Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Средства художественной выразительности в публицистическом стиле. Изобразительно-выразительные средства газетно-публицистического стиля речи

Любой функциональный стиль языка - это подсистема, обладающая совокупностью стилистически значимых языковых средств. Они являются неоднородными и каждый из них представляется рядом жанровых разновидностей. Благодаря целям общения, а так же многообразию речи создается жанровое многообразие с различными коммуникативными направленностями, или же целями общения. Именно цели общения являются определяющим звеном при выборе стилистических приемов, а так же композиционной структуры речи для любого конкретного случая.

Еще в древности было известно, что воздействующая сила речи увеличивается, если ее чем-нибудь выделяют. Существует огромное количество выразительных средств (эмоционально-оценочная лексика, тропы, синтаксические конструкции, в том числе фигуры и др.), при помощи которых журналисты пытаются привлечь внимание аудитории. Они расставляют различные акценты и экспериментируют с языком. Так же они ловко сочетают стандарт и экспрессию.

Известно, что для каждого функционального стиля характерен свой собственный набор воздействующих средств. Они сами по себе вытекают из стилистических особенностей данного стиля. Тем не менее достаточно редко можно встретить абсолютно чистый образец какого-либо стиля. Намного чаще мы сталкиваемся с разного рода внешними внедрениями, которые адаптированы специально для данного конкретного текста.

Это особенно важно для публицистики, ибо она объединяет в себе большое множество различных тематик. Это прежде всего политика. Поэтому публицистическим текстам политической тематики будут соответствовать стилистические заимствования из официально-делового функционального стиля. Если это тексты научной тематики – из научного стиля. Культурной – из художественного текста. Говоря об интервью не стоит забывать о разговорно-бытовом стиле и т.д.

Таким образом, можно говорить только о характерных для данного стиля в той или иной степени средствах языкового воздействия, ибо все они всегда присутствуют в языке.

Г. Я. Солганик полагает, что категория экспрессивности «в рамках газетно-публицистического стиля целесообразно рассматривать как видовое понятие по отношению родовому - оценочности» Солганик Г. Я. Публицистика как искусство слова// Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва, 1990.-С. 9.. В языке СМИ назначение эмоционально окрашенных составляющих это не столько образность (как, например, в художественном стиле), сколько создание оценочного эффекта, либо положительного, либо отрицательного.

Главным образом оценочность выражается в лексике. Это частое употребление качественно-оценочных прилагательных и существительных, метафор, фразеологизмов, в использовании особых синтаксических средств. К выразительным средствам нужно отнести слова и выражения, чьей главной особенностью является эмоциональная окрашенность, которая служит для обозначения как положительной, так и отрицательной оценки. Эмоциональное воздействие благодаря разнообразным экспрессивно - образным средствам языка, таким как тропы, лексические средства п т.д.

Под влиянием экспрессивной функции публицистика преобразует, слова, принадлежащие к разным сферам языка, тем самым придавая им оценочное звучание. Метафоры в подобных текстах пользуются огромной популярностью. Прежде всего это выражается в переносном употреблении специальной лексики.

Благодаря метонимии авторы реализовывают разного рода ассоциации по смежности явлений и предметов. Фразеологизмы так же являются важнейшим средством выразительности в публицистике, вместе с афоризмами и пословицами. В статьях перефразируются названия фильмов, известных книг, песен, фрагментов рекламных роликов, известные высказывания политиков и пр. Кроме того, в языке газеты достаточно часто используются каламбуры (фр. calembour- словосочетание, которое содержит в себе игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова).

Как средство воздействия образность главным образом принято связывать с художественной литературой или с поэзией. Тем не менее, публицистические тексты зачастую не менее образны. Их образность определена несколько иными задачами и подходом к действительности. Ведь художественная литература по большому счету является вымыслом, а публицистическая же – документальна. Изображая действительность, писатель косвенно выражает свою собственную точку зрения, посредством описанных им ситуаций и через своих героев. Публицист, в свою очередь, открыто выражает свое мнение, агитирует и пропагандирует.

В обоих случаях воздействие на читателя достигается за счет яркости, образности, а так же эмоциональности текста. Все это в некоторой степени роднит художественную литературу с публицистикой.

Большинство исследователей полагает, что в последнее время публицистические тексты подверглись достаточно серьезным изменениям. Прежде всего, это связанно именно с преобладающей задачей прессы – повлиять на общественное мнение, оставаясь при этом доступным любому читателю, независимо от его уровня образования и культуры. В следствие чего, публицистический стиль стал более «демократичным» и разговорным. В нем появились абсолютно новые черты, такие как элементы эпатажа, вульгаризмы, грубая игра слов, смешение разных культурных традиций.

Публицистический стиль по своей структуре неоднороден. Он подразделяется на различные жанры. Существуют три группы жанров данного стиля:

1)Информационные (заметка, интервью, отчет, репортаж и т.д.) Их целью является оперативное, точное и беспристрастное описание событий и фактов. В данном случае роль журналиста как сочинителя, художника, минимальна. В СМИ подобные тексты являются основными хранителями оперативной информации, что позволяет аудитории постоянно наблюдать и быть в курсе наиболее значимых и интересных событий в разных сферах действительности.

