Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Социальная организация: признаки, структура, элементы. Элементы социальной организации

7. Элементы организации

Организации – это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования, в которых можно выделить следующие отдельные элементы: социальную структуру, цели, участников, технологии, внешнее окружение.

Центральным элементом любой организации является ее социальная структура. Она относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками организации. Социальная структура включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти и подчинения.

Социальная структура организации различается по степени формализации. Формальная социальная структура – это такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции. Например, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей.

Взаимосвязи между позициями формальной структуры основаны на жестких правилах, регламентах, положениях и закреплены в официальных документах. В то же время неформальная структура состоит из совокупности позиций и взаимосвязей, формируемых на основе личностных характеристик и основанных на отношениях престижа и доверия.

Цели – ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Не имеющая цели организация бессмысленна и не может существовать продолжительное время.

Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.

Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания. Существуют три взаимосвязанных вида организационных целей.

Цели-задания – это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. Предприятиям они даются министерством или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов) – задания, которые определяют целевое существование организаций.

Цели-ориентации – это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной.

Цели-системы – это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, т. е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, интеграция организации в ряду других. Цели-системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации.

Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми, целями. Для их достижения организация ставит перед собой множество промежуточных, вторичных, производных целей.

Члены организации, или участники – важная составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать определенным набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены организации представляют собой персонал, который взаимодействует друг с другом в соответствии с нормативной и поведенческой структурой.

Обладая различными способностями и потенциалом (знаниями, квалификацией, мотивацией, связями), участники организации должны заполнить все без исключения ячейки социальной структуры, т. е. социальные позиции в организации. Возникает проблема расстановки кадров, соединения способностей и потенциала участников с социальной структурой, в результате чего возможно объединение усилий, достижение организационного эффекта.

Технология. Организация с точки зрения технологии – это место, где производится определенного вида работа, где энергия участия применяется для трансформации материалов или информации.

В традиционном понимании технология – это совокупность процессов обработки или переработки материалов в определенной отрасли производства, а также научное понимание способов производства. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики. Следовательно, технология представляет собой совокупность основных характеристик процесса производства того или иного продукта. Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность. Сам по себе алгоритм представляет заранее определенную последовательность шагов, направленных на получение данных или результатов в целом.

Внешнее окружение. Каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром.

1. К основным компонентам социальной сферы относятся:

Б) потребность социального субъекта;

В) ценностные ориентации;

Г) социальная инфраструктура;

Д) все ответы верны.

2. Экономические группы факторов социального развития характеризуют:

3. Социальная сфера общества предназначена для:

А) удовлетворения материальных и духовных потребностей человека;

Б) удобства управления государственными органами власти;

В) разделения ее на области управления;

Г) достижения генеральной цели государственной политики.

4. К группам факторов социального развития относятся:

А) экономические;

Б) политические;

В) национально-энические;

Г) все ответы верны.

5.Социально-демографические группы факторов социального развития характеризуют:

А) уровень социально-экономического развития страны и каждого региона и направлены на социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения;

Б) численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;

В) воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

Г) особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

6. Национально-этнические группы факторов социального развития характеризуют:

А) уровень социально-экономического развития страны и каждого региона и направлены на социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения;

Б) численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;

В) воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

Г) особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

7.Социально-психологические группы факторов социального развития характеризуют:

А) уровень социально-экономического развития страны и каждого региона и направлены на социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения;

Б) численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;

В) воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

Г) особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.


8.Что является субъектом управления социальной сферы?

А) системы здравоохранения;

В) Система образования;

Г) Общественные организации.

9.Что является объектом управления социальной сферы?

А) системы здравоохранения;

Б) органы государственной власти субъекта управления;

В) Система образования;

Г) Общественные организации.

10. Выберите правильное определение понятия «управление»:

А) определение цели и результата ее достижения при помощи необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;

Б) процесс организации целенаправленного воздействия субъекта на некоторую часть среды (объект управления) для достижения определенных результатов;

В) использование причинно-следственных связей, при котором поведение системы приводит к желаемому результату;

Г) все ответы верны.

