Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Закон о сохранении водных биологических ресурсов. Новый закон о рыболовстве в российской федерации

Ловля рыбы осуществляется в промышленных и личных целях. В промышленных целях предназначается для использования и приготовления ее в питании. В личных целях — это хобби или вид спорта. Чтобы урегулировать эту сферу деятельности, был принят Федеральный закон № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Общие положения закона о рыбалке

Федеральный закон № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» был принят Государственной Думой 26 ноября 2004 года, а одобрен 8 декабря того же года.

Закон выполняет следующие цели государства:

  • Учитывает значения водных биоресурсов для последующей их корректировки;
  • Сохраняет водные биоресурсы и разрешает их рационально использовать;
  • Контролирует ценные виды биоресурсов (в том числе вид рыбы, который занесен в красную книгу);
  • Допускает участие граждан и Общественных объединений на законных основаниях в решении вопросов, которые касаются рыболовства и наведения порядка в деятельности по добыче биоресурсов;
  • Учитывает интересы населения, для которых рыболовство является основой существования граждан;
  • Предоставляет информацию о биоресурсах открыто;
  • Регулирует плату за использование водоема частного лица или от государства.

Когда и где можно ловить рыбу бесплатно по закону?

В Российской Федерации можно рыбачить бесплатно, если рыбалка проводится на водоемах общего пользования и в период, когда она по закону не запрещена. Существует ряд критериев, которые описывают места, сроки, способы ловли и виды рыб. Если нарушить один из них, то любой рыболов превращается в браконьера.

О последних изменениях в Федеральном законе 416 написано

Рыбалка запрещена:

  • В заповедниках;
  • На предприятиях, основная цель которых — добыча рыбы для промышленной переработки;
  • На расстоянии менее 500 метров от гидротехнических сооружений (мосты, шлюзы и т.д).

Если территория, которая прилегает к водоему — частная, а сам водоем взят в аренду физическим или юридическим лицом, потребуется получить разрешение владельца на рыбалку.

Федеральный закон №73 читайте

Рыболовы-любители могут использовать такие инструменты как:

  • Спиннинги;
  • Фидеры;
  • Поплавочные удочки;
  • Крючки и жерлицы;
  • Донные удочки.

Количество инструментов — не более 5 одновременно на одного человека. Другие снасти разрешены в том случае, если количество закрепленных на них крючков — не более 10 шт.

Законом строго запрещены следующие виды инструментов:

  • Электрошокеры;
  • Электроудочки;
  • Пневматическое оружие;
  • Огнестрельное оружие;
  • Токсичные смеси;
  • Взрывчатки.

На лодке (на веслах или моторной) не везде разрешается рыбалка. Каждый регион Российской Федерации относительно этого правила может выдвигать свои условия.

В некоторых регионах РФ (Дальний Восток, Сибирь) допускается использование сетей. Но для этого потребуется получить разрешение в Федеральном агентстве по рыболовству. После получения разрешения на каждую сеть наносится специальная маркировка с информацией о владельце.

Ловить рыбу можно в течение всего года. Исключением является нерест. У каждого вида рыбы разный период нереста. Влияющие на этот феномен факторы: погода и другие условия. Точные данные о запрете рыбалки уточняются и устанавливаются региональными властями.

Когда можно ловить рыбу на спиннинг?

На спиннинг, как и на обычную удочку с поплавком, запрет наступает тогда, когда и нерест у конкретного вида рыбы. В разных регионах РФ весной нерест наступает в разное время года. Поэтому если отправиться на рыбалку весной, то желательно заранее уточнить временные рамки.

Ловить рыбу запрещено даже с берега именно потому, что щука очень близко подходит к нему, начинает активно теряться и питаться всем подряд.

Меры наказания

Рыбалка во время нереста строго запрещена. Если это правило будет нарушено, штраф может составить до 300 тысяч рублей. Если манипуляции рыбака нанесли серьезный ущерб водоему и водным биоресурсам, предусматривается уголовная ответственность.

