Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Кто изобрел автоматическую коробку передач. Кто и когда изобрел первый автомат в мире В каком году возникли автоматы

В соседней теме говорили об автомате Калашникова, но не все знают, что в России создали не только самый лучший автомат мира, но и самый первый автомат в мире. Речь об автомате Федорова.

В.Г. Федоров родился в 1874 году в Санкт-Петербурге, в семье смотрителя училища правоведения. Окончил гимназию, Михайловское артиллерийское училище, после выпуска, из которого в 1895 г. служил командиром взвода в первой гвардейской артиллерийской бригаде. В 1897 г. поступил в Михайловскую артиллерийскую академию, которую закончил в 1900 г. С этого времени началась работа Федорова в оружейном отделе Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления, которую он совмещал с научной и конструкторской деятельностью.

В 1905 г. предложил проект переделки магазинной винтовки системы Мосина образца 1891 г. в автоматическую. В 1906 г. приступил к разработке новой автоматической винтовки.
Успешная деятельность Федорова по проектированию автоматических винтовок была отмечена в 1912 г. большой Михайловской премией, вручавшейся раз в пять лет за наиболее выдающиеся изобретения в области артиллерии.
Сконструировал автоматические винтовки калибра 7,62 мм (1912г.), калибра 6,5 мм под патрон собственной конструкции (1913 г.).
В 1913 г. Федоров спроектировал 6,5-мм автоматическую винтовку под собственный патрон улучшенной баллистики. Эта винтовка была использована в 1916 г. для переделки в автомат.
В 1916 адаптировал своё ружьё-пулемет под патрон калибра 6,5 мм для винтовки Арисака. Выбор этого калибра объясняется тем, что винтовки Арисака и патроны к ним во время первой мировой войны в большом количестве поставлялись для русской армии из Японии, и производство этих патронов было налажено на Петербургском патронном заводе и в Великобритании. Это ружьё-пулемёт получило впоследствии название Автомат Фёдорова.
Оценивая заслуги Федорова, царское правительство присвоило ему звание генерал-майора артиллерии и ученую степень профессора. Автоматами и автоматическими винтовками системы Федорова впервые в мире была вооружена одна из рот 189-го Измаильского полка, которая, пройдя специальную подготовку в Ораниенбауме в офицерской стрелковой школе, в декабре 1916 г. была отправлена на фронт. Это было первое в мире воинское подразделение, вооруженное легким автоматическим оружием. Любопытно, что в расчет нового оружия помимо самого автоматчика включили и подносчика патронов. Также команды автоматчиков оснащались биноклями, оптическими прицелами, кинжалами-бебутами, переносными щитами. Использовался автомат Фёдорова и в авиации (прежде всего его использовали экипажи тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец»), где он был бортовым оружием летчиков. Автоматическим оружием планировалось перевооружить в первую очередь ударные части армии. При этом по итогам эксплуатации на фронте он получил очень хорошие отзывы: отмечалась его надежность, кучность стрельбы, высокая прочность запирающих затвор деталей.Однако в тот период времени серийное производство автоматов не было налажено и дело ограничилось лишь переделкой отдельных экземпляров.
После Октябрьской революции Фёдоров был назначен директором завода в Коврове, где должен был наладить выпуск своего автомата. Уже в 1919 году он смог запустить автомат в серийное производство, а в 1924 году начата работы по разработке унифицированного с автоматом Фёдорова целого ряда пулеметов - ручных, танковых, авиационных, зенитных.
Автоматы Фёдорова благополучно стояли на вооружении РККА до конца 1928 года, пока военные не выдвинули к пехотному оружию чрезмерного требования (как выяснилось лишь в дальнейшем). В частности, они требовали, чтобы пехотинец мог из стрелкового оружия бронебойными пулями поражать бронетехнику. Так как 6,5-мм пуля пробивала несколько меньшую броню, чем 7,62-мм винтовочная, автомат было решено снять с производства, сосредоточившись на разработке новой автоматической винтовки. Также решение военных было связано с начавшейся унификацией боеприпасов, когда было решено снять с вооружения оружие калибров, которые отличались от основного - 7,62х54R. Да и запасы японских патронов, купленных во время Первой мировой войны, были не безграничны, а развертывать собственное производство таких патронов в СССР посчитали экономически нецелесообразным.
После 1928 года данные автоматы передавались на складское хранение, где и пролежали до 1940 года, когда уже в ходе войны с Финляндией оружие спешно вернули назад в войска, испытывая острую потребность в автоматическом оружии.