11.Метод управления социальной сферой «Прямое управление» это-

В) методы, применяемые с целью повышения общественной активности людей путем их мотивации непосредственно через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур;

12. Метод управления социальной сферой «Косвенное воздействие» это-

А) административные методы управления которые базируются на власти, дисциплине и ответственности;

Б) экономические методы управления. Цели которых достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е. создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения;

13.Метод управления социальной сферой «социально-психологический» это-

А) административные методы управления которые базируются на власти, дисциплине и ответственности;

Б) экономические методы управления. Цели которых достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е. создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения;

В) методы, применяемые с целью повышения общественной активности людей путем их мотивации непосредственно через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур.

14. К принципам управления социальной сферой относятся:

Г) все ответы верны.

15. Выберите функции системы здравоохранения в субъекте РФ:

А) осуществление социальной профилактики, т.е. мероприятий по охране здоровья населения;

Б) оказание населению квалифицированной медицинской помощи;

В) оказание населению помощи обучения в медицинских учреждениях.

16. Является ли обязательное медицинское страхование составной частью государственного социального страхования?

17. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе:

А) программ добровольного медицинского страхования;

Б) программ обязательного медицинского страхования;

В) смешанных программ медицинского страхования.

18. В качестве субъекта медицинского страхования выступают:

А) гражданин;

Б) органы государственной власти;

В) медицинское учреждение.

19. Граждане имеют право на:

А) обязательное и добровольное медицинское страхование;

Б) предъявления иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;

В) возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это не определено условиями договора;

Г) возвратность части страховых взносов при обязательном медицинском страховании, если это не определено условиями договора.

20. Социальная направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

Г) все ответы верны.

21. Экономическая направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

А) преодолении патерналистской модели отношений в здравоохранении;

Б) активации деятельности организаций, представляющих корпоративные интересы медицинского персонала;

В) вовлечении персонала здравоохранения в процессы стратегического развития и управления здравоохранением;

Г) все ответы не верны.

22. Экономическая направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

Г) все ответы верны.

23. Социальная направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

А) регулировании политики ценообразования и тарифной политики, связанной с медицинскими услугами;

Б) обеспечении финансовых потоков, предназначенных для функционирования здравоохранения, и их беспрепятственного прохождения по четко обозначенным финансовым каналам;

В) контроле за образованием и прохождением финансовых ресурсов;

Г) все ответы не верны.

24. К основным принципам государственного управления здравоохранением являются:

А) принцип обеспечения правосубъектности;

Б) принцип законности;

В) принцип гласности и прозрачности управления;

Г) все ответы верны.

25. К основным принципам государственного управления здравоохранением являются:

А) обеспечение уменьшения рассогласования между заданным значением управляемого параметра и его фактическим значение (отрицательная обратная связь);

Б) непрерывная циркуляция текущей информации о состоянии объекта управления, а также управляющей информации со стороны субъекта управления;

В) согласование скоростей изменения заданного и фактического значений управляемого параметра;

Г) все ответы не верны.

26. Предметом образовательных отношений являются:

А) системные, многообразные по содержанию знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися в ходе обучения и воспитания, уровень которых соответствует требованиям государственных образовательных стандартов;

Б) системные, многообразные по содержанию знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися в ходе обучения и воспитания в сфере медицины, уровень которых соответствует требованиям государственных образовательных стандартов;

В) системные, многообразные по содержанию знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися в ходе обучения и воспитания в сфере педагогики, уровень которых соответствует требованиям государственных образовательных стандартов;

27. Образовательные программы делятся на:

А) общеобразовательные;

Б) специальные профессиональные;

В) профессиональные;

28. К основным общеобразовательным относятся программы:

А) дошкольного образования;

29. К основным профессиональным относятся программы:

А) дошкольного образования;

Б) начального профессионального образования;

В) начального общего образования.

30. К основным общеобразовательным относятся программы:

31. К основным профессиональным относятся программы:

А) основного общего образования;

Б) среднего профессионального образования;

В) среднего общего образования.

32. Культурные блага это –

33. Культурные ценности это –

А) условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

Б) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные ценности и т.п.;

В) создание культурных ценностей и их интерпретация;

Г) деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.


