Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Самоходное противотанковое орудие. Обзор пт сау всех наций

, БТР или другой БТВ и вооружалась средствами борьбы с танками на средних и больших дистанциях: противотанковой пушкой или ракетой .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Истребитель танков СУ 100

Субтитры

История развития

Во время Второй мировой войны массированное боевое применение танков воюющими сторонами поставило вопрос о создании адекватных средств противодействия. Существовавшие ранее противотанковые буксируемые пушки лишь частично решали проблему. Буксируемая противотанковая артиллерия как правило была эффективна в условиях заранее подготовленной противотанковой обороны (ПТО), насыщенной большим количеством фортификационных сооружений , инженерных заграждений и минных полей , дающих базовую защиту орудиям и резко ограничивающих противника в манёвре . Однако даже при наличии достаточного количества тягачей противотанковым буксируемым орудиям не свойственна высокая мобильность. Расчёты и материальная часть буксируемых противотанковых пушек в боевом положении крайне уязвимы для ружейно-пулемётного огня противника, артиллерийского обстрела осколочными снарядами или любых атак с воздуха. Для максимально эффективного действия противотанковые буксируемые орудия требуют отлаженного тактического взаимодействия со своей стрелковыми войсками (пехотой) и войсковой ПВО , что далеко не всегда возможно.

Решением проблемы была разработка и запуск в серийное производство специализированных истребителей танков (танк-истребителей), однако на это требовалось время и значительные ресурсы, тогда как острый вопрос организации мобильной ПТО не терпел отлагательства. Неплохим выходом из создавшейся ситуации стал простой монтаж полевых противотанковых пушек на шасси устаревших или трофейных танков, достаточно мощных тягачей или бронетранспортёров . Как правило и орудие, и танковая база подвергались минимально возможным доработкам с целью ускорения конверсии производства . Для обеспечения удобства работы расчёта рубка или башня противотанковой САУ часто делались открытыми, в подавляющем большинстве случаев бронирование машины было противопульным.

Противотанковые САУ (ПТ-САУ) могли оснащаться весьма мощными и, следовательно, тяжёлыми пушками , вплоть до таких образцов, как германское 128-мм орудие 12,8 cm Pak 44 . Тем самым решались проблемы их мобильности и быстрого поворота в заданном направлении, - вручную повернуть орудие массой более трёх тонн в направлении атакующего с фланга или тыла вражеского танка было практически невозможно (для расчёта такая ситуация была гарантированной смертью). Дешевизна в производстве зачастую приводила к тому, что изначально задумывавшиеся как временная мера противотанковые САУ выпускались и воевали вплоть до конца войны.

Довольно многие ПТ-САУ будучи САУ с открытым боевым отделением в значительной мере сохранили большинство недостатков буксируемых противотанковых пушек, за исключением низкой мобильности последних: они по-прежнему были уязвимы для:

  • осколков снарядов при артобстреле позиций,
  • попаданий фугасных и кумулятивных снарядов из-за «затекания» ударной волны от взрыва в открытое боевое отделение,
  • любых атак с воздуха,
  • а также слабы в ближнем бою против вражеской пехоты - для уничтожения расчёта такой САУ достаточно забросить в её боевое отделение ручную противопехотную гранату.

В то же время открытое боевое отделение позволяет весьма тесно взаимодействовать в бою со своей пехотой, предоставляет экипажу возможность быстро покинуть подбитую машину, а также устраняет проблему загазованности боевого отделения САУ при интенсивной длительной стрельбе.

Несмотря на все достоинства, в послевоенное время из-за своих неустранимых в принципе недостатков противотанковые САУ с открытым боевым отделением достаточно быстро утратили боевое значение. Не последнюю роль в этом сыграла ориентация на использование техники в условиях ядерной войны - экипаж получает базовую защиту от поражающих факторов только внутри герметично закрытой боевой машины, что для противотанковых САУ с открытым боевым отделением невозможно в принципе.

Иначе получалось с ПТ-САУ с закрытым боевым отделением, сочетавших в себе все достоинства буксируемых противотанковых пушек и САУ с закрытым боевым отделением. Яркий пример таких ПТ-САУ - советская СУ-100 , созданная на базе танка Т-34-85 и унаследовавшая от него достаточно хорошую бронезащиту. В частности такие ПТ-САУ надежно защищали свои экипажи от огня стрелкового оружия, воздействия ударных волн близких взрывов, осколков снарядов и шрапнели. Уничтожить такую ПТ-САУ можно было уже только противотанковым оружием. Но также такой ПТ-САУ свойственны и все недостатки любой САУ с закрытым боевым отделением. Этот вид ПТ-САУ в СССР развивался вплоть до появления истребителей танков на основе БРДМ , вооружённых ПТУРСами . (В дальнейшем такие ракетные истребители танков делались и на гусеничной базе.)