Пожалуй, главная заслуга Владимира Фёдорова заключалась в том, что он первым создал рабочий (пусть и не идеальный) образец индивидуального автоматического оружия пехотинца - автомат.
Советское правительство высоко оценило заслуги Федорова перед Родиной, присвоив ему звание Героя Труда, воинское звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы и наградив двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды, а также медалями; ему присуждена ученая степень доктора технических наук и звание профессора. В 1949 г. в день 75-летия Владимира Григорьевича Федорова скупой на похвалы Иосиф Виссарионович Сталин, поднимая бокал, сказал: "Генералов у нас много, а Федоров - один!".

Автомат Калашникова - самое распространенное оружие на планете. АК-47 и его модификации миллионными тиражами разошлись по разным странам мира, составив основу стрелкового оружия их Вооруженных сил. Поэтому неудивительно, что к истории создания автомата проявляется неподдельный интерес. Так кто же изобрел это легендарное оружие: малоизвестный оружейник Ширяев, знаменитый Симонов, а может быть, АК-47 - всего лишь копия известных ранее военных образцов?

Официальная версия

Согласно общепринятой версии в сентябре 1941 года, тяжелораненый старший сержант Калашников попал в госпиталь. После выздоровления бойцу был дан отпуск. В этот период он занялся конструированием оружия. С помощью сотрудников он создал образец пистолета-пулемета, который не прошел испытания. Но после этого изобретателем-самоучкой заинтересовались, предоставили ему все условия для работы, и в 1947 году путем коллегиального труда был создан легендарный автомат Калашникова.

Подставное лицо

В начале 2000-х годов в газете «Московский комсомолец» вышла провокационная статья, в которой некий разработчик стрелкового оружия Дмитрий Ширяев заявляет о том, что Калашников - лишь подставное лицо и отношения к созданию автомата не имеет. Его утверждения основаны на том, что Калашников не был участником конкурсов на разработку оружия, да и его образование в 7 классов никак не могло позволить ему обойти известных специалистов в этой области. Поэтому, по версии Ширяева, Калашников всего лишь был угоден властям, и именно они «назначили» его изобретателем АК-47.

АК и автомат Булкина

Существует версия о том, что Михаил Калашников не создавал легендарное оружие, а скопировал автомат тульского мастера. Она основывается на том, что АК-47 вобрал в себя характеристики нескольких видов оружия, среди которых фигурировал и автомат Булкина. В частности, оружейный интернет-портал «Энциклопедия стрелкового оружия» сообщает, что «Калашников, вернувшись после второго этапа испытаний в Ковров, принял решение о радикальной переработке своей конструкции, в чем ему активно помогал опытный конструктор Ковровского завода Зайцев. В результате к следующему туру испытаний был фактически создан новый автомат, имевший с АК-47 самое минимальное сходство, но зато получивший значительное сходство с одним из главных конкурентов - автоматом Булкина». Учитывая тот факт, что автоматы создавались по определенным стандартам, внешнее сходство и тождественность в деталях можно было найти во многих образцах.

Причастность оружейника Симонова

Писатель Андрей Купцов утверждает, что Симонов имеет отношение к созданию автомата Калашникова. Как минимум, он является автором затворного узла и компоновочной схемы. В СССР никто не создавал оружие сам по себе, только в строгом соответствии с тактико-техническими требованиями и конкретными сроками производства. По мнению Купцова, один образец не мог рассматриваться вне других, представленных на конкурс, а это значит, что карабин Калашникова с поворотом затвора соревновался с карабином Симонова, в котором также был поворот затвора. А вот роль Симонова специально не разглашалась, потому как в то время он считался опальным конструктором. К тому же все свои права на изобретения он отдал государству и всегда оставался за кадром.

Заграничные корни советского автомата

Еще одна версия гласит, что прототипом для полного или частичного копирования при разработке АК стала немецкая винтовка StG-44. В качестве аргументов в пользу этой версии приводятся внешнее сходство орудий и тот факт, что автомат Калашникова появился именно в то время, когда в Ижевске работала группа ведущих немецких оружейников. Однако специалисты опровергают версию о том, что Михаил Калашников заимствовал идеи у конструктора StG Хуго Шмайссера. Во-первых, потому что в обоих вариантах оружия не было никаких принципиально инновационных элементов, все они известны были с конца XIX - начала XX веков. Новизна этих систем заключалась в концепции оружия под промежуточный между пистолетным и винтовочно-пулеметным патроном, АК к тому же обошел немецкий образец по уровню надежности, так что ни о каком копировании и речи идти не может. Еще одним доводом в пользу несостоятельности версии является тот факт, что АК разрабатывался в условиях строгой секретности и привлечение немецких специалистов было невозможным.

На заимствовании построено и еще одно предположение - якобы прототипом советского автомата и немецкой винтовки стала чехословацкая винтовка ZK-420. Сам Михаил Калашников по этому поводу говорил следующее: «Немецкие системы МП-43 и МП-44 появились только в 1944 году, а у меня уже в 1942 году было несколько опытных образцов, в том числе карабин и пистолет-пулемет. В этом можно убедиться, посетив Исторический артиллерийский музей в Петербурге. Когда я работал над своей конструкцией, никаких немецких или тем более румынских вариантов в глаза не видел».