34. Творческая деятельность это –

А) условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

Б) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные ценности и т.п.;

В) создание культурных ценностей и их интерпретация;

Г) деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

35. Культурная деятельность это –

А) условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

Б) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные ценности и т.п.;

В) создание культурных ценностей и их интерпретация;

Г) деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

36. К художественному творчеству относится:

А) литературное творчество;

В) исполнительское искусство;

Г) все ответы верны.


37. К сохранению культурного наследия относится:

А) литературное творчество;

Б) изобразительное и прикладное искусство;

В) исполнительское искусство;

Г) все ответы не верны.

38. К сохранению культурного наследия относится:

А) реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры;

Б) музейное дело;

В) архивное дело;

Г) все ответы верны.

39. К задачам законодательства субъекта Российской Федерации о культуре относятся:

А) обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на культурную деятельность;

Б) создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей РФ;

В) определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности.

40. Субъектами рынка труда являются:

А) наемные работники;

Б) работодатели;

В) органы государственной власти субъекта РФ.

41. К институтам, определяющих деятельность рынка труда относятся:

А) законодательство о защите занятости;

Б) система поддержки безработных;

В) политика налогового ограничения доходов.

Рассматривая организацию с точки зрения социального объек­та, социальной группы, дадим следующую формулировку.

Социальная организация (от позднелатинского organize - со­общаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанно­стей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управле­ния . В ней взаимодействую различные социальные группы, чле­ны которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности.

Социальная организация характеризуется обычно следующи­ми основными признаками :

    наличие единой цели (производство продукции или оказание услуг);

    формализация отношений в организа­ции и нормативная регуляция поведения членов данной организации;

    иерархия отношений. Существование системы власти, управления, которые подра­зумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;

    распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом;

    наличие коммуникации . Совокупность правил и норм, регулирующих отношения ме­жду людьми;

Социальная организация относится к наиболее сложному типу организационных систем, поскольку в ее природе заложена из­ вестная двойственность:

    во-первых, она создается для решения определенных задач,

    во-вторых, выступает социальной средой общения и пред­метной деятельности людей.

На заранее созданную социальную организацию накладывает­ся целая система межличностных отношений.

Например, перед трудовой социальной организацией , как правило, ста­вятся две задачи:

1) повышение экономической эффективности производства и качества выпускаемой продукции, выполняемых услуг и труда;

    социальное развитие коллектива или работника как лично­сти.

Структура организации:

    Можно выделить два типа структур социальной организации: производственную и непроизводственную :

Производственный тип структуры социальной организации формируется в зависимости от производственных факторов дея­тельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как:

а) функциональную (содержание труда);

б) профессиональную (подготовка и переподготовка кадров);

в) социально-психологическую (межличностные отношения);

г) управленческую (система управления).

Качественными признаками функционирования производст­венного типа структуры социальной организации выступают по­требности и интересы, требования работника к труду и в первую очередь к содержанию и условиям труда, к условиям своего про­фессионального роста, к организации труда. Специфическую об­ласть явлений, связанных с производственным типом структуры социальной организации, составляет система мероприятий по развитию мотивации производственной активности (это мораль­ное и материальное стимулирование и т.д.).

Непроизводственный тип структуры социальной организации возникает тогда, когда члены, к примеру, трудовой организации (коллектива) участвуют в различных видах внепроизводственной деятельности, заполняющей внерабочее и свободное от работы, время работни­ков. К непроизводственной структуре социальной организации можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций.

Общая структура социальной организации промышленного предприятия возникает и развивается как в рабочее время (в ходе производственного процесса, в процессе труда), так и в свободное от работы время.

II . В рамках любой организации выделяют внешний и внутренний уровень структуры.

В структуре организа­ции выделяется несколько компонентов, среди которых важнейшее значение имеют специализированное разделе­ние труда, сфера контроля и координация совместной дея­тельности людей, работающих в данной организации. Все это образует внутреннюю среду организации. Но последняя действует в определенной внешней среде.