И любые ПТСАУ довольно неэффективны против небронированных целей.

Выдающиеся образцы противотанковых САУ

Германия

  • Ягдтигр - наиболее мощно вооруженная противотанковая САУ Германии времён Второй Мировой войны из серийно выпускавшихся, вооружена 12,8 см противотанковым орудием Pak-44 L/55; выполнена на шасси танка PzKpfw. VIB Tiger II .
  • Фердинанд - один из самых вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники периода Второй Мировой войны на базе шасси непринятого на вооружение танка PzKpfw VI Tiger (P) .
  • Nashorn (Носорог) - аналогичная САУ этого класса на базе танка Pz Kpfw IV с более легким бронированием.
  • Marder III - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на базе чешского танка TNHP-S «Прага» (Pz Kpfw 38(t)) .
  • Hetzer - немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.
  • Marder I (Sd.Kfz. 135) - немецкая самоходная артиллерийская установка, истребитель танков.
  • СУ-76 - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на модифицированной базе танка Т-70 .
  • СУ-100 - противотанковая САУ , создана на базе среднего танка

Самоходные артиллерийские орудия во Второй мировой войне выполняли самые разнообразные роли - от средств поддержки пехоты при обороне до мобильного противотанкового оружия, способного вести наступление совместно с другими частями.

Основным вооружением САУ, в зависимости от их типа, служили противотанковые орудия калибром от 47 до 128 миллиметров или гаубицы калибром до 380 миллиметров. В зависимости от мощности орудия менялось бронирование, и масса самоходок. У "Штурмтигра" она достигала 68 тонн, а у противотанковой САУ "Ягдтигр" - 70 тонн, эта САУ была самой тяжелой машиной Второй мировой войны. Чаще всего САУ конструировались на шасси различных танков, иногда устаревших, но сохранившихся в большом количестве (как немецкие Pz-I и Pz-II к 1941 году). Главным отличием САУ от танков было отсутствие вращающейся башни, что снижало высоту (и, соответственно, уязвимость) машины, но уменьшало и боевые характеристики. Наиболее часто САУ применялись в мобильных частях, особенно в танковых дивизиях при прорыве обороны врага, а также при отражении танковых атак. Они показали свою высокую эффективность, хотя тяжелые САУ с мощными орудиями ("Фердинанд", "Насхорн", "Ягдпантера") были уязвимы для авиации и гораздо более подвижных средних танков.
Оценивая успехи немецких войск в Африке Миллентин писал:
"Чем же тогда следует объяснить блестящие успехи Африканского корпуса? По моему мнению, наши победы определялись тремя факторами: качественным превосходством наших противотанковых орудий, систематическим применением принципа взаимодействия родов войск и - последним по счету, но не по важности - нашими тактическими методами. В то время как англичане ограничивали роль своих 3,7-дюймовых зенитных пушек (очень мощных орудий) борьбой с авиацией, мы применяли свои 88-мм пушки для стрельбы как по танкам, так и по самолетам.

Основным средством противотанковой обороны считались танки и огонь артиллерии, прежде всего противотанковой в сочетании с инженерным оборудованием местности и естественными препятствиями, авиация и минные поля. Уставы требовали создавать противотанковую оборону по рубежам (батальонным, полковым и дивизионным) и в первую очередь перед передним краем. Оборонительный бой требовалось начинать на дальних подступах к основной полосе, нанося, по противнику, удары авиацией и дальнобойной артиллерией. В полосе обеспечения в бой вступали передовые отряды. А затем подразделения, выделенные в боевое охранение. В бой за основную полосу обороны вводились главные силы и огневые средства стрелковых частей и соединений. При прорыве танков противника в глубину основной полосы обороны командир соединения должен организовать контратаку, с целью задержать продвижение противника.



План:

    Введение
  • 1 История развития
  • 2 Выдающиеся образцы противотанковых САУ
    • 2.1 Германия
    • 2.2 Советский Союз
    • 2.3 США
    • 2.4 Великобритания
  • 3 Компоновочные особенности

Введение

Советская лёгкая противотанковая САУ СУ-76М

Противотанковая САУ - специализированная для борьбы с бронетехникой противника частично и легкобронированная самоходно-артиллерийская установка (САУ). Именно по своему бронированию противотанковая САУ отличается от истребителя танков, который имеет полную и хорошую броневую защиту.