Не изобретатель, но конструктор

Существует гипотеза, которая не умаляет талант советского оружейника Калашникова, но направляет его немного в другое русло. Согласно ей Михаил Калашников ничего не изобретал - он изучил системы и детали наиболее успешных видов стрелкового оружия, доработал, усовершенствовал некоторые функции и грамотно объединил их, сконструировав легендарный АК-47.

Именно Калашников отбирал и апробировал лучшие комбинации элементов, искал способы стыковки и внедрял продуктивные идеи. Поэтому если изобретателем в чистом виде его назвать нельзя, то создателем автомата Калашникова, без сомнения, остается он.

Автомат Фёдорова, также известный как автоматическая винтовка Фёдорова, - это российская 2,5-линейная автоматическая винтовка (6,5 мм), которая была создана капитаном русской армии Владимиром Григорьевичем Фёдоровым в 1913-1916 годах. По сути, это был первый автомат, который был создан в России. Оружие имело ограниченное применение, успев, однако, поучаствовать в Зимней войне с Финляндией. Автомат Фёдорова стал предшественником современного автоматического оружия пехотинца.

Капитан Русской императорской армии Владимир Фёдоров приступил к работам по созданию самозарядной винтовки в 1906 году. Первая его винтовка создавалась под стандартный для России патрон знаменитой трехлинейки - 7,62x54R и оснащалась магазином, рассчитанным на 5 патронов. Испытания данной самозарядной винтовки проводились в 1911 году, а в 1912 году даже было принято решение о заказе опытной партии оружия - 150 винтовок, которые планировалось отправить на войсковые испытания.

Войсковые испытании самозарядной винтовки Фёдорова прошли успешно, однако на вооружение она так и не поступила. Созданная им винтовка весила на 600 граммов больше, чем трехлинейка, а емкость ее магазина оставалась той же, что и у винтовки Мосина. При этом все попытки снизить массу винтовки вели к уменьшению прочности ее конструкции и надежности. Поэтому Фёдоров просто продолжил работу, но уже над созданием нового оружия, на этот раз под свой собственный патрон, меньшего калибра, который также должен был решить проблему с весом оружия.

Фёдоров выбрал для своей автоматической винтовки 6,5-мм патрон. Данный патрон имел остроконечную пулю калибра 6,5 мм, которая весила 8,5 грамма, а также гильзу бутылочной формы без выступающей закраины. Начальная скорость полета такой пули была на уровне 850 м/с, что обеспечивало дульную энергию на уровне 3100 Дж. К примеру, у винтовочного патрона 7,62х54R дульная энергия составляла 3600-4000 Дж в зависимости от варианта снаряжения.

Из представленных характеристик можно сделать вывод о том, что патрон, созданный Фёдоровым, не был «промежуточным» в современном понимании - это был вполне полноценный винтовочный патрон уменьшенного калибра (для сравнения: дульная энергия промежуточного патрона 7,62х39 мм составляет около 2000 Дж). При этом патрон Фёдорова обеспечивал меньший импульс отдачи в сравнении со стандартным винтовочным патроном 7,62-мм, обладал меньшей массой и гораздо больше подходил для использования именно в автоматическом оружии.

Высокая начальная скорость полета пули позволила конструктору уменьшить длину ствола и сократить размеры оружия примерно до одного метра. По своим боевым качествам разработка Фёдорова оказалась чем-то промежуточным между автоматической винтовкой и ручным пулеметом. По этой причине, по предложению самого изобретателя, разработке было предложено дать новое наименование - автомат.

Испытания новой разработки Фёдорова начались в конце 1913 года, но начавшаяся Первая мировая война положила конец изысканиям в области новых патронов. Однако уже в 1915 году русская армия начала испытывать острую потребность в стрелковом оружии, в том числе в ручных пулеметах. Достаточно большое количество стрелкового оружия было потеряно в сражениях. Поэтому к автоматической винтовке Фёдорова вернулись вновь, решив заказать ее в качестве легкого оружия поддержки пехоты. На необходимость в таком оружии военных подталкивал и сам характер боевых действий, который существенным образом изменился в сравнении с войнами прошлого.

Принимая решение о возобновлении производства автомата Фёдорова, решили перевести его под японский патрон 6,5x50SR Арисака, который обладал схожими с патроном Фёдорова характеристиками. В российской армии эти патроны имелись уже в значительном количестве. Они были приобретены вместе с японскими винтовками Арисака уже во время войны для восполнения потерь в оружии. В то же время уже выпущенные автоматы собирались просто переделать под использование японского патрона с помощью установки в патронник специального вкладыша.

