Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Скрываемая правда о нацистском чудовище, убивавшем союзников: «Танк Тигр — это потеря времени. Слабые места танков второй мировой войны Столкновение в реальности


В этой схватке, казалось бы, победитель предопределен. 45-тонный немецкий средний танк, вооруженный отличным орудием, способным с нескольких километров пробить броню большинства средних и тяжелых танков союзников, оснащенный отличными приборами наблюдения и прицелами, намного превосходил легкий советский танк Т-70.

Вес последнего – 9,8 тонны, два человека в экипаже, номинальная броня и 45-мм танковая пушка образца 1932/38 гг., а еще скорострельность всего 3-5 выстр./мин. (командиру приходилось быть и заряжающим, и наводчиком).



Это случилось 26 марта 1944 года, тогда танк Т-70 младшего лейтенанта Григория Пегова вел разведку, во время которой обнаружил танковую колонну противника. Она намеревалась нанести контрудар по наступающим частям Красной Армии. Этого допустить было нельзя.

Пегов замаскировал свой танк и приготовился к бою, который должен был стать для него последним – во главе колонны шли грозные немецкие кошки – "Пантеры".



Подпустив их на 150 метров, Пегов открыл огонь. Первыми несколькими выстрелами был пробит борт "Пантеры," и она загорелась, второму танку Пегов перебил гусеницу, после чего экипаж поврежденной машины ретировался. Решив, что наткнулись на мощную противотанковую оборону, немцы поспешили отступить. "Золотую Звезду" Григорий Пегов получил, но только 24 марта 1975 года.

Т-34-76 против 12 "Тигров"



Т-34-76 – средний советский танк, который с появлением "Тигров" и "Пантер" больше не мог успешно бороться с танками вермахта. Его 76-мм пушка не пробивала в лоб новейшие танки, а "Тигр" могла взять только в борт с дистанции менее 100 метров. Броня в 45 мм больше не спасала от огня немецких орудий, оптика была не лучшего качества, да и расположена неудобно.


"Тигр" имел неприступную лобовую броню, отличную оптику и мощное 88-мм орудие, которое поражало Т-34 с нескольких километров - снаряды срывали башни с тридцатьчетверок при попадании. И все же, когда 25 января 1944 года при прорыве Корсунь-Шевченковского "мешка" 12 танков "Тигр" вышли на командный пункт 49-й танковой бригады под началом Александра Бурды, создав угрозу уничтожения штаба, комбриг, у которого на тот момент имелся всего один Т-34-76, принял решение вступить в бой. Бурда в одиночку атаковал 12 тяжелых танков противника и сжег два из них.

За это время штаб бригады успел выйти из-под огня, и ценные документы были спасены, но в тридцатьчетверку Бурды попало сразу несколько болванок. Комбриг был смертельно ранен осколками от отколовшейся брони. 24 апреля 1944 года гвардии подполковнику Александру Федоровичу Бурде было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, всего на счету советского танкиста-аса было 30 подбитых танков противника.

Т-34-85 против "Королевского тигра"

"Тигр II" или "Королевский тигр" – самый защищенный серийный тяжелый танк гитлеровской Германии. Его наклонная лобовая 150-мм броня была неуязвима для большинства танковых и противотанковых пушек союзников. Снаряд 88-мм пушки "Королевского тигра" мог пробить 80-мм вертикальную бронеплиту с дистанции 4 км, а великолепная оптика позволяла стрелять на такое расстояние. С дистанции в километр снаряд пробивал 240-мм броню.

Т-34-85 мог похвастаться только хорошей подвижностью и маневренностью, а также 85-мм орудием, установленным в новой просторной башне с 90-мм лобовой броней. Толщина лобовой детали корпуса осталась неизменной – 45 мм.



Август 1944 года, Сандомирский плацдарм, наступление 501-го тяжелого танкового батальона вермахта.

Разведка Красной Армии сработала оперативно, и визит немецких тяжеловесов ждали замаскированные в копнах сена Т-34-85. Командир одного из них, Александр Оськин, не знал, что новые танки противника практически неуязвимы.

Утром 11 "Королевских тигров" пошли в атаку. Выстрел Т-34-85 пробил борт одного из тяжелых танков, и над ним тут же взметнулось пламя, затем от меткого огня танка Оськина загорелся второй, третий успел повернуть башню в сторону советского танка, но тридцатьчетверка оказалась быстрее, и над "Королевским тигром" снова взметнулось пламя.



Позже в одном из боев, в котором участвовал экипаж Оськина, три "Королевских тигра" были захвачены полностью исправными. 23 сентября 1944 года Александру Оськину присвоено звание Героя Советского Союза.

С топором против Pz.38(t)


Красноармеец Иван Середа совершил, казалось бы, невозможное. Вооруженный топором, он вступил в бой с немецким танком (чешского производства) Pz.38(t), вышел из него победителем и взял в плен экипаж немецкой машины.

Все началось с того, что в августе 1941 года в районе Даугавпилса немцы на трофейном Pz.38(t) заметили дымок советской походной кухни. Нисколько не сомневаясь в своем превосходстве, они решили атаковать. Возле кухни находился только один боец – красноармеец Иван Середа, который готовил обед.

Увидев немецкий танк, вместо того чтобы бежать, солдат подхватил топор, которым колол дрова, и ринулся в атаку на танк. Экипаж Pz.38(t) немедленно захлопнул все люки и поспешил укрыться за броней, открыл огонь из пулемета.



Середу это нисколько не смутило, он забрался на танк и загнул ударами топора ствол пулемета, закрыл смотровые щели куском брезента. Затем начал стучать обухом топора по броне, при этом отдавая приказы несуществующим красноармейцам. Спустя некоторое время полностью деморализованный немецкий экипаж сдался.

В итоге, когда подошли однополчане Середы, они увидели не только обед, но и трофейный танк, а также связанный экипаж рядом. Ивану Середе звание Героя Советского Союза было присвоено 31 августа 1941 года.

По британским отчетам об испытаниях трофейных танков
и немецких донесениях
с Африканского и Европейского театров военных действий
согласно "Армейской серии "Tornado"

По своей возможности преодолевать препятствия и двигаться по пересеченной местности "Тигры" и "Королевские Тигры" превосходили большинство немецких и союзнических танков. Первоначально ходовая часть "Тигров" отличалась ненадежностью, танки часто выходили из строя. Можно выделить три основные причины: недостаточная герметичность уплотнителей, перегрузка двигателя (рассчитанного для 30-тонного танка) и его недоведенность. Однако в конструкцию двигателя внесли необходимые изменения, а механики-водители получили инструктаж по правильной эксплуатации двигателя. Поэтому уровень потерь танков "Тигр" по механическим причинам не превышал уровень потерь танков Pz.Kpfw.IV и "Пантер".