1. История развития

Во время Второй мировой войны массированное использование танков воюющими сторонами поставило вопрос о создании адекватных средств противодействия. Существовавшие ранее противотанковые буксируемые пушки представляли лишь частичное решение проблемы. Буксируемая противотанковая артиллерия как правило была эффективна в случае заранее подготовленной обороны, насыщенной большим количеством фортификационных сооружений, инженерных заграждений и минных полей, дающих базовую защиту орудиям и резко сковывающих противника в свободе манёвра. Однако даже с наличием достаточного количества тягачей противотанковые буксируемые орудия не являлись высокомобильным средством противотанковой обороны (ПТО). Расчёты и материальная часть буксируемых противотанковых пушек в боевом положении являются крайне уязвимыми для ружейно-пулемётного огня противника, артиллерийского обстрела осколочными снарядами или любых атак с воздуха. Для максимально эффективного действия противотанковые буксируемые орудия требуют отлаженного тактического взаимодействия со своей пехотой и зенитчиками, что далеко не всегда является возможным.

Решением проблемы была разработка и запуск в серийное производство специализированных истребителей танков, однако на это требовалось время и значительные ресурсы, тогда как острый вопрос организации мобильной ПТО не терпел отлагательства. Неплохим выходом из создавшейся ситуации стал монтаж полевых противотанковых пушек на шасси устаревших или трофейных танков, достаточно мощных тягачей или бронетранспортёров. Как правило и орудие, и танковая база подвергались минимально возможным переделкам с целью убыстрения производственных процессов конверсии. Для обеспечения удобства работы расчёта рубка или башня противотанковой САУ делались открытыми, в подавляющем большинстве случаев бронирование машины было противопульным.

Противотанковые САУ могли оснащаться весьма мощными (а следовательно и тяжёлыми) пушками, вплоть до таких образцов, как немецкое 128-мм орудие 12,8 cm Pak 44. Тем самым решались проблемы их мобильности и быстрого поворота в заданном направлении (вручную повернуть орудие массой более 3 тонн в направлении атакующего с фланга или тыла вражеского танка было практически невозможно - для расчёта такая ситуация была гарантированной смертью). Дешевизна в производстве зачастую приводила к тому, что изначально задумывавшиеся как временная мера противотанковые САУ выпускались и воевали вплоть до конца войны.

Недостатки противотанковых САУ в значительной мере общие с недостатками буксируемых противотанковых пушек за исключением низкой мобильности последних: они по-прежнему являются уязвимыми для осколков снарядов при артобстреле, попаданий фугасных и кумулятивных снарядов из-за «затекания» ударной волны от взрыва в открытое боевое отделение, любых атак с воздуха, а также слабы в ближнем бою против вражеской пехоты - для уничтожения расчёта такой САУ достаточно забросить в её боевое отделение ручную гранату. Также противотанковые САУ относительно неэффективны против небронированных целей. С другой стороны открытое боевое отделение позволяет весьма тесно взаимодействовать в бою со своей пехотой, дает шанс быстро покинуть подбитую машину, а также устраняет проблему загазованности САУ при длительной стрельбе.

Несмотря на все достоинства, в послевоенное время из-за своих неустранимых в принципе недостатков противотанковые САУ достаточно быстро сошли со сцены. Не последнюю роль в этом сыграла ориентация на использование техники в условиях применения ядерного оружия - экипаж получает базовую защиту от поражающих факторов только в герметично закрытой боевой машине, что для противотанковых САУ невозможно в принципе.


2. Выдающиеся образцы противотанковых САУ

2.1. Германия

Nashorn (Hornisse) - одна из самых тяжёлых и мощно вооружённых САУ этого класса на базе танка Pz Kpfw IV

Marder III - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на базе чешского танка TNHP-S «Прага» (Pz Kpfw 38(t)).

СУ-76 - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на модифицированной базе танка Т-70.

2.3. США

Американские противотанковые САУ официально классифицировались как «истребители танков», однако неполное и частичное бронирование не позволяют их отнести к полноценным истребителям танков. Характерной чертой американских машин было размещение вооружения в открытой сверху вращающейся башне с развитым противовесом на кормовой её стороне.

  • M10 Wolverine - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на базе среднего танка M4 Sherman.
  • M18 Hellcat - версия M10 с уменьшенной броневой защитой, но более высокой подвижностью. Дополнительно вооружалась тяжелым зенитным пулеметом Browning M2HB для защиты от атак с воздуха и борьбы с живой силой противника.
  • M36 Jackson (или Slugger) - тихоходная, но очень мощно вооружённая противотанковая САУ на базе среднего танка M4 «Шерман»; обладала хорошим лобовым бронированием, но бортовая броня по прежнему оставалась противопульной.