Внешняя среда. Социальные факторы, внешние по отношению к организации, сплетаются в сложный клубок политиче­ских, экономических, юридических, социальных и соци­ально-культурных воздействий, постоянно присутствую­щих в жизни организации и существенно влияющих на формирование ее деятельности. Внешняя среда сказыва­ется не столько на повседневной работе людей, сколько на их отношении к своей организации и на поведении самой организации в целом. В частности, положительный в глазах общественного мнения имидж вселяет в людей гордость за принадлежность к организации. В этом случае легче привлекать и удерживать работников. Когда же в общественном мнении складывается недоверчивое или даже негативное отношение к организации, в нее прихо­дят люди без большого удовлетворения, скорее подго­няемые соображениями выгоды, отсутствием выбора и т.д.

Внутренняя среда организации - это непосредствен­ная обстановка, в которой приходится работать людям, объединенным совместными целями, интересами и деятельно­стью. Всегда нужно иметь в виду, что и организация, и управление ею, и руководители, и подчиненные - это люди, объединенные в определенные группы. Когда открывается какое-либо предприятие, принимает соответствующее реше­ние конкретный человек или конкретная группа людей, а во­все не абстрактное руководство. Когда выпускается продук­ция низкого качества, виноваты не абстрактные "рабочие", а несколько конкретных людей, которые недостаточно моти­вированы, стимулированы, плохо обучены или безответст­венно относятся к своим обязанностям. Если руководство - отдельные работники системы управления - не понимает или не признает, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми запросами, интересами, по­требностями, ожиданиями, способность организации дос­тичь намеченных целей будет поставлена под угрозу.

Элементы организации.

Организации - это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования. Однако их анализ нуж­но начинать с достаточно простой модели (см. рис.).

Внешнее окружение

Рис. Элементы организации

Рассмотрим отдельные элементы этой модели.

    Социальная структура является центральным элементом лю­бой организации. Она относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками организации . Суще­ствуют две точки зрения на социальную структуру группы.

    с одной стороны, нормативная структура

    с другой - фактическая структура

Нормативная структура включает в себя ценности, нормы и ро­левые ожидания.

Ценности - это критерии привлекательности и ра­зумного выбора целей, а также оценки окружающих социальных норм.

Нормы - это управляющие поведением обобщенные правила, которые изменяются и совершенствуются, приводя индивидов к дос­тижению коллективных целей, целей организации. Роли определяют вклад в общую деятельность в зависимости от занимаемой позиции, а также взаимное ожидание участников, взаимный контроль за их по­ведением. Ценности, нормы и роли организованы так, что составля­ют относительно связанные и стойкие системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членов организации.

Что касается фактической структуры , то её можно определить как поведенческую структуру . Она значительно отличается от норма­тивной структуры прежде всего тем, что в ней на первый план вы­ ступают личностные качества участников и их взаимные оценки этих качеств . В целом же поведенческая структура - это система от­ношений между людьми, находящаяся в рамках нормативной струк­туры, но в то же время отклоняющаяся от нормативной структуры в известных пределах, обусловленных личностными чувствами, пред­почтениями, симпатиями и интересами.

Социальная структура организации различается по степени фор­мализации.

Формальная социальная структура - это такая структу­ра, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними чет­ко специализированы и определены независимо от личностных харак­теристик членов организации, занимающих эти позиции. Например, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей. Директор может быть дело­вым и энергичным, полностью соответствующим своей должности, а может быть пассивным и некомпетентным. Но все равно формально он остается директором. Взаимосвязи между позициями формаль­ной структуры основаны на жестких правилах, регламентах, положе­ниях и закреплены в официальных документах.

В то же время неформальная структура состоит из совокупности позиций и взаимосвязей, формируемых на основе личностных харак­теристик и основанных на отношениях престижа и доверия. С точ­ки зрения неформальной структуры компетентный и добросовестный начальник отдела может иметь более высокий престиж и значить боль­ше, чем директор организации. Неформальная структура более из­менчива, подвижна и неустойчива, чем формальная, т.к. такие взаимоотношения не закрепляются официальными правилами, регла­ментами и нормами и, следовательно, могут быть легко разрушены, например, если выделенный руководитель не оправдал ожиданий.

