Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Штурмовой танк Brummbar. Штурмовое орудие "бруммбар"

Итак, к рассмотрению предлагается...

Sturmpanzer IV «Brummbär»
Sd. Kfz. 166, Sturmgeschutz IV mit 15cm StuH 43

Для начала обычные статистические данные: Вес - 28,2 тонны, Экипаж 5 человек, запас хода 210 км (по дороге) и 130 (бездорожье), максимальная скорость 40 км/ч, вооружение 150мм StuH 43 L/12, плюс 1 x 7,92мм MG34. Боезапас - 150мм - 38 выстрелов, 7,92мм - 600 выстрелов. Броня: лобовая 100 мм, бортовая 50 мм, корма 30 мм, верх 20 мм.


Можно сразу сказать, что «Brummbär» - дитя Альберта Шпеера, занявшего пост рейхсминистра вооружений и боеприпасов после смерти доктора Тодта в 1942 году. В связи с жалобами фронтовиков на предыдущие штурмовые орудия (недостаточная мощность вооружения и относительно слабое бронирование) Шпеер дает задание фирме "Алкетт" (совместно с "Крупп") подготовить проект нового Штурмпанцера на хорошо зарекомендовавшем себя шасси Pz-IV.

Рейхсминистр А. Шпеер слева, в центре Гроссадмирал Карл Дениц, справа генерал-оберст А. Йодль:

2 октября 1942 года инженеры "Алкетт" предоставляют Шпееру чертежи машины, и уже 14 октября проект «Brummbär» был утвержден Гитлером.

Братский чешский народ по мере сил принял участие в осуществлении проекта. Вооружался "Гризли" 150мм. орудием StuH 43 L/12 (разработанным на основе орудия sIG 33 компанией "Шкода"), и так же на заводах "Шкода" были собраны первые образцы - в марте 1943 года 6 штук, в апреле 40, в мае - 14. Как мы видим, от подписания проекта до запуска в серию прошло всего 5 месяцев. Затем серийное производство "Гризли" было перенесено на заводы "Нибелунгенверкен" в Санкт-Валентине и производства в Капфенберге. Некоторые машины собирались на базе поврежденных в ходе боевых действий "четверочек". В конце концов, большинство из построенных машин действительно имели восстановленное шасси, но некоторые получили и совершенно новые (не более 10% от производства).

Ранние Sturmpanzer IV оказались, вследствие большой массы орудия, слишком тяжелыми для шасси Panzer IV, отчего возникали проблемы с ходовой частью. В добавок машина оказалось недостаточно энерговооруженной и потребляла чудовищное количество топлива - на сорок (!) процентов больше, чем обычная "четверочка". На первых Sturmpanzer IV не предусматривалась установка стационарного пулемета, вследствие чего они были легкой целью для истребительных пехотных подразделений. Вместо этого один пулемет имелся внутри корпуса и использовался экипажем по мере необходимости. Ранние «Brummbär» обслуживались экипажем из 4-х человек (вместо 5-ти), где заряжающий был параллельно еще и радистом.

Большинство ранних "Гризли" было потеряно в боях под Курском и, позже, в битве за Харьков и Днепрострой. В октябре 1943 года было решено провести некоторую модернизацию корпуса и орудия (с целью уменьшения веса). В декабре 1943 года новая облегченная версия орудия была разработана и поступила в производство под обозначением 150mm StuH 43/1 L/12. В январе 1944 года Sturmpanzer IV официально получил наименование «Brummbär», но в войсках оно прижилось плохо - обычно машину называли просто StuPa/Штупа - сокращенное от "Штурмпанцер".

На поздних моделях в передней бронеплите, на шарообразном шарнире, устанавливался пулемет MG34 (адаптированный с Tiger-I). Манжета орудия и верхняя передняя часть надстройки тоже были изменены (для уменьшения веса). Также поздние модели оснащались бронеюбками и обрабатывались пастой Zimmerit (о которой никто толком ничего не знает:). На модернизированной командирской башенке теперь появилась возможность устанавливать зенитный пулемет.

На следующих двух снимках - поздний вариант "Гризли":

И теперь о некоторых заблуждениях относительно данной машины. Немецкие источники уверяют: "Seinen ersten Einsatz hatte der Sturmpanzer in den Häuserschluchten von Stalingrad im Spätherbst 1942. Dort erwies er sich als ausgezeichneter Gebäudeknacker und konnte auch Erfolge im Kampf gegen leichte Bunker erzielen".

Одно непонятно: откуда «Brummbär» мог появиться в Сталинграде поздней осенью 1942 года, когда первая машина сошла с конвейера "Шкоды" только в марте 1943? Видимо, авторы перепутали "Гризли" с Stug-III, действительно широко использовавшихся в Сталинграде.

Дополнение от уважаемого dr_guillotin : В Сталинграде были StuG33(Sturminfanteriegeschütz 33, Sd.Kfz. 138/1) на шасси "тройки" с тем же 150-мм орудием. Их сделали 24 штуки на Алкетте, из которых 12 попали в Сталинград.

В действительности боевое крещение Sturmpanzer IV получил в составе 216-го Sturmpanzerabteilung (батальон 656-го полка Panzerjager под командованием подполковника Юнгфельда на Курской Дуге. После Курской битвы Юнгфельф был награжден Рыцарским Крестом, а после битвы за Харьков - произведен в полковники. Позже было сформировано еще три штурмовых танковых батальона - 217-й, 218-й и 219-й, которые воевали на Восточном и Западном фронтах. Каждое подразделение имело на вооружении по 46 Sturmpanzer IV. Они оставались в строю до самого конца войны. "Гризли" также входили в состав штурмовой танковой роты специального назначения - Sturmpanzer-Kompanie z.b.V. 218, которая принимала участие в подавлении Варшавского Восстания в 1944 году.

Кроме того, не смотря на название "Штурмовой танк", «Brummbär» никаким танком не был - хотя бы за отсутствием башни: орудие помещается в надстройке. Основная специфика машины - поддержка пехоты во время городских боев, а так же во время взятия укрепленных позиций. Так же "Гризли" показали очень высокую эффективность в обороне (Западный фронт). "Гризли" совместно со "Штурмтигерами" участвовали в подавлении Варшавского восстания - они могли полностью снести здание с 2-3 выстрелов.