2) Аналитические (статья, версия, комментарий, аналитический отчет, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение и т.д.).В подобного рода текстах проводится анализ и синтез информации и фактов. Журналист уже не просто передает «сухую» информацию. Его главной задачей является оценка предлагаемой информации, а так же донесении своих собственных выводов до аудитории.

3)Художественно-публицистические (зарисовка, беседа, очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграф, житейская история и т.д.). Именно этим жанрам публицистических текстов в наибольшей степени свойственны образность, эмоциональность, а так же большое количество изобразительных средств, которые обычно характерны для художественной литературы.

Языковые признаки публицистического стиля речи

Лексические признаки

1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.

Речевые образцы отражают характер времени. Многие клише уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать, виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль, инъекция лжи.

Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата, пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.

2. Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны отношению между актером и зрителями. "Театральная" лексика – вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк, кошмарный сценарий и др.

3. Характерной особенностью публицистического стиля является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.

4. В публицистическом стиле особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование, воинство, отчизна. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д.

5. В текстах публицистического стиля часто присутствует военная терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов. Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).

6. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.

Морфологические признаки

К морфологическим признакам публицистического стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

1) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

2) родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.;

3) императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!

5) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

6) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

Синтаксические признаки

К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:

1) риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

2) восклицательные предложения: Все на выборы!

3) предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение);

4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.

В заголовках часто используется специфический языковой прием – "соединение несоединимого". Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.

Средства выразительности в русском языке.

1. Язык художественной литературы.

Человеку, владеющему русским языком с детства, не нужно специально учиться вести бытовую беседу, писать письма друзьям. Нормы, которым при этом необходимо следовать: правила вежливости, хорошего тона. А для того, чтобы написать официальное заявление, научную статья, очерк в газету, простым знанием русского языка не обойдешься. Ведь при создании письменного текста принято ориентироваться на существующие нормы, образцы, соблюдать некоторые особые правила. Речь, которую используют в какой-либо специализированной сфере, например, в официально-деловой или научной, называют книжно-специальной речью, а каждую её разновидность - функциональным стилем.

Конечно, строгих норм иногда придерживаются и в таких устных выступлениях, как научные доклады на конференциях, отчеты о проделанной работе, предвыборные речи политиков. Но это, как правило, заранее подготовленные выступления, которые ориентированы на нормы соответствующих письменных текстов. Именно из-за разного отношения норме письменную монологическую (книжную) речь противопоставляют речи диалогической (разговорной). Именно книжно-специальную речь имеют в виду, когда говорят о литературном языке.

Часто смешивают понятие литературный язык и язык художественной литературы. Литературный язык подчиняется нормам книжно-специальной речи. А для языка художественной литературы никаких особых норм или языковых правил нет, так же, как нет - по крайней мере в современном русском языке - специальных художественных языковых средств. Судить о том, насколько уместно то или иное выражение в художественном произведении, мы можем лишь на основании эстетических (красиво ли это?), а не языковых (правильно ли это?) критериев. Поэтому язык художественной литературы не относится к функциональным стилям книжно-специальной речи. Язык художественной литературы, или поэтический язык, - это один из важнейших языков духовной культуры. В системе человеческой культуры поэтический язык как язык словесного искусства, в первую очередь, противостоит литературному языку как языку официального быта. Функциональное и собственно лингвистическое различие между этими языками уходит своими корнями в различие между сферами культуры: бытом, с одной стороны, и материальной и духовной культурой, с другой.

Поэтический язык открыт: он ориентирован на изменение, на поиск новых выразительных возможностей, а в иных случаях - на оригинальность. Поэтический язык - объект постоянной рефлексии, согласно Л.П. Якубинскому, именно в этих "формах речи" языкотворчество становится сознательным и активным, в то же время "языковые изменения в массе" случаются совершенно "независимо от какого-нибудь умышленного творчества". Поэтический язык монологичен: он служит, прежде всего, для выявления содержания, всё равно, эмоционального или ментального, но воплощенного полно и максимально адекватным способом. Его существо - в гибкости выразительных средств, а важнейшее качество - универсальность и многозначность. Художественный образ в общем случае многозначен, так сказать, метафоричен, ибо всегда соединяет прямое и "поэтическое" значение. В силу этого язык художественной литературы обычно называют "языком образным". Слова "образность", "образный" используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова - как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма действительности с позицией какого-то эстетического идеала, образность речи - частное её проявление. Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию.

Когда мы говорим о языке литературы, то имеем в виду использование языка в совершенно особых условиях - в ситуации общения людей через посредничество текста, а литературу понимаем как все множество существующих текстов.

Литература возникла тогда, когда появилась письменность. Письменность помогла закрепить и распространить норму, а через посредничество литературы норма возвращалась в устную речь. Такова упрощенная схема сложной и неразрывной связи между языком литературы и литературным языком.