От разработанной ранее Фёдоровым самозарядной винтовки его автомат отличался наличием ударно-спускового механизма куркового типа, укороченным стволом, наличием отделяемого секторного коробчатого магазина на 25 патронов (двухрядный) и наличием переводчика режима огня флажкового типа. Автоматика оружия работала за счет отдачи ствола при его коротком ходе. Запирание канала ствола происходило при помощи запирающих личинок (сцепных щек), которые вращались в вертикальной плоскости. При этом оружие позволяло вести огонь как одиночными патронами, так и непрерывную стрельбу, имелся предохранитель механического типа.

На автомате были применены прицельные устройства открытого типа, которые состояли из секторного прицела и мушки. Существовала также возможность установки на оружие штыка. Наличие штыка и крепкого приклада позволяло использовать автомат в рукопашных схватках, где он благодаря меньшим габаритам был удобнее винтовки.

Уже в 1916 году, после проведения необходимой серии испытаний, новинка была принята на вооружение русской армии. Первое боевое использование автомата произошло на Румынском фронте, где в составе некоторых полков были сформированы особые роты автоматчиков. К примеру, в конце 1916 года специальная команда в составе 189-го пехотного Измаильского полка 48-й пехотной дивизии получила на вооружение 45 автоматов Фёдорова калибра 6,5-мм и 8 автоматов калибра 7,62-мм (экспериментальная модель того же конструктора).

Любопытно, что в расчет нового оружия помимо самого автоматчика включили и подносчика патронов. Также команды автоматчиков оснащались биноклями, оптическими прицелами, кинжалами-бебутами, переносными щитами. Использовался автомат Фёдорова и в авиации (прежде всего его использовали экипажи тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец»), где он был бортовым оружием летчиков. Автоматическим оружием планировалось перевооружить в первую очередь ударные части армии. При этом по итогам эксплуатации на фронте он получил очень хорошие отзывы: отмечалась его надежность, кучность стрельбы, высокая прочность запирающих затвор деталей. При этом в армии в автомате Фёдорова видели пусть и легкий, но все же пулемет.

Тогда же в конце 1916 года в России было принято решение о заказе партии из 25 тысяч автоматов, которая должна была поступить в войска. Ошибкой властей стало то, что в качестве подрядчика на выполнение работ они первоначально выбрали частный завод. Выбранный подрядчик не стал выполнять госзаказ. В то время подобные предприятия находились в ведении Земгора, лидеры которого тесно общались и были связаны с участниками будущей Февральской революции. По сути, это была диверсия и саботаж в рамках проводимой внутри страны экономической войны, которая предвещала дальнейшую смуту. Когда заказ все-таки было решено разместить на казенном предприятии, передав его Сестрорецкому заводу, было уже поздно, в феврале 1917 года в России вспыхнула революция.

После Октябрьской революции, которая произошла в том же году, Владимира Фёдорова отправили на работу в Ковров, где он должен был наладить выпуск своего автомата. В 1918 году он был избран директором завода, на тот момент времени эта должность была выборной. Заведующим опытной мастерской на заводе был назначен Дегтярев. Уже в 1919 году они смогли запустить автомат в серийное производство, а в 1924 году начали работы по разработке унифицированного с автоматом Фёдорова целого ряда пулеметов - ручных, танковых, авиационных, зенитных.

При этом в 1923 году автомат немного модернизировали и внесли в его конструкцию ряд изменений: изменили форму подавателя в магазине; ввели затворную задержку; выполнили в ствольной коробке пазы для установки обоймы с патронами; ввели намушник; создали секторный прицел с выставлением дальности до 3000 шагов (2100 метров).

Автоматы Фёдорова благополучно стояли на вооружении РККА до конца 1928 года, пока военные не выдвинули к пехотному оружию чрезмерного требования (как выяснилось лишь в дальнейшем). В частности, они требовали, чтобы пехотинец мог из стрелкового оружия бронебойными пулями поражать бронетехнику. Так как 6,5-мм пуля пробивала несколько меньшую броню, чем 7,62-мм винтовочная, автомат было решено снять с производства, сосредоточившись на разработке новой автоматической винтовки.

Также решение военных было связано с начавшейся унификацией боеприпасов, когда было решено снять с вооружения оружие калибров, которые отличались от основного - 7,62х54R. Да и запасы японских патронов, купленных во время Первой мировой войны, были не безграничны, а развертывать собственное производство таких патронов в СССР посчитали экономически нецелесообразным.

Всего до 1924 года, когда производство автоматов Фёдорова было прекращено, было выпущено около 3200 единиц данного стрелкового оружия. После 1928 года данные автоматы передавались на складское хранение, где и пролежали до 1940 года, когда уже в ходе войны с Финляндией оружие спешно вернули назад в войска, испытывая острую потребность в автоматическом оружии.