Главный недостаток этой, в общем-то надежной и хорошо бронированной машины - весьма стесненные условия для экипажа, и как следствие малый боезапас. При нормальном снабжении 38 выстрелов для 150 мм. орудия - вполне достаточно, но в условиях конца войны в 1944-1945 годах много машин было попросту брошено экипажами.

Всего было произведено 298 экземпляров данного Штурмпанцера, на сегодняшний день сохранились три "Гризли" (о которых мне известно).

1. Музей в Кубинке. Ранний вариант:

2. Музей в Абердине (США). Ранний вариант. Машина хранится в безобразных условиях под открытым небом (как и многие другие раритеты, увы):

3. Танковый музей в Мюнстере (ФРГ). Поздняя версия. Условия хранения идеальны, машина на ходу:

4. Та же самая машина на транспортере:

Подробности о немецком "Гризли" здесь (много фото, текст на немецком языке).

Установка была разработана на базе Т-IV в 1943 г. Ее основным предназначением была непосредственная поддержка пехоты и танков во время боевых действий. Основное вооружение 150-миллиметровая гаубица, длинна ствола 12 калибров. Гаубица раздельного заряжения (начальная скорость снаряда 210 метров в секунду) монтировалась в просторную бронированную боевую рубку при помощи сферической маски.

Самоходная установка Sturmgeschütz IV mit 15cm StuH 43 имела сильное бронирование: лобовая броня корпуса имела толщину 80 мм, лобовая броня рубки – 100 мм, 30-миллиметровые бронеплиты устанавливались на борта корпуса, которые дополнительно защищались при помощи броневых экранов. Приборы управления огнем танковый панорамный и телескопический прицелы, что давало возможность вести огонь не только прямой наводкой, но и с закрытой позиции. Недостатком 150-миллиметровой самоходной установки "Бруммбар" ("Медведь гризли") являлась большая нагрузка а шасси, служившая причиной частых поломок ходовой части. Серийное производство установки велось в период с 1943 по 1944 год, всего изготовили около 700 машин, которые использовались в подразделениях самоходной артиллерии и в гренадерских полках в составе рот тяжелых пехотных орудий.

Немецкая САУ Sturmpanzer IV, построенная на базе среднего танка PzKpfw IV, известная также как «Brummbär» (гризли). В советских войсках ее называли «Медведь». Вооружена 150-мм гаубицей StuH 43

В начале 1942 года фирме "Алкетт" выдали задание разработать и начать производство нового штурмового танка; кроме того предписывалось вести работы в кооперации с компанией "Крупп". "Алкетт" предложила машину с массивной бронерубкой, которая монтировалась на шасси танка PzKpfw IV, модифицированное фирмой "Крупп". В наклонном, плоском лобовом бронелисте рубки устанавливалась 150-миллиметровая штурмовая гаубица. Как и некоторые предшествующие проекты, самоходки StuG 33 и "Sturmhaubitze" 42 рассматривались как "временные меры". Альберт Шпеер приказал проектировать "Sturmpanzer" IV, фактически прямой предшественницей "Бруммбар" стала САУ StuG 33.

2 октября 1942 года на совещании Шпееру доложили о состоянии работ по штурмовому "Sturmpanzer" IV. 14.10.1942 проект представили Гитлеру. Гитлер приказал изготовить к весне 1943 года 40-60 таких танков. В качестве базы САУ взяли шасси PzKpfw IV, а основным вооружением послужила гаубица 150 mm StuH 43 L/12, являвшаяся танковым вариантом пехотного орудия slG 33 компании Шкода. Гитлер в это же время дал указание начать разработку нового варианта самоходки, имеющей на вооружении 210- или 220-миллиметровую мортиру. Однако, предложение фюрера в жизнь так и не воплотили. Фирма Шкода в феврале 1943 года изготовила деревянный макет "Sturmpanzer" IV (Sturmpanzer 43). Самоходке дали обозначение "Sturmgeschutz" IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166).

Первые 6 из 60 заказанных танков были готовы в марте 1943 года, до конца апреля изготовили еще 40 машин. Последние 14 штурмовых танков были поставлены в мае 1943 года. В большинстве случаев САУ собирались на базе вновь построенных шасси, однако существовали и машины, переделанные из готовых танков PzKpfw IV. Поставкой новых шасси занималась фирма "Нибелунгенверке" (Сент-Валентайн). 52 штурмовых танка из первой партии было изготовлено на основе новых шасси танков PzKpfw IV модификации G, для восьми самоходок использовались переоборудованные шасси PzKpfw IV модификаций Е и F. Позднее было принято решение использовать для производства самоходок только имеющиеся шасси. Окончательную сборку штурмовых танков осуществляли в Вене на арсенале (Herreszeugamt Wien) в кооперации с компаниями "Зиммеринг-Грац-Паукер" и "Заурерверке". 14-15 мая на полигоне в Восточной Пруссии высшие немецкие чины третьего осмотрели новую бронетехнику.

А. Шпеер писал: - Фюрер отметил, что фронту остро необходимы машины, аналогичные "Бруммбару".

Серийное производство штурмовых танков "Бруммбар" должно было развернуться в конце мая 1943 года, однако первую серийную машину была изготовлена лишь в ноябре 1943 года. Задержка обуславливалась острой нехваткой танковых шасси. Сборку "Бруммбаров" на венском арсенале вели до мая 1944 года. Первые "Sturmpanzer" IV были перетяжеленными, поскольку масса 150- миллиметровой гаубицы (1850 кг) была большой для шасси среднего танка PzKpfw IV, сила отдачи также являлась чрезмерной.

Среди других недостатков "Медведя гризли" следует отметить недостаточную мощность двигателя, ненадежную трансмиссию, а также большой расход топлива. Отсутствие пулеметного вооружения на САУ первой серии делало машину беззащитной перед угрозой со стороны противотанковых спец. команд противника. Экипаж самоходки имел единственное средство самообороны – пистолеты-пулеметы МР-40, из которых можно было стрелять сквозь специальные амбразуры, предназначавшиеся для ведения огня. Амбразуры были выполнены в бортовых листах рубки.