2. Поэзия и поэтический язык.

Итак, появление письменности вызвало к жизни литературу. Одной из самых поздних по времени возникновения и самой удивительной стала художественная литература. По отношению к ней и её языку всё, что представлялось уже ясным, решённым, становится загадочным и непонятным. И, прежде всего - вопрос о цели.

Зачем вообще нужна художественная литература? Практическая польза не ясна, информационная сомнительна. Что за удивительная сила позволяет ей преодолеть время и равнодушие человека? Сила эта - искусство слова.

Выбор того, КАК сказать, в конечном счете, определяет всё устройство художественной литературы, её деление на роды и жанры, направления и школы.

Одним из самых древних родов художественной литературы является поэзия. Её художественная природа настолько очевидна, что выражение "поэтический взгляд на мир" применяется и к художнику, и к драматургу, и к кинорежиссеру.

Но для того, чтобы можно было размышлять далее, считаем необходимым дать определение понятию "поэзия". Для этого мы воспользовались "Толковым словарем русского языка" В. Даля:

"Поэзия - изящество в письменности; всё художественное, духовное и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью;поэзией (отвлеченно) зовут изящество, красоту как свойство, качество, не выраженное на словах, и самое творчество, способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображением в высшие пределы, создавая первообразы красоты;поэзия - самые сочинения, писания сего рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и наука стихотворства".

А вот что по этому поводу пишет С.И. Ожегов в своём словаре:

1. Словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.

2. стихи, произведения написанные стихами.

3. красота и прелесть чего-нибудь, возбуждающее чувство очарования".

Но помимо поэзии в литературе принято такое понятие, как проза. И поэтому следует сказать об отличие языка прозы от языка поэзии. Язык поэзии орудует образами и метафорами, которые отсутствуют в прозе. В поэтическом словаре присутствуют обороты и выражения, которыми мы не привыкли пользоваться в обыденной речи. Поэтический язык торжественный, возбуждающий удивление, обладающий особым лексиконом, чуждым прозе, богатым эпитетами, метафорами, сложными словами, производящими впечатление чего-то не своего, чуждого, поднятого над жизнью "старинного".

Исходя из всего выше сказанного, нам бы хотелось сделать вывод о том, что язык поэзии и прозы представляют собой два совершенно разных явления, и эти понятия нельзя смешивать, хотя, несомненно, они находятся в тесной взаимосвязи, примером чего может служить известные "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева.

Одной из отличительных черт поэзии является её язык. Мы уже затрагивала тему отличия языка прозы от языка поэзии, но нам хотелось бы подробнее остановиться на поэтическом языке. Язык поэзии представляет собой нечто уникальное и неповторимое. Строй его не строго правильный, а напротив не следование строгим синтаксическим конструкциям придает ему певучесть, оригинальность и непревзойденную стройность.

Искусство стремится показать мир таким, каким мы его видеть не привыкли.

Виктор Борисович Шкловский, замечательный русский писатель и литературовед, назвал это свойство искусства отстранением. Художник показывает мир непривычным, заставляя нас посмотреть на него со стороны.

3. Лексические средства выразительности.

Каждый владеющий тем или иным языком, чувствует, что для данного языка естественно, а что - нет. Чтобы привлечь внимание, речь должна нарушить эту естественность и привычность. Для этого используют разные приемы: ритм, подбор звуков и рифма делают звучание необычным; редкие слова, необычные значения слов и неожиданные словосочетания, особый порядок слов и строение предложений тоже могут привлекать внимание. Эти "странности" вспыхивают, как блёстки, на фоне будничной речи. Необычные сочетания слов принято называть фигурами речи, а слова в иных, часто переносных значениях - тропами. Тропы придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений. Выступая как тропы, обыкновенные слова могут приобрести большую выразительную силу.

Тропы встречаются и в описании явлений неэстетических, вызывающих отрицательную оценку читателя.

Для стилистической оценки тропов важна не их условная "красивость", а органичность в тексте, обусловленность их содержанием произведения, эстетическими задачами автора.

Речь, оснащенная тропами, называется металогической (от гр. meta - через, после, logos - слово); она противопоставлена речи автологической (от гр. autos - я, сам и logos - слово), в которой тропы отсутствуют.

Иногда неверно полагают, что только металогическая речь может быть высокохудожественной, отсутствие же в стиле тропов будто бы свидетельствует о недостаточном мастерстве писателя. Это суждение в корне ошибочно.

Высокохудожественной может быть и автологическая речь. В поэзии можно найти немало примеров эстетически совершенного использования слов в их прямых лексических значениях. Предпочтение тропам или отказ от них ещё не дают основания говорить о степени мастерства автора - всё зависит от того, как используются тропы, насколько оправдано обращение к ним в контексте, убедительные, достоверные или слабые, фальшивые образы создаёт писатель.

Классификация, усвоенная в стилистике и поэтике, восходит к античным риторикам,

как и соответствующая терминология.