Необходимо понимать, что сам по себе автомат Фёдорова нельзя было всерьез рассматривать в качестве массового армейского оружия. Его надежность была недостаточной (особенно в условиях загрязнения и запыления), он был сложен в обслуживании и производстве.

Однако анализ единственного доступного сегодня достоверного источника по эксплуатации автомата Фёдорова - брошюры, которая была выпущена в Советском Союзе в 1923 году, говорит о том, что главной проблемой автомата были не изъяны его конструкции, а низкое качество используемых конструкционных материалов - осадка деталей, наплывы металла и так далее, а также низкое качество боеприпасов, которые поставлялись в войска.

Стоит отметить, что и сам автор не рассматривал свое оружие как массовое. В работе «Эволюция стрелкового оружия» Владимир Фёдоров писал о том, что его автомат предназначен в первую очередь для вооружения разнообразных спецподразделений, а не линейной пехоты. Он предполагал, что автомат станет оружием мотоциклетных, конно-охотничьих команд, а также отборных стрелков среди пехотинцев, которые смогут реализовать его потенциал.

Пожалуй, главная заслуга Владимира Фёдорова заключалась в том, что он первым в России создал рабочий (пусть и не идеальный) образец индивидуального автоматического оружия пехотинца - автомат. Фёдоров стал пионером создания ручного автоматического оружия, предвосхитив весь ход истории XX века, одним из ярких символов которого, безусловно, и стал автомат.

Основные технические характеристики:
Калибр - 6,5 мм.
Длина - 1045 мм.
Длина ствола - 520 мм.
Масса - 4,4 кг (без магазина), с магазином - 5,2 кг.
Скорострельность - 600 выстр./мин.
Прицельная дальность - 400 м.
Максимальная дальность стрельбы - 2100 м.
Емкость магазина - 25 патронов.

Автомат − это оружие, без которого сейчас невозможно представить работу ни одной силовой структуры, и не только на просторах нашей необъятной Родины. Оно является неотъемлемой частью экипировки бойцов пехоты и воздушных сил. Столь широкому распространению автоматов способствовала их легкость и продуктивность в использовании. Но прежде чем стать одним из самых универсальных эти изделия прошли длинный и непростой путь. Такая цепь изобретений, модернизаций и доработок берет свое начало во времена Первой мировой войны, когда появился самый первый автомат. История этого оружия в России состоит из двух основных глав: образцы и модели Советской России. Для того чтобы понять, в чем заключается разница оружия этих эпох, надо выяснить, что называется автоматом сегодня.

Что это такое?

Далее мы рассмотрим, кто изобрел первый автомат - ручное оружие, способное производить одиночные выстрелы или выпускать быстрые очереди с высокой плотностью огня. Оно самостоятельно перезаряжается и продолжает стрельбу, если удерживать курок в нажатом состоянии. Отличительными чертами современных моделей служат: применение промежуточного патрона, большая емкость сменного магазина, возможность стрельбы очередями, а также сравнительная легкость и компактность.

История терминологии. Первый автомат в мире

Если произнести слово «автомат» в Европе, в большинстве случаев оно будет понято неправильно, так как это понятие используется для обозначения разновидности оружия только на территории стран бывшего Советского Союза. Аналогичное оружие в зарубежных странах может пониматься под «автоматическим карабином» или «штурмовой винтовкой», исходя из длины ствола.

Когда появился первый автомат? Впервые в истории этот термин был применен для винтовки, которую разработал Владимир Федоров в 1916 году. Название было предложено спустя четыре года после создания самого оружия. В далеком 1916 году первый автомат в мире был известен как карабин-пулемет, а принят на вооружение как 2,5-линейная винтовка Федорова. В Советском Союзе так стали называть пистолеты-пулеметы, а в 1943-м, после создания промежуточного патрона советского образца, название было присвоено оружию, которое мы знаем под словом «автомат» сегодня.

Автоматы Российской империи. Предпосылки к их созданию

Военные начала XX века понимали необходимость производства и внедрения нового вида оружия. Было очевидно, что именно за автоматическими образцами будущее, поэтому в этот период начали разрабатываться первые огнестрельные автоматы. Явным преимуществом такого оружия была его скорость: перезарядка не требовалась, а значит, стрелку не приходилось отрываться от цели. Задачей было создать относительно легкое оружие, индивидуальное для каждого бойца, в котором бы использовались не такие мощные патроны, как в винтовках.

С началом Первой мировой войны вопрос вооружения вставал особенно остро. Все понимали, что оружие с винтовочными патронами (с дальностью полета пули до 3500 метров) используется преимущественно для ближних атак, расходуя лишний порох и металл, к тому же уменьшая боезапас военных. Разработка первых автоматов проводилась по всему миру, Россия не была исключением. Одним из разработчиков, принимавших участие в таких экспериментах, был Владимир Григорьевич Федоров.