Ходовые характеристики "Тигров" представлены в таблице.

"Королевский Тигр"

Макс, скорость

Средняя скорость

по шоссе
на местности

Запас хода

по шоссе
по местности
Радиус разворота

Преодолеваемый

брод
порог
склон
Клиренс
Удельное давление

0.74 кг/см 2

0.78 кг/см 2

Удельная мощность

Максимальная скорость танков уменьшилась соответственно до 37,8 км/ч и 34,6 км/ч после того как в ноябре 1944 года на двигатель HL 230 поставит ограничитель оборотов.

Живучесть

Танки "Тигр" и "Королевский Тигр" имели не только мощную пушку, но и прочную броню. Броня танка "Тигр" выдерживала попадание бронебойных снарядов подавляющего большинства союзнических танковых и противотанковых пушек, включая американскую 75-мм и советскую 76,2-мм пушку. В таблице представлены сравнительные данные танков и танковых пушек союзников, суммированные 5 октября 1944 года в рапорте WaPruef 1. Результаты приведены относительно угла атаки 30 градусов. Приведенные цифры не следует считать абсолютными, это просто ориентировочные данные, позволяющие примерно сопоставить боевые возможности машин. В реальной боевой обстановке бронепробивающая способность могла колебаться в самых широких пределах.

Расстояние, с которого танки союзников пробивались "Тигром"

Кромвель

маска пушки
башня
корпус
башня
корпус
башня
корпус

Расстояние, с которого танки союзников пробивались "Королевским Тигром"

маска пушки
башня
корпус
башня
корпус
башня
корпус

Лобовую броню башни и корпуса танка "Королевский Тигр" теоретически могла пробить английская 17-фунтовая пушка с помощью специального подкалиберного боеприпаса с вольфрамовым сердечником и отделяемым поддоном (APDS). Эти боеприпасы отличались высоким рассеянием, не имели разрывного заряда и были склонны к рикошету при заметных углах атаки. Пока не найдено ни одной фотографии (или какого-либо другого документального доказательства), где бы можно увидеть пробоину лобовой брони "Королевского Тигра", полученную в бою. Дистанции, приведенные в таблицах, рассчитаны по результатам испытаний английских и советских пушек и немецкой брони. Чтобы лучше оценить боевые качества "Тигра", имеет смысл сравнить немецкие данные с данными, полученными западными союзниками.

Расстояние, с которого танк "Тигр" пробивался пушками союзников

57-мм брит.

76-мм брит.

маска пушки
башня
корпус
башня
корпус
башня
корпус

Расстояние, с которого танк "Королевский Тигр" пробивался пушками союзников

57-мм брит.

76-мм брит.

маска пушки
башня
корпус
башня
корпус
башня
корпус

Из Приложении В "Особого донесения о немецком танке PzKpfw VI "Tiger":

19 мая 1943 года были проведены стрельбы, имевшую целью выяснить способность английской 75-мм пушки (боеприпас АРСВС), 6-фунтовой пушки (бронебойный боеприпас) и 2-фунтовой пушки пробить броню "Тигра" с дистанции 100 метров. Испытания проходили рядом с шоссе Беджа-Сиди-Нсир. Корпус танка на протяжении стрельб оставался на одном и том же месте, а выбор огневой позиции ограничивался минными полями, уложенными в этом районе.

75-мм пушка МЗ (бронебойный боеприпас с баллистическим наконечником М61 - A PC ВС)

Пушка совершенно новая, произведшая только 5 выстрелов. Скорость снаряда у цели составляла порядка 600 м/с (Примечание: здесь и далее во всех английских и американских рапортах скорость снарядов выражалась в футах в секунду, а линейные размеры - в дюймах или футах.) Снаряд попал в нижнюю часть борта танка под углом 30 градусов. Броня была пробита насквозь, отмечены сколы на внутренней поверхности брони. Снаряд, попавший в верхнюю часть борта танка (толщина брони 82 мм) под углом 30 градусов, не смог пробить броню. На месте удара образовалась вмятина, на внутренней поверхности брони заметна небольшая деформация в месте попадания. Угол стрельбы постепенно уменьшали, и когда угол составил 16,5 градусов, удалось пробить броню. Один выстрел, произведенный под углом 18,5 градусов, не смог пробить броню. Таким образом, величина W/R (Параметр W/R определяет скорость, при которой половина снарядов сможет пробить броню. Буква W означает, что не менее 20% массы снаряда окажется внутри боевого отделения, или что диаметр отверстия будет больше диаметра снаряда. Буква R означает, что снаряд застрял в бронеплите.) при угле атаки 17,5 градусов составила 600 м/с. Входное отверстие неправильной формы с зазубренными краями. На внутренней поверхности брони вокруг пробоины образовались сколы размером 27 на 15 см.

6-фунтовая пушка Mk III танка Churchill, бронебойный боеприпас

Канал ствола заметно изношен, поэтому точно определить скорость снаряда не представлялось возможным. Вероятно, начальная скорость снаряда составляла 750-780 м/с, а скорость у цели 720-750 м/с. Результат попадания 6-фунтового снаряда в бортовую броню толщиной 82 мм под углом 30 градусов был тем же, что и для 75-мм снаряда. Снаряд раскололся, на поверхности брони образовались зазубрины. Затем угол атаки уменьшали до 20, 15 и 5 градусов, но результат оставался прежним - снаряд раскалывался и не пробивал броню. Из-за наклонного положения танка уменьшить угол атаки до 0 градусов не удалось.

2-фунтовая пушка Mk X танка Churchill, подкалиберный боеприпас

Канал ствола этой пушки также был изношен. Начальная скорость снаряда предположительно составляла 795-825 м/с, а скорость снаряда у цели составляла 760-790 м/с. Угол атаки снаряда относительно брони (толщина 62 мм) составил 5 градусов из-за наклонного положения танка. Первый снаряд пробил три опорных катка, прежде чем ударился о борт танка, оставив лишь небольшую вмятину. Второй снаряд прошел мимо катков и застрял в борту. На внутренней поверхности брони образовались сколы.

Наблюдения: Хотя испытываемый танк выгорел, на прочности брони это не отразилось. Так, 2-фунтовый бронебойный боеприпас не смог пробить бронеплиту толщиной 62 мм. Раскалывание 6-фунтовых снарядов при ударе о 82-мм броню свидетельствует о том, что на танке использовалась гетерогенная броня. Прочность немецкой брони заметно выше прочности английской брони. Показатель W/R для 82-мм брони составляет 600 м/с (75-мм пушка М61, угол атаки 17,5 градусов). Аналогичной характеристикой обладает английская броня толщиной не менее 92 мм. 2-фунтовый снаряд не смог пробить насквозь бронеплиту толщиной 62 мм. Аналогичной характеристикой обладает английская броня толщиной не менее 82 мм.