Метафора

Традиционное определение метафоры связано с этимологическим объяснением самого термина: метафора (гр. metaphora - перенос) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Однако лингвисты определяют метафору как семантическое явление, вызванное наложением на прямое значение слова добавочного смысла, который у этого слова становится главным в контексте художественного произведения. При этом прямое значение слова служит только основой для ассоциаций автора.

Среди других тропов метафора занимает главное место, она позволяет создать емкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвет, форма, объём, назначение, положение в пространстве и времени и т.д. Метафорический перенос названия происходит также и при развитии у слова на базе основного, номинативного значения производного значения (ср. спинка стула, ручка двери). Однако в этих так называемых языковых метафорах образ отсутствует, чем они принципиально отличаются от поэтических.

В стилистике необходимо разграничивать индивидуально-авторские метафоры, которые создаются художниками слова для конкретной речевой ситуации и анонимные метафоры, ставшие достоянием языка (искра чувств, буря страстей).

Индивидуально-авторские метафоры очень выразительны, возможности их создания неисчерпаемы, как не ограничены возможности выявления сходства различных сопоставляемых предметов, действий, состояний. Ещё античные авторы признавали, что "нет тропа более блистательного, сообщающего речи большее количество ярких образов, чем метафора".

Метафоры, получившие широкое распространение в языке, потускнели, стерлись, их образное значение порой не замечается в речи. Между такой метафорой и переносным значением слова не всегда можно провести границу.

Употребление одной метафоры очень часто влечет за собой нанизывание новых метафор, связанных по смыслу с первой; в результате этого возникает развернутая метафора. Развернутые метафоры привлекают художников слова как особенно яркий стилистический прием образной речи.

Олицетворение

Олицетворением называется наделение неодушевленных предметов признаками человека. Олицетворение - один из самых распространенных тропов. Традиции его употребления восходят к устной народной поэзии. Многие поэты использовали этот троп в произведениях, близких к фольклору. Художники слова сделали олицетворение важнейшим средством образной речи. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать. Олицетворение - один из тех тропов, которые широко употребляются не только в художественной речи, но и в научном, публицистическом стиле.

Особым видом олицетворения является персонификация (из лат. persona - лицо, facere - делать) - полное уподобление неодушевленного предмета человеку. В этом случае предметы наделяются не частными признаками человека (как при олицетворении), а обретают реальный человеческий облик.

Аллегория

Аллегорией (гр. allegoria -иносказание, из allos - иной, agoreuo - говорю) называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах.

Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения: осень - старость, весна - молодость. "Вишней белою отцвела...".

Индивидуально-авторские аллегории часто принимают характер развернутой метафоры, получающей особое композиционное решение. Например, у А.С. Пушкина аллегория лежит в основе образной системы стихотворений "Арион", "Анчар", "Пророк".

Метонимия

Метонимией (от гр. metonomadzo - переименовывать) называется перенос название с одного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию часто рассматривают как разновидность метафоры, однако между ними есть существенные различия: для метафорического переноса названия сопоставляемые предметы должны быть обязательно похожи, а при метонимии такого сходства нет; метафору легко переделать в сравнение, метонимия этого не допускает.

Антономазия

Особый вид метонимии - антономазия (гр. antonomasia - переименование) - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательно. Например, фамилия гоголевского персонажа Хлестакова получила нарицательное значение - "лгун, хвастун". Неиссякаемым источником антономазии является античная мифология и литература. Античные образы широко использовались в русской поэзии периода классицизма и первой половины девятнадцатого века. В современном литературном языке образное употребление имен героев античной мифологии возможно лишь в юмористических, сатирических произведениях. Однако до сих пор сохраняет свою выразительную силу антономазия, основанная на переосмыслении имен исторических деятелей, писателей и литературных героев.

Синекдоха

Разновидностью метонимия является синекдоха (гр. synekdoche - соподразумение, соотнесение). Этот троп состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот. Например:

Славянские грозные лица,

Язычества древнего веды -

Предтечи грядущей Победы -

Спиною закрыта столица.

Загадочны русские сфинксы,

И нету пути Корсиканцу, -

Обратно домой не добраться,

Победы никак не добиться.

Здесь единственное число существительных "спина", "корсиканец" выступают в значении множественного числа. Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.

Можно выделить несколько разновидностей синекдохи. Чаще всего используется синекдоха, состоящая в употреблении формы единственного числа вместо множественного, что придает существительным собирательное значение ("Лист осенний летел, кружился,//Совершая последний путь,//И на землю тихо ложился,//На её озябшую грудь"). Наименование отвлеченного понятия нередко употребляется вместо названия конкретного. Название части предмета может заменить слово, обозначающее весь предмет. Синекдоха используется в различных функциональных стилях. Например, в разговорной речи распространена синекдоха, получившая общеязыковой характер (умного человека называют голова, талантливого мастера - золотые руки и т.д.).