Начало разработок

Первые автоматы Федорова были созданы в то время, когда Первая мировая война была в самом разгаре, но своими разработками нового оружия Федоров занимался еще в 1906 году. До начала войны государство упорно отказывалось признавать необходимость создания нового оружия, поэтому оружейникам в России приходилось действовать самостоятельно, не имея никакой поддержки. Первой попыткой стала модернизация известной Мосина и превращение ее в новую, автоматическую. Федоров понимал, что очень сложно будет адаптировать это оружие, но свою роль сыграло огромное количество винтовок, находящихся на вооружении.

Разработанный проект первого русского автомата со временем показал, насколько бесперспективной была эта идея − винтовка Мосина просто не подходила для переделок. После первой неудачи Федоров совместно с Дегтяревым погружается в разработку совершенно новой оригинальной конструкции. В 1912 году появились автоматические винтовки, использующие патрон стандартного образца 1889 года, то есть калибра 7,62 мм, а еще через год разработали оружие под новый, специально созданный патрон калибра 6,5 мм.

Новый патрон Владимира Григорьевича Федорова

Именно идея создания патрона меньшей мощности послужила первым шагом к появлению промежуточного патрона, использующегося в наше время в автоматическом оружии. Почему возникла столь острая необходимость внедрения новых боеприпасов, если традиционно оружие проектируется под патрон, поставленный на вооружение? Крайние случаи требуют крайних мер. Российской армии нужен был автомат.

Властями принимается решение о немедленной разработке облегченного патрона промежуточного образца и новейшего оружия, способного максимально эффективно использовать такой боеприпас.

Промежуточный патрон

Промежуточным называют патрон, использующийся в огнестрельном оружии. Мощность такого боеприпаса меньше, чем у винтовочного, но больше, чем у пистолетного. Промежуточный патрон гораздо легче и компактнее винтовочного, что позволяет увеличить носимый боекомплект солдата, а также значительно экономить порох и металл при производстве. Советский Союз начал разработку нового комплекса оружия, ориентированного на использование промежуточного патрона. Основной целью было обеспечить пехоту оружием, позволяющим атаковать противника на дистанциях, превышающих показатели пистолетов-пулеметов.

С учетом поставленных целей конструкторами начали разрабатываться новые разновидности патронов. В конце осени 1943 года во все организации, специализирующиеся на разработке стрелкового оружия, была отправлена информация по чертежам и спецификациям новой модели патрона Семина и Елизарова. Такой боеприпас весил 8 грамм и состоял из остроконечной пули (7,62 мм), бутылочной гильзы (41 мм) и свинцового сердечника.

Выборы проектов

Использование нового патрона планировалось не только для автоматов, но и для самозарядных карабинов или оружия с ручной перезарядкой. Первой конструкцией, обратившей на себя всеобщее внимание, стало изобретение Судаева − АС. Этот автомат прошел стадию доработки, после которой была выпущена ограниченная серия и проведены войсковые испытания нового оружия. По их итогам был вынесен вердикт о необходимости снижения массы образца.

После внесения корректировок в основной список требований конкурс разработок был проведен повторно. Теперь в нем участвовал молодой сержант Калашников со своим проектом. Всего в конкурсе было заявлено шестнадцать эскизных проектов автоматов, среди которых комиссия отобрала десять для последующих доработок. Изготовить опытные образцы разрешили лишь шести, а в металле было произведено только пять моделей. Среди выбранных не нашлось ни одной, которая могла бы полностью отвечать поставленным требованиям. Первый автомат Калашникова не соответствовал требованиям по кучности стрельбы, поэтому разработки продолжались.

Изобретение Калашникова

К маю 1947 года Михаил Тимофеевич представил уже измененную версию своего изделия − АК-46№2. Первый автомат Калашникова имел много отличий от того, что мы привыкли называть АК сегодня: устройство деталей автоматики, рукоятка перезарядки, предохранитель, переводчик огня. Этот образец был представлен в двух вариантах: Ак-46№2 с постоянным деревянным прикладом, предназначенным для использования в пехоте, и АК-46№3 со складным металлическим прикладом − версия для десантников.

Автоматы Калашникова на этом этапе конкурса заняли лишь третье место, уступив моделям, спроектированным Булкиным и Дементьевым. Комиссия вновь рекомендовала провести доработку оружия, и следующий этап испытаний назначили на август 1947-го. Конструкторы автомата − Михаил Калашников и Александр Зайцев − приняли решение не дорабатывать, а полностью переработать оружие. Этот шаг себя оправдал. АК-47 оставил конкурентов позади и был рекомендован в серийное производство.