Из донесения M.6816A.4№1 от 30 октября 1943

Стрельбы проводили с использованием новых противотанковых пушек: 6-фунтовой Mk II и 17-фунтовой Мк I. 6-фунтовая пушка к началу испытаний произвела 26 выстрелов, 17-фунтовая пушка произвела еще меньше выстрелов. Пушка танка "Sherman" произвела до испытаний менее 10 выстрелов. Испытания проводили в Бон-Фича, Тунис с 30 июля по 13 августа 1943 года . В качестве цели использовали танк PzKpfw VI "Tiger" без башни. Этот танк удалось захватить во время ремонта, он был оснащен узкими гусеницами и транспортными опорными катками. Танк не горел. Все боевые повреждения находились на левом борту.

6-фунтовые бронебойные и бронебойные с твердой головкой снаряды, а также 17-фунтовые бронебойные снаряды раскалывались при углах атаки более 25 градусов. Эти результаты обескуражили англичан, поскольку они ожидали, что 6-фунтовые бронебойные снаряды с твердой головкой будут пробивать 82-мм броню при углах атаки до 30 градусов. Все бронеплиты за исключением брони левого борта, получившей боевые повреждения, по своим характеристикам слегка превосходили английскую броню I.T.80D при перпендикулярных углах атаки и значительно превосходили английскую броню при острых углах атаки.

Известно немало случаев, когда теория расходилась с практикой. Теоретическое сравнение разных боевых машин приводило к определенным результатам, а их столкновение на практике завершалось совсем не так, как ожидалось ранее. К примеру, в годы Великой Отечественной войны наиболее массовый и совершенный советский тяжелый танк ИС-2, имея значительные преимущества перед немецким Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 Tiger, порой не мог завершить бой в свою пользу. Попробуем рассмотреть эту технику и определить причины, по которым наши не всегда могли реализовать преимущества своих танков.

Техника и ее характеристики

Самый массовый советский тяжелый танк времен Великой Отечественной войны пошел в серию в конце 1943 года. Производство машин типа ИС-2 продолжалось до июня 1945-го. Примерно за полтора года промышленность передала Красной Армии 3385 танков. По понятным причинам, некоторая часть танков последних серий уже не успела попасть на фронт. За время эксплуатации части, имевшие на вооружение ИС-2, потеряли значительное количество такой техники. Впрочем, серийное производство покрывало все потери и позволяло продолжать бои. Мало того, имеющийся парк техники оставался на вооружении долгие годы после окончания войны; существенное количество танков было передано третьим странам.

Советский тяжелый танк ИС-2 первой версии. От более поздних машин он отличается характерной лобовой частью корпуса

ИС-2 имел самую мощную защиту среди всех советских танков военного времени. Изначально такие танки имели лобовой агрегат из листов толщиной 60, 100 и 120 мм, установленных под углами. В 1944 году появился новый вариант лба с верхней лобовой деталью толщиной 120 мм и нижней 100-мм. Борта имели толщину 90 мм, корма – 60 мм. Башня получила круговую защиту в виде 100-мм брони. На лбу также имелась маска равной толщины. Следует отметить, что на некоторых серийных танках вместо катаных деталей использовались литые, отличавшиеся меньшей стойкостью к обстрелу.

Танк комплектовался 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2ИС мощностью 520 л.с., что при боевой массе 46 т давало удельную мощность чуть более 11 л.с. на тонну. На шоссе машина разгонялась до 35-37 км/ч, на пересеченной местности – до 15 км/ч. Обеспечивалось преодоление разнообразных препятствий.

С учетом опыта предыдущих сражений танк ИС-2 оснастили 122-мм нарезной пушкой Д-25Т, которая, как ожидалось, могла эффективно уничтожать любую бронетехнику немецкой армии. Д-25Т представляла собой переработанный вариант орудия А-19 с некоторыми новыми элементами. Пушки первых серий имели поршневой затвор, но в начале 1944 года его заменили полуавтоматическим клиновым. Для сокращения импульса отдачи имелся дульный тормоз. Орудие использовало выстрелы раздельного заряжания. Была обеспечена круговая наводка по горизонтали поворотом башни с возможностью точного наведения при помощи отдельных механизмов на установке.


Схема бронирования танка ИС-2. Вверху справа показан корпус танка первой версии, внизу - более поздней, с переработанным лбом

При использовании остроголового калиберного бронебойного снаряда типа БР-471 пушка Д-25Т на дистанции 500 м при угле встречи 90° могла пробить 155 мм гомогенной брони. На расстоянии 1 км бронепробиваемость уменьшалась до 143 мм. На вдвое большей дистанции – до 116 мм. Таким образом, пушка танка ИС-2 в теории представляла большую опасность почти для всей немецкой бронетехники. В одних случаях должно было происходить пробитие с известными последствиями, в иных – фатальное повреждение внешних агрегатов.

В боекомплект танка входило 28 выстрелов раздельного заряжания. Каждый снаряд БР-471 весил 25 кг, гильза типа Ж-471 с переменным зарядом – от 13,7 до 15,3 кг, в зависимости от использованного материала. Необходимости работы с крупными и тяжелыми элементами выстрела привела к сокращению скорострельности до 3 выстрелов в минуту.

Для управления орудием наводчик ИС-2 использовал телескопический прицел ТШ-17 и перископический ПТ4-17. С определенного времени серийные танки лишились перископического прицела, вместо которого установили еще один смотровой прибор. Ситуационная осведомленность улучшилась, но танк лишился возможности самостоятельной стрельбы с закрытой позиции.


ИС-2 с новым лбом в одном из отечественных музеев

Самым массовым немецким танком тяжелого класса стал Pz.Kpfw. VI Ausf. H1, также известный под названием Tiger. Эта машина пошла в серию в конце лета 1942 года и выпускалась в течение двух лет, до августа 1944-го. Танк получился достаточно сложным в производстве и дорогим; за все время производства промышленность изготовила только 1350 единиц такой техники. С начала службы в 1942 году и до конца войны немецкая армия потеряла подавляющее большинство таких машин. Основные потери, по известным причинам, имели место на Восточном фронте и являются заслугой Красной Армии.

Характерной чертой танка «Тигр» являлось мощное бронирование. Лоб его корпуса состоял из катаных листов толщиной 100, 80 и 63 мм, собранных в коробчатый агрегат узнаваемой формы. Борта собирались из 80- и 63-мм деталей, а корма имела толщину 80 мм. Лоб башни изготавливался из 100-мм листа и усиливался маской орудия переменной толщины: от 90 до 200 мм. Борт и корма башни имели одинаковую защиту в виде 80 мм брони.