Sturmpanzer IV в области Италии, март 1944 года

Как правило, экипаж штурмового танка состоял из четырех человек, поскольку заряжающий выполнял обязанности радиста, в случае разделения этих функций экипаж состоял их пяти человек. Место механика-водителя на первых 150-мм "Бруммбар" оснащалось наблюдательным устройством "Fahrersehklappe-80". Такое же устройство ставилось на тяжелый танк "Тигр I". В связи с саботажем чешских рабочих происходили поломки мех. частей наблюдательного устройства. Большое количество штурмовых танков первой партии потеряли во время боев на Курской дуге, под Запорожьем и Харьковом.

В октябре 1943 года решили спроектировать облегченный вариант бронерубки и орудия, для снижения общей массы штурмового танка. Новой пушке дали обозначение StuH 43/1 L/12. Новыми орудиями оснащались 80 машин второй партии, производство которой началось в декабре 1943 года. Несмотря на снижение массы штурмового орудия преодолеть "перетяжеленность" шасси удалось лишь после уменьшения толщины бронелистов.

Во второй партии штурмовых танков устройства "Fahrerschklappe-80" были заменены перископическими наблюдательными приборами. В январе 1944 года машина "Sturmpanzer" IV дали новое официальное наименование - "Sturmpanzer" IV "Brummbar". Также самоходные установки называли "Sturmpanzer" 43.

Конструкция рубки штурмового орудия "Бруммбар" изменилась в середине 1944 года. Производство машин продолжалось до марта 1945 года: было собрано 166 машин третьей и четвертой партий. Машины последней партии известны под названием "Abschlusserie". Штурмовые танки последних партий имели на вооружении оборонительный пулемет MG-34, установленный в лобовом листе рубки в шаровой установке "Kugelblende". Для уменьшения веса машины изменили конфигурацию верхней части рубки и маски пушки. В крыше рубки над местом командира устанавливалась командирская башенка от штурмового орудия StuG III модификации G, адаптированную к штурмовому орудию "Бруммбар".

На командирской башенке мог устанавливаться зенитный пулемет. Кроме того танки последних серий комплектовались противокумулятивными экранами, некоторые получили циммеритную антимагнитную обмазку. На поздних 150-миллиметровых САУ "Бруммбар" большую часть "болезней" удалось излечить. Штурмовые танки "Медведь гризли" в подразделениях панцерваффе зарекомендовали себя как надежная и необходимая система . Для сборки штурмовых орудий поздних выпусков использовали шасси танков PzKpfw IV модификации Н или J. Шасси PzKpfw IV Ausf.Н имело одну или две пары опорных стальных катков без резиновых бандажей, все опорные катки PzKpfw IV Ausf.J резиновых бандажей не имели.

Единственной проблемой, которую не удалось решить за все время производства штурмовых танков "Бруммбар", была нехватка внутреннего объема бронерубки для размещения большого количества выстрелов. При загрузке 38 150-миллиметровых снарядов (полный боекомплект), пять человек экипаж чувствовали себя в крайне стесненным. Вес снарядов варьировался от 25 (противотанковый снаряд) кг до 38 (фугасный) кг. 150-мм гаубица монтировалось в лобовом бронированном листе в шаровой маске и была несколько смещена вправо от продольной оси штурмового орудия. Углы наведения в горизонтальной плоскости составляли от - 15 до +15 градусов, в вертикальной плоскости от - 8 до +30 градусов.

Гаубица была оснащена оптическим прицелом Selbstfahrlafetten-Zielfemfohr 5x8 (Sfl.Z.F. la). Толщина лобового бронелиста – 100 миллиметров. Бронекожух ствола на машинах первых серий был более коротким, по сравнению с машинами поздних серий. Все штурмовые танки были оснащены радиоприемниками FUG2 USW, приемо-передающими радиостанциями FuG5 мощностью 10 ватт, танковыми переговорными устройствами. Экипаж машин поздних выпусков – пять человек: командир (рабочее место располагалось за орудием), два заряжающих, наводчик и механик-водитель. Место механика-водителя размещалось в левой передней части корпуса в отделении управления.

В период с марта 1943 по март 1945 года изготовили четыре партии "Sturmpanzer" IV и "Sturmpanzer" IV "Brummbar", в количестве 298 шт. (по другой информации 306 ед.). Сборку осуществляли на венском арсенале, а с июня 1944 года в Дуйсбурге на заводе компании "Дойче Эйзенверке". "Heereszeugamt Wien" было поставлено 140 штурмовых орудий. "Deutsche Eisenwerke" – 166 "Brummbar". Комплектующие поставлялись различными компаниями.

Штурмовое орудие "Sturmpanzer" IV "Brummbar" было предназначено для совместных действий с пехотными подразделениями и разрабатывалось специально для ведения боев в условиях городов. На практике выяснилось, что орудие может эффективно применять для разрушения различных полевых укрепление – пулеметных гнезд, блиндажей, окопов, траншей и. т.д. Также "Бруммбары" использовались для непосредственной огневой поддержки в панцергренадерских и пехотных частях. Штурмовые танки в войсках получили прозвище "Stupa".

Небольшое количество 150-миллиметровых САУ "Бруммбар" средних и поздних партий использовали как командирские танки, на них устанавливали дополнительные антенны и радиостанции. Фирма "Крупп" под наименованием Befehlsturmpanzcr IV (Bet.Stu.Pz.IV) изготовила один опытный прототип истребителя танков, вооруженный 88-миллиметровой пушкой Рак43 L/71.

Сегодня штурмовые танки "Sturmpanzer" IV "Brummbar" являются частью экспозиций французского танкового музея в Сомюре, германского танкового музея в Мюнстере, американского музея Абердинского полигона, а также в подмосковной Кубинке.

Тактико-технические характеристики самоходной артиллерийской установки "Бруммбар":
Войсковой индекс – Sd.Kfz.166;
Модель - SluPz IV "Brummbar";
Производитель –"Nibelungen", "Eisenverke";
Шасси – PzKpfw IV;
Боевая масса – 28400 кг (поздних выпусков – более 30050 кг);
Экипаж – 5 человек;
Скорость по шоссе – 35 км/ч;
Запас хода на шоссе – 160 км;
Скорость по проселку – 8 км/ч;
Запас хода на местности – 100 км;
Емкость бензобака – 470 л;
Длина – 5930 мм;
Ширина – 2880 мм;
Высота – 2520 мм;
Клиренс – 400 мм;
Ширина гусеницы – 400 мм;
Двигатель – HL120TRM "Maybach";
Мощность – 300 л.с.;
Орудие – StuH 43;
Калибр – 150 мм;
Длина ствола – 12 кал.;
Начальная скорость осколочного снаряда – 420 м/с;
Боекомплект – 30 выстрелов;
Пулемет – MG-34 (у САУ первой серии отсутствовал);
Калибр – 7,92 мм;
Боекомплект – 600 патронов;
Бронирование – 20-100 мм.

