Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Курсовая работа»Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

В период становления первобытного общества люди жили малыми родственными группами, а охота и собирательство были осн. источником пропитания – это период присваивающей экономики. Экономика данного общества основывалась на общественной собственности.

Первой организационной единицей первобытного общества был РОД. Несколько дружественных родов объединялись в ПЛЕМЕНА, а те в СОЮЗЫ ПЕМЕН.

ВЛАСТЬ в первобытном обществе основывалась на традициях. Подчинение носило естественный характер, оно вытекало из единства интересов всех членов рода. Власть распространялась на определенные личности и не имела территориального характера. Обычаи поддерживались авторитетом старших. ВЛАСТЬ данного периода называлась потестарной (от лат. potestus – власть, мощь)

Высшим органом власти было собрание всех взрослых членов рода. Это собрание избирало старейшину т.е лидера мужчину, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и т.д.

Главными чертами власти данного периода было:

Выборность

Сменяемость

Срочность

Отсутствие привилегий

Общественный характер

Соц. значимые отношения регуль.:

Обычаями - передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

Ритуалами - совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

Обрядами -совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

Мифами - художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

Моральными и религиозными заповедями

Указанные нормы существовали в форме мономорм и обеспечивались силой всех членов первобытного общ-ва.

5. Происхождение гос-ва. Основные формы возникновения гос-ва

Государство – полит. структура особого рода, возникшая на определенном этапе развития человеческого общ-ва, представляющая собой центральный институт власти в полит. системе конкретного общ-ва.

Первые гос-ва возникли около 6 тыс. лет назад. Переход от присваивающего хоз-ва к производящему (скотоводство, земледелие) начался 10-15 лет назад т.к в это время произошли неблагоприятные изменения климата, которые повлекли изменения мегафауны: исчезновение видов животных и растений, употребляемых человеком в пищу.

Данный период назвали «неолитическая революция». Главная ее сущность состояла в том, что для удовлетворения своих жизненных потребностей человек был вынужден перейти от присвоения готовых продуктов к трудовой деятельности, в том числе к изготовлению орудий труда.

По мнению Энгельса появлению гос-ва предшествовали 3 стадии крупного общественного разделения труда:

1) Выделение скотоводства =>

Появляется необходимость в привлечении дополнительной рабочей силы, поэтому военнопленные становились рабами. Из этого первого крупного разделения труда возникло первое крупное разделение общ-ва на классы.

Изобретается первый примитивный ткацкий станок

Налаживается плавка металлов, руд)

2) Отделения ремесла от земледелия =>

Возникает товарное производство. Благородные металлы становятся преобладающими и всеобщими металлами, деньгами.

3) Появление купцов, как особого слоя людей профессионально занятых в сфере обмена товаров. Появляются

Металлические деньги

Собственность на замлю

Ростовщичество

Развитие ремесла, торговли ведет к подвижности населения, к возникновению городов. На одной территории уже живут члены разных родов, чужеземцы, рабы…Место родовой организации власти заменила новая организация - гос-во. Происходит выделение семьи из рода, что ведет к обособленному владению имуществом, что создает предпосылки к имущественному неравенству.

Формы возникновения гос-ва

Афинская

Классическая форма поскольку гос-во возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри строя. форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин-округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

Форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

Древнегерманская

Форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

Азиатская

Форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Существует ряд причин и условий, влияющих на процессы образования государства (политогенеза). Образование государства обусловлено тремя обстоятельствами: социогенезом (изменения в социально-экономическом строе), антропогенез (развитие интересов личности, духовное развитие человека) И нормогенез (развитие нормативного регулирования общественных отношений).

Первопричины, определяющие, в конечном счете, возникновение государства:

Изменение способа производства, появление экономического строя с принципиально отличной организацией экономической жизни общества. Новый экономический уклад и появление новых видов производства привело к необходимости новой организации управления обществом отличной от родоплеменного строя.

Возникновение ранее не известных специфических интересов (появление предметов роскоши, иных видов собственности, не связанных с необходимостью), носителями которых являлась «верхушка» общества и ее окружение, что влекло за собой необходимость разграничения, усреднения, примирения интересов различных слоев общества стало одной из причин появления государства.