Автомат Калашникова прошел военные испытания и был принят к серийному производству, невзирая на то, что нарекания по кучности стрельбы все еще оставались актуальными. Решение было таким: проблему устранять параллельно, не задерживая выпуск серии. В 1949 году, 18 июня, первый автомат СССР, разработанный Калашниковым, был принят на вооружение согласно приказу Совета министров СССР. Выпуск его производился одновременно в двух модификациях: с деревянным и складным механическим прикладом. Таким образом, оружие подходило для использования и в пехоте, и в десантных войсках.

С 1949 года автомат Калашникова претерпевал не одну модернизацию, чтобы прийти к тому, каким мы знаем его сегодня. Тот факт, что появление новых видов оружия не заставило его уступить свои позиции, наглядно демонстрирует, насколько великим было Многие страны оценили его по достоинству.

Идея создания автоматической коробки передач появилась практически одновременно с появлением автомобиля, оснащенного . При этом автопроизводители, изобретатели и энтузиасты из разных стран начали работать над агрегатом.

В результате уже в самом начале 20-го века стали появляться опытные образцы, которые имели трансмиссию, похожую на современный автомат. В этой статье мы поговорим о том, как создавалась и когда появилась первая АКПП, познакомимся с историей автоматической трансмиссии, а также ответим на вопрос, кто изобрел коробку автомат.

Читайте в этой статье

Кто изобрел коробку автомат и когда появилась первая АКПП

Как известно, трансмиссия является вторым по важности агрегатом после . При этом появление АКПП стало настоящим прорывом, так как благодаря такой коробке передач значительно повышается не только комфорт, но и безопасность при управлении автомобилем.

Такая КПП является системой, состоящей из гидротрансформатора () и планетарной коробки. Принципы и основы планетарной передачи были известны еще в средние века, а гидротрансформатор создал немец Герман Феттингер в начале 20-го века.

Первым объединил коробку и ГДТ американский изобретатель Азатур Сарафян, более известный под именем Оскар Бэнкер. Именно он запатентовал автоматическую коробку передач в 1935г., хотя для получения патента больше 7 лет отстаивал свое право в борьбе с крупными автопроизводителями.

Родился Сарафян в 1895 году. Его семья оказалась в США в результате печально известного Геноцида армян, который имел место быть в Османской империи. Обосновавшись в Чикаго, Асатур Сарафян сменил свое имя, став Оскаром Бэнкером.

Талантливый изобретатель создал различные полезные устройства, среди которых можно выделить несколько незаменимых сегодня решений (например, шприц-пистолет для смазки), однако главным его достижением является изобретение первой автоматической гидромеханической коробки передач. В свою очередь, General Motors (GM), которая ранее устанавливала полуавтоматическую коробку передач на свои модели, первой перешла на АКПП.

История создания автоматической коробки передач

Итак, важнейшим элементом, благодаря которому стало возможным появление полноценной АКПП, является гидротрансформатор.

Изначально ГДТ появился в судостроении. Причина – вместо низкооборотистых паровых двигателей ближе к концу 19-го века появились более мощные паровые турбины. Такие турбины соединялись с винтом напрямую, что неизбежно привело к возникновению целого ряда технических проблем.

Решением оказалось изобретение Г. Феттингера, который предложил гидравлическую машину, где лопастные колеса гидродинамической передачи, насос, турбина и реактор были объединены в одном корпусе.

Такой гидротрансформатор был запатентован в 1902 году и имел большое количество преимуществ по сравнению с другими механизмами и устройствами, которые могли бы преобразовать крутящий момент от двигателя.

ГДТ Феттингера минимизировал потери полезной энергии, КПД устройства оказался высоким. На практике, указанный гидродинамический трансформатор, в среднем, обеспечивал на судах КПД около 90% и даже больше.

Вернемся к коробкам передач на автомобилях. В самом начале 20-го века (1904 год) изобретатели братья Стартевенты из города Бостон, США, представили раннюю версию автоматической коробки.

Данная КПП на две передачи фактически являлась усовершенствованной МКПП, где переключения могли быть автоматическими. Другими словами, это был прототип коробки- робот. Однако в те годы по ряду причин серийное производство оказалось невозможным, от проекта отказались.

Следующими автоматическую коробку начали ставить в компании Ford. Легендарная модель Model-T была оснащена планетарной коробкой передач, которая получила две скорости для движения вперед, а также заднюю передачу. Управление КПП было реализовано при помощи педалей.

Далее появилась коробка от компании Reo на моделях General Motors. Такая трансмиссия вполне может считаться первой РКПП, так как это была механическая коробка с автоматизированным сцеплением. Немного позже стала использоваться и планетарная система передач, еще больше приблизив момент появления полноценных гидромеханических автоматов.

Планетарный механизм (планетарная передача) наилучшим образом подходит для АКПП. Чтобы управлять передаточным числом, а также направлением вращения выходного вала, выполняется торможение отдельных частей планетарной передачи. При этом для решения задачи можно использовать относительно небольшие и постоянные усилия.