Sturmpanzer IV «Brummbar» в Бронетанковом музее в Кубинке

Официальное обозначение: Sturmpanzer IV (Sd.Kfz.166)
Альтернативное обозначение: “Brummbär”, StuG mit 15cm Stu43
Год начала работ: октябрь 1942 г.
Год постройки первого прототипа: 1943 г.
Стадия завершения работ: построено 308 единиц использовавшихся на Восточном и Западном фронте до мая 1945 г.

В рамках широкой программы использования шасси танка Pz.Kpfw.IV для постройки самоходных орудий различного назначения во второй половине 1942 года было рассмотрено предложение установить на него крупнокалиберное орудие, которое было бы способно эффективно бороться с полевыми укреплениями. Подобная штурмовая САУ создавалась для поддержки пехотных соединений, но впоследствии к неё прибавилась функция ведения боя в городских условиях.

Из нескольких вариантов была выбрана 150-мм пушка с длиной ствола всего 12 калибров, которая устанавливалась в полностью бронированной рубке. По замыслу создателей самоходки большая длина ствола была ни к чему, поскольку фугасному снаряду не требовалась высокая скорость. Проект был продемонстрирован А.Гитлеру 20-го октября 1942 года, одобривший концепцию и распорядившийся построить 40-50 машин в самые кратчайшие сроки. Окончательное решение было принято на совещании 7 февраля 1943 года – фирме Alkett поставили задачу собрать 40 самоходок и предоставить их заказчику не позднее 12 мая, а затем собрать вторую партию из 20 машин. К великому удовлетворению фирмы глобальных переделок для серийного производства не потребовалось, поэтому весь заказ был выполнен с небольшими задержками. Самоходное орудие получило официальное обозначение Sturmpanzer IV (Sd.Kfz.166) , но в послевоенный период более распространенным стало название “Brummbär” .

От танка Pz.Kpfw.IV полностью заимствовалась ходовая часть, имевшая на один борт четыре тележки с двумя обрезиненными катками каждая и подвеской на листовых рессорах, четыре поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, а также мелкозвенчатую гусеницу из стальных траков.

Корпус собирался из листов катаной броневой стали толщиной 10, 20, 30 и 80 мм. Боевая рубка имела более мощную защиту, собиралась из бронелистов толщиной 10, 20, 30, 50 и 100 мм соответственно. Основное вооружение, состоявшее из короткоствольного орудия 15cm StuH 43 L/12, устанавливалось в лобовом листе рубки. Углы горизонтального наведения составляли по 10° в каждую сторону, вертикального – от -5° до +20°.; На всех “Brummbär” устанавливался телескопический прицел Sfl ZF. Боекомплект состоял из 38 выстрелов раздельного заряжания.

На самоходке устанавливался карбюраторный 12-цилиндровый двигатель HL120TRM 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин и трансмиссия механического типа, обеспечивавшей 6 передч переднего хода и 1 передачу заднего хода.

Для сборки первых партий использовалось шасси от серийных танков разных модификаций: для 52 самоходок использовали шасси от Pz.Kpfw.IV Ausf.G, а другие 8 строились на базе Ausf.E и Ausf.F. Эти машины также оснащались дополнительными бронеплитами толщиной 50 мм. Вторая серия самоходок, выпуск которых производился с декабря 1943-го до марта 1944-го года, строились на шасси более новых танков Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Эти машины отличались установкой вытяжного вентилятора и двумя передними катками с резиновыми бандажами. Всего было собрано 60 таких машин.

Третья серия, строившаяся в мае-июне 1944 года, получила перископ вместо наблюдательного прибора Fahrersehklappe 80, а также орудие StuH 43/1, которое весило почти на 800 кг меньше оригинальной версии. На четвертой серии изменили конструкцию рубки, использовали шасси от танка Pz.Kpfw.IV Ausf.J и установили двигатель HL120TRM112. Начиная с апреля 1944 года справа от орудия появилась шаровая установка пулемета MG-34 и прицелом Kg ZF 2 (боекомплект 600 патронов), имевшем горизонтальный сектор обстрела 30° и вертикальный от -7° до +20°.; Согласно отчетам выпуск самоходок “Brummbär” распределился по годам следующим образом: 1943 г. – 66, 1944 г. – 215, 1945 г. – 17.

Первые серийные “Brummbär” получил 216-й батальон штурмовых орудий (Sturmpanzer-Abteilung 216), формирование которого было завершено в апреле 1943 года. Материальная часть была получена в Амьене, а всего удалось полностью оснастить 3 роты по 14 машин в каждой. Затем батальон был направлен на Восточный фронт, где с 10-го июне участвовал в операции «Zitadelle» под Курском. После начала советского контрнаступления оставшиеся машины перебросили на линию Днепропетровск-Запорожье, но уже в октябре им снова пришлось отступать до Никополя. В декабре 1943 года остатки батальона вернулись в Германию и отправлены на Западный фронта, где в феврале 1944 года “Brummbär” участвовали в отражении высадки под Анцио. На тот момент батальон располагал 28 машинами – впоследствии количество “Brummbär” удалось довести до 42, причем они оставались в Италии вплоть до конца войны.

В конце апреля 1944 года был сформирован 217-й батальон (Sturmpanzer-Abteilung 217), получивший 19 “Brummbär” в мае и в скором времени отправившийся в Нормандию. Первые потери батальон понес ещё в пути, поскольку железнодорожные пути постоянно подвергались ударам с воздуха. Впервые “Brummbär” удалось ввести в бой 7-го августа под Каеном, а по состоянию на 19-е августа в строю числилось 17 машин и ещё 14 находились в ремонте. После ожесточенных боёв в Фалезском котле количество самоходок сократилось до 22 и в октябре часть экипаже отправили в Panzer-Ersatz Abteilung 18. Впоследствии батальон принял участие в сражении при Булже, а завершилась его боевая карьера в Рурском «котле» в апреле 1945 года.