Эпитетом (от гр. epitheton - приложение) называется образное определение предмета или действия ("По следам разгоревшейся думы"). К

тропам, в строгом значении этого термина, принадлежат лишь эпитеты, функцию которых выполняют слова, употребленные в переносном значении (золотая осень, заплаканные окна), в отличие от точных эпитетов, выраженных словами, использованными в прямом значении (красная калина, знойный полдень). Эпитет - это чаще всего красочные определения, выраженные прилагательными.

Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (тяжелое передвижение туч, усыпительный шум дождя), если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства (Туго ухала земля). В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающих образную характеристику предмета ("Только выстрел морозного эха")

Создание эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими ("От пламенного вдохновенья"). В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими (...Белый запах нарциссов). Метафорические и метонимические эпитеты относятся к тропам.

Определения, выраженные словами, сохраняющими в тексте свое прямое значение, нельзя отнести к тропам, однако это не означает, что они не могут выполнять эстетической функции, быть сильным изобразительным средством.

Эпитеты исследуют с разных позиций, предлагая при этом различные их классификации. С генетической точки зрения, эпитеты можно разделить на общеязыковые (гробовое молчание, молниеносное решение) и индивидуально-авторские (холодный ужас, безбожные идеи, бешеный ток, угрюмый чум), народно-поэтические (красна девица, добрый молодец). Последние называют ещё постоянными, так как словосочетания с ними приобрели в языке устойчивый характер.

Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие "эпитет" объединяет весьма разнообразные лексические средства образности.

Сравнение

К лексическим образным средствам примыкает сравнение. Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого. Это одно из самых распространенных средств изобразительности в металогической речи. Сравнения широко используют поэты.И в тоже время отнесение сравнения к лексическим образным средствам в известной мере условно, так как оно реализуется не только на лексическом уровне: сравнение может быть выражено и словом, и словосочетанием, и сравнительным оборотом, и придаточным, и даже самостоятельным предложением или сложным синтаксическим целым.

Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению. В отличие от других тропов, сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета.

Сравнения, которые указывают на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми. В развернутое сравнение включаются два параллельных образа, в которых автор находит много общего. Художественный образ, используемый для развернутого сравнения, придает описанию особую выразительность.

Гипербола и литота

Гиперболой (от гр. hyperbole - преувеличение, излишек) называется образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого ("И каждый вздох - волна прибоя").

Литота (от гр. litotes -простота) называется образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту называют ещё обратной гиперболой.

Гипербола и литота имеют общую основу - отклонение от объективной количественной оценки предмета, явления, качества, - поэтому могут в речи совмещаться.

Гипербола и литота могут выражаться языковыми единицами различных уровней (словом, словосочетанием, предложением, сложным синтаксическим целым), поэтому отнесение их к лексическим образным средствам отчасти условно. Другая особенность гиперболы и литота

заключается в том, что они могут и не принимать форму тропа, а просто выступать как преувеличение или преуменьшение. Однако чаще гипербола и литота принимают форму различных тропов, причем им всегда сопутствует ирония, так как и автор и читатель понимают, что эти образные средства неточно отражают действительность.

Гипербола может "наслаиваться", налагаться на другие тропы - эпитеты, сравнения, метафоры, придающие образы черты грандиозности.Как и другие тропы, гипербола и литота бывают общеязыковыми и индивидуально-авторскими. К общеязыковым относятся гиперболы: ожидать целую вечность, задушить в объятиях, море слез; литоты: осиная талия, от горшка два вершка.

Эти тропы включаются в эмоционально-экспрессивные средства фразеологии.

4. Синтаксические средства выразительности речи.

Одна из самых древних фигур речи - повтор; его используют и в бытовой и в художественной, литературной речи. Повторы в литературном тексте, а особенно в поэзии, встречаются разного рода.

Повтор начала строки (строфы, предложения) называется анафорой (от гр. anaphora - "вынесение вверх"):

Церквушки, да скворечники,

Да ветер низовой,

Да вороны - кромешники.

С.Е. Сметанин

Повтор последних слов называется эпифорой (от греч. "epi" - "после" и "phoros" - "несущий"):

Зачем, златое время, летишь?

Как всадник, ногу в стремя, летишь?

М.А. Кузьмин.

Конец фразы стиха или строфы может быть подхвачен началом следующей - это стык:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасающего дня.

Я на башню всходил, и дрожали ступени

И дрожали ступени под ногой у меня

К.Д. Бальмонт

Если повтор окаймляет отрезок текста, то тогда такая фигура называется охватом:

Пью горечь вечеров, ночей и модных сборищ,

Рыдающей строфы сырую горечь пью.

Б.Л. Пастернак.

Повтор слова влечет за собой и повторы грамматических конструкций.

Такая фигура называется параллелизмом.

Параллелизм не обязательно содержит именно две строки, он может быть более развернутым, а может усложняться и в один стих, как у А.С. Пушкина:

Мчатся тучи, вьются тучи...

А вот другие пушкинские строки: "звезда1 печальная,2 вечерняя2 звезда1".

Такая фигура получила название хиазм (от греческой буквы "x" - "хи") - слова расположены в ней как бы накрест.