Другими словами, речь идет об исполнительных механизмах АКПП ( , ленточный тормоз). Также в те годы реализовать эффективное управление данными механизмами не составляло труда. Еще необходимость выровнять скорости отдельных элементов АКПП отсутствовала, так как все шестерни планетарной передачи находятся в постоянном зацеплении.

Если сравнить такую схему с попытками автоматизировать работу механической коробки, в то время это было крайне сложной задачей. Основной проблемой являлось то, что в те годы не было эффективных, быстрых и надежных сервомеханизмов (сервоприводов).

Указанные механизмы необходимы для того, чтобы перемещать шестерни или муфты включения для введения в зацепление. Сервомеханизмы также должны обеспечить большое усилие и рабочий ход, особенно если сравнивать усилие для сжатия пакета фрикционов или затяжки ленточного тормоза АКПП.

Качественное решение было найдено только ближе к середине XX века, а массовой роботизированная механика стала только за последние 10-15 лет (например, или ).

Дальнейшее развитие коробки автомат: эволюция гидромеханической АКПП

Перед тем, как переходить к АКПП, нужно упомянуть коробку передач Уильсона. Водитель выбирал передачу при помощи подрулевого переключателя, а включение производилось посредством нажатия на отдельную педаль.

Такая трансмиссия была прообразом преселективной коробки передач, так как водитель заранее выбирал передачу, при этом ее включение осуществлялось только после нажатия на педаль, которая стояла на месте педали сцепления МКПП.

Данное решение облегчало процесс управления ТС, переключения передач требовали минимум времени по сравнению с МКПП, которые в те годы не имели . При этом значимая роль коробки Уильсона заключается в том, что это первая КПП с переключателем режимов, которая напоминает современные аналоги ().

Вернемся к АКПП. Итак, полностью автоматическую гидромеханическую коробку передач Hydra-Matic представила General Motors в 1940 году. Данную КПП ставили на модели Cadillac, Pontiac и т.д.

Такая трансмиссия представляла собой гидротрансформатор (гидромуфту) и планетарную коробку передач с автоматическим гидравлическим управлением. Управление было реализовано с учетом скорости движения автомобиля, а также положения дроссельной заслонки.

Коробка Hydra-Matic ставилась как на модели GM, так и на Bentley, Rolls-Royce, Lincoln и т.д. В начале 50-х специалисты Mercedes-Benz взяли данную коробку за основу и разработали собственный аналог, который работал по схожему принципу, однако имел целый ряд отличий в плане конструкции.

Ближе к середине 60-х автоматические гидромеханические коробки передач достигли пика своей популярности. Также появление синтетических смазок на рынке ГСМ позволило удешевить их производство и обслуживание, повысить надежность агрегата. Уже в те годы АКПП не сильно отличались от современных версий.

В 80-х стала прослеживаться тенденция к постоянному увеличению числа передач. В автоматических коробках сначала появилась четвертая передача, то есть повышенная. Одновременно стала использоваться и функция блокировки гидротрансформатора.

Также четырехступенчатые автоматы стали управляться при помощи , что дало возможность избавиться от многих механических элементов управления, заменив их .

Например, первыми внедрение электронной системы управления автоматической коробкой передач реализовали специалисты Toyota в 1983 г. Далее Ford в 1987 году также перешел на использование электроники для управления повышающей передачей и блокировочной муфтой ГДТ.

Кстати, сегодня АКПП продолжает эволюционировать. С учетом жестких экологических стандартов и роста цен на топливо производители стремятся повысить КПД трансмиссии, добиться топливной экономичности.

Для этого увеличивается общее количество передач, скорость переключений стала очень высокой. Сегодня можно встретить АКПП, которые имеют 5, 6 и более «скоростей». Основная задача – успешно конкурировать с преселективными роботизированными коробками типа DSG.

Параллельно происходит и постоянное усовершенствование блоков управления АКПП, а также программного обеспечения. Изначально это были системы, которые только определяли момент переключения передачи и отвечали за качество включений.

В дальнейшем в блоки стали «зашивать» программы, которые способны подстраиваться под манеру езды, динамично меняя алгоритмы переключения передач (например, адаптивные АКПП с режимами эконом, спорт).

Позже появилась и возможность ручного управления АКПП (например, Tiptronic), когда водитель может самостоятельно определять моменты переключения передач подобно механической коробке. Дополнительно коробка автомат получила расширенные возможности в плане , контроля температуры трансмиссионной жидкости и т.д.

Читайте также

Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой - автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.

  • Как работает коробка-автомат: классическая гидромеханическая АКПП, составные элементы, управление, механическая часть. Плюсы, минусы данного типа КПП.


  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!