Сотрудники Федерального агентства вправе проверить не только документы рыболовов, но и досматривать личные вещи граждан, транспортные средства. В случае нарушения добыча и инструменты ловли рыбы изымаются, при этом дополнительно выписывается штраф

Скачать текст закона о рыболовстве

Закон о рыболовстве распространяется на внутренние водоемы Российской Федерации, включая внутренние морские воды. Чтобы проанализировать закон № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» более детально, скачать его можно по .

Порядок получения РАЗРЕШЕНИЯ НА ДОБЫЧУ (вылов) Водных Биоресурсов (ВБР)

Заявление подается в Московско-Окское территориальное управление Росрыболовства в письменной форме непосредственно российским или иностранным пользователем либо посредством почтового отправления.

К заявлению прилагаются копии следующих документов:

1. заверенная в установленном порядке копия договора пользования рыбопромысловым участком (при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов российским пользователем с предоставлением ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации рыбопромыслового участка);

2. заверенная в установленном порядке копия договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается

3. заверенные в установленном порядке копии документов подтверждающие выделения квоты на добычу (вылов) ВБР в отношении которых общий допустимый улов устанавливается

4. при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов с использованием судов - документы, подтверждающие:

2. заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих государственную регистрацию заявителя в качестве юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя ;

3. заверенную в установленном порядке копию документа о постановке на учет в налоговом органе;

4. документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку;

4. заверенную в установленном порядке копию документа об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в соответствующие бюджеты или государственные внебюджетные фонды за последний отчетный период, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов заявителя (по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период).

На бланке организации заявителя (шапка организации)

Заявление форма з-1 (эту строку писать НЕ НАДО)

В Московско-Окское территориальное

управление по рыболовству

Федерального агентства по рыболовству

Заявление на получение разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов

1. Основание для выдачи разрешения: распоряжение или договор о выделении квот добычи от ЧИСЛА ГОДА , Договор пользования рыбопромысловым участком от ЧИСЛА ГОДА .

2. Сведения о пользователе (наименование, место нахождения, ИНН, КПП, ОГРН, ОКАТО – для юридического лица; Ф. И.О., домашний адрес, паспортные данные – для ИП):

Контактные телефон, e- mail:

3. Вид рыболовства:

4. Условия добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее-водные биоресурсы):

Район добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) рыбопромысловый участок (порядковый номер, наименование участка и (или) границы акватории)

Виды водных биоресурсов

Квоты (объемы)

добычи (вылова)

водных биоресурсов, тонн

Орудия, способы

добычи (вылова)

водных биоресурсов

Сроки добычи (вылов: водных биоресурсов)

река Днепр в пределах Смоленского, Драгобужского, Ярцевского, районов Смоленской области

Ставные сети: шаг ячеи (25,30,35,40,45,50,60,80,90 мм) – 10 шт, длиной 50-100 м.

5. Ф. И.О. капитана судна (заполняется в случае выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов с использованием судна):

6. Сведения о судне (заполняется в случае выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов с использованием судна):

Тип судна

Название судна

Бортовой номер судна

Позывной сигнал судна

Порт приписки

Наименование и место нахождения собственника судна

7. Ф. И.О., должность лица, ответственного за добычу (вылов) водных биоресурсов (заполняется в случае выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов без использования судна с приложением приказа о назначении ответственного):

8. Ф. И.О. должность лица, ответственного за организацию любительского и спортивного рыболовства (с приложением приказа о назначении ответственного):

Подпись и печать заявителя

На основании:

Федерального закона -ФЗ

«О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»;

Постановление Правительства

от 01.01.01 г. N 1078

«О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

РЫБОПРОМЫСЛОВОГО УЧАСТКА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО

И СПОРТИВНОГО РЫБОЛОВСТВА И ЗАКЛЮЧЕНИИ ТАКОГО ДОГОВОРА»

Постановление Правительства

от 01.01.01 г. N 136

«О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО УЧАСТКА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ТОВАРНОГО РЫБОВОДСТВА И ЗАКЛЮЧЕНИИ ТАКОГО ДОГОВОРА»

