего подхода. У-шу мало чем
отличается от спорта. Разве что, культурой.
- Но нижний-то возрастной предел наверняка существует?
- Да, пожалуй. Я бы назвал возраст 13-14 лет. Ребенок растет и в силу
своей природы ориентируется на внешнее, познает внешнее. Просто для того,
чтобы выжить. Ребенку можно помочь подготовить тело к занятиям. Например,
через занятия плаванием, гимнастикой, тем же у-шу.
Занятия кунг-фу включает в себя маленькую, никому незаметную
внутреннюю работу по искоренению ряда привычек, стереотипов. По сути
дела, нельзя даже так ставить вопрос: Занимаешься ли ты кунг-фу? Кунг-фу
не ограничивается рамками тренировочного зала. Это также то, как человек
ведет себя в быту. Оно либо есть либо его нет, им нельзя заниматься. Не
говорит же никто: Я практикую еду. Со временем, конечно, смысл термина
исказился и в массовом сознании отождествился с у-шу. Главным образом,
благодаря чисто западному взгляду на этот феномен, различным
кинофильмам.
- Итак, кунг-фу - это работа над собой, которая может быть
совершенно не связана с бросками, захватами, ударами. Но все-таки,
Вы со своими партнерами и учениками занимаетесь отнюдь не
кулинарией...
- Это можно назвать так: кунг-фу боевых искусств. Изучение себя
методом боевых искусств. Сам факт поединка, ситуации, в которой тебе могут
сделать больно, заставляет быть предельно внимательным. Поединок
закаляет внутренние качества. Очень легко быть спокойным, когда тебя никто
не раздражает, добрым - когда не атакуют. Кунг-фу учит покою,
работоспособности в любой ситуации. Некоторые люди считают, что любые
занятия единоборством приводят к Духу. К сожалению, слишком многое из
того, что я видел, на деле выливалось лишь в грубость и злобу. Тогда как
настоящее кунг-фу - это ключ, помогающий проникнуть вглубь, к истокам,
дающий понимание красоты на новом уровне - простой, обыденной красоты.
- Не совсем понятно, причем здесь понимание красоты. Как это
получается?
- Занятия развивают культуру движения (не путать с физической
отработкой). Культура движения тела тесно связана с более тонкими
структурами человеческого существа. Изучая их, занимающийся открывает для
себя целый мир и перестает ощущать себя просто физическим телом. Такую
же тонкую организацию он начинает видеть и ощущать во всех проявлениях
природы.
Опять же, все решает уровень притязаний. Однажды у палача, держащего
в руке ромашку, спросили: О чем гадаешь?- Я не гадаю, я лепестки
обрываю,- ответил он.
- В движениях, которые выглядят как танец, когда исполняются
индивидуально, на самом деле скрыта убийственная сила. Плавно
выставленная ладонь может на практике означать удар в область
печени противника. Что происходит с красотой, о которой мы только
что говорили, случись человеку применить боевые приемы в
уличной ситуации? Или это уже не кунг-фу, а рукопашный бой?
- Если у человека есть кунг-фу, он не может забыть его дома или
достать из кармана. Допустим, он попал в ситуацию, когда вот-вот по чьей-то
воле произойдет разрушение. Задача человека - уйти от разрушения. Пути
ухода бывают разные. Он может, например, убежать - если, конечно, не
скован определенными условностями. Может защищаться. Атаковать.
Наконец, подставить другую щеку (если на это хватает сил). Но в любом
случае, не сделает больше, чем нужно для того, чтобы уйти от разрушения. То
есть, ведет себя соответственно ситуации. Я, например, не считаю
необходимым прыгать двумя ногами на голову поверженного противника,
которому и без того уже не хочется вставать.
- В школах внутренней ориентации, где в качестве задачи не
ставится победа над противником, практикуется много такого, что
на первый взгляд выглядит не слишком практичным с точки зрения
улицы. И первое время могут отсутствовать даже элементы
поединка. С другой стороны, есть стили, стоящие ближе к спорту.
Там спарринг практикуется с самого начала. Не говорит ли это о
меньшей приспособленности внутренних направлений к грубой
действительности? Может быть, в ряде ситуаций уместна именно
агрессия, ответная грубость - в конце концов, такова природа?