Самоходками “Brummbär” также планировалось оснастить 218-й батальон (Sturmpanzer-Abteilung 218) в составе трех рот по 15 машин в каждой. Формирование началось в начале января 1945-го года, но завершить этот процесс не успели и в итоге это соединение оснастили самоходками StuG III.
Ещё одним соединением на “Brummbär” должен был стать 219-й батальон (Sturmpanzer-Abteilung 219), который создавался на основе 914-й бригады штурмовых орудий (Sturmgeschutz-Brigade 914) в сентябре 1944 года. В октябре, получил всего 10 машин, батальон был отправлен под Будапешт, где впоследствии участвовал в боях с советскими войсками.

До настоящего времени сохранилось всего четыре “Brummbär”, которые находятся в музеях разных стран: Musee des Blindes (Самюр, Франция), Deutsches Panzermuseum (Мюнстер, Германия), Музей БТТ (Кубинка, Россия) и Fort Sill Field Artillery Museum (Форт Силл, США).

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны». АСТ\Астрель. Москва, 2004
Thomas L.Jentz «Sturmgeschuetz: s.Pak to Sturmmoerser» («Panzer Tracts» No.8). Darlington Productions. ISBN 1-892848-04-X. 1999

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШТУРМОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
“Brummbär” образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 28200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5930
Ширина, мм 2880
Высота, мм 2520
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 150-мм пушка 15cm Stuh 43 L/12 и один 7,92-мм пулемет MG-34
БОЕКОМПЛЕКТ 38 выстрелов и 1500 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопические прицелы Sfl ZF и Kg ZF 2
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 80 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 20 мм
крыша корпуса — 10 мм
лоб рубки — 100 мм
борт рубки — 50 мм
корма рубки — 30 мм
крыша рубки — 20 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL120TRМ, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 6-скоростной КПП (6+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков блокированных попарно в 4 тележки с подвеской на литовых рессорах, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
24 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км по шоссе
130 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,20
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанции FuG5 и FuG2

Sturmpanzer Ausf. I «Brummbär»

Основные характеристики

Кратко

Подробно

4.7 / 4.7 / 4.7 БР

5 человек Экипаж

Подвижность

28,2 тонн Масса

6 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

38 снарядов боезапас

8° / 30° УВН

15° / 15° УГН

Экономика

Описание

Sturmgeschütz IV für 15 cm Sturmhaubitze 43 Ausführung I или просто Sturmpanzer Ausf. I - самоходная артиллерийская установка разработанная в 1942 году для поддержки пехотных частей Вермахта в городских условиях. Также известна под названиями Sturmpanzer 43 (по году начала выпуска), StuPa (сокращение от Sturmpanzer) и «Brummbär» (медведь гризли, медведь ворчун) - прозвище полученное машиной среди солдат Вермахта. Активно использовалась немецкими восками с лета 1943, впервые была применена в операции "Цитадель", где зарекомендовала себя как отличная машина для подавления огня пулемётных гнезд, ДОТов, живой силы противника и скопления солдат противника в окопах. Нередко применялась и для борьбы с вражеской бронетехникой. Но при этом имела и целый ряд недостатков, которые были устранены в последующих серийных модификациях.


Первые 60 образцов САУ были построены в марте-мае 1943 года, но серийное производство удалось наладить только к осени того же года. Активно применялась в войне на Восточном фронте, а после 1943 года и на Западном фронте, в частности в боях в Италии и Северной Франции. Всего с весны 1943 года по май 1945 было построено 298 единиц Sturmpanzer IV «Brummbär» (по другим данным 306 единиц). На сегодняшний день в мире осталось несколько единиц этой машины в мировых музеях бронетехники Второй Мировой войны, таких как: французский танковый музей в Сомюре, германский танковый музей в Мюнстере, американский музей Абердинского полигона и подмосковный музей в Кубинке.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Скосы по бокам боевой рубки, теряют свою бронезащиту при ромбовке корпусом или при атаке с флангов

Sturmpanzer IV «Brummbär» имеет хорошее бронирование лба боевой рубки - 100 мм под углом в 39 градусов. Особое внимание стоит уделить скосам расположенным по обеим сторонам боевой рубки. Они бронированны гораздо хуже лобовой брони - 60 мм под углом наклона в 21 градус, но расположены таким образом, что в лобовой проекции имеют приведённую броню даже лучшую чем 100 мм бронеплита рубки. А вот при фланговых атаках или при постановке корпуса ромбом, эти скосы теряют углы наклона и легко могут поражаться. Лобовая броня корпуса защищена гораздо слабее, она имеет толщину 50-80 мм и уязвима практически для всех противников. Самым уязвимым местом лобовой брони является верхняя лобовая деталь (ВЛД) имеющая толщину 50 мм, практически без углов наклона.

Бортовая броня рубки и корпуса имеют слабую бронезащиту - 50 мм в рубке и 20 мм в корпусе, что делает борта машины очень уязвимыми для всех противников, включая зенитные самоходные установки (ЗСУ). Борта корпуса прикрывают 5 мм бронеэкраны, но особой защиты они не несут, зато могут быть очень эффективны против фугасных и кумулятивных снарядов противника. Негативную роль на живучести машины играет очень плотная компоновка экипажа и модулей внутри, из-за чего, снаряды имеющие большое количество взрывчатого вещества, разрываясь внутри боевого отделения могут уничтожить машину одним попаданием. Также минусом является и расположенный вдоль бортов боекомплект, который может взорваться от попадания снаряда в борт боевой рубки или от осколков разорвавшегося внутри снаряда.