Эллипсис - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. От этого синтаксического приема следует отличать умолчание - оборот речи, состоящий в том, что автор сознательно недосказывает мысль, предоставляя право читателю догадаться, какие слова не произнесены.

Для интонационного и логического подчеркивания выделяемых предметов используется выразительная стилистическая фигура - многосоюзие (полисиндетон).

Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы и, ни (ни любви, ни ласки). Большую выразительность обретают строки, в которых рядом с многосоюзием применяется противоположный ему стилистический прием - бессоюзие. Как заметил Д.Э. Розенталь, "Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями". При стилистическом изучении однородных членов предложения особый интерес вызывают их функционирование в разных стилях речи, большие экспрессивные возможности.

В литературной речи часто употребляются однородные члены, которые выступают как важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов.

На фоне разнообразных синтаксических средств обращения выделяются экспрессивной окраской и фукнционально-стилевой закрепленностью. В тоже время эмоциональное звучание обращений в поэтическом тексте нередко достигает яркой изобразительной силы. Для создания эмоциональности речи писатели могут использовать как обращения слова с яркой экспрессивной окраской, образные перифразы. К тому же при обращениях часто стоят эпитеты, да и сами они нередко являются тропами - метафорами, метонимиями. Их экспрессию подчеркивают частицы, тавтологические сочетания, плеоназмы, наконец, особая интонация - все это усиливает выразительную силу этого синтаксического приема в художественной речи.

Если отталкиваться от традиционной классификации основных значений вводных компонентов, легко выявить их типы, закрепившиеся за тем или иным функциональным стилем. Так, вводные слова и словосочетания, выражающие достоверность, уверенность, предположение, тяготеют к книжным стилям. Вводные слова и словосочетания, используемые с целью привлечь внимание собеседника, как правило, функционируют в разговорном стиле, их стихия - устная речь.

воротилы шоу-бизнеса, общественное мнение, народные избранники;

  • вкрапления разговорной, просторечной лексики, лексики, стоящей вне литературного языка:

Так он же всех нас «замочит» — о проектах военного назначения, как хочется примазаться к этим проектам…, трудно в ментов играть?

  • неологизмы или новые авторские словообразования:

Рэп — хулиганствующий персонаж, кремлевская тусовка, музкритики, четенько «прогнул свою линию» ;

  • стандартные конструкции:

Как сообщает наш корреспондент, как нам стало известно, вызвало реакцию, в ответ на…., состоялось специальное заседание и т.д.;

  • синонимы: …

двое 17-летних юнцов. Подростки попали..

  • многозначные слова, омонимы, антонимы, паронимы как средство выразительности:

иллюзии и реальность, пропавшие и пропащие, черный оптимизм, правыми всегда оказываются левые;

  • аббревиатуры:

ГД — Государственная Дума, ОРТ – общественное российское телевидение

  • всевозможные средства словесной образности ():

Увы, сегодня надо признать: мы выходим из коммунизма самым искривленным, самым болезненным, самым нелепым (градация) путем. Из всех моих встреч я вынес впечатление, что центральные органы власти, исполнительной и законодательной,(инверсия), имеют слабую связь с болями страны (метафора).

Морфологические особенности публицистического стиля

  • специфические глагольные формы – настоящее время (настоящее репортажа), способствующее созданию эффекта присутствия:

Приезжаем в Х… Сразу отправляемся в морг. Поднимаемся и подходим к двери..

  • частотность личных местоимений 1 лица:

Мой вертолет приземлился прямо на строительной площадке. Меня встречали. Мы сразу же поехали на объект, я был потрясен увиденным…

Синтаксические средства связности в публицистическом стиле

Этот синтаксис иногда называют экспрессивным. Действительно, именно разнообразие синтаксических конструкций позволяет автору воздействовать на аудиторию.

  • повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения:

А ты кто такой? Да это наш знакомый из группы ХХХХХ

  • парцелляция — выделение части предложения в отдельное предложение:

Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.

  • сегментация — вынесение важного для автора высказывания в начало предложения и оформление его как назывного предложения:

Выборы в Приморском крае: кто победит?

  • инверсия — изменение обычного порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

Самым циничным мошенничеством лохотронщиков был обман пенсионеров. Не понравились они мне.

использование стилистических фигур:

  • анафора — повторение начала слов ряда предложений или оборотов речи:

Какое отличное утро смотрит нам в лицо, как красивы… эти берлинские улицы в час, когда на них ступает Свобода! (А. Н. Толстой)

  • риторический вопрос- вопрос, не требующий ответа или вопрос, содержащийся в тексте или в самом вопросе:

Разве можно устыдиться, если борешься за родину? (А.Н. Толстой)

  • риторическое восклицание — выражение эмоций оратора, прием, привлекающий внимание слушателей:

Фашистам на нашей земле делать нечего! (А.Н. Толстой)

  • параллелизм — одинаковое построение соседних предложений или их частей:
  • эпифора — повторение слов или сочетаний в конце конструкции:

Преклоняя колена клянемся — не посрамим земли русской. Целуя край нашего святого знамени, клянемся — не отдадим ни пяди земли русской! (А.Н. Толстой)

  • антитеза — построение, основанное на противоположности картин, характеров, предметов и т.д.:
  • оксюморон — сочетание противоположных друг другу по значению слов в одном художественном образе:

Тягостная легкость этой жизни (М. Стуруа)

  • градация — постепенное последовательное усиление или ослабление образов, сравнений и других средств художественной выразительности:

Я вас прошу, умоляю, — требую, наконец!