Формирование нового типа самосознания, составляющими которого являются идеи собственности, «государственного» человека (политической личности) с собственными идеями и чувством государства.

Появление права в современном его понимании, что стало новыми правилами экономического и политического процесса, также отразилось на общественном устройстве – стало необходимым создание единого источника законов

Изменение характера власти и властных институтов как таковых.

Можно выделить также ряд факторов, влиявших на образование государства:

Географический (климат влиял на форму образовывавшихся государств – рабовладельческих или феодальных)

Религиозный (возникновение единобожия является важнейшим государствообразующим фактором)

Великое переселение племен

Экономический (развитие торговли)

Экологический (влияет на разделение труда)

Демографический (увеличение населения способствует оседлому образу жизни)

Психологический (психологическая предрасположенность нации к процессам объединения)

Внешний (опыт развития других стран, угроза внешних захватчиков)

Национальный (доминанта образования национальных государств)

2 основных типа образования государств: восточный и европейский.

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно-общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Первой эпохой в развитии человеческого общества был период первобытнообщинного строя. В истории человеческого общества занимает довольно значительный отрезок времени - несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.

Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что в начале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития.

Кроме этой периодизации в современной науке предлагается и другая периодизация - первобытное общество проходит два этапа или периода:

Первый - период присваивающей экономики;

Второй - период производящей экономики.

До своего разложения первобытное общество просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода - присваивающая.

Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были объединяться. Так как могли выжить только в коллективе - это определяло соответствующую социальную организацию общества - род, родовая община. Род - это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Род представлял собой союз, основанный прежде всего на кровном родстве. Они могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. Несколько родов образовывали племя. Что бы выжить люди должны были сообща трудиться, производить для жизни необходимые материальные блага. Поэтому все члены общества одинаково трудились, и все, что производилось, распределялось поровну. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.

Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества - носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества - только по половозрастному признаку.

Родовая власть носила в то время сугубо общественный характер, т.к. все вопросы решались на родовых собраниях. Специальных органов, занимающихся управлением общественными делами, в родовой организации не было. Власть в первобытном обществе принято называть патестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.

Власть в родовой общине принадлежала Народному собранию всех взрослых членов рода, которое решало все важнейшие вопросы жизни рода, выполняло также судебную функцию. Властными полномочиями наделялись совет старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание. Именно совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия членов рода, направлял жизнь племени.

Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.

Со временем, вожди родовой общины накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.

В связи с изменениями природно-климатических условий, уменьшением биомассы животных (из-за постоянной охоты на них и вырубки леса), люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди заметили, что проще разводить, одомашнивать животных, чем вести на них постоянную охоту - появилось скотоводство. Появилось первое разделение труда, производственный результат в значительной степени стал зависеть от отдельной личности. Впервые стал появляться избыточный продукт, который может свободно отчуждаться. Разделение труда повлекло совершенствование орудий труда, их разнообразие - ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Появился обмен результатами труда между скотоводами, земледельцами и ремесленниками - появились купцы.

Индивидуализация труда и получение избыточного продукта привели к делению собственности на частную (созданную личным трудом) и общую (полученную от предков, землю). Частная собственность сосредотачивалась в руках лиц, осуществлявших властные полномочия, сначала эпизодически, потом системно. Кроме того, все лица, наделенные публичной властью, получают привилегии (на часть военной добычи и т.д.). Публичная власть все больше отдалялась о общества, расширялись ее полномочия, общество поделилось на богатых и бедных. Появились рабы - пленники других племен.

Причины возникновения государства:

  • 1. разделение труда (переход от присваивающей экономики к производящей);
  • 2. возникновение частной собственности;
  • 3. возникновение классов.

В любом обществе существуют социальные регуляторы, которые воздействуют на развитие общественных отношений, на поведение людей. В первобытном обществе действовала система мононорм, регулировавшая значимые для жизни родовой общины отношения между ее членами. Мононормы были едины, обязательны, непререкаемы для всего общества, они вырабатывались самим обществом в процессе повседневной жизнедеятельности. В них нет различия прав и обязанностей. Только позже появляются первые табу - они были единичные, например «не уничтожат близких родственников», «запреты на членовредительство», «запрет на кровосмешение». Эти запреты были следствием объективных причин - способствовали выживанию родовой общины.