2. Цели. Цели очень важны, так как ради их дости­жения и осуществляется вся деятельность объединения людей. Не имеющая цели организация бессмысленна и не может существо­вать сколько-нибудь продолжительное время. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания. При взаимосвязанных вида организационных целей: цели-зада­ния, цели-ориентации и цели-системы.

Цели-задания - это оформленные как программы общих дейст­ вий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уров­ня. Предприятиям даются министерством или диктуются рынком (со­вокупностью организаций, включая смежников и конкурентов) зада­ния, которые определяют целевое существование организаций. Оче­видно, что эти цели являются приоритетными и на их выполнение направлено внимание и основная деятельность всех без исключения участников организованного процесса. Преподавание в школе, лече­ние и прием пациентов в больнице, лабораторные работы в научно-исследовательских институтах - все это цели-задания, определяющие смысл существования организации.

Цели-ориентации - это совокупность целей участников, реализуе­ мых через организацию . Сюда относятся обобщенные цели коллек­тива, включающие и личные цели каждого члена организации. Важ­ным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, ут­рачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной. Стремясь к выполнению це­лей-ориентаций, члены организации отмахиваются от целей-заданий или стремятся выполнить их лишь формально.

Цели-системы - это стремление сохранить организацию как са­ мостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и це­ лостность. Другими словами, это стремление организации к выжива­нию в условиях существующего внешнего окружения, интеграция ор­ганизации в ряду других. Цели системы должны органично вписы­ваться в цели-задания и цели-ориентации.

Перечисленные цели организации являются основными, или ба­зовыми. Для их достижения организация ставит перед собой множе­ство промежуточных, вторичных, производных целей: укрепление дис­циплины, стимулирование работников, реорганизация, улучшение ка­чества работы и др.

3. Члены организации, или участники - важная составляющая ор­ганизации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организа­ ции и играть соответствующую социальную роль . Все вместе члены организации представляют собой персонал , который взаимодейству­ет друг с другом в соответствии с нормативной и поведенческой струк­турой. Обладая различными способностями и потенциалом (знания­ми, квалификацией, мотивацией, связями), участники организации должны заполнить все без исключения ячейки социальной структу­ры, т.е. все социальные позиции в организации. Возникает проблема расстановки кадров, соединения способностей и потенциала участни­ков с социальной структурой, в результате чего возможно объедине­ние усилий и достижение организационного эффекта.

4. Технология. Организация с точки зрения технологии - это ме­сто, где производится определенного вида работа. Понятию «технология» приписывают обычно три значения.

Во-пер­ вых , технология часто представляется как система физических объ­ектов, составляющих организацию (станки, материалы, множительные средства, передающая и принимающая аппаратура и т.д).

Во-вторых , технология понимается в узком, «механическом» смысле: это фи­зические объекты, соединенные с человеческой активностью. Автомобиль и радиоприемник различаются при этом только тем, что к ним по-раз­ному приложена человеческая энергия - для их изготовления совер­шаются разные действия.

В-треть­ их , термин «технология» используется для обозначения совокупно­сти знаний людей о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организации. Организация не может заниматься любым видом деятельности без знания того, как использовать сред­ства, преобразовывать их и реализовывать. Технология в таком по­нимании (называется ноу-хау) - это систематизированное знание по­лезных и наиболее рациональных практических действий. Именно эта трактовка технологии употребляется в социологии управления.

5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в специ­фическом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь мно­ гочисленные связи с окружающим миром.

Изучая внешнее окружение организаций, можно выделить основные факторы влияния на них внешней среды:

    роль государства и политической системы;

    влияние рын­ка (конкуренты и рынок труда);

    роль экономики;

    влияние со­циальных и культурных факторов;

    технология из внешнего окру­жения.

Очевидно, что эти факторы внешней среды влияют практи­чески на вое сферы деятельности организации.

В целом можно сказать, что каждый из организационных элемен­тов - социальная структура, цели, члены организации, технология и внешнее окружение - служит важнейшим компонентом всех органи­заций. Таким образом, организации представляются как системы элементов, каждый из которых немыслим без других. Например, це­ли сами по себе, так же как и отдельно взятая социальная структу­ра или технология, не являются ключом к пониманию природы функционирования организаций, как и нет организации, которая мо­жет быть понята в отрыве от окружающей среды.