Подвижность

Расположение экипажа и модулей внутри Sturmpanzer IV «Brummbär»

Sturmpanzer IV «Brummbär» обладает хорошей максимальной скоростью в 44 км/ч и не уступает в скорости большинству средних танков. Но при этом, максимальная скорость набирается не так уж быстро, тем более при манёврах, преодолении рельефа и препятствий, таких как деревья, заборы и прочее, скорость чувствительно теряется. Задняя скорость невысока - 7 км/ч, но её вполне хватает чтобы откатываться назад на перезарядку или заехать задом за укрытие. Brummbär имеет хорошую манёвренность, как с места, так и в движении и быстро может менять направление движения или реагировать на внезапные опасности с флангов. Проходимость у САУ средняя - с одной стороны он преодолевает ландшафтные препятствия довольно уверенно, с другой вполовину теряет свою скорость при движении по сложным рельефам. Наиболее сильно замедляют продвижение Sturmpanzer IV водные преграды, грязь и очень крутые склоны.

Вооружение

Основное орудие

Шкода переработала маску пушки и противооткатные устройства. Полученный результат получил название 15cm Sturmhaubitze 43 L/12

Sturmpanzer IV «Brummbär» вооружен 150-мм гаубицей Stu.H 43 L/12 с боезапасом в 38 снарядов. Орудие, из-за очень короткого ствола, а также доступных типов боеприпасов, имеет плохие баллистические характеристики, что исключает ведение точного огня далее чем на 450-500 метров. Зато в навесной траектории полёта снарядов есть и свой плюс - САУ может поражать противников скрытых от взора игрока за невысокими препятствиями. Еще одним плюсом орудия является просто чудовищное заброневое действие снарядов и высокое содержание взрывчатого вещества в них, что в большинстве случаев приводит к уничтожению противника одним точным выстрелом. Но при этом у Sturmpanzer IV долгая перезарядка, поэтому после выстрела лучше откатиться в укрытие на перезарядку, а не ждать её окончания на открытой местности.

Для САУ доступно два типа снарядов:

  • J.Gr.38 - осколочно-фугасный снаряд. Имеет очень большое количество взрывчатого вещества, но недостаточное для боевого рейтинга (БР) 5.0 бронепробитие. Поэтому стрелять им следует в ослабленные зоны техники противника - под днище, в крышу корпуса, под башню или в другие участки брони имеющие толщину не более 60 мм. Рекомендуется как основной снаряд для данной САУ.
  • J.Gr.39 HI/A - кумулятивный снаряд. Имеет значительно большее бронепробитие чем осколочно-фугасный снаряд, но при этом имеет меньший разлет осколков. Рекомендуется для борьбы с хорошо бронированными противниками, с которыми сложно справиться осколочно-фугасными снарядами.

Применение в бою

Несмотря на то, что большинство САУ в War Thunder имеют наибольшую эффективность на дальних дистанциях, Sturmpanzer IV «Brummbär» относится к числу тех редких исключений, когда самоходка наиболее эффективна в ближнем бою. Из-за не самых лучших баллистических характеристик орудия, ведение огня на дальние дистанции со Sturmpanzer IV требует немалого игрового опыта и точных расчетов расстояний, особенно в реалистичном (РБ) и симуляторном (СБ) режимах. В аркадном режиме (АБ) есть прицел-светофор, намного облегчающий прицеливание, но и там говорить про эффективную стрельбу далее чем на 450-500 метров не приходится.

Грамотно занятая позиция - залог успеха

Для Brummbär подойдут две тактики применения для достижения максимальной эффективности. В первом случае следует ехать сразу за основной атакующей группой команды, поддерживая их огнем сзади и прикрывая фланги, при этом нужно следить чтобы рядом всегда оказалось укрытие, за которое можно будет спрятаться для перезарядки или ремонта, в случае возникновения проблем. Второй способ заключается в занятии неожиданной для врага позиции, неподалеку от точек захвата и отстрел противников пытающихся захватить точку. При выборе такой тактики нужно учитывать что в одиночку, с долгой перезарядкой, Brummbär не сможет противостоять более чем одному противнику одновременно, поэтому рядом должны быть союзники, которые могут прикрыть игроку фланги или тыл, а также укрытие за которое можно будет заезжать для перезарядки. Учитывая уязвимость передней части корпуса, лучше выбирать для ведения огня такие позиции, которые бы прикрывали нижнюю часть машины. Для атак, захватов и обороны точек, машина мало подходит и, при использовании её для вышеперечисленных целей, может быть очень быстро утеряна игроком в бою.

Достоинства и недостатки

Лобовое бронирование способно защитить от случайных попаданий и является хорошим подспорьем, так как перезарядка долгая, плотная компоновка может сыграть злую шутку при получении повреждений, для более эффективной стрельбы требуется знание уязвимых зон противника, а также опыт владения техникой со сложной баллистикой снаряда.

Достоинства:

  • Хорошее лобовое бронирование рубки
  • Мощные снаряды
  • Возможность стрелять за препятствия навесом
  • Отличная манёвренность
  • Хорошая максимальная скорость

Недостатки:

  • Слабое бронирование корпуса
  • Плохая баллистика орудия
  • Плотная компоновка экипажа и модулей
  • Отсутствие пулеметного вооружения

Историческая справка

Sturmpanzer IV «Brummbär» замаскированный ветками деревьев

В начале 1942 года немецкое военное командование, поручило фирме Alkett совместно с фирмой Krupp разработку нового штурмового танка для поддержки пехотных частей Вермахта. Фирма Krupp предоставила модернизированное шасси от среднего танка Pz.Kpfw. IV , для которого фирма Alkett разработала боевую рубку со 150-мм гаубицей. На совещании 2 октября 1942 года рейхсминистру вооружений А. Шпееру доложили о состоянии работ по Sturmpanzer IV, а 14 октября того же года проект был представлен лично А. Гитлеру и утвержден им на серийное производство. Официально новая САУ получила наименование "Sturmgeschutz" IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166). После утверждения проекта А. Гитлер настоял на том, чтобы первые несколько десятков серийных образцов были готовы уже к весне 1943 года, но выполнить этот план не удалось, так как работы затянулись и первый деревянный макет был изготовлен только в феврале 1943 года, а первые 6 серийных образцов сошли с конвейера только в марте 1943 года. В апреле того же года было изготовлено 40 машин и еще 14 в мае. Некоторые из первых 60 САУ были изготовлены не только на новых шасси, но и на шасси прибывших с фронта Pz.Kpfw.IV, переделанных под установку боевой рубки.