Танки разных серий комплектовались 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями Maybach HL210P30 и HL210P45 мощностью 700 л.с. При массе 57 т танк Tiger имел удельную мощность не более 13 л.с. на тонну. Без ограничения оборотов двигателя танк мог развить на шоссе скорость 44 км/ч. На пересеченной местности скорость ограничивалась 22-25 км/ч. Машина имела достаточно высокую проходимость.

Главным немецкого «Тигра» была танковая пушка 8,8 cm KwK 36 L/56 с нарезным стволом калибра 88 мм. Орудие оснащалось полуавтоматическим клиновым затвором, электрической системой воспламенения и дульным тормозом узнаваемой формы. С KwK 36 использовались унитарные выстрелы 88х570 мм R, комплектовавшиеся снарядами разных типов. Важной особенностью немецкой пушки была настильность траектории, в некоторой мере компенсировавшая ошибки в вертикальной наводке.


Компоненты выстрела для пушки Д-25Т (справа налево, показаны с двух сторон): гильза с метательным зарядом, осколочно-фугасный снаряд ОФ-471Н, бронебойный БР-471 и бронебойный БР-471Б

Для поражения танков пушка KwK 36 могла использовать снаряды нескольких типов: два кинетических (один с вольфрамовым сердечником, другой с баллистическим колпачком и зарядом взрывчатого вещества) и ряд кумулятивных. Последние во всех условиях пробивали до 100-110 мм гомогенной брони при угле встречи 90°. Наиболее эффективный снаряд Pz.Gr.40 с вольфрамовым сердечником на дистанции 500 м пробивал 200 мм брони, на 1 км – 179 мм. На расстоянии 2 км он сохранял энергию для поражения 143-мм преграды. Снаряд Pz.Gr.39, собранный без применения дорогих материалов, на тех же дистанциях пробивал 151, 138 и 116 мм брони соответственно.

Унитарные выстрелы немецкого производства с 88-мм снарядами имели длину более 1150 мм и весили чуть менее 21 кг. Боекомплект орудия KwK 36 включал не менее 90 снарядов. Позже немецкие инженеры нашли способ довести его до 120 снарядов. За счет сравнительно легкого выстрела с унитарным заряжанием удалось получить техническую скорострельность до 6-8 выстрелов в минуту.

Большая часть танков «Тигр» была оснащена бинокулярными оптическими прицелами TZF-9b. На машинах последних серий использовались изделия TZF-9c. Первый имел фиксированное увеличение 2,5х, тогда как кратность второго регулировалась от 2,5х до 5х.

Преимущества и недостатки

Нетрудно заметить, что самые массовые тяжелые танки СССР и гитлеровской Германии имели схожие показатели подвижности и проходимости, но при этом самым серьезным образом отличались с точки зрения защиты и вооружения. Простейшее сравнение двух танков «на бумаге» показывает, в каких сферах рассматриваемые образцы могли иметь преимущество друг перед другом.


Музейный танк "Тигр"

Советский ИС-2 ранних серий имел лобовую броню в виде листов толщиной 120, 100 мм и 60 мм, что с учетом наклона давало приведенную толщину около 195, 130 и 115 мм соответственно. Лобовой агрегат танка Pz.Kpfw. VI Ausf. H не имел больших углов установки деталей, и потому их приведенная толщина оставалась на уровне 100-110 мм. Впрочем, для наклонного 80-мм листа этот параметр достигал 190 мм. Однако наклонная деталь не занимала много места в общей лобовой проекции танка, и потому ее влияние на общий уровень защиты не было решающим.

С точки зрения защиты башни «на бумаге» два танка схожи. При этом «Тигр» имеет преимущество в виде большей толщины маски орудия, а башня ИС-2 отличается более толстыми бортами и кормой.

В целом, преимущество в области защиты остается за советским танком. Однако нужно учитывать, что живучесть боевой машины зависит не только от характеристик ее брони, но и от возможностей оружия противника.

Верхний лобовой лист танка ИС-2 с приведенной толщиной от 195 до 240 мм, в зависимости от серии, можно считать крайне сложной преградой для всех снарядов пушки KwK 36 на разумных дистанциях. Ситуацию мог исправить только самый эффективный и дорогой снаряд с вольфрамовым сердечником. В свою очередь, ИС-2 со снарядом БР-471 в идеальных условиях мог поражать Tiger в лобовую проекцию на дистанциях не менее 1 км.


Лобовая проекция немецкого танка: наклоны листов минимальны

При этом следует учитывать возможность выведения противника из строя без пробития брони. Осколки снаряда, попавшего в корпус или башню, а также выбитые обломки брони были способны повреждать орудие, оптические приборы и т.п., как минимум, нарушая нормальную работу боевой машины. Так, в ходе испытаний пушка Д-25Т не только пробивала броню трофейного Tiger, но и проделывала в ней проломы, а также смогла сорвать башню с погона.

Несомненным преимуществом немецкого танка являлась более высокая скорострельность, связанная с меньшим калибром снаряда и иным способом заряжания. На подготовку к выстрелу советским танкистам требовалось не менее 20 с, тогда как немецкий заряжающий мог управиться за 8-10 с. Таким образом, «Тигр» мог быстрее скорректировать наводку и сделать второй выстрел с большей точностью. Однако необходимо помнить о соотношении бронепробиваемости немецких снарядов и характеристиках брони ИС-2. Чтобы второй выстрел привел к поражению советского танка, немецкому «Тигру» следовало быть на не самой большой дистанции от него.

Бортовые проекции ИС-2 и «Тигра» имели защиту в виде 90 и 63-80 мм брони соответственно. Это означает, что оба танка могли эффективно поражать друг друга на всех дистанциях, имеющих место в реальном бою. После единственного меткого выстрела с попаданием в борт противник выводился из строя, как минимум, до прохождения ремонта.


Загрузка унитарных 88-мм снарядов в танк

Немецкий танк, отличавшийся лучшей подвижностью, мог быстрее выйти на выгодную позицию. На пересеченной местности Tiger был способен развивать скорость до 20-25 км/ч – в зависимости от особенностей ландшафта. Максимальная скорость ИС-2 была меньше – до 12-15 км/ч. Опытный экипаж мог использовать такое преимущество в свою пользу, а недостаточно обученным танкистам без должного опыта дополнительные километры в час не принесли бы никакой пользы.

Таким образом, при простом и поверхностном рассмотрении тактико-технических характеристик двух тяжелых танков СССР и Германии можно сделать определенные выводы и предположения. ИС-2 имел преимущества перед Pz.Kpfw. VI Ausf. H Tiger в одних характеристиках, но проигрывал в других. При этом за ним оставались серьезные преимущества в части брони и вооружения. Немецким танкистам в случае столкновения с ИС-2 пришлось бы полагаться на лучшую подвижность и более высокую скорострельность.