Первобытные мононормы имели несколько характерных признаков:

  • 1. Они исходили от своего рода, выражали его волю и интересы, передавались из поколения в поколение;
  • 2. Они выполнялись добровольно, в силу привычки. В случае и неисполнения обычаев к их нарушителям применялись репрессивные меры, что входило в функции общественной власти;
  • 3. Не проводилось никаких различий между правами и обязанностями членов общества;

Кроме родовой общины первобытное общество знало и некоторые другие более крупные формы организации. Это фратрии (братства), племена, союзы племен. Эти формы организации мало чем отличались от родовой общины. Фратрия считалась промежуточной формой между родовой общиной и племенем - объединение нескольких родов близких по родственным связям.

Постепенно первобытное общество отходит от равенства всех своих членов как в работе, так и в быту.Власть стала сосредотачиваться в руках вождей, которых современные ученые называют «ЧИФАМИ»,т.е. главами или «БИГМЕНАМИ»,т.е. большими людьми. Ими в основном становились мужчины, которые отличались щедростью, высоким общественным статусом и богатством. Внешне они тоже отличались от своих сородичей прежде всего одеждой.

Вождество - это особый тип власти, который сложился в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлся одной из разновидностей политической власти. Вождество непосредственно предшествовало государственной власти, поэтому его называют предгосударственной формой власти.

первобытное общество правовое государство

В далекой древности государства не было. Условно этот период можно назвать догосударственным обществом, которое поэтапно представляло собой (закономерности становления):

Праобщину (первобытное человеческое стадо - становление первобытного общества),

Родовую общину (зрелое первобытное общество),

Крестьянскую общину (первобытное общество на стадии раз­ложения, становления государственности).

Община - универсальная форма организации аграрных и иных ранних обществ, через которую прошли (или проходят) все народы мира. В период существования праобщины закончилось биологическое развитие человека, возникли искусственные жилища и орудия труда в целях самосохранения и жизнеобеспечения. Люди объединялись в коллективы, построенные на кровнородственных связях, с властью вождя. Это стало началом социальной организованности, которая развилась благодаря коллективизму в производстве и потреблении. Поскольку орудия труда были примитивными, а производительность труда низкой, родовая община пользовалась всем сообща - имела общую собственность и равномерное распределение средств к жизни (первобытный коммунизм).

В зависимости от средств хозяйствования в развитии первобытного общества можно выделить два периода:

1) присваивающей (собирательной) экономики - получение готовых продуктов путем собирания плодов, охоты, рыбной ловли. Ведущую роль в родовой общине играла женщина: собирала плоды, заботилась о детях и вела хозяйство. Родство соблюдалось по материнской линии (групповой брак). Роды объединялись в племена в результате брачных связей, запрещенных внутри рода. Это этап матриархата;

2) производящей экономики - получение продуктов в результа­те развития земледелия, скотоводства, металлообработки, привлечение военнопленных в качестве рабочей силы с целью извлечения прибавочного продукта, появление товарообмена и т. д. Ее развитие стимулировали три крупных общественных разделения труда: выделение скотоводства; отделение ремесла от земледелия; выделение группы людей (купцов), занятых только обменом. С появлением патриархальной семьи (парный брак) родство ведется по отцовской, а не по материнской линии; имущество передается по наследству от отца к сыну; расширяется перечень имущества, признававшегося частной собственностью семьи. Интересы патриархальных семей уже не полностью совпадают с интересами рода. Возникает крестьянская община. Это этап патриархата.

Публичная власть в первобытном обществе осуществлялась через общественное самоуправление, которое претерпело изменения на различных этапах его развития (эти изменения - определенные закономерности социально-классового характера). Происходило поэтапное «огосударствление» как институтов самоуправления, так и нормативной системы в ходе развития общества на собственной основе.