Постановление Правительства

от 01.01.01 г. N 643

«О ПОДГОТОВКЕ И ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА

ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ, КОТОРЫЕ

ОТНЕСЕНЫ К ОБЪЕКТАМ РЫБОЛОВСТВА И ОБЩИЙ ДОПУСТИМЫЙ

УЛОВ КОТОРЫХ НЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ»;

Постановление Правительства

от 01.01.01 г. N 775

«ОБ ОФОРМЛЕНИИ, ВЫДАЧЕ, РЕГИСТРАЦИИ,

ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ И АННУЛИРОВАНИИ РАЗРЕШЕНИЙ

НА ДОБЫЧУ (ВЫЛОВ) ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, А ТАКЖЕ

О ВНЕСЕНИИ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ»;

Приказ Федерального агентства по рыболовству

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ

БЛАНКОВ РАЗРЕШЕНИЙ НА ДОБЫЧУ (ВЫЛОВ) ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ

РЕСУРСОВ, ЗАЯВЛЕНИЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЙ НА ДОБЫЧУ

(ВЫЛОВ) ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ЗАЯВЛЕНИЯ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗРЕШЕНИЕ НА ДОБЫЧУ (ВЫЛОВ)

ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И КНИГИ РЕГИСТРАЦИИ

РАЗРЕШЕНИЙ НА ДОБЫЧУ (ВЫЛОВ) ВОДНЫХ

БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным — двести пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 256 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения, содержанием которых являются охрана, рациональное использование и воспроизводство биологических ресурсов. Эти отношения регулируются многими нормативными актами, в числе которых следует, в частности, назвать Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в ред. от 06.12.2011) , Закон о животном мире, Закон об охране окружающей среды. Пленум ВС РФ в Постановлении от 23.11.2010 N 26 обратил внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, следует учитывать законодательство РФ и положения действующих для Российской Федерации международных договоров. Если международные договоры РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270; 2006. N 1. Ст. 10; N 23. Ст. 2380; 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 23; N 17. Ст. 1933; N 50. Ст. 6246; 2008. N 49. Ст. 5748; 2011. N 1. Ст. 32; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728, 6732; N 50. Ст. 7343, 7351.

2. Предмет преступления — водные биологические ресурсы, т.е. рыба, морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины, киты и др.), иные водные животные, а также морские промысловые растения, находящиеся в состоянии естественной свободы и не извлеченные (иным образом не обособленные) трудом человека от естественной природной среды. Если лица виновны в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо в завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, то они отвечают за хищение чужого имущества, а не по комментируемой статье. К иным водным животным относятся, в частности, ракообразные (раки, крабы, креветки, омары и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы.

Предмет посягательства по ч. 2 комментируемой статьи — котики, морские бобры (иное название — каланы, морские выдры, камчатские бобры) или иные морские млекопитающие, указанные выше.

Не относятся к водным животным водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери: ондатра, выдра, речной бобр, нутрия и др. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота по ст. 258 УК.

К промысловым морским растениям относится, например, ламинария (морская капуста), которая используется для питания, выработки удобрений, изготовления медицинских и косметических препаратов.

3. Объективную сторону преступления образует незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, т.е. изъятие их из среды обитания (ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») при наличии хотя бы одного из признаков состава, указанных в п. п. «а» — «г» ч. 1 комментируемой статьи.

Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). Таким образом, добыча (вылов) водных биологических ресурсов будет незаконной, если она производится без разрешения (лицензии, договора); в том числе и с просроченным разрешением; недозволенными орудиями, приемами и способами, в запрещенное время, в запрещенном месте; в отношении животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, или с нарушением иных условий, обозначенных в разрешении.

При решении вопроса о наличии крупного ущерба (п. «а» ч. 1 комментируемой статьи) в результате незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов следует учитывать: количество добытого, поврежденного или уничтоженного; его стоимость по специальным таксам, распространенность животных; их отнесение к редким и исчезающим видам; экологическую ценность; значимость для конкретного места обитания, размер вреда, нанесенного животному или растительному миру (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). К добыче (вылову) с причинением такого вреда относятся, например, добыча, сопряженная с уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков, отловом или уничтожением водных животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).

Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам, независимо от возраста и веса водных обитателей. Действующие таксы были утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» (в ред. от 10.03.2009) .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 604; 2000. N 40. Ст. 3972; 2009. N 12. Ст. 1429.

Правительство РФ приняло Постановление от 18.08.2008 N 625 «Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным» . Как следует из содержания ст. 1 этого Постановления, порядок определения крупного ущерба осуществляется в целях реализации Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», регулирующего не только промышленную добычу (лов) водных биоресурсов, но и спортивную и любительскую.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 34. Ст. 3934.

Вместе с тем ст. 1 названного Постановления Правительства РФ гласит, что размер ущерба, который следует считать крупным, определяется в тоннах, а для морских млекопитающих — в единицах голов как разница между объемом фактически добытых (выловленных) биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении, выданном предпринимателю или юридическому лицу. То есть Постановление определяет порядок определения крупного ущерба, указанный в нем, не ко всем лицам, а только к тем, которые занимаются промышленным или иными видами лова, не относящимися к любительскому или спортивному. Налицо определенное противоречие.

В литературе высказано предложение о необходимости законодательного установления конкретных пределов крупного ущерба в стоимостном исчислении, которое необходимо ввиду отсутствия четких критериев его определения и периодического пересмотра такс для исчисления размера взыскания за ущерб, которое следует поддержать с оговоркой, что таксы будут учитывать экологическую составляющую вреда.
———————————
Российская юстиция. 2003. N 12. С. 46. Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы: Материалы IV Международной конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2005. С. 348, 422, 511 (авторы — Ю.А. Ляшева, Ю.В. Надточий, Н.Л. Романова).

Незаконная добыча (вылов) рыбы, водных животных, промысловых морских растений, причинившая крупный ущерб, имеет материальный состав и считается оконченным преступлением лишь при наличии реального ущерба. При этом обязательному установлению подлежит причинная связь между крупным ущербом и незаконной добычей, в том числе должны быть учтены естественно-природные факторы, которые могли повлиять на наступление последствий.

Незаконная добыча (вылов) с применением указанных в диспозиции ч. 1 ст. 256 УК самоходных транспортных плавающих средств (катеров, моторных лодок, яхт и др. исключительно для лова рыбы и добычи зверя, а не для транспортировки добытого, доставки браконьеров к месту незаконного лова); взрывчатых и химических веществ; электротока и иных способов массового истребления водных животных и растений (гон рыбы, использование сетей при любительской ловле, заграждение протоков и др.) характеризуется повышенной опасностью для сохранности водных ресурсов, воспроизводства живых организмов (п. «б» ч. 1 комментируемой статьи).

Места нереста, миграционные пути к ним (п. «в» ч. 1 комментируемой статьи). Лов вне сроков нереста или орудиями, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку — см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26), особо охраняемые природные территории (см. коммент. к ст. 262) либо зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации, указанные в п. «г» ч. 1 комментируемой статьи (см. коммент. к ст. ст. 247, 250), характеризуют место совершения преступления. Названные места устанавливаются в нормативных актах, в том числе в Правилах рыболовства, действующих на территории соответствующих региональных бассейновых управлений. Все они располагаются в пределах территориального моря России: внутренних морях, реках, озерах, прудах, водохранилищах и их придаточных водах (см. коммент. к ст. ст. 250, 252). Добыча (вылов) рыбы, водных животных и промысловых морских растений, осуществляемая в открытом море, регулируется нормами международного права. За ведение незаконного водного добывающего промысла в исключительной экономической зоне РФ ответственность предусмотрена ст. 253 УК.

Преступления, предусмотренные п. п. «б» — «г» ч. 1 комментируемой статьи, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента начала незаконной добычи (лова) независимо от того, были ли фактически добыты рыба, иные водные животные или растения.
———————————
В связи с этим представляется неточным употребление в законодательстве слова «вылов», так как оно характеризует момент окончания, результат добычи (лова), а не его процесс.