Столкновение в реальности

Известно, что танкам ИС-2 и Tiger неоднократно приходилось встречаться в бою с весны 1944 года. Однако, по имеющимся данным, такие бои происходили не слишком часто, поскольку разные тактические роли обычно разводили их по разным участкам фронта. Тем не менее, сохранились определенные сведения о столкновениях тяжелых танков двух стран, позволяющие рассмотреть сложившуюся ситуацию и скорректировать ранее сделанные выводы.

По известным данным, впервые ИС-2 встретились с танками Tiger в апреле 1944 г. в районе г. Тернополь. Первыми приняли бой танкисты 11-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка. Впоследствии этот полк и другие части неоднократно встречались с тяжелыми немецкими танками и вели бои с ними. По объективным причинам, установить все результаты этих сражений уже невозможно, однако известно, что обе стороны наносили друг другу ощутимый ущерб.

Рассматривая доступные данные о столкновении «Тигров» и ИС-2, можно заметить несколько основных особенностей таких боев. Танки неоднократно атаковали друг друга с дистанции порядка 1000-1500 м, и в таком бое чаще побеждали советские ИС-2. При этом известны случаи, когда Tiger атаковал советскую машину с расстояния более 1 км и пробивал нижнюю лобовую деталь, что приводило к воспламенению топливных баков. Впрочем, на дистанциях более 1 км преимущество оставалось за танкистами-красноармейцами.

Бои на меньших дистанциях, несмотря на имеющиеся у обоих танков преимущества, оказывались сложными для обеих сторон. На расстояниях от 400-500 до 900-1000 м ИС-2 и «Тигр» могли с переменным успехом атаковать друг друга в лоб и уверенно поражать в борт. При дальнейшем сокращении дистанции между танками шансы на победу и выживание уравнивались. В то же время, в этих обстоятельствах, вероятно, могла возрастать роль подвижности и скорострельности. Соответственно, немного увеличивался потенциал немецкой техники.


Немецкие танкисты изучают вмятину на броне "Тигра". Это явно была не пушка танка ИС-2

Таким образом, два тяжелых танка противоборствующих сторон серьезно отличались друг от друга теми или иными особенностями конструкции и характеристиками, что приводило к появлению различных преимуществ перед противником. Однако в этом контексте имелись достаточно серьезные проблемы. Далеко не всегда реальное боевое столкновение с вражескими танками могло пойти по оптимальному сценарию, позволяющему в полной мере использовать свои преимущества. На практике это приводило к тому, что советские танкисты старались не подпускать «Тигры» на опасную дистанцию, но сами иногда оказывались слишком близко к вражеским позициям.

Вклад в победу

Тяжелые танки Pz.Kpfw. VI Ausf. H Tiger и ИС-2 не слишком часто встречались в боях, что было связано с разными тактическими ролями этих боевых машин. Из-за этого основными их противниками становилась бронетехника иных типов. И в этом деле советские тяжелые танки показали себя самым лучшим образом. 122-мм орудие позволяло атаковать и уничтожать почти все существующие образцы техники противника, а мощное бронирование защищало от множества ответных атак. Кроме того, танки ИС-2 выпускались в значительных количествах, что позволяло усилить бронетанковые войска желаемым образом.

Конечно, тяжелые танки ИС-2 не были лишены недостатков и по некоторым характеристикам проигрывали вражеской технике своего класса, что приводило к потерям. Тем не менее, подлежащие восстановлению машины возвращались в строй, а промышленность поставляла вновь построенную технику. Чуть более чем за полтора года серийного производства Советский Союз построил почти 3400 танков этого типа. 1350 немецких машин Tiger на этом фоне выглядят не слишком убедительно, и около 500 собранных Tiger II вряд ли могли исправить ситуацию.

В конечном итоге, именно танки ИС-2 успешно поддерживали наступление на позиции врага и наносили ему серьезнейший ущерб, способствуя продвижению Красной Армии. Несмотря на свои недостатки и преимущества техники противной стороны, советские бронемашины внесли заметный вклад в разгром врага и победу над гитлеровской Германией. Советские танки ИС-2 вместе с другой бронетехникой наглядно показали, как высокие характеристики, качество и количество боевых машин превращаются в победу.

По материалам:
http://armor.kiev.ua/
http://aviarmor.net/
http://battlefield.ru/
http://tiger-tank.com/
https://vpk-news.ru/
http://alanhamby.com/
http://russianarms.ru/
http://ww2data.blogspot.com/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2005. – Т. 2. 1941–1945.
Барятинский М.Б. Тяжелый танк ИС-2. Наш ответ «Тиграм». – М.: Яуза, Эксмо, 2006.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Воспоминания командира «тридцатьчетверки»

Некорректно сравнивать возможности среднего советского танка Т-34 и тяжелого немецкого танка «Тигр» Т-VI. Такое вполне логичное утверждение можно встретить во многих работах военных историков.

Вот только реалии войны поневоле заставляли делать такое сравнение тех, у кого от возможностей «тридцатьчетверки» и «Тигра» зависела жизнь – сражающихся танкистов.

Насколько, например, реальна была возможность из пушки Т- 34-76 поразить «Тигр»? Обычно этот вопрос вызывает наиболее жаркие дискуссии.

А как оценивали свои огневые возможности в бою с «Тигром» те, кто сходился с ними в бою на «тридцатьчетверке»?

В воспоминаниях Героя Советского Союза Павла Кулешова, воевавшего в рядах знаменитого Уральского добровольческого танкового корпуса, есть такой эпизод:

«Здесь вспоминается такой случай, когда я в прямом бою сразился с танком «Тигр» Т-VI. Вышел я один на один. Там был населенный пункт, а на его окраине был укрыт этот немецкий танк «Тигр». И получилось так, что я иду против него... Т-VI намного отличался от нашей машины. Наша машина превосходная, но у них был сделан электрический пуск пушки и пулеметов, поворот башни электрический…

Герой Советского Союза Кулешов П.П. и воспитанник 63-й гвардейской танковой бригады Анатолий Якушин.

Командир машины был, как работник цирка. Правой рукой он поворачивал башню, левой рукой - пушку, и ножной спуск был механический, и на этом одном ножном спуске стояла правая нога. Идешь, тебя вот так трясет: видно кусочек неба, кусочек земли. Стоишь, фактически, на одной левой ноге и так работаешь. А механический спуск - это же система рычагов. Пока эти рычаги сработают, цель уже ушла. А у них все было электрическое! Я шел, маневрируя туда-сюда, этаким зигзагом: мы с механиком-водителем эту систему еще раньше отрабатывали. Одна нога должна была работать на рычаг да еще на механика-водителя, давать ему толчки в голову, вправо, влево.