  • эллипсис — пропуск слов или фактов, читающихся в контексте:

Время — к восьми (из газет)

Текстовые особенности публицистического стиля

  • относительно краткие предложения:

В чем должен убедиться человек, покупая страховой полис? Во-первых, в том, что страховщик его обманет. Во-вторых, в том, что компания не обанкротиться. В-третьих, что он сам заплатил за страховку не больше, чем сосед.

  • абзацное деление по целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение:
  • «яркий» заголовок о информации или содержании текста, который сразу же привлекает внимание читателя:
  • эмоциональный повтор как средство связности:

Нам не свойственно признавать себя виноватыми. При том, что в нашей отвратительной истории виноваты мы сами.

  • сравнение как способ доказательства:

Мы не можем не считаться с тем, что держать профессиональную армию пока не по карману государству. Я не открою секрета, если скажу: солдат или сержант наемной американской армии сегодня получает больше, чем наш офицер или генерал.

О чертах и жанрах публицистического стиля читать

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители, слушатели;

2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - обще­ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны:

Логичность,

Образность,

Эмоциональность,

Оценочность,

Призывность

и соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение : выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью . Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность . Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность : она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства , прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи .

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.

Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только..., но и; не только..., а и; не столько..., сколько).

Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Образец текста публицистического стиля

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)

Цели урока – повторить характерные признаки книжных стилей, обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль», «Выразительные средства языка»; – совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля. – развивать умения создавать текст публицистического стиля, использовать средства публицистического воздействия на читателя; – развивать познавательные, коммуникативные и социальные возможности учащихся, сформированность общеучебных навыков и умений и самообразования.







СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РОДО-ВИДОВЫЕ СЛОВАМиллионы разных цветов... лиловые колокольчики... белая кашка... СЛОВА ОДНОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Зима... мороз… снежок... сугробы... иней... ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР (в том числе однокоренные слова) Я с удовольствием читал эту книгу. Читал долго, размышляя и возвращаясь к уже прочитанному. СИНОНИМЫ (в том числе контекстные) Мимо плыли полянки... Убегали овраги... АНТОНИМЫ (в том числе контекстные) Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мед. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТНад головой раздался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.


2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЮЗЫ, СОЮЗНЫЕ СЛОВА, ЧАСТИЦЫ За окном опять метель. Зато на печке-то как тепло да уютно. МЕСТОИМЕНИЯ: -ЛИЧНЫЕ -УКАЗАТЕЛЬНЫЕ Звуки становились тише. Они почти растворились в летнем зное. Этот зной усыплял все живое вокруг. НАРЕЧИЯВдруг... Сначала... Потом... Внизу... Справа... Рядом... ЕДИНСТВО ВРЕМЕННЫХ ФИРМ ГЛАГОЛА Вдруг наступит мертвая тишина. Ничто не стукнет, не шелохнется. Ветер листком не шевельнет. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯХороша была Танюша. Краше не было в селе.


ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с не" title="3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОРЯДОК СЛОВ => ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с не" class="link_thumb"> 10 3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОРЯДОК СЛОВ => ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯО чем мы говорили? О разном. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Наверное, все знают о том, что... Оказывается,... Пожалуй, самое интересное… Как выяснилось,… ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с не"> ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯО чем мы говорили? О разном. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Наверное, все знают о том, что... Оказывается,... Пожалуй, самое интересное… Как выяснилось,…"> ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с не" title="3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОРЯДОК СЛОВ => ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с не"> title="3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОРЯДОК СЛОВ => ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с не">






Функциональные стили речи СтильГде встречается Цели, функции Основные чертыНаиболее часто используемые языковые средства Учебники, справочники, энциклопедии Сообщение, объяснение научных результатов. Точность, логичность, четкость, строгость Книжные слова, научные термины, простые и сложные предложения Сущ. ср. рода, глаголы 3-го лица, н.вр. Документы (заявления, справки, протоколы, отчеты) Уставы, законы Известить, пригласить, попросить, уведомить Сообщение Стандартность, точность, конкретность, отсутствие образности, эмоциональности Стандартные средства выражения Глаголы в неопред. форме, в форме н.вр.; сложные предложения Газеты, журналы Сообщить факты, убедить Воздействие информирова- нием Конкретность, логичность, доказательность, эмоциональность, общедоступность высказывания Художественная литература