ЛЕКЦИЯ 4: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

1. Понятие культуры, организационная культура, её происхождение.

2. Уровни и элементы организационная культура

3. Типология организационной культуры

    ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬУТРА

Культура оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение и деятельность людей. Однако только в последние годы менеджеры начали понимать и ценить значение общей культуры для производства.

Что же такое культура? Термин «культура» (от лат. culture ) - по­нятие многоплановое, сложное, неоднозначное.

Прежде всего куль­тура - это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы по­ мочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуа­ ции .

Культура - это явление, которое выделяет человеческий вид среди других живых су ществ. В соединении с биологической эволю­цией культура не только помогла человеческому виду выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже в космосе.

Культура - это также усвоенное поведение и знания, которые интегрируются группой и разделяются членами группы . Группо­вые убеждения и практика становятся привычными, традицион­ными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или органи­ зацию) от другой.

Таким образом, можно выделить черты культуры:

Разделяется всеми или почти всеми членами некоторой со­циальной группы;

Передается старшими членами группы младшим;

Формирует поведение (мораль, законы, обычаи) и структу­ру восприятия и видения мира.

Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна . И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.

В широком смысле культура является механизмом воспроизведения социального опыта, помогающим людям жить и развиваться в определенной среде, сохраняя единство и целостность своего сообщества. Разумеется, потребность в воспроизведении приобретенного и заимствованного социального опыта актуальна и для организации. Однако, вплоть до недавнего времени процессы формирования организационной культуры шли стихийно, не привлекая внимания ни субъекта организационной власти, ни исследователей.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным и в нашей стране, и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и тог позже. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а так же реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.

Несмотря на разнообразие определений организационной культуры, в них есть общие моменты.

    образцы, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях;

    ценности, которых может придерживаться индивид: какое поведение следует считать допустимым, какое – нет. Принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.

    символика, посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации (легенды, мифы).

Мы будем определять организационную культуру как: это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получаю­ щих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

В организациях, обладающих давней историей и традициями, почти каждый сотрудник может припомнить историю, легенду или миф, которые связаны с возникновением организации, ее основателями или выдающимися членами.

Таким образом, организационная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Организационная культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.

Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.

Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Многие вопросы, связанные организационной культурой сами по себе новыми не являются. За последние 15-20 лет была проведена систематизация имеющегося материала.

    Первой попыткой исследования деятельности корпорации в культурном аспекте можно считать работу группы американских учёных во главе с Э.Мэйо в начал е30-х годов.

    В 50-е годы были проведены десятки исследований в десятках крупных и средних фирм США и Канады на предмет изучения естественного возникновения культур и субкультур, исходя из разных потребностей работников.

    В 1969 году вышла книга, написанная группой исследователей из Корнелльского университета посвящённая различным производственным традициям и обрядам.

    В начале 80-х гг. была издана книга-бестселлер «Теория Z» японского автора Оучи.

Существует несколько причин популярности этой темы в США и в странах Запада:

    В 70-е годы у американских фирм появился мощный конкурент в лице Японии – страна с абсолютно другой культурой. Естественно, возник вопрос почему?

    Была обнаружена несостоятельность традиционного рационально-бюрократического подхода к организации с присутствовавшим в неё духом отчуждения и формальной обезличенности.

    Продуманный маркетинг самой идеи издания книг-бестселлеров по организационному управлению.

Организация – одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия – организационный эффект. Суть этого эффекта – прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта – одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.

Организации – это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования, в которых можно выделить следующие отдельные элементы: социальную структуру, цели, участников, технологии, внешнее окружение.

Центральным элементом любой организации является ее социальная структура. Она относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками организации. Социальная структура включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти и подчинения.

Социальная структура организации различается по степени формализации. Формальная социальная структура – это такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции. Например, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей.

Взаимосвязи между позициями формальной структуры основаны на жестких правилах, регламентах, положениях и закреплены в официальных документах. В то же время неформальная структура состоит из совокупности позиций и взаимосвязей, формируемых на основе личностных характеристик и основанных на отношениях престижа и доверия.