Конечный итог разработки представлял собой шасси среднего танка Pz.Kpfw. IV, на которое сверху устанавливалась боевая рубка с толщиной лобовой брони 100 мм, 50 мм в бортах и 30 мм в корме, кроме того, с бортов корпуса устанавливались дополнительные бронеэкраны толщиной 5 мм. Самоходка вооружалась 150-мм гаубицей StuH 43 L/12 . Смотровая щель механика-водителя была позаимствована от тяжелых танков Pz.Kpfw.VI Tiger . Двигатель, ходовая часть и трансмиссия от Pz.Kpfw.IV были оставлены без изменений. Экипаж состоял из 4-5 человек, в зависимости от того, совмещал ли заряжающий обязанность радиста или этим занимался отдельный член экипажа.

Sturmpanzer IV «Brummbär» со своим экипажем на броне

Серийное производство Sturmpanzer IV должно было начаться в мае 1943 года, но началось лишь в ноябре того же года в связи с острой нехваткой шасси Pz.Kpfw.IV, так как в это время армия Третьего Рейха наращивала всеми силами свой танковый потенциал перед операцией "Цитадель". Боевое крещение Sturmpanzer IV или StuPa (сокращение от Sturmpanzer), как его назвали в войсках, получил летом 1943 года, участвуя в боях на Курской Дуге. Изначально задуманный для поддержки пехоты в городских условиях, StuPa очень эффективно зарекомендовал себя и в полевых условиях, успешно подавляя огонь вражеских ДОТов, пулемётных гнезд и живую силу. Не раз машина применялась и против вражеской бронетехники, с чем не менее успешно справлялась. Но вскоре были выявлены и серьёзные недостатки машины - из-за возросшего веса и сильной отдачи крупнокалиберного орудия часто выходили из строя элементы ходовой части, мощности двигателя было недостаточно для такой массы самоходки, а отсутствие пулемётного вооружения сказывалось при атаке "Бруммбара" частями пехоты противника, вооруженной противотанковыми средствами. Негативно сказывалось и малое пространство внутри боевого отделения, что при полном загруженном боекомплекте в 38 снарядов затрудняло работу заряжающего, при том что снаряды весили от 25 (противотанковый снаряд) до 38 (фугасный снаряд) кг и имели раздельное гильзовое заряжание.

В последующих модификациях Sturmpanzer IV все эти недостатки были устранены. Так, был установлен пулемёт в шаровой установке в лобовом листе рубки, а вес машины был уменьшен, правда за счет снижения толщины брони боевой рубки. После запуска в серийное производство Sturmpanzer IV применялся Вермахтом практически на всех фронтах, наиболее активно на Восточном фронте, особенно в сражениях на Курской Дуге, сражении за Харьков, в районе Будапешта и сражении близ озера Балатон. Последние два экземпляра САУ, по данным РККА, были захвачены советской армией в апреле 1945 года в Австрии. О применении Sturmpanzer IV «Brummbär» на Западном фронте крайне мало информации, однако известно, что наиболее активно он использовался немцами в боях в Италии и в Северной Франции.

Медиа

    Sturmpanzer IV «Brummbär» на марше

    Одна из поздних модификаций Sturmpanzer IV «Brummbär» в музее бронетехники

    Немецкий солдат позирует на броне Sturmpanzer IV «Brummbär»

    Sturmpanzer IV «Brummbär» в танковом музее в Кубинке

    Sturmpanzer IV «Brummbär» в бронетанковом музее под открытым небом

    Несколько Sturmpanzer IV «Brummbär» захваченные союзниками в Западной Европе

    Два Sturmpanzer IV «Brummbär» где-то в степях СССР

    Замена бортовых экранов на Sturmpanzer IV «Brummbär»

    Поврежденный Sturmpanzer IV «Brummbär» пытаются отбуксировать в тыл для ремонта

    Sturmpanzer IV «Brummbär» выдвинулся на позицию

    Союзные солдаты проходят мимо брошенного немцами Sturmpanzer IV «Brummbär»

    Sturmpanzer IV «Brummbär»

    Sturmpanzer IV «Brummbär» наполовину разобранные на запчасти и брошенные немцами при отступлении

    Жители освобожденной Франции позируют на броне Sturmpanzer IV «Brummbär» захваченного союзными войсками

    "Бруммбар" первой серии в Кубинке

    "Бруммбар" второй серии

    Машина третьей серии

Обзор Sturmpanzer IV «Brummbär» от Ezida

Обзор Sturmpanzer IV «Brummbär» от Thorneyed

Panzer IV - под таким названием эта боевая машина была почти неизвестна бойцам и командирам Красной Армии. Да и теперь, спустя 60 лет после окончания Великой Отечественной войны, сочетание немецких слов «панцер фир» вызывает недоумение у многих. Как тогда так и сейчас этот танк более известен под «русифицированным» названием Т-IV, нигде за пределами нашей страны не применяющимся.

Pz. IV - единственный немецкий танк, находящийся в серийном производстве всю Вторую мировую войну и ставшим самым массовым танком Вермахта. Его популярность у немецких танкистов была сравнима с популярностью Т-34 у наших и «Шермана» у союзников. Хорошо конструктивно отработанная и исключительно надежная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была «рабочей лошадкой» Панцерваффе.

Штурмовой танк Brummbar

Штурмовой танк Brummbar

Классификация самоходно-артиллерийских установок Вермахта была довольно сложной и запутанной. Тут присутствовали несколько основных классов САУ: Sturmgeschutze - штурмовые орудия, Selbstfahrlafetten - самоходные лафеты, Panzeijager und Jagdpanzer - самоходные противотанковые орудия, истребители танков, Flakpanzer - зенитные самоходные орудия. Неразбериха в классификации усугублялась тем, что машины, относившиеся к одному типу, при модернизации фактически приобретали характерные особенности другого. Так, например, штурмовое орудие StuG III после перевооружения 7 5-мм длинноствольной пушкой превратилось в классическую противотанковую САУ - Jagdpanzer, в этом качестве и использовалось, хотя до самого конца войны по-прежнему именовалось штурмовым орудием.


Среди этого многообразия имелся и класс так называемых «штурмовых танков» (Sturmpanzer). К танкам, правда, входившие в него боевые машины никакого отношения не имели. Большинство самоходок, причисляемых к штурмовым танкам, вооружались 150-мм тяжелым пехотным орудием sIG 33. При этом, однако, некоторые из машин, созданные по техзаданию на штурмовые танки, так никогда и не были к ним причислены, и наоборот, указанным орудием вооружались не только штурмовые танки.