Местами совершения преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются открытое море (см. коммент. к ст. 252), а также запретные зоны.

Запретные зоны — это специальные заповедники, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, морских бобров или иных млекопитающих, в том числе так называемые «лежбища», где морские звери отдыхают, размножаются, линяют. Такие зоны определяются Правительством РФ и международными соглашениями.

В тех случаях, когда морские млекопитающие незаконно добываются вне пределов территории РФ в открытом море, применяется ч. 2 комментируемой статьи. Если эти животные незаконно добываются в территориальных водах РФ или на сухопутной территории в запретных зонах, то имеет место конкуренция ч. 1 комментируемой статьи и ч. 2 этой статьи, поскольку действие ч. 2 распространяется на эти зоны, а действие ч. 1 не распространяется. Если же морские млекопитающие незаконно добываются на территории РФ в местах, не относящихся к запретным зонам (например, морские звери обустраивают себе сейчас лежбища на бетонных молах морской бухты г. Владивостока), то применению подлежит общая норма, предусмотренная ч. 1 комментируемой статьи.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (при причинении крупного ущерба также предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасного последствия в виде крупного ущерба) и желает так действовать (при причинении крупного ущерба желает наступления этого последствия). Мнение о возможности совершения незаконной добычи (вылова) в некоторых случаях по неосторожности (например, в запрещенных местах), на наш взгляд, не вытекает из законодательной формулировки состава преступления.

Мотив совершения преступлении (преобладает корыстный) не относится к признакам состава и лежит за его пределами.

6. Квалифицирующими признаками состава является совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, лицом с использованием своего служебного положения (например, работниками органов рыбоохраны, органов власти) либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. их понятие в коммент. к ст. 35). При этом лица, использующие свое служебное положение для незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, несут ответственность только по ч. 3 данной статьи.

7. Рассматриваемое преступление следует отграничивать от административного правонарушения (ч. 2 ст. 8.17, ч. 2 ст. 8.37 КоАП) с учетом признаков преступления, указанного в комментируемой статье. При их отсутствии содеянное образует состав административного проступка.

Законодательство Российской Федерации

Сборник основных федеральных законов РФ

Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 06.03.2019)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Принят Государственной Думой 26 ноября 2004 года
Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Права на водные биоресурсы

Глава 3. Рыболовство

Глава 3.1. Решения органов государственной власти и договоры, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов

Глава 4. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов

Глава 5. Управление в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Глава 5.1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Глава 6. Сохранение водных биоресурсов и среды обитания водных биоресурсов

Глава 7. Разрешение споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и ответственность за совершение правонарушений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Глава 8. Заключительные положения и переходные положения в отношении заключения договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в 2018 году и в отношении порядка действия договоров о предоставлении рыбопромыслового участка

Федеральный закон РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» N 166-ФЗ (действующая редакция 2019)

Российское законодательство 2019
Сборник федеральных законов РФ (ФЗ РФ)
Последнее обновление: 28.03.2019

1. Рассматриваемое деяние относится к наиболее распространенным экологическим преступлениям. Его общественная опасность заключается в том, что оно нарушает оптимальное состояние водных биоресурсов, их экологическое равновесие, условия сохранения и выживания популяции водных животных и растений, в целом экологический правопорядок.

2. Объект преступления - общественные отношения по рациональному использованию и охране водных биологических ресурсов. Нет никаких оснований сводить объект уголовно-правовой охраны лишь к отношениям по сохранности морских природных ресурсов.

Предмет преступления охарактеризован в комментируемой статье в общем виде - "водные биологические ресурсы". Согласно Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Водными животными являются морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, сивучи, морские львы, дельфины и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды, офиуры, голотурии и др.), кишечнополостные водные организмы. Промысловые морские растения - водные растения, способные к автотрофному питанию, т.е. к синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических, являющиеся промысловыми в определенном месте и в определенный период времени, что устанавливается национальным законодательством или международно-правовыми актами либо имеющие специальный правовой статус. К ним, например, относится так называемая морская капуста (ламинария).

3. Водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери (выдра, ондатра, речной бобр, нутрия, выхухоль, белые медведи и др.) не относятся к предмету рассматриваемого преступления. В случае их незаконной добычи действия виновного надлежит квалифицировать по ст. 258 УК как незаконная охота.

4. Предметом преступления, предусмотренного ст. 256, могут признаваться только водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии, т.е. не являющиеся объектом вещных прав юридического или физического лица, не признаваемые товаром. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 N 14 указано (п. 18): "Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой, водными животными, отловленными этими организациями... подлежат квалификации как хищение чужого имущества".


5. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в незаконной добыче (вылове) указанных в ст. 256 водных биологических ресурсов. Добыча (вылов) означает изъятие указанных биоресурсов из среды их обитания. Незаконной следует считать добычу, производимую с нарушением правил, установленных нормативными правовыми актами: в запрещенное время и в запрещенных местах, недозволенными орудиями, средствами и способами. В связи с бланкетным характером рассматриваемой нормы для установления характера нарушенного правила необходимо обращаться к законодательным нормам, закрепляющим указанные правила.

6. Преступления, предусмотренные ст. 256, имеют материальный (п. "а" ч. 1) и формальный (п. п. "б", "в", "г" ч. 1) состав. В первом случае преступление окончено с момента указанного последствия - крупного ущерба, в остальных - с момента начала добычи независимо от того, были ли фактически добыты водные биологические ресурсы. Для признания наличия состава преступления достаточно, чтобы деяние было незаконным и содержало хотя бы один из признаков, указанных в комментируемой норме.

7. Последствия в виде крупного ущерба оцениваются исходя из стоимости, распространенности, экологической ценности, количества добытого, поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам. В денежном выражении это характеризуется установленной таксовой стоимостью добытого водного животного или растения (см. Постановление Правительства РФ от 25.05.94 N 515 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов").

8. Добычу следует признавать произведенной без соответствующего разрешения либо с просроченным разрешением (лицензией), не тем лицом, которому оно выдано, водных животных, запрещенных к вылову либо сверх установленного количества, указанного в лицензии или в договоре на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка для добывания промысловых морских растений, и др.

Запретное время означает, что добыча водных биологических ресурсов производится в сроки, когда это вообще запрещено или имеется запрет для добычи определенных видов и в конкретных водных объектах.

К недозволенным местам относятся: а) места нереста и миграционные пути к ним; б) особо охраняемые природные территории; в) зона экологического бедствия; д) зона чрезвычайной экологической ситуации.

Места нереста - это водоемы или части водного объекта, где рыба мечет икру и вылупляется потомство; миграционные пути - водные объекты, по которым рыба идет к местам нереста, скапливаясь в больших количествах (рунный ход).

Под применением самоходного транспортного плавающего средства (катера, моторной лодки и т.п., кроме весельной лодки) понимается его использование как орудия в процессе добычи водных животных и промысловых морских растений. Применение транспортного средства в иных целях (например, для доставки рыболовов к месту браконьерства, транспортировки незаконно добытого и др.) не может признаваться признаком состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 1 ст. 256.

К незаконным относятся способы, которые ведут к массовому истреблению водных животных и растений в результате применения при добыче взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового уничтожения.

9. С субъективной стороны преступление может быть совершено с прямым умыслом.

10. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. По части 2 ст. 256 уголовная ответственность наступает за незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.

Открытым признается море за пределами 12-мильной морской полосы от побережья в районах зверобойного промысла России и в районах действия Временной конвенции о сохранении котиков северной части Тихого океана (Вашингтон, 1957 г.). Запретные зоны - это прибрежные зоны, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, бобров или иных морских млекопитающих, в том числе и их лежбища.

12. Деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 ст. 256, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, образуют особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 3).

В случае совершения этого деяния лицом с использованием своего служебного положения содеянное следует квалифицировать только по ст. 256 без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации.

О понятиях "группой лиц по предварительному сговору", "организованной группой лиц" см. комментарий к ст. 35.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!