Цели – ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Не имеющая цели организация бессмысленна и не может существовать продолжительное время.

Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.

Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания. Существуют три взаимосвязанных вида организационных целей.



Цели-задания – это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. Предприятиям они даются министерством или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов) – задания, которые определяют целевое существование организаций.

Цели-ориентации – это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной.

Цели-системы – это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, т. е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, интеграция организации в ряду других. Цели-системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации.

Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми, целями. Для их достижения организация ставит перед собой множество промежуточных, вторичных, производных целей.

Члены организации, или участники – важная составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать определенным набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены организации представляют собой персонал, который взаимодействует друг с другом в соответствии с нормативной и поведенческой структурой.

Обладая различными способностями и потенциалом (знаниями, квалификацией, мотивацией, связями), участники организации должны заполнить все без исключения ячейки социальной структуры, т. е. социальные позиции в организации. Возникает проблема расстановки кадров, соединения способностей и потенциала участников с социальной структурой, в результате чего возможно объединение усилий, достижение организационного эффекта.



Технология. Организация с точки зрения технологии – это место, где производится определенного вида работа, где энергия участия применяется для трансформации материалов или информации.

В традиционном понимании технология – это совокупность процессов обработки или переработки материалов в определенной отрасли производства, а также научное понимание способов производства. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики. Следовательно, технология представляет собой совокупность основных характеристик процесса производства того или иного продукта. Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность. Сам по себе алгоритм представляет заранее определенную последовательность шагов, направленных на получение данных или результатов в целом.

Внешнее окружение. Каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром.

Социальная организация - это целевая группа (вторичная и практическая группа), возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей).

Социальная организация (от позднелатинского organize - со­общаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанно­стей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управле­ния.

Признаки социальной организации

Три специфические черты отличают социальные организации от социальных общностей, социальных групп и социальных институтов:
во-первых, организации - это, прежде всего сообщества, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;
во-вторых, организации - это такие группы людей, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.
во-третьих, организации очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав - меняется "лицо" организации.
Социальная организация характеризуется наличием единой цели и плана деятельности; распределением функций, ролей и обязанностей между ее членами; выделением иерархии позиций и должностей, образованием системы руководства;.

Структура социальной организации

Структура социальной организации включает в себя следующие элементы (компоненты):

цели организации;

По мнению А.И.Пригожина, цели организаций бывают трех разновидностей:
Цели-задания - это планы и поручения, задаваемые организацией более высокого по подчинению уровня организации менее низкого уровня, отражающие внешнее назначение последней. Например, министерство диктует определенные плановые задания заводу по выпуску комбайнов. Цели-задания являются приоритетными, в основном вокруг них и по их поводу происходит интеграция организации. Особенность этих целей заключается в том, что обычно они не возникают из собственных мотивов участников, так работнику непосредственно не нужен выпускаемый его заводом комбайн. Мотивация работников на цели-задания осуществляется через цели-ориентации.


Цели-ориентации - это цель большинства, сумма индивидуальных целей, Т.е. общие интересы участников, реализация которых возможна только коллективно через организацию. Естественно, что, кроме общей для всех цели, у каждого из них есть и другие, свои специфические цели. В одних случаях коллективные цели неуловимы и переменчивы, а в других, наоборот, однозначны и чуть ли не вечны. Например, в качестве коллективной цели может выступать материальная заинтересованность участников в получении заработной платы.

3. В зависимости от оформления организационной структур социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.

Неформальная - это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функ­циональными нуждами,

Формальная - это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями

17. Понятие социальной общности и её разновидности.

Общество - чрезвычайно сложное образование, включающее множество качественно различных социальных подсистем со своими системообразующими элементами и специфическими интегральными свойствами. Основными из них являются

а) социальные группы и общности, в основе которых социальные

отношения;

б) социальные институты и организации, в основе которых институциональные и организационные связи;

в) социальные нормы и ценности, в основе которых связи социального контроля.

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий.

Социальная общность - это основная категория социологии. Социальная общность - это не простая сумма индивидов и не любая группа людей, а более или менее устойчивое и целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!