А «Тигр» мог добиться попадания с дистанции до полутора километров и пробить нашу «тридцатьчетверку». У него прямой выстрел - 2 километра! У нас же стояла 76-мм пушка, мы могли поражать немецкие танки типа «Тигр» на расстоянии 400-500 метров. И вот, маневрируя на поле боя, нужно было такой момент рассчитать, что мой снаряд будет точным.

Когда я выбрал такое положение, когда подошел на близкое расстояние, то дал короткую остановку. «Тигр» начал разворачиваться - хотел уходить - и подставил нам борт! Я произвел выстрел, вижу, что мой снаряд попал, немецкий танк загорелся. Тогда я прекратил стрельбу: думаю, пойду дальше. Но оказывается, мой снаряд попал в трансмиссионное отделение, где находится коробка скоростей, бортовые фрикционы, - и вот это в танке и горело. Но немцы этим моментом воспользовались, развернули пушку и произвели выстрел по моей машине.

Снаряд попал нам в правую сторону под башню, пробил башню: заряжающего разорвало на куски, радисту снесло голову... Когда снаряд попал, у механика-водителя люк на защелках был приоткрыт - он крышку открыл и выскочил. Я тоже попытался выскочить, но мой люк был закрыт. А когда я открыл его, тут же возникла тяга, и пламя потянулось ко мне. От танкошлемов идет четырехжильный провод к радиостанции, к танковому переговорному устройству, и фишка, которая вставляется в гнездо. Я выскакивал, а выдернуть фишку забыл, и меня сдернуло обратно в горящий танк...

Потом я не помню, как выскочил, что, где… Каким-то образом мне удалось отбежать метров на 30 - и только тут я услышал большой взрыв: танк разорвало, боеукладка взорвалась. Я начал махать головой: ничего не слышу, выговорить ничего не могу! Меня даже не царапнуло, только контузило, и потом я пришел в себя; в медсанбате пролечился дней 10 и начал немножко говорить и слышать».

Немецкие танкисты не покинули свой горящий «Тигр», а отомстили нахальной «тридцатьчетверке», экипаж которой сумел поджечь их машину из 76-мм пушки. Какие противники схлестнулись в этом бою…

Испытания крепости брони «Тигра» и мощи пушки Т-34-85 на глазах маршала Жукова

А вот испытать возможности пушки Т-34-85 в борьбе с броней «Тигра» Павлу Кулешову довелось в условиях, не слишком привычных для фронтового офицера:

«Я получил танк Т-34-85. Их пригнал старший лейтенант Потапов: на одном танке он остался сам, а я принял вторую «восьмидесятипятку». В это время наша танковая промышленность начала выпускать новые модернизированные танки: танк Т-34-85 с 85-мм пушкой. На этих машинах был поставлен новый прицел ТШ-15, электрический пуск пушки и пулеметов, мотор для поворота башни…

Пришел приказ о том, что провести показные стрельбы с этой новой машины. А я отлично стрелял: у меня все время были удачные бои со стрельбой. Немцы стояли в обороне, укрыты. И моему экипажу было приказано ночью вывести танк и привести его на площадку, куда притащили два немецких танка, оба «Тигры». Один поставили лобовой броней, а второй поставили бортовой броней.

Я вывел свою машину, и поставил ее где-то на расстоянии 1700 метров от целей. Эта пушка могла поражать немецкие танки на расстоянии до 2 километров! «Тигры» установили рядышком друг с другом, и мне было приказано провести стрельбы для командного состава 1-го Украинского фронта. Командующим фронтом у нас в то время был Жуков. Здесь еще что было: в Т-34-85 была командирская башенка, и командир машины уже сам не стрелял - стреляли наводчик и заряжающий. Но я высадил наводчика, сам сел за пушку. У меня было время, я послал пробные три снаряда, и ни один снаряд не попал, - берет мандраж! Не пойму, в чем дело, я же стрелял очень хорошо! Менять машину нельзя - уже рассвело, немцы заметят. Снаряд весит пуд - 16 килограмм. Когда его посылаешь в казенник, то клин затвора поднимается и сбивает прицел, - оказывается, его нужно было чуть-чуть подвести. Сбой на миллиметр в танковом прицеле - и на расстоянии 2 километров получается метров 3-4-5, поэтому я и «пролетал» со снарядом.

Стоит наш командир бригады Фомичев: «Ты чего?» - «Товарищ полковник, Михаил Юрьевич, я уже понял свою ошибку. Стрелять буду я, всё будет точно». Потом подъезжает Жуков. Я доложил, что экипаж готов к показным стрельбам, и мне дают команду выпустить три снаряда по бортовой броне и три снаряда по лобовой броне. Отстрелялся я лучше, чем на пятерку, доложил Жукову.

Все три снаряда, выпущенных мною в лобовую броню, пробили ее и взорвались внутри. А те, которые попали в борт, пробивали обе стенки, и только тогда взрывались. Расстояние между пробоинами было приблизительно 40-60 сантиметров - вот, какая кучность! За эти показные стрельбы был награжден маршалом Жуковым именными часами, на которые была выдана справка: «Выдано гвардии младшему лейтенанту Кулешову Павлу Павловичу… Заместитель Верховного Главнокомандующего маршал Советского Союза Жуков».

С расстояния 1700 метров все три снаряда пробили лобовую броню «Тигра» и взорвались внутри, а три снаряда в борт пробили обе стенки. Не слишком ли удачный результат испытаний? Может быть, ветеран после стольких десятилетий не совсем точно припомнил расстояние, с которого стрелял? Да формулировка - «где-то на расстоянии 1700 метров» и не предполагает абсолютной точности – «где-то» есть «где-то».

Но здесь надо учесть еще одно обстоятельство. После захвата в августе 1944 года советскими войсками нескольких T-VIБ («Королевский тигр») в Кубинке на НИБТ Полигон были проведены испытания трофейных машин. Для оценки бронестойкости были проведены обстрелы трофейных машин. Выяснилось, что качество брони танка «Тигр-Б» по сравнению с качеством брони танков - предшественников резко ухудшилось: «От первых одиночных попаданий образуются трещины и отколы. От группы снарядных попаданий (3–4 снарядов) в броне образуются отколы и проломы большой величины». В чем же было дело?

Одна из причин ухудшения качества брони заключалась в ограниченности минерально–сырьевых ресурсов Германии.

При исследовании брони немецких танков в лабораториях ЦНИИ-48 было отмечено, что «заметно постепенное снижение количества молибдена (М) на немецких танках T-VI и T-V и полное отсутствие его в T-VIБ. Причину замены одного элемента (М) другим (V-ванадием) надо, очевидно, искать в истощении имевшихся запасов и потерь баз, снабжавших Германию молибденом».