I. Публичная власть - общественное самоуправление - периода зрелого первобытного общества (базируется на общности интересов, производства и потребления членов рода) имеет такие признаки:

1) существовала только в рамках рода, выражала его волю и основывалась на кровных связях;

2) субъект и объект управления совпадали (общеколлективный интерес приобрел значение собственного интереса);

3) органами самоуправления выступали собрания всех членов рода (мужчин и женщин) и избираемые ими старейшины;

4) общественные дела решались волеизъявлением взрослых членов рода на собраниях; общественными делами считались следующие: разрешать споры между членами рода; пресекать нарушения традиций, ритуалов, обычаев; наказывать воров и убийц;

5) власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников (избирались только на период военных действий) основывалась на авторитете, опыте, уважении. Племя управлялось советом старейшин, который избирал вождя;

6) должность старейшины не давала никаких материальных привилегий. Он работал наравне со всеми и получал свою долю, как все;

7) различий между правами и обязанностями у членов рода не было.

Итак, публичная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее. Единство, взаимопомощь, сотрудничество всех членов рода, отсутствие противоположных интересов позволяли родовым собраниям без конфликтов решать все вопросы.

II. Публичная власть - общественное самоуправле­ние - на стадии разложения первобытного общества (новые при­знаки):

1) вместо собрания всех взрослых членов рода проводятся только

собрания мужчин;

2) совет старейшин становится органом текущего управления;

3) должность старейшины и вождя получает материальные привилегии;

4) происходит разделение функций власти на светскую (управле­ние), военную (военное руководство), религиозную;

5) осуществляется дифференциация управленческих функций: в мирное время - общее собрание и совет старейшин; в военное время - военный вождь и совет военных вождей;

6) формируется племенная бюрократия (управленческая, военная, религиозная), которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых;

7) появляются группы людей, которые «специализируются» на вы­полнении об­щесоциальных дел: администраторы (формируется иерар­хическая система управ­ле­ния со схожестью функций на ее различных уровнях); контролеры (контроль над тор­говлей, обменом, продуктами производства); казначеи (хранители добытого во вре­мя военных походов или производимого продукта, являющегося единицей обмена);

8) утверждается единоначалие вождя, его властвование (авторитет): на непосредственно переходной стадии к государству религиозные, военные и судебные функции сосредотачиваются в его руках; используются его военные приказы и принуждение как управленческие средства, хотя органы самоуправления еще сохраняются; общественная власть приобретает характер политической власти.

Возникает необходимость в такой организации общества, в которой бы публичная власть отделилась от него, с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и имеют возможность осуществлять организованное принуждение. Такой организацией становится государство. Таким образом, само общество в его исторической эволюции создает модель упорядочивания социальных связей и учреждает механизм публичного, надперсонального политического свойства - государство.

Сравним первобытный строй и государство с помощью их основных признаков:

3) наличие кровнородст­венного разделения населе­ния и распространение пуб­личной власти только на кровных родственников;

4) отсутствие аппарата принуждения, на который могла бы опираться публич­ная власть;

5) отсутствие основных функций у публичной влас­ти;

6) отсутствие сбора дани (налогов) с населения;

7) наличие неписаных пра­вил поведения - обычаев, ритуалов, традиций 3) появление территориального разделе­ния населения (вовне - государственные границы, внутри - административно-тер­риториальные единицы) и распространение публичной власти на всю территорию;

4) формирование аппарата принуждения (подавления) - отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, тюрем, на который опирается государственный аппарат;

5) оформление определенных функций публичной власти (законодательной, испол­нительной, судебной) и разделение форм деятельности ее органов;

6) появление официальной системы обло­жения данью, налогами - натуральными и денежными;

7) появление писаных общеобязательных правил поведения - юридических норм, имеющих целью обеспечение порядка в обществе.

В развитии человеческого общества существует два этапа - догосударственное общество и государственно организованное общество. Другими словами государство как социальный институт существовало не всегда.

В науке этот период назывался первобытным обществом - первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права. Развитие человечества в рамках первобытного общества является наиболее продолжительным по времени периодом человеческой истории. Человек разумный (homo-sapiens) появился как минимум 200 тысяч лет назад. Окончание первобытного строя связывается учеными с возникновением первых государств, которые возникли в древнем Египте - в конце IV- начале III тыс. д.н. э., в Китае II тыс. до н. э., на территории нынешней России - чуть более I тыс. лет назад.

В истории развития первобытного общества выделяют три основных этапа: первобытное стадо, родовая община, племена и союзы племен.