- Опять же, все решает уровень притязаний. Если мотивом занятий
служит желание быстро научиться самообороне, то имеет смысл заняться
боксом. Или завести пистолет. А развитие вглубь требует длительного
времени и далеко не сразу может быть реализовано на практике. Кстати, на
Востоке в рамках многих серьезных школ, длина которых свыше тридцати
лет, существуют под-стили, предназначенные исключительно для защиты
школы. Приемы формируются за очень короткое время и представляют собой
набор относительно простых технических и тактических навыков. Если нужно
воевать, они воюют.
Что же касается спарринга, то, откровенно говоря, мне легче драться, чем
спарринговать на спортивной арене. В спарринге слишком много ограничений:
туда не бить, этого нельзя... Надуманные правила, искусственная ситуация...
- Но есть же так называемые бои без правил - контактные
поединки, в которых могут померяться силами представители любых
школ.
- Во-первых, настоящие мастера не участвуют в таких шоу. Во-вторых,
на самом деле и там не обходится без правил.
- Например?
- Не бить в глаза, в пах, в горло, не кусаться и многое другое. В
результате все сводится к тому, что побеждает грубая физическая сила. Ведь
исключены многие элементы, которые позволят справиться с более мощным,
чем ты, соперником. Наш учитель вообще не разрешал нам заниматься
поединками, несмотря на то, что когда мы встретились, многие из нас уже
имели за плечами солидный опыт спаррингов.
- Вы занимаетесь уже больше пятнадцати лет. Какими были
первоначальные мотивы и взгляды? Изменились ли они с тех пор? И
кто тот учитель, о котором Вы не раз упоминали?
- Мне бы не хотелось говорить больше пятнадцати лет. Лучше сказать:
гораздо меньше двадцати лет - это лучше соответствует моему
мироощущению.
Не могу сказать, что главным мотивом, когда я впервые пошел
заниматься, было приобретение боевых навыков (хотя тогда мне и могло так
казаться). Скорее это был протест против запретов властей и врачей. В то
время я был очень негибким и упрямым. И не мог согласиться с любыми
ограничениями свободы выбора. В юности я перенес тяжелое заболевание.
Врачи пророчили, что несоблюдение постельного режима, а впоследствии -
покоя - грозит самыми серьезными последствиями, вплоть до летального
исхода. А я взял и начал заниматься каратэ. В неофициальной секции.
Неприятностей с властями хватало, приходилось скрываться, убегать. Наши
занятия были мало похожи на то бесконтактное каратэ, которое в течение
некоторого времени было разрешено в СССР. ...Родители были в шоке. А я
почувствовал себя намного лучше. Потом один из врачей сказал: Этим ты
себя спас. И я тебе рекомендую в дальнейшем заниматься любыми
восточными единоборствами - будь то каратэ или что-то другое... Это я
говорю тебе как человек. Как врач - не имею права...
- Вероятно, Ваши тогдашние занятия были далеки от идеи кунг-
фу - в том смысле, в котором Вы только что определили его?
- Безусловно, далеки. Сперва я вошел во вкус занятий, но со временем
начал испытывать неудовлетворение стилем, которым занимаюсь. Наверное,
дело было опять в моем упрямстве. Я не верил, что тупая растяжка и
наращивание физической силы, пусть даже в специальных упражнениях
каратэ, дают ответы на все вопросы. Мой инструктор думал точно также. Он
был в прошлом легкоатлетом и имел профессиональную травму (колена). В
связи с этим, он был одержим поиском мягких стилей. При отсутствии
информации все, связанное с мягкими, внутренними стилями, было овеяно
ореолом тайн и слухов. Тогда он стал самостоятельно развивать некоторые
мягкие принципы - качественные и тактические. Мои старшие друзья и я сам с
восторгом стали почвой для его экспериментов. Условия информационного
вакуума оказались для нас очень своевременными и плодотворными. Это
было время постоянных и длительных спаррингов. Мы встречались со многими
мастерами. И, не найдя у них ответов, перерабатывали полученную от них
информацию по-своему. За время поисков мы накопили немалый технический
багаж и поняли ограниченность любой техники. Можно провести параллель с
музыкой. Мы хотели осмыслить и почувствовать музыкальные законы,
импровизировать и, конечно же, сами писать музыку. Очевидно, для того,
чтобы этому научиться, необходим инструмент для извлечения звука. Вот мы и
учились играть то на гитаре, то на флейте, то на рояле. Каждый новый
специалист прежде, чем говорить с нами о музыке, требовал, чтобы мы
досконально изучили его инструмент. Но дальше дело, как правило, не шло.
Мы обижались, полагая, что нам не выдают какие-то секреты. Сейчас я
понимаю, что многие из этих людей сами не могли отделить науку о музыке от
техники игры на своем инструменте.