Если полное отсутствие молибдена в T-VIБ привело к резкому ухудшению качества брони, то к каким результатам могло привести постепенное снижение его количества на Т-VI? Логично предположить, что тоже к ухудшению, только не такому резкому.

Павел Кулешов не указал точной даты проведения испытаний. Но из его воспоминаний можно понять, что речь идет о весне 1944 года. Может быть, дефицит молибдена, с соответствующими для брони «Тигра» результатами у немцев уже тогда наблюдался?

П.С.
Немного дополню.
Конечно, сравнивать Т-34 и Тигр некорректно - совсем разные весовые категории машин.
У Т-34-76 выстоять против "Тигра" в открытом бою было немного. Поэтому экипажи "тридцатьчетверок" при столкновении с немецкими тяжелыми танками старались действовать из засад, поражая их в борта или корму. Ну а когда появился Т-34-85, тут уже нашему среднему танку можно было выходить один на один.

Равновесного же советского соперника ИС-2 немец очень опасался.

Проблемы с молибденом и броней начались у немцев ближе к концу 1944 г. и в основном на Королевских тиграх.

Из плюсов Тигров, несомненно - это броня, пушка, оптика.

Из минусов: Тигр был не массовым, не ремонтнопригодным в полевых условиях, часто ломался, не манёвренным, очень дорогим в производстве + требовал квалифицированных рабочих + само время выхода готового изделия, имел специфику доставки до места боёв по ж/д. Также нужна была ереобувка гусениц при транспортировке.
Ещё: большое время поворота башни. Бензиновый двигатель (расход).

Как противотанковое средство Тигр хорош. Но танк по предназначению имеет намного больше других функций, в которых Тигр уже слаб.

1. Немцы, после того как их Т-1, Т-2, Т-3, и даже ранние Т-4, не могли эффективно бороться ни с танками Т-34, ни с танками КВ, решили что новые танки надо оснащать именно бронебойными орудиями. За счёт этого на их танках появились такие длинноствольные орудия, но с относительно малым калибром (88 мм и 75 мм).
Но такие орудия были не столь эффективны, если надо было к примеру разрушить ДЗОТ или поработать по траншеям при помощи фугасов. Наша как раз концепция была, что танк - это машина прорыва, наступления и подавления.

2. Исходя из первого пункта, СССР увеличил калибр танка Т-34-85, убив 2-х зайцев. ОФ снаряд стал мощнее, и позволил бить живую силу. А так же возрастала бронейбоность.
На танк ИС-2, как танк прорыва, поставли убер пушку. 122 мм длинноствольную. Кинетическая энергия снаряда была на столько высока, что при испытании пушки, при стрельбе просто стальной болванкой, вышибли с расстояния 2000м танку пантера переднюю и заднюю бронепрлиту. Просто выломали. Попав Тигру с того же расстояния в лоб башни, и не пробив её, так как снаряд разрушился, сама башня сместила у тигра более чем на пол метра. То есть танку настал пипец.
Что до фугасного воздействия снаряда 122мм, тут вообще ничего пояснять не надо. Это убивец небольших строений, ДОТов и ДЗОТов.

Жаль наш Т-44 не успел против немецких кошек повоевать, подрал бы он их. Не повоевал, хотя из выпущенных единиц к весне 1945 г. можно было целиком танковую армию укомплектовать. При массе 31,5 тонны (примерно как у знаменитой 34-ки, даже легче), он по своим боевым качествам наголову превосходил немецкие тяжелые (57 т.) танки.

Кстати первый прототип Т-54 появился в январе 1945 г. А это, по меркам того времени, совсем уж космический танк был.

Для того, чтобы пробить броню танка «Тигр», широко применялись высокоскоростные снаряды и противотанковые орудия и ружья. У «крепости» на гусеничном ходу были свои слабые места. Члены экипажей пытались устранить их, используя специальные тактические приемы. Толщина и качество стальной брони надежно защищали танк.

Члены экипажей знали, что «Тигр» далеко не совершенен. Его могли поразить длинная пушка калибра 76.2 мм советского танка Т-34/76 и еще более мощная пушка TZiS S-53 калибра 85 мм танка Т-34/85, которые появились на фронте в 1944 году. Вывести машину из строя можно было попаданием во фланги или башню немецкого танка под прямым углом при стрельбе бронебойными снарядами с расстояния в 1500 м. Снаряды, которыми стреляла советская пушка калибра 85 мм, могли пробить лобовую броню с расстояния в 1000 м. В руководстве Гудериана для танка «Тигр» говорилось о том, как экипажу надлежит защищаться от орудия танка Т-34. В инструкции присутствовали рисунки, диаграммы и советы, какую дистанцию следует соблюдать во время боя:

«С какого расстояния пушка калибра 76.2 мм танка Т-34 может пробить броню моего “Тигра”?
На 12 часов (спереди) с расстояния в 500 м.
На 12:30-с расстояния менее 300 м.
На 1:00-я защищен.
На 1:30-я неуязвим.
На 2 часа-менее 500 м.
На 2:30-менее 1300 м.
На 3 часа-менее 1500 м.
На 3:30-менее 1300 м.
На 4 часа-менее 500 м.
На 5 часов-я защищен».

Уязвимые положения относительно противника описаны по аналогии с положением часовой стрелки и создают три эллиптические зоны, тактика изложена в руководстве в форме пародийной исторической драмы «Анти-Гец». Гец (Готфрид фон Берлихенеген)известный немецкий рыцарь XVI века, имевший железную руку, вместо утраченной в бою, и в данном случае танк «Тигр» уподобляется этому рыцарю. Существует старинная немецкая поговорка, суть которой сводится к следующему, что тот, кто может дотянуться дальше, убивает противника на безопасном для себя расстоянии. Тактический прием «Анти-Гец» предполагает, что вы можете дотянуться до противника, а он до вас нет.

«Анти-Гец» позволяет поддерживать зону безопасности, обеспеченной положением танка относительно орудия противника и дальностью стрельбы: «Вы можете вывести из строя Т-34, стреляя ему в лоб с расстояния в 800 м. Но Т-34 не может сделать то же самое с расстояния дальше, чем 500 м. Тактика “Анти-Гец”: на расстоянии от 500 м до 800 м вы можете подбить Т-34, а он вас-нет!