В ноябре 1942 года министр вооружений Третьего рейха А. Шпеер представил Гитлеру эскизы новой машины, к разработке которой приступила фирма Alkett. На этот раз в основу конструкции было положено шасси среднего танка Pz.IV. Гитлер потребовал в кратчайшие сроки изготовить 40–60 таких САУ, причем вооруженных усовершенствованным орудием с более мощным фугасным снарядом - бои в Сталинграде были в самом разгаре.

Поскольку мощности танковых заводов были загружены до предела и поступления вновь изготовленных шасси в больших количествах ожидать не приходилось, для изготовления САУ решили использовать шасси боевых машин прибывавших для капремонта. Что касается нового орудия, то заказ на его разработку и изготовление получила фирма Skoda.

Баллистику нового орудия позаимствовали у sIG 33. Заново были разработаны противооткатные устройства и маск-установка, что позволило уменьшить его габариты, массу и откат при сохранении всех прочих ТТХ.





Орудие получило обозначение 15 cm Sturmhaubitze 43. Длина ствола составляла 1810 мм, масса орудия -1850 кг. В боекомплект входили выстрелы раздельного заряжания с осколочно-фугасными снарядами JGr 33 и JGr 38 массой 38 кг и начальной скоростью 240 м/с, а также с кумулятивными снарядами Gr 39 Н 1/А массой 25 кг и начальной скоростью 280 м/с, пробивавшие 160 мм броню. Максимальная дальность стрельбы из штурмовой гаубицы достигала 4300 м. За счет монтажа орудия в шаровой установке углы горизонтального наведения составляли 18° на сторону, вертикального - от -8° до +30°.

Первые шесть орудий Skoda изготовила в марте, следующие 40 - в апреле и последние 14 - в мае. Соответственно, было выпущено и 60 CАУ - 20 в апреле и 40 - в мае 1943 года. Для 52 из них использовались вновь изготовленные на заводе Nibelungenwerk шасси танка Pz.IV Ausf.G, для остальных - шасси поступивших в ремонт танков Pz.IV Ausf.E и Ausf.F. Сборка самоходных установок, получивших официальное название Sturmpanzer-IV, осуществлялась на ремонтном заводе сухопутных войск в Вене при участии фирм Saurer и Simmering-Graz-Pauker. Впервые новая боевая машина была продемонстрирована Гитлеру 15 мая 1943 года на полигоне Arys.

Все Sturmpanzer IV имели полностью бронированную боевую рубку с расположенным под большим углом наклона 100-мм лобовым листом. Боевая масса машины достигла 28,2 т (против 23,5 т у базового танка). Несмотря на некоторую перегрузку ходовой части и силовой установки, максимальная скорость машины составляла 40 км/ч, а запас хода - 180 км.

Все 60 «штурмпанцеров» первой серии направили во вновь сформированный 216-й батальон штурмовых танков (Sturmpanzer-Abteilung 216). Боевое крещение батальон получил на Восточном фронте в ходе операции «Цитадель» летом 1943 года. «Штурмпанцеры» достаточно эффективно применялись для уничтожения фортификационных сооружений при прорыве линии обороны советских войск. По этому было принято решение о возобновлении их производства с темпом сборки 20 машин в месяц.




Выпуск САУ вновь начался в декабре 1943 года. В качестве базы использовалось шасси среднего танка Pz.IV модификации Н. В конструкцию и форму рубки были внесены незначительные изменения. В частности, в увеличенной рубочке механика-водителя был ликвидирован, заимствованный у танка «Тигр», прибор наблюдения Fahrersehklappe 80, а вместо него смонтирован перископ. Кроме того, с февраля 1944 года на боевых машинах начали устанавливать орудие 15 cm Sturmhaubitze 43/1 с удлиненным броневым кожухом ствола. Увеличилось число и расположение вентиляторов и люков на крыше рубки. Всего было выпущено 73 Sturmpanzer IV так называемой второй с лобовыми скошенными «скулами» заменили на более простую четырехугольную. В лобовом листе над рубкой механика-водителя в шаровой установке Kugelblende 80 был смонтирован пулемет MG 34. На оснащении «Бруммбера» оборонительным пулеметом давно настаивали в войсках. На крыше рубки вновь изменились количество и форма вентиляторов и люков.





Появилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG III Ausf.G. Кормовая двухстворчатая дверь рубки или средней серии. Кстати, в 1944 году боевая машина получила неофициальное название Brummbar («Бруммбер» - «Гризли»), под которым известна значительно больше, чем под своим официальным обозначением.

С июля 1944 года начался выпуск третьей, или поздней серии самоходок, продолжавшийся до марта 1945 года. Теперь в качестве базы использовалось шасси Pz.IV Ausf.J. Кроме того, заметно была переделана боевая рубка. Применявшуюся ранее шестиугольную форму теперь располагалась в сдвинутом к левому борту броневом выступе.

Заметно изменилась и ходовая часть. Машины двух первых серий имели обрезиненные опорные катки. В результате перегрузки резиновые бандажи быстро разрушались, что приводило к выходу САУ из строя. Поэтому на «бруммберы» третьей серии стали устанавливать опорные катки со стальными бандажами. Сначала ими заменили обрезиненные только в первой тележке подвески, затем в двух передних. На большинстве же «бруммберов» позднего выпуска все опорные катки ходовой части имели стальные бандажи. Правда, применение таких катков ускоряло износ гусениц, но все же он не был таким быстрым, как разрушение резины.

По разным данным, до марта 1945 года было изготовлено 298–306 штурмовых танков Brummbar.

В конце 1943 года в дополнение к 216-му сформировали 217-й, 218-й и 219-й батальоны штурмовых танков, в каждом из которых имелось 45 боевых машин.

«Бруммберы» воевали на Восточном фронте, в Италии - под Анцио и Неттуно, а также на Западном фронте. Последними крупными операциями, в которых этим машинам довелось выступать в роли штурмовых танков, стали наступление в Арденнах в декабре 1944-го и контрудар в районе озера Балатон в январе - марте 1945 года. По состоянию на начало марта 1945 года в Вермахте еще имелось 188 штурмовых танков Brummbar.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!