Функциональные стили речи. СтильГде встречаетсяЦели, функции Основные чертыНаиболее часто используемые языковые средства Научный Учебники, справочники, энциклопедии Сообщение, объяснение научных результатов. Точность, логичность, четкость, строгость Книжные слова, научные термины, простые и сложные предложения Сущ. ср. рода, глаголы 3-го лица, н.вр. Официально -деловой Документы (заявления, справки, протоколы, отчеты) Уставы, законы Известить, пригласить, попросить, уведомить Сообщение Стандартность, точность, конкретность, отсутствие образности, эмоциональности Стандартные средства выражения Глаголы в неопред. форме, в форме н.вр.; сложные предложения Публицисти- ческий Газеты, Журналы Сообщить факты, убедить Воздействие информирова- нием художествен ный Художественная литература Конкретность, логичность, доказательность, эмоциональность, общедоступность высказывания








3. Каково назначение публицистического стиля? Назначение публицистического стиля сообщая, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к общественным проблемам. 4. Каковы языковые приметы этого стиля? Совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая «газетная образность»: белое золото хлопок, голубые дороги морские пути и пр.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов и т. д. 2. Что обозначает слово «публицистика»? Название стиля публицистический происходит от латинского слова publicus общественный (в нашем языке есть слово публика, одно из значений которого люди, народ). Заметка, репортаж, рецензия, отзыв. Во всех них одна и та же тема будет решаться по- своему. 5. Назовите жанры публицистического стиля


Текст. Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. В нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка непросто в знании хорошего тона, а в сердечность и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знания норм поведения только помогает проявлению доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)


Анализ текста. Это текст... стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, эмоционален. Цель: Жанр Тип данного текста - …. Тезис оформлен в виде вопроса и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве «данного» используется понятие «воспитанность», а в качестве «нового» - слова, которые раскрывают эти понятия (…). Автор доказывает истинность утверждения, приводит пример воспитанного человека. В этой части текста описываются черты характера Качалова (…), затем один из его поступков. Далее автор возвращается к высказанному в начале текста положению и делает из него вывод: истоки воспитанности – в доброте и уважении к людям. Автор использует разные способы связи в предложении в тексте: цепную и параллельную. Тематическую связь обеспечивают следующие средства: местоимения (…), порядок слов (…), лексические повторы (…), анафора (…) и другие. Задача данного текста – воздействовать на читателя.


1. В цирке выступали жонглеры, клоуны, медведи и другие. 2. Человеку не хочется умирать и жить все больше и больше. 3. Благодаря защитникам Родины мы живем и говорим им за это огромное спасибо. 4. Раскольников мнит себя сверхчеловеком, способным изменить историю, разрушающим настоящее во имя будущего, который имеет право преступить закон для спасения человечества.


Группа 2. Проанализируйте текст, найдите признаки публицистического стиля. Определите тему, основную мысль. Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п.Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам. Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и, я бы даже сказал, чувствовать языковой материал во всех его оттенках, во всем разнообразии его форм и сочетаний. И день за днем, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели. М.Исаковский


Группа 1.Определить, является ли текст публицистическим, убедительно доказать свою правоту. Высказать свое отношение к проблеме, поднятой автором. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но хоть и трудно- это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения(как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума. Д.С.Лихачев


Группа 3. О чем говорится в тексте? Какие общественные явления вызывают тревогу у автора текста? Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через триста лет, как после татаро-монгольского ига, но возродится и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от океана до океана. Будет! Но народ, ее населявший? Что станет с ним? Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему Изначала. Слово. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию только Слово. Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливали кровь. Словом поднимали на подвиг. «Он слово знает!»-говорили про удачливого. «В начале было Слово, - сообщает Евангелие от Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно. Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В.И.Далем, содержится 200 тысяч слов. У Ожегова – 57 тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае- пятьсот, но скорее всего меньше. М.Ганина




Анализ текста 1)С чего начать разговор о России? 2)Мне, русскому, это не просто: большое видится на расстоянии. 3)Россия велика. 4)Вспоминаю, школьный учитель говорил: «Солнцу, и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы». 5)Может, разговор начать с того, какая Россия разная? 6)Это и безлесная тундра, и дремучая тайга; это и горы Урала, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка Сколько микротем в данном тексте? а) 1; б) 2; в) 3; г) К какому жанру относится текст? а) статья; б) портретный очерк; в) критическая статья; г) эссе. 3. Каков тип речи? а) описание; б) рассуждение; в) повествование; г)повествование с элементами рассуждения. 4. С каким предложением связано 5-е предложение текста? а) С 4-м; б) со всеми предыдущими; в) с 1-м; г) с 3-м. 5. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте? а) вопросительные предложения, ряды однородных членов, контекстные антонимы; б) ряды однородных членов, метафора, гипербола; в) контекстные синонимы, антитеза, литота; г) гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов. Публицист использует следующие языковые средства: именительный представление (воспитанный человек) непосредственное обращение к собеседнику (…..) риторический вопрос (…..); неполные предложения (…..) оправданный повтор слов и синтаксический параллелизм конструкции (……) противопоставление (…..) ; ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением (…..) отвлеченная лексика (…..).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!