Исторически первой формой объединения человека с другими людьми было первобытное стадо, насчитывающее от 20 до 40 человек. Оно являлось самой ранней и наименее развитой формой социальной жизни. Первобытное стадо представляло собой замкнутую и самодостаточную социальную группу, в которой удовлетворялись все личные и общественные потребности. Один человек одновременно выполнял несколько функций, при этом существовало естественное разделение труда между мужчинами и женщинами, стариками и детьми. Неразвитые орудия труда и низкие производительные способности людей обусловили необходимость объединения для выживания и присваивающую форму хозяйства. Занимались первобытные люди собирательством, охотой и рыболовством, т. е. присваивали то, что давала природа. Социального неравенства не было, а различия между сородичами носили естественный характер и были связаны с полом или возрастом.

Управление столь примитивными коллективами осуществлялось совместно всем взрослым населением. Однако наиболее важные решения принимались старыми и авторитетными сородичами. Во главе стада стоял вождь. Обычно он был искусным охотником, сильным и умелым воином.

Более высокой формой социальной организации людей была родовая община. Родовая община возникла когда люди научились выращивать растительную пищу, приручать диких животных, обладивших теми или иными полезными для человека качествами, и создавать орудия труда. Она представляла собой социальную группу, основанную на кровнородственной связи. Каждый ее член находился в уже довольно сложной системе взаимоотношений с другими сородичами, между которыми существовала не только биологическая, но и производственная специализация, например, изготовление посуды, шитье, рыболовство и др.

Произошел переход от присваивающей формы хозяйства к производящей. Последствия этого перехода состояли в том, что человек от начала и до конца сам создавал орудие производства, и орудия труда стали переходить в индивидуальную собственность конкретного лица. Иначе говоря, появляются орудия, позволяющие их владельцу независимо от коллектива добывать пищу. Это приводит к запрету браков внутри рода (экзогамия) и возможности выделения из рода самостоятельных семей.

Управление родовой общиной осуществлялось старейшиной и советом. Старейшина избирался всеми членами рода, а совет состоял из опытных старейших членов рода. На время войн избирались вожди из членов рода, отличавшиеся смелостью и силой. Вот как писал американский историк и этнограф Л.Г. Морган об организации управления у североамериканских индейцев (ирокезов): «Совет был выдающейся чертой древнего общества, азиатского, европейского и американского, от возникновения рода в периоде дикости и до цивилизации. Он был орудием управления, как и верховной властью рода, племени. Обыкновенные дела решались вождями, но все, что касалось общих интересов, передавалось на решение совета. Самой простой и низшей формой совета был совет рода. Это было демократическое собрание, так как каждый взрослый член рода, мужчина и женщина, имел голос по всем вопросам, которые на нем ставились.

Более сложной формой социальной организации, чем родовая община, были племена и союзы племен.

Племя представляло собой объединение нескольких родов, связанных кровнородственными отношениями и общей территорией. Следовательно, в основе племени лежит не только кровное родство, но и территориальные свя-

зи. Совместное освоение территории и потребность в ее защите заставляли роды объединяться. При этом, роды, входившие в племя, сохраняют свою хозяйственную самостоятельность, однако некоторые виды деятельности, которые имеют значение для всего племени, переходят в ведение органов управления племени: совета племени, в котором принимают участие все члены племени; совета старейшин и вождя, избираемого на период войны.

Объединение нескольких племен для решения какой-либо задачи представляет собой племенной союз. Чаще всего племенные союзы возникали для отражения агрессии или для захвата новых территорий. Распространение (бронзовых, а затем и железных) металлических орудий труда позволило производить больше продуктов меньшим количеством людей. Из родовой общины выделяются малые семьи, способные себя прокормить самостоятельно.

Поэтому союз племен представлял уже объединение разных родов, племен, индивидуальных семей, расселившихся на одной территории. Происходит имущественное расслоение среди общинников, появляются более состоятельные семьи и бедные. Родоплеменная организация, основанная на кровном родстве ее членов, равенстве их прав и обязанностей, уже не в состоянии обеспечить целостность племенного союза старыми средствами. Участниками племенного союза являются преимущественно соседи, а не прямые родственники. Кроме того, эти соседи не равны с точки зрения имущественного положения. Возникает потребность в более эффективном механизме, который бы смог примирять различающиеся, а часто и противоположные интересы. Им стало государство. В рамках государства возникли такие социальные группы, как классы, сословия, народ и нация.