Вы должны соблюдать эту дистанцию во время боя».Опасный маленький калибр Советское противотанковое орудие, прозванное немцами «Ratsch-Bumm» («Трах-бум»), расположенное в башне Т-34, было смертельным оружием. Орудие официально именовалось «пушка обр. 1936 г. (76-36)». Она стреляла противотанковыми высокоскоростными (800 м/сек) снарядами калибра 76.2 мм.За грохотом выстрела сразу же следовал удар, название «Ratsch-Bumm» имитирует звук выстрела и удара попавшего снаряда.Немцы захватили большое количество этих пушек и использовали их, именуя в своих документах 7.62 cm Panzer Abwehr Kanone 36 (г). Они усовершенствовали орудие: добавили дульный тормоз, установили новую систему наводки, увеличили пространство для хранения более мощных боеприпасов. Немецкие части ценили пушку калибра 76.2 мм как весьма эффективное оружие. Оружие меньшего калибра тоже представляло опасность для «Тигра». Известно, что в один танк «Тигр» за шесть часов было сделано 227 выстрелов из противотанкового ружья. Эти ружья первыми стали использоваться против танков. Во время Первой мировой войны на вооружении немецкой армии уже стояло ружье Mauser калибра 13 мм, стрелявшее бронебойными снарядами. Mauser стал ответом на появление первых британских танков и довольно хорошо себя зарекомендовал.

Впоследствии разработки противотанковых ружей велись во многих странах, но массовое применение они нашли именно в Советском Союзе. На вооружении в РККА находились противотанковое ружье Дегтярева модель 41 и его полуавтоматическая версия-противотанковое ружье Симонова. Они были громоздкими и весили по 20 кг, для переноски требовалось два человека. Оба ружья могли пробить стальную броню толщиной 30 мм с расстояния в 100 м (всего лишь) при начальной скорости снаряда 1 012 м/сек и при угле встречи 90°. Эти ружья были довольно эффективны в борьбе против легких бронированных транспортных средств, но они не могли вывести из строя танк «Тигр», тем более что стрелок и подносчик должны были приблизиться к танку на опасное расстояние. Тем не менее, по мнению Отто Кариуса, это противотанковое оружие могло нанести значительные повреждения: «Парни справа от нас начали прицельно стрелять по нам из противотанковых ружей. И вот уже вскоре у нас были выведены из строя все оптические приборы...

Ближе к вечеру Цветти показал мне лужицу под моим танком.Я сразу заподозрил неладное. Водитель завел мотор, и столбик термометра тут же подскочил до отметки выше 250 градусов. Русские пробили радиатор своими минометами и противотанковыми ружьями».Англо-саксонские танки хуже Руководство для «Тигра» подробно не рассматривало, как вести бой, уберегаясь от выстрелов американского танка М4 «Шерман», так как в этом не было никакой необходимости. Снаряды калибра 75 мм и 76 мм, которыми стрелял М4А1 из своей длинноствольной пушки, представляли опасность только на небольших дистанциях. Снаряды, не причиняя вреда, отскакивали не только от лобовой брони «Тигра», но даже и от более уязвимых бортов, где толщина брони не превосходила 80 мм.

Сержант Гарольд Е. Фалтон, наводчик «Шермана», оснащенного пушкой калибра 75 мм, вспоминает о бое с «Тигром» в 1945 году: «Нам был отдан приказ атаковать колонну из шести “Тигров” I и двух танков Panzer IV. Я был наводчиком и выпустил по цели 30 снарядов калибра 75 мм... Снаряды задели танк “Тигр”, отскочив от брони вправо вверх, и пролетели еще 100 м. Вместе со мной открыли огонь по колонне другие танки из моей роты, два или три из другой роты и две гаубицы М7 калибра 105 мм. Расстояние между моим танком и немецкими танками составляло от 500 до 800 м. Через два дня, когда мы смогли рассмотреть подбитые танки, мы увидели большие пробоины в Panzer IV, но только у одного танка “Тигр” оказалась пробитой броня сразу за башней. На других танках “Тигр” были видны только вмятины в броне от попавших снарядов».

Отто Кариус описывает эту же самую битву: «Снова и снова мы восхищались качеством стали наших танков. Она была твердая, но не хрупкая, а упругая. Если снаряд противотанкового орудия не входил под прямым углом, то он соскальзывал в сторону и оставлял после себя отметину, как если бы вы провели пальцем по мягкому куску масла».

Эффективная термическая обработка

Офицер Вальтер Рау работал в комиссии по вооружению как специалист по броне. Он был уверен, что секрет неуязвимости «Тигра» заключался в технологии изготовления стали для брони: «Прочность закаленной и цементированной стали обеспечивается контролем за уровнем содержания углерода, снижение которого приводит к возрастанию плотности стали. Высокий уровень углерода ведет к потере качества стали при сварном соединении. Если нужно сохранить достаточную прочность стали при сварном соединении деталей корпуса, то необходимо выбирать сталь с добавками никеля, хрома и молибдена».

Чем дольше длилась война, тем меньше была возможность использовать такие стратегически важные материалы, как никель, молибден и ванадий. Стремясь наладить производство необходимого количества высокопрочной стали без легирующих добавок редких элементов, немецкие инженеры совершенствовали процесс закалки стали. Повысить твердость стали и увеличить предел упругости позволяла специальная технология обработки стали. После того, как сталь раскаляли докрасна, ее помещали в воду или масло.
В результате этой процедуры сталь становилась тверже. Для дальнейшего увеличения твердости материала сталь снова подвергали термической обработке, но при более низкой температуре, а затем снова охлаждали в воде, масле или на воздухе.

Траки гусениц в качестве брони

Кроме собственных характеристик стали, на прочность брони влияют способы соединения ее листов. О различных способах соединения листов брони написано много специальной литературы. Из литературы известно, что при стыковке листов брони «Тигра» использовалось как заклепочное соединение, так и сварные швы. В отличие от «Пантеры» и «Королевского тигра», в танке «Тигр» I клепка применялась только на лобовой броне башни.

Остальная часть башни состояла из опоясывающего стального листа длиной в 6 м и шириной 80 мм, изогнутого в форме подковы, это техническое решение было заимствовано из судостроения. Дополнительная защита была добавлена, начиная с 391-го экземпляра «Тигра» I, затем бронирование было усилено еще больше. Заклепочное соединение листов брони довольно дорого, этот способ соединения использовался и для изготовления брони других танков. При заклепочном соединении листы брони корпуса или башни соединялись, образуя ребристый контур. Между склепанными пластинами существовал небольшой зазор, и поэтому при попадании снаряда они смещались относительно друг друга. При соединении сварным швом это было невозможно. Но на «Тигре» I прямоугольная форма листов брони корпуса и башни позволяла обходиться без заклепочного шва, и при попадании снаряда в пластину передней или боковой брони, удар частично приходился на перпендикулярную ей пластину.

Дополнительным и довольно простым способом усиления защиты было использование звеньев гусениц. Как правило, гусеничные траки навешивали вокруг башни, иногда по всем вертикальным поверхностям танка и в первую очередь с тех сторон, где располагались члены экипажа.К броне танка еще на заводе приваривали специальные крепления для навешивания гусеничных траков.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!