И вот, в середине восьмидесятых мы случайно познакомились с одним
вьетнамцем. Узнав, что мы занимаемся кунг-фу (в тот период мы пытались
освоить Тайцзы-цюань), он выразил желание заниматься вместе с нами. Что и
делал под руководством нашего лидера в течение как минимум трех месяцев.
На первый взгляд, это был человек, весьма далекий от боевых искусств, к тому
же с очень не подготовленным телом. Он не мог достать пальцами до пола при
прямых ногах.
Как-то раз мы сидели на кухне. Наш инструктор подробно описывал
тонкие аспекты работы в Тайцзы-цюань. Оторвав скучающий взгляд от окна,
вьетнамец спросил: А можешь ли ты показать, как бьют в Тайцзы-цюань? -
Могу,- ответил наш лидер. И продемонстрировал удар. На что наш новый
друг попросил ударить в полную силу. Тот ударил... и упал. Никто не понял,
почему. Мы сидели, открыв рты. И вот наш новый друг стал преподавать
нечто, мало напоминающее наши представления о кунг-фу.
Суть метода мы долго не могли понять. Часами приходилось проделывать
упражнения, не дающие на первый взгляд никакого результата. И все же,
чувствуя, что наши прежние поиски зашли в тупик и будучи готовы оставить
сферу прикладного у-шу, мы продолжали двигаться в этом, принципиально
новым для нас, направлении. Большие трудности создавал языковый барьер.
Наш мастер едва говорил по-русски. Однако, именно это помогало нам лучше
понять кунг-фу - через руки.
- И все-таки, что же это было такое и откуда? Может быть,
разновидность уже известного в Москве вьетнамского стиля вин-чун?
- Это было чисто семейное направление, название которого мало о чем
скажет... Нет, это нельзя назвать вьетнамским вин-чуном. В нем крайне мало
техники. Тем не менее, задавая учителю вопросы, связанные с нашими
прежними практиками, мы получали очень простые и вместе с тем
исчерпывающие ответы. Чаще всего опять же через руки. Удивленные его
осведомленностью, мы спрашивали, есть ли подобное в его школе. Он отвечал
отрицательно. И все время ориентировал нас понятием корень. Корни
дерева не бросаются в глаза. Но содержат информацию о каждом
трепещущем листке. Крону дерева, листья можно сравнить с огромным
количеством внешних стилей. А корни - это та самая суть, до которой мы
прежде никак не могли докопаться.
И вот через некоторое время - довольно короткое - мы ощутили
результат наших занятий...
- ...Вы почувствовали в себе пресловутую ци - внутреннюю
энергию?
- Нет, речь не о ней, а о понимании того, откуда берется сила, как ее
передавать и как принимать. Чтобы придти к ци, нужно сперва освоить так
называемую мягкую силу. С детства мы вырабатываем навык напрягаться при
усилии. Зачастую это неоправданно, нерационально. Мы напрягаем ноги,
поднимая чашку чая. Или мускулы плеча, когда чистим зубы. Помимо прочего,
это связано с неудобной позой. В любой работе человек обычно использует
гораздо больше сил, чем нужно. Часто физически сильный человек не умеет
передать силу. Пытаясь, например, ударить или бросить какой-то предмет.
Следовательно, дело не только в мышцах. Для того, чтобы развить мягкую
силу, необходимо отказаться от мышечной силы. Мышца не должна мешать.
Для этого делаются специальные упражнения, в которых человек учится
расслабляться при усилии. Он ставится в такие условия, при которых ему
ничего не остается, как передавать силу исключительно через опорно-
двигательный аппарат, систему суставов и сухожилий. Мощь подъемного крана
заключается в противовесе и в системе блоков. У человека роль подобного
противовеса играет правильная позиция и опора в ноги. А функцию блоков
выполняют плечи и бедра... Просто бытует мнение, что мягкая сила - это
нечто пушистое, аморфное. На самом деле так может выглядеть один из
аспектов мягкой силы - легкость. Ее иногда называют спрятанной силой.
Но не надо путать мягкость с расслабленностью.
Только после развития мягкой силы можно говорить о ци. Напряжение,
мешающее мягкости, мешает и ци. При этом мы не отказываемся от
физической силы. Просто не позволяем ей воровать функции опорно-
двигательного аппарата и сухожилий, что происходит при ненужном
напряжении. Человек, развивая мягкую силу, может пользоваться суммарной
энергией тела. Только тогда можно работать с ци.