Любая социальная общность или группа, даже самая примитивная, какой являлось первобытное стадо, нуждается в управлении. В основе управления лежит власть.

Социальная, или общественная власть представляет собой способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение людей с помощью различных средств: принуждения, авторитета, права, морали, богат-

ства, знания и т.д.

Социальная власть в догосударственном обществе существовала в форме потестарной власти (от лат. potestus - власть, мощь), представляющей особую разновидность социальной власти. Потестарная власть осуществляется всеми членами рода без создания специальных органов. Она не предполагает выделения из общества социальной группы, занятой управлением на постоянной профессиональной основе. Собрания рода, племени, племенного союза наделяют властными функциями какое-либо лицо и они же лишают его властных полномочий. Власть предводителей, вождей, военачальников держится не на специальном аппарате управления и принуждения, а на их личных качествах и достоинствах, авторитете, силе, уме, опыте.

Социальная власть, существовавшая в догосударственный период, и имела следующие признаки:

1) распространялась только в рамках рода, племени, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода. Совет решал все важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между отдельными родами и т.д.;

3) повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода. Принципиально важно подчеркнуть то, что старейшины и другие «должностные лица» рода (военно-начальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами. В дальнейшем при рассмотрении признаков государства это обстоятельно необходимо будет вспомнить, поскольку чиновники государства в отличие от старейшин занимаются исключительно управлением и абсолютно никакого участия не принимают в производственной деятельности общества;

4) власть в первобытном обществе опиралась на авторитет, уважение, обычаи. К нарушителям порядка применялось принуждение (иногда достаточно суровое), однако никаких специальных (правоохранительных, карательных) органов для этого не было. Принуждение исходило от всего рода. Это тоже важное обстоятельство, поскольку государственная власть осуществляет принуждение с помощью специальных правоохранительных органов.

Таким образом, власть в период родовой организации общества строилась на принципах первобытной демократии, каких-либо специальных, занимающихся только и исключительно управлением органов в то время не существовало. Однако на смену первобытной демократии в силу различных причин, неизбежно приходит государство, представляющее собой особую форму организации жизнедеятельности людей.

Власть - это возможность определенного лица или социальной инстанции использовать различные средства (силу, авторитет, традиции и др.) с целью оказания определенного воздействия на людей для достижения той или иной цели (координация поведения, обеспечение порядка и др.).

Первобытнообщинный строй был самым длительным - более миллиона лет - этапом истории человечества. Для этого строя были характерны следующие основные черты:

  • - наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Известно, что в тот период люди, работая совместно, коллективно, не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны;
  • - экономическое равенство обусловливало и социальное равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Власть в догосударственный период являлась необходимой функцией общества того периода времени. Она не имела территориального характера, распространялась только на членов рода. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами:

  • 1) основывалась на кровно-родственных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общность имущества и труда. Соответственно, социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его волю;
  • 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления;
  • 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
  • 4) органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, сходы), так и его представители (старейшины, советы старейшин, военачальники, жрецы), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности общества. Все функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления. Они осуществлялись членами рода. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Жизнь человека в рассматриваемый период, несмотря на ее примитивный характер, нуждалась в регуляции. Необходимы были правила, на основе которых люди организовывали и регулировали совместный труд, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между людьми, процедуры разрешения возникающих споров.

Что же представляло собой общественное регулирование в рассматриваемый период времени? Общественное регулирование при первобытно-общинном строе выражалось в решениях общих собраний , в решениях старейшин, и в существовании особых норм - обычаев.

Обычай - это общепринятое неписанное правило поведения, исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного применения.

Обычаи одновременно выступали нормами первобытной морали, первобытной религии. Нормы первобытного общества нередко называют монормами (monos греческ. - «один», «единичный»). Мононормы первобытного общества - это единые, нерасчлененные нормы, определяющие порядок организации общественной жизни, взаимоотношения между членами общества, отправление религиозных обрядов и др. Эти нормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Содержание мононормы составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных и регламенты - определенные дозволения. К нарушителям применялись определенные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

Таким образом, социальными регуляторами в первобытном обществе выступала общественная власть и мононормы, которые и обеспечивали ее целостность.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!