2.4. Великобритания

  • Archer - тихоходная, но очень мощно вооружённая противотанковая САУ на базе среднего танка «Валентайн»;

3. Компоновочные особенности

По своей компоновке противотанковые САУ (с размещением орудия в рубке) достаточно типичны - рубка с орудием располагаются в корме, двигатель - в средней, а отделение управления - в носовой части машины. Интересным исключением является САУ «Archer», которая внешне похожа на все остальные машины этого класса, но на самом деле по компоновке аналогична советскому истребителю танков СУ-85 - боевое отделение и отделение управления располагаются в носу машины, а двигатель в корме. Разница заключается в том, что у СУ-85 орудие направлено по ходу самоходки, а у «Archer» - против. В боевом положении «Archer» разворачивался кормой вперёд и её механик-водитель не видел поля боя. Однако это позволяло без разворота машины быстро покинуть огневую позицию ходом вперёд.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 01:59:02
Похожие рефераты: В начале 1960-х годов выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т. Д-25 и М-62, которыми были вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить ни лобовой брони, ни корпуса, ни башни американского танка M60 и английского "Чифтен". Для борьбы с этими танками параллельно были начаты работы в различных направлениях: создание новых подкалиберных и кумулятивных снарядов для старых танковых пушек; новых нарезных и гладкоствольных танковых пушек калибра 115-130 мм; танковых управляемых снарядов и др. Одним из элементов этой программы стала 152-мм самоходная артиллерийская установка СУ-152 (объект 120), шифр разработки ("Таран") ...

Артиллерийскую систему для нее спроектировали в ОКБ завода №172, а шасси — на Свердловском заводе транспортного машиностроения (главный конструктор Ефимов). Опытный образец самоходки СУ-152 "Таран" (объект 120) был изготовлен в 1965 году и представлял собой полностью закрытую машину с боевым отделением в кормовой части, а двигателем и трансмиссией — в носовой. Ходовая часть и силовая установка самоходки заимствованы у СУ-152П.

Пушка М-69 со стволом-моноблоком длиной 9045 мм (59,5 клб) помещена во вращающейся башне в кормовой части САУ. Ее горизонтальное наведение осуществляется поворотом башни с помощью электропривода, а вертикальное — гидравлическим приводом. Пушка снабжена эжектором, смонтированным в дульной части ствола: при выстреле пороховые газы наполняли его ресивер и затем, — когда давление в нем и в канале ствола после выпета снаряда сравнивалось, — через наклонные сопла устремлялись к дулу, вытягивая за собой те газы, что еще оставались в казеннике. Время действия эжектора регулировали шариковые клапаны наполнительных каналов ресивера.


Затвор пушки М-69 — клиновой полуавтоматический горизонтапьный, заряжание — раздельно-гильзовое. Пороховые заряды — полный весом 10,7 кг, и уменьшенный весом 3,5 кг. — располагались в металлических или сгораемых гильзах. Для бронебойно-трассирующих снарядов применялся специальный заряд весом 9,8 кг.

Пушка могла вести стрельбу осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг, подкалиберными бронебойными снарядами весом 12,5 кг, а также кумулятивными снарядами. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами применялись два типа зарядов: полный — массой 10,7 кг, и уменьшенный — массой 3,5 кг. Для бронебойного снаряда использовался специальный заряд массой 9,8 кг. Бронебойные снаряды были способны пробивать броню толщиной до 295 мм с дистанции до 3500 м. Дальность прямого выстрела составляла 2050 м при высоте цели 2 м и 2500 м при высоте цели 3 м. Для наведения орудия на цель в светлое время суток использовался прицел ТШ-22, в тёмное время — перископический ночной прицел. Общий возимый боекомплект САУ составлял 22 выстрела. В состав дополнительного вооружения входил 14,5-мм пулемёт, а также 2 автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1.

Корпус САУ был сварен из стальных броневых катаных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. Толщина лобового листа корпуса составляла 30 мм. Согласно тактико-техническим требованиям лобовая броня корпуса и башни должна была защищать САУ от поражения бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с.

На вооружение СУ-152 Таран (объект 120) не была принята. Основной причиной тому стало создание эффективных альтернативных противотанковых средств - 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 и противотанковых реактивных управляемых снарядов.

Создавая СУ-152 Таран, конструкторы применили немало новых и оригинальных инженерно-технических решений. Многие из них пригодились позже, в 60-е годы, при создании самоходной артиллерии следующего поколения.


Тактико-технические характеристики 152-мм САУ СУ-152 Таран (Объект 120)

Боевая масса.т 27
Экипаж. чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина корпуса 6870
ширина 3120
высота 2820
Бронирование, мм:
лоб корпуса 30
Вооружение 152-мм пушка М-69
Боекомплект 22 выстрела
Двигатель В-54-105, 12-цилиндровый, V-образный. 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 294 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 63,4
Запас хода по шоссе, км 280

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!