- Вы говорили об укоренившейся привычке тратить на любое
дело больше силы, чем это необходимо. Боритесь ли Вы как-то с этой
привычкой?
- Безусловно. Вообще, сила изучается в трех аспектах: качество,
количество и направление.
- Связано ли то, что преподавал Ваш учитель с каким-либо из
упомянутых ранее в нашем разговоре канонических внутренних
направлений?
- Если сравнивать источник силы с рекой, можно сказать, что река может
проявить силу тремя способами. Первое: волна На таком проявлении силы
сосредотачивается Тайцзы-цюань. Второе: водовороты любых масштабов -
Багуа. Третье: поток - будь то ровный или низвергающийся водопадом.
Поток, если не сносит препятствия, всегда находит лазейку. Такой подход
соответствует стилю Син-И. Продолжая эту метафору, можно сказать, что мы
изучаем саму воду: ее плотность, состав и возможности. Это позволяет понять
все три вида выдачи силы. Для изучения этого мы берем любую технику, с
учетом рациональности затрат времени на ее освоение. К примеру, вин-чун -
для изучение третьего аспекта выдачи силы. Наука о силе - это специи,
которыми можно приправить любое блюдо. Не каждый оценит вкус самих
специй. Даже в вышеназванных канонических школах саму силу начинают
изучать после длительных отработок внешних форм. То есть приправляют
блюдо в самом конце.
- М-да, вам с друзьями в свое время здорово повезло. Сейчас в
каждом городе имеется масса секций и, похоже, в большинстве из них
- совсем не то...
- Здесь речь идет скорее не о везении, а о готовности. Не каждый готов
делать упражнения, не дающие непосредственных результатов. Люди
руководствуются критериями внешней динамики, а ее у нас минимум. И
вообще, если человек готов, то даже занимаясь простым боксом, он найдет
указания на развитие.
Кстати, кунг-фу, привязанное к боевому искусству - не панацея. Очень
велико искушение зациклиться на боевом аспекте, что не позволяет развить
кунг-фу в полной мере. Не случайно традиционные боевые искусства
неразрывно связаны с духовными движениями: Буддизм, Даосизм и другие.
Возрождение славянских единоборств, как известно, тесно связано с
возрождением язычества - иначе это было бы просто спортом. Я бы сказал,
что боевое искусство - начальный этап духовного пути. К сожалению, в
большинстве случаев эта исконная связь сегодня проявляется как
приверженность экзотическим культам.
- Вы хотите сказать, что человек, желающий заниматься кунг-
фу, непременно должен присоединиться к какому-либо религиозному
движению? Как в таком случае быть христианам?
- Дело не в религии, а в сути. Способен ли человек различить зерно,
хватит ли у него сил работать с этим? Мир знал немало учителей, которые
разрушали догмы и указывали суть. Часто они были гонимы или в лучшем
случае не поняты. В христианстве есть аспекты внутренней работы, подобные
или заменяющие собой боевое искусство. Между прочим, в одном
документальном фильме о жизни некоего христианского монастыря я видел,
как монахи делают парное упражнение, подобное нашему.
- Что помогло Вам? Являетесь ли Вы последователем какой-
либо религии и учения?
- Многие ответы на свои вопросы я нашел в книгах Практического
мировоззрения.
- А кто автор?
- Автор не называет своего имени. И этому есть серьезные основания.
Общество, живущее в иллюзиях, не терпит говорящих правду.
- Вы лично встречались?
- Нет, я считаю, что от готовности ученика зависит больше, чем от
уровня учителя. Знаете, каждый не прочь иметь такого учителя как Иисус
Христос, но мало кто задумывается над тем, выдержит ли он груз апостола. В
настоящее время контакт с таким человеком возможен в форме
сотрудничества. Но для этого необходимо быть готовым выдержать
предложенный тебе режим работы. Иначе ты станешь просто обузой.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ЗАНИМАЮЩИМСЯ СИНЪИЦЮАНЬ - Стили - Кунг Фу (Ушу)

Время. Заниматься синъицюань лучше всего на рассвете и ограничиваться одним часом (не следует заниматься слишком долго). Если времени мало, можно ограничиться 30-40 минутами и не делать перерыва. Если нет времени для занятий утром, можно сделать это днем или вечером. Нужно лишь помнить, что заниматься можно лишь спустя один-два часа после еды.
Место. Допустимо заниматься и в комнате, если в ней есть достаточное пространство.
Перерывы в занятиях. Время занятий и время отдыха обычно разбивают на пятиминутные промежутки. Вообще же продолжительность периодов занятий и отдыха зависит от состояния учащегося.
Запреты. Когда вы занимаетесь в комнате, можно открыть окна, чтобы впустить внутрь свежий воздух, следите за тем, чтобы в комнату не врывался ветер. Во время занятий тело разогревается настолько, что на нем выступает пот, все его поры открываются, и если в таком состоянии стоять на ветру, то можно простудиться. Выходить из комнаты можно лишь после того, как вы охладитесь.
Во время пятиминутного отдыха на занятии нельзя садиться. Нужно немного походить по комнате, и тогда дух сам собою успокоится, а силы восстановятся. На занятиях нельзя громко говорить и смеяться, есть и даже пить чай.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ИЗУЧАЮЩЕМУ КУЛАЧНОЕ ИСКУССТВО
Приступая к занятиям, необходимо прежде удалить загрязненную энергию и вобрать в себя чистую энергию, хорошо размяться, разработать мышцы и сухожилия, добиться беспрепятственного обращения крови в теле.
Приступать к занятиям следует, справив естественные надобности. Нельзя заниматься, плотно поев или выпив вина. Необходимо умерять свои желания. Если не соблюдать эти требования, дух и физическая сила ослабнут.
Сделав в течение нескольких минут подготовительные упражнения, нужно без отдыха заниматься длительное время, потом сделать перерыв, полностью успокоиться и после этого садиться есть и пить. Заниматься нужно каждый день, а если заниматься редко и помногу, то причинишь себе только вред.
Во время занятия рот нужно держать закрытым и дышать через нос. Нельзя задерживать дыхание, ибо это может повредить здоровью.
Руки и ноги при ударе должны быть подобны стреле, выпущенной из лука; в кривизне ищи прямоту. Центр тяжести должен спуститься как можно ниже. Необходимо четко соблюдать различие между ударами на верхнем, среднем и нижнем уровнях, удары прямые и боковые.
Нужно, чтобы руки пребывали в согласии с глазами, глаза пребывали в согласии с сердцем, плечи пребывали в согласии с поясницей, положение туловища - с шагом, а шаг - с руками. Руки, ноги, торс и поясница должны двигаться в согласии, следуя велению сердца.
Руки невесомы, взгляд быстр, сознание быстро, шаги тоже быстры, но уверенны. Соперник не двигается - я тоже не двигаюсь. Когда соперник начинает двигаться, я двигаюсь прежде него. Порою прежде чем он сделает движение, мы громко кричим, чтобы смутить его и не позволить ему напасть. Это тоже означает опередить соперника.
Руки должны быть или пустыми или наполненными, притом пустая рука может стать наполненной, а наполненная - пустой. Если я могу поразить соперника пустой рукой, эта рука может мгновенно стать наполненной, а если соперник избежал удара или отвел руку в сторону, то наполненная рука должна стать пустой. Поэтому в противоборстве не следует самому применять силу, а нужно действовать, сообразуясь с действиями соперника. Сила должна быть живой, а не мертвой, и она не должна уходить в пустоту. Тогда сила в нас будет постоянно возрастать и меняться по нашей воле. Если же просто бить со всей силы, тогда руки и ноги будут скованы, и соперник подчинит вас своей воле.
Следует знать: если соперник сильнее вас, то лучше нападать сбоку, а если вы сильнее соперника, то можно нападать по центру.
Следует знать: если соперник создает пустоту и завлекает в нее, то нужно быстро ее заполнять и наносить удар. А если соперник сам смело атакует, лучше заманить его или обойти его со стороны, чтобы он провалился в пустоту.
Ноги не следует поднимать высоко, удары ногами нужно наносить без усилия, позы должны меняться молниеносно, глаза все видят, уши все слышат.
Не сделав прочного захвата, не вытягивай вперед обе руки сразу. Того, кто отрывает сразу обе ноги от земли, соперник легко одолеет.
Обучающийся кулачному искусству должен каждый день в хорошо проветренной комнате в течение десяти минут практиковать "покойное сидение". Вначале нужно дышать носом, удаляя всю застарелую, загрязненную энергию и вбирая в себя новую и чистую энергию. Затем сидеть, задержав дыхание, глядя на кончик ноги и отрешившись от всех мыслей. Следует волей направлять движение энергии по всему телу. По прошествии десяти минут нужно десять раз щелкнуть челюстями, проглотить скопившуюся во рту слюну, а потом встать и не спеша ходить в течение десяти минут.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!